12.10.2019

История олимпийского движения в россии. История современного олимпийского движения



Центросоюз Российской Федерации

Нижегордский облпотребсоюз

Арзамасский техникум потребительской кооперации

по физической культуре

Тема:

«История возникновения и развития современного олимпийского движения»

Выполнила:

студентка

Луканова Татьяна Ивановна

Шифр 51-Т-14-00

Сдана на проверку

Оценка _______________

г. Арзамас

Введение

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 5

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Список использованной литературы 25

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Спорт - составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности - бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19-20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры - игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта- на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.

Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.

Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Установлено с очевидной бесспорностью одно: первая известная нам Олимпиада с древности проходила в 776 г. до нашей эры.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. В этом прекрасно городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца.

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, хотя проводились они там лишь раз в четыре года и длились считанные дни.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда- континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло на Амстердамском стадионе в первый день игр 1928 года. Это бесспорный факт. Однако до последнего времени большинство исследователей в области олимпийской истории не находят подтверждения тому, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии.

Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

ГРЕЧЕСКИЕ ИГРЫ

Отличительной особенностью древних греков был агон, т.е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры впервые устроенные в 776г.до н.э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (метом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Они продолжались пять дней и на это время провозглашался священный мир по всей Греции. Наградой победителю была лишь оливковая ветвь. Атлет, трижды одержавший победу в играх («олимпионик»), получал право на установку своей статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. Атлеты состязались в беге, кулачной борьбе, гонках на колесницах. Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона) - награда - лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки).Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства.

Программа игр представляла:

Бег на короткую дистанцию в один стадий (192,27 м), С 724 г.до н.э. добавили бег на дистанцию в 2 стадия (384,54 м).

В 720 г.до н.э. была введена длинная дистанция - круг длиной в стадий (стадион) надо было пробежать 24 раза (4614 м).

С 708 г.до н.э. - пятиборье (пентатлон): прыжки, бег, метание диска, метание копья (дротика), борьба;

С 688 г.до н.э. - кулачный бой;

С680 г.до н.э. - состязания на колесницах, запряженных четверкой лошадей; в середине VII в.до н.э. добавился панкратий - борьба, в которой были разрешены любые приемы.

В 632 г.до н.э. допустили молодежь на соревнования по бегу, борьбе, кулачному бою. Впоследствии - гонки воинов в полном вооружении на колесницах с парой лошадей, скачки на жеребятах.

РИМСКИЕ ИГРЫ

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

§ 9. Зарождение олимпийского движения современности

Для того чтобы олимпийская идея овладела умами современников Пьера де Кубертена, необходимы были усилия многих ученых, педагогов, философов, об­щественных и государственных деятелей на протяжении предыдущих пяти веков. Как известно, политические и природные катаклизмы более чем на тыся­челетие обрекли древнюю Олимпию и Олимпийские игры на небытие.

И только лишь в середине XV в. итальянский деятель эпохи Возрождения Матео Палмиери (1405-1475) в одной из своих политических дискуссионных работ возвращает понятие «Олимпийские игры» в сознание масс.

Итальянский врач Иероним Меркуриалис (1530-1606) в своем шести том­ном труде «Об искусстве гимнастики» первые три книги посвящает истории древнегреческой гимнастики, в том числе и истории древнегреческой агони-стики. Петрус Фабер в работе «Агонистикон», изданной в Париже в 1592 г., тоже вспоминает о древнегреческих олимпиадах.

Иоаханнес Аквилл, юрист из Бадена, уже в 1516 г. организовал показатель­ные «олимпийские выступления». Английский драматург Томас Кид в сво­ей работе в театре также обращался к идеям и сценам Олимпийских игр Древ­ней Греции.

Королевский прокурор Роберт Довер (1575-1652) при поддержке короля Англии Якова I организовал в 1604 г. соревнования, назвав их Олимпийскими играми. Многоуровневые соревнования проводились в течение нескольких лет на Троицу как дань традициям английского народа. В них участвовали все желающие вне зависимости от пола и сословной принадлежности. Состязания проводились по атлетике, борьбе, конному спорту, охоте и завершались жаре­ньем быка и танцами. Даже после смерти Роберта Довера Игры продолжались, пока пуритане не прекратили их.

Англичанин Джилберт Вест (1703-1756) написал докторскую диссерта­цию по истории древнегреческих Олимпиад. В послесловии к ней он высказы­вал пожелание о возрождении Олимпийских игр. Идеи олимпизма развивали в своих трудах и Жан Жак Руссо, и Фридрих Шиллер (1759-1805).

Немецкий ученый Иоганн Генрих Краузе наиболее глубоко изучил физиче­скую культуру древних греков. На рубеже 30-40-х годов XIX в. он написал двухтомное сочинение об общеэллинских играх. Первый том посвящен возник­новению, истории и развитию Игр в Олимпии, второй том - Пифийским, Немейским и Истмийским играм. Работы, изданные позднее в Европе, опира­лись в основном на произведение Краузе.

Интерес к истории Греции подтолкнул многих археологов к организации рас­копок, принесших целый ряд новых открытий.

Долгое время археологи не могли определить место древней Олимпии. Пер­вый, кому удалось это сделать в 1766 г.,- оксфордский археолог Ричард Чандлер (1738-1810). В случайном разговоре с одним турецким агой он услышал о том, что «рядом с селением Мирака есть много развалин храмов, а в его окрестно­стях можно найти и скульптуры, изображающие борцов».

В конце 20-х годов XIX в. французская военная экспедиция положила нача­ло раскопкам Олимпии. Были найдены остатки нескольких зданий, а также некоторые предметы, представлявшие художественную ценность. Их отправ­ка в Париж вызвала недовольство греческих патриотов, которые выступили против продолжения раскопок, поэтому экспедицию пришлось свернуть.

Впоследствии попытки отдельных частных лиц давали лишь единичные, ограниченные результаты. Тем не менее это все больше подогревало интерес научной общественности к истории древней Олимпии.

Наиболее результативной была работа немецкой археологической экспеди­ции во главе с Эрнстом Курциусом (1814-1896). Еще будучи студентом, он меч­тал осуществить раскопки Олимпии. Об этом свидетельствует один из фраг­ментов его доклада в университете, с которым он выступил в 1852 г.: «То, что лежит там в темной глубине, - жизнь из нашей жизни, и даже если у бога есть другие распространенные на земле заповеди, провозглашающие намного более величественный мир, чем олимпийское перемирие, то и тогда Олимпия все же остается для нас священной землей. И нам необходимо пере­нести в наш мир, блистающий более чистыми огнями, возвышенность культу­ры древних, самоотверженный патриотизм, готовность к жертвам во имя ис­кусства и радость состязаний, превосходящие любые жизненные силы».

Раскопки начались в 1875 г. после длительных переговоров с греками и приготовлений и продолжались семь лет. Все это время общественность по­дробно информировалась о результатах находок и открытий. Был создан музей, в котором экспонировались найденные археологами произведения искусства, построены гостиницы, проложена железная дорога, что позволило Олимпии стать популярным местом для туристов. Курциус написал подробное пяти том­ное произведение «История Древней Греции», в котором останавливается и на истории древнегреческой агонистики («ратоборства»).

Под влиянием успехов археологов идея Олимпийских игр все больше овла­девает умами деятелей физической культуры. В Швеции ученик Пера Линга Густав Шаратау в 1834 г. организовал в курортном местечке Рамлёс недалеко от Xельсинборга состязания, назвав их «Олимпийские игры». В них участвова­ли жители близлежащих селений. В программу входили показательные высту­пления гимнастов, конные состязания, народные упражнения и развлечения, а также дисциплины из программы древнегреческих Олимпийских игр. Пов­торно состязания были организованы через два года, в 1836 г.

Спустя восемь лет, уже в Монреале, организуются соревнования под назва­нием «Олимпийские игры».

В самой Греции также предпринимаются попытки по возрождению антич­ных Игр. Вначале жители деревни Летрино, расположенной недалеко от Олим­пии, пытались в честь освобождения своей родины от турецкого ига проводить раз в четыре года начиная с 1838 г. Олимпийские игры. Первая попытка была осуществлена в форме народного празднества. Дальнейшая их судьба неиз­вестна.

В 1858 г. специальным Королевским олимпийским указом была предпри­нята попытка возродить Олимпийские игры в масштабе всей Греции с целью укрепления национального самосознания греков. Для этого в Афинах восста­новили античный стадион, построили специальное здание - Заппеион, предназначавшееся для проведения поэтических и музыкальных выступлений. И в следующем году (1859) соревнования были проведены. В них приняли уча­стие греки из Малой Азии, Александрии и с Кипра. Программа Игр состояла из беговых дисциплин, прыжков в длину и через препятствия, прыжков с шестом, метания диска в высоту и длину, метания копья, верховой езды, состязаний на колесницах, запряженных лошадьми, гребли, плавания, лазанья и соревнова­ний по удержанию равновесия. Празднества патронировал король Отто I, ко­торый вручал победителям награды: оливковые ветви и денежные вознаграж­дения. Одновременно проводилась выставка произведений изобразительного искусства и изделий народных промыслов.

Вторая попытка провести подобные соревнования в 1863 г. не осуществи­лась в связи со смертью короля и внешнеполитической напряженностью, воз­никшей из-за проблемы престолонаследия. После этого Игры организовыва­лись еще в 1870, 1875, 1888 и 1889 годах, однако они носили случайный, несистематический характер и потому не получили дальнейшего развития.

В некоторых европейских странах (Швеции, Англии) создаются олимпий­ские ассоциации и общества. Олимпийская идея все больше и больше пробива­ла себе дорогу.

Заслуга в становлении олимпийского движения современности принадле­жит прежде всего талантливому французскому общественному деятелю и ор­ганизатору, Пьеру Фреди, барону де Кубертену . Он родился в Париже в 1863 г. в богатой дворянской семье. Образование получил в офицерской школе, но ее не закончил, оставил, чтобы продолжить обучение в Сорбоннском универси­тете. Кубертен увлекался историей, философией и современной политикой. В то же время его занимали педагогиче­ские проблемы воспитания молодежи, в основном физического. Обществен­но-политическая ситуация во Франции была такова, что требовалось улучшать физическую подготовку французской молодежи.

В 1880 г. группа либералов-республи­канцев во главе с бароном Пьером де Кубертеном для этих целей учреждает Национальную лигу физического воспитания. Лига ставила перед собой задачу охватить все население Франции спор­тивным движением, прежде всего, школь­ную систему. Изучив методы шведской, немецкой, французской гимнастик, Кубертен пришел к выводу, что развитие физического воспитания во Франции должно идти не путем военизиро-ванной физической подготовки, а с использованием английского опыта, включавшего в себя как игровую, так и спортивную деятель­ность.

С целью более глубокого ознакомления с опытом английской спортивной жизни П. Кубертен принимает решение в 1883 г. посетить Англию. Там, в Ии­сус-колледже вблизи Виндзора, он непосредственно познакомился с разнооб­разными спортивными увлечениями студентов. Стремясь перестроить систе­му физического воспитания во Франции по английскому образцу, П. Кубертен в 1887 г. создает для этих целей Комитет по пропаганде физического воспита­ния, ведущую роль в котором отводят министру просвещения Франции Жюлю Симону. Последний с большим энтузиазмом относился к физической культу­ре. Комитет проводил большую пропагандистскую работу по внедрению спор­тивной деятельности в систему физического воспитания во Франции, зани­мался перепиской с французскими и зарубежными учебными заведениями, общественными организациями.

П. Кубертен приходит к выводу, что главным препятствием на пути органи­зации спорта являются замкнутость отдельных сфер физической культуры, на­циональные предрассудки. В 1888 г. он выступает одним из организаторов Союза французских атлетических обществ. Цель, которую ставил перед собой Союз, - объединить все спортивные организации Франции, преодолеть суще­ствующие между ними отчуждение и противоречия.

По инициативе П. Кубертена в 1889 г. в рамках международной выставки в Париже проводится конгресс по физической культуре. На его заседаниях об­суждаются вопросы развития физической культуры в разных странах. В этом же году Кубертен на средства французского министерства образования посещает США с целью изучения американской системы физического воспита­ния. В Париже под его редакцией стал издаваться специальный журнал «Ревю-Атлетик», в котором освещались вопросы физического воспитания.

Большое влияние на формирование взглядов молодого Кубертена оказала его поездка в Грецию, где он посетил и Олимпию. Она его поразила. Позже он говорил об этом: «Ничто в древней истории не произвело на меня большего впе­чатления, чем Олимпия. Это город мечты, созданный людьми для практиче­ских целей, а затем освященный и возвеличенный благодаря понятию "роди­на"». После возвращения из Греции идея возрождения Олимпийских игр полностью овладела умом Кубертена.

Впервые с предложением о возрождении Олимпийских игр Пьер де Кубер-тен публично выступил 25 ноября 1892 г. в университете Сорбонна на торже­ственном заседании, посвященном пятилетней годовщине создания Француз­ского легкоатлетического союза. Как генеральный секретарь Союза, он сделал доклад «Олимпийский ренессанс», в заключении которого сказал: «Давайте пошлем за рубеж гребцов, фехтовальщиков, бегунов и тем самым положим на­чало свободному движению спортсменов, с помощью которого в кровообраще­ние старой Европы вольется идея мира. Это позволит мне, пользуясь вашей поддержкой, внести предложение о возобновлении Олимпийских игр, преоб­разованных в соответствии с требованиями современности».

Весной 1893 г. П. Кубертен с помощью секретарей английского и американ­ского атлетических союзов (Ч. Герберта и У. М. Слоана) создает комитет по под­готовке к созыву учредительного конгресса. П. Кубертен проводит много­численные переговоры с общественными и государственными деятелями различных стран, рассказывает им о целях и задачах предстоящего конгресса, обращается за помощью к представителям дипломатических миссий, аккреди­тованных в Париже, ведет переписку с известными людьми, занимающимися проблемами физической культуры в своих странах.

Большая организационная работа дала свои плоды. 16 июня 1894 г. в Пари­же в университете Сорбонна открылся международный конгресс. В нем приня­ли участие 72 делегата от 39 спортивных обществ разных стран - Франции, Ве­ликобритании, США, России, Швеции, Испании, Италии, Бельгии, Греции и Нидерландов. Такие удаленные страны, как Австралия и Япония, прислали письменное подтверждение о поддержке идей конгресса. Работа конгресса ши­роко освещалась во французской печати и газетах других стран мира. В официальных приглашениях этот форум назывался «Конгрессом по возрож­дению Олимпийских игр».

Конгресс открылся торжественным заседанием в старинном здании Сор­бонны в присутствии почти 2 тыс. человек. С докладом выступил известный французский исследователь античности Теодор Райнах. Xор парижской госу­дарственной оперы исполнил найденный при раскопках в Дельфах француз­ской археологической экспедицией древний гимн богу Аполлону.

В ходе конгресса проводились торжественные встречи и приемы. Союз французских атлетических обществ устроил состязания велосипедистов, а также чемпионат по игре в мяч «лонж-пом». Общество любителей парусного спорта организовало для участников конгресса прогулку на лодках по Марне.

Работа конгресса проходила в двух секциях. В первой обсуждались пробле­мы любительского и профессионального спорта. Решение гласило, что любите­лем мог считаться тот спортсмен, который «не состязался за получение какой-либо награды или денежной суммы, не соревновался с профессионалом и ни­когда не был платным учителем физкультуры».

Во второй секции было принято главное постановление конгресса - о воз­рождении Олимпийских игр. В основном документе - Xартии - излагались цели, принципы и программа будущих Олимпийских игр. Xартия гласила:

1. В интересах морали Международного конгресса отдельные страны счита­ют необходимым возродить на международной основе Олимпийские игры в со­временной форме, но с соблюдением древних традиций.

2. К участию в Играх следует приглашать спортивные объединения всех стран. Каждая страна может быть представлена только своими гражданами. Перед Олимпийскими играми, которые будут праздноваться каждые четыре года, отдельные страны должны проводить отборочные и предварительные со­ревнования с тем, чтобы их представляли только лучшие спортсмены.

3. В программу международных Олимпийских игр будут включены следую­щие виды спорта:

а) собственно атлетические: бег, прыжки, метание диска, тяжелая атлетика;

б) водные виды спорта: парусный спорт, гребля, плавание;

в) конькобежный спорт, фехтование, борьба, бокс, конный спорт, спортивная стрельба, гимнастика, велоспорт.

4. За исключением фехтования во всех других видах спорта в олимпийских соревнованиях могут участвовать только любители. Те, для кого спорт являет­ся профессией, не могут принимать участия в состязаниях.

5. Комитет, отвечающий за организацию Олимпийских игр, имеет право не допускать к участию в соревнованиях тех, кто когда-либо выступал против олимпийской идеи или против идеи современных Олимпийских игр.

6. Для легкоатлетов необходимо организовать главное соревнование под названием «пятиборье».

П. Кубертен предложил провести первые Олимпий­ские игры современности в 1900 г. в Париже, знаменуя этим начало нового XX века. Делегаты конгресса гото­вы были поддержать это предложение, но слово попро­сил представитель Греции, известный поэт и перевод­чик Деметриос Викелас. Он призвал конгресс не ждать целых шесть лет и провести первые Олимпийские игры в 1896 г. «Пусть Париж станет ареной Игр в 1900 г., - за­явил он. - Но разве земля эллинов, колыбель античных Олимпиад, не заслуживает права провести Олимпий­ские игры за четыре года до этого?» Таким образом, было решено провести первые Олимпийские игры со­временности в 1896 г. в Афинах (Греция).

Для их подготовки был создан Международный олимпийский комитет (МОК) со штабом в Париже из представителей четырнадцати государств. Первым президентом МОК избрали Деметриоса Викеласа , учитывая то, что он представлял страну, где будут проводиться первые игры, и с надеждой, что эта почетная должность поможет ему успешно провести подготови­тельные работы в самой Греции. Пьера Кубертена из­брали генеральным секретарем МОК.

Членами МОК были избраны также: Э. Калло (Франция), генерал А.Д. Бутовский (Россия), генерал В. Бальк (Швеция), профессор У.М. Слоан (США), лорд Амптхилл (Великобритания), Ч. Герберт (Вели­кобритания), Ференц Кемень (Венгрия), И. Гут-Яр-ковский (Богемия), X.Б. Субиар (Аргентина), Л.А. Кафф (Новая Зеландия), граф Луккези Палли (Италия). В 1895 г. в состав МОК ввели В. Гебхардта (Германия), хотя он и не принимал участия в Париж­ском конгрессе.

Общественность Греции с большим воодушевлени­ем восприняла весть о проведении первых Олимпий­ских игр современности в Афинах. Однако греческое правительство в связи с затруднительным финансовым положением отнеслось к идее проведения Игр достаточно прохладно и не высказало желания помочь организаторам игр. Выдвигалась идея провести первые Игры в Будапеште.

И только благодаря большим дипломатическим усилиям Пьера де Кубертена удалось убедить вначале наследного принца Константина, а через него и грече­ского короля в возможности проведения игр в Афинах.

К подготовке спортивных сооружений были привлечены средства богатых греков, живших за пределами родины, а также пожертвования простых грече­ских граждан. Проведение игр стало вопросом национальной чести. Ускорен­ными темпами было построено несколько спортивных объектов. В начале апреля 1896 г. все подготовительные работы были завершены.

История современного олимпийского движения насчитывает более 110 лет. Главными факторами, обусловившими его возникновение, были бурное развитие спорта в 19 в., создание на этой основе национальных и международных спортивных объединений и проведение международных встреч спортсменов, разработка в ряде стран теоретических и практических вопросов физического воспитания. Всё это в сочетании с результатами археологических раскопок в Олимпии, стимулировавшими широкий интерес спортивной общественности к Олимпийским играм древности, дало возможность Пьеру де Кубертену выдвинуть и обосновать идею организации Олимпийских игр на современной основе. Кубертен сформулировал в 1895 прогрессивную для своего времени точку зрения на спорт: «современный атлетизм имеет две тенденции. Он становится демократическим и интернациональным. Это течение, родившееся из великой тяги к миру и братству, к дружбе, которые возникают из глубин человеческого сердца. Здоровая демократия, мудрый и мирный интернационализм проникнут на новый стадион и сохранят культ чести и бескорыстия, что позволит атлетизму совершить дело морального совершенствования и социального мира единовременно с развитием мышц. Необходимо, чтобы каждые четыре года проведение Олимпийских игр давало молодёжи всего мира возможность радостной и братской встречи, благодаря чему постепенно исчезнет недоверие в отношении друг друга, в котором живут народы, которое поддерживает ненависть, аккумулирует недоразумения и ускоряет ход событий в духе беспощадной варварской войны».

В 1892 на конференции, посвящённой 10-й годовщине Союза спортивных обществ Франции, Кубертен впервые объявил о своём намерении осуществить на базе, соответствующей условиям современной жизни, грандиозное и благотворное дело - проведение Олимпийских игр. Важнейшее значение в истории олимпийского движения имеет созванный по инициативе Кубертена Международный олимпийский конгресс (1894, Париж), принявший решение об организации Олимпийских игр на современной основе, о проведении в 1896 Игр I Олимпиады, учредивший Международный олимпийский комитет. На конгрессе обсуждались проблемы любительского спорта, формулировались олимпийские идеи и принципы, программа Игр.

Программные и организационные основы олимпийского движения, выработанные в кон. 19 в. Кубертеном и его единомышленниками, совершенствовались в течение многих десятилетий.

К середине 20 в. олимпийское движение достигло очевидного прогресса. В 1894 в состав МОК были избраны 15 членов для 12 стран, в т. ч. для России, в то время существовало лишь 2 национальных олимпийских комитета. В 1950 МОК признавал, уже 61 НОК, а в его составе было 67 членов, в 1979 - 134 НОК, 89 членов. В настоящее время свой НОК имеет практически каждая страна.

Проведение Олимпийских игр на современной основе ускорило процесс образования МСФ по видам спорта, включённым в олимпийскую программу. Если ко времени проведения Олимпийских игр в 1896 существовало лишь 2 МСФ - гимнастики (осн. в 1881) и гребли (1892), то к сер. 20 в. их насчитывалось св. 100, в т. ч. 26 по олимпийским видам спорта. Несомненного успеха в своём развитии достигли Олимпийские игры, в которых идея мирных состязаний молодёжи всего мира находит своё конкретное выражение. Если в Играх I Олимпиады участвовали 311 спортсменов из 13 стран, то в Олимпийских играх 1976 - 6189 чел. из 88 стран. С 1924 стали проводиться Зимние олимпийские игры (ЗИО), в I ЗОИ - 293 чел. из 16 стран, в ЗОИ 1976 - 1064 чел. из 37 стран.

В олимпийском движении не раз возникали кризисные явления. Так было при проведении первых Олимпийских игр, когда они не только не поддерживались широкой общественностью, но и имели многочисленных противников. Особенно серьёзным испытаниям подверглось олимпийское движение в периоды 1-й и 2-й мировых войн. После 2-й мировой войны империалистические круги не раз ставили олимпийское движение на грань раскола, в частности в результате политической дискриминации спортивных организаций социалистических стран.

Однако олимпийское движение как прогрессивное общественное движение доказало жизненную силу своих гуманных принципов, идей гармоничного воспитания человека, мира, дружбы и взаимопонимания между народами. В условиях мирного сосуществования государств с различным социально-политическим строем одной из важнейших задач прогрессивной спортивной общественности является борьба за единство общественного движения.

В 1962 НОК СССР на 59-й сессии МОК в Москве внёс предложение о проведении всемирного конгресса по актуальным проблемам олимпийского движения, поддержанное многими НОК. Борьба между сторонниками и противниками созыва конгресса продолжалась более 10 лет и завершилась проведением в 1973 в Варне (Болгарии) 10-го олимпийского конгресса, который сыграл важную роль в объединении прогрессивных сил олимпийского движения, борющихся за его единство и демократическое развитие.

Бурное развитие спорта во всём мире, масштабы и роль олимпийского движения как одного из массовых движении современности всё больше привлекают внимание правительств различных стран. При современном уровне развития спорта общественные организации уже не в состоянии без помощи государства решать проблемы материально-технического, организационного и иного характера. Олимпийское движение и Олимпийские игры побуждают правительства содействовать развитию спорта.

3. Тенденции развития современного олимпийского
движения

Россия является одной из ведущих спортивных держав мира, о чем убедительно было доказано результатами выступления сборных команд страны на всех олимпийских играх, даже после распада СССР. В то же время в современном олимпийском движении имеются свои проблемы, которые требуют настоятельного решения.

Истоки развития олимпийского спорта исходят из идеи возрождения Олимпийских игр, которая стала быстро воплощаться в практику спортивного движения, а 16 июня 1894 г. был учрежден Международный Олимпийский комитет (МОК).

Пьер де Кубертен, возглавивший МОК, и его единомышленники понимали, что спорт, наряду с возвышенными идеалами, служит коммерческим, низменным страстям. Но, в то же время, они видели в спорте лучшее средство для пропаганды и утверждения таких общечеловеческих ценностей, как мир, здоровый образ жизни, укрепление семьи, преодоление сословности, расовых различий. Принятая МОК, Хартия запрещала участие в играх профессионалов и денежные призы в соревнованиях и положила начало непрерывной полемике о сущности и статусе любительства и профессионализма в спорте.

Рассматривая спортивную деятельность как педагогическую систему, в которой неразрывно взаимосвязаны элитный (олимпийский) и общедоступный (прежде всего детско-юношеский) спорт, необходимо разграничить эти понятия в процессе исторического развития.

Спорт джентльменов – это, прежде всего, занятия спортом вследствие значительного свободного времени у обеспеченных слоев общества: аристократии, буржуазии. Он становится признаком высокого социального статуса, обязательным элементом хорошего воспитания. В нем сочетаются физические упражнения с элементами развлечения, поэтому пользуются спросом игровые формы занятий, которые стимулируют жизненный тонус и не требуют проявления чрезмерного напряжения.

По мере развития спорта начинается его быстрое распространение среди широких демократических слоев населения. Возникают любительские ассоциации – аристократические: фехтование, конный спорт, теннис, собачьи бега, крикет - и буржуазные: гребля, велосипед, фехтование, туризм.

С середины XIX в. начинают формироваться и любительские рабочие организации: гимнастические общества в США, Германии; велосипедная федерация в Австрии и Бельгии; кружок любителей спорта Путиловского завода, Морозовской мануфактуры в России.

Рождение всемирного праздника (начало)

Как возникло это масштабное общественное явление - Олимпийские игры?

Известно, что мировое сообщество развивалось небыстро: веками, тысячелетиями оно совершенствовало свой первобытный ум. Появился великий человек - увы, неизвестный, навсегда безымянный изобретатель колеса. После него пришел великий Архимед, затем великий Ньютон, потом великий Пушкин, а потом - великий Эйнштейн и так далее.

Но были вещи и явления, которые сразу возникали совершенными, не требующими доработки. Таковы скульптуры великих мастеров древности, таковы египетские пирамиды, таковы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, картины Боттичелли, музыка Моцарта и т.д.

Вот к таким, сразу совершенным, творениям человеческого гения можно отнести идею проведения Олимпийских игр. Конечно, программа игр менялась не раз и не два: совершенствовалась и ухудшалась, но оставалось всегда главное - идея честных, товарищеских игр.

В истории возникновения Олимпийских игр немало неясностей, а порой и легенд мифологического характера. Неясными пока для историков остаются сроки их проведения. Но бесспорно одно - родиной Олимпийских игр является Древняя Греция

Почитаемое греками святилище - Олимпия. Здесь, у подножья горы Кронос в долине реки Алфей, и в наши дни зажигается олимпийский огонь. Отсюда начинается факельная эстафета.

Конечно, о самих Олимпийских играх древности известно не из легенд, а из более достоверных источников. Для нас особенно важно и значимо то, с каким уважением и любовью древние греки относились к Олимпийским играм, к самой их идее.

Уже тогда в спорте видели средство укрепления здоровья, что должно было компенсировать зачаточное состояние медицины. К тому же древние часто воевали, и физическая подготовка, умение драться, бороться, быстро бегать им были необходимы. И еще, греки понимали - Игры помогают им не столько хорошо воевать, сколько регулярно встречаться, осуществлять культурный обмен, т.е. Олимпийские игры способствовали разрушению образа врага. А это было важным в объединении многочисленных территорий и народов древней Греции. Спорт и физические упражнения ценили и за то, что они возвышают, облагораживают душу, что они неразрывно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Проще говоря, греки считали, что нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физической культурой, хотя бы для себя. О некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!». Идея гармоничного развития личности дошла и до наших дней.

Первые Олимпийские игры древности состоялись в 776 году до новой эры. Это начальная дата. Известен и первый победитель игр, с этого имени начинается олимпийская история человечества.

Это - Короибос, атлет из города-полиса Элиды.

Кто имел право участвовать в Олимпийских играх?

Олимпийцами могли стать только греки по происхождению и только мужчины.

Раз в четыре года в греческие города-государства, а также в греческие колонии отправлялись специальные послы. Они приглашали желающих принять участие в играх.

Во время олимпиады прекращались всякие распри и войны. Никто не имел права войти на территорию Олимпии с оружием. Строгому наказанию подвергался и человек, оскорбивший путника, идущего на Олимпийские игры.

Участвовать в Играх считалось честью и большой ответственностью. Атлет должен был десять месяцев готовиться дома и еще один месяц усиленно тренироваться в Олимпии.

За будущими олимпийцами следили, и очень строго, элланодики - судьи и распорядители.

Они не только отвечали за подготовку атлетов, но и за то, чтобы места соревнований были в надлежащем порядке. Элланодики награждали победителей и накладывали штрафы.

Уже в те времена, программа игр была интересной и разнообразной. Вначале игры укладывались в один день, но по мере роста интереса и важности игр, они стали проводиться пять дней.

В храмах перед открытием игр все участники давали клятву: «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками». Перед самими соревнованиями приносились жертвоприношения.

Победители соревнований, Олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава во всем греческом мире.

Греки видели в Олимпийских играх не только чисто спортивное соревнование. Поэты здесь читали свои стихи. Ораторы соревновались в искусстве красноречия, а музыканты исполняли свои лучшие произведения. Так спортивные праздники становились фестивалями искусств.

О том, что Игры для греческого мира имели огромное значение, говорит тот факт, что посетить игры и принять в них участие считали за честь такие титаны мысли, как Пифагор, Аристотель, Платон, Геродот.

Лучшие поэты, побывавшие на играх, запечатлели эти незабываемые мгновения в своих произведениях. Именно по ним мы узнали об Олимпийских играх.

В середине II века до новой эры Грецию с ее городами-государствами завоевал окрепший Рим. Олимпия для завоевателей была просто богатым местом, которое можно грабить. И в то же время римлянам захотелось приобщиться к Олимпийской славе.

Римская эпоха принесла Олимпийским играм изменения - игры стали многонациональными. Право соревноваться получили люди всех национальностей, проживающие в Римской империи от Северной Африки, до ближнего Востока и Западной Европы. В целом Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет, или 292 раза.

Закрытие и возрождение Олимпийских игр

В 394 году новой эры римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Его наследник Феодосий II издал декрет о разрушении всех языческих храмов. Набирала силу новая религия - христианство. Некогда прекрасная, а теперь разграбленная Олимпия вырождалась и дряхлела. На 15 столетий Олимпия вообще как бы исчезла с лица Земли, даже название ее было забыто. Миновали мрачные средние века - эпоха инквизиции. Ни о каких Олимпийских играх не могло быть и речи. Они немедленно были бы объявлены дьявольской затеей. Наконец пришла эпоха Возрождения, а за ней - эпоха Просвещения. Человечество оглянулось назад, в свою давнюю историю, и разглядела древних эллинов, могучий Рим, античную науку, искусство. Возникла идея физического воспитания молодежи, идея возрождения Олимпийских игр. Ее высказывали чешский педагог Ян Каменский, французский философ Жан-Жак Руссо, немецкий поэт Фридрих Шиллер и русский ученый Михайло Ломоносов. В XVI-XIX вв. спорт активно развивается во многих странах мира. В 1516 году в немецком городе Баден-Бадене были проведены показательные Олимпийские игры. Но еще почти 400 лет потребовалось на то, чтобы идею воплотили в жизнь. За это время спорт преодолел границы отдельных государств и стал международным. Начали создаваться первые международные спортивные объединения по отдельным видам спорта - прообразы федераций. Огромный толчок в развитии получила педагогика - наука и практика образования, спортивная педагогика. Физическая культура и спорт стали средством духовного образования человека.

И вот этот день настал. Французские спортивные руководители приняли решение созвать в Сорбонне международный, спортивный конгресс и пригласить на него авторитетных спортивных деятелей всех стран мира.

16 июля 1894 года в присутствии 2000 человек международный форум открылся. В нем приняли участие 10 стран, в том числе и Россия. Дата 23 июня 1894 года - исторический день, когда на конгрессе прозвучали слова: «Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни».

Через 1500 лет после их запрещения Олимпийские игры были возрождены для всего человечества. На этом же конгрессе было решено первые Олимпийские игры современности провести в 1896 году 6 апреля в Афинах - столице Греции, исконной родины олимпийского движения древности.

Зимние олимпийские игры

Популярность олимпийского спорта еще более возросла с появлением Олимпийских зимних игр. Это произошло в 1924 году, когда состоялись первые игры по зимним видам спорта. С этого времени они составляют самостоятельный цикл олимпийских соревнований. До 1992 года они проводились в тот же календарный год, что и игры по летним видам спорта. Международный олимпийский комитет принял решение проводить далее зимние игры в четные, но не в високосные годы.

Олимпийская хартия - конституция спортивного сообщества

Олимпийская хартия это свод правил, по которым живет на нашей планете общественное явление, именуемое Олимпийским движением. Первая Хартия была принята в 1894 году, последняя - в 1991-м, хотя каждый год Международный олимпийский комитет (МОК) вносит в нее изменения и дополнения.

1-й раздел хартии - основные принципы Олимпийского движения, его организация, участники и их взаимодействия.

2-й раздел - принципы формирования, права и обязанности, порядок работы МОК.

3-й раздел - международные, спортивные федерации, и их взаимодействие с МОК.

4-й раздел посвящен Национальным олимпийским комитетам, ведущим работу по развитию Олимпийского движения в своих странах.

5-й раздел рассказывает о самих Олимпийских играх, правилах допуска спортсменов к ним, программе игр и порядке их проведения.

Что такое Олимпизм?

Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая сбалансированное целое, достоинство тела, воли и разума.

В чем же эта философия жизни состоит применительно к движению? В том, чтобы объединить и сбалансировать, гармонично уравновесить в одной личности достоинства тела (его ловкость, силу и другие двигательные качества), могучую волю и просветленный разум. Никто не может и не должен заставлять человечество жить по этим замечательным правилам, но Олимпизм подает пример, которому призывают следовать.

Олимпизм стремится объединить спорт, культуру и образование, призывает к такому образу жизни, при котором человек получает радость не от праздности, а от разумных усилий, подражает хорошему и с уважением относится к благородным правилам поведения и жизни, выработанным человечеством за долгие века. Цель Олимпизма - сделать спорт важным средством гармоничного развития человека. А всеобщая гармония помогает создать благородное общество, главная забота которого - мир и сохранение человеческого достоинства.

Олимпийская идея в знаках, символах, наградах

Современный олимпийский символ - пять переплетенных колец: иногда в черно-белом варианте, но чаще - цветные. Он олицетворяет единство спортсменов пяти континентов земного шара, их встречу на Олимпийских играх. В Хартии указано: три верхних кольца (идут слева направо) - синее, черное, красное. А внизу помещены - желтое и зеленое.

В Олимпийскую символику входит олимпийский девиз: «СИТИУС, АЛЬТИУС, ФОРТИУС - БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ». Он отражает смысл спортивной борьбы.

Каждый Национальный олимпийский комитет имеет свою эмблему. Их обязательная основа - пять колец. Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище размером 2Ч3 м, символизирующее идею дружбы всех без исключения наций земли, а на нем пять цветных колец.

Существует олимпийский гимн. Традиция зажжения олимпийского огня родилась в 1912 году, а традиция зажигать огонь на олимпийском стадионе - в 1928 году. На Олимпийских зимних играх это произошло в 1952 году. Первая эстафета олимпийских факелов впервые состоялась в 1936 году. На открытии игр произносится две клятвы. Первая от имени участников прозвучало в 1920 году: «От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд».

Вторая клятва - клятва арбитров: «От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши обязанности во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в подлинно спортивном духе» - впервые была произнесена в 1968 году.

Главная олимпийская награда - медаль. Медали вручают в каждом номере программы - победителям и призерам: золотые, серебряные, бронзовые. Спортсмены, занявшие места с первого по восьмое в личных или командных соревнованиях получают дипломы МОК. Помимо официальной символики на олимпийских играх используются неофициальные олимпийские атрибуты - талисман, который появился впервые на олимпийских играх в 1968 году.

Как проводятся Олимпийские игры

Олимпийская хартия определяет правила, по которым должны проводиться Олимпийские игры. Отступать от правил нельзя. Но в дополнение к ним каждый олимпийский город может внести свое. Хартией предписывается, что Олимпийские летние игры проводятся в течение первого года олимпиады. Олимпийские зимние - в третий год. Продолжительность Игр не должна превышать 16 дней. Олимпийская деревня - обязательное условие проведения Олимпийских игр. Организационным комитетам игр предписывается тщательно разрабатывать культурную программу - обширную, богатую, разнообразную. Цель - психологическое «отключение» от напряженных соревнований, развитие дружеских связей между спортсменами, пропаганда национального искусства.

Каждый олимпиец должен быть гражданином той страны, которую он представляет на Играх.

Хартия запрещает использование фармакологических препаратов, запрещенных МОК как допинг.

В Олимпийской хартии подробно описана церемония открытия и закрытия Игр, а также церемония зажигания олимпийского огня. Эти церемонии постоянно совершенствуются в плане зрелищности, устраиваются целые спектакли, но основное - ритуал закрытия и открытия - остается неизменным.

Олимпийская хартия разрешает МОК проводить и другие соревнования - региональные, всемирные, континентальные. Как пример - Всемирные юношеские игры, Международные игры Азии, Игры доброй воли и многие другие.

Что такое Олимпийское движение

Это всемирное воплощение идеологических и гуманистических идеалов с помощью спорта. Олимпийское движение реализует свой важнейший принцип - «никакой дискриминации в спорте - ни политической, ни религиозной, ни расовой». Как общественное движение оно преследует ряд общественно значимых целей, но главное - всемерно помогать построению мирного мира, воспитывать молодежь при помощи спорта в духе дружбы, солидарности и чести.

Президенты МОК

За более чем 100 лет их было восемь. О каждом из низ можно говорить много и особо, но есть даже среди этих замечательных людей особо выдающиеся: ПЬЕР де КУБОРТЕН (Франция) - возглавлял МОК в 1896-1925 годах; ЭВЕРИ БРЕНДЕДЖ (США) - был президентом в 1952-1972 годах; ХУАН АНТОНИО САМАРАНЧ (Испания) - в 1980-2001 годах; ныне действующий президент - ЖАК РОГГ (Бельгия).

Олимпийское движение в нашей стране

Россия принимала участие в составе 10 стран в работе Международного атлетического конгресса в 1894 году, а в 1908-м приняла участие в IV Олимпийских играх. В 1911 году был создан Национальный олимпийский комитет (НОК), его председателем был избран педагог, руководитель учебных заведений Вячеслав Измайлович Средненский. В 1912 году на играх V Олимпиады Россию представляла самая представительная делегация. Это были последние Олимпийские игры, в которых принимала участие дореволюционная Россия. В 1951 году был создан НОК СССР, и в 1952 году, после сорока лет перерыва, спортсмены СССР приняли участие в Играх XV Олимпиады в Хельсинки. И с тех пор мы самые активные участники всех последующих олимпийских Игр - летних и зимних.

4. Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов

Цели и задачи предмета «Физическая культура»

Главная цель занятий физической культурой и спортом - формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.

Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать своё железное «Я». А для этого необходим определённый объём знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств - силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости.

Другое необходимое условие формирования физической культуры личности - это стремление к овладению системой определенных знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психического благополучия, развитие способностей.

И, пожалуй, самое главное требование, без выполнения которого цена двух предыдущих невелика, - практическое применение знаний и умений в своей жизни.

Физическая культура - это часть общечеловеческой культуры. Это вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека. Физическая культура - вид социальной практики. Общество признаёт такую деятельность полезной и необходимой для всех.

Показателями состояния физической культуры в обществе являются совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования людей.

К материальным ценностям физической культуры относятся стадионы, бассейны, спортзалы, спортивные базы учебных заведений, лаборатории, аппаратура, тренажёры и их количество по отношению к численности населения. Уровень здоровья и физического совершенства также являются материальной ценностью общества. Соотношение между здоровой частью населения и количеством людей с отклонениями в состоянии здоровья - это показатель физкультурной деятельности в государстве.

Духовные ценности физической культуры составляют: наука о физическом воспитании и спорте; сеть учебных заведений, готовящих кадры по физической культуре; произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту (живопись, скульптура, книги, музыка, кино).

Понятие физическая культура включает в себя также и спорт, признаком которого является соревнование (ответ на вопрос, кто лучше, сильнее, быстрее).

Спорт - специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества. Спорт - действенное средство и метод укрепления здоровья и физического совершенствования людей, подготовки их к трудовой и общественной деятельности, развития волевых качеств, нравственного и эстетического воспитания, расширения интернациональных связей, культурного сотрудничества, упрочения мира и дружбы между народами. Отличительной чертой спорта является наличие соревновательной деятельности как способа сопоставления и совершенствования определенных способностей человека, что содействует более полному развитию и проявлению физических сил, высокой нравственности и волевых качеств.

Спорт принято подразделять на спорт высших достижений и массовый спорт.

Производное этих двух основ - физкультурник и спортсмен.

Физкультурник - человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями с целью укрепления здоровья, гармоничного развития и физического совершенствования.

Спортсмен - человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью с целью достижения максимального результата для себя или команды.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учёбе, работе, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в этот процесс. Что даёт физическая культура для всестороннего развития личности?

Нравственное воспитание

На учебных занятиях, тренировках, во время спортивных соревнований большие физические и моральные нагрузки, быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата от усилий каждого члена команды, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определённых правил, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию таких качеств и черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

Умственное воспитание

Физическая культура и спорт дают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретённых навыков в жизни, помогают усваивать правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.

Развивается наблюдательность, внимание, восприятие. Повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. Физические упражнения способствуют совершенствованию органов чувств мышечно-двигательной чувствительности зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной системы.

Трудовое воспитание

Процесс освоения учебной дисциплин, а также занятия физическими упражнениями и спортом, требуют преодолевать усталость путем многократного выполнения упражнений. Целеустремлённость, настойчивость в достижении цели, воспитанные в процессе физических тренировок, переносятся в последующем и на трудовую деятельность.

Эстетическое воспитание

В физической культуре и спорте развиваются способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм тела, в доведённых до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку способствует развитию музыкальной культуры. Занятие туризмом, альпинизмом, парусным спортом позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

Физически совершенный человек имеет гармонично развитое тело и высокий уровень развития физических качеств, владеет прикладными навыками, знаниями по физической культуре, ведёт здоровый образ жизни, умеет играть в спортивные игры, танцевать.

Зарождение олимпийского движения

Когда в Париже зимним вечером 1892 года, Пьер де Кубертен объявил о возрождении в ближайшее время Олимпийских Игр, ему аплодировали, но никто тогда не мог себе представить масштаб проекта, начавшегося с образования комитета по организации Олимпийских игр и основания международного движения. МОК был создан 23 июня 1894 года; первые Олимпийские игры современности были открыты в Афинах 6 апреля 1896 года и с тех пор олимпийское движение не прекращает свое развитие.

Возрождение олимпийской идеи

В середине века христианская церковь противопоставила античному идеалу физически совершенного героя аскета, истязающего свою плоть и творящего молитвы во имя будущей благодати. Однако несмотря на запреты и гонения состязания продолжали проводиться. Рыцарские поединки, сельские игры в праздничные дни, соревнования в ловкости среди ремесленников хоть и не несли систематический характер, но проходили повсеместно. Видно такова сущность человека – стремиться к демонстрации своих физических и волевых качеств, наслаждаться радостью борьбы и мигом победы.

В эпоху Возрождения тело человека и методы развития физических качеств вновь стали предметом научного изучения. Бурное развитие науки и искусства возрождало идеалы античности, стремление к единству духовного и физического совершенствования. Эти идеи легли в основу деятельности педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре в Италии, Мишеля де Монтень во Франции, Франциск Бэкона в Англии, Яна Амоса Коменского в Чехии, других педагогов и философов, которые сумели преодолеть религиозные догмы и схоластически взгляды на воспитание.

Однако прошли еще долгие годы пока физическое воспитание приобрело массовый характер. В начале XIX века в Германии, Франции, Швеции возникли гимнастические системы, сыгравшие важную роль в развитии физической культуры. В это же время в Англии получили распространение соревновательные формы физического воспитания, в которых первостепенное значение приобретало не правильность и точность выполнения упражнений, а конечный результат. Это вносило в занятия игровой элемент, свободу личного творчества, азарт борьбы. Для обозначения соревновательных форм физического воспитания был введен термин «спорт» от англ. Disport – развлечение, отдых от труда.
Спортивные соревнования стали особенно популярными в английских учебных заведениях. Ректор колледжа в Регби Томас Арнольд впервые ввел занятия крикетом и футболом в учебную программу определив свой основной педагогический принцип: посредством физических движений и эмоций, связанных с состязательно-игровой деятельностью, можно формировать у молодежи дисциплинированность, организованность и положительные черты личности. Так Томас Арнольд впервые придал спортивно-соревновательной деятельности педагогическую направленность. Опыт по использованию спорта в воспитании молодежи колледжа Регби оказался настолько успешным, что стал образцом для других учебных заведений Англии. А увлечение спортом стало национальной чертой англичан.

Английским опытом заинтересовались и за рубежом. Для изучения постановки воспитания в учебных заведениях отправился в Англию и молодой французский педагог Пьер де Кубертен. Широкое использование игр и соревнований в воспитательных целях произвело на него глубокое впечатление. Последующие поездки в Соединенные Штаты Америки, Швецию, Германию определили его педагогические воззрения. Но ключевое значение приобрело путешествие Кубертена в Грецию, где он посетил недавно открытую Олимпию. «Германия отыскала развалины Олимпии; почему бы, — думал я. – Франции не восстановить ее былую славу? От этого проекта, до менее блестящего, но более практичного и плодотворного о возрождении Олимпийских игр, было уже недалеко; пробил час спортивного интернационализма, призванного сыграть свою роль во всем мире» – так описал свои размышления Пьер де Кубертен.

Следует отметить, что идеи проведения комплексных соревнований, которые бы решали не только спортивные, но и культурные общественно-политические задачи обладали огромной притягательной силой. Поэтому попытки возродить Олимпийские игры предпринимались неоднократно. В Англии с 1604 г. в Бартоне на Хэсе с различными перерывами проходили состязания, получившие название Олимпийских. В Швеции в 1834 г. была создана целая олимпийская ассоциация, которая проводила соревнования. В Греции после освобождения от Турции для укрепления национального духа греков были организованы Олимпийские игры. Однако все эти соревнования и праздники кроме названия имели мало общего с Олимпийскими играми древности, носили искусственный характер и поэтому не сыграли сколько-нибудь серьезной роли в истории спорта.

Совсем другая судьба ждала начинания барона Пьера де Кубертена. Важнейшим условием тому служило международное распространение спорта, усиление культурных и экономических связей между странами и народами. Определяя тенденции развития спорта, Пьер де Кубертен подчеркивал его противоречивость. Он отмечал: «…появляются виды спорта с новыми характеристиками, они интернациональны и демократичны и, следовательно, соответствуют идеалам и потребностям нашего времени. Но сегодня, как и в прошлом, их влияние может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и ответственным; наконец, он может быть использован, для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями современных государств».

Исходя из этого, Кубертен предложил возобновить проведение Олимпийских игр и использовать их для укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также для всестороннего и гармонического воспитания молодежи.

Он разработал организационные основы и идейное содержание олимпийского движения современности, объединив их понятием «олимпизм». Эти идеи оказались близкими и понятными во многих странах мира. «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые соответствовали бы запросам современного общества, — писал Кубертен, сделает возможным встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».
Впервые с этой инициативой Кубертен выступил в 1892 г. в Сорбоне, на торжественном заседании, посвященном 5-летию Союза Французских атлетических обществ. Заручившись поддержкой во Франции, он стал налаживать контакты со спортивными организациями в других странах. В результате деятельности Пьера де Кубертена международный конгресс, состоявшийся в Париже 16 июня 1894 г. собрал 78 делегатов из 12 стран. Многие спортивные организации сообщили о своей поддержке конгресса. В официальных приглашениях, разосланных перед открытием, этот форум был назван «Конгрессом по возрождению Олимпийских игр».

Конгресс единогласно принял предложение об образовании международного олимпийского комитета для подготовки соревнований. Через два года подготовительная работа была завершена, и 6 апреля 1896 г. в Афинах на восстановленном античном стадионе украшенном государственными флагами в присутствии 80 тысяч зрителей король Георгий объявил Олимпийские игры современности открытыми. Началась новая эпоха в развитии спорта, эпоха, которая поставила выдающихся спортсменов рядом с политическими деятелями, знаменитыми учеными и артистами, а соревнования — с важнейшими международными событиями.

Материалы взяты с сайта Национального олимпийского комитета Республики Беларусь noc.by

——————————————————————————————————-

Олимпизм — это состояние ума, основанное на равенстве видов спорта, которые являются интернациональными и демократичными. Это философия жизни, возвеличивающая и объединяющая в единое целое качества тела, воли и ума.

Цель Олимпийских Игр — вносить вклад в построение мирного и лучшего мира путём воспитания молодёжи через занятия спортом без какой-либо дискриминации, в духе дружбы, солидарности и честной борьбы.

Олимпийское движение также можно охарактеризовать многочисленными видами деятельности, которые оно осуществляет:

— Развитие спорта и соревнований посредством национальных и международных спортивных организаций по всему миру.

— Сотрудничество с общественными и частными организациями с целью поставить спорт на службу человечеству.

— Содействие развитию движения «Спорт для всех».

— Продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью равноправия между мужчинами и женщинами.

— Неприятие всех форм коммерческой эксплуатации спорта и атлетов.

— Борьба с допингом.

— Распространение спортивной этики и принципов честной борьбы.

— Решение проблем, связанных с экологией.

— Финансовая и образовательная поддержка развивающихся стран через организации олимпийской солидарности МОКа.

Организация

Международный олимпийский комитет основан 23 июня 1894 года французским педагогом бароном Пьером де Кубертеном, вдохновленным идеей возродить Олимпийские игры античной Греции.

МОК — международная неправительственная некоммерческая организация, создавшая олимпийское движение. МОК является головной организацией олимпийского движения. Он обладает всеми правами на олимпийскую символику, флаг, девиз, гимн и Олимпийские игры. Его основная обязанность — руководить организацией летних и зимних Олимпийских игр.

Президенты

Президент МОК избирается членами МОК тайным голосованием первоначально сроком на 8 лет, который может быть продлен еще на 4 года. Президент возглавляет деятельность МОК, являясь его постоянным представителем. В настоящее время президентом МОК с 16 июля 2001 года является Жак Рогге из Бельгии.

Исполнительный комитет

В состав Исполнительного комитета, основанного в 1921 году, входят президент МОК, четыре вице-президента и десять членов. Все члены Исполнительного комитета избираются на сессии тайным голосованием большинством голосов сроком на четыре года.

Члены МОК

Индивидуальные члены МОК — это члены, которые действуют как представители МОК в своих странах, а не как делегаты от своих стран в МОКе. Члены собираются раз в год на сессии МОК. Они уходят в отставку по достижении ими 70 лет, если они не были избраны до открытия 110 сессии (11 декабря 1999 года). В этом случае они должны уйти в отставку по достижении 80 лет. Все члены МОК избираются сроком на 8 лет с возможностью продления его каждые 8 лет. МОК выбирает и избирает своих членов из лиц, которых квалифицирует комитет по номинациям. Все члены олимпийского движения имеют право выдвигать номинантов.

Администрация

Администрация МОК способствует развитию олимпийского движения. Она готовит, приводит в исполнение и постоянно следит за исполнением решений, принятых основными организациями олимпийского движения.

Кто входит в олимпийское движение?

Олимпийское движение объединяет всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской Хартией и кто признает полномочия Международного олимпийского комитета (МОК), а именно:

— международные федерации (МФ) видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр;

— Национальные олимпийские комитеты (НОКи);

— организационные комитеты Олимпийских игр (ОКОИ);

— спортсмены, судьи и арбитры, ассоциации и клубы, а также все организации и учреждения, признанные МОКом.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции