06.03.2020

Методы и критерии донозологической оценки состояния здоровья. Диагностика состояния здоровья. Различные классификации функциональных состояний


Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за изменениями его уровней приобретают все более важное значение, особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, а также для детей школьного возраста. Переход от здорового состояния к болезни принято рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям жизнедеятельности. Состояние организма (его здоровье или болезнь) - не что иное, как результат взаимодействия с окружающей средой, т. е. результат адаптации либо дизадаптации к условиям среды.

Достижение определенного уровня функционирования организма или его определенных систем обеспечивается деятельностью механизмов регуляции и управления. Мобилизация резервов происходит в результате изменения уровня активности регуляторных систем, и в частности усиления тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. При постоянном дефиците функциональных резервов для достижения уравновешенности с окружающей средой возникает состояние функционального напряжения, которое характеризуется смещением вегетативного равновесия в сторону преобладания адренергических механизмов. В состоянии функционального напряжения все основные функции организма не выходят за пределы нормы, но затраты функциональных резервов на поддержание нормального уровня функционирования систем и органов увеличиваются. Такие состояния, при которых неспецифический компонент общего адаптационного синдрома проявляется в виде различной степени напряжения регуляторных систем, и получили название донозологических. Значительное повышение степени напряжения, приводящее к снижению функциональных ресурсов, делает биосистему неустойчивой, чувствительной к различным воздействиям и требует дополнительной мобилизации резервов. Это состояние, связанное с перенапряжением регуляторных механизмов, получило название неудовлетворительной адаптации. В этом состоянии более значительными становятся специфические изменения со стороны отдельных органов и систем. Здесь вполне допустимо говорить о развитии начальных проявлений преморбидных состояний, когда изменения указывают на вид вероятной патологии.

Таким образом, проявлению болезни, как результата срыва адаптации предшествуют донозологические и преморбидные состояния. Именно эти состояния исследуются в валеологии и должны быть объектом контроля и самоконтроля за уровнем здоровья. Термин "донозологические состояния" был впервые предложен Р.М. Баевским и В.П. Казначеевым. Развитие учения о донозологических состояниях связано с космической медициной, в котором начиная с первых пилотируемых полетов медицинский контроль за состоянием здоровья космонавтов ориентировался не столько на вероятное развитие болезней, сколько на способность организма адаптироваться к новым, необычным условиям окружающей среды. Прогнозирование возможных изменений функционального состояния в космическом полете основывалось на оценке степени напряжения регуляторных систем организма. Именно космическая медицина и дала толчок развитию массовых донозологических исследований в профилактической медицине, способствовала прогрессу в области донозологической диагностики; в последующем ее методы стали составной частью валеологии.

Наука о здоровье - интегральная, формирующаяся на стыке биологии и экологии, медицины и психологии, кибернетики и педагогики и ряда других наук. Из этого следует, что в основании науки о здоровье должна лежать наука о здоровье человека, который живет в реальном сложном мире, насыщенном стрессовыми воздействиями, возникающими при изменениях многих факторов окружающей биосоциальной среды, что отнимает часть его здоровья и приводит к так называемому "третьему состоянию". Понятие о третьем состоянии в оценке здоровья человека фактически опирается на законы древней медицины, изложенные более тысячи лет назад известным врачом и философом Абу Али Ибн Синой - Авиценной, который выделял шесть состояний здоровья человека: тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное; тело, легко воспринимающее здоровье; тело больное, но не до предела; тело больное до предела.

Из этих состояний только два последних относятся к болезни. Между двумя крайними уровнями здоровья (по Авиценне) - "телом здоровым до предела" - мы выделяем пять переходных состояний с различной степенью напряжения регуляторных систем: с нормальной, умеренной, выраженной, резко выраженной и перенапряжением. Переход от здоровья к болезни происходит через перенапряжение и срыв механизмов адаптации. И чем раньше будет возможным предусмотреть такой исход, тем больше вероятность сохранить здоровье. Таким образом, проблема сводится к тому, чтобы научиться определять (измерять) степень напряжения регуляторных систем организма и, следовательно, управлять здоровьем. В настоящее время, при активном формировании науки о здоровье, донозологическая диагностика стала основной частью валеологии, так как обеспечивает оценку уровня здоровья при различных функциональных состояниях, разрабатывает системы динамического контроля за состоянием здоровья взрослого населения, детей и подростков школьного возраста.

Современное представление о сердечно-сосудистой системе как об индикаторе адаптационных реакций целостного организма получило свое развитие в космической медицине, где впервые началось практическое применение пульсовой диагностики в ее современном виде, т. е. кибернетическом (математическом) анализе сердечного ритма. Этот методологический подход стал одним из важнейших принципов космической кардиологии, заключающихся в стремлении получить максимум информации при минимуме регистрирующих данных. В настоящее время с помощью электронных приборов и вычислительных средств стало возможным на основе анализа ритма сердца получать объективные данные о состоянии симпатической и парасимпатической систем, их взаимодействии, о более высоких уровнях регуляции в подкорковых центрах и коре головного мозга.

Распознание функциональных состояний на основе данных математического анализа сердечного ритма требует специального оборудования (автоматизированный комплекс), определенного опыта и знаний в области физиологии и клиники. Для того чтобы эту методологию сделать доступной для широкого круга специалистов и возможной к применению на доврачебном этапе контроля, был разработан ряд формул и таблиц, позволяющих вычислять адаптационный потенциал системы кровообращения по заданному набору показателей с помощью уравнений множественной регрессии. Достаточно высокую точность распознавания состояний организма обеспечивает метод определения адаптационного потенциала с помощью специальных таблиц, по набору простых и доступных приемов исследования: измерения частоты пульса, систолического и диастолического артериального давления, роста, массы тела (веса) и определения возраста обследуемого. По рассчитанной величине адаптационного потенциала определяется степень напряжения регуляторных механизмов и уровень здоровья.

Большое значение имеет оценка изменения уровня здоровья по адаптационному потенциалу системы кровообращения не только у отдельных индивидуумов, но и на уровне целых коллективов или групп лиц, на которых направлено воздействие сходных условий жизнедеятельности. Это возможно путем определения так называемой "структуры здоровья" коллектива, под которой принято понимать распределение (в процентах) лиц с разной степенью адаптации к условиям среды (с различными значениями адаптационного потенциала системы кровообращения). Структура здоровья - весьма информативный показатель, который дает разностороннюю характеристику обследованной группы лиц. Именно изменения структуры здоровья должны рассматриваться как чувствительный индикатор ответа коллектива (группы лиц) на определенные условия жизнедеятельности, оздоровительно-профилактические, санитарно-гигиенические мероприятия и прочие факторы среды обитания человека.

В течение ряда лет на кафедре теоретических основ физической культуры Ставропольского государственного университета в научном направлении "Валеология и проблемы оценки здоровья человека" преподаватели и студенты изучают влияние различных факторов среды жизнедеятельности на состояние здоровья учащихся образовательных учреждений. К исследованиям по проблеме привлекались учащиеся Ставропольского края разных возрастов общей численностью 3150 человек.

В исследованиях выявлено, что при значительной индивидуальной вариативности адаптационный потенциал системы кровообращения несет разносторонне выраженную информативность.

В ходе изучения возрастных изменений адаптационного потенциала системы кровообращения 2800 школьников 7 - 17 лет выявлено достоверное ухудшение его средних величин с возрастом. Это возрастное ухудшение адаптационного потенциала замедлялось и даже наблюдалось его временное улучшение в группах с повышенной двигательной активностью, не превышающей ее оптимального уровня. Прекращение воздействия на организм повышенных до оптимального уровня физических нагрузок вновь вело к ухудшению адаптационного потенциала системы кровообращения. При постоянном воздействии на организм дозированных двигательных нагрузок возрастное ухудшение уровня здоровья происходило значительно медленнее. В связи с большой индивидуальной вариативностью адаптационного потенциала изменение его уровня у каждого индивидуума может выявляться только в динамических обследованиях.

Эти наблюдения позволили сделать вывод о том, что адаптационный потенциал системы кровообращения как интегральный критерий функционального состояния целостного организма может использоваться не только для оценки адаптации организма к условиям повседневной деятельности и прогнозирования ее изменений, но и как отражение процессов старения в развивающемся организме и ухудшения уровня здоровья с возрастом, интенсивность которого зависит от двигательной активности ученика.

Индивидуальная оценка адаптационного потенциала системы кровообращения и структура здоровья класса (коллектива) могут использоваться в качестве критерия оптимальности двигательной активности учащихся. Недостаточная двигательная активность как в школьном, так и во внешкольном режиме ведет к более быстрому ухудшению здоровья учащихся и структуры здоровья классов в течение учебного года. Причем значительное ухудшение структуры здоровья наблюдалось уже к концу первого полугодия. Учащиеся с высокой двигательной активностью, как правило, имели более высокий уровень здоровья, а его структура в этих классах отличалась лучшими показателями.

Изучение уровней здоровья учащихся и структуры здоровья классов (групп) с разным физическим развитием подтвердило положение о том, что физическое развитие - один из основных критериев здоровья. У учащихся с более высокими адаптационными возможностями и в классах с лучшей структурой здоровья физическое развитие было выше.

Анализ уровней адаптационных возможностей учащихся подтвердил и положение о том, что физическая подготовленность - также один из главных критериев здоровья, так как уровни адаптации учащихся с хорошей физической подготовленностью в большинстве случаев были выше.

Ухудшение уровней здоровья учащихся и структуры здоровья классов, а следовательно и их работоспособности, наблюдалось во всех случаях, когда режимы работы учебных учреждений имели превышающую нормы продолжительность учебного дня и сокращенную учебную неделю (5 дней) при сохранении того же недельного объема часов, что и при шести рабочих днях.

Особое внимание в исследованиях уделялось прогностической оценке адаптационного потенциала системы кровообращения в оптимизации физических нагрузок на уроке физической культуры, в тренировочном процессе в группах детско-юношеских спортивных школ с разной спортивной направленностью, в усилении оздоровительной направленности как уроков физической культуры, так и спортивных тренировок. Обращает на себя внимание то, что устойчивые изменения адаптационного потенциала системы кровообращения под влиянием физических нагрузок выявляются уже на ранних стадиях их выполнения. При этом изменения адаптационного потенциала достаточно четко отражают как развивающее воздействие нагрузок, так и повышение напряжения и перенапряжения механизмов регуляции при развитии переутомления. Выявлявшиеся улучшения адаптационного потенциала сопровождались в большинстве случаев улучшением и результатов выполнения контрольных нормативов физической подготовленности. Ухудшение же адаптации к нагрузкам часто сопровождалось снижением результатов.

Выявлена устойчивая и в большинстве случаев достоверная корреляция между средними групповыми значениями адаптационного потенциала системы кровообращения и средними результатами выполнения контрольных нормативов, преимущественно отражающими то или иное физическое качество.

Увеличение значения адаптационного потенциала системы кровообращения позволяло выявлять переутомление в занятиях физическими упражнениями на ранних стадиях его развития. Выявленное отсутствие достоверного улучшения показателей физической подготовленности учащихся в течение учебного года при ухудшении адаптационного потенциала системы кровообращения позволяет считать, что уроки физической культуры, проводимые традиционно сложившимися методами, не обеспечивают формирования в организме школьника кумулятивного эффекта в развитии физических нагрузок на двух уроках физкультуры в неделю при этапном изменении адаптационного потенциала и индивидуальной корректировке физических нагрузок в необходимых случаях (при увеличении значений адаптационного потенциала системы кровообращения не менее чем на 0,25 балла) вели к заметному достоверному приросту физических качеств у учащихся к окончанию учебного года. Использование прогностической оценки изменений адаптационного потенциала системы кровообращения в этапных обследованиях позволило обеспечить устойчивый оздоровительный эффект двух уроков физической культуры в неделю и значительно уменьшить (до 50% в течение учебного года) пропуски занятий учащимися в школе в связи с болезнью по сравнению с другими классами.

Этот же этапный контроль позволял использовать нетрадиционные методы проведения уроков физкультуры без опасения возникновения у учащихся переутомления организма и перенапряжения регуляторных систем.

Исследования показали, что метод адаптационного потенциала системы кровообращения при его высокой информативности вполне доступен в работе учителя, тренера и даже самих учащихся старших классов и может быть использован для контроля за воздействием физических нагрузок на организм учащегося с целью их оптимизации, а также для оценки и прогнозирования развития физической перетренированности, повышения оздоровительной направленности уроков физической культуры и спортивных тренировок.

Большой научный интерес представляют исследования прогностической оценки функциональных возможностей организма спортсменов с использованием программно-аппаратного комплекса "Варикард 1.2", позволяющего на ранних стадиях выявлять процессы утомления и переутомления под воздействием тренировочных нагрузок.

Значительным преимуществом использовавшихся в исследованиях методов донозологической диагностики является их широкая разносторонняя информативность, простота использования в управлении учебно-тренировочным процессом.

ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА: МЕТОДОЛОГИЯ, КРИТЕРИИ, РЕЗУЛЬТАТЫ

Михайлова Л. А.

(ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия Росздрава», ректор- д.м.н., проф. И.П.Артюхов)

Резюме. Методологической основой проведенного исследования является энергетический подход с использованием системного анализа и элементов теории адаптации. Предложен и апробирован способ количественной оценки уровня здоровья и степени напряжения исполнительных механизмов функциональной системы транспорта и потребления кислорода.

Ключевые слова, дети, здоровье, уровень здоровья, способ оценки здоровья.

Проблема здоровья ребенка и оптимальных подходов к его оценке до сих пор остается актуальной и основополагающей в научно - практических разработках многих ученых, занимающихся вопросами возрастной физиологии.

Отклонения в состоянии здоровья, сформировавшиеся в подростковом периоде, снижают возможности реализации во взрослом возрасте важнейших социальных и биологических функций . В связи с этим очевидна заинтересованность общества в формировании здоровья в детском и подростковом возрасте. В литературе приводятся сведения о том, что доля здоровых детей составляет не более 10% . В соответствии с данными официальной статистики состояние здоровья детей и подростков, проживающих на территории Российской Федерации, ухудшается с каждым годом: растет соматическая заболеваемость среди подростков; чаще

диагностируются болезни эндокринной системы и расстройств питания; болезни органов пищеварения; костно-мышечной системы. Рост, развитие и здоровье ребенка существенным образом зависят как от эндогенных факторов, к которым относится степень морфофункциональной зрелости органов и систем, так и от взаимодействующих с ними экзогенных

(средовых) факторов. Детское население является наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды в силу незавершенности процессов роста и развития .

Детский организм высоко чувствителен к подавляющему большинству слабых физических, химических и биологических факторов. Вместе с тем вопрос о здоровье детей, их способности безболезненно адаптироваться к экологическим особенностям проживания, состояние функциональных систем в процессе адаптации позволяет судить о возможностях приспособления детей в экстремальных условиях и служит в то же время основой для понимания особенностей развития, течения и исходов патологических процессов .

Целью наших многолетних исследований, начатых в 1975 году совместно с профессором Ж.Ж.Рапопортом, является разработка информативных способов количественной оценки уровня физического (соматического) здоровья подростка до появления начальных признаков болезни.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования служили дети, относящиеся к I и II группам здоровья, т.е. не имевшие хронических заболеваний и в последние 3 месяца до обследования не болевшие острыми респираторными инфекциями. Обследовано 5129 человек в возрасте 7-11 лет, проживающих по месту своего рождения в г.г.Красноярске, Железногорске, Норильске, п.Хатанга. В зависимости от района проживания (спальный или промышленный) и двигательного режима (обычный - до 10 тыс. шагов в сутки и повышенный -свыше 15 тыс. шагов в сутки) дети были разделены на соответствующие группы.

Исследования выполнялись в осенний период. Физическое и половое развитие детей оценивалось с помощью стандартного набора антропометрических инструментов, прошедших метрическую поверку и широко используемых в научных исследованиях. Функциональное

состояние системы транспорта и потребления кислорода оценивалось на основании данных, полученных с использованием аппаратно-программного комплекса «Valenta+», полианализатора ПА-5-01, фотооксигемометра "Модель 036", оксиметра Type OSM-I "Radiometer" (Дания). Проводились стандартные пробы Руфье, Шалкова, клиноортостатическая проба, проба с форсированным дыханием, PWCno-тест (стандартная удельная мощность 1,5 вт/кг массы без учета "отрицательной" работы).

Полученные материалы обработаны с помощью пакета прикладных программ для Windows-2000. Согласно проведенному анализу с использованием критерия Пирсона было установлено, что распределение исследуемых величин соответствует нормальному, что послужило основанием использовать критерии Стьюдента и Колмогорова для расчета коэффициентов достоверности различий между группами и парной корреляции. Проведены дисперсионный, кластерный и факторные анализы, математическое моделирование.

Результаты и обсуждение

Методология. Методологической основой проведенного

исследования является энергетический подход с использованием системного анализа и элементов теории адаптации. Энергетический подход базируется на следующем тезисе: нормальная жизнедеятельность организма человека может осуществляться только в условиях непрерывного и достаточного снабжения кислородом. Эффективность потребления кислорода обеспечивается интегральной функцией многих систем организма, участвующих в транспорте и потреблении кислорода тканями. Экономичность расходования энергии, обмена веществ и потока информации отражает степень адаптационного напряжения, компенсаторных сдвигов и уровня здоровья в целом. Обеспечивает организм кислородом функциональная система транспорта и потребления кислорода (ФСТПК). Она представляет собой динамическую, саморегулирующую организацию, в состав которой в качестве исполнительного звена входят вентиляция, крово-

обращение, эритрон, все ткани и клетки организма с их центральной и гуморальной регуляцией. Если три первых звена ("подсистемы", или "исполнительные механизмы") обеспечивают реализацию запроса организма в требуемом количестве кислорода, то ткани и клетки организма, использующие О2 в качестве источника энергии, служат "звеном сравнения" между потребностями и доставкой.

Детский организм может обеспечить высокую интенсивность потребления кислорода, однако, менее экономичным путем, чем взрослый. Согласно многочисленным исследованиям , в том числе и проведенным нашими сотрудниками , в процессе роста и развития ребенка эффективность кислородного режима организма повышается, что обусловлено более совершенной деятельностью и регуляцией дыхания, кровообращения, системы эритрон. Исключение составляет лишь период полового созревания, когда общая возрастная тенденция временно нарушается. По мере развития организма снижаются естественные ритмы дыхания и сердечных сокращений, увеличивается мощность дыхательного аппарата. Наряду с меньшей экономичностью кислородный режим в детском возрасте менее напряжен, так как условия для извлечения кислорода из альвеол кровью, а из крови тканями - лучше . Кроме того, у детей неиспользованный запас кислорода в смешанной венозной крови выше, чем у взрослых.

Оценка эффективности работы ФСТПК прежде всего определяется количеством приносимого и потребленного организмом кислорода, а также коэффициентом утилизации кислорода тканями, показывающем, какую долю извлекают ткани из приносимого к ним кислорода, а следовательно, по его величине можно судить о дополнительных резервах системы.

В качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность работы исполнительных механизмов ФСТПК по адекватному обеспечению тканей кислородом, можно использовать такой параметр, как количество крови, из которого извлекается 1 мл кислорода -

гемодинамический эквивалент, или коэффициент эффективности транспорта кислорода . При его расчете используется величина кислородной емкости крови, насыщение артериальной крови кислородом, отражающее работу системы внешнего дыхания, минутный объем кровообращения, насыщение венозной крови кислородом, характеризующее уровень метаболических процессов, протекающих в тканях. Использование перечисленных параметров кислородного режима организма дает информацию о состоянии исполнительных механизмов ФСТПК и эффективности выполненной системой работы по адекватному обеспечению тканей кислородом.

Оценка степени напряженности исполнительных механизмов ФСТПК. Степень напряженности работы составных элементов ФСТПК можно определить с помощью коэффициентов эффективности, описанных нами ранее . При их расчете был применен математический аппарат экстремального энергетического принципа, разработанный для данной функциональной системы к модели условной "нормы". Учет важнейших физиологических параметров кислородного режима организма в сочетании с данными об энерготратах ФСТПК позволяет дать более объективную характеристику степени напряженности подсистем и, следовательно, глубже понять механизмы адаптации в этой функциональной системе. Эти коэффициенты вычисляются для каждого индивидуума и при их расчете используются параметры ФСТПК, характерные для данного субъекта: насыщение артериальной и венозной крови кислородом, МОК, ОЦК, ПО2, а также константы: энерготраты на производство и поддержание структурной и функциональной целостности эритроцита и энерготраты системы кровообращения на компенсацию 10% возмущения длительностью порядка периода жизни эритроцитов, вычисленные теоретически .

Перечисленные коэффициенты эффективности дают сведения о нагрузке на исполнительные механизмы ФСТПК и «цене адаптации», позволяя количественно оценить избыточную нагрузку на каждую из

подсистем. По их значениям можно отнести ребенка к одной из групп: «здоровый» (если отклонения не превышают ± 10%), находящийся в состоянии напряжения (при отклонении коэффициентов в пределах ± 11^25%) и «больной» (при отклонении коэффициентов > ± 25%).

Способ оценки уровня физического здоровья. Разработка простой и информативной методики оценки здоровья детей дает возможность диагностирования физического (соматического) здоровья ребенка до появления начальных признаков болезни. Разработанный нами способ имеет в своей основе также энергетический подход. Предлагаемая оценка физического здоровья детей основана на проведении антропометрических исследований; измерении ведущих параметров систем, участвующих в обеспечении организма кислородом (внешнее дыхание и кровообращение), а также резервных возможностей организма выполнять физическую работу и восстанавливать уровень своей активности после нее. На основании полученных данных рассчитываются следующие показатели:

Антропометрический показатель (АП = масса тела /длина тела);

Вентиляционный показатель (ВП = жизненная емкость легких/масса тела);

Сердечный индекс (СИ =(АДс- АДд)/ЧСС/поверхность тела);

Удельная работоспособность (УР =динамометрия/масса тела);

Резервный показатель (РП = время восстановления пульса после

нагрузки).

Использование относительных значений каждого из показателей позволяет адекватно оценивать индивидуальные характеристики ребенка, а также унифицирует разработанный способ оценки здоровья. Итоговое количество баллов для данного ребенка получают путем арифметической суммы баллов за каждый показатель, т.е. индекс уровня здоровья (ИУЗ) конкретного ребенка складывается из следующей суммы:

ИУЗ= АП + ВП + СИ + УР + РП.

При этом учитывается знак баллов в каждой колонке. Ребенок по каждому показателю может иметь различное число баллов, что определяется его уровнем здоровья и гармоничностью развития и созревания отдельных функциональных систем. Следовательно, если развитие одной из систем отстает от физиологических нормативов, то итоговый индекс уровня здоровья будет меньше, и чем хуже резервы организма ребенка, тем меньше баллов в итоге он наберет.

Согласно единому статистическому подходу определены интервалы для индекса уровня здоровья, которые представлены в табл.1.

Таблица 1.

Определение составляющих коэффициентов и общего уровня здоровья

Показатель Интервал показателя и соответствующий ему балл *)

АП, г/см менее 160 -2 161-200 -1 201-283 0 284-324 -1 более 324 -2

ВП, мл/кг менее 2 0 2 - 15 1 16 -45 2 45 -60 4 более 60 5

СИ, л /мин/м2 более 5,8 0 5,7 - 5,3 1 5,2 - 4,4 2 4,3 - 3,9 3 менее 3,9 4

УР, % менее 25 0 25 -32 1 33 -50 2 51 -59 3 более 59 4

РП, мин более 5 -2 5 1 4 3 3 5 2 и менее 7

Сумма баллов 2 и менее 3-5 6-10 11-13 14 и более

Индекс уровня здоровья Удовлетво- рительный Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

*) - первая строка - интервал показателя, вторая - балл.

Расчет ИУЗ у детей, проживающих в различных экологических условиях, показал, представители этой группы, подвергающихся постоянному воздействию неблагоприятных экологических факторов, имеют несколько иное распределение (рис.1). Максимальное количество детей из

района с высокой техногенной нагрузкой получило оценку своего здоровья -«ниже среднего». На данный класс пришлось 36% обследованной группы. Данное увеличение произошло за счет снижения количества детей, у которых уровень здоровья оценивался как «средний», «выше среднего», «высокий». Максимальное различие наблюдается между сравниваемыми группами детей при «среднем» уровне здоровья - 11% (р<0,01).

Ш промышленный район □ спальный район

Рис.1. Распределение детей (доля от общего числа) из спального и промышленного районов.

По оси абсцисс - ИУЗ: 1- удовлетворительный.; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 класс - выше среднего; 5 класс - высокий.

В группе детей с повышенной двигательной активностью наблюдается увеличение процента со «средним», «выше среднего» и «высоким» уровнями здоровья по сравнению с группой детей с обычной двигательной активностью (табл.2). В группе детей из экологически неблагополучного района города отмечается преимущественное перераспределение детей в классы с уровнями здоровья «низкий» и «ниже среднего», по сравнению с группой детей из экологически благополучного района.

Таблица 2.

Распределение по уровням здоровья детей, проживающих в промышленном городе и находящихся на различном двигательном

Двигательный

Уровень здоровья

Удовлетво- рительный ниже среднего средний выше среднего высокий

Обычный (чистый район) 2,9 30,7 38,5 19,2 8,7

Повышенный (чистый район) 2,9 17,4 40,6 24,6 14,5

Повышенный (промышленный район) 3,9 33,2 29,1 23,6 10,2

Для автоматизации расчетов по оценке уровня физического здоровья ребенка нами разработана программа «Экспресс-оценка индивидуального здоровья ребенка», написанная средствами визуального программирования Delphi и предназначенная для работы в операционной среде Windows.

Таким образом, основываясь на энергетическом подходе и системном анализе, нами разработаны количественные способы оценки уровня соматического здоровья ребенка и систем, его формирующих. Полученные коэффициенты эффективности и экономичности кислородного режима организма позволяют количественно оценить степень нагрузки на системы, обеспечивающие организм кислородом, и определить «цену адаптации» к конкретным условиям (экологическим, нагрузочным). Разработанный индекс физического здоровья (ИФЗ) и на его основе программное средство «Экспресс-оценка индивидуального здоровья ребенка» позволяют дать качественную и количественную оценку уровня здоровья. Эти подходы могут быть широко использованы для скрининговых обследований и детального анализа состояния здоровья школьных коллективов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян, Н. А. Экологическая физиология человека / Н. А. Агаджанян, А. Г. Марачев, Т. А. Бобков. - М. : Крук, 1999. - 416 с.

2. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А. А. Баранов // Рос. педиатр. журн. - 1998. - N 1. - С. 5-8.

3. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности/ А.А.Баранов, Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин с соавт.//Рос.пед.ж.-2005.-№2-С.4-8.

4. Гиренко, Л. А. Морфофункциональные характеристики мальчиков 1214 лет в зависимости от биологического и календарного возраста/ Л.А.Гиренко, В.Б. Рубанович, Р. И. Айзман //Физиология человека.-2005.-№3.-С.118-123.

5. Игишсва, Л. Н. Влияние умеренной физической нагрузки на показатели сердечного ритма у детей младшего и среднего школьного возраста/ Л. Н. Игишсва, Э. М. Казин, А. Р. Галеев // Физиология человека.-2006.-№3.-С.55-61.

6. Кибардин, Ю. В. Теоретический и экспериментальный анализ энергетических аспектов взаимодействия эритрона с остальными кислородтранспортными системами организма: Автореф. дис. ... канд. физ.-мат.наук / Ю. В. Кибардин. - Красноярск, 1978. - 20 с.

7. Колчинская, А. З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка / А. З. Колчинская. - Киев: Наук. думка, 1973. - 320 с.

8. Ларионова, Г. Н. Сравнительная оценка функционирования основных систем организма городских и сельских школьников Оренбуржья / Г.

Н. Ларионова, Н. Н. Кузько // Гигиена и санитария. - 2002. - N 5. - С. 62-64.

13.Михайлова, Л.А. Способ оценки уровня здоровья школьника/ Л.А. Михайлова, Г.Я. Вяткина, Л.Л. Чеснокова //Патент РФ на изобретение №2251962 .

14.Онищенко, Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. -2001. - №5. - С. 7-12.

15.Пивоваров, В. В. Диагностика функционального состояния сердечнососудистой системы детского организма методом спироартериокардиоритмографии/ В.В.Пивоваров, М. А. Лебедева, И.Б. Панкова с соавт. // Росс.пед.ж.-2005.-№1.-С.8-12.

17.Рапопорт, Ж. Ж. Адаптация ребенка на Севере / Ж. Ж. Рапопорт. - Л.: Наука, 1979. - 188 с.

19.Рапопорт, Ж. Ж. Использование коэффициентов эффективности системы транспорта кислорода для оценки функциональных возможностей кислородного режима организма / Ж. Ж. Рапопорт, Л. А. Михайлова // Физиол. журн. СССР. - 1988. - N 6. - С. 938-946.

21.Ханин, М. А. Общий критерий отбора и энергетический принцип регулирования эритропоэза в норме и патологии / М. А. Ханин, И. Б. Бухаров // Механизмы регуляции в системе крови. - Красноярск, 1978. -Т. 1.- С. 213.

22.Шарапова, О. В. О мерах по улучшению охраны здоровья детей/ О. В. Шарапова // Педиатрия. - 2002. - N 3. - С. 18-20.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н. А., Марачев А.Г., Бобков Т.А. Экологическая физиология человека.. - М. : Крук, 1999. - 416 с.

2. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Рос. педиатр. журн. - 1998. - N 1. - С. 5-8.

3. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ильин А. Г. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности// Рос.педиатр.ж.-2005.-№2-С.4-8.

4. Гиренко Л.А., Рубанович В.Б., Айзман Р.И.Морфофункциональные характеристики мальчиков 12-14 лет в зависимости от биологического и календарного возраста//Физиология человека.-

2005.-№3.-С.118-123.

5. Игишсва Л. Н., Казин Э. М., Галеев А. Р. Влияние умеренной физической нагрузки на показатели сердечного ритма у детей младшего и среднего школьного возраста // Физиология человека.-

2006.-№3.-С.55-61.

6. Кибардин Ю. В. Теоретический и экспериментальный анализ энергетических аспектов взаимодействия эритрона с остальными кислородтранспортными системами организма: Автореф. дис. ... канд. физ.-мат.наук.- Красноярск, 1978. - 20 с.

7. Колчинская А. З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. - Киев: Наук. думка, 1973. - 320 с.

8. Ларионова, Г. Н. Сравнительная оценка функционирования основных систем организма городских и сельских школьников Оренбуржья / Г. Н. Ларионова, Н. Н. Кузько // Гигиена и санитария. - 2002. - N 5. - С. 62-64.

9. Михайлова, Л.А. Здоровый подросток Сибири. Физиологические и экологические аспекты становления кислородтранспортной функции/Л.А.Михайлова.-Новосибирск:Наука,2006.-192с.

10.Михайлова, Л. А. Оценка состояния кардиореспираторной системы у здоровых детей на основе статистического подхода / Л. А. Михайлова, Г. Я. Вяткина // Сиб. мед. ж. - 2004. - №4. - С. 79-82.

11. Михайлова, Л. А. Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы у здоровых детей / Л. А. Михайлова, Г. Я. Вяткина, Л. Л. Чеснокова, Л. Г. Желонина Л.Г.. // Сиб. мед. обозрение. - 2002. - №4. - С. .32-34.

12.Михайлова, Л. А. Системогенез внешнего дыхания у здоровых детей препубертатного возраста с различной двигательной активностью / Л. А. Михайлова // Сиб. мед. журн. - 2004. - №2. - С. 86 - 89.

13.Михайлова, Л. А. Способ оценки уровня здоровья школьника/ Л. А. Михайлова, Г.Я. Вяткина, Л.Л. Чеснокова //Патент РФ на изобретение №2251962 .

14.Онищенко, Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2001. - №5. - С. 7-12.

15.Пивоваров, В. В. Диагностика функционального состояния

сердечно-сосудистой системы детского организма методом

спироартериокардиоритмографии/ В.В.Пивоваров, М. А. Лебедева, И.Б. Панкова с соавт. // Росс.пед.ж.-2005.-№1.-С.8-12.

16.Поляков, А.Я. Оценка морфофункциональных показателей здоровья детского населения на территориях с разным уровнем техногенного загрязнения окружающей среды/ А.Я. Поляков, К.П. Петруничева //Гиг. и сан. -2007.- №3.-С.9-10.

17.Рапопорт, Ж. Ж. Адаптация ребенка на Севере / Ж. Ж. Рапопорт. -Л.: Наука, 1979. - 188 с.

18.Рапопорт, Ж. Ж. Адаптация, факторы риска и здоровье детей / Ж. Ж. Рапопорт // Адаптация человека к климатогеографическим условиям и первичная профилактика. - Новосибирск, 1986. - Т. 1. - С. 41-42.

19.Рапопорт, Ж. Ж. Использование коэффициентов эффективности системы транспорта кислорода для оценки функциональных возможностей кислородного режима организма / Ж. Ж. Рапопорт, Л.

А. Михайлова // Физиол. журн. СССР. - 1988. - N 6. - С. 938-946.

20.Соколов, А. Я. Функционирование сердечно-сосудистой системы у детей и подростков в зависимости от соматотипа/А. Я.Соколов, Л. И. Гречкина // Росс.пед.ж.-2006.-№5.-С.34-36.

21.Ханин, М. А. Общий критерий отбора и энергетический принцип регулирования эритропоэза в норме и патологии / М. А. Ханин, И. Б. Бухаров // Механизмы регуляции в системе крови. - Красноярск, 1978. - Т. 1.- С. 213.

22.Шарапова, О. В. О мерах по улучшению охраны здоровья детей/ О.

В. Шарапова // Педиатрия. - 2002. - N 3. - С. 18-20.

Зарытовская Н.В. 1 , Калмыкова А.С. 2

Ставропольский государственный медицинский университет

ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрено – изучение физического развития, соматического здоровья и психологической адаптации первоклассников общеобразовательных школ г. Ставрополя для использования в качестве предикторов нарушения состояния здоровья и проведения донозологической диагностики заболеваний.

Ключевые слова: физическое развитие, первоклассники донозологическая диагностика

Zarytovskaya N . V . 1 Kalmykova A . S . 2

1 – doctor of medical sciences, Associate Professor, 2 – doctor of medical sciences, Professor,

Stavropol State Medical University

PRENOSOLOGICAL DIAGNOSTICS OF THE FIRST-GRADER’S HEALTH

Abstract

The article considers the study of physical development, somatic health and psychological adaptation of first-graders of comprehensive secondary schools in the city of Stavropol to be used as predictors of health violations and prenosological diagnosis of diseases.

Keywords: physical development, first graders, prenosological diagnostics

Донозологическая диагностика представляет собой определение стадии адаптационного процесса на пути от здоровья к болезни . Главными диагностическими критериями являются физическое развитие, адаптационные возможности организма детей. В современных экономических условиях физическое развитие подвержено процессам децелерации и дисгармоничности . Для экспресс-анализа адаптационных возможностей организма детей младшего школьного возраста наиболее информативной является оценка индекса физического здоровья по Г.Л. Апанасенко как более связанная с ведущими показателями физического развития и уровня адаптации . По данным некоторых авторов у 84% младших школьников уже в возрасте 7 лет зарегистрировано напряжение регуляторных систем организма . Интенсивное эволюционное саморазвитие современного человека, проявляющееся в «секулярных трендах», сопровождается целым комплексом психологических признаков: большими креативными способностями детей, меньшей степенью эктравертированности, большей самодостаточностью, независимостью мышления, глубинными изменениями восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентации . Тем не менее, у детей, начинающих обучение в школе, негативные реакции и нарушения здоровья возникают чаще, проявляясь тенденцией к ухудшению психического здоровья школьников, увеличивается частота невротических реакций, формируется дезадаптационный синдром .

Гендерных различий в физическом развитии не выявлено. Рост мальчиков колебался в пределах 125,1 – 127,4 см, масса тела – 24,9 – 25,4 кг, ОГК 58,6 – 60,6 см. У девочек рост составил 126,0 – 126,8 см, масса тела 22,6 – 24,6 кг, ОГК – 57,4 – 59,2 см. Средние показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) выявлены у 54,4% детей, у 10,7% выявлены низкие показатели, у 34,9% высокие. Гармоничное развитие имели 71,1% мальчиков первоклассников и 68,8% девочек. Дисгармоничное развитие наблюдалось у 28,9% мальчиков, у 31,4% девочек. Дисгармоничность и у мальчиков и у девочек проявлялась уменьшением окружности грудной клетки (24,6 % мальчиков и у 28,6 % девочек), дефицитом массы тела (17,3% мальчиков и 19,3% девочек), избыточной массой тела (14,6 % мальчиков и 13,6 %).

Распределение школьников по соматотипам представлено в таблице 1. Гендерные отличия выявлены в появлении мезомакросоматотипа и макросоматотипа, причем мальчиков с макросоматотипом было достоверно больше (15,7% против 4,1 % девочек, p<0,05), с мезомакросоматотипом достоверно больше девочек (31,2% против 21,1% мальчиков, p<0,05).

Таблица 1 – Распределение школьников по соматотипам, %

Показатели

Мальчики

Микросоматотип
Мезомикросоматотип
Мезомакросоматотип
Макросоматотип

Примечания: * – достоверные отличия мальчиков и девочек по критерию φ, р<0,05

Адаптационные возможности кардиореспираторной системы оценивались по уровню физического здоровья, т. е. поспособности организма к выполнению физической нагрузки и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы в покое и при нагрузке, по силе, быстроте и выносливости организма, по упитанности ребенка. Нормальные показатели индекса Кетле имели 65,4 % мальчиков и 58,6% девочек, посещающих первые классы. Удовлетворительные значения индексов Робинсона определялись у 55,1 % мальчиков и 62, 8 % девочек, Скибинского – у 53,8% мальчиков и 55,7 % девочек, Шаповаловой – у 55,1% мальчиков и 65,7% девочек, Руфье – у 51,3% мальчиков и 58,6% девочек (табл. 2).

Низкие показатели индексов Кетле определялись у 13,4%, Робинсона – 15,5%, Скибинского – 11,4%, Шаповаловой – 8,9%, Руфье – 13,7 % обследованных в ООУ детей обоего пола. Высокие показатели индексов определялись: Кетле у 23,2%, Робинсона – 25,6%, Скибинского – 18,3%, Шаповаловой – 30,7%, Руфье – 31,4% обследованных в ООУ мальчиков и девочек.

Таблица 2 – Показатели функциональных проб первоклассников, %

Характеристика показателей

Кетле
Робинсона
Скибинского
Шаповаловой
Руфье

Выявлены особенности в способности организма к выполнению физической нагрузки и функциональному состоянию сердечно-сосудистой системы в покое. Достоверно больше 24,6% против 15,3% выявлено мальчиков и 21,5% против 15,7% девочек с высокими значениями индекса Робинсона, (p<0,05). С высокой устойчивостью организма ребенка к гипоксии (индекс Скибинского) выявлено достоверно больше и мальчиков (34,7% против 11,5%, p<0,05) и девочек (32,9% против 11,4%, p<0,05).

Высокие качества силы, быстроты и выносливости организма также встречались достоверно чаще у мальчиков и девочек (38,5% против 6,4% мальчиков и 22,9% против 11,4% девочек, p<0,05). Высокий уровень функции сердечно – сосудистой системы при физической нагрузке (индекс Руфье), отвечал той же тенденции у девочек (37,1% против 4,3%, p<0,05), у мальчиков количество детей с высоким и низким уровнями отличались не достоверно (25,7% против 23,0%). Однако удовлетворительный уровень физического здоровья (рис. 1) установлен у 70,3% первоклассников, низкий – 16,9%, высокий – у 12,8% детей.

По адаптационным способностям кардиореспираторной системы в оптимальной зоне здоровья находилось 12,8% первоклассников. Удовлетворительные адаптационные особенности респираторной системы по значениям жизненного индекса выявлены у 57,6%, низкие – у 13,7%, высокие – у 28,7% обследованных первоклассников.

Рис. 1 Показатели физического здоровья и жизненного индекса школьников, %

Нарушения психоэмоционального развития (табл. 3) выявлены у 55,0% школьников, проявившиеся в нарушениях сна. Утомляемость при физической и умственной нагрузке фиксировалась у 47,8% детей обоего пола, ночные страхи, боязнь оставаться одному у 47,2%. Отметили повышенную возбудимость и двигательную расторможенность 38,4% школьников, головные боли и быструю смену настроения – 28,0%. Вегетативные нарушения – плохо переносили поездки в транспорте и духоту в помещениях установлены у 27,3% детей, 22,7% имели патологические привычки.

Нарушения в психо-эмоциональном развитии имели гендерные отличия. Так, достоверно чаще девочки страдали нарушениями сна (33,2% против 21,8%, p<0,05), мальчики – повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью (25,6% против 12,8%, p<0,05), головной болью (20,4% против 8,5%, p<0,05).

Таблица 3 – Показатели психоэмоционального состояния первоклассников, %

Признаки

Мальчики

Нарушения в психоэмоциональной сфере

Нарушения настроения
Тревожность, раздражительность

Вегето-диэнцефальные нарушения

Плохая переносимость транспорта, закрытых помещений и т.д.
Утомляемость при физической и умственной нагрузке
Головные боли

Нарушения поведения

Возбудимость, двигательная расторможенность
Страхи
Тики
Патологические

привычки

Нарушение сна
Нарушения речи

Примечание: * – достоверные различия между мальчиками и девочками по критерию φ, p<0,05

Страхи, нарушения настроения, повышенная утомляемость при физической и умственной нагрузке характерны для лиц обоего пола и не имели достоверной разницы (p≥0,05).

При выявлении факторов экстраверсии – интроверсии установлено, что независимо от пола 60,3% детей, обучающихся в 1 классах ООУ, экстраверты, т.е. общительные дети, имеющие много друзей, нуждающиеся в общении с людьми, но не любящие самостоятельно читать и учиться, что отличается от данных литературы .

Нейротизм, выявленный у 48,3% школьников, свидетельствовал об эмоциональной, психологической неустойчивости и отражал предрасположенность к неврозу. У детей с нейротизмом выявлены плохая адаптация, склонность к быстрой смене настроения, постоянному чувству беспокойства, озабоченности, рассеянности внимания, неустойчивости к стрессу, плаксивости. Им свойственны импульсивность, эмоциональность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, впечатлительность, склонность к раздражительности, неадекватность поведения.

Ситуативная, реактивная тревожность, как общее состояние нервной системы ребенка, характеризовалась высоким напряжением, беспокойством, нервозностью, вызывающими нарушения внимания, тонкости координации, эмоциональные и невротические срывы. Высокий уровень ситуативной тревожности установлен у 32,3% школьников. Уровень личностной тревожности, как устойчивой склонности к восприятию большого круга ситуаций как «угрожающих», присущ 42,3% первоклассников. Психологические черты личности, оценивающие уровень тревожности, указывали, что у 42,3% школьников присутствовали страх, тревога, агрессивная защита от окружающих и их сочетания.

Устойчивость и способность к концентрации внимания (V) была имела тенденцию к постоянному снижению (табл. 4) и уменьшалась с 1-й минуты к 5-ой на 65%.

Таблица 4 – Результаты корректурной пробы

Примечание: К – коэффициент точности выполнения работы; V – коэффициент устойчивости внимания, работоспособность; С – скорость обработки информации.

Коэффициент (К) точности выполняемой работы (количество сделанных ошибок) имел волнообразный характер. Так, ко 2-ой минуте количество выполненных ошибок нарастало на 15,0% , к третьей минуте количество ошибок уменьшалось, что свидетельствовало о врабатывании ребенка, но к 5 минуте резко увеличивалось на 22,9%, что указывало на развитие быстрой утомляемости.

Скорость обработки информации также была низкой и постепенно, снижаясь со 2-ой минуты, к концу 5-ой минуты падала на 51,8%, что свидетельствовало о низкой работоспособности первоклассника. Проведенные исследования показали, что у детей, обучающихся в общеобразовательной школе, выявлены повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, снижение способности к его концентрации и пониженная работоспособность.

Таким образом, для первоклассников характерны средние величины антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки), преимущественно гармоничное развитие (70% детей обоего пола), треть первоклассников – дисгармоничны за счет узкой грудной клетки, избытка или дефицита массы тела. Темп физического развития первоклассников средне-низкий или низкий, что указывало на отрицательный секулярный тренд физического развития детей.

Обучение в первых классах в меньшей мере влияло на адаптированность кардиореспираторной системы. Это, возможно, связано с удовлетворительной нагрузкой при проведении уроков физкультуры в детском учреждении, и физиологическая адаптация детей в этих учреждениях протекала удовлетворительно.

Обучение в первых классах сказывалось на психологической адаптации. Для первоклассников характерны изменения эмоционального статуса, проявляющиеся в виде колебаний настроения (раздражительность, плаксивость); нарушений поведения (расторможенность, возбуждение); вегето-диэнцефальных нарушений (избирательность в пище, непереносимость отдельных факторов внешней среды, усталость после физической и психической нагрузок, появление навязчивых движений, рассеянность внимания и плохая память), снижение работоспособности. Сочетанная патология в эмоционально-поведенческой сфере наблюдалась у 2/3 детей. Полученные данные свидетельствовали о том, что значительная часть детей имеет среднетяжелую, а отдельные дети тяжелую степень адаптации к школе.

Использование показателей физического развития, адаптационных возможностей сердечнососудистой системы и психоэмоционального состояния в качестве предикторов нарушения состояния здоровья позволит проводить донозологическую диагностику заболеваний. Для облегчения адаптации детей к первому году обучения школе в плане диспансерного наблюдения необходимо предусмотреть проведение психологического тестирования и постоянное медико-педагогическое наблюдение психологом, неврологом с проведением коррекционных мероприятий.

Литература

1. Афанасьев Е.А., Васильев В.Н., Терентьева Ю.В. и др. Методические подходы к оценке здоровья младших школьников // Бюллетень Сибирской медицины. – 2003. – № 3. – С. 61-66.

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р.М. Баевский – М.: Медицина. – 1979. – С. 298.

3. Калмыкова А.С., Ткачева Н.В., Зарытовская Н.В. и др. Физическое развитие и состояние здоровья детей Ставропольского края / Монография. – Ставрополь, 2010. – 280 с.

4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Коноплев О.Н. и др. Состояние здоровья детей школьного возраста при экспериментальных формах обучения // Гигиена и санитария. – 1997. – № 3. – С. 33-36.

5. Почивалов А.В., Фокина Н.А. Роль донозологической диагностики в комплексной оценке состояния здоровья младших школьников // Материалы XIV Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». – М., 2010. – С. 644

6. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень ВАК. – 2010. – № 5. – С. 3-9.

Подробности Родительская категория: Медицинская профилактика и профилактическая медицина Категория: Терминология профилактической медицины Просмотров: 6267

Донозологическая диагностика – выявление изменений в организме, пока они ещё не оформлены в диагноз (нозологическую форму) и находятся в состоянии донозологической дисфункции. При этом речь идёт об обязательном и целевом исполь­зовании современных специальных методов превентологической (донозологической и внутринозологической) диаг­ностики, а не нозологической медицины. Пре­дупредительная (доклиническая) диагностика позволяет направить врачебно-медицинскую деятельность на изучение систем организма на уровне дисфункциональных состояний, всех видов дисбалансов и дефицитов, напряжения или срыва адаптации и т.п.

Донозологическое состояние (организма) – изменения функционально-физиологических показателей организма, не выходящие за пределы нормы и являющиеся частным повышенным напряжением адаптационных систем и систем поддержания гомеостаза. Донозологическое состояние приводит к нарастающему расходу энергообеспечения организма. Диагностика донозологических состояний подразумевает использование методов и оборудования, рассчитанных на обработку информации в диапазоне относительной функциональной устойчивости организма с определением вектора адаптационных процессов.

Совет: добавьте в закладки, чтобы не потерять эту страницу.

Пожалуйста, расскажите коллегам об этом материале. Возможно, это именно то, что им необходимо в работе:

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н. Н. Бурденко

Кафедра физической культуры

Заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук Е.Д. Вяльцева


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«Донозологическая диагностика»


Контрольная работа

студентки 2курса

группы заочного отделения

фармацевтического факультета

Сасовой С.О.

№ зачётной книжки 090899


Воронеж 2011


Введение

Сущность донозологической диагностики

2.Использование методов донозологической диагностики

Организация системы донозологической диагностики

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Определение понятия "здоровье" и по сей день остается затруднительным. Гален подразделял состояние человеческого тела на три категории: здоровье, болезнь и "ни здоровье - ни болезнь". Авиценна различал шесть степеней здоровья и болезней, из которых только две относил к болезни. В настоящее время термин "здоровье" зачастую трактуется, как отсутствие болезни. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье, как комплекс физического, психического и социального благополучия.

Повышение уровня здоровья должно стать одним из приоритетных направлений медицины. Это совпадает с формирующимся настроением в обществе о том, что "болеть не выгодно". Опыт отечественной и мировой медицины свидетельствует в пользу индивидуального подхода к оздоровлению, подбору лекарственных препаратов и немедикаментозных форм лечения. Известные ученые отечественной и мировой медицины неоднократно указывали и на необходимость донозологической диагностики.

Донозологическая диагностика - новое научное направление, основанное на учении донозологических состояний, пограничных между здоровьем и болезнью, с использованием специфических методов и приборов для оценки и измерения функционального состояния организма человека.


.СУЩНОСТЬ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ


Донозологическая диагностика - обследование практически здоровых лиц с целью выявления факторов риска, латентных и нераспознанных случаев заболеваний. Другими словами, под донозологической диагностикой следует понимать оценку функционального состояния организма и его адаптационных возможностей в период, когда еще отсутствуют явные признаки заболеваний. Донозологическая диагностика занимается распознаванием состояний, пограничных между нормой и патологией.

Основа донозологической диагностики заключается в измерении физических и физиологических качеств, психофизиологического состояния, интелектульных и личностных качеств человека, т.е. качественных и количественных показателей здоровья, адаптационных возможностей организма, и получении научно - обоснованного ответа на вопрос о том, как далеко от возможной дезадаптации и развития заболевания находится человек.

Задача, которая стоит перед донозологичсекой диагностикой - ответить на вопрос о том, какие профилактические мероприятия и когда необходимо провести для повышения уровня здоровья и предотвращения заболеваний.

Донозологическая диагностика даёт возможность заблаговременно выявить развивающиеся заболевания до появления клинических симптомов (скрытые формы течения); выявить критические состояния, способные привести к обострению существующих заболеваний; выбрать систему или орган, требующие первоочередного воздействия. Также она указывает на систему с наибольшей степенью поражения, даёт оценку нарушения витаминно-микроэлементного баланса и адресное назначение биокорректоров, отслеживает эффективность любых оздоровительных процедур и динамику состояния здоровья.

Противопоказаниями к применению донозологической диагностики являются стрые инфекционные заболевания с лихорадочным синдромом, травматическая ампутация фаланг пальцев, врожденные аномалии развития конечностей, возраст менее 4 лет, выраженные нарушения слуха и речи, нарушения сознания.

Основным методом донозологической диагностики является скриниг - оценка состояния, поиск фактора риска или заболевания путем опроса, физикального обследования, аппаратного или лабораторного исследования или с помощью других процедур, которые могут быть выполнены относительно быстро.

Методы и методики исследования:

Оценка наличия и влияния факторов риска.

Оценка физических данных, функционального состояния и адаптационного потенциала.

Показатели антропометрических данных: рост, вес, пробы диагностические антропометрические, гониометрия, курвиметрия, измерение подвижности и асимметрии объема движений.

Показатели функционального состояния отдельных систем организма.

Показатели сердечнососудистой системы: частота сердечных сокращений; артериальное давление; диастолическое (или минимальное) давление; систолическое (или максимальное) давление; пульсовое давление; среднединамическое давление; минутный объем крови; периферическое сопротивление.

Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма: проба Мартинета; проба с приседанием; проба Флака; проба Руфье; проба ортостатическая; проба глазосердечная; проба клиностатическая; коэффициент выносливости; тест Баевского; вегетативный индекс Кердо.

Оценка психофизиологического состояния: оценка внимания, оперативной памяти, способности выдерживать темп работы, способности выдерживать совмещенную деятельность.

Мануальная терапия (дианостика) - осуществляемый руками с помощью специальных приемов комплекс диагностических мероприятий, направленных на диагностику органических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ


Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за изменениями его уровней приобретают все более важное значение, особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, а также для детей школьного возраста. Переход от здорового состояния к болезни принято рассматривать как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям жизнедеятельности. Состояние организма (его здоровье или болезнь) - не что иное, как результат взаимодействия с окружающей средой, т. е. результат адаптации либо дизадаптации к условиям среды.

Достижение определенного уровня функционирования организма или его определенных систем обеспечивается деятельностью механизмов регуляции и управления. Мобилизация резервов происходит в результате изменения уровня активности регуляторных систем, и в частности усиления тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы. При постоянном дефиците функциональных резервов для достижения уравновешенности с окружающей средой возникает состояние функционального напряжения, которое характеризуется смещением вегетативного равновесия в сторону преобладания адренергических механизмов. В состоянии функционального напряжения все основные функции организма не выходят за пределы нормы, но затраты функциональных резервов на поддержание нормального уровня функционирования систем и органов увеличиваются. Такие состояния, при которых неспецифический компонент общего адаптационного синдрома проявляется в виде различной степени напряжения регуляторных систем, и получили название донозологических. Значительное повышение степени напряжения, приводящее к снижению функциональных ресурсов, делает биосистему неустойчивой, чувствительной к различным воздействиям и требует дополнительной мобилизации резервов. Это состояние, связанное с перенапряжением регуляторных механизмов, получило название неудовлетворительной адаптации. В этом состоянии более значительными становятся специфические изменения со стороны отдельных органов и систем. Здесь вполне допустимо говорить о развитии начальных проявлений преморбидных состояний, когда изменения указывают на вид вероятной патологии.

Таким образом, проявлению болезни, как результата срыва адаптации предшествуют донозологические и преморбидные состояния. Именно эти состояния исследуются в валеологии и должны быть объектом контроля и самоконтроля за уровнем здоровья. Термин "донозологические состояния" был впервые предложен Р.М. Баевским и В.П. Казначеевым. Развитие учения о донозологических состояниях связано с космической медициной, в котором начиная с первых пилотируемых полетов медицинский контроль за состоянием здоровья космонавтов ориентировался не столько на вероятное развитие болезней, сколько на способность организма адаптироваться к новым, необычным условиям окружающей среды. Прогнозирование возможных изменений функционального состояния в космическом полете основывалось на оценке степени напряжения регуляторных систем организма. Именно космическая медицина и дала толчок развитию массовых донозологических исследований в профилактической медицине, способствовала прогрессу в области донозологической диагностики; в последующем ее методы стали составной частью валеологии.

Наука о здоровье - интегральная, формирующаяся на стыке биологии и экологии, медицины и психологии, кибернетики и педагогики и ряда других наук. Из этого следует, что в основании науки о здоровье должна лежать наука о здоровье человека, который живет в реальном сложном мире, насыщенном стрессовыми воздействиями, возникающими при изменениях многих факторов окружающей биосоциальной среды, что отнимает часть его здоровья и приводит к так называемому "третьему состоянию". Понятие о третьем состоянии в оценке здоровья человека фактически опирается на законы древней медицины, изложенные более тысячи лет назад известным врачом и философом Абу Али Ибн Синой - Авиценной, который выделял шесть состояний здоровья человека: тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но и не больное; тело, легко воспринимающее здоровье; тело больное, но не до предела; тело больное до предела.

Из этих состояний только два последних относятся к болезни. Между двумя крайними уровнями здоровья (по Авиценне) - "телом здоровым до предела" - мы выделяем пять переходных состояний с различной степенью напряжения регуляторных систем: с нормальной, умеренной, выраженной, резко выраженной и перенапряжением. Переход от здоровья к болезни происходит через перенапряжение и срыв механизмов адаптации. И чем раньше будет возможным предусмотреть такой исход, тем больше вероятность сохранить здоровье. Таким образом, проблема сводится к тому, чтобы научиться определять (измерять) степень напряжения регуляторных систем организма и, следовательно, управлять здоровьем. В настоящее время, при активном формировании науки о здоровье, донозологическая диагностика стала основной частью валеологии, так как обеспечивает оценку уровня здоровья при различных функциональных состояниях, разрабатывает системы динамического контроля за состоянием здоровья взрослого населения, детей и подростков школьного возраста.

Современное представление о сердечно-сосудистой системе как об индикаторе адаптационных реакций целостного организма получило свое развитие в космической медицине, где впервые началось практическое применение пульсовой диагностики в ее современном виде, т. е. кибернетическом (математическом) анализе сердечного ритма. Этот методологический подход стал одним из важнейших принципов космической кардиологии, заключающихся в стремлении получить максимум информации при минимуме регистрирующих данных. В настоящее время с помощью электронных приборов и вычислительных средств стало возможным на основе анализа ритма сердца получать объективные данные о состоянии симпатической и парасимпатической систем, их взаимодействии, о более высоких уровнях регуляции в подкорковых центрах и коре головного мозга.

Распознание функциональных состояний на основе данных математического анализа сердечного ритма требует специального оборудования (автоматизированный комплекс), определенного опыта и знаний в области физиологии и клиники. Для того чтобы эту методологию сделать доступной для широкого круга специалистов и возможной к применению на доврачебном этапе контроля, был разработан ряд формул и таблиц, позволяющих вычислять адаптационный потенциал системы кровообращения по заданному набору показателей с помощью уравнений множественной регрессии. Достаточно высокую точность распознавания состояний организма обеспечивает метод определения адаптационного потенциала с помощью специальных таблиц, по набору простых и доступных приемов исследования: измерения частоты пульса, систолического и диастолического артериального давления, роста, массы тела (веса) и определения возраста обследуемого. По рассчитанной величине адаптационного потенциала определяется степень напряжения регуляторных механизмов и уровень здоровья.

Большое значение имеет оценка изменения уровня здоровья по адаптационному потенциалу системы кровообращения не только у отдельных индивидуумов, но и на уровне целых коллективов или групп лиц, на которых направлено воздействие сходных условий жизнедеятельности. Это возможно путем определения так называемой "структуры здоровья" коллектива, под которой принято понимать распределение (в процентах) лиц с разной степенью адаптации к условиям среды (с различными значениями адаптационного потенциала системы кровообращения). Структура здоровья - весьма информативный показатель, который дает разностороннюю характеристику обследованной группы лиц. Именно изменения структуры здоровья должны рассматриваться как чувствительный индикатор ответа коллектива (группы лиц) на определенные условия жизнедеятельности, оздоровительно-профилактические, санитарно-гигиенические мероприятия и прочие факторы среды обитания человека.

В течение ряда лет на кафедре теоретических основ физической культуры Ставропольского государственного университета в научном направлении "Валеология и проблемы оценки здоровья человека" преподаватели и студенты изучают влияние различных факторов среды жизнедеятельности на состояние здоровья учащихся образовательных учреждений. К исследованиям по проблеме привлекались учащиеся Ставропольского края разных возрастов общей численностью 3150 человек.

В исследованиях выявлено, что при значительной индивидуальной вариативности адаптационный потенциал системы кровообращения несет разносторонне выраженную информативность.

В ходе изучения возрастных изменений адаптационного потенциала системы кровообращения 2800 школьников 7 - 17 лет выявлено достоверное ухудшение его средних величин с возрастом. Это возрастное ухудшение адаптационного потенциала замедлялось и даже наблюдалось его временное улучшение в группах с повышенной двигательной активностью, не превышающей ее оптимального уровня. Прекращение воздействия на организм повышенных до оптимального уровня физических нагрузок вновь вело к ухудшению адаптационного потенциала системы кровообращения. При постоянном воздействии на организм дозированных двигательных нагрузок возрастное ухудшение уровня здоровья происходило значительно медленнее. В связи с большой индивидуальной вариативностью адаптационного потенциала изменение его уровня у каждого индивидуума может выявляться только в динамических обследованиях.

Эти наблюдения позволили сделать вывод о том, что адаптационный потенциал системы кровообращения как интегральный критерий функционального состояния целостного организма может использоваться не только для оценки адаптации организма к условиям повседневной деятельности и прогнозирования ее изменений, но и как отражение процессов старения в развивающемся организме и ухудшения уровня здоровья с возрастом, интенсивность которого зависит от двигательной активности ученика.

Индивидуальная оценка адаптационного потенциала системы кровообращения и структура здоровья класса (коллектива) могут использоваться в качестве критерия оптимальности двигательной активности учащихся. Недостаточная двигательная активность как в школьном, так и во внешкольном режиме ведет к более быстрому ухудшению здоровья учащихся и структуры здоровья классов в течение учебного года. Причем значительное ухудшение структуры здоровья наблюдалось уже к концу первого полугодия. Учащиеся с высокой двигательной активностью, как правило, имели более высокий уровень здоровья, а его структура в этих классах отличалась лучшими показателями.

Изучение уровней здоровья учащихся и структуры здоровья классов (групп) с разным физическим развитием подтвердило положение о том, что физическое развитие - один из основных критериев здоровья. У учащихся с более высокими адаптационными возможностями и в классах с лучшей структурой здоровья физическое развитие было выше.

Анализ уровней адаптационных возможностей учащихся подтвердил и положение о том, что физическая подготовленность - также один из главных критериев здоровья, так как уровни адаптации учащихся с хорошей физической подготовленностью в большинстве случаев были выше.

Ухудшение уровней здоровья учащихся и структуры здоровья классов, а следовательно и их работоспособности, наблюдалось во всех случаях, когда режимы работы учебных учреждений имели превышающую нормы продолжительность учебного дня и сокращенную учебную неделю (5 дней) при сохранении того же недельного объема часов, что и при шести рабочих днях.

Особое внимание в исследованиях уделялось прогностической оценке адаптационного потенциала системы кровообращения в оптимизации физических нагрузок на уроке физической культуры, в тренировочном процессе в группах детско-юношеских спортивных школ с разной спортивной направленностью, в усилении оздоровительной направленности как уроков физической культуры, так и спортивных тренировок. Обращает на себя внимание то, что устойчивые изменения адаптационного потенциала системы кровообращения под влиянием физических нагрузок выявляются уже на ранних стадиях их выполнения. При этом изменения адаптационного потенциала достаточно четко отражают как развивающее воздействие нагрузок, так и повышение напряжения и перенапряжения механизмов регуляции при развитии переутомления. Выявлявшиеся улучшения адаптационного потенциала сопровождались в большинстве случаев улучшением и результатов выполнения контрольных нормативов физической подготовленности. Ухудшение же адаптации к нагрузкам часто сопровождалось снижением результатов.

Выявлена устойчивая и в большинстве случаев достоверная корреляция между средними групповыми значениями адаптационного потенциала системы кровообращения и средними результатами выполнения контрольных нормативов, преимущественно отражающими то или иное физическое качество.

Увеличение значения адаптационного потенциала системы кровообращения позволяло выявлять переутомление в занятиях физическими упражнениями на ранних стадиях его развития. Выявленное отсутствие достоверного улучшения показателей физической подготовленности учащихся в течение учебного года при ухудшении адаптационного потенциала системы кровообращения позволяет считать, что уроки физической культуры, проводимые традиционно сложившимися методами, не обеспечивают формирования в организме школьника кумулятивного эффекта в развитии физических нагрузок на двух уроках физкультуры в неделю при этапном изменении адаптационного потенциала и индивидуальной корректировке физических нагрузок в необходимых случаях (при увеличении значений адаптационного потенциала системы кровообращения не менее чем на 0,25 балла) вели к заметному достоверному приросту физических качеств у учащихся к окончанию учебного года. Использование прогностической оценки изменений адаптационного потенциала системы кровообращения в этапных обследованиях позволило обеспечить устойчивый оздоровительный эффект двух уроков физической культуры в неделю и значительно уменьшить (до 50% в течение учебного года) пропуски занятий учащимися в школе в связи с болезнью по сравнению с другими классами.

Этот же этапный контроль позволял использовать нетрадиционные методы проведения уроков физкультуры без опасения возникновения у учащихся переутомления организма и перенапряжения регуляторных систем.

Исследования показали, что метод адаптационного потенциала системы кровообращения при его высокой информативности вполне доступен в работе учителя, тренера и даже самих учащихся старших классов и может быть использован для контроля за воздействием физических нагрузок на организм учащегося с целью их оптимизации, а также для оценки и прогнозирования развития физической перетренированности, повышения оздоровительной направленности уроков физической культуры и спортивных тренировок.

Большой научный интерес представляют исследования прогностической оценки функциональных возможностей организма спортсменов с использованием программно-аппаратного комплекса "Варикард 1.2", позволяющего на ранних стадиях выявлять процессы утомления и переутомления под воздействием тренировочных нагрузок.

Значительным преимуществом использовавшихся в исследованиях методов донозологической диагностики является их широкая разносторонняя информативность, простота использования в управлении учебно-тренировочным процессом.


ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

донозологический диагностика обследование

Несмотря на практическое отсутствие специальных медицинских стандартов по метрологии методов измерений, а не медицинской аппаратуры, существует достаточное число руководящих нормативных документов ведомственного характера в области медицинской метрологии, которые могли быть использованы в качестве научно-практической основы для разработки государственных стандартов в этой области. В частности, это касается не только терминологии, но и классификации донозологических состояний, а также ряда методик измерения показателей психического, физического, физиологического, биохимического, иммунного и клинико-соматического статусов организма, количественных и качественных характеристик индивидуального здоровья пациента в целом.

Одной из важных научно-практических проблем реального функционирования системы донозологической диагностики является выбор ее организационных основ, пригодных для применения в системе здравоохранения России, которые могут включать следующие основные элементы:

общую организацию донозологического диспансерного обследования;

амбулаторно-поликлиническое обследование пациента;

специализированное донозологическое обследование здоровых и практически здоровых лиц, а также пациентов с сочетанными формами заболевания;

систему самоконтроля пациента.

Объем и характер методов диспансерного обследования и его частота зависят от условий его проведения: минимальное и более частое - в системе самоконтроля, более широкое и менее частое - в амбулаторно-поликлинических условиях и максимальное и редкое - в условиях стационара. Диспансерное обследование может быть первичным и вторичным. Первичное - включает полный объем общеклинического обследования и специализированной донозологической диагностики. При повторных обследованиях донозологическая диагностика может проводиться не реже 1 раза в полгода, а общее клиническое обследование - не реже 1 раза в год. Помимо плановых диспансерных обследований целесообразно дополнительно проводить неплановые, например в случаях ухудшения состояния здоровья пациента или для контроля эффективности проводимой превентивной терапии. Однако при этом достаточно применить меньший объем диагностического обследования в зависимости от характера появившихся изменений (благоприятных или неблагоприятных), предпочтительнее с использованием методов системы самоконтроля пациента.

Амбулаторно-поликлиническое обследование может включать следующие разновидности:

первичное общее клиническое обследование;

специализированное донозологическое обследование;

систему самоконтроля пациента;

систему медицинской подготовки пациента.

Первичное общеклиническое обследование может проводиться на базе амбулаторно-поликлинического или оздоровительного медицинского учреждения в целях дифференциальной диагностики и выявления начальной, скрытой, стертой или субклинической формы заболевания различной этиологии. Оно проводится по типу планового диспансерного обследования и включает в себя анамнез, осмотр с физикальным обследованием различными специалистами (терапевт, хирург, невропатолог, отоларинголог, окулист, дерматолог, стоматолог), лабораторные исследования (клинический анализ крови: уровень гемоглобина, количество эритроцитов, лейкоцитов, лейкоцитарная формула, скорость оседания эритроцитов, содержание сахара; клинический анализ мочи: удельный вес, реакция, содержание белка, сахара, микроскопия осадка; анализ кала на яйца глистов и простейшие), а также инструментальные методы: антропометрию, крупнокадровую рентгенофлюорографию или рентгеноскопию органов грудной клетки; электрокардиографию в 12 стандартных отведениях в покое, измерение артериального давления общепринятыми в клинической практике методами. По результатам первичного общеклинического обследования лечащим врачом выдается заключение о развитии или подозрении на возникновение донозологической формы заболевания сердечнососудистой системы и о показаниях и сроках прохождения дальнейшего специализированного донозологического обследования, которое может проводиться на базе того же медицинского учреждения или другого, способного обеспечить полный объем данного обследования. Для этого этапа могут быть использованы результаты первичного общего клинического обследования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


.Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. - М., Медицина, 1980. - 208 с.

2.Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. Баевский Р.М., Берсенева А.П. - М.: Медицина, 1997. - 236 с.

.Основы общей валеологии. Казначеев В.П. Учебное пособие. - М.: Изд-во Институт практической психологии, 1997. - С.21.

.Адаптация, стресс и профилактика. Меерсон Ф.З. - М.: Наука, 1981. - 278с.

.Введение в валеологию - науку о здоровье. Брехман И.И. - Л.: Наука, 1987. - 125 с.

.Принципы и методы массовых донозологических обследований с использованием автоматизированных систем: Автореф. докт. дис. Берсенева А.П. Киев, 1991. - 27 с.

.Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. Баевский Р.М. - М.: Медицина, 1979. - 289 с.

.Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология, диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Баевский Р.М., Берсенева А.П - СПб.: Наука, 1993, с. 147.

.Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека Баевский Р.М., Берсенева А.П., Максимов А.Л. - Магадан, 1996. - 52 с.

.Оценка функциональных возможностей системы кровообращения на доврачебном этапе диспансеризации взрослого населения. Берсенева А.П., Заухин Ю.П. - М.: МОНИКИ, 1987. - 9с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции