21.09.2019

Бухгалтерские риски в системе экономической безопасности предприятия. Основные типы рисков и угроз экономической безопасности предприятия


Россия является одним из участников мировых экономических отношений и в равной степени подвержена влиянию глобальных экономических процессов, в том числе глобальных рисков. Сегодня актуально не только иметь представление о современных тенденциях развития мировой экономики, научиться количественно оценивать их влияние, но и выработать инструменты, позволяющие контролировать влияние рисков на национальные экономики.

В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации уделяется особое внимание исследованию глобальных дисбалансов, анализу рисков и их влиянию на уровень экономической безопасности. Результаты научных исследований применяются Департаментом анализа рисков и экономической безопасности для совершенствования подготовки бакалавров по специальностям в сфере обеспечения безопасности национальной экономики .

Одним из направлений подготовки является умение оценивать влияния глобальных дисбалансов и внешних экономических рисков на экономику России. Результаты научных исследований, выполненных в 2014 г. в рамках государственного заказа Финуниверситета позволили разработать и интегрировать в учебный процесс ряд методик, направленных на решение этой задачи.

Новизна полученных результатов оценки глобальных рисков заключаются в том, что

  • методология оценки влияния глобальных дисбалансов позволяет расширить взгляд на глобальные дисбалансы и риски как противоречия мирового развития, сопоставить с целями устойчивого развития и оценкой уязвимости национальной экономики, что позволяет учитывать тренды мирового развития, прогнозировать формирование глобальных дисбалансов, а также порождаемые ими риски и кризисные явления;
  • разработана методика интегральной оценки глобальных рисков, которая исключает многозначность оценок, получаемых по методике Всемирного Экономического форума (ВЭФ);
  • предложена экспресс-методика оценки уязвимости экономики России к внешним экономическим, в том числе финансовым, рискам, их влияния на экономику России и уровень её экономической безопасности.

В целом, полученные результаты позволяют предложить комплексный подход к разработке предложений по учету влияния дисбалансов на экономику страны, формированию в России постоянно действующей системы выявления, изучения, прогнозирования, оценки внешних экономических рисков и их влияния уровень её экономической безопасности.

Комплексный подход к оценке влияния глобальных рисков

Комплексный подход к оценке влияния глобальных рисков на экономику России включает:

  • определение роли и места глобальных дисбалансов, а также их связи с глобальными рисками с учетом особенностей России;
  • выполнение оценки значимости глобальных рисков и их ранжирование;
  • определение перечня внешних экономических рисков, которые могут иметь наибольшее влияние на национальную экономику;
  • оценку взаимодействия и взаимовлияния внешних экономических рисков с другими глобальными рисками с целью выявления системного характера воздействия анализируемых рисков на национальную экономику;
  • технологию перерастания рисков в угрозы экономической безопасности;
  • оценку уязвимости экономики России к внешним экономическим рискам;
  • выявление характера и степени влияния внешних экономических рисков на уровень экономической безопасности России.

Глобальные дисбалансы в широком смысле – это проявление диалектических противоречий мирового развития между целям и задачам современного общества и сложившимися инструментами и механизмами рыночной экономики.

Глобальные дисбалансы охватывают такие сферы общественной жизни как экономика, экология, геополитика, социальные и технологические процессы.

Примеры экономических глобальных дисбалансов:

  • критическое экономическое неравенство стран и регионов мира;
  • дисбаланс между реальной экономикой, международной торговлей, движением капитала и чрезмерным ростом финансовых транзакций, носящих спекулятивный характер;
  • дисбаланс между инвестированием, накоплением и сбережением;
  • дисбаланс ограниченности ресурсов при их неравномерно размещении и распределение и т.п.

Важно отметить, что глобальные дисбалансы носят качественный характер и далеко не всегда могут быть количественно измерены. Их изучение необходимо для того, чтобы лучше понять суть происходящих процессов, прогнозировать тенденции мирового развития, развития мировой экономики и возможные последствия их влияния.

Для получения оценки важно учитывать связь глобальных дисбалансов и рисков, которая заключается в том, что дисбалансы являются источниками рисков. Риски при слабой системе управления могут перерастать в угрозы экономической безопасности. В условиях возрастающей открытости, взаимозависимости и взаимодействия национальных экономик риски приобретают системный характер.

В рамках ВЭФ разработаны, постоянно совершенствуются и используются методики количественной оценки глобальных рисков, в основе которых лежит опрос большого количества экспертов по тематике исследования. Результаты исследований ежегодно публикуются в Обзорах глобальных рисков ВЭФ.

Однако, оценки, получаемые по методикам ВЭФ, недостаточно корректно отражают особенности экономики России, что не позволяет их прямое использование для оценки влияния глобальных рисков на экономику России и уровень её экономической безопасности.

Главные особенности глобальных рисков проявляются в том, что:

  • сформировался тренд неуклонного роста количества рисков, вероятности возникновения и степени их влияния;
  • рост взаимовлияние и взаимодействие рисков придает воздействию системный характер;
  • ограничиваются возможности отдельно взятого государства или хозяйствующего субъекта в одиночку контролировать и управлять глобальными рисками;
  • глобальные риски формируются и анализируются на глобальном уровне, а их влияние проявляется на уровне конкретной экономики, причем степень влияния одного и того же глобального риска на различные экономики неодинакова.

Эти особенности предъявляет особые требования к построению систем мониторинга рисков и формирования базы данных, позволяющих разрабатывать эффективные меры по предупреждению и управлению рисками.

Комплексный подход позволяет устранить ряд недостатков присущих методикам ВЭФ, например таких, как:

  • неоднозначность оценок рисков. Каждый риск, в соответствии с экспертным методом ВЭФ, имеет две оценки – вероятность возникновения и степень влияния, что является причиной неоднозначности при ранжировании рисков по степени их значимости;
  • отсутствие учета социально-экономических показателей оцениваемой страны и особенностей её экономического развития при оценке влияния риска на национальную экономику;
  • несовершенство методик оценки уязвимости национальной экономики к влиянию рисков.

Оценка влияния глобальных рисков на экономику России и уровень её экономической безопасности

Для оценки влияния глобальных рисков на экономику России и уровень её экономической безопасности использованы статистические данные, взятые из Отчета ВЭФ о глобальных рисках 2014 г. По методике ВЭФ, более 700 экспертов из различных стран и регионов мира, оценили вероятность возникновения и степень влияния рисков по бальной системе от 1 (наименее значимый) до 7 (наиболее значимый) баллов. Выборка Топ-10 наиболее значимых глобальных рисков и их оценок представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Топ-10 глобальных рисков.

Топ-10 глобальных кризисов 2014 года

Вероятность возникновения

Степень влияния

1
2
3 Кризис водоснабжения
4 Высокое неравенство доходов
5
6
7
8 Продовольственный кризис
9
10
11 Кибератаки

Источник: Отчет WEF о глобальных рисках, 2014.

Как отмечено ранее, одним из недостатков экспертного подхода, применяемого для оценки рисков исследователями Всемирного экономического форума, является двойственный характер оценок, а именно, раздельные оценки вероятности возникновения и степени влияния рисков, что не позволяет получить однозначной картины глобальных рисков.

Для получения однозначных оценок авторами предложена и применена методика интегральной оценки риска, с использованием перемножения оценок, полученных экспертным путем, по каждому риску. При этом веса значений вероятности возникновения и степени влияния по каждому риску приняты равными 1. Результаты обработки первичных данных, в соответствии с методикой интегральных оценок, представлены в таблице 2. Для сравнения представлены данные интегральной оценки рисков, по данным 2013 г.

Таблица 2 – Таблица интегральных оценок рисков 2013 и 2014 г.г. *

ТОР-10 глобальных кризисов 2014 года

Вероятность возникновения

Степень влияния

Место (баллы)

1 Бюджетные кризисы в ведущих экономиках
2 Структурно высокий уровень безработицы / неполная занятость
3 Кризис водоснабжения
4 Высокое неравенство доходов
5 Неготовность к адаптации и смягчению последствий изменения климата
6 Экстремальные природные явления, цунами, пожары, …
7 Проблемы глобального управления
8 Продовольственный кризис
9 Нарушение основных финансовых механизмов /институтов
10 Политическая и социальная нестабильность
11 Кибератаки

* после обработки исходных данных;
** _U_ — рост места показателя; _D_ — снижение места показателя.
Источник: авторы, 2014.

Анализ результатов с учетом интегральной оценки рисков показывает, что дополнительная обработка приводит к изменению состава и значимости глобальных рисков и позволяет сделать следующие выводы:

  • риск неравенства доходов, сопровождающийся ростом уровень бедности и нищеты, определяется экспертами, как наиболее значимый, и устойчиво занимает 1 место;
  • отдельные риски отличаются высокой динамикой изменения оценок значимости. Так высокую оценку получили риски экстремальных погодных явлений (цунами, смерчи, землетрясения, пожары), которые заняли 2 место при том, что в список ТОП-10 глобальных рисков в 2013 г. они не входили. Аналогичная ситуация имеет место с рисками кибератак и киберпреступности, которые заняли 7, а также рисками политической и социальной нестабильности, которые заняли 10, места, соответственно;
  • риск структурных дисбалансов и уровня безработицы (неполной занятости) по результатам интегральной оценки показал рост значимости и переместился с 9-го на 3 место;
  • риск неготовности учитывать изменение климата и адаптироваться к этим изменениям поднялся на одну ступень и занял 4 место;
  • сохранили свое место риск нарушения функционирования основных финансовых механизмов и институтов, а так же риск продовольственных кризисов. Это свидетельство того, что, степень воздействия и вероятности возникновения данных рисков остается на прежнем уровне, а предпринимаемые международным сообществом меры являются недостаточными;
  • часть рисков, которым эксперты отдавали предпочтение в 2013 г., в 2014 г. с учетом интегральной оценки характеризуются как менее значимые. Это риск бюджетных кризисов (со 2 опустился на 5 место), риск кризисов водоснабжения и нерационального управления водными ресурсами (опустился с 3 на 6 место), а риск нарушения глобального управления не вошел в Tоп-10 опустившись с 7 на 11 место. Это, напротив, может свидетельствовать о положительной оценке усилий международных регуляторов, направленных на повышение роли и значения международного контроля над рисками, бюджетными кризисами и деятельностью финансовых институтов.

Итоговые результаты интегральной оценки и распределения глобальных кризисов в 2014 г. представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Итоговая таблица интегральных оценок глобальных рисков

Место

Топ-10 глобальных кризисов 2014 года

Вероятность возникновения

Степень влияния

Интегральная оценка-2014*

Высокое неравенство доходов

Экстремальные природные явления, цунами, пожары, …

Структурно высокий уровень безработицы / неполная занятость

Неготовность к адаптации и смягчению последствий изменения климата

Бюджетные кризисы в ведущих экономиках

Кризис водоснабжения

Кибератаки

Продовольственный кризис

Нарушение основных финансовых механизмов /институтов

Политическая и социальная нестабильность

Таким образом, Топ-10 наиболее значимых глобальных рисков 2014 г. будет выглядеть несколько иначе. Так риск высокого неравенства доходов с 4 места поднялся на 1-е, а риск бюджетных кризисов ведущих экономик мира опустился с 1 на 5 место. Это соответствует объективным обстоятельствам 2014 года до начала войны санкций. Корректность результата интегральной оценки получила подтверждение в опубликованном 7.11.2014 Обзоре ВЭФ о глобальной повестке дня , где проблема неравенства доходов занимает первое место.

В Tоп-10 глобальных рисков вошли 4 риска, которые относятся к внешним экономическим рискам:

  • риск высокого неравенства доходов;
  • риск структурного дисбаланса и уровня безработицы (неполной занятости);
  • риск бюджетных кризисов ведущих экономик мира;
  • риск нарушения функционирования основных финансовых механизмов и институтов.

Внешние экономические риски будут рассматриваться в качестве исходных данных дальнейшего исследования с целью получения оценки их влияния экономику России и уровень её экономической безопасности.

Как было отмечено ранее, еще одним недостатком методик, используемых в исследованиях ВЭФ является неполный учет особенностей национальной экономики, что приводит к тому, что отдельные риски оцениваются экспертами как малозначительные, тогда как для России они имеют чрезвычайно важное значение и должны быть включены в перечни значимых рисков. Примерами таких рисков, являются риски структурного дисбаланса экономики России, её товарных рынков, риск неопределенности цен на активы, в первую очередь, на энергоносители, низкий уровень промышленного производства и чрезмерная зависимость от поставок товаров по импорту ввиду неспособности экономики России обеспечить удовлетворение внутреннего спроса. Это подчеркивает необходимость разработки национальных методик оценки рисков и уязвимости экономики России к ним.

Для оценки уязвимости России к влиянию глобальных рисков разработана и применена экспресс-методика, позволяющая получит сравнительную оценку влияния внешнего экономического риска на экономику России и уровень её экономической безопасности. Экспресс-методика оценки уязвимости национальной экономики к глобальным рискам разработана на базе целевых индикаторов экономической политики и их сравнения с индикаторами экономической безопасности России и их пороговыми значениями , которые представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Сравнение фактических и прогнозных показателей целевых показателей экономической политики России (из документов Президента и Правительства Российской Федерации) с пороговыми значениями индикаторов экономической безопасности

Показатели

Целевые показатели и задачи, отражающие экономическую политику государства

Пороговые значения экономической безопасности

2012 г.
факт

2016 г. прогноз Минэкономразвития

1. В сфере реальной экономики
Среднегодовые темпы прироста ВВП %
Инвестиции в основной капитал в % к ВВП

До 25% к 2015 г. и до 27% к 2018 г., 30-40% к 2020 г.

Доля производства машин и оборудования, электрооборудования, транспорта и транспортного оборудования в общем объеме отгруженной продукции, %

Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза против 2011 г.

25-30 к отгруженной продукции

Сбор зерна, млн.т
Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме промышленности, %
2. В социальной сфере
Отношение численности людей пенсионного и трудового возраста
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума

Преодоление бедности, увеличение зарплаты к 2018 г. в 1,5 раза

Коэффициент фондов (соотношение доходов 10% высокодоходных и 10% низкодоходных слоев населения, раз

Преодоление имущественного расслоения населения

Доля среднего класса во всем населении, %
Отношение средней пенсии к средней зарплате, %
Уровень безработицы по методологии МОТ

Преодоление безработицы

Размер жилья на одного жителя, кв.м

К 2020 г. 60% желающих улучшить жилищные условия получат жилье

Ввод в действие жилья, млн.кв.м
3. В денежно-финансовой сфере
Размер золотовалютных резервов, конец декабря, млрд. долл.
Годовой уровень инфляции, %
Уровень монетизации экономики (денежная масса М2 на конец года в % к ВВП)
Доля невозвратов в общем объеме потребительского и ипотечного кредитов в % к общему объему кредитов

Не более 10

Дефицит федерального бюджета, в % к ВВП

Преодоление дефицита к 2015 г.

Отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга к ВВП,%

Не более 60

4. Во внешнеэкономической сфере
Доля импортного продовольствия во всех продовольственных ресурсах, %

Обеспечить продовольственную безопасность

Сальдо торгового баланса, в % к ВВП

Источники: Сенчагов В.К., 2014
2-ая графа – Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от декабря 2012 г. и декабря 2013 г. и его Указы от 7 мая 2012 г., 4-я графа – Статсправочники: «Социально-экономическое положение Российской Федерации» 2013г. стр. 84, 168; «Россия в цифрах» 2013г. стр. 33, 37, 41, 91, 102, 129, 144, 240, 284, 397, 496, 532. *) 2011г.

С использованием экспресс-методики оценена уязвимость экономики России к внешним экономическим рискам, а именно:

  • риску высокого неравенства доходов;
  • риску структурного дисбаланса и уровня безработицы (неполной занятости);
  • риску бюджетного кризиса ведущих экономик мира;
  • риску нарушения функционирования основных финансовых механизмов и институтов.

Оценка уязвимости осуществляется путем сопоставления глобального риска с показателями социально-экономического развития России и пороговыми значениями, определяющими уровень экономической безопасности. Это позволяют оценить уязвимость социально-экономической системы России к глобальным рискам. Очевидно, что уязвимость национальной экономики и уровень её экономической безопасности находятся в обратно пропорциональной связи: чем выше уязвимость, тем ниже уровень экономической безопасности и наоборот.

Шкала оценки уязвимости экономики России на основе сопоставления риска с целевыми показателями социально-экономической политики и пороговыми значениями индикаторов экономической безопасности включает три оценки:

  • высокая уязвимость;
  • средняя уязвимость;
  • низкая уязвимость.

Высокая уязвимость имеет место, когда при сопоставлении глобального риска со значением соответствующего целевого индикатора социально-экономической политики текущее значение данного индикатора ниже его порогового значения.

Средняя уязвимость характеризует ситуацию, когда значение целевого индикатора соответствует пороговому значению.

Низкая уязвимость имеет место в том случае, когда значение целевого индикатора социально-экономического развития превышает пороговое значение, установленное для этого показателя.

Результаты оценки уязвимости экономики России, представлены в таблице 5.

Результаты оценки уязвимости экономики России показывают её «Высокую уязвимость» к риску неравенства доходов и структурного дисбаланса и «Низкую уязвимость» к бюджетным кризисам ведущих экономик и нарушению функционирования основных финансовых институтов и механизмов.

На втором этапе производится оценка влияния внешнего экономического риска на уровень экономической безопасности России. Оценка влияния внешнего экономического риска на уровень экономической безопасности страны осуществляется по принципу:

  • «высокая уязвимость» к влиянию внешнего риска ведет к понижению уровня экономический безопасности;
  • «средняя уязвимость» не изменяет уровень экономической безопасности;
  • «низкая уязвимость» свидетельствует о повышении уровня экономической безопасности.

Таким образом, проведенное исследование с использованием предлагаемого комплексного подхода позволяет получить аргументированные оценки уязвимость экономики России к внешним экономическим рискам и степень из влияния на уровень экономической безопасности.

Недостатком применения предложенной экспресс-методики оценки национальной уязвимости является то, что не всем существующим глобальным рискам есть возможность в настоящее время сопоставить целевой показатель и пороговое значение экономической безопасности. В связи с этим, в дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию экспресс-методики, что позволит расширить сферу применения и сделать её пригодной для оценки широкого круга глобальных рисков.

Кроме этого, следует учитывать, что степень влияния глобального риска не остается постоянной. Исследования ВЭФ показывают, что состав глобальных рисков, вероятность их возникновения и степень влияния изменяются. При этом скорость этих изменений возрастает в связи с ростом неопределенности и степени взаимосвязанности процессов, происходящих в гиперсвязанном мире.

Картина глобальных и национальных рисков является крайне динамичной, что предполагает необходимость введения постоянного мониторинга за изменениями, происходящими во всех секторах мировой и национальной экономики.

В этой связи особое значение имеет развитие комплексного подхода и включение в него методики учета взаимосвязанности рисков.

Частичный анализ взаимовлияния и взаимодействия глобальных рисков, выполненный по методике ВЭФ , позволяет привести следующие взаимосвязи наиболее значимых для России внешних экономических рисков, выявленных в результате проведенного нами анализа, с другими глобальными рисками.

Риск высокого неравенства доходов взаимосвязан с такими глобальными рисками, как:

  • недовольство глобализацией;
  • структура и уровень безработицы (неполной занятости);
  • коррупция;
  • нарушение глобального управления;
  • рост населения и территориально-демографические дисбалансы.

Риск структурного дисбаланса и уровня безработицы (неполной занятости) взаимосвязаны с глобальными рисками, к которым относятся:

  • неравенство доходов;
  • недовольство глобализацией;
  • старение населения;
  • бюджетные дефициты;
  • неуправляемая миграция.

Однако, методики учета взаимосвязанности рисков и включения их в оценку влияния этой взаимосвязанности на уязвимость национальной экономики и уровень экономической безопасности России должны быть разработаны.

Подходы к управлению влиянием глобальных рисков на экономику России

Предложенный подход к оценке влияния глобальных дисбалансов и рисков на экономику России и уровень её экономической безопасности с использованием системы целевых показателей и пороговых значений экономической безопасности может быть использован для создания в России постоянно действующей системы выявления, изучения, прогнозирования, оценки и учета влияния дисбалансов на экономическую систему страны и уровень её экономической безопасности.

В данной системе целесообразно предусмотреть две подсистемы:

  • подсистема мониторинга и прогнозирования рисков;
  • подсистема анализа и реагирования.

Мониторинг и прогнозирование глобальных рисков

Организация мониторинга глобальных рисков и возможности трансформации их в риски экономической безопасности России является необходимой и актуальной задачей.

Для реализации предлагаемой подсистемы следует предусмотреть создание постоянно действующей рабочей группы при Совете безопасности Российской Федерации или Министерстве экономического развития, которой будет поручено возглавить организаторскую и методическую работу по мониторингу глобальных рисков и оценке их влияния на экономику России. Научно-методическое обеспечение деятельности рабочей группы может обеспечить Финансовый университет при правительстве Российской Федерации.

В России отсутствует постоянно действующая система мониторинга и прогнозирования внешних и внутренних рисков. Существующие исследования в данной области отличаются ведомственностью , отражают, как правило, риски предприятий и выражают личное мнение авторов исследования, что делает их мало пригодными для использования в целях формирования единой системы управления рисками в интересах государства и любых заинтересованных лиц и организаций с целью управления рисками как в частном секторе, так и для выработки государственной политике в сфере снижения неопределенности и противодействия угрозам в экономике России.

Система мониторинга и прогнозирования рисков должна включать в себя внешний и внутренний уровень с целью мониторинга глобальных рисков как внешних с позиции национальной экономики функции, а также выявление, оценку, анализ внутренних рисков, что позволит реализовать комплексный подход и рассматривать экономику России как открытую систему в условиях воздействия на нее всей совокупности внешних и внутренних угроз.

Основы концепции комплексного мониторинга рисков национальной экономики предполагают выполнение следующих функций:

  • мониторинг и прогнозирование глобальных (внешних) рисков;
  • мониторинг и прогнозирование внутренних рисков национальной экономики;
  • выявление и оценку взаимосвязи глобальных (внешних) рисков и степени их системного характера;
  • выявление и оценку взаимосвязи внутренних рисков национальной экономики и степени их системного характера;
  • выявление и оценку взаимосвязи глобальных (внешних) и внутренних рисков национальной экономики с учетом их взаимовлияния и взаимодействия;
  • оценка уязвимости национальной экономики;
  • оценка защищенности национальной экономики с учетом взаимодействия и взаимовлияния внешних и внутренних рисков.

Подсистема анализа и реагирования предполагает создание постоянно действующей органа (мониторинга и анализа), который станет центром методической и исследовательской работы по сбору, обобщению, анализу и подготовке отчетов о глобальных изменениях в мировой экономике с позиции рисков и возможностей, которые оказывают влияние на экономику России, и выработки рекомендаций как органам государственного управления, так и частным структурам предложения по управлению рисками путем принятия, предупреждения, передачи влияния рисков и разработки планов мероприятий по преодолению последствий реализации угроз экономической безопасности России.

Реализация комплексного подхода к вопросам анализа и управления внешними и внутренними рисками позволит повысить защищенность социально-экономической системы России от возникновения кризисов вследствие воздействия глобальных процессов с учетом состояния и возможностей национальной экономики.

Рабочая программа дисциплины «Глобальные риски и их влияние на уровень экономической безопасности России», 2015.

Данные, полученные в результате исследований ВЭФ не учитывают изменения экономической ситуации в мире и России, возникших в связи в введением санкций и геополитических процессов в Украине.

Сущность, виды и роль рисков в системе экономической безопасности.

Оценка риска.

Методы управления риском.

При изучении первого вопроса уясните, что внутренне присущая экономической системе неопределенность означает, что каждый экономический агент должен действовать, чтобы уменьшить неопределенность и вероятность наступления опасности.

Причем действовать приходится подчас наугад и с большим риском. Под риском понимается связанный с опасностью способ действия, необходимый для того, чтобы избежать еще большей опасности. Когда опасность поддается оценке (логической или математической), риск уменьшается. Таким образом, риск есть способ действия хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности и непредсказуемости событий, направленный на удовлетворение потребностей.

Обратите внимание, что риск выступает как отношение между сознательной целесообразной деятельностью человека и обстоятельствами, в которых он действует. Кроме того, риск отражает определенный набор социально-экономических связей, отношений, действий, возникающих в обществе в результате восприятия опасности, оценок ее людьми и необходимости действовать, чтобы уменьшить опасность или ее негативные последствия.

Раскройте сущность риска как экономической категории, выражающей многообразные социально-экономические отношения, возникающие между людьми, между человеком и природой, между человеком и обществом в процессе производства своей жизни в условиях неопределенности.

Далее рассмотрите классификацию рисков, которая представляет собой объединение рисков в конкретные группы по определенным признакам. Научно обоснованная классификация рисков позволяет определить место риска в общей системе и создает возможность для эффективного применения методов и приемов управления риском.

причинам возникновения (субъективный, объективный);

функциональным видам и сферам (финансовый, производственный, коммерческий и др.);

масштабам (локальный, отраслевой, региональный, национальный);

сфере возникновения (внешний, внутренний);

возможности диверсификации (систематический, специфиче-ский);

степени допустимости (минимальный, повышенный, критический, недопустимый).

В заключении первого вопроса уясните, что в зависимости от ре-зультата риски подразделяются на две группы:

чистые риски, означающие возможность получения отрицательного или нулевого результата (природно-климатические, политические, коммерческие);

спекулятивные риски, выражающие возможность получения как положительного, так и отрицательного результата (финансовые, инвестиционные, инновационные).

Во втором вопросе изучите методы анализа и оценки рисков. Анализ рисков состоит из двух взаимно дополняющих друг друга видов: качественного и количественного.

Качественный анализ риска служит для определения факторов и потенциальных областей риска. Количественный анализ риска представляет собой численное определение размеров риска и его последствий.

В третьем вопросе изучите методы управления рисками, к которым относятся:

предотвращение риска;

уклонение от риска;

воздействие на источник риска;

сокращение времени нахождения в опасных зонах;

принятие риска;

сокращение опасного поведения;

сокращение величины потенциальных потерь;

сокращение величины фактических потерь;

распределение риска по различным агентам;

разукрупнение риска;

страховой трансферт риска;

нестраховой трансферт риска;

финансовая инженерия.

Предотвращение риска состоит в заблаговременном изучении каждого вида риска и принятии мер к предотвращению событий, вызывающих риск и потери.

Уклонение от риска подразумевает отказ от деятельности, которая может продуцировать риски в больших масштабах.

Сокращение времени нахождения в опасных зонах достигается уменьшением маршрутов, контролем доступа, ускорением сделок и др.

Сокращение величины фактических потерь обеспечивается деятель-ностью по устранению последствий рисков.

Разукрупнение риска представляет собой диверсификацию как разделение риска по времени или по этапам.

Классификация рисков экономической безопасности

В современной экономической ситуации вопросы экономической безопасности волнуют и обсуждаются практически во всех сферах общественной деятельности. Однако не все вопросы, связанные с экономической безопасностью, глубоко проработаны

Определение 1

Экономическая безопасность – это состояние экономики, при котором обеспечивается защита национальных, региональных, местных и личных социально- -экономических интересов в условиях неблагоприятного влияния негативных воздействий, достигаемое за счет реализации органами управления и обществом институциональных норм, закрепленных в нормативных правовых актах.

Различные негативные воздействия влияют на экономическую безопасность при недостаточном функционировании данной системы и наносят серьезный урон целостности. Процесс обеспечения экономической безопасности подразделяется на следующие составляющие:

  • меры минимизации негативного воздействия на экономическую систему,
  • оценка оказанного негативного влияния на экономическую систему,
  • минимизация негативного воздействия на систему обеспечения экономической безопасности.

К. Самсонова подразделяет риски экономической безопасности на внешние и внутренние долговременные факторы риска. Воздействие осуществляется на стабильность и устойчивое развитие экономической безопасности.

Замечание 1

В зависимости от степени ущерба эта классификация может варьироваться от рисков и вызовов до угроз.

Внутренние риски экономической безопасности

Внутренние риски оказывают негативное влияние на макроэкономическом уровне и составляют угрозу экономической безопасности страны. В процессе превышения пороговых значений показателей долговременные факторы риска классифицируются как угрозы экономической безопасности. Внутренним рискам характерен реальный характер.

К внутренним угрозам относят:

  • превышение полномочий,
  • трудовая эмиграция,
  • нарушение коммерческой тайны,
  • катаклизмы, чрезвычайные происшествия, сбои водо-, электро-, теплоснабжения,
  • сбой информационных систем,
  • теневая экономика.

Внешние риски экономической безопасности

Определение 2

Под внешними рисками понимают нарушение системы экономической безопасности под целенаправленным воздействием преступников извне.

Внешние риски экономической безопасности подразделяют на:

  • внешне-экономическое и геополитическое воздействие,
  • экологические проблемы,
  • неблагоприятная политическая ситуация,
  • макроэкономические катаклизмы,
  • шпионаж,
  • противоправные действия криминала,
  • недобросовестная конкуренция,
  • воздействие на информационную систему извне,
  • нелегальные финансовые операции,
  • чрезвычайные происшествия,
  • ресурсный голод,

Основной внешней угрозой является криминализация, сюда относят экономические преступления. За последнее десятилетие количество экономических преступлений резко увеличилось, что привело к несомненной дестабилизации экономической ситуации в стране. Это связано с тем, что современные преступные группы, как показывает практика, прекрасно технически оснащены, обеспечены материальной базой. Это в свою очередь требует специальных знаний и качественного


Введение.

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В условиях определенности существует лишь одна альтернатива.

Наиболее желательный способ определения вероятности - объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Пример объективной вероятности заключается в том, например, что монета ложится вверх «решкой» в 50% случаев. Другой пример - прогнозирование уровня смертности населения компаниями, занимающимися страхованием жизни. Поскольку все население служит базой эксперимента (опыта), страховые актуарии могут с высокой точностью предсказать, какой процент людей определенного возраста умрет в этом. следующем и т.д. годах. По этим данным они определяют, сколько страховых взносов они должны получить, чтобы оплатить заявления о выплате страхового вознаграждения и тем не менее иметь прибыль.

В реальной, динамичной экономике будущее всегда неопределенно и непредсказуемо. Это значит, что предприниматель берет на себя риск. Риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности денежно-товарных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

На заре промышленной революции Адам Смит считал необходимым включить в прибыль нечто вроде страховой премии компенсации риска, на который отважился человек, вложивший свои капиталы в дело. А. Смит, и другие представители классической школы экономической теории, относил риск к факторам формирования части прибыли.

Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.

Таким образом, риск – это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли.

Факторы, воздействующие на экономику и управленческие решения и связанные с этим процессом риски можно условно разбить на пять основных групп: политические, юридические, экономические, социальные и технологические.

Бизнес в России тесно связан с рисками, поэтому система антирисковых мероприятий становится неотъемлемой частью экономической деятельности.

2. Риски, опасности, угрозы деятельности предприятия (фирмы)

Стратегические планы предприятия реализуются в условиях неоднозначности протекания реальных социально-экономических процессов. В момент принятия решений практически невозможно получить точные и полные знания об отдаленной во времени среде реализации стратегии предприятия, о всех действующих или потенциально могущих проявиться внутренних и внешних факторах. Все это суть выражения неопределенности как объективной формы существования окружающего нас мира. То или иное проявление неопределенности может задержать наступление запланированных событий, изменить их содержание или количественную оценку либо вызвать нежелательное развитие событий (НРС) как предвидимое, так и неожиданное. В результате намеченная цель, ради достижения которой принимаются стратегические решения, не будет достигнута. Важной стратегической целью деятельности предприятия является достижение им экономической безопасности.

Экономическая безопасность предприятия (фирмы) - это такое состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений. Для этого предприятию следует придерживаться стратегии, обеспечивающей достаточный уровень и наращивание социально-экономического потенциала устойчивое развитие бизнеса и подготовленность к возможным нежелательным изменениям в сфере его жизнедеятельности.

Оценки безопасности и степени риска, которыми располагает субъект, т.е. его знания, по­лученные им либо самостоятельно на основе опыта и интуиции, либо специально вырабатываемые на базе исследования ситуации, в том числе с помощью специалистов, определяют его чувство безопасности (опасности). В свою очередь, чувство безопасности или побуждает субъекта к поиску путей повышения безопасности, достижения ее приемлемого уровня, или же позволяет переключить его активность и ресурсы на иные цели, если оценки безопасности велики, т.е. уровень риска велик.

Прикладной анализ проблем экономической безопасности и риска, связанных с деятельностью конкретного предприятия, целесообразно проводить в контексте общего описания его функционирования. Хозяйственный руководитель, находясь в сфере фатального действия тех или иных отклоняющих факторов, вынужден рисковать, т.е. принимать решения в условиях неполной информации, «без точного расчета», надеясь на удачу, что требует от него определенной смелости и решительности. Риск является неизбежной составной частью любой хозяйственной деятельности. Однако само по себе наличие риска, сопровождающего деятельность того или иного рыночного субъекта, не является ни достоинством, ни недостатком. Более того, отсутствие риска, т. е. опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта событий или последствий его действий, как правило, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность. Поэтому существование риска и неизбежные изменения его распределения выступают постоянным и сильнодействующим фактором развития предпринимательской сферы экономики.

Что касается промышленных предприятий, хозяйственная активность которых связана главным образом с производством продукции, то они могут успешно работать и развиваться, лишь избегая чрезмерно рискованных решений. В Особенности это касается крупных промыш­ленных предприятий, поскольку они втягивают в рискованные ситуации тысячи работников, в большинстве своем не склонных к риску. Для таких предприятий характерными являются решения и действия, ориентированные на уменьшение риска- В этом смысле они принципиально отличаются от тех хозяйственных структур, экономическая активность которых связана именно с использованием ситуаций повышенного риска (операции на фондовых рынках, спекуляция ценными бумагами, венчурное финансирование и т.п.).

Стратегические планы предприятия разрабатываются в расчете на некоторые фиксированные условия или, по крайней мере, на их более или менее предсказуемое развитие. Вследствие того, что такие предположения часто нарушаются, особенно в долгосрочной перспективе, всегда остается шанс не достичь намеченной цели, не получить запланированный стратегический результат. Возможность отклонения от цели стратегического решения, т. е. несовпадение фактически полученного экономического результата с намеченным в момент принятия решений, принято характеризовать с помощью категории «хозяйственный риск». Заметим, что это несовпадение не обязательно бывает в худшую сторону; весьма возможно, что результат превзойдет ожидания. Однако это, скорее, исключение, чем правило.

Возможные отрицательные последствия стратегических решений, принятых и реализуемых без учета риска, могут оказаться весьма болезненными для предприятия и бизнеса. Для предприятия, вырабатывающего свою стратегию, игнорирование риска может проявиться в различных нежелательных хозяйственных результатах. К их числу относятся, например, снижение котировок акций (вместо намечавшегося повышения), уменьшение размеров прибыли и снижение эффективности инвестиций по сравнению с планируемым без риска уровнем, неэффективные затраты материальных, трудовых или финансовых ресурсов, образование сверхнормативных запасов нереализованной продукции, другие виды упущенной выгоды и экономических потерь.

Таким образом, концепция приемлемого риска, ориентируя хозяйственного руководителя на сознательное, рациональное - в противовес авантюрному, безответственному - отношение к риску, предлагает важные для деловой активности в сфере материального производства методические рекомендации. Во-первых, риск - это не статическая характеристика, а управляемый параметр, на его уровень можно и, самое главное, необходимо оказывать воздействие. Во-вторых, поскольку такое воздействие можно оказать только на «познанный» риск, то его надо анализировать, т. е. выявлять и идентифицировать факторы риска, оценивать последствия их проявления и т.д. В-третьих, для корректного учета риска в деятельности производственного предприятия полезно различать «стартовый» уровень риска, или риск замысла первоначальной идеи проекта (хозяйственного мероприятия) или варианта стратегии, и «финальный» уровень риска, оценка которого произведена (для выбранной стратегии предприятия, принятого варианта проекта, намеченного к осуществлению хозяйственного мероприятия и т.п.) после выполнения необходимых процедур оценки риска и разработки комплекса мероприятий по смягчению или нейтрализации последствий проявления факторов риска.

Определение приемлемого значения уровня риска - самостоятельная задача специального исследования, а установление некоторого уровня в качестве такового - прерогатива руководства предприятия или, по крайней мере, руководителя более высокого уровня, чем аналитик риска. В практической хозяйственной деятельности предприятия с учетом концепции приемлемого риска рекомендуется:

Принимая хозяйственные решения, учитывать возможность снижения уровня «стартово­го» риска до приемлемого «финального» уровня;

Выявлять потенциально возможные ситуации и факторы риска, которые могут явиться причиной недостижения поставленных целей;

Оценивать характеристики возможного ущерба, связанного с нежелательным развитием событий;

Заблаговременно, на стадии подготовки хозяйственных решений, планировать и при не­обходимости осуществлять меры по снижению риска до приемлемого уровня;

Учитывать при принятии решений расходы, связанные с предварительным анализом и оценкой риска и подготовкой мероприятий по достижению приемлемого «финального» уровня риска.

На производственном предприятии концепция приемлемого риска должна реализовываться в такой организации процесса управления, чтобы проявившийся фактор риска не стал неожиданностью для руководителя и чтобы не пришлось в спешке принимать необоснованные решения.

Факторами риска стратегического решения предприятия будем называть предпосылки, увеличивающие вероятность или реальность наступления событий, которые, не входя в круг планируемых, потенциально могут осуществиться и в этом случае оказать отклоняющее воздействие на ход реализации стратегического замысла (стратегии предприятия). Результатом проявления фактора риска будет нежелательное развитие событий, последствия которого приведут к отклонению от поставленной стратегической цели предприятия, т. е. к ущербу. В число таких событий входят как те, которые можно было предвидеть, но нельзя точно указать момент наступления, так и те, которые предугадать не представлялось возможным.

Причины риска (т. е. причины реализации или наступления рисковых событий) - это объективные или субъективные действия или решения, влекущие за собой нежелательное развитие дальнейших событий, неблагоприятных для реализации некоторой стратегии предприятия.

Для того чтобы судить о существенности того или иного фактора риска и в достаточности принимаемых предупредительных мер, риск должен быть выражен в сопоставимых показателях.

Уровень риска стратегии (стратегического плана) принимается в качестве общей характеристики риска. Его величина в результате соответствующего специального исследования выра­жается некоторым показателем уровня риска.

Показателем уровня риска, или просто показателем риска стратегии называют уровень риска, выраженный по определенному правилу в некоторой шкале. В качестве показателя риска, например, может использоваться средневзвешенная оценка величины ущерба по всем возможным цепочкам НРС и др. При стратегическом планировании к количественным оценкам риска следует относиться весьма осторожно и не воспринимать их в более «сильных» шкалах, чем это обусловлено с самого начала.

Центр тяжести усилий при учете риска стратегических решений целесообразно перенести с построения сложных моделей на поиск, систематизацию и подробное описание факторов риска и разработку функциональных методов управления риском. Для поддержания экономической безопасности производственного предприятия в условиях трансформационной экономики необходимо учитывать все виды факторов риска

3. Источники и факторы риска

Каждый руководитель сознает, что состояние предприятия не может на 100% отвечать желательному результату. Причина этого заключается в том, что предприятие функционирует в агрессивной рыночной среде, которая постоянно выводит его из состояния стабильности. Агрессивность среды заключается в наборе рисков, обусловленных любыми событиями.

Риск - это возможность отклонения значения любого параметра производственной, рыночной, финансовой системы от заданного целевого значения на величину, которая превышает допустимое отклонение этого параметра. Под термином «система» понимается любой комплекс взаимосвязанных элементов, который имеет специфический набор параметров (табл. 10.1).

Параметрами могут быть различные количественные и качественные характеристики. При их сравнении предполагается установление допустимого значения отклонения.

Предприятию необходимо разработать определенную модель поведения, ориентированную на минимизацию (предотвращение) рисков и следствий их проявления. Собственно такое поведение, ориентированное на обеспечение желательного уровня экономической безопасности, и является управлением рисками на предприятии.

Таблица 10.1

Возможные виды систем в экономике

Вид системы Примеры параметров
Экономическая Конъюнктура Спрос Инфляция Курсы валюты
Организационная Управляемость Соответствие функциям Концентрация функций Загруженность подразделений
Техническая Любые технические характеристики оборудования Свойства продукции (составные части качества) Коэффициенты использования производственных мощностей
Финансовая Эффективность финансовых операций Потери (ущерб)
Система прав Наличие определенных имущественных прав Возможность использования имущественных прав
Функциональная (системы сбыта, снабжение, управление, кадровая система) Объем сбыта Частота и объемы снабжений Коэффициент текучести кадров Средний возраст сотрудников
Смешанная (технико-экономическая, комплексная) Эффективность деятельности предприятия Эффективность реализации проектов Успешность реализации стратегий Соблюдения сроков работ Достижения поставленных целей

Предприятие существует не обособленно, а в пределах определенных систем. Поэтому совокупный риск, с которым может столкнуться предприятие, состоит из двух частей:

1) системного (внешнего);

2) несистемного (внутреннего).

Так, внешними относительно предприятия являются:

Общее состояние экономики и общества;

Состояние области, к которой относится предприятие;

Решение высших структур для вертикально интегрированных предприятий.

Риски, обусловленные этими факторами, являются системными. Их можно предусмотреть, но практически нельзя предотвратить. Противодействовать таким рискам можно, только создавая резервы и готовя альтернативные варианты на случай неблагоприятных событий. Своевременное планирование деятельности при таких событиях может значительно уменьшить потери, а в отдельных случаях - спасти предприятие от банкротства.

Однако состояние предприятия зависит преимущественно от способа его хозяйствования на рынке и осуществляемого бизнеса. Риски, вызванные управленческими решениями, являются частично управляемыми и несистемными.

Таким образом, на самом деле управлять можно более значительным объемом рисков, чем это кажется на первый взгляд.

Процедура управления рисками состоит из четырех этапов.

ЭТАП 1. Аудит рисков с целью выявления неблагоприятных для предприятия событий.

Цель такого аудиту состоит в выявлении и классификации рисков, а также их количественной оценке и прогнозировании следствий их проявления для предприятия. Необходимо систематизировать информацию сотрудников предприятия относительно возникновения возможных рисков, а также осуществить диагностику рисков по специальным методикам. При этом определяются их допустимые и предельные значения. В результате аудита рисков может выясниться, что реальная карта рисков отличается от той, которую может (интуитивно и несистематизированный) представить себе руководитель предприятия. Также может выясниться, что:

Предприятие довольно рискованно руководит финансами: не анализируется дебиторская задолженность, не осуществляется влияние на дебиторов, значительной является финансовая зависимость от посторонних организаций, не анализируется эффективность использования собственных и привлеченных средств, необдуманно осуществляется выбор источников финансирования;

Возможным является поглощение предприятия или потеря контроля над ним;

Отсутствие инициативы руководства относительно необходимости диверсификации может привести к нестабильному положению на рынке;

Договорная (на заказ) работа предприятия создает основу для злоупотреблений недобросовестными контрагентами;

Предприятие имеет убыточные производства и т.п..

ЭТАП 2. Разработка сценарного анализа управления рисками.

Управление рисками должно быть экономически целесообразным. Это означает, что антирисковые мероприятия должны быть продуманными для предотвращения возможных потерь вследствие неблагоприятных событий. Поэтому крайне необходимое осуществление анализа для выявления рисков, которым целесообразно противодействовать, и рисков, которые можно принять.

ЭТАП 3. Разработка мероприятий по минимизации рисков.

Для рисков, которым необходимо противодействовать, разрабатываются антирисковые мероприятия. Спектр способов противодействия рискам чрезвычайно широк. Выделяют несколько групп таких мероприятий:

1.Отказ от принятия риска означает отказ от осуществления проекта или изменение способа его реализации.

2.Снижение уровня рискованности деятельности предусматривает разработку конкретных организационно-технических мероприятий на основе обработанных планов и программ.

3.Страхование рисков предусматривает формирование страховых запасов внешними организациями и их компенсационное использование.

4.Принятие (поглощение) рисков предусматривает формирование страховых запасов предприятием.

ЭТАП 4. Создание организационного механизма управления рисками.

Как правило, таким механизмом является система управления рисками, функциями которой являются:

Мониторинг и оценка рисков предприятия;

Разработка антирисковых мероприятий;

Обеспечение реализации антирисковых мероприятий.

Следует отметить, что управление рисками не является панацеей от всех проблем: оно не лишает предприятие рисков, однако открывает руководству весомые перспективы, а именно дает возможность:

Рассматривать осуществляемую деятельность сквозь призму проявления всех рисков;

Предусматривать неблагоприятные события и заранее принимать действенные меры;

Уменьшить следствия проявления отдельных рисков;

Целиком избегнуть определенных потерь и воспользоваться предоставленными возможностями.

Если рисками не управлять, то предприятие обречено на реактивное поведение. В лучшем случае это приведет к лишним потерям и неоправданным расходам.

В странах с развитой предпринимательской средой управление рисками и экономической безопасностью довольно распространенное. В последние годы этому отводится значительное внимание и на отечественных предприятиях. Для отечественных предприятий управление рисками является более актуальным, чем для заграничных, поскольку отечественные бизнесы-технологии находятся на стадии формирования и перехода к цивилизованному бизнесу. Как уже отмечалось, на эффективность деятельности предприятия влияет также предпринимательская среда, которой сегодня является чрезвычайно нестабильной и обуславливает намного больший систематический риск, чем на Западе. Это касается и государства, и исполнительной дисциплины, и существующих подходов к осуществлению бизнеса, и особенностей менталитета.

Таким образом, управление рисками - это существенное внутреннее конкурентное преимущество субъекта хозяйствования, которое имеет не только тактический, но и стратегический характер. Это совокупность мероприятий, которые используют не для спасения, а для обеспечения стабильного и надежного развития бизнеса; это стратегические инвестиции в надежность и качество управления, в экономическую безопасность предприятия.


Похожая информация.



© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции