12.03.2020

Оказание лечебно профилактической помощи детям. Организация медицинской помощи детям подросткового возраста в современных условиях. Туберкулез у детей


План.

Введение………………………………………………………… ………………...3
1. Организация лечебно-профилактической помощи детям. ………………….3
2. Детская поликлиника: задачи, структура, показатели деятельности……….4
3. Организация стационарной помощи детям…………………………………19
4. Методика расчета и анализа специальных показателей деятельности детской поликлиники………………………………………………… …………24
Заключение…………………………………………………… …………………26
Список использованных источников…………………………………………... 27

Введение

Одна из главных проблем России в настоящее время - ухудшение демографической ситуации вследствие снижения рождаемости и роста смертности. Так, младенческая смертность и смертность детей 1-го года жизни в нашей стране в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Кроме того, в последнее время отмечают ухудшение здоровья детей и подростков, снижение показателей их физического развития и полового созревания, рост общей заболеваемости и высокий уровень социально значимых болезней. Последние связаны с неблагоприятными социально-бытовыми факторами и экологическими воздействиями, неполноценным питанием, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией.

Высокая заболеваемость и инвалидность ограничивают возможность получения детьми полноценного образования, выбора профессии, а также приводят к снижению уровня годности юношей к военной службе.

1.Организация лечебно-профилактической помощи детям
Организация лечебно-профилактической помощи детям в РФ представляет собой государственную систему, обеспечивающую непрерывное квалифицированное медицинское наблюдение за ребенком, начиная с момента его рождения до окончания школы. Система обеспечивает взаимосвязь и преемственность в деятельности основных звеньев оказания профилактической и лечебной помощи детям.
Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» в ст. 24 определяют права несовершеннолетних в интересах охраны их здоровья.
Эти права обеспечиваются широкой сетью лечебно-профилактических учреждений для детей, к которым относятся: детские городские больницы, детские больницы на железнодорожном транспорте, детские областные [краевые), окружные больницы, специализированные детские больницы [инфекционные, психиатрические и т.п.), дневные стационары, детские консультативно-диагностические центры, центры перинатологии, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, дома ребенка, родильные дома, детские бальнеологические и грязелечебницы, детские санатории, специализированные санаторные лагеря круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля, детские клиники НИИ, вузов и др.

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются:

    -непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни;

    -преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям;

    -этапность в лечении - поликлиника, стационар, санаторий.

2. Детская поликлиника: задачи, структура, показатели деятельности
Проблема охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи все в большей степени становятся предметами обсуждения на всех уровнях широкой медицинской и немедицинской общественностью. Ведущим видом медицинской помощи детям является амбулаторная поликлиническая помощь, представленная наиболее массовыми учреждениями, где осуществляется основной объем лечебно-диагностической и профилактической работы среди детей, а также санпросвет работа в семье ребенка.
В проекте Концепции реформирования здравоохранения Республики Саха (1999г.) говорится о том, что из 2-х глобальных направлений в медицине (профилактическое и лечебное) предпочтение должно отдаться первому (как в развитых странах мира). Поэтому необходимо обеспечить повышение значимости амбулаторно-поликлинических учреждений и служб.
Детская поликлиника проводит широкий комплекс мероприятий по предупреждению и раннему выявлению патологии у детей, снижению заболеваемости и детской смертности, поэтому она должна иметь достаточно развитую диагностическую и лечебную базу, а также хорошо организованную службу, деятельность которой направлена на профилактику заболеваний, на обучение населения навыкам сохранения здоровья.

Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь детям и подросткам до 18 (17 лет 11 месяцев 29 дней включительно) лет. Детские поликлиники организуются в целях обеспечения детей, не нуждающихся в госпитализации, доступной и качественной первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной помощью, направленной на профилактику, снижение уровня заболеваемости, детской инвалидности, младенческой и детской смертности. В зависимости от числа врачебных должностей выделяют пять категорий городских детских поликлиник. В настоящее время в городах преимущественно функционирую крупные поликлиники (1-2 категории), имеющие достаточный набор помещений, высококвалифицированные кадры, необходимые лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, водолечения, грязелечения и др.).

Таблица №1.

      Категории поликлиник Число врачебных должностей Число посещений в смену
      1 50 - 70 800
      2 40 - 50 700
      3 30 - 40 500
      4 20 - 30 300
      5 15 - 20 150

Оптимальный режим работы детских поликлиник: с 8 часов до 20 часов в рабочие дни, а в выходные дни до 14 часов. Детская поликлиника работает по участковому принципу. Вся обслуживаемая поликлиникой территория разделена на участки. На педиатрическом участке в норме проживает 800 детей и для их обслуживания выделяется 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности участковой медсестры. Кроме того, в детской поликлинике предусмотрены должности врачей-педиатров и медсестер (фельдшеров) для оказания лечебно-профилактической помощи в дошкольных учреждениях, школах и отделения специализированной медицинской помощи. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Основные задачи детской поликлиники :

    -Организация и проведение профилактических мероприятий в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах – диспансеризация детей (активное и динамическое наблюдение за здоровьем детей), санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН;

    -Оказание квалифицированной и специализированной лечебной помощи в поликлинике и на дому;

    -Качественное проведение клинико-экспертной работы - экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности;

    -Своевременная госпитализация детей, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием;

    -Соблюдение преемственных связей с другими ЛПУ: женскими консультациями, родильными домами, детскими больницами и санаториями, диспансерами.

Основным направлением деятельности детской поликлиники, является профилактическая работа, осуществляющаяся путем:

    проведения дородового патронажа беременных женщин;
    учета детского населения и диспансеризации здоровых, больных и детей из группы риска соответственно возрасту, особенностям нервно-психического и физического развития;
    вакцинации детей;
    подготовки детей к поступлению в дошкольные и общеобразовательные учреждения;
    предупреждения инфекционных заболеваний;
    санитарно-просветительной работы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи.

Детскую городскую поликлинику возглавляет главный врач, который непосредственно руководит всей ее деятельностью: обеспечивает своевременность, доступность и качество всех видов лечебно-профилактической помощи детям, осуществляет планирование, финансирование, устанавливает штат, организует работу сотрудников, анализирует результаты работы, отвечает за оснащение медицинским оборудованием, хозяйственным инвентарем. Штат медицинского и педагогического персонала в детской поликлинике устанавливается исходя из следующих нормативов: на 10 тысяч детей прикрепленных к поликлинике предусматривается - 12,5 должностей участковых педиатров, 0,5 ставки детского хирурга, 0,75 ставки травматолога-ортопеда, 1,25 ставки отоларинголога, по 1,5 ставки офтальмолога и невролога, а также должности других специалистов. Для обеспечения работы в дошкольных и школьных учреждениях дополнительно выделяются 1 должность врача-педиатра из расчета на: 180 -200 детей в детских яслях, 600 детей детских садов, 2000 учащихся образовательных учреждений.

В структуре детской поликлиники имеются свои особенности, так, в отличие от поликлиник, обслуживающих взрослое население, в детской поликлинике предусмотрено два входа. Через главный вход (вход для здоровых детей) заходят дети, не имеющие симптомов острых инфекционных заболеваний.

Все заболевшие дети должны обслуживаются на дому, однако, если родители по тем или иным причинам приводят заболевшего ребенка в поликлинику, они должны войти во вход для больных детей, который ведет в помещение называющееся фильтром. Там работает опытная медицинская сестра, которая опрашивает, осматривает ребёнка, ставит предварительный диагноз и решает – может ли ребенок посетить поликлинику или нуждается в консультации врача и изоляции. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач, вызванный медицинской сестрой. После осмотра врача и назначения необходимых лечебных мероприятий ребенка через отдельный выход из бокса отправляют домой или при показаниях на машине скорой помощи перевозят в стационар. Бокс, в котором находился больной, дезинфицируют.

В вестибюльном помещении должна быть сосредоточена информация об услугах поликлиники, пространственной и функциональной структуре учреждения. В детских поликлиниках у входа следует предусматривать помещение для хранения детских колясок, а в вестибюле - предусматривать столы для пеленания грудных детей.

Основной фигурой, оказывающей амбулаторно- поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр. Согласно приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об организации деятельности врача-педиатра участкового» от 18 января 2006 г. N 28 - на должность врача-педиатра участкового назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности "педиатрия" или "лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности «педиатрия». Врач-педиатр участковый осуществляет свою деятельность в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико- санитарную помощь детям: детских поликлиниках; амбулаториях; стационарно-поликлинических учреждениях. Врач-педиатр участковый оказывает первичную медико- санитарную помощь контингенту, сформированному преимущественно по территориальному принципу и на основе свободного выбора врача пациентами. Нагрузка участкового педиатра составляет: 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 - при профилактических осмотрах и 2 - при обслуживании на дому. Цель работы участкового педиатра заключается в сохранении здоровья, снижении заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечении оптимального физического и нервно- психического развития детей.

Функциональные обязанности участкового педиатра:

    -формирует врачебный участок из прикрепленного контингента;
    -проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;
    -проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;
    -организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;
    -разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;
    -обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях - на госпитализацию;
    -обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;
    -проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;
    -обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;
    -обеспечивает поступление информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;
    -обеспечивает работу стационара на дому;
    -обеспечивает проведение дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
    -выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;
    -обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции;
    -осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;
    -своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные органы санэпиднадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях;
    -обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;
    -проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;
    -проводит подготовку медицинской документации по переводу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;
    -руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи;

    -ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализируя состояние здоровья прикрепленного контингента к врачебному педиатрическому участку и деятельность врачебного педиатрического участка;

-систематически повышает свою квалификацию.

В труднодоступных и отдаленных районах, в сельской местности с недостаточным числом врачей-педиатров возможно проведение диспансерного наблюдения детей из прикрепленного контингента, в том числе детей раннего возраста, врачом общей практики (семейным врачом) (в соответствии с пунктом 9 Порядка осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 января 2005 г. N 84 "О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)" (зарегистрирован в Минюсте России 21 февраля 2005 г., N 6346), с последующим направлением детей с отклонениями в состоянии здоровья к врачам-специалистам.

Диспансерный метод широко используется участковым педиатром для улучшения состояния здоровья детского населения. Профилактические осмотры являются первым и обязательным этапом в диспансеризации детского населения. Объем и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному, физическому, функциональному и нервно-психическому развитию ребенка. Проведение профилактических медицинских осмотров детей предусмотрено Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, то есть, гарантировано государством. Обязательное проведение профилактических медицинских осмотров детей в определенные возрастные периоды предусмотрено рядом приказов Минздрава и Министерства здравоохранения и социального развития России: №186/272 от 1992 г., №151 от 1997 г., №154 от 1999 г., №241 от 2000 г., №623 от 2003г., №28 от 2006г. Эти приказы являются действующими на настоящий момент. В связи с тем, что профилактическая работа гарантирована государством, проведение профосмотров в муниципальных поликлинических учреждениях является бесплатным. Участковый педиатр и медицинская сестра в первые два дня после выписки ребенка из роддома проводят на дому совместный активный профилактический осмотр (патронаж) новорожденного. Первый год жизни ребенка чрезвычайно важен с точки зрения становления функции всех органов и систем организма, нервно-психического развития, поэтому необходимо регулярное медицинское профилактическое наблюдение за малышом. Активные посещения новорожденного на дому проводятся участковым педиатром на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни ребенка, далее – ежемесячно мама с малышом посещает участкового педиатра в поликлинике. При осмотре педиатр уточняет антропометрические параметры (массу и длину тела, окружность грудной клетки и головы, оценивает состояния швов и родничков на голове), оценивает нервно-психическое и физическое развитие, функциональное состояние других органов и систем. Даются рекомендации по уходу за ребенком, по его питанию, другие советы для обеспечения здорового роста и развития. В возрасте 1 месяца, наряду с педиатром, малыша осматривают невролог, ортопед, офтальмолог, хирург. Кроме того, в 1 месяц жизни проводится вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая - обычно проводится в роддоме в первые 12 часов жизни ребенка). Прививка выполняется после осмотра педиатром для исключения острых заболеваний. По результатам профилактического осмотра в зависимости от состояния здоровья малыша, врач может назначить дополнительные исследования (общий анализ крови и мочи, исследования кала и пр.).

Невропатолог (невролог) выяснит, правильно ли происходит развитие нервной системы ребенка, проверит, научился ли он держать голову, реагирует ли на резкие звуки, на свет и т.д. Именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, то есть возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы. Невролог даст рекомендации по поводу оздоровительного массажа, гимнастики, посещения бассейна, а при необходимости - назначит медикаментозное лечение.

Ортопед оценит развитие костно-мышечной системы ребенка, а также исключит наличие какой-либо врожденной патологии развития (например, врожденная косолапость, врожденный подвывих или вывих тазобедренного сустава и др.), может быть назначено ультразвуковое или рентгенологическое исследование тазобедренных суставов. Чем раньше специалист заметит отклонение в развитии опорно-двигательного аппарата малыша, тем эффективнее будет лечение.

Офтальмолог проводит осмотр глазного дна, что особенно важно у недоношенных детей (выявление ретинопатии), исключает слепоту, дакриоцистит – воспаление слезного мешка и т.д.

Профилактические осмотры педиатра с 1 месяца жизни ребенка до достижения 1-го года становятся ежемесячными. В возрасте 3 месяцев наряду с педиатром ребенок должен быть осмотрен теми врачами-специалистами, осмотр которыми не был проведен в 1 месяц. Делаются обязательные анализы крови, мочи, кала. Другие обследования в этом возрасте назначаются по показаниям. В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (при отсутствии противопоказаний) ребенок прививается от дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Вторая и третья прививки от данных инфекций проводятся в возрасте 4,5 и 6 месяцев. Следует помнить, что предварять каждую прививку, в каком бы возрасте ее ни делали, должен осмотр педиатра. В возрасте 9 месяцев, наряду с осмотром педиатра, ребенка осматривает детский стоматолог. Именно в этом возрасте необходимо контролировать прорезывание и рост зубов. Родители должны получить советы по уходу за полостью рта ребенка, научиться контролировать правильность роста зубов, формирования прикуса.

В год, помимо профилактического осмотра у педиатра, необходимо посетить невролога, хирурга и ортопеда. Также малышу надо будет провести реакцию Манту, а затем прививки против кори, эпидемического паротита и краснухи. Является обязательным проведение анализов крови, мочи, кала на яйца глистов.

На втором году жизни при отсутствии жалоб на здоровье ребенка осмотры педиатром осуществляются с кратностью 1 раз в 3 месяца. Один раз в течение года (обычно, в возрасте 18 месяцев) проводится лабораторное обследование (анализы крови, мочи, кала). Кроме того, предусмотрен обязательный однократный осмотр стоматологом. В возрасте 18 месяцев ребенка необходимо ревакцинировать против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, а в возрасте 20 месяцев – против полиомиелита.

На третьем году жизни педиатр осматривает ребенка два раза в год. В 3 года – перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение, наряду с педиатром и врачами- специалистами, ребенка в поликлинике осматривает дерматолог, консультирует логопед, а в детском саду – педагог или психолог. В возрасте от 4 до 7 лет профилактический осмотр проводится педиатром один раз в год. В 5 или 6 лет – за год до поступления в школу объем обследования такой же, как в 3 года. В 6 или 7 лет - перед школой объем обследования аналогичен предыдущему.

Школьники ежегодно осматриваются педиатром и стоматологом. В 7 или 8 лет – по окончании первого класса школы ребенок проходит комплексный медицинский осмотр, в котором участвуют врачи- специалисты, однако из обязательного объема обследования исключаются дерматолог, логопед. В 10 лет – переход к предметному обучению в школе, начало подросткового периода развития - к традиционному объему врачебного, лабораторного и инструментального обследования добавляется осмотр эндокринологом, девочек – гинекологом, всем проводится электрокардиография (ЭКГ). В 12 лет - период начала интенсивного полового созревания дополнительно к объему предшествующего осмотра проводится осмотр мальчиков урологом. В 14 - 17 лет объем профилактических осмотров аналогичен тому, который проводится в 12-летнем возрасте; в 15 или 16 лет проводится однократное флюорографическое обследование. Обращает на себя внимание уменьшение с каждым годом количества подростков с первой группой здоровья: с 33,9% в 1998 до 25% в 2005году. Все это позволяет думать, что школьный и подростковый возраст наиболее уязвим для неблагоприятных факторов внешней среды: кислородное голодание, плохое освещение в школах, отсутствие необходимой по росту школьной мебели, недостаточное количество свежих овощей и фруктов, мясо - молочных продуктов в рационе питания. Имеет значение и гиподинамия школьников, недоступность оздоровительных комплексов из-за высокой платы за пользование ими.

Результаты медосмотра заносятся в основной медицинский документ детской поликлиники - «Историю развития ребенка». Данный документ имеет юридическую силу, и на основании сведений, содержащихся в нем, принимаются все решения (в том числе экспертные), касающиеся состояния здоровья ребенка. Если профилактический осмотр проводится перед оформлением малыша в детский сад или школу, то сведения о состоянии здоровья в образовательном учреждении заносятся в «Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домов и интернатов» (форма №02б/у-2000). В этом документе будут накапливаться сведения о состоянии здоровья ребенка из года в год, до тех пор, пока он не достигнет семнадцати лет. Этот документ будет сопровождать его во всех образовательных учреждениях (хранится в детском саду, а затем в школе или другом образовательном учреждении). Кроме того, совсем не обязательно проходить профилактический осмотр за один день, как практикуется в детских садах и школах. Сначала стоит посетить медицинскую сестру (проведение доврачебного обследования) и педиатра, который осмотрит ребенка и порекомендует примерный план посещений специалистов.

Педиатр должен стать для родителей главным врачом, к которому стекается информация о здоровье и условиях жизни ребенка от всех других специалистов и педагогов. Если при проведении профилактического медицинского осмотра у ребенка выявляется заболевание, то он должен быть дополнительно обследован (консультации специалистов, лабораторное, инструментальное обследование) и ему должен быть поставлен точный диагноз. Объем обследований определяется в соответствии с диагностическими стандартами, утвержденными для данного заболевания (приказ №151, 1997 г). Дети с хронической патологией также проходят медосмотр в соответствующие сроки. Кроме того, такие дети находятся под диспансерным наблюдением, алгоритм проведения которого (кратность осмотров, перечень специалистов, диагностических процедур) определяется заболеванием (приказ №151, 1997 г).

Профилактические медицинские осмотры детей, посещающих образовательные учреждения (в т.ч. дошкольные), организуются врачами и средним медицинским персоналом прикрепленным к данному учреждению и администрацией образовательного учреждения. Форма проведения (в детском дошкольном учреждении, школе - чаще или в поликлинике - реже) выбирается администрациями поликлиники и образовательного учреждения в зависимости от имеющихся возможностей. При этом соблюдается право родителей на присутствие при проведении осмотра ребенка. Обязательным является присутствие родителей или других членов семей при проведении профилактического осмотра в поликлинике в том случае, если малыш не посещает образовательное учреждение. Для проведения профилактических осмотров детей (преимущественно первых трех лет жизни) в поликлинике рекомендуется выделять «День здорового ребенка», как правило, во вторник или четверг – дни наименьшей нагрузки на амбулаторном приеме.

Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе, в том числе кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет и др.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АО «Медицинский университет Астана»

Тема «Организация лечебно-профилактической помощи детям»

Подготовила - резидент

Наурызбаева А.А.,

гр. 116 неврологии

Проверила - к.м.н., Цой А.Н.

1. Детская поликлиника как первый этап в оказании помощи ребенку

2. Основные задачи детской поликлиники

3. Лечебно-диагностическая помощь детям осуществляется путем

1. Детская поликлиника как первый этап в оказании помощи ребенку

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются:

1. непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни;

2. преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям;

3. этапность в лечении - поликлиника, стационар, санаторий.

К чреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям относятся: детские городская и районные больницы, специализированные детские больницы, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома), детские бальнеологические и грязелечебницы, санатории, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.

Детская поликлиника -- лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь детям и подросткам до 18 (17 лет 11 месяцев 29 дней включительно) лет. Детские поликлиники организуются в целях обеспечения детей, не нуждающихся в госпитализации, доступной и качественной первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной помощью, направленной на профилактику, снижение уровня заболеваемости, детской инвалидности, младенческой и детской смертности. В зависимости от числа врачебных должностей выделяют пять категорий городских детских поликлиник. В настоящее время в городах преимущественно функционирую крупные поликлиники (1-2 категории), имеющие достаточный набор помещений, высококвалифицированные кадры, необходимые лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, водолечения, грязелечения и др.).

Детская поликлиника работает по участковому принципу. Вся обслуживаемая поликлиникой территория разделена на участки. На педиатрическом участке в норме проживает 800 детей и для их обслуживания выделяется 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности участковой медсестры. Кроме того, в детской поликлинике предусмотрены должности врачей-педиатров и медсестер (фельдшеров) для оказания лечебно-профилактической помощи в дошкольных учреждениях, школах и отделения специализированной медицинской помощи. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

2. Осно вные задачи детской поликлиники

* Организация и проведение профилактических мероприятий в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах - диспансеризация детей (активное и динамическое наблюдение за здоровьем детей), санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН;

* Оказание квалифицированной и специализированной лечебной помощи в поликлинике и на дому;

* Качественное проведение клинико-экспертной работы - экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности;

* Своевременная госпитализация детей, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием;

* Соблюдение преемственных связей с другими ЛПУ: женскими консультациями, родильными домами, детскими больницами и санаториями, диспансерами.

Основным направлением деятельности детской поликлиники, является профилактическая работа, осуществляющаяся путем:

1. проведения дородового патронажа беременных женщин;

2. учета детского населения и диспансеризации здоровых, больных и детей из группы риска соответственно возрасту, особенностям нервно-психического и физического развития;

3. вакцинации детей;

4. подготовки детей к поступлению в дошкольные и общеобразовательные учреждения;

5. предупреждения инфекционных заболеваний;

6. санитарно-просветительной работы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи.

Детскую городскую поликлинику возглавляет главный врач, который непосредственно руководит всей ее деятельностью: обеспечивает своевременность, доступность и качество всех видов лечебно-профилактической помощи детям, осуществляет планирование, финансирование, устанавливает штат, организует работу сотрудников, анализирует результаты работы, отвечает за оснащение медицинским оборудованием, хозяйственным инвентарем. Штат медицинского и педагогического персонала в детской поликлинике устанавливается исходя из следующих нормативов: на 10 тысяч детей прикрепленных к поликлинике предусматривается - 12,5 должностей участковых педиатров, 0,5 ставки детского хирурга, 0,75 ставки травматолога-ортопеда, 1,25 ставки отоларинголога, по 1,5 ставки офтальмолога и невролога, а также должности других специалистов. Для обеспечения работы в дошкольных и школьных учреждениях дополнительно выделяются 1 должность врача-педиатра из расчета на: 180 -200 детей в детских яслях, 600 детей детских садов, 1200 учащихся образовательных учреждений.

Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям , является участковый педиатр. На должность врача-педиатра участкового назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности "педиатрия" или "лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности «педиатрия».

Функциональные обязанности участкового педиатра:

* формирует врачебный участок из прикрепленного контингента;

* проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;

* проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;

* осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

* проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;

* организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;

* разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;

* обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях - на госпитализацию;

* обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;

* проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;

* обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;

* обеспечивает поступление информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;

* обеспечивает работу стационара на дому;

* обеспечивает выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

* обеспечивает проведение дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;

* выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;

* обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции;

* осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

* своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные органы санэпиднадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях;

* обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;

* проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;

* проводит подготовку медицинской документации по переводу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;

* руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи;

* ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализируя состояние здоровья прикрепленного контингента к врачебному педиатрическому участку и деятельность врачебного педиатрического участка;

* систематически повышает свою квалификацию

Диспансерный метод широко используется участковым педиатром для улучшения состояния здоровья детского населения. Профилактические осмотры являются первым и обязательным этапом в диспансеризации детского населения. Объем и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному, физическому, функциональному и нервно-психическому развитию ребенка. Проведение профилактических медицинских осмотров детей предусмотрено Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, то есть, гарантировано государством. Рассмотрим на примере патронажа новорожденного, участковый педиатр и медицинская сестра в первые два дня после выписки ребенка из роддома проводят на дому совместный активный профилактический осмотр (патронаж) новорожденного. Первый год жизни ребенка чрезвычайно важен с точки зрения становления функции всех органов и систем организма, нервно-психического развития, поэтому необходимо регулярное медицинское профилактическое наблюдение за малышом. Активные посещения новорожденного на дому проводятся участковым педиатром на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни ребенка, далее - ежемесячно мама с малышом посещает участкового педиатра в поликлинике. При осмотре педиатр уточняет антропометрические параметры (массу и длину тела, окружность грудной клетки и головы, оценивает состояния швов и родничков на голове), оценивает нервно-психическое и физическое развитие, функциональное состояние других органов и систем. Даются рекомендации по уходу за ребенком, по его питанию, другие советы для обеспечения здорового роста и развития. В возрасте 1 месяца, наряду с педиатром, малыша осматривают невролог, ортопед, офтальмолог, хирург. Кроме того, в 1 месяц жизни проводится вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая - обычно проводится в роддоме в первые 12 часов жизни ребенка). Прививка выполняется после осмотра педиатром для исключения острых заболеваний. По результатам профилактического осмотра в зависимости от состояния здоровья малыша, врач может назначить дополнительные исследования (общий анализ крови и мочи, исследования кала и пр.). детский поликлиника лечебный педиатр

Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе, в том числе кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет и др.

Основными задачами кабинета здорового ребенка являются: пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.

3. Лечебно-диагностическая по мощь детям осуществляется путем

1) активного посещения на дому больного ребенка врачом, медицинской сестрой;

2) проведения приема участковыми педиатрами больных детей в периоде реконвалесценции в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники);

3) проведения консультативного приема у специалистов;

4) консультации заведующих отделениями, заместителя главного врача, консилиума;

5) организации стационаров на дому, дневных стационаров;

6) проведения лечебно-диагностических процедур, в том числе восстановительного лечения, реабилитации;

8) выдачи больничных листков матери или иному лицу, непосредственно осуществляющему уход за больным ребенком;

9) проведения отбора и направления больных на восстановительное лечение, медицинскую реабилитацию в санатории и реабилитационные центры, в специальные организации образования.

О качестве лечебно-профилактической работы в детской поликлинике можно судить по таким показателям как: 1. Уровень общей заболеваемости детей и в том числе 1 года жизни (уровень заболеваемости дифтерией, коклюшем, полиомиелитом, корью, туберкулезом, острыми кишечными заболеваниями и т.д.), 2. Распределение детей по группам здоровья, в том числе 1 года жизни, 3. Доля детей 1 года жизни, находящихся на грудном вскармливании до 4 месяцев, 4. Охват прививками, 5. Младенческая смертность, 6. Неонатальная смертность, 7. Удельный вес детей, умерших в стационаре через 24 часа после поступления и другие.

Детская поликлиника осуществляет плановую госпитализацию детей в стационар детской больницы. Плановая госпитализация ребенка возможна при наличии направления и подробной выписки из истории развития ребенка о начале заболевания, лечении и результатах анализов, проведенных в поликлинике. Кроме того, должны быть сведения о развитии ребенка, всех перенесенных соматических и инфекционных заболеваниях; справка из центра ГСЭН об отсутствии контакта с инфекционными больными дома, в детских учреждениях и школе (срок действия справки - 24 ч); справка о прививках.

Организация работы стационара детской больницы имеет много общего с организацией работы больниц для взрослых, однако имеются и свои особенности.

Основные задачи детской больницы:

· Восстановительное лечение, которое включает диагностику заболевания, лечение, неотложную терапию и реабилитацию.

· Апробация и внедрение в практику здравоохранения современных методов лечения, диагностики и профилактики, основанных на достижениях медицинской науки и техники.

· Создание лечебно-охранительного режима.

· Проведение противоэпидемических мероприятий и профилактика внутрибольничной инфекции.

· Проведение санитарно-просветительной работы.

· Повышение качества лечебно-профилактической помощи.

Отделения могут иметь: приемно-смотровые помещения, отдельно от общего приемного отделения больницы, палаты- боксы; палату интенсивной терапии; процедурный кабинет; выписную комнату; ординаторскую комнату и комнату заведующего отделением; комнату старшей медсестры и для хранения медикаментов; помещения для сцеживания грудного молока; материнские комнаты, столовая, буфетная, комната отдыха. При наличии боксов - прием больных детей осуществляется непосредственно в боксы. В каждом боксе размещается по 1-2 койки.

В стационаре завершается первый этап реабилитации и восстановительного лечения - клинический. Далее следуют второй этап - санаторный и третий этап - адаптационный, который проводится в санаториях и амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные задачи организации лечебно–профилактической и акушерско-гинекологической помощи женщинам и детям. Роль лечебно-профилактических мероприятий, дородового патронажа, женской консультации и санаторно-курортного лечения в укреплении здоровья нации.

    реферат , добавлен 30.04.2011

    Исследование основных принципов оказания лечебно-профилактической помощи детям. Задачи врача общей практики по обслуживанию детского населения. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми первого года жизни. Профилактические и оздоровительные мероприятия.

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Виды лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Поликлиническая и стационарная лечебно-профилактическая помощь населению. Анализ специфики медицинского обслуживания сельского населения. Организация деятельности фельдшерско-акушерского пункта.

    презентация , добавлен 04.04.2015

    Особенности оказания медицинской помощи сельскому населению. Проблемы и перспективы ее развития. Характеристика медико-санитарной сети сельского здравоохранения. Принципы организации работы лечебно-профилактических учреждений и распределения койко-мест.

    презентация , добавлен 24.10.2014

    Основные задачи лечебно-профилактического питания. Влияние и взаимодействие основных пищевых веществ на организм в условиях воздействия производственных факторов. Показания к назначению лечебно-профилактического питания. Рацион лечебного питания.

    учебное пособие , добавлен 07.03.2009

    Лечебный стационар - подразделение больницы, оказывающее квалифицированную медицинскую помощь населению. Классификация, структура и задачи больницы; виды первичной документации. Функции лечебно-диагностической службы, санитарно-гигиеническое воспитание.

    презентация , добавлен 25.10.2016

    Медико-социальное значение системы охраны материнства и детства. Социальная защита женщин в период беременности. Организация гинекологической помощи. Принципы профилактической работы детских поликлиник. Особенности оказания детям стационарной помощи.

    реферат , добавлен 15.04.2011

    Амбулаторное и стационарное обеспечение охраны здоровья матери и ребенка. Роль акушерско-гинекологической помощи. Совершенствование оказания лечебно-профилактической помощи беременным, роженицам, родильницам, новорожденным и гинекологическим больным.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2017

    Медицинская сортировка, ее организация на этапах медицинской эвакуации. Неотложные мероприятия квалифицированной терапевтической помощи. Лечебно-эвакуационные мероприятия как важнейшая составная часть медицинского обеспечения боевых действий войск.

    реферат , добавлен 13.04.2009

    Организация сестринского ухода в кардиологическом отделении, принцип работы школы здоровья для больных с артериальной гипертонией. Организация лечебно-профилактической помощи в кардиологическом отделении стационара, отношение пациентов к своему здоровью.

Как подчеркивает академик Лисицын Ю.П. (2002), здравоохранение как система лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных медицинских мер, учреждений государственной и муниципальной собственности имеет отраслевую структуру, совокупность деятельности структур - элементов системы. Она включает отрасли:

лечебно-профилактическую (амбулаторно-поликлинические больницы, диспансеры и др.);

медицинскую помощь женщинам и детям;

санитарно-противоэпидемическую;

медицинскую - фармацевтическую промышленность, аптечные учреждения и предприятия;

медицинское образование и медицинскую науку - высшие и средние медицинские и научно-исследовательские учреждения;

санаторно-курортные учреждения;

патологоанатомическую, судебно-медицинскую и судебно-психологическую экспертизы;

обязательное медицинское страхование (ОМС).

Указанные организации (виды учреждений) составляют основу системы медицинской помощи, оказываемой за счет государства (федеральный уровень) и муниципальных (региональных, местных) органов и учреждений, организаций ОМС. К этой системе добавляется все более расширяющаяся и укрепляющаяся система частных медицинских учреждений и медицинских учреждений общественных организаций, фондов, религиозных конфессий. Все они в совокупности составляют общественную систему здравоохранения, которая приходит на смену единственной монопольной государственной бюджетной.

Здоровье ребенка, как уже отмечалось, в огромной степени зависит от здоровья и благополучия матери.

Большая роль в сохранении и приумножении здоровья женщин и детей отводится специально созданной структуре в системе здравоохранения -- системе охраны материнства и детства. Ее роль особенно возрастает в неблагоприятной социально-демографической ситуации со снижением рождаемости, ростом смертности и отрицательным естественным приростом населения, сокращением численности детей в возрастной структуре населения, увеличением доли детей, воспитывающихся в неполных семьях в результате разводов родителей или рождения вне брака.

В Конституции Российской Федерации имеется специальная статья (ст. 38), посвященная охране семьи, материнства и детства; в Основах Законодательства об охране здоровья граждан в ст. 22-24 изложены вопросы, касающиеся сохранения и укрепления здоровья семей, матерей и детей.

Как отмечалось выше, для работы в системе охраны материнства и детства с 1930 г. осуществляется подготовка специальных медицинских кадров - врачей-педиатров. В 1930 г. впервые были организованы педиатрические факультеты в 14 медицинских институтах, в том числе в 1-м Ленинградском, 2-м Московском, Ростовском, Казанском, Горьковском и др.

К 1990 г. в СССР насчитывалось более 60 педиатрических факультетов и институтов, а в настоящее время более чем в 30 вузах Российской Федерации имеются педиатрические факультеты.

К настоящему времени число специалистов-педиатров почти 24 на 10 000 детского населения, на 10 000 человек - около 5 акушерров-гинекологов. Среди врачебного персонала педиатры -- самая многочисленная специальность, их около 66 000 (1999).

Основа организации медицинской помощи для женщин и детей - женские консультации, детские поликлиники, родильные дома, перинатальные и неонатальные центры, центры планирования семьи и репродукции человека и др. Всего этих учреждений несколько тысяч, более половины из 21,000 всех амбулаторно-поликлинических учреждений, не считая десятков тысяч фельдшерском акушерских пунктов.

В стационарах в 1999 г. было более 166 000 коек для больных детей всех профилей, или более 604 коек на 10 000 детского населения (0-14 лет): акушерских коек было почти 90 000, или 23,2 на 10 000 женщин фертильного возраста; гинекологических коек 90 000, или 11,7 на 10 000 женского населения. 35% всех акушерских коек предназначались для женщин с патологией беременности.

В качестве президентской программы 18.08.94 Указом президента Российской Федерации была утверждена целевая программа Дети России», включающая в себя 6 программ: «Дети Чернобыля», «Индустрия детского питания», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты».

В 1996 г. приняты Постановление Правительства «О плане действий по улучшению положения детей в РФ» и национальный план действий по улучшению положения женщин.

В 1993 г. была разработана и утверждена федеральная программа «Вакцинопрофилактика», а в соответствии с Указом Президента Российской Федерации была подготовлена и утверждена правительством России целевая государственная программа «Безопасное материнство».

Кроме федеральных программ, которые имеют статус государственных, в стране реализуются отраслевые программы по развитию неонатологической службы, гинекологической помощи населению, о совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях и домах ребенка, по развитию медико-генетической службы в стране, созданию отечественных детских лекарственных форм и медицинской техники, а также территориальные программы по охране материнства и детства. В соответствии с программами создано более 60 перинатальных центров, 200 центров планирования семьи и др.

Организация медицинской помощи женщинам и детям основывается в целом на тех же принципах, что и другим группам населения, но имеет более ярко выраженную профилактическую направленность.

Учреждения, оказывающие медицинскую помощь женщинам и детям, условно подразделяют на 3 группы: ЛПУ, оздоровительные и воспитательные. Наиболее многочисленная группа ЛПУ состоит из амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

Ведущее место в системе акушерско-гинекологической помощи принадлежит женской консультации, которая относится к ЛПУ диспансерного типа, осуществляющему амбулаторно-поликлиническое наблюдение за женщинами во все периоды их жизни. Женские консультации чаще размещаются в составе крупных поликлиник (80%), реже при медико-санитарных частях (10%).

Стационарная медицинская помощь женщинам оказывается в акушерско-гинекологических отделениях объединенного родильного дома либо многопрофильной больницы. В последние годы в крупных городах появились специализированные родильные дома для женщин, страдающих невынашиванием беременности, имеющих иммунодефицитную беременность, а также различные соматические заболевания.

Отделения для новорожденных оборудуют при физиологическом (палаты не больше чем на 4 койки) и обсервационном (палаты на 1-2 койки) родильных отделениях.

Во избежание возникновения различных внутрибольничных инфекций в родильном доме имеют значение не только правильная работа приемного отделения, но и соблюдение соответствующего санитарно-гигиенического режима. С этой целью в родильных отделениях палаты заполняют единовременно, проводится санитарно-гигиеническая подготовка помещений к приему родильниц и новорожденных.

Амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению оказывает детская поликлиника, которая может быть самостоятельной или входить как структурное подразделение в объединенную детскую больницу. В районе прикрепления детская поликлиники обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 мес 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах. 75-85% детей начинают и заканчивают лечение и условиях детской поликлиники.

Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи (участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы). На педиатрическом участке -- не более 700-800 детей от рождения до 14 лет включительно. Несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи в детской поликлинике (хирург, ортопед-травматолог, отоларинголог, психоневролог, офтальмолог, аллерголог и др.), ведущей фигурой остается участковый педиатр. Более 90% всех посещений приходится на долю участкового педиатра.

Все больные дети должны получать медицинскую помощь только на дому, поэтому непосредственно в детскую поликлинику обращаются лишь здоровые дети или имеющие хронические заболевания вне обострения. Более 90% всех посещений ребенка на дому приходится на долю участкового педиатра.

В задачи участкового педиатра, кроме оказания лечебной помощи, входит профилактическая работа со здоровыми детьми и имеющими хроническую патологию и нуждающимися в диспансерном наблюдении. Участковый педиатр должен знать особенности развития и формирования здоровья ребенка, условия воспитания здорового ребенка, вопросы профилактики возникновения и неблагоприятного течения заболеваний, особенно в раннем возрасте, роль и значение условий и образа жизни семьи. По существу, хороший участковый педиатр -- это детский семейный врач.

Участковый педиатр обязан поддерживать постоянную связь с акушерско-гинекологическими учреждениями и обеспечивать преемственность в наблюдении за детьми, особенно при наличии факторов риска. Профилактическая работа в детской поликлинике со здоровыми детьми включает в себя профилактические осмотры участковым педиатром, когда родителям дают рекомендации по питанию, уходу за детьми, их физическому воспитанию, закаливанию, осмотры врачами-специалистами, проведение лабораторно-диагностического обследования и профилактических прививок.

Комплексные медицинские осмотры дают возможность выявлять заболевания на ранних стадиях, своевременно проводить лечение и соответственно предотвращать развитие хронического процесса.

Особое внимание должно быть уделено часто (4 заболевания в год и более) и длительно (более 40 дней и году) болеющим детям, поскольку у этих детей чаще развиваются различные хронические заболевания.

Дети 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья, имеющие хроническое заболевание различной стадии компенсации, находятся под диспансерным наблюдением педиатра и специалистов.

Профилактическая работа как со здоровыми, так и с больными детьми включает в себя санитарно-просветительную работу, гигиеническое воспитание, эффективность которых в значительной мере определяется наглядностью и убедительностью. Санитарно-просветительные беседы проводятся и во время приема в поликлинике, и при посещении на дому, и на специальных занятиях. Большую роль в санитарно-просветительной работе играют кабинеты здорового ребенка, где родителей обучают основным правилам воспитания здорового ребенка, пропагандируют основы здорового образа жизни.

По результатам комплексных медицинских осмотров определяется группа здоровья у каждого ребенка.

Работа врача по системе «единого педиатра» была введена в нашей стране в 1952-1953 гг. Ребенок от рождения до 14 лет включительно наблюдается участковым педиатром в детской поликлинике. До 1953 г. дети первых 3 лет жизни наблюдались микропедиатром, работающим в детской консультации, а дети старше 3 лет -- макропедиатром в детской поликлинике. Внедрение системы «единого педиатра» позволило ввести динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей (до 14 лет включительно), но увеличило число контактов детей раннего возраста с более старшими детьми, что, естественно, способствовало росту заболеваемости. В связи с этим в работе детской поликлиники появился ряд принципиальных особенностей.

Во-первых, детскую поликлинику должны посещать только здоровые дети или страдающие хроническим заболеванием и не представляющие опасности в смысле распространения инфекции. Заболевшим детям медицинская помощь должна оказываться на дому до выздоровления.

Во-вторых, при посещении детской поликлиники все дети должны проходить через фильтр, где, как правило, дежурит наиболее опытная медсестра. На основании опроса о состоянии здоровья ребенка и причин посещения поликлиники, осмотра его кожи и зева, а при необходимости и термометрии она решает вопрос о возможности посещения поликлиники ребенком. В случае необходимости ребенка направляют в бокс, где его осматривает дежурный врач.

В-третьих, детей первых лет жизни, наиболее подверженных различным заболеваниям, целесообразно принимать в определенные дни недели.

В детской поликлинике есть школьно-дошкольное отделение, штаты которого устанавливаются из расчета 1 педиатр на 180-200 детей ясельного возраста, на 600 детей дошкольного возраста, на 2000 детей школьного возраста, на 200 детей в санаторных яслях, яслях-садах и садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах; 1 медсестра на 100 детей, воспитывающихся в детских садах, на 700 детей, обучающихся в школах, на 50 детей, воспитывающихся в санаторных детских садах, на 300 детей, обучающихся во вспомогательных школах.

Рабочие места этих сотрудников находятся в соответствующих учреждениях, где организуют медицинское наблюдение за детьми, а в самой детской поликлинике располагается кабинет заведующего школьно-дошкольным учреждением.

Важным принципом работы детской поликлиники является оказание лечебной помощи детям с острыми заболеваниями на дому. Во время посещения больного ребенка на дому педиатр ставит предварительный диагноз заболевания, определяет тяжесть состояния ребенка, решает вопрос о возможности лечения на дому или в условиях стационара.

При организации стационара на дому поликлиника обеспечивает больного бесплатными медикаментами, при необходимости организует пост медсестры или посещения медсестрой несколько раз в день; врач посещает ребенка по показаниям, но не реже 1 раза в день до выздоровления.

Большой объем медицинской помощи на дому осуществляет врач скорой медицинской помощи. Ему, как правило, приходится сталкиваться с довольно тяжелой патологией, поскольку вызовы поступают по поводу внезапного заболевания (гипертермия, боли в животе, рвота, травмы, отравление и т.д.). В ряде случаев заболевшие дети нуждаются в госпитализации.

В последнее время развивается специальность «семейный врач» - врач общей практики, который наблюдает за здоровьем всех членов семьи, детей и взрослых.

Детские больницы различают по профилю (многопрофильная и специализированная), по системе организации (объединенная и необъединенная), по объему деятельности (различная коечная мощность). Детская больница включает в себя профильные отделения (педиатрическое, хирургическое, инфекционное), а те, в свою очередь, отделения по возрасту до 3 лет и по полу среди детей старше 3 лет. Кроме того, в больнице имеется лабораторно-диагностическая служба, патологоанатомическое отделение.

Приемное отделение в детских больницах состоит из приемно-смотровых боксов, число которых должно быть не менее 3% общего числа коек больницы. Кроме того, при приеме детей необходимо иметь сведения из санэпидстанции (санэпидцентра) о наличии или отсутствии контактов с больными инфекционными заболеваниями и от педиатра о перенесенных детских инфекциях. Это позволяет правильно решить вопрос о госпитализации ребенка. В целях ограничения распространения внутрибольничной инфекции целесообразно предусматривать палаты на 1-2 койки для детей до 1 года, а для более старших детей не более чем на 4 койки.

Не меньшее внимание в детских больницах должно уделяться питанию, прежде всего особое внимание уделяют питанию детей первых лет жизни. Режим дня должен соответствовать возрасту ребенка.

Воспитательная и педагогическая работа с больными детьми является неотъемлемой частью лечебно-профилактической деятельности стационара и направлена на создание лечебно-охранительного режима. Матерей следует привлекать к уходу за детьми и шире практиковать госпитализацию детей в первую очередь первых 2-3 лет жизни вместе с матерями.

В процессе реформирования здравоохранения происходит сокращение числа коек не только для взрослых, но и в детских больницах, особенно в инфекционных. В то же время происходит некоторое увеличение числа специализированных коек (например, за 1998 г. на 6%).

Особое место в воспитании здорового ребенка принадлежит системе общественного воспитания и медицинской помощи в дошкольных учреждениях и школах.

Все учреждения общественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста подразделяются в зависимости от возраста, состояния здоровья детей и социального положения семьи.

Типовым учреждением по воспитанию детей дошкольного возраста является детское дошкольное учреждение ясли-сад.

Существуют учреждения открытого типа (детские ясли, сады и школы), в которых дети проводят часть дня, и закрытого типа (дом ребенка, детский дом и школа-интернат), где дети относительно долго (или постоянно) находятся без родителей. Учреждения закрытого типа предназначены для воспитания и обучения детей-сирот, детей одиноких матерей, подкинутых детей, а также детей, родители которых лишены родительских прав.

Врач-педиатр, осуществляющий медицинскую помощь детям в подобных учреждениях, должен:

осматривать всех вновь поступающих детей и рекомендовать комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на скорейшую адаптацию;

проводить лабораторно-диагностическое обследование детей;

осуществлять постоянный медицинский контроль за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием;

обеспечить проведение профилактических прививок;

организовать комплексные осмотры врачами-специалистами;

принимать активное участие в распределении детей на группы и классы в соответствии с анатомо-физиологическими и нервно-психическими особенностями;

проводить комплекс профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний.

Среди мероприятий по снижению заболеваемости детей необходимо уделять большое внимание профилактике тяжело протекающей адаптации к дошкольному учреждению.

Не меньшая роль в снижении заболеваемости детей принадлежит индивидуальной работе с часто болеющими детьми, а также с детьми, имеющими хронические заболевания.

Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, как и всему населению, оказывается поэтапно.

На 1-м этапе (сельский врачебный участок) обеспечивается в основном профилактическая, противоэпидемическая и в небольшом объеме лечебная помощь детям. В стационар сельской участковой больницы госпитализируются в основном дети с легкими формами заболевания, в тяжелых случаях помощь оказывают в центральной районной больнице, поскольку маломощные сельские участковые больницы недостаточно обеспечены врачами-педиатрами и помощь детям нередко оказывает терапевт.

Фельдшерско-акушерские пункты обеспечивают амбулаторно-поликлиническую помощь в основном беременным и детям первых лет жизни. В этих учреждениях работает фельдшер или патронажная медсестра.

Основным этапом оказания медицинской помощи детям всего района служит центральная районная больница (2-й этап). Работой больницы руководит районный педиатр, а в крупных районах вводится должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению.

Еще достаточно высока доля детей, нуждающихся в лечении в соматических, общехирургических, инфекционных отделениях, но направленных на лечение в областные детские и общие больницы.

В соответствии с рекомендациями специалистов в центральных районных больницах целесообразно сосредоточить около 70% всего коечного фонда для детей, около 10% - в участковой больнице, а оставшиеся 20% коек предусмотреть для госпитализации детей в областном центре.

На педиатров и акушеров областного центра, кроме обеспечения высококвалифицированной специализированной медицинской помощи, возлагаются функции кураторов сельских районов в проведении организационно-методической и лечебно-консультативной работы.

Одной из важных, но еще далеко не решенных проблем остается организация медицинской помощи подросткам. В последнее время оказание амбулаторно-поликлинической помощи возлагается на детские поликлиники, следовательно, на врачей-педиатров. До этого при поликлиниках для взрослых функционировали подростковые кабинеты (они сохранились при ряде поликлиник). Число таких кабинетов и подростковых отделений увеличивается. Только в 1998 г. их стало 2997.

  • Принцип единого педиатра. Одним врачом обслуживаются дети от 0 до 17 лет 11 мес. 29 дней. С 1993 года детское население по контракту может обслуживаться двумя педиатрами.
  • Принцип участковости. Размер педиатрического участка 800 детей. Центральный фигурой амбулаторно-поликлинической сети является участковый педиатр; сейчас повышается ответственность участкового педиатра в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) и ищутся критерии индивидуальной ответственности (или персонификации).
  • Диспансерный метод работы. Все дети, независимо от возраста, состояния здоровья, места проживания и посещения организованных дошкольных и школьных учреждений обязательно осматриваться в рамках профилактических осмотров, что как и вакцинопрофилактика проводится бесплатно.
  • Принцип объединения, то есть женские консультации объединены с родильными домами, детские поликлиники объединяются со стационарами.
  • Принцип чередования медицинского обслуживания: на дому, в поликлинике, в дневном стационаре. На амбулаторный прием в поликлинику приходят только здоровые дети либо реконвалесценты, больные обслуживаются на дому.
  • Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и детской поликлиникой в виде: дородового патронажа, посещения новорожденного в течение 3 дней после выписки из роддома, ежемесячные осмотры младенца в детской поликлинике в течение 1 года жизни.
  • Для женской консультации - принцип ранней постановки на диспансерный учет (до 12 мес.)
  • Принцип социально-правовой помощи, то есть существует кабинет юриста в детской поликлинике и женской консультации

10. Организация амбулаторно-поликлинической помощи детям
Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются : непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении – поликлиника, стационар, санаторий.

К типовым учреждениям , оказывающим лечебно-профилактичес­кую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни), детские бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, санатории, специализированные санаторные учреждения круглогодичного действия, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.

Детская городская поликлиника в районе деятельности обеспечивает : организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры, диспансеризация, профилактические прививки); лечебно-консультативную помощь на дому и в поликлинике, в том числе специализированную медицинскую помощь, направление детей на лечение в стационары; лечебно-профилактическую работу в дошкольных учреждениях и школах; проведение противоэпидемических мероприятий совместно с территориальными учреждениями госсанэпиднадзора.

Детская поликлиника (поликлиническое отделение) оказывает медицинскую помощь детям до 18 лет включительно. Оказание лечебно-профилактической помощи детям предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях, школах.

В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены следующие помещения : фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; кабинеты педиатров и других врачей-специалистов; кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); отделение восстановительного лечения; лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, процедурный, прививочный и др.); регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания; административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках).

Одним из первоочередных организационных мероприятий в детской поликлинике должно быть создание отделения здорового ребенка, в состав которого входят кабинеты по профилактической работе. Основными задачами кабинета здорового ребенка являются пропаганда здорового образа жизни в семье; обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход); санитарное просвещение родителей в вопросах гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии.

Основной фигурой, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь детям, является участковый педиатр . На участке по нормативам должно быть 750–800 детей до 18 лет включительно, в том числе 40–60 детей первого года жизни.
Диспансеризация здоровых детей осуществляется по возрастному принципу. Особенностью обслуживания детей в возрасте до 3-х лет является активный патронаж, который осуществляется, начиная с антенатального периода.

Патронажное наблюдение за новорожденным устанавливают после выписки его из родильного дома. По принятому положению на дому первый раз участковый педиатр и сестра посещают ребенка в первые дни после выписки из родильного дома. Врач во время посещения тщательно осматривает ребенка, дает советы по режиму дня, вскармливанию, уходу за ребенком.

На 1-м месяце жизни врач посещает ребенка по мере необходимости, медицинская сестра – еженедельно, но не менее двух раз.

К 1-му году жизни ребенка врач-педиатр проводит полное диспансерное его обследование: измерение массы тела, роста, окружности грудной клетки, анализирует данные обязательных консультаций специалистов (психоневролога, хирурга-ортопеда, отоларинголога, окулиста, стоматолога), проверяет выполнение прививок и составляет краткий эпикриз состояния его здоровья.

Профилактические осмотры детей в возрасте от 1-го года до 3-х лет проводятся педиатром 1 раз в квартал

11. В структуре детской поликлиники имеются свои особенности, так, в отличие от поликлиник, обслуживающих взрослое население , в детской поликлинике предусмотрено два входа. Через главный вход (вход для здоровых детей) заходят дети, не имеющие симптомов острых инфекционных заболеваний. Все заболевшие дети должны обслуживаются на дому, однако, если родители по тем или иным причинам приводят заболевшего ребенка в поликлинику, они должны войти во вход для больных детей, который ведет в помещение называющееся фильтром. Там работает опытная медицинская сестра, которая опрашивает, осматривает ребёнка, ставит предварительный диагноз и решает – может ли ребенок посетить поликлинику или нуждается в консультации врача и изоляции. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач, вызванный медицинской сестрой. После осмотра врача и назначения необходимых лечебных мероприятий ребенка через отдельный выход из бокса отправляют домой или при показаниях на машине скорой помощи перевозят в стационар. Бокс, в котором находился больной, дезинфицируют.

Принцип единого педиатра - то есть одним врачом обслуживаются дети от 0 до 17 лет 11 мес. 29 дней.

Принцип участковости . Основная фигура - участковый педиатр.

Принцип профилактической работы.

Патронаж к новорожденным на следующий день после выписки из род.дома (охват 100%);

Наблюдение на дому в течение 5 дней, на 14-й, 21-й, 28-й дни после выписки из роддома,

Осмотр врачом до 1 года жизни -1 раз в месяц, м/с 2 раза. в месяц;

На 2 году жизни -1 раз в 3 месяца;

На 3 году жизни -1 раз в 6 месяцев;

После 3 лет - 1 раз в год;

Принцип чередования медицинского обслуживания : на дому, в поликлинике, в дневном стационаре, санатории.

На амбулаторный прием в поликлинику приходят только здоровые дети либо реконвалесценты, больные обслуживаются на дому.

Принцип преемственности. Осуществляется между женской консультацией, роддомом и детской поликлиникой в виде

Дородового патронажа.

В детскую поликлинику поступает информация из женской консультации, что на участках есть беременные со сроком более 28 недель

Женская консультация.

Структура женской консультации.

1. регистратура;

2. кабинеты участковых акушеров-гинекологов;

3. кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам;

4. кабинеты: терапевта; онкогинеколога; венеролога; стоматолога;

5. физиотерапевтический кабинет;

6. комната молодой матери;

7. манипуляционная; операционная;

8. клинико-диагностическая лаборатория;

9. эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория;

10. рентгеновский кабинет; кабинет функциональной диагностики;

11. социально-правовой кабинет.

Задачи женской консультации:

1. проведение профилактических мероприятий с целью снижения осложнений в беременности;

2. проведение профилактических осмотров всех женщин;

3. диспансерный учет беременных, а также больных с хроническими гинекологическими заболеваниями;

4. организационно-методическая работа;

5. санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.

Организация медицинской помощи беременным:

1. своевременное (до 12 нед) взятие их на учет,

2. динамическое наблюдение за их здоровьем,

При нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности - 2 раза в месяц, после 32 недель - 3-4 раза в месяц.

Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена терапевтом 2 раза, стоматологом, окулистом, эндокринологом, др. специалистами по показаниям.



Беременным, вставшим на учёт своевременно, в 30 недель беременности выдают «дородовый сертификат» рамках Национального проекта «Здоровье».

«родовый сертификат»

1 талон - остаётся в женской консультации (60% на оплату труда медработникам, 40% на медикаменты, перевязочный материал);

2 талон - передаётся родильному дому (40% на оплату труда, 60% на медикаменты, перевязочный материал);

3 талон – детской поликлинике

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Особенности организации оказания медицинской помощи сельскому населению.

1. Этапность. (1 – ФАП,2 – ЦРБ, 3 – Обл. Больница)

2. Выздные формы работы.

3. Развитие общеврачебной практики

4. Высокая роль и значение среднего медицинского персонала.

5.Сочетание лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Организация работы на ФАПе

Организация работы фельдшерско-акушерского пункта определена нормативным документом - приказом Минздравсоцразвития от 15.05.2012 г. № 543н.

В штат ФАПа может вводиться медицинская сестра. (в зависимости от численности обслуживаемого населения)

Для организации работы фельдшерско-акушерского пункта в его структуре рекомендуется предусматривать следующие помещения:

Процедурная;

Комната фельдшера и акушерки;

Комната экстренного приема родов;

Комната временного пребывания пациентов;

Санузел для персонала;

Санузел для пациентов;

Санитарная комната.

Задачи ФАП:

1. Лечебно-профилактическая помощь взрослому населению:

Амбулаторный приём и помощь на дому,

Участие в проведении профилактических осмотров и диспансеризации,

Оказание доврачебной помощи,

Выполнение врачебных назначений,

Медико-санитарное обслуживание населения в период полевых работ,



Проведение мероприятий по профилактике сельскохозяйственного травматизма и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

2. Медицинское обслуживание женщин и детей:

Наблюдение за беременными и роженицами,

Психопрофилактическая подготовка беременных к родам,

Оказание помощи роженицам и родильницам,

Организация школы матери и ребёнка,

Оказание медицинской помощи гинекологическим больным,

Диспансерное наблюдение за детьми,

Оказание лечебно-профилактической помощи детям.

3. Санитарно-противоэпидемическая работа:

Текущий санитарный надзор,

Противоэпидемические мероприятия,

Мероприятия по снижению инфекционной заболеваемости,

Проведение профилактических прививок,

Санитарно-просветительная работа,

Санитарный актив и работа с ним.

Функциональные обязанности медсестры ФАПа:

· проводить перепись населения;

· готовить кабинет к приему;

· выполнять лечебные и диагностические назначения фельдшера;

· измерять температуру и АД пациентам;

· осматривать на педикулез;

· информировать фельдшера о нарушениях режима, назначения пациентами;

· осуществлять патронажные посещения на дому;

· приглашать на проф.прививки согласно плану;

· приглашать и контролировать за ходом проф.осмотров и диспансерных осмотров;

· соблюдать правила этики и деонтологии;

· соблюдать правила техники безопасности;

· осуществлять условия транспортировки и хранения мед. иммунобиологических препаратов согласно требованиям;

· санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения.

· своевременно и правильное ведение медицинской документации.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции