23.09.2019

Как помочь незрячему человеку. Потеря зрения. Особенности личностных реакций на потерю зрения


Внезапно возникающая слепота или даже значительное снижение зрения, нарушающее привычную жизнедеятельность, являются для человека одним из самых тяжелых психических потрясений. Как мы уже указывали, орган зрения является одним из основных, генеральных анализаторов, обеспечивающих всю визуальную информацию о внешнем мире и возможность соответствующей адаптации в окружающей среде. На определенный отрезок времени, пока не наступит компенсация, внезапно ослепший человек становится беспомощным, что нередко приводит к острым психотическим реакциям, в ряде случаев затягивающимся на длительное время.

R. Sussmann , врач-психиатр, указывал, что офтальмология является близкой «сестринской» дисциплиной по отношению к психиатрии. Мы полностью разделяем эту точку зрения и убеждены, что в структуре крупного офтальмологического отделения должна быть предусмотрена ставка врача-психиатра, а в штате офтальмологического института - группа врачей-психиатров, которые бы не только изучали особенности нервно-психических нарушений при различных офтальмологических заболеваниях, но и занимались разработкой лечебно-профилактических мероприятий для этого контингента больных.

Следует отметить , что как при той или иной патологии со стороны офтальмологической сферы развиваются тяжелые нервно-психические нарушения, так и различные расстройства функции этой сферы типа амблиопии, амавроза, птоза, блефароспазма и др. возникают при многих заболеваниях психогенной природы (неврозы, реактивные состояния, декомпенсации, психопатии).
Kalxthoff , обследовав около 7000 больных с психогенной амблиопией, отмечал, что у детей моложе 15 лет указанная патология встречается в 5 раз чаще, чем у взрослых.

Несомненно, что у лиц , внезапно ослепших в зрелом возрасте, органическая симптоматика, обусловленная основным заболеванием, приведшим к слепоте, усложняется функциональными психогенными нарушениями и самим фактом снижения или потери зрения. Здесь немалую роль в оформлении патологических расстройств играет структура личности заболевшего. Так, L. Cholden считает, что психическая реакция на слепоту тесно связана с особенностями структуры личности до возникновения слепоты. Чем больше обнаруживалась зависимость человека от окружающих до потери зрения, тем выраженнее и острее у него реакция на слепоту.

L. Cholden , G. Adams, I. Pearlmen указывают, что, помимо невротических реакций на потерю зрения, нередко у ослепших развивается тревожная депрессия, иногда с упорными суицидальными мыслями и действиями. Потеря зрения, по мнению F. Deutsch, приводит к эмоциональному конфликту и развитию тревоги.

Как мы указывали в предыдущих статьях на нашем сайте, у слепорожденных отмечается определенное своеобразие психических функций: восприятий, представлений, памяти, эмоционально-волевых реакций. У этих лиц развитие и формирование психики происходят в условиях зрительной депривации - выключения зрения, приводящего к нарушению адаптационно-приспособительной функции организма. Адаптация у слепорожденных наступает медленно, постепенно, по мере роста ребенка и расширения объема его жизненно-социальных функций.

У лиц, ослепших в зрелом возрасте , процесс формирования психики практически уже завершился, сложилась определенная личностная структура; кроме того, до потери зрения они уже были в той или иной степени адаптированы в окружающей обстановке. Поэтому потеря зрения для них - не исходное состояние, как это имеет место у слепорожденных или ослепших в раннем детстве, а полный крах всех жизненных планов и надежд.

Как известно, «пластичность » адаптационно-компенсаторных функций в зрелом возрасте значительно ниже, чем в детском, и приспособление при утраченной функции происходит медленнее. Внезапно возникшая слепота в зрелом возрасте - не очень распространенное, но все же и не такое редкое явление. В то же время о клинических проявлениях и динамике невротических реакций у этих больных и особенностях их адаптации из литературных источников известно довольно мало, причем имеющиеся сведения разрозненны и противоречивы.

Начиная с 1970 г. нами (совместно с А. И. Семеновым) изучались психопатологические нарушения у лиц , внезапно ослепших в зрелом возрасте (до 45 лет). В условиях офтальмологического стационара и амбулатор-но были обследованы 133 человека, преимущественно мужчины (75%). Основным методом исследования явился клинико-динамический с использованием экспериментально-психологических методик (ассоциативно-словесный эксперимент, антонимический ряд, заучивание 10 слов и Др.). Одновременно проводилось неврологическое и электроэнцефалографическое обследование.

Из числа подвергшихся изучению были исключены лица с психическими заболеваниями , органическим поражением головного мозга с психическими нарушениями, а также с выраженными психопатическими чертами.

Причиной слепоты в основном были травматическое поражение глаз , химический ожог и отслойка длительность слепоты колебалась от 2 до 5 лет. Боле 60% больных потеряли зрение в возрасте до 35 лет. Дл обследования отбирались лица не старше 45 лет с то целью, чтобы исключить возможность влияния на кли ническую картину проявлений церебрального атероскле роза.
У 30% обследованных наблюдалось остаточное зрение в виде светоощущения.

В профессионально-социальном плане до потери зрения больные распределялись следующим образом: рабочие и крестьяне - 64%, служащие и учащиеся - 36% и 56% обследованных состояли в браке.
А. И. Семенов выделяет три этапа невротической реакции, возникшей в ответ на слепоту: первый этап - острый реактивный; второй - переходный, длящийся до 3 лет, во время которого наступает либо практическая адаптация к слепоте, либо постепенно нарастают патохарактерологические, преимущественно невротические, изменения в структуре личности; третий этап характеризуется формированием стойких патохарактерологических черт (психопатизация личности).

По данным Департамента здоровья и социального обеспечения, в США насчитывается 4,3 миллиона незрячих или слабовидящих. У многих из нас есть такие люди среди знакомых и нам бы хотелось оказывать им поддержку, но не каждый знает, как себя вести и быть полезным. Предупреждайте человека, когда вы входите в комнату, спрашивайте, чем вы могли бы помочь – это вполне простые способы проявить вежливость и помочь слепому человеку. Прежде всего, ваше поведение должно основываться на уважении и понимании того факта, что человек, которому вы желаете помочь, не просто незрячий.

Шаги

Основные нормы учтивости

    Громко здоровайтесь. Когда вы входите в помещение, где уже находится слепой человек, громкое приветствие оповестит его о вашем присутствии. Если молчать до тех пор, пока вы не приблизитесь к этому человеку, он или она могут подумать, будто вы возникли из ниоткуда, а это может поставить в неловкое положение любого.

    • Назовите себя, чтобы человек понял, с кем имеет дело.
    • Если человек предлагает вам руку для рукопожатия, то не отказывайте.
  1. Сообщайте о своем уходе из комнаты. Это не всегда интуитивно понятно, но по уходу следует что-нибудь говорить. Не следует полагаться на то, что человек услышит ваши удаляющиеся шаги. Уходить без предупреждения просто невежливо, ведь человек может продолжать обращаться к вам. Такая неловкая ситуация расстраивает.

    Предложите свою помощь. Если вам кажется, что человеку не помещает ваша помощь, то вместо предположений лучше всего спросить прямо. Вежливо предложите: «позвольте мне помочь вам?» Если ответ положительный, то спросите, что вам следует делать. Но если ответ отрицательный, то настаивать невежливо. Множество незрячих научились прекрасно обходиться без какой-либо помощи со стороны.

    • Если вашу помощь готовы принять, то делайте лишь то, что просят. Зачастую зрячие люди берут на себя слишком много из добрых побуждений, а незрячего человека такое поведение может оскорбить.
    • В некоторых случаях спрашивать даже не нужно. Например, когда все усаживаются за стол, а незрячий человек уже сидит, то нет нужды подходить и спрашивать, чем бы вы могли помочь. Старайтесь прочувствовать ситуацию, а не угадывать.
  2. Задавайте вопросы прямо. Многие не имеют опыта общения с незрячими людьми и не знают, как им следует обращаться. Например, в ресторане официанты зачастую обращаются к человеку, сидящему рядом со слепым, когда предлагают незрячему еще воды или принести меню. Незрячие люди не видят, но все слышат, поэтому всегда обращайтесь непосредственно к ним.

    Используйте слова «смотреть» и «видеть». У вас может возникнуть соблазн изменить своим речевым привычкам и попытаться не использовать слова вроде «смотреть» и «видеть». Лучше используйте их, иначе может возникнуть неловкая ситуация. Незрячему человеку будет неприятно не от использования этих слов, а от того, что с ним вы говорите иначе, нежели со всеми остальными.

    • Не стесняйтесь говорить фразы вроде «Очень рад видеть вас».
    • Но не используйте слова «смотреть» и «видеть», описывая действия этого человека. Например, если человек рискует наткнуться на что-то, то лучше сказать «Стойте!», а не «Смотрите под ноги!»
  3. Не следует гладить собаку-поводыря. Это специально обученное животные, которые призваны оберегать жизнь и безопасность незрячих людей. Слепые полагаются на собак-проводников в вопросах ориентирования, поэтому не следует их звать или гладить. Если пса отвлечь, то может возникнуть опасная ситуация. Не отвлекайте внимание пса. Гладить его можно только в том случае, если незрячий человек сам предложил вам это.

    Не стройте догадки о жизни слепых. Задавать много вопросов или обсуждать вопрос слепоты неэтично. Они постоянно отвечают на такие вопросы. Каждый день они попадают в места и ситуации, в которых зрячие чувствуют себя более комфортно. Вы окажете гораздо большую любезность, разговаривая со слепым о самых обычных вещах.

    • Распространенный миф, о котором часто спрашивают у слепых, это их невероятный слух или обоняние. Слепым приходится полагаться на эти чувства гораздо больше, чем зрячим, но у них нет никаких супер способностей, а предполагать такое некрасиво.
    • Обычно незрячие не любят говорить о причинах своей слепоты. Они могут сами начать этот разговор. Только в таком случае вы можете задать несколько вопросов.
  4. Помогайте пройтись по ступенькам. Сначала сообщите о том, следует ли подниматься или спускаться, также опишите примерный уклон и длину лестницы. Затем положите руку слепого на перила. Если вы ведете человека, то сделайте первый шаг и дождитесь, чтобы направляемый поспевал за вами.

    Помогайте проходить в дверные проемы. Приближаясь к двери, слепой должен находиться со стороны петель и ему следует сказать, в какую сторону открывается дверь. Сначала откройте дверь и пройдите в нее сами. Затем поместите руку слепого на дверную ручку и позвольте ему закрыть дверь за вами обоими.

Люди с одним глазом не могут смотреть 3D-фильмы, поскольку их зрительный анализатор не в состоянии воспринимать красочные эффекты. Они с трудом играют в футбол, волейбол и другие игры, в которых необходимо правильно оценивать дистанцию к мячу или другим предметам.

Мы расскажем, какие еще неудобства испытывает одноглазый человек и реально ли их преодолеть. Также выясним, можно ли лицам с одним глазом управлять автомобилем и получить водительские права.

Повязка на глаз, темные очки или протез?

Как жить с одним глазом? Этим вопросом задаются люди, которые потеряли глазное яблоко из-за травмы или болезни. Естественно, они сильно комплексуют и всячески стараются скрыть дефект от окружающих с помощью темных очков или повязки на глаз. Однако подобная «маскировка» далеко не идеальна и имеет массу недостатков.

Повязка на глаз привлекает излишнее внимание окружающих, заставляя человека стесняться. Справедливо будет заметить, что пугающие повязки хорошо смотрятся на пиратах из исторических фильмов, но отнюдь не на людях в повседневной жизни. Что касается затемненных очков – они не всегда уместны и в зимнее время вызывают недоумение прохожих. Да и в помещении они смотрятся довольно странно. Следовательно, оба эти метода подходят далеко не всем и не всегда.

Благодаря развитию науки и современных технологий сегодня существует отличный способ скрыть отсутствие глаза. Сделать это можно и помощью протеза, который внешне практически не отличается от глазного яблока. Имплант помещается в специально сформированную полость и находится там определенное время. Разные виды протезов подлежат плановой замене раз в несколько лет.

Виды глазных протезов:

  • Стеклянные. Довольно легкие, имеют гладкую поверхность и хорошо смачиваются слезной жидкостью. Требуют бережного отношения и аккуратного использования. Менять такие протезы необходимо раз в год.
  • Пластиковые. Намного прочнее и безопасней в использовании, чем стеклянные. Они устойчивы к воздействиям внешней среды, благодаря чему пациенты с одним глазом могут носить их гораздо дольше. Срок эксплуатации таких протезов – два года.
  • Стандартные. Изготавливаются в массовом порядке. Имеют разную форму, размер, цвет и т. д. Отметим, что для правого и левого глаза существуют разные виды протезов. Каждому человеку стараются подобрать наиболее подходящий имплант.
  • Индивидуальные. Делаются на заказ, с учетом всех индивидуальных характеристик и желаний человека. Имплантация такого протеза позволяет добиться наиболее качественного косметического эффекта.

Мужчинам и женщинам, которые потеряли глазное яблоко, не стоит отчаиваться. Многие люди живут без глаза долгие годы и при этом ведут полноценный образ жизни. Неприглядный дефект скрывается с помощью протеза, а к монокулярному зрению постепенно можно приспособиться.

Можно ли управлять автомобилем и получить права?

Можно ли людям с одним глазом получить права и водить машину? Да, но только при соблюдении определенных условий. Давайте разберемся, можно ли управлять автомобилем человеку с анофтальмией (недоразвитое или полностью отсутствующее глазное яблоко) и что в этом случае необходимо для получения водительских прав.

Согласно законодательству Российской Федерации (статья 23 Федерального закона №196 «О безопасности дорожного движения»), каждый водитель должен проходить обязательные медицинские осмотры. Если во время обследования у него выявляют болезни, мешающие ездить за рулем, он не сможет получить права.

Человек не имеет права управления транспортным средством категории В, имея остроту зрения ниже 0,6 на одном и менее 0,2 на втором глазу. Отметим, что зрение проверяют с коррекцией, то есть в очках или контактных линзах. Это значит, что даже больной с высокой степенью близорукости может садиться за руль, предварительно подобрав себе средство коррекции.

По закону людям с одним глазом можно водить машину, оснащенную парктроником – акустической парковочной системой. Поскольку у лиц с анофтальмией нарушено бинокулярное зрение, АПС необходима им для избежания аварий.

Адаптация к монокулярному зрению

Люди, которые слепы на один глаз с рождения, никогда не смогут иметь нормальное бинокулярное зрение. Дело в том, что их мозг попросту не способен обеспечить глубину восприятия мира. Таким больным не с чем сравнивать свое зрение, поэтому они считают его вполне удовлетворительным.

А вот у людей с одним глазом, потерявших второй в течение жизни, со временем зрение может частично восстановиться. Оно никогда не будет таким, как прежде, однако улучшиться может. Как правило, для этого необходимо 1–2 года. Со временем человек привыкает к своему состоянию и учится выполнять повседневную работу. По окончании периода адаптации ему даже можно ездить с одним глазом за рулем.

Особенности жизни с одним глазом

Людям, которые недавно потеряли глаз, приходится заново учиться двигаться и ориентироваться в пространстве. На первых порах жизнь с одним глазом может показаться им чересчур сложной и непривычной, однако со временем это пройдет. Главное – не переживать и не отчаиваться.

Советы, которые помогут людям с одним глазом быстрее адаптироваться к новому состоянию:

  • Препятствия со стороны отсутствующего глаза. У людей с анофтальмией сужено поле зрения, из-за чего они могут не замечать предметы, которые расположены сбоку от них. Поэтому в незнакомом месте или новом помещении им необходимо внимательно оглядываться, чтобы не наткнуться на препятствие.
  • Захват предметов. Чтобы взять любую вещь со стола, открыть дверь или без промаха пожать протянутую руку, необходимо двигаться очень медленно. Поворачивая голову, можно лучше оценить расстояние до объекта и его расположение в пространстве.
  • Ходьба по лестнице. Спускаясь по ступенькам, человеку с одним глазом нужно внимательно следить за перилами – это поможет избежать лишнего шага вниз и болезненного толчка. На улице лестницу можно заменить, понаблюдав за тенями от предметов.
  • Оценка расстояния к объектам. Пребывая на улице, расстояние можно определять с помощью зрительных нюансов. Для этого нужно внимательно рассматривать деревья, светофоры, тротуары. Величина того или иного предмета дает понятие о том, насколько далеко он расположен.

В медицине анофтальмией называют отсутствие глазного яблока. Это состояние возникает после хирургического удаления травмированного или больного глаза. Люди с анофтальмией теряют бинокулярное зрение, из-за чего им становится крайне трудно ориентироваться в пространстве.

После потери глаза жизнь не заканчивается. Дефект можно скрыть с помощью протеза, а к монокулярному зрению вполне реально приспособиться. Люди, потерявшие глазное яблоко, могут вести нормальный образ жизни, заниматься спортом и даже водить автомобиль. Все, что для этого нужно, – желание и упорство.

Полезное видео об искусственном глазе

Нередко травма глаз приводит к частичной или полной потере зрения, а иногда – даже самого глазного яблока.
Это ставит самого пострадавшего и окружающих людей в новые условия. Внезапность потери зрения в трудоспособном возрасте только усиливает сложности адаптации.
На человека и его близких обрушивается целый комплекс переживаний:
  • страх перед будущим, связанный с изменением трудоспособности, семейного и социального положения
  • обида на судьбу, обвинение себя и окружающих в сложившейся ситуации
  • депрессия, раздражение, отчаянье
  • снижение самооценки
  • необходимость отказаться от ряда привычек и ценностей
По данным психологов, человека, потерявшего зрение, пугает не сам факт слепоты, а необходимость жить и взаимодействовать с «миром зрячих». Сложность при общении, искажение потребностей и интересов, несоответствие своей прежней социальной роли порождает чувство собственной неполноценности. Жизнь неожиданно делится на «до» и «после». Многие подсознательно изолируются от окружающих, отказываясь принять новые обстоятельства, предпочитая жить в прошлом и, таким образом, оставляя себя без будущего.

Типы защитных реакций

  • замкнутость, уход во внутренний мир
  • отказ от права выбора, ответственности
  • инфантилизм, принятие позиции зависимости от окружающих
  • упрямство, агрессия, отрицание любой помощи
  • равнодушие к себе и/или окружающим людям и событиям
  • эгоизм, манипуляция окружающими людьми


Не меньшему испытанию подвергаются близкие пострадавшего, которых мучают те же вопросы, страхи и переживания. Два самых распространенных и в корне неправильных типа реакции на потерю зрения близким человеком:
  • избыточная опека, жалость
  • избегание, отсутствие внимания, отказ от признания факта потери зрения
Основные причины этих диаметрально противоположных реакций схожи: незнание психологии и возможностей людей с низким зрением и слепых, подсознательное, необоснованное чувство вины за сохранность своего зрения, представления о потерявших зрение как о несчастных, не приспособленных к жизни, неполноценных людях.
Требуется большой такт и мужество, чтобы справиться со случившимся, продолжать жить и развиваться дальше. От отношения к травме во многом зависит процесс психологической адаптации и возможность реабилитации в психологическом, биологическом и социальном плане.

Психологическая помощь

Профессиональная психологическая помощь необходима в равной мере как пострадавшему, так и его близким.
Профессиональная психологическая помощь необходима в равной мере как пострадавшему, так и его близким.
Важно:
  • Принять факт частичной или полной потери зрения
  • Осознать последствия, адекватно оценить свои возможности
  • Активно искать социально значимые сферы деятельности, позволяющие наиболее полно проявить способности пострадавшего (искусство, преподавание, организационная деятельность, сфера обслуживания и т.д.)
  • Сформировать у пострадавшего и окружающих положительную мотивацию и установки
  • Обсуждать свои страхи, переживания, ожидания и планы на будущее


Только взаимная поддержка, своевременная профессиональная психологическая и медицинская помощь, а также желание идти вперед, сохраняя повышая качество жизни – главное богатство, которое у нас есть, – позволят вам и вашим близким преодолеть последствия травмы.

Куда можно обратиться?

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ – защита прав и интересов инвалидов по зрению, помощь в трудоустройстве.
ЦЕНТР ГЛАЗНОГО ПРОТЕЗИРОВАНИЯ – возможность изготовления и индивидуального подбора протезов с максимальным косметическим эффектом.
ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ «ЗЕРКАЛЬНАЯ СПИРАЛЬ» – Изменение эмоционального реагирования, психологическая поддержка.

В этой статье речь пойдет о психосоматических причинах плохого зрения, а также будут даны некоторые рекомендации по изменению способов мышления, которые и стали причиной ухудшения зрения.

Наши глаза - это не просто один из органов чувств, они полностью отвечают за наше восприятие и видение вещей как вокруг себя, так и в себе. Глаза – олицетворяют способность ясно видеть прошлое, настоящее и будущее. Если зрение нарушено,- нарушено восприятие реальности и себя такими, какие есть. Ухудшение зрения – это нежелание видеть или замечать определенные вещи вокруг себя (близорукость) или в себе (дальнозоркость), а также в жизни в целом. Психосоматические причины плохого зрения

В душе накапливаются такие агрессивные эмоции, как ненависть, злость, гнев, и они создают проблемы с глазами, ведь глаза, - это зеркало души. Таким людям мешает видеть хорошее их гордыня и упрямство. Они не понимают, что видят плохое в своем мире только потому, что смотрят на мир через призму своих агрессивных эмоций. Выход один - очистить свое восприятие от негативного мышления, шаблонов и предрассудков, тогда и мир станет лучше. Создайте сами для себя такой мир, на который вам было бы приятно смотреть.

Глаза - это то место, где освобождается печаль. Проблемы со зрением возникают, когда печаль не изливается полностью. Поэтому глаза заболевают как у тех, кто плачет постоянно, так и у тех, кто не плачет никогда. Когда люди корят свои глаза за то, что те видят лишь одно неприятное, закладывается основа глазной болезни.

Плохое зрение – прямое следствие подавленного желания не видеть чего-то и (или) кого-то. Ухудшение зрения является сигналом (метафорой, сообщением) о том, что нужда и потребность чего-то и кого-то не видеть стала непереносимой, а удовлетворить ее (т.е. избежать зловредного раздражителя), нет никакой возможности.

Теряя зрение, человек за это получает «вторичную выгоду», то есть обретает возможность не видеть пристально то, что он так не хочет видеть, а со временем это перерастает в выгоду чего-то не делать (например, заниматься мелкой работой при дальнозоркости). Он не может (а точнее не позволяет себе) распорядиться жизнью так, чтобы раздражитель исчез с его поля зрения, так что ослаблением своего зрения он облегчает психологическое переживание (происходит компенсация).

Вынужденный видеть то, чего он видеть не хочет, человек порождает противоречие между частями своего опыта (хорошие зрение с одной стороны и «плохое» психологическое зрение с другой), – и его хорошее зрение уравнивается к «плохому психологическому зрению» (синхронизация).

Ну и, наконец, очевидно, что человек тем самым порождает в своем уме жесткие программы «плохого» визуального опыта (он проявляется в словах: «видеть тебя не хочу», «уйди с моих глаз», «глаза бы мои тебя не видели», «и не показывайся мне на глаза», «видеть тебя тошно», «больно смотреть на все это» и так далее, и тому подобное).

Не случайно, что по статистике у молодых людей зрение портится, как правило, со знаком минус (миопия или близорукость), а у людей пожилого возраста – со знаком плюс (дальнозоркость). У пожилых людей много прошлого, а в прошлом много боли, разочарований, ошибок и всего того, что так не хочется в себе видеть. А у молодых людей – это страх перед «перспективами», страх перед будущим.

Еще одна причина ухудшения зрения связана с установлением принудительной физической границы на расстоянии взгляда. Подобными границами являются стены домов, заборы, книги, экран монитора и телевизора, и т.д. (есть даже исследования, подтверждающие, что чем более густонаселен город и чем меньше в нем пространства (дом стоит буквально на доме), тем статистически хуже зрение у его жителей).

Перед глазами все время возникает препятствие, на котором вы фокусируете взгляд. Глаза, встречая постоянные препятствия, тренируются видеть только до определенного расстояния (обычный человек, просыпаясь, не видит дальше стен, выходя на улицу сразу устремляет глаза под ноги, в общественном транспорте смотрит в книгу, на работе – в монитор и в обратном порядке).

Глаза многих просто не натренированы смотреть дальше нескольких метров (вот почему при работе с системой по восстановлению зрения я настаиваю не только полностью отказаться от очков, но и максимально разгрузить глаза). Это расстояние устанавливается бессознательно самим человеком, чтобы отгородиться от чего-то внешнего (например, не видеть реальный мир дальше своей книги, телевизора или компьютерной игры).

Нарушения зрения так же могут быть связаны с типом и стилем мышления. Помимо наших глаз, у нас есть еще один вид «глаз», которые способны видеть на любые расстояния и преодолевать любые преграды, которые одинаково хорошо видят и ночью, и днем. Эти «глаза» – наш разум.

Разум способен моделировать зрительные ощущения без какой-либо связи с тем, что в данный момент времени видят наши собственные глаза. Человек, который много читает, мечтает о несбыточном, фантазийном будущем или часто рисует картины прошлого, все время порождает зрительные картины в своей голове, которых нет в реальности (нет здесь и сейчас). Со временем его глаза (физическое зрение), фактически, становятся сенсорным рудиментом психологического зрения. Истинная зрительная функция всё время угнетается, грубо говоря, за ненадобностью и происходит ухудшение зрения.

Люди, живущие все время «здесь и сейчас» имеют очень мало шансов испортить зрение, потому как большую часть времени пользуются только физиологическим зрением, и очень мало – зрением, так сказать, психологическим.

Это было обобщение нескольких наиболее адекватных теорий ухудшения зрения. А теперь, для удобства, я разберу каждый из случаев ослабления зрения отдельно. Близорукость

При близорукости человек не видит далеко, а вблизи видит хорошо - это означает, что человек сконцентрирован на себе и на ближайшем окружении. Людям с близорукостью, как правило, сложно (либо страшно) смотреть в будущее, строить дальние планы (т.е. они не видят картины своей жизни через год, через пять, десять лет), им сложно прогнозировать последствия своих действий.

В данном случае человеку необходимо нарабатывать навык построения своих дальних планов, и кроме того расширять сферу своих интересов на большую область (например, начать интересоваться мировыми событиями и пр.)

В случае с дальнозоркостью люди испытывают страх будущего, неумение объективно его воспринимать, недоверие к тому, что ждет их впереди, ощущение постоянной опасности, настороженности, враждебности мира по отношению к ним. Такие люди не видят перспективы.

Кроме того, близорукость развивается у людей, склонных к обобщению и схематизации действительности. Те ее реалии, что не вписываются в их логическую структуру, - игнорируются.

Близорукостью часто страдают люди, которые слишком сосредоточены на самих себе и с трудом воспринимают чужие идеи (они видят и воспринимают только «близкие» им по духу идеи, а те, что «далеко» - не видят, не воспринимают, не отводят для них места в мире). У них ограниченный кругозор.

Близорукость может означать и зацикленность на внешнем, на форме, на поверхностном, наличие жестких стереотипов восприятия, мешающих объективному восприятию действительности.

«Близорукие» люди все время осуждают других людей, а сами буквально дальше своего носа не видят. Им не нравится то, что они видят вокруг, они не замечают ни этого прекрасного мира, ни прекрасных людей, а видят только негатив, поэтому и бессознательно выбрали «не видеть» (не на что там смотреть, там нет ничего хорошего). На самом деле то, что близоруким людям не нравится в окружающем мире и людях, всего лишь является отражением их собственного поведения.

Психологические причины ухудшения зрения можно так же определить исходя из того периода, в котором оно начало падать:

Например, у некоторых развивается близорукость еще в раннем школьном или дошкольном возрасте. Причины в том, что у них дома, в семье, в отношениях родителей постоянно присутствует много негатива – ссоры, крики, даже побои. Ребенку больно это видеть, ведь для него родители – самые близкие люди, а сам он не может повлиять на ситуацию. И в качестве психологической защиты его глаза ослабевают, близорукость помогает ему притупить боль, «не видя» происходящего. Это одна из причин.

Есть и обратный вариант. Например, дома, до школы или садика, в семье ребенка царит гармоничная атмосфера, добрые и уважительные отношения между родителями, ребенок получает любовь и поддержку. Привыкнув к такому отношению, он попадает в коллектив, где совсем другие условия – никто уже не любит его просто так, ему приходится выполнять определенные условия, чтобы добиться хорошего отношения учителей и дружбы одноклассников.

Та модель мира, которую он усвоил в семье, оказывается абсолютно отличной от «большого» мира, а он сам оказывается не готовым к реальности. Ребенок не хочет мириться с тем, что он теперь видит, испытывает стресс, боль. В итоге это приводит к тому, что у него развивается близорукость – и он может четко видеть только то, что рядом с ним, отгораживаясь от несправедливости и жестокости вокруг.

У многих ухудшение зрения происходит в период полового созревания. Подростки сталкиваются с темой самоидентификации со своим полом и соответственно, возникает много страхов по этим вопросам: как мальчики выглядят в роли мужчин, а девочки в роли женщин, состоятся ли они как партнеры и выберут ли их в качестве партнеров и пр., в случае если подростку очень сложно смотреть в вышеуказанные сферы, в результате зрение падает.

Такие подростки боятся становиться взрослыми, так как их настораживает и пугает то, что они видят в мире взрослых (пример: им не нравится образ жизни взрослых, которые его окружают, они хотят другой судьбы и жить по-другому, но по факту просто избегают взросления, не желая видеть свое будущее).

Если у вас начало ухудшаться зрение в период окончания школы (первый курс института) это может означать, что вы испытываете страх перед вступлением в новое, более взрослое сообщество.

В период окончания института у молодых людей возникает, как и перед институтом, страх перед взрослой жизнью, страх не состояться на профессиональном поприще – «детские игры закончены, вот она взрослая жизнь», в этом случаи страх так же блокирует зрение.

В общих чертах механизм понятен. И он же работает у взрослых, поскольку большинство наших состояний мы без особого пересмотра выносим из детства.

Порой близорукость не связана со страхами перед будущим и перспективами. В таком случае, необходимо разбираться в каком возрасте начало падать зрение, т.к. возможно в этом возрасте случилось какое-то событие, на которое было тяжело смотреть и человек «выбрал» за счет своего зрения «не смотреть» на это событие.

Если с возрастом зрение не нормализовалось, значит, тема события или периода для человека еще подсознательно актуальна. В этом случае, необходимо разбираться с тем событием или периодом, на которое ему было тяжело смотреть или было тяжело принять, пережить.

Например, если у вас упало зрение в период полового созревания и после так и не восстановилось, то вы до сих пор не принимаете себя как взрослого мужчину\женщину и не берете на себя связанные с этими ролями функции. Или если зрение резко упало после родов – ключ к восстановлению в материнстве (в отношении к себе как к матери, в отношении к ребенку, в принятии роли матери и т.д.).

Рекомендации: чтобы исправить свое зрение (близорукость) необходимо избавиться от того страха, который вызвал ухудшение зрения. Это может быть не один страх, а сразу несколько, например, начало падать зрение в период полового созревания, еще немного ухудшилось в институте и совсем стало плохо после родов. Каждый из этих периодов сопровождают определенные страхи, которые не удалось принять.

Необходимо открыться для новых идей, идущих извне, принимать точки зрения других людей (не фиксироваться жестко на своем взгляде на мир, а позволить нескольким мнениям существовать параллельно). Нужно научиться решать проблемы по мере их возникновения и перестань ждать худшего от будущего.

Такие страхи на самом деле вызваны не объективной реальностью, а чрезмерной активностью вашего воображения. Научитесь смотреть в будущее с оптимизмом. Научитесь также с уважением выслушивать мнения других людей, даже если они не совпадают с вашим.

Дальнозоркость

При дальнозоркости человек видит хорошо вдали и не видит вблизи, это означает, что человеку интересно, что происходит в мире, в дальнем окружении, интересны свои дальние планы, и не интересно смотреть на себя и на ближнее окружение (интересует что-то глобальное, а вот повседневные мелочи настолько раздражают, что видеть их не хочется). Поэтому дальнозоркость считается возрастным недугом, так как в старости человек по тем или иным причинном не принимает себя, возрастные изменения, которые происходят с ним или в ближайшем окружении. Своя жизнь словно становится скучной, а мир и дальнее окружение становятся интереснее.

По статистике у женщин дальнозоркость наступает раньше, чем у мужчин. И это понятно, женщины тяжелее принимают свои возрастные изменения.

В современной медицине считается нормальным физиологическим явлением, когда ухудшение аккомодации начиная примерно с возраста 45 лет. Под «нормальностью» здесь понимается только то, что, согласно статистическим исследованиям, люди старше 45 лет гораздо чаще страдают дальнозоркостью, чем люди моложе 45 лет. Интересно, что слово «аккомодация» означает «приспособление» или «процесс приспособления».

Следовательно, мы можем предположить, что от возрастной дальнозоркости страдают те, кому трудно приспособиться к происходящему. Им тяжело рассматривать себя в зеркале, видеть, как стареет любимое тело, чувствовать себя все менее привлекательными, они верят, что старение – это только ухудшение. Быть может, еще тяжелее им видеть ситуацию, которая складывается в собственной семье или на работе.

Люди с дальнозоркостью излишне переживают из-за всего, что происходит вокруг и слишком привязаны к физическому измерению. Из-за этого их внутреннее зрение ослабевает, и они не видят своей значимости, приобретенной вместе с опытом за долгие годы.

Дальнозоркие люди перебарщивают со своими благими намерениями. Они желают видеть далеко, хотят получить много и сразу, но не хотят видеть малого (бытовые мелочи). Если человек требует у других, в том числе у государства, обеспечить его будущее, то у него ухудшается зрение, раз он не видит, что каждый должен прежде всего сам обустроить свою жизнь.

Рекомендации: Людям с дальнозоркостью необходимо научиться принимать себя, смотреть на себя с любовью и жить здесь и сейчас. Не забывайте, что ваше будущее зависит от того, как вы относитесь к своей жизни сегодня. Научитесь приспосабливаться к людям и ситуациям, которые появляются в вашей жизни, и это значительно улучшит ее качество, а заодно и зрение.

Дальнозорким людям в жизни нужно в первую очередь научиться радоваться мелочам, тогда жизнь им сможет доверить большее. Им, чтобы двигаться вперед, сначала следует поглядеть себе под ноги и только потом устремлять свой взгляд в даль (можно ведь не увидеть препятствие у себя под носом, брякнуться, и в итоге никуда не прийти).

Астигматизм

При астигматизме у человека есть свой устойчивый взгляд на жизнь, и он для него правильный, а все остальные мнения являются для него не верными (отсюда и возникает раздвоение зрительной картины: одно изображение - это объективная реальность, второе - субъективная, и наложение их друг на друга не происходит). Людям с астигматизмом необходимо допускать, что другие точки зрения тоже являются правильными и начать принимать их. Астигматизм может так же быть сигналом страха реально увидеть себя.

Дальтонизм

Когда человек не видит цвета/цветов означает, что человек подсознательно по каким-либо причинам исключает этот/эти цвета из своей жизни. Необходимо разобраться, что символизируют те или иные цвета для человека, которые он исключил из своей жизни (важна не их общепринятая символика, а личное значение для человека).

Когда человек путает близкие оттенки означает, что человек видит свою жизнь в полярных цветах, а оттенки как нюансы жизни не видит или не хочет видеть.

Когда человек путает контрастные цвета означает, что у человека его жизнь не обладает радужными цветами и как будто для него все в жизни едино.

Ситуация с заболеваниями отличается у детей до трех лет. Ребенок до трех лет психологически находится в сильной связи с мамой и еще не отождествляет себя, как отдельную личность, поэтому все болезни у ребенка до трех лет, являются материнскими заболеваниями.

Т.е. ребенок до трех лет выражает через свое тело (в данном случае глазные нарушения) проблемы, которые есть у мамы, и если мама будет разбираться с этими симптомами, как со своими и разберется с ними, у ребенка отпадет необходимость проявлять симптомы мамы.

Конъюнктивит (ячмень или воспаление глаз)

С точки зрения психосоматики симптомы этой болезни означают, что в жизни человека происходит что-то, что вызывает у него раздражение, гнев, ненависть и обиду, и человек не согласен с происходящим (это может быть ситуация, человек и пр.) и он не желает видеть этот раздражающий фактор.

Причины не важны, главное, что человек испытывает чувство раздражения и гнева. Чем сильнее негативные эмоции, - тем сильнее воспаление. Ваша агрессия возвращается к вам назад и «бьет» по глазам. В данном случае, если человек выявит, что за факторы вызывают у него чувства раздражения или гнева и разберется с данными факторами (либо, наконец, примет раздражающие факторы, либо уберет их из своего поля зрения), телу симптом виде конъюнктивита будет не нужен.

Иногда проявление злорадства, зломыслия может привести к воспалению. Ведь что такое сглаз? Это пожелание зла другому человеку. И отразится оно на глазах.

Косоглазие

Когда человек видит нормально обоими глазами, обе картины синхронно накладываются одна на другую. При косоглазии человек видит две различные картины, под разными углами зрения. И его подсознание вынуждено выбрать какую-то одну. Так формируется однобокий взгляд на вещи.

Разностороннее косоглазие у ребенка означает, что он видит со стороны родителей противоречащие послания. Например, когда мама хочет одного от ребенка, а папа другого и когда родители являются равнозначными для ребенка, т.е. он не может выставить приоритет между мамой и папой, происходит ситуация, когда ребенок не знает кого слушать, и глаза расходятся в буквальном смысле.

Сходящееся косоглазие. В отличие от разностороннего косоглазия причиной сходящегося косоглазия является получение ребенком противоречащих посылов от воспитывающих одного пола (например, мамы и бабушки) и ребенок так же не может выставить приоритеты, в связи с чем на физическом уровне вышеуказанный психологический «раздрай» может выразиться в схождении глаз в одну точку.

Косоглазие у взрослых означает, что человек смотрит одним глазом в настоящую реальность, а другим либо в «иллюзорную реальность», либо в какой-то «другой мир». В данном случае в понятие «другой мир» я вкладываю эзотерический смысл. Косоглазие у взрослых означает страх посмотреть в настоящее прямо здесь и сейчас.

Глаукома

При глаукоме повышается внутриглазное давление, появляются сильные боли в глазном яблоке. В прямом смысле становится больно видеть. На человека давят застарелые обиды на людей, на судьбу, какая-то душевная боль, он не прощает нанесенных ему ран в прошлом. Упорно не желая прощать, вы делаете больно только себе.

Глаукома сигнализирует человеку, что он подвергает себя сильному внутреннему давлению. Блокирует свои чувства. В таком случае очень важно научиться выражать свои эмоции, дать выход своим чувствам. Эта болезнь всегда связанна с печалью. Если глаукома сопровождается головной болью – это означает, что идет процесс увеличения этой самой печали.

Врожденная глаукома - матери во время беременности пришлось пережить много печали. Ее сильно обидели, но она стиснула зубы и все стерпела, но простить не может. Печаль обитала в ней еще до беременности, а во время нее притянула к себе несправедливость, от которой пострадала и сделалась мстительной. Она притянула к себе ребенка с идентичным складом мышления, чей долг кармы получил возможность искупления. Врожденная глаукома означает переполнение и подавление этими чувствами.

Катаракта

Неспособность смотреть вперёд с радостью. Будущее прикрыто мглой. Почему катаракта возникает, как правило, у людей пожилого возраста? Потому, что они не видят ничего радостного в своем будущем. Оно «туманно». Что ждет нас там, в нашем будущем? Старость, болезни и смерть (так они считают). Да, вроде бы нечему радоваться. Вот так мы заранее программируем себя на страдания в этом возрасте. Но наша старость и наш уход из этого мира, как и все остальное, зависят только от нас самих, от тех мыслей и настроений, с которыми мы их встречаем.

Сухие глаза

Отказ видеть, испытывать чувство любви. Скорее умер бы, чем простил. Человек злорадный, язвительный, недоброжелательный. Потеря зрения

Возникновение в памяти и прокручивание одних плохих событий.

Потеря зрения, вызванная старением - нежелание видеть раздражающие мелочи жизни. Состарившийся человек желает видеть то большое, что сделано или достигнуто в жизни. Если он не понимает, что жизнь начинается с мелочей, которые столь же важны, как и большое, поскольку одного без другого не бывает, и начинает эти мелочи ненавидеть, то они станут всё больше досаждать ему. Хоть зрение и ухудшается, чтобы человек не смог видеть мелочей, как ему и хочется, но человеку это не нравится. Не желает видеть мелочей, но почему-то надевает очки, чтобы можно было их видеть. Гнев способствует всё большему ослаблению зрения. Кто перестаёт растрачивать себя на мелочи, ценя время в старости, может десятилетиями носить очки одной и той же оптической силы. А если состарившийся человек перестаёт обращать внимание на мелочи жизни, поскольку чувствует, что они утратили для него значение, то его зрение начинает исправляться. Что такое мелочь? Да всё, что для вас малозначимо.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции