12.03.2020

Запись зубной формулы. Графико-цифровая система. Как в стоматологии нумеруются зубы Заполнение зубной формулы по международной номенклатуре


Запись зубной формулы графико-цифровая система

87654321 12345678
87654321 12345678
V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V
постоянные зубы
5
временные зубы
V

Запись зубной формулы Международная двузначная система ВОЗ

1
2
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
4
3
6
5

постоянные зубы

8
7
временные зубы

Запись зубной формулы

С – кариес
Р – пульпит
Pt – периодонтит
П – пломба
О – отсутствующий зуб
К – коронка
R - корень

Индексы для оценки распространенности и интенсивности кариеса

Распространенность кариеса

лица, у которых найдены
те или иные проявления кариеса
Х
общее количество обследованных
100%

Интенсивность кариеса зубов

Интенсивность кариеса постоянных зубов
Индекс КПУз – сумма кариозных,
пломбированных и удаленных зубов.
Индекс КПУп – сумма поверхностей,

удаленных зубов.
O
C
П
С
Pt
17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27
47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37
О
C2
П3 П
КПУз =
КПУп =

Интенсивность кариеса зубов

Интенсивность кариеса временных зубов
Индекс кпз – сумма зубов, пораженных
кариесом и пломбированных.
Индекс кпп – сумма поверхностей, пораженных
кариесом и пломбированных.
Р
С2 С
C
55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
О О
Рt3
кпз =
кпп =

Интенсивность кариеса зубов

Интенсивность кариеса зубов в период
сменного прикуса
Индекс КПУз+кпз - сумма постоянных и
временных зубов, пораженных кариесом,
пломбированных, удаленных постоянных
зубов.
Индекс КПУп+кпп - сумма поверхностей
постоянных и временных зубов,
пораженных кариесом, пломбированных,
удаленных постоянных зубов.

10. Интенсивность кариеса зубов

O
C
П
С2
16 55 54 53 12 11 21 22 63 64 65 26
46 85 84 83 42 41 31 32 73 74 75 36
О
C2
O
C
П С2

6 V IV III 2 1 1 2 III IV V 6
О
C2
КПУз+кпз =
КПУп+кпп =

11. Среднегрупповая интенсивность кариеса зубов

сумма индивидуальных интенсивностей
количество обследованных в группе

12. Уровни интенсивности кариеса по ВОЗ для 12-летних детей

КПУ = 0 – 1,1 очень низкий уровень
КПУ = 1,2 – 2,6 низкий уровень
КПУ = 2,7 – 4,4 средний уровень
КПУ = 4,5 – 6,5 высокий уровень
КПУ = 6,6 и выше – очень высокий уровень

13. Прирост интенсивности кариеса

изменение индекса интенсивности кариеса
за какой-либо промежуток времени
(например, через 1 год).
индивидуальный
среднегрупповой

14. Редукция прироста интенсивности кариеса (по Лубоцкой)

Мк - Мо
Х
Мк
100%
Мк – прирост среднегрупповой интенсивности
кариеса в контрольной группе
Мо - прирост среднегрупповой интенсивности
кариеса в опытной группе

PAGE 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия № 3

по разделу

IV семестр).

Тема: Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей, зубные ряды (индексы КПУ, кп, кп+КПУ).

Цель: Изучить варианты строения зубов у детей. Уметь выявлять патологические отклонения в строении и структуре рядов и зубов с выяснением возможных причинных факторов и отличать от физиологических вариантов развития зубочелюстной системы.

Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП № 1.

Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук .

Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

План занятия

Этапы занятия

Оборудование

Учебные пособия и средства контроля

Место

Время

в мин.

1. Проверка исходных данных.

План содержания занятия. Ноутбук.

Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентации.

Комната гигиены (поликлиники).

2. Решение клинических задач.

Ноутбук, таблицы.

Наборы временных и постоянных зубов.

Бланки с контрольными ситуационными задачами.

— || —

74,3%

3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

Лекции, учебники,

дополнительная литература, методические разработки.

— || —

Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираются особенности строения временных и постоянных зубов, признаки нормы и патологии. Далее разбирают возможные записи зубной формулы: графико-цифровая и международная двузначная системы. Преподаватель со студентами разбирают запись и подсчет индекса интенсивности кариеса зубов, в зависимости от прикуса (временный, сменный и постоянный). Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

  1. Особенности строения временных резцов и клыков.
  2. Физиологические варианты строения временных моляров.
  3. Количество временных зубов у ребенка, их обозначение в зубной формуле.
  4. Количество постоянных зубов, обозначение в зубной формуле.
  5. Отклонения в строении зубных рядов при патологии.
  6. Физиологические (возрастные) изменения прикуса и структуры зубов (тремы, диастемы, стирание, прямой прикус).
  7. Признаки патологии зубов (количества, формы, цвета, увлажненности, блеска эмали и т.д.).
  8. Что такое зоны риска и где они располагаются?

Этапы обследования зубов

Этап

Норма

Патология

Определение размеров зубов (с помощью зеркала).

Зубы соответствуют средним размерам их групповой принадлежности.

Размеры могут быть увеличены или уменьшены.

Определение формы (целостности) коронки и эмали (с помощью зеркала).

Форма коронки соответствует групповой принадлежности. Эмаль гладкая, без трещин и других деформаций.

Форма может быть изменена, в том числе из-за травмы. Разрушение коронок кариоз-ным процессом. Образование участков гипоплазии эмали. Образование участков гиперплазии эмали. Наличие трещин эмали. Повышенная сгораемость зубов.

Определение цвета коронки зуба, пятен, налета (с помощью зеркала).

Временные зубы голубовато-белые, постоянные - белые с желтоватым оттенком, светло-желтые, белые. Отсутствуют пятна, нет отложений на зубах.

При кариесе цвет меловой, коричнево-черный.

При гипоплазии и флюорозе - меловой, желтая пигментация, пятнистость.

При наследственных нарушениях от желтого до коричневого, при гибели пульпы - серый, при кровоизлиянии в пульпе - розовый.

После лечения - окрашивание препаратами.

Мягкие и (или) твердые зубные отложения.

Определение блеска эмали (с помощью зеркала).

Выраженный блеск.

При кариесе и флюорозе блеск отсутствует.

Определение состояния поверхности эмали (зондирование).

Поверхность эмали гладкая, зонд фиксируется в естественных фиссурах и ямках.

При кариесе поверхность эмали шероховатая, размягченная, зонд фиксируется в полостях. При некариозных поражениях - плотная, шероховатая, бугристая.

Определение состояния эмали и дентина (с помощью зеркала и зонда).

Эмаль и дентин сохранены на всех участках коронки.

При кариесе эмаль и дентин могут быть разрушены с образованием полости, при некариозных поражениях могут быть углубления, бороздки на эмали, повышенное стирание эмали, дентина.

Для записи зубной формулы используются:

  1. Графико-цифровая система.

Зуб обозначается цифрой (порядковым номером), помещенной в соответствующий квадрант:

Постоянные зубы

Верхняя челюсть

Справа слева

Нижняя челюсть

Временные зубы

Верхняя челюсть

Справа слева

Нижняя челюсть

  1. Международная двузначная система. Зуб обозначается двумя цифрами: 1-я - номер квадранта, 2-я - порядковый номер зуба.

Для постоянных зубов обозначение квадрантов следующее:

Для временных зубов обозначение квадрантов следующее:

при этом порядковый номер временного зуба записывается так же, как и постоянного зуба - арабской цифрой.

Примеры: зуб 17 = 7 - постоянный второй моляр верхней челюсти справа.

При клиническом обследовании полости рта особое внимание необходимо обращать также на зоны риска в области зубов. К таким зонам относятся фиссуры (бороздки) на жевательной поверхности моляров и премоляров, пришеечная область зубов, контактные поверхности. В этих местах часто при видимом отсутствии патологии она может носить скрытый характер. В глубине фиссур и на контактных поверхностях - скрытое кариозное поражение, в пришеечной зоне под слоем зубного налета - очаговая деминерализация эмали, нарушение зубодесневого соединения, поддесневой зубной эмали, патологический карман.

Отличие зубов временного и постоянного прикусов

Признак

Временный прикус

Постоянный прикус

Количество зубов

28-32

Групповая принадлежность

Резцы, клыки, моляры

Резцы, клыки, премоляры, моляры

Размер коронок

Меньший

Больший

Соотношение ширины и высоты

Преобладает ширина

Преобладает высота

Цвет

Бело-голубой

Бело-желтый

Переход коронки в шейку

Резкий за счет эмалевого валика

Плавный

Самая широкая часть коронки

Пришеечная

Экваториальная

Ретенционные пункты

Фиссуры неглубокие, ямки отсутствуют

Фиссуры и ямки глубокие

Выраженность бугров коронок

После 3-4 лет в норме частично стираются

В норме в детском возрасте не стираются

Расположение зубов в зубном ряду

В первом периоде временного прикуса плотное, во втором периоде появляются тремы

В норме без трем и диастем

Подвижность зубов

В период физиологической резорбции нарастает

В норме отсутствует

Расположение корней

У однокорневых выражен вестибулярный изгиб, у многокорневых корни расходятся широко.

Выражен признак угла корня

Толщина твердых тканей зуба

Меньшая

Большая

Степень минерализации

Меньшая

Большая

Наличие "иммунных зон" эмали

Отсутствует

Выражены в области бугров, режущего края

Размер полости зуба

Относительно большой, корневые каналы широкие.

Относительно большой после прорезывания, ширина корневых каналов варьирует, с возрастом полость зуба уменьшается, корневые каналы суживаются.

Строение дентинных каналов

Короткие, широкие

Уже, длиннее, с анастомозами

Схема ориентировочной основы действия –

изучения вариантов строения зубов у детей. Методика проведения осмотра

Этапы диагностики

Средства и условия обследования

Критерии и формы самоконтроля

Жалобы больного (матери ребенка).

Осмотр матери и ребенка.

Жалоб может и не быть при начальных формах кариеса, флюорозе, гипоплазии, хронической травме зубов, наличии зубных отложении, адентиях, хронических пульпитах, периодонтитах и т.д.

Анамнез:

2.1.

Жизни ребенка

Опрос матери ребенка, иногда выписка из истории болезни.

2.1.1.

Антенатальный период. Течение беременности у матери: токсикозы, гиповитаминозы, инфекционные заболевания.

При патологическом течении беременности может нарушиться минерализация коронок временных зубов, после прорезывания зубов могут стать кариесвосприимчивыми или быть пораженными гипоплазией.

Постнатальный период

а) Характер вскармливания.

Искусственное вскармливание способствует развитию кариеса.

б) Заболевания ребенка на первом году жизни.

Влияют на минерализацию постоянных зубов (гипоплазия системная, восприимчивость к кариесу).

в) Хронические заболевания: ревматизм, хр. тонзиллит и др. в период формирования зубов;

после формирования зубов.

Ведет к нарушению минерализации постоянных зубов.

Способствует появлению очаговой деминерализации в зонах риска.

г) Гигиена полости рта: с какого времени чистит зубы, чем, сколько раз, имеет ли индивидуальную зубную щетку, как часто производят её замену.

Низкий уровень гигиены полости рта способствует развитию кариеса у детей, появлению минерализованных зубных отложений, возникновению пародонтитов.

д) Характер питания ребенка. Потребление белков - степень кулинарной обработки пищи, наличие углеводов в рационе.

Полноценное питание и культура потребления углеводов, а также преодоление жевательной ленности оказывают влияние на самоочищение полости рта, ускоряет созревание эмали.

2.1.2.

Заболевания: с какого времени появились пятна на зубах, стали разрушаться зубы.

При появлении пятен на зубах в период прорезывания можно судить о нарушении минерализации, появление их в более поздние сроки и нарушение целостности эмали (дефект эмали говорит о наличии осложненного или неосложненного кариеса).

Объективное обследование больного, общий осмотр.

а) определите вид ребенка, степень его физического развития, со стояние кожных покровов, тип дыхания.

Внешний осмотр

Бледный, худой, астенического телосложения ребенок часто страдает множественным кариесом.

Полный, рыхлый, гиперстенического типа сложения ребенок имеет предрасположенность к развитию кариеса.

Ротовое дыхание благоприятствует развитию кариеса.

б) Состояние лимфатических узлов: поднижнечелюстных, шейных, подбородочных.

Пальпация лимфоузлов.

Увеличенные лимфоузлы пальпируются при хронических заболеваниях и множественном осложненном кариесе.

в) Слюнные железы: секреция, характер слюны.

Осмотр с помощью

зеркала.

Гипосаливация и повышенная вязкость слюны способствует развитию кариозного процесса, воспалительных заболеваний полости рта.

г) Слизистая оболочка преддверия и полости рта, зоны риска слизистой (уздечки, губы и язык, десневая бороздка, ретромолярный треугольник.

Осмотр с помощью

зеркала.

Хронические воспалительные заболевания миндалин, полости рта способствуют развитию множественного кариеса (страдает гигиена полости рта).

д) Заполнение зубной формулы, подсчет индексов:

кп - временный прикус

кп + КПУ – сменный прикус

КПУ – постоянный прикус.

Осмотр с помощью зеркала и зонда.

Выявление

к – кариозных временных зубов

к - кариозных временных зубов

п - пломбированных временных зубов

К - кариозных постоянных зубов

П - пломбированных постоянных зубов

У - удаленных постоянных зубов

по поводу осложненного кариеса.

Ситуационные задачи

  1. Определите и запишите зубную формулу ребенка 5-и лет, он имеет все временные зубы.
  2. Ребенок 8-и лет кроме временных имеет в прикусе все первые постоянные моляры и постоянные резцы верхней и нижней челюсти. Какой это прикус?
  3. Ребенок 13 лет имеет все постоянные зубы. Запишите его зубную формулу.
  4. У ребенка 4-х лет прямой скользящий прикус. Норма это или патология?
  5. У ребенка 13 лет в зубной формуле отсутствуют верхние боковые резцы. Ваша тактика в оценке уровня здоровья?
  6. У ребенка 13 лет сформирован постоянный прикус, имеется широкая диастема, между центральными резцами имеется шиловидный зуб. Диагноз?
  7. У ребенка 7 лет не стерты моляры и клыки. Норма это или патология?

Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

«Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

Профилактический раздел.

А. ОСНОВНАЯ.

  1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
  2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
  3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
  4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
  5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
  6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
  7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
  8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
  9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
  10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
  11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
  12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
  13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
  14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

  1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
  2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
  3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
  4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
  5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
  6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
  7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

С 2005 года

  1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
  2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
  3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
  4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
  5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

Электронные учебные пособия

  1. Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
  2. Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
  3. «О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
  4. Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
  5. Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
  6. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
  7. Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

  1. Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300 Mb .

Видеофильмы

  1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
  2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

Большинство из нас, сидя в кабинете стоматолога, слышали странные числовые термины, используемые врачами для обозначения проблемных зубов - «шестерка», «восьмерка», «тройка» и т.д. Чем обусловлен выбор такой терминологии? Тем, что современная стоматология пользуется специальной системой нумерации зубов.

Задача системы нумерации зубов - оптимизировать диагностику полости рта пациента и максимально конкретно внести полученную информацию в его амбулаторную карту.

По каким же принципам нумеруются зубы? Прежде всего, исходя из особенностей строения челюсти человека.

Каждый человеческий зуб имеет строго индивидуальную конфигурацию, обусловленную выполняемыми им каждодневными задачами. Одни зубы предназначены для откусывания пищи, а другие - для ее пережевывания.

С целью их безошибочного обозначения, так, чтобы сразу стало понятно, о каком конкретном зубе идет речь, и была придумана система нумерации.

Нумерация начинается с середины зубного ряда по направлению влево и вправо от него.

Два передних зуба или резца, задачей которых является откусывание пищи, обозначаются номером 1, а идущие следом за ними номером 2.

Клыки, размещающиеся после передних резцов, предназначены для того чтобы откусывать и отрывать особенно твердую пищу и имеют порядковый номер 3.

Попадая в ротовую полость, откушенные кусочки пищи пережевываются идущими следом за клыками жевательными зубами. Они имеют название премоляры и обозначаются цифрами 4 и 5.

А для наиболее эффективного измельчения и пережевывания пищи существуют большие жевательные зубы или моляры, рабочая поверхность которых имеет характерные бугорки. Их порядковый номер - 6, 7 и 8, называемые зубами мудрости.

Конечно, нумерация сильно облегчает их обозначение. Но как узнать в какой части челюсти находится заданный зуб: в верхней челюсти или нижней, слева или справа? Для этого человеческую челюсть визуально поделили на четыре части или сегмента.

Отсчет зубов по сегментам производится с правой стороны верхнего ряда по часовой стрелке. Таким образом, зубы находящиеся в первом сегменте (верхний ряд справа) будут называться десятками, а во втором сегменте (верхний ряд слева) - двадцатками.

На нижнем левом ряду находятся тридцатки, а в правом - сороковые. Называя обследуемый зуб, его порядковый номер добавляют к номеру сегмента, в котором он расположен. И таким образом, получается, что у каждого зуба есть свой индивидуальный номер.

Несколько иным методом нумеруют зубы в детской стоматологии, что связанно с особенностями анатомии детской челюсти. Прорезывание молочных зубов, происходящее в возрасте от 4 до 6 месяцев, совпадает со временем начала формирования зачатков постоянных зубов.

Если ребенку пятилетнего возраста сделать рентгеновский снимок челюсти, на нем будут визуализироваться и молочные, и постоянные зубы.

А так как последние уже имеют свою нумерацию с 11 по 48, то для счета молочных используют следующие десятки.

В верхнем ряду справа будут находиться пятидесятые зубы, а слева - шестидесятые. Нижний левый ряд занимают семидесятые, а правый - восьмидесятые. Так что теперь, зная особенности счета молочных зубов, родители уже не будут так удивляться заявлению врача о требующем лечения 72-ом зубе.

Видео: зубы человека

Основные системы

На сегодняшний день существует несколько основных систем нумерации.

  • Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера.
  • Система Хадерупа.
  • Международная двухцифровая система Виола.
  • Универсальная цифровая буквенная система.

Каждая из них по своему удобна и имеет свои особенности исчисления постоянных и молочных зубов.

Квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера

Система Зигмонди-Палмера или, как ее еще называют, квадратно-цифровая система была принята в 1876 году и до сих пор используется для обозначения зубов у детей и взрослых.

Для счета постоянных зубов используют арабские цифры от 1 до 8, а для молочных - римские от I до V. Само исчисление начинается с середины челюсти.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Зигмонди-Палмера

Стандартная квадратно-цифровая система Зигмонди-Палмера чаще всего используется врачами-ортодонтами и челюстно-лицевыми хирургами.

Система Хадерупа

Система Хадерупа отличается использованием знаков «+» и «-» для обозначения верхнего и нижнего ряда зубов соответственно. А вычисление зубов по системе производится при помощи совмещения арабских чисел с данными знаками.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Хадерупа

Молочные зубы обозначают арабскими цифрами от 1 до 5 с добавлением знака «0» и, по аналогии с постоянными зубами, знаками «+» и «-».

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Хадерупа

Международная двухцифровая система Виола

Двухцифровая система Виола, принятая Международной ассоциацией стоматологов в 1971 году получила широкое распространение в стоматологической практике.

Суть данной системы заключается в делении верхней и нижней челюсти пациента на четыре сегмента (по два на каждую челюсть) по 8 зубов. Причем у взрослых нумерация сегментов исчисляется цифрами с 1 до 4, а у детей - с 5 до 8.

Фото: Формула записи постоянных зубов по системе Виола

Фото: Формула записи молочных зубов по системе Виола

При необходимости назвать тот или иной зуб его обозначают двузначным числом, где первая цифра является номером сегмента, в котором он располагается, а вторая обозначает его порядковый номер.

С чем связано широкое распространение международной двухцифровой системы Виола? Прежде всего, с отсутствием букв и сложных формул, способствующим удобству ее использования и позволяющие быстро и точно передавать информацию о пациенте по телефону, факсу, электронной почте и т. д.

Универсальная цифровая буквенная система

Принятая американской ассоциацией стоматологов (ADA), универсальная буквенно-цифровая система отличается наличием своего буквенного обозначения, которое зависит от назначения зуба (резцы, клыки, моляры), а также цифрового обозначения его последовательности в зубном ряду.

Так, буквой I обозначают резцы (по два на каждый сегмент, а всего 8), С - клыки (по одному на каждый сегмент, а всего 4), P - это премоляры, число которых составляет 8 единиц, и моляры, обозначенные буквой M, число которых при наличии зубов мудрости составляет 12 единиц.

Фото: Формула записи постоянных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Фото: Формула записи молочных зубов по универсальной буквенно-цифровой системе

Также системой допускается исчисление зубов по сегментам с обозначением зубов, выполняющих одну и ту же функцию одним порядковым номером.

При этом, как и в системе Виола, используют число сегмента, в котором он находится, в результате чего каждый зуб приобретает свой двузначный порядковый номер.

Что касается молочных зубов, то, помимо использования буквенной формулы, их могут исчислять, начиная с правого верхнего зуба по часовой стрелке, используя при этом латинские буквы от A до K.

Зубы человека являются единственными органами, которые не подлежат восстановлению, их состояние играет важную роль в пищеварительном процессе.

Вредные привычки ускоряют процесс разрушения и становятся причиной для частого посещения специалиста.

Приходя на прием, пациент часто не может понять, о чем говорит врач, поскольку в стоматологии повсеместно используются формулы, предназначенные для наименования каждого типа зубов.

Типы зубов

Зубная система человека принадлежит к гетеродонтному типу. В соответствии с нормой насчитывается 32 зуба, но их количество может равняться и 28. У каждого есть свое предназначение. Стоматологические формулы помогают распределить коренные отростки по группам, основываясь на их форму, местоположение, назначение.

Подобная нумерация существенно облегчает работу специалистов. Для постоянных и созданы различные условные выражения (формулы), немного схожие по систематике построения.

Понять стоматолога не так сложно, достаточно разобраться в зубной формуле и запомнить её схему.

Ряды из зубных коронок представляют собой дуги, расположенные на верхней и нижней челюсти, состоящие из:

  • 4 (2 боковых, 2 центральных);
  • 6 (возможно 4).

Если говорить о молярах, их число может равняться четырём, что соответствует норме. Молярные зубы мудрости считаются дефектом и удаляются. Как говорят стоматологи, это пережиток прошлого времени. У древних людей они были незаменимы для перемалывания жесткой пищи, форма челюсти позволяла без проблем им прорезываться.

Видео об анатомии зубов:

До трёх-четырёх лет у малышей количество зубов ограничивается двадцатью. Их стартует примерно с полугода.

Выполняемые функции идентичны постоянным, при этом зубки отличаются характерными особенностями:

  • они гораздо меньше по размеру, обладают нежным, голубоватым оттенком;
  • дентин развит не так сильно, а пульпа заметно увеличена;
  • содержание минеральных соединений в эмали гораздо меньше.

Для подсчета необходимого количества зубов у малышей разного возраста создана обособленная формула:

N – нужное количество зубов
n – возраст ребёнка в месяцах

Например, 14 – 4 = 10 — в год и два месяца у ребенка будет 10 зубов. У такой системы есть существенный недостаток — ограниченный срок использования, после достижения двухлетнего возраста ребенком она уже не подходит.

Дуги у детей насчитывают десять зубов:

  • 4 резца – 2 боковых, 2 центральных;
  • 2 клыка;
  • 4 премоляра.

Разновидности зубных формул

При диагностировании болезней и проведении лечения в стоматологии используются специальные нумерации и обозначения коренных отростков для упрощения работы специалиста.

В таких формулах зубы могут обозначаться цифрами, символами или буквами.

Практикуются следующие системы:

  • универсальная порядковая, её другое название — американская буквенно-цифровая;
  • Зигмонди-Палмера;
  • Виола;
  • Хадерупа.

Все они актуальны, имеют свои отличия и успешно практикуются специалистами.

Универсальная (американская буквенно-цифровая)

Формула понятна для любого среднестатистического человека, не надо глубоко разбираться в медицине, чтобы её расшифровать.

Маркировка производится заглавными буквами, рядом отображается их количество на верхней и нижней дуге.

Цифры располагаются снизу и сверху, соответственно:

  1. I — резцы, в полном количестве 8 штук;
  2. C — клыки, 4 штуки;
  3. P — премоляры, 8 штук;
  4. M — большие коренные.

Детская формула изображается соответственно вышеуказанным обозначениям.

У ребёнка расчёт производится идентично. Единственная разница — отсутствие трёх пар моляров, и получается десять на одной дуге.

Формула Зигмонди-Палмера

Её создали ещё в 1876 году, но и сегодня широко используют в стоматологической практике. Она довольно легкая в чтении, её второе наименование — квадратно-цифровая. Костные образования маркируются последовательностью цифр от одного до восьми.

Насчитывается 32 зуба, для простоты в схеме проводится две условные линии по вертикали и горизонтали.

Каждая цифра обозначает четыре коренных отростка, расположенных параллельно друг другу на разных сторонах оси:

  • 1- центральные резцы;
  • 2 – боковые резцы;
  • 3 – клыки;
  • 4 и 5 – первые, вторые премоляры соответственно;
  • 6, 7, 8 – первые, вторые, третьи моляры соответственно.

Для различия расположения коронок используются символы — уголки.

Для молочных берутся римские цифры. Принцип остается тем же, единственная разница — отсутствие моляров.

Система Виола

Практикуется с 71 года прошлого столетия, рекомендована ВОЗ для практики в специализированных учебных заведениях.

Каждый отросток маркируется двумя цифрами. Первая, это квадрат местоположения зубов, их всего четыре. Счёт начинается слева направо и справа налево, беря начало от верхней дуги.

Расшифровывается это так:

  • Левая верхняя часть – 1, правая – 2;
  • Правая нижняя часть – 3; левая – 4.

Вторая цифра является порядковым номером зуба, отсчет ведется с единицы до восьми. Например, если болит 4 моляр на верхней челюсти справа, его номер соответствует 24. Расположенный слева аналогичный зуб имеет номер 14.

Формула, практикуемая для детей аналогична, но значения квадрантов берут начало с пяти.

Используя данную схему, важно знать основные принципы :

  1. С 6 года жизни у ребенка меняются верхние и нижние резцы, расположенные по центру — номера 51,61 и 81,71 на номера 11,21 и 41,31.
  2. Ближе к 9 годам меняются боковые резцы — 52, 62 и 82,72 на 12,22 и 42,32.
  3. К 10 годам вырастают клыки на нижней дуге.
  4. В 11 лет происходит замена верхних четверок.
  5. До 12 лет должна произойти замена верхних клыков, пятерок, нижних четверок, появляются премоляры.
  6. Возраст 12-13 лет отмечается как подростковый, к этому моменту полностью выпадают молочные моляры, на их месте вырастают моляры постоянные.

Формула Хадерупа

Разработана на основе системы Зигмонди-Палмера, отличие заключается в обозначении символом «+» верхней дуги и символом «-» нижней соответственно. Далее указывается номер отростка от одного до восьми.

Месторасположение знаков «+» и «-» может меняться, в зависимости от стороны расположения зубов (слева или права соответственно). Обозначения для детей немного отличаются, перед порядковым номером прописывается ноль.

Представленные системы имеют свои отличия, преимущества и недостатки. Так, например, универсальная формула неудобна для определения левой и правой стороны, это часто приводит к ошибкам в процессе лечения.

Подобная проблема может возникнуть и при использовании системы Хандерупа. Формула Зигмонди-Палмера практикуется и , для операций челюстно-лицевой части различных сложностей. В обычной диагностике и лечении велик шанс возникновения ошибок.

Оптимальным вариантом является система Виола. Она незаменима при диагностике различных заболеваний и их лечения.


Для обозначения каждого зуба в отдельности рядом с буквенным обозначением указывают цифровой индекс, например: І 2 - второй резец, Р 1 - первый премоляр, М 3 - третий моляр. Но такая схема записи не позволяет определить принадлежность зуба к верхней или нижней челюсти, к той или иной ее половине. При такой форме записи нет возможности определить, является зуб постоянным или временным.

Поэтому на практике для точного определения принадлежности зуба применяют различные способы записи зубной формулы при помощи комбинации символов и цифр (рис. 32).

Общим для всех способов записи зубной формулы является то, что для обозначения порядкового номера зуба используют сквозную нумерацию зубов в мезиодистальном направлении, где цифрой обозначают порядковый номер зуба в челюсти.

Одна из форм записи зубной формулы предполагает использование символов плюс (+) и минус (-) для определения принадлежности зубов к верхней или нижней челюсти. Знаком (+) определяют отношение зуба к верхней челюсти, а знаком (-) - к нижней. Принадлежность зубов к левой или правой половине челюсти определяется местом положения знаков плюс или минус. Например, если один из этих знаков располагается впереди цифрового обозначения зуба, то зуб относится к левой половине челюсти, если знак расположен после цифры - то к правой. Так, третий верхний левый постоянный зуб будет обозначен в виде (+3), а нижний правый постоянный моляр - в виде (6-). Для обозначения принадлежности зубов к временному прикусу используют десятичную цифровую запись порядкового номера зуба. Для обозначения верхнего левого временного клыка запись будет выглядеть как (+0,3), а для обозначения нижнего правого второго временного моляра - (0,5-).

Рис. 32. Способы записи зубной формулы

Наибольшее распространение получила форма записи зубной формулы, при которой весь зубной ряд разделен на четыре сегмента горизонтальной и вертикальной линиями. Таким образом, зубы верхней челюсти располагаются над горизонтальной линией, нижней челюсти - под ней. Зубы правой половины челюсти располагаются слева, а зубы левой половины челюсти - справа от вертикальной линии. Зубы временного прикуса обозначают римскими цифрами, постоянного прикуса - арабскими. Например, обозначения перечисленных ниже зубов выглядят следующим образом:




Методика записи зубной формулы, предложенная ВОЗ, заключается в том, что каждой половине челюсти присваивается цифровое обозначение. Отсчет начинается с верхней правой половины челюсти, которой присваивается цифровое значение 1 в случае обозначения зубов постоянного прикуса или цифра 5 - для временного прикуса. Далее обозначения половин челюстей производят по часовой стрелке в таком порядке: для постоянного прикуса левая половина верхней челюсти обозначается цифрой 2, временного прикуса - цифрой 6, нижняя левая - соответственно 3 и 7, правая нижняя - соответственно 4 и 8.

Таким образом, по методике ВОЗ обозначения имеют вид:

верхнего правого постоянного клыка - 13;

нижнего левого второго постоянного моляра - 37;

правого нижнего временного клыка - 83;

левого верхнего второго временного моляра - 65.


В случае обнаружения при осмотре полости рта пораженных зубов их состояние отмечают в зубной формуле следующими символами: С - кариес; Р - пульпит; Рt - периодонтит; R - корень; П - пломбированный; О - отсутствующий зуб. Буквенные обозначения соответствующих заболеваний проставляют в формуле над или под пораженным зубом. Например:

© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции