03.11.2019

Разработка программы по трудоустройству инвалидов «Ты нам нужен. Какие существуют проблемы при трудоустройстве инвалидов, и как они решаются на практике Непродуманная государственная политика


На сегодняшний день в РФ насчитывается примерно 11 миллионов людей с инвалидностью . Согласно федеральному законодательству, инвалидами считаются люди, которые имеют проблемы со здоровьем и не могут вести полноценный образ жизни, в связи с чем нуждаются в помощи от государства. Выделяются три категории инвалидности со своими особенностями. Группа присваивается в зависимости от того, насколько тяжелым является заболевание у человека.

Инвалидность назначается при условии, что обнаружена стойкая дисфункция организма, которая мешает или ограничивает жизнедеятельность, а также если выявлена необходимость гражданина в поддержке государства.

Признание человека инвалидом происходит при помощи специальной медико-социальной экспертизы, на которой собирается комиссия из нескольких экспертов. На процедуру гражданина могут направить из учреждения лечебно-профилактической помощи. В ходе экспертизы проводится оценка работоспособности человека , определяется его потребность в социальной помощи. Процедура позволяет закрепить статус инвалидности юридически.

Такие граждане из-за своих ограниченных возможностей до недавнего времени не рассматривались работодателем как трудовой ресурс и часто получали отказыпри попытках найти работу. Проблемы трудоустройства инвалидов стояли действительно остро. Ситуация несколько изменилась после принятия мер, а именно порядка о защите прав инвалидов, который позже в 2001 году был дополнен и расширен. В законе () прописаны положения относительно гарантий занятости данной категории лиц. После этого трудоустройство инвалидов стало реальным.

Государство предприняло особые шаги, касающиеся:

  • квотирования рабочих мест;
  • налоговых привилегий.

Квота для приема на работу инвалидов в 2019 году

Квотирование в 2019 году означает обязательство компании трудоустраивать на своем предприятии некоторое количество работников с физическими ограничениями, которые не могут работать полноценно.

Число таких вакансий напрямую зависит от величины фирмы и размера штата. Самая большая квота налагается на крупные организации, в которых насчитывается более 100 сотрудников, она варьируется в пределах 2-4% . Точный показатель определяется исходя из региона, в котором организация осуществляет свою деятельность.

Если численность сотрудников на предприятии 35-100 , то квота устанавливается на уровне 3% .

При определении размера квоты не учитываются работники, условия труда которых были признаны .

Специальные рабочие места для инвалидов

Помимо того, что работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью, он также является ответственным за правильную организацию пространства для таких сотрудников и соблюдение всех необходимых условий труда. Число обустроенных мест должно соответствовать количеству работников с физическими ограничениями.

К организации специального рабочего места для такого сотрудника предъявляется ряд обязательных условий. Все сводится к тому, что компания обязана адаптировать оснащение рабочего пространства, а также оборудование специально для комфортной работы человека с инвалидностью. При организации также обязательно должны быть учтены индивидуальные ограничения сотрудника .

Условия труда инвалидов

Условия труда работников , имеющих физические ограничения, регулируются действующим законодательством, а также общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов.

Санитарными правилами предусмотрено, что инвалиды с любым заболеванием не могут работать, если превышены гигиенические показатели по следующим параметрам:

  • физическим (шум, вибрация, освещение);
  • химическим (задымления, скопление газов);
  • биологическим (присутствие вредоносных бактерий и микроорганизмов);
  • социально-психологическим (повышенные эмоциональные нагрузки, стрессовые ситуации).

Также в отношении труда лиц с ограниченными возможностями действует перечень прав, регулирующих длительность рабочего дня.

  • Если человек имеет или , то количество часов, которые сотрудник проводит на рабочем месте, не должно быть более чем 35 .
  • Допустимое количество рабочих часов для человека с физическими ограничениями должна быть зафиксировано врачом в медицинской карте.
  • Запрещается привлекать людей с инвалидностью к выполнению работы в выходные и праздничные дни, а также к ночным работам и сверхурочным.
  • Работники с инвалидностью имеют право не только на ежегодный оплачиваемый отпуск, но и на двухмесячный отпуск за свой счет.

Ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

  • Работодатели имеют право на содействие в получении запрашиваемой информации, которая требуется для создания рабочих мест для сотрудников с инвалидностью.
  • Работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью согласно установленной квоте.
  • После того как работодатель принимает на работу сотрудников с физическими ограничениями, он обязан организовать обучение, а также обеспечить необходимые условия труда.

Пример по трудоустройству инвалида

Гражданин хочет найти работу по совместительству, имея .

Третья группа инвалидности считается «рабочей», и лица, относящиеся к этой категории, имеют заметно меньше ограничений, чем люди с первой и второй группой. Сначала можно обратиться в центр по трудоустройству или заняться поиском работы самостоятельно. Организации передают информацию о вакансиях для инвалидов в службу занятости , а также публикуют на сторонних ресурсах по поиску работы.

На собеседовании необходимо обговорить все условия занятости. Нужно обратить внимание, как работодатель относится к нормам и правам, которые имеют инвалиды. В примере рассматривается ситуация, когда работник хочет устроиться именно по совместительству. Законом не запрещается оформлять людей с инвалидностью на работу таким образом. Исключением могут быть только медицинские показания работника.

Заключение

Подведем итог всему сказанному выше:

  • Трудоустройство людей, имеющих группу инвалидности, возможно. Согласно законодательству, компании обязаны предоставлять таким гражданам рабочие места в размере, предусмотренном квотой.
  • Фирмы, которые берут на работу людей с инвалидностью, получают существенные преимущества – налоговые привилегии. Однако одновременно с этим на них накладывается ряд обязательств по обеспечению соответствующих условий труда, которые необходимы этим работникам.
  • Организация должна учитывать индивидуальные особенности человека, а также особенности, связанные с его заболеванием.
  • Существует достаточно большое количество норм и правил, которые обеспечивают защиту и поддержку людей с инвалидностью. Эти нормы могут различаться в зависимости от заболевания человека, региона проживания и других факторов. Именно поэтому каждый конкретный случай трудоустройства должен рассматриваться работодателем индивидуально.

В Москве проживают более 230 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. 150 тыс. из них имеют рекомендации органов медико-социальной экспертизы. Работают только около 60 тыс. инвалидов, то есть менее 50% от тех, кто может работать, т. е. более половины трудоспособных инвалидов в Москве не могут найти работу http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Для инвалидов существует несколько способов устроится на работу.

Во-первых, при общероссийских организациях инвалидов существуют производственные предприятия. У Всероссийского Общества Слепых в г. Москве таких предприятий - 10, у Всероссийского Общества Глухих - 2, у Всероссийского Общества Инвалидов - 2. Также в Москве существует организации Горспецпрома - городской компании специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Таких предприятий в Москве 29 тот же. В этих предприятиях инвалидам предлагают в основном неквалифицированную, низкооплачиваемую работу, такую как сборка ламповых патронов и выключателей, работа штамповщика или шлифовщика и т.п.

Второй способ найти работу для инвалида - встать на учет в центре занятости населения по месту жительства. Важным является тот факт, что и отделы занятости, и потенциальные работодатели «побаиваются» известного термина «специально-созданные условия», и работают преимущественно с инвалидами 3-ей и реже 2-ой групп, а инвалидам 1-ой группы остается надеяться практически только на себя. Проведенный опрос территориальных отделов занятости в г. Москве свидетельствует о том, что фактически в настоящее время они не осуществляют никаких специальных программ, направленных на поддержку инвалидов, хотя официально такие программы есть.

Есть возможность трудоустраивать инвалидов в рамках программы вовлечения их в общественные работы, но специфика финансирования не позволяет инвалиду почувствовать себя частью постоянной команды: общественные работы - это работа для денег, но не для развития личности и повышения профессиональных умений.

Еще одной возможностью для инвалидов является самостоятельный поиск работы либо поиск через знакомых. Такой способ подходит только для высококвалифицированных, мотивированных и уверенных в себе инвалидов, однако таких на сегодняшний день не так много. Не каждый человек с ограниченными возможностями в состоянии объяснить работодателю, что он не хуже, а даже порой лучше других и его инвалидность совершенно не влияет на его производительность и эффективность при условии доступного и хорошо оборудованного рабочего места. Также многие инвалиды нуждаются в навыках написания резюме, прохождения собеседования и т.д.

Безусловно, нельзя возлагать всю ответственность и все обязательства по привлечению инвалидов к работе, оборудованию рабочих мест и т.д. на работодателя. Государство должно реализовывать программы поддержки работодателей. Отмечу, что в Москве в данном направлении работа ведется, однако некоторые корректировки просто необходимы. Сегодня именно подобные программы способны изменить ситуацию к лучшему. Еще одной важной проблемой является недостаток социальной и трудовой реабилитации инвалидов. Многие из них в основном сидят дома и просто боятся даже пытаться найти работу, многие совершенно не представляют себе свои права и имеющиеся возможности, многие просто не получили должного образования и не имеют востребованных рынком навыков.

Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" Объем финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г. Санкт-Петербург).

В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

Анализ эффективности реализованных мероприятий показывает, что сформированы основы современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. Однако пока это не позволяет в полной мере решить проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

В настоящее время в Москве также реализуется Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы. Основными задачами Программы являются:

  • - реорганизация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от «заявительного» принципа работы с инвалидами к активному адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;
  • - обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по медико-социальной реабилитации;
  • - создание системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;
  • - оптимизация сети реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы;
  • - повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города;
  • - ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры;
  • - усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы;
  • - развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации. Существующая сеть реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов, 305 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах) не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. При этом эффективность реабилитационных мероприятий невысока (восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5 процентам инвалидов). Объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

В результате анализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос о трудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным.

В Москве при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры, Общественной Палаты РФ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также ряда зарубежных организаций трудоустройством инвалидов занимается Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». В настоящее время с ее помощью реализуются следующие программы:

1. Проект «Апробация и тиражирование новых технологий подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству».

Реализуется при финансовой поддержке Общественной палаты Российской Федерации. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 31 октября 2009 года.

Проект направлен на апробацию и тиражирование новых технологий по подготовке людей с инвалидностью к процессу трудоустройства. Одной из основных таких технологий станет организация и проведение « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будут усилена повышением их профессиональных навыков через организацию на базе РООИ «Перспектива» постоянно действующих курсов компьютерной грамотности, а также их участием в курсах профессиональной подготовки. Опыт организации и проведения « Клубов для инвалидов, ищущих работу», как формы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства, будет распространяться среди других заинтересованных организаций, как государственных, так и НКО.

2. Проект «Билет на работу» - инновационная программа трудоустройства людей с инвалидностью. Реализуется при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 30 ноября 2009 года.

В ходе проекта должна быть улучшена материально-техническая и информационная база работы созданного пункта по трудоустройству инвалидов (Лялин переулок, 1416, стр.3), что улучшит качество и увеличит количество оказываемых им услуг. На базе Пункта будут отработанны новые технологии по трудоустройству людей с инвалидностью, которые будут тиражироваться для применения в других административных округах г. Москвы. Полученный в ходе проекта опыта в развитии новой технологии по трудоустройству людей с инвалидностью будет распространен по всем заинтересованным государственным и общественным организациям.

3. Проект «Представление и апробация ведущего зарубежного опыта в области трудоустройства людей с инвалидностью» Реализуется при финансовой поддержке программы малых проектов Посольства Королевства Нидерландов (Matra/KAP). Срок реализации проекта: с 1 октября 2008 года по 30 июня 2009 года.

Основными задачами проекта являются:

  • - Представить перед специалистами НКО и государственных структур города Москвы, а также других регионов Российской Федерации ведущий зарубежный опыт в области трудоустройства людей с инвалидностью.
  • - Опробовать на базе РООИ «Перспектива» ряд современных технологий по трудоустройству людей с инвалидностью, созданных на базе ведущего зарубежного опыта и при участии зарубежных организаций имеющих в данной области успешный опыт.
  • - Распространить опыт, полученный от ведущих зарубежных организаций, и в ходе практической апробации ряда технологий по трудоустройству людей с инвалидностью на базе РООИ «Перспектива» среди специалистов НКО и государственных структур, работающих в данной сфере.

В ходе реализации данных программ были изданы 4 брошюры по поиску работы для молодых инвалидов, пособие для работодателей по созданию специальных условий для туда инвалидов, а также сборник материалов итоговой конференции проекта, более 5,000 молодых инвалидов приняли участие в тренингах и ярмарках вакансий, более 2,000 получили индивидуальные консультации по телефону или лично, трудоустроено около 150 молодых инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Вместе с достижениями проектов, также очевидны и существующие многочисленные проблемы и недостатки, связанные как с деятельностью государственных структур, так и с работой данных организаций. Несмотря на все предпринятые меры, занятость инвалидов в Москве составляет менее 50%. Сегодня по-прежнему существует множество барьеров при трудоустройстве инвалидов: физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди с инвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально не работают; практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношение работодателей к возможностям инвалидов; люди с инвалидностью обладают низкой самооценкой и мотивацией - часто они не готовы начать работать, а если они все-таки трудоустраиваются, то часто теряют работу из-за отсутствия помощи и поддержки.

Существующие государственные программы зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и не предлагают решений, как найти работу для конкретного инвалида с его индивидуальными особенностями, а также как сделать его работу успешной и эффективной. Также подобные государственные программы оказывают влияние на отношение работодателей к проблеме и методы их работы. Государственные службы по-прежнему придерживаются массового подхода при решении проблем трудоустройства инвалидов, работодатели по-прежнему настороженно относятся к инвалидам и опасаются брать их к себе на работу, они не ожидают от инвалидов успешной работы и не обладают информацией о решении специфических проблем инвалидов на рабочем месте.

Помимо системы квотирования рабочих мест для инвалидов, государственными организациями реализуются ещё целый ряд программ, нацеленных на решение проблем трудовой занятости этой категории населения. Прежде всего, на это направлена деятельность Федеральной службы по труду и занятости населения и входящих в её состав региональных Управлений и местных Центров занятости. Их программы условно можно разделить на пять направлений:
- подбор персонала и трудоустройство;
- организация Ярмарок вакансий;
- профессиональное обучение и переобучение;
- содействие предпринимательству;
- организация общественных работ и временной занятости.
Специально направлена на людей с инвалидностью, существуют только программы по организации временных рабочих мест для социально-незащищённых слоёв населения. Она выглядит следующим образом: работодатель на основе заключенного договора с Центром занятости берёт на работу сотрудника с инвалидностью и платит ему установленный минимальный размер оплаты труда (может платить по желанию и больше), а остальную часть заработной платы ему выплачивается со стороны Центра занятости (путём перечисления на счёт работодателя). На 2005 год сумма перечислений на каждого трудоустроенного в счёт программы инвалида составляет 1440 рублей в месяц, хотя в предыдущие годы она была выше и составляла до 2880 рублей в месяц.
В целом, данные программы не пользуются популярностью у работодателей. Во-первых, требуется много оформления документов, что несопоставимо с теми выгодами, которые можно от этого получить. А, во-вторых, при участии в программе по организации временных рабочих мест работодатель не имеет возможности получить из этих программ финансирование на обустройство специальных условий труда для человека с инвалидностью (В этих программах не предусмотрено финансирование оборудования специальных условий труда для инвалидов).
Для того, чтобы участвовать в программах по трудоустройству, содействию предпринимательству и иметь возможность профессионального обучения и переобучения, инвалид должен зарегистрироваться в местном Центре занятости населения как безработный гражданин. Этот процесс сопряжен с определёнными трудностями. Прежде всего, человек с инвалидностью должен оформить Индивидуальную программу реабилитации в Бюро медико-социальной экспертизы. В его ИПР в разделе «Профессиональная реабилитация» в качестве исполнителя мероприятий (чаще всего, как мероприятие прописывается «содействие в трудоустройстве») должна быть указана Федеральная служба по труду и занятости населения. Также, службой медико- социальной экспертизы данный инвалид должен быть признан трудоспособным, то есть в его документах (справке об инвалидности и ИПР) не должна быть проставлена третья степень ограничения способности к трудовой деятельности. Третья степень ограничения способности к трудовой деятельности в соответствии с Постановлением Министерства здоровья и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" обозначает понятие «нетрудоспособен».
Без постановки на учёт в службе занятости населения в статусе безработного гражданина, инвалид имеет возможность воспользоваться только общими услугами, такими как консультации, доступ к банку вакансий и посещение ярмарок вакансий. Следует также отметить, что подавляющее количество, как самих Центров занятости, так и мест, где проводятся мероприятия (ярмарки вакансий, учебные курсы и т. д.) являются архитектурно недоступными для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Также отсутствует инфраструктура предоставления услуг для незрячих и неслышаших людей (сурдопереводчики, материалы по Брайлю).
В ряде субъектов Российской Федерации действуют региональные программы по трудоустройству людей с инвалидностью. Базируются они, в том числе, на тех финансовых средствах, которые собираются за счёт несоблюдения организациями установленных квот для приёма на работу инвалидов. Примером тому может служить город Москва, где за счёт этих денег проводится общегородской Конкурс по созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодёжи. В рамках Конкурса для работодателей безвозмездно выделяются финансовые средства для приобретения оборудования и создания специальных условий труда для лиц с инвалидностью. Сумма зависит от текущей средней заработной платы по Москве и составляет до 30-ти и до 50- тикратных ее величин для создания специального рабочего места для человека с инвалидностью и для компьютеризированного рабочего места для инвалида по зрению соответственно.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. По данным ООН, в начале 1990-х годов в мире насчитывалось приблизительно 0,5 миллиарда инвалидов, то есть примерно 10% населения Земного шара.

Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, в силу разных обстоятельств. В первую очередь это отсутствие физической способности осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку.
В соответствии со ст. 1, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” , инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В толковом словаре даются их следующее понятие трудоустройства:
Трудоустройство - “устройство кого-нибудь на работу, содействие в таком трудоустройстве”.

Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Все это создает дополнительную напряженность в обществе, делает “ненужными” огромное количество людей.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.

Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание
2. Инвалидность с детства
3. Трудовое увечье
4. Профессиональное заболевание
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте.

Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха,обаяния или осязания; Психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.
3 степень - неспособность к трудовой деятельности.

Критерием для определения группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты и помощи.
Для установления первой группы инвалидности - способности третьей степени. Для второй группы - способности второй степени. Для третьей группы - способности первой степени.

Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

В Российской Федерации решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением проф. ориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить “Индивидуальную программу реабилитации” при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.

Человек, имеющий инвалидность обладает рядом психологических факторов, отражающих его положение на рынке труда, а также формирующих их отношение к обществу. Инвалиды относятся к категории мало мобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности. Психологические проблемы возникают при изолированности инвалидов от внешнего мира, по причине имеющихся недугов и в результате неприспособленности к окружающей среде. Важную роль играет отсутствие специализированного оборудования для инвалидов, разрыв привычного общения. Это влечёт за собой ряд последствий, а именно, наступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. Поэтому, инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;
2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.
Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:
1. Профориентация;
2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
3. Обучение или переобучение;
4. Повышение квалификации;
5. Содействие трудоустройству;
6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
7. профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.

Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма: нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов.

Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой, обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятия в следствии чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность.

Таким образом можно сделать вывод: трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида

В России трудоустройство инвалидов - дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём прямо говорится в ст. 64 ТК РФ . Единственной причиной для отказа может стать недостаточный уровень профессиональной подготовки. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду-претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ . В ст. 21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4% среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Что касается объединений инвалидов или предприятий, созданных ими (когда уставный капитал состоит из взносов общественного объединения инвалидов), у таковых обязанность по соблюдению квоты отсутствует.

Какие есть специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями?
Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать рабочие места для данной категории лиц.
Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателю надлежит создать специальные рабочие места, приспособленные для работы инвалидов.
Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Подчеркнем, что технические и организационные приспособления, как и оборудованные рабочие места, должны соответствовать основным требованиям, которые разработаны федеральным органом исполнительной власти. Речь идет об органе, осуществляющем функции по выработке и реализации госполитики в сфере правового регулирования труда и соцзащиты россиян.
Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами
В ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо. Так, например, запрещено устанавливать во внутренних соглашениях пониженный размер зарплаты, уменьшать продолжительность ежегодного отпуска, создавать неблагоприятный режим труда и отдыха и т. д.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:
— Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты.
— Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).
— Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.

Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.
Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа.

Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ.
Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Каковы дополнительные гарантии лицам с ограниченными физическими возможностями?
Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод относительно того, что в трудоустройстве инвалидов есть свои особенности. Но помимо перечисленного ранее законодательно предусматриваются дополнительные гарантии для некоторых категорий лиц с ограниченными физическими возможностями в случае их сокращения.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ преимущественное право на сохранение за собой рабочего места в период сокращения имеют:
— инвалиды ВОВ;
— лица, ставшие инвалидами во время участия в боевых действиях по защите Отечества.
— лица, получившие инвалидность ввиду воздействия радиации во время чернобыльской катастрофы из числа тех, кто принимал участие в ликвидации ее последствий;
— военнослужащие, военнообязанные и сотрудники ОВД и Государственной противопожарной службы, привлеченные к ликвидации последствий катастрофы (причем не имеет значения, в каком месте дислоцировалась часть и какие именно работы выполнялись этими лицами);
— лица, эвакуированные из зон отчуждения/отселения либо выехавшие из указанных зон самостоятельно после принятия решения о проведении эвакуации граждан, при условии что до своего отъезда они столкнулись с воздействием радиации, ставшим причиной их инвалидности;
— доноры, пожертвовавшие костный мозг для спасения людей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы (в этом случае не имеет значения, сколько времени прошло с момента трансплантации органического материала и когда наступила инвалидность лица, связанная с таким донорством);
— лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, который сопутствовал аварии.

Отметим, что преимущественное право сохранить рабочее место также распространяется на членов семей таких инвалидов и на семьи, потерявшие кормильца из числа указанных лиц с ограниченными физическими возможностями, если их смерть явилась следствием вышеназванной аварии и сброса радиоактивных отходов.

Изменения в законодательстве
Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ и «О внесении изменений в ст. 169 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»» от 29.12.2015 №399-ФЗ. Данные изменения, в первую очередь, направлены на обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями.

На предприятия всех форм собственности теперь возложена обязанность по обеспечению:
свободного доступа инвалидов;
— свободы в получении информации;
— оказания помощи инвалидам при получении услуг и приобретении товаров.
Если говорить об изменениях в Жилищном кодексе , то они затрагивают вопросы предоставления инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам и семьям, в которых они проживают, субсидий на оплату капремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем 50% минимального размера взноса за капитальный ремонт дома, установленного за 1 квадратный метр жилой площади и действующего на территории соответствующего субъекта РФ.

Юрист Вячеслав Егоров

Вопрос трудоустройства инвалидов давно является извечной проблемой для муниципальных властей на городском уровне. Нельзя сказать, что в каждом городе этот вопрос решают с особым рвением – инвалидов редко берут на работу, да и далеко не все из них способны на труд. Например, по данным столичного департамента труда и соцзащиты, только в Москве насчитывается 1,2 млн инвалидов, 360 тыс. из которых находятся в трудоспособном возрасте. Из них, как говорят в ведомстве, лишь 80 тыс. человек, так или иначе, трудоустроены.

А чем занимаются все оставшиеся? И хотят ли они трудоустроиться?

Дабы ответить на эти вопросы, столичная власть инициировала социальное анкетирование, в котором «поголовно» будут опрошены все московские инвалиды. Организаторы опроса постараются выяснить трудовые предпочтения этой категории граждан, а также надеяться понять, что им нужно предпринять, чтоб все желающие заниматься общественно полезными делами получили такую возможность. Карьерист.ру постарался выяснить, почему московская власть решилась на такой широкий диалог с инвалидами, и что в рамках этого диалога они планируют сделать.

Заявительный принцип

Необходимость в проведении социального опроса власти столицы обосновывают устаревшим принципом трудоустройства инвалидов, который действует сегодня. Как рассказал «Российской газете» руководитель департамента труда и соцзащиты жителей Москвы Андрей Бесштанько, сегодня таким людям помогают с трудоустройством лишь в случае, если они попросили об этом. По факту мало кто из этих людей вообще знает о потенциальной возможности получить помощь в поиске работы, еще и от столичных властей. Как говорит Бесштанько, это очень удобно для чиновников: нет обращений – нет хлопот по поиску рабочих мест. Но такой подход противоречит целям департамента, ведь он нацелен на социальную адаптацию таких граждан, способствовать которой в таких условиях удается не слишком успешно.

Новая программа позволит решить проблему с устаревшим принципом трудоустройства инвалидов.

Например, за индивидуальной социальной реабилитацией в прошлом году обратились почти 5,4 тыс. человек, 10% которых уже в работе не нуждались. Из прошедших эту программу, 3,3 тыс. получили консультации от столичных служб занятости, однако, из них трудоустроились лишь 128 человек. Почти 1,2 тыс. сразу отказались от помощи в трудоустройстве, а вот оставшиеся 2 тыс. просто решили отмолчаться. Чиновники считают, что такая пассивность обусловлена спецификой жизни инвалидов, и именно на таких людей, которые уже давно потеряли веру в возможность самореализации, рассчитано инициируемое анкетирование.

Его проведение будет возложено на социальных работников, за которыми закреплены люди с ограниченными возможностями.

Предусмотрено несколько вариантов анкетирования, как при личной встрече, так и по телефону. Главное, как говорит Бесштанько, наладить продуктивный диалог. Но ему может препятствовать масса причин, начиная от психологических проблем инвалидов, которые мешают им пойти на работу, и заканчивая материальной составляющей. Например, постановление правительства столицы № 1462 определяет порядок предоставления инвалидам дополнительных субсидий к пенсиям. Так вот по нему, если инвалид устраивается на работу, которая не входит в перечень, указанный в этом постановлении, он лишается такой надбавки, а она очень часто составляет 2/3 от размера получаемой пенсии.

Кроме того, многие инвалиды избегают трудоустройства, поскольку оно требует переосвидетельствования их инвалидности, что требует дополнительного прохождения медкомиссии. В ее рамках может выясниться, что гражданин стал здоровее и тогда ему присвоят, например, уже не первую, а вторую группу. В таком случае он лишится многих льгот и компенсаций, теряя значительную часть полагающихся ему средств. Все это заставляет инвалидов отказываться от прохождения медкомиссий, снижая тем самым их конкурентоспособность на рынке.

Бурная деятельность

По словам Бесштанько, которые приводит «Российская газета», за прошлый год в столичные службы занятости самостоятельно обратились свыше 3 тыс. инвалидов, однако, помочь найти работу удалось лишь 1,6 тыс. В этом году пришло лишь 1,7 тыс. москвичей, но работу нашли лишь 900. Таким образом, эффективную помощь получают лишь 50% обратившихся – по объективным причинам найти работу удается не каждому. В будущем же, Бесштанько надеется, что его ведомству удастся найти подход к каждому, даже если москвич с ограниченными возможностями не обращался в центр занятости.

А для этого чиновники планируют делать инвалидам «предложения, от которых они не смогут отказаться»… В этих целях они хотят расширить круг предлагаемых им вакансий, увеличить среднюю предлагаемую зарплату, и воплотить некоторые другие идеи, которые позволят людям с ограниченными возможностями реализовать себя в обществе. «Они должны считать что приобретают, а не что теряют» , — говорит чиновник.

Пока удается найти работу лишь 50% обратившимся инвалидам.

Конечно, в Москве уже пытались реализовать массовые программы по трудоустройству инвалидов, одной из которых был call-центр для людей с проблемами по зрению. Однако, она не увенчалась успехом. Чтоб избежать подобного в будущем, правительством столицы разработан ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих экономическую поддержку рекрутеров, которые трудоустраивают инвалидов. Более того, московские предприятия, численность штата которых превышает 100 человек, обязаны открывать 2% рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

По такому квотному принципу удалось трудоустроить больше 30 тыс. инвалидов.

С мелкими предприятиями ситуация гораздо хуже – как говорит Бесштанько, средства на субсидирование мелкого бизнеса были выделены, однако, факт трудоустройства инвалидов остался бесконтрольным. Полученные деньги должны были быть потрачены на обустройство рабочих мест, однако, многие даже в судах сегодня не могут объяснить, куда они были потрачены. По этой причине от программы авансирования работодателей решили отказаться. Взамен вводится принципиально противоположный принцип: «сначала трудоустройство, а потом субсидии от города».

Работать по-новому

Так, с 2017 года власть Москвы запускает новую программу по содействию трудоустройству инвалидов.

Теперь, главным показателем официального принятия на работу такого москвича будет его заработная плата. Из нее рекрутер, конечно же, будет уплачивать страховые взносы, и в случае их «прозрачности», они будут полностью компенсированы работодателю из городского бюджета. По сути, брать на работу инвалида предпринимателю будет даже выгоднее, чем обычного человека, ведь компенсация будет существенной. И это только одна программа.

Планируется также возмещать средства, потраченные работодателем на профессиональное обучение инвалидов. Так, если компания возьмет на себя ответственность за обучение инвалида новой специальности, или его профессиональную переподготовку, средства, потраченные им в рамках этого, также будут возмещены. Хотя, по трудовому законодательству, оплата обучения – прямая обязанность работодателя.

Кроме такой помощи, правительство Москвы предусмотрело финансирование некого эксперимента, направленного на полноценную адаптацию инвалидов на новом рабочем месте. В его рамках, власти готовы финансировать на протяжении первых трех месяцев трудоустройства инвалида, предоставление ему наставника и сопровождающего лица. Этим помощникам готовы платить зарплату в размере трех и двух «минималок» соответственно. Такие меры, по словам Бесштанько, помогут инвалиду влиться в новый коллектив и освоить новые возможности, с которыми ему самостоятельно справиться было невозможно.

Все это, по планам властей Москвы, будет стимулировать работодателей, которые ранее были далеки от этой идеи, трудоустраивать инвалидов и обеспечивать их полноценным рабочим местом, заработной платой и социальным пакетом. Уже сегодня, по предварительным подсчетам правительственных экспертов, на участие в эксперименте дали согласие от 45 до 50 московских рекрутеров из самых разных отраслей столичной экономики , от IT до торговли и сферы услуг. Когда будут получены результаты социального опроса, начнется агитация среди компаний, которые еще никогда не нанимали инвалидов.

В общей сложности, благодаря новому подходу московских властей, в 2017 году они планируют найти работу для более чем 140 тыс. инвалидов. Довольно амбициозные планы, что тут скажешь. И даже если их удастся реализовать лишь частично – это все равно будет существенным прогрессом. Неплохо было бы, если бы и другие крупные города перенимали столичный опыт, тем более что в России насчитывается около 12 млн инвалидов.

Статья основана на материалах РГ и Департамента труда и соцзащиты Москвы


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции