27.11.2019

Эмоциональное выгорание, что это такое и как с ним бороться? Эмоциональное выгорание: признаки, патогенез, способы борьбы и профилактики Моральное выгорание


Эмоциональное выгорание – негативное явление, психического характера, приводящее к эмоциональному истощению организма человека.

Эмоциональному выгоранию подвержены специалисты, у которых профессиональная деятельность связана с общением: помогать, успокаивать, давать людям «душевное» тепло.

К «группе риска» относятся: педагоги, медики, психологи, управленцы, социальные работники. Специалисты постоянно сталкиваются с негативными эмоциями, незаметно вовлекаются в некоторые из них, приводящие к психологическим «перегрузкам».

Выгорание эмоциональное происходит медленно от: работы «на износ», повышенной активности, трудового энтузиазма. Проявляется симптом перегрузки организма, переходящий в хронический стресс, наступает истощение человеческого ресурса.

Синдром эмоционального выгорания

Это истощение человеческого состояния: морального, умственного, физического.

Разберем признаки этого состояния :

1. морального : уклонение от ответственности, обязанности; стремление к одиночеству; проявление зависти и злобы; обвинение в своих бедах окружающих и близких.

Люди пытаются улучшить свое состояние с помощью алкоголя или наркотических веществ.

2. умственного : не уверенность в себе; безразличное состояние: в семье, на работе, к событиям; отвратительное настроение; потеря профессионализма; вспыльчивость; недовольство, отсутствие жизненных целей; тревога и беспокойство; раздражительность.

Синдром выгорания эмоционального очень схож с депрессией. Субъекты ощущают признаки обреченности на одиночество, поэтому страдают, переживают. Выполняя работу, не могут долго сосредоточиться.

3. физического : частые головные боли; «упадок силы» — усталость; увеличенное потоотделение; слабость в мышцах; пониженный иммунитет; потемнение в глазах; головокружение; бессонница; боли в пояснице, сердце; «ноют» суставы, нарушение пищеварительного тракта; отдышка: тошнота.

Человек не может понять, что с ним происходит: снижен иммунитет, самочувствие отвратительное, нарушен аппетит. У некоторых людей увеличивается аппетит, соответственно, и вес, а другие — теряют аппетит и худеют.

Эмоциональное выгорание это

Ответная реакция всего организма субъекта на продолжительные стрессы от любой сферы общения: дом, работа, окружающая среда, регулярные конфликты.

Альтруистические профессии в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию.

Люди, оказывающие профессиональные услуги (помощь) утрачивают свою эмоциональную и физическую энергию, становятся недовольны собой, работой, перестают понимать и сочувствовать. Для выхода из эмоционального выгорания требуется консультации психотерапевта и лечение .

Герберт Фрейденберг, психолог из США описал в 1974 году феномен выгорания эмоционального — это психическое расстройство, влияющий на личность субъекта, вследствие эмоционального «истощения».

К причинам выгорания можно отнести:

  • Низкая заработная плата, при напряженном рабочем графике;
  • Не удовлетворения жизненных потребностей;
  • Неинтересная, монотонная работа;
  • Давление руководителя;
  • Ответственная работа, отсутствие дополнительного контроля;
  • Не соответствующая оценка работы специалиста руководителем;
  • Работа в давящей среде, хаотична;

Методы борьбы с эмоциональным выгоранием для восстановления баланса:

  1. Отслеживание за признаками и предпосылками выгорания;
  2. Своевременная ликвидация стрессов, поиск поддержки;
  3. Постоянный контроль над эмоциональным и физическим здоровьем.

Синдром эмоционального выгорания это

Состояние систематического истощения человека, парализуя чувства, силы, а так же потеря радостного настроя к жизни.

Доказано, что у людей с социальной профессии синдром эмоционального выгорания происходит раньше, чем у людей другой профессии. В личных, неблагоприятных отношениях в жизни субъектов имеет место симптомы эмоционального выгорания.

Существуют несколько этапов выгорания:

1. Легкое

Уставали от приятных забот за детьми; престарелыми родителями; сдавали экзамены в школе, университете; выполняли аккордную работу.

На время забывали про сон, отсутствие элементарных услуг, чувствовали себя некомфортно, появилось повышенное напряжение, раздраженность.

Но все дела выполнены в срок, ситуация нормализовалась. Наступила пора отдохнуть: заняться собой, спортом, хорошенько выспаться — симптомы эмоционального выгорания исчезли бесследно.

Следовательно, энергетическая, качественная зарядка, получаемая человеком, после продолжительной нагрузке восстанавливает энергетику, пополняя истраченные запасы.

Несомненно, психика и тело человека способно на многое: продолжительно работать, достигая определенной цели (поехать к морю); выдержать трудности (выплачивать ипотеку).

2. Хроническое

Симптомы выгорания проявляются с определенными проблемами:

  • не хватает денег : купить стиральную машину;
  • присутствие страха : напряженное состояние, бдительность относительно начальства, боится больших требований.

Такие симптомы приводят к перегрузке нервной системы . В теле человека возникают болезненные ощущения в мышцах, во всем теме, переходит в хроническое выгорание. К одному из симптомов перенапряжения относится скрежет зубами в ночное время.

Плавный переход от восторга до безразличия называется дегуманизацией. Изменились отношения к людям от нежного, уважительного, преданного к негативному, отвергающему, циничному.

На работе возникает чувство вины перед коллегами, работу выполняет как робот по шаблону. Начинает действовать защитная реакция: уединиться дома, скрыться от всех проблем.

Синдром эмоционального выгорания это воздействие постоянного стресса, теряется интерес к профессиональной деятельности и мотивации. Негативные изменения вашего организма дополняются регулярными заболеваниями: простудой, гриппом.

Эмоциональное выгорание на работе

После высокой трудовой активности, большой нагрузки в продолжительный время наступает период усталости: истощения, утомления. У работника снижается процент активности: не добросовестно выполняет свою работу, много времени отдыхает, особенно, в понедельник, не с желанием собирается на работу.

Классный учитель не замечает возбужденного состояния класса.
Медсестра забывает раздать лекарство вовремя.
Руководитель компании отправляет сотрудника «по инстанциям».

Таких явлений, эмоциональных выгораний происходят регулярно. В голове человека звучат одни и те же слова: «надоело», «больше не могу», «никакого разнообразия».

Значит, произошло эмоциональное выгорание на работе, эмоциональная энергия свелась к минимуму.

Преподаватель не внедряет новые педагогические технологии.
Врач не занимается исследовательской деятельностью.
Руководитель фирмы не стремится к продвижению карьеры на степень выше.

Если снижена рабочая активность и не восстанавливается, то профессиональный рост и творчество остается на достигнутом уровне. Следовательно, о продвижении по службе стоит забыть.

Неудовлетворенность в жизни, работе ведут в меньшей степени к депрессии , а в большей степени — к агрессии .
В депрессионный период субъект обвиняет себя в личных и профессиональных неудачах: «Я плохой отец», «Ничего не получается у меня». Агрессивная реакция – обвиняет окружающих — близких, начальство.

В начальной стадии выгорания эмоционального проявляются психосоматические симптомы: неудовлетворенность, тревожность, которые снижают общую сопротивляемость организма. Повышается артериальное давление и другие соматические заболевания. Раздраженность присутствует в семье, дружеских отношениях, на работе.

Безразличие к увлечениям, хобби, искусству, природе становится повседневным явлением. Наступает стадия эмоционального выгорания, переходящая в хронический процесс заболевания, требующий помощи специалиста — психотерапевта.

Что делать при эмоциональном выгорании:

1. при легком

  • Уменьшить нагрузку;
  • Делегировать дела;
  • Разделить ответственность;
  • Реализовать реальные цели;
  • Безболезненно воспринимать неожиданности;
  • Не завышать человеческие возможности, требования.

А так же:

  • Поменять умственную нагрузку на физическую (заняться спортом, поработать на даче);
  • Обратиться ко врачу за больничным листом или отдохнуть в санатории.

Если симптомы эмоционального выгорания не подаются восстановлению, значит, осуществился переход в хроническое выгорание.

2. при хроническом

В состоянии продолжительного стресса, болезнь усиливает процесс выгорания. Угрызение совести над своими действиями продолжает увеличивать выгорание, не способны пополнить энергетической подпиткой свое здоровье.

Медикаменты, приписанные врачом, могут кратковременно помочь, но не решить проблему заболевания.

Восстановление внутреннего дефицита радости, уменьшение давления социума в корень поменяет ваше отношение к жизни, защитит от непредвиденных поступках.

Основная задача – телесное ваше здоровье. Задайте себе вопросы: «Какой смысл моей деятельности, его ценности? ». «Приносит ли радость моя работа, с каким энтузиазмом я это делаю? ».

Действительно, радость и удовлетворение должны присутствовать в ваших делах.

Если вы осознаете, что эмоциональное выгорание симптомы мешают плодотворно и достойно жить, значит, пришла пора приложить усилия — работать над собой.

И тогда вопрос: «Что такое эмоциональное выгорание?», Вы забудете навсегда.

  • Научитесь говорить слово «нет»

Пример: «Я не буду выполнять чужую работу. Она не предусмотрена в моей должностной инструкции». Безотказность в работе — хорошо, но принципиальность – лучше.

  • Пополните себя положительными зарядами

Пример: Встреча с друзьями на природе, экскурсия в музей, плавание в бассейне. Правильное равномерное питание: диетическое, включая витамины, минералы, растительную клетчатку.

Обсуждение и поиск конструктивных решений с другом, окажет помощь, поддержку в трудный момент; остановится эмоциональное выгорание.

  • Наладьте отношения в трудовом коллективе

Пример: Пригласите коллег на свое день рождения домой или устройте застолье на работе, в кафе.

  • Больше наблюдайте за людьми, которые не подвержены эмоциональному выгоранию.

Берите с них пример, относитесь к неудачам с юмором, не зацикливайтесь на них, к работе относитесь позитивно.

  • Займитесь новым направлением, проявляя творчество

Научиться играть на гитаре, выучить новые песни, овладеть навыками садовода — огородника. Поощряйте себя – за работу, приносящая вам радость.

  • Делать перерывы во время рабочей смены

Поговорить на темы, не касающиеся работы: про детей, семью, искусство, кино, любовь.

  • Поменять профессию, коллектив

Возможно, старая профессия не приносит вам удовлетворение, происходит выгорание на работе, а может не ваш коллектив, руководитель — не чувствуете эмоциональную стабильность.

  • Выпишите причины «выгорания» на листе бумаги.

Проблемы решайте постепенно, выделяя приоритеты.

Порой от любимой работы человек получает эмоциональную подпитку. У них отсутствует необходимость искать «на стороне» положительные эмоции, он защищен от эмоционального выгорания.

Психологи утверждают, благоприятный климат коллектива является профилактикой выгорания эмоционального сотрудников. А конфликты в коллективы, наоборот, способствуют усилению выгорания на работе.

Эмоциональное выгорание – это психическое истощение организма субъекта, которое может восстановиться с помощью трудового коллектива, друзей и работой над собой.

Синдром эмоционального выгорания

Павел Сидоров

Конспект врача

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.

СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".

СЭВ - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ (в иностранной литературе - "burnout") обозначается понятием "профессиональное выгорание", что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H.Frendenberger в 1974 г. описал феномен и дал ему название "burnout", для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Социальный психолог К.Maslac (1976 г.) определила это состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Первоначально под СЭВ подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) СЭВ отнесен к рубрике Z73 - "Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни".

Распространенность синдрома эмоционального выгорания

Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания; 7,8% - резко выраженный синдром, ведущий к психосоматическим и психовегетативным нарушениям. По другим данным, среди психологов-консультантов и психотерапевтов признаки СЭВ различной степени выраженности выявляются в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Среди медицинских сестер психиатрических отделений признаки СЭВ обнаруживаются у 62,9% опрошенных. Фаза резистенции доминирует в картине синдрома у 55,9%; выраженная фаза "истощения" определяется у 8,8% респондентов в возрасте 51-60 лет и со стажем работы в психиатрии более 10 лет.

Те или иные симптомы выгорания имеют 85% социальных работников. Сложившийся синдром отмечается у 19% респондентов, в фазе формирования - у 66%.

По данным английских исследователей, среди врачей общей практики обнаруживается высокий уровень тревоги в 41% случаев, клинически выраженная депрессия - в 26% случаев. Треть врачей использует медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышает средний уровень. В исследовании, проведенном в нашей стране, у 26% терапевтов отмечен высокий уровень тревожности, а у 37% - субклиническая депрессия. Признаки СЭВ выявляются у 61,8% стоматологов, причем у 8,1% - синдром в фазе "истощения".

СЭВ обнаруживается у трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов.

Этиология

Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.

Установлена связь выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию СЭВ, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СЭВ. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

К профессиональным факторам риска относят "помогающие", альтруистические профессии (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители). Весьма предрасполагает к выгоранию работа с тяжелыми больными (геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями.). В последнее время синдром выгорания выявляется и у специалистов, для которых контакт с людьми вообще не характерен (программисты).

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью "внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.

Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, и ей свойственно искать пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина развития СЭВ - несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями руководителя к работнику и реальными возможностями последнего. Зачастую СЭВ вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в работе, самим искать способы и методы достижения тех результатов, за которые они отвечают, и жесткой, нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контроля за ней. Результат такого контроля - возникновение чувств бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности.

Отсутствие должного вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию.

Как правило, человек с синдромом эмоционального выгорания не осознает, что с ним происходит. Он лишь испытывает растущее внутреннее раздражение, напряжение, тревогу и неприязнь к тем, кому призван помогать: клиентам, ученикам, пациентам, посетителям. Признаки синдрома выгорания во многом напоминают симптомы неврастении. Человек чувствует постоянную усталость, у него падает работоспособность, болит голова, нарушается сон, снижается аппетит, усиливается тяга к табаку, кофе, алкоголю. Кроме того, возникает ощущение беспомощности, безнадежности, апатии. А главное, отмечается притупленность чувств - нет желания эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Исчезает чувство сопереживания людям.

Рождается мысль, что уже ничего нельзя дать другим, поскольку запас сил и эмоций исчерпан. Постепенно развивается негативное отношение к своему труду и людям, с которыми надо сталкиваться по работе. Контакты с ними становятся все более обезличенными, "бездушными" и формальными. Человек, переживающий это тягостное состояние обычно принимается искать причину происходящего в себе самом, уверенный в собственном бездушии и непрофессионализме. В результате увеличивается недовольство собой, снижается самооценка, ухудшается настроение. Ситуация усугубляется тем, что проблемы, о которых идет речь, как правило, не принято обсуждать и столкнувшемуся с ними кажется, будто другие не испытывали ничего подобного. Кризис может обостриться настолько, что наступает полное разочарование в жизни, глубокая депрессия.

Синдром выгорания может быть опознан по трем описанным в определении К. Маслач симптомам :

  • 1. Эмоциональное истощение. У работника появляется хроническая усталость, снижается настроение, иногда уже при одной только мысли о работе, также наблюдаются расстройства сна, диффузные телесные недуги, усиливается подверженность болезням.
  • 2. Деперсонализация - дегуманизация. Отношение к коллегам, да и к тем, кто нуждается в его помощи, становится негативным, даже циничным, появляется чувство вины, человек выбирает автоматическое "функционирование" и всячески избегает нагрузок.
  • 3. Переживание собственной нерезультативности. Человек страдает от недостатка успеха, признания, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований.

Впоследствии Дж. Сонек добавил к этой триаде симптомов ещё один: "витальную нестабильность", все вместе они представляют собой первые признаки "развития предсуицидального состояния". Он приводит следующие симптомы витальной нестабильности: депрессия, подавленное настроение, возбудимость, чувство стеснённости, тревожность, беспокойство, чувство безнадёжности и раздражительность.

Синдром эмоционального выгорания, по его мнению, представляет собой реальную специфическую угрозу здоровью, в особенности в профессиональных группах врачей. Он является фактором (наряду с депрессиями и лекарственными зависимостями), увеличивающим вероятность суицида. Так, по его данным, суицид встречается у австрийских врачей мужчин приблизительно на 50% чаще, чем у австрийских врачей-женщин. При этом женские суициды (в том числе у женщин-врачей) в общем встречается намного реже, чем мужские .

Е. Малер выделяет 12 основных и факультативных признаков синдрома эмоционального выгорания:

  • 1. Истощение, усталость.
  • 2. Психосоматические осложнения.
  • 3. Бессонница.
  • 4. Негативные установки по отношению к клиентам.
  • 5. Негативные установки по отношению к своей работе.
  • 6. Пренебрежение исполнением своих обязанностей.
  • 7. Увеличение объёма психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства).
  • 8. Уменьшение аппетита или переедание.
  • 9. Негативная самооценка.
  • 10. Усиление агрессивности.
  • 11. Усиление пассивности.
  • 12. Чувство вины.

Условно симптомы эмоционального выгорания можно разделить на физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астенизация, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, бессонница.

К поведенческим и психологическим относятся следующие симптомы: работа становится все тяжелее, а способность выполнять ослабевает; работник рано приходит на работу и остается надолго; ощущение фрустрации, беспомощности и безнадежности; чувство беспокойства; ощущение скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; подозрительность; чувство всемогущества (власти над судьбой клиента, пациента); ригидность; неспособность принимать решения; дистанционирование от клиентов, пациентов и стремление к дистанционированию от коллег; завышенное чувство ответственности за пациентов; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

Под синдромом выгорания А. Ленгле понимает затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности . Истощение - ведущий симптом и основная характеристика синдрома выгорания, от которой проистекают все другие симптомы. Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживание, а потом также и на решения, позиции, установки и действия человека. Истощение охватывает проявления всех трёх измерений человеческого бытия, как их описывал В. Франкл в своей димензиональной антропологической модели:

  • - соматическое измерение: телесная слабость, функциональные расстройства, (например, бессонница) вплоть до снижения иммунитета к болезням;
  • - психическое измерение: отсутствие желаний, отсутствие радости, эмоциональное истощение, раздражительность;
  • - ноэтическое измерение: уход от требований ситуации и уход из отношений, обесценивающие установки по отношению к себе и к миру .

Такое затяжное расстройство создает подавленный эмоциональный фон, на котором специфически воспринимается и весь остальной опыт. Переживание самого себя и мира характеризуется хроническим отсутствием телеснопсихической силы, ощущением пустоты, которое сопровождается нарастающим ощущением потери духовных ориентиров. К пустоте рано или поздно добавляется чувство бессмысленности, которое распространяется на всё большее число аспектов жизни (не только на работу, но и на свободное время и личную жизнь), и в конечном итоге уже сама жизнь переживается как бессмысленная.

Более широкий взгляд на проблему эмоционального выгорания дает выделение пяти ключевых групп симптомов:

  • 1) физические симптомы : усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница; жалобы на общее плохое самочувствие; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; артериальная гипертензия (повышенное артериальное давление); боли в области сердца;
  • 2) эмоциональные симптомы : недостаток эмоций, неэмоциональность; пессимизм, цинизм, черствость в работе и личной жизни; безразличие и усталость; раздражительность, агрессивность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации - своей или других (люди начинают восприниматься безликими, как манекены); преобладание чувства одиночества;
  • 3) поведенческие симптомы : рабочее время более 45 часов в неделю; во время рабочего дня появляются усталость и желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; отсутствие физических нагрузок; частое употребление табака, алкоголя, лекарств;
  • 4) интеллектуальное состояние : уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); безразличие к новшествам, нововведениям; отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы;
  • 5) социальные симптомы : отсутствие времени или энергии для социальной активности; уменьшение активности и интереса в области досуга, хобби; социальные контакты ограничиваются работой; скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания окружающих и со стороны окружающих; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Синдром эмоционального выгорания также проявляется в:

а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде). В синдроме сгорания также обнаруживаются чувства пустоты и бессмысленности. Только апатия в случае синдрома сгорания является не следствием, а скорее причиной утраты инициативы. В синдроме выгорания встречается и скука. Поскольку в синдроме эмоционального сгорания присутствуют оба основных симптома экзистенциального вакуума - чувства пустоты и бессмысленности, его можно было бы обозначить как особую форму экзистенциального вакуума, в которой, однако, доминирует картина истощения.

В.В. Бойко описывает различные симптомы "выгорания", рассмотрим некоторые из них:

1. Симптом "эмоционального дефицита".

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это ничто иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает

их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом "эмоционального дефицита"

2. Симптом "эмоциональной отстраненности".

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак регидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом выгорания. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.

3. Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации".

Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения.

Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку как субъекту профессионального действия.

Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Метастазы "выгорания" проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах "выгорания" личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию "ненавижу", "презираю", "взять бы автомат и всех".

В таких случаях "выгорание" смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана сия профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.

4. Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений".

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - "выгорание" - самостоятельно уже не справляются с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида . Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

В отечественной психологии выгорание рассматривается как сложное интегральное образование, включающее эмоциональные, мотивационные, когнитивные, поведенческие и соматические компоненты, которые, образуя симптомокомплексы, объединяются, в конечном итоге, в базовые подструктуры. Структурная организация выгорания проявляется в двух плоскостях: иерархической (вертикальной) и горизонтальной. Вертикальная плоскость проявляется в установлении иерархических отношений между симптомами и доминировании отдельных их категорий в зависимости от уровня выраженности выгорания. Горизонтальные взаимосвязи заключаются в объединении конкретных симптомов в симптомокомплексы и их последующей интеграции в базовые подструктуры. Структура выгорания представляет собой динамичное образование. Это означает, что количественный и качественный состав выгорания определяется содержанием профессиональной деятельности. Если в профессиях субъект-субъектного типа структура выгорания включает три традиционно выделяемых компонента: психоэмоциональное истощение, цинизм и самооценку профессиональной эффективности, то в профессиях субъект-объектного типа данная структура выражена менее отчетливо и приближается к двухфакторной за счет частичного растворения подструктуры цинизма между остальными и качественной перестройки его содержания.

Таким образом, синдром выгорания возникает в связи с эмоциональным истощением на фоне чрезмерных нагрузок или чрезмерных требований. Истощение является причиной обеднения, формализации отношений и утраты доверия к самому себе, связанного со снижением эффективности деятельности . При этом синдром проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, дегуманизацией в форме негативизма по отношению как к другим людям (в том числе и к сотрудникам), ощущением собственной профессиональной несостоятельности, неудовлетворенности работой, в явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем у личности могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания.

Синдром эмоционального выгорания – что это такое и как с ним бороться?

В последнее время о синдроме эмоционального выгорания говорят все, кому не лень. Его называют «бичом» нашего времени, и, наверное, не зря. Ведь жизнь современного человека проходит в постоянном напряжении и стрессах, не всегда оставляя время на полноценный отдых и расслабление. На работе – постоянная конкуренция, гонки «на выживание» и за место под солнцем. Дома – приевшаяся «бытовуха». В этом сумасшедшем ритме людям непросто сохранять чувствительность и свои человеческие качества. Да, что там говорить, порой это даже опасно! И в какой-то момент наступает точка невозврата.

Да, синдром эмоционального выгорания не «выстреливает» сразу. Скорее, он действует по принципу бомбы замедленного действия – постепенно, но неустанно. И в результате нередко провоцирует проблемы в коммуникации с окружающими людьми и к серьезным психологическим нарушениям. Человек становится холодным и равнодушным по отношению к другим людям и к своим рабочим обязанностям. Все вокруг начинают раздражать или вызывать тоску.

Почему так происходит? Что же такое «синдром эмоционального выгорания» и что с ним делать?


Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - вид профессиональной деформации лиц, которые в ходе своей деятельности тесно общаются с людьми.

Другими словами, СЭВ — это реакция организма, возникающая в ответ на длительное воздействие рабочих стрессов.

Согласно данным Европейской конференции ВОЗ (2005 г.), профессиональный стресс — важная проблема приблизительно одной трети рабочих стран Евросоюза. И лечение ее и связанных с ней проблем с психическим здоровьем обходится этим странам приблизительно в 3-4% валового национального дохода. Впечатляет, правда?

Разберем более подробно понятие СЭВ. По определению, СЭВ — это постепенная потеря эмоциональной, физической и интеллектуальной энергии, вследствие чего наблюдается эмоциональное, умственное и физическое утомление, истощение, снижение уровня удовлетворенности выполнением своей работы и личной отстраненности.

По сути, СЭВ – это защитный механизм психики, выработанный человеком в ответ на травмирующие воздействия профессиональных стрессов. Этот механизм проявляется в форме частичного или полного исключения эмоций в ответ на раздражители. То есть, человек просто перестает на них реагировать.

Конечно же, такая защита имеет и положительный посыл – позволяет порционно и экономно тратить энергию, не расходуя ее впустую или на то, что человек не в силах изменить. Но не стоит забывать, что также «выгорание» негативно сказывается на выполнении трудовой деятельности и отношениях с партнерами и клиентами.

Немного истории

В начале 70-х годов 20 века ученые заметили один интересный факт. Оказывается, многие трудящиеся после нескольких лет работы начинают испытывать близкое к стрессовому состояние и обращаются за помощью психолога. При этом в число жалоб входят постоянное утомление, иногда бессонница, головные боли, общее ухудшение здоровья. Труд перестает быть в радость, а, наоборот, раздражает и вызывает агрессию. Приходит чувство собственной некомпетентности и беспомощности, снижается внимание, выносливость, а также конкретные профессиональные достижения. Однако методы психотерапии в этих случаях не принесли нужного эффекта.

Первые научные работы по этой проблеме появились в США. В 1974 г. американский психиатр Фрейденберг назвал это явление «burnout» («выгорание»). На русский язык его переводят как «эмоциональное выгорание» или «профессиональное выгорание».

В 1976 г. социальный психолог К. Маслач определила «выгорание» так: синдром физического и эмоционального истощения, включая потерю сочувствия и понимания по отношению к клиентам или пациентам, развитие негативной самооценки и отрицательного отношения к работе.

Изначально под СЭВ считалось состояние изнеможения, сопровождающееся ощущением своей бесполезности. Позже количество симптомов данного синдрома существенно выросло. Ученые стали все больше связывать СЭВ с психосоматическим самочувствием, и относить его к состояниям, предшествующим болезни. На данный момент СЭВ относят к рубрике Z73 – «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни» Международного классификатора болезней (МКБ-10).

В отличие от другого весьма распространенного тяжелого психического состояния – депрессии — СЭВ не сопровождается подавленностью и чувством вины. Напротив, СЭВ часто свойственны агрессия, возбуждение, раздражительность.

В группе риска

В ходе исследований оказалось, что СЭВ приносит серьезные убытки обществу – и экономические, и психологические. Например, бывали случаи, когда опытные летчики ни с того ни с сего начинали испытывать страх и неуверенность перед полетами. Такие эмоциональные «качели» могут спровоцировать не только личную драму человека, но и большую катастрофу. Но чаще всего подвержены выгоранию люди таких профессий, которые отдают тепло и энергию своей души другим людям.

Наиболее часто СЭВ встречается среди учителей, врачей, социальных работников, психологов, спасателей, работников правоохранительных органов (в разных сферах синдрому подвержены от трети до 90% трудящихся). В той или иной степени выраженности от СЭВ страдают почти 80% психиатров, наркологов, психотерапевтов. В 7,8% случаев такие специалисты приобретают резко выраженный синдром, ведущий к различным психовегетативным и психосоматическим нарушениям. По другим источникам, среди психотерапевтов и психологов-консультантов признаки СЭВ разной степени выраженности наблюдаются в 73% случаев, причем в 5% доходит до явно выраженной фазы истощения.

Среди социальных работников признаки СЭВ в той или иной степени проявляются в 85% случаев. Почти 63% медсестер психиатрических отделений обнаруживают у себя СЭВ.

По исследованиям английских ученых, среди врачей в 41% случаев наблюдается высокий уровень тревоги. Треть врачей для снятия эмоционального напряжения использует медикаментозные средства, кроме того, количество употребляемого спиртного превышает средний уровень. В отечественном исследовании выяснилось, что у 26% терапевтов наблюдается высокий уровень тревожности. Признаки СЭВ проявляются у 61,8% стоматологов.

СЭВ наблюдается у 1/3 сотрудников правоохранительных органов.

В большинстве случаев СЭВ рассматривают как последствие стрессов на работе, в результате чего возникает дезадаптация к рабочему месту или трудовым обязанностям. Один из важнейших факторов появления СЭВ – длительные большие нагрузки в ситуациях напряженных межчеловеческих отношений. Именно поэтому представители коммуникативных профессий – учителя, врачи, психологи, менеджеры, работники сферы услуг – нередко страдают от проявлений выгорания.


Как же распознать эмоциональное выгорание? В наше время выделяют более 100 симптомов, связанных с СЭВ. Немаловажно заметить, что иногда СЭВ можно перепутать с синдромом хронической усталости (хотя нередко они идут «в паре»). В частности, при синдроме хронической усталости люди жалуются на: нарастающую усталость, снижение работоспособности; мышечную слабость; плохую переносимость нагрузок, ранее привычных; боль в мышцах; головные боли; расстройства сна; склонность к забывчивости; раздражительность; снижение концентрации внимания и мыслительной активности.

У СЭВ же существуют три ключевых признака, отличающих его от других заболеваний с похожими симптомами. К ним относятся:

1. Развитию выгорания предшествует фаза повышенной активности, полной поглощенности работой, отказа от других потребностей и отсутствия беспокойства об удовлетворении собственных нужд. Следом за этой фазой наступает первый признак СЭВ — эмоциональное истощение. По сути, это чувство перенапряжения, исчерпания ресурсов – как физических, так и эмоциональных, ощущение усталости, не исчезающее после ночного сна. Даже после отпуска все эти явления возобновляются после возвращения в прежнюю трудовую ситуацию. Появляется безразличие, изнеможение, меняется отношение к работе – человек уже не в силах отдаваться работе, как раньше.

2. Второй признак СЭВ – дегуманизация, личностная отстраненность. Профессионалы могут расценивать такое изменение уровня сострадания к пациенту или клиенту как пробу справиться с нарастающим эмоциональным стрессом на работе. Но такое отстранение вскоре может развиться в негативное, порой агрессивное отношение к своим коллегам, клиентам, пациентам. В крайних случаях человека перестает волновать все в его профессиональной деятельности, ничто не вызывает эмоций — ни позитивные, ни негативные обстоятельства. Клиент или пациент начинает восприниматься как неживой предмет, одно присутствие которого зачастую неприятно.

3. Третий признак СЭВ — негативное восприятие себя в профессиональном плане, падение самооценки, ощущение потери собственной эффективности. Человек начинает чувствовать, что ему не хватает профессионального мастерства, не видит перспектив в своей рабочей деятельности, и, как следствие, перестает получать удовлетворение от работы.

СЭВ — это комбинация физического, интеллектуального и эмоционального утомления. В наше время нет единой концепции структуры СЭВ, но все же можно утверждать, что он являет собой деформацию личности вследствие эмоционально трудных и напряженных коммуникаций в системе «человек-человек». Последствия такого выгорания могут проявиться как в психосоматических заболеваниях, так и в психологических изменениях личности. И то, и то непосредственно влияет на здоровье человека.

Все основные симптомы СЭВ можно разделить на 5 ключевых групп:

1. Физические, или соматические, симптомы:

  • усталость, утомление, истощение;
  • колебание веса;
  • неполноценный сон, бессонница;
  • общее плохое самочувствие;
  • одышка, затрудненное дыхание;
  • головокружения, тошнота, излишняя потливость, дрожь;
  • гипертония;
  • воспалительные и язвенные заболевания кожи;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;

2. Эмоциональные симптомы:

  • пессимизм, черствость, цинизм как в рабочих ситуациях, так и в частной жизни;
  • недостаток эмоций;
  • усталость, безразличие;
  • чувство безнадежности ситуации, личной беспомощности;
  • раздражительность, агрессивность;
  • тревожность, усиление необоснованного беспокойства, невозможность сосредоточиться;
  • депрессия, чувство вины;
  • душевные страдания, истерики;
  • утрата надежд, идеалов, перспектив в профессии;
  • деперсонализация — люди кажутся безликими, словно манекены;
  • чувство одиночества, отстраненности;

3. Поведенческие симптомы:

  • работа больше 45-50 часов в неделю;
  • безразличие к еде;
  • недостаточные физические нагрузки;
  • «оправданное» злоупотребление табаком и алкоголем, а также лекарствами;
  • усталость и необходимость отдохнуть в процессе труда;
  • несчастные случаи – травмы, аварии и т.п.;

4. Интеллектуальное состояние:

  • падение уровня интереса к новым идеям и теориям в работе;
  • апатия, тоска, скука;
  • пропадание интереса и вкуса к жизни;
  • предпочтение стандартов, шаблонов и рутины — творческим подходам;
  • безразличие, цинизм к новшествам;
  • отказ от участия или недостаточное участие в развивающих тренингах, образовательных мероприятиях;
  • выполнение работы сводится к сугубо формальному;

5. Социальные симптомы:

  • пропадание интереса к развлечениям и досугу;
  • пониженная социальная активность;
  • ограничение контактов и отношений исключительно работой;
  • чувство изоляции, недопонимания других и другими;
  • ощущение недостаточности поддержки со стороны окружения — семьи, коллег, друзей.

То есть, СЭВ – это целый комплекс нарушений в физической, психической и социальной сферах жизнедеятельности человека.

Факторы СЭВ

Все ли представители «опасных» для СЭВ профессий одинаково подвергаются выгоранию? Ученые выделяют три главных фактора, играющие важную роль в СЭВ - ролевой, личностный и организационный.

Личностный фактор. По данным исследований, на эмоциональное выгорание не влияют такие факторы, как семейное положение, возраст, стаж данной работы. Однако замечено, что у женщин выгорание развивается глубже и чаще, нежели у мужчин. Также более подвержены выгоранию так называемые «сверхконтролируемые личности» — люди, испытывающие недостаток автономности.

Среди основных факторов личности, влияющих на развитие СЭВ, психологи называют следующие:

  • гуманность, склонность к сочувствию, мягкость,
  • склонность к увлеченности в работе, к ее идеализации, ориентированность на людей;
  • интравертированность, неустойчивость,
  • «пламенность», фанатичность в идеях,
  • авторитаризм как стиль руководства,
  • склонность к холодности в проявлении эмоций,
  • высокий самоконтроль, в частности при постоянном подавлении отрицательных эмоций;
  • склонность к тревожности и депрессии, из-за недостижимости «внутреннего стандарта» и «закапывания» в себе отрицательных переживаний;
  • склонность к острому переживанию неприятных обстоятельств в работе.

Ролевой фактор. Также ученые установили связь между СЭВ и уровнем ролевой определенности и конфликтности. Так, в случаях, когда в профессиональной деятельности ответственность четко распределена, СЭВ возникает нечасто. В ситуациях же с нечеткой или неравномерно разделенной ответственностью за свои действия на работе склонность к выгоранию возрастает, даже если трудовая нагрузка сравнительно невелика. Также очень способствуют развитию СЭВ такие профессиональные ситуации, при которых не согласованы совместные усилия, отсутствует слаженность действий, имеется конкуренция между сотрудниками, и в то же время хороший результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие выгорания прямо связано с наличием напряженной эмоциональной деятельности на работе: интенсивное эмоциональное общение, восприятие, обработка получаемых данных и принятие решений. Также организационными факторами СЭВ выступают:

  • неблагополучная психологическая атмосфера;
  • нечеткое планирование и организация труда;
  • излишние бюрократические моменты;
  • конфликты с руководством и подчиненными;
  • напряженные взаимоотношения с коллегами;
  • многочасовой труд, который невозможно измерить;
  • недостаточное вознаграждение за труд;
  • невозможность участия в принятии решений;
  • постоянный риск штрафов;
  • монотонная, однообразная, бесперспективная работа;
  • необходимость проявлять внешне «нереальные» эмоции;
  • отсутствие полноценного отдыха: выходных, отпусков, а также интересов помимо работы;
  • работа с психологически непростым контингентом – с «трудными» подростками, тяжелыми больными, конфликтными клиентами и т.п.

Причины СЭВ

Главная причина СЭВ — психологическое, душевное переутомление. Оно возникает в случае, когда требования в течение продолжительного времени преобладают над ресурсами человека. В результате, нарушается состояние равновесия, и оно неизбежно приводит к выгоранию.

По мнению психологов, к основным причинам появления СЭВ можно отнести такие:

1. Превышение «лимитов». Нервная система человека имеет определенный «лимит общения» — за день человек в состоянии уделить полноценное внимание только ограниченному количеству людей. Если же их число превышает «лимит», неизбежно наступит истощение, а потом и выгорание. Такой же лимит есть и у восприятия, внимания, решения задач. Этот предел индивидуален, он очень подвижен, зависит от состояния нервной системы человека.

2. Отсутствие обоюдного коммуникативного процесса. Все мы привыкли к тому, что коммуникативный процесс с людьми двусторонний, и за позитивным посылом последует отклик: уважение, благодарность, усиление внимания. Но на такую отдачу способны далеко не все клиенты, пациенты, ученики. Нередко в виде «вознаграждения» за усилия человек получает лишь невнимание, равнодушное молчание, порой даже и неблагодарность, враждебность. И в тот момент, когда число таких неудач превышает допустимую для человека границу, начинает развиваться кризис самооценки и трудовой мотивации.

3. Отсутствие полноценного результата. Зачастую в работе с людьми очень сложно, практически невозможно правильно оценить, «пощупать» результат. Независимо от того, старается человек или нет, результат может быть одним и тем же, и очень трудно доказать, что какие-то определенные старания ведут к повышению результативности, а безразличие – к ее снижению. Особенно такая причина распространена среди работников системы образования.

4. Индивидуальные особенности человека. Кому-то проще целыми днями выполнять рутинную работу, но в случае необходимости мобилизации сил и аврального режима труда на таких людей сложно рассчитывать. Другие люди способны изначально трудиться увлеченно и активно, но быстро «выдыхаются». Есть хорошие исполнители, которым необходимы прямые указания руководителя, и творческие работники, предпочитающие в своей деятельности свободу выбора. Понятно, что в случаях, когда поставленные перед сотрудником задачи не соответствуют складу его личности, СЭВ может развиться быстрее и глубже.

5. Неправильная организация труда, нерациональное управление.

6. Профессиональная деятельность, связанная с ответственностью за здоровье, судьбу, жизнь людей.


Профилактика и лечение СЭВ во многом похожи: то, что защищает от развития выгорания, может использоваться и для его лечения.

Все лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия должны направляться на:

  • снятие рабочего напряжения,
  • рост профессиональной мотивации,
  • возвращение равновесия между потраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

Немаловажная роль в борьбе с выгоранием отводится, в первую очередь, самому пациенту. Рекомендации специалистов таковы:

  1. Находите время для полноценного отдыха. Такие «тайм-ауты» необходимы для вашего физического и психического благополучия. Тут как никогда подходит поговорка «Работа не волк – в лес не убежит»;
  2. Пересмотрите свои жизненные ориентиры: определитесь с краткосрочными и долгосрочными целями, не стремитесь к недосягаемому идеалу, примите тот факт, что идеальных людей не существует;
  3. Овладейте навыками саморегуляции — релаксация и расслабление, дыхательные упражнения помогут снизить уровень стресса, ведущего к выгоранию;
  4. Займитесь собой. Любимый вид спорта, правильное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, отказ от злоупотребления спиртными напитками, табаком, нормализация веса помогут правильной работе всего организма, в том числе и нервной системы;
  5. Поверьте в свою значимость и перестаньте себя критиковать. Да, вы не идеальны, но, в конце концов, не святые горшки лепят;
  6. По возможности уходите от ненужной конкуренции. Излишнее стремление к выигрышу вызывает тревогу и агрессивность, и могут привести к СЭВ;
  7. Не забывайте о профессиональном развитии и совершенствовании – это могут быть различные курсы повышения квалификации, круглые столы, конференции и т.п., которые помогут поднять вашу самооценку как профессионала, и избежать выгорания;
  8. Разрешите себе приятное эмоциональное общение с близкими по духу людьми – такое общение значительно снижает вероятность выгорания;
  9. Старайтесь обдуманно рассчитывать и распределять свои трудовые нагрузки. Если вас ждет очень напряженная работа, стоит подготовиться к этому заранее. Навалившаяся куча дел может спровоцировать депрессию и отвращение к работе. Перед важными периодами в жизни возьмите за привычку обязательно отдыхать, хорошо высыпаться;
  10. Учитесь переключаться с одного вида активности на другой;
  11. Старайтесь проще относиться к конфликтам на работе. Скорее всего, человек, «выливший» на вас свое недовольство, лично против вас ничего не имеет, просто у него есть свои нерешенные проблемы. Помните, ведь все мы не святые;
  12. Не старайтесь всегда и во всем быть лучшим и первым. Излишний перфекционизм способствует выгоранию.

И помните, что синдром эмоционального выгорания - это не приговор, и, конечно же, не повод отказаться от недавно еще любимой профессии. Просто побалуйте себя отдыхом, обдумайте происходящее, успокойтесь и попробуйте на время сменить род занятия. Вот увидите, как только вы измените фокус внимания, СЭВ отступит!

Синдром эмоционального выгорания (burnout syndrome) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек - человек», где доминирует оказание помощи людям (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г. Селье) - стадии истощения .

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Основными симптомами синдрома эмоционального выгорания являются эмоциональное, психическое истощение, личностная отстраненность, ощущение утраты эффективности.

Эмоциональное, психическое истощение - чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Частыми являются следующие жалобы: «Я чувствую себя, как выжатый лимон», «Работа высасывает из меня все силы», «Я словно сгораю на работе». После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Человек чувствует себя предельно уставшим от чрезмерной занятости работой, вкладывает огромные усилия в ее доскональное исполнение. Истощение является основным компонентом синдрома эмоционального выгорания.

Наблюдаются признаки психической дисфункции: потеря ясности мышления, трудности концентрации внимания («маленькие», но важные вещи постоянно забываются или теряются), ухудшение кратковременной памяти, постоянные опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя, увеличение числа ошибок и оговорок, увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации близкие к ним.

Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают (ученикам, пациентам и др.), они становятся формальными, безразличными в контактах. При синдроме эмоционального выгорания нарушается равное отношение ко всем субъектам деятельности, действует принцип «хочу или не хочу, сочту нужным, будет настроение - уделю внимание данному партнеру». У человека с синдромом выгорания возникает потребность в самооправдании: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким людям нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться?».

Ощущение утраты эффективности (достижений), или чувство некомпетентности можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.

Этапы развития синдрома эмоционального выгорания

Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадийный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Синдром эмоционального выгорания развивается согласно определенным фазам (Burish, 1994):

1. Предупреждающая фаза:

а) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов);

б) истощение (чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев).

2. Снижение уровня собственного участия:

а) по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д. (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, проявления негуманного подхода к людям);

б) по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки);

в) по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальном аспекте при одновременной неудовлетворенности работой);

г) возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, ощущение, что другие люди используют тебя, зависть).

3. Эмоциональные реакции:

а) депрессивное настроение (постоянное чувство вины, снижение самооценки, лабильность настроений, апатия);

б) агрессия (защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружающими).

4. Фаза деструктивного поведения:

а) сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения);

б) мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям);

в) эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби).

5. Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, наркотиков.

6. Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность.

Последствия синдрома эмоционального выгорания

Доказано негативное влияние «выгорания» на соматическое здоровье. Повышается риск развития ишемической болезни сердца.

Социальные последствия синдрома эмоционального выгорания следующие: ухудшается качество выполнения работы, утрачивается творческий подход к решению задач, увеличивается число конфликтов на работе и дома, частые прогулы, наблюдается переход на другую работу, смена профессии. Растет число профессиональных ошибок. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «заразным» и распространяться через неофициальные взаимодействия на работе.

Синдром эмоционального выгорания также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. Это может возникать из-за того, что после эмоционально насыщенного дня, проведенного с клиентами или пациентами, человек испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей.

Синдром эмоционального выгорания может осложниться депрессивным, тревожным расстройством, зависимостями от психоактивных веществ, психосоматическими заболеваниями, суицидом.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом сходны: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. В терапии и профилактике синдрома эмоционального выгорания можно использовать различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).

В первую очередь необходимо обеспечить осознание пациентом проблемы и принятие адекватной ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Необходимо активное участие пациента в процессе терапии и сотрудничество с врачом.

Пациентам необходимо предоставить полную информацию о синдроме эмоционального выгорания: основных клинических проявлениях, закономерностях течения, предрасполагающих факторах; о стрессовом процессе и его стадиях в соответствии с учением Г. Селье об общем адаптационном синдроме (1 - реакции тревоги, 2 - стадия резистентности, 3 - стадия истощения); о физических симптомах, наблюдающихся при этом, и о мероприятиях по управлению стрессом.

На начальных стадиях синдрома необходимо обеспечение хорошего, полноценного отдыха с полной изоляцией от работы. Необходима помощь психотерапевта, психолога.

1. Регулярный отдых, баланс «работа - досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Пациенту необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться пациенту (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. У пациентов надо выяснить, сколько они обычно спят и сколько им нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем - 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через три недели после постепенного сокращения потребления кофеина большинство пациентов отмечают снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.

5. Разъяснение необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с клиентами, учениками, пациентами). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».

6. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Пациенту нужно разъяснить необходимость наличия интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).

7. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации.

В работе с пациентами при индивидуальной или групповой терапии можно придерживаться следующих направлений:

Тренинг коммуникативных навыков. Обучение навыкам эффективного межличностного общения. Выявление и расширение значимых для пациента межличностных связей (семья, друзья, коллеги).

Позитивный взгляд на вещи. Пациенту нужно помочь осознать, что существует много вариантов интерпретации определенной ситуации. Ответ на вопрос «Стакан наполовину пуст или наполовину полон?» зависит от взгляда на вещи: у оптимистов стакан полон, хоть и наполовину, у пессимистов - пуст. Совместно с пациентом можно пересмотреть стрессогенную ситуацию и найти позитивные моменты. Это не изменит ситуации, но позволит по-другому смотреть на вещи (рационально-эмотивная терапия).

Фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Сознательный выбор профессии, знания о трудностях, связанных с ней, реальная оценка своих собственных возможностей может помочь избежать «выгорания» или существенно приостановить его развитие.

Тренинг уверенности в себе. Люди, подверженные синдрому эмоционального выгорания часто имеют заниженную самооценку, робки, тревожны, неуверенны в себе. Можно использовать методику «волшебный магазин». Пациенту предлагается представить, что он находится в волшебном магазине, в котором может приобрести любую недостающую ему личностную черту: примерить ее на себя, взять ее себе.

Обучение техникам релаксации (расслабления). Возможно использование следующих техник:

– прогрессивная мышечная релаксация (метод Джекобсона). Упражнения легко осваиваются в группах либо самостоятельно. Основной целью метода является достижение произвольного расслабления поперечно-полосатых мышц в покое. Сеансы занимают до 30 мин;

– трансцендентальная медитация. Под медитацией понимают искусственно созданную ситуацию, в которой человек специально занят самосовершенствованием своих мыслительных процессов или каких-то психических особенностей, размышляя над им же созданными искусственными обстоятельствами;

– аутогенная тренировка (метод Шульца) - самовнушение в состоянии релаксации или гипнотического транса;

– произвольное самовнушение (метод Куэ) позволяет подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Может использоваться для редукции стресса перед важными встречами.

Проведение дебрифинга (обсуждения) после критического события. Обсуждение предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить работу (например, дежурство).

Религиозность также рассматривается рядом исследователей как профилактический фактор, препятствующий развитию синдрома эмоционального выгорания. Религиозность ассоциируется с долгожительством и отрицательно связана с наркоманией, алкоголизмом, суицидальными мыслями, уровнем депрессии, разводами.

Проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовских групп для учителей, врачей). Балинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х гг. 20 в. Михаэлем Балинтом как тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях взаимоотношений врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые врачи сами выносят на обсуждение (аналогичной может быть группа учителей, медицинских сестер и др.).


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции