08.03.2020

Клеточное деление. Митоз. Чем отличается наземно-воздушная среда от водной


Цель: определить исходный уровень знаний о размножении организмов, его биологической роли.

1. Найди правильный ответ.

1) Что является главной особенностью полового

размножения?

а. деление и почкование б. оплодотворение

в. фрагментация на части г. образование спор

2) Как называются половые клетки?

а. споры б. гаметы

в. спермии г. сперматозоиды

3). Как называется размножение, при котором дочерний

организм развивается из неоплодотворённой яйцеклетки?

а. конъюгация б. гаметогенез

в. партеногенез г. овогенез

4) У каких организмов наблюдается двойное

в. грибы г. покрытосеменные

5) У каких организмов наблюдается фрагментация?

в. грибы г. папоротники

2. Заполни схему:

3. Проверь свои знания, используя ключ к заданиям.

4. Обсудите вопросы:

Какое преимущество даёт каждый тип размножения?

Какой тип размножения является наиболее

прогрессивным? Почему?

5. Оцени свою работу на этом этапе урока.

13-15 баллов - оценка «5» - «Так держать!»

10-12 баллов – оценка «4» - « Нужно быть внимательнее!»

7- 9 баллов - оценка «3» - «Есть над чем работать!»

меньше 7 – оценка «2» - «Вам нужно работать и работать!»

Цель : получить представление о клеточном делении.

1. Вспомните строение прокариотической клетки, выполнив задание:

Рассмотрите рисунок

Что обозначено на рис. цифрами 1 -4?

Где сосредоточена генетическая информация в клетках прокариот?

Подпиши названия каждой стадии деления клетки прокариот, обозначенные цифрами: I –

2. Прослушай лекцию учителя, отмечая новые термины.

Лекция «Деление эукариотических клеток»

План: 1. Особенности клеток эукариот.

2. Митоз.

3. Понятие о жизненном цикле клетки, его этапах.

Новые термины: ____________________________________

__________________________________________________

___________________________________________________

Цель: определить особенности митоза и его биологическую роль.

Выполните задания:

1. Рассмотрите рисунок

а) назовите фазы митоза, обозначенные на рис. цифрами 1-7.

б) Расположите цифры в последовательности, соответствующей фазам митоза.

____________________________________________________

Цель: Определить этапы клеточного цикла, их значение.

1. Выясните, что такое диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Выпиши, что обозначают символы:

Что обозначает запись:

2. Рассмотрите рисунок, назовите этапы клеточного цикла

Сравните длительность этапов клеточного цикла, используя данные таблицы:

Сделайте вывод: ____________________________________

_____________________________________________________

3. Какие процессы протекают во время этапа А в фазах:

4. В какой фазе происходит удвоение ДНК? ________________.

5. определите хромосомный набор клетки и число молекул ДНК в начале деления и в конце. Вместо? впишите число n и c.

6. В чём биологический смысл митоза? _______________________

________________________________________________________

_________________________________________________________

7. Обсудите результаты работы над УЭ -4.

Цель: подведение итогов.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли в цели урока? В какой степени?

3. Какие затруднения у вас возникли на уроке? При работе с каким УЭ?

5. Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:

Выполняя все задания, не испытывали трудностей – можете работать над творческим заданием, используя § 14 .

Испытывали затруднения и допускали ошибки – повторите т ему «Деление клетки», выучив § 14, ответьте на вопросы с. 55

Творческое задание: Составьте кроссворд из слов по теме «Размножение. Деление клетки». В приложении к кроссворду укажите правильные ответы.

18. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

    Ответ: Какие органы выполняют функции организма? Как органы взаимодействуют между собой? Чем различны органы разных животных?

19. Рассмотрите рисунок, изображающий внутренние органы человека. Назовите указанные органы грудной и брюшной полости.

    1 - трахея

    2 -гортань

    3 - легкие

    4 - сердце с сосудами

    5 - околосердечная сумка

    6 - диафрагма

    7 - желудок

    8 - печень

    9 - желчный пузырь

    10- тонкий кишечник

    11- толстый кишечник

    12 - аппендикс

20. Рассмотрите рисунок, изображающий строение животной клетки.

1) Определите, делится показанная на рисунке клетка или находится в состоянии между делениями. Поясните, почему вы так решили.

    Ответ: Не делится. Цельное ядро, нет веретена деления, не видно хромосом.

2) Изучите четыре варианта подписей к рисунку. Укажите номер верного варианта.

    Ответ: № 4

    Органоид

    Цитоплазма

    Клеточная мембрана

    Рибосомы

    Ядерная мембрана

    Митохондрии

    Клеточный центр

    Эндоплазматическая сеть

3) Вспомните и напишите основные отличия животной клетки от растительной.

  • Ответ: В животной клетке отсутствует клеточная стенка, пластиды, вакуоли, но есть центриоли.

21. Укажите ровни организации человеческого организма, начиная с молекулярного.

    Ответ: Молекулярный => клеточный => тканный => органный => организменный.

22. Впишите в текст пропущенные слова.

    Ответ: Эндокринная система осуществляет регуляцию органов через кровь с помощью гормонов . Нервная система осуществляет регуляцию с помощью импульсов приходящих к органам по нервам.

23. Нарисуйте схему, отражающую основные этапы деления клетки.


24. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова: внешняя среда , внутренняя среда , обмен веществ , биологическое окисление , клеточные структуры , энергия.

    Ответ: Среда, в которой находится организм, называется внешняя среда . Среда, в которой находятся клетки и ткани, является внутренняя среда . Жидкость, омывающая мышцы, составляет внутреннюю среду . Содержимое пищеварительного канала относится к внутренней среде . Из внешней среды клетки получают питательные вещества и кислород, необходимый для обмена веществ . Питательные вещества используются для построения клеточных структур и восполнения энергии. Энергетические нужды клетки удовлетворяются за счёт биологического окисления органических веществ.

25. Конкретизируйте схему «субстрат > фермент продукты реакции» на примере опыта по разложению ферментов каталазой пероксида водорода. Допишите утверждение.

    Ответ: Субстратом в этом примере является пероксид водорода , ферментом - каталаза , продуктами реакции - вода и кислород .

Ответьте, почему с варёным картофелем эта реакция не идёт.

26. Кратко раскройте сущность следующих процессов жизнедеятельности клетки.

    Ответ: Обмен веществ - совокупность процессов биосинтеза и окисления, необходимых для поддержания жизни.

    Рост - увеличение размеров и массы клетки.

    Развитие - возрастные изменения клетки.

    Раздражение - процесс воздействия на клетку.

    Возбуждение - ответная реакция на раздражители.

    Покой - состояние, предшествующие состоянию возбуждения, когда на клетку не действует раздражитель.

    Возбудимость - способность клетки переходить из состояния покоя.

27. Определите тип ткани, разновидности которой представлены на рисунках, и сделайте соответствующие подписи к ним.


Впишите недостающие слова в характеристику определенного вами типа ткани.

    Ответ: Общие свойства эпителиальной ткани: клетки располагаются тесными рядами, межклеточного вещества немного . Основная функция - защитная и (или) секреторная, встречается в покровах или железах внешней и внутренней секреции.

28. Заполните таблицу.

  • Ткани

    Особенности строения и свойства

    Функции

    Эпителиальные

    Клетки располагаются тесными рядами в один или несколько слоев, межклеточного вещества не много.

    Защитная, секреторная и т.д.

    Соединительные

    Хорошо развито межклеточное вещество.

    Опорная, транспортная, защитная, запасающая и т.д.

    Мышечные

    Обладают возбудимостью и сократимостью; у гладкой ткани клетки веретеновидные, у поперечнополосатой - длинные и многоядерные.

    Движение, работа внутренних органов, сокращение.

    Имеют один длинный и много коротких отростков.

    Возбуждение и проведение нервных импульсов.

29. Выполнив задание № 1 и 4 на с. 56 учебника, допишите утверждения.

    Ответ: Шрамы на коже состоят из соединительной ткани. Они не загорают, потому что не содержат в своих клетках меланин. Диафрагма образована мышечной таканью. К этому выводу приводит тот факт, что она обладает сократимостью.

30. Найдите и подпишите на рисунке дендриты, тело нейрона, аксон и синапс.


Закончите утверждение.

    Ответ: Возбуждение или торможение нейрона Б будет зависеть от количества и состава жидкости, находящихся в пузырьке в месте синапса.

31. Используя рисунок 21 на с. 59 учебника, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса. Заполните таблицу, указав части этой рефлекторной дуги и функцию каждого из них.

32. Объясните, в чём проявляется действие обратных связей в нервной системе. Каково их значение?

    Ответ: Информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и при необходимости, скоординировать её.

33. Выполните практические задания № 2-5 по изучению свойств мигательного рефлекса, представленные на с. 60 учебника. Запишите и объясните результаты.

    Ответ: Число прикосновений к рефлекторной зоне, достаточное для торможения рефлекса, - одно.

    Центральное торможение мигательного рефлекса возможно, потому в его основе лежит рефлекторная дуга.

    Значение мигательного рефлекса состоит в том, что он защищает глаза от механических и химических повреждений.

35. Решить кроссворд № 3.


14. Укажите уровни организации человеческого организма, начиная с молекулярного

Молекула - клетка - ткань - орган - система органов - организм

15. Рассмотрите рисунок, изображающий внутренние органы человека. Назовите указанные органы грудной и брюшной полости

1 - гортань

2 - трахея

3 - лёгкие

4 - сердце

5 - околосердечная сумка

6 - диафрагма

7 - желудок

8 - печень

9 - желчный пузырь

10 - тонкая кишка

11 - толстая кишка

12 - аппендикс

16. Впишите в текст пропущенные слова

Эндокринная система осуществляет регуляцию органов через кровь с помощью гормонов . Нервная система осуществляет регуляцию с помощью нервных импульсов , приходящих к органам по нервам

17. Рассмотрите рисунок, изображающий строение животной клетки

1) Определите, делится показанная на рисунке клетка или находится в состоянии между делениями. Поясните, почему вы так решили

Она вскоре будет делиться, т.к. органы клетки делятся на две части

2) Изучите четыре варианта подписей к рисунку. Укажите номер верного варианта

3) Вспомните и напишите основные отличия животной клетки от растительной

В ней не содержится хлорофил и она (животная) не может участвовать в фотосинтезе

18. Нарисуйте схему, отражающую основные этапы деления клетки

19. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова: внешняя среда, внутренняя среда, обмен веществ, биологическое окисление, клеточные структуры, энергия

Среда, в которой находится организм, называется органической средой . Среда, в которой находятся клетки и ткани, является клеточной средой . Жидкость, омывающая мышцы, составляет межклеточные вещества . Содержимое пищеварительного канала относится к эпителию . Из кровяной клетки получают питательные вещества и кислород, необходимые для работы . Питательные вещества используются для построения тканей и восполнения энергии . Энергетические нужды клетки удовлетворяются за счёт питательных органических веществ

20. Конкретизируйте схему «субстрат - фермент - продукты реакции» на примере опыта по разложению ферментом каталазой пероксида водорода. Допишите утверждения

Субстратом в этом мире является пероксид водорода, ферментом - каталаза, продуктами реакции - кислород и вода

Ответьте, почему с вареным картофелем эта реакция не идёт

Потому, что картофель состоит из воды и сахара, но не из кислорода

21. Кратко раскройте сущность следующих процессов жизнедеятельности клетки

Обмен веществ - питательные вещества, поступающие в клетку, образуются в сложные и выделяется энергия

Рост - увеличение размеров и массы клетки

Развитие - её возрастные изменения и выполнение всех функций

Раздражение - процесс воздействия на клетку

Возбуждение - клетка включается в работу

Покой - спокойное состояние клетки

Возбудимость - возбуждённое состояние клетки

22. Определите тип ткани, разновидности которой представлены на рисунке, и сделайте соответствующие подписи к рисункам

1 - плоский эпителий

2 - кубический эпителий

3 - цилиндрический эпителий

4 - мерцательный эпителий

Впишите недостающие слова в характеристику определённого вами типа ткани

Общие свойства эпителиальной ткани: клетки располагаются плотно . Межклеточного вещества мало . Основная функция - защитная и (или) секреторная, встречается в покровах или железах внешней и внутренней секреции

23. Заполните таблицу

24. Выполнив практические задания №1 и №4 под знаком «!» на с.39 учебника, допишите утверждения

Шрамы на коже состоят из соединительной ткани. Они не загорают, потому что они не ороговевшие . Диафрагма образована эпителиальной тканью. К этому выводу приводит тот факт, что она выстилает поверхность сосудов и т.п.

25. Найдите и подпишите на рисунке дендриты, тело нейрона, аксон и синапс. Закончите утверждение

Возбуждение или торможение нейрона Б будет зависеть от состава и количества биологически активных веществ содержащихся в жидкости

26. Рассмотрите рисунок. Заполните таблицу, указав части рефлекторной дуги мигательного рефлекса и функцию каждой из них

27. Объясните, в чём проявляется действие обратных связей в нервной системе. Каково их значение?

К мозгу идёт связь с органами и также идёт информация об ответной реакции по каналам обратной связи

28. Выполните практическое задание по изучению свойств мигательного рефлекса, описанного на с. 41-43 учебника. Запишите и объясните результаты

Число прикосновений к рефлексогенной зоне, достаточное для торможения рефлекса, - одно

Центральное торможение мигательного рефлекса возможно, потому что происходят частичные прикосновения к рефлекторной зоне

Значение мигательного рефлекса состоит в том, что он оберегает глаз от опасности и сухости

29. Решите кроссворд №3

По горизонтали:

2. рефлекс

9. рибосома

10. гормон

11. цитоплазма

15. митохондрия

По вертикали:

1. фермент

2. рецептор

4. субстрат

5. каталаза

8. хромосома

12. мембрана

13. дендрит

39. Дайте определения понятий.
Цитология - наука об устройстве клетки.
Клетка - элементарная единица жизни на Земле.

40. Закончите предложения.
Из организмов, живущих на Земле, клеточное строение имеют все, кроме вирусов,
а неклеточное - вирусы.
Для клетки характерны следующие жизненные свойства: рост, питание, размножение, дыхание и так далее.

41.

42. Открытие клетки связано с именами великих учёных, изучавших объекты живой природы с помощью микроскопа (микроскопистов). Напишите об их научном вкладе, сделанном в области изучения клеток.
1) Р. Гук (1635-1703) - впервые увидел клетку под микроскопом.
2) А. Левенгук (1632-1723) - изобрел микроскоп, впервые наблюдал животные клетки.
3) М. Шлейден (1804-1881) - выдвинул теорию об идентичности растительных клеток с точки зрения их развития.
4)Т. Шванн (1810-1882) - окончательно сформулировал клеточную теорию.
5) Р. Вирхов (1821 - 1902) - дополнил теорию клеток тем, что все живое происходит из клеток.
6) С. Г. Навашин (1857-1930) - открыл двойное оплодотворение у растений.

43. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.

Все живые существа состоят из клеток.

Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным циклам.

Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться.

44. Как вы думаете, какое значение имело открытие клеточной теории для развития современной биологии?

Клеточная теория была дополнена Вирховом. Его утверждение, что всякое болезненное изменение связано с каким-то патологическим процессом в клетках, составляющих организм, внесло большой вклад в медицину.

45. Рассмотрите клетки организмов, представленные на рисунке.
Установите, каким организмам принадлежат изображённые клетки. Впишите их номера в соответствующие строки.
Клетки бактерий: 2, 3.
Клетки грибов: 6, 11.
Клетки растений: 7, 1, 5, 4.
Клетки животных: 10, 8.
46. Как вы думаете, от чего зависит форма клеток?

От выполняемых ими функций, от их специализации и происхождения.

47. Объясните, в чём заключается значение цитоплазмы.

Она выполняет функцию объединения всех органоидов клетки, является средой для прохождения всех химико-биологических процессов в клетке, обеспечивает ее механические свойства.

48. Как вы думаете, к каким последствиям может привести удаление или нарушение целостности клеточной мембраны?

Нарушение целостности мембраны, а тем более ее удаление, приведет к вытеканию внутреннего содержимого клетки и ее гибели.

49. На рисунке подпишите основные структурные компоненты кле-точной мембраны.
1 - молекулы липидов.
2 - периферические белки.
3 - углеводные цепочки.
4 - полуинтегральный белок.

50. Закончите предложения.
Рассмотреть строение клеточной мембраны возможно с помощью электронного микроскопа.
Основу клеточной мембраны составляет билипидный слой, в котором расположены белки.
Белки, входящие в состав мембран, обеспечивают трансмембранный транспорт, являются также рецепторами и ферментами.
Питательные вещества попадают в клетку путём пассивного и активного транспорта.
Попавшие в клетку питательные вещества подвергаются в расщеплению под действием ферментов.

51. Рассмотрите в учебнике схематическое изображение процессов фагоцитоза и пиноцитоза. Вспомните из курса «Человек и его здоровье», что такое фагоциты и каково их значение в организме человека. Укажите, на каком из рисунков показан механизм действия данных клеток.
Приведите ещё примеры клеток, для которых характерны данные процессы.

Кроме фагоцитов, путем фагоцитоза питаются некоторые простейшие (например, амеба обыкновенная).

52. Как вы думаете, возможен ли обратный транспорт веществ через мембрану клетки? Если да, приведите примеры, если нет, объясните почему.

Обратный транспорт из клетки через мембрану происходит, когда клетка выделяет из себя ненужные продукты обмена, так же происходит синтез и выделение гормонов, ферментов.

53. Заполните таблицу.

54. Дайте определения понятий.
Прокариоты - организмы, в клетках которых отсутствует оформленное ядро и органеллы (вместо органелл – мезосомы).
Эукариоты - организмы, клетки которых имеют ядро с ядерной мембраной и все мембранные органоиды.

55. На рисунке подпишите основные структурные компоненты ядра.

56. Продолжите заполнение таблицы.

57. Заполните таблицу. Строение и функции ядерных структур.


58. Известно, что эритроциты человека, являющегося эукариотическим организмом, не содержат ядра. Как можно объяснить это явление?

Это объясняется законами эволюции. В процессе развития животного мира человек стоит на высшей ступени, поэтому и кровеносная система у него наиболее развитая. Место ядра в эритроцитах человека заполнено гемоглобином. Поэтому они захватывают больше кислорода, чем, например, лягушки.

59. Закончите предложения.
Несколько ядер может содержаться в клетках волокон поперечно-полосатых мышц.
Внутреннее содержание ядра называют кариоплазма или ядерный сок , в нём расположены хроматин и ядрышки.
В ядре содержатся молекулы ДНК , обеспе чивающие хранение и передачу наследственной информации о клетке .
Содержащиеся в ядрах клеток ядрышки обеспечивают синтез РНК и белков.

60. Дайте определения понятий.
Хромосомы - нити ДНК хроматина, плотно накрученные спиралью на белки.
Хроматин - нити ДНК в ядре.
Хроматиды - половина удвоенной хромосомы.
Кариотип - набор хромосом, содержащийся в клетках того или иного вида.
Соматические клетки - клетки, составляющие органы и ткани любого многоклеточного организма.
Половые клетки (гаметы) - клетки, характерные для мужского и женского пола.
Гаплоидный набор хромосом - набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, но каждая хромосома представлена в единственном числе.
Диплоидный набор хромосом - набор различных по размерам и форме хромосом клеток данного вида, где каждой хромосомы по две.
Гомологичные хромосомы - парные хромосомы.

61. В таблице дано число хромосом, содержащихся в гаплоидном и диплоидном наборах различных организмов. Заполните пропуски.
Наборы хромосом у различных организмов.

62. Продолжите заполнение таблицы.

63. Рассмотрите рисунок. Назовите органоиды, изображённые на нём, и подпишите их основные части.

64. Продолжите заполнение таблицы. Строение и функции клеточных структур.


65. Закончите предложения.
Клеточный центр выполняет функции: построение веретена деления, образование микротрубочек, ресничек и жгутиков.
Основой цитоскелета являются микротрубочки и микрофиламенты.
У животных и низших растений клеточный центр обра зован центриолями, состоящими из микротрубочек, и центросферы.
У высших растений клеточный центр
Микротрубочки образуют такие органоиды движения клеток, как реснички и жгутики.

66. Продолжите заполнение таблицы.
Строение и функции клеточных структур.


67. На рисунке представлена схема строения прокариотической клетки (цианобактерия). Подпишите ее основные части.


68. На рисунке изображены прокариотические и эукариотические клетки.
Установите, к какой группе принадлежит каждая из них.
Прокариоты: 1, 2
Эукариоты: 3, 4.

69. Заполните таблицу, поставив знаки + и – в соответствующие графы.


70. Дайте определения понятий.

Ассимиляция – весь набор реакций биологического синтеза веществ в клетке, сопровождающийся тратой энергии.
Диссимиляция – совокупность реакций распада веществ в клетке, сопровождающийся выделением энергии.
Метаболизм – процесс обмена веществ, объединяющий ассимиляцию и диссимиляцию.

71. Ниже перечислены процессы, протекающие в клетках организмов:

1. Испарение воды, 2. Гликолиз, 3. Расщепление жиров, 4. Биосинтез белков, 5. Фотосинтез, 6. Расщепление полисахаридов, 7. Брожение, 8. Дыхание, 9. Биосинтез жиров.

Впишите номера, которыми они обозначены, в соответствии с принадлежностью их к ассимиляции и диссимиляции.
Процессы ассимиляции: 4, 5, 9.
Процессы диссимиляции: 1, 2, 3, 6, 7, 8.

72. Прочитайте материал учебника и заполните таблицу.


73. Закончите предложения.

Основной функцией митохондрий, называемых «силовыми станциями клетки», является синтез АТФ.

Наиболее эффективно процессы синтеза АТФ идут у организмов, называемых аэробами, в отличие от анаэробов, которые больше всего среди прокариот.

74. Как вы думаете, клетки каких тканей животных и человека должны содержать большое количество митохондрий? Почему?

Наибольшее количество митохондрий содержится в мышечной ткани, печени. В этих тканях и органах требуются большие затраты энергии.

76. Закончите предложения.
Способ питания организма зависит от того, способен ли он самостоятельно создавать необходимые для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических, или получает их из внешней среды.
По способу питания зеленые растения являются автотрофами (фототрофами).
Основной источник энергии на нашей планете – солнечный свет.

77. Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зеленого растения питаются автотрофно? Ответ обоснуйте.
Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растения.

78. Заполните таблицу.


79. Заполните таблицу.

Классификация гетеротрофных организмов по способу получения органических веществ.


80. Дайте определение понятия.
Фотосинтез – процесс синтеза органических соединений из воды и углекислого газа при помощи энергии света.

81. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза.
6СО2 + 6Н2О + энергия света = С6Н12О6 + 6О2.

82. Закончите предложения.
Фотосинтез происходит в клетках зеленых растений, в хлоропластах.
Кислород, выделяющийся в процессе фотосинтеза, образуется в результате фотолиза воды.

83. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика фаз фотосинтеза.


84. Закончите схему, подписав названия веществ.
1. – вода
2. – кислород
3. – воды
4. – ионы водорода
5. – углекислый газ
6. – глюкоза.

85. Дайте определение понятия.
Хемотрофы – организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке.

86. Закончите предложения.
Хемотрофами являются автотрофами.
Хемосинтез открыл в 1887 году С. Н. Виноградский.
Хемотрофы отличаются от фототрофов тем, что они синтезируют органические вещества из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящих в клетке. Фототрофы же синтезируют необходимые вещества за счет энергии солнечного света.

87. Заполните таблицу.
Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.


88. Как вы думаете, можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания? Ответ обоснуйте.
Да можно, так как многоклеточные организмы являются либо фототрофами, либо гетеротрофами. Растения являются автотрофами, кроме некоторых их частей. Но в подобных клетках не будет хлоропластов. Распознав, какому царству живых организмов принадлежит организм, легко можно определить его тип питания.

89. Дайте определения понятий.
Ген – участок ДНК, в котором содержится информация о первичной структуре одного белка.
Генетический код – свойственный всем живым организмам способ кодирования аминокислотной последовательности белков при помощи последовательности нуклеотидов.
Триплет – последовательность из трех расположенных друг за другом нуклеотидов.
Кодон – один из триплетов, кодирующий аминокислоту.
Антикодон – триплет, расположенный на тРНК, который соответствует той аминокислоте, которую предстоит переносить этой тРНК.

90. Закончите предложения.
Информация о структуре белка хранится в ДНК, а его синтез осуществляется в рибосомах.
Роль иРНК в процессе биосинтеза белка – доставка информации о белке к рибосомам.
Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – перенос аминокислот к рибосомам.

91. Дайте определения понятий.
Транскрипция – процесс «переписывания» информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК на иРНК.
Трансляция – этап синтеза белка на рибосомах.

92. Используя таблицу генетического кода, составьте схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка, дополнив таблицу.
(ответы - вписать в пустые клетки).
Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка
иРНК (кодоны) ЦЦУ, ГГГ, АУГ, АГУ, ЦЦА, ГЦА.
тРНК (антикодоны) ГГА, ЦЦЦ, УАЦ, УЦА, ГГУ, ЦГУ.

93. Заполните таблицу.
Механизм синтеза полипептидной цепи на рибосоме.


94. Митоз – важнейшее жизненное свойство. Объясните, каким образом оно проявляется на клеточном уровне.
Митоз – основной способ деления клетки, в результате которого из одной материнской клетки образуется 2 идентичные дочерние клетки.

Вариант 1.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 6 и 7? Раскройте особенности строения и функций этих структур.

Вариант 2.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 5 и 6? Раскройте особенности строения и функций этих структур.



Вариант 3.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 5, 6, 7?


Вариант 4.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2, 3?


______________________________________________________________________________

Вариант 5.


Вариант 6.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Что обозначено цифрами 1, 2?

Вариант 7.

Вариант 8.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 2? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 9.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 4? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

____________________________________________________________________________

Вариант 10.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 9? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 11.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 5? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 12.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 1? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 13.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какими цифрами обозначены ее мембранные органоиды? Укажите их названия.

Вариант 14.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какая ее структура обозначена цифрой 7? Раскройте особенности строения и функций этой структуры.

Вариант 15.

Рассмотрите рисунок. Какие органоиды клетки на нем изображены? В каких клетках они встречаются? Каковы их функции?

1. 2.

Вариант 16.

Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами 4 и 5? Какие функции они выполняют в клетке?

Вариант 17.

Рассмотрите рисунок. Какие структуры клетки обозначены цифрами буквами Д и З? Какие функции они выполняют в клетке?

Вариант 18.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции она выполняет в клетке?


Вариант 19.

Рассмотрите рисунок. Какой процесс на нем изображен? Какова его роль в клетке? В каких клетках он может происходить?


Вариант 20.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 7, 10, 11? Какие функции они выполняют в клетке?


Вариант 21.

Рассмотрите рисунок. Какая клетка на нем изображена? Какие ее структуры обозначены цифрами 3 и 6? Какие функции они выполняют в клетке?

Вариант 22.

Рассмотрите рисунок. Какие клетки на нем обозначены буквами А и Б? Сравните строение этих клеток.

Вариант 23.

Рассмотрите рисунок. Какой процесс в клетке обозначен номером 10? Какое значение имеет этот процесс в клетке?

Вариант 24.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? В каких клетках можно встретить эту структуру? Какие ее разновидности Вам известны?


Вариант 25.

Рассмотрите рисунок. Какая структура клетки на нем изображена? Какие функции в клетке она выполняет? Приведите примеры клеток человека, в которых такие структуры встречаются в большом количестве.



© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции