22.09.2019

Наглядные методы обучения иллюстраций демонстраций. Наглядные методы


Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, специалистов по рекламе отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т.е. при расширении системы восприятия.

Что такое индивидуальные системы восприятия и какими они бывают

Индивидуальные системы восприятия у людей развиты не равномерно: преобладает развитие одной или двух систем. Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания1.
Для педагога важно знать, что в значительной степени развитие той или иной системы проявляется во внешнем облике человека. По данным канадских исследований выявлено:
- люди с развитой визуальной системой - преимущественно худые, высокие;
- люди с развитой слуховой системой - более крупные и мускулистые;
- люди с развитой кинестетической системой - более расслабленные, по внешнему виду больше напоминают грушу.

Каким образом использовать эти знания педагогу

В обучении и развитии человека педагогу очень важно научиться подключать все системы для восприятия информации. Слушание в школе только объяснения учителя (слушай, что я тебе говорю!) приводит к концентрации восприятия в одной системе, что вообще сужает восприятие информации. Это с возрастом перерастает в привычку, блокирует развитие других систем, задатков, способностей и наклонностей человека, приводит к возникновению галлюцинаций в той системе, которая наименее контролируется и развивается. Даже используя несложный тест «Определение репрезентативности системы» учитель может диагностировать учащихся класса, что в дальнейшем поможет ему, учитывая индивидуальные особенности детей, подбирать соответствующие методы обучения: словесные, наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические и др.
Надеемся, читатель с пониманием отнесется к преамбуле, не совсем логически вписывающейся в «Наглядные методы», но поясняющий педагогические аспекты применения не только наглядных, но и других методов обучения.
Некоторые ученые-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют тем, что содержательная характеристика этих методов традиционно сводится к «визуальности». Наглядность же предполагает, по В.Н. Наумчику, кроме визуальности - раскрытие внутренней сущности пеадгогического процесса.
В изложении данной темы мы остаемся на традиционной трактовке.

Метод иллюстрации

Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, изображения информации на учебной доске и пр.

Демонстрация: кому и для чего

Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).
Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.
Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно «замерять результаты», изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.
По-видимому, разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности (завод, фабрика, метеостанция, конструкторское бюро, испытательные стенды, лаборатории и т.п.), изучение растительного или животного мира (лес, поле, ферма, зоопарк, террариум, аквариум, дельфинарий и т.п.).
Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности. Народная мудрость гласит так: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.»
Тем не менее метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий.
Эффективность метода достигается:
1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску «скрытого», «нового» содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах.
2. Правильным отбором, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока изучаемого материала, условием демонстрации; научением учащихся поиску и отбору необходимой наглядности в процессе самостоятельной домашней работы.
3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей.

Видеометодика

Среди наглядных методов обучения все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодо-скопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.).
Видеометод - один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод.
Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашености, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.
Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса.

Наглядные методы обучения используют и в школах, и в ВУЗах, и для обучения дошкольников. Все наглядные методы обучения принято делить на три большие группы:

  • Метод наблюдения — когда источником знаний становятся наблюдения: за явлениями, предметами, действиями. При использовании этого метода урок удобнее строить в форме путешествия, экскурсии, прогулки, посещения музея, кинотеатра, театра, библиотеки и пр. То есть, лучше выбирать такие формы урока, которые дают возможность учащимся осуществить реальное наблюдение за развитием действия, явления.
  • Иллюстративные — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц и пр. Данный метод рекомендуется использовать на всех .
  • Демонстрационные объединяют все виды демонстрации наглядного материала на уроке: видеосюжетов, кинофильмов, демонстрации приборов, опытов, технических установок. Современное позволяет расширить рамки демонстрационного метода обучения и дает возможность применять его на любом уроке: вне зависимости от формы и типа урока.

Но такое деление носит чисто условный характер, так как современное обеспечение школ дает возможность совмещать демонстрацию и иллюстрации. Например, использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.

Правила использования наглядных методов в педагогике

Есть несколько условий, которые должны соблюдаться при использовании наглядных методов для большей эффективности урока:

  • Содержание наглядных пособий должно отвечать возрастным особенностям школьников.
  • Урок не должен строиться исключительно на наглядных методах. Перенасыщение наглядными пособиями одного урока снижает эффективность восприятия, утомляет. В то же время, недостаточность наглядности делает урок скучным, малоинтересным. Все должно быть в меру.
  • Демонстрируемые предметы (картины, схемы) должны быть видны всем учащимся. Для демонстрации предметов маленьких размеров уместно использовать проекции, оптическое увеличение. Или можно вызывать учеников поочередно к демонстрационному столу. Обычно это практикуется при демонстрации химических и физических опытов.
  • Применение любого наглядного средства обязательно должно преследовать определенные цели.
  • Все наглядные материалы должны соответствовать теме урока.
  • Можно и нужно привлекать учеников к поиску информации для составления наглядного пособия.
  • Если учитель планирует использовать наглядные материалы, то об этом не стоит забывать во время урока. Это частая . Вот пример: при изучении биографии писателя, учитель повесил рядом с доской портрет этого писателя. Казалось бы, наглядность есть? Есть. Но ошибка была в том, что во время урока учитель ни разу не обратил внимание учеников на этот портрет.

То есть, важно действовать по принципу : «Если ружье в начале спектакля висит на стене, то оно обязательно должно выстрелить». Любое использование наглядного пособия обязательно нуждается в комментарии.

Это краткий обзор наглядных методов. Важно то, что каждый урок должен содержать в себе этапы работы с наглядными и техническими пособиями, потому что это не только привносит разнообразие в ход урока, но и к изучаемому предмету, их мотивацию к учебе.

Задача наглядных методов обучения и их приемов заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в естественной для них форме или же в символьном отражении с помощью разнообразных изображений, репродукций, схем и так далее.

Замечание 1

Характерная черта приведенных способов заключается в том факте, что освоение учебного материала тесно связано с применяемыми в процессе учебными пособиями и техническими средствами (ИКТ).

Определение 1

Наглядные методы обучения - это такие методы, применение которых способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание.

Понятие наглядных методов может быть поделено на три следующие группы:

  • наблюдения,
  • иллюстрации,
  • демонстрации.

Такая классификация определяет наглядные методы, опираясь на применяемый источник знаний. В педагогической литературе данный подход часто подвергался критике по той причине, что он не отражал характера познавательной деятельности учащихся и уровень их самостоятельности в учебной работе. Несмотря на это, приведенный тип классификации по сей день остается лидером по популярности среди учителей-практиков.

Наблюдение

Определение 2

Метод наблюдения представляет собой достаточно затратный в плане прилагаемых усилий познавательный процесс в виде длительного, целенаправленного восприятия предметов и явлений действительности. Данный метод является необходимым элементом в процессе формирования у учащихся точных представлений, выступающих в качестве основы для обобщений.

Эффективность восприятия предметов и явлений действительности зависима от уровня сформированности у детей навыков наблюдения, по этой причине уже в раннем возрасте стоит начинать обучение этому ребенка, улучшая его умения концентрироваться на наблюдаемом объекте, отмечать самое важное, размышлять над увиденным, выражать свои идеи с помощью слов. Еще в начальной школе и даже в детском садике с помощью картинок и презентаций дети учатся наблюдать за природой, животным и растительным миром, за закономерностями в сезонном труде людей. Это способствует умственному развитию детей и возникновению у них правильных представлений о живой и неживой природе. Необходимо использовать различные приемы и типы работы. Наблюдение также может быть определено в качестве умения сосредотачиваться на явлениях окружающего мира, отмечать их главные элементы, обращать внимание на происходящие изменения, находить причину возникновения данных явлений и делать умозаключения на счет полученной информации. Все эти факторы в совокупности играют ключевую роль в процессе формирования у детей полноценного понимания о жизни и развитии таких познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, воображение.

Иллюстрации

Определение 3

Метод иллюстрации в педагогике применяется, чтобы показать учащимся разнообразные предметы, объекты и явления в естественной форме. Также возможно ознакомление детей с изображениями все тех же предметов и явлений.

Проиллюстрированными могут быть растения, животные, явления и предметы техники или науки и еще многое другое.

В качестве одного из средств иллюстрирования широкое применение находит классная доска или же интерактивные доски. Они служат областью для записи слов, предложений, разнообразных задач, на них можно изобразить последовательность выполнения действий. Свое применение также находят и отдельные иллюстративные пособия вроде карт, картин, таблиц, чертежей, баннеров и так далее. В случае использования иллюстраций в качестве наглядного метода обучения необходимо действовать согласно следующим пунктам:

  • они обязательно должны соответствовать возрасту учащихся, применяться в меру и только в подходящий для этого момент занятия, подаваться таким образом, чтобы каждый ученик обладал полным визуальным доступом к рассматриваемой иллюстрации;
  • педагогом должна выполняться задача, заключающаяся в точном выделении самого важного в процессе показа иллюстраций, им должны быть четко продуманы пояснения к главным элементам и иллюстрациям в целом;
  • иллюстрация должна быть согласована с наполнением материала, важным фактором является эстетическая сторона вопроса исполнения. Иллюстрация должна привлекать самих учеников к поискам и определению необходимой информации.

Демонстрации

Определение 4

Метод демонстраций обычно основывается на представлении устройств, различного оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов или же компьютерных программ. Цель их использования заключается в формировании интереса или же познавательной мотивации у учеников, для создания проблемной ситуации, а также ознакомления с новой для них информацией.

В качестве примера можно привести использование компьютера или магнитофона. При применении в ходе образовательного процесса приведенных устройств демонстрируются эталоны выразительной речи, произведения музыки. Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы находят свое место в демонстрациях новейших достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений искусства. Широкий спектр возможностей в области демонстрации учебных материалов на основе технологии мультимедиа позволяют получить кабинеты, оборудованные компьютерной техникой, желательно, с выходом в Интернет, мультимедиа проектором, или, возможно, интерактивной доской.

К демонстрациям предъявляется следующий список требований:

  • являющиеся непосредственным объектом демонстрации предметы должны обладать подходящим для создания отличных условий видимости всем учащимся размером, для сравнительно малых объектов целесообразно применять разнообразные проекции или же организовать поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
  • в ходе демонстрации преподаватель должен стоять лицом к классу для того, чтобы иметь возможность наблюдать за реакцией учеников, не стоит и загораживать демонстрируемый объект, ведь в таком случае вероятны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
  • число демонстраций должно быть оптимальным по той причине, что их излишество провоцирует рассеивание внимания, утомление, снижение уровня познавательного интереса;
  • обычно непосредственно перед началом демонстрации дается вступительное слово, после чего проводится дискуссия по результатам просмотра;
  • рекомендуемая продолжительность видеофильмов в младших классах – не превышает 10 минут, в старших - 30 минут;
  • в ходе демонстрации тяжелого для усвоения материала будет целесообразным делать паузы, во время которых преподавателю необходимо объяснить происходящее и дать время учениками для записи полученной информации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Под наглядными методами обу-чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи-мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис-пользуются во взаимосвязи со словесными и практиче-скими методами обучения и предназначаются для на-глядно-чувственного ознакомления учащихся с явле-ниями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразде-лить на три группы:

- метод иллюстраций,

- метод демонстраций,

- видеометод.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам ил-люстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Цели метода наглядности в начальной школе:

Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,

Развитие наблюдательности,

Изучение конкретных свойств предметов,

Создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опори для самостоятельного учения и систематизации изучен-ного.

В начальных классах применяется наглядность:

Естественная,

Рисунковая,

Объемная,

Звуковая,

Графическая.

Демонстрация служит преимущественно для раскрытия дина-мики изучаемых явлений, но широко используется и для озна-комления с внешним видом предмета, его внутренним устрой-ством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотно-шения), а затем переходят к внутреннему устройству или от-дельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осу-ществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости.

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

Все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

Нужные стороны объекта производили на учеников наиболь-шее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помо-щью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.


В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осоз-нать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зави-сит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое на-значение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема ил-люстративного материала. Опыт показывает, что большое чис-ло иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показы-вают только в тот момент, когда они оказываются необходи-мыми по ходу обучения.

В современной начальной школе для обеспечения качествен-ной иллюстрации широко используются экранные технические средства.

Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику ра-боты учебных заведений новых источников экранного препод-несения информации:

Видеоскопов,

Проекторов,

Киноаппаратов,

Учебного телевидения,

Видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,

А также компьютеров с дисплейным отражением информации.

Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их кон-троля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуслов-ливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.

К практическим методам относятся:

- упражнения,

- лаборатор-ные и практические работы,

Упражнения — многократное выполнение учащимися опреде-ленных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопро-са и возраста учащихся.

Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упраж-нений :

Доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

Разнообразие упражнений;

Систематичность проведения упражнений;

После объяснения нового материала упражнения даются чаще;

Постепенное нарастание трудности упражнений.

Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки вы-ступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.

Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое вос-питательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.

В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.

Лабораторные работы — один из практических методов обуче-ния, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением ин-струментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с фи-зическими действиями, с моторными актами, поскольку уча-щиеся при помощи технических средств воздействуют на изу-чаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктив-ность познавательного процесса.

Лабораторные работы могут проводиться:

- в иллюстративном плане , когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстриро-вано учителем;

- в исследовательском плане , когда учащиеся сами впервые реша-ют поставленную перед ними познавательную задачу и на ос-новании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.

Выполнение лабораторных работ сопровождается записью по-лучаемых данных и графическим изображением изучаемых яв-лений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.

Познавательные (дидактические) игры — это специально соз-данные ситуаций, моделирующие реальность, из которых уче-никам предлагается найти выход.

Современные дидактические игры в начальной школе — это преимущественно игры по правилам.

Игры имеют много функций:

Активизируют познавательные процессы;

Воспитывают интерес и внимательность детей;

Развивают способности;

Вводят детей в жизненные ситуации;

Учат их действовать по правилам;

Развивают любознательность, внимательность;

Закрепляют знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным откры-тиям, решениям проблем.

В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры — игровая ситуация, прием, упражнение.

Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

Мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяю-щие желания детей принимать участие в игре;

Ориентировочный — выбор средств игровой деятельности;

Исполнительный — действия, операции, позволяющие реализо-вать поставленную игровую цель;

Контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование актив-ности игровой деятельности.

Вопросы и задания

1. В чем сущность каждого вида наглядных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.

2. Раскройте сущность каждого вида практических методов, их положительные и отрицательные стороны.

Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные

Форма (от латинского «forma») - наружный вид, внешнее очертание, установленный порядок.

В философии форма - это структура какого-то содержания.

Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления (И.Ф. Харламов).

В научных педагогических исследованиях рассматриваются разные точки зрения на понятие «организационные формы обучения».

Так И. М. Чередов форму обучения рассматривает как специальную конструкцию, которая характеризует «внешнюю сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом.

Анализируя данный педагогический феномен, Ю. К. Бабанский считает, что под формой организации обучения следует понимать операционно-деятельностный компонент обучения и представляет собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Б. Г. Лихачев под формой организации обучения понимает целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

С. А. Смирнов под формой обучения понимает способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения.

Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания» (И. П. Подласый).

Приведенные определения понятия «форма обучения» говорят о его сложности и неоднозначности.

В истории педагогики выделяют две основные формы организации обучения : индивидуально-групповую и классно-урочную .

Система индивидуального обучения получила распространение на ранних этапах развития общества, когда учитель занимался с одним учеником, как правило, его преемником. Постепенно возникло индивидуально-групповое обучение, когда учитель занимался с группой учеников в 10-15 человек. Обучение в группе шло также индивидуально, поэтому в группе были ученики разного возраста, разного уровня подготовки. Сроки обучения, начало и окончание занятий были также индивидуальны.

В средние века в связи с увеличением количества обучающихся возникла необходимость в появлении новой формы организации обучения. Получила распространение групповая форма обучения. Свое законченное решение она нашла в классно-урочной системе обучения , разработанной и теоретически обоснованной Я. А. Коменским. Она предполагает наличие в группе постоянного состава учащихся одного возраста; постоянное место и продолжительность занятий, стабильное расписание занятий.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуальной (в античных государствах), индивидуально-групповой (в школах Средневековья), взаимного обучения (белль-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учеников (маннгеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-ые годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40 % времени ученики проводили в больших группах (100-150 человек), 20 % − в малых группах (10-15 учащихся) и 40 % времени отводилось на самостоятельную работу.

Для учителей начальных классов интерес представляет так называемый Дальтон-план - форма индивидуализированного обучения (Э. Паркхерст, Г. Дальтон, начало XX в.). Детям предлагалась полная свобода выбора содержания обучения, чередование изучаемых предметов, использование собственного времени и т.д.

Формы обучения исторически сложившиеся продолжают существовать в практике обучения и в настоящее время.

Индивидуальная форма обучения − применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.

Парная форма − связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Групповая форма - общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

Коллективная форма (общеклассная) обучения - одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива. Данная форма ориентирована на активное взаимодействие учащихся, их взаимопонимание, взаимообучение, сплоченность.

Фронтальная форма («обращенная к зрителям») предполагает обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя.

Более совершенное организационное оформление педагогического процесса нашло свое выражение в классно-урочной системе . Ее контуры были предложены голландским педагогом Д. Силом, немецким профессором И. Штурмом, теоретическое обоснование этой системы описал в «Великой дидактике» Я. А. Коменский .

Урок - единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом учащихся, планом и учебной программой работы.

Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.

Типология урока одна из сложных дидактических задач. С. В. Иванов, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Г.И. Щукина выделяют следующие типы уроков в зависимости от дидактической задачи:

Вводные уроки, уроки первичного ознакомления с учебным материалом;

Уроки образования понятий, установления законов и правил;

Уроки применения полученных знаний на практике;

Уроки выработки навыков;

Уроки повторения и обобщения;

Контрольные уроки;

Уроки смешанные или комбинированные.

Эти типы уроков широко используются и в начальной школе.

И.П. Подласый отдельно рассматривает урок в малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате.

Здесь сложились три основных типа уроков:

Урок, на котором в обеих классах изучается новый материал;

Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторению изученного или учету знаний и умений детей;

Урок, на котором в обеих классах проводится работа по повторению изученного раннее.

Интегративный урок (от лат. «полный», «целостный») - это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок наиболее продуктивен для младших школьников, т.к. способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств школьников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познать явление или предмет изучения.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Например: уроки - конкурсы, деловые игры, аукционы.

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

Экскурсия - это одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми перенесенная в соответствии с определенными педагогическими задачами на предприятия, в музеи, на выставку, в поле, на ферму и т.д.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов: в зависимости от объектов наблюдения (природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.д.); по образовательно-воспитательным целям (обзорные и тематические); по месту ив структуре педагогического процесса (вводные, или предваряющие; текущие , итоговые).

В последнее время в начальных классах распространение получают комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только экономят время, но и помогают объединить блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Так, например, в экскурсии интересно сочетаются знания по ознакомлению с окружающим миром, музыкой; изобразительной деятельностью.

Самостоятельную работу учащихся дидакты (И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый и др.) характеризуют как овладение научными знаниями, практическими умениями, навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него.

Самостоятельную работу учащихся классифицируют:

По дидактической цели ее применения - познавательная, практическая, обобщающая;

По типам решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и др.

По уровням проблемности - репродуктивная, продуктивно-исследовательская, исследовательская;

По характеру коммуникативного взаимодействия учащихся - фронтальная, групповая, индивидуальная; по месту ее выполнения - домашняя, классная.

Вопросы и задания

1. Выделите основные признаки, характеризующие форму организации обучения. Дайте определение понятия «форма организации обучения».

2. Определите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

3. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки, ее преимущества перед другими системами.

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.

В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Наконец, во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.

Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.

Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Во всех городах и крупных районах созданы фильмотеки, которые по заявкам преподавателей присылают необходимый фильм. Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах, что значительно облегчает выбор их учителями. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты и кинокольцовки. Кинофрагменты посвящаются отдельным вопросам соответствующей темы. Кинокольцовки обычно демонстрируют замкнутые процессы, например процесс работы модели двигателя внутреннего сгорания, процесс взлета, полета и посадки самолета и т. п. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты и кинокольцовки. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме. Конечно, возможен вариант фрагментарного применения полных фильмов во время изучения новой темы, что и пытаются делать многие учителя.

При подготовке к использованию фильма в учебном процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться перед учениками по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока. Полезно наметить места, где будут даны реплики, акцентирующие внимание на самом главном. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.

Использование учебного телевидения. Новым наглядным методом, который пришел в школу в последнее десятилетие, является массовое использование учебного телевидения. Для средней школы, технических училищ и вузов созданы многочисленные учебные телефильмы, а также ведутся учебные телепередачи. Программы предстоящих передач Центрального телевидения публикуются в «Учительской газете», размножаются институтами усовершенствования учителей и доводятся до учителей. С учетом этого в школах составляют расписание учебных занятий и предусматривают проведение их в соответствующих кабинетах.

Расширению применения телевидения будут содействовать видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить ее для выяснения возникших затруднений и углубления восприятия изучаемых вопросов. Сейчас завершено конструирование более дешевых видеомагнитофонов, которые станут доступными каждой школе.

Роль наглядных методов огромна.

Методы обучения должны обеспечить не только приобретение учащимися новых знаний на уроках естествознания, но и приучить их правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях. Выбор методов обучения зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним учащихся и их жизненного опыта. Тот или иной метод помогает учащимся, во-первых, овладеть готовыми знаниями, которые излагает учитель, во-вторых, работать самостоятельно под контролем учителя, в-третьих, работать самостоятельно без посторонней помощи. С другой стороны, метод отражает также деятельность учителя, направленную на управление процессом усвоения знаний и развитием познавательных способностей школьников. В ходе этой работы дети учатся учиться, то есть овладевают способами усвоения знаний. Один и тот же метод в зависимости от цели урока, содержания учебного материала и характера познавательной деятельности получает различную направленность и степень изложения. Учитель обязан стремиться к разнообразию применяемых им методов, постепенно подводя учащихся к большой самостоятельности при изучении материала и применении полученных знаний на практике. В начальных классах редко используется в течение урока один метод. Как правило, метод сочетается с другими методами или приемами. Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Роль наглядных методов в обучении естествознанию- одна из главных тем. Наглядные методы являются важнейшими инструментами в руках учителя по руководству процессом обучения естествознанию. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия и объяснения тех или иных явлений, происходящих в природе. Они позволяют организовать познавательную деятельность учащихся. Они способствуют формированию у учащихся умения наблюдать, первоначальных понятий, имеющих важное значение в конкретизации знаний. В этом заключается актуальность нашей работы.

Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний. Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте. Изучение натуральных наглядных пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью.

Применение метода демонстрации изображений природных объектов и явлений имеет большое значение при изучении естествознания. Оно также позволяет формировать представления детей о предметах и явлениях природы. Метод изучения природы с помощью демонстрации опытов применяется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Опыты могут быть кратковременными, проведёнными за один урок, но могут быть и длительными. В кратковременном опыте выводы, новое знание формируется на этом же уроке, а в длительных опытах вывод, новое знание формируется по истечению какого-либо промежутка времени.

Главной проблемой нашей работы является определение эффективности наглядных методов в обучении естествознанию. И поэтому объектом исследования будет являться процесс обучения на уроках естествознания, а предметом – использование наглядных методов в обучении естествознанию.

Связь наглядных и словесных методов

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связах между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции