12.03.2020

Сахарный диабет 1 типа сестринский уход. Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми страдающими сахарным диабетом. Особенности введения инсулина


Сестринский процесс при сахарном диабете включает в себя профессиональную медицинскую помощь, особенности которой заключается в индивидуальном подходе к каждому пациенту.

Расскажем, из каких этапов и манипуляций строится сестринский процесс при диабете 1 и 2 типах, какие проблемы выделяются у несовершеннолетних пациентов, что такое школа здоровья.

Больше статей в журнале

Из статьи вы узнаете

Для чего нужен сестринский процесс при диабете

3. Проблемы дефицита знаний:

  • о сущности заболевания, его причинах и последствиях;
  • что такое сахарный диабет сестринский процесс при заболевании;
  • о диете, которую необходимо соблюдать при данном заболевании;
  • об уходе за ногами;
  • о пользовании глюкометром;
  • о возможных осложнениях и методах самопомощи;
  • о самопомощи при гипогликемии;
  • о составлении лечебного меню и т.д.

Сестринский процесс при сахарном диабете начинается со сбора информации о пациенте.

При встрече с пациентом медсестра выясняет у него следующую информацию:

  • какое лечение назначалось пациенту ранее;
  • соблюдает ли он рекомендуемый режим питания и диету;
  • принимает ли пациент инсулин, его название, дозировку и срок приема;
  • принимает ли пациент иные противодиабетические препараты;
  • результаты последних лабораторных исследований крови, мочи;
  • есть ли у пациента глюкометр и умеет ли он им пользоваться;
  • умеет ли пациент вводить инсулин самостоятельно, пользоваться специальным шприцем;
  • какие методы профилактики осложнений знает пациент;
  • посещал ли пациент «Школу диабетика», владеет ли навыками оказания самопомощи;
  • умеет ли пациент пользоваться таблицей хлебных единиц и составлять меню по хлебным единицам;
  • выясняет у пациента информацию о наследственной предрасположенности к сахарному диабету;
  • узнает о сопутствующих заболеваниях;
  • есть ли у пациента жалобы на состояние здоровья на момент осмотра.
  • массу тела пациента;
  • уровень его артериального давления;
  • цвет и влажность кожных покровов, наличие расчесов;
  • определение пульса на лучевой артерии и на артерии тыла стопы.

Еще одна важная часть сестринского процесса при диабете – проведение манипуляций и вмешательств. Эта работа включает в себя также работу с родными пациента.

Образцы и специальные подборки стандартных процедур для медицинских сестер, которые можно скачать.

1. Беседа и пациентом и его родными. Медсестра рассказывает пациенту и его родным о том, как сахарный диабет влияет на особенности питания пациента, какие продукты ограничены и запрещены при определенной стадии диабета.

2. Объяснить пациенту, почему необходимо строго соблюдать назначенную врачом диету.

3. Рассказать пациенту о том, какие физические нагрузки ему рекомендованы.

4. Рассказать об основных опасностях заболевания, его причинах, а также о возможных осложнениях.

5. Рассказать пациенту о том, что представляет собой инсулинотерапия, какие виды инсулина бывают, как он действует и как он действует совместно с приемом пищи. Как хранить инсулин, применять, какие бывают инсулиновые шприцы и микро-ручки.

6. Медсестра должна обеспечить своевременное введение инсулина, а также прием других препаратов против диабета.

7. Сестринский процесс при сахарном диабете также включает в себя контроль, который осуществляется медсестрой:

  • состояние кожных покровов пациента;
  • вес пациента;
  • показатели пульса на артерии тыла стопы;
  • показатели пульса и артериального давления;
  • соблюдение пациентом режима питания и диеты, проверка продуктов, которые родственники передают больному.

8. Медсестра должна объяснить пациенту важность постоянного наблюдения у эндокринолога, ведения дневника питания, а также самоконтроля своего состояния и изменения самочувствия.

11. Рассказать пациенту о симптомах гипогликемии, о коматозных состояниях и их причинах.

12. Обучение родственников и пациента:

  • как измерять артериальное давление;
  • как составлять меню по количеству хлебных единиц;
  • как правильно ухаживать за ногами;
  • как оказать больному помощь при гипогликемии;
  • как правильно вводить инсулин подкожно специальным шприцем.


Сахарный диабет 1 типа

Сестринская помощь при сахарном диабете 1 типа включает в себя комплекс мероприятий, которые основаны на знаниях особенности развития болезни на этом этапе.

Как правило, этот тип заболевания наиболее характерен для подростков, детей и взрослых в возрасте до 30 лет.

Болезнь проявляется ярко и внезапно чаще всего в осенне-зимний период времени, поскольку поджелудочная железа оказывается неспособной к тому, чтобы вырабатывать достаточное количество инсулина.

В этом случае речь идет о полной инсулиновой недостаточности, то есть жизнь пациента полностью зависит от своевременно вводимого инсулина. Попытки пациента обойтись без инсулина приводят к непоправимым отклонениям и таким опасностям, как кетоацидотическая кома и угроза жизни.

  • организовать обучение больных, их родственником по утвержденным программам;
  • оценивать полученные знания пациентов;
  • оценить эффективность работы самой школы;
  • проводить как первичные, так и поддерживающие курсы обучения;
  • мотивация пациентов к самостоятельному контролю собственного состояния;
  • обучить медперсонал методам работы с пациентами, а также профилактической работе;
  • обучить пациентов методам уменьшения негативного влияния на состояние здоровья.

Больным диабетом необходима квалифицированная помощь и сестринский уход. В роли помощника в стационаре и дома может выступать медицинская сестра, которая проходит с пациентом клиники все этапы обследования, лечения, процесс реабилитации. Подробнее о сестринском процессе при диабете, уходе поговорим в нашей статье.

Для чего нужен сестринский процесс при сахарном диабете

Приоритетная цель сестринского процесса - обеспечение контроля за состоянием здоровья и помощи больному сахарным диабетом. Благодаря уходу медперсонала человек ощущает себя комфортно, безопасно.

Медсестра закрепляется за группой пациентов, досконально изучает их особенности, вместе с лечащим доктором разрабатывает план диагностики, изучает патогенез, возможные проблемы и т. д. При тесной работе с больными важно учитывать их культурные и национальные привычки, традиции, процесс адаптации, возраст.

Одновременно с оказанием медицинских услуг сестринский процесс осуществляет получение научных знаний о сахарном диабете. Конспектируются клинические проявления, этиология, анатомия и физиология каждого пациента в отдельности. Собранные данные используются в научных целях, для составления рефератов и лекций, в процессе написания диссертаций, при разработке новых лекарств от сахарного диабета. Полученная информация - основной способ глубоко изучить болезнь изнутри, научиться осуществлять уход за диабетиками быстро и качественно.


Важно! В качестве медперсонала сестринского процесса часто используют студентов вузов с последних курсов. Они проходят дипломные и курсовые практики. Бояться неопытности таких братьев и сестер не нужно. Их действия, решения контролируются специалистами с опытом и образованием.

Особенности и этапы сестринского ухода при диабете

Основными задачами сестринского ухода за пациентами с сахарным диабетом являются:

  1. Собрать информацию о пациенте, его семье, образе жизни, привычках, начальном процессе заболевания.
  2. Составить клиническую картину болезни.
  3. Обозначить краткий план действий по сестринскому уходу за больным сахарным диабетом.
  4. Помочь диабетику в процессе диагностики, лечении, профилактики сахарной болезни.
  5. Проконтролировать исполнение предписание врача.
  6. Провести беседу с родственниками о создании комфортных условий пребывания больного сахарным диабетом дома, после выписки из стационара, специфике сестринского ухода.
  7. Научить пациента пользоваться глюкометром, составлять диабетическое меню, узнавать ГИ, ИИ по таблице продуктов питания .
  8. Убедить диабетика контролировать болезнь, проходить обследования у узких специалистов постоянно. Настроить на ведение дневника питания, оформление паспорта заболевания, преодолевать трудности в уходе самостоятельно.

Алгоритм работы сестринского процесса состоит из 5 основных этапов. Каждый ставит перед медиком определенную цель и предполагает выполнение грамотных действий.

Этап Цель Методы
Сестринское обследование Собрать информацию о пациенте Расспрос, беседа, изучение карты пациента, осмотр
Сестринская диагностика Получить данные о давлении, температуре , уровне сахара в крови на данный момент. Оценить состояние кожи, массу тела, пульс Пальпация, внешний осмотр, использование аппаратов для замера давления пульса, температуры. Выявление потенциальных проблем и осложнений.
Составление плана сестринского процесса Выделить приоритетные задачи сестринского ухода, обозначить сроки оказания помощи Анализ жалоб пациента, составления целей сестринского ухода:
  • долгосрочные;
  • краткосрочные.
Реализация сестринского плана Выполнение намеченного плана по сестринскому уходу за пациентом с сахарным диабетом в стационаре Выбор системы помощи диабетику:
  • Полностью компенсирующая. Необходима пациентам в коме, бессознательном, обездвиженном состоянии.
  • Частично компенсирующая. Обязанности по сестринскому уходу разделяются между пациентом и медсестрой в зависимости от желания больного и его способностей.
  • Поддерживающая. Диабетик может самостоятельно ухаживать за собой, ему требуется консультация и небольшая помощь сестры в уходе.
Оценка эффективности сестринского процесса по уходу Проанализировать работу медицинского персонала, оценить полученные результаты от процесса, сравнить с ожидаемыми, сделать вывод о сестринском процессе
  • составляется письменный анализ сестринского процесса;
  • заключение о результатах ухода;
  • вносятся коррективы в план действий по уходу;
  • выявляется причина недоработок, если состояние пациента ухудшилось.

Важно! Все данные, результат осмотра, опроса, лабораторных анализов, тестов, список проведенных процедур, назначения медицинская сестра заносит в историю болезни.


Сестринский процесс за взрослыми и пожилыми диабетиками имеет свои особенности. В список забот медицинских сестер входят следующие ежедневные обязанности:

  • Контроль уровня глюкозы.
  • Замер давления, пульса, температуры, выводимой жидкости.
  • Создание режима отдыха.
  • Контроль за приемом лекарств.
  • Введение инсулина.
  • Осмотр стоп на наличие трещин, незаживающих ран.
  • Выполнение предписаний врача о физических нагрузках, даже минимальных.
  • Создание комфортной среды в палате.
  • Смена белья лежачим больным.
  • Контроль за питанием, соблюдением диеты.
  • Дезинфекция кожного покрова, при наличии ран на теле, ногах, руках пациента.
  • Очистка ротовой полости диабетика, профилактика стоматита.
  • Забота об эмоциональном спокойствии пациента.

Презентацию о сестринском процессе за людьми с сахарным диабетом можно посмотреть здесь:

Особенности ухода за больными сахарным диабетом


При уходе за детьми с сахарным диабетом медицинские сестры обязаны:

  1. Внимательно следить за питанием ребенка.
  2. Контролировать количество мочи и выпиваемой жидкости (особенно при несахарном диабете).
  3. Осматривать тело на наличие травм, повреждений.
  4. Следить за показателями глюкозы в крови.
  5. Обучить самоконтролю состояния, введению инсулина. Посмотреть видеоинструкцию можно здесь Делаем инъекцию инсулина правильно

Детям с сахарным диабетом очень сложно привыкнуть к тому, что они отличаются от своих сверстников. Сестринский процесс при уходе за малолетними диабетиками должен это учитывать. Медперсоналу рекомендуется проводить беседы о жизни с сахарным диабетом, объяснять, что зацикливаться на болезни не стоит, повышать самооценку маленького пациента.

Что такое «Школа ухода при сахарном диабете»?

Ежегодно у большого числа жителей России, мира диагностируется сахарный диабет. Их количество растет. По этой причине при больницах, центрах медицины открываются «Школы ухода при сахарном диабете». Обучение в классах проходят диабетики и их родственники.

На лекциях по диабетологии о процессе ухода можно узнать:

  • Что такое сахарный диабет, как с ним жить.
  • Какова роль питания при сахарном диабете.
  • Особенности физических нагрузок при СД.
  • Как разработать детское и взрослое диабетическое меню.
  • Обучиться самостоятельному контролю сахара, давления, пульса.
  • Особенности процесса гигиены.
  • Научиться вводить инсулин, узнать правила его использования.
  • Какие профилактические меры можно принять, если есть генетическая предрасположенность к диабету, процесс заболевания уже виден.
  • Как подавить страх перед болезнью, провести процесс успокоения.
  • Какие встречаются разновидности СД, его осложнения.
  • Как проходит процесс беременность при сахарном диабете .

Важно! Занятия по информированию населения об особенностях СД, уходу при диабете проводят дипломированные специалисты, медсестры с большим стажем работы. Следуя их рекомендациям можно освободиться от многих проблем с диабетом, повысить качество жизни, сделать процесс ухода простым.

Лекции для диабетиков, их родственников по сестринскому уходу проводятся бесплатно при специализированных медицинских центрах, поликлиниках. Занятия посвящаются отдельным темам или имеют общий характер, ознакомительный. Особенно важно посещать лекции тем, кто впервые столкнулся с эндокринным заболеванием, не имеет практического опыта в уходе за больными родственниками. После беседы с медперсоналом раздаются памятки, книги о диабете, правилах ухода за больными.

Переоценить важность и значение сестринского процесса при сахарном диабете невозможно. Развитие здравоохранения, системы медицинской помощи в 20-21 веке позволило понять причины сбоев в работе щитовидки, что значительно облегчило борьбу с осложнениями недуга, уменьшило процент смертности пациентов. Обращайтесь за квалифицированным обслуживанием в стационарах, научитесь заботиться о больном родственнике или самом себе дома, тогда диабет действительно станет образом жизни, а не приговором.

Сахарный диабет (СД) — самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет — это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина . Сахарный диабет имеет генетический код — наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец — риск 10 %, если больны оба родителя — риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок — действие провоцирующих факторов:
вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
— физические и психические травмы,
— нарушение питания — злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей : инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете :
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 — исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ — это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия — доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

— Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью — ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
— Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови — гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи — глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода : способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает :
Взаимозависимые вмешательства :
— организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
— организацию лечебного питания — диета № 9;
— проведение заместительной инсулинотерапии;
— прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
— транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства :
— контроль над соблюдением режима и диеты;
— подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
— наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
— контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД :
— организация питания в домашних условиях — ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
— обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
— рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон — 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол — 5-20 мин, теннис — 5-20 мин, городки — 15-40 мин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Сестринский процесс при сахарном диабете у детей. Сахарный диабет (СД) - самое распространенное хроническое заболевание. По данным ВОЗ, его распространенность составляет 5 %, а это более 130 млн. человек. В России около 2 млн. больных. Сахарным диабетом болеют дети разного возраста. Первое место в структуре распространенности занимает возрастная группа от 10 до 14 лет, преимущественно мальчики. Однако в последние годы отмечается омоложение, есть случаи регистрации болезни уже на первом году жизни.
Информация о заболевании. Сахарный диабет это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, что приводит к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, и хроническому повышению уровня сахара в крови.
Сахарный диабет - это группа заболеваний: инсулинозависимый (диабет I типа); инсулинонезависимый (диабет II типа). У детей встречается чаще всего инсулинозависимый диабет (ИЗСД).
Причина . Сахарный диабет имеет генетический код - наследственно обусловленный дефект иммунитета, который проявляется образованием антител к в-клеткам поджелудочной железы. Антитела способны разрушать в-клетки и приводить к деструкции (разрушению) поджелудочной железы. Риск развития СД передается по наследству. Если в семье ребенка больна мать, то риск заболеть у ребенка составляет 3 %. если болен отец - риск 10 %, если больны оба родителя - риск 25 %. Для реализации предрасположенности необходим толчок - действие провоцирующих факторов:
- вирусные инфекции: эпидемический паротит, краснуха, ветряная оспа, гепатит, корь, цитомегаловирусная, Коксаки, грипп и др. Вирусы эпидемическою паротита, Коксаки, цитомегаловирусы непосредственно могут повреждать ткань поджелудочной железы;
- физические и психические травмы,
- нарушение питания - злоупотребление углеводами и жирами.
Особенности течения СД у детей : инсулинзависимый. Острое начало и быстрое развитие, тяжелое течение. В 30 % случаев диагноз заболевания ребенку ставится в состоянии диабетической комы.
Тяжесть заболевания определяется потребностью в заместительной терапии инсулином и наличием осложнений.
Прогноз зависит от своевременного лечения; компенсация может наступить уже через 2-3 нед. от начала терапии. При стойкой компенсации прогноз для жизни благоприятный.
Лечебная программа при сахарном диабете :
1. Госпитализация обязательна.
2. Режим физической активности.
3. Диета № 9 - исключение легкоусвояемых углеводов и тугоплавких жиров, ограничение животных жиров; прием пиши дробный три основных приема и три дополнительных: второй завтрак, полдник. второй ужин; часы приема и объем пиши должны быть четко фиксированы. Для расчета калорийности используется система «хлебных единиц». 1 ХЕ - это количество продукта, в котором содержится 12 г углеводов.
4. Заместительная инсулинотерапия - доза подбирается индивидуально с учетом суточной глюкозурии; детям применяют только человеческие инсулины ультракороткого, короткого и пролонгированного действия, картриджные формы: Хумалог, Актропид НМ, Протофан НМ и др.
5. Нормализация обмена липидов, белков, витаминов, микроэлементов.
6. Лечение осложнений.
7. Фитотерапия.
8. Санаторно-курортное лечение.
9. Рациональная психотерапия.
10. Обучение больного образу жизни при СД. методам самоконтроля.
11. Диспансеризация.

Этапы сестринского процесса при сахарном диабете у детей:

1 этап. Сбор информации о пациенте

Субъективные методы обследования:
Характерные жалобы: сильная жажда днем и ночью - ребенок выпивает до 2 л и более жидкости в день, много мочится до 2-6 л в сутки, ночное недержание, похудание за короткий промежуток времени при очень хорошем аппетите; недомогание, слабость, головная боль, повышенная утомляемость, плохой сон. зуд. особенно в области промежности.
История (анамнез) заболевания: начало острое, быстрое в течение 2-3 нед.; возможно выявление провоцирующего фактора.
История (анамнез) жизни: заболевший ребенок из группы риска с отягощенной наследственностью.
- Объективные методы обследования:
Осмотр: ребенок пониженного питания, кожные покровы сухие.
Результаты лабораторных методов диагностики (амбулаторная карта или история болезни): биохимический анализ крови - гипергликемия натощак не менее 7.0 ммоль/л; общий анализ мочи - глюкозурия.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

Существующие проблемы, обусловленные недостаточностью инсулина и гипергликемией: полидипсия (жажда) днем и ночью: полиурия; появление ночного энуреза; полифагия (повышенный аппетит), постоянное чувство голода: резкое похудание; кожный зуд; повышенная утомляемость. слабость; головная боль, головокружения: снижение умственной и физической работоспособности; гнойничковая сыпь на коже.
Потенциальные проблемы связаны в первую очередь с длительностью заболевания (не менее 5 лет) и степенью компенсации: риск снижения иммунитета и присоединения вторичной инфекции; риск микроангиопатий; задержка полового и физического развития; риск жировой дистрофии печени; риск нейропатий периферических нервов нижних конечностей; диабетическая и гипогликемическая комы.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в условиях стационара

Цель ухода : способствовать улучшению состояния. наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений.
Постовая медицинская сестра обеспечивает :
Взаимозависимые вмешательства :
- организацию режима с адекватной физической нагрузкой;
- организацию лечебного питания - диета № 9;
- проведение заместительной инсулинотерапии;
- прием лекарственных препаратов для профилактики развития осложнений (витаминные, липотропные и др.);
- транспортировку или сопровождение ребенка на консультации к специалистам или на обследования.
Независимые вмешательства :
- контроль над соблюдением режима и диеты;
- подготовка к проведению лечебно-диагностических процедур;
- динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение: самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых, диурез, температура тела;
- наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь: проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике; оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
- контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Обучение ребенка и родителей образу жизни при СД :
- организация питания в домашних условиях - ребенок и родители должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить; уметь составлять режим питания; рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи. самостоятельно применять систему «хлебных единиц», проводить при необходимости коррекцию в питании;
проведение инсулинотерапии в домашних условиях, ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики: правила хранения; самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
- обучение методам самоконтроля: экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов; ведению дневника самоконтроля.
- рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10 °С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон - 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол - 5-20 мин, теннис - 5-20 мин, городки - 15-40 мин).

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители знают все о заболевании и его лечении, владеют навыками проведения инсулинотерапии и методов самоконтроля в домашних условиях, организации режима и питания.
Ребенок находится под постоянным наблюдением эндокринолога.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Министерство здравоохранения Оренбургской области

ГАОУ СПО «Оренбургский областной медицинский колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Сестринская помощь при нарушение здоровья пациента педиатрического профиля

Тема: Сестринская помощь при сахарном диабете у детей I типа

Выполнила студентка группы 304

Сестринское дело специальность

Нестерова Н.С

Руководитель:

Ванчинова О.В

Оренбург 2014 г.

Введение

Глава I .Клинические особенности сахарного диабета

1 Риск развития сахарного диабета

2 Клинические проявления сахарного диабета

3 Признаки заболевания и первичные проявления

4 Осложнения сахарного диабета

Глава II. Сестринская помощь при сахарном диабете

1 Сестринская помощь при гипергликемической и гипогликемической коме

2 Роль м/с в организации школ «Школа сахарного диабета»

Заключение

Список литературы

Введение

В последние десятилетия частота сахарного диабета неуклонно увеличивается, число больных в развитых странах составляет до 5% от общей популяции, в действительности распространенность СД выше, так как не учитываются его латентные формы (еще 5% от общей популяции). Дети и подростки до 16 лет составляют 5-10% всех больных диабетом. СД проявляется в любом возрасте (существует даже врожденный диабет), но наиболее часто в периоды интенсивного роста (4-6 лет, 8-12 лет, пубертатный период). Дети грудного возраста поражаются в 0,5% случаев. СД чаще выявляется в возрасте от 4 до 10 лет, в осенне-зимний период.

В связи с этим профилактика ранней диагностики, контроля за течением сахарного диабета у детей и взрослых стала острейшей медико-социальной проблемой, которая в большинстве стран мира обозначена в числе приоритетных направлений в здравоохранении. Согласно статистическим данным, представленным Всемирной организацией здравоохранения, в настоящее время в мире насчитывается 346 миллионов человек больных диабетом. Особую настороженность вызывает рост частоты сахарного диабета среди детей. В этой связи становится все более актуальной проблема обеспечения детей и их родителей знаниями и навыками, необходимыми для его самостоятельного «ведения», кризов и изменения образа жизни, что является основой для успешного лечения заболевания. В настоящее время во многих регионах России функционируют Школы больных сахарным диабетом, которые создаются в составе лечебно-профилактических учреждений (Центров здоровья) на функциональной основе.

Предмет изучения:

Сестринская помощь при уходе за детьми с сахарным диабетом I типа

Объект исследования:

Сестринская помощь при сахарном диабете у детей I типа

Улучшить качество сестринской помощи при уходе за детьми с сахарным диабетом.

Для достижения данной цели исследования необходимо изучить:

этиологию и предрасполагающие факторы сахарного диабета у детей

клиническую картину и особенности диагностики сахарного диабета у детей

принципы оказания первичной сестринской помощи при гипергликемической и гипогликемической коме

организация лечебного питания при сахарном диабете

Глава I.Клинические особенности сахарного диабета

1 Риск развития сахарного диабета

Большой риск развития сахарного диабета имеют дети, которые родились от больных сахарным диабетом матерей. Еще выше возможность заболеть диабетом у ребенка, оба родителя которого диабетики. У детей, рожденных от больных матерей, клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин, сохранили генетическую чувствительность к воздействию определенных вирусов - краснухи, кори, герпеса, эпидемического паротита. Поэтому толчком к развитию сахарного диабета у детей являются перенесенные острые вирусные заболевания.

Таким образом, наследственная предрасположенность - это только одна сторона проблемы, предпосылка, на которую накладываются другие не менее важные факторы, приводящие эту генетическую программу в действие, вызывая развитие заболевания. Проблема заключается в том, что ребенок у женщины, страдающей любым типом диабета (даже гестационным) очень часто рождается крупным, со значительными жировыми отложениями. Ожирение - один из самых главных факторов, влияющих на развитие диабета и реализующих наследственную предрасположенность организма. Поэтому очень важно не перекармливать ребенка, тщательно следить за его рационом, исключив из него легкоусвояемые углеводы. С первых дней жизни и не менее года такой ребенок должен получать материнское молоко, а не искусственные смеси. Дело в том, что смеси содержат белок коровьего молока, который может вызвать аллергические реакции. Даже слабая аллергизация организма нарушает иммунную систему и способствует нарушению углеводного и других обменов веществ. Поэтому профилактикой сахарного диабета у детей является грудное вскармливание и диета младенца, а также тщательный контроль его веса.

К профилактическим мерам сахарного диабета относятся:

естественное грудное вскармливание;

диета и контроль массы тела ребенка;

закаливание и повышение общего иммунитета, защищающего от вирусных инфекций;

отсутствие переутомления и стрессов.

1.2 Клинические проявления сахарного диабета

Сахарный диабет - заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина, приводящей к нарушению обмена веществ, в первую очередь углеводного, проявляющегося хронической гипергликемией.

У детей бывает сахарный диабет только 1-го типа, то есть инсулинозависимый. Заболевание протекает так же, как у взрослых, и механизм развития болезни тот же. Но все же есть и существенные отличия, ведь организм ребенка - растущий, формирующийся и еще очень слабый. Поджелудочная железа новорожденного очень маленькая - всего 6 см, но к 10 годам она увеличивается почти вдвое, достигая размеров 10-12 см. Поджелудочная железа ребенка очень близко примыкает к другим органам, все они тесно связаны и любое нарушение одного органа ведет за собой патологию другого. Если же поджелудочная железа ребенка плохо вырабатывает инсулин, то есть имеет определенную патологию, то существует реальная опасность вовлечения в болезненный процесс желудка, печени, желчного пузыря.

Выработка поджелудочной железой инсулина - это одна из ее внутрисекреторных функций, которая окончательно формируется к пятому году жизни малыша. Именно с этого возраста и примерно до 11 лет дети особенно подвержены заболеванию сахарным диабетом. Хотя приобрести этот недуг может ребенок в любом возрасте. Сахарный диабет занимает первое место среди всех эндокринных заболеваний у детей. Однако временные изменения уровня сахара в крови ребенка еще не свидетельствуют о наличии у него сахарного диабета. Поскольку ребенок постоянно и быстро растет и развивается, вместе с ним развиваются все его органы. В результате и все обменные процессы в организме у детей протекают значительно быстрее, чем у взрослых. Углеводный обмен также ускорен, поэтому ребенку необходимо в сутки потреблять от 10 до 15 г углеводов на 1 кг веса. Вот почему все дети очень любят сладкое - это потребность их организма. Но малыши не могут, к сожалению, остановится в своих пристрастиях и употребляют сладости порой в значительно больших количествах, чем им это необходимо. Поэтому мамам нужно не лишать детей сладкого, а контролировать их умеренное потребление.

Углеводный обмен в детском организме происходит под контролем инсулина, а также ряда гормонов - глюкагона, адреналина, гормонов коры надпочечников. Сахарный диабет возникает именно из-за патологий в этих процессах. Но обмен углеводов регулирует еще и нервная система ребенка, которая еще совсем незрелая, поэтому может давать сбои и тоже влиять на уровень сахара в крови. Не только незрелость нервной системы ребенка, но и его эндокринной системы иногда приводит к тому, что у ребенка нарушается регуляция обменных процессов, в результате чего меняется уровень сахара в крови и появляются периоды гипогликемии. Но это вовсе не признак сахарного диабета. Хотя уровень сахара в крови ребенка должен быть постоянным и может колебаться лишь в незначительных пределах: от 3,3 до 6,6 ммоль/л, но даже более значительные колебания, не связанные с патологией поджелудочной железы, не опасны и с возрастом проходят. Ведь они являются результатом несовершенства нервной и эндокринной систем детского организма. Обычно таким состояниям подвержены недоношенные, слаборазвитые дети или подростки в период полового созревания и имеющие значительные физические нагрузки. Как только функции нервной и эндокринной систем стабилизируются, механизмы регуляции углеводного обмена станут более совершенными и уровень сахара в крови нормализуется. Вместе с этим пройдут приступы гипогликемии. Однако, несмотря на кажущуюся безобидность этих состояний, для малыша они очень мучительны и могут сказаться на его дальнейшем здоровье. Поэтому следить за состоянием нервной системы ребенка нужно обязательно: никаких стрессов и повышенных физических нагрузок

Сахарный диабет имеет две стадии развития, одинаковые у взрослых и детей. Первая стадия - нарушение толерантности к глюкозе, которое само по себе не является заболеванием, но говорит о серьезном риске развития сахарного диабета. Поэтому при нарушении толерантности к глюкозе ребенок должен быть тщательно обследован и взят под длительное наблюдение врачей. С помощью диеты и других методов лечебной профилактики сахарный диабет может не развиться. Самая главная задача и состоит в том, чтобы не допустить его проявления. Поэтому необходимо раз в год сдавать кровь на сахар.

Вторая стадия диабета - его развитие. Теперь этот процесс уже не остановить, но необходимо с самых первых дней держать его под контролем. С этим бывают связаны определенные трудности. Дело в том, что сахарный диабет у детей развивается очень быстро, имеет прогрессирующий характер, который связан с общим развитием и ростом ребенка. В этом состоит его отличие от взрослого диабета. Прогрессирование сахарного диабета заключается в том, что существует большая вероятность развития лабильного диабета с резкими колебаниями сахара в крови и плохо поддающегося инсулинотерапии. Кроме того, лабильный диабет провоцирует развитие кетоацидоза и приступов гипогликемии. Течение сахарного диабета осложняется еще тем, что дети часто болеют инфекционными заболеваниями, которые способствуют декомпенсации диабета. Чем младше ребенок, заболевший диабетом, тем тяжелее протекает заболевание и тем больше угроза различных осложнений.

Заболевания, ухудшающие течение сахарного диабета у детей и способствующие его декомпенсации

Инфекционно-воспалительные заболевания.

Эндокринные заболевания.

3 Признаки заболевания и первичные проявления сахарного диабета

В детском возрасте клинические симптомы диабета развиваются обычно бурно, и родители нередко могут указать точную дату начала заболевания. Реже диабет развивается постепенно. Самыми характерными признаками сахарного диабета являются быстрое похудание ребенка, неукротимая жажда и обильное мочеиспускание. На это и нужно обратить внимание родителям. Ребенок теряет в весе настолько быстро, что «тает» прямо на глазах. А объективно он может похудеть на 10 кг всего за несколько недель. Не заметить это невозможно. Выделение мочи тоже превосходит всякие нормы - за сутки больше 5 литров. Ну и конечно, ребенок постоянно просит пить и никак не может напиться. Это даже ему кажется странным, а дети обычно не обращают внимания на подобные нюансы. Со всеми этими признаками нужно немедленно идти к врачу, который не только даст направление на анализ крови и мочи на сахар, но и осмотрит ребенка визуально. Косвенные признаки сахарного диабета следующие: сухие кожа и слизистые оболочки, малиновый язык, низкая эластичность кожи. Лабораторные исследования, как правило, подтверждают предположение врача, основанное на классических признаках диабета. Диагноз «сахарный диабет» ставится в том случае, если содержание сахара в крови натощак превышает 5,5 ммоль/л, что является признаком гипергликемии, в моче обнаружен сахар (глюкозурия), а также благодаря содержанию в моче глюкозы сама моча обладает повышенной плотностью.

Сахарный диабет у детей может начинаться и с других признаков: общей слабости, потливости, повышенной утомляемости, головных болей и головокружений, а также постоянной тяги к сладкому. У ребенка начинают дрожать руки, он становится бледным и иногда падает в обморок. Это состояние гипогликемии - резкого понижения сахара в крови. Точный диагноз поставит врач на основе лабораторных исследований.

Еще один вариант начала детского диабета - скрытое течение заболевания. То есть инсулин уже плохо вырабатывается поджелудочной железой, сахар в крови постепенно повышается, а ребенок пока не ощущает никаких изменений. Однако проявление сахарного диабета все же можно заметить по состоянию кожи. Она покрывается мелкими гнойничками, фурункулами или грибковыми поражениями, такие же поражения появляются на слизистой оболочке рта или половых органов у девочек. Если у ребенка наблюдаются непроходящие прыщи и гнойнички, а также затянувшийся стоматит, нужно срочно исследовать кровь на сахар. При таких симптомах есть определенный риск уже начавшегося сахарного диабета, который протекает в скрытой форме.

4 Формы осложнения сахарного диабета

Несвоевременная диагностика или неправильное лечение приводят к осложнениям, которые развиваются либо в короткие сроки, либо с годами. К первому типу относится диабетический кетоацидоз (ДКА), ко второму - поражения различных органов и систем, не всегда проявляющиеся в детском и юношеском возрасте. Самую большую опасность представляет собой первая группа осложнений. Причинами развития диабетического кетоацидоза (ДКА) служат нераспознанный сахарный диабет, грубые ошибки при лечении (отказ от введения инсулина, большие погрешности в диете), присоединение тяжелого сопутствующего заболевания. Часто у больных сахарным диабетом развиваются гипогликемические состояния. Сначала повышается уровень сахара в крови ребенка, и его необходимо контролировать с помощью тщательно подобранных доз инсулина. Если инсулина оказалось больше, чем требуется для питания клеток глюкозой, или ребенок в этот день испытал стресс или физическое перенапряжение, то уровень сахара в крови падает. Резкое снижение сахара в крови вызывает не только передозировка инсулина, но и недостаточное содержание углеводов в пище ребенка, несоблюдение режима питания, задержка с приемом пищи и, наконец, лабильное течение сахарного диабета. В результате у ребенка наступает состояние гипогликемии, которое проявляется вялостью и слабостью, головной болью и ощущением сильного голода. Это состояние может быть началом гипогликемической комы.

Гипогликемическая кома.

Уже при первых признаках гипогликемии - вялости, слабости и потливости - нужно бить тревогу и стремиться повысить сахар в крови. Если этого не сделать, может быстро развиться гипогликемическая кома: у ребенка появится дрожание конечностей, начнутся судороги, он некоторое время будет находиться в очень возбужденном состоянии, а затем наступит потеря сознания. При этом дыхание и артериальное давление остаются нормальными, температура тела тоже обычно в норме, запах ацетона изо рта отсутствует, кожа влажная, уровень сахара в крови падает ниже 3 ммоль/л.

После коррекции уровня сахара в крови здоровье ребенка восстанавливается. Однако если такие состояния повторяются, то диабет может перейти в лабильную стадию, когда подбор дозировки инсулина становится проблематичным, и ребенку грозят более серьезные осложнения.

Если диабет не удается компенсировать, то есть по каким-то причинам у ребенка не нормализуется уровень глюкозы в крови (ест много сладкого, не подобрать дозу инсулина, пропускает инъекции инсулина, отсутствует регуляция физической нагрузки и т. д.), то это чревато очень серьезными последствиями, вплоть до кетоацидоза и диабетической комы.

Это острое состояние, которое возникает на фоне декомпенсированного сахарного диабета у детей, то есть когда уровень сахара в крови бесконтрольно и быстро меняется.Основные его характеристики таковы. Ребенок выглядит очень слабым и вялым, у него пропадает аппетит и появляется раздражительность. К этому присоединяются двоение в глазах, боли в области сердца, в пояснице, в животе, тошнота и рвота, которая не приносит облегчения. Ребенок страдает бессонницей, жалуется на плохую память. Изо рта чувствуется запах ацетона. Это клиническая картина кетоацидоза, который может перерасти в еще более грозное осложнение, если не принять срочных лечебных мер. Это осложнение называется кетоацидотическая кома.

Кетоацидотическая кома.

Это осложнение развивается после кетоацидоза в течение нескольких дней - обычно от одного до трех. Признаки осложнения в этот период изменяются и ухудшаются. Под комой понимают полную утрату сознания и отсутствие нормальных рефлексов.

Признаки кетоацидотической комы.

Начинается кома с общей слабости, повышенной утомляемости, частого мочеиспускания.

Затем присоединяются боли в животе, тошнота, многократная рвота.

Затормаживается сознание, а потом полностью утрачивается.

Изо рта чувствуется сильный запах ацетона.

Дыхание становится неравномерным, а пульс - частым и слабым.

Артериальное давление сильно падает.

Затем частота мочеиспусканий сокращается, и они вообще прекращаются. Развивается анурия.

Если кому не остановить, начинается поражение печени и почек.Эти клинические проявления подтверждает лабораторная диагностика. В состоянии кетоацидотической комы лабораторные исследования показывают следующие результаты:

высокий уровень сахара в крови (более 20 ммоль/л); ^ наличие сахара в моче;

снижение кислотности крови до 7,1 и ниже, которое называется ацидозом (это очень опасное состояние, так как уровень кислотности 6,8 считается смертельным);

наличие ацетона в моче;

повышение кетоновых тел в крови;

из-за поражения печени и почек в крови увеличивается количество гемоглобина, лейкоцитов и эритроцитов;

в моче появляется белок.

К причинам кетоацидотической комы относятся длительно текущий и плохо поддающийся лечению сахарный диабет, стрессовые ситуации, тяжелые физические нагрузки, гормональная перестройка в организме подростков, грубые длительные нарушения углеводной диеты, острые инфекционные заболевания.Этот вид диабетической комы очень опасен, поскольку поражает все органы и системы так, что заболевания могут стать необратимыми. Нельзя запускать осложнение, его необходимо купировать в самом начале. Для этого нужны лечебные воздействия, о которых пойдет речь в главе «Лечение диабета и его осложнений», а также диета и режим.

Гиперосмолярная кома.

Это еще один вид диабетической комы, которая может наступить у ребенка при запущенном, длительно текущем или не поддающемся лечению заболевании. Вернее сказать, при диабете, которым плохо занимались родители, ведь ребенок еще не может серьезно относиться к своему недугу, тщательно контролировать диету, физические нагрузки и введение инсулина. Всем этим должна заниматься мама, которой необходимо понимать, что пропущенные или не вовремя сделанные инъекции инсулина - это уже первый шаг к развитию декомпенсации диабета и, как следствие, к его осложнениям.

Гиперосмолярная кома развивается медленнее, чем ДКА, и проявляется сильным обезвоживанием организма ребенка. Кроме того, поражается нервная система ребенка. Лабораторные анализы показывают очень высокий уровень сахара в крови (более 50 ммоль/л) и повышенное содержание гемоглобина и гематокрита, которые делают кровь слишком загущенной.

Диагноз гиперосмолярной комы ставится после того, как лабораторные исследования подтвердят еще один очень важный и характерный показатель повышение осмолярности плазмы крови, то есть очень высокое содержание ионов натрия и азотистых веществ.

Признаки гиперосмолярной комы у ребенка

Слабость, утомляемость.

Сильная жажда.

Судороги и другие нарушения нервной системы.

Постепенная потеря сознания.

Дыхание частое и поверхностное, изо рта чувствуется запах ацетона.

Повышение температуры тела.

Повышенное вначале количество выделяемой мочи, затем уменьшается.

Сухие кожа и слизистые оболочки.

Хоть гиперосмолярная кома встречается у детей гораздо реже других осложнений, она представляет серьезную опасность по причине сильного обезвоживания организма и нарушений нервной системы. Кроме того, быстрое развитие этой разновидности комы не позволяет медлить с медицинской помощью. Врача нужно вызвать сразу, а самим родителям оказать неотложную помощь ребенку.

Однако банальная истина говорит о том, что лучше не допускать таких осложнений и внимательно следить за состоянием ребенка, который болеет сахарным диабетом

Молочно-кислая кома

Эта разновидность комы развивается достаточно быстро, в течение нескольких часов, но имеет другие характерные признаки - боли в мышцах и пояснице, одышку и тяжесть в сердце. Иногда к ним присоединяется тошнота и рвота, которая не приносит облегчения. При частом пульсе и неравномерном дыхании артериальное давление понижено. Кома начинается с необъяснимого возбуждения ребенка - он задыхается, нервничает, но вскоре наступает сонливость, которая может перейти в потерю сознания. При этом все привычные для сахарного диабета анализы в норме - уровень сахара нормальный или чуть повышен, в моче нет ни сахара, ни ацетона. Да и количество выделяемой мочи тоже находится в пределах нормы.

Молочно-кислую кому определяют по другим лабораторным признакам: в крови обнаруживают повышенное содержание ионов кальция, молочной и виноградной кислот.

сахарный диабет дети кома

Глава II.Сестринская помощь при сахарном диабете

1 Сестринская помощь при гипогликемической и гипергликемической коме

Неотложная помощь при гипогликемической коме.

Зависит от тяжести состояния: если больной в сознании, необходимо дать пищу богатую углеводами (сладкий чай, белый хлеб, компот).Если больной без сознания -внутревенное струйное введение 20-50 мл 20-40 % раствора глюкозы.При отсутствии сознания в течение 10-15 минут-внутревенное капельное введение 5-10% раствора глюкозы до тех пор,пока боьной не придет в сознание.

Неотложная помощь при гипергликемической коме

Немедленная госпитализация. Согреть больного. Промыть желудок 5%

раствором гидрокарбоната натрия или изотоническим раствором хлорида натрия(часть раствора оставляется в желудке).Очистительная клизма с теплым 4 % раствором натрия гидрокарбоната. Оксигенотерапия. Внутривенное капельное введение изотонического раствора натрия хлорида из расчета20мл/кг массы тела (в капельницу добавляют кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту, гепарин).Введение инсулина в дозе 0,1 ЕД/кг/ч в 150-300 мл изтонического раствора натрия хлорида (в первые 6 часов вводят 50% всего количества жидкости)

2 Роль м/с в организации школ «Школа сахарного диабета»

Цель и задачи школы - это обучение больных сахарным диабетом методам самоконтроля, адаптации проводимого лечения к конкретным условиям жизни, профилактике острых и хронических осложнений заболевания.

Что касается детей, то обучение в «Школе сахарного диабета» необходимо адаптировать к возрасту и степени полового созревания пациента. На этом принципе основывается формирование возрастных групп обучаемых.

) В первую группу включают родителей новорожденных и детей первых лет жизни, больных сахарным диабетом. Маленькие пациенты полностью зависят от родителей и медицинского персонала (прием пищи, инъекции, мониторинг), поэтому нуждаются в формировании близких отношений с обеспечивающим медицинскую помощь работником. Немаловажно создание психологического контакта с матерью больного ребенка, поскольку на фоне нарастающего стресса у нее снижается связь с ребенком и отмечается депрессия. Проблемами, которые необходимо решать обучающей «бригаде» медицинских работников в данном случае, являются: колебание настроения у больного диабетом новорожденного ребенка; сопряженность инъекций и контроля уровня глюкозы в крови с болевыми ощущениями, которые возникают вследствие медицинских манипуляций и ассоциируются у ребенка с белым халатом врача. Эти препятствия обуславливают необходимость установления доверительных отношений с семьей больного ребенка и обучения мониторингу за течением диабета, поскольку гипогликемия у новорожденных встречается часто и может приводить к тяжелым осложнениям.

) Во многих странах мира широко обсуждалась целесообразность обучения дошкольников с сахарным диабетом и то, зависят ли конечные исходы сахарного диабета от обучения в этой возрастной группе. Однако родители сообщают о необходимости, значимости обучения и поддержки.

) К третьей группе обучения относятся дети школьного возраста. Занятия для этих пациентов включают темы:

üпомощь и регулирование перехода к образу жизни школьника, развитие самоуважения (чувства собственного достоинства) и отношений со сверстниками;

üобучение навыкам проведения инъекций и мониторингу гликемии;

üраспознавание и понимание симптомов гипогликемии;

üулучшение понимания самостоятельного «ведения»» заболевания;

üадаптация сахарного диабета к школьному обучению, приему пищи в школе, физической активности и занятиям спортом;

üвключение мониторинга уровня глюкозы в крови и инъекций в школьный режим;

üсоветы родителям по постепенному развитию независимости ребенка с передачей соответствующей ответственности.

У детей школьного возраста существует неудовлетворенность в связи с тем, что врачи разговаривают с родителями, а не с ними. Образовательные программы, сфокусированные на возрасте пациента, эффективны у детей и их семей.

В третью, школьную, группу можно включить и больных детей подросткового возраста. Подростковый период - переходная фаза развития между детством и взрослой жизнью и имеет ряд биологических и психологических особенностей, которые обуславливают некоторые проблемы в ведении сахарного диабета у таких больных. Ухудшение контроля за течением сахарного диабета в этой возрастной группе часто связано с нерегулярным питанием, недостаточной физической активностью, нечеткими выполнениями назначений врача, эндокринными изменениями, связанными с пубертатным периодом и другими факторами. Особенности направлений работы в «Школе сахарного диабета» для подростков включают в себя:

üразвитие доверительных отношений между подростком, группой обучающихся и «бригадой» специалистов;

üпомощь подростку в определении приоритетов и постановке небольших достигаемых целей, особенно если есть противоречия между социальными потребностями подростка и ограничениями, связанными с наличием сахарного диабета;

üобеспечение понимания физиологических изменений пубертатного периода, их влияния на дозы инсулина, решение возникающих проблем с контроля массы тела, регулирование диеты;

üобъяснение важности скрининга ранних симптомов осложнений сахарного диабета и улучшения метаболического контроля;

üдоверительные беседы в подростком о процессе полового созревания, укрепление в нем чувства уверенности в себе, но при этом сохранения доверия и поддержки со стороны родителей;

üпомощь подростку и родителям в формировании отношений с новым уровнем вовлечения родителей в задачи лечения сахарного диабета.

Сестринская помощь при сахарном диабете:

План действийОбоснование1.Информировать пациента и его родственников о том, что «сахарный диабет-это не болезнь, а образ жизни»ü Обеспечивается право пациента на информацию ü Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода2.Организовать питание ребенка с ограничением легкоусвояемых углеводов (мед, варенье, сахар, кондитерские изделия, виноград, инжир, бананы и тому подобное)ü Легкоусвояемые углеводы дают «залповое» увеличение глюкозы в крови3.Организовать прием пищи 6 раз в сутки(3 основных приема и 3 «перекуса»)ü Достигаются стабильные показатели глюкозы в крови4.Обучить пациента или его родственников правилам и технике введения инсулина,следить за регулярным приемом противодиабетических препаратов и инсулинаü Профилактика развития кетоацидотической (гипергликемической)комы5.Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулинаü Профилактика развития инсулиновой (гипогликемической) комы6.Дозировать физические и эмоциональную нагрузку больного ребенка.ü Профилактика развития коматозных состояний7.Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочекü Гнойничковые кожные заболевания являются косвенными признаками сахарного диабета8.Оберегать ребенка от присоединения сопутствующих инфекций, простудных заболеванийü При сахарном диабете снижен иммунитет- ЧБД (часто болеющие дети)

3 Организация лечебного питания при сахарном диабете

Диетотерапия. Обязательна при всех клинических формах сахарного диабете. Основные ее принципы: индивидуальный подбор суточной калорийности: сбалансированная и физиологическая по содержанию белков, углеводов, минералов, жиров, витаминов диета(стол №9);дробное шестиразовое питание с равномерным распределением калорий и углеводов(завтрак-25%,второй завтрак-10%,обед-25%,полдник-10%,ужин-25%,второй ужин-15% суточной калорийности).Из пищевого рациона исключают легкоусвоямые углеводы. Рекомендуется их замена на углеводы, содержащие большое количество клетчатки(она замедляет всасывание глюкозы).Сахар заменяют сорбитом или ксилитом. Умеренное ограничение жиров животного происхождения.

Медикаментозное лечение. Основным в лечение сахарного диабета является применение препаратов инсулина. Доза зависит от тяжести заболевания и потери глюкозы с мочой в течение суток. На каждые 5 грамм глюкозы, выведенной с мочой, назначают 1 ЕД нсулина. Препарат вводят подкожно, внутримышечно и внутривенно. Различают инсулины короткого действия(пик действия через 2-4 часа с момента введения, длительность фармакологического действия 6-8 часов)-акрапид, инсулрап, хумулин Р, хоморап; средней продолжительности действия(пик через 5-10 часов, действие 12-18часов)-Б-инсулин, ленте, лонг, инсулонг, монотардНМ, хомофан; длительного действия(пик через 10-18 часов, действие20-30 часов)-ультралонг, ультраленте, ультратард НМ.

При стабильном течении заболевания используют комбинации препаратов инсулина короткого и пролонгированного действия.

Кроме этого назначают сульфаниламидные препараты(I и II генерации) -диабинез, букарбан (оранил), диабетон,и также используют бигуаниды-фенформин, дибитон, адебит, силубин, глюкофаг, диформин, метаформин.

Заключение

В настоящее время сахарный диабет относится к числу ведущих медико-социальных проблем. Это связано, прежде всего, с его большой распространенностью, сохраняющейся тенденцией к дальнейшему увеличению числа больных и тем ущербом, который наносит сахарный диабет, развившийся в детском возрасте, обществу. Анализ обширного клинического материала, изучение динамики обращаемости убеждают нас в том, что помимо роста заболеваемости, происходит изменение возрастной структуры, «омоложение» сахарного диабета. Если несколько лет назад сахарный диабет у детей первых лет жизни был казуистикой, в настоящее время он не является редкостью. Традиционно принято считать, что у детей преобладают инсулинзависимые формы заболевания. Распространенность инсулиннезависимого диабета в детской популяции пока неясна и требует изучения.

Важнейшим достижением диабетологии за последние тридцать лет стало повышение роли медсестер и организация их специализации по диабетологии; такие медсестры обеспечивают высококачественный уход за больными сахарным диабетом; организуют взаимодействие больниц, врачей общей практики и амбулаторно наблюдаемых больных; проводят большое количество исследований и обучение больных. Прогресс клинической медицины во второй половине XX века позволил значительно лучше понять причины развития сахарного диабета и его осложнений, а также существенно облегчить страдания больных, чего еще четверть века назад невозможно было даже вообразить.

Список литературы

1. Л.В.Арзамасцева, М.И.Мартынова - Социально-демографическая характеристика семей детей, больных сахарным диабетом. - Педиатрия, 2012.

В.Г.Баранов, А.С.Стройкова - Сахарная диабет у детей. - М., Медицина,2011

3. Диспансерное наблюдение детей в поликлинике (под ред. К.Ф.Ширяевой). Л., Медицина, 2011

М.А.Жуковский Детская эндокринология.-М.,Медицина,2012

Ю.А.Князев - Эпидемиология сахарного диабета у детей. - Педиатрия, 2012

В.Л.Лисс - Сахарный диабет. В кн.: Детские болезни (под ред. А. Ф. Шабалова).- СПб, СОТИС, 2013.

В.А.Михельсон, И.Г.Алмазова, Е.В.Неудахин - Коматозные состояния у детей. - Л., Медицина, 2011

8. Методические указания по циклу эндокринологии детского возраста (для студентов у курса ЛПМИ). - Л., 2012

9.У.Мак-Моррей.-обмен веществ у человека.-М,Мир 2006 г

10. М.Скордок, А.Ш.Стройкова Сахарный диабет. В кн.: Детские болезни (под ред. А.Ф.Тура и др.) - М., Медицина, 2011.

Похожие работы на - Сестринская помощь при сахарном диабете у детей I типа


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции