22.10.2019

Презентация на тему орган слуха человека. Презентация на тему "орган слуха" Заболевания внутреннего уха


Наталья Кочурова
Презентация на тему «Слух»

1 слайд : Презентация на тему : «Слух » .

2 слайд :

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя :

Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать,

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут.

3 слайд : Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является «главным начальником» в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

4 слайд : Уши - орган слуха . Ухо - это орган слуха и равновесия . С помощью ушей мы можем слышать музыку, речь, шум.

5 слайд :

Человеческое ухо имеет три отдела : наружное ухо, среднее и внутреннее. Каждое из них имеет своё строение, а вместе они образуют своеобразную длинную трубку, уходящую вглубь головы человека.

6 слайд :

Внешнее строение уха : Наружная часть представлена слуховым проходом и ушной раковиной. В нижнем его отделе располагается мочка, Ушная раковина представляет собой довольно чувствительный орган. Барабанная перепонка.

После преодоления наружной части уха сигнал поступает в средний отдел.

Внутренняя часть – это самый сложный отдел слухового аппарата . Овальное и круглое окна, улитка с полостью заполненная жидкостью и кортиев орган. Внутреннее ухо состоит из вестибулярной системы. Это свидетельствует о том, что органы слуха не только отвечают за звук, но и за равновесие человека.

Среднее ухо состоит из слуховых косточек (молоточек, накавальня, стремечко) . Евстафиева труба.

Гигиена ушей Ушная сера нужна для смазки и очистки ушных каналов, также она выполняет противомикробную функцию. Убирать лишнюю серу следует только в наружной части уха, а вот совать ватные палочки внутрь канала для его прочистки не нужно. Другое вредное воздействие ватных палочек - то, что они утрамбовывают серу, а это может привести к образованию серной пробки, для удаления которых нужно будет обращаться к врачу.

7 слайд :

Это интересно. Считается, что если приложить морскую раковину к уху, то можно услышать звук морского прибоя, воспоминания о котором она якобы хранит.

На самом же деле «шум моря» в морской раковине - это не более чем шум окружающей среды и звук тока нашей крови, которая течет по сосудам. Точно такого же звукового эффекта можно добиться и без сувенира, приложив к уху кружку или даже согнутую «лодочкой» ладонь. Так что звуки, которые мы слышим в ракушке, не имеют никакого отношения к морю.

8слайд :

Как уберечь слух .

1. Шум является самой распространенной причиной снижения слуха . Особенно это касается жителей мегаполисов. Чтобы уберечь свой слух старайтесь избегать громкой музыки и других звуков. Ограничьте время просмотра телепередач и телефонных разговоров. Не пользуйтесь наушниками. Устраивайте себе «дни тишины» . Старайтесь как можно чаще выезжать на природу и слушать «живую» классическую музыку.

Позаботьтесь о хорошей шумоизоляция жилых помещений. При возможности, постелите напольные ковровые покрытия, занимающие всю площадь пола. Убедитесь в том, что окна и двери жилых помещений хорошо подогнаны.

2. Недолеченные вирусные заболевания и простуда могут привести к развитию отита. Отек, возникающий при этом заболевании, увеличивает давление во внутреннем ухе, что в свою очередь, может сказаться на слухе . Соблюдайте постельный режим при болезнях и четко следуйте всем предписаниям лечащего врача.

3. Никогда не занимайтесь самолечением. Необходимо знать, что некоторые лекарственные препараты токсичны. Особенно это касается антибиотиков. Их составляющие при бессистемном приеме могут оказать отрицательное воздействие именно на слуховой аппарат .

4. В холодное время года необходимо носить головные уборы, которые защищают не только голову, но и уши. В особо сильные морозы рекомендуется использовать специальные наушники.

5. Тщательно следите за чистотой ушей - иногда даже обычная серная пробка может стать причиной временного снижения слуха . Регулярно промывайте наружную часть уха теплой водой и протирайте чистой салфеткой или полотенцем. Не вводите ватные палочки слишком глубоко в слуховой проход .

6. При первых признаках расстройства слуха следует сразу же обращаться к врачу. Полностью восстановить слух возможно только в течение первых 10 дней. Поэтому любая задержка может привести к необратимым последствием.

Ежегодно планово посещайте врача и проверяйте слух . На ранних стадиях определить снижение слуха может только специалист.

9 слайд : Викторина

Публикации по теме:

Что такое фонематический слух? Как же развивать фонематический слух? Рекомендации для родителей Речь и слух неразрывно связаны. Фонематический слух – это умение различать звуки речи, выделять их из общего звучания слова, различать близкие.

Как развивать фонематический слух у детей Что такое фонематический слух и как его развивать?Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то.

В задачу нашего занятия входило рассказать о жизни космонавта Юрия Гагарина и его знаменитом полете на космическом корабле. 12 апреля 1961.

Для чего заниматься ребёнку музыкой? Многие родители совершенно не понимают важности и пользы этих занятий. Разнообразие кружков и многоликий.

среднее и внутреннее ухо. Снаружи видна лишь небольшая часть, все остальное надежно скрыто в прочных костях черепа. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода. Оно действует в качестве рупора, усиливая попадающие в него звуковые волны, то есть, колебания воздуха. Слуховой проход оканчивается барабанной перепонкой. За ней располагается среднее ухо, в котором находится цепочка из трех слуховых косточек: молоточек, наковальня и стремечко. Это самые маленькие кости человека. Стремечко весит всего 0,3 г. Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, которые передаются по цепочке прикрепленных к ней слуховых косточек. Так как цепочка является рычажной системой, проходящий по ней звук усиливается в 20 раз. Далее колебания попадают в заполненное жидкостью внутреннее ухо, основная часть которого свернута спиралью, а потому называется улиткой. В улитке находятся тысячи микроскопических сенсорных клеток, соединенных с волокнами слухового нерва и имеющих окончание в форме волосков. Разные группы этих волосковых клеток реагируют на различные звуковые частоты. Попадая в улитку, звуковые волны вызывают в ней колебания жидкости. При этом волосковые клетки, сгибаясь и разгибаясь, порождают электрические импульсы. Дальше эти электрические сигналы по слуховому нерву поступают в слуховые центры головного мозга. И лишь там они, наконец, распознаются в качестве звуков. Поэтому можно сказать, что человек слышит не только ушами, но и мозгом. Осталось упомянуть о том, что по принципу действия орган слуха делится на две части. Это часть, проводящая звук (наружное и среднее ухо), и часть, воспринимающая звук (улитка, слуховой нерв, слуховые центры мозга). Как видно даже из этого очень упрощенного объяснения, слух - невероятно сложный процесс. Ученые полагают, что он еще не изучен до конца. Поэтому любая проблема, возникшая в какой-либо части слуховой системы, неизбежно ведет к ухудшению слуха. .

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Среднее ухо (отделено от наружного барабанной перепонкой, образованной соединительной тканью. Барабанная перепонка служит наружной стенкой (а всего стенок шесть) узкой вертикальной камеры - барабанной полости. Эта полость является основной частью среднего уха человека; в ней находится цепочка из трех миниатюрных слуховых косточек, подвижно соединенных между собой суставами. Цепочку поддерживают в состоянии некоторого напряжения две очень маленькие мышцы. Среднее ухо (отделено от наружного барабанной перепонкой, образованной соединительной тканью. Барабанная перепонка служит наружной стенкой (а всего стенок шесть) узкой вертикальной камеры - барабанной полости. Эта полость является основной частью среднего уха человека; в ней находится цепочка из трех миниатюрных слуховых косточек, подвижно соединенных между собой суставами. Цепочку поддерживают в состоянии некоторого напряжения две очень маленькие мышцы. Первая из трех косточек - молоточек - сращена с барабанной перепонкой. Колебания перепонки, возникающие под действием звуковых волн. передаются молоточку, от него второй косточке - наковальне, а затем третьей - стремени. Основание стремени подвижно вставлено в окошко овальной формы, "вырезанное" на внутренней стенке барабанной полости. Эта стенка (ее называют лабиринтной) отделяет барабанную полость от внутреннего уха. Помимо окна, прикрываемого основанием стремени, в стенке есть еще одно круглое отверстие - окно улитки, закрытое тонкой перепонкой. В толще лабиринтной стенки проходит лицевой нерв. К среднему уху относится также слуховая, или евстахиева, труба. соединяющая барабанную полость и носоглоткой. Через эту трубу длиной 3,5 - 4.5 сантиметра давление воздуха в барабанной полости уравновешивается с атмосферным давлением.

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Мастоидит Воспаление сосцевидного отростка височной кости, в толще которого находятся воздухопосные клетки, сообщающиеся с полостью среднего уха. Возникает обычно как осложнение острого среднего отита и вызывается тем же возбудителем. При мастоидите в клетках отростка развивается гнойный процесс, представляющий опасность возникновения внутричерепных осложнений (менингиты) из-за анатомически близкого расположения синусов и обопочек мозга. Общие признаки - повышение температуры, головная боль, изменения в анализах крови. Местные - боль в ухе, часто имеющая пульсирующий характер, гноетечение, оттопыренность ушной раковины, припухлость и покраснение в заушной области. При надавливании на отросток (кзади от уха) определяется болезненность.

5 слайд

Серная пробка Образуется вследствие усиленной секреции серных желез. Она состоит из серы, секрета сальных желез, чешуек спущенной кожи, холестерина. В норме они удаляются движениями передней стенки слухового прохода во время разговора, жевания. Задержке способствуют узость и извилистость слухового прохода и повышенная вязкость серы. Цвет серной пробки от желтого до темно-коричневого. Консистенция вначале мягкая, восковидная, потом плотная и даже каменистая. Пробка может достигнуть больших размеров, но если между ней и стенкой слухового прохода есть хотя бы узкая щель, слух остается нормальным. Однако достаточно попасть в ухо небольшому количеству воды, как сера набухает и внезапно резко понижается слух, возникает ощущение заложенности, иногда шум в ухе. Пробка может оказывать давление на барабанную перепонку и вызывать рефлекторные головные боли, головокружение, кашель, тошноту.

6 слайд

Тугоухость Понижение слуха, при котором плохо или недостаточно отчетливо воспринимается речь окружающих. Причины тугоухости: хронические гнойные средние отиты и воспаления слуховой трубы, аномалии развития среднего уха, последствия воспаления внутреннего уха, поражения слухового нерва. При поражении звукопроводящего аппарата (наружное и среднее ухо) соответствующее консервативное или хирургическое лечение может значительно улучшить, а иногда и восстановить слух.. Дети с восприятием разговорной речи на расстоянии меньше 2-х метров подлежат обучению в специальной школе. При меньшем поражении могут заниматься в обычной школе.

7 слайд

Отосклероз Своеобразное дистрофическое заболевание уха, преимущественно поражающее костную капсулу лабиринта. Причины возникновения неизвестны. Чаще встречается у женщин. Симптомы и течение. Прогрессирующее снижение слуха по звукопроводящему типу, шум в ухе и ряд нарушений обменного характера. Первые клинические симптомы появляются обычно в возрасте 16-20 лет. Тугоухость возникает незаметно, затем постепенно нарастает сначала на одно ухо. Понижение слуха на другое ухо выявляется лишь через несколько месяцев или даже лет. Со временем может присоединиться снижение слуха по типу звуковосприятия (неврит).

8 слайд

Шум в ушах Частый симптом различных заболеваний уха. Может быть кратковременным, длительным или постоянным. Интенсивность также различна, чаще усиливается в тихой обстановке. Характер шума чрезвычайно разнообразен: шум леса, морского прибоя, стрекотание кузнечика и т.д. Может появиться при заболеваниях любого участка слухового органа. Особенно нестерпим шум при отосклерозе. Большое значение имеет правильный режим жизни и труда (нормальное питание, сон, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, отказ от курения и употребления алкоголя, физическая и умственная работа без напряжения и в условиях, не связанных с постоянным шумом, и т.д

9 слайд

Неврит слухового нерва Поражение слухового нерва может быть вызвано воспалением и атрофическими изменениями в результате различных факторов. Среди многих причин можно выделить токсические вещества, в том числе и лекарства, различные инфекции (грипп, бруцеллез и др.), заболевания сосудов, сердца, почек, длительное раздражение шумом, поражения среднего и внутреннего уха. Шум в ушах, различный по интенсивности и частоте. Понижение слуха - по типу ухудшения восприятия высоких звуков-имеет прогрессирующий характер. Иногда развивается полная глухота в течение нескольких дней или даже часов.



























1 из 26

Презентация на тему: Слух

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Звук Звук можно представить как колебательные движения упругих тел, распространяющиеся в различных средах в виде волн. Для восприятия звуковой сигнализации сформировался еще более сложный, чем вестибулярный, рецепторный орган. Формировался он рядом с вестибулярным аппаратом и поэтому в их строении есть много схожих структур. Костный и перепончатый каналы у человека образуют 2,5 витка (рис. далее). Слуховая сенсорная система для человека является второй после зрения по значимости и объему информации, получаемой от внешней среды.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Схема расположения вестибулярного и слухового аппарата 1 - эндолимфатический мешочек, 2, 3, 4 - полукружные каналы, 5 - улитка, 6 - улитковый нерв, 7 - лицевой нерв, 8 - вестибулярный нерв, 9 - верхний вестибулярный узел, 10 - нижний вестибулярный узел, 11 - овальный мешочек, 12 - круглый мешочек, 13 - ампула полукружного канала

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Схема распространения звуковой волны Звук можно представить как колебательные движения упругих тел, распространяющиеся в различных средах в виде волн. Воспринимаются они вначале барабанной перепонкой. Затем косточками передаются на перепонку овального окна.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Среднее ухо Косточки не только передают колебания на мембрану овального отверстия, но и усиливают колебания звуковой волны. Происходит это в силу того, что в начале колебания передаются более длинному рычагу, образованному рукояткой молоточка и отростком наковальни. Во-вторых, этому же способствует и различие поверхностей стремечка (около 3,2·10-6 м2) и барабанной перепонки (7·10-5). В результате звук воспринимается при перемещение мембраны на расстояние меньше диаметра атома водорода (при давлении на барабанную перепонку с силой 0,0001 мг/см2).

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Эндо- и перилимфа внутреннего уха Пространство средней лестницы заполнено эндолимфой. Над вестибулярной и под основной мембранами пространство соответствующих каналов заполнено перилимфой. Она сообщается не только с перилимфой вестибулярного тракта, но и с субарахноидальным пространством мозга. Состав ее весьма близок ликвору. Эндолимфа отличается от перилимфы, в первую очередь тем, что в ней в 100 раз больше К+ и в 10 раз меньше Nа+. То есть, по концентрации указанных ионов эти жидкости отличаются как внутриклеточная от межклеточной.

№ слайда 11

Описание слайда:

Секреция эндо- и перилимфы Эти и другие отличия эндолимфы являются результатом активной функции эпителия сосудистой полоски, находящейся на боковой стенке средней лестницы. Большую роль в поддержании ионного состава эндолимфы играет функция ионных насосов сосудистой полоски. Их функциональная активность сходна с эпителием почечных канальцев, и применение некоторых мочегонных препаратов может приводить к нарушению ионного состава эндолимфы и глухоте. Такой состав эндолимфы способствует повышению чувствительности рецепторного аппарата и поэтому снижение активности этих клеток приводит к ухудшению слуха.

№ слайда 12

Описание слайда:

Кортиев орган На основной мембране располагаются рецепторные клетки двух типов: внутренние в один ряд, а наружные в 3-4. У внутренних клеток снаружи находится 30-40 относительно коротких (4-5 мкм) волосков, а у наружных клеток имеется 65-120 более тонких и длинных волосков.

№ слайда 13

Описание слайда:

«Струны» основной мембраны Рецепторные волосковые клетки образуют кортиев орган, находящийся в улитке внутреннего уха на основной мембране, длина которой около 3,5 см. Она состоит из 20000 - 30000 волокон. Эти волокна напоминают струны музыкальных инструментов. Начиная от овального отверстия, длина волокон постепенно увеличивается (примерно в 12 раз), в то время как толщина их постепенно уменьшается (примерно в 100 раз).

№ слайда 14

Описание слайда:

Волосковые клетки Внутренние клетки (около 3.500) образуют около 90% синапсов с афферентами слухового (кохлеарного) нерва; в то время как от 12.000 – 20.000 наружных клеток отходит лишь 10 % нейронов. Кроме того, клетки первого и особенно среднего витков улитки снабжены нервными окончаниями волосковые более богато, чем верхушечного витка. Именно здесь наибольшая чувствительность кортиева органа, который реагирует на колебания в пределах от 1000 до 4000 Гц, а это диапазон человеческого голоса. (Поэтому повреждение этих отделов приводит к речевой глухоте). В пределах области слухового восприятия человек может ощущать около 300.000 различных по силе и высоте звуков.

№ слайда 15

Описание слайда:

Механизм передачи колебаний эндолимфы на покровную мембрану и рецепторные клетки кортиева органа. Возникающая волна приводит к движению основную и покровную мембраны кортиева органа. Они обеспечивают касание покровной мембраны волосков рецепторных клеток, что и приводит к зарождению рецепторного потенциала. Между рецепторными клетками и афферентами кохлеарного нерва имеются синапсы и передача сигнала здесь опосредуется медиатором.

№ слайда 16

Описание слайда:

Амплитудный максимум Основной механизм различения высоты тонов обусловлен тем, что бегущая волна колебаний молекул воздуха, передаваясь на эндолимфу и основную мембрану, между местом возникновения и затухания имеет участок, где амплитуда колебаний максимальна (рис.). Местонахождение этого амплитудного максимума зависит от частоты колебания: при более высоких частотах он ближе к овальной мембране, а при низких частотах - к верхушке (геликотреме).

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Различение громкости Диапазон амплитуды колебаний эндолимфы сопряжен с амплитудой колебания мембран. В результате с ростом амплитуды увеличивается число возбужденных рецепторных клеток, к находящимся на амплитудном максимуме присоединяются соседние клетки. В пределах наиболее высокой чувствительности различения силы звука (1000 - 4000 Гц) человек слышит звук, имеющий ничтожно малую энергию (до 1·12-9 эрг/с·см2). В то же время чувствительность уха к звуковым колебаниям в другом диапазоне волн значительно ниже и на границах слышимости (ближе к 20 или 20000 Гц) пороговая энергия звука должна быть не ниже 1 эрг/c·см2. Слишком громкий звук может вызвать ощущение боли. Уровень громкости, при котором человек начинает ощущать боль, равняется 130-140 дБ над порогом слышимости.

№ слайда 19

Описание слайда:

Сильный звук и реакция мышц среднего уха Сильный звук может вызвать нежелательные последствия как для слухового аппарата (вплоть до повреждения барабанной перепонки и волосков рецепторных клеток, нарушения микроциркуляции в улитке), так и в целом для ЦНС. Поэтому для предотвращения указанных последствий рефлекторно уменьшается натяжение барабанной перепонки (мышцы!). В результате, с одной стороны, снижается возможность травматического разрыва барабанной перепонки, а с другой - снижается интенсивность колебания косточек и расположенных за ними структур внутреннего уха. Рефлекторная реакция мышц наблюдается уже через 10 мс после начала действия сильного звука и проявляется при звуке выше 30 - 40 децибел. Этот рефлекс замыкается на уровне стволовых отделов мозга.

№ слайда 20

Описание слайда:

Предвокализационный рефлекс Имеется еще один механизм, знание которого может помочь человеку предохранить ухо от повреждения при действии таких звуков - это предвокализационный рефлекс. Дело в том, что когда человек говорит, то рефлекторно начинается сокращение стременной мышцы, напрягающей костное сочленение. Поэтому разговор (крик) во время действия громкого звука весьма полезен, так как он обеспечивает указанное выше предохранение. Физиологическое же назначение предвокализационного рефлекса заключается в обеспечении возможности слышать голос другого человека во время звучания своего. Если бы этого рефлекса не было, то человек "глох" бы от своего голоса, особенно когда он звучит громко.

№ слайда 21

Описание слайда:

Центральные отделы слуховой сенсорной системы 1 - кортиев орган, 2 - переднее кохлеарное ядро, 3 - заднее кохлеарное ядро, 4 - олива, 5 - добавочное ядро, 6 - латеральная петля, 7 - нижние бугорки четверохолмия, 8 - медиальное коленчатое тело, 9 - височная область коры.

№ слайда 22

Описание слайда:

Информация, содержащаяся в звуковом стимуле, пройдя все указанные ядра переключения, многократно (по крайней мере, не менее 5-6 раз) "переписывается" в виде нейронного возбуждения. При этом, на каждом этапе происходит ее соответствующий анализ, причем, нередко с подключением сенсорных сигналов других - "неслуховых" отделов ЦНС. В результате могут возникать рефлекторные ответы, характерные для соответствующего отдела ЦНС.

№ слайда 23

Описание слайда:

Нейроны вентрального ядра еще воспринимают чистые тона, то есть возбуждение в них возникает при действии строго определенных тонов. В дорсальном же ядре лишь небольшая часть нейронов возбуждается чистыми тонами. Другие - реагируют на более сложный стимул, например, на переменные частоты, на прекращение звука и т.п. На более высоких уровнях постепенно увеличивается количество отдельных нейронов, специфически реагирующих на сложные звуковые модуляции. Так, одни нейроны возбуждаются лишь при меняющейся амплитуде звука, другие - меняющейся частоте, третьи - при варьировании длительности расстояния от источника, его перемещении. Таким образом, каждый раз при действии, реально существующих в природе сложных звуков, в нервных центрах возникает своеобразная мозаика одновременно возбуждающихся нейронов. Происходит запоминание этой мозаичной карты, связанной с поступлением соответствующего звука.

Описание слайда:

Центры коры Кроме того, от височной слуховой области коры отходят и нисходящие пути практически ко всем подкорковым слуховым ядрам. Такие же пути идут и от каждого вышележащего подкоркового отдела к нижележащему. Широкие двусторонние связи слуховых областей ЦНС, с одной стороны, служат для улучшения обработки слуховой информации, а с другой - для взаимодействия с другими сенсорными системами и образования различных рефлексов. К примеру, при возникновении резкого звука происходит бессознательный поворот головы и глаз в сторону источника его и перераспределение мышечного тонуса (стартовая позиция).

№ слайда 26

Описание слайда:

Слуховая ориентация в пространстве Слуховая ориентация в пространстве достаточно точно возможна лишь при бинауральном слухе. При этом большое значение имеет то обстоятельство, что одно ухо находится дальше от источника. Учитывая, что в воздушной среде звук распространяется со скоростью 330 м/с, то 1 см он проходит за 30 мс и малейшее отклонение источника звука от средней линии (даже менее 3о) обоими ушами уже воспринимается отставленно во времени. То есть, в данном случае имеет значение фактор разделения и по времени, и по интенсивности звука. Ушные раковины, являясь рупорами, способствуют концентрированию звуков, а также ограничивают поток звуковых сигналов с тыльной стороны головы.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции