20.10.2019

Вокальный нервный тик у ребенка симптомы. Вокализация при аутизме и методы её лечения. Целительная сила творчества


Нарушение коммуникации является первичным диагностическим признаком расстройства аутистического спектра (РАС). Вокализация проявляется на первом году жизни ребенка, следовательно, является областью для исследования как потенциального поведенческого маркера аутизма.

Что такое вокализация

Вокализация – одинаковых звуков, которые проявляются у детей, прежде чем они учатся говорить. Для ребенка с аутизмом данное явление может продолжаться и на протяжении всей жизни, особенно, если его речь не развивается.

Вокализацию можно разделить на две категории:

  1. Речевые включают звуки согласных и гласных (например, баба, даба) и часто упоминаются как лепет.
  2. Внезапные — естественные, вегетативные звуки, которые не напоминают речь, такие как плач, смех, суматоха, а также необычные звуковые постановки, такие как визги и рычание.

Было обнаружено, что более высокая частота и продолжительная стойкость атипичных вокализаций присутствуют у детей с РАС и у младенцев с высоким риском развития синдрома, до появления речи.

Почему у пациентов с РАС проявляется вокализация

Причины невербального аутизма неизвестны. Доказано, что существует связь между совместным вниманием и вербальным общением. Совместное внимание возникает между двумя людьми, когда один привлекает другого к объекту посредством жестикуляции. Способность к нему в раннем возрасте играет значительную роль в развитии языка, а исследования указывают на серьезные упущения в совместном внимании у детей с аутизмом.

Для ребенка с аутистическим спектральным расстройством развитие коммуникации происходит по-разному и медленнее. Из-за сенсорных проблем дети-аутики могут казаться более заинтересованными в звуках окружающей среды, таких как журчание воды, треск огня, чем в обычном вербальном общении, могут быть отвлеченными или вообще не слышать, что говорят другие.

Никто точно не знает почему, но дети с РАС не подражают речи так же, как это делают другие, либо имитируют целые предложения (называемые эхом), не всегда понимая смысл того, что говорят. Среди детей-аутистов, которые не используют эхо, первые слова появляются намного позже: это могут быть числа или перечисление букв алфавита.

Многие аутисты используют невербальные методы общения: вокализацию, жесты, рисунки. Для родителей подобного рода коммуникация является трудным действием: одни пытаются «читать» каждое поведенческое проявление и связывать интуитивно с потребностями ребенка, а другие – развивают вербальное общение.

Методы лечения вокализации у детей с РАС

Обычно вокальные стереотипии мешают окружающим, а также самому ребенку, отвлекая его, например, от обучения в школе. Лечение вокализации у детей при аутизме в первую очередь направлено на устранение стереотипных поведенческих проявлений. Существуют методы, которые помогают бороться со стереотипией, среди которых:

  1. Обеспечение ребенку доступа к вокализации в определенном месте и в определенное время – так называемое «Время игры». Ребенок будет сопоставлять действия с условиями, и в течение дня их количество будет уменьшаться.
  2. «Блокировка» или «Перенаправление» – в период проявления вокализации необходимо всеми способами отвлечь малыша от данных действий. Важно не использовать открыто запреты, необходимо найти действия, которые будут отвлекать и «переключать». Например, задания на интервербальную реакцию («Где ты живешь?», «Как зовут твоих родителей?»), игры на эхо-реакцию (скажи «паровоз»), игры «повтори движение». Методы выбираются с учетом уровней функционирования ребенка. В результате игры от родителей или педагогов должны звучать слова похвалы. Данный метод не только уменьшит количество проявлений стереотипных вокализаций, но и стимулирует развитие осознанной речи.

Важно подходить к «переключению» плавно, чтобы не вызвать у ребенка отрицательную реакцию в виде истерики и агрессии.

  1. , основная часть терапии которой – это поощрение и мотивация. Методика позволяет развить бытовые умения, навыки социального взаимодействия и речевые способности. После проведения курса АВА терапии проявление вокализации и зацикленности снижается.
  2. Эрготерапия – методика позволяет адаптировать ребенка с РАС к окружающему пространству: ему становится проще находить связь и выражать свои потребности.
  3. Программа ТЕАССН – методика невербальной коммуникации, направленная на применение визуализации действий. У детей вырабатываются интуитивные и бытовые умения на фоне четких визуальных инструкций.

Нетрадиционные методы лечения вокализации при аутизме:

  • биоакустическая коррекция – терапия звуками и музыкой;
  • животная терапия – (лошади), канистерапия (собаки), (дельфины);
  • гомеопатия – применение гомеопатических препаратов по специальным диетических программах;
  • – успокоение и расслабление ребенка посредством воздействия на определенные точки на теле.

Важно: медикаментозных методов лечения вокализации нет, обычно назначаются препараты, которые устраняют отдельные симптомы заболевания: (), дисбактериоз (пробиотиками) и т.д.

Отзывы родителей на тему: «Как уменьшить вокализацию у ребенка с РАС»

Отзывы были взяты с сайтов: https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/603804122/ и https://sovet.kidstaff.com.ua/question-1887535

Положительные Отрицательные
Сын сутками произносил один и тот же набор звуков: «айяйяй» с монотонной интонацией. Это сводило с ума. Начали посещать индивидуальные занятия у логопеда трижды в неделю. Мы все набрались терпения, выполняли дома все указания. И уже через месяц заметили, что количество проявлений вокализации уменьшилось. Уже занимаемся полгода, и практически о данной поведенческой особенности забыли. Важно состояние ребенка не пускать на самотек. (Лия) Как посмотрю, все так на этом зацикливается, ну “мугыкает” себе под нос что-то ребенок, пусть. Не кричит, себе вред не наносит. А если это окружающих раздражает, так это им нервишки лечить надо! Аутичных детей нужно учиться воспринимать, а не «ломать» их и подстраивать под себя. (Ульяна)
У нас в садике в группе мальчик был, который постоянно себе что-то мычал под нос. Сначала воспитатели его ограждали от детей, и настаивали, чтобы его убрали с группы. А дефектолог настояла на обратном и начала активно с ним заниматься. Когда я через два месяца встретила этого мальчика в коридоре, его было не узнать. Он даже со мной поздоровался. А дочь сказала, что даже играет с ним, и никаких звуков посторонних и раздражающих он больше не издает. Главное найти правильного специалиста, и все решаемо! (Настя) Аутики особенные, они как инопланетяне на нашей планете, и вокализация им нужна, чтобы себя успокоить, настроиться на познание чего-то нового и т.д. Зачем их лишать данного способа. Учитесь просто понимать своего ребенка. (Оля)
У нас вокализирует дочь только когда рисует, тихонько каждое движение карандашом или кистью сопровождает продолжительным звуком «оооооо». Лишать ребенка рисования мы не стали, просто научились сами абстрагироваться от звука и не раздражаться. Совет родителям, если вокализация не столь агрессивная, просто тренируйте в себе чувство самообладания. Удачи всем и терпения! (Света) Мы борьбой с вокализацией занимаемся сами, так как грамотного специалиста, не нашли, а частники очень дорогие. В нашей стране «все для людей», наши крохи никому не нужны, вот и занимаемся самолечением. (Татьяна)
Я отвлекаю сына от стереотипии купанием и мытьем рук (если дома), вода его очень успокаивает и расслабляет, или включением любимого мультфильма (Смешарики мы любим), к счастью, планшет со всеми сериями всегда со мной. Найдите увлечения своего крохи и используйте его грамотно. (Ксения) У нас вокализация проявляется в виде визга, такая реакция на счастье и радость. Хорошее настроение = визг. Когда плохое – фыркает. И знаете, эти все звуки мне помогают понимать дочь. Не понимаю, зачем ее лечить. (Вера)
У нас психиатр грамотно подошла к этому вопросу, разработала целую программу с этапами. Занимаемся уже полгода, осталась только звуковая агрессия как проявление протеста. Скоро мы и ее преодолеем. Да, времени на занятия уходит много, но оно того стоит. За один день результата вы не увидите. (Лена) Нам, к сожалению, пока не один из известных методов не помогает справиться со стереотипными звуками «в никуда», бывают очень неуместные, например, в очереди к врачу (другие малыши раздражаются и начинают плакать и агрессировать, уже молчу о взрослых). Приходится ограждать сына от социума по максимуму. Надеюсь когда-то и мы эту проблему преодолеем. (Дарина)

Вывод

Вокализация проявляется обычно у всех “невербальных” детей с расстройством аутистического спектра. Признаки ее можно рассмотреть в раннем возрасте, и подобрать максимально эффективный метод коррекции с помощью дефектологов, логопедов и иных специалистов, участвующих в лечении аутизма.

Помните, стереотипия при РАС сильно мешает развитию ребенка и налаживанию контакта с внешним миром, следовательно, ее проявление необходимо научиться предотвращать.

Видео — Вокализации

Видео — Аутизм, стимимся, вокализируем, машем руками, однообразно играем. Ложка дегтя)

Тики – это непроизвольные движения и подергивания в каких-то мышцах. Нервные тики у детей встречаются достаточно часто, в МКБ-10 они обозначены кодом F95.

Обычно тики затрагивают глаза, рот и мимические мышцы, но могут появляться где угодно.

Чаще всего тики безвредны и быстро проходят. Иногда они превращаются в самостоятельное нервное расстройство, которое остается навсегда и заметно ухудшает качество жизни. В таком случае тики лечат разными средствами, включая лекарственные препараты и определенный режим.

Классификация тиков включает два типа: моторные и вокальные.

Моторные тики могут быть простыми и комплексными. Простые моторные тики могут включать закатывание глаз, зажмуривание, дерганье головой, носом, пожимания плечами.

Комплексные моторные тики состоят из серии последовательных движений. Например, прикосновение к чему-либо, имитацию движений других людей, неприличные жесты.

Тики у детей являются не столько непроизвольными движениями, сколько недобровольными. Ребенок испытывает потребность совершить движение, но до определенной степени может сдерживаться. После движения появляется своеобразное облегчение.

Вокальные тики проявляются разными звуками, мычанием, кашлем, выкриками и словами.

Различают следующие варианты вокальных тиков:

  • Простые вокальные тики – отдельные звуки, покашливания;
  • Комплексные вокальные тики – слова, фразы;
  • Копролалия – неприличные слова, ругательства;
  • Палилалия – повторение своих слов и предложений;
  • Эхолалия – повторение чужих слов;

Перечисленные условия позволяют отличить тик от рефлекторных сокращений мышц. Тик всегда можно воспроизвести.

  1. Тики чаще встречаются в детском возрасте.
  2. Считают, что около 25% детей подвержены тикам.
  3. У мальчиков подобные расстройства встречаются чаще, чем у девочек.
  4. Никто точно не знает, в чем причина тиков.
  5. Стресс или недостаток сна могут провоцировать тики.

Тики часто ассоциируют с синдромом Туретта. Заболевание названо в честь французского врача Жоржа Жиль де ла Туретта, который в 1885 году обследовал нескольких пациентов с моторными и вокальными тиками.

Преходящие тики

Такие нервные расстройства появляются в детстве и могут продолжаться несколько недель или месяцев. Они включают в себя движения на уровне головы и шеи. Чаще это только моторные тики. Преходящие тики возникают в возрасте 3 – 10 лет. Мальчики более подвержены таким тикам, чем девочки. Обычно симптомы расстройства проявляются не более года и часто меняют свою локализацию. Короткие эпизоды могут продолжаться на протяжении нескольких лет. Иногда они остаются незамеченными для окружающих.

Хронические моторные или вокальные тики

Хронические тики продолжаются больше года и обычно появляются в одних и тех же мышцах. Они обычно включают моргание и движения в шее.

Синдром Туретта

Для синдрома Туретта характерна комбинация моторных и вокальных тиков, которая проявляется не менее одного года.

Обычно тики начинаются мягко и постепенно. Для них характерны своеобразные периоды приливов и отливов. Больные с синдромом Туретта часто описывают своеобразное ощущение предвестника тика, которое позволяет им этот тик заметить. Это может быть, например, жжение в глазах перед морганием или зуд кожи перед пожиманием плечами.

Обычно тяжесть заболевания усиливается во время полового созревания.

Копролалия, которую считают типичной для синдрома Туретта, на самом деле встречается только в 10 – 30 процентах случаев у взрослых и очень редко у детей. Большинство людей могут подавлять свои тики только на протяжении короткого времени.

Дети с синдромом Туретта отмечают ослабление симптомов во время каких-то интересных занятий, например, во время компьютерных игр. Усиливаются тики в те периоды, когда ребенок отдыхает после трудных периодов и стрессов, например, после посещения школы.

Синдром Туретта в три раза чаще встречается у мальчиков.

Причины

Причинами нервных тиков у детей считают наследственную предрасположенность и нарушение баланса некоторых медиаторов в центральной нервной системе, например, допамина.

Известно, что препараты из группы нейролептиков уменьшают выраженность тиков. Эти лекарства снижают активность допамина в головном мозге. С другой стороны, стимуляторы нервной системы, которые повышают активность допамина, одновременно стимулируют развитие тиков.

PANDAS-синдром

Другой причиной тиков у детей может быть PANDAS-синдром, вызванный так называемым гемолитическим стрептококком группы А. Признаками этого расстройства являются:

  1. Наличие навязчивого состояния или тиков;
  2. Возраст ребенка до начала полового созревания;
  3. Внезапное начало и такое же быстрое выздоровление;
  4. Связь по времени между инфекцией и тиками;
  5. Дополнительная неврологическая симптоматика в виде гиперреактивности или других непроизвольных движений.

Считают, что после стрептококковой инфекции развивается своеобразная аутоиммунная реакция, когда организм атакует некоторые части собственной нервной системы.

Тики обычно начинаются в раннем детстве и затем постепенно усиливаются с возрастом. Максимальные проявления бывают у подростков. Прогноз скорее благоприятный. Большая часть людей постепенно избавляются от тиков и проявлений синдрома Туретта.

В течение всей жизни возможны рецидивы заболевания, которые связаны со стрессом и травматическими событиями.

Проявления тиков

Для того, чтобы оценить выраженность тиков у детей, применяют специальные опросники и проводят клиническое обследование. Это позволяет установить, имеют ли место преходящие тики, хронические тики или синдром Туретта.

Важным моментом является указание на то, что больной способен некоторое время сдерживать позывы. Это отличает их от других двигательных нарушений, таких как:

  • Дистония – своеобразное повторяющееся напряжение мышц, проявляющееся различными движениями и ненормальными позами;
  • Хорея – медленные непроизвольные движения в руках;
  • Атетоз – медленные судороги в руках;
  • Тремор – повторяющиеся мелкие движения или дрожь;
  • Миоклонус – отдельные внезапные сокращения мышц.

Другие причины тиков

Кроме синдрома навязчивых состояний и гиперактивности, существуют и другие неврологические заболевания, которые проявляются так же, как тики:

  • Шизофрения;
  • Аутизм;
  • Инфекции – губчатый энцефалит, нейросифилис, стрептококковые инфекции;
  • Отравления окисью углерода;
  • Прием лекарств – антипсихотики, антидепрессанты, препараты лития, стимуляторы, противосудорожные средства;
  • Наследственные и хромосомные заболевания – синдром Дауна, синдром Кляйнфельтера, болезнь Вильсона;
  • Травмы головы.

Лечение

Большая часть тиков, включая синдром Туретта, требуют только незначительного вмешательства. Обычно необходимо обучение самих детей и членов их семей.

Чаще всего целью лечения нервных тиков у детей не ставят полное подавление симптомов. Нет смысла бороться с каждым проявлением. Достаточно справиться с дискомфортом и научить детей контролировать свои тики.

Если у ребенка синдром Туретта, членам его семьи придется понять особенности этого заболевания.

Тики могут менять локализацию, частоту и выраженность своего проявления.

Окружающим важно понять, что тики у ребенка – это не распущенность, а болезненное состояние. Со временем навязчивые движения и звуки ослабевают или усиливаются.

Хорошим примером может быть потребность в моргании. Все люди могут какое-то время не моргать, но рано или поздно им придется моргнуть. Примерно то же самое происходит с тиками. Больной может более или менее успешно сдерживаться, но всегда есть шанс, что тики проявятся.

Родственники должны понять, что ребенок не сможет постоянно сдерживать признаки синдрома Туретта. Рано или поздно болезнь даст о себе знать.

Психологическое вмешательство

Лечение тиков у детей может быть ограничено психокоррекцией без использования таблеток. Известно, что стресс провоцирует развитие тиков. Суть психологического консультирования будет заключаться в определении провоцирующих факторов. Это могут быть занятия в школе, посещение магазинов, пребывание дома. В случае синдрома Туретта не только сам травмирующий фактор, но и последующее его переживание может усиливать тики.

Приемы релаксации

В большинстве случаев приемы расслабления помогают больному справиться с тиками. Сюда относят разные виды массажа, прием ванны, прослушивание музыки. Расслабление с концентрацией на чем-нибудь приятном помогает уменьшить выраженность тиков. К подобным мероприятиям относят компьютерные игры или просмотр видео.

Некоторым детям становится лучше во время физических упражнений и занятий спортом, где они могут выплеснуть энергию. Это можно делать во время перемен в школе или после занятий где-нибудь в парке.

Считают полезным использование боксерского мешка, который помогает выплеснуть энергию и полезен для контроля над агрессией.

Концентрация на воображаемых сценах

Так же, как при игре в компьютерные игры, концентрация на ярких воображаемых образах может улучшить состояние детей с тиками. Ребенку предлагают сконцентрироваться на приятной воображаемой сцене без акцента на проявлениях тика.

Замещающие процедуры

Данная техника очень распространена и в большинстве случаев эффективна. Ребенку предлагают воспроизводить то движение, которое бывает у него навязчивым. Обычно в удобной обстановке, на перемене или в укромном уголке ребенок повторяет то, что ему мешает. После многочисленных повторений начинается период восстановления, когда тик не может проявляться. Ребенка учат так распределять время, чтобы спокойный период приходился на наиболее ответственные моменты в течение дня.

Изменение привычек

Ребенка можно научить контролировать свой тик и выполнять движения менее заметным способом. Например, если тик проявлялся резкими кивками головы, можно попробовать воспроизводить навязчивое движение только напряжением мышц шеи. Это удается сделать произвольно. Иногда приходится задействовать мышцы-антагонисты, которые не позволят двигаться выбранной части тела.

Лекарственные средства

Первое, что нужно понять, это то, что не существует универсального рецепта. Медикаментозное лечение может уменьшить выраженность тиков, но, скорее всего, не подавит их полностью.

Родителям следует выбрать такой режим терапии, при котором лекарства не будут слишком нарушать способность ребенка к обучению и его социальную адаптацию.

Не все препараты могут быть эффективны у конкретного пациента.

Для начала всегда используют минимальную дозу, которую постепенно увеличивают до достижения терапевтического эффекта или до появления побочных эффектов.

На этом этапе следует повторно информировать родителей по поводу периодов прилива и отлива в развитии симптомов нервного тика у ребенка. Уменьшение навязчивых движений может быть связано не с эффектом лекарств, а с естественным течением заболевания.

Основные препараты для лечения тика – это нейролептики и клонидин.

Нет никаких жестко установленных принципов для выбора препарата первой линии. Лекарства выбирают на основании личного опыта лечащего врача и с учетом побочных эффектов. Если одно лекарство не помогло, его меняют на другое.

Нейролептики

Эта группа лекарственных средств очень часто применяется у людей с психозами. Нейролептики были первой группой препаратов, которые оказались эффективными при лечении синдрома Туретта. Их называют антагонистами допамина. Среди побочных эффектов нейролептиков выделяют дистонию и акатизию (двигательное беспокойство). Эти симптомы могут появиться после приема первой дозы препарата. Существует множество других побочных эффектов нейролептиков. Наиболее грозным является так называемый злокачественный нейролептический синдром. Проявляется он судорогами, резким повышением температуры тела, колебаниями артериального давления, нарушением сознания.

Клонидин

К другой группе препаратов относится клонидин. Это средство применяют для терапии высокого артериального давления или для лечения мигрени. При лечении тиков клонидин проявляет меньше побочных эффектов, чем нейролептики.

Ассоциированные состояния

Кроме самих тиков, дети с синдромом Туретта могут быть подвержены сопутствующим состояниям. К ним относят синдром навязчивых состояний и синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Синдром навязчивых состояний

Синдром навязчивых состояний – это нервное расстройство, при котором у ребенка появляются навязчивые мысли или движения. Встречается это заболевание примерно у 1% детей. Есть мнение, что синдром навязчивых состояний у детей по своей природе отличается от аналогичного расстройства у взрослых, но лечение совпадает в обеих возрастных группах.

Чаще всего навязчивые мысли связаны с иллюзией заражения, загрязнения, ущерба. Соответственно, навязчивые движения будут направлены на мытье рук, попытку избежать мнимого заражения, припрятывание и навязчивый счет.

Для лечения синдрома навязчивых состояний применяют различные варианты психотерапии, а также препараты группы антидепрессантов.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания – это нервное расстройство, которое проявляется импульсивным поведением и неспособностью сконцентрироваться. Обычно это состояние появляется у детей в возрасте до семи лет. Встречается оно примерно у 3 – 4% девочек и у 5 – 10% мальчиков. Такие дети слишком активные и шумные. Они не могут усидеть на месте и создают проблемы в коллективах образовательных учреждений. Это состояние часто сочетается с синдромом Туретта.

Основным способом лечения синдрома гиперактивности с дефицитом внимания является психотерапия и обучение.

Депрессия

Множество детей испытывают депрессию под действием стресса. Различные исследования указывает на связь депрессии и синдрома Туретта. Не всегда удается выяснить, какое заболевание первично. Важно то, что некоторые средства, применяемые по поводу синдрома Туретта, способны провоцировать депрессию. В качестве лечения применяют психотерапию, обучение и препараты из группы антидепрессантов.

Тревога

Состояния, связанные с тревогой, и фобии часто наблюдают у детей с синдромом Туретта. Симптомы обычно включают в себя чрезмерное беспокойство по поводу чего-либо. Физически это проявляется сердцебиением, частым дыханием, сухостью во рту и болями в животе. Некоторые побочные эффекты нейролептиков, которые применяют для лечения синдрома Туретта, могут вызывать фобии у детей.

Гнев

Дети с синдромом Туретта подвержены вспышкам гнева. Подобные проявления всегда очень беспокоят родителей. Педагоги и члены семей рассказывают, как дети полностью теряют контроль, все крушат, кричат и дерутся. Есть теория, что подобным образом выплескивается энергия, которая сдерживается при попытке контролировать тики. Часто требуется немедленное вмешательство для того, чтобы уберечь от травм детей и окружающих. Важно обеспечить больному ребенку достаточно пространства. Тесные комнаты у таких детей ассоциируются с заточением.

Гнев рассматривают как защитную реакцию на какие-то проблемы. Кроме естественной реакции, может быть гнев, который спровоцирован агрессивным окружением и соответствующими образами.

Для профилактики детям ограничивают компьютерные игры и фильмы, содержащие сцены насилия.

Важно говорить с ребенком о гневе и учить справляться. Существуют универсальные приемы, которые позволяют быстрее избавиться от гнева. Рекомендации включают следующие мероприятия:

  • Досчитать до ста;
  • Нарисовать рисунок;
  • Выпить воды или сока;
  • Записать на бумаге то, что беспокоит;
  • Выйти из комнаты;
  • Слушать музыку;
  • Завести дневник для записи проявлений гнева;
  • Использовать юмор.

Существуют адекватные способы проявления гнева. Быть злым в какой-то момент жизни нормально. Важно не вредить при этом окружающим. Перед разговором, который сопровождается проявлением гнева, следует расслабить напряженные мышцы. Полезно заранее поговорить с самим с собой, чтобы знать, почему теряется контроль над ситуацией. Нужно дышать спокойно и равномерно. При появлении в разговоре напряжения следует замолчать и сделать паузу.

Если произошел инцидент с проявлением гнева, нужно обсудить с больным ребенком, как именно это произошло, и проанализировать ситуацию.

Оппозиционное поведение

К этому варианту девиантного поведения относят постоянные споры детей с родителями и педагогами, мстительность, провокации.

Нарушение сна

Множество детей с тиками жалуются на трудности с засыпанием, приступы тревоги по вечерам, хождение во сне. Сопутствующий синдром гиперактивности с дефицитом внимания также усугубляет нарушения сна.

Проблемы со сном могут быть настолько серьезными, что затрудняют жизнь всей семьи.

В качестве лечения назначают стандартные препараты, используемые при синдроме Туретта.

Другие расстройства

К другим расстройствам у детей с тиками относят нарушение мелкой моторики, проблемы с письмом, неразвитые социальные навыки и нанесение повреждений самим себе.

Проблемы с родителями

Деструктивное поведение детей с синдромом Туретта часто приводит к более или менее выраженной нервозности у родителей и других членов семьи. Поэтому широко распространены группы поддержки для семей. Кроме специальной психотерапии для больных детей, существуют правила и методы, которые позволяют членам семьи эффективнее восстанавливаться после стрессов. В качестве мероприятий, помогающих поддерживать силы, применяют:

  • Приемы релаксации – йогу, плавание, прогулки на свежем воздухе, чтение увлекательной литературы и просмотр позитивных фильмов;
  • Беседы с другими людьми;
  • Внимание к супругу;
  • Получение удовольствия от жизни и компенсации для самих себя.

Тики в домашних условиях

Родители должны позволять детям проявлять свои тики в домашних условиях. Это не будет вредно до тех пор, пока не появится мышечная боль. При возникновении неприятных ощущений от повторяющихся движений родители могут сделать ребенку массаж пострадавших мышц.

Если боль сохраняется, врач может назначить легкие обезболивающие.

Когда ребенок свободно проявляет свои навязчивые движения, рядом не должно быть хрупких и опасных предметов.

Важно позволить больным детям пребывать в одной комнате с братьями и сестрами. Если присутствуют вокализации, которые мешают родственникам смотреть телевизор, то правильнее было бы воспользоваться наушниками, но не изолировать ребенка.

Самый ответственный период для школьников с синдромом Туретта – это время сразу после окончания занятий в школе. Именно тогда тики проявляются с максимальной силой. Члены семьи должны быть готовы к приходу больного ребенка. Важно позволить ему «выпустить пар». С этой целью можно вовлечь ребенка в спортивную активность, разные секции или провести время на свежем воздухе.

Поведение вне дома

Проявления тиков могут привлекать излишнее внимание. Когда ребенок нарушает порядок в общественных местах, это требует дополнительного внимания родителей. Деструктивное и шумное поведение может вызывать осуждение посторонних. Родителям следует понять, что больные дети вызывают интерес не больше, чем люди в странной одежде или с избыточным весом. Можно игнорировать негативные комментарии окружающих. Больному ребенку желательно разъяснить, что посторонние обращают на него внимание не потому, что он плохой, а потому что он особенный.

Окружающим можно коротко объяснить причину поведения ребенка. Дети более старшего возраста сами способны пояснить интересующимся особенности своей болезни.

Подготовка

Если у ребенка бронхиальная астма, его родители знают, как именно нужно оказывать помощь во время приступа. Точно так же родители ребенка с тиками должны быть готовы к неожиданному проявлению болезни. Так, например, детям с вокальными тиками может быть неудобно в театре или кинозале. Это не значит, что родители должны их ограничивать. Вполне достаточно было бы выбрать время, когда зал менее наполнен, и разместить ребенка ближе к выходу.

Невозможно предугадать проявления тиков. Если родители планируют посетить какое-либо мероприятие, они должны быть готовы уйти раньше времени.

Если больной ребенок гуляет с другими детьми, родителям следует заранее предупредить окружающих, что могут возникнуть некоторые проблемы. Желательно объяснить, какие именно предвестники появятся перед тиками, и посоветовать, как лучше поступить.

Во время пребывания в залах ожидания вокзалов или лечебных учреждений важно найти для ребенка с тиками увлекательное занятие в виде книг, наборов для рисования или различных гаджетов.

Родителям следует заранее обсудить поведение больного ребенка с теми людьми, которые будут с ним контактировать каждый день. Чаще всего это педагоги, сотрудники школы, водители транспорта.

Процесс обучения можно модифицировать. Следует отдавать предпочтение классам с меньшим количеством учеников. Возможно привлечение репетиторов и другие варианты надомного обучения.

Важно развивать у ребенка его собственные интересы и поощрять дружбу с другими детьми.

Тики – молниеносные непроизвольные сокращения мышц, чаще всего лица и конечностей (моргание, поднимание бровей, подергивание щеки, угла рта пожимание плечами, вздрагивания и пр.). По частоте тики занимают одно из ведущих мест среди неврологических заболеваний детского возраста. Тики встречаются у 11% девочек и у 13% мальчиков. В возрасте до 10 лет тики встречаются у 20 % детей (т.е. у каждого пятого ребенка ). Тики появляются у детей в возрасте от 2 до 18 лет, но есть 2 пика – это 3 года и 7-11 лет. Отличительный признак тиков от судорожных сокращений мышц при других заболеваниях: ребенок может воспроизвести и частично контролировать тики ; тики не возникают при произвольных движения (например, при взятии чашки и во время питья из нее). Выраженность тиков может меняться в зависимости от времени года, суток, настроения, характера занятий. Меняется также и их локализация (например, у ребенка отмечалось непроизвольное моргание, которое через некоторое время сменилось на непроизвольное пожимание плечами), и это свидетельствует не о новом заболевании, а о рецидиве (повторении) имеющегося расстройства. Обычно усиление тиков происходит, когда ребенок смотрит телевизор, долго находится в одной позе (например, сидя на занятиях или в транспорте). Тики ослабевают и даже полностью исчезают во время игры, при выполнении интересного задания, которое требует полной сосредоточенности (например, при чтении захватывающего рассказа). Как только ребенок теряет интерес к своей деятельности, тики появляются вновь со все возрастающей силой. Ребенок может подавить тики на непродолжительное время, но это требует большого самообладания и последующей разрядки.

Психологически дети с тиками характеризуются:

  • нарушениями внимания;
  • нарушением восприятия;
  • у детей с тяжелыми тиками выражены нарушения пространственного восприятия.
  • У детей с тиками затруднена выработка двигательных навыков и координированных движений, нарушена плавность движений, замедлено выполнение двигательных актов.

Классификация тиков:

  • моторные тики (моргание, подергивание щеки, пожимание плечами, напряжение крыльев носа и т.д.)
  • вокальные тики (покашливания, посапывание, хмыкание, шмыгание)
  • ритуалы (ходьба по кругу)
  • генерализованные формы тиков (когда у одного ребенка имеется не один тик, а несколько).

Кроме того, различают простые тики , захватывающие только мышцы век или рук, или ног, и сложные тики - движения одновременно возникают в различных группах мышц.

Течение тиков

  • Заболевание может длиться от нескольких часов до многих лет.
  • Выраженность тиков варьирует от почти незаметной до тяжелой формы (приводящей к невозможности выйти на улицу).
  • Частота тиков меняется в течение дня.
  • Эффективность лечения: от полного излечения до неэффективности.
  • Сопутствующие поведенческие нарушения могут быть незаметными или выраженными.

Причины тиков

Среди родителей и педагогов широко распространена точка зрения, что тиками страдают «нервные» дети. Однако, известно что «нервными» бывают все дети, особенно в периоды так называемого кризиса (периоды активной борьбы за самостоятельность), например, 3-х лет и 6-7-ми лет, а тики появляются только у некоторых детей. Тики часто сочетаются с гиперактивным поведением и нарушением внимания (СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности), сниженным настроением (депрессией), тревожностью, ритуальным и навязчивым поведением (вырыванием волос или наматыванием их на палец, обгрызанием ногтей и пр.). Кроме того, ребенок с тиками обычно не переносит транспорт и душные помещения, быстро устает, утомляется от зрелищ и занятий, беспокойно спит или плохо засыпает. Роль наследственности Тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью : родители или родственники детей с тиками сами могут страдать от навязчивых движений или мыслей. Научно доказано, что тики :

  • легче провоцируются у лиц мужского пола;
  • мальчики болеют тиками тяжелее, чем девочки;
  • у детей тики появляются в более раннем возрасте, чем у их родителей;
  • если у ребенка тики , то часто обнаруживается, что его родственники мужского пола также страдают тиками, а родственники женского пола – неврозом навязчивых состояний.

Родительское поведение Не смотря на важную роль наследственности, особенностей развития и эмоционально-личностных черт ребенка , его характер и способность противостоять влиянию внешнего мира формируется внутри семьи . Неблагополучное соотношение вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) коммуникаций в семье способствует развитию аномалий поведения и характера. Например, постоянные окрики и бесчисленные замечания ведут к сдерживанию свободной физиологической активности ребенка (а она у каждого малыша разная и зависит от темперамента), которая может замещаться патологической формой в виде тиков и навязчивостей. В то же время, дети от матерей, воспитывающих ребенка в обстановке вседозволенности, остаются инфантильными, что и предрасполагает к возникновению тиков. Провокация тиков: психологический стресс Если ребенок с наследственной предрасположенностью и неблагоприятным типом воспитания внезапно сталкивается с непосильной для него проблемой (психотравмирующий фактор), развиваются тики . Как правило, окружающие ребенка взрослые не знают, что послужило толчком для появления тиков. То есть, для всех, кроме самого ребенка , внешняя ситуация кажется обычной. Как правило, он не рассказывает о своих переживаниях. Но в такие моменты ребенок становится более требовательным к близким, ищет с ними тесного контакта, требует постоянного внимания. Активизируются невербальные виды общения: жесты и мимика. Учащается гортанное покашливание, которое сходно с такими звуками, как хмыкание, причмокивание, сопение и пр., возникающие во время задумчивости, смущении. Гортанное покашливание всегда усиливается при тревоге или опасности. Возникают или усиливаются движения в руках – перебирание складок одежды, накручивание волос на палец. Эти движения непроизвольны и бессознательны (человек может искренне не помнить, что он только что делал), усиливаются при волнении и напряжении, явно отражая эмоциональное состояние. Также может появляться зубной скрежет во сне, часто сочетаясь с ночным недержанием мочи и страшными снами. Все эти движения, возникнув один раз, могут постепенно исчезнуть сами. Но если ребенок не находит поддержки у окружающих, они закрепляются в виде патологической привычки и затем трансформируются в тики . Родители часто говорят, что, например, после тяжелой ангины их ребенок стал нервным, капризным, не хотел играть один, а уже потом появились тики . Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие тяжелые заболевания. В частности, воспалительные заболевания глаз часто осложняются последующими тиками в виде моргания; длительные ЛОР-заболевания способствуют появления навязчивых покашливаний, посапываний, хмыканья. Таким образом, для появления тиков необходимо совпадение 3 факторов:

  1. Наследственная предрасположенность
  2. Неправильное воспитание (наличие внутрисемейного конфликта; повышенная требовательность и контроль (гиперопека); повышенная принципиальность, бескомпромиссность родителей; формальное отношение к ребенку (гипоопека), дефицит общения)
  3. Острый стресс, провоцирующий появление тиков

Механизм развития тиков

Если у ребенка постоянно присутствует внутренняя тревожность, или как говорят в народе, «неспокойно на душе», стресс становится хроническим. Сама по себе тревога - это необходимый защитный механизм, позволяющий заранее до наступления опасного события подготовиться к нему, ускорить рефлекторную деятельность, повысить скорость реакции и остроту органов чувств, задействовать все резервы организма для выживания в экстремальных условиях. У ребенка , часто испытывающего стрессы, мозг постоянно находится в состоянии тревоги и ожидания опасности. Утрачивается способность произвольно подавлять (тормозить) ненужную активность клеток головного мозга. Мозг ребенка не отдыхает; даже во сне его преследуют страшные образы, ночные кошмары. В результате системы адаптации организма к стрессу постепенно истощаются. Появляется раздражительность, агрессивность, снижается успеваемость. А у детей, имеющих изначальную предрасположенность к дефициту торможения патологических реакций в мозге, вредные психотравмирующие факторы вызывают развитие тиков.

Тики и поведенческие нарушения

У детей с тиками всегда отмечаются невротические нарушения в виде сниженного настроения, внутренней тревожности, склонности к внутреннему «самокопанию». Характерны раздражительность, утомляемость, трудность концентрации внимания, нарушения сна, что требует консультации квалифицированного психиатра. Следует заметить, что в некоторых случаях тики являются первым симптомом более тяжелого неврологического и психического заболевания, которое может развиться спустя некоторое время. Поэтому ребенок с тиками должен быть тщательно обследован неврологом и психологом.

Диагностика тиков

Диагноз устанавливается на основе осмотра невролога. При этом полезна видеосъемка в домашних условиях, т.к. ребенок старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом. Обязательным является психологическое обследование ребенка для выявления его эмоционально-личностных особенностей, сопутствующих нарушений внимания, памяти, контроля импульсивного поведения с целью диагностики варианта течения тиков; выявления провоцирующих факторов; а также дальнейшей психологической и медикаментозной коррекции. В некоторых случаях врач-невролог назначает ряд дополнительных обследований (электроэнцефалографию, магнито-резонансную томографию), основываясь на беседе с родителями и клинической картине заболевания и консультацию психиатра. Медицинские диагнозы Транзиторное (преходящее) тикозное расстройство характеризуется простыми или сложными моторными тиками, короткими, повторными, с трудом контролируемыми движениями, и манерностью. Тики возникают у ребенка ежедневно в течение 4 недель, но менее 1 года. Хроническое тикозное расстройство характеризуется быстрыми повторными неконтролируемыми движениями или вокализациями (но не тем и другим вместе), которые возникают почти ежедневно, более 1 года.

Лечение тиков

1. Для коррекции тиков рекомендуется в первую очередь исключить провоцирующие факторы . Безусловно, необходимо соблюдать режим сна и питания, адекватность физических нагрузок. 2. Семейная психотерапия эффективна в тех случаях, когда при анализе внутрисемейных отношений выявляется хроническая психотравмирующая ситуация. Психотерапия полезна даже при гармоничных отношениях в семье, поскольку позволяет ребенку и родителям изменить негативное отношение к тикам. Кроме того, родителям стоит помнить, что своевременно сказанное ласковое слово, прикосновение, совместная деятельность (например, выпечка печенья или прогулка в парке) помогают ребенку справиться с накопившимися нерешенными проблемами, устранить тревогу и напряженность. 3. Психологическая коррекция .

  • Может проводиться индивидуально – для развития запаздывающих в развитии сфер психической деятельности (внимания, памяти, самоконтроля) и уменьшение внутренней тревожности с одновременной работой над самооценкой (с помощью игр, бесед, рисунков и других психологических техник).
  • Может проводиться в виде групповых занятий с другими детьми (у которых есть тики или другие поведенческие особенности) – для развития сферы общения и обыгрывания возможных конфликтных ситуаций. При этом у ребенка появляется возможность выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в конфликте («прорепетировать» его заранее), что уменьшает вероятность обострения тиков. 4. Медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Медикаментозные препараты назначаются врачом-неврологом в зависимости от клинической картины и данных дополнительного обследования.
    • Базовая терапия тиков включает 2 группы препаратов: обладающий противотревожным действием (антидепрессант) – ФЕНИБУТ, ЗОЛОФТ, ПАКСИЛ и т.д.; уменьшающий выраженность двигательных явлений – ТИАПРИДАЛ, ТЕРАЛЕН и т.д.
    • К базовой терапии, в качестве дополнительной, могут быть подключены препараты, улучшающие обменные процессы в мозге (ноотропные препараты), сосудистые препараты, витамины.
    Продолжительность медикаментозной терапии после полного исчезновения тиков составляет 6 месяцев, затем можно медленно уменьшать дозу препарата вплоть до полной отмены. Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте 6-8 лет благоприятный (т.е. тики проходят бесследно). Раннее начало тиков (3-6 лет) характерно для длительного их течения, вплоть до подросткового периода, когда тики постепенно уменьшаются Если тики появляются до 3 лет, они, как правило, являются симптомом какого-либо тяжелого заболевания (например, шизофрении, аутизма, опухоли мозга и т.д.).. В этих случаях обязательно требуется тщательное обследование ребенка .

    См. статью «Гиперактивный ребенок », № 9, 2004 г.

    Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование, позволяющее с помощью электродов, накладываемых на голову, регистрировать электрические потенциалы мозга и выявлять соответствующие изменения.

    Магнитно-резонансная томография (МРТ) - один из самых информативных методов диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В его основе лежит способность некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса.

Каждая мамочка мечтает, чтобы ее маленькое чудо росло крепким и здоровым ребенком. Увы, как бы она ни старалась, рано или поздно малыш заболевает. Если к вирусным инфекциям и различным ОРЗ многие готовы, то нервный тик у ребенка может напугать даже самых опытных родителей. Чтобы оказать своевременную помощь, избежать осложнений и просто сберечь собственные нервы, достаточно знать основную информацию о заболевании: симптомы, причины, разновидности и лечение.

Нервный тик может возникнуть не только у взрослого человека, но и у малыша – родители должны обратить на симптом особое внимание

Что такое нервный тик и как отличить его от других похожих расстройств?

Нервный тик можно охарактеризовать как внезапное и непроизвольное кратковременное движение лица или конечностей, вызванное сокращением мышц. В определенных случаях сопровождается звуками. Внешне можно наблюдать у ребенка:

  • моргание;
  • подергивание уголков рта или щек;
  • вздрагивание и пожимание плечами;
  • поднимание бровей;
  • закидывание головы и другое.

Появиться тики у детей могут в период с 2 до 18 лет, но чаще всего их можно встретить у ребенка в возрасте 3 и 7-11 лет. По статистике, 20% детей до 10 лет страдают тиковым расстройством – это каждый пятый малыш.

Важно суметь отличить нервный тик от судорожных мышечных сокращений, которые могут сопровождать другое заболевание. К таким признакам можно отнести:

  1. Способность ребенка воспроизводить, частично контролировать и временно подавлять тики.
  2. Зависимость частоты тиков от настроения, деятельности малыша, времени года и даже времени суток.
  3. Отсутствие тиков при произвольных движениях (питье из чашки, еда ложкой и другое).
  4. Изменение локализации. Например, подергивание уголков рта через время может перейти в пожимание плечами или моргание. Надо понимать: скорее всего, это новый приступ старого заболевания, а не другая болезнь.

Когда ребенок сосредоточен и сильно увлечен интересным занятием, нервные тики могут ослабнуть, а иногда полностью прекратиться. После окончания игры, рисования, чтения или другой деятельности симптомы возвращаются с новой силой. Также усилить проявление тиков может длительное пребывание ребенка в одной и той же позе.

У детей, подверженных данному расстройству, заметно выражено нарушение внимания и восприятия. Их движения перестают быть плавными и скоординированными, можно отметить затруднение в выполнении привычных двигательных актов. В особо тяжелых случаях ребенок может страдать нарушением пространственного восприятия.



Когда ребенок рисует или занимается другим интересным для него делом, тик зачастую временно отступает

Классификация нервных тиков

Во-первых, тики бывают двух видов:

  • простые;
  • сложные.

К первому виду относятся тики, которые затрагивают только одну определенную группу мышц: глаза или голова, руки или ноги. Сложные тики представляют собой комбинированное сокращение мышц сразу нескольких различных групп.

Во-вторых, тики подразделяют, отталкиваясь от их внешнего проявления:

  • моторные;
  • вокальные;
  • ритуалы;
  • генерализованные формы.

К первому виду относят : моргание, пожимание плечами, закидывание головы, подергивание уголков рта или щек и другие непроизвольные движения тела. Вокальные тики получили свое название в результате их звукового сопровождения – шмыганье носом, сопение или покашливание. Постоянно повторяющиеся однотипные действия – ходьба вперед-назад или по кругу, относятся к так называемым ритуалам . При последней форме тиков у ребенка проявляются сразу несколько их вариантов.

В специальной литературе описан классический путь симптомов: сначала мигание, затем шмыганье, откашливание, далее – движения плеч и сложные повторяющиеся движения рук и ног, плюс речевые стереотипы, возникающие через несколько лет после заболевания (“скажи нет” – “нет, нет, нет”). Однако на практике такая картина встречается редко. Так, если возникновение тика совпало с простудой, то в этот период перевозбуждение носоглотки приведет к кашлю или шмыганью, а мигание присоединится позже. При этом один симптом может трансформироваться в другой, одиночные признаки сменяются их комбинациями. При отсутствии квалифицированной помощи и затягивании лечения может развиться тяжелая форма тикозного расстройства – синдром де ля Туретта – сочетание голосовых и множественных двигательных расстройств, плюс гиперактивность с дефицитом внимания и навязчивыми страхами.

С медицинской точки зрения выделяют следующие формы нервных тиков:

  • транзиторная, другими словами переходящая;
  • хроническая.

В первом случае у ребенка появляются сложные или простые разновидности тиков, которые повторяются каждый день на протяжении месяца, но не дольше года. Контролировать малышу такие манерные и быстро повторяющиеся движения весьма затруднительно. Хроническая форма расстройства может длиться больше года при практически ежедневном, но не одновременном повторении разных видов нервных тиков.

Причины заболевания

Прежде чем начинать лечить расстройство у малыша, необходимо выяснить его причину. Таковыми могут стать:

  1. Наследственная предрасположенность. Вероятность возникновения расстройства у детей возрастает в той семье, где кто-то из близких родственников страдает подобным заболеванием.
  2. Поведение родителей и атмосфера в семье. Безусловно, генетика и окружающая среда занимают не последнее место в формировании личности ребенка, черт его характера и способности адекватно реагировать на внешние раздражители, но первостепенную роль в этом играет семья и ее внутреннее состояние. Ярко выраженное нарушение в соотношении вербального и невербального общения родителей с детьми и между собой провоцирует неестественное поведение и аномалии в характере ребенка. Постоянные запреты и замечания, жесткий контроль и напряжение, нескончаемые крики могут привести к сдерживанию физиологической активности, что, в свою очередь, способно в будущем вылиться в одну из форм нервных тиков. Аналогичным финалом может завершиться и ситуация с вседозволенностью и попустительством, так что в воспитании детей необходимо найти золотую середину, которая индивидуальна для каждого ребенка, в зависимости от его темперамента и личных качеств.

Причины возникновения тиков опровергают распространенный миф о том, что только беспокойные и легковозбудимые дети подвержены данному нервному расстройству, ведь в определенный период своей жизни абсолютно все дети бывают нервными, капризными и неуправляемыми.

Факторы, провоцирующие тики

Что именно может стать толчком к появлению тиков? Ответ очевиден – психологический стресс , вызванный неспособностью ребенка самостоятельно справиться с возникшей проблемой или сложной для него ситуацией.



Ссоры или натянутые отношения между родителями ребенком остро ощущаются, даже если он не видит подтверждения своим догадкам. Это может стать одной из причин тикозного состояния

Для родителей обстановка может оставаться повседневной и они вполне способны не заметить, что их ребенок получил психологическую травму. В результате, малыш начинает требовать больше внимания, не хочет оставаться и играть один, далее меняется мимика, начинают появляться бессознательные движения и жесты, которые особо заметны, когда малыш эмоционально возбужден или волнуется. Именно они впоследствии превращаются в нервные тики. Также перенесенные тяжелые длительные ЛОР-заболевания , как ангина, ОРВИ или болезни, связанные с глазами, могут также стать причиной тиков.

Диагностика болезни

Приступать к лечению стоит непосредственно после установления врачом диагноза. Для этого потребуются осмотр невролога и обязательное обследование психического и эмоционального состояния маленького пациента. Последнее поможет узнать причины и факторы, вызвавшие появление тиков, выяснить их природу и скорректировать будущее лечение.

Иногда для постановки диагноза могут потребоваться дополнительные меры: консультация психиатра, магниторезонансная томография, электроэнцефалография. Назначение на них должен давать исключительно доктор.

Этапы лечения

Для начала следует устранить влияние факторов, которые вызывают тики. Одновременно с этим важно соблюдать режимы сна и питания, следить за тем, чтобы физические нагрузки малыша были адекватными. Существует несколько этапов лечения такого нервного расстройства:

  1. Семейная психотерапия. В первую очередь необходима для семей, в которых внутренняя накаленная обстановка непосредственно влияет на психологическое состояние ребенка. Нелишней такая практика будет и для семей, в которых ребенок растет в благоприятной и гармоничной атмосфере – это принесет только пользу во взаимоотношения в кругу семьи и предотвратит возможные ошибки в будущем.
  2. Коррекция с психологом. На индивидуальных занятиях, используя разнообразные психологические техники, ребенку помогают справиться с внутренним чувством тревоги и дискомфорта, поднять самооценку. С помощью бесед и игр стимулируют развитие отстающих сфер психической деятельности: память, самоконтроль, внимание (см. также: ). На групповых занятиях присутствуют дети с подобными заболеваниями или нарушениями, а основной идеей занятий является создание конфликтных ситуаций в игровой форме. Таким образом, ребенок учится вести себя при конфликтах, искать возможные решения и делать выводы. Дополнительно развивается сфера общения и коммуникаций с окружающими.
  3. Медикаментозное лечение. Прибегать к последнему способу лечения стоит только в том случае, если все предыдущие не оказали должного эффекта. Назначает лекарственные препараты детский невролог на основе данных всех обследований.

Серьезно беспокоиться в случае данного заболевания стоит при появлении симптомов раньше трехгодовалого возраста – это может свидетельствовать о наличии другой психической болезни. Если тики появляются позже, то не стоит паниковать раньше времени, как часто рекомендует доктор Комаровский. Тики, возникшие в возрасте 3-6 лет, со временем уменьшаются, а те, которые появились в 6-8 лет, можно окончательно вылечить без последствий.

Тики – это стереотипные, повторяющиеся движения. Обычно впервые проявляются у детей в возрасте 3 - 5 лет. Для тиков характерно волнообразное течение: периоды обострений, которые обычно длятся около 1,5 месяцев, сменяются периодами ремиссии.

Виды тиков у детей

В зависимости от степени выраженности тики могут быть локальными и распространенными. При локальных тиках вовлекается один регион, например голова. Самый распространенный локальный тик - это моргание. Распространенные тики включают несколько регионов. Часто встречающиеся распространенные тики - это подскоки, подергивание рукой или плечом.

Тики могут быть единичные и множественные. Для единичных характерно одно стереотипное движение, для множественных - их сочетание. Тики с течением времени могут сменять друг друга. Например, моргание сменяется поведением носом, затем оба тика возникают одновременно. Могут вовлекаться и другие регионы тела.

Помимо моторных существуют вокальные тики. Для них характерно стереотипное произнесение каких-либо звуков (покашливание, похмыкивание и др.). Они могут сочетаться с моторными тиками, либо существовать изолировано.

Причины тиков у детей

Родители часто связывают появление детских тиков со стрессами и эмоциональными потрясениями. На самом деле причиной возникновения тиков является изменение обмена веществ (дофамина и норадреналина) в подкорковых структурах головного мозга. Человек рождается с подобной предрасположенностью, и зачастую она передается по наследству.

Не всегда тики обусловлены стрессовым фактором. Не всегда между возникновением тиков и пережитым стрессом есть взаимосвязь. Ребенок может расти в благополучной и счастливой семье, но однажды без каких-либо внешних причин из-за особенностей развития головного мозга включается механизм и появляются клинические симптомы.

Зачастую дополнительных обследований не требуется. В ряде случаев неврологи ЕМС проводят электроэнцефалограмму для того, чтобы исключить у ребенка эпилепсию. Прогноз течения заболевания в большинстве случае благоприятный. В 80% случаев тики проходят самостоятельно после достижения подросткового возраста и не требуют лечения. Они могут проявляться лишь эпизодически в период повышенной утомляемости, усталости и эмоционального напряжения.

Лечение нервных тиков в

Согласно международным протоколам в большинстве случаев тики не лечат с помощью медикаментозной терапии. Это связано с периодичностью их проявления. Медикаментозные препараты назначаются только в тех случаях, когда тики причиняют пациенту значительный физический или психологический дискомфорт. Например, ребенок так часто моргает, что у него болят глаза. Или, например, хмыканье настолько громкое, что окружающим тяжело находиться рядом, поэтому ребенок испытывает сложности в общении. Вокальные тики могут значительно ограничивать социальную жизнь ребенка и влиять на его самооценку.

Любая терапия при тиках симптоматическая, она не устраняет причину заболевания. Полностью безопасных препаратов, которые с доказанной эффективностью влияют на источник проблемы, не существует. Все они обладают рядом побочных эффектов, поэтому для их назначения необходимы строгие показания.

Важно оценить, насколько тики причиняют дискомфорт ребенку. Зачастую родители настаивают на назначении медикаментозной терапии, потому что переживают, что малыш испытывает неудобства и трудности в общении со сверстниками. Но для самого ребенка тики не являются проблемой или преградой для успешной социализации.

Существует ряд препаратов, имеющих определенный эффект на течение заболевания. Но ни один из них не прошел серьезного клинического исследования. Поэтому зачастую родители приходят с жалобами, что сначала препарат был эффективен, но при очередном обострении заболевания эффекта не отмечалось. Это связано с тем, что первый этап приема лекарственного средства часто совпадает с периодом ремиссии, поэтому у родителей складывается впечатление о его результативности. Подобные препараты в рамках не назначаются.

Выделяют ряд заболеваний, которые вызываются стрептококковой инфекцией. Организм начинает вырабатывать антитела к стрептококку, которые могут оказывать влияние на подкорковые структуры. Поэтому при наличии факторов, указывающих на связь детских тиков со стрептококковой инфекцией, проводится исследование на наличие антител к стрептококку, если они обнаруживаются, назначается антибактериальная терапия.

Существует немедикаментозный метод коррекции нервных тиков у детей - БОС-терапия (биологическая обратная связь), когда с помощью специальной компьютерной программы проводятся занятия с целью воздействия на функциональную составляющую головного мозга. В случае, если требуется проведение БОС-терапии к ведению пациента подключается нейропсихолог.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции