02.05.2020

Специфика работы медсестры. Психологические аспекты профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Проблема профессиональной деформации. Этико – деонтологические аспекты


Ты никогда не задумывалась, почему женщин этой профессии называют сёстрами? А прижилось это слово по той причине, что первые медицинские сёстры появились благодаря церкви. Так что в данном случае «сестра» - это не родственное, а духовное понятие. Было время, когда их называли не медсёстрами, а сёстрами милосердия. И это было справедливо. Во время Крымской компании добросердечные женщины ухаживали за ранеными, старались быть им родственниками, и не только выхаживать воинов, но и морально их поддерживать. Жертвенная и благородная, профессия медсестры и сейчас предполагает сострадание и милосердие по отношению к больным.

Если хочешь получить профессию, которая всегда и всюду бывает востребованной, - учись на медсестру. Любому врачу требуется грамотный помощник, который и в болезнях разбирается, и даже может подсказать тактику лечения.
Можешь ли ты представить хоть одну поликлинику или больницу без медсестёр, от которых зависит порядок в отделении или в кабинете, а также чёткое исполнение всех назначений врача и практически всё, чем живет лечебное учреждение? Правильно: это невозможно. К тому же любой больной человек испытывает облегчение не только от процедур, но и от простого внимания и добрых слов. А это всегда по части медицинских сестер. Как же без них обойтись?
Ты, наверно, и сама обращала внимание, что пациентам приходится гораздо больше иметь дело с медсёстрами, чем с врачами. Поэтому женщины, посвятившие себя этой профессии, отличаются особой стойкостью к стрессам, умением поддерживать добрые отношения, умением успокоить больного человека.

Прежде всего - о рабочем месте медсестер. Это операционные, процедурные кабинеты, стоматологические и другие специализированные клиники, врачебные кабинеты в поликлиниках и стационарные отделения больниц.
А теперь обрати внимание, насколько велик круг обязанностей медицинской сестры.

  1. Она выписывает рецепты, направления и справки - таким образом выполняет указания врача.
  2. Делает инъекции, прививки, инфузии, измеряет температуру и давление.
  3. Знает названия, дозы и формы выпуска лекарственных препаратов, назначенных врачом.
  4. Помогает хирургам во время операции, меняет повязки, готовит необходимые хирургические инструменты.
  5. Пока больные находятся в стенах лечебного учреждения, медсестра должна контролировать их психическое состояние, личную гигиену и питание.
  6. Она должна владеть основами оказания первой медицинской помощи.
  7. В её функции входит и умелое пользование специальной аппаратурой.

Так выглядит далеко не полный перечень обязанностей среднего медицинского работника.
Ты будешь хорошей медсестрой, если тебе присущи лучшие человеческие качества. Ты умеешь сочувствовать людям, ты коммуникабельна, наблюдательна, уравновешенна, вынослива. Ты внимательна и заботлива по отношению к слабому и больному человеку. Тебе присуще чувство ответственности.
Медсестра - важная фигура в любом лечебном заведении. Нередко именно от её работы зависит, насколько высока квалификация больницы или поликлиники.
А главное - работа должна тебе приносить радость. Наверно, только такие женщины и становятся прекрасными медсестрами, милосердными и умелыми.

Где можно получить профессию медсестры?

Конечно, ты знаешь, что при таком обилии обязанностей профессиональное образование просто необходимо. Получить его можно в специализированном медицинском колледже (училище).
Но если через некоторое время после окончания этого учебного заведения ты почувствуешь, что способна на большее, у тебя есть возможность удовлетворить свои амбиции. В некоторых медицинских институтах медсёстры могут получить высшее образование. Всё зависит от твоей целеустремленности. Сможешь выполнить эту макси-программу, - получишь возможность работать в крупной клинике организатором сестринской службы, главной или старшей медсестрой, заведующей отделением сестринского ухода, преподавать в медицинском училище.

Может ли медсестра сделать карьеру? Ну, на головокружительный карьерный рост вряд ли стоит рассчитывать, но некоторые варианты есть.
У медсестры есть несколько вариантов карьеры. Например, работая на одной должности, повышать квалификацию. Это вознаграждается повышением зарплаты.
Если администрация оценит твой опыт, умение ладить с людьми, - ты можешь получить должность старшей медсестры отделения или даже всего лечебного заведения.
Ну, и, наконец, - продолжение образования в медицинском институте. Получив диплом ВУЗа, ты станешь либо врачом, либо квалифицированным специалистом сестринского дела.

«Плюсы» и «минусы» такой работы

Если профессию не любить, ничего не получится. Даже если тебя очень привлекает профессия медсестры, и ты чувствуешь в себе призвание и готовность отдать все силы любимому делу, взвесь все «за» и против».

  • Выбирая эту профессию, ты должна быть готова к некоторым трудностям. И прежде всего к тому, что тебе придётся посвятить себя целиком работе. Что бы ни случилось у тебя в семье, как бы тяжело не было после ночного дежурства, от тебя требуется хорошее настроение и готовность поддержать пациента улыбкой.
  • Любое врачебное назначение для тебя - закон. Ты обязана знать всё, что происходит в отделении или врачебном кабинете. Любая конфликтная ситуация с пациентами - это твоя недоработка. Ты должна была её предусмотреть и не допустить. То есть, медицинская сестра - универсальный специалист: и медик, и психолог, и организатор.
  • Медсестре всегда надлежит быть аккуратной, собранной. Ведь, согласись, медсестра тоже живой человек, но ей не позволено перепутать назначения, диагноз, анализы, лекарства. От этого порой зависит здоровье и даже жизнь человека.
  • График работы медсестры устроит не каждую женщину. Подумай и ты: сможешь ли выдержать напряжённые ночные дежурства, обстановку постоянного аврала? Это чревато физическими и эмоциональными перегрузками.
  • Медсестра, как и все медицинские работники, находится в группе риска. Оказывая больному помощь, она может подхватить опасную болезнь.

Весь этот перечень «минусов» профессии медсестры приведен не для того, чтобы напугать тебя или отвратить от выбранной профессии. Может быть, ты мечтала о ней с детства. Но, поступая в медицинское учебное заведение, ты должна руководствоваться не только романтическими представлениями, но и реальным положением вещей.
Знаешь, говорят, что нелюбимая профессия сродни нелюбимому мужу. Вот и подумай об этом, реально взвесь свои возможности, чтобы разочарование не испортило тебе жизнь и не нанесло вреда пациентам.

Как оплачивается труд медсестры?

К сожалению, не очень хорошо. В разных регионах работодатели предлагают медсёстрам разные зарплаты. Это выглядит примерно так:

  • 28 000 руб. - средняя зарплата медсестры в Москве;
  • 20 000 руб. - в Санкт-Петербурге;
  • 15 000 руб. - в Новосибирске;
  • 17 000 руб. - в Екатеринбурге;
  • 14 000 руб. - в Нижнем Новгороде.

Помнишь известное изречение о том, что такое счастье? Это когда с радостью отправляешься утром на работу и с такой же радостью возвращаешься вечером домой. Если ты все же придешь к профессии медсестры, пусть у тебя будет именно такая судьба.

Бучкин Денис Александрович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж № 2"
Населённый пункт: Санкт – Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Этико–деонтологические аспекты деятельности медицинской сестры отделения реанимации и интенсивной терапии
Дата публикации: 07.04.2019
Раздел: среднее профессиональное

ЭТИКО – ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ОТДЕЛЕНИЯ

РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

ВВЕДЕНИЕ

Медицинская

приобретении

независимости пациента в процессе лечения, так как она должна сочетать в

себе аккуратность, приветливость, милосердие, трудолюбие, а самое главное

образование, интеллект, организаторские навыки, порядочность, творческое

мышление и профессиональную компетентность.

соблюдение

этических

является

проблемой.

Актуальность

соблюдения

повседневной

практической

деятельности

медсестер ОАР (ОРИТ) обусловлена:

Спецификой деятельности медсестер в ОАР (ОРИТ);

Недостаточным

этических

юридического

сестринской деятельности, нарушением прав больных;

Неправильным выбором пределов сестринской помощи;

Осложнениями и неблагоприятными исходами;

Подверженностью

профессиональному

эмоциональному

«выгоранию» медсестер;

Профессиональной

вредностью

отсутствием

правовой

медицинских работников.

Специфика деятельности медсестер:

экстремальность

ситуации

необходимость

быстрого

принятия

решения и его реализации;

сокращение или отсутствие психологического контакта медсестры с

больными;

использование

инвазивность

диагностики и лечения;

наличие у многих больных полиорганной недостаточности;

необходимость

сотрудничества

специалистами

специальностей;

ятрогенные поражения;

недо ст аточно е

кадрово е,

материа льно

техниче ско е

медикаментозное обеспечение;

психоэмоциональные

персонала,

подверженность

эмоциональному «выгоранию» медсестер.

Выбор пределов сестринской помощи.

Важной составной частью любых сестринских вмешательств должен

быть рационализм. Каждому больному необходимы сестринские действия,

направленные

ликвидацию

физических

страданий;

восстановление

нормального

эмоционального

состояния;

оптимальную

интенсивную

умирающих

называемый

комфортный

поддерживающий уход: тщательный гигиенический уход, включая обработку

полости рта, адекватная аналгезия (независимо от требуемых доз), адекватное

возможности

зондовое),

психологический

(родственники, психотерапевт, транквилизаторы, священник). Комфортный

поддерживающий

преимущественно

сестринский

контролем врача.

Медсестра, не имея страховки и плохо ориентируясь в современных

юридических

нормативно

правовых

остается

незащищенной

пациентов,

родственников

страховых

компаний.

Поэтому она должна знать и соблюдать основные этико-правовые нормы при

оказании анестезиологической и реаниматологической помощи.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

разберем

основные

дальнейшей

качественной работы с пациентами и медперсоналом.

Этика – это наука о нравственности, принципах, которыми должны

руководствоваться люди в своих поступках. Термин введен Аристотелем,

философию

нравственного,

морального

поведения людей.

А Медицинская этика – совокупность этических норм и принципов

поведения

медицинских

работников

выполнении

профессиональных

обязанностей,

необходимых

успешного

пациента.

Основными принципами медицинской этики являются:

Уважение к жизни;

Запрет на причинение вреда больному;

Уважение к личности больного;

Врачебная тайна;

Уважение к профессии.

Кодекс профессиональной этики медсестер (принят Международным

советом медсестер).

Так как многие медсестры не знакомы с ним, одними из важных

являются:

Этические основы сестринского дела

Потребность

медсестры

универсальна.

Сестринское

подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека. Оно не

имеет ограничений по национальным или расовым признакам, по признаку

вероисповедания,

возраста,

политического

социального

положения.

Медсестры

оказывают

медицинскую

отдельным

семьям и сообществу и координируют свою деятельность с работой других

Медсестра и пациенты

Основную

ответственность

медсестра

нуждается

Оказывая

медсестра

старается

атмосферу уважительного отношения к пациентам, обычаям и духовным

убеждениям

пациентов.

Медсестра

полученную

конфиденциально

информацию и делится ею с большой осторожностью.

1.2ДЕОНТОЛОГИЯ

Принципы

медицинского

персонала

практической

деятельности рассматриваются медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология – это принципы поведения медперсонала,

направленные

максимальное

повышение

эффективности

устранение

последствий

неполноценной

медицинской

медицинской

деонтологии

отражает

конкретные

стандарты, обязательные для врачей и медсестер.

Деонтология

отождествляется

поступать в той или иной ситуации и как поступать нельзя.

Основные

медицинской

деонтологии.

Проблемы

взаимоотношений

больного,

среднего

медицинского

работника

больного, вокруг которой вращаются также вопросы взаимоотношений врача

(среднего

медицинского

работника)

окружающих

больного

(родственников, близких, знакомых и др.) врачей друг с другом и иного

медицинского и парамедицинского персонала (т.е. взаимоотношений внутри

медицинской

медицинских

работников

отдельными

группами общества. Иными словами, современная медицинская практика –

сложная система, в которой медики и пациенты могут находиться в самых

разных формах социального взаимодействия.

Пациент, доверяющий свое здоровье медицинской сестре, хочет и

должен быть уверен не только в профессиональном владении навыками, но и

следовании

моральным

нравственным

принципам.

Медицинская сестра должна быть порядочной и честной, чуткой и доброй,

милосердной и отзывчивой.

Морально-нравственной основой, эталоном и стандартом поведения

медицинских

является

«Этический

медицинской

(Приложение 1).

1.3 БИОЭТИКА

Задача современной медицины состоит в том, чтобы сделать жизнь

человека долгой и счастливой, без болезней и страданий.

Однако на пути добра и прогресса часто становятся люди, одержимые

жаждой власти, наживы и исключительно собственных интересов. Это и

причиной

возникновения

медицинской

биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Биоэтика – современная модель биомедицинской этики. Основной

принцип - «уважение прав и достоинств человека». Философское знание во

взаимодействии

научными,

техническими

технологическими,

информационными и генетическим достижениями современной медицины.

Все меры направлены на сохранение и поддержание жизни пациента.

Медицинская

биоэтика

выполняет

медицинского работника как личности, позволяя медику поступать не только

по существующим законам, но и по собственной совести при выполнении

профессионального долга.

Современная

медицинская

биоэтика

сталкивается

множеством

противоречивых

искусственное

оплодотворение,

клонирование, сексология, эвтаназия (ст. 45 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗОб

основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Медицинским

работникам

запрещается

осуществление

эвтаназии,

ускорение

просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или

средствами,

прекращение

искусственных

мероприятий

поддержанию жизни пациента.). В этих случаях возникает так называемый

конфликт прав.

К примеру, право плода на жизнь и право женщины на прерывание

беременности

Искусственное

прерывание

беременности.

самостоятельно

материнстве.

Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины

при наличии информированного добровольного согласия.).

Так же одним из факторов, влияющих на возможное ограничение

медицинского

работника

является

религиозно-культуральная

сформировано

сознание

пациента.

Без знания культурных особенностей, невозможно грамотное оказание

медицинской

многоконфессиональной

Оказание

медицинской

религиозно-культуральных

особенностей

индивидуума

привести

негативным

последствиям.

Следует особенно отметить, что при оказании медицинской помощи в

чрезвычайных

ситуациях

условиях

массовых

катастроф

(особенно

транснациональных)

необходимо

соблюдать максимальную осторожность

оказании

медицинской

объяснять

родственникам

необходимость

медицинского

вмешательства

целесообразность проведения подобного лечения. При оказании медицинской

территории

зарубежных

государств

желательным

является

присутствие местных врачей, знакомых с культуральными особенностями

оказания медицинской помощи населению.

Соблюдение профессиональной тайны касается не только врачей, но и

медсестер.

Информация

обращения

медицинской

состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения,

полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну;

гражданину

подтверждена

гарантия

конфиденциальности

передаваемых им сведений - данные положения закреплены ч. 1 ст. 61 Основ

законодательства

Российской

Федерации

здоровья

(Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗОб основах охраны здоровья

Российской

Федерации

допускается

разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым

известны

обучении,

исполнении

профессиональных,

служебных и иных обязанностей (ч. 2 Основ).

УСТАВ МЕДСЕСТРЫ

Медицинская сестра - первый помощник в лечении больного. Точно и

вовремя выполнять лечебные назначения - твой долг.

Внимательность

страданиям

больного

облегчает

самочувствие. Относись к больному так, как хотела бы ты, чтобы

относились к тебе, немедленно реагируй на каждую новую жалобу

больного, не малейшее изменение его самочувствия.

поведение

состояние

больного

вызывает

беспокойство за его состояние, тотчас же сообщи об этом врачу.

Слово - лечит, слово - ранит. Будь сдержана в разговорах с больным.

Вежлива, внимательна. О его здоровье сообщай ему только то, что по

убеждению, не наносит вред психике больного.

важнейших

больного.

Всячески

оберегай лечебно-охранительный режим в отделении.

работников - половина успеха.

Будь чистоплотна и аккуратна, подтянута и одета по форме, больному

будет приятно получить помощь из твоих рук.

Профилактика - основа медицины, повседневно разъясняй больным

правила гигиены и меры предупреждения болезней.

внимательна

родственникам

необходимые требования, чтобы по своему назначению они не нанесли

вред больному, словом или запрещенными лекарствами.

10.Чтобы сознательно участвовать в лечении больных, нужно много знать,

постоянно повышать свои медицинские знания.

11.Мастерски проведенная лечебная манипуляция избавляет от лишних

болезней, а иногда и от опасности. Учись отлично владеть медицинской

техникой.

12.Оберегай

имущество,

медикаменты,

инструментарий,

пользуешься.

Разумная экономия позволяет теми же средствами оказать помощь.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ОТДЕЛЕНИЯ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ

Медицинский

корректности

отношениях

между всеми членами коллектива, невзирая на чины и звания. Почтительное

обращение

коллегам,

медицинского

подчеркивает чистоту и высокий смысл профессии. Особенно строго этого

принципа следует придерживаться, если общение происходит в присутствии

больного (см. Приложение 1).

Следует обращать внимание на:

Внешний вид:

соблюдение

применение косметики должно быть умеренным, не должны исходить резкие

запахи духов, табака и т.п.);

достаточно

прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава

Под халат необходимо одевать легко стирающуюся одежду, лучше

из хлопчатобумажных натуральных тканей;

Волосы должны быть убраны под шапочку;

Обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции

и позволяющая бесшумно передвигаться.

Отношения медсестры с врачом:

Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

Исполнять

врачебные

назначения

своевременно,

профессионально;

информировать

внезапных

изменениях

состоянии больного;

При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных

назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии

больного.

Отношения медсестер между собой:

Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

Опытные медсестры должны делиться с молодым своим опытом;

В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения медсестры с младшим медперсоналом:

Соблюдать взаимоуважение;

Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего

медперсонала;

Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

допустимо

замечания

присутствии

посетителей.

Отношение медсестры к больным:

Существует несколько моделей взаимоотношений медработников и

пациентов (Роберт Вич, 1992 год).

Патерналистская

латинского

характеризуется тем, что медперсонал относится к пациентам так же, как

родители относятся к своим детям. При этом они берут большую часть

ответственности на себя.

Инженерная – модель характеризуется тем, что выявляются и

восстанавливаются какие-то функции и устраняются поломки в организме

пациента. Межличностный аспект здесь почти целиком игнорируется.

Коллегиальная

характеризуется

взаимным

доверием

медперсонала

пациентов.

Стремясь

медсестра становятся «друзьями» больного.

Контрактная

выглядит

юридически

оформляемый

пациентом.

предполагает

последовательное уважение прав пациента.

Кроме этого отношение медсестры к больным всегда должно быть

доброжелательным,

недопустимы

замечания,

учитывать

индивидуальные

психологические

особенности,

выслушать,

переживания

пациента.

тяжелыми

болезненными

процедурами

медсестра

разъяснить

доступной

значение,

необходимость

успешного

психоэмоциональное

напряжение.

Отношения медсестры с родственниками и близкими больного:

Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

ухаживающим

тяжелобольными

разъяснять

правильность выполнения процедур и манипуляций;

Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право

рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к

лечащему врачу);

Отвечать

спокойно,

неторопливо,

правильному уходу за тяжелобольными.

Клинический этикет в ОРИТ (соблюдение традиционных внешних

поведения

медицинского

персонала

медицине

критических

состояний) повышает эффективность реаниматологической помощи.

нахождении

пациента

бессознательном

состоянии

помнить об имплицитной памяти: неприятный разговор может запечатлеться

в имплицитной памяти и проявиться, в последствии, в самый неожиданный

медицинская

юридическую

ответственность за те действия, которые согласно нормативным документам

входят в их обязанности и компетенцию. При развитии опасных для жизни

пациента последствий интенсивной терапии виновный в этом медицинский

персонал привлекается к административной и уголовной ответственности в

соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Среди 16 медицинских сестер ОАР-I ГБ№15 было проведено

анкетирование из 8 вопросов (Приложение 2).

Стаж работы:

До 3 лет - 4 (32%)

3-5 лет - 6 (24%)

5-10 лет - 2 (8%)

10-20 лет - 4 (36%)

12 (75%) опрошенных довольны своей работой.

На вопрос, «какие трудности возникают при общении с пациентом» 2

медбрата

отметили

трудности

пациентом

возникают, а большинство ответили 14 (88%), что трудности возникают, если

пациент агрессивен и поступил в отделение в нетрезвом состоянии.

респондентов

нормальная, ощущают значительную перегрузку 5 (32%) медсестер, а 2 (12%)

затруднились ответить.

16 (100%) медсестер в своей профессиональной деятельности всегда

руководствуются

принципами

профессиональной

медицинской

деонтологии.

У 10 (63%) опрошенных медсестер никогда не возникали моменты

профессиональной деформации, а у 6 (37%) иногда случались конфликтные

ситуации.

На вопрос «как Вы справляетесь со стрессами» медицинские сестры

слушают музыку - 4 (25%), тренинг - 1 (6%), читают - 3 (19%), у остальных 8

Для развития реализации медицинской этики и деонтологии, 13 (82%)

респондентов предлагают проводить семинары и конференции, 2 (12%) -

буклетов

периодичных

ведущими

специалистами из разных стран - 1 (6%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, в повседневной деятельности

медицинской сестры ОРИТ необходимы следующие компоненты:

Индивидуальный подход к каждому пациенту, обращение по имени

и отчеству, подробное информирование пациента о правилах приема

лекарственных средств, целях и задачах манипуляций.

Тщательное выявление проблем пациентов ОРИТ.

Быстрота

четкость

процессе

принятия

своевременного

принятия

четкости

действий

жизнь пациента.

Простота изложения при общении с пациентом.

Соблюдение

медицинской

деонтологии

осуществлении сестринского ухода за пациентами.

Уважительное отношение и стремление помогать. Немаловажную

роль играют - внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

Внимательность и интерес к проблемам пациента.

Умение справляться со стрессами, конфликтными ситуациями для

профилактики профессиональной деформаций у медсестер.

этико-деонтологические

принципы

медицинского

персонала

условиях

являются

полноценного

качественного

оказания

специализированной

помощи. Средний и младший медицинский персонал является незаменимой

составляющей учреждений здравоохранения.

Профессиональное мастерство медицинской сестры, которая найдет

добрые слова, сумеет успокоить пациента, отвлечь его внимание от болезни,

Работа медицинских сестер очень важна и несет особый вклад на пути

к выздоровлению пациентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анестезиология

реаниматология: руководство

анестезистов / [Александрович Ю.С. и др.] ; под ред. Ю.С. Полушина. –

М. : СИМК, 2016. – 784 с.

А. И. Левшанков, А. Г. Климов Сестринское дело в анестезиологии и

реаниматологии . Современные аспекты: учеб. пособие. - 2-е издание,

перераб. и доп. / под ред. проф. А. И. Левшанкова. - СПб.: СпецЛит,

Биоэтика: учебно-методическое пособие / Е.А. Нагорнов, Д.А. Изуткин,

И.И. Кобылин, А.А. Мордвинов; под ред. А.В. Грехова. - Н.Новгород:

НижГМА, 2014.

Езова, С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты :

научно-практическое пособие / С.А. Езова. - М.: Либерея-Бибинформ,

По словам автора ряда научных работ и монографий, посвященных медицине, Ю.К. Субботина, «медицинская этика - это наука, изучающая моральную сторону деятельности медработников, их моральные отношения и моральное сознание, связанные с исполнением профессиональных обязанностей» .

Этика имеет огромное значение в системе взаимоотношений «медработник - пациент». Аналогом широко известной врачебной клятвы Гиппократа для медицинских сестер стала в XIX в. клятва Флоренс Найтингейл.

Этический кодекс медицинской сестры России имеет особенное значение в истории отечественной медицины и, в частности, сестринского дела в ХХ в. С одной стороны, подавляющее большинство медицинских работников всегда оставались верны долгу и клятве, а с другой - не следует забывать о том, что еще в 1920-е гг. официальные руководители здравоохранения Советского Союза расценивали профессиональную медицинскую этику как «буржуазный пережиток». Более того, эти деятели были твердо убеждены в том, что такое понятие, как «врачебная тайна», для советской медицины неприемлемо и вскоре отомрет. Предвзятое отношение во время не всегда оправданных реформ было и к самому понятию «медицинская сестра», на смену которому должны были прийти термины «помврача», «замврача», «медтехник» и т. п.

Таким образом, создание Этического кодекса медицинской сестры России явилось своеобразным покаянием и надеждой на возвращение морально-этического здоровья нашим медицинским работникам. При составлении этого Кодекса были учтены новые идеи, появившиеся в предшествующие несколько десятилетий и оказавшие влияние на профессиональную этику медсестры. В первую очередь данный Кодекс отразил современные понятия о правах пациента, которые, в свою очередь, определяют обязанности медицинского работника.

Этический кодекс медицинской сестры России составлен на основе таких документов, как Устав ВОЗ (1946 г.), Этический кодекс медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973 г.), Кодекс профессиональной этики психиатра, принятый Российским обществом психиатров в 1993 г., и др. Согласно этим документами медсестры выступают не просто послушными исполнителями инструкций врача, а представителями самостоятельной профессии, обладающими навыками комплексного ухода за больными и располагающие должным объемом знаний в области психологии и психотерапии. По словам основоположницы сестринского дела Ф. Найтингейл, «сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную - для понимания больных, научную - для понимания болезней, техническую - для ухода за больными».

Практически любой из нас хотя бы 1 раз в жизни обращался за помощью в какое-либо лечебное учреждение, поэтому ни для кого не секрет, что впечатление о больнице или поликлинике зависит не только от качества предоставленных медицинских услуг, но и от того, как вас встретил персонал. Самый первый контакт пациента, в частности с медсестрой, имеет исключительное значение, поскольку определяет дальнейшие взаимоотношения сторон, наличие или отсутствие доверия, возникновение неприязни и т.д.

Деонтология (в переводе с греческого языка - «должное») - наука о проблемах нравственности и морали. В ее рамках рассматриваются такие вопросы, как ответственность за жизнь и здоровье больных, соблюдение врачебной тайны, взаимоотношения в медицинском сообществе и др.

И внешний вид (аккуратность, прическа, выражение лица), и внутренний настрой медицинской сестры должны вызывать у пациента чувство расположения, приязни, доверия. Медсестре ни в коем случае не следует обращаться к пациенту обезличенно «больной», поскольку это свидетельствует о ее полном безразличии. Для установления доверительных отношений между медсестрой и пациентом, необходимо дать ему почувствовать, что вас заботит его судьба, и вы искренне хотите ему помочь. Только в такой ситуации может возникнуть та степень доверия, при которой медсестра может узнать все нужные сведения о пациенте, особенностях его характера, его мнение о собственном заболевании, больничных условиях, планах на будущее. Ведь именно эта информация, полученная в ходе прямого контакта, даст медсестре возможность постановки объективного сестринского диагноза. Однако медсестре необходимо помнить, что недопустимо переходить тонкую грань между доверительными отношениями и панибратством, следует всегда оставлять за собой ведущую роль. Медицинская сестра обязательно должна проявлять сочувствие к пациенту, способствовать установлению между ними симпатии, но при этом не следует идентифицировать себя с больным. Обязательным условием для установления доверительных отношений является уверенность пациента в конфиденциальности бесед с медсестрой.

Обладая информацией об особенностях личности и характера пациента, его переживаниях, медсестра может тактично разъяснить больному не только его права, но и некоторые обязанности, подготовить его к предстоящим обследованиям и терапевтическим процедурам, рассказав о них в доступной форме. Нежелание больного проходить некоторые виды обследования или медицинских процедур не должно вызывать негативного отношения к нему со стороны медицинской сестры. Медсестры обязаны быть честными и правдивыми в общении с больным, но любые разговоры, касающиеся диагноза или особенностей его заболевания, не должны выходить за пределы, обозначенные врачом. Это же правило нужно соблюдать и во время бесед с родственниками пациента.

Взгляды врача и медсестры в отношении некоторых аспектов ухода за пациентом могут иногда несколько расходиться. Конечно, принципиальных разногласий возникать не должно, но тем не менее нужно предельно тактично обсудить возникшую проблему с врачом, поскольку достижение полного согласия существенно облегчает работу. Оговаривать подобные спорные ситуации с третьими лицами или сразу непосредственно с начальством не следует, поскольку это может спровоцировать развитие нездоровой обстановки внутри трудового коллектива. Несомненно, медицинская сестра имеет полное право отстаивать свою точку зрения, но при этом она должна быть готова признать и исправить собственные ошибки. Высокая требовательность к себе является одним из важнейших качеств любого профессионала, и медсестра не исключение.

Гуманизм профессии медицинского работника создает базис для защиты личного достоинства медсестры, обеспечения ее неприкосновенности, права на помощь вовремя исполнении профессиональных обязанностей.

В системе взаимоотношений «медсестра - пациент» большое значение имеет индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми должна обладать хорошая медсестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность и вежливость. К сожалению, в настоящее время не уделяется должного внимания определению и поощрению этих важных качеств. Огромные нагрузки на медсестру в ходе выполнения ею своих профессиональных обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени. В идеале организация работы в лечебном учреждении должна быть такой, чтобы знания, навыки, компетентность и профессиональный рост ожидались и соответственно вознаграждались. Любой человек, решивший посвятить свою жизнь медицине, должен понимать, что нет и не может быть таких обстоятельств, которые оправдывали бы любой неэтичный поступок.

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры выступают комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний.

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать правовому обеспечению сестринской деятельности, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России .

Чтобы стать медсестрой, следует получить среднее медицинское образование, окончив училище или колледж. На протяжении всей практики важно постоянно совершенствовать свои навыки и повышать уровень знаний и квалификацию. Для этого необходимо посещать курсы медсестер, семинары, конференции. Проработав по этой специальности не менее трех лет, можно получить вторую категорию, после пяти лет стажа - первую, через семь лет - высшую.

Место работы определяет и круг обязанностей медсестры.

  • · Патронажные сестры работают в диспансерах (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический), в детских и женских консультациях. Такие медсестры все лечебные процедуры проводят на дому.
  • · Детские медсестры. Их можно встретить в детских поликлиниках и больницах, в детских садах, в домах ребенка.
  • · Медсестры в кабинете физиотерапии. Проводят лечебные процедуры с использованием различных специальных аппаратов: электрофореза, ультразвука, приборов УВЧ и т.д.
  • · Участковые медсестры. Помогают участковому врачу вести прием больных. Получают из лабораторий результаты анализов, снимки. Следят за тем, чтобы у врача всегда были наготове все необходимые стерильные инструменты для осмотра пациента. Приносят из регистратуры амбулаторные карточки.
  • · Процедурная медсестра делает уколы (в том числе внутривенные), берёт кровь из вены, ставит капельницы. Всё это очень непростые процедуры - они требуют высокой квалификации и безупречного умения. Особенно если процедурная медсестра работает в больнице, где могут лежать и тяжёлые пациенты.
  • · Палатная медсестра - раздает лекарства, ставит компрессы, банки, клизмы, делает уколы. Она также измеряет температуру, давление и докладывает лечащему врачу о самочувствии каждого больного. А если нужно, медсестра оказывает неотложную помощь (например, при обмороке или кровотечении). Здоровье каждого пациента зависит от работы палатной медсестры. Особенно если это тяжёлый больной. В хороших больницах палатные медсестры (с помощью младших медсестёр и сиделок) ухаживают за слабыми больными: кормят, умывают, меняют бельё, следят, чтобы не было пролежней.

У палатной медсестры нет права не небрежность или забывчивость. К сожалению, работа палатной медсестры предполагает ночные дежурства. Это плохо сказывается на здоровье.

· Операционная медсестра помогает хирургу и отвечает за постоянную готовность операционной к работе. Это, пожалуй, самая ответственная сестринская должность. И самая любимая у тех, кто хотя бы немного успел поработать на операциях.

Сестра готовит для будущей операции все необходимые инструменты, перевязочные и шовные материалы, обеспечивает их стерильность, проверяет исправность аппаратуры. А во время операции ассистирует врачу, подаёт инструменты и материалы. От слаженности действий врача и медсестры зависит успех операции. Для этой работы нужны не только хорошие знания и навыки, но и скорость реакции и крепкая нервная система. А также крепкое здоровье: как и хирургу, медсестре приходится в протяжение всей операции стоять на ногах. Если после операции больному нужны перевязки, их также делает операционная медсестра.

  • · Медицинская сестра отделения ЦСО должен иметь хорошую теоретическую подготовку и практический навык использования современных средств и методов стерилизации изделий медицинского назначения, для чего проходит регулярную учебу и повышение квалификации в специальных учебных центрах .
  • · Старшая медсестра руководит работой медсестер отделения. Она составляет графики дежурств, следит за санитарным состоянием помещения, отвечает за хозяйственное и медицинское снабжение, за содержание и сохранность медицинского инструментария и аппаратов. Помимо собственно медицинских обязанностей медсестре приходится вести учётную документацию, старшая медсестра следит и за этим. Она же руководит и работой младшего медицинского персонала (санитаров, санитарок, сиделок и др.). Чтобы делать это качественно, старшая медсестра должна до мелочей знать специфику работы отделения.
  • · Младшая медсестра ухаживает за больными: меняет бельё, кормит, помогает перемещать лежачих больных внутри больницы. Её обязанности схожи с обязанностями сиделки, а медицинское образование ограничивается краткосрочными курсами.

Это далеко не полный перечень вариантов работы медсестры. В каждом - своя специфика. Объединяет их то, что, хотя медсестра и считается ассистентом врача, главная цель работы медсестры - помощь больным людям. Такая работа приносит моральное удовлетворение. Тут нет времени для перекуров и задумчивости посреди рабочего дня. Самыми трудными считаются хирургические отделения, в которых проводятся операции и куда поступают экстренные больные. К особенностям профессии медсестры относится то, что многие люди этой специальности не только делают инъекции и проводят измерение артериального давления, но и морально поддерживают пациента в трудную минуту. Ведь даже самый сильный человек, болея, становится беззащитным и уязвимым. А доброе слово может творить чудеса.

Медсестра должна знать способы дезинфекции, правила выполнения прививок, инъекций. Она обязана разбираться в лекарственных препаратах и их назначениях и уметь выполнять различные медицинские процедуры. Для освоения профессии медсестры необходимы хорошие знания в области медицины и психологии, а также по таким предметам, как биология, ботаника, анатомия, химия и т. д. И это понятно, ведь медицинские сестры, обладают профессиональными знаниями могут более качественно и эффективно выполнять свою работу, что не только отразится на благополучии пациентов, но и на удовлетворенности медицинских сестер своей работой.

Медицинская сестра строго выполняет назначения врача. Ей необходимо также решать психологические, социальные и духовные потребности пациента. Для этого медицинской сестре, как специалисту, нужны не интуитивные, а дополнительные знания в области методологии сестринского дела, современной философии, психологии человека. Медицинская сестра должна владеть педагогическими знаниямии владеть исследовательскими навыками. Эти знания обеспечат повышение профессионального роста медсестер, повысят качество медицинской помощи, обеспечат систематический подход к сестринскому уходу, восстановят утраченные профессиональные ценности медицинских сестер.

Но для внедрения сестринского процесса потребуются конкретные изменения не только профессионального, но и организационного характера. Чтобы такие перемены произошли, очень важно признание необходимости этих изменений в законодательном порядке. Сегодня осуществление сестринского процесса является одной из целей развития сестринского дела в России.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом егокультуры и духовных ценностей. В настоящее время сестринский состоит из пяти этапов :

1 этап - сестринское обследование

2 этап - Сестринская проблема пациента

3 этап – Планирование сестринского ухода за пациентом

4 этап - Реализация плана сестринского ухода за пациентом

5 этап – Оценка результативности сестринских вмешательств

Первый этап сестринского процесса - сестринское обследование.

На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента. В процессе общения с пациентом для медсестры очень важно установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием.



Второй этап сестринского процесса – сестринская проблема пациента.

Понятие сестринской проблемы пациента впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США . Перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает в настоящее время 114 основных наименований, в числе которых гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, беспокойство, пониженная физическая активность и другое .

Сестринская проблема пациента - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента. Основными методами этого этапа являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на заболевание.

Классифицировать сестринские проблемы можно как физиологические, психологические и духовные, социальные. Помимо этой классификации, все сестринские проблемы делятся на существующие/настоящие - проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент (например, боль, одышка, отеки).

Поскольку у пациента всегда бывает несколько настоящих проблем, медицинская сестра должна определить систему приоритетов, классифицировав их как первичные, вторичные и промежуточные. Приоритеты - это последовательность первоочередных самых важных проблем пациента, выделяемых для установления очередности сестринских вмешательств, их не должно быть много - не более 2-3-х.

К первичным приоритетам относят такие проблемы пациента, которые в условиях отсутствия лечения могут оказать пагубное влияние на больного. Промежуточные приоритеты – неэкстремальные и неопасные для жизни потребности больного.

Вторичные приоритеты – это потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к болезни или прогнозу (например, у больного с травмой позвоночника первичная проблема – боль, промежуточная – ограничение подвижности, вторичная – чувство беспокойства).

Критерии выбора приоритетов:

1. все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения;

2.наиболее тягостные проблемы для пациента в настоящий момент, то, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку как на свое главное страдание. В этом случае "одышка" будет являться приоритетной сестринской проблемой.

Потенциальные - это проблемы, которые пока не существуют, но могут появиться с течением времени (например, риск развития осложнений – переход в хроническую форму, сепсис, хроническую почечную недостаточность);проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.

Следующей задачей второго этапа сестринского процесса является формулировка проблем пациента – определение реакции пациента на болезнь и свое состояние. Сестринские проблемы пациента могут меняться каждый день и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь.

Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.

Третий этап сестринского процесса - планирование ухода.

После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приёмы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она приняла своё естественное течение.

Во время планирования для каждой приоритетной проблемы формулируются цели и план ухода. Различают два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели должны быть выполнены за короткое время (обычно за 1-2 недели). Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

Каждая цель включает 3 компонента:

1. действие;

2. критерии: дата, время, расстояние;

3. условие: с помощью кого/чего-либо.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, представляющий собой подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Требования к постановке целей:

1. цели должны быть достигаемыми;

2. необходимо устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели;

3. цели сестринского ухода должны находиться в пределах сестринских компетенций.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Действуя таким образом, медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость целей и совместно определяя пути их достижения.

Четвертый этап - реализация плана ухода.

Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения, реабилитации пациентов.

1. независимое – предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от др. специалистов (например, измерение температуры тела, артериального давления, частоты пульса и т.д.);

2. зависимое – выполняется на основании письменных назначений врача (например, проведение инъекций, инструментальных и лабораторных исследований и т.д.);

3. взаимозависимое – совместная деятельность медицинской сестры с врачом и др. специалистами (например, подготовка пациента к какому – либо обследованию).

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра выполняет необходимые манипуляции для достижения намеченных целей.

Пятый этап сестринского процесса – оценка.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

1.оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

2.оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

3.оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента. Другими словами, в основе должна лежать модель.

Модель - это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела - это направление на достижение цели.

Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делает особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.

На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии.

В каждой модели по-разному отражено понимание сущности пациента как объекта сестринской деятельности, цели ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода (Приложение №4).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И
СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Сибирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
(ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава)

Кафедра организации здравоохранения
и общественного здоровья

Тема «Правовые аспекты деятельности медсестринской службы»

Г. Томск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …….. 3
1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры ……………………………………………………... 4
2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер……………… 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… ……………… 10

ВВЕДЕНИЕ
Темы многих конгрессов, научно-практических конференций, семинаров включают вопросы истории развития сестринского дела, его философию, методологию, критерии оценки качества сестринской деятельности и медицинских услуг и другие направления, связанные с профессиональной деятельностью специалиста со средним медицинским образованием.
Однако практически не освещаются исследования социально-правового статуса медицинской сестры в современном российском обществе, а также не исследуется особенности и специфика профессиональной деятельности как специалиста в системе разделения труда.
Развитие социально-правового статуса медицинской сестры в России имеет свои особенности и принципиально отличается от статуса медицинской сестры любого европейского государства, отличается в первую очередь по двум направлениям: 1) по уровню социального положения медицинской сестры в гражданском обществе; 2) по степени социально-экономической защищенности.
Сложившийся образ медицинской сестры в российском обществе, можно условно разделить на две составляющие. Это требования, предъявляемые обществом и профессиональным сообществом к медицинской сестре как специалисту, т.е. деловые - профессиональные знания и компетенции. Второе направление - это развитие личностных качеств медицинской сестры, которые должны соответствовать морально-этическим нормам, принятым в обществе, и не противоречить требованиям Этического кодекса медицинских сестер России.

1. Влияние реформы сестринского дела в России на правовой статус медицинской сестры
Начало реформы в области сестринского дела положило создание Ассоциации медицинских сестер России в 1992 году. В ходе реформирования предполагалось:

      Осуществить ряд изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров;
      обеспечить рациональное соотношение и партнерство между врачами и средним медперсоналом;
      возродить категорию младшего медицинского персонала;
      Организовать новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
      Повысить социально-правовой статус сестринского персонала.
По мнению специалистов сестринского дела, с 1993 года стали происходить заметные изменения в организации сестринского дела, созданы и приняты философии сестринского дела. В учебных и лечебно- профилактических учреждениях стали рассматриваться такие понятия, как "сестринский процесс", "сестринский диагноз", "сестринская история болезни", "потребности пациента".
Исходя из собственного опыта, могу смело утверждать, что данные понятия рассматриваются исключительно в образовательных учреждениях. Содержание образовательных программ по специальности "Сестринское дело" постоянно претерпевает изменения. Выпускники медицинских колледжей и училищ имеют более высокий уровень образованности, чем их коллеги, получившие образование 15 - 20 лет назад. Однако правовой статус медицинской сестры на конкретном рабочем месте и в конкретном лечебно-профилактическом учреждении в понимании коллег, имеющих высшее медицинское образование, практически не изменился. Данный факт объясняется тем, что административно-управленческий персонал учреждений здравоохранения не всегда ориентирован, а точнее, не заинтересован в расширении социально-правового статуса медицинской сестры. Это связано с тем, что многие руководители лечебно-профилактических учреждений не видят в разделении труда самостоятельное направление - сестринское дело, специалист которого - профессионал, имеющий специальное образование по сестринскому делу.
Кроме того, если обратиться к социологическим исследованиям последних лет, то можно обнаружить тенденцию ухудшения социально-экономического статуса медицинской сестры. Это обстоятельство объясняется отсутствием специальных научных исследований, изучающих вопросы нормирования труда и рабочего времени, затраты и нагрузки на одну медицинскую сестру в зависимости от специализации.
На мой взгляд, повысить и укрепить социально-правовой статус медицинской сестры в трудовом сообществе возможно при выполнении ряда условий:
1. Конкурентоспособная заработная плата – кроме повышения социально-правового статуса медицинской сестры, позволит руководителю создавать кадровый резерв, проводить отбор на конкурсной основе наиболее достойных кандидатур, что максимально исключит попадание в профессию случайных людей;
2. Формирование отношения врача к медицинской сестре, как к равноправному коллеге/партнеру, начиная со студенческой скамьи – совместное обсуждение проблем пациента (современное образование в медицинских колледжах делает это возможным) пойдет только на пользу пациенту. Так как, медицинская сестра проводит с пациентом больше времени – она больше информирована об эмоциональном статусе пациента, знает его текущие проблемы, что поможет врачу принять правильное решение в выборе лечения. Кроме того, знание и понимание, выбранных методов лечения позволит медицинской сестре быть участником лечебного процесса, а не просто техническим исполнителем. Это, в свою очередь, даст возможность медицинской сестре грамотно информировать пациента о его состоянии, методе лечения, не ссылаясь постоянно на врача, снимая с себя всю ответственность за состояние больного.
3. Юридически закрепить статус старшей медицинской сестры отделения, например, дать право требовать соблюдения санэпидрежима не только со среднего и младшего, но и с врачебного медперсонала. Так как, на сегодняшний день сложилась противоречивая ситуация – ответственность за санэпидрежим есть, а прав его требовать нет.
Таким образом, несмотря на утверждения специалистов сестринского дела о достижении определенных результатов в ходе реформы, с уверенностью об этом можно утверждать только в части образования. Так, в 1996 году сформировалась многоуровневая система подготовки высшего сестринского, среднего медицинского и фармацевтического образования, которое предполагает:
    базовый (основной) уровень подготовки (МУ);
    повышенный (углубленный) уровень подготовки (колледж);
    высшее сестринское образование (ВСО);
    послевузовское образование (интернатура, ординатура, аспирантура).
Созданная многоуровневая система подготовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи.
Также, нельзя не отметить, что большую часть ответственности за юридическую грамотность медицинских сестер несут именно учебные заведения.

2. Правовые аспекты деятельности медицинских сестер
Деятельность специалистов сестринского дела в современных условиях тесно связана с неизбежными вопросами юридического характера, возникающими как закономерное проявление нормально функционирующей медицинской отрасли.
Неосведомленность сестринского персонала в вопросах современного законодательства приводит к беззащитности сестер в трудовых спорах и в случаях предъявления судебных исков со стороны пациентов.
Надзорными органами и средствами массовой информации все больше внимания уделяется качеству здравоохранения, а также повышается
требовательность населения к соблюдению прав пациентов, гарантиям и объему медицинской помощи. В этой связи, правовая подготовка и умение применять знания является залогом успешной деятельности и защищенности не только руководителей сферы здравоохранения и социального развития, но и каждого специалиста сестринского дела.
Существуют следующие правовые проблемы регламентации деятельности медицинских сестер.
1. Сегодня практически вся документация, касающаяся сестринской деятельности, носит рекомендательный характер.
2. Отсутствуют профессиональные стандарты деятельности сестринского персонала и правовые механизмы организации контроля за их соблюдением.
Следствием недостаточной разработки нормативно-правовой базы
регулирования деятельности специалистов имеющих среднее,
повышенное и высшее сестринское образование являются:
- отсутствие четко прописанных типовых обязанностей;
- отсутствие стандартов оснащения рабочих мест;
- размытые границы компетенции специалистов сестринского дела, что в свою очередь приводит к выполнению сестрой не свойственных ей обязанностей, к возрастающим моральным и физическим нагрузкам, отсутствию мотивации к повышению профессионального уровня;
3. Законодательно не определены границы уголовной и административной ответственности в действиях, за которые несет ответственность медицинская сестра и врач. Этому весьма способствует не гласный, не закрепленный законодательно запрет на самостоятельную деятельность без назначения врача сестринского персонала. В тоже время получаемый объем знаний позволяет действовать самостоятельно, что и выполняется в ряде стран.
4. Пробел правовых знаний у сестринского персонала, приводит к беззащитности в трудовых спорах, в необоснованных претензиях пациентов так называемый потребительский экстремизм, к несогласованным действиям при различного рода проверках;
5. Отсутствие единой базы данных судебной практики обо всех фактах
некачественного оказания медицинской помощи.
6. Не решен вопрос об учете медицинского стажа специалистам в
профессиональных общественных организациях и частных медицинских организациях.
7. Страхование профессиональной деятельности сестринского персонала имеет также полностью не урегулированный правовой аспект.
Миф второй. Медицинские сестры хорошо знают свой правовой статус. Правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.
Медико-правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием определяется:
Во-первых, как совокупность профессионально значимых умений и навыков, необходимых для полноценного выполнения функциональных обязанностей медицинского работника на основе нормативно одобренных технологий, способов и приемов медицинской деятельности и правового допуска к ней;
Во-вторых, как способность строить эффективную медицинскую деятельность в строгом соответствии с принятыми в государстве и обществе социальными и несоциальными нормами, регулирующими профессиональную деятельность работника со средним профессиональным медицинским образованием.
В-третьих, правовая компетентность специалиста со средним профессиональным медицинским образованием включает в себя несколько компонентов: общемедицинскую и клиническую образованность, правовые знания и умения, профессиональную и правовую культуру специалиста.
В свою очередь, правовая культура работника со средним профессиональным медицинским образованием предполагает юридически значимое поведение, т.е. умение специалиста воспользоваться предоставленными ему законом правами в профессиональной деятельности без нарушения прав и свобод другого человека, в данном случае - пациента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В.Дружинина, Н.Н.Володин. Система дополнительного профессионального образования в здравоохранении // Сестринское дело - 2000- №1.
2. http://mosmedsestra.ru/ Региональная общественная организация медицинских сестер// Современный этап развития сестринского дела – 2010.
3. www.srooms.ru Правовые аспекты деятельности сестринского персонала.
4. www.clinica7.ru Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции