14.03.2021

Теории девиантного поведения. Девиантное поведение Запиши определение понятия


Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поступ­ки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.

В социологии под этим термином чаще всего понима­ют различные типы негативного социального поведения, к основным формам которого относят преступность, ал­коголизм, наркоманию, проституцию, суицид (повышен­ный риск совершить самоубийство). По определению аме­риканского социолога Н. Смелзера, девиантным считается поведение, которое является отклонением от норм соци­альной группы и влечет за собой изоляцию, лечение, ис­правление или другое наказание.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, под­падающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относи­тельно, ибо имеет отношение к моральным нормам дан­ной группы, а делинквентное - абсолютно, так как на­рушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллектив­ную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать необдуманные поступки, называют группами риска. К таким группам, в частности, относят определенные слои молодежи. По данным ООН, около 30% всех молодых людей в мире принимают участие в каких-либо противоправных действиях.

Девиантные поступки и действия отдельного человека изучаются такими науками, как психология, психиатрия и педагогика. Когда же девиантное поведение выступает как массовое социальное явление, оно становится предме­том социологии и социальной психологии.

Существует немало социологических теорий девиант­ного поведения, среди которых особое место занимает концепция аномии, разработанная основоположником французской социологической школы Э. Дюркгеймом. В соответствии с этой концепцией массовое деви­антное поведение вызывается состоянием общества, т.е. распадом существующей системы соци­альных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятель­ность людей. В своей работе «Самоубийство» Э. Дюркгейм на большом статистическом материале показал, что социальная аномия получает наибольшее распространение и кризисные периоды, когда прежняя ценностно-норматив­ная система разрушается, а новая еще не сложилась. В ре­зультате подрывается стабильность общества, социальные связи становятся неустойчивыми и противоречивыми, появляются различные виды девиантного поведения.


Современную версию социальной аномии разработал американский социолог Р. Мертон, понимавший ее как рас­согласование между общественно значимыми целями и за­конными средствами их достижения. На основании соотно­шения целей и средств он выделил четыре типа девиантного поведения:

«инновация» (принятие социально одобряемых целей, по отрицание законных средств их достижения);

«ритуализм» (отрицание целей данной культуры при безусловном согласии с социально одобряемыми сред­ствами);

«ретритизм» (отрицание целей и средств как «бег­ство от действительности»);

бунт (отказ от существующих целей и средств с од­новременной заменой их новыми).

В настоящее время понятие социальной аномии чаще всего используется для характеристики общества переход­ного типа. Так, современное российское общество, по мне­нию некоторых социологов, обладает многими чертами, социальной аномии. Это находит свое выражение в росте преступности, наркомании, проституции и других видов девиантного поведения.

Среди современных социологических объяснений деви­антного поведения следует также отметить теорию «стиг­матизации» (от греч. stigma - клеймо, пятно), авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. По их мнению, девиация определяется не пове­дением или конкретным поступком, а групповой оцен­кой, применением другими людьми санкций в отноше­нии тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

Сторонники этой теории выделяют первичную и вто­ричную девиацию. При первичной девиации индивид вре­мя от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «де­вианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обыч­ными людьми. Постепенно он и сам начинает себя счи­тать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвое­нию девиантной роли и формированию девиантной иден­тичности.

Если социологи объясняют девиантное поведение преимущественно социальными факторами, то психологи акценти­руют внимание на личностных, психических отклонениях и дезорганизациях. Существуют также теории, связываю­щие поведение с биологическими особенностями личнос­ти, ее генетической предрасположенностью к различным отклонениям. Наконец, сложился целый ряд культурологи­ческих концепций девиантного поведения, согласно кото­рым нарушение норм - это результат усвоения субкультурных ценностей, противостоящих культуре большинства членов общества.

Такое разнообразие исследовательских подходов свиде­тельствует о том, что появление и распространение девиант­ного поведения вызывается не какой-либо одной причиной, а совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

По мнению специалистов, существование в современ­ном обществе у части людей девиантного поведения неиз­бежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Вместе с тем необходимы меры соци­ального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., тре­буют организации разных видов социальной помощи - открытия кризисных центров, домов для бездомных, теле­фонов доверия и т.д.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

Пояснение.

Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) критерии девиантного поведения неоднозначны;

2) критерии девиантного поведения часто вызывают разногласия.

Ответ: None

Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) мнения некоторых других лиц не совпадали с мнением автора, - некоторые наблюдатели считали, что описанный поступок заслуживает одобрения и вовсе не является девиантным («Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев»);

3) собственное мнение и его подтверждение, например:

Могут быть приведены другие уместные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) описание ситуации, например вызов, брошенный Жанной д"Арк католической церкви;

2) суждение о негативно девиантном характере ее поступка, например: «Поступок Жанны д"Арк был серьезным преступлением для той эпохи, в которую он был совершен; она была сожжена на костре как еретичка»;

3) суждение о героическом характере ее поступка, например: «Для людей, стремящихся к свободе и независимости, поступок Жанны д"Арк рассматривался как великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений; впоследствии она была реабилитирована церковью и причислена к лику святых».

Могут быть приведены другие ситуации и адекватные суждения.

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

Пояснение.

В правильном ответе должны быть приведены следующие положения:

1) раскрытие понятие, например: девиантное поевдение - поведение личности или группы отклоняющееся от общепринятых норм.

2) Два положения текста:

- «наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма»;

- «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям».

Ответ: None

Предметная область: Социальные отношения. Отклоняющееся поведение и его типы

1.1 Феноменология девиантного поведения

Оформление проблемы девиации как относительно самостоятельной начало складываться не в рамках психологии, а в социальных и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких зарубежных и отечественных авторов, как С.А. Беличевой, Б.С. Братуся, М. Вебера, Л.С. Выготского, Э. Дюркгейма, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберга, А. Коэна, Д.И. Фельдштейна, Э. Фромма, С.Т. Шацкого, и других.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввел понятие аномии, под аномией он понимал «состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, скачками» . Выходит, что автор говорил о социальной дезорганизации общества. Дальнейшие разработки зарубежных исследователей в области отклоняющегося поведения опирались на труды Э. Дюркгейма, например, Р.К. Мертон, И. Гофман.

В России психология девиантного поведения не имеет основательного теоретического и эмпирического опыта, в отличие от положения проблемы зарубежом. Тем не менее, ни у отечественных, ни у зарубежных авторов нет единой точки зрения на термин «девиантное поведение». Многие исследователи как синонимы употребляют термины «отклоняющееся поведение», «делинквентное», «аддиктивное», «ассоциативное», «дезадаптированное», «агрессивное», «акцентуированное», «конфликтное», что еще более запутывает определение этого понятия.

Одни ученые говорят, что речь здесь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм и этой точки зрения придерживается Б.А. Урванцев, подчеркивая тяжесть последствий для человека неодобрения общества - непонимание, отвержение, изоляцию, лечение. Другие обращают внимание исключительно на правовую сторону проблемы: предлагают включать в это понятие только нарушение правовых норм или различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголь…) Среди этой группы ученых - А. Коэн . Есть мнение, что в понятие отклонения поведения необходимо включать социальное творчество.

Но не только определение понятия вызывает интерес. Ученые пытаются объяснить истоки отклонения в поведении. Такие объяснения можно разделить на группы»

1) типы поведения определяются биологическим складом людей (Ч. Ломборзо);

2) девиантное поведение связано с особенностями строения тела (Э. Крэчмер, Х. Шелдон);

3) отклонения определяются «патологиями», «слабоумием» (З. Фрейд);

4) конфликт между нормами культуры (Миллер).

При этом считаем необходимым отметить вслед за Ю.А. Клейбергом, что девиантное поведение возникает у человека в процессе коммуникации его с другими людьми, то есть мы «учимся» девиантному поведению у общества.

Интеграция рассмотренных выше определений и предпосылок формирования девиантного поведения происходит в книге Е.В. Змановской «Девиантология», где автор выделяет критерии нормы поведения. Критерии показывают междисциплинарный и дискуссионный характер девиантного поведения, так как в них учтено многообразие точек рассмотрения этого понятия.

Статистический критерий отмечает, что «нормально все, что встречается часто, то есть не реже чем в 50% случаев».

Психопатический критерий связывает девиантное поведение с акцентуациями характера, однако отмечается, что поведение многих людей с акцентуированным характером не является девиантным. по мнению К. Леонгарда, в развитых странах около 50% населения относятся к акцентуированным личностям . Социально-нормативный критерий отмечает определяющее значение общественных норм в проблеме девиантного поведения. В результате нарушения норм поведения возможны проявления социальной дезадаптации личности, при которых имеют место расхлждения между реальным социальным статусом человека и его индивидуальным осознанием.

И, наконец, индивидуально-психологический критерий обращает внимание на самореализацию личностного потенциала каждого человека, неповторимого, а потому чем-либо отличающегося от заданных стандартов.

Попробуем вывести определение девиантного поведения для данной работы, включив в него наиболее важные, на наш взгляд, характеристики, опираясь на точки зрения таких ученых, как Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, Ю.А. Клейберга и Е.В. Змановскую.

Девиантное поведение - это устойчивое в данный период времени поведение человека, нарушающее общественные нормы и причиняющее ущерб окружающим и самому человеку, возникающее в процессе коммуникации.

Таким образом, выделим следующие определяющие характеристики девиантного поведения:

1) нарушение общепринятых социальных норм;

2) повторяемость, устойчивость отклонения в поведении человека;

3) общественная обусловленность возникновения девиантного поведения;

4) возможность определения ранних признаков девиантного поведения, так как оно не возникает «из неоткуда»;

5) причинение ущерба окружению человека и самому человеку;

6) потенциальная возможность коррекции проявлений девиантности.

Исходя из выделенных характеристик, можно сказать, что теоретически возможна коррекция девиантного поведения, а также его профилактика. Трудность заключается в том, чтобы выявить ранние признаки девиации. Выявлением их следует заниматься в детстве, а потому необходимо привести характеристику поведенческого развития в младшем школьном возрасте.

Ведущим видом деятельности ребенка в младшем школьном возрасте, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконин, является учение. Следовательно, своего пика достигает интеллектуальное развитие детей в этом возрасте. Немов Р.С. говорит, что немалую роль в данном процессе играет общение с окружающими - учителями и школьниками - появление которых расширяет сферу и содержание общения . С одной стороны, новое окружение помогает ребенку значительно продвинуться в своем развитии, но с другой стороны, сталкивает взрослеющего человека с проблемами в общении, которые, как правило, неизбежны в силу недостаточности социального опыта ребенка. отсюда вытекают внешние проявления дезадаптации ребенка к новой среде - девиантное поведение. Значительная часть учащихся начальной школы характеризуется «неспособностью к полноценной саморегуляции» (Р.С. Немов), что выражается в недостаточной контролируемости психических процессов и чувств. Из этого можно сделать вывод, что причины девиаций в поведении младшего школьника обусловлены не только его психологическим дискомфортом, но и особенностями его физиологии: имеется в виду несформированность организма ребенка. Виды девиаций младших школьников будут подробно раскрыты в пункте «Ранние признаки девиантного поведения», так как девиантное поведение как таковое в данном возрасте не формируется, а «накапливает потенциал» для развития.

Алкоголизм и девиантное поведение

С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они из растений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества...

Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Девиантное поведения относится к тем противоречивым психологическим понятиям, в определении которых учёные расходятся Существует много определений этому понятию. И психологи, и социологи связывают девиантное поведение с понятием нормы...

Влияние характера на девиантное поведение

Волевая сфера подростков с девиантным поведением

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения...

Девиантное поведение

В настоящее время проблема девиантного поведения подростков приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего общества. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои...

Исследование влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков

Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании...

Исследование девиантного поведения у старших подростков

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами...

Наркомания как форма девиантного поведения подростков

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки...

Нарушение пишевого поведения

Девиантное поведение (в клинической психологии) (от англ. deviation -- отклонение) -- система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим...

Особенности девиантного поведения подростков, воспитывающихся в приюте

Трудные дети: что стоит за этим всем известным и, к сожалению, давно привычным термином? Для милиционера - это хулиган, для учителя - «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников...

Психогенетика девиантного и ассоциативного поведения

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое...

Психологическое сопровождение подростков склонных к девиантному поведению

Девиантным (отклоняющимся) поведением, как правило, называют поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм и правил ...

Работа социального педагога с девиантными подростками

"Переходный", "трудный", "критический возраст"… Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости...

Формы девиантного поведения подростков

Одной из наиболее эффективных форм воздействия на личность с отклоняющимся поведением является поведенческая коррекция. Здесь особая роль отводится квалификации консультанта и элементу сотрудничества между подростком и психологом...

Слышали ли вы фразу «Общество меня не понимает, впрочем, как и я его»? А может быть вы сами так думаете? Тогда не исключено, что вы – девиант, то есть человек с отклоняющимся от общепринятых норм поведением. А подробнее об этом читайте далее.

Феномен отклоняющегося (девиантного) поведения не нов. Такое явление всегда присутствовало в обществе, присутствует и, пожалуй, будет присутствовать. Девианты, то есть люди, не желающие или не имеющие возможности жить по нормам общества, всегда были и будут. Однако для каждого общества существуют свои рамки поведения и понятия нормы, а, значит, число индивидов с таким поведением может быть разным, так же, как и средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.

В основе теорий о феномене девиантного поведения прежде всего лежит поиск и оценка его причин. Предлагаю вам погрузиться в историю и пройти экскурс по становлению отношения общества к девиациям и пониманию сути этого явления.

Теории девиаций: история

Задумываться о причинах возникновения девиантного поведения, особенностях его формирования и развития впервые стали в XIX веке. Обобщенно и по сей день все теории можно разделить на биологизаторские и социологизаторские, психоаналитические.

Биологизаторские теории

Первые теории возникли с позиций биологизаторского подхода. Они так или иначе отличались друг от друга, но общая идея была одна – все девиации носят врожденный характер.

  1. Начальной стала антропологическая теория преступности, принадлежавшая Ч. Ломброзо. В США сторонниками этой теории были Х. Шелдон, Э. Кречмер, А. Хутон, а в России – А. Дриль. Главная мысль данной теории заключается в том, что преступниками рождаются. Возникновение отклонений при рождении обусловлено соматическими особенностями, а также особенностями черепа и лица.
  2. Эту теорию стали развивать, в итоге в 70-х годах вместе с открытием синдрома Клайнфельтера возникла гипотеза о хромосомных аномалиях у преступников. То есть в этой теории главным объяснением отклонений была нарушенная генетика. Однако после многочисленных экспериментов и исследований, проведенных в СССР и других странах, в 1972 году эту гипотезу официально опровергли. Но позже мысль о решающей роли генетики в формировании поведения заново начал развивать Э. Уилсон.
  3. В современном мире биологизаторский подход не так актуален, но все же он имеет место быть. Уолтеру Гоуву принадлежит теория половых и возрастных факторов, согласно которой трудные и серьезные преступления чаще совершают мужчины. Кроме этого, ученый выяснил, что и мужчины, и женщины чаще совершают преступления в юности (18-24 года).

Предпосылками асоциального поведения современные сторонники биологизаторского подхода называют неблагоприятные индивидуальные особенности. При этом авторы не исключают воздействия кроме биологических факторов еще социальных и психологических. В рамках этого И. С. Ной и В. С. Овчинский говорили о необходимости изучать генетику, психиатрию, психологию и психогенетику.

Социологизаторские теории

Практически параллельно с биологизаторским рассматривается социологизаторский подход. Его представители связывают отклоняющееся поведение с социальными условиями жизни людей. Однако выявив связь отклонений в поведении с социально-экономическими условиями общества, ученые не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу девиантного поведения.

Дюркгейм выразил мнение, что определенный уровень преступности есть в любом обществе, его не может не быть. И заботиться надо о том, чтобы поддерживать этот уровень и не позволять ему расти, а не искоренять.

Итак, в рамках социологизаторского подхода можно выделить следующие теории:

  1. Теория функциональности отклонений (аномии). Сторонниками этой теории были Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Мид, Р. Мертон. Эти авторы считают, что причинами отклонений является обесценивание норм поведения. Для этого явления характерна аномия – разрушенная солидарность по отношению к основным ценностям и нормам. Индивиды (группы) начинают искать отклоняющиеся, но эффективные способы самоутверждения, при условии, что одобряемые способы не действуют.
  2. Теория стигматизации («навешивания ярлыков»). Изучением этого занимались М. Фуко, Э. Гофман, Э. Ламмерт, Г. Беккер. Основная идея: отклонения возникают вследствие навязывания индивиду (группе) своих мнений, определений, нравов. Делать это способны те, у кого есть власть. Иными словами, например, называя отстающего ученика трудным и проблемным вместо помощи и развития, педагог получит именно такого ребенка.
  3. Теория конфликта и девиантность. Девиация возникает из-за конфликта социальных групп, проявляется антиномия «негативизм» – «позитивизм». Этого мнения придерживались Т. Мор, Р. А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Ф. Энгельс, Г. Маркузе, Р. Миллс, Р. Квинни, Л. Козер.
  4. Теория культурного переноса. Выявление идентичности между способами выработки отклоняющегося поведения и любого другого поведения или вида деятельности. Русский и французский социологи Н. К. Михайловский и Г. Тард выявили механизм подражания.
  5. Теория социальной дезорганизации. Многие исследователи (Р. Парк, Э. Берджес, Л. Вирт, Р. Маккензи, П. Бергер, Т. Шибутани, Э. Тириакьян) объясняли возникновение отклоняющегося поведения влиянием определенных районов, мест, сред, которые всесторонне социально и личностно дезорганизованы.
  6. Теория инклюзии – эсклюзии (М. Фуко, Дж. Янг). Девиации объясняются дифференциаций людей на «выключенных» и «включенных» в политическую жизнь общества.

Социально-психологические теории

С середины XX века начинают возникать социально-психологические теории. Общим в них было то, что исследователи искали причины возникновения девиаций личности среди ее ближайшего окружения. То есть анализировались взаимоотношения индивида с окружением.

  1. Основой теории социальной аномалии Р. Мертона была гипотеза «об отмирании норм морали при девиантном поведении, что вызывается рассогласованием цели и средств ее достижения у девиантов».
  2. Из теории нейтрализации Д. Мате и Т. Сайка следует, что человек понимает нормы морали и даже принимает их, но свое поведение оправдывает разными способами, чаще всего ссылаясь на других людей и обвиняя других.
  3. Э. Сатерленду принадлежит теория дифференцированной связи. Эта позиция объясняет формирование девиаций избирательным отношением индивида к нормам и ценностям его окружения.
  4. Последняя теория в данном подходе – это теория делинквентной субкультуры, то есть культуры внутри культуры. Представитель теории – А. Коэн. Он полагал, что субкультура выбирает себе нормы и ценности, абсолютно противоположные установленным в широкой культуре. Этой же темой занимались Р. Клоуард и Л. Оулин. Они выделяли криминальную субкультуру, конфликтную и «уход в себя». В России изучением влияния субкультуры на личность активно занималась И. А. Горькова.

Представителем социально-психологического подхода также был русский ученый Ю. А. Александровский. Он говорил о том, что в ответ на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране у человека могут возникнуть социально-стрессовые расстройства. А это в свою очередь влияет на поведение. И. И. Карпец и А. Р. Ратинова во главе девиантного поведения ставят дефекты в области правосознания; Н. Ф. Кузнецова – дефекты психологии индивидуумов, социальных общностей.

К слову, в России первые исследования девиантного поведения начали проводиться в 60-х годах ХХ века (В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, И. В. Маточкин и другие). На начальном этапе это были исследования отдельных видов девиаций. Значимый теоретический вклад внес В. Н. Кудрявцев, который первым стал рассматривать социальные отклонения как патологию, антиобщественное поведение. Однако Я. И. Гилинский выразил альтернативное мнение. С его точки зрения отклонения – это нормальное общественное явление, функция социальной системы.

Психоаналитические теории

Еще одним подходом является психоаналитический. Главным его представителем был З. Фрейд, позже его идеи продолжили А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, У. Шутц. При таком подходе исследователи считают, что ведущую роль в формировании девиантного поведения занимают некоторые качества индивида:

  • чувство повышенной ;
  • агрессивность (это считалось основным качеством);
  • ригидность;
  • комплекс неполноценности;
  • желание и стремление все разрушать.

Сторонники теории говорили о том, что все социально-дезадаптивные формы поведения возникают вследствие:

  • подавления истинных влечений индивида;
  • жесткой блокировки их реализации;
  • жесткого контроля над собой и своими эмоциями;
  • низкой самооценки.

Главенствующую роль отдавали агрессии и другие ученые – А. Бандура, А. Басс, Л. Берковц, С. Розенцвейг, среди отечественных ученых – С. Н. Ениколопова, Т. Н. Курбатова. Но вот обоснование возникновения агрессии у них отличалось. Причинами, согласно этим авторам, являются не сдерживание влечений, а различные социальные, пожизненно действующие факторы.

Что такое девиантное поведение?

Таким образом, проанализировав ряд источников, можно сделать вывод о том, что единого понятия, что такое отклоняющееся поведение, нет. Сложность определения изучаемого понятия обусловлена его междисциплинарным характером. Изучением проблемы отклонений занимается ряд наук:

  • психология,
  • педагогика,
  • криминология,
  • социология.

Однако очевидно, что отклоняющееся поведение можно трактовать с позиции общественного мнения и с позиции личности. Тогда для общества в рамках психологии девиантное поведение – это совокупность поступков, которые в своих проявлениях противоречат общепринятым в социуме правовым или нравственно-социальным нормам конкретного общества в конкретное время.

Но с позиции социологии девиантное поведение относительно общества можно трактовать как «социальное явление, которое изучается при помощи специальных социологических методов совместно криминалистами, психологами и другими специалистами. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся» (Г. Ф. Куцев).

Относительно личности девиантное поведение – это рассогласованность психических процессов, связанная с:

  • недостаточной адаптивностью;
  • проблемами с самоопределением;
  • неадекватной самооценкой;
  • недостаточным морально-нравственным контролем над своим поведением.

Понятие нормы

Говоря об отклонениях, важно обозначить, что же является нормой. И. А. Липский определяет понятие «социальная норма» так: официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила социального поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества.

То есть нормальным считается то поведение, которое в настоящее время не вызывает непонимания среди других граждан. Приведу пример относительности понятия «норма». В современном мире считается нормальным модифицировать свое тело (пирсинг, тату, цветные волосы), но в другую эпоху это было недопустимо и осуждалось. Сейчас, конечно, тоже можно найти осуждающих, но в целом бодимодификации принимаются.

Девиантное поведение: минусы и плюсы

Отклоняющееся (девиантное) поведение зачастую ассоциируется скорее со знаком «минус», чем «плюс». Однако это совершенно не обязательно. Отклоняющимся поведение может быть и в положительном ключе.

Одним из первых о девиациях в позитивном ключе заговорил Э. Дюркгейм. Он выразил мысль о том, что сама по себе девиация позитивна и неизбежна. Автор отмечает, что каждое изобретение, каждая креативная мысль, развивающая наше общество – положительная девиация.

Итоги

Проанализировав несколько авторских теорий и определений феномена девиаций, можно сказать, что социальная норма – это установленные конкретным обществом правила, права и обязанности поведения людей в этом обществе. Отклоняющееся поведение – поведение, не соответствующее установленным в данном обществе нормам.

Таким образом, девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм (в положительную или отрицательную сторону), вызванное особенностями социализации (усвоение социального опыта) человека или его десоциализацией (потеря приобретенного ранее социального опыта).

Развитие, формирование и усвоение девиантного поведения происходит за счет индивидуальных особенностей человека, его близкого окружения и социально-экономического состояния общества, в котором индивид находится. Все факторы можно объединить в три группы: социальные, психологические и биологические.

На прощание хочу порекомендовать вам еще три мои работы, дополняющие эту статью: , . Каждая из статей дополняет другие, а в совокупности вы сможете получить максимум информации по теме девиантного поведения, а также ссылки на литературу.

Благодарю за внимание! До новых встреч!

Эмоции

08.07.2017

Снежана Иванова

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом.

Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.

Понятие девиантного поведения

Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.

Причины девиантного поведения

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда

На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Употребление алкоголя и наркотиков

Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования. Деградирующая личность производит яркое отталкивающее впечатление. Окружающие, как правило, стараются избегать встреч с такими субъектами, опасаясь неблагоприятных последствий и попросту беспокоясь за свою жизнь. Иногда бывает достаточно взглянуть на личность, чтобы установить причину ее неадекватного поведения. Отклоняющееся девиантное поведение невозможно скрыть от посторонних глаз. Родственники и близкие того, у кого наблюдается девиантное поведение, как правило, начинают сами стесняться и стыдиться происходящего, хотя сами сильно страдают от действий девианта.

У страдающего алкогольной зависимостью тоже присутствуют проявления агрессии и неконтролируемого гнева. Чаще всего, этот человек разочаровывается сначала в себе, а потом в окружающих людях. Чтобы диагностировать девиантное поведение, иногда бывает достаточно взглянуть на самого человека, определить его суть. Причина, по которой люди ломают себя и начинают принимать различные токсические вещества, проста: они не могут реализовать в мире свой потенциал. Девиантное поведение личности всегда подразумевает присутствие резких негативных проявлений, которые вредят жизни и благополучию окружающих людей.

Постоянная критика

Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия.

Классификация девиантного поведения

Классификация девиантного поведения включает в себя несколько важных понятий. Они все связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Те, кто находятся рядом с таким человеком, первыми начинают бить тревогу. Диагностировать деградирующую личность сможет даже ребенок. Говоря иными словами, девиантные формы поведения распознать нетрудно. Проявление девиантного поведения, как правило, заметно для окружающих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы и типы девиантного поведения.

Аддиктивное поведение

Зависимость – это самый первый тип девиантного поведения. Аддикции у человека развиваются постепенно. Путем формирования какой-либо зависимости он пытается компенсировать отсутствие в своей жизни чего-то очень значимого и ценного. Какие могут быть зависимости и почему они столь разрушительны для личности? Это, в первую очередь, химическая зависимость. Употребление наркотиков, алкоголя ведет к формированию устойчивой аддикции. Человек спустя какое-то время уже не представляет себе комфортного существования без пагубной привычки. Так, заядлые курильщики говорят о том, что вовремя выкуренная сигарета помогает им расслабиться. Люди, пристрастившиеся к алкоголю, часто оправдывают себя тем, что бокал спиртного позволяет открывать в себе новые возможности. Разумеется, такие перспективы – мнимые. На самом же деле личность постепенно утрачивает контроль над собой и своим эмоциональным состоянием.

Существует и психологическая аддикция. Она проявляется в зависимости от мнения окружающих, а также болезненной сосредоточенности на другом человеке. Здесь имеют место безответные влюбленности, которые уносят много жизненных сил. Такая личность тоже разрушает себя: бесконечные переживания не прибавляют здоровья и сил. Часто пропадает желание жить, ставить себе цели и стремиться к их достижению. Диагностика девиантного поведения подразумевает своевременное выявление патологических признаков и предупреждение их развития. Проявление девиантного поведения всегда, во всех случаях без исключения нуждается в коррекции. Любая аддикция — тип девиантного поведения, которое рано или поздно приведет человека к полному разрушению.

Делинквентное поведение

Преступное или противоправное поведение – другой тип девиантного поведения, который можно считать опасным не только для самой личности, но и для общества в целом. Делинквент – тот, кто совершает преступные действия – это человек, полностью утративший какие-либо нормы морали. Для него существуют только собственные потребности низшего порядка, которые он стремится любым способом удовлетворить. Диагностировать такую личность можно с первого взгляда. Большинство людей охватывает естественный страх, как только появляется подозрение, что рядом с ними находится преступник. Некоторые типы граждан стремятся тут же обратиться в органы правопорядка.

Делинквент не остановится ни перед какими преградами. Его интересует только получение собственной сиюминутной выгоды и ради достижения такой цели он готов порой идти на неоправданный риск. Основными признаками того, что перед вами правонарушитель являются следующие. Преступник редко смотрит прямо в глаза, говорит неправду для того, чтобы самому выйти из сложной ситуации. Такому человеку не составит никакого труда подставить даже близкого родственника. Диагностикой правонарушителей, как правило, занимаются соответствующие органы.

Антиморальное поведение

Антиморальное поведение представляет собой особый тип девиантного поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении на людях. Кроме того, в каждом отдельно взятом социуме антиморальным будут считаться разные поступки и действия. Общими нарушениями нравственности считаются: занятия проституцией, публичное оскорбление других людей, нецензурная лексика. К антиморальному поведению склонны личности, у которых отсутствуют всякие представления о том, как себя следует вести в той или иной ситуации. Часто они вступают в яркое противоречие с законом, имеют проблемы с полицией. Диагностировать подобное поведение достаточно просто: оно бросается в глаза сразу, при первом проявлении.

Самоубийство

Данный тип девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости. Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Необходимо, чтобы кто-то оказался с ним рядом в нужный момент и предостерег от этого необдуманного шага. Самоубийство еще никому не помогало решить насущные проблемы. Расставаясь с жизнью, человек наказывает, в первую очередь, себя самого. Даже близкие родственники когда-нибудь утешаются и всеми силами души продолжают жить дальше. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии. Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.

Признаки девиантного поведения

Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.

Агрессивность

Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе. Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко. Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом. С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.

Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.

Неуправляемость

Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности. Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию. В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.

Резкая смена настроения

У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход. Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования. Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.

Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование. Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне. Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.

Скрытность

Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате у девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации. Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения. Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования. Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.

Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.

Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции