30.10.2019

От средневековья к новому времени фгос. Конспект урока с презентацией по истории на тему "от средневековья к новому времени". План изучения нового материала


Урок «От средневековья к новому времени». 7 класс.

Цели урока:

1. Обучающиеся научаться определять причины перехода от традиционного общества к индустриальному, смогут дать определение понятию «Новое время», называть хронологические рамки Нового времени.

2. Обучающиеся смогут сопоставить принципиальные отличия Нового времени от Средневековья.

3. Содействовать формированию исполнительности и усидчивости.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: новое время, ценности, традиции, традиционное общество, индустриальное общество.

Методы обучения: объяснение, рассказ, обучение решению проблемных и познавательных заданий, использование межкурсовых связей

Оборудование: учебник Новая история, 1500-1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.Ванюшкина. Карта.

Ход урока:

I. Организационный момент (приветствие).

II. Актуализация знаний по курсу истории средних веков.

1. Фронтальная беседа с классом.

Давайте вспомним:

Как назывался курс истории, который мы изучали в 6 классе? (Средние века).

Что изучает история средних веков? (История средних веков изучает жизнь, быт, культуру людей в средние века, историю различных государств.)

Какой период охватывает история средних веков? (V – XV вв. н.э.)

Средневековье иногда называют феодализмом. От какого слова образован этот термин? (От слова «феод».)

Что такое «феод»? (Феод – участок земли, который выдавался за военную службу.)

Человек, который давал землю, назывался сеньором, а который получал – вассалом. Давайте повторим, кто такой сеньор и кто такой вассал? (Ответы учащихся.)

- Слайд 1. Отношения между феодалами и сеньорами представляли собой феодальную лестницу. На одной из её ступеней стояли рыцари. Кто такие рыцари? (Рыцари – мелкие феодалы, которые несли военную службу.

Как мы помним, рыцари были участниками Крестовых походов. Кто являлся вдохновителем Крестовых походов? (Папа – глава католической церкви.)

Но у папы было множество других забот кроме Крестовых походов, например, еретики. Кто такие еретики? (Еретики – противники господствующего вероучения церкви.)

Для борьбы с еретиками папа использовал различные методы, какие? (Пытки…)

Как в целом назывался суд над еретиками? (Инквизиция.)

- Слайд 2. Давайте вспомним причины возникновения средневековых городов, кто в них жил? (Успехи в развитии хозяйства в X в.; отделение ремесла от сельского хозяйства. Торговцы, купцы, ремесленники, феодалы.)

Как назывались союзы ремесленников одной специальности? (Цехи.)

2. Работа с картой.

Учитель: Что, когда, в какой стране?

Всегда ответит карта мне.

Проверим, как вы можете работать с картой. Ребята, вы должны вспомнить в какой стране происходило это событие, и показать эту страну на карте.

1. В какой стране были созваны Генеральные штаты? (Франция.)

2. В какой стране произошло восстание Уота Тайлера? (Англия.)

3. В какой стране было гуситское движение? (Чехия.)

4. В какой стране пешее войско называлось янычары, а правитель государства был султан? (Османская империя.)

5. Историю ещё, каких стран мы изучали, покажите на карте. (Италия, Германия, Испания…)

3. Работа с текстом.

Прочитайте текст и скажите, о каком событии идет речь.

Папа прямо сказал: «Освободите ту землю из рук язычников и подчините ее себе, земля та течет молоком и медом. Иерусалим - плодоноснейший пуп земли, второй рай…»

Ответ: призыв папы к Крестовым походам.

Прочитайте текст и скажите кому принадлежат эти слова и о каком событии идет речь?

«Дорогой Дафин, бог послал меня для того, чтобы принести вам спасение. Дайте мне людей, и я сниму осаду с Орлеана, а затем поведу вас короноваться в Реймс. Бог хочет, чтобы англичане вернулись в свою страну и оставили в мире наше королевство. Отныне оно будет принадлежать вам… Ведь вы, Ваше высочество – законный наследник французского престола».

Ответ: Жанна дАрк, Столетняя война.

Учитель: Все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств имена исторических деятелей) относится к истории средних веков. Следующий этап развития общества – новое время.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Что изучает история нового времени: как жили люди, их дела, достижения, ценности в этот период развития общества.)

III . Изучение новой темы постановка проблемного задания.

Учитель: В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни человечества в новую эпоху всеобщей истории, которую называют новое время или новая истории .

Слайд 3. Тема урока и план

1. Понятие и периодизация нового времени.

2. Кризис традиционного общества. Черты нового общества.

3. Человек нового времени.

Учитель ставит перед учащимися проблемное задание (его следует написать на доске.)

- Определите какие явления в обществе позволили людям в XVI

Рассмотрение первого вопроса.

Слайд 4. Новое время (или новая история) - период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем .

Термин «Новое время впервые появился в Италии в XVI в., когда возникло ощущение, что старое время уходит в прошлое, уступая место новой эпохе, «эпохе пробуждения умов» и возрождения интереса к человеческой личности и повседневной жизни людей.

Слайд 5. У ученых существуют разные точки зрения на начало нового времени, одна из них – это рубеж XV – XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв.

Условно новое время разделяют на две части. Первая часть Новой истории, которую вы будете изучать в 7 классе, охватывает период с конца XV до конца XVIII века. Это было время:

Когда в Европе происходит переход от агарной цивилизации к зарождающейся индустриальной цивилизации;

Когда разрушается традиционное общество;

Когда под влиянием европейского начала складываться единая мировая цивилизация.

Слайд 6. После объяснения первого пункта плана можно познакомить учащихся с учебником. Самостоятельно рассматривая книгу, семиклассники читают название учебника, просматривают оглавление, еще раз обращают внимание на хронологические рамки курса. Следует обратить их внимание на различные источники информации, в том числе и нетекстовые: рисунки, цветные иллюстрации, карты и схемы. Также они должны увидеть, что наряду с обязательным текстом в книге помещен материал для дополнительного чтения (зауженного формата).

Рассмотрение второго вопроса.

Слайд 7. В средние века жизнь людей была тесно связана с землей. Поле по латыни «агер», поэтому цивилизация называется аграрной. Труд земледельца, скотовода в значительной степени зависел от природных стихий, регулировался природными «часами», то есть сменой дня и ночи, времен года. Жизнь человека изменялась очень медленно, он жил согласно традициям своих предков, редко покидал родные места. Круг его общения практически оставался неизменным. Важную роль для человека аграрной цивилизации играло его происхождение: был ли он вельможей или торговцем, жрецом или воином, крестьянином или рабом… Общество, в котором жили люди аграрной цивилизации, называют традиционным. В традиционном обществе господствовали натуральное хозяйство и простые рыночные отношения. И крестьяне, и ремесленники пользовались самыми простыми орудиями труда (такими, какими они были у предков).

В конце Средневековья крестьянская община начинает разрушаться, так как коллективный труд становится менее эффективным, чем индивидуальный. Часть сельского населения уходит в растущие города, развивающиеся как коммуны, имеющие свое самоуправление.

Так завершается Средневековье, постепенно разрушается европейское традиционное общество, складывается новый тип личности».

Слово «индустриальный» означает «промышленный», «производящий». Людей индустриальной цивилизации окружают созданные ими механизмы, предметы, заводы и фабрики. Ритм жизни и трудовой деятельности здесь задает искусственный механизм – часы. Жизнь стремительно меняется под воздействием множества событий: он ежедневно общается с самыми разнообразными людьми; получает информацию из газет, радио; пользуется быстроходными средствами передвижения. Такой человек ценит не столько традиции и опыт предков, сколько достижения и изобретения его современников, улучшающие и облегчающие его существование. Здесь место человека в обществе определяет не столько его происхождение, сколько собственное положение и достижения – должность, профессия, те или иные личные качества. Постепенно географические и климатические особенности, требовавшие от человека большей активности, влияли на внедрение новых способов хозяйственной деятельности, на усовершенствование орудий труда.

В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции.

Но переход от средневековья к новому времени шел постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в жизни общества существовали рядом с сохранившимися чертами средневекового уклада.

Задание: прочитайте страницу 4-5 учебника и ответьте на вопрос: «Какие явления говорят о кризисе традиционного общества?» (Кризис традиционного общества проявился в неспособности средневековой цивилизации обеспечить поступательное развитие общества. Низкая производительность труда обрекала людей на голод и нищету, феодальная раздробленность препятствовала расширению торговли и складыванию единого рынка, а духовная власть не давала возможности для быстрого развития науки и техники.)

Рассмотрение третьего вопроса.

Задание: опираясь на текст учебника, ответьте на вопросы:

- «Какими чертами обладал человек нового времени? (Человек нового времени способен к самостоятельной деятельности, готов нести ответственность за принятые решения. Главным стимулом в жизни стало желание, во что бы то ни стало разбогатеть и добиться утверждения в обществе. Стремление к личному успеху вынуждало людей совершенствовать орудия труда, создавать, новы технологии и рисковать собственностью ради самоутверждения. Такие люди совершали великие открытия, осуществляли дальние путешествия, осваивали новые страны и континенты.)

-«Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества?» (Дух предпринимательства позволял человеку ориентироваться в сложной рыночной обстановке и рисковать ради более высокой прибыли. Отбрасывая предрассудки они легко воспринимали все новое, передовое. Это приводило к обогащению и накоплению капитала, который способствовал развитию общества. Дух наживы и предпринимательства способствовал развитию науки и техники).

Давайте ответим на проблемный вопрос: какие явления в обществе позволили людям в XVI заявить о начале Нового времени?

Учащиеся указывают на изменения, которые произошли в хозяйстве, обществе, политической и духовной жизни людей на рубеже XV-XVI вв., позволяющие говорить о начале Нового времени.

IV . Закрепление.

Слайд 8.

1. Дайте определение понятию новое время.

2. Назовите хронологические рамки нового времени.

3. Назовите отличия нового времени от средневековья.

4.Объясните понятия:традиции, ценности, технологии.

5. Давайте обсудим, что связывает нас с новым временем? (С новым временем современных людей связывает городской уклад жизни, основные черты политической системы управления, конституционный строй, стремление к личному успеху, благополучию, комфорту, развитие науки и техники, ответственность за свои поступки, светский характер духовной жизни.)

V . Подведение итогов работы.

«В XVI-XVIII вв. общество по-прежнему оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но стремление людей к личному успеху заставляло их совершенствовать орудия труда, создавать новые технологии. В XVIII в. появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники - это уже XIX в. Общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем будет развиваться техника, и это в первую очередь бросалось в глаза современникам. Общество XVI-XVIII вв. - это общество раннего Нового времени, переходное от традиционного к индустриальному».

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Для данного периода характерна модернизация, которая включала в себя: урбанизацию – небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII века; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию, т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма.

В современных исследованиях обычно цивилизация Запада отождествляется с европейской техногенной культурой, исторически базирующейся на экспериментальной науке, превращающейся в современном обществе в поставщика технологий, и соответствующей системе образования. Техника и наукоемкие технологии сделали возможной европейскую цивилизацию, в которой человек впервые в его истории вынесен за пределы производственного процесса.

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно существующим законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможной и даже желательно контролировать, и более того изменять. Другим становиться отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период – это эпоха революции, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир. Человек стал мобильнее, стал быстрее приспосабливаться к изменениям, т.к. он ощущал себя частью крупной общности класса или нации, а не ограничивался, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни.

Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление нации происходило также в Испании, Германии, Италии.

Благодаря великим географическим открытиям Европа открыла для себя другие цивилизации. Они открыли Новый Свет и совершили первое кругосветное плавание. После великих географических открытий расширилось представление людей о странах и народах, в Европе стали стремительно развиваться торговля, промышленность, кредитно-финансовые отношения. Изменились и сместились ведущие торговые центры, страны Средиземноморья уступили место Голландии, а позже Англии, которые оказались в центре мировых торговых путей, переместившихся из Средиземноморья в Атлантический океан.

Встреча Европы со всем остальным миром имела также и драматический характер. В завоеванных заморских владениях, были разрушены самобытные языческие культуры. К середине XVII века погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших свою государственность. Возродилась работорговля.

Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством. Наибольшее значение имело горное и литейное производство, кораблестроение, производство тканей. Начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, вентиляционное оборудование, доменные печи на каменном угле, механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Военный флот пополнился трехпалубными кораблями с мощным вооружением. В Голландии изобрели понтоны и плавучий док. Технические достижения начали использоваться и в сельском хозяйстве, где уже стали складываться фермерские хозяйства.

Значителен научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Развитие науки стимулировалось потребностями растущего производства. Нужды сельского хозяйства, ремесла, мореплавания порождали прогресс опытного знания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр. Настоящая революция произошла в астрономии. На смену геоцентрической системе мироздания, считающей Землю центром Вселенной, было выдвинуто и разработана идея гелиоцентрического строения мира. Благодаря астрономии был создан более точный календарь. Немалых успехов достигли в области математики, физики, механики, химии, биологии, физиологии, медицины. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания, появилась новая философия, объединявшая в это время естественные и гуманитарные дисциплины. Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография, археология, нумизматика, основой педагогической науки.

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменилось. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютная монархия. Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства с большими средствами, сильной армией, чиновничьим аппаратом.

Подъем производственных сил, уровня материального производства, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новым отношением человека к самому себе и окружающему миру. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения стало временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но, прежде всего, самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм. Появилась светская литература самых разнообразных жанров: новеллы, хроники, пасторальные авантюры, плутовские и т.д. Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из достоинств человека считался разум, накопления знаний которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом.

Было пересмотрено отношение к церкви. В XVI веке римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, которое усугубляло недовольство ею многих: сословию буржуазии, нужна была более дешевая церковь, дворянство, стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В ходе Реформации в XVI веке возникло третье направление христианства – протестантизм, которое в свою очередь подразделился на лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь. Протестантизм, более, чем католицизм, отвечал духу нарождающегося Нового времени.

Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство, христианское вероучение, названное по имени его основателя Мартина Лютера. Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин в Женеве.

Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканской церкви, сохранившей, правда, многое от католичества.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния.

После Возрождения и Реформации следующим духовным переворотом стало Просвещение. Мыслители Просвещения утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми. Просветители считали, что сделать человека счастливым можно, обеспечив его естественные права. По своему мировоззрению многие просветители были деистами или атеистами.

В эпоху Просвещения появляется и новый мощный фактор воздействия на жизнь общества – общественное мнение. Просвещение политизировало общественное сознание, побуждало к пониманию необходимости модернизации социальной организации общества, способствовало распространению идеи революции как радикального, насильственного и быстрого решения этой проблемы. Буржуазная революция в Нидерландах была связана с противоречием между феодальной Испанией и находящимися под властью Испанской короны Нидерландами и носила форму борьбы Нидерландов за свою независимость. В свою очередь Английская буржуазная революция уничтожила абсолютизм, установила конституционную монархию, свободу торговли и предпринимательства и ряд политических свобод. Великая Французская революция ввела парламентскую республику, равные права для всех граждан.

Внутриполитическое устройство большинства стран Европы и Америки во второй половине XVII-XVIII вв. сохраняла средневековые черты в виде абсолютных монархий. Исключениями были Нидерланды, Англия, Венецианская и Генуэзская республики, Швеция, США и Франция. Общественное устройство во второй половине XVII-XVIII вв. также сохранило средневековые, феодальные черты. Ситуация стала изменяться только к концу XVIII века, но добиться участия во внутренней и внешней политике 3-му сословию – буржуазии – удалось в основном при помощи революции. Лишь в Голландии и Англии буржуазия занимала лидирующее положение, существенно потеснив дворянство и духовенство.

Несмотря на развитие капиталистических отношений, экономика большинства стран Европы и Америки продолжала носить преимущественно феодальный характер. Основной ее сферой оставалось сельское хозяйство, основной рабочей силой в Европе использовались зависимые и полузависимые крестьяне. В Америке использовался труд рабов из Африки, местное население находилось на положении крепостных крестьян. Значительную роль в экономике европейских стран играли колонии, которые поставляли необходимое сырье, доход от сбора налогов, пошлин и сбыта товара.

Культурная жизнь Европы во второй половине XVII-XVIII вв. прошла под знаком эпохи Просвещения. Многообразные направления в искусстве отличались больше не внешним, а внутренним мировоззрением круга лиц, образованной элитой общества. С XVIII века началось формирование массовой буржуазной культуры. Больших успехов в этот период достигла наука, что в свою очередь привело к развитию техники и появлению многочисленных изобретений. Значительно повысились уровень гуманности и образованности населения.


7 класс Урок № 1

Тема урока: «Введение. От средневековья к Новому времени».

Цели урока:

1. Дать представления о хронологических рамках и границах Новой истории;

2. Познакомить с особенностями общественного устройства и экономического развития в начале Нового времени;

3. Развивать интерес к исторической науке.

Ход урока:

I . Оргмомент (5мин.)

II . Подготовка к осознанному усвоению нового материала (10 мин.)

    Какие хронологические рамки охватывает история средних веков?

    Какое общество господствует в средневековье?

    Каким общественным строем жили люди в средневековье?

    Изучение нового материала (25 мин.)

Эпоха, следующая за средневековьем, называется Новое время или новая история. Термин «новое время» появился впервые в Италии в XV веке. Люди хотели противопоставить себя средневековому обществу, подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов». Почему люди стали так думать. Люди обратили свой взор к античным достижениям человечества, их стали интересовать человеческие, земные радости. Люди стали смотреть на мир по новому. Люди пытались осмыслить по новому явления в мире, и больше всего их интересовал сам человек. Люди стали больше путешествовать, не только по хозяйственным целям, а из любопытства.

Существуют разные точки зрения на начало нового времени.

Начало: рубеж XV XVI веков время позднего итальянского Возрождения, великих географических открытий и Реформации.

Завершение: рубеж XIX XX веков.

Новое время делится на два периода:

1 период: XV XVIII в.в. раннее новое время.

2 период: XVIII XX в.в. позднее новое время.

Нет конкретной даты начала Нового времени. Переход от средневекового общества к новому времени проходил постепенно и долго. Это было время, когда новые черты в обществе существовали наряду со старым, средневековым укладом.

Уже в 15 веке в Западной Европе начался закат средневековья. Традиционное общество постепенно разрушается.

Складывается новый тип личности – человек нового времени. Такой человек почувствовал в себе силы самостоятельно вести деятельность и нести за нее ответственность. Чаще всего эти люди происходили из незнатной среды – разбогатевшие крестьяне, ремесленники, купцы. Были представители и городской верхушки – банкиры, юристы и небогатые дворяне. Что их объединяло? Желание разбогатеть. Для достижения этой цели, следовало проявить себя – заняться торговлей, предпринимательством, поступить на государственную службу, в армию. Такие люди обладали предпринимательским духом. Не боялись рисковать.

В XVI XVIII веках общество оставалось аграрным, преобладал ручной труд. Но люди стремившиеся к личному успеху совершенствовали орудия труда, создавали новые технологии. В XVIII веке появилось машинное производство, возникли фабрики. Широкое применение техники начинается уже в XIX веке, который назовут индустриальным (от латинского индустрия - деятельность). И общество станет называться индустриальным, так как быстрыми темпами в нем начнет развиваться техника.

Общество XVI XVIII веков – это общество раннего нового времени, переходящее от традиционного к индустриальному.

Новая история изучает события недавнего прошлого. Это легче чем изучать древнее общество. Много исторических находок и артефактов. Многие города сформировались в новое время и содержат много памятников архитектуры того периода.

В новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наше время. Тогда же были написаны первые конституции. Многое из того времени вам близко и понятно.

IV . Закрепление изученного материала (5 мин.)

Вопросы на странице 5.

V . Домашнее задание : стр. 3 – 5. вопросы на странице 6 к новому параграфу.

2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI -сер. XVII вв.)

Для данного периода характерна модернизация , которая включала в себя: урбанизацию - небывалый рост городов, которые впервые получили экономическое преобладание над деревней, оттесняя ее на второй план; индустриализацию – постоянно нарастающее использование машин в производстве, начало которой связано с промышленным переворотом в Англии в конце XVIII в.; демократизацию политических структур, когда закладывались предпосылки становления гражданского общества и правового государства; рост знаний о природе и обществе и секуляризацию , т.е. обмирщение сознания и развитие атеизма.

Формируется новая система представлений о предназначении и роли человека. Человек средневековья воспринимал окружавшую его природу и общество как нечто неизменное, существующее согласно божественным законам. Человек переходного периода считал, что общество и природу возможно и даже желательно контролировать, более того изменять. Другим становится отношение к государственной власти, которая лишилась божественного ореола. Не случайно, переходный период - это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем перестроить мир.

Менялся тип личности. Человек стал мобильнее, быстрее приспосабливаться к изменениям, так как он ощущал себя частью крупной общности класса или нации, а не ограничен, как раньше, рамками своего сословия, корпорации, города, деревни.

Произошло значительное ускорение темпов роста населения в Европе. Так, к XVI в. население Европы выросло с 69 млн. до 100 млн. чел., а в XVII в. составляло уже 115 млн. Основную часть населения Европы составляли сельские жители (80-90%). Продолжается дальнейший рост городов. Самым большим городом Европы был Париж (300 тыс. чел.), а также Неаполь (270 тыс. чел.).

Продолжались процессы формирования крупных народностей и этнических групп, чему способствовало образование крупных централизованных государств. Сложились английская и французская нации, становление наций происходило также в Испании, Германии, Италии.

XV в. стал переломной эпохой в отношениях Европы с другими цивилизациями благодаря Великим географическим открытиям . Н а их первом этапе (конец XV-начало XVI вв.) инициатива принадлежала испанцам и португальцам. Они открыли Новый Свет и совершили первое кругосветное плавание. В 1492 г . Христофор Колумб открыл Америку, в 1498 г. Васко да Гама, обогнув Африку, привел корабли в Индию. На втором этапе (сер. XVI-сер. XVII вв.) инициативу перехватили голландцы, англичане и французы. В XVII в. была открыта Австралия, европейцы провели свои корабли вокруг Америки и Азии. После Великих географических открытий расширились представления людей о странах и народах, в Европе стали стремительно развиваться промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Изменились и сместились ведущие торговые центры, страны Средиземноморья уступили место Голландии, а позже Англии, которые оказались в центре мировых торговых путей, переместившихся из Средиземноморья в Атлантический океан. Приток драгоценных металлов в Европу вызвал революцию цен, удорожание продуктов питания и сырья для производства. После великих географических открытий в Европе появились маис, картофель, томаты, фасоль, стручковый перец, какао-бобы.

Встреча Европы со всем остальным миром имела драматический характер. В завоеванных испанцами и португальцами заморских владениях, были разрушены самобытные языческие культуры. К середине XVII в. погибли цивилизации майя, ацтеков и инков, уже имевших свою государственность. Возродилась работорговля.

Великие географические открытия стали мощным стимулом новых научных открытий и изобретений, многие из которых были связаны с ремесленным и мануфактурным производством (ремесленное производство к этому времени дробилось уже примерно на 100 отраслей и подотраслей). Наибольшее значение имело горное и литейное дело, кораблестроение, производство тканей. Там наряду с ручными орудиями труда начинают применяться некоторые механизмы и элементы машин – водяное колесо, ветряные мельницы, в горном деле появились помпы, вентиляционное оборудование, в металлургии - доменные печи на каменном угле, в металлообработке - механический молот, токарный и сверлильный станок. На корабельных верфях строились новые типы кораблей. Военный флот пополнился трехпалубными кораблями с мощным вооружением. В Голландии изобрели понтоны и плавучий док. В текстильном производстве распространялись самопрялки, а вертикальный ткацкий станок заменился горизонтальным. Появились новые типы тканей: меланжевые, бумазея. Развилось производство шелка в Италии и Франции, тонкого и грубого сукна в Англии. Технические достижения начали использоваться и в сельском хозяйстве, где уже стали складываться фермерские хозяйства.

Значительный научный прорыв был осуществлен в сфере естествознания. Развитие науки стимулировалось потребностями растущего производства. Нужды сельского хозяйства, ремесла, мореплавания порождали прогресс опытного знания. Появились более совершенные часы, был изобретен микроскоп, телескоп, термометр, ртутный барометр.

Настоящая революция произошла в астрономии. На смену геоцентрической системе мироздания, считающей Землю центром Вселенной, была выдвинута и разработана идея гелиоцентрического строения мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Тихо Браге, Иоганн Кеплер ). Достижения астрономии получили и свое практическое применение. Был создан более точный календарь.

Наступил перелом в развитии математики, физики и механики (Галилей, Торричелли, Декарт и Паскаль ). Немалых успехов достигли химия, биология, физиология, медицина. Значительные успехи были достигнуты в сферах гуманитарного знания. Появилась новая философия, объединявшая в это время естественные и гуманитарные дисциплины. Крупнейшими представителями этих философских воззрений были англичанин Френсис Бэкон и француз Рене Декарт . Появились такие гуманитарные науки, как юриспруденция, историография, археология, нумизматика, основы педагогической науки. Ведущими европейскими университетами Европы становятся Сорбонна (Франция), университеты в Падуе (Италия), Саламанке (Испания), Кембридже и Оксфорде (Англия), Лейденске (Голландии), Упсале (Швеции).

Наиболее распространенной формой правления оставалась монархия. Расстановка сил между властью и обществом изменились. На смену диалогу пришел диктат короля, на смену сословной монархии – абсолютная монархия . Феодальное общество стремилось сохранить существующие порядки, не уступая нарождающейся буржуазии. Появились централизованные государства с большими средствами, сильной армией, чиновничьим аппаратом. Европейский абсолютизм начал складываться еще в XV в., но расцвет его в рамках крупного централизованного национального образования приходится на XVII в .

Подъем производительных сил, уровня материального производства, связанный с успехами городов, развитием ремесел и зарождением мануфактуры, расширением внутренних и международных торговых связей вызвал к жизни потребность в новой идеологии, новом отношении человека к самому себе и окружающему миру, ибо этот обновляющийся мир уже все менее соответствовал традиционной системе представлений, рожденной Средневековьем. Эта революция в духовной жизни Западной Европы получила название эпохи Возрождения, или Ренессанс, (XVI-начало XVII вв.) и стала одной из самых ярких страниц в истории европейской цивилизации.

Эпоха Возрождения стала временем возрождения античного наследия, которое возвращалось не только в образах искусства и литературы, но, прежде всего в самой гуманистической идее возвышения человека, гармонии его духа и тела. Это был отказ от средневекового противопоставления тела и души, осознание ценности земного бытия, попытка создания образа прекрасной гармоничной личности, которой чужда аскетическая мораль христианства. Именно этим духом пронизаны произведения представителей раннего итальянского гуманизма XIV в. (поэта и философа Ф.Петрарки и писателя Д. Боккаччо ). В изобразительном искусстве художники пытались воскресить классические образцы Античности, но отражали эпоху, в которую жили и творили (Рафаэль, Веласкес, Тициан ). Воспевая совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливались воедино, они в то же время зорко вглядывались в окружающую их реальную жизнь.

В архитектуре на смену готике пришел новый стиль ренессансный реализм. Героем литературы Возрождения стал человек с его земными страстями и желаниями. Появилась светская литература самых разнообразных жанров новеллы, хроники, пасторальные, авантюрные, плутовские, рыцарские и сатирические романы, пасквили, лирическая поэзия, публицистика, драматургия. Писатели, как и философы, стремились создать гармонию двух начал телесного и духовного, искать ответ «что есть добро и зло, в чем подлинные ценности человека». Гуманисты эпохи Возрождения провозглашали, что ценность человека определяется, прежде всего, его личными достоинствами, а не положением в обществе. Одним из высших достоинств человека считался разум, накопление знаний, которые помогали человеку сделать выбор между добром и злом.

Изменяющийся европейский мир не мог не пересмотреть и свое отношение к церкви. В XVI в. римско-католическая церковь переживала глубокий кризис, который затронул основы ее учения, культ и институты. Он был вызван появлением сильных централизованных государств, потерей монополии церкви на образование, успехами в развитии науки. Немалую роль сыграло также и поведение самих церковных властей, жадность пап и кардиналов, окружавшая их роскошь, вымогательства, поборы, продажа индульгенций. Кризис церкви усугубляло недовольство ею многих: сословию буржуазии нужна была более дешевая церковь, дворянство стремилось овладеть ее имуществом и землей, народные вожди в антикатолические лозунги вкладывали антифеодальные настроения. В ходе Реформации в XVI в. возникло третье направление христианства - протестантизм , который в свою очередь подразделился на лютеранство , кальвинизм и англиканскую церковь . Протестантизм, более, чем католицизм, отвечал духу нарождающегося Нового времени.

Родиной Реформации была Германия, где возникло лютеранство , христианское вероучение, названное по имени его основателя Мартина Лютера, который утверждал, что божественная благодать доступна каждому без посредничества церкви, что не церковные таинства, а личный выбор человека и личная вера открывают ему путь к благодати.

Значительно дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кальвин в Женеве. Основной догмат кальвинизма - учение об абсолютном предопределении. Согласно Кальвину, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально с момента его сотворения. Проклятие или благодать лежит на человеке можно определить тем, насколько в его земной жизни ему сопутствует успех или неуспех. Поэтому, человек должен постоянно трудиться, ибо труд - это божий дар, а лень - величайший порок. Трудовая этика протестантизма, сочетавшая набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств, вполне соответствовала нарождающейся рыночной капиталистической системе с ее рационализмом и стремлением к эффективности. Вполне соответствовало новым временам и демократическое устройство церкви, провозглашаемое протестантами, когда основной ячейкой церкви провозглашалась община верующих, которые сами избирали из наиболее влиятельных людей своих старейшин - пресвитеров . Идеи Кальвина пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в Нидерландах, Англии, Шотландии и на юге Франции. Не случайно под знаком кальвинизма прошли буржуазные революции в Нидерландах и Англии.

Англия, однако, еще до революции пережила свою Реформацию, которая не была столь радикальной, как кальвинизм, но, тем не менее, привела к образованию самостоятельной англиканской церкви, сохранившей, правда, многое от католичества. Это была Реформация сверху, отвечавшая в большей степени интересам правящего слоя, который стремился к укреплению монархии, к независимости от власти пап. Парламент провозгласил Английскую церковь независимой от Рима, а короля главой этой церкви.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей новому времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния. При этом, поощряя индивидуализм, она вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции