12.03.2020

Признаки духовных явлений. Существенные признаки духовных традиций как детерминанты жизнедеятельности российского общества. Духовно зрелый человек думает о внутреннем больше, чем о внешнем


Как вы думаете, что такое «духовная зрелость» и как ее достичь? Эта статья предназначена для тех, кто уже крестился и стал христианином. В ней вы найдете некоторые духовные качества, которые помогут вам сделать шаг на пути вашего духовного развития.

Духовный человек имеет смелость и желание узнавать правду о жизни и себе самом, вместо того, чтобы бежать от нее. Такой человек будет лично мотивирован и будет больше думать о своих духовных качествах больше, чем о физических.

Как бы вы себя чувствовали, если бы кто-то назвал вас «незрелым»? Большинство из нас воспримут подобное, как личное оскорбление. Мы не любим, когда нас называют не совсем развитыми, когда называют несерьезными или же говорят о том, что мы не можем справляться с вызовами в нашей жизни.

Духовная зрелость — это то, что Бог хочет видеть в каждом из нас:

И сам Он некоторым даровал стать Апостолами, другим — пророками, третьим — проповедниками благовествования, четвёртым — пастырями и учителями, чтобы они поучали и опекали людей Божьих. Он делал это, чтобы подготовить людей Божьих к служению ради укрепления Тела Христова, до тех пор, пока мы все не придём к единству в вере и в познании Сына Божьего и не станем зрелыми людьми, подобными Христу, достигнув такого же совершенства, что и Он. (К Ефесянам 4:11-13)

Давайте вместе посмотрим на некоторые библейские характеристики духовно зрелого человека, чтобы затем применить их к своей жизни:

Духовная зрелость и личная мотивация

Пошли мне, Господи, Твой свет и правду в поводыри, пусть приведут они меня к Твоей Святой горе, к Твоей обители. Когда войду, о Боже, я в алтарь, я буду петь хвалу Тебе на арфе, О Господи, мой Бог. (Псалтирь 42:3,4)

Духовно зрелый человек верит, что Бог есть источник всей правды и света, и такой человек будет искать Бога без указаний со стороны других людей. Насколько сильно вам нужны другие люди, чтобы каждый день искать Бога? Чтобы каждый день, молиться чаще, молиться честнее о том, что вы чувствуете или о чем думаете? Пока мы нуждаемся в напоминаниях других людей в этих вопросах, мы остаемся духовно незрелыми людьми в наших отношениях с Богом. Мы полагаемся на убеждения других людей больше, чем на свои собственные.

Духовно зрелый человек думает о внутреннем больше, чем о внешнем

Так исполняйте же всё, что они велят вам, но не поступайте, как они поступают. Я говорю так, потому что они только говорят, но не делают. Они устанавливают строгие правила, которым трудно следовать, взваливают их на плечи людям и пытаются заставить людей следовать им. Сами же не хотят и пальцем шевельнуть. Они совершают все добрые поступки только напоказ, увеличивая размеры своих филактерий и удлиняя бахрому на своей одежде. (От Матфея 23:3-5)

Отрывок, приведенный выше, описывает людей, которые не живут согласно тому, о чем сами же и проповедуют. Они выбрали легкий путь компромиссов, вместо того, чтобы выбрать тяжелую дорогу - жизнь согласно истине. Подобные люди в итоге больше фокусируются на внешних вещах - как они выглядят в глазах других людей, вместо того, чтобы больше думать о том, как они выглядят в глазах Бога.

Духовная зрелость означает, что люди знают, что если они будут больше думать о внутреннем (о сердце, об эмоциях, о вере), то и их внешнее поведение тоже будет соответствовать их внутреннему миру (Матфея 23:25-26)

Стремление к постоянному поиску истины

Иисус спросил его: «Что ты хочешь, чтобы Я сделал для тебя?» Слепой сказал Ему: «Учитель! Я хочу снова видеть». (От Марка 10:51)

Вы хотите видеть истину? Во многих областях нашей жизни нам проще отрицать что-то, чем искать истину. Проще оставаться «слепым». Вы когда-либо игнорировали реальность в следующих областях: в работе, в отношениях, в вопросах здоровья, в браке? Мы можем быть неравнодушны во многих вопросах, но мы далеко не всегда так активны в поисках истины. Почему? Потому что часто трудно смириться с истиной, либо мы чувствуем, что жизнь и так очень насыщена, а по этой причине мы не хотим еще расходовать силы и время, создавая себе новые «проблемы». Но говорит, что истина освобождает (Иоанна 8:31-32), а в итоге мы станем лишь сильнее духовно, если не будем прятать то, что мы на самом деле чувствуем или думаем (Псалом 31:1-6).

Как вы думаете, с какой истиной в вашей жизни вам пора встретиться лицом к лицу?

Духовная зрелость и честность с Богом

Когда я осознал свой перед Тобой и не покрыл молчанием позора, я молвил: «Каюсь перед Тобой, Господь!» И Ты простил вину грехов моих. Селах (Псалтирь 31:5)

Только Бог может забрать у нас чувство вины и наши грехи. Духовно зрелый человек понимает, что никто из людей не сможет забрать у него чувство вины. Большой ошибкой является попытка избавиться от чувства вины через общение с людьми, а не через общение с Богом. Духовно зрелый человек также понимает, что время, проведенное с Богом, должно включать в себя и признание своих собственных грехов, а не только выражение чувств и эмоций. Когда мы признаемся в том, что мы сделали неверно, Бог забирает у нас вину и плохие чувства о нашем ошибочном поступке.

Как часто вы проводите время с Богом, и говорите с Ним о своих грехах и чувстве вины?

Открытость в общении с другими людьми

Так исповедуйтесь же в грехах своих друг перед другом и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Молитва праведника имеет большую силу. (Иакова 5:16)

Духовно зрелый человек расскажет о своих грехах другим людям, после того, как он рассказал их Богу. Такому человеку будет не важно, как люди подумают о нем и что скажут. Он будет иметь смирение, признавая свои ошибки, понимая, что он нуждается в молитвах других людей, чтобы измениться.

Когда вы последний раз по своей собственной инициативе исповедовались кому-то и просили их помочь вам измениться?

Стремление к постоянному духовному росту

Твёрдая же пища предназначена для зрелых людей, ум которых, благодаря опыту, способен различать добро и зло. (К Евреям 5:14)

Духовная зрелость требует постоянной тренировки. Наши ежедневные решения могут не казаться чем-то очень важным, но когда мы решаем прятать то, что мы чувствуем или думаем, то с каждым днем становимся все более незрелыми. И наоборот - каждый раз, когда мы решаем быть открытыми и честными, даже, если это больно, мы делаем важный шаг к нашему духовному взрослению. Мы можем не видеть результаты сразу, но Библия обещает, что те, кто постоянно работают над своей праведностью и честностью, пожнут плоды своих трудов и станут духовно зрелыми личностями.

Принимайте практические решения, которые на ежедневной основе помогут вам быть честными. Учите отрывки из Библии о честности. Решите каждый день общаться с кем-то о том, что вы чувствуете и о чем думаете. Говорите об этом со своим мужем или женой, со своими духовными друзьям.

Уроки 44-46. Содержание и формы духовной деятельности

Итог

Творческая деятельность

Творческая деятельность

Что такое «творческая деятельность»? Чем она отличается от других видов деятельности?

Какие ассоциации возникают у вас при слове «творчество»? (После ответов ребят, по ходу объяснения учителя, выстраивается схема.)

В чем заключается социальная сущность деятельности?

Какова структура деятельности?

Как связаны между собой цель, средства и результат деятельности?

Каковы мотивы деятельности?

Как соотносятся потребности и интересы?

В чем особенности творческой деятельности?

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание Выучите § 17, выполните задания.

Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся на поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры, роли духовной деятельности в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Не секрет, что сегодняшний мир значительно поднял и укрепил материальные стимулы. Но еще когда-то в древности было произнесено: «Не хлебом единым...»

В «Школьном философском словаре» дается следующее толкование этих категорий:

Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа - язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера.

Сложные, но очень интересные вопросы мы исследуем сегодня на уроке.

Итак, как же происходит процесс создания и освоения духовных ценностей? Какие особенности имеет этот процесс? По ходу моего рассказа вы должны в своих тетрадях записать в виде тезисов ответы на данные вопросы.

На прошлом уроке мы выяснили структуру любой деятельности. Духовная деятельность не является исключением. Она протекает по той же схеме:

Цель -> средства -> результат

Результат - формирование духовных ценностей. - Что же такое духовные ценности и чем они отличаются от всех прочих?

Исследователи подразумевают под ценностью то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, для группы людей или для всего человечества. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. В наши дни даже появилась специальная наука аксиология - наука, изучающая ценности.


Философы обращают внимание на следующие отличительные признаки духовных явлений:

Идеальность. Создавая произведения искусства и культуры, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя и развивая индивидуальные творческие способности.

Общественный характер духовных ценностей. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат повышению социальных взаимодействий. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Например: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея».

В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы. Знаки и символы окружают нас повсюду и от того, как быстро и точно мы расшифровываем их тайный язык, зависит общий уровень культурной компетенции личности.

Шевченко Ольга Викторовна 2010

Шевченко О. В.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Духовные традиции являются одним из важнейших факторов стабильности, преемственности и упорядоченности жизни социума. Как любое общественное явление, они обладают большим количеством свойств и признаков: главных, второстепенных, общих, единичных, специфических и т.д. Анализ духовных традиций позволяет выделить их наиболее существенные признаки.

Одним из важных признаков является преемственность - способность духовных традиций передаваться от поколения к поколению, которая выражает собой механизм трансляции социального опыта. В этой способности традиций отражается диалектический процесс их развития, выраженный в законе отрицания отрицания, который предполагает сохранение накопленного опыта, передачу его новому поколению и воспроизведение этого опыта на новом витке развития общества с учетом реалий обновленной действительности. Например, духовная традиция православия, которая была заложена в 988 г. князем Владимиром, существенно определила культуру, уклад общественной жизни и мироощущение русского человека.

Преемственность является способом, механизмом передачи ценного и значимого для жизнедеятельности российского общества и армии опыта предыдущих поколений своим потомкам.

Другим существенным признаком духовных традиций выступает повторяемость, которая сопровождает любое развитие. В данном случае повторяемость понимается не как бессмысленное и обязательное повторение прошлого, а как необходимое для социального развития обращение к прошлому опыту в современных условиях деятельности Российского государства. Это особенно актуально в наше время, когда мы пытаемся найти в прошлом пути и способы разрешения сегодняшних проблемных ситуаций в целях успешной модернизации российской государственности.

Следует отметить, что изменение социокультурных форм бытия человеческого общества ведет к переосмыслению традиций, но оно не может уничтожить традиции вообще, а только придает им новое содержание методом аксиологической интерпретации.

Так, представитель феноменологического направления философии П. Рикер определяет традицию как некую живую бытийственность, развивающуюся благодаря непрекращающемуся процессу интерпретации. Непрерывность традиции допустима только как возможность ее интерпретации, как непрекра-щающаяся работа с традицией. Он считает, что если передается лишь формальная сторона традиции, без осмысления ее содержания, с учетом современных реалий или настоящего времени, то это приводит к гибели традиции. «Традиция, понятая даже как перемещение депозитного вклада, остается мертвой традицией, если не является непрерывной интерпретацией этого вклада: «наследие» есть не запечатанный пакет, который, не вскрывая, передают из рук в руки, но сокровищница, из которой можно черпать пригоршнями и которая лишь пополняется в процессе этого исчерпания. Всякая традиция живет благодаря интерпретации -такой ценой она продлевается, то есть остается живой традицией» .

Другими словами, новшества входят в традицию посредством переосмысления прошлого опыта и придания первичным традициям нового смысла, который органически вплетается в бытие традиций современного российского социума.

Например, укоренена духовная традиция сострадательного отношения к ближнему, который нуждается в помощи. Причем помощь человеку, попавшему в беду, могут оказывать совершенно посторонние для него люди. Устоявшаяся духовная традиция совместно переживать чье-то горе, проявлять сочувствие к чужой физической или душевной боли, сострадать, готовность «отдать последнюю рубаху» имеет глубокие исторические корни и берет свое начало в общинном быте народа.

В современный период развития общества действие данной духовной традиции проявляется с особенной силой, чаще всего в дни социальных потрясений. Так, террористические акты 29 марта 2010 г. в Московском метро объединили людей общим горем. Лесные пожары летом этого же года и их последствия для населения многих областей России в значительной мере способствовали проявлению таких духовных традиций, как жертвенность, милосердие, сострадание, взаимопомощь и др.

Повторяемость духовных традиций отражает потребность общества в преемственности необходимых ему норм поведения, духовных качеств, ценностей, которые позволят ему выжить в периоды катастрофических потрясений и сохранить духовную целостность.

Значимым признаком духовных традиций выступает их устойчивость, которая определяется закрепленностью и живучестью различных духовных образований в данной социокультурной среде. Традиции становятся устойчивыми при условии обретения формы массовых привычек и поддержки их общественным мнением. Они проявляются в общественной и индивидуальной жизни людей и регулируют взаимоотношения и быт людей. Именно в традиции человек во многом находит ответы на те вопросы, которые стояли перед предшествующими поколениями и которые ему самому предстоит решать на протяжении всей своей жизни .

Одной из важных для социального единства духовных традиций является долготерпение как разумное спокойствие и способность выживать в самых сложных условиях.

Например, филолог А.В. Сергеева, проводя компаративистский анализ ментальных особенностей русских и французов, отмечает, что сервильную (чинопо-читательную) психологию русских можно осуждать, «но можно попытаться понять это как вынужденную модель поведения, как результат фаталистического отношения к жизни и конформизма русских» . Она предлагает задуматься над тем, «почему в современной России, несмотря на ужасающие условия труда и несправедливую систему жизни, несмотря на невыплаты зарплаты, несмотря на явную деформацию отношений между работником и работодателем (какая и не снилась западному человеку), крайне редки выступления с социальными протестами? Вот, например, аргентинские граждане в начале 2002 г. из страха перед девальвацией своей валюты на 50% устроили по всей стране погромы и заставили уйти в отставку одного за другим пятерых (!) президентов. А в России после кризиса 1998 г., когда рубль обесценился на 400% и миллионы людей потеряли свои сбережения, рабочие места и надежду вернуть свой прежний материальный статус, никому в голову не пришло идти на баррикады или легально использовать существующие инструменты демократии: например, отозвать своего депутата, потребовать от него хоть каких-то действий...» . Такая безынициативность снова и снова воспроизводит в либеральной прессе штамп об извечной покорности русских.

Однако подобное поведение русского народа объяснимо его стремлением к устойчивому, стабильному развитию, так как объективные условия для развития социума самые неблагоприятные: экономическая нестабильность, духовный нигилизм, значительное социальное расслоение, устаревший и изношенный материально-технический комплекс, неблагоприятные природные условия и др.

Таким образом, устойчивость духовной традиции определяется ее значимостью и необходимостью для общественной жизни, укорененностью в массовом сознании и сознании личности, в том числе и военнослужащих Российской армии.

Существенным признаком духовных традиций выступает также массовость их распространения, которая определяется количеством носителей - представителей единой социокультурной среды.

Так, возникший еще в языческий период праздник Масленицы, который символизировал для арийских и славянских племен новый год с проводами зимы и встречей весны, с чествованием бога весны - Ярилы (Яра, также он именуется и как Купала - божество жизни и плодородия). «Масленица - праздник, мистерия, действо, служба (и жертва) во имя Яра. Блины - образ Солнца, образ бога Ярилы, икона Богу, предметное, живое слово древнего русича, молитва ему. Человек вкушал ярые блины в масле - хлебное тело Бога Ярилы, с глубокой верой в причащение к мировому светилу, животворящему Солнцу, Мужу Земли, ее оп-лодотвлорению» .

С принятием христианства на Руси праздник Масленицы получил новую аксиологическую интерпретацию. Празднование его проводится в последнюю седмицу перед Великим постом. Это не просто дозволение употребления блинов, масла, сыра, яиц и других продуктов. Каждый день Масленицы имеет свое назначение: понедельник - встреча; вторник - заигрыш; среда - перелом, разгул, лакомка; четверг - широкий, разгуляй-четверток; пятница - тещины вечера; суббота - проводы, золовкины посиделки; воскресенье - прощеный день .

Практически в каждом крупном городе России имеется традиционное место для проведения Масленицы, которая перерастает в массовые народные гуляния. В Москве традиционно праздник проводится на Васильевском спуске, куда приезжает немало иностранцев. Все чаще звучат мысли о том, что празднование Масленицы должно стать визитной карточкой России, а блины как символ праздника - ее брендом.

Следует отметить, что степень распространения традиций зависит от их общественной признанности и личной значимости. Передаваясь из поколения в поколение и адаптируясь в больших группах в новых исторических реалиях, традиции приобретают массовый характер.

Выразительным признаком духовных традиций является высокая эмоциональность их проявления. Для превращения традиции в массовый символ, кроме ее понимания и признания, необходимо, чтобы она вызывала положительные эмоции у ее носителя - субъекта. Это достигается путем проведения соответствующих обрядов, церемоний и ритуалов. Например, свадебный ритуал, крещение ребенка, венчание. Эмоциональный компонент духовных традиций проникает глубоко в души людей, что делает духовные традиции привлекательными для них и способствует осознанному исполнению ритуальных предписаний.

Существенным признаком духовных традиций российского общества и армии является их социальная детерминированность, то есть зависимость от совокупности факторов общественного развития. Можно назвать две основные группы факторов: внешние, к которым относятся государственная политика, идеология, согласованные с ними цели воспитания подрастающего поколения и духовной направленности развития социума, и внутренние, которые фиксируют в традициях «причинно-следственную связь между утверждаемыми действиями и формируемыми этими действиями духовными качествами» .

Если рассмотреть сегодняшнюю жизнедеятельность социума, то необходимо отметить, что прежняя идеологическая и основанная на ней мировоззренческая система, на которой воспитывалось не одно поколение граждан, оказалась невостребованной, а новая, которая имела бы не декларированный, а действеннопрактический характер, пока еще не создана. Это существенное обстоятельство затрудняет построение жизненной перспективы в сознании молодежи и ведет к утрате ее социальной активности.

Наконец, важным признаком духовных традиций выступает их ценностный характер, который проявляется в том, что в содержании любой традиции заложена значимая для жизни личности и общества ценность. Например, любовь к Родине на личностном уровне выражается в любви к «маленькой» Родине, а на общественном - в любви к Отечеству. Это связано прежде всего с психологическими особенностями сознания человека, в памяти которого в первую очередь удерживаются конкретно-предметные понятия и глубоко - психологические явления, процессы и события. Этим обусловливается то обстоятельство, что ценно-

стный характер духовных традиций является их ядром и во многом определяет мотивы действий и поступки людей.

В структурном плане духовные традиции, пользуясь терминологией И. Лакатоса , можно определить двумя взаимосвязанными элементами. Во-первых, это жесткое ядро, куда включены ментальные ценности россиян, такие как патриотизм, толерантность к представителям других национальностей и вероисповеданий, патернализм, гостеприимство, сострадательность к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации и др. Во-вторых, защитный пояс - это исторически подвижная составляющая, служащая для аксиологической интерпретации духовных ценностей в те или иные исторические периоды развития общества на основе господствующей идеологии и востребованности социумом.

Необходимо заметить, что некоторые духовные образования, заложенные в жестком ядре, приобретают в современный период противоположный характер. Например, духовная традиция честности и порядочности, которая в советский период поддерживалась не только идеологией, но и обществом в целом, выражалась в том, что предприимчивость, принимавшая форму перепродажи материальных ценностей и предметов первой необходимости, считалась спекуляцией и была государственно-наказуемым явлением. В условиях рыночного общества такая форма деятельности называется предпринимательством и поощряется государством. Рыночное общество проводит идеологию социал-дарвинистического плана, основанную на приспособляемости и выживаемости, в которой названная духовная традиция не может реализоваться в должной мере.

Однако в современный период предпринимательство в некоторых сферах деятельности вызывает озабоченность у российского руководства. Так, в фармацевтической сфере наблюдается необоснованное многократное повышение цен на лекарственные средства жизненно необходимые для граждан. Зачастую отрасль контролируется антимонопольной службой государства.

Капиталистическо-рыночное общество стремится к максимальной выгоде и сверхприбыли, что было подмечено еще древними греками в афоризмах: «Для кого война, а для кого - мать родная»; «Для кого смерть - горе, а для кого - бизнес» и др. Экономический базис общества определяют общественные отношения и, если некоторые компании стремятся получить максимальную экономическую прибыль, за счет ущемления интересов народа, и это одобряется правительством, то происходит утрата духовных ценностей. Такая нездоровая ситуация заметно усложняет жизнь социума и способствует социальной напряженности, так как

значительная часть общества надеется на социальную и материальную помощь со стороны государства.

В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. жесткое ядро духовных традиций российского социума и армии подверглось существенной деформации под натиском «шоковой вестернизации» времен перестройки. Однако уже к концу 90-х гг. произошло «возрождение» традиционализма. Разочаровавшись в размытых и имеющих двойственный характер «общечеловеческих ценностях американского образца», российское общество, в особенности его интеллектуальная составляющая, находясь на социальном изломе, почувствовали насущную потребность обратиться к отечественным ментальным духовным ценностям россиян и по-иному взглянуть на механизм передачи значимых для российского общества ценностей, т.е. по существу на духовные традиции как фактор национальной самоидентификации и жизнеспособности социума. Другими словами, деструктивный духовный релятивизм подтолкнул общество к обращению к духовным традициям, которые соответствуют российской ментальности и обеспечивают духовное оздоровление нации.

Необходимо отметить, что традиции по своей сути имеют конструктивный и позитивный характер, проявляющийся в онтологическом существовании человека и социума. История развития любого общества без учета традиционного начала немыслима, иначе личность не может полноценно сформироваться в отсутствие государственно-признанных и общественно значимых и личностнонеобходимых идеалов, которые определяют ее национальную идентичность и способствуют самоконтролю человека: «Обращение к традиции, рассмотрение ее как онтологического основания бытия человека позволяет найти в его потоке стабильное, непреходящее, устойчивые, значимые ценности. Традиции в этом случае становятся тем духовно-практическим онтологическим полем, в пределах которого жизнь, бытие отдельного индивида приобретает свою стабильность, способность проявляться в качестве необходимого» .

В настоящее время традиционалистская парадигма мышления находит свое воплощение в проектах духовного и социального ориентира развития общества. Так, президент России Д.Медведев и российское правительство, реализуя духовную традицию уважительного отношения к ветеранам, в частности Великой Отечественной войны, стремится выполнить те социальные проекты, которые должны подчеркнуть значимость их подвига во имя России. Например, в честь Великой Победы каждый ветеран войны, нуждающийся в жилье, должен его получить

вне зависимости от имеющихся формальных условий, например от времени постановки на учет для получения жилплощади.

Конечно, если данная духовная традиция будет продолжена и ветераны других войн (афганской и чеченской), смогут иметь такую же социальную защищенность, и это будет поддержано политической элитой страны и освещаться в средствах массовой информации, если об их подвигах будут говорить с «высоких трибун», а не извиняться за непродуманные со стороны политического и военного руководства ошибки, уважение со стороны общества к военному труду и к человеку в погонах будет только расти. В свою очередь, это будет влиять на готовность военнослужащих самоотверженно служить Отечеству.

Таким образом, существенными признаками духовных традиций, составляющими их содержание как социокультурного феномена, обеспечивающего стабильность жизни российского социума являются преемственность, повторяемость, устойчивость, массовость их распространения, высокая эмоциональность проявления, социальная детерминированность и ценностный характер.

1. Андреев В. Современный этикет и русские традиции. М., 2005.

2. Домников С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.

3. КаировВ.М. Традиции и исторический процесс. М., 1994.

4. Лакатос И. Фальсификация и методология исследовательских программ. М., 1995.

5. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике /пер. с фр. И. Вдовиной. М., 2002.

6. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2005.

7. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

Что такое "психическое явление"?

Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство психических явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувству­ем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические явле­ния не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются; мы одновременно осуществляем свою психическую деятельность и осознаем ее. Эта уникальная особенность психических явлений предопределила особен­ность науки, которая их изучает. В психологии объект и субъект познания сливаются.

Признаки психических явлений:

    Объектность. Содержание психического явления и механизм егопротекания отнесены к разным объектам: к предмету или к органу. Любыевнешние характеристики объекта воспринимаются как характеристики объекта, а не как свойства обеспечивающей физиологической системы.

    Самостоятельность существования. Любое психическое состояниесвязано с изменением состояния организма. Но эта связь не однозначна, неуниверсальна.

    Идеальность. Психические процессы несводимы к физиологическойформе их протекания. Идеальные образы реальных предметов и явлений несовпадают с материальной формой их воплощения.

    Субъективность. Содержание и форма существования психическогоявления индивидуальны, связаны с личным опытом и психофизиологическимсостоянием субъекта.

5. Недоступность прямому чувственному наблюдению. Любой психо­логический процесс может быть описан в системе понятий отношений лич­ности с внешним миром и в системе понятий, описывающих физиологиче­ские процессы, но все итоговые характеристики психических явлений отно­сятся к внешним объектам, а не к обеспечивающим системам. Во всех слу­чаях психических процессов содержание, структура, динамика изменений не выводятся однозначно ни из воздействия внешней среды, ни из физиологиче­ских особенностей организма.

Необходимо отметить, что вопрос о предмете психологии на сегод­няшний день не является однозначно решенным, напротив, остается во мно­гом дискуссионным. Представители различных направлений и школ совре­менной психологической науки (бихевиоризма, психоанализа, гештальтпси­хологии, генетической психологии, ассоциативной психологии, когнитивной психологии, гуманистической психологии и др.) трактуют его в зависимости от тех целей и задач, которые представляются наиболее важными в рамках данного конкретного подхода, что не исключает, разумеется, попыток со­вместить различные подходы. Поэтому логично рассмотреть основные на­правления современной психологии, чтобы понять их общую направленность и различие подходов к предмету науки и методам исследования.

A5 Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:

1) проявление активности;

2) целеполагание;

3) приспособление к среде обитания;

4) взаимодействие с окружающим миром.

А9 Духовной культурой называется

1)культура чтения

2)религиозный культ

3)процесс и результат жуховного производства

4)устройчевое приобладание духовных потребностей над материальными

А10 Рынок регулирует экономику,через механизм

1)налогооблажение

2)свободных цен

3)государственного заказа

4)государственного планирования

Свободный план сбора доходов в государство и использование полученных средств на покрытие всех видов его расходов называется:

1)финансовым планом

2)бухгалтерским отчетом

3)государственным бюджетом

1)всенародная слава

2) открытие памятника

3)всеобщее уважание

4)лестные отызывы читателей

По какому признаку выделены социальные группы: род, племя,народность?

1)демографическому

2) территориальному

1.К социальным качествам человека относятся 1) разрез и цвет глаз 2) расовые признаки 3) память, быстрота реакции 4) ценностные ориентации.2.Присущий тольк

о человеку способ взаимодействия с окружающим миром,в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, называют 1) деятельностью 3) активностью 2) наблюдательностью 4) интересом.3.Девятиклассник Роман любит химию. Он много занимается, успешноучаствует в конкурсах и олимпиадах, занимает призовые места. Какиекачества Романа проявились в данной ситуации?1) способности 3) потребности 2) особенности темперамента 4) задатки.4. свободе человека?А. Свобода предполагает возможность определять цели, выбирать модельповедения, средства и способы деятельности.Б. Свобода выражения своих мыслей, чувств, ценностных установок – важное условие творчества.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.5.Истинным можно считать лишь то знание, которое 1) имеет практическую значимость 2) имеет теоретическое обоснование 3) соответствует предмету познания 4) поддерживается авторитетным мнением.6.Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?1) объяснение сущности явлений природы и общества 2) оценка поступков людей с точки зрения добра и зла 3) использование художественных образов 4) обращение к сверхъестественным силам.7.Верны ли следующие суждения о познании?А. Рациональное познание позволяет выявить существенные свойства ифункции объекта познания.Б. Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны.8.К социальной подсистеме общества относятся 1) отношения людей по поводу власти 2) взаимодействия общества и природы 3) отношения людей в процессе материального производства 4) взаимодействия людей в малых группах и групп между собой.9. С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать прогрессивный характер 1) отказа от смертной казни за совершение преступлений 2) успехов в развитии средств связи и коммуникаций 3) сглаживания социального неравенства в обществе 4) развития правового государства.10. Верны ли следующие суждения о социальных институтах?А. Социальный институт – исторически сложившаяся форма организациилюдей, регулирующая их деятельность.Б. Социальные институты призваны удовлетворять те или иные фундаментальные потребности человека.1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Социальными нормами являются:а) традиции,б) документы,в) нравы,г) контракты,д) законы природы.2. Определите признак, свойственный постиндустриальному

обществу.1) появление массовой культуры;2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;3) основными критериями стратификации общества является профессионализм иуровень образования;4) структура общества является жёсткой и закрытой.3. В отличие от природы, общество:1) является системой;2) находится в развитии;3) выступает в качестве творца культуры;4) развивается по собственным законам.4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилищачеловека от несанкционированного вторжения?1) познавательную;2) прогностическую;3) объяснительную;4) социальную.5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?1) субъект; 3) средства;2) объект; 4) потребности.6. Верны ли следующие суждения об истине?А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемогомира.Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностейчеловека.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:1) уровень воспитанности;2) вся преобразовательная деятельность человека;3) производство материальных ценностей;4) художественное ремесло.8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:а) понятий;б) суждений;в) представлений;г) умозаключений.9. Четыре фактора производства - это:а) производство, распределение, обмен, потребление;б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;в) труд, земля, капитал, предпринимательство;г) труд, товары, деньги, земля.10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,психической и социальной. К психической составляющей относятся:1) интересы и убеждения;2) физиологические признаки;3) половые особенности;4) типы нервной системы.11. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество представляет собой часть материального мира.Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые иотмирать старые элементы.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.12. Общим для науки и художественного творчества является:1) обоснованность предположений;2) стремление к познанию мира;3) выражение эмоций;4) формирование чувства прекрасного.13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?1) экономическую;2) социальную;3) политическую;4) духовную.14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой виддеятельности иллюстрируется этим примером?1) духовная;2) экономическая;3) политическая;4) социальная.15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.16. Какое суждение является верным?А. Брокеры - это лица или фирмы, специализирующиеся на посредническихбиржевых операциях.Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажуиностранной валюты.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?

2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.

3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

4. Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе.

5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.

6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и
взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания,
полученные в курсах истории и географии.

7. С чем связана интернационализация культуры? В чём её проблемы?

8. Опишите проявления народной культуры.

9. Что такое массовая культура? Расскажите о её признаках.

10. Какова роль средств массовой информации в современном обществе?
Какие проблемы и угрозы могут быть связаны с их распространением?

11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит её диалог с массовой?

Выделяя основные элементы

общества, их взаимосвязь и
взаимодействие, учёные
характеризуют общество как
1) систему 2) часть
природы 3) материальн
мир
К глобальным проблемам
современного мира относится
1)
возникновение новых
межгосударственных
объединений
2) завершение промышленного
переворота
3)
существенный разрыв между
уровнями развития регионов
планеты
4) интенсивное развитие науки
Всё то, что создано человеком, в
своей совокупности называется
1) обществом 2) культурой 3) искусс
Верны ли следующие суждения о
различных типах обществ?
А.
В индустриальном обществе
высоко ценятся
индивидуальные особенности
человека, поощряются
инициатива и
предприимчивость.
Б.
Уважение к обычаям, веками
складывавшимся нормам,
преобладание коллективного
начала над частным отличают
постиндустриальное общество
от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б
3)верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
Какой из признаков присущ
традиционному обществу?
1) развитое фабричное
производство
2) создание основного продукта в
сельском хозяйстве
3) завершение промышленного
переворота
4) высокоразвитая
инфраструктура
В отличие от природы, общество
1) является системой
2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца
культуры
4) развивается по собственным
законам
Верны ли следующие суждения о
взаимосвязи сфер общественной
жизни?
А.
Рост государственных
ассигнований на производство
новых видов вооружения
является примером связи
политической и экономической
сфер общества.
Б.
Финансирование меценатом
деятельности музея является
примером связи экономической
и духовной сфер общества.
1)верно только А 2)верно
только Б 3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Что из нижеприведенного является
особенностью постиндустриального
общества?
религиозный характер культуры
переход от натурального к товарному
производству
завершение промышленного
переворота
развитие информационных
технологий
9. В целях поддержки отечественного
производителя правительство
страны ограничило ввоз
иностранных молочных продуктов и
мяса. К каким сферам общественной
жизни относится данный факт?
1) экономической и социальной
2) политической и экономической
3) социальной и духовной
4) экономической и духовной
10 Быстрый скачкообразный переход
от одного общественно-
политического строя к другому
называется
1) прогрессом 2) революцией 3)
контрреформой 4) эволюцией
В1 . Установите соответствие между
терминами и определениями. Одному
элементу левого столбика
соответствует один элемент правого.
1) эволюция А) радикальное,
коренное, глубокое качественное
изменение, скачок в развитии
природы,
общества или познания
2) революция Б) преобразование,
изменение, переустройство какой-
либо стороны общественной жизни
(экономики), порядков (институтов,
учреждений)
3) реформа В) процессы изменения
(преимущественно необратимые) в
природе и обществе
Ответ: 1 2 3
В2. Ниже приведён ряд терминов.
Все они, за исключением двух,
характеризуют социальную
динамику.
1) прогресс, 2) структура, 3)
эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6)
стратификация.
Найдите два термина,
«выпадающих» из общего ряда, и
запишите цифры, под которыми они
указаны.
С1 Укажите и проиллюстрируйте
примерами любые три критерия
общественного прогресса.
С2 Вам поручено подготовить
развернутый ответ по теме
«Традиционное общество и его
особенности ». Составьте план, в
соответствии с которым вы будете
освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более
детализированы в подпунктах.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции