10.10.2019

Активные методы в работе с дошкольниками. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования


Применение активных методов обучения в образовательном процессе ДОУ

В настоящее время в системе произошли значительные изменения. Нормативно правовые документы федерального уровня, такие, как Закон об образовании от 01.01.01 г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли существенные коррективы в работу дошкольных учреждений. Изменились и требования к образовательному процессу в сторону инноваций. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, выяснение степени понимания и запоминания этих сведений детьми требует специальных, совершенно новых подходов к организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Образовательный процесс ДОУ должен исходить из интересов детей, перспектив их развития, признавать за ними право на выбор. Одним из показателей преобразований, происходящих в дошкольном образовании, является переход на активные методы обучения. Внедрение активных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса ДОУ.

Для этого необходимо преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, создать условия для детей в активную образовательную деятельность. Актуальность выбора современных образовательных технологий, обусловлена тем, что они в отличие от традиционных, доставляют детям радость самостоятельного поиска и открытия, обеспечивают развитие их познавательной и творческой активности. Появление методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать обучающихся и способствовать её повышению. Выделяют четыре вида активности: мышление, речь, действие и эмоционально-личностное восприятие информации. Степень активизации детей рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляются. Например, в беседе или дискуссии используются мышление и речь, на практическом занятии — мышление, речь и действие, и иногда эмоционально-личностное восприятие, в — все виды активности, на экскурсии - эмоционально-личностное восприятие. Для повышения эффективности образовательной деятельности необходимо выбирать такие организационные формы занятия, которые бы сочетали в себе все виды активности.

К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, деловые игры, драматизация, театрализация, которые традиционно используются педагогами в образовательном процессе ДОУ. А так же такие творческие игры, как «Диалог», «Мозговой штурм», метод аналогий и ассоциаций. Такие современные методы, как проекты, компьютерные технологии, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), адаптированные к дошкольному возрасту, в настоящее время так же активно внедряются в работу с дошкольниками.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которая направлена на всемерную активизацию познавательной деятельности детей посредством комплексного использования как педагогических, так и организационных средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом.

Успешность внедрения активных методов обучения в образовательный процесс дошкольного учреждения невозможна без освоения и использования . Один из методов «Применение » позволяет сделать образовательную деятельность в ДОУ более привлекательной, интересной и современной. Компьютерные технологии обогащают эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие дошкольников, обновляют формы работы с ними, являются одним из методов активного обучения дошкольников, так как расширяет возможности изучения материала в игровой форме, позволяет делать анализ и поправки во время самой деятельности, обеспечивает интересную современную наглядность. При обучении посредством мультимедиа, у обучаемого ребенка одновременно задействованы две ведущие модальности восприятия и переработки информации: визуальная и звуковая.

Психологические исследования показывают, что вербальная информация лучше усваивается, если сопровождается наглядным показом. Такое смешанное обучение способствует более эффективному усвоению и запоминанию материала и является более полезным. Таким образом, многомодульное обучение повышает познавательный интерес детей, активизирует их психические процессы, такие, как память, внимание, мышление, способствует восприятию, пониманию и лучшему запоминанию. Педагоги нашего детского сада активно используют компьютерные технологии в работе с детьми. Так же, и в дошкольном учреждении, и на муниципальном уровне между детскими садами района, часто проходят конкурсы мультимедийных проектов и презентаций к занятиям, в которых педагоги успешно участвуют. Таким образом, в ДОУ разработаны, созданы и функционально используются в работе с детьми специальные мультимедийных тесты, игровые задания, мультимедийные пособия в виде видеоальбомов, слайд-шоу, мультимедийные журналы, многофункциональные тренажеры.

Дополнительные эффекты, красочное оформление, музыкальное сопровождение и занимательная информация помогают удерживать интерес детей в созданной таким образом обучающей среде.

В детском саду так же используются и другие методы активизации:

дидактическая игра, игровые и проблемные ситуации, эвристические и проблемные беседы, дискуссии, ролевые игры

Хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми адаптированный к дошкольному возрасту метод мозгового штурма. Метод достаточно старый, но эффективный, хотя и не достаточно часто применяемый в работе с дошкольниками и более популярный в работе с педагогами.

В работе с детьми особенно важно соблюдать его правильную организацию. Для этого сначала необходимо настроить детей на творческую работу. Поэтому проводим сначала интеллектуальную разминку, можно с творческими заданиями. Длительность разминки -2 мин. Лучше проводить разминку по кругу, получается быстро и динамично. Затем - ввод в проблемную ситуацию. Следующий этап - постановка проблемы. Проблема должна быть насущной, жизненно важной для дошкольников, соответствовать их возрастным особенностям. Дети, в результате предварительно созданной педагогом определенной среды или ситуации, должны понять, что возникла проблема, которую необходимо решить. Длительность данного этапа -3-5 минут. Затем этап генерации идей - 5-8мин. Детям предлагается предложить самые разнообразные, даже фантастические, идеи (аналогии, сравнения, фантастические образы) для решения проблемы. Опыт показывает, что дети менее критичны в оценке выдвигаемых идей, чем взрослые. Самое главное, в это время поддерживать доброжелательную атмосферу в группе.

Следующий этап – отбор идей. Педагогу важно на данном этапе найти в каждой идее рациональное зерно и вывести решение проблемы. В завершении этап рефлексии, 2-3 мин. В итоге, для решения выдвинутой детьми проблемы требуется 25-27 мин. Можно использовать в конце занятия сюрпризный момент или момент морального или материального выбора. Таким образом, дети поймут важность проделанной работы, ее эффективность и завершенность, почувствуют себя уверенными в своих способностях решать разнообразные проблемы. Данный метод активизирует детское мышление, развивает творчество, дает возможность каждому ребенку реализовать себя, не боясь оценки окружающих. В результате этого, дети становятся более свободными и раскрепощёнными и в повседневной жизни ДОУ, и на занятиях.

Используемая в работе с детьми эвристическая беседа является разновидностью мозгового штурма. Относится к методам психологической активизации творческого мышления, для решения изобретательских задач.

В основе - приемы использования аналогий и ассоциаций. Для успешного использования аналогий в решении творческих задач или проблем лучше специально обучить детей старшего дошкольного возраста этим методам на психологических тренингах. Более доступны детям методы личной, прямой и фантастической аналогии.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о "своих" ощущениях и путях решения проблемы, как своей собственной. Например, представь, что ты ковер в группе, штора на окне, сломанная кукла или сломанное деревце, муравей, чей муравейник разорили ребята, и т. п. Или, «Как бы ты поступил, если бы был птенцом, выпавшим из гнезда?». Часто этот метод называют "методом эмпатии". « Покажи походку человека, идущего по горячему песку, у которого болит нога», и т. п.

Прямая аналогия - поиск решений осуществляется среди аналогичных сходных задач. Например, на поиске сходства: «Чем похожи топор и молоток, самолет и птица».

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется. Таким образом, решение проблемы осуществляется как в сказке, с помощью сказочной вещи, например, волшебной палочки: «Если бы я был волшебником, то…», «Если бы у меня был цветик - семицветик, то…»; с помощью сказочного персонажа: золотой рыбки, доброй феи и т. п.

У дошкольников развиваются способности к фантазии и образному мышлению, возникающие при этом эмоции активизируются.

Для включения родителей в образовательный процесс ДОУ эффективно используем метод, близкий, по сути, методу кооперативного обучения, но адаптированный к работе с дошкольниками. Кооперативное обучение – это технология обучения в малых группах. Родители и ребенок - малая группа. Родители, по заданию воспитателя, выполняют с ребенком конкретную часть работы, по теме занятия. Затем, в рамках образовательного процесса на занятии, дети, работая вместе, объединяют свои усилия для решения общей задачи, в виде обмена полученных дома знаний. В результате этого достигается цель занятия. Таким образом, у детей формируются позитивная взаимозависимость, коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе, проявляются эффекты соревнования и поддержки.

Незаменим в современном образовательном процессе ДОУ и метод проектов.

В результате проектного обучения воспитанники:

    самостоятельно или с помощью родителей охотно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в микрогруппах.

Дети учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, обобщать и сравнивать.

Таким образом, практика показывает, что активные методы обучения в образовательном процессе ДОУ поддерживают познавательный интерес детей, активизируют мышление, повышают результативность обучения, обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания.

Список литературы:

Давыдов развивающего обучения. М.:Интор, 1996 , Хуторский обучения: Дидактика и методика. Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. Белая деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас

Методическая работа в нашем учреждении - часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на нормирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения".

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.

Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. При планировании консультаций стараюсь ориентироваться на возможности дошкольного учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. Отбираю темы консультаций, которые помогают педагогам расширить и углубить свои знания. Содержание консультации прежде всего зависит:

  • от годовых задач;
  • интересов педагогов;
  • трудностей, которые испытывают педагоги в работе.

Воспитатели условно делятся на небольшие группы:

  • опытные воспитатели и молодые специалисты;
  • с высшим или средним специальным дошкольным образованием;
  • без специального образования.

Для каждой группы определяются свои формы и методы. Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования, или экспресс-опрос. Для его проведения предлагаю педагогам следующее задание:

работа с перфокартами или тестовыми заданиями, чтобы оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Такую же работу с перфокартами провожу на педсовете и семинарах-практикумах. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: зачитываются поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе "Проверка" отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.

КВН. Этот методможет быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. Его организация предполагает наличие двух команд с капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвящается одной тематике, что позволит более полно охватить разные аспекты проблемы. В нашем дошкольном учреждении этот метод использовался на педагогическом совете по теме "Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка" Приложение 1.

В работе с педагогами я использую такой метод, как педагогический ринг. Здесь предлагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ: "да" или "нет". Такая форма используется, конечно, только среди опытных педагогов. Цель ринга - уточнить и систематизировать знания педагогов или провести мини-диагностику их знаний по целому комплексу вопросов.

При проведении педагогических советов используется один из методов активной деятельности педагогов - деловые игры . Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Структура деловой игры достаточно проста:

  • 1 этап. Организационно-подготовительная работа.
  • 2 этап. Сама игра.
  • 3 этап. Исследовательский (может отсутствовать).
  • 4 этап. Заключительный (подведение итога).

Вашему вниманию предлагаю одну из деловых игр, проводимых мною в нашем ДОУ № 171 на тему: "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми" Приложение 2

Следующим активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с кроссвордами осуществляется по обычному принципу - отгадать слово по его значению или дать определение понятию, явлению. Предлагаю кроссворд, используемый на педсовете, посвящённому речевому этикету. Приложение 3

Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.

Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.

Системное и целенаправленное использование активных методов обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Уважаемые коллеги, освоение технологии АМО позволит вам сделать занятия современными, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества, времени.

В статье дается подробная характеристика активных методов обучения и особенности их использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология АМО – образовательные технологии новых стандартов

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого воспитателя к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать воспитанников и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши воспитанники не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?

Как сделать так, чтобы каждому воспитаннику было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии или на любом другом мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву занятия? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться максимального результата? На эти и многие другие вопросы дает ответы "Технология АМО".

Сейчас идет речь о разработке для дошкольных учреждений стандартов. Стандарт - это социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей.

В целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом. Это вектор движения – к реальному учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Важнейшим условием полноценной реализации данных требований является изменение позиции воспитанников. Переход из позиции пассивного объекта, послушно исполняющего задания на запоминание и воспроизведение информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта.

Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

На сегодняшний день, опыт показывает, что активные методы обучения эффективно решают поставленные перед образованием новые задачи.

Что же это за технология активных методов обучения?

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. К АМО интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры.

Принятые новые ФГОС окончательно убедили в необходимости создания полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно использовать АМО в образовательном процессе.

В технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников на протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:

  • инициация (приветствие, знакомство)

Можно необычно начать занятие, предложив детям поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»


Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.

  • вхождение или погружение в тему (определение целей урока)

Вместо привычного устного рассказа воспитателя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Н-Р, при изучении темы «Овощи» детям предложить, используя геометрические фигуры, цвет, форму, включив ассоциацию, сказать о чем идет речь. И плавно подвести к определению новой темы.

  • определение ожиданий воспитанников(планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)


Методы, используемые на этом этапе позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Метод «Датчик настроения» (с помощью веселых или грустных смайликов дети выставляя на датчик, определяют настроение)

Фаза 2. Работа над темой
Этапы:

  • закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)

обсуждение предыдущей темы.

Метод «Найди пару» (Тема «Фрукты» один ребенок описывает фрукт, второй находит отгадку)

  • интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

Метод «Волшебный мешочек» (вытаскивая из мешочка по одному предмету, рассказать о нем, дать информацию)

  • проработка содержания темы (групповая работа воспитанников над темой урока)

Метод «Путаница» (помочь художнику раскрасить только овощи)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:

  • эмоциональная разрядка (разминки)

Метод «Эстафета» - Чья команда быстрее соберет овощи в корзину.

  • подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

Дети самостоятельно анализируют и оценивают занятие.

Метод «Солнышко». Показываем детям карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. Дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Дети подходят к доске и вставляют лучики.

На этом этапе идет выяснение и получение обратной связи от детей, от прошедшего занятия.

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями занятия или мероприятия. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей занятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию или развлекательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.

Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия воспитанников смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности воспитанников в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.

Суть , ценностное ядро данной технологии состоит в том, что воспитанники, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить воспитателю или родителям, не целью получить оценку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося . И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.

При системном использовании активных методов роль воспитателя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему воспитанников – из «контролирующего органа» воспитатель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с воспитанником. Растет доверие к воспитателю, растет его авторитет и уважение у детей. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такого занятия, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей дошкольников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.


Роль активных методов и приемов в музыкальном развитии дошкольников.

Из опыта работы Бодриковой Ирины Валерьевны, музыкального руководителя МА ДОУ ГЦРР, детский сад №3 «Вишенка», р. п. Голышманово, Тюменской области.

В настоящее время современная педагогика требует коренного изменения стратегии и тактики обучения, в том числе и в дошкольном образовании. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты в обучении переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ребенка. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффек-тивным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и зону интереса.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях детского сада, что предопределило актуальность выбора данной темы. Дошкольный возраст уникален. От того, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Цель работы : изучить влияние активных методов обучения на процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Пути решения:

  1. анализ психолого-педагогические основ активных методов обучения;
  2. разработка и систематизация методов и приемов по активизации творческой и познавательной деятельности дошкольников;
  3. апробирование музыкальных занятий с использованием активных методов обучения.

Рассмотрим их более подробно.

1.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения.

В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы. В научной литературе проблеме активных методов обучения посвящено немало исследований в области психологии и педагогики. Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова и т.д. Системно были разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. В системе Л.В. Занкова были заложены принципы проведения обучения на высоком уровне трудности, быстром темпе прохождения учебного материала, повышения теоретических знаний. Система развивающего обучения В.В. Давыдова, направлена на познание, познавательную деятельность обучающихся. Если в традиционной системе обучение направленно от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому, то в системе обучения В.В. Давыдова, наоборот, от общего к частному, от абстрактного к конкретному; знания усваиваются путем анализа условия их прохождения. Обучаемые учатся обнаруживать в учебном материале основное, существенное отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний, это отношение они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучить свойства учебного материала в чистом виде; обучаемые учатся переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно. Данная система получила всестороннее применение и внедрение в практику обучения. М.А. Данилов, В.П. Есипов в своей работе "Дидактика" сформулировали некоторые правила активизации процесса обучения, отражающие некоторые принципы организации проблемного обучения: вести обучающихся к обобщению, а не давать им готовых определений, понятий; эпизодически знакомить обучающихся с методами науки; развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. В этих направлениях была хорошо выражена цель преподавания, но не указан процесс обучения, средства и пути достижения цели. Далее, в 1965 году М.Н. Скаткин, анализируя исследования по активизации процесса обучения, акцентирует внимание на практику педагогов новаторов, и говорит о начале его исследования как нового направления в дидактике.

Как видно из вышесказанного проблемное и развивающее обучения включают в себя элементы друг друга. Применение в практике обучения этих видов привело к возникновению методов получивших название активные. В основе, которых лежит диалогическое взаимодействие педагога и учащихся. Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Но данные исследования по активным методам проводились, прежде всего, на материале школьного обучения. А.М. Матюшкин в своих работах обосновал необходимость использования активных методов во всех видах учебной работы, ввел понятие диалогического проблемного обучения как наиболее полно передающего сущность процессов совместной деятельности педагога и учащихся, их взаимной активности в рамках "субъект - субъектных" - отношений. Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается на совокупность дидактических принципов обучения и включает свои специфические принципы, которые предлагает А.А.Балаев, а именно:

1. принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся и темой занятия,

2. принцип моделирования. Педагогу необходимо смоделировать и конечный результат, то есть описать «модель учащегося», завершившего обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен.

3. Принцип входного контроля. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы с обучающимися, аргументированно обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.

4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели необходимо выбирать такие виды учебной деятельности, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи.

5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая организация занятия, когда дети узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Так А.М.Матюшкин, один из основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели. Во время занятия ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность детей, а это важное условие эффективности обучения.

6. Принцип «негативного опыта». В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и ошибки, поэтому необходимо учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна. В соответствии с данным принципом в учебный процесс, построенный на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих элемента:

Изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях,

Обеспечение ошибки в процессе освоения знаний, умений и навыков, источником которой, как правило, является отсутствие необходимого опыта. Анализ последовательности действий ребенка помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи.

7. Принцип «от простого - к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении.

8. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание детей, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности.

9. Принцип организации коллективной деятельности. Возникает задача развития у старших дошкольников способности к коллективным действиям, формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата.

10. Принцип опережающего обучения. Этот принцип подразумевает овладение в условиях обучения практическими знаниями и умение воплотить их в практику, сформировать у детей уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.

11. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает проверку эффективности занятий.

12. Принцип экономии учебного времени. Активные методы обучения позволяют сократить затраты времени на освоение знаний и формирование умений, навыков.

13. Принцип выходного контроля. Необходимо проследить успешность обучения на следующей ступени.

Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.

2 .1 . Активные методы обучения, применяемые в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методы активного обучения (в сравнении с традиционными) готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности. Ониподразделяются на неимитационные и имитационные. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым методам относится проведение игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

Игра — единственная сфера жизнедеятельности, в которой ребенок может проявлять собственную внутреннюю активную позицию. Труды Н.А. Бернштейна, выдающегося русского психофизио-лога, посвящены изучению связи мыслительных планов с плана-ми движения. В них говорится о том, что разные уровни и качества построения движений непосредственно влияют на соответствую-щие мозговые структуры. Овладение различными движениями и есть цель играю-щего, развивающая задача не ставится непосредственно — она находится внутри действия. В процессе организации творческих игр важно создание игрового образа и игрового персонажа.

Принципы организации игр:

  • имитационного моделирования ситуации;
  • проблемности содержания;
  • ролевого взаимодействия в совместной деятельности;
  • диалогического общения;
  • двуплановости игровой учебной деятельности.

Имитационная модель игры: цель, предмет игры, система оценки.

Компоненты игровой модели: сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.

Игровая модель включает педагогическую задачу, целью которой служит обучение и воспитание.

Правил игры не много, они должны включать технологию, регламент, роли игроков и ведущих, систему оценивания. Разбор игры в конце несет основную, обучающую и воспитательную нагрузку.

Имитационные упражнения закрепляют в творческой обстановке важные навыки или понятия. Условия таких упражнений должны содержать элемент противоречия.

Метод творческих заданий преследуетцель стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность).

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. Круги Луллия.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет обучать ребенка под девизом «По жизни с творчеством!» и позволяет ему проявлять самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Целью использования данной технологии является развитие таких качеств мышления дошкольника, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; качеств личности - активность, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Описание метода.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности.

Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8: с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом; в работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом; дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Тренинги с Кругами Луллия целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). Тренинг должен состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание - РЗ); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ).

Технологическая цепочка проведения тренинга.

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

2. Ставится задача тренинга. Детям предлагается найти соответствия на кругах. Объясняют, что получилось.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

4. На основе фантастического преобразования составляется творческий продукт. Предположение практической значимости объектов с необычными признаками.

Метод развивающего дискомфорта позволяетстимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность), формировать твор-ческое отношение к явлениям окружающей действительности, как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического преобразования.

Метод экспериментирования в исследовательской ситуации способствует стимулированию активно-преобразующей деятельности ребенка (поисково-познавательной активности).

Истинно творческая суть дет-ского экспериментирования заключается в том, что оно не задано взрослым ребенку заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объек-те. Деятельность экспериментирования характеризуется усложне-нием и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах. Детское экспериментирование носит, как правило, креатив-ный характер и стимулирует формирование креативной направ-ленности личности. В ее структуре ведущую роль активно начина-ет играть наступательная позиция — позиция маленького иссле-дователя — экспериментатора, положительно влияющая на развитие всех сфер психики дошкольника и определяющая поисково-пробующий строй его личности. Исследования совре-менных молодых ученых в этой области (например, В.Т. Кудрявцева о детском экспериментировании, как основе твор-чества), позволяют ис-пользовать метод экспериментирования и в работе с дошкольниками.

Свободная деятельность экспериментирования ставит перед ребенком следующие задачи:

  • самостоятельно определить цель и способы действия (ма-нипуляция, модификация, операция, соотнесение и т.п.);
  • отследить собственные результаты и соотнести с ними дей-ствия;
  • зафиксировать конечный продукт (им может быть и новый способ действия, и новый достигнутый эффект).

Проблемный метод предполагает шаги: проблемная ситуация, проблемная задача, модель поисков решения.

Популярным методом эвристического поиска является «Мозговой штурм» - это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет руководитель. Он ставит условия задачи перед «штурмом». Группа «генераторов идей» выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Группа экспертов оценивает гипотезы. Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия (сделай наоборот), аналогия, эмпатия (выясни свои чувства), фантазия.

Данные методы ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества — основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.

2. 2. Активные методы и приемы, направленные на музыкальное развитие дошкольников.

Рассмотрим некоторые из активных методов, применяемых мной в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Методы и приемы ТРИЗ технологии можно использовать во всех разделах музыкального развития ребенка. Дидактические и наглядные пособия, развивающая среда выступают основой реализации технологии ТРИЗ. Мною сделана попытка проверить и адаптировать на базе своего детского сада некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ.

Так в работе с детьми старшего дошкольного возраста при закреплении песенного репертуара применяю метод активизации мышления: метод морфологического анализа песни. В качестве наглядности использую «Морфологическую таблицу». Например, по горизонтали ставлю картинки с изображением времен года, по вертикали - героев песен (приложение 1). Дети легко вспоминают название песни и рассуждают о характере музыки.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» использую «Морфологическую таблицу для придумывания с детьми нового музыкального инструмента» (приложение 1): по горизонтали картинки с изображением предметов-емкостей, по вертикали - изображения предметов, которыми можно заполнить взятые нами емкости. На соединении осей координат получается новый инструмент. Дети придумывают название получившихся шумовых музыкальных инструментов, могут сами их изготовить и сыграть на них аккомпанемет.

Еще один вид морфологического анализа - «Круги Луллия» .

Рассмотрим примеры использования «Круг Луллия» в музыкальном развитии дошкольников старшего возраста.

С помощью «Кругов Луллия» закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах и музыкальных жанрах (приложение 2). Первый круг - символы: песня, танец, марш; второй круг - музыкальные инструменты. На выпавшем в круге музыкальном инструменте ребенок должен исполнить аккомпанемент в выпавшем жанре. В разделе «Музыкально-ритмические движения» (приложение 2) применяю такие «Круги Луллия»: первый - сказочные герои, второй - движения в виде символов. Задание: раскрутив оба круга, выполнить движение в характере выпавшего героя. «Круги Луллия» - на исполнительское творчество (приложение 3): первый круг - четыре времени года, второй круг - пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца, дети должны вспомнить и озвучить песню в характере выпавшей пиктограммы. Упражнения на подбор пары : в одном из секторов устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. (Одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца). Например, упражнение "Музыкальные инструменты". Цель: учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей. Материал. На стержне - два круга (на большом круге - изображения объектов, на маленьком - части этих объектов). Реальное задание : уточнение имеющихся знаний о музыкальных инструментах (посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором). Фантастическое задание : на развитие воображения (раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой). Придумай историю о получившемся музыкальном инструменте (Как можно было бы использовать этот музыкальный инструмент?). Упражнение на формирование звуковысотного слуха «НАЙДИ ЗВУК » (приложение 4): 1-й круг - изображения животных, издающих звуки определенной высоты: медведь, волк, кошка, мышка; 2-й круг - клавиатура фортепиано, окрашенная в разный по цвету контур (синий, фиолетовый, зеленый, желтый) соответствует низкому, среднему и высокому диапазону. Реальное задание : назвать высоту звука по диапазону (низкий, средний, высокий регистр). Найти и сыграть этот звук на клавиатуре фортепиано в соответственном регистре. Фантастическое задание : придумать историю, где бы животное пело голосом такой высоты звучания. Например, в сказке «Волке и семеро козлят» волк запел тоненьким (высоким) голоском.

К процессу создания «Кругов Луллия» можно подключить и самих дошкольников.

Очень интересный метод для активизации мышления, расширения словарного запаса у детей - метод фокальных объектов . Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие необычные свойства. Например, «Мелодия». Предлагаю детям придумать несколько слов-объектов. Например, «королева», «снег», «ветер». Эти предметы характеризуются, а затем сформулированные свойства переносятся на выбранный нами фокальный объект. К примеру: «мелодия суровая, колючая, холодная, ветреная, как Снежная Королева». Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с помощью этого метода активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения.

Метод Мозгового Штурма используется практически на каждом музыкальном занятии, для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и рассказать сказку, но без слов. Как быть? Что делать? Ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами, например: с помощью музыки, жестов, движений, костюмов и т.д. Главное, чтобы дети сами выдвигали разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения. Примером может служить сказка «Айболит». Ее содержание можно передать с помощью музыки (К.Сен-Санса - «Королевский марш львов» и «Слоны», И.Морозова - фрагменты из балета «Доктор Айболит»; М.Мееровича - «Песенка про Африку»; В.Попович - «Африка»), элементов костюмов (шапочка доктора, халат, шапочки обезьян и других животных); игрушек; движений; мимики (приложение 3).

Синектика . Возможности метода: незнакомое сделать знакомым, а привычное - чуждым. В основе такой работы лежат прием эмпатии - личностного уподобления: способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Удачен этот прием и на музыкальных занятиях. Дети перевоплощаются в движениях в больную куклу в пьесе П.И.Чайковского «Болезнь куклы» и здоровую в пьесе «Новая кукла»; в забавного и неуклюжего клоуна в пьесе Д. Кабалевского «Клоуны» и так далее. Таким образом, восприятие и понимание музыкальных произведений происходит через ощущения во всем организме.

Метод «Символическая аналогия» можно применить при ознакомлении дошкольников с музыкальной грамотой. Так, например, мелодию дети сравнивают с узором на ткани, где идет чередование мотивов (приложение 4).

В музыкальном развитии дошкольников уместно применение таких приемов, как : «Музыка моего тела» - ритмическая игра звуками своего тела (щелчки языком, постукивание по щекам, игра на поверхностях рук, ног и т.п.). «Игра со звуками», издаваемыми разными предметами, например: музыка, рожденная из шума (шелест бумаги разной фактуры, шум воды и т.п.). Шумовые инструменты тоже участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления (и расческа может оказаться музыкальным инструментом). «Графическая запись» - символическое изображение отдельных свойств музыкального звука (динамики, высоты, длительности, тембра), запись простейшей музыки и озвучивание ее с помощью графических символов. Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия дошкольников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Акцент делается на особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации (приложение 4). На занятиях можно применять игру-противопоставление «Хорошо - плохо». Так с детьми можно рассуждать на тему «Музыкальные инструменты»: самодельный музыкальный инструмент это хорошо или плохо, почему? (Хорошо: можно сделать самому из любых материалов, плохо - может легко сломаться и т. п.)

Метод творческих заданий. Творческие задания для развития образного мышления и выразительности речи:

«Угадай по описанию». Цель - учить детей выделять признаки объектов, по описанию определять объект. Методические рекомендации . Один из детей становится спиной к играющим. Ведущий по очереди показывает детям картинку с изображением музыкального инструмента, каждый называет что-то из характеристики данного инструмента и передает картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться. Водящий (стоящий спиной) дает название инструмента. Например: ударный; деревянный; расписной; с одного края широкий, с другого узкий; всегда с подружкой или двумя; веселит людей под русские народные мелодии. Это - ложки.

«Назови друзей». Цель - учить детей подбирать синонимы одному из признаков мелодии. Методические рекомендации . Ведущий называет какой-либо признак прослушанной мелодии (веселая). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (забавная, потешная, смеющаяся и т.д.). Системное использование данного приема в работе с детьми пятого и шестого года жизни помогает развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность; поисковую активность, стремление к новизне.

«Нарисуй музыку» - дети передают в рисунке содержание и настроение прослушанного музыкального произведения, проявляя творчество в выборе цвета, формы и т.п.

Приемы: показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога - по очереди или по желанию); показ упражнения условными жестами, мимикой; «провокации», то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

Данные приемы развивают способность к творческому самовыражению в движении под музыку, подводят детей к творческой интерпретации музыкального произведения, формируют умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. К творческим заданиям, относится инсценирование песен. Так, в начале, детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем - игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога - наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но, ни в коем случае не перехватывать инициативу, а помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.

Метод образно-игрового вхождения в музыку можно рассмотреть на примере инсценирования песен. В начале, детям предлагается прослушать песню, вникнуть в текст, затем попытаться выразить в движениях содержание песни. Роль педагога - наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции, но инициатива остается за детьми. Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые направлены на реализацию ребенком собственного понимания музыки.

Метод проб и ошибок - врожденный метод мышления. Решая какую-либо задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые. Например, с детьми подбираем звучание музыкального инструмента к какому-нибудь предмету или явлению (шуршание листьев, тиканье часов, музыка дождя, звон капели).

Метод маленьких человечков. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота). Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  • выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи и представить эту часть в виде маленьких человечков,
  • разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи,
  • полученную модель рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

Пример: моделирование длительностей музыкальных звуков с помощью человечков (целая - прабабушка или прадедушка, половинная - бабушка или дедушка; четвертная - мама или папа; восьмая - дочка или сын (дети). Дети одевают атрибуты, характерные возрасту изображаемых человечков. Объясняют и показывают, что мама или папа делают шаг, а дети на 1 их шаг делают 2 маленьких шага, т. к. их шаг короче. Значит четвертная длительность длиннее, а восьмая на половину короче. Таким же образом изображают другие длительности, приходя к определенному выводу.

Прием «Инсценирование маленькими человечками»в музыкальных этюдах: как показать резинку, почему она растягивается, что происходит, если растянутую резинку отпустить? При этом анализируются свойства предмета. Все ответы моделируются: дети становятся плотно друг за другом, один ребенок тянет колонну на себя, расстояние между детьми увеличивается (растянутая резинка) и наоборот.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап - первичное овладение знаниями,

2 этап - контроль знаний (закрепление),

3 этап - формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей.

Таким образом, выбранные активные методы обучения активизировали учебно-познавательную деятельность, способствовали побуждению дошкольников к активной мыслительной, практической и творческой деятельности в процессе овладения материалом, развитию их музыкальных способностей, речи. Как показывает практика, использование активных методов является необходимым условием для подготовки детей к школе и приводит к положительным результатам в музыкальном развитии.

Приложение 1.

Морфологическая таблица анализа песни:

Приложение 2

Карточки-задания: «Мотив узора равен мотиву из длительностей нот».

Запись длительностей звуков условными обозначениями.

Запись высоты звуков условными обозначениями:

(ступени: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)

Литература:

1. Альтшуллер Г.С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». Новосибирск: Наука, 1986.

2. Ардяцева Н.И., Сидорчук Т.А. «Садко» Научно-методический центр развивающего образования (сборник материалов).

3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986

4. Боровик Т. «Осенняя гамма». Учебно-методическое пособие.

5. Боровик Т. «Звуки, ритмы и слова». Учебно-методическое пособие.

6. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. «Методика музыкального развития дошкольников». Ульяновск, 2003.

7. Деменьтьева Т.В., Шарова Н.М. Статья «Музыкальное развитие дошкольников средствами ОТСМ - ТРИЗ - РТВ».

8. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007

9. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Москва, 2005.

Активные методы обучения в ДОУ

Подготовил:

Безушко Ирина Алексеевна,

воспитатель МДОАУ

«Детский сад № 83 «Искорка» г.Орска


То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.

П. Лаплас

Помните, как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь мы все знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища! Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих ограничений, внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом уже давно существует.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.
А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Целями образования, которые ставит государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
К непосредственно активным методам относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Такие методы, как «Подарки», «Комплименты», «Здороваются носики», помогут нам начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе. Пример АМ начала образовательного мероприятия «Здороваются носики». Цель АМО – встреча детей друг с другом, приветствие. Участвуют все дети и воспитатель. Время – 3-4 минуты. Проведение: Дети встают в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться с как можно большим числом детей, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга кончиком носа. Через 3-4 минуты дети собираются опять в круг и улыбкой приветствуют друг друга. Это смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.
Следующий пример активного метода – это презентации учебного материала. Можно использовать такой метод, как «Цветик-семицветик». В процессе деятельности воспитателю регулярно приходится сообщать новый материал. Данный метод позволят нам сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На информационную доску прикрепляется «Цветик-семицветик». В центре его указывается название темы. Каждый лепесток цветка заполнен, но закрыт. Открывая лепесток, дети узнают, что произойдет с ними, какое задание им нужно выполнить. Лепестки открываются по мере изложения материала. Таким образом, наглядно и в четко структурированном порядке представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.
Еще один активный метод – «Мозговая атака». Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участников мозговой атаки побуждают к свободному выражению ожиданий и опасений в занятии и выдвижению идей без какой-либо критики со стороны участников занятия в момент рождения оригинальных и нестандартных идей, но при последующем их критическом рассмотрении.
В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
По окончанию занятия используется активный метод «Кафе», с помощью которого можно подвести итоги. Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов: Что вам больше всего понравилось? Чего бы вы еще съели? Чего вам еще добавить? Чего вы переели? Конечно, на данные вопросы могут ответить только дети старшего дошкольного возраста. Задача воспитателя с помощью этих вопросов выяснять, что дети усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии. Обратная связь от детей позволяет скорректировать задачи на будущее.
Так незаметно и весело пройдет занятие с использованием активных методов обучения.

Технология АМО – образовательные технологии новых стандартов

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого воспитателя к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать воспитанников и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши воспитанники не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?

Как сделать так, чтобы каждому воспитаннику было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии или на любом другом мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву занятия? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться максимального результата? На эти и многие другие вопросы дает ответы "Технология АМО".

Сейчас идет речь о разработке для дошкольных учреждений стандартов. Стандарт - это социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей.

В целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом. Это вектор движения – к реальному учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Важнейшим условием полноценной реализации данных требований является изменение позиции воспитанников. Переход из позиции пассивного объекта, послушно исполняющего задания на запоминание и воспроизведение информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта.

Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

На сегодняшний день, опыт показывает, что активные методы обучения эффективно решают поставленные перед образованием новые задачи.

Что же это за технология активных методов обучения?

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. К АМО интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры.

Принятые новые ФГОС окончательно убедили в необходимости создания полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно использовать АМО в образовательном процессе.

В технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников на протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Приложение

Активные методы обучения

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

АМ начала образовательного мероприятия

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – вся группа.
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы дети могли свободно ходить по помещению.
Проведение:
Воспитатель просит детей встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Воспитатель говорит воспитанникам, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одногруппников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут дети собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.

Метод "Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений.
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Метод «Фруктовый сад»

Цель – воспитателю результаты применения метода позволят лучше понять группу и каждого ребенка, и полученные материалы сможет использовать при подготовке и проведении занятий для обеспечения личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.
Воспитанникам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Численность – вся группа.
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Воспитанникам раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Воспитатель предлагает детям попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от занятия (задания) и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на занятиях, атмосфера в группе, отношение взрослого и детей и т.д.
Свои ожидания детям предлагается нарисовать схематично на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто нарисовал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все дети прикрепят свои фрукты к деревьям, педагог озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода педагог подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений педагог объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда воспитатель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: детям раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на занятии может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка нарисуйте причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Упражнение "Лицензия на приобретение знаний"

Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".

Вопросы для анализа:

Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Нарисуйте, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на приведенный выше вопрос.

И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?

АМ презентации учебного материала

В процессе деятельности педагогу регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Вместо привычного устного рассказа педагога о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания воспитанников.
Группы: все участники.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.
Проведение:

Педагог называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, педагог вписывает (рисует) в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем педагог раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, педагог вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.
Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.
В конце презентации педагог задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, педагог дает ответы на них.
Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией педагога и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед детьми как учебная задача.

Метод «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ребенок зарисовывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что дети изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в группе, так и дома.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции