12.03.2020

Почему именно фактор наследственности является наиболее важным. Влияние наследственности на здоровье. Список использованной литературы


Изучение степени наследуемости различных морфофункциональных показателей организма человека показало, что генетические влияния на них чрезвычайно многообразны. Они отличаются по срокам обнаружения, степени воздействия, стабильности проявления (Сологуб Е.Б., Таймазов В.А., 2000).

Наибольшая наследственная обусловленность выявлена для морфологических показателей, меньшая - для физиологических параметров и наименьшая - для психологических признаков (Шварц В.Б., 1991 и др.).

Среди морфологических признаков наиболее значительны влияния наследственности на продольные размеры тела, меньшие - на объемные размеры, еще меньшие - на состав тела (Никитюк Б.А., 1991).

Как показали исследования (Коробко Т. В., Савостьянова Е. Б., 1974), значение коэффициента наследуемости наиболее высоко для костной ткани, меньше для мышечной и наименьшая - для жировой; для подкожной клетчатки женского организма она особенно мала (табл. 5.3). С возрастом усиливаются средовые влияния, особенно на жировой компонент (табл. 5.4).

Таблица 5.3

Роль генетического фактора (Н) в развитии компонентов тела, %

Таблица 5.4

Возрастные изменения генетических влияний (Н) на компоненты тела, %

Для функциональных показателей выявлена значительная генетическая обусловленность многих физиологических параметров, среди которых: метаболические характеристики организма; аэробные и анаэробные возможности; объем и размеры сердца, значение показателей ЭКГ, систолический и минутный объем крови в покое, ЧСС при физических нагрузках, артериальное давление; жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и жизненный показатель (ЖЕЛ/кг), частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе, парциальное давление О и СО в альвеолярном воздухе и крови; содержание холестерина в крови, скорость оседания эритроцитов, группы крови, иммунный статус, гормональный профиль и некоторые др. (табл. 5.5).

Таблица 5.5

Показатели влияния наследственности (Н) на некоторые морфофункциональные характеристики организма человека (Шварц В.Б., 1972; Тишина В.Г., 1976; Коц Я.М., 1986; Равич-Щербо И.В., 1988; Айзенк Г.Ю., 1989; Москатова А.К., 1992 и др.)

Морфофункциональные признаки

Показатель наследуемости (Н)

Длина тела (рост)

Масса тела (вес)

Жировая складка

Объем циркулирующей крови

Концентрация эритроцитов и гемоглобина

Концентрация лейкоцитов

Кислотно-щелочной баланс (рН) в покое и при работе

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ)

Фагоцитарная активность лейкоцитов

Абсолютный уровень иммуноглобулинов

Объем сердца

Показатели ЭКГ

Длительность зубцов Р, R, интервалов R-R

Минутный объем крови (л/мин)

Ударный объем крови (мл)

ЧСС в покое (уд./мин)

ЧСС при работе (уд./мин)

АД систолическое в покое и при работе

АД диастолическое в покое и при работе

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

Жизненный показатель (ЖЕЛ/кг)

Минутный объем дыхания в покое

Минутный объем дыхания при работе

Максимальная вентиляция легких

Глубина дыхания в покое

Частота дыхания в покое

Потребление кислорода в покое

Потребление кислорода при работе

Максимальное потребление кислорода (МПК)

Относительная величина МПК (мл/мин/кг)

Максимальная анаэробная мощность (МАМ)

Задержка дыхания на вдохе

Процент медленных волокон в мышцах мужчин

Процент медленных волокон в мышцах женщин

Выработка условных рефлексов

Умственная работоспособность

Частотно-амплитудные показатели ЭЭГ

Многие психологические, психофизиологические, нейродинамические, сенсомоторные показатели, характеристики сенсорных систем также находятся под выраженным генетическим контролем : большая часть амплитудных, частотных и индексовых показателей ЭЭГ (особенно альфаритм), статистические параметры взаимопереходов волн на ЭЭГ, скорость переработки информации (пропускная способность мозга); моторная и сенсорная функциональная асимметрия, доминантность полушарий, темперамент, коэффициент интеллектуальности (IQ); пороги чувствительности сенсорных систем; дифференциация цветового зрения и его дефекты (дальтонизм), нормальная и дальнозоркая рефракция, критическая частота слияния световых мельканий и др.

Общим заключением всех проведенных исследований стал вывод о том, что чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем менее выражено влияние генотипа и больше роль окружающей среды. Например, для более простых двигательных навыков генетический фактор имеет более важное значение, чем для более сложных навыков (Сологуб Е.Б., Таймазов В.А., 2000).

Большая часть поведенческих актов контролируется целым комплексом генов, но их может быть и меньше. Так, в опытах на животных выделено всего два гена, влияющих на моторику (вызывают дегенеративные изменения в мотонейронах) (Sendter M. et al, 1996); описано четыре гена, резко повышающих агрессивность поведения (Tecott L.H., Barondes S.H., 1996).

Выяснено, что в ходе онтогенеза роль наследственного фактора уменьшается. Так, многолетние продольные исследования на близнецах (в возрасте 11, 20-30 и 35-40 лет) показали, что некоторые признаки с возрастом вообще теряют сходство даже у однояйцевых близнецов, т.е. средовые факторы становятся все более значимыми. Это связано с тем, что по мере обогащения человека жизненным опытом и знаниями относительная роль генотипа в его жизнедеятельности снижается.

Обнаружены некоторые различия в наследовании признаков по полу . У мужчин в большей мере наследуются леворукость, дальтонизм, объем желудочков и размеры сердца, склонность к повышению или снижению артериального давления, синтез липидов и холестерина в крови, характер отпечатков пальцев, особенности полового развития, способность решения цифровых и абстрактных задач, ориентация в новых ситуациях. У женщин в большей степени генетически запрограммированы рост и вес тела, развитие и сроки начала моторной речи, проявления функциональной симметрии больших полушарий.

Генетические факторы играют немаловажную роль в отклонениях от нормального поведения человека . Так, у бисексуалов и гомосексуалистов сексуальное поведение - это не только результат определенных жизненных условий (армия, тюрьма и др.), но и (примерно у 1-6% населения) - наследственность. У девочек с разными генетическими аномалиями также описано особое мальчишеское поведение (синдром томбойизма; от англ.Тот boy - «мальчик Том»).

Проявления умственной отсталости , слабости пространственного восприятия, низкой школьной успеваемости в ряде случаев обусловлены дефектами генетического аппарата: при заболеваниях, связанных с изменением числа половых хромосом (например, ХО, XXX, XXY и др.), при наличии «хрупкой» Х-хромосомы у женщин (1:700 случаев) и др.

У индивидов с набором половых хромосом XYY отмечаются сниженный интеллект и склонность к агрессивному поведению, к насилию и преступлениям. Доля преступников среди них достоверно (р < 0,01) выше (41,7% случаев), чем среди лиц с нормальным набором хромосом - XY (9,3%). Однако, несмотря на многочисленные работы по генетике человека, для окончательного суждения о роли генотипа в жизнедеятельности еще очень мало данных.

Наследственные влияния на различные физические качества неоднотипны. Они проявляются в различной степени генетической зависимости и обнаруживаются на различных этапах онтогенеза.

В наибольшей степени генетическому контролю подчинены быстрые движения , требующие в первую очередь особых свойств нервной системы: высокой лабильности (скорости протекания нервного импульса) и подвижности нервных процессов (соотношение возбуждения и торможения и наоборот), а также развития анаэробных возможностей организма и наличия быстрых волокон в скелетных мышцах.

Для различных элементарных проявлений качества быстроты получены высокие показатели наследуемости (табл. 5.6). С помощью близнецового и генеалогического методов подтверждена высокая зависимость от врожденных свойств (Н = 0,70-0,90) показателей скоростного бега на короткие дистанции, теппинг-теста, кратковременного педалирования на велоэргометре в максимальном темпе, прыжков в длину с места и других скоростных и скоро-стно-силовых упражнений.

Таблица 5.6

Показатели влияния наследственности (Н) на физические качества человека (Москатова А.К., 1983 и др.)

Показатели

Коэффициент наследуемости (Н)

Скорость двигательной реакции

Теппинг-тест

Скорость элементарных движений

Скорость спринтерского бега

Максимальная статическая сила

Взрывная сила

Координация движений рук

Суставная подвижность (гибкость)

Локальная мышечная выносливость

Общая выносливость

Вместе с тем различные методические условия обследований, недостаточный учет популяционных, половых и возрастных различий, отсутствие единообразия в используемых тестах приводят к заметному разбросу значений показателей у разных авторов. Например, вариации коэффициента наследуемости (Н 2) многих скоростных характеристик двигательных реакций, по данным различных исследователей, для теппинг-теста составляют 0,00-0,87; времени простой двигательной реакции на зрительные стимулы -0,22-0,86; времени реакции на звуковые стимулы - 0,00-0,53; частоты бега на месте - 0,03-0,24; скорости движения руки -0,43-0,73. Коэффициенты наследуемости показателей скоростно-силовых тестов также имеют заметные вариации: бег на60 м -0,45-0,91; прыжок в длину - 0,45-0,86; прыжок в высоту -0,82-0,86; толкание ядра - 0,16-0,71 (Равич-Щербо И.В., 1988).

Высокая генетическая обусловленность получена для качества гибкости . Гибкость позвоночного столба - 0,7-0,8; подвижность тазобедренных суставов - 0,70, плечевых суставов - 0,91.

В меньшей степени генетические влияния выражены для показателей абсолютной мышечной силы . Так, например, коэффициенты наследуемости для динамометрических показателей силы правой руки - Н = 0,61, левой руки - Н = 0,59, становой силы - Н = 0,64, а для показателей времени простой двигательной реакции Н = 0,84, сложной двигательной реакции Н = 0,80. По данным разных авторов, показатели наследуемости для мышечной силы сгибателей кисти варьируются в пределах 0,24-0,71, сгибателей предплечья - 0,42-0,80, разгибателей туловища - 0,11-0,74, разгибателей голени - 0,67-0,78.

В наименьшей степени наследуемость обнаруживается для показателей выносливости к длительной циклической работе и качеству ловкости (координационных возможностей и способности формировать новые двигательные акты в необычных условиях).

Другими словами, наиболее тренируемыми физическими качествами являются ловкость и общая выносливость, а наименее тренируемыми - быстрота и гибкость. Среднее положение занимает качество силы.

Это подтверждается данными Н.В. Зимкина (1970) и др. о степени прироста различных физических качеств в процессе многолетней спортивной тренировки. Значения показателей качества быстроты (в спринтерском беге, плавании на 25 ми 50 м) повышаются в 1,5-2 раза; качества силы при работе локальных мышечных групп - в 3,5-3,7 раза; при глобальной работе - на 75-150%; качества выносливости - в десятки раз.

Проявления генетических влияний на физические качества зависят от:

  1. ­ возраста . Больше выражены в молодом возрасте (16-24 года), чем во взрослом;
  2. ­ мощности работы . Влияния увеличиваются при нарастании мощности работы;
  3. ­ периода онтогенеза . Для разных качеств имеются различные периоды.

В процессе онтогенеза, как уже отмечалось выше, различают критические и сенситивные периоды.

Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (например, в переходный период у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функционирование систем организма соответственно новым требованиям окружающей среды. Моменты их включения и выключения в определенные периоды онтогенеза имеют большое сходство у однояйцевых близнецов, что демонстрирует генетическую основу регуляции этих процессов.

Сенситивные периоды для различных качеств проявляются гетерохронно. Хотя имеются индивидуальные варианты сроков их наступления, все же можно выделить общие закономерности. Так, сенситивный период проявления различных показателей качества быстроты приходится на возраст 11-14 лет, и к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень, когда возможны высокие спортивные достижения. На этом уровне быстрота может сохранятся до 35 лет, после чего скоростные свойства организма снижаются. Близкая к этому картина наблюдается в онтогенезе и для проявления качеств ловкости и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период качества силы. После сравнительно небольших темпов ежегодных приростов силы в дошкольном и младшем школьном возрасте наступает некоторое их замедление в возрасте 11-13 лет. Затем наступает сенситивный период развития мышечной силы в 14-17 лет, когда особенно значителен прирост силы в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лет у юношей (у девушек на 1-2 года раньше) достигается максимальное проявление силы основных мышечных групп, сохраняющееся примерно до 45 лет. Затем мышечная сила уменьшается.

Сенситивный период выносливости приходится примерно на 15-20 лет, после чего наблюдается максимальное ее проявление и рекордные достижения на стайерских дистанциях в беге, плавании, гребле, лыжных гонках и других видах спорта, требующих выносливости. Общая выносливость (длительная работа умеренной мощности) сохраняется в онтогенезе человека дольше других физических качеств, снижаясь после 55 лет.

Примечание . С этим связана наибольшая адекватность длительной динамической работы невысокой мощности для пожилых людей, которые способны выполнять такого рода упражнения без учета времени достаточно долго.

В практике спорта известна роль семейной наследственности. По П. Астранду, в 50% случаев дети выдающихся спортсменов имеют выраженные спортивные способности. Многие братья и сестры показывают высокие результаты в спорте (мать и дочь Дерюгины, братья Знаменские, сестры Пресс и др.). Если оба родителя - выдающиеся спортсмены, то высокие результаты у их детей вероятны в 70% случаев.

Еще в1933 г. I. Frischeisen-Kohler было показано, что выраженную внутрисемейную наследуемость имеют показатели скорости выполнения теппинг-теста (цит. по Равич-Щербо И.В., 1988). Если оба родителя по теппинг-тесту попадали в группу «быстрых», то среди детей таких родителей значительно больше было «быстрых» (56%), чем «медленных» (лишь 4%). Если оба родителя оказывались «медленными», то среди детей преобладали «медленные» (71%), а остальные были «средними» (29%).

Оказалось, что внутрисемейное сходство зависит от характера упражнений, особенностей популяции, порядка рождения ребенка в семье. Более тесные внутрисемейные взаимосвязи присущи скоростным, циклическим и скоростно-силовым упражнениям. Изучение архивов в английских закрытых колледжах, где по традиции обучались дети избранных семейств, показало определенное сходство двигательных возможностей детей и родителей в 12-летнем возрасте. Достоверная корреляция была установлена для некоторых морфологических признаков и скоростно-силовых упражнений: длина тела (р = 0,50), бег на50 ярдов(р - 0,48), прыжки в длину с места (р = 0,78). Однако корреляция отсутствовала для сложно-координационных движений, таких как метание теннисного мяча, гимнастические упражнения.

Изучению подвергались многие семейные особенности различных функций организма.

Исследования сдвигов в легочной вентиляции в ответ на недостаток кислорода (гипоксию) и избыток углекислого газа (гиперкапнию) у взрослых бегунов-стайеров показали, что дыхательные реакции находящихся в хорошей спортивной форме бегунов и их не занимающихся спортом родственников были практически одинаковыми. При этом они достоверно отличались от более значительных сдвигов легочной вентиляции у контрольной группы лиц, не занимающихся спортом (Scoggin С. Н. et al., 1978).

Некоторые противоречивые данные внутрисемейного исследования морфологических признаков генетики объясняют влияниями иопуляционных особенностей (Сергиенко Л.П., 1987).

Например, имеются различия в характере внутрисемейных генетических влияний на ДТ в разных популяциях: в американской популяции самая высокая взаимосвязь выявлена в парах мать -дочь, затем ее снижение в парах мать - сын, отец - сын, отец -дочь; в африканской популяции снижение корреляции отмечено в другом порядке: от пары отец - сын к парам мать - сын, мать -дочь, отец - дочь.

О внутрисемейных взаимосвязях в отношении умственной работоспособности (по показателю коэффициента интеллектуальности - IQ) сообщал Г. Айзенк (1989). По скорости решения интеллектуальных задач показатели усыновленных детей соответствовали умственным способностям их биологических родителей, но не приемных. Эти факты свидетельствовали о наследственной природе данных способностей, имеющих большое значение для эффективности тактического мышления у спортсменов.

При этом установлено, что на значение интеллектуального потенциала влияет порядок рождения детей в семье. В семьях с одним-тремя детьми интеллектуальные способности в среднем достаточно высоки. В многодетных семьях (четверо-девять детей и более) у каждого следующего ребенка эти способности снижаются (Belmont L, Marolla F. A., 1973). Закономерное снижение умственной работоспособности (определявшейся по показателям восприятия и переработки информации и другим тестам) не зависело от социального происхождения обследуемых лиц (рис. 54). Полагают, что одной из причин может быть нарушение с возрастом полноценности репродуктивной функции у женщин. Порядок рождения детей оказывает влияние и на изменения показателей ответственности и доминантности, которые снижаются от старших мальчиков к младшим (Harris K.A., Morrow K.B., 1992).

Исследователи особенно выделяют интеллектуальные преимущества первенцев. Статистика свидетельствует, что среди прославленных, наиболее известных людей и выдающихся ученых большую часть составляют именно они. При анализе состава гормонов в крови, взятой из пуповины новорожденных мальчиков и девочек, обнаружилось преобладание женских половых гормонов (прогестерона и эстрогенов) у первенцев обоего пола по сравнению с младшими детьми, а среди мальчиков - большее количество мужского полового гормона (тестостерона) у первенцев, чем у их младших братьев. Следом была выдвинута гипотеза о прямой связи умственного развития человека с генетически заданным содержанием половых гормонов (Бразерс Д., 1994).

В семьях, образованных близкими родственниками, генетические влияния оказывают отрицательный эффект. В результате анализа браков двоюродных сестер и братьев установлено снижение умственных способностей у их детей.

Рис. 54 . Интеллектуальные способности у детей в семьях трех социальных групп в зависимости от порядка рождения ребенка (по Belmont L, Marolla E, 1973): 1 - группа умственного труда (п = 137823); 2 - физического труда (п = 184334); 3 - фермеров (п = 45196).

(По оси ординат расположена тестовая шкала интеллектуальных способностей: 1.0 - максимальные, 6.0 -минимальные).

Генетически зависимыми являются многие морфофункциональные признаки, определяющие спортивные способности человека и передающиеся по наследству от родителей к детям.

Специальный анализ типа наследования (доминантный, или рецессивный) спортивных способностей человека был проведен Л.П. Сергиенко (1993) в 163 семьях спортсменов высокого класса (15 МС, 120 МС международного класса, 28 заслуженных МС -победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы и СССР).

Оказалось, что чаще всего (66,26%) высокие достижения отмечались в «смежных» поколениях: дети -родители . При этом не было «пропусков» поколений (как в случае рецессивного типа наследования). Отсюда было сделано предположение о доминантном типе наследования .

Было установлено, что у родителей, братьев и сестер - выдающихся спортсменов - двигательная активность значительно превышала уровень, характерный для обычных людей в популяции. Физическим трудом или спортом занимались 48,7% родителей, в большей мере отцы (29,71%), чем матери (18,99%); более активными были братья (79,41%), чем сестры (42,05%).

У спортсменов-мужчин не было ни одного случая, когда бы мать занималась спортом, а отец - нет. У выдающихся спортсменов было гораздо больше родственников мужского пола, чем женского; родственники-мужчины имели более высокую спортивную квалификацию, чем родственницы-женщины.

Таким образом, у мужчин-спортсменов двигательные способности передавались по мужской линии .

У женщин-спортсменок спортивные способности передавались преимущественно по женской линии.

Выдающиеся спортсмены были преимущественно младшими и рождались, как правило, в семьях с двумя (44,79%) или тремя (21,47%) детьми.

Имеется особая закономерность семейного сходства в выборе спортивной специализации . По данным Л.П. Сергиенко (1993), наибольшее сходство выявлено в выборе занятий борьбой (85,71 %), тяжелой атлетикой (61,11 %) и фехтованием (55,0%); наименьшее - в предпочтении баскетбола и бокса (29,4%), акробатики (28,575) и волейбола (22,22%). В.Б. Шварц (1972, 1991) сообщал о высокой степени семейной наследуемости в лыжном спорте (78%) и беге на короткие дистанции (81%).

Для спортивного отбора детей (особенно на первых его этапах) важное значение приобретают те детерминирующие успешность спортивной деятельности факторы, которые в наибольшей мере лимитированы наследственностью и носят консервативный характер. Это и понятно, так как любой успешный прогноз возможен лишь в том случае, если в основу его положены какие-то стабильные, предсказуемо развиваемые факторы. Если же за основу прогноза взять такие факторы, которые легко поддаются тренировке (т.е. зависят от средовых влияний), то, учитывая незавершенность формирования организма в детском возрасте, прогноз осуществить практически невозможно.

Какие из выделенных факторов являются наиболее лимитированными наследственностью и могут служить наиболее надежными показателями при определении спортивной пригодности?

Один из таких факторов - это конституциональное строение тела, его антропометрические данные. Причем наибольшее влияние наследственность оказывает на продольные размеры тела (длина туловища, верхних и нижних конечностей и др.), меньшее - на широтные размеры (ширина таза, бедер, плеч) и еще меньшее на объемные размеры (обхват запястья, бедра, голени и др.).

В табл. 5.7 приведена степень наследуемости ряда основных антропометрических (морфологических) признаков (Шварц В.Б., Хрущев СВ., 1984).

Таблица 5.7

Наследуемость морфологических признаков человека

Несколько меньшая наследуемость поперечных (широтных) и объемных размеров по сравнению с продольными может объясняться достаточно большой вариативностью жирового компонента. Так, в возрасте от 11 до 18 лет этот компонент, в значительной мере определяющий телосложение, изменяется на 43,3% (а после 18 - еще больше), в то время как безжировой - лишь на 7,9%.

Таким образом, наиболее надежными показателями телосложения являются рост и другие продольные размеры тела. В тех видах спорта, где рост имеет большое значение, этот показатель может использоваться как один из основных уже на стадии первичного отбора, тем более что предсказать длину тела ребенка можно практически в любом возрасте, для чего можно пользоваться данными, приведенными в табл. 5.8.

Таблица 5.8

Длина тела у мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 18 лет (в % от окончательной длины тела взрослого человека)(по Шварцу В.Б., Хрущеву СВ., 1984)

Возраст, лет

мальчики

Несмотря на то что поперечные размеры тела наследуемы в несколько меньшей мере, тем не менее они также могут служить показателями целесообразности занятий тем или иным видом спорта.

Считается также, что перспективным критерием спортивной пригодности является величина безжировой, или активной, массы тела, наиболее просто определяемая по размеру кожно-жировых складок в 10 точках тела с помощью специального прибора - калиперметра. Использование этого показателя обусловлено тем, что СТ человека в значительной мере определяется наличием (соотношением) безжирового и жирового компонентов.

Наряду с конституцией тела наиболее генетически обусловленные признаки - это, как уже отмечалось, основные свойства нервной системы, в значительной мере определяющие психический склад личности, ее темперамент, характер. Наследуемые от отца или матери такие характеристики нервной системы, как подвижность, динамичность и уравновешенность, практически не меняются на протяжении всей жизни. Поэтому в тех видах спорта, в которых то или иное свойство нервной системы (или комплекс свойств) имеет определяющее значение, оно может быть достаточно надежным при определении спортивной пригодности. К сожалению, на практике эти признаки практически не используются.

Что же касается личностных свойств характера, то они (хотя и базируются на типе нервной системы) в зависимости от условий жизни, характера и направленности деятельности, мотивации этой деятельности подвергаются значительным изменениям, то есть достаточно мобильны и поэтому на первичных стадиях отбора при определении спортивной пригодности не могут использоваться как основные.

Один из важных факторов, определяющих успешность спортивной деятельности и наиболее широко используемых при спортивном отборе поступающих в ДЮСШ, - это физическая готовность, проявляющаяся, как уже говорилось, в уровне развития кондиционных физических качеств. Поэтому чрезвычайно важно рассмотреть вопрос о том, является ли верхний порог развития этих качеств (выносливость, быстрота, сила, гибкость) наследуемым или возможности их совершенствования безграничны.

Выносливость - физическое качество, имеющее большое значение не только в циклических, но и во многих других видах спорта; в определенной мере базовое для развития других физических способностей.

До сих пор распространено мнение, что если, например, для развития быстроты нужны природные задатки, то выносливость можно развить у любого человека, нужны лишь систематические направленные тренировки. Экспериментальные данные показывают, что это не так. Оказывается, что высоких результатов на стайерских дистанциях можно добиться лишь при наличии определенной наследственности. Установлено, что максимальное потребление кислорода (МПК), как основной критерий оценки аэробной выносливости, находится в пределах, определяемых индивидуальным генотипом. Повышение МПК в процессе самой совершенной тренировки не превышает 20-30% от исходного уровня. Таким образом, МПК (как интегральный показатель работоспособности всех систем, обеспечивающих организм кислородом) является одним из основных признаков, определяющих выбор видов спорта, требующих проявления максимальной аэробной выносливости. Относительная величина МПК у детей меняется незначительно, особенно у юных спортсменов (рис. 55) (Шварц В.Б., Хрущев СВ., 1984).

Рис. 55 . Возрастная динамика МПК (мл/мин/кг) у спортсменов в возрасте от 10 до 18 лет

Поэтому данный показатель может быть столь надежен при выборе спортивной специализации.

Другим генетически обусловленным показателем потенциала развития аэробной выносливости является состав мышечных волокон . Доказано, что в составе мышц человека имеются так называемые «быстрые» и «медленные» волокна (названия волокон обусловлены различием времени их сокращения). Спортсмен (в зависимости от преобладания тех или иных) способен добиться успеха в «быстрых» или «медленных» видах спорта. Тренировка же не меняет этого соотношения. Поэтому состав мышц может являться достоверным признаком при определении спортивной пригодности уже начинающего спортсмена (у высококвалифицированных стайеров количество «медленных» волокон достигает 85-90%, «быстрых» - только 10-15%).

Следует отметить, что между МПК и «медленными» волокнами существует прямая связь: чем выше уровень МПК, тем больше в мышцах человека «медленных» волокон (рис. 56) (Шварц В.Б., Хрущев СВ., 1984).

Учитывая, что определение состава мышц требует достаточно сложного лабораторного оборудования и соответствующей квалификации специалиста, на практике наиболее широко используется показатель МПК.

Рис. 56 . Состав мышц «медленных» волокон (слева) и МПК (мл/мин/кг) - справа у представителей различных видов спорта

С МПК достаточно надежным признаком аэробной выносливости является физическая работоспособность, определяемая тестом PWC (физическая работоспособность). Определение физической работоспособности с помощью этого теста основано на двух хорошо известных физиологии мышечной деятельности фактах:

  1. учащение ЧСС прямо пропорционально интенсивности (мощности) выполняемой работы;
  2. степень учащения ЧСС обратно пропорциональна способности спортсмена к выполнению мышечной работы данной мощности. Из этого следует, что ЧСС при мышечной работе может быть использована в качестве надежного критерия определения выносливости.

Следует отметить, что при определении работоспособности детей младшего школьного возраста ЧСС 170 уд./мин (при проведении PWC) порой является нереальной, поэтому с этим контингентом можно использовать PWC (то есть мощность работы определяется при ЧСС 150 уд./мин). Измеряется PWC в Вт или кг/мин.

Нельзя также не обратить внимание на то, что тест PWC может рассматриваться как идентичный тесту МПК только при низких и средних показателях. При максимальных же проявлениях выносливости тест PWC не может полностью заменить прямого измерения МПК.

Речь шла о наследуемости аэробной выносливости, но оказывается, что анаэробный механизм обеспечения мышечной деятельности также испытывает значительное влияние генетических факторов. Коэффициент наследуемости этого механизма, согласно данным большинства исследователей, составляет от 70 до 80%. Более того, многие авторы указывают, что наследуемость анаэробной работоспособности может составлять до 90% и выше. Основным же показателем анаэробной работоспособности, как уже говорилось, является максимальный кислородный долг (МКД).

Хорошо известно, что анаэробная работоспособность в значительной мере определяет не только выносливость, проявляемую в относительно непродолжительной, но очень интенсивной работе, но и лежит в основе такого качества, как быстрота. Следовательно, исходя из анаэробного обеспечения энергией мышечной деятельности, связанной с проявлением быстроты, данное физическое качество чаще носит наследственный характер. Индивидуальные различия в проявлении быстроты связываются также с особенностями нервной системы, которые, как уже неоднократно говорилось, также в основном генетически обусловлены.

Быстрота в значительной мере - наследуемое качество. У лиц, расположенных к спринту, количество «быстрых» волокон, как отмечалось, составляет 80-85%, «медленных» - лишь 15-20%.

Наследственная предрасположенность обнаруживается также в проявлении быстроты реакции, показатель развития которой может с большой степенью надежности использоваться при отборе для занятий видами спорта, отчетливо требующими проявления данного качества (например, вратарь в футболе, хоккее, ручном мяче и др.).

В меньшей степени, чем выносливость и быстрота, наследственностью обусловлена сила. Но здесь важно отметить, что относительная сила мышц (сила на1 кгвеса) подвержена генетическому контролю и может использоваться в качестве критерия при отборе для занятий видами спорта, требующими проявления этого качества.

Достаточно надежным критерием вследствие генетической обусловленности является и взрывная сила мышц (проявляемая, в частности, при выполнении прыжков с места).

Абсолютная же сила обусловлена преимущественно средовыми влияниями, поддается тренирующему воздействию и не может считаться критерием при определении спортивной пригодности.

Гибкость, следующее кондиционное физическое качество, также генетически обусловлена и может использоваться как надежный показатель при определении спортивной пригодности (прежде всего в технически сложных видах спорта).

Считается, что для девочек влияние наследственности на гибкость более характерно, чем для мальчиков.

В отношении координационных способностей (фактора, оказывающего определяющее влияние на становление спортивной техники) следует сказать, что они также чаще обусловлены наследственным влиянием. Объясняется это тем, что в большинстве координационных проявлений определяющее значение имеют свойства нервной системы, которые генетически предопределены

Таким образом, можно сделать вывод о том, что влияние наследственных факторов на проявление индивидуальных способностей к тому или иному виду спорта чрезвычайно велико и найти «свой» непросто. Понятно, что с генетической точки зрения спортивный талант - явление довольно редкое. Большинство людей показывают в спорте результаты, близкие к средним, а лиц, не способных это делать, равно как и лиц, способных показать результаты, значительно превышающие средние, очень мало. Такое распределение в виде кривой представлено на рис. 57 (Шварц В.Б., Хрущев СВ., 1984).

Рис. 57 . Нормальное распределение лиц, способных показать спортивные результаты

Если рассматривать спорт высших достижений, то такое распределение, обусловленное наследственностью, может породить пессимизм у многих желающих заниматься. Но то, что большинство людей могут достичь средних (и около средних) показателей в спорте, должно быть стимулом для занятий спортом в детском и подростковом возрасте.

И пусть, например, после выполнения II разряда подросток оставляет спорт, но то, что он выполнил этот разряд, оставит ощущение этого достижения на всю жизнь. Субъективно для подростка выполнение разряда будет значительно более важным, чем, например, для того, кто проучился несколько лет в музыкальной школе (где нет каких-либо квалификационных норм) и прекратил занятия.

Другое дело, что с детьми одержимыми, но явно не располагающими спортивным талантом, необходимо проведение соответствующей работы, ориентирующей их на знание своих возможностей, чтобы в итоге бесплодных тренировок у них не возникало и не укреплялось чувство собственной неполноценности.

Многие наследственные признаки, в том числе определяющие спортивную пригодность, передаются и от более дальних предков (не только от родителей). Этим-то в первую очередь и можно объяснить то, что не все одаренные в спортивном отношении родители имеют одаренных детей.


Пытаясь объяснить поведение ребенка - особенно, если оно отклоняется от принятой нормы, мы задаем вопросы: почему он так себя ведет? Можем ли мы изменить его поведение? Что для этого нужно сделать?..

Что такое наследственность?

Наследственность - свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями, а также повторять определенный тип индивидуального развития. Обеспечивается эта преемственность воспроизведением материальных единиц наследственности - генов, локализованных в специфических структурах ядра клетки (хромосомах) и цитоплазмы. Наследственность обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни и лежит в основе эволюции живой природы.

Но одновременно наследственность допускает и вариации. Ведь некоторые гены существуют в нескольких формах, подобно тому, как есть разные формы гена, определяющего цвет глаз. Генотип конкретного человека содержит два экземпляра каждого гена - один унаследован от отца, другой - от матери. Формы этих генов могут быть разными, а могут быть и одинаковыми.

Сочетание форм всех генов уникально для каждого человеческого организма. Эта уникальность лежит в основе генетически обусловленных различий между людьми.


Интересно...

Геном совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма. Геном характеризует не отдельную особь, а вид организмов в целом.


Что такое характер?


Под характером понимается совокупность устойчивых и наиболее существенных психологических особенностей личности человека, сложившихся под влиянием среды и воспитания. Проявляется характер в поступках человека, в его поведении в различных жизненных ситуациях.

По наследству передается не характер, а тип нервной системы, другими словами, определенное сочетание свойств основных нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности. Наследуемые особенности нервной системы в известной мере влияют на характер, но отнюдь не определяют целиком черт будущего характера.

Например, чрезмерная вспыльчивость, раздражительность бывают обусловлены слабым типом нервной системы, иначе говоря, врожденной слабостью нервной системы, ее неспособностью даже с самыми обычными раздражителями. Если не обратить внимания, не позаботиться об укреплении нервной системы и не изменить своего подхода к ребенку, то раздражительность, вспыльчивость, как следствие слабой нервной системы, укрепляются и становятся чертами характера. Точно так же резкость, как следствие неуравновешенного (безудержного) типа нервной системы, при неправильном воспитании может перейти в черту характера.

Таким образом, внешняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, на формирование характера и воли, на отношение к окружающему миру.

Насколько мы отличаемся друг от друга?

Мы все отличаемся друг от друга не более чем на 0, 5 %... Все остальное у нас одинаковое! Но этих 0,5 % хватает, чтобы каждого из нас сделать уникальным!

Коэффициент наследуемости вычисляют, чтобы понять, в чем причина отличия людей друг от друга: возникают ли различия из-за того, что у людей неодинаковые генотипы, или потому, что их по-разному учили и воспитывали.

Если бы коэффициент наследуемости, например, интеллекта оказался близок к 0 %, то можно было бы сделать вывод, что только обучение формирует различия между людьми и применение одних и тех же воспитательных и образовательных приемов к разным детям будет всегда приводить к одним и тем же результатам.

Исследования же показывают, что гены отвечают за 50-70 % разнообразия людей по уровню интеллекта и за 28-49 % различий по выраженности пяти «универсальных», наиболее важных, свойств личности:

  • уверенности в себе,
  • тревожности,
  • дружелюбию,
  • сознательности,
  • интеллектуальной гибкости.

Это данные для взрослых.

Результаты психогенетических исследований не подтверждают генетические различия, как правило, сильнее проявляются в зрелом возрасте, когда характер уже сформировался. Значения коэффициента наследуемости большинства изученных психологических свойств, для взрослых выше, чем для детей.

Наиболее точные данные получены по наследственной обусловленности интеллекта. В младенчестве сходство двух разнояйцевых близнецов такое же высокое, как у двух однояйцевых, но после трех лет оно начинает снижаться, что можно объяснить большим влиянием генетических различий. При этом нарастание различий происходит не линейно. В ходе развития ребёнка есть этапы, в которые различия между детьми вызываются преимущественно влиянием среды. Для интеллекта это возраст 3-4 года, а для формирования личности - предподростковый возраст 8-11 лет.

Одни гены - разное воспитание

Можно сказать, что от генотипа зависит, как ребенок будет развиваться в определенных условиях среды. Поэтому даже при одинаковом воспитании дети будут отличаться друг от друга в силу своих наследственных особенностей. В одной и той же семье у детей формируются разные качества, поскольку дети занимают в ней разное положение. Даже у детей с общей наследственностью, живущих в одной и той же семье, формируются особенности, относящиеся к сфере сугубо индивидуального в характере.

Во-первых, условия жизни в семье никогда не остаются неизменными. Изменяется бюджет семьи, ее состав, изменяются жилищные условия. Одного ребенка воспитывала няня, другого детский сад, третий долгое время жил в деревне у бабушки. Все эти обстоятельства по-разному влияют на формирование характера.

Во-вторых, разве одинаково относятся родители к первому и второму ребенку или к самому младшему, который появился тогда, когда первые выросли? Ведь первенец у многих родителей остается долго единственным баловнем, и над ним мама с папой «дрожат». Это не может не оказать влияния на формирование характера. Но вот появляется второй, и от старшего «баловня» родителя требуют уступок малышу.

Так создаются разные черты характера у детей одних и тех же родителей.

Но было бы неправильно сделать вывод, будто характер формируется только в семье. В действительности среда, создающая характер, гораздо шире и сложнее: это и детский сад, и школа, и друзья по двору, книги, которые он читает, и кинофильмы, которые он смотрит… Другими словами - все то с чем он соприкасается в жизни. Но среди всех этих слагаемых семья является наиболее значительным и важным хотя бы уже по одному тому, что закладка характера начинается в семье. Об этом и следует помнить родителям.


Соотносительный вклад наследственности и среды в разнообразие людей по психологическим свойствам и поведению изучает ПСИХОГЕНЕТИКА.


Что делать родителям?


Итак, нам, родителям нужно помнить, что биологические особенности и нарушения определяют только силу и характер реакций на внешние воздействия, «пределы» выраженности признака. То есть, только 50 % нашего характера генетически обусловлено. Само же поведение определяется сложным взаимодействием биологических, индивидуально-психологических и социальных факторов.

Если на генетическую предрасположенность мы повлиять не можем, то на окружающую ребенка среду можем влиять непосредственно. Причем, зная наследственную предрасположенность, можем постараться не допустить формирования определенных качеств, и наоборот, повлиять на формирование качеств желаемых.

К примеру, если мы видим склонность ребенка к импульсивному поведению, вспыльчивости, истерикам - то наша задача состоит в создании такой атмосферы, в которой эти качества не будут иметь возможности проявиться. Если мы это сделаем, то не сможем полностью убрать данное качество, но в наших силах сгладить его, свести его проявления к минимуму либо научить ребенка справляться с собой в такие моменты.

Точно также обстоят дела с другими проявлениями характера: застенчивостью, страхами, зависимым поведением, неконтролируемыми вспышками агрессии и т. д.

Самое главное для родителей - понимать, что поведение ребенка часто вызвано именно наследственной предрасположенностью и нашим, родительским неумением правильно скорректировать ее.

Когда родители ругаются на ребенка, всерьез обижаются на него за «недостойное» поведение, они должны помнить, что многое наши дети наследуют от родителей и других родственников… И даже то, что мы корректируем воспитанием, сохраняется в скрытом виде и может проявиться в самый неожиданный момент. Полностью устранить генетическую предрасположенность нельзя. Она будет прорываться, (говорят - «не справился с наследственностью»). Нужно быть к этому готовыми.


Чаще всего поведенческие реакции сознательного человека - это компромисс между наследственностью и воспитанием… Невоспитанный человек - проявляет все свои «плохие» гены, воспитанный - умеет их не показывать.


И еще. Задача воспитания - не только приглушить негативные наследственные данные, но и развить положительные! Только так Вы поможете реализоваться своему ребенку как личности, «переключить» его с борьбы со своими «плохими» сторонами на развитие «хороших».

Интересно...

Во всех клетках человека одинаковый набор хромосом… Но, например, в клетках глаза, з всего имеющегося в них набора, «работают» только ДНК глаза…


Можно ли прервать цепочку передачи «нехороших» генов?


Самый логичный и простой способ борьбы с генетическими пороками - это исключить возможность рождения ребенка с серьезными наследственными пороками. На первый план выходит профилактика генетических болезней.

Первичная профилактика наследственной патологии сводится к тому, чтобы не допустить зачатия или рождения больного ребенка.

Скрытое носительство патологических генов - явление настолько распространенное, что практически каждый здоровый человек имеет 1-2 генетических дефекта. Поэтому более уместно говорить не о проблеме носительства вообще, а о носителях конкретных генов и отягощенных семьях, то есть о родственниках больных, имеющих повышенный риск унаследования и передачи своим детям наследственных заболеваний.

После уточнения диагноза проводится расчет риска рождения больного ребенка в семье или вероятности заболевания в более позднем возрасте для уже родившихся. Расчет риска не всегда бывает простым, и от врача-генетика требуется хорошее знание математической статистики, теории вероятностей. В некоторых случаях используются специальные компьютерные программы.

Риск, не превышающий 10 %, относится к низким, при этом деторождение может не ограничиваться. Риск от 10 до 20 % считается риском со средним значением. В этих случаях при планировании деторождения необходимо принимать во внимание тяжесть заболевания и продолжительность жизни ребенка. Чем тяжелее заболевание и чем больше продолжительность жизни больного ребенка, тем больше ограничений для повторного деторождения.

И наконец, на заключительном этапе, пожалуй, наиболее сложном не только для врача, но и для пациентов, дается объяснение прогноза. Но решение о зачатии, пренатальной диагностике или деторождении, естественно, принимает семья, а не врач-генетик. Задача врача-генетика - определить риск рождения больного ребенка и разъяснить семье суть рекомендаций.

Вторичная профилактика предусматривает коррекцию проявления болезни после рождения.

Степень проявления патологического гена можно уменьшить путем изменения среды (диета, лекарства). Исключение мутагенов из среды обитания человека уменьшит мутационный процесс, а следовательно, и частоту наследственной патологии за счет новых случаев.

Меняем ген

Генная инженерия работает с генами как с кирпичиками. И сегодня эта молодая наука уже добилась фантастических результатов.

Родился ребенок с тяжелым генетическим заболеванием. Казалось бы, уже ничего не исправить. Но сегодня появился шанс…

С помощью ЭКО - у родителей ребенка берут клетки, отбирают без патологического гена, - получают зародыш со здоровым генотипом, полностью совместимым с больным ребенком… Пуповинная кровь братика или сестрички с заведомо отобранным «здоровым» геном переливается больному ребенку. Клетки со здоровым геном размножаются, нормально работают, восполняя функцию родных клеток, с «нездоровым» геном. Таким образом происходит восстановление необходимой функции.

Правда, сегодня таким способом медицина научилась справляться только с некоторыми заболеваниями. Но начало положено…

На сегодняшний день для генной инженерии основная сложность не в том, чтобы заменить один ген на другой, а в том, чтобы заставить его работать!


В случаях, когда замена гена невозможна, прибегают к симптоматическому, патогенетическому или хирургическому лечению лечение назначают практически при всех наследственных болезнях, а для многих форм оно является единственным.

Наше генетическое будущее

Человек может быть счастлив, когда он нашел свое призвание, когда может реализовать свои способности. Вот только как заметить в ребенке способности и склонности в раннем детстве? Ведь он еще не может себя проявить во всех возможных областях. В этом вопросе уже может помочь генетика.

Генная профилизация - совсем не фантастика, а вполне реальное не такое уж далекое будущее.

Хотите отдать своего сына в хоккей? Но если нет заложенных генетически способности к этому виду спорта, вряд ли малыш станет выдающимся хоккеистом, как ни сбудет стараться. Просто потеряет безвозвратно время и силы, а может и здоровье… А вдруг он прирожденный футболист?

Сегодня наши белорусские генетики уже могут определить некоторые генетические особенности. Скажем, спринтер или марафонец ваш ребенок от природы, и многое другое… Тогда, с учетом психологических особенностей, черт характера, можно будет выбрать оптимальный вид спорта именно для вашего малыша… Или вообще дорога в большой спорт ему заказана?

Наша индивидуальность - это не только наша внешность, интеллект, физические качества, но и, в огромной степени, наше здоровье, состояние которого определяется уникальной комбинацией генов, полученных от родителей, и которые, пронеся через всю жизнь, мы передадим своим детям. Генетическое исследование даст вам данные о вариациях в определенных участках генома, которые являются маркерами предрасположенности к двигательной деятельности и факторами риска для здоровья или наоборот, защитными факторами. Это дает возможность узнать наши потенциально сильные и слабые стороны.

Благодарим за консультацию
сотрудников Института генетики и цитологии
Национальной Академии наук Беларуси
Ирму Борисовну МОССЭ
и Александра ГОНЧАРА

6 866

— это свойство всех живых организмов повторять из поколения в поколение свои признаки — внешнюю схожесть, тип обмена веществ, особенности развития и другие, характерные для каждого биологического вида. обеспечивается передачей генетической информации, носителями которой являются гены.
Основные качества наследственности — консервативность и устойчивость, с одной стороны, и способность претерпевать изменения, передающиеся по наследству – с другой. Первое свойство обеспечивает постоянство видовых признаков; второе свойство даёт возможность биологическим видам, изменяясь, приспосабливаться к условиям среды, эволюционировать.

Безусловно, мы отличаемся от своих родителей, но именно наследственность определяет границы этой изменчивости организма, т. е. набор тех возможных индивидуальных вариантов, которые допускает данный генотип. же закрепляет изменения генетического материала, что создаёт предпосылки для эволюции организмов.
Организм всегда развивается при взаимодействии наследственных генетических факторов и условий существования.

Определяет конституцию человека, т.е. особенности строения и функционирования, которые обеспечивают характер реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Конституция не меняется на протяжении всей жизни, это генетический потенциал человека, который реализуется под влиянием среды.

Конституция отражает особенности не только тип телосложения, но и особенности метаболизма, психической деятельности, функционирования нервной, иммунной и гормональной систем, адаптационных, компенсаторных возможностей и патологических реакций человека.
Генетическая составляющая лежит также в основе наших психологических особенностей, потребностей, личных предпочтений и жизненных установок, интересов, желаний, эмоций, воли, поведения, способности любить и ненавидеть, сексуального потенциала, проблем с алкоголизмом, курением и.т.д.

Поэтому в зависимости от унаследованной конституции каждый человек предрасположен к определённым заболеваниям. Если внутренние факторы наследственно изменены, то возникает патологический процесс.
Таким образом, болезнь развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.
Наследственные факторы могут стать непосредственной причиной болезни или участвовать в механизме развития заболевания. Даже процесс протекания болезни во многом определяются генетической конституцией. Генетика во многом определяет смертность, особенно в относительно молодом возрасте (от 20 до 60 лет).

Все болезни в зависимости от значимости наследственных и внешних факторов можно подразделить на 3 группы: наследственные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью, ненаследственные болезни.
Не будем останавливаться на чисто наследственных болезнях, в основе которых лежат мутации и не зависят от внешних факторов. Это такие болезни как болезнь Дауна, гемофилия, фенилкетонурия, муковисцидоз , и т.д. Причем болезнь может проявиться в любом возрасте в соответствии с временными закономерностями данной мутации.

Болезни с наследственной предрасположенностью – это такие, которые развиваются при определённой генетической конституции под влиянием факторов внешней среды. Например, диабет возникает у лиц с предрасположенностью к нему при условии избыточного употребления сахара. Для каждого из этого рода заболеваний существует проявляющий болезнь внешний фактор. К таким болезням относятся подагра, атеросклероз, гипертоническая болезнь, экзема, псориаз, язвенная болезнь и др. Они возникают именно под влиянием внешних факторов у лиц с наследственной предрасположенностью.
Существуют так называемые генетические маркеры болезней. Например, у лиц с группой крови 0(1) системы АВ0 чаще встречается язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, т.к. эти системы обуславливают снижение защитных свойств слизистой оболочки.

Есть также болезни, которые не имеют связи с наследственностью. Здесь главную роль играет среда. Это травмы, инфекционные болезни и т.д.

и протекание болезни.
Протекание и исход любой болезни во многом определяться генетической конституцией организма.
Состояние иммунной, эндокринной и других систем организма генетически закреплены, и неблагоприятный наследственный фон может быть провоцирующим или отягощающим моментом в развитии любой патологии.
Одна и та же болезнь у разных людей протекает по-разному, т.к. каждый организм генетически уникален.
Считают, что 45-50% всех зачатий не заканчивается беременностью из-за наследственных нарушений. Это также относится к невынашиванию беременности и выкидышам.
Многие болезни с наследственной предрасположенностью являются неблагоприятным фоном, утяжеляющим течение ненаследственных болезней.
Генные мутации могут выражаться не только во внешних проявлениях, но и в снижении сопротивляемости организма сопутствующим заболеваниям, обусловливая хронизацию последних.
Наследственная конституция может существенно изменять эффективность проводимых лечебных мероприятий. Это могут быть наследственно обусловленные патологические реакции на лекарственные препараты, разная скорость их выведения и изменение метаболизма.
Даже при ненаследственных болезнях генетические факторы оказывают огромное влияние. Например, при сниженной способности организма выдерживать агрессивное и повреждающее влияние окружающей среды. У таких лиц выздоровление затягивается, и болезнь часто переходит в хроническую. Влияние наследственности в процессе хронизации ненаследственных болезней осуществляется через нарушения биохимических реакций, гормонального статуса, снижение иммунного ответа и т.д.
Почти все пациенты часто не понимают, откуда взялась их болезнь, если они до этого никогда не болели или ещё: почему их дети часто простуживаются.
Всё дело в том, что никто из нас не рождается идеальным, существует индивидуальная генетическая конституция. А свою болезнь люди списывают на что угодно, но никогда не обращают внимание на наследственность .

Наши родители, помимо внешней схожести передают нам определенные дефекты в организме. Только вот реализуются эти дефекты в разном возрасте. Например, это может быть несовершенный, т.е. не совсем правильно сформированный орган, который изначально плохо справляется со своей работой. Врачи это хорошо знают и при опросе пациента спрашивают, на кого из родителей он больше похож и чем родители болели.
Дело в том, что у каждого человека есть свои «слабые звенья» в организме, которые передали нам предки в наследство и сформировались под влиянием различных жизненных трудностей.

Наши болезни – реализация наследственности.
Большинство наших болезней не связано со стрессами и условиями жизни.
Они лишь являются реализацией со временем наследственных предрасположенностей. А внешние влияния (неправильный образ жизни, влияние экологии и социальных условий) — это только провоцирующие факторы в снижении уровня здоровья.

Представьте себе тыкву и помидор, т.е. и в том и в другом случае — овощи, но разной структуры. Положим их рядом при одинаковых температурных условиях, условиях влажности, атмосферного давления, освещенности. Что же случится с ними через месяц? Помидор завянет, сгниёт и сморщится, а защищённая плотной кожурой тыква, то есть с хорошей «наследственностью» останется без изменений. В этом и заключается значение наследственности.

Что же делать с тем, что все мы генетически несовершенны? Во-первых, зная свои «слабые звенья» максимально щадить их. Во-вторых, необходимо компенсировать слабые органы путем повышения общего уровня здоровья.

Влияние наследственности на здоровье будущих малышей нельзя недооценивать. Хотя существует множество факторов, имеющих большое воздействие на зачатие, для протекания здоровой беременности и процесса родов, именно фактор наследственности является наиболее непредсказуемым и сложным для понимания. Если в жизни пары, ожидающей ребенка, в прошлом произошло трагическое событие, такое как выкидыш, внематочная или замершая беременность, то к планированию нового члена семьи необходимо подойти более серьезно и осознанно.

Даже если вы первый раз в жизни решились на такой важный шаг, как беременность, ради здоровья и полноценности будущего малыша необходимо заранее (задолго до зачатия) проконсультироваться с генетиком. К сожалению, статистика наследственных заболеваний нас не радует – менее 5% детишек рождаются совершенно здоровыми, без отклонений и генетических заболеваний, передающихся по наследству. И у абсолютно здоровых пап и мам есть вероятность появления малыша с врожденным пороком или заболеванием. Ни одна семейная пара не застрахована от этого. Дело в том, что мутация в половых клетках родителей может произойти в любую секунду, и совершенно нормальный ген превращается в патологию.

Кому необходимо сдавать анализы на генетику?

Консультации у медиков-генетиков и практикуемые ими методы дородовой диагностики некоторых болезней позволяют планировать счастливую беременность, учитывая такой фактор, как генетическая наследственность . Однако не всем будущим мамам и папам необходимо обращаться за генетической консультацией. Врачи классифицируют группы риска таким образом:

  • партнеры, у которых имеются наследственные генетические проблемы со здоровьем;
  • женщины, у которых были выкидыши, замершие беременности или внематочная беременность, женское бесплодие с неустановленным диагнозом, рождение мертвого ребенка и т.д.;
  • браки между кровными родственниками;
  • контакт одного из будущих родителей с вредными веществами (радиация, употребление лекарств и другое);
  • возраст родителей – женщины до 18 лет и после 35, мужчины после 45 лет.

Таким образом, половина женщин в нашей стране попадает в одну из перечисленных групп риска, поэтому каждая вторая будущая мама должна сдать генетические анализы, во благо своей семьи и здоровью малыша. А что делать всем остальным, не подходящим под описанные группы? Расслабиться и спать спокойно? К сожалению, нет. Генетика очень специфическая наука, и дать 100%-ных гарантий не в силах.

Каждый год описывается огромное количество новых болезней, в том числе и передаваемых по наследству. Поэтому консультация генетика необходима каждой паре, мечтающей о здоровом и счастливом ребенке. Значение наследственности понимают не только врачи, но и простые обыватели. Этим и объясняется огромная популярность данного вида медицинских услуг во всех странах Европы, несмотря на их высокую стоимость.

Что такое генетическая консультация?

На приеме врачом-генетиком полностью изучается родословная каждого из партнеров, их проблемы со здоровьем, а также всевозможных родственников (настолько, насколько вы это помните). Учитывается все – условия быта, экология, страна проживания, место работы. Если эти данные медика не удовлетворят, то назначаются дополнительные исследования – биохимические анализы, дополнительное посещение других специалистов, специальные генетические исследования хромосом. На основе результатов генетик составляет приблизительный прогноз здоровья вашего будущего ребенка, и дает рекомендации, которые необходимо применять при планировании беременности.

Существует 3 типа риска:

  1. менее 10% – это низкий риск. Означает, что ребенок родится здоровым.
  2. 10-20% – это средний риск, который говорит о вероятности появления как полностью здорового, так и больного малютки. В данной ситуации нужна дородовая (УЗИ, биопсия хориона и т.д.) диагностика в процессе беременности.
  3. более 20% – высокий риск дают такие виды наследственности, при которых зачатие естественным путем нежелательно. Врачи советуют либо избегать беременности, либо обратиться к другим методам, например — экстракорпоральное оплодотворение.

Однако и при высокой степени риска, и при средней есть вероятность рождения совершенно здорового ребенка.

Что в развитии человека зависит от него самого, а что – от внешних условий, факторов? Условиями называется комплекс причин, определяющих развитие, а фактором – важная веская причина, включающая целый ряд обстоятельств. Какими общими условиями и факторами определяются течение и результаты процесса развития?

В основном совместным действием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Основу образуют врожденные, природные особенности человека, т.е. наследственность, под которой понимается передача от родителей детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную (постоянную, неизменную) и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода – речь, прямохождение, трудовая деятельность, мышление. От родителей детям передаются и внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, группы крови, резус-фактор.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Переменная (вариантная) часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего воспитания. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации его потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.


Что наследуют дети от своих родителей – готовые способности к умственной деятельности или только предрасположения, задатки, потенциальные возможности для их развития? Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на этот вопрос однозначно: наследуются не способности, а только задатки. Они могут затем развиваться или, при неблагоприятном стечении обстоятельств, остаться нереализованными. Все зависит от того, получит ли человек возможность для перехода наследственной потенции в конкретные способности, и определяется обстоятельствами: условиями жизни, воспитанием, потребностями человека и общества.

Нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психические заболевания. Курение родителей может привести к легочным заболеваниям. Что это действительно так, подтвердило исследование, проведенное недавно группой медицинских работников Великобритании. Опросив 5126 учеников из 65 школ на севере Англии, они обнаружили, что на частый кашель жалуются 42 % мальчиков, у которых курит хотя бы один из родителей, и 48 %, у которых курят оба родителя. Не меньше страдают от вредной привычки родителей и девочки. Особенно пагубно на здоровье детей сказывается курение матерей.

Кроме общих задатков к интеллектуальной деятельности наследуются и специальные – задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие ими, достигают более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности более быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными являются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие задатки.

Австрийские педагоги Ф. Геккер и И. Циген изучали, как передаются от родителей к детям музыкальные задатки. С этой целью они собрали внушительную статистику, обследовав около 5 тыс. лиц. Выводы их следующие:

Если оба родителя музыкальны, то среди их детей (%):

музыкальных – 86,

мало музыкальных – 6,

совсем не музыкальных – 8.

Если оба родителя не музыкальны, то среди их детей (%):

музыкальных – 25,

мало музыкальных – 16,

совсем не музыкальных – 59.

Если один родитель музыкален, а другой – нет, то среди их детей (%):

музыкальных – 59,

мало музыкальных – 15,

совсем не музыкальных – 26.

Многократно проводились исследования передачи математических, художественных, литературных, технических, ремесленнических задатков. Вывод всегда один: ребенок появляется на свет, неся в себе предрасположение к превалирующим у родителей качествам.

Какая наследственность у высокоодаренных детей? Этим вопросом задался американский исследователь К. Термен. Он и его ассистенты провели обследование 180 детей, отобранных из 250 тыс. школьников США путем психологических испытаний. Оказалось, что они уже при рождении имели вес выше нормы, раньше обычного начали ходить и говорить, у них раньше прорезались зубы. Болели они реже, продолжительность их сна была на 30–60 мин больше. Дети обнаруживали большую инициативу к обучению и обучались обычно сами. 29 % общего числа отобранных детей знали грамоту до 5 лет, 5 % – до 4-х лет, а 9 человек – до 3-х. 80 % одаренных детей происходят из культурных, образованных семей. На семьи малообученных родителей приходится лишь 1–2%. Среди родственников одаренных детей большое количество писателей, ученых, государственных деятелей.

В книге «Умственно одаренный ребенок» Ю.З. Гильбух выделил такие показатели общей одаренности:

– чрезвычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности;

– скорость и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти;

– сформированность навыков логического мышления;

– богатство активного словаря, скорость и оригинальность словесных ассоциаций;

– установка на творческое выполнение заданий, развитость мышления и воображения;

– владение основными компонентами умения учиться.

Как проходят обычную школу высокоодаренные дети? Почти все они «перешагивают» через класс, иногда через два-три. Например, Илья Фролов, ставший студентом университета в 14 лет, в четвертом классе овладел программой пятого, а из восьмого сразу перешел в десятый. Москвич Савелий Косенко в 11 лет стал студентом МГУ. Начал читать в двухлетнем возрасте. В три года свободно оперировал четырьмя арифметическими действиями. К пяти годам прочитал всего Жюль Верна, в семь писал далеко не детские программы на компьютере. Когда его сверстникам пришло время идти в школу, он экстерном сдал экзамены за пять классов. Школьную программу одолел к десяти годам.

Когда ребенок растет более умным? Американский профессор А. Зайнц доказал, что единственный ребенок в семье, который общается только со взрослыми, набирается ума значительно быстрее, чем тот, у кого есть братья и сестры. Младший из детей всегда уступает в развитии старшему, если только между ними нет разницы в 12 лет.

Ученые из Института психологии Российской Академии наук установили другую закономерность. Согласно их выводам дети, чьим воспитанием занимались родители, были интеллектуальнее тех, кого растили бабушка с дедушкой. Зато из любимых внуков чаще появляются талантливые художники и артисты. Установили психологи и верность старой истины о детях гениев: отпрыски очень умных родителей никогда не достигают родительских вершин, а очень глупых – всегда поднимаются выше их уровня.

Кроме биологической существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой новорожденный активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.). Особенно важен вопрос о наследовании моральных задатков. Долгое время считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником, что дети не наследуют моральных качеств своих родителей.

Тогда почему многие ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, что яблоко от яблони недалеко падает? Сегодня все большее число ученых-педагогов склоняется к мысли, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Вспомните сказку о Маугли, вскормленном волчьей стаей, вспомните, как мало в нем осталось человеческого, и вы согласитесь, что вне человеческого общества шансов стать личностью у человека нет.

Кроме наследственности, на развитие человека существенно влияет среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие, т.е. разнообразные внешние условия – географические, социальные, школьные, семейные. Одни из них касаются всех детей данного региона (факторы географические), другие отражают особенности среды обитания (скажем, город или деревня), третьи имеют значение только для детей той или иной социальной группы, четвертые связаны с общим благополучием народа (неудивительно, что войны и годы лишений всегда сказываются самым неблагоприятным образом прежде всего на детях).

По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о ее влиянии, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую – к ближайшему: семья, родственники, друзья. Домашние (бытовые) факторы определяют развитие данного ребенка, и уровень этого развития говорит прежде всего о том, как в семье налажено его питание, соблюдается ли режим занятий и отдыха, верно ли дозируются физические и умственные нагрузки. Резкие отклонения от нормы физического развития – сигнал для родителей и учителей: они здесь упускают что-то важное, необходимо предпринять все меры к оздоровлению ребенка. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.

Каково же влияние среды на формирование человека? Огромную важность ее признают педагоги всего мира. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Она же предоставляет и условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растет число разводов, неполных семей, социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России пока не идет на убыль.

Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14–18 лет. Это означает, что влияние среды ухудшается, а вместе с ним худшими будут и результаты развития.

Что важнее – среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Влияние среды, по оценкам одних, может достигать 80 % от общего влияния всех факторов. Другие считают, что развитие личности на 80 % определяется наследственностью. Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) пришел к выводу, что:

– 64 % из числа факторов умственного развития приходится на наследственные влияния;

– 16 % – на различия в уровне семейной среды;

– 3 % – на различия в воспитании детей в той же семье;

– 17 % – на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Развивается каждый человек по-своему, и доля влияния наследственности и среды у каждого своя. То, в каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведет их взаимодействие, зависит и от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития определяются совместным действием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Кроме биологической существует социальная наследственность, благодаря которой новорожденный человек активно усваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает (язык, привычки, особенности поведения, нравственные качества и т.д.). На его развитие, помимо наследственности, существенно влияет среда.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции