12.03.2020

Диагностическая ценность признаков. Методы диагностического обследования или диагностическая техника Диагностики для проведения обследования не


Давно минули времена, когда врач был вооружен только своими знаниями и опытом, а диагноз ставился по беседе и осмотру пациента. Анализы, а точнее диагностические исследования, стали неотъемлемой частью современной медицины, и при их помощи врач узнает, что мешает организму нормально работать, каково состояние отдельных органов и систем.

Много анализов не бывает - любой анализ или исследование дают врачу дополнительную информацию, помогающую наиболее точно поставить диагноз, определить стадию заболевания, назначить лечение, контролировать течение болезни и эффективность, а также безопасность терапии. Любое исследование может содержать как человеческую, так и аппаратную ошибку, именно поэтому бывает нужно сделать дополнительные исследования, подтверждающие или дополняющие анализы.

При обследовании можно изучать состояние организма на разных уровнях.

Анатомические параметры, такие как структура и форма органа, размер, расположение по отношению к другим органам и тканям, обследуются: рентгенологическими методами, суть которых в "фотографировании" различных тканей на специальные пленки:
- (рентгенография, компьютерная томография, ангиография, флюорография и другие);
- ультразвуковыми исследованиями (УЗИ), при этом используется эффект различающихся звукопроводящих свойств у тканей разной плотности;
- эндоскопическими методами, при которых используется световолоконная оптика для осмотра слизистой пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки (ФЭГДС - фиброэзофагогастродуоденоскопия), мочевого пузыря (цистоскопия), прямой и сигмовидной кишки (колоноскопия), брюшной полости (лапароскопия), бронхов (бронхоскопия).

Эндоскопические диагностические воздействия нередко являются и терапевтическими мероприятиями, например, для удаления обнаруженных полипов или выявлении и остановке кровотечения из язвы при ФЭГДС.

Следить за состоянием организма на клеточном и молекулярном уровне помогают:
- общеклинический и биохимический анализы крови;
- цитологические (от греческого слова "cytus" - клетка);
- исследования других биологических сред (слюна, мокрота, мазки из зева, уретры и других мест);
- пункции костного мозга (стернальная пункция), плевры (плевральная пункция), спиномозгового канала (люмбальная пункция);
- забор для детального исследования микроскопических кусочков тканей (биопсия).

Для исследования функций органов и тканей используются другие методы диагностики, включающие как исследования крови (определение ферментов печени, гормонов эндокринных желез), мочи (общий анализ, пробы по Зимницкому, Нечипоренко, биохимическое исследование на соли), кала (копрология, на углеводы, на кишечную микрофлору) и других биологических жидкостей, так и инструментальные исследования (ЭКГ - электрокардиография, ЭЭГ - электроэнцефалография, миография, исследование функции внешнего дыхания).

Особняком стоят микробиологические исследования.
Микроорганизмы начинают заселять кожу и слизистые оболочки уже во время рождения. Всю свою жизнь человек имеет контакты с самыми разными микробами, многие из которых до сих пор не изучены. Микроорганизмы могут быть друзьями и помощниками человека, как, например, бифидобактерии, лактобактерии и кишечная палочка, заселяющие кишечник и выполняющие огромный объем работы по нейтрализации того, что не должно попасть в кровь из кишечника, выработке ферментов и витаминов, обеспечении нормальной моторики кишечника.

Есть среди микробов условно-патогенные бактерии. Для того, чтобы проявить свою патогенность им нужны условия: либо их количество превысило пороговые значения, либо они оказались не там, где им положено жить (например, эпидермальный стафилококк, нормальный для кожи, заселил кишечник), либо организм ослаб, чтобы сопротивляться и компенсировать вредное воздействие этих микробов. Наконец, существуют патогенные микробы, которые при попадании в организм вызывают заболевание.

В диагностике инфекционных заболеваний существуют два направления:

Где сдавать анализы?

Но некоторые исследования (компьютерная томографи

1) выявление возбудителя (выращивание его вне организма - микробиологический или бактериологический посев; обнаружение в отделенном от организма "веществе" (слюне, моче, крови и пр.) генетически уникального кусочка ДНК микроба методом ПЦР - полимеразной цепной реакции) или токсинов, продуктов жизнедеятельности, уникальных молекул структур микроба (антигенов);

2) выявление специфической реакции иммунной системы на конкретного возбудителя - определение антител - иммуноглобулинов (антитела - белки иммунной системы, обладают высокой специфичностью, то есть на каждый микроорганизм вырабатываются "свои" иммуноглобулины разных классов в зависимости от длительности инфицирования).

Определение антигенов и антител проводится высокоточными иммунологическими методами: ИФА - иммуноферментный анализ, РСК - реакция связывания комплимента, РПГА - реакция прямой агглютинации и др.

При помощи микробиологических исследований можно выявить чувствительность микроба к антибиотикам и другим противомикробным препаратам, стадию развития заболевания, а также проконтролировать эффективность лечения и состояние иммунологической памяти. Также можно выявить эффективность прививок, посмотрев методом ИФА наличие в крови антител к возбудителям тех инфекционных заболеваний, от которых производилась вакцинация.

Существуют диагностические исследования, которые скорее относятся к разряду социальных исследований, так как не несут для врача полезной информации о состоянии здоровья. Это - исследование структуры волос, экстрасенсорная диагностика, некоторые компьютерные программы - опросники. Полученная такими методами информация - малоконкретна и обычно требует дополнительных традиционных исследований. К социальным исследованиям можно отнести определение генетического отца ребенка или выявление гена устойчивости к заболеванию СПИД.

Кроме того, что исследования выявляют состояние здоровья на разных уровнях (анатомический, клеточный, молекулярный, функциональный, микробиологический), они также подразделяются на инвазивные и неинвазивные.

Инвазивные анализы - это те исследования, для осуществления которых требуются малоприятные для пациента медицинские манипуляции (забор крови из вены, заглатывание эндоскопической трубки и т.п.), или если исследование сопровождается определенным риском для здоровья и жизни обследуемого (исследования, выполняющиеся под наркозом, например бронхоскопия; исследования, связанные с введением контрастного вещества - экскреторная урография, цистография, ангиография; провокационные пробы - введение какого-то вещества, которое может обострить заболевание, сделав симптомы более отчетливыми).

Неинвазивными считаются ультразвуковое исследование (УЗИ), анализы мочи и кала, ЭКГ, ЭЭГ, рентгенографические исследования без контрастного вещества (если делать их не очень часто), общий анализ крови с забором из пальца. Врач должен стремиться получить максимум информации от неинвазивных анализов и только в случае необходимости назначать инвазивные исследования.

Исследования также отличаются и по цене: от "бесплатных" общеклинических анализов до суперсовременных и супердорогих исследований с использованием компьютеров, ядерно-магнитных резонансов, мощных лабораторий.

Цена анализа определяется многими факторами: стоимость реактивов и аппаратуры, трудоемкость, дефицитность, инвазивность и т.п. Но прямой зависимости "цена - качество" не существует для большинства анализов, то есть цена исследования и диагностическая ценность между собой не связаны. Каждый анализ имеет свою значимость, исследования дополняют друг друга, исследования нужно проводить целеноправленно с учетом уровня, который представляет интерес для оценки состояния здоровья.

Где сдавать анализы?
Клинические анализы - кровь, моча, биохимические анализы крови и мочи, УЗИ, рентген, т.е. неинвазивные анализы, можно сдать в поликлинике, травмпункте, больнице.

Но некоторые исследования (компьютерная томография, микробиологические, иммунологические, эндоскопические, рентгеноконтрастные и другие специальные исследования) можно сделать только в специализированных диагностических медицинских центрах.

Диагностика – один из важных элементов коррекционно – развивающей работы. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке детей.

Главная цель диагностирования – получит не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Общими признаками диагностического обследования являются:

Наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;

Систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально – педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определённых этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная, итоговая и т.д.);

Использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;

Доступность процедур для их проведения педагогами.

Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова одобрения, подбадривания.

Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Результаты диагностики заносятся в диагностическую таблицу, на их основе составляются диаграммы.

Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.

При диагностике детей, поступающих в школу, базовыми являются исследования познавательной деятельности, речевой и физической готовности, но не личностной готовности к школе. Однако, важность формирования личностной готовности, особенно для детей с нарушениями речи очевидна. Личностная готовность предполагает также определённый уровень эмоциональной сферы ребёнка. К началу обучения в школе у него должна быть сформирована эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания) на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Применение опросников для детей с отклонениями в речевом развитии не всегда оправдано, так как дошкольники часто не понимают сложную формулировку вопроса, потому что у них недостаточно развит словарь, нарушен грамматический строй речи. Для обследования дошкольников с нарушениями речи можно рекомендовать такие методики, как рисуночные тесты. Один из таких тестов, опирающийся на тест М.Люшера, я и использовала, для выявления эмоционального благополучия детей с ОНР.

Опираясь на критерии оценки, разработанные А.И.Юрьевым, получила следующие результаты: у 9 детей, из 10 тестируемых, преобладают положительные эмоции; у 1 ребёнка – эмоциональное состояние в норме, за исключением низкой мотивации учебной деятельности; с преобладанием отрицательных эмоций детей не выявлено.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг речевого развития детей за 2009-2011 уч. г.

Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т.д.) является логопедическое обследование.

Его цель – установить, какое речевое нарушение имеется у ребёнка, определить его характер и степень тяжести, выявить потенциальные возможности к дальнейшему овладению родным языком.

Диагностическая методика: « Методика обследования нарушений речи у детей» под ред. Г.А.Волковой.

Диаграмма

развития речи детей за 2 года обучения

Выводы

1. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику изучаемых показателей речи у детей, участвующих в эмпирическом исследовании.

2. У детей экспериментальной группы увеличился показатель общего бала за выполнение всех заданий повторного исследования до 60,3 баллов (средний показатель по группе), что на 22,9 балла выше, чем в констатирующем эксперименте (37,4).

3. Из 12 детей экспериментальной группы у 4 при контрольном эксперименте наблюдался высокий уровень исследуемых показателей (на констатирующем этапе– 0), у 7 детей – средний уровень (на констатирующем этапе – 3). У 1 ребенка (Данил К.) в контрольном исследовании показатель остался на низком уровне, однако общее количество балов при повторном эксперименте у этого ребенка значительно повысилось до 40 баллов (в контрольном эксперименте – 12 баллов).

4. Проведенная в ходе формирующего эксперимента коррекционно-логопедическая работа значительно улучшила состояние исследуемых показателей у детей с общим недоразвитием речи.

от греч. diagnostikos – способный распознавать) – учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Первоначально понятие «Д.» использовалось в медицине. Однако затем этот термин стал применяться и во многих др. областях: Д. техническая, Д. плазмы, Д. предвыборной ситуации и др.

ДИАГНОСТИКА

греч. diagnostikos - способный распознавать). Диагностический процесс. Учитываются особенности диагностического мышления врача и значимость клинических признаков болезни, данных лабораторных исследований (биохимических, серологических, рентгенологических, электрофизиологических, патопсихологических и др.), роль социально-психологических, средовых и микросредовых факторов. Для последующего лечения и социально-трудовой реабилитации больного большое значение приобретает ранняя психиатрическая диагностика.

ДИАГНОСТИКА

от греч. diagnostikos - способный распознавать] - 1) раздел медицины, изучающий признаки болезней, содержание и методы исследования больного, а также принципы установления диагноза; 2) процесс распознавания болезни и изучения индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей больного, включающий в себя всестороннее медицинское обследование, анализ полученных результатов, их интерпретацию и обобщение в виде диагноза.

Диагностика

греч. diagnostikos - способный распознавать) - идентификация болезни, синдрома, болезненного состояния, симптома, отклонения согласно принятой в психиатрии модели соответствующего расстройства. Обычно предполагает тщательное обследование с применением всех существующих ныне методов исследования с целью получить достаточный объем достоверной информации о состоянии пациента, изучение, анализ и синтез такой информации. Операциональная диагностика – установление диагноза по принятому стандарту критериев определенного психического расстройства (это, например, набор симптомов, критерий времени (например, в течение 1-го месяца, 2-х лет), критерий течения (периодическое, любое другое течение). Диагностика номотетическая (греч. nomos – закон, thesis – положение, утверждение) – классический подход к идентификация расстройства по перечню наиболее характерных его признаков. При этом учитываются все остальные признаки, но им придается дополнительное диагностическое расстройство. Диагностика политетическая – идентификация расстройства по перечню свойственных ему признаков с указанием количества последних, достаточных для диагноза. Например, если из 10 признаков у пациента присутствуют 2 или 3, этого считается достаточным для установления диагноза.

Диагностика

в клинической психологии) - идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Термин используется по аналогии с медицинской моделью для указания на необходимость классификации и категоризации; предполагается, что диагностические категории определены. Диагностический тест - любой тест или процедура, используемые с целью точного определения характера и происхождения нарушения способности или расстройства. В психологии "диагностический" относится скорее к определению конкретного источника проблем индивида в какой-то области. Диагностическое интервью - распространенная процедура в клинической обстановке, при которой клиент или пациент интервьюируется с целью получения некоторого приемлемого определения характера расстройства и его этиологии и для планирования метода лечения. Дифференциальная Д. направлена на определение того, какая из двух (или более) схожих болезней (расстройств, состояний, пр.) имеется у индивида. Диагноз психологический - конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д. п. - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности. Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечал, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных. Важнейшим элементом Д. является выяснение в каждом отдельном случае того, почему определенные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Именно поэтому второй ступенью в развитии Д. п. является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Высший уровень - типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития". Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории Д. в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики.

Признаки - это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и регистрировать.
Категории - это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их принято называть "латентными переменными".
Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название "диагностические факторы".
Трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и тот же внешний поступок ребенка - к примеру, вырвал листок из дневника, может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как, повышенный уровень скрытого фактора "склонность к обману" или повышенный уровень другого скрытого фактора "страх наказания". Для однозначного вывода одного симптома или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.
Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый - носитель предполагаемого скрытого фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре.
Обследование - это применение готового, уже разработанного теста. Его результат - сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого).
Дифференциально-диагностическое исследование - это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности либо на выявление диагностических признаков или "эмпирических.индикаторов", по которым можно получать информацию о заданном свойстве.
Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно следующих особенностей: высокого уровня развития "креативности" (изобретательности и гибкости мышления), среднего уровня "вербального интеллекта" (речевого мышления), сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт "социальной экстраверсии" (повышенной коммуникабельности, общительности), "внутреннего локуса контроля" (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность),
"проницаемости границ «Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации достижения социального успеха и т. п.
Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) - одна из причин внутренних кризисов в развитии личности.
Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает распутать клубок внутреннего конфликта.
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один из простейших вариантов "диагностограммы" - психодиагностический профиль.
Статистическая норма - это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.
Акцентуацией называется значимое отклонение от нормы (выход за пределы среднего диапазона), а данная личностная черта называется "акцентуированной" . Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления "патохарактерологических" признаков.
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу текста, но недопустимо - 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1 ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна "тянуть" вниз социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано на нормативы, а не на статистические нормы.

Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных науках их принято называть «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка (вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора «склонность к обману» или повышенный уровень другого скрытого фактора «страх наказания»). Для однозначного вывода одного симптома (одного поступка), как правило, недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов, то есть серию поступков в разных ситуациях.

Диагностический вывод - есть переход от внешне наблюдаемых симптомов к уровню скрытых категорий.

    Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

Количественный подход (стандартизированный метод):

Стандартизация (standart - типовой) – есть единообразие процедуры оценки выполнения методики и проведения теста.

Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

Особенности:

    Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

    Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

Качественный подход (клинический метод):

Анализ индивидуального случая. Не патология!

Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

Особенности:

    Строго индивидуальный метод.

    Психометрически не обоснован.

    Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

5.Психологический диагноз. Причины диагностических ошибок. Требования к психологическому диагнозу.

Диагноз – от греч. Распознавание.

Медицинское понимание диагноза:

    Симптом – с греч. Признак какой-либо болезни. Делятся на два вида – субъективные (интероцептивные ощущения) и объективные (результаты измерения6 анализ крови, ЭКГ).

    Синдром – с греч. Сцепление. Закономерное сочетания симптомов, обусловленных единым патогенезом (патология), рассматриваемое как самостоятельное заболевание, либо как стадия какого-либо заболевания.

    Диагноз – определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.

Медицинское понимание диагноза прочно связано с болезнью, отклонением от нормы. Такое понимание господствовало и в психологии, то есть психологический диагноз – это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.

С. Розенцвейг предлагал применять диагноз исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений.

Психологический диагноз оказывается шире, чем в медицине. И в норме, и в патологии. А в норме необязателен поиск каких-либо нарушений или расстройств.

Психологический диагноз (Бурлачук Л.Ф.) – результат деятельности психолога, направленный на выяснении сущности индивидуально-психических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций психотерапевтичекого и психокоррекционных воздействий, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – есть установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Требования к психологическому диагнозу.

    Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный (предметность, причинность, наличие противоречий) характер.

    Психологический диагноз – результат системной технической диагностики. Описываются не только отдельные единицы анализа, но и их соотношение. Вскрываются причины подобных соотношений и делается на основании такого анализа прогноз поведения. Диагноз по одной методике не ставится.

    Психологический диагноз должен быть структурированным. Параметры психического состояния человека должны быть приведены в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного возникновения. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты обрабатывают в форме диагностограмм. Простейший вариант – психодиагностический профиль.

Причины диагностических ошибок.

В качестве источников неточностей, ошибок А. Левицкий усматривает: недостаточность времени, отпущенного на обследование, отсутствие надежных источников информации об испытуемом и низкий уровень наших знаний о законах, управляющих нарушениями поведения.

Более полный разбор причин диагностических ошибок представлен у 3.Плевицкой, выделившей их две основные группы.

Ошибки, связанные с разбором данных :

ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);

ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную, различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми);

ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.

Ошибки, связанные с переработкой данных:

эффект «первого впечатления» - ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

ошибка атрибуции - приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

ошибка ложной причины;

познавательный радикализм - тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

познавательный консерватизм - предельно осторожная формулировка гипотез.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции