03.11.2019

Конвенция ООН о правах инвалидов – основные положения, касающиеся обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и услуг. Россия ратифицировала конвенцию оон о правах инвалидов Принципами конвенции оон о правах инвалидов являются


Версия для детей с ограниченными возможностями

Конвенция о правах инвалидов - это подписанное странами всего мира соглашение, которое гарантирует равенство инвалидов и людей, не являющихся инвалидами. Конвенции - иногда называемые договорами, пактами, международными соглашениями и юридическими документами - указывают вашему правительству, что нужно делать, чтобы вы могли пользоваться своими правами. Это распространяется на всех взрослых и детей с ограниченными возможностями, как мальчиков, так и девочек.

Пусть нет у меня ног,
Но чувства же остались,
Я видеть не могу,
Но думаю все время,
Не слышу я совсем,
Но я хочу общаться,
Так почему же люди
Не видят моей пользы,
Не знают моих мыслей, общаться не хотят.
Ведь я способна думать, совсем как остальные,
О том, что окружает меня и всех других.
Корали Северс, 14 лет, Соединенное Королевство

Это стихотворение отражает проблемы миллионов детей и взрослых, являющихся инвалидами и живущих в разных странах мира. Многие из них каждодневно подвергаются дискриминации. Их возможности не замечают, их способности недооценивают. Они не получают необходимое образование и медицинское обслуживание, не участвуют в жизни своих общин.

Но дети и взрослые, являющиеся инвалидами, имеют такие же права, как и остальные люди.

Конвенция о правах инвалидов была принята 13 декабря 2006 года. По состоянию на 2 апреля 2008 года Конвенцию ратифицировали 20 стран, что означает ее вступление в силу 3 мая 2008 года (см. положения Конвенции на сайте по правам инвалидов).

Хотя Конвенция касается всех инвалидов, независимо от их возраста, в настоящей книге рассматривается вопрос о значении прав в жизни детей, потому что вы очень важны для нас всех.

Для чего нужна Конвенция?

Если у вас, ваших родителей или другого члена семьи есть инвалидность, вы найдете в Конвенции полезную информацию и поддержку. Она станет для вас, вашей семьи и друзей, которые хотят помочь вам, ориентиром в осуществлении ваших прав. Она определяет также, какие меры должно принять правительство, чтобы инвалиды могли пользоваться своими правами.

Люди с различными видами инвалидности из разных стран мира вместе со своими правительствами занимались выработкой текста этой Конвенции. Их идеи основаны на деятельности и существующих законах, помогавшим людям с инвалидностью учиться, получать работу, веселиться и счастливо жить в своих общинах.

Существует много правил, взглядов и даже зданий, которые нужно изменить, чтобы ребенок-инвалид мог ходить в школу, играть и делать то, что хотят делать все дети. Если ваше правительство ратифицировало Конвенцию, оно дало согласие на осуществление этих перемен.

Важно помнить, что права, сформулированные в Конвенции, не являются чем-то новым. Это те же самые права человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и других международных соглашениях по правам человека. Конвенция о правах инвалидов гарантирует, что эти права соблюдаются в отношении иналидов.

Действия ради перемен

Именно поэтому была разработана Конвенция о правах инвалидов. Это международное соглашение требует от правительств всех стран защищать права детей и взрослых, являющихся инвалидами.

ЮНИСЕФ и его партнеры стремятся побудить все страны подписать Конвенцию. Это защитит детей-инвалидов от дискриминации и поможет им стать полноценными членами общества. Каждому из нас отводится какая-то роль. Прочитайте информацию, размещенную ниже, чтобы узнать, как принять участие в обеспечении должного обращения с каждым человеком.

Понять, что такое инвалидность

Вы когда-нибудь чувствовали, что все о вас забыли? Дети и взрослые, которым трудно видеть, учиться, ходить или слышать, часто чувствуют себя забытыми. Существует много препятствий, которые могут помешать их участию в жизни общества наравне с другими и которые в большинстве случаев устанавливаются самим обществом. Например, ребенок в кресле-каталке тоже хочет учиться в школе. Но он не может это сделать, потому что в школе нет пандусов, а директор школы и учителя не обращают на это внимания. Необходимым условием охвата всех и каждого является изменение существующих правил, отношения и даже зданий.

Краткое изложение Конвенции о правах инвалидов

Оптимизм - девиз нашей жизни,
Слушай ты, мой друг, и вы все, мои друзья.
Пусть вашим девизом будут любовь и вера.
Милосердный Бог даровал жизнь
Всем существам на небесах и на земле.
Если у вас есть друзья-инвалиды,
Будьте рядом с ними, чтобы дать им защиту,
Вселяйте в них оптимизм и любовь к жизни,
Скажите им, что падают духом только трусы,
Храбрецы же упорны и настойчивы.
Мы живем ради надежды.
Добрая улыбка объединит нас.
В жизни нет места отчаянию и отчаявшись нельзя жить.
Джаван Джихад Медхат, 13 лет, Ирак

Конвенция содержит много обещаний. В 50 статьях Конвенции четко разъясняется, в чем суть этих обещаний. В дальнейшем под словом «правительство» будут подразумеваться правительства тех стран, которые ратифицировали Конвенцию (их называют также «государства-участники»).

Что значит ратифицировать?

Правительства, ратифицировавшие Конвенцию, соглашаются делать все возможное, чтобы претворить в жизнь ее положения. Проверьте, ратифицировало ли ваше государство эту Конвенцию. Если это так, то вы можете напомнить представителям правительства об их обязательствах. Организация Объединенных Наций публикует список государств, которые подписали Конвенцию и согласились с ее положениями.

Статья 1: Цель

В этой статье излагается основная цель Конвенции, которая заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами, включая детей, всех прав человека и основных свобод.

Статья 2: Определения

В этой статье приводится список слов, у которых есть специальные определения в контексте данной Конвенции. Например, «язык» означает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков. «Общение» включает использование языков, текстов, азбуки Брайля (в которой для обозначения букв и цифр используются выпуклые точки), тактильного общения, крупного шрифта и доступных мультимедийных средств (таких, как сайты в интернете и аудио записи).

Статья 3: Основные принципы

Принципы (основные положения) данной Конвенции заключаются в следующем:

  • уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • недискриминация (равное отношение ко всем);
  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • равенство возможностей;
  • доступность (свободный доступ к транспортным средствам, местам и информации и невозможность отказа в доступе по причине инвалидности);
  • равенство мужчин и женщин (мальчики и девочки также имеют равные возможности);
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (право на уважение ваших способностей и право гордиться собой).

Статья 4: Общие обязательства

Законодательство не должно включать законы, дискриминирующие инвалидов. При необходимости правительству следует разработать новые законы, защищающие права людей-инвалидов, и применять эти законы на практике. Если ранее принятые законы являются дискриминирующими, правительству следует изменить их. При разработке новых законов и стратегий правительствам следует консультироваться с инвалидами, включая детей-инвалидов.

Что такое законы?

Законы - это правила, которым обязан следовать каждый, чтобы люди жили во взаимном уважении и безопасности.

Статья 5: Равенство и недискриминация

Если существуют законы, которые ограничивают возможности детей-инвалидов по сравнению с другими детьми, эти законы надо изменить. Правительству следует проконсультироваться с организациями по вопросам детей-инвалидов во время принятия поправок к таким законам и стратегиям.

Правительства признают, что все лица имеют право на защиту закона и равное пользование им в пределах страны, в которой они живут.

Статья 6: Женщины-инвалиды

Правительствам известно, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации. Они обязуются защищать их права человека и свободы.

Статья 7: Дети-инвалиды

Правительства принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Они также обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам. На первом месте всегда должно быть то, что лучше для каждого ребенка.

Статья 8: Просветительно-воспитательная работа

Мальчики-инвалиды и девочки-инвалиды имеют те же права, что и все дети. Например, у всех детей есть право ходить в школу, играть и быть защищенными от насилия, а также участвовать в принятии решений по затрагивающим их вопросам. Правительства должны предоставлять эту информацию, а также необходимую поддержку в реализации прав детей-инвалидов.

СМИ следует сообщать о несправедливости по отношению к детям и взрослым с ограниченными возможностями.

Правительствам следует проводить работу по обеспечению просвещенности всего общества в вопросах прав и достоинства инвалидов, а также их достижений и навыков. Они обязуются вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов. Например, в вашей школе следует поощрять уважительное отношение к инвалидам, и этому должны учиться даже маленькие дети.

Статья 9: Доступность

Правительства обязуются предоставить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и участвовать в жизни своей общины. Любое общественное место, включая здания, дороги, школы и больницы, должно быть доступно для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов. Если вы находитесь в общественном здании и нуждаетесь в помощи, в вашем распоряжении должен быть проводник, чтец или профессиональный переводчик-дактилолог, который поможет вам.

Статья 10: Право на жизнь

Каждый человек рождается с правом на жизнь. Правительства гарантируют инвалидам неотъемлемое право на жизнь наравне с другими.

Статья 11: Ситуации риска и чрезвычайные ситуации

Инвалиды, также как и все другие люди, имеют право на защиту и безопасность в случае войны, чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, например урагана. По закону вас нельзя не пустить в убежище или оставить одного при спасении других людей только на том основании, что вы инвалид.

Статья 12: Равенство перед законом

Инвалиды обладают такой же правоспособностью, что и другие люди. Это значит, что, когда вы вырастете, независимо от того, будете вы инвалидом или нет, вы сможете получить кредит на образование или подписать договор об аренде, чтобы снять квартиру. Вы также сможете быть владельцем или наследником собственности.

Статья 13: Доступ к правосудию

Если вы стали жертвой преступления, видели, как пострадали другие, или вас обвинили в совершении противоправного поступка, вы имеете право на беспристрастное отношение при расследовании и рассмотрении вашего дела. Вам должны предоставить помощь, чтобы вы могли участвовать во всех стадиях судебного процесса.

Статья 14: Свобода и личная неприкосновенность

Правительствам следует убедиться, что свобода инвалидов, также как свобода всех остальных людей, защищена законом.

Статья 15: Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению. Каждый человек имеет также право отказаться от проведения на нем медицинских или научных опытов.

Статья 16: Защита от насилия и надругательства

Детей-инвалидов следует защищать от насилия и надругательства. Они должны быть защищены от ненадлежащего обращения как дома, так и вне его. Если вы подверглись насилию или плохому обращению, у вас есть право на помощь в прекращении надругательства и восстановлении своего здоровья.

Статья 17: Защита личности

Никто не может с вами плохо обращаться из-за ваших физических или умственных особенностей. Вы имеете право на то, чтобы вас уважали такими, какие вы есть.

Статья 18: Свобода передвижения и гражданство

У вас есть право на жизнь. Это данное вам благо, и в соответствии с нормами права никто не может отнять его у вас.

Каждый ребенок имеет право на юридически зарегистрированное имя, гражданство, и, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу. Также нельзя запретить въезд или выезд человека из страны по причине его инвалидности.

Статья 19: Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество

Люди имеют право выбирать место своего проживания независимо от того, являются они инвалидами или нет. Когда вы вырастете, вы будете иметь право жить независимо, если вы захотите этого, а также право быть вовлеченными в местное сообщество. Вам также должны предоставить доступ к вспомогательным услугам, необходимым для поддержки жизни в местном сообществе, включая помощь по дому и персональную помощь.

Статья 20: Индивидуальная мобильность

Дети-инвалиды имеют право свободно и независимо передвигаться. Правительства должны оказывать им в этом содействие.

Статья 21: Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации

Люди имеют право выражать свое мнение, искать, получать и распространять информацию, а также получать информацию в пригодных для использования и понимания формах.

Чем может помочь технология?

Телефоны, компьютеры и другие технические средства должны быть такими, чтобы инвалиды могли без труда ими пользоваться. Например, веб-сайты должны создаваться с учетом возможности использования содержащейся на них информации людьми, у которых есть проблемы с использованием клавиатуры, со зрением или слухом, в другом формате. Компьютер может быть оснащен клавиатурой с азбукой Брайля или синтезатором речи, который озвучивает слова, возникающие на экране.

Статья 22: Неприкосновенность частной жизни

Никто не имеет права вмешиваться в частную жизнь людей, независимо от того, являются они инвалидами или нет. Людям, располагающим информацией о других, например информацией о состоянии здоровья, не следует разглашать эту информацию.

Статья 23: Уважение дома и семьи

Дети-инвалиды имеют право свободно и независимо передвигаться.

Люди имеют право жить в своих семьях. Если вы являетесь инвалидом, правительству следует оказывать поддержку вашей семье посредством компенсации затрат, связанных с инвалидностью, предоставления информации и услуг. Вас нельзя отделять от родителей по причине вашей инвалидности! Если вы не можете жить со своими ближайшими родственниками, правительству следует обеспечить вам уход с привлечением более дальних родственников или местного сообщества. Молодые люди с ограниченными способностями наравне с другими имеют право на получение информации о репродуктивном здоровье, а также право вступать в брак и заводить семью.

Статья 24: Образование

Все люди имеют право ходить в школу. Если вы - инвалид, это не значит, что вы не должны получать образование. Вам не нужно учиться в специальных школах. Вы имеете право ходить в ту же школу и изучать те же предметы, что и другие дети, правительство обязано оказать вам необходимую помощь. Например, оно должно предоставить вам возможность общаться, чтобы ваши учителя понимали, как реагировать на ваши потребности.

Статьи 25 и 26: Здоровье и реабилитация

Инвалиды имеют право получать медицинские услуги того же качества и уровня, что и остальные. Если у вас есть инвалидность, вы также имеете право на получение медицинских и реабилитационных услуг.

Статья 27: Труд и занятость

Инвалиды имеют равное право свободно выбирать место работы, не подвергаясь дискриминации.

Статья 28: Достаточный жизненный уровень и социальная защита

У инвалидов есть право получать питание, чистую воду, одежду и жилище без дискриминации по признаку инвалидности. Правительству следует помогать детям-инвалидам, живущим в бедности.

Статья 29: Участие в политической и общественной жизни

Инвалиды имеют право принимать участие в политической и общественной жизни. Когда вы достигнете возраста, установленного законодательством вашей страны, вы сможете создавать политические или общественные группы, служить обществу, иметь доступ к кабинам для голосования, голосовать и быть выбранным на правительственный пост, вне зависимости от того, являетесь вы инвалидом или нет.

Статья 30: Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

Инвалиды наравне с другими имеют право заниматься искусством, спортом, принимать участие в различных играх, сниматься в фильмах и т.д. Поэтому театры, музеи, игровые площадки и библиотеки должны быть доступными для всех, включая детей-инвалидов.

Статья 31: Статистика и сбор данных

Государства-участники должны производить сбор данных об инвалидах, чтобы улучшать программы и обслуживание. Инвалиды, участвующие в исследованиях, имеют право на уважительное и гуманное отношение. Любая частная информация, поступающая от них, должна быть конфиденциальной. Собранные статистические данные должны быть доступны для инвалидов и других людей.

Статья 32: Международное сотрудничество

Государствам-участникам следует помогать друг другу в выполнении положений Конвенции. Государства, имеющие больше ресурсов (таких как научная информация, полезные технологии), делятся с другими государствами, с тем чтобы большее число людей могло пользоваться правами, закрепленными в Конвенции.

Статьи с 33 по 50: Положения о сотрудничестве, мониторинге и выполнении Конвенции

В общей сложности Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей. В статьях 33-50 говорится о том, как взрослым, в особенности инвалидам и их организациям, и правительствам следует сотрудничать в целях обеспечения соблюдения в полном объеме прав всех инвалидов.

Два мира...
Мир звуков и мир тишины,
Призрачные, и не способные объединиться...
Катятся слезы...
Не спрашивая, оба мира отвергают,
Принуждая чувствовать свою непричастность...
Катятся слезы...
Однако руки
Отталкивают, притягивают и поддерживают
Беспрестанно...
Катятся слезы, сквозь них видна улыбка...
Я все еще меж двух миров,
Но я любима...
Сара Лесли, 16 лет, США

Как права становятся реальностью

Права детей-инвалидов ничем не отличаются от прав всех детей. Вы сами можете рассказывать миру о Конвенции. Люди должны высказывать свое мнение и предпринимать действия, если они хотят, чтобы общество включало в себя всех людей.

Если вы инвалид, эта Конвенция предлагает вам, вашей семье и правительству вашей страны инструменты для реализации ваших прав и мечтаний. У вас должны быть равные возможности ходить в школу и участвовать в мероприятиях. Окружающие вас взрослые должны помогать вам передвигаться, общаться и играть с другими детьми, независимо от вашего вида инвалидности.

Вы гражданин, член семьи и общества, и вы можете внести большой вклад.

Отстаивайте свои права, и другие встанут рядом с вами. Все дети МОГУТ ходить в школу, МОГУТ играть и МОГУТ участвовать во всем. Нет слова «не могу», есть только слово «МОГУ».
Виктор Сантьяго Пинеда

Глоссарий

Ассистивные устройства - средства, без которых вы не сможете совершать некоторые действия; например, кресло-каталка, помогающая передвигаться, или крупный шрифт на экране компьютера, который легче читать.

Всеобщая декларация прав человека - декларация, в которой перечислены права всех людей. Она была провозглашена государствами - членами ООН 10 декабря 1948 года.

Государства-участники - страны, которые подписали и согласились с текстом Конвенции.

Дискриминация - несправедливое отношение к человеку или группе людей по таким причинам, как расовая принадлежность, вероисповедание, пол или различия в способностях.

Достоинство - это врожденная ценность и право на уважение, которым обладает каждый человек. Это самоуважение. Достойное отношение означает отношение других людей к тебе с уважением.

Законный - относящийся к закону, основанный на законе или требуемый законом.

Имплементация - приведение чего-либо в исполнение. Имплементация статей данной Конвенции подразумевает претворение в жизнь содержащихся в ней обещаний.

Комитет - группа людей, выбранных для совместной работы и оказания помощи большей группе людей.

Коммуникация - обмен информацией. Это включает также способ чтения, речевой активности или понимания информации с использованием мультимедийных средств, крупного шрифта, азбуки Брайля, жестового языка или услуг чтеца.

Конвенция - договор или соглашение, заключенное группой стран в целях выработки и соблюдения одинаковых законов.

Конвенция о правах ребенка - соглашение, предусматривающее, что все дети могут пользоваться своими правами как члены общества и пользоваться особой заботой и защитой, в которых они нуждаются, будучи детьми. Является договором, принятым наибольшим числом стран за всю историю существования документов по правам человека.

Конвенция о правах инвалидов - соглашение, предусматривающее, что все люди, включая детей-инвалидов, имеют равные права.

Мышечная дистрофия - заболевание, в результате которого со временем слабеют мышцы.

Община - группа людей, проживающих в определенном месте. Означает также группу людей с общими интересами и проблемами.

Организация Объединенных Наций - организация, в которой состоят практически все страны мира. Представители правительств различных стран встречаются в ООН в Нью-Йорке и совместно работают ради укрепления мира и улучшения жизни всех людей.

Принять - официально одобрить и утвердить (например, конвенцию или декларацию).

Присущее человеку достоинство - достоинство, которым обладают все люди с момента рождения.

Ратификация (ратифицировать) - официальное утверждение подписанной конвенции или соглашения и придание им статуса закона в данной стране.

Статьи - параграф или раздел правового документа, имеющий свой номер; данные номера помогают находить информацию, писать и говорить о ней.

ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН. Является учреждением системы ООН, которое занимается вопросами прав детей, их выживания, развития и защиты с тем, чтобы сделать мир лучше, безопаснее и дружелюбнее для детей и для всех нас.

Что можете сделать вы?

Важно изменить существующее отношение и правила с тем, чтобы дети-инвалиды могли ходить в школу, играть и делать то, что хотят делать все дети. Учатся ли в вашей школе дети-инвалиды и участвуют ли они во всех мероприятиях? Слушают ли и помогают ли учителя тем из вас, у кого есть особые потребности? Оборудовано ли здание школы пандусами, есть ли в ней переводчик-дактилолог или другие вспомогательные технологии? Хорошо! Это значит, что в вашей школе справедливо относятся к детям-инвалидам и предоставляют им равные шансы для обучения. Ваша школа соблюдает Конвенцию.

К сожалению, многие люди относятся к детям-инвалидам несправедливо. Вы можете внести свой вклад в обеспечение того, чтобы в вашей общине не было дискриминации. В своей семье и в школе вы можете приступить к работе по изменению мнения своих родителей и учителей.

Существует много всего того, что вы можете сделать для просвещения других по вопросам Конвенции о правах инвалидов и потенциала молодых людей-инвалидов. Например, вы можете:

Вступить в организацию или принять участие в какой-либо кампании. Количество дает силу. Для того, чтобы объединить усилия, вы можете поддержать местную ячейку национальной или всемирной организации или присоединиться к ней. Они могут проводить специальные кампании и реализовывать программы для молодых людей.

Создайте свой собственный проект. Начните проводить информационную кампанию, организуйте акцию по сбору денег, проведите исследование (Может быть, кто-нибудь из ваших знакомых подвергался дискриминации? Возможно, в вашей школе есть только лестницы и нет пандусов?), составьте обращение с просьбой устранить препятствия, которые вы обнаружили.

Организуйте клуб по содействию выполнению положений Конвенции. Соберите детей с разными способностями, проводите встречи друзей и приглашайте новых людей. Смотрите вместе фильмы и проводите совместные обеды. Просто веселитесь и наслаждайтесь уникальными возможностями и талантами друг друга.

Проведите презентацию в вашей школе и в соседних школах, расскажите о правах инвалидов. Проявите творчество. Нарисуйте плакаты и поставьте сценки, чтобы помочь своим одноклассникам понять их права, изложенные в Конвенции. Попросите кого-нибудь из родителей или учителей помочь с организацией презентации, определением места и времени ее проведения. Пригласите на вашу презентацию директора школа.

Со своими друзьями вы можете изготовить различные поделки, которые расскажут людям о правах инвалидов. Это могут быть рисунки, картины и скульптуры - все, что способствует распространению информацию. Попробуйте выставить свои работы в школе, в местных библиотеках, в галереях или ресторанах - везде, где люди смогут оценить ваше искусство. Со временем вы можете менять место расположения своей коллекции, тогда о Конвенции узнает больше людей.

Мы предложили лишь несколько идей относительно того, что вы можете сделать - каких-либо ограничений не существует. Попросите кого-нибудь из взрослых помочь вам в реализации ваших идей и беритесь за дело.

Использованы материалы

Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.

Руководящие принципы Конвенции

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц

b. Недопущение дискриминации

c. Полная и эффективная интеграция в общество

d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

e. Равенство возможностей

f. Доступность

g. Равенство между мужчинами и женщинами

h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).

Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .

Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).

Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).

Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).

Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).

Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).

Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).

Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).

Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).

Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).

Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).

Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).

Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).

Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).

Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).

Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).

Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.

Специальный комитет по всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов
Восьмая сессия
Нью-Йорк, 14–25 августа 2006 года

Промежуточный доклад Специального комитета по всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов о работе его восьмой сессии

I. Введение

1. В своей резолюции 56/168 от 19 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея постановила учредить Специальный комитет по всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов на основе комплексного подхода к работе в области социального развития, прав человека и недискриминации и с учетом рекомендаций Комиссии по правам человека и Комиссии социального развития.
2. В своей резолюции 60/232 от 23 декабря 2005 года Генеральная Ассамблея постановила, что Специальный комитет в рамках имеющихся ресурсов проведет в 2006 году, до шестьдесят первой сессии Генеральной Ассамблеи, две сессии: одну продолжительностью 15 рабочих дней с 16 января по 3 февраля, с тем чтобы в полном объеме завершить чтение проекта конвенции, подготовленного Председателем Специального комитета, и одну - продолжительностью 10 рабочих дней с 7 по 18 августа.
3. На своей седьмой сессии Специальный комитет рекомендовал провести восьмую сессию в период с 14 по 25 августа 2006 года.

II. Организационные вопросы

A. Открытие и продолжительность восьмой сессии

4. Специальный комитет провел свою восьмую сессию в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций с 14 по 25 августа 2006 года. В ходе своей сессии Специальный комитет провел 20 заседаний.
5. Функции основного секретариата Специального комитета выполнял Отдел социальной политики и развития Департамента по экономическим и социальным вопросам, а секретариатское обслуживание Специального комитета обеспечивал Сектор по вопросам разоружения и деколонизации Департамента по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению.
6. Восьмую сессию Специального комитета открыл Председатель Комитета Дон Макай, посол Новой Зеландии.

B. Должностные лица

7. В состав Бюро Специального комитета по прежнему входили следующие должностные лица:
Председатель:
Дон Макай (Новая Зеландия)
Заместители Председателя:
Хорхе Баллестеро (Коста-Рика)
Петра Али Долакова (Чешская Республика)
Муатаз Хиасат (Иордания)
Фиола Хоозен (Южная Африка)}


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции