21.09.2019

Духовная жизнь после второй мировой войны кадыровой ю. Духовная жизнь советского общества в послевоенное время


  • Духовная жизнь после Второй мировой войны

  • Родионова И.В.

  • Во второй половине XX века стали использовать компьютерные технологии, позволяющие моделировать социальные и экономические процессы.

  • Это обеспечивало их прогресс.


  • Джон Кейнс- ученый –экономист, сторонник активного вмешательства государства в экономику страны.


Йозеф Шумпетер

  • Йозеф Шумпетер


  • Экономисты Джон Гэлбрейт и Уолт Ростоу, социолог Элвин Тоффлер сформулировали концепцию фаз или стадий прогресса цивилизации. В ее основе лежала смена форм производственной деятельности.


  • Их предметом стало исследование широкого спектра проблем- от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.


Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс

  • Американские политологи Дэвид Истон и Гэбриэл Алмонд , социолог Толкотт Парсонс раздвинули горизонты знаний о закономерностях развития политических систем.


  • Немецкий психолог и социолог в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. Создал собственную социальную философию. Большое внимание в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.


  • Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения.


  • Новые направления в искусстве во второй половине XX- начале XXI в.


абстракционизм.

  • В послевоенное десятилетие большую популярность приобрел абстракционизм.

  • Считали, что только они способны выразить внутренний мир человека.


Джексон Поллок

  • Джексон Поллок -самый известный абстрактный экспрессионист.




  • Возникновение этого художественного течения связано с развитием производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства.


Ричард Гамильтон.

  • Первую композицию в стиле поп-арта создал в 1956 году английский художник Ричард Гамильтон.



граффити

  • К поп-арту относят такой вид художественного творчества, как граффити - уличные надписи. Рисунки на заборах, стенах гаража.


  • Новое течение в живописи и скульптуре, появилось в середине 1960-х гг. в США. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы.»


Роберт Коттингем

  • Роберт Коттингем


  • Это гибрид живописи, скульптуры и театра.

  • Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958-1959 гг. в США для развлечения артистической богемы. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, световых и звуковых эффектов, современной музыки.


  • Хеппенинг на корабле во время фестиваля авангарда, 1968, США.


Сонористика

  • Сонористика



Инвайронмент

  • Инвайронмент -вид искусства, промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, направлено на изменение окружающей среды.

  • Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт.




  • Видео-арт (англ. video art) – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Основателем видео-арта считается кореец Нам Чжун Пак.



    В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.



  • изображения, полученные с помощью компьютера, которые могут существовать в виде печатных документов, графических рисунков или мультипликации, но этот термин относится в основном к изображениям, демонстрируемым на экране монитора.



    Жанр современного TV-видео-искусство. Можно считать, что он был изобретен английским режиссером Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие, взвинченный темп, спецэффекты. Только появление видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к повсеместному торжеству жанра.


  • Отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает окружающих. А в молодежной среде герои контркультуры приобретают популярность и становятся образцом для подражания.


  • Благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества








  • В октябре 2005 г. По решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии, которая закрепила за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.


Теории общественного развития. Развитие теории функционирования рыночной экономики было связано с более глубоким осмыслением роли и возможностей государства в экономической сфере. Разработанная Д. Кейнсом теория регулирования рыночной экономики стала основой разработки концепции «государства благоденствия» 1960- 1970 -х гг. Вопрос пределов государственного вмешательства в экономику, опасности превращения государства в тоталитарную структуру, разрушающую демократию, был изучен американскими экономистами Й. Шумпетером и М. Фридманом. Их идеи были взяты на вооружение неоконсервативными политиками США и Великобритании в 1980 -е гг. , использовались рядом латиноамериканских диктатур при осуществлении модернизации экономики.

Основным направлением развития теорий общественного развития стали идеи фаз, или стадий, цивилизационного развития (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер и др.) - от примитивной к аграрной, индустриальной, информационной. Если формационная теория К. Маркса связывала прогресс человечества с изменением форм собственности на средства производства, то цивилизационный подход акцентировал внимание на смене форм производственной деятельности. Он придавал большее значение, чем марксизм, факторам историко-культурных, политических особенностей и традициям отдельных цивилизаций, положению личности в обществе.

Согласно теории стадий развития, человечество в целом прошло путь от собирательства, охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству. Следующие стадии были связаны с переходом к мануфактурному, промышленному, индустриальному производству и, наконец, к информационному обществу. На каждой из этих стадий менялись преобладающие формы и содержание трудовой деятельности. Возможность достижения каждой из локальных цивилизационных общностей очередной ступени развития связывалась с существованием духовных, а не только материальных предпосылок.

Выводы ученых начала века, разработавших теорию правящих элит (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс), в XX веке были пополнены большим фактическим материалом о социальном и политическом развитии почти двухсот государств. Это значительно раздвинуло горизонты знаний о закономерностях развития политических систем (Д. Истон, Т. Парсонс, Р. Арон, Г. Алмонд, К. Дойч), функционировании демократии (Р. Даль, М. Дюверже, Дж. Сартори и др.).

Благодаря эмиграции из Европы в годы фашизма многих видных мыслителей, не желавших смириться с ограничением свободы творчества, американская наука выдвинулась на передовые рубежи на многих направлениях. Идеи фрейдизма использовались теоретиками такого направления современной философской мысли как структурализм. Принцип структурного подхода предполагает, что любое изучаемое явление (общество, язык, сознание человека и т. д.) состоит из определенных элементов - единиц, находящихся во взаимосвязях, которые и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ К. Леви-Стросс, считающийся «отцом структурализма» , на основе сравнения различных культур и мифологических систем пришел к выводу, что проекция структур бессознательного на уровень сознания и определяет восприятие человеком социальной реальности, его поведение в обществе. Вопросам отношения человека и власти с использованием методов структурализма уделял особое внимание другой французский философ - М. Фуко (1926- 1984). По его мнению, человек и власть при стабильном порядке вещей - понятия неразрывные. Власть структурирует, дисциплинирует индивидов, которые, будучи порождением власти, без нее существовать не могут.

От «конца идеологии» к реидеологизации. Структурализм стал основой ставшей популярной в 1960- 1970 -е гг. в развитых странах концепции «конца идеологии» . Она предполагала, что точное и универсальное научное знание о макроэкономических, социальных процессах, технологиях административно-государственного управления, методиках разрешения кризисов сводит до минимума влияние духовных факторов общественной жизни. Негативное отношение к термину «идеология» в странах демократии было связано еще и с тем, что он ассоциировался с тоталитаризмом, развязавшим вторую мировую войну. Однако уже конец 1970 - начало 1980 -х гг. в развитых странах стали периодом реидеологизации. У власти во многих странах оказались лидеры (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании), апеллировавшие к традиционным духовным ценностям либеральной демократии.

Действительно, несмотря на рост значения объективного научного знания, вопрос о том, как люди воспринимают окружающую действительность, что они считают оправданным и справедливым, приобрел в XX веке особое значение. Мыслители постструктуралистского направления обращали внимание на то, что поведение многих политических лидеров, масс людей не находит объяснения с позиций прагматического, рационального подхода. Иррационализм, проявляющийся в обществе, поведении людей, пытались объяснить философы - постструктуралисты Ж. Деррида, Ж. Бодрияр и другие. Они отрицали способность людей постичь рациональные начала мироздания, если они вообще существуют, с помощью интеллекта. По их мнению, реальный, материальный мир и его отображение сознанием через понятия, символы, образы не тождественны.

Любые символы, включая написанные слова и тексты, несут на себе отпечаток той культуры, к которой принадлежит исследователь, автор, его социальной среды и жизненного опыта. На вопрос о том, можно ли найти символы, соответствующие описываемому явлению, правильно ли поймут автора люди с иным жизненным опытом, тем более принадлежащие к иной культуре, как правило следует дать отрицательный ответ. Современный мир, в отличие от природы, создан человеком, который наполнил его материализованными символами, они реальны и материальны, но в то же время они - продукт воображения. Идеология, особенно политическая идеология, в значительной мере основана на символике. В условиях демократии, получающей все большее распространение, поддержка избирателями политических партий в конкурентной борьбе на выборах не обеспечивается научными аргументами. Они, как правило, непонятны для рядового избирателя, для которого важен общий имидж политических партий, их лидеров, общее представление о ценностях и идеях, которые они отстаивают.

Модернизационные процессы, затрагивающие жизнь большинства народов мира, порождают массу проблем духовного порядка. Невозможность их решения ведет к серьезным общественнополитическим потрясениям. Даже научно обоснованные модели модернизации зачастую отторгаются, вступая в противоречие с традициями, политической культурой общества. СМИ и массовая культура. Совершенствование средств массовой информации создало исключительно мощный инструмент влияния на сознание, настроения людей, в том числе и в других государствах. Не случайно в 1920 -е гг. международное радиовещание стало важным инструментом политики, а к концу века, с созданием спутниковых систем телевещания, глобальных компьютерных сетей, сложились условия для интернационализации духовной жизни человечества. В этой связи, естественно, возникает вопрос о том, какие именно ценности, идеи, символы, представления приобретут наиболее универсальный характер. Можно утверждать, что сложился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выгоду, так и политическое влияние.

По мнению канадского философа и социолога Х. М. Мак. Люэна (1911- 1980), появление новых технических средств массовой информации знаменует собой этап в эволюции самого человека. Первоначально, считает Мак-Люэн, человек воспринимал мир непосредственно, органами чувств, и это обеспечивало единство человека и природы, цельность мышления. Распространение книг, печатного слова, воспринимающегося преимущественно визуально, содействовали абстрагированию мышления от реальности, распространению индивидуализма. Электронные средства коммуникации преодолевают односторонность визуального восприятия, обеспечивают образность мышления, расширяют горизонты до глобальных, позволяя воспринимать мир как целостность. С этой точки зрения, важно не содержание информации, а характер ее передачи.

В то же время феномен массовой культуры рассматривается многими философами, социологами, культурологами как тревожащее явление. Она расценивается как источник интеллектуальной деградации, поскольку предлагает упрощенное видение и восприятие мира. Все многообразие человеческого поведения, эмоций выражается через набор ограниченного количества стандартных реакций, символов, одинаковых для всех. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится чуждым творческому, нестандартному мышлению, оказывается неспособным критически воспринимать и осмыслять окружающую человека реальность. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации глубинных потребностей личности. Стереотипные модели поведения формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, как он есть. Тем не менее, как бы ни относились к массовой культуре, она стала реальностью, неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей.








Исследование закономерностей индивидуального и группового поведения людей заложило основы прикладных наук- социологии и политологии Их предметом стало исследование широкого спектра проблем- от изучения интересов социальных слоев, тактики проведения избирательных кампаний до подходов к урегулированию конфликтов.




Эрих Фромм Немецкий психолог и социолог в своих работах уделял внимание личности и мотивам ее поведения. Создал собственную социальную философию. Большое внимание в его трудах занимает проблема отчуждения человека в современном обществе и поиск путей ее преодоления.


В 1960-е годы во Франции большое распространение получило направление современной философской мысли-структурализм Структурный подход предполагает, что любое изучаемое явление (язык, искусство, сознание человека, мифология, мода, реклама) состоит из ряда элементов, находящихся в определенной взаимосвязи. Они и становятся объектом изучения. Французский культуролог и философ Клод Леви-Строс- (отец структурализма) сравнивал различные культуры и мифологические системы.






Абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок-самый известный абстрактный экспрессионист. Его основоположниками выступили несколько нью-йоркских художников. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения автора. Метод написания таких картин известен как «живопись действия»




Противовесом идеям абстрактного экспрессионизма стал поп-арт (популярное искусство) Возникновение этого художественного течения связано с развитием производства товаров массового потребления и развлечений. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства.







Гиперреализм Новое течение в живописи и скульптуре, появилось в середине 1960-х гг. в США. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действительности: детально выписанные предметы, изображение городской среды, портрет «человека с улицы.» Наиболее известные художники- гирерреалисты- Роберт Коттингем и Чак Клоуз.




Элементы поп-арта проявились в такой форме современного художественного творчества, как хеппенинг. Это гибрид живописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в гг. в США для развлечения артистической богемы. Для хеппенинга характерно отсутствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кинокадров, световых и звуковых эффектов, современной музыки.








Христо Явашев- композиция «Окруженные острова» Инвайронмент -вид искусства, промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм, направлено на изменение окружающей среды. Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или преобразуют городской ландшафт.


Концептуализм-международное художественное движение, появившееся в е годы Его сторонники утверждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Идеи могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий и т.д. Джозеф Кошут «Один и три стула»




Новые технологии: видеоискусство или видеоарт Видео-арт (англ. video art) – различные опыты с видеотехникой, компьютерным и телевизионным изображением, доказывающие условность и иллюзорность технического кода в передаче реальности. Основателем видео-арта считается кореец Нам Чжун Пак.


В отличие от собственно телевидения, рассчитанного на трансляцию для массового зрителя, видео-арт применяет телеприемники, видеокамеры и мониторы, а также производит экспериментальные фильмы в духе концептуального искусства, которые демонстрируются в специальных выставочных пространствах. С помощью современной электроники показывает как бы "мозг в действии", - наглядный путь от художественной идеи к ее воплощению.





Видеоклип Жанр современного TV-видео-искусство. Можно считать, что он был изобретен английским режиссером Ричардом Лестером в фильмах «Ночь трудного дня» (1964), «На помощь!» (1965), которые он снял с участием знаменитой группы «Битлз». Здесь присутствовали уже все элементы современного клипа: рок-музыка, предельно сконцентрированное действие, взвинченный темп, спецэффекты. Только появление видеотехники с ее компьютерными спецэффектами и удобством монтажа привело к повсеместному торжеству жанра.


Контркультура Отвергает базовые ценности общества, предлагает альтернативное видение мира и свои модели поведения. Это форма протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведение возмущает окружающих. А в молодежной среде герои контркультуры приобретают популярность и становятся образцом для подражания.






40


В октябре 2005 г. По решению ЮНЕСКО была принята конвенция о культурном многообразии, которая закрепила за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку национальным культурным проектам.


Pkgames.ucoz.rufotki.yandex.ru h42day.100megsfree… liveinternet.ru liveinternet.rusalempress.com mariuszkubik.blox.… dic.academic.ru pkgames.ucoz.rufotki.yandex.ru h42day.100megsfree… liveinternet.ru salempress.com mariuszkubik.blox.… dic.academic.ru

План.

Рок-движения.

Возникновение и развитие массовой культуры.

Во второй половине XX в. наука и технология стали веду­щими силами цивилизации. Открытие и мирное использование атомной энергии, освоение космоса, появление новых техно­логий коренным образом меняют материальные и социальные производительные силы. Впечатляющие успехи достигнуты в физике, химии, биологии, медицине (успешно ведется транс­плантация внутренних органов, в разных странах работают над созданием искусственного сердца).

Развитие научно-технической революции привело к неви­данному ускорению социально-экономических процессов в мире, особенно в индустриальных государствах. Наука стала приоритетным направлением в государственной политике. Она обогатилась новыми кадрами и отраслями знаний, сделала много открытий, которые изменили облик всей человеческой циви­лизации. В ней - около 15 тыс. дисциплин. Человек поставил себе на службу ядерную энергетику, компьютеры, лазеры, ро­бототехнику, сверхпрочные материалы, спутниковую связь, начал освоение околоземного космического пространства. На­ука превратилась в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия стали достоянием практики. На их основе созданы новейшие наукоемкие отрасли народного хозяйства, ставшие базовыми, - электроника, биотехнология, производ­ство новых материалов, информатика. В настоящее время мик­ропроцессоры нашли универсальное и повсеместное примене­ние, во многих странах информатика обслуживает все народное хозяйство. Неслучайно нынешний этап в развитии НТР назы­вают информационной или микропроцессорной революцией.

Телекоммуникационные средства связи и компьютерная технология получения, обработки, хранения и передачи информации приобрели в интернационализации экономической жизни первостепенное значение. Персональные компьютеры качественно поднимают творческий потенциал интеллектуаль­ного труда. Коренные изменения происходят в образе жизни и мыслях людей. Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, обеспечивая практически мгновенную пе­редачу информации во все уголки земного шара, создают ощу­щение одновременности и вездесущия. С развертыванием тех­нологической и промышленной революции, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции вто­рой половины XX в. началось и интенсифицировалось беспре­цедентное убыстрение исторического и социального времени. Соответственно увеличиваются и темпы научно-технологиче­ского прогресса. Например, если в 70-е годы было принято го­ворить о том, что объем научной информации удваивается каж­дые 5-7 лет, то в 80-е годы - каждые 20 месяцев, а к концу 90-х годов - ежегодно.



Смыслом научно-технологического и социального про­гресса стал выигрыш во времени. Спутники, компьютеры и факсы способствуют уплотнению потоков информации. Теле­коммуникационные сети, соединившие самые отдаленные точки земного шара, предоставили возможность преодоления времени. Человек приобрел способность пребывать одновре­менно в разных местах и быть участником событий, происхо­дящих далеко за пределами своего фактического физического присутствия.

Неконтролируемый рост экономики вступает в противо­речие с жизнью природы. Металлургия, химия, автомобили губят леса, почву, заражают воду и воздух. Техногенные катастрофы нанесли непоправимый урон здоровью миллионов людей, ущерб народному хозяйству. Зонами настоящего экологического бед­ствия являются районы Чернобыля и Южного Урала, террито­рии атомных полигонов, крупных химических комбинатов. В последнее десятилетие осознано, что необходимо радикальное изменение отношения к природе: не покорение ее, а взаимо­действие с ней. Сегодня неотложным направлением развития НТР является решение глобальных проблем - мировой эколо­гический кризис, дефицит ресурсов, демографический дисба­ланс, голод и нищета, эпидемии в странах «третьего мира», преступность и наркомания. В широких общественных кругах все более осознается новый смысл древнего изречения Протагора, что «именно человек является мерой всех вещей».

Информационная революция ведет и к социальным по­следствиям - росту безработицы. Но высокий уровень нацио­нального дохода позволяет в развитых странах обеспечить без­работным гарантию прожиточного «социального минимума».

Новейшая технология требует качественно нового работ­ника - с солидным уровнем общеобразовательной и профес­сиональной подготовок, без чего могут возникнуть катастрофы типа чернобыльской. Отсюда постепенно растущее разнообра­зие творческих специальностей и видов деятельности.

Интеллектуальная жизнь человека состоит из двух куль­тур - научной и художественной, они должны находиться в гармоничном взаимодействии. Наука, став могучим фактором прогресса, не может целиком заполнить душу человека. Искус­ство образными средствами решает вопросы о смысле жизни, о совести и долге, оценки добра и зла.

Сложные процессы происходят во второй половине XX в. в художественной культуре. В годы второй мировой войны мно­гие деятели культуры с оружием в руках сражались против гит­леровцев за свободу и национальную независимость своих стран (французские писатели Л.Арагон, А.Камю, немецкие писатели А.Зегерс, В.Бредель, дважды был ранен на фронте Э.Хемингу­эй). Осмысление происходящего и итогов войны, ее жестоких будней, поведения людей в экстремальных условиях стало важ­ной темой мирового искусства.

В условиях «холодной войны» усилилась конфронтация сил в художественной культуре, идеологическая сторона творче­ства преобладала над художественной. Росло значение культу­ры развивающихся стран в мировой художественной культуре (индийский кинематограф, африканские и латиноамерикан­ские мелодии). Одним из следствий НТР явилось ускоренное развитие средств массовой коммуникации, что создало мате­риальные условия для расцвета массовой культуры и появле­ния рок-музыки.

Во второй половине XX века возникла разновидность кри­тического реализма - неореализм. Неореалисты поставили це­лью показ «разгримированной жизни». Неореализм оказал вли­яние на мировой кинематограф - творчество Акира Куросавы, Анджея Вайды, Алексея Германа. Темой торжества гуманисти­ческого начала в «маленьком» человеке проникнуты поздние произведения Э.Хемингуэя, особенно повесть-притча «Старик и море», за которую автор был удостоен Нобелевской премии. Осмыслению судеб творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящены лучшие произведения Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике», «Мудрость чудака», «Гойя».

Со второй половины 40-х годов в ряде стран Европы полу­чил распространение так называемый «социалистический реа­лизм». Основными его чертами принято считать: наличие нового героя - революционера-пролетария, коммуниста; партийность -отражение и оценка жизненных явлений с позиции марксист­ско-ленинской идеологии. Многие исследователи сегодня отри­цают существование соцреализма как самостоятельного художе­ственного метода, считая его явлением не художественным, а идеологическим или одним из идейно-содержательных разно­видностей критического реализма. Творчество французского пи­сателя Луи Арагона, чилийского поэта Пабло Неруды (судьба Латинской Америки, переплетение патетики и лирики) пока­зывает, что соцреализм существовал как самостоятельное на­правление. Особенно полное отражение это направление нашло в советской культуре XX в.

В 50-60 годы была развернута кампания против авангард­ных течений. Игнорировалось творчество мастеров, не вписы­вавшихся в рамки соцреализма. Это привело к росту эмиграции деятелей культуры. В странах Восточной Европы после событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии (1968 г.) усилились гоне­ния против политического и художественного инакомыслия, расширилась сфера запретных тем. Творческая интеллигенция стала одной из влиятельных сил демократических революций 1989-1990 г. в странах Восточной Европы.

Развитие средств массовой коммуникации стимулировало небывалое развитие массовой культуры (общедоступные и раз­влекательные). Жанры массовой культуры - шоу, боевик, шля­гер, комикс. Культ «звезд» - искусственное создание популяр­ности, средство развлечения. Пропаганда насилия, секса способствовала деградации нравов.

Новые направления в искусстве формировались в значи­тельной степени под влиянием философии экзистенциализма (существования), возникло искусство абсурда. Их идеологами были Ж.П.Сартр и А.Камю. По их мнению, «бытие понять нельзя, а можно только почувствовать». В центре их внимания-личность и ее отношения с миром, обществом, богом, отри­цание человеческих ценностей и надежд на изменение мира. «Театр абсурда» Ионеско - отсутствие сюжета, жизненных иде­алов, спонтанность и необъяснимость поступков персонажей, бессмысленность диалогов. В сфере художественной жизни дальнейшее развитие получили основные направления модерниз­ма, прежде всего, сюрреализм и абстракционизм.

Одним из сравнительно новых направлений в современ­ном искусстве является поп-арт. Молодые художники предло­жили изображать окружающие человека повседневные предме­ты и технические изделия, современную городскую среду - в надежде сделать искусство понятным широкому зрителю, по­пулярным. Но если предметы, изображаемые поп-артистами, действительно популярны (консервные банки, бутылки «Кока-колы и др.), то об их произведениях этого сказать нельзя. Эти картины отпугивали публику и критиков своей пошлостью и безысходностью. Идеи поп-арта способствовали развитию рек­ламного плаката.

Ярким феноменом художественной жизни второй полови­ны XX века стало рок-движение, появившееся в начале 60-х годов в Англии и США и охватившее весь мир. Творцы рока - Элвис Пресли, группы «Битлз», «Роллинг Стоунз». В рок-музы­ке выразился стихийный протест молодежи против социаль­ной неустроенности, войны и милитаризма, расовой дискри­минации. Их сценический и бытовой облик был подчеркнуто демократичен. Рок-музыка стала силой, способной объединить разнородные молодежные движения и группировки. Так, му­зыка группы «Битлз» отличается изысканностью мелодии и ритма, глубиной, лаконичностью, искренностью песен. Песни «Все, что вам нужно - любовь», «Дайте миру шанс» стали не­официальными международными молодежными гимнами.

Рок связан с передовыми общественными движениями. Международный рок-фестиваль в 1968 г. осудил войну во Вьет­наме. Популярны стали концерты «Рок против...» (расизма, ми­литаризма, наркомании...), рок-музыканты участвуют в благо­творительных акциях. Рок внедрился и в классическую культуру. Заметным событием музыкальной жизни стала постановка рок-оперы Э.Л.Уэббэра и Раиса «Иисус Христос - суперзвезда», в которой соединились достижения рока с традициями класси­ческой оперы.

В 70-е годы происходило формирование национальных рок-движений. Рок стал не только явлением в художественной куль­туре, но и стилем жизни и мышления молодежи. Он характери­зовался открытостью, внутренней и внешней свободой, неприятием фальши, пацифизмом, богоискательством.

Художественная культура в конце 80-начале 90-х годов получила широкий простор для развития, чему способствовала демократизация общественной жизни. С другой стороны, ком­мерциализация средств массовой коммуникации способство­вала экспансии американской массовой культуры, вытесняю­щей подлинное искусство и национальную культуру. Переоценка многих событий новейшей истории порождает огульное отри­цание достижений искусства соцреализма, что наглядно про­явилось в уничтожении памятников, символизирующих «соци­алистический выбор» и его вдохновителей. С памятниками воюют только варвары, рабы и фанатики. Сокрушая памятники, они уничтожали следы былого рабства и унижения, но в душе ос­тавались рабами.

Национальное возрождение народов способно вызвать мощный культурный подъем, но оно таит опасность религиоз­ного фанатизма, национализма. Обществу важно преодолеть существующие противоречия.

Тема 19: «Духовная жизнь в советском и российском обществах».

2. Культура в годы «отттепели» и «застоя».

3. Культура периода «перестройки».


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции