12.03.2020

Явления и процессы в психике человека. Психические явления и механизмы. Их свойства и классификация. Воля и эмоции


Психические явления - это внутренний или субъективный опыт человека.

В нашем сознании предметы отражаются в виде психического образа. Однако, когда мы смотрим на предмет, трудно отделить образ от предмета, образ как бы наложен на предмет.

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.
I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Все психические состояния подразделяются на:
1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;
2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);
3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);
4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).



Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).

Под психологическими фактами понимается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.

В отличие от психических явлений, психологические" факты существуют объективно и доступны для объективного изучения. Среди этих фактов: акты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления (то есть процессы, происходящие в нашем организме под влиянием психологических факторов), продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих актах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому посредством них может изучаться.

Вопрос 34:Сенсорная и перцептивная психика. Интеллектуальное поведение

Сенсорная психика

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней. Выделяется две стадии элементарной "сенсорной психики" и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость - способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Более сложное строение деятельности у представителей психики перцептивной выражается через идею выделения операций. На этой стадии каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонент видового опыта в процессе индивидуального научения. Это связано с тем, что каждый поведенческий акт состоит из двух основных фаз:

1) фаза поисковая, или подготовительная - обычно начинается с эндогенной активации и проявляется в общем беспокойстве и поисковых действиях животного; обычно в результате происходит встреча животного со стимулами ключевыми, включающими собственно инстинктивное действие, а чаще - целую цепь таковых; в этой фазе поведение обладает наибольшей пластичностью, именно здесь находятся и осваиваются новые способы поведения;

2) фаза завершающая - чем ближе к ней, тем более стереотипными становятся движения; в самой фазе завершающей они становятся вполне стереотипными и "принудительными." "Удельный вес" этих фаз в различных поведенческих актах бывает различным даже у одного и того же животного. Но общее правило - в том, что чем выше психическая организация животного, тем более развернута и продолжительна фаза поисковая и тем более богатый и разнообразный индивидуальный опыт животное может приобрести. И часто такой опыт накапливается впрок - за счет выполнения поведенческих актов, состоящих лишь из фазы поисковой при отсутствии фазы завершающей; выполнение таких действий производится исключительно за счет активности познавательной.

Интеллектуальными действиями называются такие, в которых животное, на основе отражения существующих между предметами связей и отношений, решает новые для него задачи, не встречавшиеся ранее в его опыте. Интеллект проявляется животным тогда, когда оно в своих действиях встречается с необычными трудностями, для преодоления которых инстинкты и навыки оказываются недостаточными. В этих случаях интеллект животного проявляется в изобретении нового способа действия, не применявшегося животным ранее.

Интеллектуальные действия являются высшей формой приспособления животных к окружающей среде. В основе их лежат сложные условнорефлекторные связи, характерные для рассудочной деятельности животных.

В процессе филогенеза интеллектуальное поведение постепенно развивается и усложняется. У животного с элементарным строением коры головного мозга и интеллектуальное поведение будет также элементарно. У животных со сложно организованной корой интеллектуальное поведение будет более сложным и совершенным.

58. Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики:

натуральной,

культурно опосредствованной.

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции. Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер. Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования(произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий). Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями»- знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование. Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основойвысшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию. Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные - обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом. Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного « мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. По мнению Л. С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека .

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние , например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для человека.


Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений,определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 2, табл.1).

На рис. 2 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии . Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления 1 .

Рис. 2. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека – это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей

Все психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные – основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности – психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.

Психические состояния

Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные - к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и

Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек - весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.

Уровень деятельности

То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.

В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик - от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности - вдохновения.

Свойства личности

Психические - устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным - чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

Синтез

Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

  • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
  • Темперамент - природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
  • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
  • Характер - система способов поведения и отношений.

Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность - сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом - оставшаяся в памяти информация.

Психические явления

Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.

Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.

Особенности личности

Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот - только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично - они всегда остаются апатичными и вялыми.

Отношение к науке

Отечественная психология все разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.

Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах - это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.

Воля и эмоции

Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое - аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.

А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, - это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции - точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

Познание и интеллект

Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, - одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

Выводы

Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания - специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными - это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.

Универсальные, или неспецифические, процессы психики - это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.

Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и Способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой - в его индивидуальном опыте, с третьей - в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данно

го человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях - больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений,которые изучает современная психология (рис. 1, табл. 1).

На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления1.

Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии

Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)

Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.

Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревож-"ностъ, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

Свойства индивидуальные, внутренние (психические)

Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.

Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Действие, деятельность, жест, игра, имп-ринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.

Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Готовность, интерес, установка.

Явления, изучаемые психологией

Понятия, характеризующие эти явления

Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Процессы: групповые, внутренние

Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.

Состояния: групповые, внутренние

Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.

Свойства: групповые, внешние

Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.

Процессы: групповые, внешние

Межгрупповые отношения.

Состояния: групповые, внешние

Паника, открытость группы, закрытость группы.

Свойства: групповые, внешние

Организованность.

Большая часть перечисленных в табл. 1 понятий и явлений раскрывается в учебнике. Однако для самого общего предварительного знакомства с ними можно обратиться к имеющемуся в конце книги словарю-указателю психологических терминов.

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:
1) психические процессы ;
2) психические состояния ;
3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.
I. Психические процессы – отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы – активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы – не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния – текущее своеобразие этих возможностей.

_____________________________________________________________________________

Психические явления − это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма как физиологической системы) воздействия. Психические явления − это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущения, восприятия) или были когда-то, т. е. в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различие в поведении людей (темперамент, характер и т. п.).

В настоящее время выделяют три крупные группы психических явлений : психические процессы, психические состояния, психические свойства.

1. Психические процессы − это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Это течение психических явлений, имеющих начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса связано с началом нового, что приводит к непрерывности психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Все психические процессы подразделяются на: познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, представление, внимание); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. п.). Они обеспечивают первичное формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

2. Психические состояния − это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. д.). Выделяют 4 вида психических состояний: мотивационные (желания, стремления, интересы, страсть); эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация); волевые (инициативность, целеустремленность, решимость, настойчивость); состояние различных уровней организованности сознания (внимательность, наблюдательность). 23

3. Психические свойства − это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Свойства личности многообразны и классифицируются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции