02.07.2020

Актуальные принципы и формы трудоустройства инвалидов. Как инвалидам в России устроиться на работу? Федеральный закон о трудоустройстве инвалидов


Реализация права на труд в Российской Федерации

Предоставление инвалидам возможности трудиться и реализовавать свои профессиональные интересы закреплено отдельной статьёй в Конвенции о правах инвалидов.

Закрепляется право на труд наравне с другими и включает в себя следующее:

Право получить возможность самостоятельно зарабатывать себе на жизнь трудом.

Право на свободу труда (свободу выбора занятия) в условиях доступности рынка труда для инвалидов.

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов принимают на себя обязательства по реализации гарантий права инвалила на труд, в числе которых указываются следующие:

Запрет дискриминации по признаку инвалидности во всех формах занятости (в том числе условий приёма на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе, безопасных и здоровых условий труда).

Защита прав инвалидов наравне с другими за справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств и удовлетворение жалоб.

Обеспечение возможности инвалидам осуществлять свои трудовые и профессиональные права наравне с другими.

Предоставление инвалидам эффективного доступа к общим программам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства инвалидов и профессиональному непрерывному обучению.

Расширение возможностей для трудоустройства инвалидов на рынке труда, их продвижения по службе, а также оказание им помощи в поиске, получении, сохранении и возобнавлении работы.

Расширение возможности для инвалидов заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательством, развивать кооперативы и организовывать собственное дело.

Обеспечение найма инвалидов в государственном секторе.

Стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, в том числе программ позитивных действий, стимулов и других мер.

Поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рынка труда.

Обеспечение инвалидам рационального приспособления рабочего места.

Поощрения программ профессиональной и квалификационной реабилитации, сохранения рабочих мест и возвращения на работу инвалидов.

Запрет принудительного или обязательного труда инвалидов.

Законодательство РФ признает право инвалидов на труд, для реализации которых установлен ряд гарантий обеспечения их трудовой занятости наравне с другими с помощью следующих мер:

Установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Создание инвалидам условий труда а соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов.

Организация обучения инвалидов новым профессиям.

Мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов

ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает установление квот для приёма на работу.

Законом субъекта РФ должна быть введена квота в отношении работодателей для приёма на работу инвалидов в пределах от 2 до 4 % среднесписочной численности работников - если общая численность составляет более 100 человек. По усмотрению субъекта РФ может устанавливаться квота в размере до 3% - если численность работников составляетне менее 35 человек и не более 100 человек.

Освобождаются от обязанности соблюдать квотирование рабочих мест для трудовой занятости инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Работодатели, не соблюдающие требования закона о квотировании рабочих мест, подлежат

административной ответственности. Согласно ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере, предусмотренном законодательством.

Требования к оборудованию рабочих мест

Для каждого предприятия, учреждения и организации в пределах региональной квоты для приёма на работу инвалидов должно быть установлено минимальное количество специальных рабочих мест. Выделение специального рабочего места предполагает проведение дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуадьных возможностей инвалида.

Постановлением Главного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. №30 утверждены Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов». В них указываются основные требования к условиям труда инвалидов, медицинскому обслуживанию, работающих инвалидов, которые обязаны соблюдать все предприятия, использующие труд инвалидов.

В числе этих требований можно выделить следующие:

Рабочие места для инвалидов должны оснащаться с учётом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Необходимо минимизировать вредные производственные факторы условий труда инвалидов (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статистическое электричество, освещённость, запылённость, загазованность воздуха рабочей зоны; патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности; физические, динамические и статические нагрузки при подъёме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе; сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлинённым рабочим днём).

Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать ИПРА инвалида.

При организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено использование специальных приспособлений, компенсирующих ограничения инвалидов; применение специально разработанного ручного инструмента; регулировка высоты рабочей поверхности стола и стула, легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надёжную фиксацию; выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске; оснащение рабочего места индикаторами, учитывающие особенности отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) и т. д.

Не допускается размещение постоянных рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена.

Объем производственных помещений на одного работающего инвалида принимается не менее 15 куб.м; площадь - не менее 4, 5 кв. м; высота - не менее 3, 2 м.

На предприятиях, предназначенных для трудоустройства инвалидов, оборудуются помещения для отдыха площадью из расчета 0,3 кв. м. На одного работника, но не менее 12 кв. м. Расстояние от производственных помещений до помещения для отдых - не более 75 м. Оборудуется здравпункт с кабинетом врача, процедурным кабинетом и помещением, где могут находиться инвалиды в случае ухудшения здоровья.

Для помощи инвалидам в профессиональной ориентации Министерством труда РФ был разработан и утверждён Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособными на региональных рынках труда.

Создание специальных условий труда для инвалидов

Организации, где работают инвалиды, обязаны создавать все условия для их труда в соответствии с ИПРА.

Запрещается включать в трудовые договоры, как коллективные, так и индивидуальные, такие условия труда инвалидов, которые ухудшают их положение по сравнению с другими работниками организации (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность отпусков и т. п.).

Условиями трудоустройства инвалидов I и II групп предусмотрена сокращённая продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда.

Комплекс мер, направленных на содействие и повышение трудоустройства инвалидов

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2013 года № 94 регионам даны методические рекомендации по разработке мер, направленных на трудоустройство инвалидов и повышение их занятости. Органы исполнительной власти РФ обязаны разработать региональные программы по созданию условий для повышения уровня занятости инвалидов.

Региональные программы должны включать следующие направления:

Квотирование рабочих мест для приёма на работу инвалидов.

Создание условий на инклюзивном рынке труда.

Развитие центров содействия а трудоустройстве студентов и выпускников, включая инвалидов, при государственных или муниципальных организациях профессионального образования.

Взаимодействие с социально ориентированными некомерческими организациями, осуществляющими деятельность по сопровождению инвалидов при трудоустройстве, в том числе, а том числе выпускников образовательных учреждений, в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах.

Мероприятия по обеспечению трудовой занятости инвалидов включают организацию взаимодействия с частными агенствами занятости по вопросам трудоустройства инвалидов.

Развитие частно-государственного партнёрства по вопросам трудоустройства инвалидов.

Организации взаимодействия с общественной палатой субъекта РФ по вопросам трудоустройства инвалидов.

Содействие самозанятости и предпринимательству инвалидов.

Предоставление инвалидам государственных услуг в области содействия занятости населения.

Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места за счёт субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ.

Организация взаимодействия органов образования и органов службы занятости с органами социальной защиты населения с целью реализации ИПРА инвалида в части профессиональной реабилитации.

Информирование населения о реализуемых мерах по содействию трудоустройства инвалидов.

Трудоустройство инвалидов и сегодня остается острой проблемой. Несмотря на то что государство активно работает над созданием доступной среды для людей с ограниченными возможностями, на практике до реализации госпрограммы в полном объеме еще очень далеко. В статье обсудим важнейшую составляющую полноценной жизни инвалида - возможность трудиться.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида

Трудоустройство инвалидов — дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём говорится в ст. 64 ТК РФ. Единственными причинами для отказа могут стать недостаточный уровень профессиональной подготовки, невозможность выполнять определенную работу. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, имеет возможность трудиться на определенной должности, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду — претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. В ст. 21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4 % среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Что касается объединений инвалидов или предприятий, созданных ими (когда уставный капитал состоит из взносов общественного объединения инвалидов), у таковых обязанность по соблюдению квоты отсутствует.

Какие есть специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями

Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать рабочие места для данной категории лиц.

Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателю надлежит создать специальные рабочие места, приспособленные для работы инвалидов.

Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Не знаете свои права?

Подчеркнем, что технические и организационные приспособления, как и оборудованные рабочие места, должны соответствовать основным требованиям, которые разработаны федеральным органом исполнительной власти. Речь идет об органе, осуществляющем функции по выработке и реализации госполитики в сфере правового регулирования труда и соцзащиты россиян.

Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами

В ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо. Так, например, запрещено устанавливать во внутренних соглашениях пониженный размер зарплаты, уменьшать продолжительность ежегодного отпуска, создавать неблагоприятный режим труда и отдыха и т. д.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:

  1. Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты.
  2. Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).
  3. Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.
  4. Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.
  5. Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа.
  6. Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ.

Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Каковы дополнительные гарантии лицам с ограниченными физическими возможностями

Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод относительно того, что в трудоустройстве инвалидов есть свои особенности. Но помимо перечисленного ранее законодательно предусматриваются дополнительные гарантии для некоторых категорий лиц с ограниченными физическими возможностями в случае их сокращения.

В соответствии со ст. 179 ТК РФ преимущественное право на сохранение за собой рабочего места в период сокращения имеют:

  • инвалиды ВОВ;
  • лица, ставшие инвалидами во время участия в боевых действиях по защите Отечества.
  • лица, получившие инвалидность ввиду воздействия радиации во время чернобыльской катастрофы из числа тех, кто принимал участие в ликвидации ее последствий; военнослужащие, военнообязанные и сотрудники ОВД и Государственной противопожарной службы, привлеченные к ликвидации последствий катастрофы (причем не имеет значения, в каком месте дислоцировалась часть и какие именно работы выполнялись этими лицами);
  • лица, эвакуированные из зон отчуждения/отселения либо выехавшие из указанных зон самостоятельно после принятия решения о проведении эвакуации граждан, при условии что до своего отъезда они столкнулись с воздействием радиации, ставшим причиной их инвалидности;
  • доноры, пожертвовавшие костный мозг для спасения людей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы (в этом случае не имеет значения, сколько времени прошло с момента трансплантации органического материала и когда наступила инвалидность лица, связанная с таким донорством);
  • лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, который сопутствовал аварии.

Отметим, что преимущественное право сохранить рабочее место также распространяется на членов семей таких инвалидов и на семьи, потерявшие кормильца из числа указанных лиц с ограниченными физическими возможностями, если их смерть явилась следствием вышеназванной аварии и сброса радиоактивных отходов.

Изменения в законодательстве

Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ и «О внесении изменений в ст. 169 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ "О соцзащите инвалидов в РФ"» от 29.12.2015 №399-ФЗ. Данные изменения, в первую очередь, направлены на обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями.

На предприятия всех форм собственности теперь возложена обязанность по обеспечению:

  • свободного доступа инвалидов;
  • свободы в получении информации;
  • оказания помощи инвалидам при получении услуг и приобретении товаров.

Если говорить об изменениях в Жилищном кодексе, то они затрагивают вопросы предоставления инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам и семьям, в которых они проживают, субсидий на оплату капремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем 50% минимального размера взноса за капитальный ремонт дома, установленного за 1 квадратный метр жилой площади и действующего на территории соответствующего субъекта РФ.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Инвалидность ".

Эти особенности связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:

  • · государство предусматривает осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
  • · предусматривается установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • · резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • · стимулируется создание организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • · создаются условия труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • · создаются условия для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • · организуется обучение инвалидов новым профессиям.

Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов:

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) «O социальной защите инвалидов в Российской Федерации»..

Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов. Эти же органы утверждают порядок определения квоты.

При невыполнении или невозможности выполнения квоту для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы труда и занятости России указанные суммы перечисляются организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов Трудовое право: Учебник / Н.А. Бриллиантова (и др.); под редакцией О.В. Смирнова, И.О. Снигирёвой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008..

Важно иметь в виду, что законодательство (ст. 22 Закона РФ от 24 ноября 1995 г.) предусматривает порядок создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Они создаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. Однако специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам при исполнении ими трудовых обязанностей.

24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

  1. Медицинскую реабилитацию.

  2. Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­фессиональной ориентации, профессионального образования, про­фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

  3. Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:


  1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­ных объединений инвалидов;

  2. установления в организациях независимо от организацион­но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

  3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­ходящим для трудоустройства инвалидов;

  1. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­альных) для трудоустройства инвалидов;

  2. создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­видуальными программами реабилитации инвалидов;

  3. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.



Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.



Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­ема на работу инвалидов обязаны:


  1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

  2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилитации инвалида;

  3. предоставлять в установленном порядке информацию, не­обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­селения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, понимается система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:


  1. Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

  2. В соответствии с рекомендациями МСЭК.

  3. При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населения.

  4. Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­валиды имели до наступления инвалидности.

  5. Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов III группы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.


  1. На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
    На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
    создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
    перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

  2. Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
    готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­троэнергии, затраты на содержание средств производства, в том числе и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. В настоящее время распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­щиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.

Введение

По общим правилам каждый имеет равные трудовые права, и никто не может быть ограничен в возможности их реализации из-за положения, возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами. Прием на работу инвалидов вызывает множество вопросов, ответы на которые, представляется, недостаточно разработаны в законодательстве и судебной практике. Как правило, работодателя интересует, не противопоказана ли данная работа инвалиду, не установлено ли какой-либо меры ответственности за прием на работу инвалида или неувольнение работника, ставшего инвалидом в процессе трудовой деятельности. Многие работодатели в подобных ситуациях начинают ожидать какой-либо проверки или даже наказания со стороны Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, налоговых органов, служб занятости и центров квотирования, инспекции труда и других органов. Особенно эти ожидания усиливаются, если работник скрыл инвалидность, и о ней стало известно по прошествии определенного времени. Этот вопрос очень актуален на сегодняшний день.

Цель: рассмотреть особенности приема на работу инвалидов и организацию труда конкретных категорий граждан.

Задачи: необходимо рассмотреть особенности приема на работу инвалидов, условия труда и режим работы и организацию труда для конкретных категорий инвалидов.

В данном реферате будут рассмотрены Санитарные правила СП 2.2.9.2510–09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов,» в которых говорится об особенностях организации труда для конкретных категорий инвалидов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором описаны наказания за нарушения обязанностей работодателем. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором описываются права инвалидов.

1. Особенности приёма на работу инвалидов

1.1 Документы, подтверждающие инвалидность

Информация об инвалидности соискателя должна быть подтверждена соответствующими документами. О наличии противопоказаний или особых рекомендаций по организации работы инвалида работодатель может узнать:

– из справки медико-социальной экспертизы, в которой указываются группа инвалидности и степень ограничения способности к трудовой деятельности (форма №1503004). Форма справки утверждена Постановлением Министерства труда России от 30.03.2004 №41 (Приложение №1);

– индивидуальной программы реабилитации инвалида. Образец формы индивидуальной программы реабилитации содержится в Приложении №1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 №379н.

При устройстве на работу инвалид не обязан показывать документ подтверждающий инвалидность, поскольку в перечне документов, которые необходимо предъявлять при приеме на работу, их нет .

Однако в некоторых случаях с учетом специфики работы при заключении трудового договора соискатель должен представить дополнительные документы, например о состоянии здоровья.

1.2 Особенности приема на работу инвалидов

С целью обеспечения трудоустройства людей с ограниченными возможностями федеральное законодательство обязывает:

Органы государственной власти в собственных нормативных актах определять компаниям в независимости от организационно-правовых форм и форм собственности, штат которых состоит из более чем 100 сотрудников, долю для найма инвалидов пропорционально числу сотрудников (не меньше чем 2%, но не больше 4%). Данное предписание не распространяется на общественные организации инвалидов, уставной капитал которых складывается из вкладов общественных объединений инвалидов;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять минимальное число отдельных рабочих мест с целью приема на работу людей с ограниченными возможностями для конкретных организаций, в рамках установленной доли найма на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для приема на работу инвалидов – рабочие места с расширенными мерами по организации трудового процесса, включая приспособление оборудования, аппаратуры и т.д. к персональным особенностям инвалидов. Работодатели согласно данной квоте приема на работу инвалидов должны:

– Создавать рабочие места для приема на работу инвалидов;

– Организовывать специальные условия трудового процесса с учетом персональной программы восстановления инвалида;

– Предоставлять сведения, необходимые для организации трудового процесса инвалида.

Анализ положений трудового законодательства Российской Федерации, а также законодательных актов о социальной защите инвалидов дает возможность сделать вывод о том, что работодатель не имеет права не трудоустроить инвалида (даже при отсутствии специальных рабочих мест), если организация трудового процесса на данном рабочем месте соответствует условиям труда с учетом персональной программы восстановления инвалида.

Извлечение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Артикул 5.42. Несоблюдение прав инвалидов в сфере устройства на работу и трудовой занятости:

1. Отказ работодателя в трудоустройстве инвалида в рамках квоты предусматривает взыскание административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей.

2. Неаргументированный отказ от постановки на учет в качестве безработного предусматривает взыскание административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Все вышеперечисленные особенности следует указать в трудовом соглашении.

1.3 Условия труда инвалидов и режим работы

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

Условия труда для работников с ограниченными физическими возможностями должны соответствовать:

1) действующему законодательству (п. 3.5.1 Санитарных правил);

2) общей и индивидуальной программам реабилитации инвалидов (п. 3.5.1 и ч. 1 п. 4.3 Санитарных правил).

Таким образом, работодателю нужно обратить внимание на противопоказания и рекомендации относительно доступных условий труда, которые содержатся в программе реабилитации. Например, на рекомендации по допустимому уровню шума, вибрации, электромагнитного излучения, пыли и т.д.

Возможно, сотрудник нуждается в работе:

1) с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой;

2) преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях – стоя или с возможностью ходьбы;

3) не связанной с переходами. При организации труда инвалидов работодатель обязан учитывать все эти факторы.

1.4 Режим работы

Режим работы для инвалидов должен устанавливаться с учетом действующего законодательства:

– продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I и II групп, не должна превышать 35 часов в неделю;

– продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалидов указана в медицинском заключении;

– к работе в ночное время, сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалиды могут быть привлечены только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья. Инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день;

– работающие инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году и ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

2. Организация труда конкретных категорий инвалидов

Туберкулез легких

Инвалиды II группы и, в виде исключения, III группы из числа бациллярных больных могут быть приняты на предприятия, использующие труд инвалидов вследствие туберкулеза легких.

Основные требования к помещениям, в которых работают такие сотрудники, и санитарно-гигиеническим условиям:

· окна должны выходить на солнечную сторону;

· здоровые и больные работники должны питаться и совершать гигиенические процедуры отдельно;

· в воздухе не должны присутствовать вещества с раздражающим действием на дыхательные пути.

Но самое главное требование – дезинфекция одежды и помещений. Контроль за выполнением дезинфекционных мероприятий осуществляет работодатель. На предприятиях, где работают инвалиды, больные туберкулезом легких, запрещено производить предметы детского обихода, изделия для пищевой промышленности и системы общественного питания.

Заболевания сердечнососудистой системы

На предприятия, использующие труд инвалидов вследствие сердечнососудистых заболеваний, направляются

· инвалиды III группы;

· в виде исключения, инвалиды II группы в соответствии с рекомендациями МСЭК;

· инвалиды вследствие других соматических заболеваний.

Окна производственных помещений должны выходить на теневую сторону. Если это невозможно, нужно предусмотреть защиту от прямых солнечных лучей. При расположении шкафов и конструкций стеллажей следует исключать вынужденные наклоны туловища. Полки необходимо разместить на уровне плеч и не выше человеческого роста.

На рабочих местах инвалидов, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, не должны присутствовать вредные химические вещества, тепловое и электромагнитное излучение, локальная вибрация, ультрафиолетовая радиация.

Заболевания органов зрения

Работа, которую могут выполнять инвалиды по зрению, зависит от состояния их основных зрительных функций. Инвалиды с потерей зрения не допускаются к работам с источниками локальной вибрации и шума.

Основное требование по организации рабочего места – обеспечение рабочих мест и технологического оборудования системой ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), которые помогут инвалиду ориентироваться на рабочем месте. Освещенность на рабочем месте должна устанавливаться с учетом заболевания инвалида. По мере снижения естественного освещения автоматически должно подключаться искусственное.

Заболевания органов слуха

Инвалиды с поражением органов слуха могут работать на предприятиях наравне со здоровыми людьми. Но они не допускаются к работам:

· с пожаро- и взрывоопасными веществами;

· движущимися механизмами;

· в условиях интенсивного шума и локальной производственной вибрации;

· по производству веществ, усугубляющих повреждение органов слуха и равновесия.

Заключение

В данной работе говорится об актуальной в настоящее время теме. По общему правилу каждый имеет равные права на труд, и никто не может быть ограничен в возможности их реализации из-за положения, возраста и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами.

В настоящем реферате были рассмотрены особенности приёма на работу инвалидов: права инвалидов, заработная плата, охрана труда инвалидов.

В итоге можно сделать вывод, что граждане с ограниченными возможностями имеют право работать. Однако право на труд может быть ограничено, если это обусловлено заботой государства о лицах, которые нуждаются в повышенной социальной защите. Право инвалида может быть ограничено, если работа, на которую он претендует, ему противопоказана.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции