12.03.2020

Организация скорой мед помощи. Организация службы неотложной медицинской помощи населению. Организация скорой медицинской помощи


  • Глава 7. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
  • Глава 8. Медицинские кадры со средним профессиональным образованием
  • Глава 9. Организация работы среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях
  • Глава 10. Организация работы среднего медицинского персонала в больничных учреждениях
  • Глава 12. Особенности организации работы среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения в сельской местности
  • Глава 14. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
  • Глава 15. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
  • Глава 16. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке
  • Глава 17. Организация здравоохранения в зарубежных странах
  • Глава 11. Организация работы среднего медицинского персонала скорой медицинской помощи

    Глава 11. Организация работы среднего медицинского персонала скорой медицинской помощи

    11.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Скорая медицинская помощь (СМП) оказывается гражданам при обстоятельствах, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), она осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и гражданам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.

    В структуру службы СМП входят станции и подстанции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи в составе больниц, больницы скорой медицинской помощи. Станции скорой медицинской помощи как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения создаются в городах с населением свыше 50 тыс. человек. В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций (в зоне двадцатиминутной доступности). В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных, районных и других больниц.

    11.2. ЗАДАЧИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    Учреждения скорой медицинской помощи предназначены для решения следующего комплекса медицинских задач:

    Оказания круглосуточной своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, а так же при катастрофах и стихийных бедствиях;

    Осуществления своевременной транспортировки больных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;

    Оказания медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию и отделения СМП.

    В 2008 г. в Российской Федерации функционировало около 3300 станций и отделений скорой медицинской помощи. Примерная организационная структура станции (подстанции) скорой медицинской помощи представлена на рис. 11.1.

    Рис. 11.1. Примерная организационная структура станции (подстанции) скорой медицинской помощи

    Возглавляет работу станций скорой медицинской помощи главный врач, а подстанций и отделений - заведующий. В работе им помогает, соответственно, главный фельдшер станции (подстанции, отделения).

    Основная функциональная единица станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи - выездная бригада, которая может быть фельдшерской или врачебной. Фельдшерская бригада включает в свой состав 2 фельдшеров, санитара и водителя. Во врачебную бригаду входят 1 врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицинская сестра-анестезистка), санитар и водитель.

    Кроме того, врачебные бригады делятся на общепрофильные и специализированные. Выделяют следующие виды специализированных бригад: педиатрическая, анестезиолого-реанимационная, неврологическая, кардиологическая, психиатрическая, травматоло-

    гическая, нейрореанимационная, пульмонологическая, гематологическая и др.

    В настоящее время идет постепенный переход с оказания медицинской помощи общепрофильными врачебными на фельдшерские бригады, основная задача которых - проведение ургентных, в том числе противошоковых, мероприятий и транспортировка пострадавших в специализированные медицинские учреждения, где им должна быть оказана необходимая помощь в полном объеме.

    Выездная бригада скорой медицинской помощи решает следующие задачи:

    Немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия) в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории;

    Установление диагноза, осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния здоровья пациента и, при наличии медицинских показаний, транспортировка его в стационар;

    Передача пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу стационара;

    Обеспечение сортировки больных или пострадавших и установление последовательности оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и при других чрезвычайных ситуациях;

    Проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на месте вызова.

    При выполнении обязанностей по оказанию скорой медицинской помощи в составе фельдшерской бригады фельдшер является ответственным исполнителем, а в составе врачебной бригады он действует под руководством врача.

    Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи обязан:

    Обеспечивать немедленный выезд бригады после получения вызова и прибытие ее к пациенту на место происшествия в пределах норматива времени, установленного на данной административной территории;

    Оказывать скорую медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары в соответствии с утвержденными правилами и стандартами;

    Обеспечивать эпидемиологическую безопасность: при выявлении у больного карантинной инфекции оказать ему необходимую меди-

    цинскую помощь, соблюдая меры предосторожности, и информировать старшего врача смены о клинико-эпидемиологических и паспортных данных больного;

    По требованию сотрудников правоохранительных органов остановиться для оказания медицинской помощи независимо от места нахождения больного (пострадавшего) и др.

    При обнаружении трупа умершего или погибшего бригада обязана срочно известить об этом органы внутренних дел и зафиксировать в «Карте вызова скорой медицинской помощи» (ф. 110/у) все необходимые сведения. Эвакуация трупа с места происшествия не допускается. В случае смерти больного в салоне санитарного автомобиля бригада обязана сообщить фельдшеру оперативного отдела о факте смерти и получить разрешение на доставку трупа в судебно-медицинский морг.

    Оперативный отдел (диспетчерская) обеспечивает круглосуточный централизованный прием обращений (вызовов) населения, своевременное направление выездных бригад на место происшествия, оперативное управление их работой. В его структуру входят диспетчерская приема и передачи вызовов и стол справок. Дежурный персонал оперативного отдела имеет необходимые средства связи со всеми структурными подразделениями станции СМП, подстанциями, выездными бригадами, лечебно-профилактическими учреждениями, а также прямую связь с оперативными службами. Отдел должен иметь автоматизированные рабочие места, компьютерную систему управления.

    Оперативный отдел выполняет следующие основные функции:

    Прием вызовов с обязательной записью диалога на электронный носитель, подлежащий хранению 6 мес;

    Сортировка вызовов по срочности и своевременная передача их выездным бригадам;

    Осуществление контроля над своевременной доставкой больных, рожениц, пострадавших в приемные отделения соответствующих стационаров;

    Сбор оперативной статистической информации, ее анализ, подготовка ежедневных сводок для руководства станции СМП;

    Обеспечение взаимодействия с УВД, ГИБДД, управлением по чрезвычайным ситуациям (ЧС) и другими оперативными службами.

    Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляется дежурным фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче

    вызовов оперативного отдела (диспетчерской) станции скорой медицинской помощи.

    Дежурный фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов, находящийся в непосредственном подчинении старшего врача смены, обязан знать топографию города (района), дислокацию подстанций и учреждений здравоохранения, места нахождения потенциально опасных объектов, алгоритм приема вызовов.

    Санитарный автотранспорт бригад скорой медицинской помощи должен систематически подвергаться дезинфекционной обработке в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологической службы. В случаях, когда транспортом станций скорой медицинской помощи перевезен инфекционный больной, автомашина подлежит обязательной дезинфекции, которая осуществляется персоналом больницы, принявшей больного.

    Станция (подстанция, отделение) скорой медицинской помощи не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, и судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения. Однако при необходимости может выдавать справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной медицинской помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению. Станция (подстанция, отделение) СМП обязана выдавать устные справки о месте нахождения больных и пострадавших при личном обращении населения или по телефону.

    Оказание специализированной экстренной и плановой консультативной помощи пациентам, находящимся на лечении в муниципальных учреждениях здравоохранения (центральной, городской, районной, участковой больницах), возложено на отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которые создаются в структуре областных (краевых, окружных, республиканских) больниц (подробнее см. раздел 12.3).

    Основные формы первичной учетной медицинской документации станции (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи и отделений экстренной и планово-консультативной помощи:

    Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи, ф. 109/у;

    Карта вызова скорой медицинской помощи, ф. 110/у;

    Сопроводительный лист станции скорой помощи с талоном к нему, ф. 114/у;

    Дневник работы станции скорой медицинской помощи, ф. 115/у;

    Журнал регистрации приема вызовов и их выполнения отделением экстренной и планово-консультативной помощи, ф. 117/у;

    Задание на санитарный полет, ф. 118/у;

    Задание врачу-консультанту, ф. 119/у;

    Журнал регистрации плановых выездов (вылетов), ф. 120/у. Медицинские работники скорой медицинской помощи должны

    уметь вычислять и анализировать основные статистические показатели:

    Обеспеченности населения СМП;

    Своевременности выездов бригад СМП;

    Расхождения диагнозов СМП и стационара;

    Удельного веса госпитализированных больных;

    Удельного веса повторных вызовов;

    Удельного веса успешных реанимаций;

    Удельного веса летальных исходов;

    Удельного веса «ложных» вызовов.

    Обращаемость населения за скорой медицинской помощью характеризуется показателем обеспеченности населения СМП, нормативное значение которого в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 г. установлено на уровне 318 вызовов на 1000 населения.

    Оценкой оперативности работы СМП служит показатель своевременности выездов бригад СМП, который рассчитывается как процентное отношение числа выездов СМП в течение 4 мин с момента вызова к общему числу вызовов СМП. Значение этого показателя не должно опускаться ниже 98%.

    Показатели, характеризующие преемственность в работе СМП и стационаров больничных учреждений, - это расхождение диагнозов СМП и стационара и удельный вес госпитализированных больных.

    Качество работы бригад СМП можно оценить при помощи показателей удельного веса повторных вызовов, удельного веса успешных реанимаций и удельного веса летальных исходов. Рекомендуемые значения этих показателей соответственно 1%, 10%, 0,06%.

    Скорая медицинская помощь является одной из гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам.

    — экстренная медицинская помощь больным и пострадавшим при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях и травмах, которая оказывается на месте происшествия (на улице, в общественных местах, учреждениях, дома и в пути следования заболевшего в больницу).

    Скорая помощь оказывается в случаях острых заболеваний, при массовых катастрофах, стихийных бедствиях, несчастных случаях, родах и нарушении нормального течения беременности, в местах общественного пользования, на улице и на дому.

    Неотложная помощь оказывается больным на дому при обострении хронических заболеваний.

    В нашей стране создана общегосударственная система организации скорой медицинской помощи, в которую входят станции скорой и неотложной помощи, больницы скорой помощи (или отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений), санитарная авиация.

    Организация работы станции скорой и неотложной помощи

    Для оказания скорой медицинской помощи предназначены станции скорой и неотложной помощи. Станции скорой медицинской помощи не занимаются систематическим лечением, они предназначены для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе (см. приказ Минздрава РФ от 26.03.2000 г. № 100). На станциях скорой помощи не выдают больничных листов, справок и других письменных документов больным или их родственникам.

    Госпитализацией больных занимаются больницы скорой помощи и отделения экстренной госпитализации обшей сети больничных учреждений.

    Станции скорой помощи оснащены специализированным санитарным транспортом, оборудованным аппаратурой для проведения срочной диагностики и лечения состояний, угрожаемых жизни. Работа станций скорой помощи организована побригадно. Различают бригады линейные (врач и фельдшер), специализированные (врач и два фельдшера), линейные фельдшерские (обычно используются для целенаправленной перевозки больных). В крупных городах обычно действуют следующие специализированные бригады: реанимационная, неврологическая, инфекционная, педиатрическая реанимационная, психиатрическая и т. д. Вся работа бригад документируется, врачом бригады заполняются карты вызова, которые после дежурства сдаются для контроля старшему врачу смены, а затем на хранение и статистическую обработку в организационно-методический отдел. При необходимости (по просьбе врачей обшей сети, следственных органов и т. д.) всегда можно найти карту вызова и выяснить обстоятельства вызова. Если больной госпитализирован, врач или фельдшер заполняет сопроводительный лист, который остается в истории болезни до выписки больного из стационара или до смерти больного. Отрывной талон сопроводительного листа больница возвращает на станцию, что позволяет вести учет ошибок бригады скорой помощи, улучшая тем самым качество работы бригад скорой помощи.

    На месте вызова бригадой скорой помощи проводится необходимое лечение в максимально доступном объеме (а также в пути при транспортировке больного). В оказании помощи больным и пострадавшим основная ответственность возлагается на врача бригады, который руководит действиями бригады. В сложных случаях врач консультируется со старшим врачом смены по телефону. Чаще всего старший врач смены по просьбе врача линейной бригады направляет к месту вызова специализированную бригаду. Больных, нуждающихся в экстренной помощи, транспортируют на большие расстояния самолетами санитарной авиации, вертолетами.

    6.8. Организация скорой медицинской помощи.

    Одной из наиболее весомых составных системы здравоохранения в обеспечении помощью населения на догоспитальном этапе является служба скорой медицинской помощи(СМП).

    В разделе рассматриваются вопросы истории становления службы и ее роли в общей системе оказания лечебно-профилактической помощи.

    Значительное место отведено организации СМП в условиях города и села (учреждение, структура, категории, штаты, основные задачи, функции, права и обязанности отдельных подразделений и должностных лиц).

    Завершается раздел данными про ее дальнейшую специализацию.

    Служба скорой медицинской помощи является относительно недавно созданной формой внебольничного обслуживания гражданского населения. Возможно, впервые идея ее организации возникла после того как в 1881 г. во время пожара в Венском театре пострадали сотни людей, которые длительное время не получали ни какой помощи, хотя в городе работали клиники и больницы. После этого трагического случая венский врач Ярмир Мунди предложил организовать пункт постоянного дежурства врачей, готовых к выезду на место катастрофы и оказанию медицинской помощи. Он назвал его «станцией скорой медицинской помощи». Позже идея приобрела широкое распространение, а учреждения скорой медицинской помощи начали появляться во многих странах.

    Инициатором создания скорой медицинской помощи в России был руководитель больницы при Александровской общине Красного Креста Карл Карлович Рейнер. В ноябре в 1881 г. он предложил организовать станции в Санкт-Петербурге. Первые учреждения начали функционировать в Москве в 1886 г. после событий на Ходынском поле, когда во время массовых гуляний и раздаче подарков в связи с коронацией Николая II погибло более 2тыс. человек и десятки тыс. были ранены. В связи с отсутствием медицинской помощи раненые умирали на месте события.

    В начале 1889 г. в Санкт-Петербурге было открыто пять станций. Как и в Москве, толчком к их организации стала бедствие – сильное наводнение весной 1898 г.

    В 1902 г. в Киеве были открыты на добровольных началах пункты по оказанию медицинской помощи при несчастных случаях. В 1903 г. в Одессе на пожертвование миллионера М.М.Толстого начала оказываться медицинская помощь при несчастных случаях.

    25 апреля 1910 г. по инициативе профессора Н.И.Оболенского в Харькове была открыта станция и организовано первое товарищество врачей скорой медицинской помощи.

    Более подробно история станций скорой медицинской помощи представлена в книге «Неотложная скорая медицинская помощь» под редакцией проф. В.В.Никонова, Харьков 1997г., материалы которой мы с благодарностью использовали.

    В годы советской власти наблюдается постепенное развитие службы скорой медицинской помощи, особенно в городах. В сельских районах она находилась в состоянии зародыша.

    В конце 70-х годов развитие службы во всех республиках бывшего Союза определялась Постановлением Совета Министров СССР от 22.09.77г. «Про дальнейшее улучшение охраны здоровья населения », а в Украине выданным указом МЗ №870 от 14.12.77г., который регламентировал их выполнение.

    В документах подчеркивалась необходимость взаимосвязи между поликлиникой и станцией, развитие ее материально-технической базы, создание специализированных видов СМП, подготовка медицинских кадров и их усовершенствование, введение субординатуры и продолжение сроков обучение в интернатуре до двух лет.

    Значительным достижением в развитии системы повышения квалификации врачей службы стало открытие специальных кафедр скорой и неотложной помощи. В 1980г. в Харькове, в Институте усовершенствования врачей была открыта первая кафедра, затем в Ленинграде (1982г.), в Киеве, в Симферополе (1988г.).

    Дальнейшее развитие службы СМП было определено Постановлением Совета Министров СССР №773 от 19.08.82г. «Про дополнительные мероприятия по улучшению медицинской помощи сельскому населению ». В ней говорилось про необходимость организации отделений скорой и неотложной медицинской помощи в сельских районах.

    Указом МЗ СССР №1490 от 24.12.84г. «Про мероприятия по дальнейшему развитию и усовершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи сельскому населению» были утверждены Положения про станцию (отделение).

    Много лет у нас существовали две самостоятельные службы для обслуживания городского населения – скорая и неотложная медицинская помощь . Единой она была только в небольших городах и сельской местности.

    Неотложная помощь отличалась недостаточной оперативностью, иногда было невозможно разграничить функции этих служб. Имели место случаи дублирования выездов. Это привело к ее ликвидации в 1970 г. с передачей соответствующих обязанностей СМП.

    Объединенная система оказания экстренной медицинской помощи имела свое плюсы и минусы. Главным недостатком был необоснованный рост загруженности бригад СМП в связи с недостатками в работе амбулаторно-поликлинических учреждений, которые самоустранялись от ее оказания.

    С целью устранения накопленных недостатков было намечено организовать в поликлиниках пункты (отделения) оказания медицинской помощи на дому, в территориальных поликлиниках создать службу дежурных терапевтов и педиатров. В связи с передачей обеспечения медицинской помощью больных с острыми заболеваниями и обострениями хронических поликлиникам было решено заменить в номенклатуре учреждений здравоохранения название «Станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи» на – «Станции (отделения) скорой медицинской помощи» и создать в республиканских, краевых, областных центрах соответствующее объединение.

    Постановления Совета Министров СССР и Указы МЗ СССР в наше время утратили юридическую силу, но накопленный большой опыт организации работы службы учитывается и сейчас.

    С целью дальнейшего усовершенствования службы в 1989 г. МЗ Украины издало аналогичный указ. В нем уделяется серьезное внимание ее организации в каждом сельском районе, оснащению в больших городах и областных центрах вычислительной техникой, созданию автоматизированных систем управления «Скорая и консультативная медицинская помощь », обеспечение автотранспортом и медицинской техникой.

    Но выполнение указа в последние годы значительно ухудшилось в связи с тяжелым экономическим состоянием страны. Но имеет место и некоторые наработки. Например, получили дальнейшее развитие центры СМП и медицины катастроф (Киев, Днепропетровск, Запорожье). На базе институтов и факультетов усовершенствования врачей открыты кафедры медицины катастроф (Киев, Запорожье, Харьков).

    В некоторых медицинских училищах больших городов Украины практикуется создание отделений по подготовке фельдшеров СМП согласно специально разработанным программам, что даст возможность в дальнейшем провести намеченную структурную перестройку бригад СМП – увеличить количество фельдшерских (до35-40% от общей их численности) с правом самостоятельного лечения больных. Она особенно необходима в виду специфики структурного обслуживания вызовов и госпитализации больных, особенно в селах.

    В отличии от городов в сельской местности, где часть фельдшерских бригад достигает 90%, по их направлениям госпитализируют 70-75% больных. Хорошая подготовка среднего медицинского персонала разрешит в дальнейшем повысить в селах качество диагностики, лечения на догоспитальном этапе.

    Служба скорой медицинской помощи в Украине представлена специальными учреждениями – станциями, подстанциями (пунктами), больницами скорой медицинской помощи.

    СМП – это экстренная внебольничная медицинская помощь в максимальном объеме при внезапных заболеваниях и несчастных случаях на месте и во время транспортировки в стационары.

    Помощь больным при острых болезнях или обострениях хронических, которые находятся на амбулаторном обслуживании территориальной поликлиники, относится к неотложной медицинской помощи. Она оказывается дежурным врачом поликлиники (из состава поликлиники), которые вместе с медицинской сестрой выезжают на вызов к больному для оказания экстренной медицинской помощи на дому.

    Станция скорой медицинской помощи согласно с «Положением про станцию скорой медицинской помощи » (Указ МЗ Украины № 175 от 19.06.96г.) является медицинским учреждением, которое оказывает круглосуточную экстренную медицинскую помощь взрослому и детскому населению на догоспитальном этапе при несчастных случаях и состояниях с угрозой жизни или здоровья.

    Экстренную медицинскую помощь она оказывает при необходимости всем по месту вызова, при транспортировке в лечебные учреждения, при непосредственном обращении. Ее уровень оказания определяется медико-экономическими стандартами.

    Станция функционирует в режиме круглосуточного дежурства и готовности к оказанию экстренной медицинской помощи населению определенной территории обслуживания, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций – и за ее пределами.

    В другие региона Украины выездные бригады направляются только по указу местного органа управления здравоохранения, которому они подчинены.

    Станция является составной частью системы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и обеспечивает ее функционирование в случае необходимости. Для этого станция должна иметь постоянный месячный запас медикаментов, перевязочного материала, аварийного медицинского имущества, носилок, аппаратуры, ящиков-укладок, наборов для формирования дополнительных выездных бригад с целью их использования на месте и при выезде в другие регионы в случае чрезвычайных ситуаций (катастрофы, аварии, стихийные бедствия, массовые отравления и др.), а также стабильное и автономное энергообеспечение, бесперебойную проводную и радиотелефонную оперативную связь и запасной автотранспорт.

    Станция не выдает больничных листов, не решает вопросов временной, длительной нетрудоспособности больных и потерпевших, не проводит экспертиз судебно-медицинских, алкогольного или наркотического опьянения, не выносит поэтому поводу решений, письменных справок, не выполняет консультативные обследования и не дает рекомендаций по дальнейшему лечению.

    Возглавляет станцию главный врач, который несет персональную ответственность за все виды ее деятельности. Станция подчинена местным органам управления здравоохранения, а при вхождении в состав объединения или территориального центра экстренной медицинской помощи – их руководителям.

    Рисунок №26. Схема управления станцией СМП

    Главный врач

    Заместитель по технике Старший врач

    Главный фельдшер

    Статистический отдел Центральная диспетчерская

    Зав. спец. службами

    Подстанции Служба общей СМП

    Кардиологическая служба

    Противошоковая служба

    Педиатрическая служба

    Неврологическая служба

    Психиатрическая служба

    Служба связи

    На современном этапе развития СМП в связи с организацией объединений и больниц СМП с мощными стационарами, перепрофилизацией не менее 50% общих врачебных бригад в бригады интенсивной терапии изменяется в определенной мере место самой станции в системе медицинского обеспечения. Она становится начальным звеном быстрой диагностики, интенсивной терапии, а при необходимости – оперативной и целевой госпитализации больных.

    Основные задачи станции (отделения) скорой медицинской помощи:

      оказание медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационар в максимально короткие сроки после получения вызова;

      перевозка больных при необходимости экстренной помощи (за исключением инфекционных), пострадавших, рожениц, недоношенных детей вместе с матерями согласно заявкам врачей и администрации ЛПУ.

    Станция обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи при внезапных заболеваниях, которые угрожают жизни больного (острые нарушения деятельности ССС и ЦНС, органов дыхания, брюшной полости), а также при родах вне специализированных отделений и учреждений.

    Основные функции станции скорой медицинской помощи:

      прием от населения вызовов и их обеспечение;

      оказание на догоспитальном этапе согласно медико-экономическим стандартам экстренной медицинской помощи больным и потерпевшим;

      перевозка больных и потерпевших, которые требуют медицинского сопровождения, в стационары ЛПУ;

      подготовка и направление выездных бригад за пределы территории обслуживания для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

      ведение учета свободных коек в стационарах ЛПУ и определение мест экстренной госпитализации;

      диагностическо-консультативные и справочно-информационные услуги населению телефоном;

      накопление и обновление запасов медикаментов, перевязочного материала, изделия медицинского назначения, укладок-наборов для работы в повседневных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций;

      обеспечение взаимодействия с другими медицинскими учреждениями, правоохранительными органами, пожарными частями, службой экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, другими спасательными и оперативно-ремонтными службами;

      обеспечение преемственности и взаимосвязи с ЛПУ при оказании экстренной медицинской помощи;

      оперативное информирование органов управления здравоохранения и других заинтересованных организаций о несчастных случаях, катастрофах, чрезвычайных и других определенных ситуациях.

    В зависимости от количества населения, которое проживает на территории городов и сельских административных районов (Указ МЗ Украины №175 от19.06.96г.), или вызовов, станции делятся на следующие категории:

    Соответственно этому формируется штатное расписание и аппарат управления. При обслуживании свыше 2 млн. населения или более 100 тыс. вызовов станции относятся к некатегорийным.

    Станции областных центров и города Севастополя являются организационно-методическими учреждениями для служб соответствующих административных территорий, поэтому их статус повышается на одну категорию. Республиканским организационно-методическим центром является Киевская СМП.

    Для оказания экстренной медицинской помощи создаются выездные бригады, количество и вид которых определяется главным врачом по необходимости, но не менее 0,7 на 10 тыс. населения. Каждая станция (кроме IV и V категорий) должна иметь специализированные бригады:

      кардиореанимационные;

      психиатрические;

      неврологические;

      интенсивной терапии и реанимации, в том числе детскую реанимацию.

    Для выполнения основных задач и функций в составе станции создаются следующие подразделения:

      диспетчерская для приема обращений и передачи вызовов выездным бригадам;

      подразделение учета свободных коек в ЛПУ и организации регулирования потока экстренной госпитализации больных в пределах предусмотренной штатной численности;

      консультативно-справочная служба для информации населения по неотложным медицинским вопросам;

      подразделение транспорта с парком санитарных и других машин;

      подразделение медицинской статистики;

      учебные классы для обеспечения систематической подготовки медицинских работников и водителей санитарного автотранспорта по вопросам оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе.

    В структуре станции скорой медицинской помощи есть оперативный отдел (диспетчерская), который принимает и обеспечивает вызовы.

    Регистрация потребностей населения и управления бригадами осуществляется при помощи достаточной и надежной радиотелефонной связи с позывными «03».

    Вся работа оперативного отдела начинается с медицинского эвакуатора. Именно к нему обращается население с вызовом. Медицинский эвакуатор (диспетчер) оперативного отдела при ответе на телефонный звонок должен, прежде всего, назвать свой личный номер, уточнить причину вызова, адрес, фамилию, возраст абонента, занести данные в карту вызова с отметкой времени. При каких либо сомнениях или необходимости в консультации он переключает просителя на пульт старшего врача. Телефонный звонок во время этого не прерывается, что разрешает в полном объеме решать разнообразные ситуации.

    Карта вызова передается старшему диспетчеру оперативного отдела по принятию решения о направлении бригады с предварительным определением ее профиля. По телефонному звонку врача, а также в случае травления или несчастного случая, сразу определяют наличие места в соответствующей больнице и передают вызов для выполнения диспетчеру.

    Если на данном направлении отсутствуют свободные бригада, вызов обслуживает бригада с ближайшей подстанции или старший диспетчер по рации разыскивает через оперативный отдел бригаду, которая освободилась после выполнения вызова.

    Если в больших станциях скорой медицинской помощи назначается диспетчер для предоставления населению информации о времени выезда бригады на вызов.

    После выполнения вызова бригада уведомляет диспетчера об оказанной помощи больным или пострадавшим («доставленный в стационар», «оставленный дома» ). При несчастных случаях сведения предоставляются более обстоятельные. Они заносятся в карту вызова и передаются диспетчеру в справочную службу оперативного отдела для последующей информации милиции и родных.

    Даже этот схематический перечень свидетельствует о напряженной круглосуточной работе большого количества людей по организации обеспечения быстрейшей медицинской помощи.

    Как отмечалось раньше, станция корой медицинской помощи занимается также транспортировкой больных и пострадавших по заявкам врачей ЛПУ, перевозке рожениц. Это обеспечивает специальное подразделение, в состав которого входит дежурный врач, группа медицинских эвакуаторов для приема вызовов, диспетчера по управлению бригадами санитарного транспорта, фельдшера и водитель. Бригады закреплены за подстанциями скорой медицинской помощи.

    Работу среднего медицинского персонала на станции скорой медицинской помощи возглавляет старший фельдшер. Он отвечает за подготовку среднего и младшего медперсонала, осуществляет контроль над своевременным пополнением медикаментов, замену использованного оснащения, систематически контролирует исправность аппаратуры и обучает персонал правильно пользоваться ею.

    Перед обязательным стажированием старший фельдшер ознакомляет новых работником с характером будущей работы, с оснащением бригад и машин. После определения уровня освоения материала и овладения практическими навыками формирует группы, с которыми старший фельдшер и врачи специализированных бригад проводят цикл занятий по специальной программе.

    В дальнейшем один-два раза в месяц старший фельдшер в присутствии врачей специализированных бригад проводит занятия со средним медперсоналом, информируя и ознакомляя работников с новыми медикаментами и новыми методами реанимации.

    Старший фельдшер контролирует обеспечение подразделений и служб необходимым оборудованием, аппаратурой, изделиями медицинского назначения и другим имуществом.

    Он также следит за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, выполнением правил асептики и антисептики.

    Станция скорой медицинской помощи имеет право:

      отказывать населению в помощи при необоснованном обращении и передавать вызовы при необходимости в амбулаторно-поликлинические учреждения;

      направлять выездные бригады только к границам очагов поражения, если они составляют угрозу для жизни или здоровья членов бригады;

      госпитализировать больных или потерпевших в ближайший ЛПУ для оказания экстренной медицинской помощи независимо от наличия свободных коек, подчиненности, форм собственности;

      требовать от ЛПУ дважды в сутки информацию о наличии свободных коек;

      при чрезвычайных ситуациях проводить мобилизацию и направлять в любые регионы Украины работников для участия в ликвидации медико-санитарных последствий;

      сотрудничать с государственными, негосударственными учреждениями при планировании и проведении мероприятий по оказанию экстренной медицинской помощи.

    Основным источником финансирования станции скорой медицинской помощи является местный бюджет. Дополнительными могут быть средства, полученные:

      от учреждений, организаций и населения за оказание платных медицинских услуг;

      в результате хозяйственной деятельности станции, которая не противоречит действующему законодательству и предусмотрена данным Положением;

      за аренду и продажу отработанного, устаревшего и неиспользованного имущества соответственно действующему законодательству;

      от частных лиц, благотворительных фондов, организаций;

      бюджетное финансирование, выделенное на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

    Подстанция (пункт) скорой медицинской помощи – структурное подразделение на правах отделения, которое обеспечивает своевременную экстренную медицинскую помощь на догоспитальном этапе взрослому и детскому населению при угрожающих для жизни или здоровья состояниях.

    Она организовывается на территории обслуживания станции скорой медицинской помощи с учетом:

      15-минутной в городской и 30-минутной в сельской местности транспортной доступности к черте зоны обслуживания;

      численности населения;

      наличие и состояния транспортных путей;

      насыщение транспортными предприятиями и с/х комплексами;

      наличие ЛПУ и материальной базы для их размещения.

    Территорию обслуживания определяет и при необходимости изменяет руководство станции скорой медицинской помощи.

    Возглавляет и несет ответственность за все виды деятельности заведующий подстанцией.

    Станция скорой медицинской помощи согласно действующим нормативам осуществляет планирование работы, определяет штаты, обеспечивает кадрами, автотранспортом, аппаратурой, оборудованием, медикаментами.

    Диспетчерская подстанции ведет прием вызовов от диспетчерской станции скорой медицинской помощи и обеспечивает их выполнение.

    Перечень основных функций подстанции по оказанию экстренной медицинской помощи больным и потерпевшим, их госпитализации, перевозке рожениц, новорожденных и других функций, то они обстоятельно изложены в разделе «Основные функции станции скорой медицинской помощи ».

    Кроме перечисленных ранее, на подстанцию скорой медицинской помощи возложены функции по собиранию необходимой информации про случаи массовых поражений и травм людей, ДТП, криминальные и суицидальные случаи, выявление больных с подозрением на карантинные и особо опасные инфекции, СПИД, психические заболевания, внезапную смерть и выявление факторов вредных для здоровья людей, с информированием соответствующих органов, служб, учреждений, предприятий.

    При невозможности своими силами и средствами обслужить вызов подстанция имеет право информировать про это старшего дежурного медицинского работника станции скорой медицинской помощи и просить о помощи.

    Подстанция работает в круглосуточном режиме. Смены дежурных бригад проводятся, как правило, в 7-00 и 19-00. С 11-00 до 23-00, когда поступает наибольшее количество обращений, дополнительно работает дневная бригада. При наличии в городе нескольких подстанций смена дежурств не должна осуществляться на всех подстанциях в одно и то же время.

    Бригада СМП работает с минимальным количеством заездов на подстанцию, благодаря получению вызовов с подстанции, центральной диспетчерской во время движения.

    С приемных отделений стационаров бригада не транспортирует больных на дом. Этот вопрос может решить исключительно старший врач.

    Выполнение основных задач и функций подстанции обеспечивает соответствующие подразделения:

      кабинеты заведующего, старших врача и фельдшера;

      диспетчерская станция;

      пункт пополнения и комплектации медикаментов, перевязочного материала, изделий и наборов медицинского назначения;

      комната для хранения медикаментов, сильнодействующих и наркотических препаратов;

      помещение для оказания экстренной медицинской помощи при непосредственном обращении на подстанцию;

      помещения для занятий с персоналом подстанции;

      комната отдыха дежурных бригад и водителей.

    Требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи установлены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.08.2013 № 549н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи» .
    Укладки для оказания скорой медицинской помощи подлежат комплектации лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, во вторичной (потребительской) упаковке без изъятия инструкции по применению лекарственного препарата.
    Укладки и наборы для оказания скорой медицинской помощи подлежат комплектации медицинскими изделиями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации.
    Лекарственные препараты и медицинские изделия, которыми комплектуются укладки и наборы для оказания скорой медицинской помощи, не подлежат замене лекарственными препаратами и медицинскими изделиями других наименований.
    Набор для оказания скорой медицинской помощи размещается в чехле (саквояже) с прочными замками (фиксаторами), ручками и манипуляционным столиком. Чехол должен иметь световозвращающие элементы на корпусе и эмблему Красного креста. Конструкция чехла должна обеспечивать невозможность его раскрытия при переноске с незакрытыми замками. Материал и конструкция чехла должны обеспечивать многократную дезинфекцию.
    По истечении сроков годности лекарственных препаратов, медицинских изделий и прочих средств, предусмотренных настоящими требованиями, или в случае их использования укладки и наборы для оказания скорой медицинской помощи необходимо пополнить.
    Не допускается использование, в том числе повторное, лекарственных препаратов, медицинских изделий и прочих средств, предусмотренных настоящими требованиями, загрязненных кровью и (или) другими биологическими жидкостями.

    Качество оказания медицинской помощи.

    Качество оказания скорой медицинской помощи определяется многими факторами.
    В соответствии со статьей 2 Основ качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов лечения при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
    Квалифицированно определить, качественно ли оказана скорая медицинская помощь, может только экспертиза, но Вы сами можете оценить качество этой помощи, чтобы понять, есть ли основания для жалобы и проведения экспертизы.
    Признаки качественной медицинской помощи: быстрый приезд бригады, соответствие ее профиля тяжести состояния пациента, укомплектованность всеми необходимыми специалистами, наличие нужного оборудования и лекарственных препаратов. Кроме того, медработники должны быть компетентны, вежливы и произвести все требующиеся для оказания медицинской помощи действия, обезболивание, переноску, постановку диагноза, принятие решения о направлении в медицинскую организацию. Их решения должны быть мотивированы и объяснены присутствующим. При необходимости бригада скорой помощи должна вызвать специализированную бригаду.
    Сотрудники службы «скорой помощи» должны иметь хорошую реакцию и умение быстро концентрироваться в любых условиях. Врачи скорой помощи должны грамотно оценить симптомы и синдромы, клиническую картину заболевания, что крайне важно в диагностике. Они должны иметь глубокие познания во многих медицинских дисциплинах.
    Каждый медработник должен в совершенстве владеть правилами переноса больного, перекладывания с одних носилок на другие, а также знать причины, приводящие к осложнениям во время транспортировки (тряска, нарушение иммобилизации, переохлаждение и др.).
    Станция «Скорой помощи» должна иметь достаточно машин с полным комплектом медикаментов и медицинской техники для выполнения поставленных целей. Машины скорой помощи должны быть оснащены аппаратом искусственного дыхания, набором лекарственных средств, необходимым в экстренных случаях, перевязочным материалом, медицинским инструментарием (пинцетами, шприцами и др.), комплектом шин и носилок и т.д. Неотложные мероприятия проводятся по пути в стационар или на месте происшествия. Сотрудники скорой медпомощи проводят искусственное дыхание и закрытый массаж сердца, останавливают кровотечение, переливают кровь. Также они производят ряд диагностических процедур: определяют протромбиновый индекс, длительность кровотечения, снимают ЭКГ и др. В связи с этим транспорт службы скорой помощи имеет необходимую лечебно-реанимационную и диагностическую технику.

    Медицинская эвакуация

    При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация.
    Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи и включает в себя санитарно-авиационную эвакуацию, и санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.
    Медицинская эвакуация может осуществляться с места происшествия или места нахождения пациента (вне медицинской организации), а также из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, в том числе эвакуация женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

    Выбор медицинской организации для доставки пациента при осуществлении медицинской эвакуации производится исходя из тяжести состояния пациента, минимальной транспортной доступности медицинской организации, куда будет доставляться пациент и ее профиля.

    Решение о необходимости медицинской эвакуации принимает:
    с места происшествия или места нахождения пациента - медицинский работник выездной бригады скорой медицинской помощи, назначенный старшим указанной бригады;
    из медицинской организации, в которой отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи - руководитель (заместитель руководителя по лечебной работе)
    Во время осуществления медицинской эвакуации медицинские работники выездной бригады скорой медицинской помощи осуществляют мониторинг состояния функций организма пациента и оказывают последнему необходимую медицинскую помощь.

  • 8. Здравоохранение. Определение. Современные системы здравоохранения, их характеристика. Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
  • 9. Руководство и управление здравоохранением в республике беларусь
  • 10, 11. Научные основы управления. Управленческий цикл. Стиль руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива.
  • 18. Инвалидность населения как медико-социальная проблема.
  • 20. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 21. Проблемы здоровья детского населения.
  • 22. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению.
  • 23. Диспансерный метод.Применение в деятельности врача-педиатра.
  • 24.. Организация специализированной лечебно-профилактической помощи населению (смп).
  • 25. Демография.Значение демографических данных для здравоохранения
  • 26. Статика населения. Переписи населения, значение для органов здравоохранения.
  • 27, 28. Динамика – движение населения.
  • 29,30, 31. Общие и специальные показатели рождаемости.Основные причины снижения рожд.
  • 32.Смертность населения.
  • 36. Неонатальная смертность
  • 37. Материнская смертность
  • 38. Мкб-10
  • 39. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика.
  • 40. Методика изучения заболеваемости по обращаемости за мед. Помощью.
  • 41. Методика изучения инфекционной заболеваемости.
  • 42. . Изучение заболеваемости детей и взрослого населения по данным проф. Осмотров.
  • 43. Изучение заболеваемости по причинам смерти.
  • 44. Заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности
  • 45. Организация лечебно-профилактической помощи детям.
  • 47. Амбулатория общей практики:
  • 48. Детская поликлиника, структура, функции.
  • 49. Разделы работы врача-педиатра:
  • 50. Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники, содержание работы. Профилактические осмотры.
  • 51. . Диспансеризация больных и здоровых в поликлинике. Контрольная карта диспансерного наблюдения. Показатели, характеризующие качество и эффективность диспансеризации.
  • 52. Содержание противоэпидемической работы участкового врача-педиатра. Прививочный кабинет детской поликлиники, его задачи, организация работы. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.
  • 54. Стационар детской больницы,структура,особенности работы. Показатели.
  • 55. Лечебно-охранительный режим в стационаре детской больницы. Профилактика вби.
  • 56. Женская консультация. Структура, функции и организация работы.
  • 57. Родильный дом. Структура, управление, задачи, организация работы
  • 58.. Организация скорой медицинской помощи населению.
  • 59. Организация медицинской помощи сельскому населению
  • 62. Областная больница.
  • 63.. Модель конечных результатов.
  • 65, 66. Санитарно-эпидемиологическая служба в Республике Беларусь
  • 67. Нетрудоспособность,определение,виды.
  • 68. Обязанности лечащего врача по экспертизе нетрудоспособности и вкк.
  • 69. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Листок нетрудоспособности (лн), его назначение, правила хранения и выдачи, порядок оформления.
  • 73. Порядок направления больных на мрэк
  • 74. Организация экспертизы инвалидности. Виды, состав мрэк
  • 75. Порядок освидетельствования больных во мрэк
  • 76.Особенности экспертиз инвалидности у детей
  • 77 . Реабилитация,виды реабилитации.
  • 80. Планирование здравоохранения. Основные принципы и методы планирования. Виды планов.
  • 81. Методы планирования:
  • 82 Госуд. Миним. Соц. Стандарты(гмсс)
  • 83. Разделы при составлении планов:
  • 88.Организация статистического исследования, этапы, характеристика. Содержание плана и программы статистического исследования.
  • 89 Виды статистических величин. Абсолютные и относительные величины.
  • Абсолютные величины
  • 90 Средние величины. Вариационный ряд, элементы ряда. Практическое использование средних величин в деятельности врача-педиатра.
  • 91 Средняя ошибка средней величины. Методика расчета при большой и малой выборке.
  • 92 Среднее квадратичное отклонение. Методика вычисления, применение в деятельности врача.
  • 93 Определение доверительных границ средних величин. Понятие о вероятности безошибочного прогноза.
  • 94 Оценка достоверности разности средних величин. Критерий “t” (Стьюдента).
  • 95 Средняя ошибка относительной величины. Методика расчета при большой и малой выборке.
  • 96 Определение доверительных границ относительных показателей. Понятие о вероятности безошибочного прогноза.
  • 97 Оценка достоверности разности относительных величин. Критерий “t” (Стьюдента).
  • 98 Статистический анализ.
  • 99 Динамический ряд. Определение. Методы выравнивания динамического ряда.
  • 100 Методика вычисления показателей динамического ряда.
  • 101 Стандартизация, ее сущность, виды. Прямой метод стандартизации Применение стандартизованных показателей в практике здравоохранения
  • 102 Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура.
  • 103 Роль госуд в рыночной экономике, методы регулир рынка.
  • 104 Рынок мед услуг и его особенности в рб.
  • 58.. Организация скорой медицинской помощи населению.

    Скорая и неотложная медицинская помощь городскому и сельскому населению оказывается по единому принципу.

    Скорая и неотложная медицинская помощь организуется для срочного оказания медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, возникших дома, на улице, во время работы и ночью при массовых отравлениях и других угрожающих жизни состояниях.

    Скорая и неотложная помощь - один из важнейших видов внебольничной помощи. Поэтому оперативность, объем и качество ее оказания являются серьезными критериями для оценки организации и доступности медицинской помощи в целом.

    Основные задачи станций скорой и неотложной медицинской помощи:

    1) оказание срочной медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях в возможно максимальном объеме на месте и во время транспортировки больного в медицинское учреждение;

    2) экстренная перевозка больных в стационары по заявкам лечебно-профилактических учреждений:

    а) нуждающихся в сопровождении медицинского персонала;

    б) нуждающихся в транспортировке на санитарных носилках;

    в) нуждающихся в срочном оперативном вмешательстве (острый аппендицит, ущемление грыжи, прободная язва желудка и т. д.);

    3) госпитализация рожениц и гинекологических больных в родильные дома и стационары.

    Во всех ЦРБ республики организованы отделения скорой медицинской помощи. В крупных районных центрах с населением свыше 50 000 человек созданы самостоятельные станции скорой медицинской помощи. Согласно нормативам, на каждые 10 000 жителей выделяется одна санитарная машина и утверждается 0,8 врачебной или фельдшерской бригады. Машины скорой помощи оснащены комплектом шин для иммобилизации конечностей при переломах и другим необходимым медицинским инструментари­ем и оборудованием. На станциях и в отделениях скорой медицинской помощи организуются врачебные или фельдшерские бригады. Бригады могут быть линейными или специализированными (травматологические, психоневрологические, педиатрические, интенсивной терапии). В состав врачебной бригады входят врач, средний медицинский работник (фельдшер) и санитар. В состав фельдшерской бригады входят фельдшер и санитар.

    Машины скорой помощи радиофицированы, имеют соответствующие надписи и оборудованы сиренами. Врачи и фельдшера выездных бригад оснащаются врачебными или фельдшерскими сумками (укладками), в которых имеется набор медицинских инструментов и лекарственных средств. Их перечень и количество утверждаются приказом органа управления. Вызов бригады скорой помощи осуществляется по единому для всей республики телефону - 103. Бригады скорой помощи в обязательном порядке направляются на роды, при кровотечениях, травмах, несчастных случаях, при наличии у больных острых болей в брюшной полос­ти и в области сердца, а также к больным детям первого года жизни.

    В республике функционирует 201 станций и отделений скорой помощи (из них 24 самостоятельные станции).

    59. Организация медицинской помощи сельскому населению

    Стационарная помощь:

    На селе – 400 учреждений (11 тыс. коек)

    В городах – 409 учреждений (107 тыс. коек)

    Мах – фельдшерско-акушерский здравпункт, фельдшерские здравпункты, необъединенные поликлиники и амбулатории.

    В селе наблюдаются тенденции изменения общественного здоровья:

    Повышается распространенность инфекционных заболеваний (tbs) – 70,1 случаев на 100 тыс;

    Повышается заболеваемость злокачественных новообразований – 394 случая на 100 тыс. (286 в городе);

    Заболеваемость хроническим алкоголизмом – 160 на 100 тыс;

    Продолжительность жизни на селе – у мужчин – 60 лет (в городе – 63), у женщин – 73 (74);

    Идет остарение населения;

    Идет хронизация патологии;

    Сверхсмертность у мужчин начиная с 40 лет.

    В РБ проживает 24,1% жителей на селе.

    Мед. обслуживание на селе: -ФАП; -Сельские врачебные амбулатории;-Сельские участковые больницы; -ЦРБ.

    Для села характерна: невысокая плотность жителей – 49 чел на1 кв. км.; от 400 и больше жителей создаются ФАП, там работает средний медицинский персонал, но может работать и врач стоматолог. Оказывается доврачебная помощь.

    Участковые больницы создаются на территории больше 1000…1500 жителей. Здесь оказывают первичную врачебную помощь, коек может быть до 100. Врачи: терапевт; педиатр; стоматолог.

    Слабое место в организации здравоохранения на селе – отсутствие специальных помещений. Они появляются в ЦРБ. ЦРБ предлагает квалифицированную и специализированную помощь по основным видам (хирургия, невропатология, инф. и т.д.). Должно быть приблизительно 20 специалистов в ЦРБ.

    Социально-экономические особенности связаны со способом сельскохозяйственного производства, показатель людности (приблизительно 200 жил. на населенный пункт мал). Социально-гигиенические факторы – образ жизни, привычки, традиции и обычаи сельского жителя.

    В основе оказания помощи лежит принцип участковости(административная территория района делится на сельские врачебные участки).

    Главная особенность в организации мед-сан помощи сельским жителям – этапность оказания помощи. Она состоит в том, что есть 3 этапа: СВУ; ЦРБ; Обл.

    Этапность – это вынужденная мера, она не означает уход от главной цели. Цель здравоохранения на селе состоит в приближении врачебной помощи к месту жительства, и обеспечить доступность и качество медицинской помощи.

    Отличие сельского врачебного участка – большой радиус обслуживания (расстояние от медицинского учреждения до самого отдаленного хутора). На территории района все сельские врачебные участки вместе с ЦРБ объединяются в ТМО. Им руководит главврач ЦРБ. В ЦРБ создается институт районных специалистов. Получает обязанности районного врача (хирурга, педиатра и т.д.) Они обязаны обеспечить доступность и качество медицинской помощи сельским жителям. С этой целью в ЦРБ создают организационно-методические кабинеты. Там работает врач-методист. А руководит один из заместителей главного врача. Он –заместитель по медицинскому обслуживанию населения района. Задача кабинета – обеспечить своевременные и качественные виды помощи населению района.

    Областные лечебные учреждения предназначены для оказания сельским жителям высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи по всем ее видам. В областной больнице организуют отделение плановой и экстренной консультативной помощи (сан. авиация). По вызову из СВУ или ЦРБ специалисты из области приезжают и оказывают помощь. 45% жителей села получают помощь на I и II этапах (стационарная помощь). 1089 коек имеют областные больницы.

    Пути повышения помощи (факторы):

    Факторы, зависящие от врача – качество медицинских услуг, зависит от уровня квалификации врача. Ввести врача общей практики – он не будет направлять на осмотр, он сам этим владеет (специализированная помощь).

    Зависящие от лечебного учреждения – доступность медицинской помощи, четкость в организации учреждений зависит и конечный результат (объем, виды, показатели состояния здоровья).

    Зависящие от правовой базы (нормативов) льготы на коммунальные услуги, на жилье. Есть нормативы нагрузки на врачебную должность – труд регламентируется приказами.

    Факторы, зависящие от населения – образ жизни и авторитет врача (его имидж, репутация.)

    60. Центральная районная больница: является основным учреждением для оказания квалифицированной медицинской помощи. Одновременно ЦРБ - центр организационно-методического руководства здравоохранением района.

    По мощности ЦРБ делятся на 5 категорий:

    Мощность ЦРБ и других структурных лечебных учреждений определяется среднегодовым количеством развернутых коек. Независимо от коечной мощности, численности обслуживаемого населения и радиуса обслуживания ЦРБ должна иметь определенный перечень структурных подразделений:

    1)поликлиника;

    2) стационар с лечебными отделениями по основным медицинским специальностям;

    3) приемное отделение;

    4) лечебно-диагностические отделения (кабинеты) и лаборатории;

    5) организационно-методический кабинет;

    6) отделение скорой и неотложной медицинской помощи;

    7) патологоанатомическое отделение (морг);

    8) хозяйственный блок (пищеблок, прачечная, гараж и т. д.).

    Если в районном центре нет самостоятельной детской больницы с консультацией и молочной кухней, родильного дома с женской консультацией, то женская и детская консультации и молочная кухня на правах структурных подразделений включаются в поликлинику ЦРБ.

    Задачи ЦРБ:

    1) обеспечение населения района квалифицированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;

    2) оперативное и организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, находящихся на территории района;

    3) планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения учреждений здравоохранения района;

    4) разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения;

    5) внедрение в практику работы всех лечебно-профилактических учреждений района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;

    6) разработка, организация и осуществление мер по расстановке, рациональному использованию и повышению квалификации медицинских кадров учреждений здравоохранения района.

    Руководит ЦРБ главный врач, он же - главный врач района. На него возложена ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района. У главного врача ЦРБ имеются заместители по поликлинике, по медицинской части, медицинскому обслуживанию населения района, медицинской экспертизе и реабилитации, по административно-хозяйственной части.

    Непосредственной организацией квалифицированной и специализированной медицинской помощи занимаются районные специалисты. Как правило, это заведующие соответствующими отделениями ЦРБ. Районный педиатр занимает штатную должность, все другие районные специалисты работают внештатно. В районах с численностью населения 70 000 человек и более вместо штатной должности районного педиатра введена должность заместителя главного врача по родовспоможению и детству.

    Руководитель ЦРБ осуществляет управление и контроль за деятельностью участковых больниц и других медицинских учреждений района,… и т.д. и т.п.

    61. Сельский врачебный участок - это территория с проживаю­щим населением, обслуживаемая врачами расположенного на ней медицинского учреждения. Территория СВУ обычно соответст­вует границам сельских административных единиц (одного, реже двух сельских Советов). На СВУ организуются либо сельские участковые больницы с амбулаториями, либо самостоятельные сельские врачебные амбулатории. Работой этих учреждений ру­ководят главные врачи - соответственно главный врач сельской участковой больницы или главный врач сельской врачебной ам­булатории. Им подчинены все сельские медицинские учрежде­ния, развернутые на сельском врачебном участке (ФАПы).

    Село, в котором находится участковая больница (амбулато­рия), называется пунктовым. Расстояние наиболее отдаленного селения от пунктового села называется радиусом участка.

    Задачи сельской участковой больницы (сельской врачебной амбулатории);

    1) планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению общей и инфекционной заболеваемости населения, заболеваемости с ВУТ, отравлений и травматизма;

    2) проведение лечебно-профилактических мероприятий по ох­ране здоровья матери и ребенка;

    3) внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных, прогрессивных форм и методов работы медицинских учреждений;

    4) организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных ФАПов;

    5) обеспечение стационарной (амбулаторной) врачебной по­мощью населения участка.

    В соответствии с этими задачами разработаны обязанности врача (врачей) сельского врачебного участка:

    1) ведение амбулаторного приема населения;

    2) стационарное лечение больных в сельской участковой больнице;

    3) оказание помощи на дому;

    4) оказание медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;

    6) проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдача листков нетрудоспособности;

    7) организация и проведение профилактических осмотров;

    8) своевременное взятие на диспансерный учет больных;

    9) проведение комплекса лечебных и оздоровительных меро­приятий, обеспечение контроля за диспансеризацией;

    10) активный патронаж детей и беременных женщин;

    11) проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий (профилактические прививки, участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями и объектами, водоснабжением, очисткой населенных мест и т. д.);

    13) проведение санитарно-просветительной работы;

    14) подготовка санитарного актива;

    15) организация и проведение плановых выездов врачей на ФАПы.

    Особое место в профессиональной деятельности врача сельского врачебного участка занимают вопросы охраны материнства и детства. При наличии в сельской врачебной амбулатории или сельской участковой больнице двух и более врачей приказом главного врача на одного из них возлагается ответственность за медицинское обслуживание детей на участке.

    Обязанности врача по обслуживанию детей на сельском врачебном участке:

    1) периодический врачебный осмотр детей раннего возраста, особенно детей 1-го года жизни;

    2) непрерывное профилактическое наблюдение за детьми раннего возраста;

    3) активное выявление больных и ослабленных детей, взятие их на диспансерный учет в целях динамического наблюдения и оздоровления;

    4) своевременный и полный охват детей профилактическими прививками;

    5) активное выявление заболевших, своевременное оказание им медицинской помощи и обеспечение, в случае необходимости, госпитализации;

    6) обеспечение регулярного медико-санитарного обслуживания детей в организованных коллективах, наблюдение за правильным нервно-психическим и физическим развитием детей;

    7) контроль за работой ФАПов по медицинскому обслуживанию детей;

    8) организация и проведение широкой санитарной пропаганды по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, оздоровлению внешней среды и быта семьи;

    9) консультации всех беременных для выявления акушерской и экстрагенитальной патологии, их своевременная госпитализация.


    © 2024
    alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции