01.11.2019

Созданы чтобы уподобиться христу. «Предопределил быть подобными образу Сына Своего»


Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Мы посвятили три проповеди великолепному отрывку из Послания к Римлянам 8:28 («Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу»). И мы сказали, что этот стих является частью аргумента для Рим. 8:18: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется нам». Иными словами, наши страдания терпимы, потому что всё, даже эти страдания, будут содействовать к нашему благу.

Итак, мы переходим к следующему стиху (29-му), который начинается со слова «ибо», которое значит «потому что». Мы подходим к массивным основам - его колоннам под обещанием из 28-го стиха - к истине и реальности, которые поддерживают его и не дают ему упасть - и не дают упасть нам вместе с ним.

Апостол Павел пишет, мы знаем, что всё - горькое и сладкое - содействуют к нашему благу (28-й стих), «ПОТОМУ ЧТО - это 29-й стих, основание этого обещания - потому что кого Он предузнал , тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями». Вот три великих дела Божьих, на которых мы сконцентрируем внимание в это утро, - три Божьих действия, которые совершаются, чтобы дать вам больше уверенности в том, что все содейтсвует к вашему благу, и что все страдания это жизни ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется (8:18).

Три Божьих действия просматриваются в словах: 1) «Он предузнал»; 2) «Он предопределил» и 3) «мы уподобляемся Христу». Мы знаем, что все содействует ко благу, потому что Бог предузнал, предопределил и уподобляет нас Христу. Два действия из этих трех - в прошедшем времени (предузнал и предопределил нас), и одно - в настоящем (уподобляет нас образу Христа).

Итак, я могу себе сейчас представить, по меньшей мере, две прчины, по которым вы можете сказать, что данная тема вам не интересна. Во-первых, некоторые из вас могут сказать: «Откровенно говоря, мне все равно, какие решения были приняты в далеком прошлом - до сотворения мира - например, когда Бог предузнавал и предопределял. Меня заботит настоящее время. И я, к тому же, не вижу никакого смысла участвовать в спорах о таких библейских доктринах, как предопределение».

Во-вторых, некоторые из вас могут также сказать: «Откровенно говоря, я не хочу быть похожим на Христа. Во-первых, Он никогда не занимался сексом, да и ко всему прочему, был настолько серьезным, что я не знаю, развлекался ли Он вообще когда-либо; и был Он настолько противоречив, что позволил убить Себя. Так что, если уподобление Христу должно придать мне уверенности в том, что все содействует к моему благу, забудьте про это; это не так».

Позвольте сказать кое-что этим двум расстроенным.

«Мне все равно, какие решения были приняты в далеком прошлом»

Если бы кто-то подошел к вам в это утро и сказал: «Я дам вам миллион долларов», вы имели бы право выказать подозрение и засомневаться. А что, если бы этот некто достал измятый старый лист бумаги, указал на него и сказал: «Мой богатый папа умер несколько месяцев назад и составил завещание, согласно которому ты должен получить часть наследства - миллион долларов»? Вы сказали бы: «Мне все равно, какие решения были приняты в далеком прошлом. Меня заботит настоящее. И, к тому же, урегулирование вопроса о содержании старых документов, особенно завещаний, может быть весьма противоречивым»? Гарантирую вам: то, что Бог предузнал и предопределил, в десять тысяч раз важней для вашей жизни, чем наследование миллиона долларов.

И если вы говорите: «Я не хочу быть похожим на Христа», это, возможно, потому, что у вас не только ошибочное понимание этого подобия, но и слишком узкое. А как насчет вашей смерти? Хотите ли вы быть похожим на Христа, когда умрете? Хотите ли быть отвергнутым Судьей вселенной и осужденным для вечного наказания из-за того, что вы отвергли Его Сына? Или вы хотите воскреснуть из мертвых, будучи любимым и принятым Им? Вы хотите воскреснуть, как Христос, или оставаться непохожим на Христа и погибнуть? Это - немаловажный вопрос. И я прошу вас послушать.

Итак, давайте сначала рассмотрим два действия Божьих, которые совершились в далеком прошлом, а затем обратимся к тому, что Бог совершает сегодня и будет совершать завтра.

«Ибо тех, кого Он предузнал...»

29-й стих: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего». Некоторые присвоили этому стиху такой смысл, что Бог будто бы просто предвидит тех, кто будет верить в Него, и предопределяет их быть подобными Иисусу. Но это предполагает две вещи, которые не являются истинными. Первая ошибка состоит в том, что вера, которую Бог предвидит, является исключительно и определенно нашим действием, а не Его. Иными словами, суть этого толкования в том, что Бог не производит нашу веру, а всего лишь предвидит веру, которую производим мы.

Но Библия не учит этому ни в этих текстах (Филиппийцам 1:29; Ефесянам 2:8-9; 2-е Тимофею 2:24-26; Матфея 16:17), ни в этом контексте. Когда в Послании к Римлянам 8:30 Павел пишет: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал», он имеет в виду, что все избранные оправданы. Но чтобы быть оправданными, мы должны верить (Римлянам 5:1). Итак, он пишет, что все избранные верят, и оправданы. Но как же он может говорить, что ВСЕ призванные оправданы? Причина этому, как я старался показать в своем толковании слова «призвал» в 28-м стихе, состоит в том, что призыв является могущественным действием Бога для осуществления того, что Он требует. Это - действенный призыв, который производит то, что Бог повелевает. Это - призыв, похожий на «Лазарь, выйди вон!», и мертвый человек оживает. Итак, сусть в том, что верование для оправдания - это не то, что я делаю сам. Бог делает меня способным. Бог дает мне силу. Верить должен я. Вера - это мое действие. Но мое действие - это дар Божий. Я вовсе не записываю это на свой счет. Я благодарю за это Бога. Я спасен суверенной благодатью от начала и до конца.

Поэтому неверно предполагать, что когда в Послании к Римлянам 8:29 говорится, что «Бог предузнал» некоторых, это, якобы, означает, что Он просто предвидел, что они поверят своими собственными силами. Он дал эту силу, и тут происходит нечто более грандиозное, чем простое предвидение того, что мы делаем.

Вот еще одно ошибочное предположение, лежащее в основе этого мнения. Оно предполагает, что значение слова «предузнание» не то же, что и во многих ветхозаветних текстах, которые наделяют этот отрывок более понятным смыслом. Вслушайтесь в каждое употребление слова «знать» и спросите себя, что каждое из них значит. В книге Бытие 18:19 Бог говорит об Аврааме «Я познал [Библия ESV*] его, для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним...» Практически во всех английских переводах Библии используется фраза: «Я избрал его...» В книге пророка Амоса 3:2 Бог говорит народу Израильскому: «Только вас признал Я из всех племен земли». Он знал все племена земли, а избрал только Израиль. В Евангелии от Матфея 7:23 Иисус говорит лицемерам в Судный день: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Псалом 1:6: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет». Он знает и путь нечестивых. Но Он знает путь праведных в смысле одобрения, признания и любви. В книге пророка Осии 3:5 Бог говорит Израилю: «Я признал тебя в пустыне, в земле жаждущей», имея в виду, что Он заметил их бедственное положение и позаботился о них. А в Бытие 4:1 говорится: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина...» Т.е. он сделал ее своей, узнал ее близко и полюбил ее.

На основании всех этих текстов, я думаю, Джон Скотт и Джон Мюррей совершенно правы, говоря: ««Знать» используется в практически синонимичном значении со словом «любить»... «Таким образом, «Тех, кого Он предузнал...» практически является эквивалентом фразы «Тех, кого Он заведомо возлюбил...» Предузнание является «суверенной, отличительной любовью» (Джон Скотт цитирует Джона Мюррея. «Послание к Римлянам», стр. 249). Это практически то же самое, что и проявление чувств к кому-то и избрание его для себя.

Итак, значение первого действия Бога в Послании к Римлянам 8:29 в том, что Бог предузнает Свой народ в том смысле, что Он избирает его, любит и заботится о нем. Павел будет говорить об этом ниже в контексте «избрания» или «выбора» (Римлянам 8:33; 9:11; 11:5, 7).

Все будет содействовать ко благу, если вы призваны и любите Бога, потому что , как говорится в 29-м стихе, Бог узнал, избрал и возлюбил вас прежде создания мира (Ефесянам 1:4; 2-е Тимофею 1:9; 1-е Петра 1:20; Откровение 13:8; 17:8).

«Он и предопределил...»

Второе действие Божье, совершенное в далеком прошлом для закладки фундамента определенности под обещание о том, что все будет содействовать ко благу, - это «предопределение». «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил...» Это просто означает, что, избрав вас для Себя, возлюбив вас и позаботившись о вас еще до вашего существования, Он решил, кем вы станете, а именно, что вы будете подобны образу Сына Его.

«Предопределить» значит заранее решить или назначить, какая у вас будет судьба. И причина, по которой этот стих закладывает такое прочное основание под обещание, данное в Послании к Римлянам 8:28, состоит в том, что те, кто любят Бога, и призваны по Его обещанию, предопределены быть похожими на Иисуса, предопределены быть подобными образу Христа. Все содействует к вашему благу, потому что вы были избраны и возлюблены прежде вашего существования; и Его выбор и любовь выражены в определении для вас невыразимо великолепного будущего, а именно, быть подобным Христу. Все содействует к вашему благу, потому что все содействует тому, чтобы сделать вас похожими на Христа. Для этой цели Бог возлюбил вас; и для этой цели вы были предопределены.

Это - пункт стоимостью в миллион долларов в завещании отца вашего друга. И как этот, по закону нерасторжимый, пункт завещания гарантирует ваше богатство на земле, точно так же Божье предузнание и предопределение гарантирует вашу славу и вечную радость.

«Предопределил быть подобными образу Сына Своего»

Это подводит нас к возражению, выраженному выше. Может быть, уподобление Христу не принесет радости? Может быть, преображение в образ Христа не сделает нынешние испытания не стоящими ничего в сравнении со славой, которая должна открыться? Поэтому нам необходимо рассмотреть последнее действие Бога, упомянутое в 29-м стихе: Бог действует, чтобы сделать нас «подобными образу Сына Своего, чтобы Он был первородным между многими братьями».

И для этой цели мы подождем до следующей недели по двум причинам: во-первых, сегодня недостаточно времени; а во-вторых, уподобление Христу в 29-м стихе и прославление в конце 30-го тесно взаимосвязаны; они станут началом и концом проповеди на следующей неделе.

Но позвольте мне закончить кратким словом об уподоблении Христу в сегодняшнем контексте. Это очень важно по следующей причине. До тех пор, пока ваш разум не сообразуется с разумом Христа, доктрина данного текста, будет, скорей, производить конфликт, нежели нести ободрение. Этот текст предназначен для того, чтобы ободрить, укрепить вас и дать вам уверенность в том, что самое лучшее и самое худшее в вашей жизни будет содействовать вашему благу, потому что вы любите Христа, и являетесь избранными и предопределенными для славы. Но это возымеет действие только тогда, когда Бог дарует вам необходимый уровень понимания и Дух Христов.

Я говорю это не для того, чтобы ругать или осуждать вас, если вам трудно понять это. Как раз-таки наоборот. Я говорю это, чтобы ободрить вас в том, что, как уподобление Иисусу в поведении является бессрочной борьбой с неверными поступками, а эмоциональное уподобление Иисусу является бессрочной борьбой с неверными чувтствами, так и интеллектуальное уподобление Иисусу является бессрочной битвой в неверным мышлением. Поэтому я никогда не удивляюсь, когда некоторые люди спотыкаются о трудные доктрины Писания. Уподобление Христу не происходит сразу - ни поведенческое, ни эмоциональное, ни интеллектуальное.

Итак, давайте молиться друг за друга, чтобы Христос всячески возвеличивался через наше уподобление Ему, и чтобы мы могли наслаждаться твердой уверенностью в том, что на основании нашего избрания и предопределения, все будет содействовать к нашему благу. И если вы сидите и думаете: «А я в числе избранных, предопределенных и призванных?», то вот, как вы можете это определить: считаете ли вы Иисуса более желанным, чем что-либо, достаточным для вашего спасения от греха, и удовлетворяющим ваше сердце? Это - отличительный знак дитя Божьего. «Имеющий Сына имеет жизнь...» (1Иоанна 5:12). «А тем, которые приняли Его... дал право быть детьми Божьими» (Иоанна 1:12). Примите Его!

  • Примечание переводчика

Основные элементы монашеского подвига, как то: добровольная нищета и девство, пост и непрестанная молитва, включая уход в пустыню (фактическую или в переносном смысле), – освящены примером Господа Иисуса Христа. Действительно, сразу после Своего крещения в Иордане Господь был веден Духом в пустыню и здесь постился в течение сорока дней, будучи искушаем сатаною (). Важно заметить, что Иисус удалился в пустыню не по собственному решению только, но повел его туда Дух Святой , сошедший на Него при крещении. Какой же был результат пребывания Христа в пустыне? «И возвратился Иисус [из пустыни] в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране» (). Иными словами, в суровых условиях строжайшего поста и уединенной молитвы, в борьбе с искушениями от человеческая природа Иисуса Христа достигла высшей степени крепости духа . Очевидно, ради восстановления Своих внутренних сил, Господь и во время Своего общественного служения время от времени удалялся в пустынные места и здесь всю ночь проводил в молитве (; ; ).

Подражание Христу

«Имея вокруг себя такое облако свидетелей [праведников], свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия»

(Ев. 12:1–2).

ХРИСТОС – ИДЕАЛ СОВЕРШЕНСТВА. В лучшие моменты жизни, когда нас посещает вдохновение начать жить для добра, всех любить и всем делать добро, нам не найти более высокого примера для подражания, чем Господь . Праведники всех времен – пророки, апостолы, мученики, преподобные и другие подвижники веры – сияют духовной красотой в той мере, в какой они уподоблялись Христу. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» , – поется при крещении человека (). Как дождевые капли, переливаясь цветами радуги, отражают сияние солнца, так каждый верующий христианин должен отображать нравственную красоту Христа. Мы не только можем, но и должны подражать Христу . В чистой и всецелой любви к Богу, когда мы от всего сердца желаем все свои мысли, чувства, слова и поступки направлять к славе Божией, когда мы жаждем непрерывно пребывать с Ним. В полном послушании Богу, когда мы стараемся делать то, что Бог одобряет и к чему призывает нас, и отвращаться от всего того, что Он запрещает, когда мы готовы ради верности Богу пострадать и потерпеть любые лишения. В нравственной чистоте и безупречности, когда мы живем смиренно, честно и целомудренно, стараемся возрастать духом и богатеть добрыми делами. В сострадании к людям, когда их скорби и трудности мы воспринимаем как собственные и готовы помочь всякому нуждающемуся, даже в ущерб собственному благополучию. Когда мы любим всех – не только близких нам людей и доброжелателей, но и своих врагов, когда кротко переносим обиды и оскорбления и прощаем так, как простил нас Господь .

Человеку малодуховному и привязанному к земному эти добродетели кажутся непосильно трудными. Однако, если вникнуть, трудность заключается не в природе добродетелей, а в нашей испорченности . Действительно, ангелы на Небе живут добродетельно и исполняют все заповеди Божии совершенно естественно, без нарочитого подвига, и, главное, делают это с радостью . Если бы мы были безгрешными и чистыми, какими Бог нас создал, то и нам было бы легко и приятно добродетельно жить. Но нарушил в нас гармонию между душой и телом. Тело, пораженное проказой греха, взяло власть над душой и стало тиранствовать над ней своими беспорядочными и капризными пожеланиями. Возникла необходимость обуздать тело и поставить его на подчиненное место по отношению к душе. Но это легко только на словах. Фактически же человечество оказалось в рабстве греха и дьявола. Понадобилось пришествие на землю Сына Божия и принятие Им нашей природы, чтобы помочь нам освободиться от своего зла и восстановить в себе образ Божий.

Возьмем для примера апостола Павла. Его жизнь ценна особенно потому, что на него преимущественно ссылаются протестанты, когда утверждают, что подвиги не нужны, потому что человек спасается одной верой. Его автобиографические заметки, рассыпанные в разных его посланиях, дают возможность понять те мотивы, которыми он руководствовался в своей личной жизни. Во-первых, сама по себе миссия распространения Евангелия, возложенная на него Богом, требовала от него огромного напряжения и полной самоотверженности. Казалось бы, никакие дополнительные другие подвиги ему не нужны. Однако апостол постоянно отягощает себя постами и всенощными молениями. По его собственным словам, он часто пребывает «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (). Чтобы возгревать в себе духовное горение, он постоянно «тренировал» себя духовными подвигами, смотря на свою жизнь как на состязание на олимпийских играх. «Не знаете ли , – писал он коринфянам, – что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так [и вы] бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ().

Очевидно, он поступал так потому, что считал себя еще не достигшим нужной меры духовного совершенства: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ().

Несомненно, что апостол Павел, лучше понимал , чем современные сектанты. И если он добровольно порабощал и изнурял себя, то потому, что считал это необходимым для духовного роста. Когда он писал христианам: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, угодную Богу, для разумного служения вашего» (), он призывал их следовать тому образу жизни, которому сам следовал (; ; Ев. 13:7).

Итак, если бы мы были совершенно безгрешными, свободными от страстей и недоступными искушениям, если бы мы были всецело духовно настроенными и полными любви к Богу и к ближним, словом, если бы мы были духовно-совершенными, то, очевидно, подвиги были бы для нас излишними, как они излишни для ангелов и святых, достигших Царства Небесного. В данном же поврежденном состоянии – это лишь цель , которую надо достичь с Божией помощью, но и при личном усилии.

Апостол Петр так суммирует содержание христианской жизни: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (). Здесь преодоление греха поставлено в прямую зависимость от добровольного распятия плоти с ее страстями и похотями ().

В сущности, все сводится к элементарной истине, что по причине греховной поврежденности душа и тело человека находятся в конфликте : когда тело пресыщается, тогда духовные силы человека притупляются и слабеют, и наоборот, когда человек добровольным воздержанием ослабляет тело, тогда его духовные силы просыпаются и начинают расцветать. Лучшие мыслители издревле установили, что всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас; чем больше мы теряем, тем больше приобретаем.

Однако, говоря о необходимости подвига, надо помнить, что в христианстве важно не одухотворение само по себе, а уподобление Христу . Духовность может быть тупой, злой и мрачной, какой является «духовность» демонов. Индуизм, с его упражнениями йоги, тоже развивает «духовность» и известные способности души – но результат здесь противоположен тому, что нужно для спасения. Католицизм, оторвавшись от апостольской традиции, развил свои специфические аскетические методы «умерщвления плоти», но подвиги эти проникнуты мрачным и бессознательным выполнением установленных дисциплинарных требований и тоже далеки от нужной цели.

Христианство есть религия радости . Раздражительность, суровость, мрачность противоречат православному пониманию подвига. Сама проповедь Христа началась призывом людей к Царству вечного счастья: "Блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие...» (). Величайшие аскеты всегда отображали в себе светлое и радостное настроение. Беседуя, например, с преп. Серафимом Саровским, старцем Амвросием Оптинским, праведным Иоанном Кронштадтским, преп. Германом Аляскинским и другими подлинными праведниками, люди черпали умиротворение и утешение. Все подлинные подвижники были строгими к себе, снисходительными и ласковыми к другим.

Высокая цель

Перед нами великая цель – стать новым творением и уподобиться Христу . Для этого необходимо многое в себе исправить и как бы переломить: из гордых стать смиренными, из страстных – воздержанными, из вспыльчивых и злобных – кроткими и ласковыми, из теплохладных – усердными к добру, из самолюбивых и жадных – жертвенными и сострадательными, из подозрительных и завистливых – доброжелательными, из легкомысленных – мудрыми, из боязливых и малодушных – мужественными и постоянными.

Молитва, хождение в церковь, пост, воздержание, исповедь и причащение, изучение Священного Писания , чтение духовной литературы, богомыслие, дела милосердия – все это необходимые средства к внутреннему обновлению, это наши шаги вслед Христа. Когда же забывается цель, то дела сами по себе мало приносят пользы и могут превратиться в бездушное фарисейство.

Надо дорожить своей принадлежностью к Православной Церкви, потому что она сохранила первоначальное понимание сути христианства, в то время как инославные вероисповедания выбросили из христианства все, что казалось им трудным и неприятным. Этим они лишили его возрождающей силы, оставив только красивые, воодушевляющие фразы. Человеку, ищущему вершин духовного совершенства, Православие дает все необходимые средства в своих благодатных таинствах и духовном опыте святых отцов. Конечно, не все призваны стать великими учеными или получить нобелевскую премию. Но трагично, когда принципиально человеку закрывается путь к прогрессу и росту, когда начальная школа становится единственным учебным заведением, а газеты – единственной литературой.

Итак, «укрепим наши опустившиеся руки и ослабевшие колени» (Ев. 12:12), помня, что каждое доброе усилие с нашей стороны приближает нас ко Христу, и каждое преодоление соблазна – это победа с Ним. Будем идти за Сказавшим: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ().

Приложение: Святые отцы о христианском подвиге

«КАК ПЧЕЛА незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами, и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе, так и истинный Художник Господь украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души». (Макарий Великий)

«Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах. Дух Божий не обитает в тех, кто живет в покое. Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем. Не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но хочет, чтобы теперь они пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в нужде, в унижении, в оскорблениях, в утружденном теле, в печальных мыслях. Так исполняется сказанное о них: «В мире будете иметь скорбь» (). Господь знает, что живущие спокойно не способны любить Его, и потому отказывает праведникам во временном покое и услаждении». (Исаак Сирин)

«Людям, только начинающим любить благочестие, путь добродетели кажется жестким и страшным. И это не потому, что он по своему существу таков, но потому что люди с детства привыкают жить пространно и в удовольствиях. Для того же, кто благочестиво прожил известную часть своей жизни, путь добродетели представляется благим и отрадным. Потому что когда недобрые стремления мы подавляем добрыми навыками, тогда одновременно уходит и само пристрастие к плотским удовольствиям. После этого душа уже охотно идет добродетельным путем. Поэтому Господь, призывая нас начать свое спасение, говорит, что тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь, и мало тех, которые идут им (). К тем же, кто с усердием желает жить по Его святым заповедям, Он говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое – легко» (). Следует нам в начале нашего подвига принуждать себя исполнять святые заповеди. Тогда милостивый Господь, увидев наше доброе намерение и труд, даст нам готовность и свободную волю с удовольствием повиноваться его святым велениям все остальное время нашей жизни». (Блаженный Диадох)

«Не думай, будто добродетель превышает твои силы и неисполнима для тебя, но, воодушевившись верой и смело положив начало, яви перед Богом доброе старание – и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит на небо, а другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между этими двумя лестницами. Не думай и не говори: «Как могу взлететь от земли и очутиться вдруг на небе?» – то есть наверху лестницы. Ты только берегись спускаться вниз, делая зло. Старайся же понемногу подниматься вверх, делая добро, какое придется. Каждое твое доброе дело будет шагом наверх. Так, поднимаясь с Божией помощью с одной ступени на другую, ты, наконец, достигнешь и верха лестницы». (Авва Дорофей)

«Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя бы заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди, «а неверный в малом и во многом неверен» ()». (Иоанн Кронштадтский)

«Жизнь – великая наука, которую нелегко изучить. Она – тесный путь и узкие врата. Кто с детства не начал изучать науку жизни под руководством Евангелия, не научился верить в Бога, не привык благоговеть перед Ним, ясно не отличает зло от добра, тому тяжело будет научиться в последующие годы жизни. Хотя другие люди и будут почитать его умным, будут признавать его знания и способности, а в школе жизни он может оказаться полным невеждой. Он может оказаться неспособным ни к семейной жизни, ни к общественной деятельности – например, по причине своего неуживчивого характера или дурных привычек. Он может потерпеть крушение в жизни, как нагруженное товарами судно, которое пустили в открытое море без руля, снастей и парусов». (Иоанн Кронштадтский)

В начале беседы хочу предупредить вас, что она не будет чисто практической. Мы не будем обсуждать какую-либо узкую тему: как сохранять внимание в молитве, как стяжать любовь к ближним, как бороться с унынием и тому подобное.

Эта беседа будет о цели всей нашей монашеской жизни. Такие беседы необходимы нам - так же, как необходимо воинам перед боем вдохновляющее слово полководца. Перед решающим сражением он не говорит им о том, как нужно заряжать орудия и строить укрепления - эту практику они изучают в военном лагере. Полководец говорит им об ином - он воспламеняет их сердца словами о любимой Отчизне, о высоком воинском служении, о славе и чести, которую принесет им победа. Ведь только если воины будут знать, ради чего они идут в бой, ради чего подвергаются опасностям и ранам, только тогда они смогут бесстрашно сражаться и одержать победу.

И мне сегодня хотелось бы зажечь ваши сердца, хотелось бы, чтобы вы всегда помнили, для чего мы совершаем наш монашеский подвиг, зачем терпим трудности и опасности этого жития. Мне хотелось бы, чтобы все мы пламенно стремились к одной возвышенной цели и на этом пути бесстрашно сражались с самими собой, со своими страстями и с демонами, ополчающимися на нас. Пусть и к нам в полной мере относятся слова, сказанные старцем Иосифом Исихастом о духовной брани:

«Из каждого сражения с врагом должны мы выходить победителями. Или умереть в борьбе, или с Богом победить, ибо другой дороги нет».

Что же является главной целью всей нашей жизни?

Мы часто говорим о том, что нам нужно стяжать добродетели: смирение, послушание, кротость, любовь. Но вот представьте, что вам задали вопрос: а почему мы должны смиряться? Для чего мы должны слушаться? Зачем нам быть кроткими? Наверно, не каждая сестра сможет сразу ответить на этот вопрос. Первое, что приходит на ум, - мы должны быть такими ради спасения. Но этот ответ не вполне ясен. Почему если я буду слушаться и смиряться, то я спасусь?

Потому это так, что смирение, послушание, кротость и все прочие добродетели - уподобляют меня Господу.

Это и есть главенствующая цель всей нашей жизни - уподобиться Господу Иисусу Христу. Даже сердце замирает, когда взираешь на эту цель! Кажется, что это невероятно, это слишком возвышенно. Но мы должны всегда иметь ее перед глазами и ненасытно стремиться к ней, потому что иначе мы просто не сможем совершать наш духовный путь.

У преподобного Симеона Нового Богослова есть прекрасные слова:

«Представь же себе теперь: вот вы идете вместе по дороге - ты и Христос - и кто-нибудь, встретясь с вами на пути, ударил Владыку твоего в ланиту, ударил и тебя. Владыка Христос не пререкает, ты ли будешь противиться и отвечать на удар?».

Вот так в течение всей нашей жизни, в течение каждого дня мы должны идти вместе со Христом - «рука в руку», как говорил один старец. Наша главная цель - стать похожими на Него. Она может быть настолько осязаемой, что в любой повседневной ситуации мы будем чувствовать рядом с собой Господа и во всем уподобляться Ему. Ведь всё, что только ни случается с нами: любое искушение, любая скорбь, наконец, любая будничная ситуация - можно сказать, что всё это уже пережил Господь. И нет такого вопроса, на который мы не могли бы найти ответа в Евангелии. В любой ситуации подумай: как бы сейчас повел себя Христос? Подумай об этом и действуй так, как Он!

Если мы всегда будем помнить об этом, то каждый миг нашей жизни преобразится и освятится. Проснувшись, мы будем молиться: «Господи, восставь меня на духовное делание, чтобы никакая вещь не прервала мою связь с Тобой». Приходя на послушание, мы будем думать: «Помоги мне, Христе, послужить ближним, как и Ты им служил». Утомляясь от долгих бдений, мы станем радоваться: «Господи, Ты столько претерпел на земле, желаю и я потерпеть хоть немного».

Наверно, это не совсем привычно. Мы привыкли стремиться к добродетелям, их одни видеть перед собой, а о том, чтобы стать похожими на Господа, думать мы не дерзаем. Но святые отцы зовут нас к этому дерзновению. Преподобный Исаак Сирин в слове 34-ом пишет:

«Христос требует не делания заповедей, но исправления души».

И у старца Емилиана есть интересное рассуждение. Он говорит, что были люди, которые не совершали бдений, однако стали святыми. Были люди, которые не молились, но пролили свою кровь. Были и те, которые не постились, но все-таки стали святыми и получили дарования.

Поначалу это вызывает недоумение. Неужели Христу не нужно исполнение заповедей, которые Он Сам нам дал? Что же значат заповеди в нашей жизни?

Ответ на эти вопросы находим у другого святого отца - преподобного Серафима Саровского:

«Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего».

А стяжание Духа Святого значит ни что иное, как уподобление Господу. Так говорил преподобный Силуан Афонский:

«В Духе Святом становится человек подобен Христу. Падший человек покаянием очищается, обновляется благодатью Святого Духа и делается во всем похожим на Господа».

Теперь мы можем правильно понять слова о том, что Христос требует от нас не делания заповедей, но исправления души. Он желает взглянуть на нас и вновь увидеть в нас Свой образ и подобие. Заповеди же Свои Он дает нам как средство, как помощь для этой цели. Они - как лодка, спущенная с большого корабля для того, чтобы извлечь из волн и перевезти утопающего на корабль.

Святой Исаак Сирин объясняет нам эту важную мысль:

«Целью пришествия Его, когда [Он] дал нам животворящие заповеди Свои как очистительные врачевства в нашем страстном состоянии, было то, чтобы очистить душу от повреждения, произведенного первым преступлением, и восстановить ее в первобытное ее состояние. Что врачевства для больного тела, то заповеди для страстной души... Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать от страстей и грехопадений».

Итак, давайте сегодня рассматривать не средства и орудия нашего спасения, а саму цель нашей духовной битвы - стяжание Духа Святого, то есть уподобление Господу. Мы никогда не должны забывать об этой цели, ради которой мы собственно пришли в монастырь. Архимандрит Софроний (Сахаров) говорит:

«Если наш ум и сердце не стремятся к конечному моменту встречи с Богом Живым для вечной жизни в Нем и с Ним, тогда наша жизнь становится будничной: мы портим свое настроение и спорим из-за пустяков, забывая великое».

И наоборот память о нашей высокой цели будет давать нам силы с легкостью исполнять любые подвиги, совершать любые добродетели.

«Маленькие события повседневной жизни, конечно, неизбежно связаны с некоторыми трениями и недоразумениями, - я вновь читаю слова старца Софрония. - Но как мы можем преодолеть эти недоразумения?.. Я открою вам тайну. Для этого необходимо иметь пред собою нашу великую цель, которая превосходит всякую человеческую мысль, и стремиться к этой цели. Когда вдохновенное искание истины овладеет нами, тогда маленькие недоразумения будут решаться в духе братской любви... Помните, пожалуйста, это правило нашей аскетики и нашего подвига - никогда не забывать о конечной цели, которая стоит перед нами! И тогда вы увидите, что наша маленькая жизнь принимает характер светоносный и божественный».

Давайте подумаем теперь, почему же все-таки перед нами стоит именно такая цель - почему мы должны уподобляться Христу?

Христос открывает нам великую тайну - он показывает нам, какими замыслил нас Бог, какими Он жаждет нас видеть. Один из учеников архимандрита Софрония иеромонах Рафаил (Нойка) пишет:

«Христос - это Бог, но это Бог, Который принял наше естество, чтобы показать, что есть человек, как Он его замыслил. Ни одному из сыновей Адама не удалось достичь той славы, которой должен обладать всецелый человек. И тогда - Послушайте внимательно! - и тогда Господь, как мастер, "засучив рукава", взялся за работу, показывая ученику, как надо работать, то есть Он стал Человеком, облекся в наше естество и прожил его совершенно, показав нам, что есть Человек».

Другой православный мыслитель нашего времени митрополит Амфилохий (Радович) рассуждает так:

«Человек есть образ, икона Господа. Так же и наш подвиг, образ нашей жизни должен быть иконой богочеловеческого подвига Христа».

А священномученик Мефодий Патарский пишет:

«Человек не может быть господином самого себя и добродетельным, если он не будет соображаться с человеческим примером Христа и жить, изображая себя по Его Первообразу и подражая Ему».

Если мы в своей земной жизни не будем уподобляться Христу, то не удостоимся лицезреть Его и в жизни вечной. Об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Какое во мне безобразие, какое расстройство! Сколько на мне пятен! Таким вижу себя, когда смотрюсь в зеркало Евангелия. Нужно мне заняться лицом души моей; нужно мне, чтоб при вступлении моем в вечность не нашлось во мне сходства и сродства с врагами Божиими, с темными демонами; нужно мне, чтоб Сын Божий признал меня похожим на Него, как похожи на него все блаженные небожители. Подобие человека Богу, признанное Богом, доставит человеку блаженную вечность; утрата этого подобия влечет за собою изгнание от лица Божия в мрачный ад, в его огненную пропасть, на вечные страдания».

Сам Христос желает, жаждет, чтобы мы уподобились Ему. Он взывает к нам:

«Приидите, научитесь от Меня... Аз есмь путь и истина и живот; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Владыка Амфилохий так объясняет эти слова:

«Что подразумевается под тем, что Христос есть путь? То, что Он, как путь, являет нам Свой образ жизни, среди нас и для нас».

Ради нас Он прожил земную жизнь от начала до конца, и Его путь, «осуществившись навсегда, остался среди нас, как мера нашей жизни, как наш путь». И теперь «в стяжании нрава Христова заключен смысл всего нашего труда и подвига».

Точно так же учили и святые отцы. Священномученик Мефодий Патарский пишет:

«Быть в точности по подобию Божию возможно тогда, когда мы, отпечатлев черты Его человеческой жизни в самих себе, как бы на досках, подобно искусным живописцам, сохраним их, изучая тот путь, который Он Сам открыл. Для того Он, будучи Богом, и благоволил облечься в человеческую плоть, чтобы и мы, взирая, как бы на картину, на божественный образ жизни Его, могли подражать начертавшему ее».

Апостол Павел, тот самый, который был восхищен до третьего неба - жил, подражая Христу, и может быть, поэтому он и был восхищен в рай. Он сам говорит коринфянам: «Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу». И ефесян - а вместе с ними и всех нас - он призывает: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас».

В богослужебных текстах нашей Церкви от лица Самого Господа воспевается:

«Господа глашаете Мя, о ученицы, и Учителя: есмь бо, Спасе вопиял еси. Тем же подражайте образ, егоже во Мне видесте».

В другой стихире есть такие слова:

«Аще убо вы друзи Мои есте, Мне подражайте».

Поступки, нрав, сами мысли должны быть у нас не земными и человеческими, а небесными и Христовыми. Вы все (кроме только что пришедших в обитель сестер) наизусть, наверное, помните апостольский призыв: «Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе». Такова наша задача: мы должны мыслить, как мыслит Сам Бог, видеть вещи, как Сам Бог их видит. Мы призываемся к тому, чтобы иметь те же мысли, рассуждения, чувства, какие имел Господь. Даже страшно слышать, как дерзновенно призывает нас апостол Павел подражать Спасителю не только внешне, в Его делах, но и в самих мыслях.

Конечно, мы не можем иметь Его Божественный ум, но надо понимать, что Господь Иисус Христос обладал полнотой человеческого естества: телом, душой и духом. Его человеческий ум был наделен теми же свойствами и способностями, какие присущи уму каждого человека, с единственным отличием: ум его был чистым от греха. И такое мышление естественно и для нас - с таким мышлением был создан человек, и к нему мы все можем возвратиться. Как говорит преподобный Макарий Египетский, человек, подражая Христу, «восприемлет собственные свои мысли», то есть естественное для себя мышление.

Мы знаем, что цель монашества - христианское совершенство, а в чем же состоит это совершенство? Именно в том, чтобы уподобиться Христу во всём: в мышлении, в реакциях, в поведении. Если кому-то кажется, что это нереально, - того убеждает в обратном апостол Павел, который говорит о себе: «Мы имеем ум Христов». А он был человеком, подобострастным нам, о чем также сам говорил. Его отличие состояло только в том, что он ревностно подражал Христу - и потому стяжал ум Христов.

Для нас это тоже возможно. Монашеским подвигом, жизнью по заповедям мы можем как бы заново соткать свою душу из всех Христовых добродетелей. Один святой отец вдохновенно пишет: как нам любезны люди, которые похожи на Господа! Их душа «соткана из Его доброты и милосердия, и любви, и нежности, и благости, и праведности, и премудрости».

Преподобный Силуан Афонский говорит, что все мы можем уподобиться Господу:

«Святые похожи на Господа, но и все люди, которые хранят заповеди Христовы, похожи на Него, а те, которые живут по своим страстям и не каются, похожи на врага. Думаю, что если бы эта тайна открылась людям, то перестали бы они служить врагу, но каждый всею силою стремился бы знать Господа и быть похожим на Него».

О том, насколько это уподобление реально, свидетельствует рассказ преподобного Силуана о бывшем ему видении: «Великим Постом на вечерне, в Старом Нагорном Русике, одному монаху (старец Силуан говорит о себе) дал Господь увидеть иеросхимонаха Авраамия в образе Христа. Старец-духовник стоял в епитрахили и исповедовал. Когда в исповедальню вошел тот монах, то увидел духовника, седого старца, что лицо его молодое, как у мальчика, и весь он сиял, и был похож на Христа. Тогда монах тот понял, что духовник совершает службу свою в Духе Святом, и Духом Святым прощаются кающемуся грехи».

Вероятно, память об этом видении и действие благодати, которую пережил старец Силуан, впоследствии наполняли его сердце вдохновением к монашескому подвигу.

И мне хотелось бы, чтобы и у нас тоже всегда было такое вдохновение, чтобы мы всегда пламенно желали быть похожими на Христа. Недостаточно для нас просто быть хорошими, нравственными людьми, недостаточно хранить внешние делания и уставы. В нашей аскетической жизни, в малейших будничных ситуациях мы должны раскрывать в себе образ Христа.

Об этом говорит нам Евангелие, этому учат нас святые отцы, и наконец, к тому же - к подражанию Господу - призывает нас чин монашеского пострига.

Все монашеские обеты раскрывают для нас свойства Господа, и исполнение обетов делает нас похожими на Христа. Об этом говорится в самом чинопоследовании: «Сказую убо ти совершенное житие в немже по подобию Господне жительство является».

«Подобает убо и нам подражателем Его быти».

Во время возложения парамана говорится, что сестра приемлет знамение Креста Господня во всегдашнее воспоминание злострадания Христова «и во еже по елику мощно сия подражати тщатися».

Посмотрим же, как обеты, которые мы даем, уподобляют нас Христу.

Первый обет - это отречение от мира и всего, что в нем.

Игумен вопрошает постригаемую сестру:

«Отрицаеши ли ся мира и сущих в мире по заповеди Господней?»

Какая заповедь Господа здесь подразумевается? «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною». Святитель Василий Великий прямо говорит, что отречение от мира является началом уподобления Христу. Посмотрим теперь на нашего Учителя, как Он совершал это отречение.

Во время Своей земной жизни Христос был превыше всего мирского, хотя Он жил, как и все люди. У Него были родители, братья и сестры, Он сам зарабатывал Себе на пропитание, будучи плотником. Он заботился о Своей Матери, жил в Ее доме. Но Он не имел пристрастия ни к родителям, ни к Своему дому, ни к Своему ремеслу - ни к чему в этом мире. Хотя он любил Своих родных и всех людей и усердно служил им, но это никогда не отвлекало Его от другой, высшей любви - любви к Богу Отцу. Никогда не стремился Он к земному счастью и не жаждал мирской славы. Его душа имела единственное стремление, единственное желание - исполнить волю Отчую. Спаситель Сам говорил о Себе, что Он не от мира. Пред Своими страданиями, молясь о учениках, он несколько раз повторил такие слова: «Они не от мира, как и Я не от мира».

Для нас беспристрастие к миру и отречение от него возможно только в том случае, когда душа наша охвачена любовью к Богу. Любовь к Богу не дает человеку и взглянуть на мир. Мы должны так возлюбить Бога, чтобы дерзновенно сказать словами Христа: «И всё мое - Твое, и Твое - мое». Он так говорил Отцу, а мы говорим Ему: «Всё мое, то есть всё, что у меня есть, всё, к чему я стремлюсь и что люблю - это Ты и то, что Ты мне посылаешь. Всё мое сердце принадлежит Тебе. И всё Твое - мое, то есть Твоя воля - это и моя воля».

Господь во всём дал нам образ, то есть Он всё прожил Сам, в том числе Он показал нам и то, как исполнить заповедь об отречении от мира.

Одно из первых искушений, которое вооружает диавол на монашествующих, особенно на недавно пришедших в обитель - это печаль об оставленных родных и друзьях. Этим не нужно смущаться, ведь даже преподобный Антоний Великий был искушаем жалостью к своей сестре, которую он оставил в миру.

Сам Господь показывает нам пример отречения от родных ради исполнения воли Отца Небесного. Вы помните, что Спаситель пребывал в послушании у Своей Матери и мнимого отца - праведного Иосифа. Но когда Он вышел на проповедь, то оставил Своих родных ради спасения человечества. И любой инок, когда подступит к нему печаль о родных, может вспомнить пример Спасителя и пламенно молиться против этого искушения, вверяя своих близких людей Богу. Ведь и монашествующие оставляют родных не из ненависти к ним, а ради служения Богу и ближним, и этим уподобляются Самому Господу.

Монах может подражать Господу и тогда, когда его борют помыслы о мире вообще. Могут быть такие моменты, когда иноку мир начинается представляться интересным, а монастырская жизнь - однообразной, скучной. Монах хочет посмотреть на мир, послушать его, воспользоваться его благами. К нему подступает диавол со своими соблазнами, точно так же, как он приступал к Спасителю в пустыне.

Святой Иоанн Постник дает инокиням хорошее наставление, как бороться с таким искушением. Мы прочтем это поучение с некоторыми комментариями применительно к нашей теме.

«Если помысл говорит тебе: "Смотри - вот вещь или лицо!" - отвечай: "Не смотрю". Если скажет: "Послушай, что говорит такой-то, что было в таком-то месте", - отвечай: "Не слушаю"».

Именно так поступал и Спаситель, когда диавол предлагал ему мирские соблазны. Диавол говорил ему, как и нам сейчас говорит: «Смотри - какие великолепные царства на земле, какие в них люди. Послушай, что происходит там и там». А Христос отвечал: «Не смотрю на то, что ты показываешь Мне, не слушаю - отойди от Меня, сатана».

Еще одно наставление святого Иоанна:

«Если скажет: "Протяни руку, коснись сего!" - отвечай: "Не коснусь"».

Диавол предлагал Спасителю протянуть руку к камням, чтобы превратить их в хлебы. Но услышал в ответ: «Не коснусь. Не миром живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

«Если скажет: "Отойди оттуда, сделай это", - отвечай: "Жена не владеет своим телом, но муж, вопрошу Христа, вспомню Христа"».
Здесь под женой подразумевается наша душа, а под мужем - Господь.

Диавол предлагал Христу: «Выйди из пустыни, взойди на храм и бросься с высоты. Покажи народу, что Ты Сын Божий, да уверуют в Тебя». Он даже сам услужливо перенес Спасителя в Иерусалим и поставил на крыле храма. Но Спаситель ответил: «Не стану искушать Бога. Я пришел творить не твою и даже не Свою волю, но волю Пославшего Меня Отца».

Заключим рассмотрение этого обета словами апостола Иоанна: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей».

Следующий монашеский обет - неисходное пребывание в монастыре и аскезе до смерти.

Постригаемую сестру вопрошают:

«Пребудеши ли в монастыри сем или в немже тебе от святаго послушания повелено будет, и в постничестве, даже до последняго твоего издыхания?».

«Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему», - так сказал отрок Иисус. Так должны говорить себе и монашествующие: нет более для них иного места пребывания, чем святая обитель. Восприняты они в новую семью - духовную, и дом, где они отныне живут, - не мирской, но священный, Божий.

Мы помним также из Евангелия, что к Спасителю были отнесены слова: «Ревность по доме Твоем снедает меня». К каждой из нас должны относиться эти слова. Что бы ни происходило в обители: внешние скорби, внутренние искушения, бедность - мы должны сохранять в себе ревность по нашему дому, где невидимо пребывает Сам Бог.

На этом мы сегодня остановимся. В следующей беседе мы поговорим об остальных обетах, а сегодня мне хотелось бы в заключение еще раз сказать о том, как важно, чтобы мы стремились уподобиться Господу не только в некоторых добродетелях, но во всём - в мыслях, в чувствах, в желаниях.

Иначе это будет бесплодное подражание, поверхностное. Да, мы можем сделать вид, изобразить из себя, например, кротких или смиренных, послушных. Но если эти добродетели не будут укоренены глубоко в нашем сердце, то встретившееся искушение как бы сорвет с нас эту маску, и мы вновь будем поступать по страсти, а не по Евангелию.

Святитель Григорий Нисский, который часто говорит о том, что христианство - это подражание Христу, приводит один пример. В городе Александрии один искусник выучил обезьяну танцевать. Он надевал на нее личину танцовщицы, облачал в яркий наряд и она плясала, развлекая зрителей. Но вот однажды какой-то шутник бросил на сцену лакомства, которые нравятся этим животным. Увидев их, обезьяна сразу забыла о танцах и набросилась на угощение. А чтобы можно было всё съесть, она сорвала с себя личину, обнаружив перед всеми свою природу. Так и человек, который носит личину христианина, но душой не уподобился Христу, бросается на все соблазны, которые предлагает ему диавол, и так обнажает свою истинную природу. Святитель Григорий пишет:

«Вместо смокв и миндаля и тому подобного, тщеславие, честолюбие, любостяжание, страсть к удовольствиям и другие такого же рода злые припасы диавольские, предложенные жадности людей, легко изобличают подобные обезьянам души».

Мы носим имя христиан - а это значит, что по нас будут судить о Христе. Люди подсознательно убеждены, что мы подражаем Богу, в Которого веруем, и если видят у нас жизнь благую, то отсюда делают вывод, что и Господь наш благой. Если же мы, как говорит святитель Григорий Нисский, преданы страстям и зверообразны, то тем подаем другим людям повод порицать Христа. Видите, как это важно? Поэтому не будем предаваться нерадению, пусть вся наша жизнь возвещает о Христе.

«Он - видимый образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения»

Кол. 1:15(РВ) Рим. 8:29 («The Message»)

Ты был сотворен, чтобы стать похожим на Христа.

С самого начала Бог задумал уподобить тебя Своему Сыну, Иису­су. К этому движется вся твоя жизнь, и в этом заключается её третья цель. Бог объявил о Своём намерении ещё во время сотворения мира: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подо­бию Нашему» (Быт. 1:26).

Из всего творения только люди созданы «по образу» Бога. Это вели­кая честь, которая сама по себе придаёт нам немалое достоинство. Мы не знаем всего смысла этой фразы, но понимаем некоторые его аспекты. Подобно Богу, мы - существа духовные: наш дух бессмертен, он пе­реживёт наше тело. Как и Он, мы обладаем разумом - то есть, способ­ны думать, рассуждать, разрешать проблемы. Подобно Ему, мы суще­ства социальные - умеющие любить и принимать подлинную любовь. Кроме того, у нас есть нравственное самосознание - мы можем отли­чать хорошее от плохого и, значит, несём ответственность перед Богом.

Библия говорит, что все люди несут в себе часть Божьего образа. Именно поэтому убийства и аборты являются нравственно неприемлемыми. Однако Его подобие в нас нельзя назвать полным; к тому же, оно сильно искажено и разрушено грехом. Бог послал в мир Иису­са для того, чтобы Он восстановил в нас тот изначальный образ, ко­торый мы утратили.

В Библии сказано, что Иисус - это «образ Бога не­видимого» и «образ ипостаси Его» . Глядя на детей и подмечая в них семейное сходство, люди неред­ко восклицают: «Ну надо же, вылитый отец!» Мне очень приятно, ког­да кто-то замечает, что мои дети похожи на меня. Богу тоже хочется, чтобы Его дети носили в себе Его образ и подобие.

Но нам никогда не стать Богом или даже одним из сонма богов. Желание быть Богом всплывает всякий раз, когда мы пытаемся взять в свои руки жизненные обстоятельства, своё будущее или принимаемся контролировать окружающих нас людей. Будучи сотворенными существами, мы никогда не зай­мём место Творца. Бог хочет, чтобы мы в благочестии уподобились Ему по характеру . В Пи­сании сказано: «Обновите свой ум и дух и облекитесь в Нового Че­ловека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости!» (Еф. 4:23-24 [РВ]).

Конечной целью нашей земной жизни Бог поставил не безмятеж­ное удобство, а духовный рост и христоподобный характер. Уподобить­ся Христу - не значит утратить свою собственную личность. Имеется в виду становление характера.

Всякий раз, когда мы забываем об этой истине, жизнь приносит нам сплошное расстрой­ство и разочарование. «Ну почему всё это со мной происходит? Почему Бог не отвечает на молитвы? Почему мне так тяжело?» Знаешь что? Жизнь и должна быть нелёгкой! Ведь это един­ственный способ заставить нас расти.

Многие неверно понимают обещание Иисуса о «жизни с избытком». Они полагают, что Он имел в виду безуп­речное здоровье, комфортабельные жиз­ненные условия, непрекращающееся счастье и немедленное избавление от любой проблемы через веру и молитву. Одним словом, что христианская жизнь должна быть лёгкой. Они хотят видеть Небеса уже здесь, на земле.

Эти крайне эгоистические рассуждения превращают Бога в джин­на из бутылки. Но Бог су­ществует не для того, чтобы быть у нас в услужении. Помни, дело совсем не в тебе! Это ты живёшь для свершения Божьих замыслов, а не наоборот. Зем­ные годы предназначены для того, чтобы сформировать, испытать и укрепить твой характер для грядущей небесной жизни.

Внутреннее действие Святого Духа

Воспитание в нас христоподобного характера - дело Святого Духа. Этот процесс преображения нас в людей, все больше похожих на Иисуса, называется освящением, и в нем заключается третья цель нашего земного существования. Только Святой Дух обладает сверхъестественной силой произвести те перемены, которые Бог хочет видеть в твоей жизни.

Действуй вместе со Святым Духом.

Через всю Библию проходит одна очень важная истина: Святой Дух начинает действовать в силе, как только мы делаем шаг веры. Бог ждет, пока мы сами выступим вперед. Шагай вперед прямо в своей слабости, совершай верные поступки, несмотря на свои страхи и ощущения.

Бог формирует нас с помощью Своего Слова, Своих детей и жизненных обстоятельств. Божье Слово даёт ис­тину, нужную для роста. Божий народ обеспечивает для него необ­ходимую поддержку, а повседневные обстоятельства предоставляют нам возможность упражняться в благочестии.

Многие полагают, что для духовного роста нужно только читать Библию и молиться. Однако в жизни есть такие моменты, которые ни­когда не изменятся с помощью одного изучения Писания и молитвы. Бог действует через людей. Большую часть своих дел Он вершит имен­но человеческими руками, а не посредством чудесного вмешательства - и всё это для того, чтобы мы учились постоянно обращаться друг к другу и пребывать в общении. Бог хочет, чтобы мы росли вместе.

Уподобление Христу - это долгий, медленный процесс возрастания. Духовная зрелость не достигается автоматически или моментально. Это постепенное, последовательное развитие, которое займёт у нас всю оставшуюся жизнь. Павел говорил об этом так: «…пока мы все не достигнем, наконец, единства в вере и позна­нии Сына Бога и встречи с Совершенным Человеком, со Христом, образцом совершенной зрелости» (Еф. 4:13 [РВ]).

Точка в этом деле будет поставлена, либо когда мы по­падём к Иисусу на Небеса, либо когда Он вернётся на землю. В тот момент будет завершена вся оставшаяся работа по отделке нашего характера. В Библии сказано, что стоит нам увидеть Иисуса напрямую, лицом к лицу, и мы станем в точности такими, как Он: «Мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Бог заботится прежде всего не о том, чем ты занят, а о том, что ты за чело­век. Все мы - человеческие существа, а не машины, нужные лишь для того, чтобы эффективно выполнять ка­кие-то определённые операции. Твоя внутренняя сущность интересует Его намного больше, чем твоя профессия, потому что в вечность ты возьмёшь с собой именно характер, а не работу или карьеру.

Иисус умер на кресте не ради того, чтобы обеспечить нам комфортную жизнь. Он хочет, чтобы мы стали похожими на Него перед тем, как настанет время забрать нас на Небеса.

Истина для обдумывания: Я создан для того, чтобы уподобиться Христу.

(Identification with Christ).

Теологическое учение, опирающееся на библейские тексты, в крых о христианах говорится как о пребывающих "во Христе". Обычно Христос, в качестве Второго Адама, отождествляется со всем человечеством, а как сын Давидов с Израилем. В этих случаях уподобление имеет физическое, материальное измерение. Иной характер у теологического учения об уподоблении Христу, когда христианин соотносится с личностью и учением Христа божественным установлением, человеческим опытом веры, а также через духовное единение верующего с Христом, достигаемое через крещение Св. Духом.

Уподобление Христу через крещение Св. Духом действие благодати и силы Божьей, иногда определяемое как крещение в (ей) Тело Христово, Церковь (1 Кор 12:13), а иногда как крещение во Христа (Гал 3:27).Оновых отношениях пребывания "во Христе" Господь впервые сказал ученикам в горнице: "вы во Мне , и Я в вас" (Ин 14:20). Новое положение верующего определяется как его пребывание "во Христе" по воле Божьей. Это не просто новое положение, определяемое действием Божьим и явленное через сопутствующее откровение "Я в вас"; главное в слове "единение", к-рое обычно рассматривается как синоним уподобления Христу.

ВСв. Писании используются различные образы для описания такого единения и уподобления.Сам Христос предлагает образ виноградной лозы и ветвей (Ин 15:16). Здесь единение проявляется через сопричастность, духовную жизнь: единство лозы и ветвей приносит плод; ветвь пребывает в лозе, а лоза живет в ветви. Живой союз Христа и Церкви передается и через образ органического единства главы и тела (см. Еф 1:2223; 4:1216; 5:2332). В этом образе заключена важнейшая мысль: при уподобления тела главе не предполагается их равенства; тело должно признать за главой право царствования.

Образу "тела и главы" близок образ брака, заключенного между Христом и Церковью. Этот образ представлен в том же отрывке Еф (5:2332): отношения Христа и Церкви сравниваются с единением жены и мужа в целое, "одну плоть ".

Чтобы выразить уподобление верующего Христу, используются различные формулы. Из них наиболее употребительно "в (во) Христе" (ел Christo), но встречаются и другие: "во (доел. "вовнутрь") Христа" (eis Christen), "в Господе" (enKyrid). Хотя между предлогами ей и eis есть некрое различие, сути учения это не меняет.

Учение об уподоблении Христу тесно связано с несколькими важными теологическими положениями Св. Писания. Верующий уподобляется Христу в Его смерти (Рим 6:111), погребении (Рим 6:4), воскресении (Кол 3:1), вознесении (Еф 2:6), царствовании (2Тим 2:12) и славе (Рим 8:17). Но уподобление Христу имеет и свои пределы. В воплощении Христос отождествляется со всем человеческим родом, но только истинно верующие уподобляются Христу. Уподобление Христу выражается в наделении верующего определенными чертами личности Христа и следовании Его поступкам, что, однако, не распространяется на атрибуты Христа как второго лица Троицы. Не стираются и различия между самой личностью Христа и личностью верующего. В целом, однако, учение об уподоблении Христу чрезвычайно важно и в значительной мере помогает понять полноту действия Божьей благодати.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции