23.11.2019

Возрастная психология: переломные периоды в жизни ребенка. Что такое " кризис возраста"


Основы исторического знания

История изучает прошлое человечества во всём его многообразии и конкретности с целью понимания настоящего и перспектив будущего развития. Ещё древние называли историю «наставницей жизни». И действительно, люди всегда интересовались своим прошлым, обращались к опыту истории. Сначала это были устные предания, легенды, сказания, мифы. С появлением письменности открылась более совершенная форма передачи знаний об обществе.

Прошлое не исчезает бесследно, а продолжает жить в накопленном опыте человеческого общества. Без прошлого нет настоящего. Обобщение и обработка накопленного опыта человечества и есть первейшая задача истории. Люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности.

История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории пытаются воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. В связи с этим наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений в истолковании тех или иных исторических событий. Существуют разные ответы на глобальные вопросы развития человечества. Но при этом всё равно существует объективная истина. Поиск этой истины во все времена является главной задачей историка. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его – важная задача историка.

История состоит из всемирной истории (всеобщей) и истории отдельных стран и народов (отечественная история). История подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю. История имеет отрасли: экономическая история, военная история, историческая география и т.д.

Историки прошлого объясняли ход исторического процесса или как следствие «божественного провидения» или как результат действий отдельных полководцев и правителей (это провиденциализм – ход истории определяется богом). Но позже ему на смену приходит рационализм (от лат. ratio – разум, ум). Здесь исторический процесс имеет другие причины – это воля человеческого разума. В 18 веке исторические знания стали превращаться в науку. Ход истории стали объяснять в зависимости от природно-климатических факторов, уровня просвещения общества, системы законов, нравов, обычаев и т.п. Внимание историков стали привлекать промышленность, финансы, торговля.

Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории. Доказательство выводов – обязательная черта любой науки, в том числе и истории. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идёт накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы или класса исторических источников:

1. Вещественные

2. Письменные

3. Изобразительные

4. Фонические

В связи с этим существуют науки и вспомогательные дисциплины, которые помогают историку раскрывать полную картину исторического процесса.

1 Археология – это наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей. Она исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, украшения) и целые комплексы (поселения, могильники), которые открываются археологическими раскопками. На основании этого археология восстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещены письменными источниками.

1. Как вы объясните важность археологии?

2. Бесспорны ли выводы, которые делают археологи?

2 Лингвистика – наука, изучающая сходства и различия языков. С развитием человечества возникает язык, как главное средство межчеловеческих контактов. Немногочисленность человеческих обществ и их слабая связь приводят ко все большему обособлению языков. Эту сферу человеческой истории изучает лингвистика.

3 Письменные источники : с развитием человечества усложняется жизнь людей, для облегчения жизни человек изобретает письменные знаки – деловые записи, законы, переписка и т.д.

4 Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство и денежное обращение.

5 Палеография – наука, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников (материал, чернила и т.д.)

6 Топонимика – наука, изучающая происхождение географических названий.

7 Геральдика – вспомогательная дисциплина, изучающая гербы.

8 Сфрагистика – изучает печати.

9 Метрология – изучает развитие системы мер, денежного счёта и единиц налогового обложен

Первобытный мир.

Первобытно-общинный строй самый длительный период истории человечества. Он начинается с момента появления человека на Земле и завершается у различных народов в разное время складыванием (образованием) классового общества и возникновение государства.

Что такое государство: П.о.- это время, когда люди использовали орудие труда, изготовленные главным образом из камня. Периодизация п.о. довольно сложна до сих пор существуют разные версии. Но больше всего сторонников у археологической версии периодизации, которая основывается на эволюции производительных сил, т.е развитие орудий труда, в связи с этим история человечества делится:

1) каменный век: 2 млн. лет назад- 3 тыс.до н.э.

2) бронзовый век: 2-1 тыс. до н.э.

3) железный век: с1 тыс. до н.э.

У различных народов в разных регионах (страны) Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно.

Что особенно влияло на уровень развития народов?

Какие главные особенности этих периодов истории человечества.

Каменный век: палеолит, мезолит, неолит.

Палеолит – ранний палеолит, собирательство и охота, применение орудия труда из камня и дерева. Примерно 100 тыс. лет назад- это средний палеолит, значительную часть Евразии занимал огромный ледник толщиной до 2 км. Суровый климат научил человека использовать огонь и добывать его. Усложнились орудия труда, под жилище использовалась пещера. К этому времени появляется членораздельная речь и родовая община. Зарождается религия. Примерно 35-10 тыс. лет назад – это поздний палеолит – закончилось таяние ледника, и установился климат, близкий к современному. Именно с этим периодом ученые связывают Homo sapiens. Очевидно, именно тогда сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.

Ученые не редко поздний палеолит называют «костяным веком».

Окончательно утверждается родовая община.

До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии, к тому же именно женщина играла главную роль в хозяйстве- матриархат, он продолжалсядо времени распространения металла.

Мезолит - среднекаменный век 10-8 тыс. лет назад. Усложняются орудия труда, например топор, изобретен лук, научились делать силки и ловушки для зверей, уже знали рыболовство, началось одомашнивание животных – это уже была собака и свинья.

Неолит – последний период каменного века 6-4 тыс. лет назад.

Уже глиняная посуда, строили лодки, плели сети, ткали одежду. Значительные изменения в технике и формах производства называют – неолитической революцией. Самым важным ее достижением – это переход от присваивающего хозяйства к производящему, разделение на земледелие и скотоводство, и появление первых государств: Шумер, Египет.

Бронзовый век сначала меднокаменный век – энеолит. Освоение производства металла стало новым скачком в развитие человечества, но ускорилось развитие тех племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На нашей территории – это Северный Кавказ, Средняя Азия, Урал и Сибирь. Переход к металлическим орудиям труда привело к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины- пастуха и земледельца – в производстве. На смену матриархату пришел патриархат. Занятие скотоводством привело к передвижению родов, их объединение и укрепление. Именно в этот период возникает имущественное неравенство и частная собственность.

Железный век изготовление орудий труда из железа начинается с 1 тыс.до н.э. широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, дешевизна его по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий. Применение железа дало огромный толчок развитию производительных сил. Стала возможной более интенсивная расчистка лесов для земледелия, улучшилась обработка земли. Усовершенствуется ремесло, а это привело к отделению его от земледелия. Широкое использование железа привело к изменениям в общественных отношениях – начинается разложение первобытно-общинных отношений.

«От первобытности к цивилизации»

Термин «цивилизация» пришел к нам из античного мира: латинский корень «civis», что означает «городской, государственный». Это слово противопоставлялось понятию «sil» «silv» «silvaticus» - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой варварской. Понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков. Существует множество теорий цивилизаций, отсюда и определений цивилизаций много, но главную их суть можно выразить так: «Цивилизация – это определенный уровень материальной и духовной культуры какой-либо общности людей»

Примерно в III – II тыс. до н.э. часть человечества совершила гигантский шаг – перешла от первобытности к цивилизации.

Раньше я ложился спать около 22 часов вечера. Засыпал быстро, мой сон был глубоким и полным. Просыпался в 6 утра и весь день чувствовал себя превосходно, работоспособность была высокой, да и здоровье не хромало. Потом пришлось сменить работу. Домой возвращался за полночь, спать ложился часам к двум ночи, с утра еле отрывал голову от подушки, но работать то надо…

Естественно, что подобный режим сказался на состоянии моего здоровья далеко не в лучшую сторону. Появилась быстрая утомляемость, сонливость, раздражительность. В общем, пришлось менять работу. Но даже после того, как я вернулся к своему обычному графику, стал ложиться до 11 часов вечера, еще длительный период времени у меня были проблемы со сном, не мог долго заснуть. Пришлось всерьез заняться вопросом правильного сна.

Сейчас спать ложусь до 24.00 вечера, а если сильно устаю, то могу лечь и до 22.00. Просыпаюсь до 6.00, так как это время соответствует природному биологическому циклу сна. Если встаю в 9-10 часов, то полдня чувствую себя как «вареный». На полноценный сон мне достаточно 6-8 часов.

Когда же человек должен ложиться спать? Почему так важен своевременный отход ко сну? Чем грозит нарушение естественного хода биологических часов?

Если человек отходит ко сну в час, а то и в два ночи, то и просыпаться он будет где-то к полудню. Весь оставшийся день он ощущает разбитость в теле, абсолютную лень, нежелание двигаться. Это всего лишь самые незначительные последствия позднего отхода ко сну. Постоянное повторение подобного режима может привести к нарушениям пищеварения, нервной системы и так далее.

Около трети своей жизни люди проводят во сне, по крайней мере, так должно быть. Тех, кто не отдает должное время сну, ждут самые различные болезни сердечнососудистой системы, эндокринной системы, а также появление онкологических заболеваний. Почему так жестоко? Да потому, что так и есть. Конечно же, далеко не каждый подвержен негативным последствиям вследствие нарушения естественного режима сна. Но, так или иначе, рано или поздно, постоянно недосыпающего человека начинают одолевать болячки. Ведь для человеческого организма очень важен периодический отдых раз в сутки, дабы он мог полностью восстановиться и провести «профилактические и ремонтные» работы. Так уж мы устроены, что эти работы проводятся именно в ночное время и в период сна. Следовательно, отоспаться в дневное время у вас не получится. Вот так-то. Полноценный ночной сон дневным сном не заменишь.

Ложиться спать нужно до 24.00 и не позже. А еще лучше, чтобы ваш отход ко сну приходился на период с 22.00 до 23.00. Именно в этот период наблюдается увеличение лейкоцитов в крови. Так наша иммунная система проверяет вверенную ей «территорию». Наблюдается снижение температуры тела. Биологические часы подают сигнал об отходе ко сну. Именно этот период времени и является наиболее благоприятным, дабы ложиться спать.

А вот почему нужно вставать в период с 5.00 до 6.00. В это время происходит выброс норадреналина и адреналина надпочечниками в кровь. Это способствует повышению артериального давления, учащению сердцебиения. И хотя сознание еще находиться в полудреме, но организм уже готов проснуться. Такие процессы наблюдаются до 7.00. В дальнейшем в организме происходят уже другие процессы, которым нужна двигательная активность. Если вы продолжаете валяться в постели после семи часов утра, то тем самым вы нарушаете естественный процесс обмена, сдвигаете свой биологический цикл.

Болезнь - такое состояние организма, при котором нарушается нормальная жизнедеятельность и способность поддерживать саморегуляцию, уменьшается продолжительность жизни, что вызвано ограничением функциональных и энергетических возможностей в их противопоставленности патогенным причинам.

Номенклатура болезней включает широкий перечень названий существующих нозологических форм, которые используются в медицине для единообразного обозначения патологических состояний. Вплоть до сегодняшнего дня такой список заболеваний не завершён.

Специфика любой инфекционной болезни заключается в её цикличном характере. Выделяются следующие последовательные периоды болезни: инкубационный, начальный, разгара болезни и выздоровления. Каждый из них обладает своими особенностями.

Латентная стадия заболевания

Данную стадию называют также инкубационной. Это период скрытого, не проявляющегося клинически развития: от того момента, когда патогенный агент оказал влияние на организм, до развития первых симптомов болезни. Особенностью данного этапа является всё возрастающее снижение способности организма предотвращать болезнетворное воздействие, адаптивные механизмы работают уже не так эффективно. В этот период выраженных симптомов не наблюдается, но, если человек выполнит нагрузочные тесты, могут выявиться отдельные признаки.

Инкубационный период болезни продолжается от нескольких минут до нескольких месяцев, а порой даже и лет. Всё зависит от сопротивления организма влиянию болезнетворного агента, того, насколько он способен преодолеть с помощью защитных приспособлений возникающие нарушения. Лишь после воздействия сильных ядов наступает почти мгновенное отравление (не дольше, чем через несколько минут). Если вовремя установить латентный период, это значительно облегчит профилактику и борьбу с заболеванием.

Какие еще периоды болезни существуют?

Стадия предвестников

Ещё одно название данного этапа - продромальный. Он наблюдается с момента первых проявлений и продолжается вплоть до развития обычной клинической картины. Стадия продромы - закономерный итог недостаточной эффективности процессов адаптации, основная функция которых - нормализовать гомеостаз организма в то время, когда действуют причины болезни.
На данном этапе появляются первые субъективные и объективные неспецифические признаки: быстрая утомляемость, недомогание, болезненные ощущения в мышцах и суставах, раздражительность, уменьшение аппетита, чувство дискомфорта, головные боли, повышение температуры, иногда озноб и т. п. Рассмотрим остальные периоды болезни.

Этап выраженной болезни

Во время стадии выраженных проявлений, или разгара, появляются характерные для болезни общие и местные симптомы. Если она проходит неблагоприятно, могут возникнуть разного рода осложнения (например, кома при сахарном диабете). В то же время на данном этапе развития адаптивные механизмы всё ещё продолжают действовать, хотя уже и не так эффективно, чтобы самостоятельно купировать болезнь.
В этот острый период болезни развиваются основные признаки, при этом одни заболевания имеют более-менее определённую продолжительность течения (в особенности инфекционные), другие же, особенно хронические, таким свойством не обладают.

Наблюдаются следующие формы заболеваний:

Точные сроки не могут быть установлены, так как всё зависит от специфики патологии, интенсивности и времени воздействия болезнетворного агента на организм, выносливости самого человека.

Основные периоды болезни рассмотрены. Но есть еще этап выздоровления или другие варианты исхода патологии.

Существуют следующие варианты окончания болезни: выздоровление (неполное и полное), рецидив, ремиссия, осложнение, перерастание в хроническую, смерть.

Полное выздоровление

Состоит в том, что формируются эффективные адаптивные реакции и процессы, успешно ликвидирующие причину и/или патогенные последствия болезни, восстанавливающие саморегуляцию организма в полном объёме. Однако нет гарантий, что организм вернётся к своему доболезненному состоянию. После выздоровления появляются качественно и количественно иные показатели жизнедеятельности, происходит формирование новых функциональных систем, меняется активность метаболизма и системы иммунобиологического надзора, развивается также и множество других адаптивных изменений. На это влияют основные периоды течения болезни.

Неполное выздоровление - характерно для организма в тех случаях, когда сохраняются остаточные явления болезни и отдельные отклонения от нормы.

Рецидив

Рецидив - повторное усиление или повторное развитие признаков заболевания после того, как они уже были устранены или ослаблены. Симптомы похожи на симптомы первичной болезни, но в некоторых случаях могут иметь различия. Рецидив случается чаще всего из-за действия причин, вызвавших первоначальный эпизод недомогания, уменьшения эффективности адаптивных механизмов или способности организма сопротивляться каким-либо факторам. Это характерно для периодов инфекционных болезней.

Ремиссия

Ремиссия - такой этап болезни, который характеризуется временным смягчением (неполная, сменяющаяся затем рецидивом) или ликвидацией (полная) симптомов. Чаще всего этот период возникает как следствие или особенность причин болезни либо связан с изменениями пациента, а также с лечением, которое не позволяет выздороветь полностью.

Осложнение

Осложнение - такой процесс, который получает своё развитие на фоне болезни, но не обязательно является для неё характерным. Чаще всего осложнения возникают как итог косвенного действия причин болезни либо же связанный с составляющими процесса её протекания (например, при язве может произойти перфорация стенок кишечника или желудка).

Летальный исход

Если заболевание развивается неблагоприятно, вероятно перерастание его в хроническое, имеющее затяжной характер, а также такой период развития болезни, как смерть пациента, когда организм не способен приспособиться к новым условиям, истощается, и дальнейшее существование становится невозможным.

Прямой причиной смерти выступает остановка сердца, которая может быть обусловлена как его поражением, так и нарушением работы центров головного мозга, на которых лежит ответственность за регуляцию функций сердечно-сосудистой системы. Ещё одно основание - остановка дыхания, случающаяся при параличе дыхательного центра, находящегося в продолговатом мозгу, вызванная анемией, кровоизлиянием, опухолью или воздействием таких ядов, как цианид, морфин и т. д.

Стадии

Смерть включает в себя следующие стадии:

  • преагония;
  • терминальная пауза;
  • агония;
  • клиническая смерть;
  • биологическая смерть.

Первые четыре этапа при условии своевременных врачебных мероприятий могут быть обратимы.

Для агонии характерны нарушения механизмов центральной нервной системы и изменения всех функций организма, важных для жизни: дыхания, деятельности сердца, понижения температуры, расслабления сфинктеров. Часто больной теряет сознание. Такое состояние длится от нескольких часов до двух-трёх суток.

Следующий после агонии этап - клиническая смерть, и она является принципиально обратимой. Признаки: прекращение дыхания, кровообращения и биения сердца. Этот период при нормотермии длится 3-6 минут, но может пролонгироваться до 15-25 минут при гипотермии. Длительность его зависит от степени гипоксии нейронов, находящихся в коре головного мозга.

При клинической смерти требуется проводить к числу которых относятся:

  • искусственная вентиляция лёгких;
  • восстановление кровообращения и сердечной деятельности, включающее массаж сердца, если нужно - дефибрилляцию, запуск искусственного кровообращения с применением оксигенированной крови;
  • корректировка кислотно-основного состояния и восстановление ионного баланса;
  • улучшение состояния системы саморегуляции и микрогемоциркуляции организма.

После того, как организм удаётся оживить, он находится какое-то время в нестабильном постреанимационном состоянии, включающем следующие стадии:

  • временное регулирование жизнедеятельности организма;
  • преходящая дестабилизация;
  • налаживание жизнедеятельности и выздоровление.

Биологическая смерть - такое прекращение жизни человека, которое имеет необратимый характер. Целостное оживление организма уже невозможно, но сохраняется вероятность возобновления работы некоторых органов. Таким образом, хотя этапы болезни имеют условный характер, такая классификация используется довольно широко.

Мы рассмотрели основные периоды болезни.

Каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых "возрастных кризисах", о которых мы вам сегодня и расскажем.

Если мы спросим у любого родителя: "Какой возраст ребенка вы считаете самым лучшим?", то наверняка услышим в ответ: "Каждый период жизни малыша хорош по-своему". В младенчестве – возможностью наблюдать, как из беспомощного существа формируется личность. В дошкольном возрасте – необходимостью помогать ребенку приобретать новые знания и навыки. В подростковом периоде – возможностью видеть, как в маленьком некогда человечке проявляются первые черты взрослого, уверенного в себе юноши или девушки.

Да, каждый новый период в жизни ребенка – это новые впечатления и эмоции, как для малыша, так и для его родителей. В то же время, каждый возраст имеет свои сложности и особенности. Речь идет о так называемых "возрастных кризисах", о которых мы вам сегодня и расскажем.

Что такое " кризис возраста"


Возрастной кризис – это переломные моменты в развитии ребенка, разграничивающие разные периоды его жизни. Суть возрастных кризисов в том, что у человека изменяется система связи с окружающей действительностью и его отношения к ней. Другими словами, меняется ведущая деятельность ребенка, в результате чего у него проявляются резкие изменения личности и психологические сдвиги. Отметим, что кризис можно считать как хорошим, так и плохим периодом в развитии.

К негативным моментам возрастного кризиса можно отнести такие факторы, как:

  • во время кризисов ребенок сильно меняется – появляется негативизм (например, когда родители просят ребенка сделать что-то, а он проявляет негативную реакцию и отказывается выполнять требования).
  • появляется плохое поведение (не исключается и проявление деспотизма) – наблюдается капризность и строптивость, а также возрастает количество конфликтов с окружающими.

Если же говорить о положительных моментах возрастного кризиса, то нельзя не упомянуть то, что именно в такие периоды ребенок учится по-новому общаться, у него появляются новообразования и изменяется ведущая деятельность.

Какие бывают детские "кризисы"

Кризис новорожденности – это самый первый переломный период в жизни ребенка, который отделяет внеутробное психологическое развитие малыша от его внутриутробной жизни. Существует две причины появления такого кризиса: физиологические (ребенок отделяется от матери и попадает в другие условия) и психологические (психика у только родившегося младенца представляет собой безусловные рефлексы).


Второй кризисный период наступает в младенческом возрасте и имеет название "кризис одного года". Внешне он проявляется в виде непослушания, криков и истерик. Причиной кризиса одного года специалисты считают социальную ситуацию разрушения полной слитности новорожденного со взрослым. Именно в этот период малыш осознает, что он ребенок, а родители – взрослые.

В период раннего детства начинается новый переломный момент – кризис трех лет . В это время малыш начинает понимать, что он не просто ребенок, а личность, которая имеет свое место в обществе. И произнося сакраментально "я сам", малыш стремиться закрепить свое место в мире. В свое время знаменитый советский психолог Выготский описал основные характеристики этого периода следующим образом:

  • упрямство – невозможность (нежелание) отказаться от своего желания (решения);
  • негативизм – стремление сделать прямо противоположное тому, что сказали;
  • обесценивание – попытки сломать любимые игрушки, обозвать маму или папу и т.д.;
  • строптивость – отрицание норм воспитания или образа жизни в семье;
  • бунт или протест – провоцирование конфликтных ситуаций при малейшем проявлении сомнений в самостоятельности ребенка;
  • деспотизм – стремление навязать взрослым свои желания, с тем, чтобы они сделали все, что ребенок захочет.

Следующий кризис настигает ребенка в дошкольном возрасте, когда игра, как ведущая деятельность, исчерпала себя, а на смену пришло понимание того, как и что работает. Специалисты называют данный период "кризис идентичности " или "кризис семи лет". В этом возрасте у ребенка активно развивается воображение, произвольная память и поведение, а также формируются элементы учебной деятельности. То есть, будущий школьник осознает, что настало время взрослеть, подстраиваться под общество и прислушиваться к мнению и желаниям окружающих. Естественно, изменение жизненной парадигмы вызывает у ребенка психологический дискомфорт и непроизвольный протест, который проявляется в:

  • кривлянии;
  • притворстве;
  • капризах;
  • вертлявости;
  • демонстрации нарочито взрослого поведения.


Следующий кризисный период (подростковый, пубертатный кризис ) является наиболее значимым переломным моментом в жизни ребенка, так как он связан не только с психологическими, но и физиологическими изменениями. Ну а поскольку в двух словах рассказать о нем невозможно, в самое ближайшее время мы посвятим ему отдельную статью.

Как с бороться с возрастными кризисами

Чтобы ребенок с минимальными для себя психологическими потерями преодолел описанные выше переломные моменты своей жизни, родителям очень важно не только понимать особенности каждого возрастного периода, но и проявлять максимальное терпение и тактичность.

К большому сожалению, вы не сможете пережить за ребенка эти непростые моменты взросления. В ваших силах только помочь своему малышу расширить его возможности, освоить новые для него сферы деятельности и овладеть новыми средствами для удовлетворения своих потребностей.

А для этого нужно всего лишь разговаривать со своим ребенком, внимательно его слушать, стараться понять и уважать детские решения, и, конечно же, окружить маленького человечка безмерной любовью и заботой.

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости нервной системы и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 - 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение. Существует мнение, что в данный период происходит так называемое первичное обучение. В это время формируются “нейронные ансамбли”, которые служат фундаментом для более сложных форм обучения. Период первичного обучения является в известном смысле критическим. Если на этом этапе ребенок не получает достаточно информации, то заметно затрудняется дальнейшее усвоение навыков. Однако это не означает, что нужно форсировать психическое развитие ребенка.

К концу первого года или несколько позже, когда ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги, наступает очень важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате существенно обогащаются его зрительные, осязательные и другие ощущения и восприятия. Во время передвижения он овладевает и чувством трехмерности пространства. На этом этапе моторное Развитие нередко связано с речевым; чем увереннее передвигается Ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации развития указанных функций. Непосредственный контакт с окружающими предметами способствует также и формированию чувства Я, т. е. выделению себя из окружающего мира. До 2 - 2,5 лет ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В промежутке от 2 до 4 лет поведение его может заметно измениться. Наблюдается значительный рост, что сопровождается некоторым рассогласованием нейроэндокринной и сосудистой регуляции. В психологическом плане в этот период наблюдается довольно определенно выраженное чувство Я. У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя бы небольшой собственный жизненный опыт, отмечается выраженная тяга к самостоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. На данном этапе развития ребенка упрямство часто бывает реакцией на неверное поведение взрослых. Речь идет о тех случаях, когда взрослые пытаются препятствовать проявлению вполне допустимой самостоятельности.

В возрасте 5 - 7 лет ребенок вступает в новый ответственный период, условно называемый вторым критическим. У ребенка хорошо развиты моторика и речь, он тонко умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство “психологической дистанции” в отношениях со взрослыми. В то же время еще недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребенка еще не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы.

При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребенка к систематическим занятиям. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока и сосредоточиваться на выполнении предложенного задания или на объясняемом учителем материале. На первых порах все это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для определения характера подобных проявлений необходимо провести тщательное психоневрологическое обследование. В том случае, когда ребенку предъявляются чрезмерно повышенные требования, могут происходить “срывы” нервной деятельности. Результатом таких “срывов” может быть развитие неврозов. В период второго криза впервые могут возникать психопатологические состояния, корни которых уходят в период раннего детства.

В возрасте 12 - 16 лет подросток вступает в третий, так называемый пубертатный (возмужалый) период. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Так, у девочек начинаются менструации. У мальчиков наблюдаются поллюции (семяизвержение), связанные, как правило, со сновидениями эротического характера.

Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Нередкое злоупотребление старших ссылками на свой авторитет вызывает у подростков противодействие всякому разумному совету. Они становятся заносчивыми и самоуверенными.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.

Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями нервной системы.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание нервной системы, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия.

Есть основание полагать, что к 18-20 годам формирование нервной системы завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции