22.09.2019

Доклад на тему Культура речи. Ораторское мастерство учителя. Курс ораторского искусства и риторики в помощь начинающему учителю


Словосочетание «блестящий оратор» звучит так пафосно, как будто речь идёт минимум о Цицероне, никто не назовёт блестящим оратором учительницу младших классов. А зря.

Ораторское искусство в работе педагога - залог эффективного и интересного обучения. Если вы читаете лекции, если вам предстоит публичное выступление, если вы хотите научиться удерживать внимание любой аудитории: от учеников третьего «А» до коллег на курсах повышения квалификации - этот материал для вас.

7 советов учителям, лекторам, ораторам и тем, кто только хочет ими стать:

1. Будьте источником энергии

Это самое простое правило: вам должно быть самому интересно то, что вы рассказываете. Уставший и откровенно скучающий педагог может даже полёты в космос описать как скучную рутину. Если вы не хотите отвлекаться на периодически доносящийся из аудитории храп старшеклассников, вспомните, что вам нравится в собственном предмете. Иногда люди устают или даже выгорают, учителям это особенно знакомо, но, заходя в класс, нужно помнить, что именно ваш собственный энтузиазм больше всего может на детей повлиять. Гораздо приятнее слушать человека, у которого горят глаза, который испытывает явное удовольствие от того, что делится своими знаниями. Пусть это уже третья одна и та же лекция за день, нужно понимать, что именно эти дети сейчас её услышат впервые, и от вас зависит, обратят они на неё внимание или нет. Ответная реакция класса, который вы смогли увлечь своим активным интересом, бесценна! Вполне возможно, что вашу усталость как рукой снимет, ведь вы получите взамен на то, что выложитесь по полной, столько же или даже больше эмоций.

2. Находите особый подход к каждому классу

Да, лекция одна и та же для всей параллели. Но все люди, и, уж конечно, дети, любят чувствовать себя особенными. Поэтому каждый раз готовьте своё выступление под конкретных людей. Находите особенности, приводите примеры из жизни класса, старайтесь завлечь учеников рассказами о них самих. Если вас ждёт публичное выступление, то стоило бы узнать хотя бы примерно, что будет за аудитория, чтобы постараться быть с ними на одной волне, приводить примеры, которые будут близки и понятны. Потому что если старшеклассникам говорить про песочницы, они моментально закатят глаза и нырнут в свой телефон, а непонятный сложный профессиональный сленг очень быстро заставит восьмилетку обратить внимание на что-нибудь попроще и попривычнее, например, косички одноклассницы. Все любят слушать о себе, даже если это «о себе» притянуто за уши. Смотрите, «глубина Байкала - 1642 метра» - это сухой факт, который не имеет к школьникам никакого отношения. А переведите эту цифру вот что-то понятное. Сколько это в десятиэтажках? В Оптимусах Праймах? На сколько это больше, чем общий рост всего класса? Дети уже считают, улыбаются и запоминают. Более практичный вариант - всегда имейте в голове заготовленный ответ на вопрос «Зачем нам это знать?» и мысленно отвечайте на него.

3. Будьте уверены в себе

Начинающие ораторы чаще всего сталкиваются с проблемой нервов: куда деть руки, куда смотреть, куда бежать. Выдохните.

Во-первых, смотреть нужно в глаза ученикам. Конечно, если вы по каким-то причинам выступаете на сцене и вас ослепляют софиты, то никакого зрительного контакта не выйдет, и тогда лучше смотреть поверх голов зрительного зала. Но в школьных аудиториях такой приём будет неуместен, он сигнализирует о вашей отрешённости и незаинтересованности. Идеальный вариант - смотреть на конкретных людей, задерживаться на каждом на несколько секунд, чтобы успеть полностью произнести какую-то фразу. Дольше чем 20 секунд на одного ученика лучше не смотрите - это уже как-то неловко, он смутится, а остальные почувствуют напряжение.

Во-вторых, как бы банально не звучало, ведите себя естественно. Не размахивайте руками, стоя в проходе между партами, как стюардесса, не заламывайте руки, не держите руки в карманах и не звените мелочью, не теребите украшения - кольца, серёжки, не кусайте губы, не щёлкайте ручкой, не прикасайтесь постоянно к лицу. В общем, не делайте ничего того, что может быть расценено как нервный тик. Дети прекрасно считывают все эти невербальные признаки неуверенности, это может поставить под угрозу ваш авторитет. Как этого избежать? Обращайте внимание на себя тогда, когда вы расслаблены, например, в компании друзей. Смотрите, вы спокойно сидите в одной позе довольно долго и меняете её по естественным причинам, и вам не кажется, что вы выглядите глупо. Так что старайтесь гнать от себя неврозы и вести себя спокойно.

4. В меру используйте инфографику

То, что инфографика полезна - неоспоримо. На любом тренинге по искусству публичных выступлений вам будут советовать использовать графики и таблицы, это хорошо. Но нужно помнить, что визуальная часть лекции или урока - всего лишь помощь, а не основной источник информации. Если вы перегружаете презентацию цифрами или текстами так сильно, что вам самим приходится постоянно обращаться к слайду и разбирать его, внимание учеников будет притупляться. Идеальный вариант - необходимые визуализации особенно сложных моментов плюс фотографии вперемежку с шутливыми картинками.

5. Научитесь владеть своим голосом

Аудитория гораздо лучше реагирует на низкий спокойный голос. Слишком высокий вызывает раздражение. Медленный тягучий рассказ красивым низким голосом усыпляет. Высокий голос, но зато с живыми интонациями, грамотными паузами, заинтересовывает. Паузы нужно делать до или после произнесения чего-то важного, перехода от одного ключевого момента к другому, между вступлением, основной частью и выводом. Артикуляция тоже требует особого внимания: во время лекций гораздо сложнее выговаривать сложные слова и фразы, тем более в течение часа. И нужно найти свой темп - записывать свои выступления и лекции и работать над ошибками.

Комфортный тембр, акцентирующая интонация, специальные паузы, чёткая дикция - всему этому можно научиться, специальных упражнений - полный интернет. Главное, как и всегда, помнить, что эффективность упражнений зависит от регулярности.

6. Зацепите аудиторию с самого начала

Все должны сразу понять: урок начался. Если вы в начале извиняетесь за опоздание, или еще хуже - оправдываетесь, что-то уточняете по расписанию, тихо переговариваетесь с первыми партами - внимание рассеивается. Если это публичное выступление, то лучше всего начать с броской фразы, которая моментально замотивирует слушать вас дальше. Конечно, это не значит, что нужно произносить любую достаточно скандальную реплику. Например, слова «Я люблю ЕГЭ» безусловно заинтересуют ваших слушателей, но такой откровенный каминаут нужно будет еще и оправдать. Можно начать с актуальных событий, истории из жизни, опроса или шокирующей статистики - посмотрите лучшие выступления TED, там можно много интересных приёмов подметить. Но всё это, конечно, про большие выступления, каждый сорокапятиминутный урок начинать с жизненной истории будет лишним. В любом случае, начало урока или лекции должно быть чётким, ясным и по возможности мотивирующим.

7. Разрешайте задавать вопросы по ходу лекции, а не только в конце

Такой подход встречается реже, чем популярный «сначала вы меня слушаете, а в конце задаёте вопросы». Произнося эту фразу, вы как будто сами себя защищаете и расписываетесь в неуверенности. Любая лекция гораздо лучше усваивается в виде дискуссии или беседы. А еще лучше, если в начале занятия вы ставите проблему и по ходу урока стараетесь её решить. Но такие лекции довольно рискованные для неопытных преподавателей. Есть вероятность, то беседа повернёт не туда. Или что со всеми вопросами по ходу урока можно не успеть донести весь материал. Ничего страшного, вы всё это можете контролировать простейшими «давайте вернёмся к...» или «а почему вы не обратили внимание на …». Да, выступление или занятие перестанет быть бенефисом одного учителя, но разве это плохо?

Ну что, готовы сразить всех своим фееричным выступлением? Практика, практика и только практика! Сами увидите, как разительно отличается дисциплина в обычном классе и на вашей яркой захватывающей и мотивирующей лекции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и структура профессиональной компетентности педагога. Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Основные группы педагогических умений. Профессиональное самоопределение и развитие.

    презентация , добавлен 16.11.2014

    Технология работы социального педагога с семьей. Современная помощь семье. Формы и методы работы социального педагога с семьей. Работа социального педагога. Методика работы социального педагога с родителями. Работа социального педагога с детьми.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2007

    Направления работы социального педагога в современных условиях. Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога. Возрастные особенности дошкольников (3-7 лет). Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Организация работы педагога дополнительного образования в общеобразовательной школе. Искусство и среда в художественно–творческом развитии школьников младших классов. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов на кружке рукоделия.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2016

    Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи: основные цели, принципы и содержание. Эмпирические исследования взаимодействия социального педагога и семьи в Реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Курска.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Понятия "методика работы социального педагога" и "технология работы социального педагога". Классификация методов работы социального педагога. Структура диагностико-прогностической технологии и требования к педагогу. Профилактика наркомании среди детей.

    В последнее время привлекают пристальное внимание и исследователей, и практиков. На первый взгляд, особой новизны здесь нет: еще в тру­дах теоретиков античности указывалось на необходимость учета ау­дитории, установления с нею контакта, управления вниманием слуша­телей. Но в более поздние периоды эта проблема почти ушла из поля зрения, ее нередко игнорировали, выдвигая на первый план только вопросы правильности речи или логики изложения. Однако нельзя не заметить, что любая сторона выступления - будь то аргументация, или культура речи, или композиция, или контакт оратора с аудито­рией - не может быть до конца понята, а значит, и эффективно использована без проникновения в суть психологических механизмов, функционирующих в процессе речи. Интерес к психологии с точки зрения ее применения в риторике усилился в 60-е годы нашего века. В литературе этого периода отмечалось, что всякая агитацион­но-пропагандистская работа, всякая дискуссия, всякая публичная речь имеет свою социально-психологическую сторону. Необходимо в этой работе учитывать психологию масс, знать закономерности воз­действия слова на настроения, чувства, поступки людей.

    При этом важно подчеркнуть, что риторика основывается на психологии, пользуется ею, но сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторс­кой деятельности.

    Любое публичное выступление является целенаправленным рече­вым воздействием оратора на психику слушателя. Круг проблем, ко­торые при этом возникают и которые нам помогает решить психология, таков: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протека­ет процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать.

    Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями как по общей, так и по социальной психологии, а также уметь на практике их использо­вать. Другими словами, психологическая культура оратора - это единство знаний, отражающих закономерности психической деятель­ности человека, и умения применять эти знания в конкретных усло­виях работы с людьми.

    Главная цель орато­ра - передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, приз­вать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздейс­твие на оратора: принимая или не принимая точку зрения оратора, она своим видом, поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете, на выступле­ние. Таким образом, ораторская речь - это не тот заготовленный заранее текст, который отшлифован и отрепетирован оратором, а те­перь просто "озвучивается", а постоянная импровизация, учитываю­щая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выс­тупления и многие другие факторы. Аудитория как бы становится со­автором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качест­ва, чтобы выполнять поставленную задачу, оказать желаемое воз­действие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивле­ние аудитории.

    Прежде всего, он должен четко представлять, какими средства­ми воздействия на аудиторию располагает. Одно из важных преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора целый комплекс средств: и звуковых, и визуальных, и собственно речевых (вербальных - от лат. verbum - слово), и связанных с речью непосредственно (го­лос, интонация), и невербальных (жест, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, по­могают влиять и на разум, и на чувства слушателей.

    Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Но для того чтобы правильно варьировать длительность этой паузы или, возможно, вовсе от нее отказаться в какой-то ситуации, необ­ходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы соб­рать внимание аудитории дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сос­редоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутс­твием, внезапным началом речи, ошеломить их, - в обоих случаях это особый психологический прием, цель которого - приковать вни­мание, пробудить интерес.

    Понятие внимания - ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восп­риятие, запоминание, мышление. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Частота колебаний, устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам ауди­тории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать уста­лость у слушателей.

    По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание - это дверь в сознание человека, и, приоткрыв ее в начале выступления, оратор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательными. Более действенны разнообразные компо­зиционные, речевые и методические приемы.

    Композиционные средства активизации внимания и интереса, это:

    Интригующее начало;

    Прерывистое ("пунктирное") развертывание тезиса;

    Вопросно-ответный ход рассуждения;

    Контрастное сопоставление аргументов;

    Экспрессивное заключение.

    Речевые средства:

    Использование литературных образов, цитат, крылатых выра­жений;

    Использование разностилевой, экспрессивной лексики;

    Художественность изложения (тропы и фигуры речи): дра­матизация речи;

    Интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы.

    Методические средства:

    Рассмотрение проблемных ситуаций;

    Выделение основных моментов речи:

    Полемический характер изложения;

    Зрительный контакт с аудиторией;

    Использование наглядности, технических средств;

    Использование обращений к аудитории для возобновления вни­мания.

    Следует особо остановиться на технике аргументации и компо­зиции речи. Известно, что аргументы не следует излагать в нисходящем порядке, лучше начинать с более сильных доводов и та­кими же сильными заканчивать. Здесь действует так называемое "правило рамки" (или "закон края"). Оно состоит в том, что вся предназначенная для запоминания информация в общении (будь то лекция, доклад, просто разговор) должна быть заключена в рамку. Этой рамкой могут быть сильные аргументы или, по отношению ко всей речи, яркие, запоминающиеся начало и конец выступления. Суть правила - в особом психологическом законе работы памяти, сформу­лированном в XIX в. ученым Г.Эббингаузом: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняются в па­мяти человека лучше, чем середина.

    Так, излагая во вступлении цели и перспективы общения, а в заключении речи - итоги и выводы, оратор обеспечивает запоминание главного в предмете речи. Соблюдение этого же правила помогает выбрать наиболее эффективный способ построения короткой агитаци­онной речи: постановка проблемы в начале речи (нередко в форме риторического вопроса) и сжатый вывод из всего сказанного в кон­це, содержащий ответ на поставленный вопрос.

    Немаловажное значение для усиления эффективности речи имеет психологическая сторона речевой культуры. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Опыт показывает, что несоответствие упот­ребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальные - раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию.

    Речевые ошибки дают и еще один отрицательный психологический эффект. Они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения. Иногда слушатели вообще перестают вникать в содержание и только следят за тем, как произносится речь. Это приводит к уменьшению, а иногда и полному исчезновению предпола­гаемого эффекта.

    Важная сторона психологической грамотности оратора - учет особенностей аудитории.

    Аристотель в "Риторике" писал: "Речь слагается из трех эле­ментов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего".

    Оратору приходится обращаться к "образу" аудитории неоднок­ратно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с аудиторией реальной, а во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.

    Аудитория - это некоторое количество людей, собравшихся, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении. Этих людей объединяют общие усло­вия, в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор). Аудитория - это не просто "сумма личностей", ее составляющих. В группе человек ве­дет себя по-иному, по-иному чувствует, и процессы восприятия, за­поминания, мышления протекают иначе, чем если бы оратор воздейс­твовал на каждого слушателя по отдельности. В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Это хорошо видно, например, в реакциях аудитории массового митин­га, когда смех, возмущение или восторг мгновенно охватывают боль­шинство слушателей и выражаются довольно бурно.

    Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разде­ляют аудиторию на различные группы. Прежде всего, слушатели неод­нородны по тем причинам (мотивам), что привели их на митинг, лек­цию или собрание. Конечно, лучше всего, когда люди идут что-то узнать, обсудить, интересуясь темой разговора и разбираясь в ней.

    Но слушатели с интеллектуально-познавательными мотивами -это еще не вся аудитория. Всегда есть те, кто пришел, подчиняясь приказу, порядку, долгу; есть и те, кого больше интересует сам оратор (о чем бы он ни говорил) или ситуация общения ("побыть на людях"). Цель оратора - захватить, увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы второй и третьей группы в интеллектуально-познавательные.

    От мастерства оратора зависит, в значительной степени, и уровень понимания слушателями излагаемого материала, а также то, сколько слушателей, первоначально отнесенных к поверхностному или соглашательскому типу, в конце выступления перейдут в группу конструктивных.

    Чтобы добиться этого, оратор должен хорошо представлять се­бе, какие барьеры стоят между ним и слушателями в процессе речи, с какими неизбежными потерями информации приходится считаться, а также помнить, что, по выражению Г.В.Гете, "каждый слышит лишь то, что он понимает", и поэтому следует максимально заботиться о доступности речи, обеспечивать ее понимание.

    С психологической культурой оратора неразрывно связана эти­ческая культура, такт, умение наладить общение. Эту сторону ре­чевого мастерства называют еще коммуникативной культурой или культурой общения.

    Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора - от начального момента подготовки к выступлению и до самокритичного анализа состоявшейся речи. Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический кли­мат в аудитории: прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора как человека, вызываю­щего доверие, уважение. Недаром еще Цицерон считал наиболее важ­ными предметами в образовании оратора этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слуша­телей к себе и не добьется успеха.

    Этика оратора - это совокупность нравственных норм, ценност­ных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.

    Этически значима сама личность оратора, такие ее свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики - такт, проявляющий­ся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общи­тельности, чуткости.

    Такт особенно важен в академическом и деловом красноречии, где неопытный оратор может легко впасть в назидательный, поучаю­щий тон или без необходимости прибегнуть к жестким, авторитарным формулировкам.

    Этически значимой является и форма произнесения речи. Гово­рить намного труднее, чем читать по тексту, но именно живая речь больше воздействует на аудиторию, способствует установлению кон­такта и атмосферы доверия, обеспечивает эффективность выступле­ния.

    Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет, включающий в себя совокуп­ность приветствий, обращений, пространственные отношения между говорящим и слушающими, систему жестов и мимических движений ора­тора.

    Мы уже говорили, насколько важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей. Но начальная фраза речи несет и большую этическую нагрузку. Некоторые авторы даже выделяют так называемые "самоубийственные" начала выступления, затрудняющие контакт с собеседниками. Это выражения типа: " Я не знаю, как начать", "Я, правда, специально не готовился", "Вряд ли вам понравится то, что я скажу", а также фразы: "Вам, конечно, пока неизвестно", "Вы, наверное, еще не знаете, не читали, не слышали"... Нежелательны и злоупотребления местоимением "я" и бесконечные ссылки на собственный опыт. В.Писарек называет это "дать волю самовлюбленности" и считает это "грехом столь же тяж­ким, как и грех оскорбления слушателей ". Другой автор, И.Томан, рекомендует произносить слово "вы" погромче, а слово "я" - потише.

    Этикет проявляется и в том, насколько точно выбрана дистан­ция между оратором и аудиторией. (Этот аспект изучается специаль­ной наукой проксемикой). Если не вдаваться в некоторые осо­бенности, обусловленные национально-культурными различиями разных народов, то необходимо руководствоваться такими общими правилами:

    Расстояние между говорящим и слушающими определяется родом и жанром речи; наибольшая дистанция - 3-4 м - в ситуации официальной речи (собрание, совещание и т.п.);

    Превышение обычной дистанции затрудняет контакт и говорит нередко о неуверенности оратора, об отсутствии духовной общности, о высокомерии. Все эти причины отрицательно вли­яют на успех речи;

    Уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется слу­шателями как попытка навязать им чуждое мнение, как стрем­ление подавить их волю; в большинстве случаев физический контакт (прикосновение) нежелателен.

    Другая, связанная с риторикой наука - кинемика - изучает роль жестикуляции и мимики как составных частей этикета и как фактора эффективности речи. Роль жестов велика и в обиходной ре­чи. Но в ситуации "оратор - аудитория" жест становится одним из средств передачи информации, он призван усиливать речь, помогать оратору убеждать слушателей.

    Жесты тесно связаны с национальной культурой, имеют социаль­ные ограничения в использовании и, наконец, жесты и мимика строго индивидуальны. Общее правило здесь таково: жестикуляция и мимика должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему и над­лежащим образом подчеркивать некоторые ее элементы.

    Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты - они выдают неискренность, нарочитость речи. Но не менее опасны и мо­нотонные, однообразные жесты, усыпляющие слушателей и лишающие речь выразительности.

    Оратор не должен специально "придумывать" жесты, но контро­лировать их он обязан. "Исполнение, - говорил Цицерон, - требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса".

    Психологические и этические аспекты риторики, так же как и другие стороны ораторского искусства, как в фокусе, сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения. Мы уже от­мечали, что он одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, что усложняет требования к нему. Какими же качествами должен обладать хороший оратор?

    Само собой разумеется, на первое место мы ставим компетентность, эрудицию, высокую общую культуру, - здесь комментарии не нужны. Затем следует отметить убежденность оратора, которая пред­полагает, что он говорит лишь то, во что верит и чему сам следу­ет. У одного из поэтов древнего Востока читаем:

    Чтоб собесебник ношу мысль постиг,

    Нужней нам сердце, нежели язык.

    Как сможешь в чем-то убедить другого,

    Когда ты сам в свое не веришь слово?

    Кроме упомянутых качеств, оратор должен обладать также комп­лексом специфических психологических свойств, необходимых для ус­пешного выполнения своей социальной роли. Это такие качества ума, как гибкость, критичность, самокритичность; волевые качества - настойчивость, решительность, самообладание; эмоциональные ка­чества - устойчивость, импульсивность, жизнерадостность; коммуни- кативные качества - доброжелательность, общительность, скром­ность, такт; деловые качества - организованность, целеустремлен­ность, деловитость, энергичность, работоспособность.

    Все эти стороны личности оратора направлены на то, чтобы он умел понять аудиторию, предвидеть ход взаимодействий с нею и его результаты, организовать познавательную деятельность слушателей, управлять их вниманием и поведением в процессе речевого общения. Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени, их со­четание с природным темпераментом, особенностями характера, опы­том дают нам многообразие индивидуальных стилей, определяют успех любого выступления.

    "Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой - вкрадчивою грациею изложения; тре­тий - преимущественно иронией, насмешкой, остроумием; четвертый - последовательностью и ясностью изложения и т.д. Каждый из них го­ворит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты", - говорил В.Г. Белинский.

    ИСКУССТВО

    (Информативно-речевое воздействие педагога)

    Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекцион­ного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской дея­тельности.

    Ораторская деятельность педагога - это завершенное развер­нутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при оп­ределенной цели и логическом обосновании.

    Предложим технологическую картину обеспеченности педа­гогического ораторского искусства.

    Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргу­мент - иллюстрация». Тезис - любого по­рядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис все­гда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого авто­ра, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приве­дем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему - «Вода»: ...Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный по­мощник закаливания организма.

    Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашать­ся). Мера согласия публики с оратором определяется силой най­денного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент стано­вится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

    Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором »Дет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизнен40" го явления.

    Например, педагог произносит суждение «Красота начинается там, где нет ничего лишнего» и выдвигает аргумент: «Отсутствие лишних деталей позволяет нам видеть главное в предмете, воспринимать истинное содержание предмета, и тогда его форма точно отражает содержание - что и предстает перед нами как гармония формы и



    Наглядный материал обладает многообразием своих видов: натуральный предмет (например, живой заяц), графическое изображение предмета (например, рисунок моста), художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров

    (например, нежность в вальсах Шопена), рассказ о реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах), факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы), символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца), а также апелляция к. воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»).

    Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что - зачем – где – когда - как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

    Например, педагог заявляет тему разговора - «Творчество - единственный способ самореализации «Я». Планом такой беседы станет поочередно выдвигаемые понятия: «Я» - «самореализация» - «разные способы самореализации» - «творчество» - отличительные свойства творчества». Такая последовательность позволит следовать за мыслью оратора и согласиться с его общим выводом.

    Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуж­дает неукоснительно исполнять данное тре­бование к ораторскому выступлению. Нетрудно перечислить длин­ный ряд понятий, которые даже среди взрослых людей понима­ются по-разному.

    Например, такие понятия, как «свобода», «дисциплина», «спра­ведливость», «смелость», «счастье», «долг», «чистоплотность», «джентльмен», «порядочность» и другие.

    Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Если педагог собирается гово­рить о каком-либо явлении, он должен предложить слушателям свой вариант лексического значения понятия. При этом неплохо проговорить и другие значения, которые на время разговора ис­ключаются оратором.

    Например, педагог-оратор предлагает рассмотреть процесс при­обретения детьми жизненного опыта. Первоначально следует опре­делить, что имеется в виду под словом «опыт», исключить понимание под «опытом» «научного эксперимента»...

    Предположим, педагог объявляет своим вопросом «воспитание гражданственности». Необходимо тут же очертить ракурс рассмотре­ния: с точки зрения этики или же политики предполагается данное рассмотрение заявленного понятия.

    Скажем, педагог с детьми планирует разговор о взрослости. От­крыв толковый словарь, убеждается в ряде значений этого слова. Теперь ему предстоит, развернув перед слушателями семантический веер, избрать объектом рассмотрения одно из значений. Надо помнить, что любое определение выстраивается таким образом, что сначала указывается на его отношение к более ши­рокой группе предметов - «подведение под широкое понятие» (скажем, стул ~ это мебель.., совесть - этическая категория...), а затем выделяется существенный признак предмета, наличие кото­рого и делает предмет тем, чем он является (например, «Совесть - этическая категория, указывающая на способность человека соведать о самочувствии и сопереживать самочувствию другого че­ловека при каких-либо действиях субъекта»).

    Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассмат­риваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на глас­ные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.

    Организация работы оратора

    Организация работы оратора складывается из следующих организационных блоков: - обустройство оратора (подготовка места работы, расположение стола, стула, кафед­ры, доски, мела и прочих средств, а также расположение приготовленного наглядно­го материала);

    Пластический образ оратора (свободная, открытая, распо­ложенность к слушателям и доброжелательная мимика, некото­рый наклон в сторону слушателей); предъявление и демонстрация наглядного материала (со­впадение момента предъявления с произнесением понятия, обще­доступность восприятия материала, инструкция для восприятия
    материала, фиксированность расположения материала для последующего к нему обращения, пластическое отражение отношения к демонстрационному материалу);

    При современных технических средствах использование фо­нозаписи, видеозаписи, диапозитивов, кинофрагментов; такая де­монстрация нуждается в предварительной проверке незадолго до начала выступления оратора; хорошо прибегать к помощи ассис­тента; не исключается вариант просьбы о помощи к аудитории;

    Работа с доской и графическое обозначение рассматривае­мого материала или анализируемой идеи (чистая доска, четкость
    записи, логичность распределения записей, понятность символи­ческих знаков, аккуратность и доступность всех записей для всех
    слушателей).

    Художественные средства

    Наряду с требованием наглядного материа­ла стоит требование использования художе­ственных средств в тексте выступления ора­тора, назначением которых является созда­ние образной картинки явления: - эпитета, рисующего для воображения слу­шателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);

    Метафоры, которая создают яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоций);

    Сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (вынослив, как сорняк, кра­сивая, как нежная незабудка, дорогой, как «Мерседес», работает упорно, как маленький трактор в поле, голоса детей, как колокольчики);

    Аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помо­гающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захва­тило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; за­
    кончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);

    Фрагмента художественного произведения или целостного произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое яв­ление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов людей - тому классический пример); экспозиция фрагмента ху­дожественного произведения. может дополняться музыкальным
    фоном.

    Технология взаимодействия со слушателя­ми предполагает следующее: - педагогическую инструментовку совмес­тной работы со слушателями (общая пози­ция «Мы», риторические вопросы, апелля­ция к воспоминаниям, вопросы и ответы,

    фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работос­пособности слушателей, анализ и оценка общей совместной рабо­ты);

    Просьба о помощи и оказание помощи в случае необходи­мости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору,
    в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);

    Поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обраще­нии, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);

    Соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых
    в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», ти­шина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополни­тельных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);

    этику взаимодействия со слушателями (обращение и при­ветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слу­шателей).

    Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктив­ную роль во взаимодействии «оратор - группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработ­кой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников со­вместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкреп­ление в адрес всех присутствующих.

    Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Бла­годарю за честь работать в такой умной и доброжелательной груп­пе...»

    Немаловажное значение будет иметь завершение выступле­ния, Поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благо­дарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

    А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...» В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодар­ность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст пуб­лики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ре­бенка, поставившего вопрос оратору.

    Не исключена возможность сопровождения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Кра­сивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой». Поза оратора - это поза открытая для взаимодействия со слу­шателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «ди­агональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вер­тикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.

    В финально-аккордной части выступления очень важно следующее:

    Завершить выступление итоговой благодарностью («Спасибо»), она означает, что выступление завершено;

    Подвести итоги совместной работы («Итак, мы с вами...»);

    Произвести общий вывод («Таким образом, можно сказать, что...»);

    Выяснить, не остались ли неясными какие-то из вопросов («Нет ли сомнений..?» или «Остались ли вопросы по данной проблеме?»).

    Не надо пугаться, когда кто-то из слушателей заявляет, что не согласен с оратором. Достаточно «обрадоваться» тому, что суще­ствуют иные мнения, и заявить, что мир был бы скучным, будь все люди одинакового мнения. Такое заявление обычно обескура­живает, успокаивает некоторых слушателей, сохраняет авторитет оратора, а главное - формирует терпимость к разнообразию лич­ностных проявлений в обществе.

    Разумеется, следует произнести обращение при прощании («Дорогие друзья, до свидания!»).

    Не забыть произнести добрые пожелания в адрес слушателей

    («Всего хорошего!»).

    Итак, профессиональное ораторское искусство педагога скла­дывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны дея­тельности, как построение мысли, составление логически оправ­данного плана, выделение главной категории в содержании ора­торского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструмен­товка совместной со слушателями интеллектуальной работы, эти­ческое выражение своего отношения к слушателям, а также пред­варительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления. Если педагог станет про­слеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагмен­тарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со време­нем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивыс­шей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

    Глава 10. СИТУАЦИЯ

    «ОСЛОЖНЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ» ДЕТЕЙ

    Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях. Вместе с тем, для начинающего педагога, который лекции еще не читает, важно овладеть элементами этого искусства для успешного проведения групповых и практических занятий, лабораторных работ и практик.
    Основу ораторского искусства любого преподавателя составляют понимание целей и задач подготовки специалистов, глубокое знание материала, который он преподает и свободное владение этим материалом, овладение современной научной методологией и высокая общая культура. Если преподаватель желает достичь мастерства в своем деле, то овладение ораторским искусством он должен овладеть обязательно. Если же свою задачу он видит только в передаче информации, то он уподобляется некоторому техническому средству, например, магнитофону или компьютеру. Достоинства устной речи следует измерять не только количеством сообщенного материала, но и тем, какое воздействие она произвела на обучающихся, насколько преподаватель убедил их в правильности и важности изучаемого материала.
    Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога, его педагогические, и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.
    Таким образом, задачами ораторского искусства являются разработка и апробация следующих принципов:
     Использование в устной речи логических законов мышления;
     Произнесение устной речи;
     Взаимодействие преподавателя с аудиторией.

    Ораторская деятельность педагога - это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании.

    Предложим технологическую картину обеспеченности педагогического ораторского искусства.

    «Тезис аргумент иллюстрация»

    Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Тезис - любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения.



    Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

    Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления

    План рассмотрения

    Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда-как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции