21.04.2020

Презентация к уроку "Слуховой анализатор. Гигиена слуха" презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы. Гигиена слуха Слуховой анализатор презентация


Презентация по биологии - Слуховой анализатор

Слуховой анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, преобразовывать ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе.

Строение слухового аппарата
Орган слуха и равновесия у млекопитающих и человека состоит из:
Наружного и среднего уха(проводящих звук)
Внутреннего уха(воспринимающего звук)

Внутреннее ухо (улитка )
Внутреннее ухо - костный лабиринт (улитка и полукружные каналы), внутри которого лежит,
повторяя его форму, перепончатый лабиринт. Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой, пространство между перепончатым и костным лабиринтом - перилимфой (перилимфатическое пространство). В норме поддерживается постоянный объем и электролитный состав (калий, натрий, хлор и др.) каждой из жидкостей

Кортиев орган
Кортиев орган - рецепторная часть слухового анализатора, которая преобразует энергию звуковых колебаний в нервное возбуждение. Кортиев орган расположен на основной мембране в улитковом канале внутреннего уха, заполненном эндолимфой. Кортиев орган состоит из ряда внутренних и трех рядов наружных воспринимающих звук волосковых клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.

Вестибулярный аппарат
Вестибулярный аппарат - орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха. Вестибулярный аппарат - сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата - комплекс скоплений реснитчатых клеток
внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований - отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов.

Ушные болезни
Холодный ветер или мороз, травма, фурункул, воспаление, скопление серы и многое другое могут вызывать тянущую или режущую боль в ухе, привести к образованию гнойника. наиболее распространенной причиной глухоты является скопление ушной серы. Хроническое заболевание слухового прохода, инфекции могут дать отек и ухудшение слуха. Причиной снижения слуха является и механическая травма барабанной перепонки, рубцы на ней. У людей пожилых крошечные косточки позади барабанной перепонки часто срастаются, и они глохнут. Ухудшает слух ожирение, болезни почек, злоупотребление никотином, аллергии, большие дозы аспирина, антибиотики, мочегонные, сердечные препараты, тоник.На несколько дней ухудшает слух сильный насморк

Гигиена уха
Природа удивительно предусмотрела периодическую очистку уха перемещением серы. Состояние уха, как это ни удивительно, отражается на общем здоровье. К примеру, из-за повышения давления серы на барабанную перепонку возможно головокружение. Внешнее ухо (ушную раковину) лучше всего помять рукой, вращая его во все стороны, оттягивая вниз, вперед, заставляя ушную серу и остатки ее передвигаться и выходить наружу. В неменьшем внимании и уходе нуждается слуховой канал. В здоровом ухе сера не собирается. Местная же ушная боль, зуд, раздражение или воспаление канала не только может быть легко предупреждено, но даже излечено небольшой ежедневной заботой об этом органе. Ушные капли размягчают серу, могут увеличить ее массу и усилить давление, не принеся никакой пользы. Ежедневная чистка ушной раковины заключается в орошении отверстий и в омовении внешних частей обыкновенной водой. Указательный палец нужно вставить в ухо и медленным движением из стороны в сторону с легким нажимом им на стенку удалить серу, сухие отмершие клетки и пыль, накопившуюся за день.

Скачать Презентация по биологии - Слуховой анализатор

Дата публикации: 09.11.2010 05:12 UTC

Теги: :: :: :: :: :: :.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока «Слуховой анализатор»

Цель урока сформировать знания о слуховом анализаторе и раскрыть особенности его строения и правила гигиены органов слуха.

С помощью учебника (стр. 253) заполните схему. Слуховой анализатор Слухового рецептора Слухового нерва Слуховая зона коры больших полушарий (височные доли)

Орган слуха Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо

Используя учебник стр. 253-255 заполните таблицу Строение и функция органа слуха Отдел уха Строение Функции Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо

Строение и функция органа слуха Отдел уха Строение Функции Наружное ухо 1. Ушная раковина. 2. Наружный слуховой проход. 3. Барабанная перепонка. 1. Улавливает звук и направляет его в слуховой проход. 2. Ушная сера – задерживает пыль и микроорганизмы. 3. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

Строение и функция органа слуха Отдел уха Строение Функции Среднее ухо 1. Слуховые косточки: – молоточек – наковальня – стремечко 2. Слуховая труба 1. Увеличивают силу воздействия колебаний барабанной перепонки. 2. Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке.

Строение и функция органа слуха Отдел уха Строение Функции Внутреннее ухо 1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью. 2. Орган равновесия – вестибулярный аппарат. 1.Колебания жидкости вызывают раздражение рецепторов спирального органа, возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга.

С помощью видеоролика «Механизм прохождения звука» составьте схему прохождения звуковой волны

Схема прохождения звуковой волны Наружный слуховой проход колебание барабанной перепонки колебание слуховых косточек колебание жидкости улитки движение слухового рецептора слуховой нерв головной мозг (височные доли)

С помощью учебника стр. 255-257 сформулируйте правила гигиены органов слуха Гигиена органов слуха 1. Ежедневно мыть уши 2. Не рекомендуется чистить уши твердыми предметами (спички, булавки) 3. При насморке очищать носовые ходы поочередно 4. Если уши заболели, обратиться к врачу 5. Защищать уши от холода 6. Защищайте уши от сильного шума

Строение уха

Домашнее задание §51, зарисуйте рис. 106 стр. 254, выполните практическую работу на стр. 257.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зрительный анализатор

Данный урок моделирован по технологии развития критического мышления. Одна из основных целей технического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать и передавать информацию, ...

Зрительный анализатор

Проведения уроков с РВГ проходит по технологии РКМЧП, которая позволяет разнообразить совместную работу детей, обеспечить индивидуально-ориентированный подход к групповой работе. Учащиеся...

Выполнила Плотникова Анастасия МЛ 502

Слайд 2: Особенности зрительного анализатора

Слайд 3: Зрительный анализатор

1. Диаметр глазного яблока новорожденного – 17,3 мм (у взрослого – 24,3 мм) Из этого следует, что лучи света, идущие от удаленных предметов сходятся ЗА сетчаткой, то есть для новорожденных характерна физиологическая дальнозоркость До 2х лет глазное яблоко на 40%, к 5 годам – на 70% и к 12-14 годам достигает размеров глазного яблока взрослого

Слайд 4: Зрительный анализатор

2. Зрительный анализатор к моменту рождения незрелый. Развитие сетчатки заканчивается только к 12 месяцу и миелинизация зрительных нервов завершается на 3-4 месяце Созревание коркового анализатора завершается только к 7 годам Характерно недоразвитие мышцы радужки из-за чего зрачки у новорожденного узкие

Слайд 5: Зрительный анализатор

3. в первые дни жизни глаза у новорожденного двигаются нескоординированно (до 2-3 недель) Зрительное сосредоточение появляется только к 3-4 неделе после рождения и продолжительность реакции составляет 1-2 мин max

Слайд 6: Зрительный анализатор

4. Новорожденный не различает цветов в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза, к тому же их число значительно меньше палочек Дифференцировка цветов начинается примерно на 5-6 месяце, но осознанное восприятие цвета наступает только в 2-3 года К 3 годам ребенок различает соотношение яркости цветов. Способность различать цвета значительно возрастает к 10-12 годам

Слайд 7: Зрительный анализатор

5. У детей очень эластичный хрусталик, он способен в более значительной мере изменять свою кривизну, нежели у взрослых Но с 10 лет эластичность хрусталика снижается, снижается и объём аккомодации С возрастом «отодвигается» ближайшая точка ясного видения – в 10 лет она на расстоянии 7 см, в 15 на 8 итд 6. к 6-7 годам формируется бинокулярное зрение

Слайд 8: Зрительный анализатор

7. Острота зрения у новорожденных очень низкая. К 6 месяцам – 0,1; в 12 мес – 0,2; в 5-6 лет – 0,8-1,0; у подростков острота зрения около 0,9-1,0 8. Поля зрения у новорожденных гораздо уже, чем у взрослых, к 6-8 годам расширяются, но окончательно этот процесс заканчивается в 20 лет 9. Пространственное зрение у ребенка формируется к 3 месяцам. 10. Объёмное зрение формируется с 5 месяца и до 5-6 лет

Слайд 9: Зрительный анализатор

11. Стереоскопическое восприятие пространства начинает развиваться к 6-9 месяцу У большинства детей к 6-летнему возрасту развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора Из-за «шаровидности» и укорочения передне-задней оси глаза у детей до 7 лет наблюдается дальнозоркость. К 7-12 годам она постепенно сменяется нормальным зрением, но у 30-40% детей развивается близорукость

10

Слайд 10: Особенности слухового анализатора


11

Слайд 11: Слуховой анализатор

Формирование улитки происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон улиткового нерва в нижнем (основном) завитке улитки. Миелинизация в среднем и верхнем завитках улитки начинается значительно позднее.

12

Слайд 12: Слуховой анализатор

Подкорковые структуры, относящиеся к слуховому анализатору, созревают раньше, чем его корковый отдел. Их качественное развитие заканчивается на 3-м месяце после рождения. Корковые поля слухового анализатора приближаются к взрослому состоянию к 5-7 годам.

13

Слайд 13: Слуховой анализатор

Слуховой анализатор начинает функционировать сразу же после рождения. Первые реакции на звук носят характер ориентировочных рефлексов, осуществляемых на уровне подкорковых образований. Они отмечаются даже у недоношенных детей и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, вздрагивании, уменьшении частоты дыхания, пульса, в различных мимических движениях. Звуки, одинаковые по интенсивности, но разные по тембру и высоте, вызывают разные реакции, что свидетельствует о способности их различения новорожденным ребенком.

14

Слайд 14: Слуховой анализатор

Ориентировочная реакция на звук появляется у младенцев на первом месяце жизни и с 2–3 месяцев принимает характер доминанты. Условные пищевые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражения вырабатываются с 3-5 недель жизни ребенка, но их упрочнение возможно лишь с 2 месяцев. Дифференцирование разнородных звуков отчетливо совершенствуется с 2–3 месяцев. В 6–7 месяцев дети дифференцируют тоны, отличающиеся от исходного на 1–2 и даже на 3–4,5 музыкального тона.

15

Слайд 15: Слуховой анализатор

Функциональное развитие слухового анализатора продолжается до 6–7 лет, что проявляется в образовании тонких дифференцировок на речевые раздражители и изменении порога слышимости. Порог слышимости уменьшается, острота слуха увеличивается к 14–19 годам, затем они постепенно изменяются в обратном направлении. Изменяется также чувствительность слухового анализатора к разным частотам. С рождения он "настроен" на восприятие звуков человеческого голоса, причем в первые месяцы – высокого, негромкого, с особыми ласкательными интонациями, получившего название "baby talk", именно таким голосом большинство мам инстинктивно разговаривают со своими младенцами.

16

Слайд 16: Слуховой анализатор

С 9-месячного возраста ребенок может различать голоса близких ему людей, частоты различных шумов и звуков повседневной жизни, просодические средства языка (высота тона, долгота, краткость, различная громкость, ритм и ударение), прислушивается, если с ним заговаривают. Дальнейшее повышение чувствительности к частотным характеристикам звуков происходит одновременно с дифференциацией фонематического и музыкального слуха, становится максимальной к 5–7 годам и в значительной степени зависит от тренировки.

17

Слайд 17: Особенности обонятельного анализатора

18

Слайд 18: Обонятельный анализатор

Периферический отдел обонятельного анализатора начинает формироваться на 2-м месяце внутриутробного развития, а к 8 месяцам он уже полностью структурно оформлен. С первых дней рождения ребенка возможны реакции на запаховые раздражения. Они выражаются в возникновении различных мимических движений, общих движений тела, изменений работы сердца, частоты дыхания и т. д. Около половины недоношенных и 4/5 доношенных детей ощущают запахи, но обонятельная чувствительность у них примерно в 10 раз меньше, чем у взрослых, и они не отличают неприятные и приятные запахи. Различение запахов появляется на 2 – 3-м месяцах жизни. Условные рефлексы на обонятельные раздражения вырабатываются с 2 месяцев постнатального развития.

19

Слайд 19: Особенности вкусового анализатора


20

Слайд 20: Вкусовой анализатор

Периферическая часть вкусового анализатора начинает формироваться на 3- месяце внутриутробной жизни. К моменту рождения она уже полностью сформирована, и в постнатальном периоде в основном меняется лишь характер распределения рецепторов. В первые годы жизни у детей большинство рецепторов распределяется преимущественно на спинке языка, а в последующие – по краям его. У новорожденных детей возможна безусловно-рефлекторная реакция на все основные виды вкусовых веществ. Так, при действии сладких веществ возникают сосательные и мимические движения, характерные для положительных эмоций. Горькие, соленые и кислые вещества вызывают закрывание глаз, сморщиванеи лица.

21

Слайд 21: Вкусовой анализатор

Чувствительность вкусового анализатора у детей меньше, чем у взрослых. Об этом свидетельствует большая, чем у взрослых, величина латентного периода возникновения реакции на вкусовой раздражитель и большой порог раздражения. Лишь к 10 годам длительность латентного периода при действии вкусовых раздражений становится такой же, как и у взрослых. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослым пороги раздражения. Условные рефлексы на действие вкусовых раздражителей можно выработать на 2 месяце жизни. В конце 2-го месяца вырабатываются дифференцировки вкусовых раздражителей. Различительная способность детей уже в 4-месячном возрасте довольно велика. С 2 до 6 лет вкусовая чувствительность увеличивается, у школьников она мало отличается от взрослых

22

Слайд 22: Особенности кожного анализатора

23

Слайд 23: Кожный анализатор

На 8-й неделе внутриутробного развития в коже выявляются пучки безмиелиновых нервных волокон, которые свободно в ней оканчиваются. В это время появляется двигательная реакция на прикосновение к коже в области рта. На 3-м месяце развития появляются рецепторы типа пластинчатых телец. В разных участках кожи нервные элементы появляются неодновременно: раньше всего в коже губ, затем в подушечках пальцев руки и ноги, затем в коже лба, щеки, носа. В коже шеи, груди, соска, плеча, предплечья, подмышечной впадины формирование рецепторов происходит одновременно.

24

Слайд 24: Кожный анализатор

Раннее развитие рецепторных образований в коже губ обеспечивает возникновение сосательного акта при действии тактильных раздражений. На 6-м месяце развития сосательный рефлекс является доминирующим по отношению к различным осуществляемым в это время движениям плода. Он влечет за собой возникновение различных мимических движений. У новорожденного кожа обильно снабжена рецепторными образованиями, и характер их распределения по ее поверхности такой же, как у взрослого человека.

25

Слайд 25: Кожный анализатор

У новорожденных и грудных детей наиболее чувствительна к прикосновению кожа в области рта, глаз, лба, ладоней рук и подошв ног. Кожа предплечья и голени менее чувствительна, а еще менее чувствительна кожа плеч, живота, спины и бедер. Это соответствует степени тактильной чувствительности кожи взрослых.

26

Слайд 26: Кожный анализатор

Очень интенсивное увеличение инкапсулированных рецепторов происходит в первые годы после рождения. При этом особенно сильно увеличивается их число в участках, подвергающихся давлению. Так, с началом акта ходьбы растет число рецепторов на подошвенной поверхности ноги. На ладонной поверхности кисти и пальцев рук увеличивается число полиаксонных рецепторов, которые и характеризуются тем, что в одну колбу врастает много волокон. В этом случае одно рецепторное образование передает информацию в центральную нервную систему по многим афферентным путям и, следовательно, имеет большую область представительства в коре.

27

Слайд 27: Кожный анализатор

Отсюда понятно увеличение в онтогенезе числа подобных рецепторов в коже ладонной поверхности кисти: с возрастом все большее значение в жизни человека приобретает рука. Поэтому возрастает роль ее рецепторных образований в анализе и оценке предметов окружающего мира, в оценке осуществляемых движений. Лишь к концу первого года все рецепторные образования кожи становятся очень сходными с таковыми у взрослых. С годами возбудимость тактильных рецепторов возрастает, особенно с 8 – 10 лет и у подростков, и достигает максимума к 17 – 27 годам. В течение жизни образуются временные связи зоны кожно-мышечной чувствительности с другими воспринимающими зонами, что уточняет локализацию раздражений кожи.

28

Слайд 28: Кожный анализатор

На холод и тепло новорожденные реагируют через значительно более продолжительный период, чем взрослые. На холод они реагируют сильнее, чем на тепло. Наиболее чувствительна к теплу кожа лица. Ощущение боли имеется у новорожденных, но без точной локализации. На повреждающие раздражения кожи, которые вызывают у взрослых болевые ощущения, например на укол булавкой, новорожденные реагируют движениями уже на 1 – 2-й день после рождения, но слабо и через большой скрытый период. Кожа лица наиболее чувствительна к болевым раздражениям, так как скрытый период двигательной реакции примерно такой же, как у взрослых.

29

Слайд 29: Кожный анализатор

Реакция новорожденных на действие электрического тока значительно слабее, чем у старших детей. При этом они реагируют только на такую силу тока, которая невыносима для взрослых, что объясняется недоразвитием центростремительных путей и большой сопротивляемостью кожи. Локализация боли, вызванная раздражением интерорецепторов, отсутствует даже у детей 2 – 3 лет. Точная локализация всех раздражений кожи в первые месяцы или в первый год жизни отсутствует. К концу первого года жизни дети легко различают механические и термические раздражения кожи.

30

Последний слайд презентации: Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Цель урока: сформировать у учащихся знания о значении слуха в жизни человека на основе межпредметной интеграции.

Задачи урока:

Образовательные :

продолжить формирование знаний о строении анализаторов на примере слухового анализатора;

рассмотреть строение и функции уха;

изучить, как происходит преобразование звуковой энергии в механическую;

выработать правила гигиены слуха.

Развивающие :

развивать умение сравнивать, анализировать, формулировать выводы, самостоятельно работать с информационными источниками, применять полученные знания для решения практических задач;

содействовать развитию умения интегрировать материал разных наук (биологии, физики, истории, музыки, литературы).

Воспитательные :

воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, коммуникативных навыков;

продолжить формирование умений и навыков бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мыслительный лист, дидактический материал (биологическое лото – карточки с заданием на соответствие), ватные палочки.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята. Я попрошу сейчас улыбнуться всех, кто сегодня пришёл в школу с хорошим настроением. А теперь поднимите руки те ребята, кто очень торопился в школу. Те ребята, которые сегодня будут помогать мне на уроке, похлопайте в ладоши. Я тоже рада нашей встрече с вами.

2. Актуализация знаний и умений.

Сегодня вы будете работать не только с учебником и фрагментами презентации, но и с мыслительными листами (приложение 2 ) , которые вы видите у себя на столе.

Скажите мне, а какие отделы нервной системы мы изучаем с вами?

Верно, анализаторы.

А для чего необходимы анализаторы?

Да, чтобы жить в мире, чувствовать его, познавать его. Любой анализатор имеет свои составляющие, назовите их.

(Слайд 2 ). Задание №1 . Разбейте на группы. На слайде вы видите отделы анализатора. На мыслительном листе (приложение 2 ) – отделы разных анализаторов. Разбейте на группы.

Посмотрим на слайд 3 и сравним с правильным ответом.

Задание №2. Напомните мне, а каком анализаторе мы говорили с вами на прошлом уроке.

Верно, о зрительном.

На столах у каждого из вас биологическое лото, поработав в парах, соедините карточки по смыслу.

Проверим, правильно ли мы это сделали (слайд 4 ).

Посмотрите на (слайд 5 ). О чём он?

Верно, о дальтонизме – болезни, при которой человек не различает определённые цвета.

(Слайд 6 ). Заболевание получило название в честь учёного Дальтона, который страдал этим недугом.

3. Изучение нового материала.

А теперь посмотрите на эпиграф нашего урока, который помещён на доске. Прочитаем его вслух:

Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?
Пора задуматься всерьез.

Итак, какова тема нашего урока?

Слуховой анализатор.

А что такое звук, прочитав стихотворение Заболоцкого на мыслительном листе (приложение 2 ), вы поймёте, что это такое.

Рождённый пустыней, колеблется звук,
Колеблется синий на нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звёздах
Колеблется лист.

(Н. Заболоцкий)

Обратимся к физике. Дело в том, что звук – это механические колебания, происходящие с частотой от 20 до 20 000 Гц т.е. от 20 до 20 000 раз в секунду. Говоря о строении человеческого организма, мы не должны забывать о том, что мы изучаем себя для того, чтобы сохранить здоровье.

4. Физкультурная пауза.

Работая на уроке, мы напрягаем глаза, поэтому очень важно делать гимнастику для глаз. Вращаем глаза, рисуем глазами знак бесконечности, сосредоточенно смотрим на кончик пальца, приближая и отдаляя его.

5. Продолжение изучения нового материала.

Теперь мы поговорим о строении слухового анализатора.

Рецепторы – слуховой нерв – височная зона коры больших полушарий.

Изучаем строение уха. (слайд7 ): Орган слуха - ухо: наружное, среднее, внутреннее.

Поработайте с учебником (стр. 85-87). Заполните схему (приложение 2 ):

Давайте, посмотрим на доску, где помещена правильно заполненная схема, я предлагаю сравнить и исправить ошибки, если они у вас есть.

(Cлайд 8,9 ) . Теперь поговорим о функциях:

Ушная раковина: улавливает звуки

Наружный слуховой проход: проводит звуковые колебания

Барабанная перепонка: преобразует звуковые колебания в механические, передаёт в среднее ухо.

Слуховые косточки: молоточек и наковальня - рычаги, стремя – своеобразный поршень. Они усиливают слабые колебания барабанной перепонки и передают их во внутреннее ухо. Стремя упирается в овальное окно.

Слуховая труба: соединяет среднее ухо с носоглоткой. Выравнивает давление, возникающее при усиленном шуме. (врач ухо-горло-нос).

Улитка: раковина в 2,5 оборота. Внутри костного лабиринта улитки находится перепончатый лабиринт. Оба они заполнены жидкостью, колебания которой вызываются ударами стремечка по овальному окну. Внутри перепончатого лабиринта по всей длине завитков улитки тянутся пять рядов клеток с тончайшими волокнами (по 60-70 у каждой клетки). Это волосковые слуховые клетки (их около 24 тыс.) крепятся к мембране, которая состоит из отдельных волокон. Стоит возникнуть колебаниям в жидкости улитки, как занавес начинает касаться волосков слуховых клеток, порождая электрические импульсы различной силы. Слуховой нерв собирает эти импульсы и передаёт их через подкорковые узлы в кору височных долей головного мозга. Они и обеспечивают анализ и синтез звуков.





Внутреннее ухо (улитка) Внутреннее ухо - костный лабиринт (улитка и полукружные каналы), внутри которого лежит, повторяя его форму, перепончатый лабиринт. Перепончатый лабиринт заполнен эндолимфой, пространство между перепончатым и костным лабиринтом - перилимфой (перилимфатическое пространство). В норме поддерживается постоянный объем и электролитный состав (калий, натрий, хлор и др.) каждой из жидкостей




Кортиев орган Кортиев орган - рецепторная часть слухового анализатора, которая преобразует энергию звуковых колебаний в нервное возбуждение. Кортиев орган расположен на основной мембране в улитковом канале внутреннего уха, заполненном эндолимфой. Кортиев орган состоит из ряда внутренних и трех рядов наружных воспринимающих звук волосковых клеток, от которых отходят волокна слухового нерва.




Вестибулярный аппарат Вестибулярный аппарат - орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у позвоночных животных и человека; часть внутреннего уха. Вестибулярный аппарат - сложный рецептор вестибулярного анализатора. Структурная основа вестибулярного аппарата - комплекс скоплений реснитчатых клеток внутреннего уха, эндолимфы, включенных в неё известковых образований - отолитов и желеобразных купул в ампулах полукружных каналов.




Патологии слуха Нарушение слуха полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный воспринимать звук. Звуковые волны различаются по частоте и амплитуде. Потеря способности обнаруживать некоторые (или все) частоты или неспособность различать звуки с низкой амплитудой, называется нарушением слуха.




Дефекты: громкость, обнаружение частот, распознавание звуков Минимальная громкость, которую может воспринять индивидуум, называется порогом слышимости. В случае людей и некоторых животных, эту величину можно измерять с помощью поведенческих аудиограмм. Делается запись звуков от самых тихих к более громким различных частот, которые должны вызывать определённую реакцию проверяемого. Также существуют электрофизиологические тесты, которые могут быть осуществлены без изучения поведенческих реакций.


Говорят, что индивидуум страдает нарушением слуха, если у него ухудшается восприятия тех звуков, которые обычно воспринимаются здоровым человеком. У людей термин «нарушение слуха» обычно употребляется к тем, кто частично или полностью потерял способность различать звуки на частотах человеческой речи. Степень нарушения определяется по тому, насколько громче по сравнению с нормальным уровнем должен стать звук, чтобы слушатель начал его различать. В случаях глубокой глухоты слушатель не может различить даже самые громкие звуки, издаваемые аудиометром.


Классификация нарушений слуха Кондуктивная тугоухость это нарушение слуха, при котором затруднено проведение звуковых волн по пути: наружное ухо барабанная перепонка слуховые косточки среднего уха внутреннее ухо. «К звукопроводящему аппарату относят наружное и среднее ухо, а также пери- и эндолимфатические пространства внутреннего уха, базилярную пластинку и преддверную мембрану улитки».


При кондуктивной тугоухости проведение звуковой волны блокируется ещё до того, как она достигнет сенсорно-эпителиальных (волосковых) клеток кортиева органа, связанных с окончаниями слухового нерва. У одного и того же пациента возможно сочетание кондуктивной (басовой) и нейросенсорной тугоухости (тугоухость смешанного характера). [ Встречается и чисто кондуктивная потеря слуха [


Нейросенсорная тугоухость (синоним сенсоневральная тугоухость, англ. sensorineural hearing loss) это потеря слуха, вызванная поражением структур внутреннего уха, преддверно- улиткового нерва (VIII), или центральных отделов слухового анализатора (в стволе и слуховой коре головного мозга).


Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость возникает, когда внутреннее ухо перестаёт нормально обрабатывать звук. Это вызывается различными причинами, самой распространённой является поражение волосковых клеток улитки из- за громкого звука и(или) возрастных процессов. Когда волосковые клетки нечувствительны, звуки не передаются нормальным образом на слуховой нерв головного мозга. Сенсоневральная потеря слуха занимает 90 % от всех случаев тугоухости. Несмотря на то, что сенсоневральная тугоухость необратима, можно избежать большего вреда, используя при громком звуке ушные заглушки или слушая музыку на меньшей громкости.


Слухопротезирование Лечение тугоухости, вызванной изменениями в звукопроводящем аппарате, проводится достаточно успешно. При поражении звуковоспринимающего аппарата используется комплекс медикаментозных, физиотерапевтических средств. При недостаточной эффективности этих мероприятий используется слухопротезирование подбор слуховых аппаратов, усиливающих звук. Пригодность слухового аппарата оценивается после адаптационного периода, в течение которого пациент привыкает к необычной громкости воспринимаемой речи и различным посторонним шумам.


Техническое совершенство аппаратуры и правильность индивидуального подбора определяют эффективность слухопротезирования. Пациенты с нейросенсорной тугоухостью подлежат диспансерному наблюдению, обеспечению максимальной реабилитацией и, по возможности, трудоустройством. В решении этих вопросов большую роль играет общество глухих. После проведения экспертизы трудоспособности такие пациенты определяются на специальные предприятия или получают рекомендацию по ограничению некоторых видов трудовой деятельности.


Реабилитация детей с нарушением слуха В процессе реабилитации используются индивидуальные и групповые занятия, хоровая декламация с музыкальным сопровождением. В дальнейшем проводятся речевые занятия с помощью усилителей и слуховых аппаратов. Такая работа проводится в специальных детских садах для слабослышащих детей, начиная с 2-3-летнего возраста. В дальнейшем она продолжается в специализированных школах.


Во многих случаях работа по реабилитации выполняется родителями в условиях естественного речевого общения. Это требует неизменно большего труда и времени, но дает часто хорошие результаты. Но работа эта должна быть совместной с сурдопедагогами и проходить под их наблюдением, таким образом, слагаемые успешной реабилитации слабослышащих следующие: Раннее выявление нарушения слуха и раннее начало реабилитационных мероприятий. Обеспечение достаточной громкости речевых сигналов. Интенсивность и систематический характер слуховой тренировки, составляющей основу процесса реабилитации.


Наиболее ценным периодом для реабилитации являются первые три года жизни ребенка. При тугоухости, возникшей у человека, умеющего говорить, в дальнейшем развиваются расстройства речи в виде монотонности, неритмичности. Кроме того, возникшая тугоухость затрудняет общение с окружающими. Для диагностики снижения слуха у взрослых имеется большое количество способов и тестов. Важной целью этого исследования является выяснение причины развившейся тугоухости поражение звукопроводящей или звуковоспринимающей системы.




© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции