03.11.2019

Данные воз о количестве инвалидов. Инвалидизация страны. Знать об инвалидности – почему это важно для здоровых


По состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается 12,12 млн инвалидов, в том числе 643,1 тыс. детей-инвалидов.

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр позволяет исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечивает создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.

Полученные данные используются для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы при государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности – здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование.

Реализуемые мероприятия по созданию условий доступности позволяют обеспечить комплексный подход.

За время реализации государственной программы были отработаны методики и подходы к выявлению и устранению барьеров, которые мешают инвалидам в разных жизненных ситуациях, а также механизмы привлечения инвалидов не только на этапе реализации мероприятий, но и к принятию деятельного участия на этапе разработки мероприятий.

Так, в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры планируется достичь показателя дооборудованного для инвалидов наземного транспорта 11,1 % к концу 2017 года. На начало реализации госпрограммы он составлял 8,3 %.

В сфере информации и связи реализуется мероприятие по субтитрированию телевизионных каналов. Эта работа финансируется за счет средств госпрограммы, и к концу 2017 года количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов составит 15000 часов (на начало реализации Госпрограммы было лишь 3000 часов).

В сфере здравоохранения к концу 2017 года доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, составит 50,9 %, в сфере культуры – 41,4 %, в сфере спорта – 54,4 %.

В сфере образования приспособленными являются 21,5 % школ, при этом на начало реализации госпрограммы таких школ было немногим более 2 %.

С 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы госпрограммы, которая направлена на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Планируется, что итогом будет создание современной системы комплексной реабилитации.

Актуальность реализации этой подпрограммы заключается в том, что сейчас в стране нет единых методических и нормативных документов по организации реабилитационного процесса инвалидов, отсутствуют единые методики оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.

В связи с этим на первом этапе, в течение 2016 года, осуществлялась разработка таких документов, а в 2017-2018 годах проводится пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. С начала 2017 года пилотный проект реализуется в Свердловской области и Пермском крае. На реализацию пилотного проекта в федеральном бюджете предусмотрено около 300 млн рублей ежегодно. Результаты реализации пилотного проекта будут положены в основу законопроекта, который позволит организовать эффективный реабилитационный процесс за пределами действия госпрограммы.

По решению Президента России Владимира Путина Государственная программа «Доступная среда» должна быть продлена до 2025 года . Это позволит и далее консолидировать усилия федерального центра и регионов в вопросе интеграции инвалидов в общество.

При разработке госпрограммы «Доступная среда» до 2025 года предлагается выделить три основных направления:

  • повышение уровня доступности наиболее значимых для инвалидов объектов и услуг, включая создание условий для посещения таких объектов;
  • формирование современной системы комплексной реабилитации инвалидов, включая развитие технологий сопровождения инвалидов в различных жизненных ситуациях, а также развитие «ранней помощи» детям - инвалидам;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы.

Законопроект о сопровождаемой занятости инвалидов

21 ноября 2017 года Госдума России одобрила в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Законопроект направлен на приведение действующего закона о занятости в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована Россией в 2012 году.

Его разработка связана с недостаточной эффективностью работы по трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране составляет порядка 31,8 % (около 1,1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста (около 3,7 млн человек). Из них стабильно работающих только 25%, в европейских странах этот показатель достигает 40 %.

Органы службы занятости работают с инвалидами, не учитывая наличие у них значительных ограничений жизнедеятельности.

В проекте федерального закона определяется механизм взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости при содействии в трудоустройстве инвалида.

Учреждения медико-социальной экспертизы в выписках из индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направляемых в службу занятости, уже с июня 2017 года указывают информацию о согласии инвалида на инициативное обращение специалистов службы занятости к нему напрямую.

А на органы службы занятости планируется возложить следующие функции:

  • проведение первичной консультации с инвалидом;
  • анализ базы вакансий;
  • организацию взаимодействия инвалида с работодателем;
  • оказание консультативно-методической помощи работодателю;
  • определение необходимости в сопровождении при содействии занятости инвалида.

Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья испытывают затруднения и самостоятельно не могут трудоустроиться или вернуться в трудовой процесс.

Совершенствование медико-социальной экспертизы

В мае 2017 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы. В ней зафиксированы ключевые направления действий на период до 2020 года.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы. Разработаны и прошли апробации отдельные классификации и критерии установления инвалидности детям; разрабатываются новые критерии для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве.

Второе направление – повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе. Оно включает мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, формированию общественных советов при главных бюро МСЭ, проведению независимой оценки качества условий предоставления услуги по МСЭ.

Закон об осуществлении контроля за доступностью среды для инвалидов

С 1 января 2018 года вступит в силу закон о предоставлении органам власти права осуществлять контроль за доступностью среды для инвалидов.

В соответствии с законом на уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти будут возложены отдельные функции по осуществлению контроля за обеспечением условий доступности.

Принятие закона регулирует вопрос о полномочиях органов, которые должны осуществлять государственный контроль и надзор за выполнением обязательных условий доступности. Это позволяет решать проблемы, связанные с доступностью среды, в рамках досудебных процедур, в том числе с использованием механизмов административной ответственности.

Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор;
  • правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор.

В частности, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты.

На региональном уровне аналогичным образом определены органы, осуществляющие контроль за доступностью услуг и объектов в тех сферах, где он в общем плане законодательно уже установлен.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2017 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) выделено 32,84 млрд рублей, что на 3,54 млрд рублей больше чем в 2016 г. (29,3 млрд рублей). Эта мера позволяет обеспечить необходимыми ТСР порядка 1,6 млн человек.

В 2018 году предусмотрено, 30,5 млрд рублей.

Учитывая, что обеспечение ТСР и услугами осуществляется в заявительном порядке и требует обязательного наличия соответствующих рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации, вопрос выделения дополнительного финансирования будет решаться в 2018 году по мере освоения средств с учетом поступающих заявок.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2017 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,39 % по сравнению с 2016 годом и составил 22 959,7 рубля.

В 2018 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников подлежит индексации с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.

Инвалидность - острая проблема, напрямую влияющая на социальный и экономический потенциал любого государства. Согласно данным ВОЗ, 15% мирового населения имеют ту или иную форму инвалидности, причем большая часть таких людей проживает в странах с относительно низким уровнем дохода. Именно на долю развивающихся стран приходится 4/5 всех инвалидов мира.

В 2006 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, а спустя еще шесть лет - ратифицировала ее, согласившись с основными принципами политики в отношении данной группы граждан, принятыми в международном сообществе (отметим, что только 45 стран мира имеют законы, касающиеся инвалидов).

Обязательным компонентом работы по этому направлению является накопление статистики инвалидности, которым нашей стране занимаются Росстат, Пенсионный фонд России, Министерство труда и т. д. Предоставляемая ими информация не всегда идентична, поскольку используемые методики различаются, а базы данных пересекаются. Тем не менее, очевидно, что общая численность инвалидов с начала либеральных реформ в России выросла лавинообразно и рост этот не останавливается (рис. 1). С учетом неблагоприятной демографической ситуации в стране, доля инвалидов в общей массе населения увеличивается еще быстрее.


Рис. 1. Общая численность инвалидов в РФ, тыс. чел.

Если посмотреть динамику численности людей, впервые признанных инвалидами, то обнаруживается заметный пик, приходящийся на 2005 год, печально известный проведенной Правительством Монетизацией льгот, когда лекарства и санаторно-курортное лечение были заменены денежной выплатой. В ходе чего льготники, нуждающиеся в дорогостоящих лекарствах, остались без таковых. Результат хорошо заметен на графике (рис. 2).

Рис. 2. Численность лиц, впервые признанных инвалидами (построено по данным Росстата)

По неофициальным оценкам реальная численность инвалидов в России превышает анонсируемую службами государственной статистики примерно в два-три раза. Нововведением станет создание Федерального реестра инвалидов, в котором будут содержаться сведения о присвоенной группе, степени утраты работоспособности, мерах социальной защиты и т. д. Реестр должен заработать с января 2017 года, а его «куратором» назначен Пенсионный фонд России. Смысл в том, что базы отдельных ведомств, таких как Министерство обороны, Министерство здравоохранения, плюс региональные базы льготников-инвалидов будут собраны в одну.

Идея хорошая, но один из ключевых вопросов - смогут ли чиновники обеспечить конфиденциальность информации о российских гражданах. Само слово «конфиденциальность» в нашей стране сильно дискредитировано и вера наших соотечественников в способность государство обеспечить сохранность личной информации невелика. Люди с инвалидностью - одна из самых незащищенных категорий, нуждающаяся в обеспечении собственной безопасности, в том числе и информационной.

Кроме того, при создании единой информационной системы нужно обязательно предусмотреть тот факт, что значительная часть инвалидов физически не способна пользоваться «личными кабинетами» или просто не имеет выхода в интернет, а, следовательно, получение всех необходимых услуг и доступ к социальным программам должны быть возможным без обязательного непосредственного использования ими электронного ресурса.

Чиновники уже предупреждают, что в итоге создания единого реестра численность инвалидов в РФ может сильно измениться, поскольку на сегодняшний день имеющиеся базы пересекаются и дублируют друг друга. Кроме того, последнее время во властной среде стало модным объяснять рост численности инвалидов массовым характером необоснованных решений о предоставлении инвалидности.

Видимо в результате этого в 2016 году изменился порядок установления инвалидности, как для взрослого населения, так и для детей. Представления о том, кого считать инвалидом и какие критерии оценки для этого применять были пересмотрены, при этом функции экспертов выполняют специалисты медико-социальной экспертизы (МСЭ), в состав их комиссии должен входить всего один врач, к специальности которого специальных требований не предъявляется. То есть предполагается, что человек с медицинским образованием может быть полностью компетентен во всех возможных нозологических формах.

Вот как характеризует действующую систему МСЭ руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы д.мед.н. Данилова С.Г.: «Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать - не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ - абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить» .

Статистика инвалидизации в результате введения новых критериев, конечно, улучшится, будут сэкономлены значительные бюджетные средства, направляемые ранее на поддержку инвалидов, но социальное недовольство возрастет, поскольку и в без того непростой экономической и политической ситуации наименее защищенная часть общества может лишиться государственных льгот и дотаций.

Вслед за изменениями в системе оценки состояния здоровья и порядке присвоения инвалидности уже последовал шквал жалоб со стороны инвалидов, лишившихся данного статуса в текущем году. Изменения закономерно коснулись не только взрослых граждан, но и детей. Для них инвалидность - это возможность бесплатно лечиться в профильных клиниках, получать лекарства, пособие, устанавливать необходимый график обучения в школе, приобретать специальное оборудование. Страшно и то, что родители, невероятными усилиями добившиеся улучшения состояния здоровья своих детей, в результате реформы получают отказы в признании их детей инвалидами. Следовательно, лишаются необходимой для поддержания и закрепления успехов государственной помощи, что грозит их детям новыми рецидивами.

Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, в нашей стране остается стабильно высокой. Причем резкая эскалация детской инвалидизации произошла в конце ХХ века - если в 1990 годы в РСФСР в органах соцзащиты состояло на учете 155 тыс. детей-инвалидов, то спустя всего десять лет показатель увеличился в 4,4 раза, дойдя до значения в 675 тыс. (рис. 3).

Рис. 3. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии (построено по данным Росстата)

На динамике детской инвалидности отражаются не только сугубо медицинские факторы, но и, например, военные конфликты (по данным ООН, на каждого убитого в ходе военных действий ребенка приходится трое оставшихся инвалидами), особенности рациона, уровень токсических аддикций родителей (в 60–80% случаев инвалидность детей обусловлена патологией перинатальной и связана с родительскими девиациями).

Наибольший рост за последние восемь лет получили следующие причины инвалидности: болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, психические и поведенческие расстройства, болезни нервной системы и новообразования. В этиологии почти всех перечисленных заболеваний важная роль отводится психо-эмоциональным травмам и стрессам. За постсоветский период показатели первичной детской и подростковой заболеваемости увеличились более чем в полтора раза (рис. 4). Конечно, далеко не все заболевания приводят к инвалидности, однако общую тенденцию на ухудшение состояния здоровья населения России эти данные иллюстрируют.

Рис. 4. Первичная заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет в перерасчете на 100 тыс. детей (построено по данным Росстата)

Инвалидизация страны продолжает нарастать, система здравоохранения и медико-социальной экспертизы - реформироваться, критерии оценки состояния здоровья - изменяться. Бесспорно одно. Положение инвалидов является одним из самых точных критериев степени цивилизованности государства и уровня нравственного состояния общества. На данном этапе развития России предпринимаемые усилия практически не приносят позитивных результатов, и за каждой цифрой, появляющейся или исчезающей в статистических сводках стоят физические и психологические мучения конкретного человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк. Всемирный доклад об инвалидности.

Сегодня - Международный день инвалидов

С инвалидностью живут сотни миллионов людей во всем мире, большая часть из них проживает в развивающихся странах. В настоящее время количество людей с инвалидностью составляет около 10% населения Земли (примерно 650 миллионов человек).

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) женщины имеют более высокий уровень инвалидности, чем мужчины.

Не смотря на то, что люди с ограниченными возможностями составляют десятую часть населения планеты, они фактически являются самой большой группой меньшинств в мире. И по прогнозам экспертов эта цифра будет постоянно расти.

80% людей с ограниченными возможностями по данным Программы развития ООН (ПРООН) живут в развивающихся странах. По оценкам Всемирного банка у 20% самых бедных людей в мире есть какие-то признаки инвалидности, и они, как правило, находятся в своих общинах в наиболее неблагоприятном положении. Статистика показывает устойчивый рост этих показателей. Причины этого заключаются в следующем:

  • Появление новых болезней и других причин, приводящих к возникновению различных нарушений жизнедеятельности, таких как ВИЧ/СПИД, стрессы, злоупотребление алкоголем и наркотиками.
  • Увеличение продолжительности жизни и численности пожилых людей, многие из которых имеют различные нарушения функционирования органов и систем организма.
  • Прогнозируемое увеличение численности детей-инвалидов в течение следующих 30 лет, особенно в развивающихся странах, из-за недоедания, болезней, эксплуатации детского труда и других причин
  • Рост числа вооруженных конфликтов и случаев насилия. На каждого ребенка, погибшего в ходе вооруженных конфликтов, приходится трое раненых, которые приобретают постоянную форму инвалидности. В некоторых странах до четверти всех случаев инвалидности возникает в результате травм и насилия, говорят эксперты ВОЗ.

В странах, где средняя продолжительность жизни составляет более 70 лет, на продолжительность жизни с инвалидность приходится в среднем около 8 лет, или 11,5 процента от продолжительности жизни среднестатистического человека.

Двусторонняя связь между нищетой и инвалидностью создает порочный круг. Бедные люди находятся в большей опасности в плане приобретения инвалидности из-за отсутствия доступа к хорошему питанию, здравоохранению, санитарии, а также безопасным условиям жизни и труда. Как только у человека возникают ограничения в жизнедеятельности, он сталкивается с препятствиями при образовании, трудоустройстве, и общественных услугах, которые могли бы помочь ему вырваться из нищеты.

Доктор Амартия Сен отметила в своем выступлении на конференции Всемирного банка по проблемам инвалидности, должны приняться во внимание дополнительные расходы, которые несут люди с ограниченными возможностями при оценке их покупательной способности. Исследование, проведенное в Великобритании показало, что уровень бедности среди инвалидов составил 23,1% по сравнению с 17,9% для обычных людей, но когда были учтены дополнительные расходы, связанные с инвалидностью, уровень бедности среди людей с ограниченными возможностями подскочил до 47,4%.

Инвалидность выше среди групп населения с низким уровнем образования, говорят эксперты Организации экономического сотрудничества и развития. В среднем среди людей с плохим уровнем образования 19% людей с ограниченными возможностями, тогда как среди более образованных - 11%. По данным ЮНЕСКО 90% детей с ограниченными возможностями в развивающихся странах не посещают школу. В странах ОЭСР, студенты-инвалиды в системе высшего образования по-прежнему представлены недостаточно, хотя их количество растет, говорит ОЭСР.

В развивающихся странах количество людей с инвалидностью фактически выше, чем зафиксировано в официальных данных. Так, по результатам переписи населения в Бразилии в 1991 году, количество людей с ограниченными возможностями составляло 1-2% от общей численности населения, а через 10 лет, после переписи 2001 года их количество возросло 14,5%. Подобная ситуация наблюдалась и в других странах, например, в Турции (разница в 12,3%) и Никарагуа (10,1%).

Для лиц с ограниченными возможностями гораздо выше вероятность того, что они могут стать жертвами насилия или изнасилования, в соответствии с данными исследования 2004 года, проведенного британскими специалистами, и в то же время у них меньше шансов на то, что в это вмешается полиция или правозащитные организации. Женщины и девочки-инвалиды особенно уязвимы для противоправных действий. Исследование, проведенное в штате Орисса, Индия, показало, что практически все женщины и девочки-инвалиды подвергались физическому насилию дома, 25% женщин с ограниченными умственными возможностями были изнасилованы и 6% женщин-инвалидов были насильно стерилизованы. Исследования показывают, что насилие в отношении детей с ограниченными возможностями происходит по крайней мере в 1,7 раза больше, чем среди их сверстников без инвалидности.

Во многих странах сложилась достаточно парадоксальная ситуация с трудоустройством людей с ограниченными возможностями. Правительства этих стран предпочитают выплачивать огромные средства из государственного бюджета в виде пенсий и пособий по инвалидности вместо того, чтобы создавать рабочие места для инвалидов и способствовать их трудоустройству и тем самым наполнять бюджет, а не брать деньги оттуда. Дискриминационная практика при приеме на работу по-прежнему процветает в отношении с ограниченными возможностями, а также работников, которые стали инвалидами. Две трети опрошенных безработных инвалидов заявили, что они хотели бы работать, но не могу это сделать. По оценкам экспертов Международной организации труда (МОТ) 386 миллионов лиц трудоспособного возраста в мире имеют некоторые виды инвалидности. Уровень безработицы среди инвалидов достигает 80% в некоторых странах. К примеру, из примерно 70 миллионов людей с инвалидностью в Индии только около 100 000 удалось получить работу в сфере промышленности.

Проведенное в 2004 году в США исследование показало, что только 35% населения трудоспособного возраста с ограниченными возможностями на самом деле работает, по сравнению с 78% людей без инвалидности. Одна треть опрошенных работодателей сказала, что инвалиды не могут эффективно выполнять поставленные перед сотрудниками задачи. Второй наиболее распространенной причиной не нанимать инвалидов был страх перед необходимостью использованием дорогостоящих специальных средств.

В то же время исследования МОТ показывают, что при внедрении гибких механизмов страхования и заинтересованности работодателя в подавляющем большинстве случаев удается безболезненно вернуть получившего инвалидность сотрудника на рабочее место без существенных потерь для него и его работодателя. По данным Министерства труда США тысячи людей с инвалидностью становятся успешными владельцами малого бизнеса.

В настоящее время в 45 странах мира приняты специальные законы по борьбе с дискриминацией людей с ограниченными возможностями, однако большинство из них нельзя назвать адекватными в плане содействия трудоустройству людям с новыми видами нарушений. Это особенно актуально для сотрудников, страдающих от «новых» профессиональных заболеваний, например, связанных с травмами, вызванными деформацией напряжения, а также для т.н. «невидимых» инвалидов, страдающих психическими заболеваниями и заболеваниями, проявляющимися хронической болью, которые не входят в сферу правовых определений в некоторых странах.

Использованы материалы и


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции