30.10.2019

Что отражает мораль. Почему мораль называют общечеловеческой ценностью. Соотношение нравственности и морали


Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

Под моралью понимаются принятые в определенном сообществе взгляды на добро и зло, правильные и неправильные вещи, нормы поведения в тех или иных ситуациях, взаимоотношения между людьми в семье или трудовом коллективе. Может возникнуть вопрос, почему мораль называют общечеловеческой ценностью, необходимо ли сегодня придерживаться установленных моральных правил, ведь многие уже давно считают их устаревшими и не подходящими для современной жизни.

Общество неуклонно отдаляется от сформированных веками духовных ценностей и принципов, для молодого поколения на первом месте теперь находятся благополучие материального характера и новейшие технологии. Однако, без привития молодежи определенных нравственных ценностей человеческий социум неминуемо ожидает вырождение и деградация.

Сущность основных моральных ценностей

К категории ценностей, именуемых общечеловеческими, принадлежат нормы и моральные правила людей различных времен и национальностей. Такие ценности нередко называют принципами, канонами, законами. Они не принадлежат к категории материальных величин, однако, для всего живущего на планете человечества они имеют огромное значение.

Сложившиеся веками общечеловеческие ценности способствуют развитию духовной жизни, подлинной свободы и равенства для всех живущих в обществе. Если такие ценности в определенной популяции отсутствуют или выражены достаточно слабо, в таком сообществе процветают насилие, угнетение человека человеком, преобладание интереса лишь к денежным средствам и вещам, явное или неявное рабство.

Во все времена существовали люди, которые выполняли миссию носителей таких высоких духовных ценностей, в ряде случаев они принадлежали к миру искусства или религиозных культов. Среди них можно назвать многих писателей, композиторов, танцоров, художников, священнослужителей. К ценностям, которые принято считать общечеловеческими, относятся различные предметы искусства, книги, картины, музыкальные произведения. Талантливый человек, стремящийся к красоте, к изменению мира вокруг себя в лучшую сторону, в любую эпоху создавал уникальные творения, которые навсегда оставались достоянием потомков.

К категории общечеловеческих ценностей принадлежат и чувство долга перед семьей и родиной, честность, порядочность, милосердие, вера. Властители, обладающие высоким интеллектом и подлинно государственным мышлением, всегда стремились поддерживать у своих народов приверженность таким принципам.

С самых ранних лет родителям необходимо прививать своему ребенку человеческие ценности, учить его быть добрым, искренним, воспитывать в нем стремление помогать слабым, любить окружающих людей, бережно относиться к природе. Без наличия подобных ценностей в современных условиях человек просто потеряет себя, свою уникальную личность и духовный мир.

В обществе ребенка воспитывает и семья, и образовательные учреждения, начиная с детского сада. Самые близкие люди с младенчества учат малыша дружить, говорить правду, заботиться о других. Школа развивает интеллектуальные возможности ребенка, помогает ему определить интересную область деятельности, постепенно учит творить. Семья и учебное заведение должны гармоничным образом дополнять друг друга в формировании развивающегося человека, им следует совместно давать ребенку представление об ответственности, патриотизме, сознательном отношении ко всем сферам жизни.

Немалой проблемой сегодня является то, что в учреждениях образования пока не могут отыскать достойной альтернативы тому воспитанию, которое существовало в советских школах. В нем было немало негативных черт, таких, как излишняя политизация и чрезмерная авторитарность, но присутствовали и серьезные преимущества. Теперь дети и подростки чаще всего просто предоставлены сами себе, поскольку родители постоянно заняты обеспечением материального благополучия.

Во многом сохранению исконных общечеловеческих ценностей способствует церковь. В семьях, где ребенок с детских лет вместе с близкими посещает храм и знакомится с основными религиозными заповедями, чаще вырастают люди, живущие по законам морали и нравственности.

Почему мораль называют общечеловеческой ценностью was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева

Вопрос 1. Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чём смысл золотого правила морали? В чём смысл экологической морали?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

«Золотое правило нравственности» - общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Оно нас учит бережному отношению к природе. Не загрязнять, не мусорить. Места своего пребывания на природе убирать за собой. Не загрязнять атмосферу различными отходами: производственные отходы не сливать в водоемы, где может погибнуть все живое, также выхлопные газы от машин загрязняют воздух. Нужно бережно и заботливо относится к природе.

Вопрос 2. Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?

Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести. По сути человек только и состоит из морали, каких-либо принципов. И когда что-то выходит за рамки его морали он уже считает что это плохо, или же наоборот слишком хорошо, но в том и в другом случаи это не в его морали. Так что мораль это отражение нашего "я" в целом.

Вопрос 3. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

Вопрос 4. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек. Без морали у нас бы не было общества, он бы просто не могло существовать, поэтому её называют общечеловеческой ценностью.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Мораль выступает, прежде всего, как регулятор поведения людей в обществе Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Вопрос 5. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

Гуманизм - демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Вопрос 6. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая ценность, или, как ещё говорят, моральный идеал, - это человечность, гуманизм. С особой ясностью и простотой смысл морального идеала выражен в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это, безусловно, не означает, что нужно всех немедленно заключать в свои объятия. Гуманное отношение человека к человеку достигается только одним путём - через соблюдение принципов и норм морали. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лжесвидетельствовать, не надо покушаться на чужое. Но нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему.

Вопрос 7. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

К высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм. Все люди живут в каком-либо государстве, в своём большом доме. Они граждане своей страны.

Высшим проявлением гражданственности является патриотизм - высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. И не надо много разглагольствовать, а тем более кричать о нём на каждом углу, как это делают некоторые кичливые самозванцы. На самом деле патриотизм - это любовь. А любовь - чувство возвышенное и глубоко личное. Любовь - это вершина нравственного отношения к тому, кого любишь. И главное проявление любви есть бескорыстное служение.

Вопрос 8. Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?

Понятие «добро» отражает наше стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.

Мы считаем добром отношения справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и сделает это не ради выгоды, а бескорыстно.

Мы считаем добром движение за возрождение и укрепление нашего Отечества, за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина.

Чтобы в жизни было больше добра, важно помнить, что свои дела и их последствия всегда нужно оценивать моральной меркой.

Вопрос 9. Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

Всё, что противоположно добру, есть зло. Это - нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведёт к нравственной деградации (разрушению) его личности.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь для себя выгоду.

Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, - хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д.

Когда счастье одних людей, их богатство и сила достигаются за счёт несчастья других - это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждёт взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют своё служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п. - всё это и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико.

Вопрос 10. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

Объясни это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

Человек осуждает в других именно то, что свойственно ему самому прежде всего. Мало того он и поступает так же как и тот, кого он осуждает. Не суди и не судим будешь.

Вопрос 11. Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»

Раскрой смысл этой моральной позиции. Выскажи свою точку зрения по отношению к позиции этого человека.

Если человек думает только о себе это конечно же плохо. А если он думает о других помогает им то и они помогут вам. Это значит что все приходится делать самому, никто никогда за тебя ничего не сделает, но при этом ты должен быть отзывчивым и готовым помочь другому, то есть бескорыстно, а не ждать что если ты помог,то и тебе обязаны помочь.

Вопрос 12. Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста. Сумеешь ли ты:

1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи - да;

2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок - да;

3) простить своего обидчика - да;

4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом - да;

5) защитить несправедливо обиженного или более слабого - да;

6) сдержать слово, если обещал – да;

7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями – да.

Мораль (от лат . moralis – нравственный)– 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

17.1.2. Главное противоречие морали . Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали.

17.1.3. Чем мораль отличается от нравственности ? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности , а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль .

17.1.4.Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

17.2 . Структура морали : идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

17.2.1. Моральные ценности .

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее)– 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1)добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло ;

2)долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3)честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4)счастье .

Что такое добро и зло ?

1) Гоббс : «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль – это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус – это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель ).

«… так кто ж ты, наконец?

Я – часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье ?

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья : 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч . eudaimonia – блаженство) – направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

17.2.2. Нравственные нормы, регулятивы .

Нормы морали, регулятивы – 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности » - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

17.2.3. Ценности и нормы .

Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека - ценность, а ее охрана – норма. Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

17.3 . Специфика морали .

17.3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

17.3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

17.3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов .

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам – это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат . imperativus – повелительный) – безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива – безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

17.4 . Функции морали .

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

17.5 . Происхождение морали .

17.5.1. Религиозный взгляд .

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

17.5.2. Космологическое объяснение .

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

17.5.3. Биологическое объяснение .

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) – русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

17.5.4. Антропологическое объяснение .

1)Утилитаризм (от латинского utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентам ом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 – 1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 – 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

17.5.5. Социально – историческое (социологическое) объяснение .

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск .) – в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика :

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

17.6 . Этапы формирования нравственной культуры личности .

Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь – совесть. Если стыд – чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

- (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

Мораль - Мораль ♦ Morale Представим себе, что нам объявили: завтра наступает конец света. Информация точная и сомнению не подлежит. Политика при этом известии скончается на месте – она не способна существовать без будущего. Но мораль? Мораль в… … Философский словарь Спонвиля

мораль - и, ж. morale m., morale f. нем. Moral <лат. moralis. 1. устар. Настроение, моральный дух. И если уж необходимо должно, что в физике вашей произвел он <новый год>, то тогда оградитесь роскошью и леностью; и пусть на морали вашей время не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (лат. moralis doctrina; этим. см. моралист). Нравоучение, совокупность правил, признаваемых за истинные и служащих руководством в поступках людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРАЛЬ [фр. morale] … Словарь иностранных слов русского языка

- (sittlichkeit) переводится на основании трудов Гегеля (Hegel) как мораль. Относится к этическим нормам, возникающим в результате взаимодействия субъективных ценностей личности и объективных ценностей общественных институтов. Если эти ценности… … Политология. Словарь.

МОРАЛЬ, морали, мн. нет, жен. (от лат. moralis нравственный). 1. Нравственное учение, свод правил нравственности, этики (книжн.). «Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической… … Толковый словарь Ушакова

См. наука... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мораль нравственность, этика; вывод, наука; рацея, назидание, поученье, наставленье, проповедь, наставление, этические нормы,… … Словарь синонимов

Современная энциклопедия

- (от лат. moralis нравственный) 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого… … Большой Энциклопедический словарь

- (ирон.) правило нравственности; соблюденіе ея; нравоученіе. Ср. Живя согласно съ строгою моралью; Я никому не сдѣлалъ въ жизни зла. Некрасовъ. Нравственный человѣкъ. I. Ср. А нынче всѣ умы въ туманѣ. Мораль на насъ наводитъ сонъ... А. С. Пушкинъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Мораль - (от латинского moralis нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции