21.09.2019

Социальная сфера общества и ее структура. Понятие социально-культурной сферы. Особенности и отраслевая структура


Понятие социально-культурной сферы. Особенности и отраслевая структура

Социально-культурная сфера - ϶ᴛᴏ совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределœение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населœения.

Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.

Особенности СКС:

1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуᴦ.

2. Труд работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.

3. СКС имеет дело с обслуживанием населœения, в связи с этим территориальное размещение ее учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населœения и т.д.).

4. Труд в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.

5. Услуги являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга должна быть потреблена лишь в момент производства.

6. Природный фактор не играет огромного значения как в материальном производстве.

7. Труд работников СКС непроизводительный, т.к. данный труд не участвует в создании материальных блаᴦ.

8. Основные работники - ϶ᴛᴏ специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.

9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5% (в промышленности – 83%, в строительстве – 65%).

Сфера услуг –это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населœения.

Нематериальное благо - ϶ᴛᴏ благо, действующее на развитие способностей человека, созданное в непроизводственной сфере. Блага бывают:

а) внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);

б) внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).

В соответствии с выполняемыми функциями всœе отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие группы:

1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:

Жилищно-коммунальное хозяйство; наука.

2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:

Бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населœения;

Здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.

3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:

Управление и планирование народного хозяйства;

Отрасли, обеспечивающие безопасность государства;

Обеспечение охраны собственности.

Существует ещё одна классификация СКСФ:

1. Государственное управление, социальные услуги.

2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.

3. Жилищное хозяйство частного типа.

4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.

5. Ремонт техники.

6. Пассажирский транспорт.

7. Здравоохранение и соц. обслуживание.

8. Образование.

9. Оптовая и розничная торговля.

10. Природно-хозяйственная деятельность.

11. Культура, искусство и СМИ.

12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.

13. Гостиничный бизнес.

14. Ресторанный бизнес и общественное питание.

Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.

Отраслевая структура СКС включает:

1. Отрасль культуры идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).

Функции отрасли культуры:

а) сохранение исторических и национальных памятников культуры;

б) приобщение людей к творениям культуры;

в) воспитание культурного человека;

г) пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;

д) проведение исследования в области культуры;

е) духовное обогащение человека.

2. Отрасль образования занята всœеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).

Функции отрасли образования:

· удовлетворение потребностей людей в знаниях;

· осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;

· способствование приобретению специальности и овладению профессией;

· воспитание человека.

3. Здравоохранение система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).

Функции отрасли здравоохранения:

§ забота о поддержании здоровья людей;

§ проведение профилактики и лечение болезней;

§ оказание медицинской помощи;

§ обеспечение людей лекарственными средствами;

§ восстановление потерянного здоровья.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

4. Отрасль бытового обслуживания по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).

5. ЖКХ отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.

6. Социальное обеспечение (социальная защита) удовлетворяет потребности ряда категорий населœения в финансовых ресурсах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).

7. Наука сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).

Понятие социально-культурной сферы. Особенности и отраслевая структура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие социально-культурной сферы. Особенности и отраслевая структура" 2017, 2018.

Тема №1. Менеджмент в социальной сфере и его особенности

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений. Она обеспечивает воспроизводство, развитие, совершенствование общественных групп и индивидов.

Социальная сфера в идеале призвана обеспечить достаточный уровень благосостояния, доступность основных жизненных благ для большинства населения. Она призвана создавать возможности социальной мобильности, перехода в более высокую доходную, профессиональную группу, гарантировать необходимый уровень социальной защиты, развитие социальной, трудовой и предпринимательской активности, обеспечивать возможность самореализации человека. Оптимальная модель социальной сферы связана с обеспечением защиты экономических интересов каждого гражданина, гарантий общественной стабильности и опирается на принципы социальной справедливости и государственной ответственности за социальное воспроизводство человека.

Социальная сфера общества представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Она включает в себя совокупность социальных институтов, элементов инфраструктуры, непосредственно обеспечивающих жизнедеятельность человека, его развитие. Социальная сфера - устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Социальная сфера общества характеризуется сложной интегральной природой, составляющей предмет интереса многих общественных и гуманитарных наук. Она представляет собой весьма сложную, открытую, динамично функционирующую систему. В структурном отношении социальная сфера включает в свой состав социальные общности (индивиды, семьи, трудовые коллективы, различные слои и группы населения), социальные организации (учреждения, предприятия социальной инфраструктуры), социальные институты (нормативно-правовые механизмы регулирования социальных отношений), иерархически соподчиненные органы управления – федеральные, региональные и муниципальные (см. рис. 1).



Рис.1. Структура и функции социальной сферы

Вместе с тем необходимо отметить, что социальной сфере в этом взаимодействии элементов организации общества принадлежит особая интегративная роль. Дело в том, что функция социальной сферы весьма специфична: она призвана обеспечивать воспроизводство действительной жизни всех общественных субъектов в ее реальных, конкретных проявлениях (развитие, самореализация жизненных сил, саморегуляция межсубъектного взаимодействия во всех сферах общества, гарантии безопасности и социальной защиты, здоровья и образования, уровня и качества жизни, трудовой самореализации и т.д.).

Структура социальной сферы, как уже отмечалось, включает в себя три основных компонента: социальные субъекты (индивиды, семьи, трудовые коллективы, слои и группы населения), социальные организации (учреждения, предприятия социальной инфраструктуры), а также социальные институты (нормативно- правовые установления, органы управления).

Напомним: будучи относительно самостоятельной подсистемой общества, социальная сфера находится в непрерывном функциональном взаимодействии с тремя другими сферами – экономической (материально-производственной), политической и культурно-духовной. Интегральный характер социальной сферы проявляется, прежде всего, в том, что она предстает как некое целостное пространство, среда обитания людей, образующих своими связями и отношениями определенные общности - реальные совокупности индивидов, семей, социальных слоев и групп, которые и выступают субъектами социальной деятельности и отношений.



Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Значимый компонент социальной сферы – социальная инфраструктура . Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой комплекс учреждений, предприятий, сооружений, технических средств, органов управления, предназначенных для удовлетворения многообразных потребностей личности и семьи.

Обычно выделяют три компонента социальной инфраструктуры:

I) система учреждений социального обслуживания населения (помощь семье, детям, инвалидам, другим депривированным группам);

II) система учреждений и служб непосредственного жизнеобеспечения всех граждан (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное обслуживание, транспорт и т.п.);

III) удовлетворение высших потребностей самореализации личностного потенциала индивида (трудовая и гражданская, политическая деятельность, информационные и культурно-духовные запросы).

выделяются различные секторы в структуре социальной сферы, в которых производятся услуги разных типов:

1. государственный, где производятся чистые общественные блага и социально значимые блага, обеспечивающие систему ГМСС;

2. добровольно – общественный, где производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа (муниципального уровня, спортивные клубы, федерации и т.д.);

3. смешанный, где производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги. Он представлен организациями смешанных форм собственности;

4. частный коммерческий, где производятся частные блага на коммерческой основе.

Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Только при целостном подходе, обеспечивающем рациональную жизнедеятельность людей, можно говорить об эффективности воспроизводства населения.

Социальная инфраструктура может характеризоваться числом учреждений, организаций, обеспечивающих процессы образования, медицинского, бытового и транспортного обслуживания, а также числом мест в них, объемом услуг. В анализе функционирования социальной инфраструктуры важны субъективные оценки людей достаточности реально существующей социальной инфраструктуры в конкретном регионе или на конкретном предприятии.

По уровню развития социальной инфраструктуры, который определяется с помощью социологического анализа, можно судить о степени удовлетворения потребностей населения.

Воспроизводство жизнедеятельности социальных субъектов как главная функция социальной сферы порождает ряд ее производных функций, регулирующих внутренние связи, взаимодействие и взаимовлияние всех социальных субъектов, включенных в социальную структуру общества. Назовем важнейшие из этих функций:

Социально-интегративная функция - регулирует процессы формирования целостной социальной структуры общества через механизмы распределения, обмена, потребления производимого совокупного продукта.

Социально-организационная функция - обеспечивает формирование и взаимодействие социальных институтов и организаций, обслуживающих удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.

Социально-регулятивная функция - регламентирует процессы нормативно обусловленного обеспечения минимально необходимых потребностей социальных субъектов, а также их взаимоотношений в ходе совместной социальной деятельности и общения.

Социально -адаптивная функция - стимулирует формирование и развитие социальных качеств, созидательно-творческого потенциала индивидов и групп (образование, воспитание, охрана здоровья, внутрисемейные отношения, обычаи, традиции).

Социально-защитная функция - реализует и охраняет социальную безопасность, права и гарантии субъектов, обеспечивает оказание помощи и поддержки нетрудоспособным и депривированным слоям и группам, осуществляет социальное обслуживание населения.

Социальная сфера в широком смысле состоит из следующих основных компонентов

Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Состояние социальной сферы в таком аспекте является интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности.

2. Механизмы управления социальной сферой.

Каждая общественная формация характеризуется определенным сочетанием управления и самоуправления.

Управление – это воздействие, поступающее в систему извне.

Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.

Любая сложная социально-экономическая система предполагает децентрализацию управленческих функций. Представители каждого уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определенную ответственность за принимаемые решения.

Под управлением социальной сферой мы понимаем управление социальным воспроизводством социальных субъектов путем формирования необходимой для этого внешней среды и внутренних условий с учетом всей совокупности воздействий на социальную сферу: внешних и внутренних, закономерных и случайных, а также разных условий развития: устойчивого и неустойчивого.

Управление социальной сферой осуществляется на всех трех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.

Государственное управление социальной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки.

Смысл управления социальной сферой заключается в координации, гармонизации фундаментальных взаимодействий, совершенствовании структуры этого чрезвычайно сложного системного образования и требует участия в управлении ею большого числа субъектов на всех уровнях ее организации: федеральном, региональном, местном.

Реализация задач управления социальной сферой связана с необходимостью создания достаточно сложной системы управления, структурно и функционально соответствующей управляемой системе. В реальной практике социальная сфера на федеральном уровне является объектом управления всех социальных министерств: труда и социального развития, образования, здравоохранения и т.д. На региональном уровне представлены соответствующие комитеты и департаменты социального профиля, на местном - управления и отделы.

Однако, несмотря на такую достаточно развернутую управленческую структуру, эффективность управления социальной сферой оставляет желать лучшего. Видимо, это связано с тем, что наличие нескольких независимых субъектов управления не обеспечивает целостность системы управления социальным развитием. Существуют также противоречия между федеральными, региональными и местными органами управления.

В задачи федерального уровня власти входит установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.

Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления, значительно шире предусмотренного Федеральным законом 2003 года.

В настоящее время для системы управления учреждениями социальной сферы актуальной является не только оптимизация ее структуры, но и изменение принципов, содержательных аспектов функционирования, что обусловлено новыми социально-экономическими реалиями. Сегодня в России закладывается нормативно-правовой, организационный фундамент для многоканального финансирования данных учреждений, их финансирования по результатам деятельности, а не по количеству койко-мест или числу сотрудников. На первый план выдвигается принцип конкурентности учреждения, его способность предлагать и качественно реализовывать конкурентные и социально-востребованные услуги. В данном контексте руководитель должен постоянно стремиться к оптимизации не только деятельности организации, но и практик управления, организации и администрирования в работе. Иными словами все более актуальными и необходимыми в социальных организациях становятся профессиональные навыки в области менеджмента.

Структура социальной сферы представляет собой сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.

Отметим, что каждый компонент социальной сферы не может быть понят сам по себе. Его функция реализуется через деятельность людей, удовлетворяющих тем самым свои потребности. Субстанциональной основой социальной сферы являются совместная деятельность людей по воспроизводству своей действительной жизни и возникающие при этом социальные отношения между субъектами данной деятельности.

Компоненты социальной сферы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными от социальной сферы как целостной системы. Их специфика, возникновение и существование обусловливаются главной функцией социальной сферы - функцией социального воспроизводства людей, как субъектов жизнедеятельности и воссоздания структур, социальных институтов, ресурсов жизнеобеспечения социальных субъектов.

Каждый компонент социальной сферы выполняет определенную функцию, носящую целенаправленный характер. В противном случае компонент выпадает из системы, становится ненужным. Функции обусловливают элементы целостной структуры и материализуются в рамках присущей социальной сфере внутренней организации.

Социально-культурная сфера – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.

Особенности СКС:

1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуг.

2. Труд работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.

3. СКС имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.).

4. Труд в СКС относительно в меньшей степени поддается механизации и автоматизации. Отрасли этой сферы отличаются повышенной трудоемкостью.

5. Услуги являются предметами потребления, однако услуги нельзя накапливать, услуга может быть потреблена лишь в момент производства.

6. Природный фактор не играет огромного значения как в материальном производстве.

7. Труд работников СКС непроизводительный, т.к. этот труд не участвует в создании материальных благ.

8. Основные работники – это специалисты со средним и высшим образованием, большая часть из которых женщины.

9. Однородность структуры потребляемых затрат. Удельный вес материальных затрат очень низкий: в театре –13%, в цирке – 17%, в парках – 20%, в концертных организациях – 3,5% (в промышленности – 83%, в строительстве – 65%).

Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, предназначенных для удовлетворения духовных и материальных потребностей населения.

Нематериальное благо – это благо, действующее на развитие способностей человека, созданное в непроизводственной сфере. Блага бывают:

а) внутренние – блага, данные человеку природой (голос, музыкальный слух, способность к наукам);

б) внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция).

В соответствии с выполняемыми функциями все отрасли СКС и туризма классифицируются на 3 большие группы:

1. Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ:

Жилищно-коммунальное хозяйство; наука.

2. Отрасли, направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей:

Бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения;

Здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство.

3. Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом:

Управление и планирование народного хозяйства;

Отрасли, обеспечивающие безопасность государства;

Обеспечение охраны собственности.

Существует ещё одна классификация СКСФ:

1. Государственное управление, социальные услуги.

2. Финансирование, страхование, пенсионное обеспечение.

3. Жилищное хозяйство частного типа.

4. Коммерческие, социальные, пенсионные услуги.

5. Ремонт техники.

6. Пассажирский транспорт.

7. Здравоохранение и соц. обслуживание.

8. Образование.

9. Оптовая и розничная торговля.

10. Природно-хозяйственная деятельность.

11. Культура, искусство и СМИ.

12. Физкультура, спорт, отдых, развлечения.

13. Гостиничный бизнес.

14. Ресторанный бизнес и общественное питание.

Все эти сферы обеспечивают развитие человеческого потенциала, как источник и конечную цель общественного развития.

Отраслевая структура СКС включает:

1. Отрасль культуры идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании, воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы (кино, театр, музей, библиотека, выставки, концертные залы, клубы и т.д.).

Функции отрасли культуры:

а) сохранение исторических и национальных памятников культуры;

б) приобщение людей к творениям культуры;

в) воспитание культурного человека;

г) пополнение копилки культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи и скульптуры;

д) проведение исследования в области культуры;

е) духовное обогащение человека.

2. Отрасль образования занята всеми формами обучения в самых разнообразных учебных заведениях (школы, дошкольные учреждения, гимназии, колледжи, училища, техникумы, ВУЗы, исследовательские учреждения в области педагогики).

Функции отрасли образования:

· удовлетворение потребностей людей в знаниях;

· осуществление подготовки и переподготовки к работе и труду;

· способствование приобретению специальности и овладению профессией;

· воспитание человека.

3. Здравоохранение система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продолжению жизни человека (поликлиники, больницы, амбулатории, пункты скорой помощи профилактории, родильные дома, здравпункты, диспансеры и т.д.).

Функции отрасли здравоохранения:

§ забота о поддержании здоровья людей;

§ проведение профилактики и лечение болезней;

§ оказание медицинской помощи;

§ обеспечение людей лекарственными средствами;

§ восстановление потерянного здоровья.

К отрасли здравоохранения тесно примыкает физкультура и спорт в той части, в которой они решают задачу укрепления здоровья, утверждения здорового образа жизни людей.

4. Отрасль бытового обслуживания по оказанию непроизводственных и производственных услуг (бани, фотосалоны, прачечные, химчистки, шиномонтаж, СТО, мастерские, парикмахерские, услуги по уходу за детьми).

5. ЖКХ отрасль, которая поддерживает жилищно-коммунальное хозяйство в рабочем состоянии: дома, лифты, водоснабжение, канализацию, теплоснабжение и другую жилищную инфраструктуру.

6. Социальное обеспечение (социальная защита) удовлетворяет потребности ряда категорий населения в финансовых ресурсах и источниках существования, в особенности не имеющих стабильных доходов (социальное страхование, предоставление материальных благ).

7. Наука сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний и действительности (прикладная, фундаментальная).

Материал предоставлен сайтом (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Под структурой социальной сферы подразумеваются соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений, охрана общественного порядка и безопасность. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо создается, либо доводится до потребителя.

Бурное развитие в нашей стране в последние годы финансово-кредитной сферы экономики привело к созданию большого числа организаций, предоставляющих населению различные услуги финансового характера. Причем, некоторые из этих услуг, например, такие как социальное и пенсионное страхование, жилищное и потребительское кредитование имеют четкую социальную направленность. Однако, на наш взгляд, организации, предоставляющие подобные услуги (внебюджетные фонды, негосударственные страховые и пенсионные фонды, общества взаимного кредитования и т.п.), не могут быть прямо отнесены к социальной сфере, так как они лишь создают финансовые условия для удовлетворения социальных потребностей населения.

В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств и ведомств, но оказывающие услуги населению.

В настоящее время значительное число негосударственных организаций и учреждений в соответствии со своими уставами занимается различными видами деятельности, в том числе оказанием социальных услуг населению. Причем, часто в государственных органах статистики эти организации зарегистрированы лишь по основному виду деятельности и поэтому их дополнительные услуги не могут быть учтены должным образом. В результате о вхождении негосударственных структур в социальную сферу можно говорить лишь на основании их основной, профильной деятельности.

Для экономики и управления социальной сферой принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая, что все входящие в нее организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.

Государственный сектор включает в себя государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. При этом государственные организации могут в качестве основной цели своей деятельности иметь извлечение прибыли (унитарные предприятия) или не иметь такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (государственные учреждения).

Коммерческий сектор включает в себя организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящихся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Неприбыльный сектор состоит из организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств. Отличительной особенностью данных организаций является то, что они, так же как и государственные учреждения, не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае ее наличия не распределяют ее между участниками.

Коммерческий сектор в нашей стране формировался двумя путями. Во-первых, в процессе разгосударствления социальной сферы часть организаций таких отраслей, как торговля, бытовое обслуживание, туризм, гостиничное хозяйство, и некоторых других перешла в частную форму собственности, а во-вторых, образовалось большое количество абсолютно новых предпринимательских структур. Эти два пути формирования коммерческого сектора обусловили различные «стартовые возможности» развития входящих в него организаций социальной сферы. Многие организации коммерческого сектора имеют многопрофильный характер и предоставляют услуги самого различного вида. Это приводит к тому, что в коммерческом секторе как бы «размываются» границы традиционных отраслей, оказывающих социальные услуги.

Неприбыльный сектор экономики образовывался в нашей стране в последние годы либо на базе общественных организаций, существовавших еще в условиях директивной экономики (например, таких как общества инвалидов, Фонд культуры, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца), либо в виде вновь созданных благотворительных фондов, общественных организаций и других благотворительных структур.



Рассматривая отраслевую и секторальную структуру социальной сферы, можно отметить, что в таких отраслях, как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, в некоторых подотраслях культуры преобладают государственные учреждения; в розничной торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, частично в физической культуре большинство организаций относится к коммерческому сектору, а позиции организаций неприбыльного сектора особенно сильны в социальном обеспечении, в культуре и в образовании.

Многообразие организаций социальной сферы обусловливает наличие различных подходов к определению ее состава. Длительное время в России действовал традиционный подход к понятию «социальная сфера», основанный на отраслевом принципе.

Отраслевой состав был зафиксирован в Общероссийском классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном в 1992 году. В соответствии с ним все отрасли экономики были подразделены на две сферы: производственную и непроизводственную, которая часто отождествлялась с социальной.

В дальнейшем были попытки выделения социальной сферы из состава непроизводственной сферы и сферы материального производства. В результате в 80-е годы в соответствии с методическими подходами того времени сфера обслуживания населения включала следующие отрасли: розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения и непроизводственной сферы; здравоохранение; физическую культуру; социальное обеспечение; народное образование; культуру и искусство.

Информационная интеграция России в мировое сообщество вызвала необходимость пересмотра целого ряда классификаций и создание нового поколения классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. К ним относится группировка хозяйствующих единиц в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг; финансовые учреждения; государственные (муниципальные) учреждения; домашние хозяйства и общественные организации, их обслуживающие).

Современным подходом к выделению социальной сферы следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или «чистой отрасли», то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.

В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

§ оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

§ гостиничный и ресторанный бизнес;

§ транспортное, складское хозяйство и связь;

§ финансовое посредничество – страхование, пен­сионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

§ государственное управление и социальные услуги;

§ образование;

§ здравоохранение;

§ деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

§ деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

§ деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Здесь впервые в состав социальной сферы включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору, в качестве самостоятельного вида деятельности были выделены, услуги гостиниц и ресторанов. Собственно социальные отрасли, такие как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство были включены, как и ранее, в качестве самостоятельных видов деятельности.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.

При этом формируются социальные пространственные структуры, тесно связанные со структурами производственными.

Формирование территориальной структуры социальной сферы сложный и, как правило, длительный процесс, развивающийся под воздействием многочисленных факторов, которые могут быть объединены в три группы: природные, населенческие, экономические.

Природный фактор воздействует на формирование социальной сферы и ее размещение чаще всего опосредованно. От природных условий в большой мере зависит размещение населения, его расселение. Это, в свою очередь, предопределяет территориальный аспект потребности населения в услугах организаций социальной сферы. Но есть и прямое влияние природного фактора на размещение отраслей социальной сферы. Таково оно, например, в туризме, развитие которого напрямую зависит от аттрактивности (привлекательности) природы того или иного района. При этом аттрактивность может быть самого различного свойства: красота природы, наличие пляжей, целебных минеральных источников и т.д.

В размещении отраслей социальной сферы очень велика роль населенческого фактора – очень широкого по своему внутреннему содержанию. Как уже было сказано, территориальный аспект социальной сферы напрямую зависит от размещения населения: его концентрация притягивает к себе ее отрасли. Особенно это проявляется в городах, существование которых в наши дни просто невозможно без формирования в них адекватной их развитию социальной сферы. При этом нельзя не отметить, что социальная сфера городов обслуживает население не только тех городских поселений, в которых она размещена, но очень часто население иных городов и районов. Достаточно назвать городацентры туризма (Сочи в России, Ялта на Украине, Ницца во Франции), университетские (всемирно известные Кембридж и Оксфорд в Великобритании, многочисленные университетские города в разных штатах США), религиозные центры (Мекка в Саудовской Аравии) и иные, притягивающие людей извне. Сфера обслуживания должна в большой мере ориентироваться и на это «иногороднее» население.

Многие (обычно небольшие по людности) центры обязаны своим появлением и функционированием именно развитию отраслей социальной сферы. Об этом свидетельствуют и приведенные примеры. Таким образом, можно утверждать, что социальная сферы является одним из градообразующих факторов.

Но воздействие населенческого фактора не ограничивается расселением населения в целом. Большую роль играют: система демографических показателей, особенно поло-возрастной состав, национальный и конфессиональный (религиозный) состав населения, его социальная и профессиональная структуры. Ведь каждая половая и возрастная группа, каждая социальная и профессиональная категория ощущают первоочередную потребность в услугах разных отраслей социальной сферы.

Чрезвычайно велико воздействие на размещение социальной сферы экономических факторов. При этом они очень связаны с фактором расселенческим. В самом деле, расселение населения в решающей мере зависит от размещения производства. Поэтому в большинстве случаев выстраивается прямая цепочка: развитие производства –расселение населения (с его социальными потребностями) – развитие социальной сферы.

Развитие производства и развитие социальной сферы в общем идут взаимосвязанно, однако в разных регионах по-разному. Развитие социальной сферы обычно протекает по одному из трех вариантов:

1) происходит адекватно развитию производства,

2) отстает от развития последнего,

3) несколько опережает его.

Можно полагать, что социальная сфера должна «на шаг» опережать развитие производства – именно «на шаг», потому что значительное опережение сделает функционирование социальной сферы на долгие годы нерентабельным, приведет к замораживанию социальной инфраструктуры. В разных странах и районах можно встретить все три варианта взаимоотношений между развитием производственной и социальной сферы, темпами их формирования. В истории были случаи, когда промышленному развитию вновь осваиваемых районов предшествовал этап их инфраструктурного обустройства, когда заблаговременно создавалась и социальная сфера для обслуживания будущих потребителей ее продукта (например, строительство новой столицы Бразилии – города Бразилиа).

Говоря об экономическом факторе нельзя забывать о финансировании развития социальной сферы, о масштабах и источниках этого финансирования. От этого прямо зависят и масштабы развития социальной сферы, ее отдельных отраслей.

Все перечисленные факторы – природные, населенческие, экономические – оказывают различное влияние на развитие и размещение социальной сферы в различные исторические эпохи, на разных этапах развития общества. Более того, сам спектр отраслей социальной сферы, специализация последней меняются в ходе развития общества, меняются и приоритеты, хотя практически все отрасли социальной сферы в той или иной форме существовали еще в глубокой древности.


Вопросы (ответы) к экзамену по учебной дисциплине «Управление организациями социальной сферы».

1. Предмет и метод курса «Управление организациями социальной сферы» и его место в системе социально-экономических дисциплин. (лекции)

Современные социальные, экономические и демографические условия требуют более пристального внимания к социальной сфере и к организациям социальной сферы, в частности. Эффективная деятельность организаций социальной сферы во многом зависит от степени понимания специфики управления.

Изучение данного курса имеет свои целью ознакомить студентов с особенностями менеджмента, стратегического управления, финансов, предпринимательства, маркетинга, ценообразования, оплаты труда, информационного обеспечения и т.п. в организациях социальной сферы.

Изучает - процессы управления хозяйственной деятельностью организации соц.сферы.

Организации соц. сферы

С позиции экономики

С позиции менеджмента

Организации соц. сферы

Хозяйственная деятельность – совокупность хозяйственных процессов.

Х.д . включает : произврдственную деятельность, коммерческую, финансовую, инфраструктурную, управленческую, правовую, маркетинговую деятельность.

Предмет - что изучает, метод – как изучает.

Предметом курса – является хозяйственный механизм функционирования организаций соц.сферы и процесс управления им.

Метод курса – совокупность способов, инструментов посредством которым изучается предмет курса. (теория организации, какими способами изучается. Теория больших систем, эк. статистики, социологии, истории, философии, логики).

Место в системе соц.экономических дисциплин:

Примеры:

2. Особенности организаций социальной сферы, учитываемые при формировании системы управления.

Организации соц. сферы – рассматриваются в 2ух аспектах: с позиции экономики и с позиции менеджмента.

С позиции экономики – это хозяйствующий субъект, результат деятельности который потребляется непосредственно физическими лицами.

Организации (предприятия, учереждения) – регламентируется законодательством.

С позиции менеджмента , организация – единство физических лиц, устойчиво связанных коммуникативным взаимодействием. Любая организация с позиции менеджмента понятие более емкое, более широкое.

Организации соц. сферы – открытая система. Организация ведет хозяйственную деятельность посредством потребляемых ресурсов.

ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ .

Одним из основных элементов управления организациями социальной сферы является структура управления, отражающая разделение труда и информационные потоки в системе управления.

Для большинства организаций социальной сферы, относящихся к малым и имеющих ограниченный перечень направлений и незначительные объемы деятельности, характерна достаточно простая, малозвенная структура управления. Но независимо от размеров организаций при проектировании их структуры управления должны соблюдаться основные принципы, рекомендуемые теорией менеджмента. При всем своеобразии структур управления в организациях социальной сферы могут быть выделены такие локальные критерии рациональности каждой их них, как адаптивность к среде функционирования, качество и оперативность принимаемых решений, величина управленческих издержек и глобальный критерий – уровень обеспечения реализации цели (целей) организации.

При проектировании или совершенствовании структуры управления организациями социальной сферы следует учитывать, что их целевая ориентация, особенности деятельности и развития определяют соответствующие требования к составу управленческих подразделений. Формирование и дееспособность организаций социальной сферы в определяющей мере зависит от уровня прогнозирования потребностей в оказываемых ими услугах, от эффективности контактов с потребителями услуг, спонсорами, партнерами и т.д.

Рассмотрим основные факторы построения структуры управления:

1. Норма управляемости

Под нормой управляемости понимается количество подчиненных (работников), которыми может эффективно управлять непосредственный руководитель.

При превышении нормы управляемости снижается возможность непосредственного контакта руководителя с подчиненными и тем самым формирования и поддержания сильной корпоративной культуры, являющейся одним из приоритетных направлений менеджмента в организациях социальной сферы в связи со спецификой мотивации их работников. Кроме того, возрастает вероятность появления неформальных групп внутри организации и ряда других проблем.

Французский специалист в области менеджмента В. Грейкунас дал количественную оценку соотношения норм управляемости и числа контролируемых руководителем взаимоотношений и взаимосвязей внутри организации. В соответствии с приведенными расчетами при двух подчиненных число связей равно 6, при трех – 18, при четырех – 44, при пяти – 110, при десяти – 5210. И даже с учетом определенной условности полученных результатов представляется очевидной их значимость при установлении нормы управляемости.

В то же время необоснованное уменьшение нормы управляемости часто приводит к росту числа уровней в структуре управления и, как следствие, к снижению мобильности системы управления, возрастанию административных затрат, бюрократизации аппарата управления.

Определение рациональной нормы управляемости в организациях социальной сферы должно основываться на тщательном учете следующих факторов, характерных для их деятельности в настоящее время:

1) Существенное усложнение системы управления в связи с серьезной переориентацией организаций социальной сферы с директивно устанавливаемых сверху плановых показателей на действительные, разнообразные и динамичные интересы и требования непосредственных потребителей услуг. Данное обстоятельство отражается в усложнении содержания и расширении диапазона функций как руководителей, так и подчиненных.

2) Возрастание интенсивности межгрупповых и межличностных контактов в подразделениях организаций, связанное с решением новых, сложных задач.

3) Наличие в ряде отраслей социальной сферы нестандартных технологий оказания услуг.

4) Недостаточный экономический уровень подготовки значительного числа руководителей организаций социальной сферы.

Перечисленные факторы могут оказывать ограничивающее влияние на норму управляемости.

Напротив, возрастание нормы управляемости может иметь место по мере механизации и автоматизации управленческого труда, стандартизации выполняемых функций управления, повышения уровня квалификации руководителей, укрепления организационной культуры и т.д.

2. Делегирование полномочий

Соблюдение норм управляемости при формировании структуры управления организаций социальной сферой неразрывно связано с процессом делегирования полномочий.

Делегирование полномочий способствует освобождению руководителей организаций от повседневных, текущих дел, позволяя им в большей мере сосредоточиться на решении стратегических задач. Это становится все более актуальным для организаций социальной сферы ввиду возрастающего динамизма окружающей среды и необходимости четкого видения перспектив развития организаций. Данные факторы определяют задачу существенного совершенствования системы управления в организациях, ориентированных прежде на стабильные, нормативно определяемые условия функционирования.

В настоящее время серьезными проблемами для руководителей организаций социальной сферы становится формирование адаптивных структур управления с перераспределением управленческих задач, привлечение и эффективное использование новых ресурсов и т.д.

Делегирование полномочий стимулирует стремление работников, принимающих делегированные полномочия, к повышению квалификации, к участию в процессе реализации целей организации.

Это особенно актуально для тех отраслей и организаций социальной сферы, в которых потребности и интересы работников формировались в условиях жесткой централизации, неэффективной системы стимулирования, отсутствия сильной корпоративной культуры.

Один из знакомых ему руководителей предложил своим сотрудникам пройти обучение на тему «Как выполнить мою работу».

Руководитель вложил много труда в проведение этого курса обучения. Большая часть сотрудников прошла курс обучения и спустя несколько месяцев многие из них на самом деле взяли на себя часть его функции. Очень скоро он обнаружил, что он «управляет», а не носится сломя голову, выполняя массу всяких дел, как бывало с ним раньше.

В той или иной степени делегирование полномочий становится реальностью в деятельности организаций социальной сферы.

Так, во многих российских вузах право принятия решений относительно подготовки кадров, конкурса определенной категории преподавательского состава и по другим вопросам, составляющим содержание деятельности факультетов, передано на уровень деканатов. Отраслевые министерства делегировали организациям социальной сферы права по планированию их деятельности, определению штатной численности персонала, принятию решений по целому ряду других кадровых и финансово-экономических вопросов.

Вместе с тем, делегирование полномочий предполагает соблюдение ряда важных принципов и условий, накладывающих ограничения на перечень и глубину содержания делегируемых функций. В частности, представляется нецелесообразным делегирование функций общего руководства, связанного с определением стратегии развития, проведением организационных изменений, формированием корпоративной культуры организации и другими направлениями управленческой политики, воздействующей на организацию как целостную систему.

Важнейшим принципом эффективной реализации делегирования полномочий является соответствие объема и содержания передаваемых полномочий объему и содержанию делегируемых обязанностей и ответственности.

3. Централизация и децентрализация управления в организациях социальной сферы

Уровень централизации и децентрализации управления в организациях социальной сферы характеризуется количеством уровней управления, объемом и содержанием выполняемых на каждом из них функций, делегированием полномочий и другими показателями.

Определяя политику централизации или децентрализации управления в организациях социальной сферы, нельзя абсолютизировать преимущества той или иной формы управления, абстрагируясь от характеристик конкретных организаций и условий их функционирования.

Возрастание значения таких факторов, как размер организации, необходимость оперативного принятия решений с использованием по возможности полной информации об объекте управления, целесообразность повышения уровня самостоятельности подразделений, определяет стремление к децентрализации управления. Данная ситуация характерна для организаций социальной сферы, расширяющих область своей деятельности путем создания филиалов (в гостиничной, библиотечной, образовательной сети, бытовом обслуживании, в структуре общественных организаций и т.д.).

На макроуровне тенденция децентрализации управления выразилась, например, в освобождении Министерства культуры, Министерства здравоохранения и ряда других министерств от решения ряда проблем управления и перемещения большинства полномочий на уровень субъектов Российской Федерации и регионов, которым отводится главная роль в формировании социальной политики.

Проиллюстрируем процесс децентрализации управления организациями социальной сферы на примере библиотечной сети. В настоящее время библиотеки наделяются правом активного участия в разработке или самостоятельного принятия решений по таким вопросам, которые прежде находились исключительно в компетенции центральных или местных органов управления, в том числе:

а) планирование основных показателей деятельности библиотеки;

б) поиск дополнительных источников финансирования;

в) организация системы оплаты труда (за рамками штатного расписания);

г) определение номенклатуры услуг и организационно- структурных элементов библиотек;

д) организация системы обеспечения необходимыми ресурсами.

В то же время необходимость проведения единой экономической, технической и технологической политики, возрастание риска принятия неэффективных решений при децентрализованном управлении, отсутствие необходимой системы контроля, целесообразность централизованного принятия решений с учетом предполагаемой экономической эффективности и имеющихся ресурсов определяют стремление к централизованным формам управления.

В частности, в библиотечной сфере имеющаяся тенденция к определенной централизации управления обусловлена следующими факторами:

1. Целесообразность, с точки зрения наличия необходимых ресурсов и разработанных технологий, централизованного формирования банка данных о выпускаемой литературе и потребностях в услугах библиотек.

2. Создание в рамках центральной библиотечной системы специализированных подразделений, результаты деятельности которых используются в работе отдельных библиотек.

3. Координация деятельности библиотек на местном и федеральном уровне.

4. Необходимость стандартизации целого ряда технологий и процедур библиотечной деятельности.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции