22.09.2019

Подписаться на акции и бонусы. Исследование диалога студент-преподаватель в современном высшем учебном заведении


Реферат *

290руб.

Образцы страниц

развернуть (13)

ВВЕДЕНИЕ... 3

1 Общий подход к организации диалога "студент-преподаватель" ... 4

2 Основные правила и ошибки преподавателя в диалоге "студент-преподаватель" ... 6

3 Основные правила и ошибки студента в диалоге "студент-преподаватель" ... 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ... 13

Введение

Происходящие в современном обществе социально-экономические и социально-культурные перемены обострили проблему человеческих взаимоотношений. Все чаще люди не находят общего языка, увеличивается число конфликтных ситуаций. Молодежь, которая характеризуется максимализмом, чаще всего является разжигателем конфликтов. С течением времени изменяются цели, содержание, методы обучения и воспитания молодёжи, но также главным действующим лицом в системе воспитательно-образовательной деятельности является преподаватель. Диалог между студентом и преподавателем является успешным, во-первых, если преподаватель использует свой личностный потенциал и профессионализм; во-вторых - организует совместную со студентами творческую жизнедеятельность, где обучающиеся становятся реальными субъектами всех её видов и форм.

На сегодняшний день высшие учебные заведения решают задачу по обеспечению страны такими специалистами, которые не только владеют глубокими научными профессиональными знаниями, но и способны к личностному, духовно-ценностному и творческому взаимодействию в различных сферах жизнедеятельности.

Организация правильного диалога обладает огромным потенциалом для социально-культурного развития личности, так как диалог создает основу для уважительных и дружеских взаимоотношений, между студентами, способствует плодотворному сотрудничеству всех субъектов образовательного и воспитательного процессов.

Цель данной работы проанализировать литературу по культуре педагогического общения, и выделить основные правила и возможные ошибки при ведении диалога "студент-преподаватель".

Фрагмент работы для ознакомления

1 Общий подход к организации диалога "студент-преподаватель"

Преподаватель задает вопросы для массового обсуждения. Вопросы должны быть сформулированы четко, чтобы на них можно было дать конкретные ответы. Отвечать можно либо по желанию, либо по вызову. Возможно два варианта развития событий. Первый вариант – получен полный ответ на поставленный вопрос. Преподаватель обращается к аудитории с вопросом: «Всем ли понятно?» Если есть непонимание, то отвечавшему предлагается уточнить отдельные положения ответа. При полном понимании переходят к рассмотрению следующего вопроса. Второй вариант – ответ либо отсутствует, либо неточный или неполный (что бывает, как правило). В этом случае преподаватель обращается к аудитории и просит дополнить или уточнить ответ. Между первым отвечающим и тем, кто уточняет ответ может развернуться свой диалог.

2 Основные правила и ошибки преподавателя в диалоге "студент-преподаватель"

Искусство красноречия проявляется в умении организовать диалог. Важность умения строить диалог лучше всего передают слова Л. Н. Толстого: "Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать" .

В педагогическом общении безмерно важно адекватное понимание преподавателем студентов и студентами преподавателя. В организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения значимую роль играет эмоциональная идентификация и эмпатия, как способность эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной задачей образовательных учреждений является развитие такого человека, который способен без конфликтов проявлять свои творческие способности, легко налаживать диалог с окружающими и адаптироваться к новой социальной среде, с уважением относится к себе и другим, вести себя сдержано в различных конфликтных ситуациях, то есть человека с высоким уровнем социально-культурного развития.

Список литературы

  1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.
  2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
  3. Зубарева Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения // Теория и практика развивающего обучения. - М.: Гном, 2001. - 354 с.
  4. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988. - 192 с.
  5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М: Генезис, 2002. - 184 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала, который не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, но может использоваться в качестве источника для подготовки работы указанной тематики.

Прочитала в интернете статью Малофеева П.Н. "Студент и преподаватель правила диалога" . Интересные размышления и наблюдения приводит автор, а ведь оно так и есть. От того, как ты найдешь взаимопонимание не только с преподавателем, но и с самим студентом зависит твоя работа, твое взаимоотношение, взаимопомощь на занятии.

Диалог между студентом и преподавателем, инициируемый студентом, это партнерское взаимодействие, взаимопонимание, обмен взглядами, идеями, позициями и пр. Он возникает при определенных условиях, не сразу, постепенно. Появлению диалога предшествует ориентация студента в преподавателе, его личностных и профессиональных качествах, проявлениях. В результате студенты формируют (с той или иной степенью осознания) модели взаимодействия. В них преподавателю предлагаются разные роли, разная активность, различные механизмы взаимодействия, отражающие и меру понимания, и меру доверия, и меру интереса, ценности, необходимости, проявляемые к нему со стороны студентов.

Студент и преподаватель. Правила диалога.

Основные правила и ошибки диалога «студент - преподаватель».

Как хорошо было в возрасте, который Корней Чуковский определил как «от двух до пяти»! Говорим, что думаем, без всякой мысли о том, что себе же можем сделать хуже. К незнакомым – сразу на «ты» , у родителей играем на нервах. Все эмоции – и слезы, и радость, - рядом. И так – до яслей, до детского сада.

А дальше – начальная школа, потом она же – средняя, и, наконец, вуз . Вот тут-то и формируется у нас «шкурная» психология, основанная на непрекращающемся все годы учебы диалоге «учитель – школьник» и затем «студент – преподаватель» . Как же его строить и где не ошибиться?

Студент должен усвоить несколько неписаных правил. Одно из них дублируется и в других сферах жизни (например, в маркетинге, в журналистике, во время прохождения армейской службы) – «преподаватель всегда прав» . Даже когда это не так. Отсюда вытекает сразу несколько следствий:

  • не спорить с преподавателем публично , на занятии – может оказаться чревато впоследствии, особенно если нарветесь на человека обидчивого и злопамятного,
  • все вопросы решать в приватном порядке , наедине – и тоже без излишних эмоций. Остаться после занятий, пригласить к диалогу, взять верный тон.

Многие из нас, идя по жизни, поступают по принципу: соглашаться, а делать по-своему. Стоит ли так поступать, общаясь с преподавателем? В отдельных случаях. Когда он дает «отмашку» на выражение личного мнения. А вот если открытым текстом скажет: «Ваше мнение никого не интересует – читаем критику и усваиваем устоявшийся материал» - значит, придется перетерпеть. Не тот это случай, когда следует показывать зубы – можно и получить по ним, пусть не в буквальном смысле. Ведь некоторых, как говорится, хлебом не корми, только дай власть показать…

С незапамятных времен известна ситуация, когда студент, плохо подготовившийся к устному экзамену по предмету, начинает «давить на жалость», говоря при этом нечто типа «поставьте себя на моё место – как бы вы поступили?» Прием, конечно, действенный, что и говорить. Однако запрещенный, навроде удара ниже пояса. В конце концов, они в разных возрастных категориях – студент и преподаватель. И, может статься, уже никогда не бывать одному на месте другого. Во-вторых, экзамен взыскует к выставлению итогового балла, и здесь эмоции уже неуместны – дело серьезное.

Среди преподавателей, к счастью, еще встречаются истинные подвижники своего дела – даже несмотря на катастрофически низкую зарплату и возросшие формальные требования. Вот только и они иной раз норовят – вольно или невольно – совершить ошибку поведенческого характера, становясь «в позу» и говоря или давая понять, что, дескать, мой предмет – самый-самый, и во взрослой жизни без него – просто никуда. А к чему весь этот мелодраматизм и излишний пафос? Любишь предмет? Так докажи это всем строем своего отношения к нему, «зарази» питомцев положительной энергетикой. Слова ведь имеют обыкновение, как деньги, девальвироваться, обесцениваться на корню.

Да, еще, конечно, бывает другая «поза» - дескать, я умнее вас! Встав в нее, «обжечься» еще легче – когда однажды, с виду обычный студент без труда уличит своего чванливого преподавателя в элементарном незнании материала. И попробуй потом выстрой заново репутацию… Кстати, часто не умеют верно поставить себя начинающие стажерки – то срываются на откровенную истерику, то важничают там, где вопрос яйца выеденного не стоит. А ведь еще вчера такая особа была не Марией Ивановной, а Машкой, которая пару месяцев назад окончила вуз, да еще и далеко не с «красным» дипломом, и примерным поведением отнюдь не блистала. Откуда что берется?!

Наконец, нужна податная аккуратность в оформлении письменных работ и своевременная их сдача на проверку. Преподаватели любят прилежных студентов, берут их на заметку, начинают подходить индивидуально. Не исключено, что помогут по окончании учебы остаться на преподавании. И если это ваше призвание – то учебник в руки, а опыт – дело наживное! Чем раньше в голове сложится система знаний хотя бы по одной из областей знаний – тем легче сложится практика.

Павел Николаевич Малофеев ©

1. Введение…………………………………………………………………3 2. Субъект-субъектное взаимодействие студентов и преподавателей в воспитательно-образовательном процессе вуза……………………4 3. Общий подход к организации диалога «студент-преподаватель»………………………………………………9 4. Заключение……………………………………………………………..11 5. Список литературы…………………………………………………….12

Введение

Интенсивное социально-политическое и экономическое обновление российского общества реально отражается на развитии всех институтов образования. Изменяются цели, содержание, методы обучения и воспитания молодёжи, однако по-прежнему главным действующим лицом в системе воспитательно-образовательной деятельности остаётся преподаватель. Самое интересное содержание, самые прогрессивные педагогические технологии не могут существенно повысить качество образования, если субъект-субъектное взаимодействие личностей, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, слабо выражено. Такое взаимодействие является эффективным, если педагог, используя свой личностный потенциал и профессионализм, организует совместную со студентами творческую жизнедеятельность, где обучающиеся становятся реальными субъектами всех её видов и форм. Реформирование социально-экономических структур государства, утверждение цивилизованных рыночных отношений, предъявление высоких требований к профессиональному статусу выпускников вуза, способных к самосовершенствованию и самореализации, вызвали необходимость создания личностно -ориентированной парадигмы вузовского образования, построенной на гуманизации отношений между студентами и педагогами, создании условий для проявления и развития личностного потенциала студентов.

Заключение

В заключении подведём основные выводы нашей работы. Учебная деятельность студента в высшем учебном заведении – это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного формирования человека. Учебная деятельность студента понимается, как целенаправленный, регламентированный планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности студента. В процессе учебной деятельности студент выступает в качестве её субъекта, т.е. носителя предметно-практической активности и познания. Огромную роль на него оказывают преподаватели, именно от из взаимодействия зависит каким студент выйдет из стен университета и какой клад знаний будет у него в голове. Но не стоит и отрицать, что не только преподаватели, но и сами студенты оказывают влияние на процесс обучения. От них зависит какой будет подход педагога к обучаемой группе в целом и к каждому из студентов по отдельности. Основная задача преподавателя и студента найти "золотую" оптимальную для них середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее. Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.

Список литературы

1. Афанасьев, Ю.Н. Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде / Ю.Н. Афанасьев. – М. : Наука, 2009. 2. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пос. / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов на/Д., 1999. 3. Вазина, К.Я. Коллективная мыследеятельность – модель саморазвития / К.Я. Вазина. – М. : Педагогика, 1990. 4. Казаренков, В.И. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие / В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова // Педагогика. – 2000. – № 5. 5. Орлов, А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность / А.А. Орлов // Педагогика. – 1995. – № 6. 6. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем / В.В. Сериков. – М. : Педагогика, 2005. 7. Скок, Г.Б. К проблеме качества образования / Г.Б. Скок // Качество образования: концепции, проблемы, оценки, управление: Тез. Всеросс. науч._метод. конф. – Новосибирск,1998.

Коммуникации - это процесс передачи информации от одного лица к другому. Эффективные коммуникации - это такой процесс передачи сообщения, когда полученное сообщение насколько возможно близко по значению к первичному. Ключевыми составляющими эффективных коммуникаций есть данные - это необработанные цифры и факты, отражающие отдельный аспект действительности; и информация - это данные, представленные в виде или форме, которые имеют смысловые нагрузки. Информация ценна, если она достоверна, своевременная, полная и уместна.

Коммуникативный процесс начинается , когда одно лицо (отправитель) хочет передать факт, идею, мысль или иную информацию другому (получателю). Эта информация имеет значение для отправителя независимо от того, она проста и конкретна, или сложная и абстрактная. Следующее действие - это кодирование информации в форме соответствующей ситуации. Кодирование может принимать форму слов, выражения лица, жестов, или даже художественного выражения и физических действий.

После того как сообщение закодировано, его передают соответствующими средствами связи. Обычные средства связи в организациях - это совещания, электронная почта, записки, письма, отчеты и телефонные разговоры. Далее происходит разкодирование в форму, имеющую значение для получателя. Значение информации может быть различным, и во многих случаях оно является основанием для ответа, и тогда образуется цикл, поскольку новое сообщение в такой же последовательности передается начальном отправителю.

Коммуникации могут быть прерваны препятствием - шумом или разговором людей поблизости. Препятствиями также утерян на почте письмо, повреждение телефонной линии, неправильный адрес электронной почты и т.п..

Сегодня распространены такие типы коммуникаций в организациях: межличностные коммуникации; коммуникации в системах связи и командах; коммуникации в организациях и электронные средства коммуникаций.

Устные коммуникации происходят во время разговора с глазу на глаз, групповых дискуссий, телефонных переговоров и др. При которых разговорный язык используют для передачи смысла. Преимущество устных коммуникаций состоит в том, что они обеспечивают немедленную обратную связь и взаимный обмен. Недостатком устных коммуникаций является то, что они могут быть недостоверными (неправильно выбранные слова для выражения сущности; какие препятствия прерывают процесс; слушатель забывает часть или все сообщение; не хватает времени на взвешенные ответы и т.д.).

Письменные коммуникации - это отчеты, записки, письма, записи и др.. Недостатком этих коммуникаций является то что они задерживают обратную связь и взаимообмен, кроме того они являются сложнее устных и требуют больше времени. Преимущества письменных коммуникаций заключаются в достоверности. Им предоставляют преимущества, когда одной или обеим сторонам нужны письменные записи о том, что происходило. Выбирая средство коммуникации, менеджеры должны учитывать все аспекты.


59.Вспомните ситуацию во время учебы, когда информация передавалась по «тайному телеграфу». Насколько точными оказались слухи, как реагировали на них люди? Как менеджерам контролировать передаваемую таким образом информацию?

«Тайный телеграф» представляет собой неформальную коммуникативную сеть организации, объединяющую всех ее сотрудников на низших уровнях иерархии. Эта форма коммуникации существует во всех организациях. «Тайный телеграф» существует в виде «цепочки сплетен» (один человек передает информацию многим) и в виде кластерной цепочки («виноградная гроздь»), когда несколько человек передают информацию нескольким другим.

В организации могут быть Кик активные «телеграфисты», так и люди, которые не склонны переливать слухи. Большинство исследователей приходит к выводу, что информация, распространяемая по неформальному каналу «слухи», достаточно достоверна, если она касается организации и не имеет эмоциональной или личностной окраски. Менеджерам следует не «бороться со сплетнями», а по возможности использовать эту форму неформальной коммуникации. Слухи могут быть и верными.


60.Почему «выходы в народ» оцениваются как эффективный коммуникативный канал?

Доверие населения, его расположенность к руководителю достигается не только эффективностью профессиональной деятельности последнего, но и его открытым образом жизни. Потому что, для населения так важно знать, что руководитель и его семья ходят в те же магазины, что и они, не пугаются общественного транспорта, посещают тот же кинотеатр, учат своих детей в той же школе, лечатся у тех же врачей и т.п. Внешняя демократичность не только не снижает авторитета руководителей, но напротив, поднимает его, способствует улучшению взаимопонимания и доверия.

Практикуя подобные «выходы в народ», руководитель должен быть со вкусом, но достаточно скромно одет, вести себя естественно: с одной стороны, без заискивания перед аудиторией и панибратства, с другой стороны, без высокомерия. В США такой прием общения с аудиторией называется «свои ребята» и практикуется не от раза к разу, а регулярно.

Руководитель должен постоянно бывать на городских объектах промышленности, жилищно-коммунальных хозяйства, соцкультбыта. «Выход в народ», непосредственное общение с населением в неформальной, бытовой обстановке для городских руководителей подчас оказывается более сложным, чем проведение брифингов, пресс-конференций, деловых бесед «за круглым столом» и других традиционных организационно-творческих мероприятий. Это, зачастую, вызвано незнанием или недооценкой основополагающих правил общения.


Похожая информация.


Основными правилами такого диалога можно считать:

  • - постоянное включение студента в качестве субъекта в процесс обучения;
  • - направленность на качественный, равноправный обмен между субъектами диалога;

присутствие множества альтернативных точек зрения, которые обсуждаются в диалоге на равных;

выявление и постоянное изучение преподавателем профессионально значимых мотивов деятельности студентов, их личностных склонностей и особенностей мировоззрения, отношения к профессиональному труду и его субъектам;

опора изучаемого материала на интересы, запросы, мотивы студентов и преподавателей, их жизненный опыт;

учет особенностей развития каждого студента при планировании процесса диалогического взаимодействия.

Нередко при построении диалога преподаватель-студент возникают проблемные моменты и типичные ошибки, повторяющиеся раз за разом поколениями и студентов, и преподавателей.

Приведем некоторые из них.

Во-первых, неопределенность во взаимоотношениях, связанная со смешением ролей. Это проявляется в том, что преподаватель в разные моменты может быть и примером для подражания, другом и психотерапевтом для студентов, и "полицейским" (строгий "родительский" контроль), а иногда просто объектом для насмешек или издевательства со стороны студентов. В данном случае преподавателю необходимо провести четкие границы между социальными ролями и в конструктивной форме донести до студентов рамки возможного, этически приемлемого взаимодействия.

Вторая ошибка логично вытекает из второй. Иногда студент знает по предмету не меньше, чем преподаватель или отдельно углубленно изучает его. В этом случае может возникнуть потребность в равноправном диалоге, споре, отстаивании своего мнения. Несогласие студента с преподавателем и невозможность при этом донести свою точку зрения говорит о некорректной организации учебного процесса, нарушении диалогового формата. Причем альтернативную точку зрения может иметь и преподаватель, при этом, не воспринимая критику со стороны студентов, либо вступая с ними в неконструктивные споры, приводящие к срыву образовательного процесса. Любой спор должен быть заключен в определенные рамки, четко и логично аргументирован, контролироваться временными рамками. Ведущая роль в данном процессе принадлежит все-таки преподавателю, так как студенты часто имеют несформировавшееся представление о рамках ведения спора, научного диспута и поведения в нем.

Третья проблема или ошибка диалога - смешивание формальных отношений студент-преподаватель с неформальными. Учебное и не учебное время должны быть четко разграничены. Студент и преподаватель вполне могут находиться в неформальных отношениях за рамками учебного процесса, например, студент по роду своей деятельности может оказывать какие-либо услуги преподавателю (ремонт в квартире, услуги няни и т.д.), однако неформальные отношения не должны отражаться на ходе учебного процесса, выставлении оценок, особенном или неприязненном отношении, вытекающих из внеучебного общения.

Наконец, четвертой проблемой, наиболее часто встречающейся в учебном процессе, является разрешение свободного посещения студентами лекций. Далеко не все студенты организованны и трудолюбивы для такого стиля обучения. Организация такого учебного процесса должна предполагать более частый промежуточный контроль знаний. В некоторых вузах, например, практикуют промежуточные проверки знаний каждые 2 недели. Каждая из таких работ плюсуется в общий результат и по окончании семестра у студента есть возможность получить зачет или даже экзамен "автоматом". Отрицательная мотивация также иногда действует отрезвляюще. Так, при пропуске без уважительных причин 1 или 2-х занятий некоторые институты не допускают к зачету без дополнительной "отработки" (сдачи учебной работы сверх учебного плана, например, серии презентаций или полного конспекта лекций) .

Ошибок в диалоге студент-преподаватель существует очень много. Однако всегда есть возможность прийти к устраивающему обе стороны решению. В этом состоит цель оптимально построенного учебного диалога.

обучение преподаватель студент диалог


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции