24.11.2019

Многожёнство или многомужество? Что лучше? “Традиционные отношения для нас монотонны”


Многоженство – это форма полигамного брака, когда муж одновременно имеет несколько жен. В большинстве стран мира это явление осуждается, считается греховным и приравнивается к измене. Но все же существует ряд государств, где многобрачие разрешено, и каждый представитель сильной половины человечества имеет потенциал арабского султана. В каких же странах разрешено многоженство?

В современном мире полигиния запрещена во многих культурах, но на Востоке многобрачие практикуется среди мужчин и даже одобряется.

История

Многоженство как древнейшая форма брака на протяжении тысячелетий существовала в более чем 80% культурных сообществах по всему миру. Разделяют сороральное, где жены являются кровными сестрами, и несороральное многобрачие, когда мужчина вступает в брак с женщинами из разных семей. Полигиния была распространена у индейских племён, а также у коренного населения Америки, Африки, Китая и в древнееврейской культуре.

Одна из главных причин появления этого явления – гендерная нестабильность: тогда как численность сильного пола снижалось из-за постоянных войн, количество девушек росло. С годами полигамные браки стали традицией. К тому же численность слабого пола всегда была выше. Чтобы сбалансировать эту разницу, человеческие общества приходили к разным решениям, среди которых были целибат, принятие сексуальной свободы и даже умерщвление девочек сразу после рождения. Поэтому в некоторых странах многоженство считается вполне допустимым и достойным решением количественного дисбаланса между мужчинами и женщинами.

Древним грекам можно было состоять в браке с несколькими женщинами в случае больших людских потерь в результате военных действий. В Древнем Риме полигиния запрещалась, хотя допускался неофициальный союз. Обычно девушка из низшего сословия сожительствовала с богатым мужчиной, но рожденные в таком «гражданском» браке дети считались незаконнорождёнными, то есть не имели права наследования за отцом. Множество упоминаний о многоженстве существует в Торе и Священном Писании.

В библейские времена, по мнению некоторых ученых, многобрачие не было распространено, хотя считалось вполне возможным, особенно в связи с бесплодием супруги, во избежание голода или вдовства, а также по обычаю, когда вдова выходила замуж за брата умершего мужа. Ведущей проблемой историки считают финансовое благополучие, поэтому несколько жен в основном имели представители высших сословий.

Среди самых известных многоженцев упомянуты:

  • библейский патриарх Ламех;
  • родоначальник многих народов Авраам;
  • патриарх Иаков;
  • пророк Моисей;
  • Царь Давид;
  • Царь Соломон, который имел почти 1 000 жен и наложниц.

В Израиле на основании 1000-летнего запрета сегодня не разрешается заключать полигамные брачные союзы. Но существует ряд исключений, например, две жены можно иметь, если разрешит раввинатский суд.

Буддизм не поощряет, но и не осуждает многожёнство, а у индусов моногамия на законном основании введена только у бедных слоёв населения.

Хотя в Ветхом Завете есть многочисленные примеры многобрачия, в современном христианстве это явления считается неприемлемым. Тем не менее, в африканских странах, где исповедуют христианство, жить с несколькими женщинами – обычная практика среди местных. Более того, в ЮАР, где приверженцев христианства 36%, полигиния – это глубокая и древняя традиция, которую поддерживал бывший президент Дж. Зума, имеющий 8 супруг и 18 детей.

Существует ошибочное мнение, что многобрачие появилось вместе с Исламом. Но у арабов такие браки практиковались ещё задолго до мусульманства. Коран, допускает многоженство, но ограничивает количество супруг до 4-х и прописывает ряд правил, таких как справедливо относиться, одинаково заботиться и уделять внимание каждой избраннице. Главное, чтобы достаток мужа позволил на равных условиях содержать своих возлюбленных, ведь несколько жен – это большие финансовые расходы и огромная ответственность.

У пророка Мухаммеда было 15 жен, а у мусульманского проповедника Мохаммеда Белло Абубакара – более 90, которые родили ему две сотни детей.

Сегодня официально разрешено многобрачие в 50 исламских государствах. Однако в этот список не вошли Турция и Тунис. Здесь гаремы и красивые наложницы, ожидающие своей очереди попасть в покои султана, остались в далеком прошлом. Рассмотрим, в каких странах многоженство официально разрешено.

Объединенные Арабские Эмираты

В ОАЭ мужчина может официально оформить брак с 4 женщинами. Здесь действуют строгие каноны ислама, поэтому поддержать традицию можно только с полной материальной ответственностью. Поэтому бедные в основном живут в моногамных союзах, а богатые имеют по несколько супруг. Но насильно заставить девушку выйти замуж за женатого мужчину в принципе никто не может. В некоторых случаях невеста перед свадьбой может поставить потенциальному жениху условие – больше не жениться. С пожелания мужа можно оформить развод, поэтому при большом желании можно просто развестись и снова жениться, не нарушая закон. Хотя разводы здесь большая редкость, а сами мусульманки вполне довольны своим положением.

Саудовская Аравия

Здесь права женщин достаточно ограничены, ведь они живут по правилам патриархального закона шариата. Им запрещается не только участвовать в политических вопросах, но самостоятельно, без сопровождения, передвигаться и пользоваться общественным транспортом, водить автомобиль и общаться с противоположным полом, если они не являются родственниками. Как и в ОАЭ муж полностью должен содержать всех жен в равных условиях. К тому же за неповиновение жена может быть строго наказана. Здесь также часто практикуются брачные союзы с двоюродными и троюродными сестрами по отцовской линии.

Афганистан

Афганцы испокон веков живут большими семьями, а в обществе сохраняется клановая система, когда представители одной племенной группы населяют ту или иную местность. Женщины очень спокойно относятся к многобрачию, ведь так всегда жили их предки. Ребенка, в независимости от того, кто его родил, воспитывают и окружают заботой все супруги. Вместе они ведут совместное хозяйство и живут в относительной идиллии.

Египет

Для египтян полигиния вполне нормальное явления, но не такое уж и частое. Полигамные браки в стране составляют лишь 5%, так как одинаково хорошо содержать всех жен с детьми может позволить себе далеко не каждый мужчина. Муж также должен уведомить нынешнюю супругу о своих намереньях повторно жениться. Она же может подать на развод, но в этом случае дети могут остаться с отцом и вывезти их из Египта женщина просто не сможет.

Сирия

Многобрачие здесь не так распространено в сравнении с другими арабскими странами. В большинстве случаев муж берет в жены еще одну женщину по причине неспособности первой к деторождению. Сирийцев с детства учат помогать близким и ценить семейные узы. К браку готовятся заранее, а будущий жених должен твёрдо стоять на ногах, тем более, если планирует иметь несколько жен. И если сирийцы женятся обычно после 30 лет, то девушки замуж обычно выходят рано, особенно за богатых женихов, при этом не очень переживают, если они не будут единственной супругой. К тому же для повторной женитьбы надо не только получить согласие старшей жены, но и специальное разрешение от властей.

В США многобрачие запрещено, равно как и в Европе, но из-за достаточно большого количества мусульман-иммигрантов многоженство допускается, если брак был заключен за рубежом.

Российская Федерация

В Российской империи многожёнство было очень распространено в купечестве. Купцы, занимающиеся торговлей, часто разъезжали по разным городам, где заводили другие семьи. К тому же в официальном на то время документе – проезжей грамоте, просто не было графы «семейное положение», чем и пользовались торговцы. Хотя «инородцам», исповедующим мусульманство, многоженство все же разрешалось.

В современной России полигамные браки запрещены, но наказания за такую форму семейного союза не предусмотрены. Согласно Семейному кодексу мужчина не может жениться, если уже состоит в браке. В 2000-х гг. в Ингушетии Р. Аушев разрешил многобрачие, но его указ вскоре был отменен верховным судом республики.

В последнее время все чаще в РФ поднимается вопрос легализации полигинии. Сторонники аргументируют демографическими проблемами, высоким процентом связей и деторождаемостью вне брака, а также многонациональностью страны, в которой также проживает много мусульман.

Что касается Средней Азии, а именно Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Туркмении, Киргизии, то полигамные браки здесь также запрещены. В некоторых странах многоженцы караются большими штрафами или сроком лишения свободы на 3 года. Хотя сама проблема все же существует и многие мужчины, несмотря на запрет, неофициально имеют семьи на стороне.

Польза и вред многоженства

По статистике, в государствах, где мужчине разрешено иметь много жен, практически нет одиноких женщин и брошенных детей. К тому же такой брачный союз решает ряд социальных проблем, например, оберегает от прелюбодеяния и снижает распространение ВИЧ, дает шанс большинству девушек устроить личную жизнь и повысить демографическую ситуацию в стране. Многоженцы, как правило, богатые мужчины, поэтому полигамные семьи имеют достаточно высокий уровень обеспеченности. В то же время большие семьи приносят мужчине больше проблем и стрессовых ситуаций, поэтому они почти в 5 раз чаще болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями в сравнении с мужьями, ограничившимися одной избранницей.

Самое интересное, что в странах, где официально разрешено многоженство мужчины не так часто пользуются этим правом. Более того, сегодня полигамные брачные союзы на Востоке встречаются в разы меньше, чем внебрачные связи на Западе.

В Каргопольском р-не Архангельской обл. во время одной из экспедиций нам пришлось услышать рассказ о мужчине, у которого было одновременно несколько жен. В ходе разговора стало ясно, что дело происходило сравнительно недавно, что он не был мусульманином и был совершенно местным человеком. Дальнейшие расспросы жителей Каргополья дали неожиданный результат: в каждом селе, где бывала наша экспедиция (все цитируемые материалы записаны в Каргопольском районе Архангельской обл. и хранятся в архиве лаборатории фольклора экспедиции Российского государственного гуманитарного университета.) и задавался вопрос о случаях многоженства среди местного населения, удавалось записать несколько историй на интересующую тему. К настоящему времени в нашем собрании скопилось значительное вы число рассказов о многоженстве на Русском Севере. Сведения из других источников нам, к сожалению, неизвестны, и все изложенное основано только на наблюдениях над материалами нашего архива.

Первое, что бросается в глаза - это то равнодушие (а иногда и сочувствие), с которым рассказывается о многоженцах. Подобное явление не вызывает не только гнева или осуждения, но даже и удивления, а наш вопрос, были ли в селе мужчины, имевшие по несколько жен, воспринимается как должное. Речь, разумеется, идет не о мужчине, у которого помимо жены была (или были) еще любовница, к которой он наведывался время от времени, и не о вдовце или разведенном, женившемся вторично или третично. Всегда подчеркивается, что это, действительно, жены, жившие с ним одновременно, все в одном доме, одной семьей, с одним хозяйством. При этом обычно рассказывают, что мужик был женат, а потом привел в дом другую жену. Мотивируется это по-разному: он взял одну - она ему не родила, взял вторую - тоже, родила третья; «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак»; «...у него было много скотины. Две лошади было, две коровы было. Этих, два телёнка, да одна там не справляласи, старовата стала, а он-то ещё дебелый. Вот он на второй женился»; «Дядя, вот он был жонат на одной, а потом привёл к ей другую жену. Та уже постарше стала, помоложе навязалась просто».

Никогда не обращается внимание на то, были ли такие браки зарегестрированы (венчания или «записи» в сельсовете со второй, третьей и т. д. женой, можно предположить, не было), это не выделяется как непременное условие брака. В слово жена вкладывается постоянная совместная жизнь с мужем, а главное общее хозяйство, дом.

Подробности большинства историй о многоженцах направлены на описание совместной. хозяйственной жизни. Муж выступает прежде всего как большак, который следит за порядком, за тем, чтобы все работы выполнялись правильно, своевременно, четко. При этом между женами существует строгое распределение ролей, каждая из них знает свое место, отведенный ей круг обязанностей. «У меня они все работящие, одна в лес ездит, лошадка своя, это в лес по дрова, дрова возит. Другая по сено ездит, там не в один день, а через день, со скотиной ходит: корова, офцы - всё есть, двоё ходит со скотом - фсе при деле, фсе распределёны. Одна дома хлеб пекёт»; «Одна печку топила, кухарничала. Вторая за скотом ходила, а третья ходила уже баню топила, полы мыла да прочее»; «Старая, значит... коров по три - по две коровы держал. Вот так по хозяйству всё работала, значит. Это старая с коровами ходила. Молодая, значит, с ним занимается: и в баню с ним ходит, и баню топит, там бельё стирает, тодругое...»; «Одна жена обрежалася у печи, вторая ходила на колхозно поле и, так, на свою постать, как говорица...»; «Одна... корову держали, обыхажнвалисъ, а та уже по дому всё справляла».

По-разному описывается порядок сексуальных отношений между мужем и женами: по одним рассказам, муж жил по очереди со всеми женами («Спрашивают: "Как ты успеваешь спать-то?" - "Очередь веду"»), по другим, он спал только с одной, более молодой, что рассматривается как ее хозяйственная обязанность. Сексуальные отношения с мужем и деторождение равноценны в таких рассказах уходу за скотом, работе в поле, приготовлению пищи. В этом смысле при распределении ролей между женами соблюдается некоторое равенство: «Распорядок такой был: одна печку знала, вторая двор, а эта детей носила, значит эта знала детей»; «Одна была... за жену, а та за работницю, а эта приготовляла ись - все троё». Наконец, третий вариант взаимоотношений мужа с женами таков: когда первая жена уже стала больна и немощна, муж берет вторую, молодую. С ней он спит и рожает детей, а первая, если в силах, занимается хозяйством, если же нет, то в обязанности второй входит также уход за больной: «Первая жена она уж заболела тожо дак. Дак она как худа стала, умирать, он взял другую дак. Она ходила за ней, ухаживала»; «Вот разны были. Одна постарше, друга помоложе». «Ты с которой, Фёдор, спишь?» «Котора помоложе, с той сплю. А та, постарше, готовит нам, всё делаёт.. .».

Человек, имевший несколько жен, как правило, описывается как особенный, чем-то выдающийся. Примечательно, однако, что в народном сознании исключительным выглядит не факт наличия у мужика нескольких жен (это, как уже сказано, обычно не вызывает никаких эмоций), а совершенно иные вещи, связанные с его собственной персоной или с укладом его жизни.

Эта исключительность подчеркивается, в частности, обособленностью многоженцев от рассказчика или от людей вообще. Редко когда отмечается, что такие мужики жили именно в той деревне, в которой о них рассказывают: «Это у нас не заведёно было. Вот там по Няндомскому тракту Чащовка называлась»; « Как же бывают эти, которые как называются – блядуны, по-русски называются - блядуны. Да, у нас это - по Няндомскому тракту была Чащовка, ­Чащовка называлась. В общем, там был один домичек, и было три жены у мужчины». Один из героев, наиболее часто упоминаемый в рассказах о многоженцах, Пеша Хромой, вообще жил вне деревенского пространства: в лесу, на хуторе, у дороги - место его жительства определяется по-разному, но подчеркивается, что он жил один со своей семьей: «до Няндомы доезжать, мужик жил, одна-то изба стояла после школы-то ещё была. У нево две жены было»; «По Няндомскрму тракту была Чащовка - Чащовка называлась. В общем, там был один домичек, и было три жены у мужчины». Разумеется, здесь могут быть отражены реальные обстоятельства, но они влияют на формирование образа мужика-многоженца в целом как необычного человека. При этом следует иметь в виду, что в традиционной культуре чужой, посторонний человек всегда воспринимается как особенный, обладающий магическим знанием, связанный с потусторонними силам, вестник «того света»; так относились к нищим, странникам, случайным встречным и т. п. Интересно также, что упоминания о многоженцах, наряду с другими «демоническими персонажами», содержатся в заговорах-оберегах, направленных на защиту человека или скота вне «своего» пространства дома «...от всякого врага, враговицы, от всякого еретнка, еретицы, отвсякого злого, лихого человека, от мужика от черного, от мужика от белого, от мужика однозубого, от мужика двоезубого, от мужика троежоного.. от девки-простоволоски, от бабы китоволоски...».

Время действия тоже подчеркнуто удаленное - дело происходило когда-то, не сейчас: «Было... мама росказывала, у нас в Крецетове был однн... трёх жён имел...»; «Знаю, это самое, в какую-то вот, ну, может, вот в бабкины годы вроде так где-то в Сварозере был старик какой-то, говорят, был, што не одна жена была». На самом деле и расстояние, и временная дистанция не так уж велики: называется соседняя деревня и время, когда жили родители, а иногда сами рассказчики детьми видели своих героев, но, тем не менее, некоторая дистанцированность, наряду с другими признаками, характеризует многоженца как человека необычного.

В самом образе жизни таких людей есть особенные черты. Отмечается, что многоженцы богаты: «По две коровы, да по три коровы держал»; в Кречетове жил богатый мужик. Необычность многоженца может подчеркиваться его чудачествами. Про широко известного в Каргополье Пешу Хромого неоднократно рассказывали, как он сам себе заранее гроб приготовил: «Моево двоюродново брата он в гроб заколотил - не помнит, он маленький был - у нево там гроб наверху был, под крышей на верёвках повесил. Сам для себя гроб сделал: говорит, я не надеюсь. А он столяр был хороший. Сам себе доски обстрогал, всё, гроб соорудил: "Серёга, иди-ка сюда, я тебе покажу чёво я тут сотворил!" У нево в крышке четыре гвоздика забито, по углам гвоздики забиты, но не полностью: крышка сымаецца, всё... "Ну-ко, ложись, посмотри, как это мне тут лежать-то придёцца. Мне, - говорит, - долго лежать-то". Серёга лёг. Тот там орёт. "Во! Епона мать! А мне каково!?"» Иногда исключительность многоженца констатируется просто общими словами: «Такой видно был о т л и ц н ой».

Рассказывая о многоженцах, отмечают их старость или физические недостатки. Так, Пеша Хромой хром. Он, по рассказам, был ранен на войне: «У нево в японскую прострелили тут ногу, у нево она несгибалась, так и ходил». Далее традиция развивает этот признак, и Пеша становится безногим: «Вот там по Няндомскому тракту Чащовка называлась. Там безногий мужик был». Многоженец может быть старым: «Вон у нас был старик, уж он стариком был, его было пять жон имел»; «У старика было три жены»; «Пеша, Пеша там какой-то был Такой коршак». Хромой, безногий, старый при этом не значит немощный, наоборот - всегда подчеркивается, что он не только в силе, но и способен держать в повиновении нескольких жен (по оценкам рассказчиков, дело нелегкое).

В таких семьях всегда царили мир, согласие и порядок, обусловленные ролью мужа. Он держал в повиновении всех своих жен, и никто из них не смел противиться его воле. «Старик был такой строгий. Если жены раз спорят между собой, он всех подряд. Чтоб при нём было всё ладно, всё равно»; «И вот он держал двух жён. И жили они дружно, не руга­лися, ничево»; «Раньше народ не спорил, не скандалил. Теперь-ко на-ка, заведн-ка две жены, дак бабы придерутся в труху». Одна из особенностей такого образа жизни - то, что жены без согласия мужа и без надобности не выходили из дома: «И все сидели дома – ни одна никуда». Помимо строгого распределения ролей в семье существовала еще и иерархия между женами ­неукоснительно соблюдалось старшинство. Даже если хозяин спал не поочередно с разными женами, а с младшей, все же старшая почиталась за главную: «Он другу привёл, она матерью звала. Перву жену матерью звала. Ходили жали, она: - Мать поди убирать».

Не совсем ясна ситуация с детьми от такого брака. В тех немногих случаях, когда возникала эта тема, обычно говорится, что детей у них не было. Вместе с тем, одна из причин, по которым мужчина приводит в дом вторую жену, - это именно отсутствие детей.

Сейчас невозможно уверенно утверждать, лежат ли в основе сюжетов цитированных текстов реальные обстоятельства или мы столкнулись с чисто фольклорным явлением. Однако это несущественно, ибо в любом случае в этих рассказах отражены народные представления о браке, стереотипы женского и мужского поведения в нем. Одним из самых существенных моментов для брака является деторождение. это основная функция женщины поэтому и замужество рассматривается как обязательный и необходимый этап в ее жизни. Отсутствие детей в семье - нарушение нормы, причем оно воспринимается как кара за грехи. При этом в традиционной культуре считается, что дети в семье не рождаются исключительно по вине женщины. Но мужчине необходимо продолжение рода, и в этом контексте вполне логичным выглядит, что муж берет себе вторую, третью и т. д. жену.

С другой стороны, мужчина в семье не только муж и отец, но еще и хозяин. Это статус старшего мужчины в доме, и следует заметить, что все истории о многоженстве фиксируют именно это положение мужчины: нигде не упоминается, что он жил с родителями, старшими братьями и т.п. В обязанности хозяина, большака, в частности, входило распределение работ между членами семьи, поддержание порядка в доме. В нашем случае большак распоряжается своими женами, распределяя между ними работу по хозяйству. При этом, собственно брачные, сексуальные отношения между супругами могут рассматриваться как один из видов такой хозяйственной деятельности, наравне с уходом за скотом, сенокосом и проч., что также вполне логично: дети, как и скот и урожай рассматриваются традиционной культурой как явления одного порядка, как составляющие общего благополучия семьи, рода; ср. колядку:

Я же сяду на порог

Дай лепешку и пирог,

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтобы коровушки телились,

Чтобы кобылки жеребились,

А молодые молодушки рожали

Подводя итоги сказанному, можно отметить, что статус мужа и хозяина нескольких жен не только не противоречит стереотипам восприятия мужчины в традиционной культуре, но в известной степени выражает его суть.

Многоженство, или полигамия, является, пожалуй, одной из самых противоречивых и увлекательных тем, причем не только в мусульманском мире, но и далеко за его пределами. Однако известно, что оно практиковалось еще с давних времен и было социально и культурно обоснованным, обеспечивало воспроизводство потомства. Сегодня многоженство не является обязательным для мусульман, а в отдельных случаях и вовсе запрещается. Это связано с определенными правилами и законами, установленными Кораном. Узнаем, что сегодня представляет собой многоженство в исламе и есть ли в нем насущная необходимость.

История многоженства

Мнение о том, что полигамия впервые появилась именно у мусульман, является ошибочным. Традиция брать в жены нескольких женщин существовала еще с древнейших времен и в разных цивилизациях. Она оправдывалась уменьшением количества мужчин из-за их гибели в многочисленных войнах. Но если вначале это было необходимостью, то позже в некоторых обществах начались злоупотребления этой практикой.

Мужчины брали в жены неограниченное количество женщин. Тем самым они ущемляли их права и сеяли несправедливость, дискриминацию и падение нравов.

Совершенно иным является многоженство в исламе. Эта религия установила строгие правила и ограничения по этому вопросу. В основном они касаются количества жен (их должно быть не больше четырех), а также желательности или запрета на полигамию для каждого отдельно взятого мужчины.

Обоснование многоженства у мусульман

Если углубиться в изучение вопроса многоженства, можно обнаружить, что оно вовсе не является обязательным. Это право дается каждому мужчине. А он уже может решать, воспользоваться им или нет. Но при этом оно допустимо и в некоторых случаях даже желательно. Итак, разберемся, почему в исламе разрешено многоженство.

Исторически сложилось, что в первую очередь полигамия практикуется в тех местностях, где мужского населения меньше, чем женского. Это необходимо, чтобы каждая женщина смогла оказаться под защитой и не осталась старой девой. Тем самым общество оберегается от пороков и разложения. При этом женщина соглашается на роль второй или третьей жены лишь потому, что не смогла стать первой.

Таким образом, многоженство в исламе предназначено в первую очередь для того, чтобы обеспечить благополучие и равные права всем женщинам.

Условия и правила

Однако полигамия разрешается далеко не во всех случаях и не каждому мужчине. Существуют определенные правила многоженства в исламе, которые необходимо соблюдать. В первую очередь, Что же подразумевается под этим правилом? Перечислим коротко основные положения, установленные Кораном.

    Муж должен одинаково обеспечивать всех жен. Это относится к пище, гардеробу, жилью, мебели и прочему. То есть каждая должна получать все, что ей нужно.

    Мужчина обязуется предложить отдельное жилье для всех своих избранниц. Исключение составляет лишь тот случай, когда они соглашаются жить под одной крышей, но в разных помещениях дома. При этом мужчина не может поселить одну жену в шикарном дворце, а другую - в тесной лачуге. Это несправедливо и ущемляет права.

    Муж должен проводить со своими женами равное количество времени. Таким образом, справедливым должно быть распределение не только материальных благ, но и внимания. Исключение составляет случай, когда одна из жен дает супругу разрешение проводить с ней меньше времени, чем с остальными. При этом шариат не обязывает мужа одинаково любить своих женщин. Ведь человек даже при желании не может распределить это чувство равноценно.

    Муж должен одинаково заботиться о детях, рожденных от разных жен. Здесь принцип равномерности должен соблюдаться еще тщательнее и щепетильнее.

Таким образом, условия многоженства в исламе таковы, что мужчина должен быть полностью справедлив ко своим избранницам. Если же он не в силах этого обеспечить, то ему не следует жениться более одного раза.

Шариатские законы относительно многоженства

В исламе существуют определенные положения, касающиеся многоженства. Согласно им, в разных случаях оно может быть желательным, допустимым или же запретным для какого-либо мужчины. Рассмотрим эти ситуации более подробно, чтобы узнать, когда именно в исламе разрешено многоженство, а когда нет.

    В случаях, когда мужчина хочет жениться во второй раз из-за болезни или бесплодия супруги, полигамия для него желательна. Конечно, при условии, что он будет справедлив к своим избранницам.

    Если мусульманин хочет взять вторую супругу без особой необходимости, к примеру, чтобы упрочить свое положение в обществе, то полигамия для него не очень желательна, но допустима.

    В случаях, когда мужчина не обеспечен материально или слаб физически, или же знает, что не сможет соблюдать вышеперечисленные требования, многоженство для него находится под запретом.

Вышеперечисленные положения подтверждают, что полигамия в первую очередь служит для равноправия и благополучия женщин.

Ислам, многоженство: правила, если первая жена против

Существует мнение, что мужчина может жениться повторно только с разрешения первой супруги. Насколько оно правдиво? Итак, углубимся в ислам.

Если первая жена против, Коран не ограничивает мужчину. Однако супругу желательно поставить ее в известность и обсудить этот вопрос, чтобы не подвергать опасности семейное счастье и гармонию.

Также для женщины есть возможность остаться единственной и любимой женой, если это требование будет обговорено и зафиксировано при составлении

Польза для семьи

По мнению мусульман, многоженство помогает решить множество семейных проблем. В частности, значительно уменьшает вероятность и разводов. Считается, что мужчины по природе склонны к полигамии. Поэтому законное многобрачие гораздо более предпочтительно, чем измена.

Также многоженство в исламе служит для увеличения потомства как одного из важнейших принципов процветания народа. Этот фактор тоже берет свое начало из прошлого, когда мужчины погибали на войнах. Чтобы численность населения увеличивалась, нужно было много женщин, способных рожать детей.

Польза для общества

Есть и социальные обоснования того, почему в исламе многоженство допускается. Как уже упоминалось выше, в местностях, где мужчин меньше, повышается процент незамужних. А законная полигамия позволяет каждой женщине оказаться под защитой и опекой супруга и испытать радости материнства.

Весомой причиной, объясняющей многоженство, является защита нации от венерических заболеваний, абортов и детей-беспризорников. Снижается количество разводов, а первая жена может не бояться быть брошенной, даже если в отношениях произошло охлаждение. Она по-прежнему будет пользоваться почетом и уважением.

Многоженство в разных странах мира

В большинстве стран, многоженство разрешено и является правовой нормой. Но не везде. К примеру, в Турции оно запрещено законодательно еще с начала прошлого столетия. Также оно не позволяется в Алжире и Тунисе. Обязательным условием заключения в Иране является согласие первой супруги. А в Сирии, Марокко, Пакистане или Ираке вначале необходимо получить разрешение органов власти.

В России, как и в большинстве государств мира, многоженство запрещается и преследуется. После распада Советского Союза было много заявлений о необходимости его разрешения. Однако на практике это было сделано лишь в Ингушетии, да и то ненадолго.

А, к примеру, во Франции, где многоженство также запрещено, для выходцев из мусульманских стран сделано исключение в этом вопросе.

Пережиток прошлого или благо?

Многим женщинам трудно, а порой и невозможно смириться с тем, что они будут не единственными для своих мужей. Особенно сложно понять многоженство людям, исповедующим другую веру. Поэтому вокруг этой темы ведется настолько жаркая полемика. Кто-то считает многобрачие пережитком прошлого и путем к разврату. Другие - благом.

С другой стороны, нередки и случаи, когда мужчина злоупотребляет своим правом жениться еще раз. Он заключает повторный брак лишь ради удовольствия, а как только молодая спутница ему надоест, разводится с ней. Поэтому, конечно, стоит все взвесить, прежде чем соглашаться на роль второй или третьей супруги.

В любом случае многоженство не является обязательной практикой. Сегодня подавляющее большинство мужчин заключают лишь один брак. Ведь повторная женитьба не только хлопотна и затратна, но и наносит обиду первой супруге, даже если она соглашается на это.

Это только право, которым мужчина может воспользоваться по своему желанию. И хорошо, если он соблюдает при этом все необходимые требования. Тогда в семье царит мир, а многоженство выполняет функции, исторически возложенные на него: защитить женщин и сохранить нравственные устои.

На встрече в студии выступали:

Одна из четырех жен мусульманина, живущего в России,
Нарусова, депутат,
Женщина-тореадор,
Продюсер Алибасов,
Муж четырех жен – Махмуд,
Владимир Жериновский, депутат,
Семья из Ульяновска,
Руслана Писанка, телеведущая,
Стоцкий, журналист, живший раньше с 7-ю женами.

Точка зрения мусульманки. Мы независимы, живем каждая своим домом, любим мужа, хорошо обеспечены (отличная квартира, счет в банке, мобильник, автомобиль), получаем высшее образование, воспитываем детей. Многоженство в исламе не самоцель, не удовлетворение плотских желаний в первую очередь. У нас все делается по расчету. Замуж выходят только по согласию родителей. Муж очень бережно относится к своим женам.

Точка зрения мусульманина. Мне и женам удобно, все счастливы. Муж может спросить согласия у жены на следующий брак, но делать этого не обязан.
Точка зрения муфтия. Это решит проблемы демографии и социальные проблемы. Но надо действовать постепенно. Мужчина может еще раз женится только тогда, когда докажет свою материальную состоятельность.

Точка зрения Алибасова. Разрешить любые браки, лишь бы не мешали обществу. Религия здесь не причем. Если родители видят, что их детям лучше в таком браке. Они пойдут на него. Хватит опираться на глупые законы, которые принимают дураки.

Точка зрения Жериновского. Надо разрешить многоженство в следующем порядке – разрешить заключать новый брак в случае необходимости, не расторгая старый. У мусульман нет проституции, нет брошенных детей и стариков.

Точка зрения мужчин, сейчас состоящих в полигамном браке. Узаконьте наши отношения с женами и детьми, это снимает массу неудобств для нас. Нам приходится усыновлять своих же детей от другой (незаконной) жены.

Односельчане семьи из Ульяновска (две жены, семь детей, площадь 24 м2.) привыкли к этой семье и говорят, что семья дружная, работящая, ко всем детям и женам у хозяина семьи отношения ровные.

Точка зрения Нарусовой. Мужчины сейчас ничтожны и похотливы, и чтобы повысить свой статус в обществе они призывают к многоженству, но это не решит ни каких проблем – ни демографических, не беспризорности, ни социальных. Ошибка – ставить знак равенства между многоженством и сексуальным удовлетворением. Жены-мусульманки, идущие в браки по расчету являются скрытыми проститутками. В России союз мужчины и женщины всегда зиждился на духовной основе. Разговоры о многоженстве, о том, как там все хорошо и справедливо, это попытка героизации ислама, его пропаганда. Надо думать в первую очередь о правах детей и принимать соответствующие законы. Сейчас мужчины уходят от ответственности перед женщиной и детьми, и многоженство этих проблем не решит.

Точка зрения женщины-тореадора. Призыв к многоженству, это призыв к распущенности, к животному чувству, к свальному греху. Мужчина, как бык, хочет покрыть больше самок. Жены-мусульманки – это рабыни, продавшиеся за материальные блага своему мужу.

Точка зрения журналиста, имевшего 7 жен, и расставшегося с ними сегодня. Был поиск романтики. Я им всем благодарен, но семья, это все – таки пара!

Точка зрения женщин из публики. Некоторые жены не против второй жены, в случае, если у мужа есть любовница (узаконить отношения), если жена не справляется с домашним хозяйством.

Ни к какому мнению аудитория не пришла. Разговор, как обычно на этих вечерах, превратился в базар. Отпущенное на передачу время быстро кончилось. Сам ведущий оригинальными вопросами и замечаниями не блистал.

ДУШАНБЕ, 6 окт — Sputnik , Иметь много жен официально в России запрещено, но закон не препятствует тому, что мужчина свободно может жить под одной крышей с несколькими женщинами и заводить с ними детей без штампа в паспорте.

Корреспондент РИА Новости выяснила у многоженцев и их спутниц, можно ли побороть ревность, какая из жен любимей и насколько они равны перед законом.

Николай (имя изменено по просьбе героя) из Екатеринбурга прожил в браке 15 лет, прежде чем встретил свою "вторую жену". Разводиться и жить в изменах он не хотел, тогда и решился стать многоженцем. Сначала поговорил с новой избранницей и объяснил ситуацию, а потом все рассказал официальной жене.

Он вспоминает, что она радости не испытала, но все же согласилась. Николай и его жены стали жить под одной крышей. По его мнению, селить каждую отдельно было неправильно, поскольку "полигамная семья — это команда".

Главное считает он, достигнуть договоренностей: каждая из жен должна получать поровну любви и заботы. Он уверен, что и между собой они тоже должны договариваться и не соперничать.

"Я занимаюсь бизнесом и способен обеспечить двух и даже трех жен. У меня большой дом за городом. Хочу большую семью. Пока родились один мальчик, и четыре девочки. В теории, конечно, и одна жена может родить десятерых, но тогда она отдаст всю себя воспитанию и потеряет свою целостность. А если несколько женщин в семье, то они могут друг другу и помогать, и успевать заниматься саморазвитием", — говорит Николай.

Вторая любовь и закон

Официально в России можно зарегистрировать только один брак. До 1996 года сожительство наказывалось лишением свободы сроком на один год. В современной редакции Семейного кодекса такой статьи нет.

Юрист Дмитрий Скирченко объясняет, что ребенок, рожденный вне брака, защищен законом и имеет такие же права на наследование и алименты, как и его сводные братья или сестры, но только в том случае, если отец записан в свидетельстве о рождении. А вот неофициальная жена уже не имеет никаких прав на имущество отца ребенка.

Она может лишь заключить с ним алиментное соглашение — тогда мужчина добровольно будет помогать. Но если муж вдруг перестает платить второй жене, то, по словам юриста, она ничего не сможет доказать суду, потому что не была в официальном браке. Если муж все-таки хочет, чтобы дети и все его жены получили наследство, он может написать завещание.

При этом официальная жена имеет право подать в суд и заявить, что на деле сожительница не имела никакого отношения к официальной семье. Жизнь с двумя женами у Николая в итоге не сложилась — вторая жена ушла.

"Нужно было сначала выстроить отношения с первой жену, а уже потом приводить в дом вторую. Либо уходить совсем и строить полигамную семью заново, открыто, с самого начала", — говорит он.

Ищу жену по объявлению

По словам мужчины, он поддерживает вторую семью. Однако сетует, что в сложный момент не с кем было поговорить. Позже в соцсетях он нашел группу, где такие же многоженцы обсуждают свою жизнь и проблемы. В этой же группе многие подают объявления о поиске новых партнеров.

Например, пользователь Владимир пишет: "Ищу вторую жену для счастливой семейной жизни на земле. Место сказочное. Рядом соседи добрые, приветливые, любящие труд. Условия: принятие и понимание самой идеи древнерусской полигамной патриархальной семьи, послушание. Моя жена принимает, так что проблем нет".

Сейчас Николай снова в поиске — опыт полигамной семьи ему понравился, и он предложил первой жене найти "новую жену", но уже выбрать ее вместе.

"Работают обычные механизмы: сначала знакомитесь, общаетесь, встречаетесь, узнаете друг друга. Потом решаетесь на совместное проживание. На самом деле соглашаются многие. Например, мне писала женщина, которая уже была замужем и родила сыновей. Она сказала, что ее муж слабенький, а ей хочется, чтобы у детей был сильный отец. Я и жена ей понравились, а она — нам", — делится Николай.

Впрочем, мужчина уверен, что в случае легализации многие будут использовать многоженство как разрешенную "упаковку для беспорядочных половых связей".

"Полигамия — это тяжелый труд, призвание. В многоженстве все серьезно: за женщин и их детей (даже от предыдущих браков) муж несет материальную, физическую, духовную и моральную ответственность на всю жизнь. Это не развлечение. А штамп в паспорте не является подтверждением любви, он лишь помогает женщине "отжать" имущество у мужа", — уверен многоженец.

Вторая жена спасает брак

Светлана из Ростова-на-Дону не была против идеи мужа завести еще одну жену, потому что боялась окончательно потерять его и как следствие — заботу.

"Думаете, женщина по доброй воле согласится делить с кем-то своего мужа? Миллионы мужчин изменяют своим женам втайне, а здесь хорошая альтернатива — я могла сдружиться со своей "соперницей". Я просто испугалась, что он уйдет, если я откажу. Супруг уверял, что я буду всегда чуточку главнее, потому что первая", — вспоминает Светлана.

На деле жить без ревности у нее не получилось, но претензий высказать она не решалась.

"Он думал, что осчастливит двух женщин, дав каждой денег и отдельную жилплощадь. И будет порядок, и будут они лучшими подругами. Мы, правда, в начале дружили, а потом нас обеих накрыла ревность, — говорит женщина. — Я вижу, что муж между двух огней, но ко второй жене симпатий проявляет больше. Я просто официальная супруга, разводиться со мною он не станет. Детей не бросит. Но назвать себя счастливой я не могу".

Полигамия, по мнению психолога Ирины Парфеновой, действительно может добавить стабильности в семейную систему. Однако современные русские семьи зачастую смотрят на примеры, взятые из исламского мира, что не всегда верно.

"Создавая нетрадиционную семью, люди вступают в серьезный конфликт с обществом, отсюда появляется ревность. В нашей культуре многоженство выглядит больше как протест против родительской модели или общества в целом", — говорит психолог.

Парфенова убеждена, что для женщин в основной массе по-прежнему важен официальный брак: "Штамп в паспорте и правда не подтверждение любви, но женщине нужно чувствовать пусть и иллюзорную, но стабильность. Видеть, что мужчина настроен серьезно и готов взять на себя ответственность не только на словах, но, пусть и формально, еще перед государством и другими членами семьи".

Чем больше, тем лучше

Мария из Омска пока живет в моногамном браке, но не отрицает многоженство. Она говорит, что доверяет мужу и не видит ничего плохого, если он встретит еще кого-то и приведет домой.

"Я выросла в разведенной семье: оба родителя по три раза женились и выходили замуж. Много думала на эту тему именно с позиции ответственности взрослых людей за свой выбор. Полигамия как раз это и предполагает", — уверена Мария.

Идеальная схема в ее понимании — это когда отношения мужчины и женщин дополняют друг друга: "Любимая девушка, например, хорошо готовит, любит путешествия, занимается с детьми. Однажды ее муж встречает другую, которая отлично ведет бухгалтерию, любит садоводство, но не любит готовить. И всем вместе хорошо".

"Речь не о сексе, а о том, что три разносторонне образованных человека — куда большая сила, чем два, — считает Мария. — Отпадает вопрос измен, разводов и неполных семей. Есть подруга, которая по определению единомышленница".

Многоженец Николай утверждает, что для женщин полигамия выгодна — они имеют больше шансов выйти замуж, потому что мужчин в России сейчас не хватает.

"Кто-то говорит, что это унижение. Но где сильнее унижают женщин? В семье, где мужчина способен осчастливить двух-трех жен или в моногамной семье, где муж алкоголик или безработный? А сколько семей, где отец бросил и не помогает? Нельзя говорить, что полигамия лучше или хуже, здесь каждая женщина решает сама", — говорит он.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции