02.05.2020

Возрастная морфология центральной нервной системы презентация. Презентация "Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей. Нервно-психическое развитие.". Развитие мышечной системы


краткое содержание других презентаций

«Периферический отдел нервной системы» - Вегетативные рефлексы. Симпатическая иннервация. Вегетативный отдел нервной системы. Метасимпатическая нервная система. Висцеральные афференты. Принцип деятельности вегетативного отдела. Симпатический отдел нервной системы. Роль парасимпатической иннервации. Физиология и этология животных. Периферический соматический отдел нервной системы. Особенности. Влияния вегетативной иннервации. Парасимпатическая иннервация.

«Автономная вегетативная нервная система» - Возбуждение симпатической системы. Отросток первой клетки (преганглионарный) оканчивается в нервном узле. Эффекты парасимпатической системы. Постганглионарные нейроны. Функции, не нужные для преодоления внезапной нагрузки. Вегетативные нервные узлы располагаются за пределами ЦНС. За что отвечает соматическая часть нервной системы. Центральная и периферическая части. Симпатическая НС. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы.

«Биология «Нервная система»» - Крупный нейрон. Двигательные нервные окончания. Тельце Фатера. Нейрон состоит из тела (сомы) и отростков. Механорецепторы. Тельца Руффини. Структурные элементы нервной системы. Общие принципы организации нервной системы. Цель работы. Тактильные рецепторы. Особенности организации нервных окончаний. Нервные окончания. Нервная система. Концевые колбы Краузе. Синаптические нервные окончания. Эпидермис.

«Центральная нервная система» - Кора больших полушарий головного мозга. Рефлексы, осуществляемые с участием центров спинного мозга. Тонические рефлексы. Средний мозг. Продолговатый мозг и варолиев мост. Чувствительные нейроны располагаются в 3 и 4 слоях коры. Физиологическая роль центральной нервной системы. Стато-кинетические рефлексы. Центральная нервная система (ЦНС) – это головной и спинной мозг. У животных исследуется ряд рефлексов.

«Особенности высшей нервной деятельности человека» - Собака ест из миски. Функции мозга. Виды торможения психической деятельности. Высшие отделы нервной системы. Особенности высшей нервной деятельности человека. Условия выработки условных рефлексов. Выработка условного рефлекса. Инсайт. Основные характеристики условного рефлекса. Собака начинает есть. Фистула для сбора слюны. Классификация условных рефлексов. Выделяется слюна. Условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности.

«Вегетативный отдел нервной системы» - Мезенцефальный отдел. Парасимпатотонические кризы. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Сакральный отдел. Рефлекторный нервный путь слюноотделения. Вегетативная нервная система. Бульбарный отдел. Фармакологические пробы. Дермографизм. Ортоклиностатический рефлекс. Функции внутренних органов. Пиломоторный рефлекс. Проба с пилокарпином. Болезнь Рейно. Симпатотонические кризы. Слюноотделение.

Подобные документы

    Морфологические особенности строения и функций нервной системы у новорожденного. Анатомо-физиологическое состояние спинного мозга, слуха и зрения ребенка. Рефлексы и восприятия окружающей среды новорожденным. Анатомия спинного и головного мозга.

    реферат, добавлен 15.12.2016

    Эмбриогенез центральной нервной системы (ЦНС). Развитие переднего мозга. Внутриутробное формирование нервной системы. Головной мозг у детей после рождения, его структурно-морфологическая незрелость. Функциональная особенность ЦНС у детей раннего возраста.

    презентация, добавлен 09.03.2017

    Понятие нервной системы. Общая характеристика этапов развития нервной системы по триместрам беременности: развитие головного и спинного мозга, вестибулярного анализатора, организация и миелинизация структур. Развитие ликвора и кровеносной системы мозга.

    реферат, добавлен 20.10.2012

    Эмбриональное развитие нервной системы. Лечение грыжи спинного мозга. Дефекты развития головного и спинного мозга, черепа и позвоночника. Этиология пороков развития нервной системы, требующие хирургической коррекции. Спинномозговые грыжи, их клиника.

    доклад, добавлен 13.11.2019

    Кровоснабжение спинного мозга. Анатомо-функциональная классификация нервной системы. Функции центральной нервной системы. Топографические взаимоотношения сегментов спинного мозга с позвоночным столбом. Схема источников кровоснабжения спинного мозга.

    реферат, добавлен 14.10.2009

    Иерархическая структура нервной системы. Строение спинного и головного мозга, двигательных зон коры головного мозга. Области мозга, имеющие отношение к психике и контролирующие органы чувств человека. Схема функциональной системы по П.К. Анохину.

    презентация, добавлен 29.10.2015

    Оценка информативности ведущих клинических синдромов при изолированных формах врожденных пороков развития центральной нервной системы для ранней их диагностики. Соматическая характеристика детей и подростков с пороками центральной нервной системы.

    Возникновение центральной нервной системы. Особенности безусловных и условных рефлексов. Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет). Изменение высшей нервной деятельности у детей в процессе учебных занятий.

    реферат, добавлен 19.09.2011

    Характеристика отделов центральной нервной системы. Внутреннее и внешнее строение спинного и головного мозга, их функции и особенности развития. Главные аспекты физиологии отделов головного мозга и проводящих путей. Биоэлектрическая активность мозга.

    реферат, добавлен 22.04.2010

    Структура и функции нервной системы. Типы нейронов. Внутреннее строение спинного мозга. Липиды центральной и периферической нервной системы. Изучение особенностей обмена в нервной ткани. Гипоксия и окислительный стресс. Свойства нейроспецифичных белков.

Физиология (гр. рfysis - природа и логия - учение)
изучает жизнедеятельность целостного организма
и частей (органов, клеток) тела, их взаимодействие,
особенности функционирования в различных ситуациях
(покое, профессиональной деятельности). Физиология
тесно переплетается с такими науками,
как анатомия, цитология, эмбриология, биохимия,
биомеханика,
медицина, психология….
Возрастная физиология сформировалась как
отдельная наука, раздел физиологии человека и
животных, изучающий закономерности становления и
развития физиологических функций, особенности роста и
развития детей и подростков. Она изучает процессы
онтогенетического развития организма с внутриутробного
периода до юношеского возраста.

Закономерности роста и развития организма

Онтогенез (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis – происхождение,
развитие) – процесс индивидуального развития организма с момента
зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти.
Выделяют преднатальный (антенатальный), перинатальный и
постнатальный периоды онтогенеза.
В процессе онтогенеза происходит рост и развитие организма.
Развитие -процесс количественных и качественных изменений,
происходящих в организме человека, приводящих к повышению
уровней сложности организации и взаимодействия всех его
систем. Развитие включает в себя три основных фактора:
рост,
дифференцировку органов и тканей,
формообразование (приобретение организмом характерных,
присущих ему форм).
Рост - количественный процесс, характеризующийся непрерывным
увеличением массы организма и сопровождающийся изменением
числа его клеток или их размеров.
Характерной особенностью процесса роста детского организма являются
его неравномерность и волнообразность.

Основной биогенетический закон – онтогенез есть краткое повторение филогенеза (истории развития вида). К основным закономерностям онтоге

Основной биогенетический закон –
онтогенез есть краткое повторение
филогенеза (истории развития вида).
К основным закономерностям
онтогенетического развития относятся
неравномерность и непрерывность роста и
развития, гетерохрония и явления
опережающего созревания жизненно
важных функциональных систем.
П. К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных
систем) и, вытекающее из него, – учение о системогенезе. Согласно его представлениям,
под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение
различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного
эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта
сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и
др.).
Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются,
обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.

Также к основным закономерностям роста и развития относятся:

- «энергетическое правило скелетных мышц» как ведущий фактор
системогенеза (по И.А. Аршавскому).
Согласно данным Аршавского, рост и развитие скелетной мускулатуры
является ведущим фактором в объединении разных систем организма в
единое целое.
- надежность биологической системы (по А.А. Маркосяну).
Под надежностью биологической системы принято считать такой уровень
регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное
протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и
взаимозаменяемости, гарантирующей приспособление к новым условиям
существования и быстрым возвратом к исходному состоянию.

Критические и сенситивные периоды развития

Переход от одного возрастного периода к другому является
переломным этапом развития, когда организм переходит от одного
качественного состояния в другое. Скачкообразные моменты развития
целого организма, отдельных его органов и тканей
называются критическими. Они жестко контролируются генетически.
С ними частично совпадают так называемые сенситивные периоды
(периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и
менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно
восприимчивыми к влияниям внешней среды, в том числе
педагогическим и тренерским.
Критические периоды переключают организм на новый уровень
онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования
организма в новых условиях жизнедеятельности (например,
активация определенных генов обеспечивает возникновение
переходного периода у подростков). В критические периоды развития
чувствительность зародыша к недостаточному снабжению его
кислородом и питательными веществами, к охлаждению,
ионизирующей радиации повышена.

Сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма
к новым условиям (оптимизируются перестроечные процессы в
различных органах и системах организма, налаживается согласование
деятельности различных функциональных систем, обеспечивается
адаптация к физическим и умственным нагрузкам на этом новом уровне
существования организма и т. п.). С этим связана высокая
чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные
периоды развития.
Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды
оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных
возможностей организма, превращению врожденных задатков в
определенные способности, а неблагоприятные задерживают их
развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в
первую очередь, нервной системы, нарушение психического и
физического развития.
Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее
эффективны. При этом возникает наиболее выраженное развитие
физических качеств - силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим
образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в
наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма.

Важной особенностью возрастного развития в настоящее время является акселерация.
Различают акселерацию эпохальную и индивидуальную.
Под эпохальной акселерацией понимают ускорение роста, физического развития,
полового созревания и психического развития организма человека. Употребляют также
термин секулярный тренд (вековая тенденция). Такое явление наблюдается в разных
странах, в различных городах и сельской местности.
Так, за последние 30-40 лет у новорожденных детей длина тела увеличилась на 1,5-1 см
и масса тела - на 100-150г. В возрасте 1 года дети стали, в среднем, длиннее на 5 см и
тяжелее на 1.5-2 кг, чем 50-75 лет назад.
Ускорилось половое созревание, раньше формируются вторичные половые признаки,
на 1.5-2 года раньше появляются первые менструации у девочек, отмечаются случаи
раннего деторождения (с 8-9 лет).
В настоящее время максимального роста девушки и юноши достигают в 16-19 лет, а 50
лет назад они достигали его к 20-26 годам.
Считают, что это явление может быть обусловлено усиленным ультрафиолетовым
облучением (гелиогенная теория), влиянием на эндокринные железы магнитных волн,
возросшей космической радиацией, увеличением потребления белков (алиментарная
теория), повышенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей
(нутригенная теория), ростом количества получаемой информации, особенно в
условиях городской жизни. Предполагают, что природные факторы могут вызывать
периодические изменения в генетике человека, обуславливая эпохальные вспышки
акселерации.

Индивидуальная или внутригрупповая акселерация, т. е. явления
ускорения развития отдельных детей и подростков в определенных
возрастных группах. Считается, что акселерация не является этапом
прогрессирующего увеличения размеров тела человека, а
представляет лишь фазу в его развитии.
Ретардация - явление, противоположное акселерации, - замедление
физического развития и формирования функциональных систем
организма детей и подростков. На современном этапе изучения
выделяют две основные причины ретардации. Первая - различные
наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном
онтогенезе органические нарушения; вторая - различные факторы
социального характера.
Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания
процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам,
просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они
приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы
роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за
более короткий срок.

Периоды внеутробного развития организма человека

I новорожденный – 1-10 дней;
II грудной возраст – 10 дней-1 год;
III раннее детство – 1-3 года;
IV первое детство – 4-7 лет;
V второе детство – 8-12 лет – мальчики, 8-11 лет – девочки;
VI подростковый возраст – 13-16 лет – мальчики, 12-15 лет – девочки;
VII юношеский возраст – 17-21 год – юноши, 16-20 лет – девушки.
VIII Зрелый возраст 1-й период 22-35 (мужчины); 21-35 (женщины);
2-й период 36-60 (мужчины); 36-55 (женщины)
IX. Пожилой возраст 61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины);
X. Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины);
XI. Долгожители - 90 лет и старше.

Транспорт оплодотворенной яйцеклетки по маточной трубе вплоть
до имплантации (схема).
1 - яйцеклетка в ампуле маточной трубы; 2 - оплодотворение; 3-7 -
различные стадии образования бластомеров; 8 - морула; 9, 10 -
бластоциста; 11 - имплантация.

Имплантация. а- - бластоциста перед имплантацией; б - начальный контакт бластоцисты с децидуальной оболочкой матки, в - погружение бласто

Имплантация. а- бластоциста
перед
имплантацией; б
- начальный
контакт
бластоцисты с
децидуальной
оболочкой
матки, в -
погружение
бластоцисты в
децидуальную
оболочку, г -
завершение
имплантации.

Положение
эмбриона и
зародышевых
оболочек в разные
периоды
внутриутробного
развития человека.
А - 2 - 3 недели; Б - 4
недели:
1. полость амниона
2. тело эмбриона
(эмбриобласт)
3. желточный мешок
4. трофобласт.
В - 6 недель; Г плод 4 - 5 месяцев:
1. тело плода
2. амнион
3. желточный мешок
4. хорион
5. пупочный канатик.

Внутриутробное развитие

Особенности скелета

Особенности скелета
Первичную основу скелета составляет хрящевая ткань, которая постепенно
замещается костной, причём костеобразование происходит как внутри
хрящевой ткани, так и на поверхности.
К моменту рождения ребёнка диафизы трубчатых костей уже представлены
костной тканью, в то время как подавляющее большинство эпифизов, все
губчатые кости кисти и часть губчатых костей стопы состоят ещё только из
хрящевой ткани.
Костные фрагменты имеют своеобразное волокнистое строение, богаты
сосудами и костномозговыми элементами. Кости только к 2 годам приближаются
по строению к кости взрослого.

Особенности черепа новорожденных

Окостенение скелета

Окостенение
скелета
В течение первых
месяцев у ребенка нет
совсем запястных
костей
Прорезывание зубов.
Хорошим показателем
правильности развития
служит темп
прорезывания
молочных зубов.
Изредка имеет место
довольно раннее
прорезывание зубов, с
3-4 мес, и обычно это
является
конституциональной
особенностью детей.
Для большинства же
здоровых детей
прорезывание зубов
начинается с 6-7 мес.
Первыми
прорезываются нижние
средние резцы, в
возрасте 8-9 месяцев
прорезываются верхние
средние резцы, а через
некоторое время и
лятеральные верхние и
нижние резцы.
Годовалый ребенок
имеет 8 зубов
.

В 4–6 месяцев ребенок начинает садиться, сначала с помощью взрослых, потом и сам. По мере освоения этой позы формируется кифоз в грудном отд

В 4–6 месяцев ребенок начинает садиться,
сначала с помощью взрослых, потом и сам. По
мере освоения этой позы формируется кифоз в
грудном отделе. Позднее, в 8–12 месяцев, когда
ребенок начинает вставать и учится ходить, под
действием мышц, обеспечивающих сохранение
вертикального положения туловища и
конечностей, образуется главный изгиб –
поясничный лордоз

Развитие мышечной системы

Мышечная система у грудничков развита слабо. Вес мышц по
отношению к весу всего тела меньше:
у новорождённого - 23,3%.
Мышцы у детей по внешнему виду бледнее и нежнее, богаче
водой, но беднее белковыми веществами и жиром, а также
экстрактивными и неорганическими веществами.
Мышцы новорожденного физиологически гипертоничны, особенно в области
сгибателей, в дальнейшем тургор несколько слабеет, но с развитием ребенка и
совершенствованием движений усиливается.
Развитие мышцу детей идёт неравномерно. В первую очередь у
них развиваются более крупные мышцы, например, мышцы
плеча и предплечья, а более мелкие мышцы развиваются
позднее.
Суставы новорожденного уже имеют все анатомические
элементы сустава. Однако эпифизы сочленяющихся костей
состоят из хрящей, окостенение которых начинается после
рождения ребенка на 1-2-ой годы жизни и продолжается до
юношеского возраста.

Развитие ребенка можно считать нормальным только в том случае, если у него правильно
развивается двигательная сфера. В первую очередь развиваются системы мышц,
предназначенные для наиболее важных в данный момент функций. Функц. развитие идет
сверху вниз. У новорожденного головка еще беспомощно свисает и болтается во все
стороны. Прежде всего ребенок научается держать и поднимать головку, затем он не только
держит ее, но и поворачивает в разные стороны под влиянием зрительных и слуховых
впечатлений. Обычно это имеет место уже на 2-м месяце.
Первое время ребенок является совершенно беспомощным; к концу первого месяца
наблюдается уже некоторое улучшение; к 2 мес. ребенок держится уже гораздо увереннее.
К 3-4 мес. ребенок уже научается сидеть с поддержкой, следовательно овладевает
функцией спинных и грудных мышц. В это же время ребенок делает первые хватательные
попытки, учится владеть своими верхними конечностями. Он умеет протягивать ручку, брать
предметы и бросать их. Первое время у него еще нет строгой диференциации отдельных
мышечных групп, движения носят массовый характер, беспорядочны, хватание
производится обычно всей рукой.
С 4-го мес. ребенок уже может переворачиваться на живот, опираться на ручки и даже
подниматься на ножки и держаться на них, если, держа его за руки, помогают ему вставать
и упираться ножками. К 5 мес. эти движения уже более уверенны.
В 6 месяцев ребенок легко стоит с поддержкой и сидит совершенно свободно без
поддержки. К 7 мес.ребенок научается ползать по кровати, сам становится на ножки.,
держась за край кроватки. В конце года жизни ребенок делает уже попытки самостоятельно
ходить, а некоторые дети ходят уже довольно прилично. Время начала хождения ребенка
индивидуально различно. Дети хорошо развитые, с которыми много занимаются и
помогают, начинают обычно ходить уже с 10-11 мес; наоборот, дети, которым уделяют
мало внимания, научаются ходить только на 2-м году.
За 3-ю и 4-ю четверти года прогрессирует значительно дифференциация отдельных
мышечных групп. Хватание делается более уверенным, начинается преимущественное
пользование.правой рукой с обособлением указательного пальца. В конце года ребенок уже
хорошо хватает и крепко держит, тонкие предметы берет двумя пальцами, но тянется еще
схватить пламя и капающую воду, начинает производить сложные двигательные комплексы,
выполнять простые действия, хлопать в ладоши и т. п.

Развитие головного мозга

Ребенок рождается с мозгом
весом около 390 г. Мозговая
субстанция быстро нарастает,
достигая к 6 мес. веса в 600-
700 г, к концу года вес мозга-
около 900 г. То есть за первый
год жизни головной мозг
увеличивается в 21/2 раза.
Ребенок рождается со
сформированным
сегментарным аппаратом и
свойственными ему
автоматическими
рефлекторными реакциями,
кора недоразвита и лишь в
поздних стадиях
сформировывается и
приобретает господствующую
роль над всеми
функциональными
проявлениями.

Образование первых условных рефлексов протекает
относительно медленно, а сами они еще
неустойчивы, что обусловлено, видимо, широкой
иррадиацией в коре процессов возбуждения и
торможения.
Если в первые дни после рождения проявляются
первые безусловные ориентировочные рефлексы, то
начиная с 3 – 4-х месяцев происходит образование
условных ориентировочных (исследовательских)
рефлексов, играющих в дальнейшем важную роль в
поведении ребенка.

Головной мозг новорожденного отличается относительно большой величиной,
крупные борозды и извилины хорошо выражены, но имеют малую высоту и
глубину. Мелких борозд мало, и они появляются после рождения. Развитие
борозд и извилин в основном происходит до 5 лет. Размеры лобной доли
относительно меньше, чем у взрослого человека, зато больше затылочная доля.
Мозжечок развит слабо. Серое вещество слабо отдифференцировано от
белого. Миелиновая оболочка волокон развита слабо.
Спинной мозг к рождению более развит, чем головной.
В течение первых двух лет жизни головной мозг интенсивно растет (к 2 годам
достигает 70 проц.). В основном увеличение массы мозга происходит не за счет
образования новых клеток, а в результате роста и разветвления дендритов и
аксонов. За первые два года жизни площадь коры больших полушарий
увеличивается в 2,5 раза, в основном путем углубления извилин. Увеличивается
и толщина коры больших полушарий.
С первого дня жизни у ребенка могут быть обнаружены ориентировочные и
защитные рефлексы на болевые, звуковые, световые и др. раздражения.
Однако эти реакции плохо скоординированы, нередко беспорядочны, медленно
протекают и легко распространяются на большое количество мышц.
Считается, что в первые дни жизни реакции организма осуществляются без
участия коры больших полушарий и подкорковых ядер.
У новорожденных процессы, протекающие в нервных клетках, замедлены.
Медленнее возникает возбуждение, медленнее оно распространяется по
нервным волокнам. Длительное или сильное раздражение нервной клетки легко
приводит ее к состоянию торможения.

В период новорожденности отмечается еще полное отсутствие высших психических
функций и наличие лишь низших органов чувств и элементарных движений: сосание,
причмокивание, зевание, глотание, кашель, плач, импульсивные, рефлекторные и
инстинктивные движения. Осязательная сфера, вкус и обоняние развиты достаточно,
зрение несовершенно в силу отсутствия координации, слух первые дни несовершенен
К концу месяца ребенок уже в состоянии поворачивать головку к интересующим его
предметам; крик принимает более выразительный характер; начинает появляться улыбка.
В течение 2-го мес. на лице ребенка уже можно уловить проявление удовольствия,
неудовольствия, испуга, удивления, в конце 2-го месяца ребенок пытается смеяться, при
плаче появляются слезы. За этот период возникают определенные доминантные реакции,
выражающиеся в быстром и полном торможении бывших до воздействия двигательных
реакций.
На 3-м месяце происходит дальнейшее совершенствование, интенсивно развиваются
мускульные ощущения, и ребенок все хватает и тянет в рот. Приятные мелодичные звуки
возбуждают интерес и удовольствие ребенка.
С 4 до 6 мес. проявляется интерес к окружающему, узнавание знакомых лиц, предметов.
Усиливается произвольное внимание, совершенствуется память. Наступает период
экспериментирования. Ребенок уже способен понимать некоторые акты, совершать
простые обдуманные движения, в особенности в виде подражания другим. Гуление
усиливается, давая сочетание гласных и согласных. Эмоциональная жизнь проявляется в
виде страха, гнева, проявления любви.
С 6 до 9 месяцев ребенок знакомится с величиной, формой и расстоянием, мускульноосязательным путем -изучает части своего тела. Зрительная и слуховая сферы
совершенствуются, начинается различение цветов. Память и внимание
совершенствуются, подражание и копирование звуков и жестов усиливается. Ребенок
любит быть в обществе, реагирует на похвалу, проявляет чувство зависти, ревности. Он
способен понимать речь; поддерживает разговор взглядом, мимикой, движением,
начинает лепетать первые слоги.
За время 4-й четверти понимание слов увеличивается, ребенок произносит много слогов
и отдельные простейшие двусложные слова. Он способен производить сложные
двигательные комплексы.

Особенности зрения у новорожденных

На 3-й недели внутриутробного развития происходит закладка глаза. При
рождении ребенка визуально можно видеть, что глаза ребенка относительно
больше массы тела.
зрение новорожденного подчиняется формуле 20/100 - это означает, что кроха
может видеть предмет, если тот находится на расстоянии 20–30 см от его лица и
на уровне глаз - не больше. Малыш видит предметы несколько размытыми.
Первые две недели малыш видит очень плохо, его глазки способны различать
только цвета только на уровне "ярче–темнее" - это происходит потому, что мышцы
глазок крохи еще очень слабые, кроме того, не сформированы до конца и
нейронные связи между зрительным нервом и затылочной частью коры головного
мозга.
Движения глаз при появлении на свет еще не скоординированы. С каждым днем
кроха учится фокусировать зрение на интересных ему объектах. У новорожденных
малышей глазки могут немного косить: сходиться "в кучку" или разбегаться в
разные стороны - впоследствии это должно пройти.
И только ко 2 неделе можно наблюдать у ребенка так называемое «зрительное
сосредоточение». Слежение взором за предметом или движущимся объектом
функционирует ко 2 месяцу, а в 3 месяца уже развито бинокулярное зрение, то
есть ребенок фиксирует взглядом предмет и прослеживает его движение двумя
глазами. Реакция зрачка на свет проявляется у плода уже в 6 месяцев.
Некоторые исследователи считают, что в период первых недель малыш видит
«плоскую» картинку, отсутствует эффект перспективы, и она перевернута.
всем новорожденным присуща дальнозоркость, вот почему они лучше видят
удаленные предметы. Небольшая ширина поля зрения позволяет младенцу
видеть только предметы "перед собой", если же переместить их вбок от лица
крохи - он перестанет их видеть.
Способность поднимать и опускать глаза, чтобы видеть предмет в вертикальной
плоскости придет к нему чуть позже - ближе к четвертому месяцу жизни.

Естественная детская дальнозоркость

Особенности слуха

Звуковые восприятия прослеживаются во
внутриутробном развитии. Этот факт
подтверждается, когда сильный звуковой
раздражитель, который воспринимает мать,
соответствует шевелению плода и учащению у
него сердцебиения. При рождении - реакция
на звук - вздрагивание, мимические
подергивания мышц лица, открывание рта,
выпячивание губ и изменения ЭКГ и ЭЭГ.
Острота слуха у новорожденного снижена и
улучшается к концу 2-го года жизни.
У грудных детей слуховая труба отличается от
слуховой трубы взрослых рядом признаков.
Слуховая труба прямая, без кривизны и
изгибов, широкая, направлена горизонтально,
цилиндрической формы, короткая (у
новорожденных длиной 2 см, у взрослых -
3,5 см).
Рост в длину сопровождается сужением ее
просвета с 0,25 см в возрасте 6 мес до 0,1 см
у детей старшего возраста.
Перешеек трубы отсутствует, а глоточное
устье окаймлено хрящевым кольцом, зияет и
имеет вид овальной или грушевидной щели
глубиной 3-4 мм. У старших детей и
взрослых она раскрывается только при
глотании.

Особенности кровообращения плода

Движение крови через плаценту является частью большого круга
кровообращения плода. Из плаценты кровь ребенка попадает в нижнюю полую
вену, оттуда в правое предсердие. Отсюда кровь попадает частично в правый
желудочек, а частично через имеющееся у плода овальное отверстие между
предсердиями в левый желудочек. Из правого желудочка кровь поступает в
легочную артерию. Затем часть крови идет в легкие, но большая часть через
артериальный проток изливается в аорту и затем опять идет по большому кругу.
Таким образом, оба желудочка выполняют одинаковую работу, нагнетая кровь в
аорту. Левый непосредственно, а правый через артериальный проток. Поэтому
толщина их мышечного слоя приблизительно одинакова.
После рождения и перерезки пуповины нарушается связь с матерью.
Вследствие наступившего кислородного голодания наступает возбуждение
дыхательного центра и происходят первые дыхательные движения.
Растяжение легких приводит к расширению легочных капилляров. Кроме этого,
сильно сокращаются кольцевые вышечные волокна в стенке артериального
протока, смыкая его. В результате кровь из правого желудочка целиком или почти
целиком направляется в легкие. Оттуда по легочным венам кровь поступает в
левое предсердие, и, заполняя его, давит на клапан овального отверстия,
препятствуя попаданию крови из правого предсердия в левое.
Уже к концу внутриутробного периода артериальный проток начинает
суживаться из-за разрастания внутреннего слоя его стенки. После рождения
процесс суживания идет еще быстрее, а через 6-8 недель он полностью зарастает.
Постепенно зарастает и овальное отверстие путем прирастания к нему клапана.
Окончательное закрытие овального отверстия происходит к 9-10 месяцу жизни, но
иногда и значительно позднее. Нередко небольшое отверстие остается на всю
жизнь, что не очень нарушает его работу. Пупочные артерии и вена также быстро
зарастают.

Особенности сердца грудного ребенка

У детей происходит непрерывный рост и функциональное
совершенствование сердечно-сосудистой системы.
Сердце новорожденного имеет уплощенную овальную или шарообразную
форму из-за недостаточного развития желудочков и сравнительно больших
размеров предсердий. В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце
новорожденного расположено горизонтально. Правый и левый желудочки
одинаковы по толщине, их стенки равны 5 мм. Сравнительно большие
размеры имеют предсердие и магистральные сосуды.
У детей раннего возраста мышца сердца недифференцированна и
состоит из тонких, плохо разделенных миофибрилл, которые содержат
большое количество овальных ядер. Поперечная исчерченность
отсутствует. Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек
значительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое
превышает правый. Косое положение сердце принимает к первому году
жизни.
К концу первого года вес сердца удваивается. У детей сердце расположено
выше, чем у взрослых. Масса сердца у мальчиков в первые годы жизни
больше, чем у девочек.
Только к 10–14 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого
человека.

ЧСС у детей грудного возраста
-
у новорожденных 135 - 140 ударов\мин;
- в 6 месяцев 130 - 135 ударов\мин;
- В 1 год 120 – 125 ударов\мин.
показатели кровообращения
возраст
Минутный
объем,мл
Систо-личес-кий
объем,мл
Новорожденный
(масса тела 3000г)
560
4,6
1 месяц
717
5,3
6 месяцев
1120
9,3
1 год
1370
11,0
Артериальное
давление, мм
рт. cт.
80-90/50-60

Особенности дыхательной системы ребенка

Нос, как и вся лицевая часть черепа, у ребенка раннего возраста имеет
относительно малые размеры. Носовые ходы узкие. Нижний носовой ход
у детей 1-го года жизни почти отсутствует, так как нижняя раковина
выступает в виде небольшого валика. Хоаны относительно узки, что
предрасполагает к ринитам.
Слизистая оболочка носа у детей раннего возраста имеет нежную
структуру. Она богато снабжена мелкими кровеносными сосудами, в
связи с чем даже небольшая гиперемия ведет к ее набуханию и еще
большему сужению носовых ходов, что затрудняет дыхание через нос.
Слезно-носовой проток в раннем возрасте широкий, что способствует
проникновению инфекции из носа и возникновению конъюнктивитов.
У новорожденных лимфатическое кольцо развито недостаточно. У детей
1-го года жизни миндалины расположены глубоко между дужками и не
выступают в полость зева.
Гортань у новорожденных и детей раннего возраста, по сравнению со
взрослыми, относительно короткая и широкая, воронкообразной формы,
с нежными, податливыми хрящами и тонкими мышцами. Расположена
она высоко. Гортань растет особенно интенсивно на 1-м году жизни и в
период полового созревания.
Трахея у новорожденного располагается несколько выше, чем у
взрослого Бронхи являются продолжением воздухопроводящих путей.
На первом году жизни число мышечных бронхов невелико.

Развитие легких

У новорожденных объем легких равен 65–67 мл.
Легкие растут непрерывно, в основном за счет
увеличения альвеолярного объема. Масса легкого
больше всего возрастает в первые 3 месяца жизни и в
13–16 лет. Почти параллельно росту массы идет
повышение и общего объема легких. Гистологическая
структура легочной ткани у детей раннего возраста
характеризуется значительным количеством рыхлой
соединительной ткани и бедностью эластичных
волокон.
Основные структурные единицы легкого – ацинусы,
состоящие из респираторных бронхиол первого,
второго и третьего порядка, у детей раннего возраста
имеют широкие просветы (саккулюсы) и содержат
мало альвеол.
Число альвеол у новорожденного наполовину меньше,
чем у 12-летнего ребенка, и составляет 1/3 количества
их у взрослого человека.

Особенности желудка у детей

Особенности желудка у детей
В грудном возрасте желудок расположен горизонтально. По мере роста и
развития в период, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно
принимает вертикальное положение, и к 7- 10 годам он располагается так же,
как у взрослых. Емкость же лудка постепенно увеличивается: при рождении она
составляет 7 мл, в 10 дней - 80 мл, в год - 250 мл, в 3 года - 400-500 мл, в
10 лет - 1500 мл.
Особенностью желудка у детей является слабое развитие его дна и
кардиального сфинктера на фоне хорошего развития пилорического отдела. Это
способствует частому срыгиванию у ре бенка, особенно при попадании воздуха
в желудок во время сосания.
Слизистая оболочка желудка относительно толстая, на фо не этого
отмечается слабое развитие желудочных желез. Дей ствующие железы
слизистой оболочки желудка по мере роста ребенка формируются и
увеличиваются в 25 раз, как во взрос лом состоянии. В связи с этими
особенностями секреторный аппарат у детей первого года жизни развит
недостаточно. Состав желудочного сока у детей схож со взрослыми, но
кислотная и ферментативная активность его значительно ниже. Барьер ная
активность желудочного сока низкая.
Основным действующим ферментом желудочного сока является сычужный
фермент химозин (лабфермент), который обеспечивает первую фазу
пищеварения - створаживание молока.
Всасывание в желудке незначительное и касается таких ве ществ, как соли,
вода, глюкоза, и лишь частично всасываются продукты расщепления белка.
Сроки эвакуации пищи из желуд ка зависят от вида вскармливания. Женское
молоко задерживается в желудке на 2-3 ч.
ПЕЧЕНЬ: особенности у детей
Печень новорожденного - самый большой орган, занимающий 1/3 объема

Особенности желез внутренней секреции

Щитовидная железа является одним из первых органов,
которые удается различить у человеческого эмбриона. Зачаток
ее появляется на 3-й неделе эмбрионального развития в виде
утолщения энтодермы, выстилающей дно глотки.
У зародыша длиной 23 мм щитовидная железа теряет свою
связь с глоткой.
У новорожденного масса щитовидной железы колеблется от 1
до 5 г. Она несколько уменьшается к 6 месяцам, а затем
начинается период быстрого ее увеличения, продолжающийся
до 5 лет.
Суммарная масса паращитовидных желез у новорожденного
колеблется от 6 до 9 мг. В течение первого года жизни их общая
масса увеличивается в 3-4 раза.
У новорожденного масса гипофиза 0,1-0,2 г, в 10 лет он
достигает массы 0,3 г, а у взрослых – 0,6-0,9 г. Во время
беременности у женщин масса гипофиза может достигать 1,65

Развитие организма ребенка после рождения делят на несколько периодов: Период новорожденности (до 1 месяца) Период грудного возраста (от 1 месяца до 1 года) Ясельный период (от 1 года до 3 лет) Дошкольный период (от 3 до 7 лет) Младший школьный период (от 7 до 13 лет у мальчиков и от 7 до 11 лет у девочек) Подростковый период (от 13 до 17 лет у мальчиков и от 11 до 15 лет у девочек)


В школьном возрасте в организме ребенка идут как количественные, так и качественные перестройки количественные изменения: рост скелета, рост внутренних органов, возрастание габаритных размеров тела и число клеток организма, а в этих клетках возрастает число биомолекул. качественные изменения– это функциональное созревание растущих органов, например, миелинизация нервных волокон ускоряет проведение нервных импульсов, это приводит к улучшению управляемости организма со стороны нервной системы.


Функциональное созревание структур головного мозга проявляется как увеличение объема запоминаемой информации, повышение степени сознательности в контроле за своими эмоциями, за своим поведением, развитие волевых качеств. На уровне сердечно-сосудистой системы функциональное созревание проявляется в виде перестройки вегетативного статуса – у детей школьного возраста постепенно усиливаются влияния симпатической нервной системы, достигая уровня взрослого организма.


Период роста органа и период его созревания не всегда совпадают. Например, мышцы сначала вырастают в длину вслед за растущими костями, а затем в длинных, но тонких мышечных волокнах начинает набираться нужное количество ферментативных молекул, запасов полисахаридов, жирных кислот, миоглобина и т.д. развитие разных органов происходит в разное время – например, сначала растут кости скелета, а потом начинают расти и созревать внутренние органы. Усложняющим моментом во взаимодействии качественных и количественных процессов развития является их разнесенность во времени, или гетерохронность.


Опорно-двигательный аппарат Костная система у младших школьников еще недостаточно твердая, окостенение костей не завершено, суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Считается, что именно ранний школьный возраст является оптимальным для развития подвижности во всех основных суставах. С другой стороны, в этот возрастной период также максимальна возможность нарушения осанки. У детей часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, отставания роста и др. Окончательное формирование костной системы завершается в основном к юношескому возрасту


Опорно-двигательный аппарат Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержащие минимальное количество белков и энергетических ресурсов (гликоген, жирные кислоты). Крупные мышцы развиты развиваются быстрее мелких, поэтому дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. В более старшем возрасте идет постепенное упрочение связочного аппарата и нарастание мышечной массы. В этом возрасте недостаточная физическая активность приводит к функциональным нарушениям осанки (асимметрия плеч и лопаток, сутулость)


Нервная система Морфологическое развитие нервной системы в основном завершается к возрасту 6-7 лет. Миелинизация основных нервных волокон в этом возрасте закончена. У детей достаточно развито чувство равновесия, координация движений, ловкость, достаточно высока скорость реакции на любые стимулы.


Нервная система Функциональное созревание нервной системы в 6-7 лет еще не завершено. Главной особенностью младшего школьного возраста является преобладание в нервной системе процессов возбуждения при недостатке тормозных влияний, отсюда недостаточная устойчивость внимания и быстрая утомляемость учащихся начальных классов. В период полового созревания все виды внутреннего торможения также нарушаются, затрудняется образование новых условных рефлексов, закрепление и переделка существующих динамических стереотипов. С окончанием периода пубертата (13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) процессы высшей нервной деятельности налаживаются.


Отличительной чертой детей младшего школьного возраста является потребность в движении как потребность биологического уровня. Потребности (или мотивации) человека делятся на 3 большие группы: Биологические (энергия, пластические вещества, вода, отдых, продолжение рода) – присущи животным, растениям, микроорганизмам. Социальные (определение и повышение социального статуса) – присущи достаточно высокоорганизованным животным, живущим большими группами Идеальные (интеллектуальное развитие, эстетическое развитие, духовное развитие, душевное развитие) – присущи только человеку


Потребность в движении становится потребностью биологического уровня только у млекопитающих, представителей самого эволюционно продвинутого класса животного мира, поскольку у них появилась стадия воспитания детенышей, когда взрослые не только их выкармливают, но и передают свой жизненный опыт. Для освоения родительского опыта детеныши должны что-то делать, как-то двигаться, общаться со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому в эволюции у детенышей млекопитающих потребность в движении становится потребностью биологического уровня, как еда и сон.


Потребность в движении детей младшего школьного возраста По шагомеру тысяч движений в сутки. По времени - 1,5-2 часа активной физической нагрузки в сутки, из которых не менее 30 мин приходится на нагрузку достаточно высокого уровня, с ЧСС до уд/мин. В энергозатратах ккал в сутки. В рамках школьной программы - 1 час физкультуры в день (5 в неделю) + занятия в спортивной секции.


Известно, что ограничение детей в потребности биологического уровня приводит к нарушениям их развития. Ограничение в количестве пищи вызывает задержку роста и развития, ограничение в качественном составе, например, вегетарианство, вызывает задержку в функциональном созревании или даже невозможность сформировать некоторые функции. Известно, что у детей, испытывающих недостаток белкового питания, страдают интеллектуальные способности. Ограничение детей в воде часто является причиной патологии выделительной системы. Ограничение в общении ведет к тяжелым неврозам и психопатологическим состояниям. Ограничение в сне является тяжелейшей пыткой даже для взрослых.


В нашей реальной жизни ограничение детей в движении достигает % от нормы. То обстоятельство, что ограничение в движении является причиной неврозов, психопатологии, психосоматических расстройств – известно в меньшей степени, хотя по уровню воздействия на детский организм гипокинезия занимает одно из первых мест.


Дыхательная система Количество альвеол в легких достигает конечного взрослого уровня к 8 годам. В дальнейшем происходит только увеличение легочных объемов. Эти объемы прямо пропорциональны размеру тела, поэтому увеличение легочных объемов, увеличение максимальных показателей вентиляции легких также прямо пропорционально увеличению размеров тела


Состояние сердечной мышцы Размер сердца напрямую связан с размерами тела, у детей сердце меньше, чем у взрослых. Показатели сердечной производительности (ударный объем крови, минутный объем кровообращения) у детей ниже, чем у взрослых. Частота сердечных сокращений у детей выше, чем у взрослых (до 100 уд/мин). Максимальное потребление кислорода у детей значительно ниже, чем у взрослых. В целом, у детей более низкие функциональные возможности кардио- респиратоной системы, это накладывает достаточно жесткие ограничения на занятия видами спорта, связанными с выносливостью.


Артериальное давление Артериальное давление прямо зависит от размеров тела. В возрасте 7-10 лет нормальными считаются показатели 90/60 – 100/70 мм рт.ст. В периоде полового созревания, по мере возрастания влияний симпатической нервной системы, постепенно достигает уровня взрослого человека (115/70 мм рт.ст.).


Артериальное давление Показатель артериального давления зависит не только от состояния собственно сосудистой системы, но и от психо-эмоционального статуса ребенка. Известен «синдром белого халата», когда АД значительно возрастает или падает при входе в кабинет врача или просто при появлении человека в белом халате. Любое эмоциональное воздействие вызывает сосудистую реакцию. Любые адаптивные перестройки в организме, например, смена места учебы, приход нового учителя, вхождение в новый коллектив вызывают изменения артериального давления.


У взрослых людей состояние психо- эмоционального напряжения или физической усталости сопровождается, как правило, повышением АД. У детей, с их еще незрелым типом симпатической регуляции сосудистого тонуса, гораздо чаще наблюдается, наоборот, падение АД. Кроме того, при измерении АД автоматическими приборами, особенно при 2-3 измерениях подряд, у детей очень быстро наступает спазм сосудов, и измерение АД становится технически невозможным. Артериальное давление


Аэробные возможности организма младших школьников Функциональная незрелость дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма детей в начальной школе лежит в основе более их низких аэробных возможностей, и, следовательно, более низких показателей в видах спорта, связанных с выносливостью (бег, лыжи, велосипед, гребля). В институте возрастной физиологии разработаны рекомендации по времени начала занятий такими видами спорта: –Гребля академическая – лет, –Легкая атлетика – лет, –Лыжный спорт – 9-12 лет, –Плавание – 7-10 лет.


Анаэробные возможности организма младших школьников Анаэробные возможности детского организма также меньше, чем у взрослого человека. Это обусловлено более низким содержанием в мышечных волокнах ферментов гликолиза, а также субстратов гликолиза – полисахаридов и жирных кислот. В связи с этим у детей более низкие показатели в видах спорта, относящихся к скоростно-силовым (бег на короткие дистанции, прыжки). По рекомендациям института возрастной физиологии детям можно заниматься: –Баскетболом и волейболом – с лет, –Боксом – с лет, –Водным поло – с лет, –Футболом, хоккеем – с лет.




© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции