Линии сопоставления |
Чувственное познание |
Рациональное познание |
1. Формы познания |
Ощущение. Восприятие. Представление |
Понятие. Суждение. Умозаключе- ние |
2. Результат познания |
Наглядный образ предмета |
Понятие о предмете |
3. Степень обобще ния результатов познания |
Степень обобщения невелика |
Степень обобщения высокая |
Существуют два основных вида познавательной де ятельности - чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание - это вид познания, при котором человек получает информацию о пред метах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Пять органов чувств описал еще Арис тотель: вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Но есть и вспомогательные чувства, неизвестные Арис тотелю (чувство равновесия, например).
Роль чувственного познания: органы чувств - единственный канал, который непосредственно связы вает человека с внешним миром, без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания.
Рационалъное познание - это вид познания, при котором осуществляется упорядочение инфор-мации об ощущаемом предмете и предпринимается попытка понять сущность предмета или явления. Роль рационального познания: органы чувств обла дают ограниченными возможностями (некоторые явления, например атом, не могут быть отражены органами чувств), сущность многих явлений не такова, какой она воспринимается органами чувств, следовательно, необходимо проникнуть в суть позна ваемого предмета, а это возможно лишь средствами рационального познания.
Билет № 15
1. Социальные группы.
2. Общественная значимость и личностный смысл образования.
3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?
1. Социалъной группой (или социальной общностью) называется одна из основных форм объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий. В самом широком смысле понятие «социальная группа» охватывает любое социальное объединение - от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества.
В группы людей объединяют два типа связей: экспрессивные и инструментальные. Экспрессивные связи - это социальные связи, образующиеся, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним. Такие связи приносят ощущения надежности, признания, товарищества или любви. Инструменталъные связи - это социальные связи, образующиеся в результате сотрудничества индивидов для достижения какой-либо цели.
В соответствии с характером связей выделяют два типа групп - первичные и вторичные. Первичная группа - это два и более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные взаимоотношения друг с другом. Здесь преобладают экспрессивные связи. Вторичная группа объединяет двух ц более индивидов, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения какой-либо общей практической цели. В них превалирует инструментальный тип связи: индивиды здесь не самоцель взаимного общения, а средство достижения цели. Но иногда отношения первичной группы вытекают из отношений вторичной: между сослуживцами возникают близкие взаимоотношения.
«мы» и «они».
Люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых оказывает определенное воздействие на наше поведение. При формировании своих убеждений и стандартов поведения мы ориентируемся прежде всего на те общности, чьи установи и действия воспринимаем как достойные подражания. Для обозначения этих общностей социология использует понятиереференпгные группы, т. е. социальные общности, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При этом референтной может быть группа, к которой мы сами не принадлежим.
Социальные группы могут быть большими и малыми. Болъшие социалъные группы - это устойчивые совокупности значительного количества людей, функционирующие в масштабах общества в целом. Малые социалъные группы - относительно устойчивые, небольшие по численности социальные группы, члены которых находятся между собой в постоянном непосредственном личном общении и взаимодействии.
Социалъными отпношениями называются отношения между различными социальными группами и индивидами внутри них, отличающиеся широтой, устойчивостью и длительностью.
2. Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. Образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если знания приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходят передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, а также его нравственное состояние.
Функции образования:
1)создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы;
2) сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.
Различают следующие виды образования: начальное, общее среднее, полное среднее, среднее специальное, высшее, поствузовское и дополнительное.
Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наряду с учебцыми заведениями иных типов, осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформйровании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся образовательной реформы можно выделить:
а) демократизацию системы обучения и воспитания;
б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
в) компьютеризацию процесса образования;
г) интернационализацию процесса образования.
Современное образование является средством решения важнейших проблем, стоящих не только перед всем обществом, но и перед отдельными индивидами. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
3. Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражаетея в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое доколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.
Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленньгм бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры, сознавая, что в настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды, признала, что защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности. Она также заявляет о необходимости содействия раз-витию солидарности между поколениями ради сохра-нения человечества на вечные времена, об ответствен-ности нынешних поколений перед будущими.
Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.
Залог успешности человека в современном мире – получение современного образования , овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности. Человеку сегодня необходимо учиться практически всю свою жизнь, осваивая все новое и новое, обретая новые профессиональные качества. Для того, чтобы вас взяли на престижную работу нужно подчас иметь не одно высшее образование, а может быть и два-три.
Что же понимается учеными под образованием? В словаре обществоведческих терминов подчеркивается: «образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, о человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое.
Каким образом люди приобщаются к образованию? Прежде всего при помощи занятий в различных образовательных учреждениях, главным же образом – в школе. Хотя, многое достигается путем самостоятельных занятий – самообразования, работой по поиску информации и ее осмыслению.
Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и представляют собой образование. Поэтому, в каждой стране формируется и осуществляется образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»
Но какой бы ни была эта политика, важно помнить, что любые преобразования в системе образования не должны приводить к отказу от того положительного, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или посещение театра, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особенностей каждого школьника, не надо понимать как полный отказ от взаимодействия в коллективе, от чувства товарищества и сотрудничества.
Каковы задачи современного российского образования? Какого человека нужно сегодня образовывать? Ответим кратко. Сегодня от человека требуется, во-первых, быть хорошим специалистом в своей профессии, во-вторых, постоянно обновлять свои знания, в-третьих, быть готовым изменить сферу своей деятельности, в-четвертых, обладать навыками успешного взаимодействия с окружающими людьми.
В нашей стране, у нашего народа, всегда был высок авторитет грамотного, образованного человека. Известная русская пословица, помещенная в словаре В.И. Даля, гласит: «Ученье – свет, неученье – тьма».
Учиться считалось полезно и престижно во все времена. Еще князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» подчеркивал необходимость учения, овладения книжным знанием. О том, насколько высок был уровень грамотности в древнерусском городе, свидетельствуют многочисленные находки берестяных грамот при раскопках Пскова, Изборска, Старой Ладоги, Новгорода. В XVI в. при царе Иване Грозном было решено открывать «школы грамоты» на дому у священнослужителей, набирать в них ребят и учить чтению, письму, «счетной мудрости» (арифметике). В 1687 году в Москве открылось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, которую закончил в свое время М.В. Ломоносов. Важнейшей вехой в развитии российского образования стал 1755 год – год открытия Московского университета, создателем которого можно по праву считать Ломоносова.
Система образования, основанная на принципах преемственности обучения, впервые начала складываться в России в конце 18 века при Екатерине Великой, именно тогда появилась классно-урочная система и предметный подход. Императрица считала, что школа должна воспитать новое поколение людей, поэтому будущих граждан следует забрать из семьи на 10-12 лет, чтобы родители с самого раннего детства «не могли испортить ребенка».
В XIX веке расширяется количество самых разнообразных учебных заведений – помимо Московского университета высшие учебные заведения появляются и в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Одессе, Томске, организуются лицеи, классические гимназии и реальные училища, частные школы-пансионы. Именно тогда в обществе возникает первая крупная дискуссия о том, каким должно быть образование, на что следует обращать основное внимание – теоретические знания или практический опыт, гуманитарные дисциплины или точные науки, воспитание законопослушных граждан или развитие критического мышления. В конце концов, победил классический подход – наиболее важным стало признаваться изучение древних языков и основ наук, а не практические навыки. Отголоском этого противостояния был спор между «физиками» и «лириками» в СССР, когда также выяснялось, что в важнее для развития человечества – технические или гуманитарные науки.
Однако, в те времена образование было привилегией главным образом дворянского сословия. Простые люди, крестьяне, рабочие, в большинстве своем были неграмотны, в лучшем случае, им было доступно посещение церковно-приходских школ, занятия у полуграмотного дьячка. К примеру, дедушка одного из авторов учебника, родившийся в 1898 году в детские годы учился в подобной начальной школе. И поскольку семья его была очень бедная, у детей были одни валенки на четверых, в зимнее время дети ходили на занятия в школу по очереди. Только в советские времена дедушка смог получить высшее образование, закончил Правовую академию, получил профессию адвоката.
В числе главных проблем дореволюционной России мыслители называли «необразованность народа и ненародность образования». Около 80% населения России к началу ХХ веке оставались неграмотными. И только после Октябрьской революции 1917 года стали делаться решительные шаги по ликвидации неграмотности среди народа. Для рабочих и крестьян были открыты пути к получению как среднего, так и высшего образования. Но, выходцы из семей дворян, служащих, напротив, лишились права поступать в вузы.
Советская власть предложила полностью изменить сложившуюся в России систему образования – в 20-е годы школьные уроки и предметная система были ликвидированы, исчезли оценки, не стало домашних заданий и учебников, а вместо этого учащиеся объединялись в группы и решали поставленную перед ними проблему. Например, в начале учебного года они занимались темой «Труд крестьянина» и подбирали материал из разных областей знаний – географии, биологии, литературы, истории. Итогом нескольких недель работы являлся отчет группы. Идея была проста – решая поставленную перед ними задачу, пытливые ученики постигают различные науки без насилия, с интересом, сами определяют пробелы в образовании. На практике же это привело к падению общего уровня образованности – учащиеся писали и считали с грубейшими ошибками, нередко несколько учащихся выполняли задание за всю группу, а остальные ничего не делали, идеология подменила собой образование. Действительно, коммунистическое воспитание выдвигалось на первое место, а это приводило к тому, что к получению высшего образования выпускники были абсолютно не готовы.
Поэтому в 30-е годы все предыдущие эксперименты были названы «педологическими извращениями в системе Наркомпроса» и решено перейти на проверенную веками классно-урочную систему. Постепенно формируется современная система образования, функционирующая в России по сей день. Она состоит из нескольких ступеней – дошкольное (детский сад), начальная школа, среднее образование, специальное образование (профессиональное, среднее и высшее).
Внес свой вклад в реформирование образование и Н.С. Хрущев, который ввел обязательную трудовую подготовку в школе и считал необходимым, чтобы выпускники сначала поработали на предприятии, а потом поступали в высшие учебные заведения. При Л.И. Брежневе было объявлено об обязательном 10-летнем образовании.
Современное российское государство также проводит реформирование системы образования. Конституция РФ 1993 года в статье 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, на конкурсной основе каждый вправе получить и высшее образование бесплатно.
Всем гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства. При этом основное общее образование (1-9 классы) является обязательным. В Конституции говорится также о различных формах образовательных учреждений (в том числе имеют право на существование и частные школы, и школы с углубленным изучением определенных предметов и т.п.) и возможности самообразования (для этого существуют общедоступные библиотеки, различные кружки и клубы по интересам).
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в России провозглашены следующие принципы:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
· единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
· общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
· светский характер образования в государственных учреждениях;
· свобода и плюрализм в образовании;
· демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.
В России образование провозглашается приоритетным направлением развития. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования
2) профессиональные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Закон РФ «Об образовании» перечисляет следующие типы образовательных учреждений в России:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Залог успешности человека в современном мире – получение современного образования , овладение необходимыми для жизни в обществе знаниями, умениями, навыками, приемами деятельности. Человеку сегодня необходимо учиться практически всю свою жизнь, осваивая все новое и новое, обретая новые профессиональные качества. Для того, чтобы вас взяли на престижную работу нужно подчас иметь не одно высшее образование, а может быть и два-три.
Что же понимается учеными под образованием? В словаре обществоведческих терминов подчеркивается: «образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, о человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое.
Каким образом люди приобщаются к образованию? Прежде всего при помощи занятий в различных образовательных учреждениях, главным же образом – в школе. Хотя, многое достигается путем самостоятельных занятий – самообразования, работой по поиску информации и ее осмыслению.
Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и представляют собой образование. Поэтому, в каждой стране формируется и осуществляется образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»
Но какой бы ни была эта политика, важно помнить, что любые преобразования в системе образования не должны приводить к отказу от того положительного, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или посещение театра, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особенностей каждого школьника, не надо понимать как полный отказ от взаимодействия в коллективе, от чувства товарищества и сотрудничества.
Каковы задачи современного российского образования? Какого человека нужно сегодня образовывать? Ответим кратко. Сегодня от человека требуется, во-первых, быть хорошим специалистом в своей профессии, во-вторых, постоянно обновлять свои знания, в-третьих, быть готовым изменить сферу своей деятельности, в-четвертых, обладать навыками успешного взаимодействия с окружающими людьми.
В нашей стране, у нашего народа, всегда был высок авторитет грамотного, образованного человека. Известная русская пословица, помещенная в словаре В.И. Даля, гласит: «Ученье – свет, неученье – тьма».
Учиться считалось полезно и престижно во все времена. Еще князь Владимир Мономах в своем «Поучении детям» подчеркивал необходимость учения, овладения книжным знанием. О том, насколько высок был уровень грамотности в древнерусском городе, свидетельствуют многочисленные находки берестяных грамот при раскопках Пскова, Изборска, Старой Ладоги, Новгорода. В XVI в. при царе Иване Грозном было решено открывать «школы грамоты» на дому у священнослужителей, набирать в них ребят и учить чтению, письму, «счетной мудрости» (арифметике). В 1687 году в Москве открылось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, которую закончил в свое время М.В. Ломоносов. Важнейшей вехой в развитии российского образования стал 1755 год – год открытия Московского университета, создателем которого можно по праву считать Ломоносова.
Система образования, основанная на принципах преемственности обучения, впервые начала складываться в России в конце 18 века при Екатерине Великой, именно тогда появилась классно-урочная система и предметный подход. Императрица считала, что школа должна воспитать новое поколение людей, поэтому будущих граждан следует забрать из семьи на 10-12 лет, чтобы родители с самого раннего детства «не могли испортить ребенка».
В XIX веке расширяется количество самых разнообразных учебных заведений – помимо Московского университета высшие учебные заведения появляются и в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Киеве, Казани, Одессе, Томске, организуются лицеи, классические гимназии и реальные училища, частные школы-пансионы. Именно тогда в обществе возникает первая крупная дискуссия о том, каким должно быть образование, на что следует обращать основное внимание – теоретические знания или практический опыт, гуманитарные дисциплины или точные науки, воспитание законопослушных граждан или развитие критического мышления. В конце концов, победил классический подход – наиболее важным стало признаваться изучение древних языков и основ наук, а не практические навыки. Отголоском этого противостояния был спор между «физиками» и «лириками» в СССР, когда также выяснялось, что в важнее для развития человечества – технические или гуманитарные науки.
Однако, в те времена образование было привилегией главным образом дворянского сословия. Простые люди, крестьяне, рабочие, в большинстве своем были неграмотны, в лучшем случае, им было доступно посещение церковно-приходских школ, занятия у полуграмотного дьячка. К примеру, дедушка одного из авторов учебника, родившийся в 1898 году в детские годы учился в подобной начальной школе. И поскольку семья его была очень бедная, у детей были одни валенки на четверых, в зимнее время дети ходили на занятия в школу по очереди. Только в советские времена дедушка смог получить высшее образование, закончил Правовую академию, получил профессию адвоката.
В числе главных проблем дореволюционной России мыслители называли «необразованность народа и ненародность образования». Около 80% населения России к началу ХХ веке оставались неграмотными. И только после Октябрьской революции 1917 года стали делаться решительные шаги по ликвидации неграмотности среди народа. Для рабочих и крестьян были открыты пути к получению как среднего, так и высшего образования. Но, выходцы из семей дворян, служащих, напротив, лишились права поступать в вузы.
Советская власть предложила полностью изменить сложившуюся в России систему образования – в 20-е годы школьные уроки и предметная система были ликвидированы, исчезли оценки, не стало домашних заданий и учебников, а вместо этого учащиеся объединялись в группы и решали поставленную перед ними проблему. Например, в начале учебного года они занимались темой «Труд крестьянина» и подбирали материал из разных областей знаний – географии, биологии, литературы, истории. Итогом нескольких недель работы являлся отчет группы. Идея была проста – решая поставленную перед ними задачу, пытливые ученики постигают различные науки без насилия, с интересом, сами определяют пробелы в образовании. На практике же это привело к падению общего уровня образованности – учащиеся писали и считали с грубейшими ошибками, нередко несколько учащихся выполняли задание за всю группу, а остальные ничего не делали, идеология подменила собой образование. Действительно, коммунистическое воспитание выдвигалось на первое место, а это приводило к тому, что к получению высшего образования выпускники были абсолютно не готовы.
Поэтому в 30-е годы все предыдущие эксперименты были названы «педологическими извращениями в системе Наркомпроса» и решено перейти на проверенную веками классно-урочную систему. Постепенно формируется современная система образования, функционирующая в России по сей день. Она состоит из нескольких ступеней – дошкольное (детский сад), начальная школа, среднее образование, специальное образование (профессиональное, среднее и высшее).
Внес свой вклад в реформирование образование и Н.С. Хрущев, который ввел обязательную трудовую подготовку в школе и считал необходимым, чтобы выпускники сначала поработали на предприятии, а потом поступали в высшие учебные заведения. При Л.И. Брежневе было объявлено об обязательном 10-летнем образовании.
Современное российское государство также проводит реформирование системы образования. Конституция РФ 1993 года в статье 43 гарантирует каждому право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, на конкурсной основе каждый вправе получить и высшее образование бесплатно.
Всем гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства. При этом основное общее образование (1-9 классы) является обязательным. В Конституции говорится также о различных формах образовательных учреждений (в том числе имеют право на существование и частные школы, и школы с углубленным изучением определенных предметов и т.п.) и возможности самообразования (для этого существуют общедоступные библиотеки, различные кружки и клубы по интересам).
Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. В настоящее время в России провозглашены следующие принципы:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
· единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
· общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
· светский характер образования в государственных учреждениях;
· свобода и плюрализм в образовании;
· демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.
В России образование провозглашается приоритетным направлением развития. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования
2) профессиональные (основные и дополнительные), которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования.
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Закон РФ «Об образовании» перечисляет следующие типы образовательных учреждений в России:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.
Первый ориентир - личностный. Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.
Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.
Образование - это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и
саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ-ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал-феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех-нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».
Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.
Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио-том.
Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.
Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо-вательно, социальный статус и достоинство человека, удов-летворенность благополучием своим и своей семьи.
В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа-тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на госу-дарственном бюджете.
Второй ориентир - социальный, образование в интересах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-
виваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.
В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.
Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю-ционного развития.
Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.
Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.
Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.
Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло-виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.
Подчеркнем, что образование способствует подготовке на-учного, инженерного состава, обеспечивающего современ-ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.
Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-
состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре
одоление этой трудности также требует повышения качест
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;
1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)
Одним из важнейших критериев уровня цивилизованности общества, проявления его культуры является образование, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.
Что такое образование. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
Образование - социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.
Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:
Передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
Генерирование и хранение культуры общества;
Разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
Социализацию личности, особенно молодёжи, и её интеграцию в общество;
Обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи;
Создание условий для социальной мобильности. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Образование - социальный лифт. Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, - один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социально-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам.
Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.
Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроившись на высокооплачиваемую работу, где не требуют университетского диплома. Но таких мест мало, к тому же длительное время находиться на такой социальной позиции рискованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей неграмотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобильности.
Уровень образования - уровень доходов. Другое дело, что связь между двумя переменными - уровнем образования и уровнем доходов - не такая очевидная, а в некоторых обществах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт может быть более образован, чем многие из преуспевших бизнесменов. Но получают они совершенно разные доходы. Перед тем как выбрать вуз, необходимо узнать рыночную стоимость будущего образования. Она-то и определит ваши шансы на достижение желаемого уровня материального благополучия. Профессия экономиста и юриста до недавнего времени в нашей стране пользовалась наибольшим спросом, соответственно и конкурсы в профильные вузы постоянно росли. Но сейчас наступило перенасыщение рынка труда такими специалистами. Поэтому и растёт рыночная цена инженерного образования.
В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жёсткая связь. Например, в США работники, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем доктора. Примерно такая же картина и в странах Европы. Каждый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо вознаграждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.
Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.
Образование и обучение. Сегодняшняя система образования в мире держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обучения. Однако это далеко не одно и то же.
Обучение - процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентированные цели, задачи и этапы реализации.
Что касается образования, то это гораздо более широкое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей жизни человека в ходе инди- видуально-личностного диалога с миром окружающей человека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обучения нет, а процесс образования всё равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или общается с умными людьми, или сам пытается что-то создавать в духовной сфере.
Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвещение» и «грамотность», в чём нам предстоит ещё убедиться.
Что такое образованный человек. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен нести ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своими друзьями и близкими, а перед гораздо более широкой общностью, которое именуют человечеством в целом. Образованный человек - это человек, в котором присутствует нравственное начало. А ведь специфика нравственной позиции состоит в том, что её нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, её можно лишь выстрадать.
Просвещённый человек - это индивид с широким гуманитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достижениями мировой культуры; ориентирующийся в ее истории и направлениях; умеющий поддержать беседу или проявить свою эрудицию по самым разным вопросам, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть одновременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в самом понятии просвещённого человека. Скорее это некое дополнение к нему.
Homo edoctus (человек образованный) - не только хорошо информированный и разбирающийся в современных науках индивид. Кроме того, он обладает самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппаратом, позволяющим искать и находить нестандартные решения. При этом речь идёт не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещённого, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.
Зато человек просвещённый - всегда индивид, владеющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать в продуктивный диалог с представителями других культур. Прежде всего это язык художественно-поэтического творчества. Таких людей относят к цвету гуманитарной интеллигенции. В то время как человек образованный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.
Грамотный и просвещённый человек. Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования, помимо всего прочего, является создание, во-первых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения.
О пользе просвещения в наш век уже не принято говорить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаемся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, преподаваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гуманитарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любопытства ради, а проводит серьёзные исследования, расширяя наши представления о мире, способствует приросту нового знания, несомненно, считается учёным.
Обучение даёт квалификацию, образование - метаквали- фикацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют ме- таквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом - к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета патологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, механику. Метаквалификация, таким образом, позволяет человеку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она находится далеко за пределами его личного опыта.
Основные термины и понятия
Образование, обучение Вопросы и задания
■■■■■^■^■■■■■■■■шяшамншашввншнш
1. Охарактеризуйте образование как социальный институт.
2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов.
3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образованный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный человек. От чего зависят столь разные результаты обучения?
4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется?
Практикум
1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппируйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральными, системообразующими? Своё мнение обоснуйте.
2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из которых говорили бы о важности получения среднего образования всеми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учиться. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более заставлять учиться?»