25.10.2019

Устроен храм внутри. Как устроен православный храм? Внутреннее устройство христианской церкви


Канонарх - одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам –

"Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.

Фото: Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Мария Городова

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала - чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех. Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом. И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?"

Ирина Николаевна

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник - в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме. Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой. Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез. Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи. Перечитайте нашу классику, там вы встретите и "паперть", и "алтарь", и "амвон" - все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов. Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры. Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Три части храма

В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему. Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась "святая"; и затем третья часть, "святая святых", куда первосвященники могли входить только раз в год. Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей. Входной части, называемой притвором, - это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть - "святая святых", алтарь, отделенный от остального храма иконостасом - рядами икон. В алтаре находится главное место всего храма - святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви - таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

Зачем мы ходим в храм?

Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них - Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой - так происходит единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.

Главное место храма

Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол - четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого - распорки, шипы - тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс - шелковый плат, который используется во время литургии. Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.

Амвон, солея, клирос

Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. "возвышение"). Завершается солея круглым выступом - амвоном (с греч. "восхожу"). И солея, и амвон являются продолжением алтаря. То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом. Греческим словом "клир", дословно означающим "жребий, надел", называют священнослужителей, ну а клирос - место для церковного хора. Помните блоковское: "Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю..."?

Женщина и святая святых

От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон - части алтаря, запрет касается и этих частей храма.

Иконостас - лицо храма

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы. Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, "грядя на вольные страдания". Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение. На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм. В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.

Продолжение следует

Перед выходом из дома

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла.

Господи, направи ко благу путь мой.

Господи, благослови все мои вхождения и исхождения.

(И осенить себя крестным знамением.)

Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, "Российская газета", или [email protected]

Алтарь - важнейшее, недоступное мирянам часть храма(рис.3.4). Место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов. Называлось оно «би́ма », и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. Поэтому, алтарь, как правило, устраивается на возвышении на одну или несколько ступеней высотой 0,12-0,15 м каждая.

Алтарь в православных храмах по древней традиции устраивается с восточной стороны и представляет собой абсиду, может быть встроен или пристроен к средней части храма. В храмах вместимостью до 300 человек устраивается, как правило, один алтарь. В храмах большей вместимости по заданию на проектирование могут устраиваться в приделах несколько алтарей. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельнымиили приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

Рисунок 3.4. Схема алтаря

Габариты алтаря и подсобных помещений при нем в зависимости от функционального назначения храма и его вместимости устанавливаются заданием на проектирование. Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3,0 м, а в иных храмах не менее 4,0 м. При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (понамарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м 2 . В ризнице кроме богослужебных одежд хранятся богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы и другие предметы, необходимые для богослужений и различных треб. По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в одном определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, книги – на полках, другие предметы – в ящиках столов и тумбочек. Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна. В алтаре, как правило, устраиваются оконные проемы, причем центральный, ориентированный на восток, часто заменяется запрестольным образом, имеющим подсветку искусственным источником света. При размещении оконных проемов в верхней части алтарной апсиды центральное окно может располагаться над запрестольным образом. Разное количество окон в алтаре символизирует следующее:

    Три окна (или два раза по три: вверху и внизу) – несозданный Троический свет Божества.

    Три вверху и два внизу – Троический свет и два естества Господа Иисуса Христа.

    Четыре окна – Четвероевангелие.

В центре алтаря должен находиться квадратный престол, на котором совершается Таинство Евхаристии. Престолпредставляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр) , вокруг которого должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м. Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) на расстоянии не менее 1,3 м и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах. Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (рис.3.5). В первую очередь это относится к размерам жертвенника , которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

Рисунок 3.5. Жертвиник

Го́рнее (слав, возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол , на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие ». За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы(рис.3.6).

Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе,причем устройство порогов не допускается. Устройство входа в алтарь непосредственно снаружи в ряде случаев удобно функционально, но нежелательно с точки зрения символики алтаря как образа Рая, куда могут попасть только «верные», стоящие в средней части храма.

Рисунок 3.6. Горнее место

Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Уже в катакомбных храмах Древнего Рима существовали решетки, отделяющие пространство алтаря от средней части храма. Появившийся на их месте в процессе развития православного храмоздательства иконостас является совершенствованием и углублением этой традиции.

1. Местный ряд

2. Праздничный ряд

3. Деисусный ряд

4. Пророческий ряд

5. Праотеческий ряд

6. Навершие (Крест или Голгофа)

7. Икона «Тайная Вечеря»

8. Икона Спасителя

9. Икона Пресвятой Богородицы

10. Местная икона

11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле»

12. Царские врата

13. Диаконские (северные) врата

14. Диаконские (южные) врата

Принадлежность нижнего ряда иконостаса – трое врат (или дверей), которые имеют свои названия и функции.

Рисунок 3.5. Схема заполнения пятиярусного иконостаса

Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы , невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается. За Царскими вратами , внутри алтаря, висит завеса (катапета́сма), которая отдергивается и задергивается в моменты, определенные Уставом и знаменует собой вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии. На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат – икона Божией Матери.

Диа́конские (боковые) врата расположены:

1. Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.

2. Налево от иконы Божией Материсеверная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.

Боковые двери называются диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. Справа от южной двери помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от образа Спасителя, между ним и изображением на южной двери всегда должна быть храмовая икона, т. е. иконатого праздника или святого, в честь которого освящен храм.

Вся совокупность икон первого яруса составляет так называемый местный ряд,который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.

Рисунок 3.8. Пример классического иконостаса

Иконостасы обычно устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, каждый из которых формируется из икон определенного содержания:

1. Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадеся́тых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд).

2. Третий (деису́сный) ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деи́сис – моление (разг. деису́с ) С обеих сторон от деисиса иконы апостолов.

3. В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя, ветхозаветные пророки(Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие).

4. В центре пятого (праоте́ческого)ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы пра́отцев(Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святи́телей(т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан).

5. На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Средняя часть храма , как это явствует из ее названия, находится между алтарем и притвором. Поскольку алтарь ограничен иконостасом не полностью, то некоторая его часть «выносится» за пределы алтарной перегородки. Эта часть представляет собой возвышенную по отношению к уровню остального храма площадку и носит название солея́ (греч. возвышение посреди храма). шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совпадать с уровнем пола алтаря. В таком устройстве солеи таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле иконостасом, а выходит из-под него к людям: для молящихся, во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. В храмах, вместимостью более 300 человек солея как правило, имеет декоративное решетчатое ограждение с открывающимися частями напротив дверных проемов иконостаса. Ширина каждой створки должна быть не менее 0,8 м.

Рисунок 3.9. Средняя часть храма, интерьер

Напротив Царских врат солея, как правило, имеет выступ (амвон) многогранной или полукруглой формы с радиусом верхней ступени 0,5 - 1,0 м.С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы, а также проповеди. Символические значения амвона следующие: гора, с которой проповедовал Христос. По бокам солеи, как правило, устраиваются клиросы для размещения церковных хоров. Их ширина принимается в зависимости от вместимости храма, но должна быть не менее 2,0 м. Клиросы, как правило, отделяются от средней части храма киотами для икон, обращенных в среднюю часть храма. В случае невозможности размещения церковных хоров на солее или на антресоли, для них могут устраиваться огражденные помосты в средней части храма, как правило, при наличии центральных столпов - с их восточной стороны.

Рядом с клиросами ставятся хору́гвииконы, написанные на материи и прикрепленные, подобно запрестольным изображениям Креста и Божией Матери, к длинным древкам. В некоторых храмах есть хо́ры – балкон или лоджия обычно с западной, реже с южной или с северной стороны. В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник со множеством ламп (в виде свечек, либо в др. виде) паникади́ло, или паниканди́ло.Обычно паникадило выполняется в виде одного или нескольких стилизованных колец, может быть богато орнаментовано, украшаться «таблетками» – иконописными изображениями. В куполах боковых приделов подвешиваются подобные же светильники меньших размеров, называемые поликанди́лами. Поликандила имеют от семи (символизируют семь даров Святого Духа) до двенадцати (символизируют 12 апостолов) ламп, паникадила – более двенадцати.

В средней части храма считается обязательным иметь образ Голгофы, представляющей собой большой деревянный Крест с Распятым на нем Спасителем. Обычно он делается в натуральную величину, то есть в рост человека, и восьмиконечным. Нижний конец Креста укрепляется на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Распятого ставится образ Богоматери, устремившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ Иоанна Богослова либо образ Марии Магдалины. Распятие во дни Великого поста выдвигается на середину храма.

За облачальным местом в западной стене храма устраиваются двухстворчатые двери, или красные врата, ведущие из средней части храма в притвор. Они являются главным входом в церковь. Помимо западных, красных врат, храм может иметь еще два входа в северной и южной стенах , но это бывает не всегда.

Притво́р - третья входная часть храма. Притворы могут служить в качестве входного тамбура. В I, II, III климатических районах и IIIг климатическом подрайоне при главном входе следует предусматривать тамбур. При дополнительных входах, служащих в качестве эвакуационных, тамбуры допускается не предусматривать. Ширина тамбуров должна превышать ширину дверного проема не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина тамбуров должна превышать ширину полотна двери не менее чем на 0,2 м.

Устройство порогов высотой более 2 см в дверных проемах притворов не допускается для беспрепятственного входа и выхода, особенно во время Крестного хода.

Ширину проемов для основных входов в храм следует определять в зависимости от его вместимости с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный выход людей из храма во время Крестного хода. Ширину дверного проема в свету рекомендуется принимать не менее 1,2 м, ширину свободного прохода внутренних дверей - не менее 1,0 м.

Наружные лестницы должны быть минимальной шириной 2,2 м, а площадки высотой от уровня земли более 0,45 м, находящиеся при входах в храмы, должны иметь ограждения высотой не менее 0,9 м.

Также притвор может быть развит с добавлением трапезной части, обеспечивающей дополнительное размещение прихожан. К трапезной части могут примыкать один или несколько приделов храма. Притворы по ширине обычно уже западной стены храма, нередко встроены в колокольню, если она примыкает к храму вплотную. Иногда ширина притвора одинакова с шириной западной стены.

В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и собственно храм), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и другие в соответствии с заданием на проектирование.

При наличии гардеробной верхней одежды количество крючков определяется заданием на проектирование, но должно быть не менее 10 % числа вместимости храма.

Рисунок 3.10. Планировочная схема приходского храма

1 - паперть с гардеробной; 2 - лестница на колокольню; 3 - помещение сторожа; 4 - техническое помещение; 5 - притвор с «церковным ящиком»; 6 - иконная лавка; 7 - кладовая; 8 - крещальня; 9 - помещение для переодевания; 10 - помещение персонала; 11 - исповедальня (требная); 12 - трапезная часть; 13 - средняя часть храма; 14 - алтарь; 15 - понамарка; 16 - ризница; 17 - солея с амвоном; 18 - клирос; 19 - придел; 20 - алтарь придела; 21 - понамарка с ризницей; 22 - солея с амвоном

Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.

Вход в притвор предусматривается с открытой или перекрытой площадки - паперти, возвышающейся над уровнем земли не меньше на 0,45 м.

На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.

Ты, возможно, уже бывал в церкви, или, как ее называют верующие, храме. Несмотря на то, что храмы отличаются по величине, архитектурной отделке, материалу, из которого они построены, – все они имеют одинаковое внутреннее устройство.

Каждая из частей православного храма имеет четко заданное практическое назначение, но наряду с этим у нее есть и второе – символическое значение, которое должно быть понятно верующему.

Мы входим в храм, поднявшись на паперть — крытое крыльцо. Над дверями нас встречает икона с изображением святого или того события, которому посвящен данный храм. Любопытно, что обычай устраивать в храме три двери сохранился с тех далеких времен, когда мужчины и женщины не могли входить в храм через одну и ту же дверь.

Внутри храм делится на три части — притвор, средняя часть (или собственно храм) и алтарь. Поскольку алтарь всегда обращен на восток, то притвор — западная часть храма.

В древности в притворе помещались те, кто еще не принял христианскую веру и пришел, чтобы посмотреть на богослужение. Поэтому там обычно находилась купель — сосуд для крещения. Теперь притвор — преддверие, через «которое мы и войдем в храм.

Раньше храм обычно разделялся на три части невысокими деревянными решетками — мужчины и женщины не могли молиться вместе. Теперь храм представляет собой единое просторное помещение, главное место в котором занимает иконостас.

Перед иконостасом находится солея — приподнятая на одну ступеньку часть храма, чтобы верующие могли лучше видеть богослужение. Средняя часть солеи выступает вперед и называется амвоном — с нее священник произносит проповедь, а дьякон читает евангелие. На солее находятся отгороженные места — клиросы, где во время богослужения размещается хор. Они размещены справа и слева, потому что некоторые песни должны исполняться двумя хорами.

На солее находятся разнообразные светильники. Подсвечники ставятся на пол, паникадила — подвешиваются к потолку. Перед иконами подвешиваются лампады -небольшие масляные светильники. Когда в них горели свечи, то их пламя, колебавшееся от малейших движений воздуха, создавало в храме атмосферу Нереальности всего происходящего, которую усиливала игра света и тени на блестящих деталях иконостаса.

С точки зрения верующего огонь выражает пламенную любовь к Богу и тому святому, перед иконой которого поставлена свеча. Поэтому свечи и ставились перед изображением того святого, к которому верующий обращался с просьбой.

Во время богослужения священник использует еще один светильник, который он носит в руках и осеняет им верующих. Он состоит из двух перекрещенных свечей и называется дикирием. Когда служит архиерей или патриарх, используется светильник с тремя свечами — трикирий.

Важной частью богослужения является каждение. С древнейших времен во время богослужения производилось сжигание особых ароматических веществ. Этот обычай сохранился и в православной церкви.

В кадило — небольшой сосуд с щелями для прохождения воздуха — вкладываются тлеющие угли и кусочки благовонной смолы — ладана. Во время богослужения священник раскачивает кадило и окуривает ладаном верующих, иконы и святые дары. Поднимающиеся вверх облака фимиама символизируют святой дух.

Иконостас — стена, которая отделяет церковь от алтаря. В иконостасе три двери: две небольшие и одна, центральная, главная, называемая царскими вратами. Название это означает, что Царь (т.е. Бог) невидимо входит в эту дверь во время богослужения. Поэтому обычно царские врата закрыты, и проходить через них могут только священнослужители.

Важнейшей частью храма является алтарь. Входить туда могут только священнослужители. Главная часть алтаря — стол. Это обычный стол, накрытый антиминсом — шелковым платком, на котором вышито изображение положения Иисуса Христа в гроб. На антиминсе делается надпись о дате освящения храма. Освященный патриархом антиминс присылается в храм, и только с этого времени в нем можно совершать богослужение.

Антиминс накрыт одеждами — тонкой, которая называется срачицей, и верхней — индитией — напоминающей парчовую скатерть, спускающуюся до самого пола. На престоле находятся крест, евангелие в богато украшенном переплете и дарохранительница — специальный сосуд для хранения освященной просфоры.

Слева от престола устанавливается еще один стол, который называется жертвенником. На нем хранятся священные сосуды -потир и дискос и совершается приготовление святых даров для богослужения.

Рис. 11. Принципиальная схема алтаря и солеи храма

1. Алтарь

1.1 - престол; 1.2 - жертвенник; 1.3 - Горнее место; 1.4 - запрестольный образ; 1.5 - семисвечник; 1.6 - выносной Крест; 1.7 - выносная икона Богоматери; 1.8 - аналой; 1.9 - место отдыха священнослужителя; 1.10 - стол для облачения; 1.11 - шкаф (сейф) для сосудов и богослужебных книг; 1.12 - вытяжной канал для кадила; 1.13 - включатель паникадила храма и местного освещения жертвенника; 1.14 - штепсельная розетка для кипятильника; 1.15 - рукомойник; 1.16 - место для выносных свечей; 1.17 - вешалка для одежды

2. Иконостас

2.1 - Царские врата; 2.2 - северные диаконские двери; 2.3 - южные диаконские двери

3. Солея с клиросами

3.1 - амвон; 3.2 - ограждение солеи; 3.3 - аналой регента; 3.4 - шкаф для богослужебных книг; 3.5 - киот для икон; 3.6 - подсвечник; 3.7 - место для хоругви

Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3,0 м, а в иных храмах не менее 4,0 м. В центре алтаря должен находиться квадратный престол с размером стороны 0,8-1,0 м на расстоянии до Царских врат не менее 1,3 м, вокруг которого должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м. В кафедральных соборах у Горнего места на возвышении должны устраиваться сидячие места для епископа (в центре) и священнослужителей (по обеим сторонам). За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы.

При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (понамарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м 2 . Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна.

Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе, причем устройство порогов не допускается. Устройство входа в алтарь непосредственно снаружи в ряде случаев удобно функционально, но нежелательно с точки зрения символики алтаря как образа Рая, куда могут попасть только «верные», стоящие в средней части храма.

В алтаре, как правило, устраиваются три оконных проема, причем центральный, ориентированный на восток, часто заменяется запрестольным образом, имеющим подсветку искусственным источником света. При размещении оконных проемов в верхней части алтарной апсиды центральное окно может располагаться над запрестольным образом.

Перед алтарем должна быть расположена солея шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совпадать с уровнем пола алтаря.

Напротив Царских врат солея, как правило, имеет выступ (амвон) многогранной или полукруглой формы с радиусом верхней ступени 0,5 - 1,0 м.

В храмах, вместимостью более 300 человек солея как правило, имеет декоративное решетчатое ограждение с открывающимися частями напротив дверных проемов иконостаса. Ширина каждой створки должна быть не менее 0,8 м.

По бокам солеи, как правило, устраиваются клиросы для размещения церковных хоров. Их ширина принимается в зависимости от вместимости храма, но должна быть не менее 2,0 м. Клиросы, как правило, отделяются от средней части храма киотами для икон, обращенных в среднюю часть храма.

В случае невозможности размещения церковных хоров на солее или на антресоли, для них могут устраиваться огражденные помосты в средней части храма, как правило, при наличии центральных столпов - с их восточной стороны.

Притворы могут служить в качестве входного тамбура или могут быть развиты с добавлением трапезной части, обеспечивающей дополнительное размещение прихожан. К трапезной части могут примыкать один или несколько приделов храма.

Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.

В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и собственно храм), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и другие в соответствии с заданием на проектирование.

При наличии гардеробной верхней одежды количество крючков определяется заданием на проектирование, но должно быть не менее 10 % числа вместимости храма.

Размещение туалетов в храме, как правило, не разрешается. Допускается размещение туалета для священнослужителей в западной части притвора или его цокольной части в комплексе подсобных помещений, отделенных от помещений для прихожан.

Вход в притвор предусматривается с открытой или перекрытой площадки - паперти, возвышающейся над уровнем земли не меньше на 0,45 м.

На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.

Примерная схема размещения основных структурных элементов приходских храмов показана


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции