20.10.2019

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Слуховое внимание Особенности слухового внимания


Ирина Гурова
Развиваем слуховое внимание у детей. Консультация для родителей

Внимание является необходимым условием любой деятельности. Человек, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается такими положительными чертами, как работоспособность, организованность, активность. Отсутствие или недостаток внимания обуславливает трудности в деятельности.

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

Внимание – это сосредоточение сознания на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека. От особенностей внимания зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении принято различать два вида внимания: непроизвольное и произвольное, т. е. непреднамеренное и преднамеренное.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без специальных волевых усилий. Оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Это внимание называют ещё пассивным, вынужденным. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей привлекательности или неожиданности.

Произвольное внимание наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Основным фактором, вызывающим его, является цель деятельности. Сосредоточение внимания на достижение цели представляет собой результат волевого усилия. Именно произвольное внимание является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что интересно и захватывает, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает; заниматься не потому, что «хочется», а потому, что «надо».

Некоторые психологи выделяют ещё один вид внимания, который называют «послепроизвольным» . Оно, как и произвольное первоначально носит целенаправленный характер и сначала требует волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Таким образом, увлечённость делом приводит к тому, что произвольное внимание перерастает в послепроизвольное.

Свойства внимания

Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Именно высокая концентрация внимания позволяет замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. При недостаточной концентрации внимания сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них в результате впечатление от предметов оказывается расплывчатым, нечётким.

Устойчивость важнейшая характеристика внимания. Это длительность удержания внимания на одном и том же предмете или деятельности. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.

Объем - это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Объем внимания ребенка 1-5 объектов.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Чем интереснее деятельность, тем легче на неё переключиться. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.

Распределение - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Чтобы человек был способен выполнять одновременно два вида деятельности, необходима автоматизация одного из них. Если это условие не соблюдается, то совмещение действий, по мнению психологов, невозможно.

Нарушения внимания

Отвлекаемость - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Рассеянность - неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться а) в неспособности к сосредоточению; б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности. Рассеянностью называют также истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления.

Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность - малая подвижность внимания, патологическая его фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Игры и упражнения для развития слухового внимания у детей

«Кто тебя позвал?»

Для игры используются игрушки, изображающие животных, птиц. Взрослый произносит звукоподражания («мяу», «гав-гав», «му-у-у», «бе», «хрю-хрю», «пи-пи», «ко-ко-ко», «ку-ка-ре-ку», «кря-кря», «га-га», «чик-чирик», а ребёнок угадывает игрушку, называет или показывает её.

«Мамы и детки»

Для этой игры тоже желательно использовать игрушки, но можно поиграть и без них. Взрослый произносит звукоподражания («мяу», «и-го-го» и др.) то низким, то высоким голосом. Если звучит низкий голос, то ребёнка зовёт взрослое животное (ребёнок должен определить, какое, а если высокий, то детёныш.

«Ау… Я здесь!»

Взрослый называет имя ребёнка то тихо, то громко. Если имя названо громко, то ребёнок громким голосом отвечает: «Я здесь!», а если тихо, то, тихим голосом говорит: «Ауууу…».

«Принеси то, что назову»

Для проведения этой игры можно использовать предметы, игрушки, а затем картинки. Несколько предметов (картинок) находятся на некотором расстоянии от ребёнка, может быть, даже в другой комнате. Взрослый просит ребёнка принести названный предмет (картинку). Просьба принести 2, 3 и большее количество предметов (картинок) является усложнением игры.

«Сделай то, что попрошу»

Детям раннего и младшего дошкольного возраста доставляет удовольствие выполнять просьбы взрослого: «Посади зайку на стул», «Покатай машинку», «Похлопай в ладошки», «Потопай ножками», «Принеси мяч»… Ребёнку ещё интереснее, если просьбы высказываются от имени игрового персонажа, которым может служить какая-нибудь игрушка.

«Слушай, выполняй»

Ребёнок в этой игре выполняет названные взрослым действия, например, «Руки вверх, в стороны, вниз, на пояс, на голову, за голову, присядь, встань, повернись направо» и т. д. Прежде чем проводить такую игру, конечно же, нужно научить ребёнка понимать инструкции и выполнять соответствующие действия.

«Путаница»

Это усложнённый вариант предыдущей игры. Взрослый называет те же действия, но при этом пытается «запутать» ребёнка, выполняя другие действия. Задача ребёнка – воспринимать не зрительную, а слуховую информацию и действовать в соответствии с ней.

«Ухо, нос, голова»

Эта игра очень похожа на предыдущую. Взрослый называет многократно слова «ухо», «нос», «голова» в любом порядке. Если сказано слово «ухо», ребёнок должен положить руку на ухо, «голова» - на голову, «нос» - взяться за нос. При этом сам взрослый выполняет не то, что показывает. Задача ребёнка – выполнить всё в соответствии с названными словами взрослого. Игра обычно проходит очень весело.

«Сначала и потом»

Эта игра-упражнение подразумевает выполнение двухступенчатой инструкции, а затем и трёхступенчатой, например, «Сначала покатай машинку по полу, а потом посади зайчика на стул», «Сначала похлопай в ладоши, а потом достань кубики из шкафа», «Сначала топни ножкой, потом закрой шкаф и сядь на диван». Желательно после выполнения действий спросить ребёнка: «Что ты сделал сначала, а что потом?» «Расскажи, что ты сделал».

«Пожалуйста"

Ребёнок в этой игре выполняет названные взрослым действия только в том случае, если услышит слово «пожалуйста». В остальных случаях инструкция не выполняется, например, «попрыгай, пожалуйста», «сядь, пожалуйста» и т. д.

«Действуй по сигналу»

Это целая группа игр. В процессе их проведения у детей очень хорошо развивается переключаемость внимания. Суть этих игр в том, что ребёнку нужно каким-то образом отреагировать, например, выполнить движение (присесть, поднять руки вверх, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой) на какой-то словесный сигнал (название овоща, фрукта, предмета одежды, звука речи). Количество словесных сигналов, и, соответственно, действий, может постепенно увеличиваться. Вот несколько примеров таких игр-упражнений.

- «Присядь на корточки, когда услышишь название овоща: стул, коробка, магазин, кошка, помидор, окно, огурец, свёкла….»;

- «Подними руки вверх, когда услышишь название фрукта: банан, камень, булка, конфета, ананас, стол, апельсин, лимон, щётка….»;

- «Когда услышишь название овоща, присядь на корточки, а когда услышишь название фрукта – встань и подними руки вверх: собака, груша, редиска, слива, ковёр, миска, абрикос, репа, облако, картошка, капуста, киви, шкаф, морковка…».

Одним из всем известных вариантов этой игры является игра «Съедобное – несъедобное», когда ребёнок должен поймать мяч только в том случае, если ведущий назвал то, что можно есть.

«Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвует несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трёх) назвать, в данном случае, птицу. Причём названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется, то игрок выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он считается победителем.

Эту игру можно проводить в разных вариантах, например, «Цветок, дерево, гриб».

«Разложи по порядку»

Это очень эффективное игровое упражнение и можно придумать много вариантов его применения. Суть в том, что ребёнку нужно разложить предметы (картинки) в том порядке, в котором их назвали, например, «яблоко, груша, виноград, лимон, апельсин…». Начинать желательно всего с двух предметов, а затем переходить к большему их количеству. Интереснее детям, когда взрослый использует для этой игры стихи или рассказы.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свёклу… Ох! (Ю. Тувим)

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Репа, свёкла, чесночок. (Л. Н. Смирнова)

Если вы располагаете временем, то можно попросить ребёнка не просто выложить, а нарисовать названные вами предметы по порядку на листе бумаги. Если ребёнок затрудняется в определении порядка объектов, можно этот порядок проговорить вместе.

«Разложи предметы»

Эта игровое упражнение кроме слухового внимания и слуховой памяти хорошо развивает у детей умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Взрослый даёт ребёнку примерно такие инструкции: «Карандаш положи справа, а фломастер слева», «Зайку посади справа, мишку слева, а лисичку – посередине». Для игры с детьми постарше можно использовать лист бумаги и плоскостные изображения предметов, геометрические фигуры. Взрослый просит ребёнка запомнить, как нужно расположить предметы на листе, например: «Справа положи круг, слева квадрат, внизу прямоугольник, а вверху треугольник» или «В правый верхний угол положи круг, в левый нижний треугольник, в правый нижний квадрат, в левый верхний овал, а в центр прямоугольник». Фигуры для игры можно вырезать из бумаги. Кроме этого, можно использовать вырезанные из старых газет, упаковок картинки и создавать таким образом целые композиции.

«Художник»

Это один из вариантов предыдущей игры. Кроме внимания, ориентировки, она развивает графические навыки. У ребёнка лист бумаги и карандаши. Взрослый даёт ребёнку задание примерно в такой форме: «Жил был художник. Он начал рисовать картину. Вдоль нижнего края листа он нарисовал зелёную травку, вверху справа солнышко, а слева – голубое облачко. С правой стороны на травке он нарисовал красный цветочек, слева – синий цветочек. А между ним – грибок….» и т. д. В конце взрослый говорит: «Художник закончил рисовать свою картину». После этого вместе можно проверить, правильно ли всё расположено.

«Раскрась фигуры»

Взрослый рисует на листе бумаги геометрические фигуры, затем предлагает ребёнку их раскрасить, например: «Круг раскрась красным карандашом, квадрат синим, треугольник зелёным, а прямоугольник – жёлтым»… Количество фигур зависит от возраста и возможностей ребёнка. Начать можно с двух фигур на карточке.

«Запомни предложения»

Взрослый предлагает ребёнку несколько сюжетных картинок и по каждой сам составляет предложение, предлагая ребёнку их запомнить. Количество картинок зависит от возможностей ребёнка. После этого картинки переворачиваются изображением вниз, перемешиваются. Ребёнок берет по одной картинке и вспоминает каждое предложение. Предложения можно составлять и с опорой на предметные картинки. В этом случае запоминать будет труднее.

«Запомни предложения» (вариант 2)

Взрослый называет ребёнку фразы без опоры на наглядность (без картинок). Задача ребёнка – воспроизвести их. Это, конечно, достаточно сложно, поэтому можно предложить ребёнку помощь: попросить его схематически изобразить эти фразы с помощью карандаша или фломастера.

Например, называете семь фраз:

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

«Подскажи словечко» («Доскажи слово в рифму»)

Это очень распространённая игра. Кроме слухового внимания она развивает у ребёнка чувство ритма и рифмы. Такие словесные упражнения можно найти во многих книгах.

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему (поможет).

Стала жаба важно квакать:

«Ква-ква-ква – не надо (плакать).

Подготовлен самолёт.

Он отправился в (полёт).

Мишка по лесу идёт,

Громко песенки… (поёт).

Мёд в лесу медведь нашёл.

Мало мёду, много… (пчёл).

Для детей старшего дошкольного возраста можно найти в детских книгах такие забавные стихи-перевёртыши, в которых переставлены слова. Ребёнок должен восстановить смысл.

Быстро мчался спортсмен, нажимал на …медали,

И вручили ему за победу… педали.

Мы играли в хоккей, поломали мы… плюшки.

Мама нам испекла очень вкусные… клюшки.

«Закончи предложение»

В этом упражнении ребёнок должен внимательно послушать первую часть сказанного взрослым предложения и придумать вторую часть. Кроме слухового внимания в этом упражнении очень хорошо развивается мышление, воображение ребёнка, умение составлять предложения разных типов.

«Мама купила помидоры, чтобы.»

«Дети не пошли на улицу, потому что…»

«Катя рассердилась на Марину из-за того, что…»

«Дима хотел порисовать карандашами, но…»

«Четвёртый лишний» (на слух)

Взрослый называет 4 объекта, а ребёнок должен определить, какой из них лишний. Задание выполняется без использования игрушек и картинок.

* Мяч, кукла, ложка, юла.

* Кошка, волк, собака, коза.

* Платье, сапоги, туфли, босоножки.

* Тарелка, чашка, чайник, стул. и т. д.

«Запомни слова»

Ребёнку называют слова (от 4 до 10) и просят воспроизвести их. Следует учитывать возможности детей. Начинать лучше с коротких слов, состоящих из одного слога, а затем переходить к более длинным. Слова могут быть логически связанными между собой (мыло, паста, вода, полотенце, и не связанными (мак, кит, мёд дым).

«Запомни числа»

Упражнение аналогично предыдущему, но вместо слов взрослый называет числа. Значительным усложнением является упражнение, в котором ребёнку нужно воспроизвести числа или слова в обратном порядке.

«Пары слов»

Вариантов проведения этого упражнения несколько. Взрослый называет ребёнку несколько пар слов. Эти пары могут быть разными, например, прилагательное и существительное. В этом случае они логически связаны между собой. Это словосочетания. Ребёнку даётся установка

«золотая осень,

голодный волк,

лёгкий шар,

звонкий колокольчик,

сладкий компот». После этого взрослый называет только первое слово из каждого словосочетания, а ребёнок вспоминает второе. Затем наоборот, взрослый называет второе слово, а ребёнок – первое.

Пары слов могут представлять собой только существительные, причём как логически связанные между собой (лошадь-телега, голова-волосы, кошка-молоко, так и не связанные (диван-мухомор, вода-окно, а также предложения из двух слов (существительное и глагол).

Литература:

Агаева Е. Л., Брофман В. В. и др. Чего на свете не бывает?. – М. : Просвещение, 1991.

Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачёва В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М. : «Гном-Пресс», 2000.

Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М. : ВЛАДОС, 1994.

Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. – М. : «Мозаика-Синтез», 2006.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях (рис.8).

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяв добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как не вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Рис. 8. Занятие по развитию фонематического восприятия

В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I этап - узнавание неречевых звуков.

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап - различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап - дифференциация слогов.

V этап - дифференциация фонем.

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

I этап

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т. д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т. д.

1. Логопед назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т. д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется - тихо.

Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиски ребенка, например ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком по столу и т. п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от сильного к среднему и тихому.

2. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

3. Логопед сажает на стол двух игрушечных зайцев - большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил, - громко, сильно, и. как маленький - тихо. Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл.

Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, мишками, обезьянами и т.д.

4. Логопед расставляет на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стучит карандашом о стакан, гремит коробкой с кнопками, погремушкой), он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.

Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.

Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставят несколько игрушек или предметов. Слева направо каждый последующий предмет должен все больше быть похож по звучанию на предыдущий. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок.

Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.

5. Логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы: мяч, ударяясь о пол; шарик, перекатываясь в стеклянной банке, керамической кружке; газета, если ее разрывать, и т. д. Затем эти же действия, но в другой последовательности он производит за напольной ширмой. Дети должны возможно полнее и точнее рассказывать, что они слышат каждый раз.

II этап

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры.

1. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал.

Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо - в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

2. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как - когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Затем дети мяукают по сигналу воспитателя: «близко» или «далеко».

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Логопед объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся, например, различать, где гудит пароход («У-у-у») - далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет - большая («У-у-у» произносится низким голосом) или маленькая («У-у-у» произносится высоким голосом); кто плачет - мальчик («А-а-а» низким голосом) или девочка («А-а-а» высоким голосом) и т. п.

3. Логопед выставляет перед детьми трех медведей (игрушки или картинки): большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

4. Детям раздают картинки с изображениями домашних животных - взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Логопед произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», «Хрю-хрю» и т.д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

III этап

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра.

Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Усложнение этих игр-упражнений может также состоять в том, что дети будут реагировать на неверно сказанное слово не хлопками, а подниманием кружка из цветного картона. Сначала воспитатель предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок, в дальнейшем - красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

2. Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т.д. Затем он называет 3 - 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке (в одну линию или в столбик - в зависимости от инструкции логопеда).

3. Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому дает по картинке. Ребенок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плётка моток марка

IV этап

На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры.

Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее (па). Затем слоговые ряды усложняются, например на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

2. Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо какой-то слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Затем логопед называет или тот же самый слог, или оппозиционный. Это должно выглядеть примерно так:

Ребенок. Па. Логопед. Па. Ребенок. Па. Логопед. Ба. Ребенок. Ка. Логопед. Га. Ребенок. Фа. Логопед. Ва. И т. д.

Всякий раз, после того как водящий и логопед произнесут очередной слог (слоги), дети указывают, одинаковые они или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает на одинаковые слоги поднимать красный кружок, на разные - сидеть молча или на разные слоги поднимать красный кружок, на одинаковые - зеленый.

Понятно, что и эта игра должна варьироваться за счет подбора слогов. Последнее нужно делать с учетом произносительных возможностей детей, а также последовательности всей звуковой работы в целом.

Необходимо подчеркнуть, что первый слог всегда называет логопед (воспитатель). То, что он делает это шепотом (на ухо водящему), повышает интерес детей к занятию, служит дополнительным средством для мобилизации их внимания.

V этап

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например с такой игры.

Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки.

Затем игра усложняется. Варианты игры:

1) логопед произносит звуки кратко;

2) детям раздают вместо картинок кружки трех цветов, объясняют, что красный кружок соответствует, например, звуку а, желтый - звуку и, зеленый - звуку у;

3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о, ы, а, на которые дети не должны реагировать.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

VI этап

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа..

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двухи трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например a, ay, uoy и т. п. Дети откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес логопед.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красного, желтого, зеленого. Логопед уславливается с детьми, что красный кружок обозначает звук а, желтый - звук у, зеленый - звук и. Затем он произносит сочетания из этих звуков - сначала по два звука: ay, yu, ya, аи, затем по три: ауи, аиу, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.

Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала ребенка учат выделять в слове последний согласный звук. (Следует заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для этой цели проводится такое упражнение.

Дети по одному выходят к столу воспитателя и вынимают из конверта картинки (подобраны воспитателем заранее), громко, четко называют их, выделяя последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.

На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот, паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.

Это упражнение можно варьировать, постепенно усложняя задания, например:

1) дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук г, а в другой - на звук к;

2) логопед показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: "Тан., пау., вени." и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил логопед.

Внимание, представленное в слуховой модальности. Как правило, в общей психологии внимание как целостный процесс не рассматривается состоящим из видов, поделенных по модальности (зрительное внимание, слуховое внимание, тактильное внимание). Это объясняется тем, что внимание – интеграционный процесс. Внимание, в отличие от других психических процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов. В этом, то есть, и заключается интеграционная специфика внимания – оно не привязано к той или иной модальности, оно свободно.

Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой. Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Тем не менее в практической психологии понятие «слуховое внимание» используется. Отчасти это объясняется практической задачей – например, развивать «слуховое внимание» у дошкольников в процессе подготовки к школе. Более грамотным здесь было бы говорить о развитии всего внимания как целостного процесса, о том, чтобы делать этот процесс более гибким и управляемым со стороны сознания ребенка (то есть формировать произвольное внимание).

Речь идет здесь о следующем. Внимание как интеграционный процесс обеспечивает направленность нашего сознания на тот или иной окружающий объект. Задействованными здесь оказываются и зрительное восприятие, и слуховое, и мышление, и эмоциональная сфера – если надо для дела, то активизируется любой психический процесс. Этот объект существует в окружающем поле, и сознанием он воспринимается как элемент этого поля, а не как «картинка» или «звуковой образ». Однако опорным для сознания является здесь зрительное восприятие, на него как бы ложатся, наслаиваются иные ощущения. Именно поэтому ребенку довольно тяжело дается понимание материала только на слух – ему не хватает наглядности. Некоторая тренировка «слухового внимания» вполне здесь может помочь.

Метод исследования слухового внимания: испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по одному из нескольких каналов, который специально указывается экспериментатором.

Слуховое внимание – очень важный навык, который ребенок начинает приобретать еще в раннем детстве. Благодаря такому умению человек может воспринимать речь, полноценно понимать все ее составляющие и анализировать их.

Все мы ежедневно окружены множеством звуков, начиная от шелеста листьев и шума ветра и оканчивая громкими сигналами машин. Однако наибольшую значимость для человека играют речевые звуковые колебания – слова. Способность говорить и воспринимать речь является важнейшей составляющей развития детей, именно она обеспечивает полноценную коммуникацию с окружающим миром. А для обучения навыкам общения важно уметь воспринимать речь на слух.

Впоследствии хорошо развитое слуховое внимание помогает дифференцировать различные звуки и обучаться грамоте. А любые нарушения такого умения вызывают задержки развития.

Развитие слухового внимания

Работа над развитием слуха и внимания является важной составляющей деятельности логопеда и выполняется чаще всего в сочетании с формированием слуховой памяти. Такие занятия направлены в первую очередь на активацию фонематического восприятия – умения ребенка полноценно воспринимать фонемы (звуки) и артикуляционно правильно их воспроизводить.

Многие врачи приводят к выводу, что способность к восприятию отдельных элементов речи часто нарушается по причине недостаточно направленного слуха. Ребенок просто не умеет вслушиваться в речевые обороты окружающих, в результате чего звукопроизношение становится неправильным.

Работа с детьми по формированию слухового внимания осуществляется исключительно в игровой форме. Занятия со специалистом могут быть игровыми, групповыми либо индивидуальными.

Все методики развития внимания слуха у деток тесно связаны со способами формирования фонематического восприятия. Обычно работа со специалистом осуществляется в соответствии с определенным планом, который включает в себя:

  • Работу над неречевыми звуками и их узнаванием.
  • Работу по различению одинаковых звуков, а также слов с фразами, которые отличаются по разным характеристикам, к примеру, высоте и тембру голоса.
  • Обучение умению различать слова с похожим звучанием.
  • Обучение умению различать отдельные слоги.
  • Работу над восприятием и отличиями фонем.
  • Умение проводить элементарный звуковой анализ.

Методы работы и длительность занятий зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста и имеющихся нарушений.

Упражнения для малышей

Для развития слухового внимания далеко не всегда нужно обращаться за помощью к специалисту. Большинство занятий вполне могут проводить родители с детьми в домашних условиях. С малышами раннего возраста можно играть в простые игры:

  • Ребенок садится на стул и закрывает глаза. Родитель (или педагог) звенит в колокольчик либо хлопает в ладоши с разных сторон. Ребенок, не открывая глаз, показывает направление, откуда доносится звук.
  • Родитель подготавливает серию коробочек (небольших), наполненных песком, горохом, гречкой, спичками. У каждой коробочки должна быть пара (с таким же содержимым). Их нужно разложить хаотично по столу. Задача ребенка – на слух подобрать пару.
  • Родитель подготавливает серию карточек с разными животными (например, пчелой, кошкой, барашком, собакой, курицей и пр.). После чего воспроизводит звучание животного. Ребенок должен угадать, какое животное изображает родитель и отыскать карточку с соответствующим рисунком.
  • Родитель повторяет цепочку из трех простых слов. Ребенок должен их запомнить и повторить. Со временем количество и сложность слов можно увеличивать.

  • Родитель предлагает ребенку назвать как можно больше слов с определенным звуком (звук может просто присутствовать в слове, но можно поставить условие, что он должен находиться в начале).
  • Взрослый воспроизводит звуки при помощи разных предметов, например, стучит карандашом о стол, шуршит коробкой со спичками, звенит ложкой в стакане. Ребенок пытается извлечь эти звуки самостоятельно. Также родитель может прикрыть рабочую зону самодельной ширмой и предложить ребенку отгадать, что звучит.
  • Родитель показывает ребенку игрушку-котенка и предлагает внимательно послушать, как тот мяукает, когда находится недалеко (громче) и когда отдаляется (тише). После взрослый повторяет мяуканье с разной громкостью, а ребенок определяет передвижение котенка. Со временем к звуку добавляется эмоциональная окраска – котенок мяукает радостно, со страхом и пр.
  • Родитель подготавливает серию картинок с разными животными (парные) – взрослым и маленьким, например, со свиньей и поросенком, овцой и барашком и пр. После чего раскладывает их перед ребенком и предлагает угадать, кто звучит. Для этого родитель воспроизводит звуки животных то низким, то высоким голосом.

Родители и педагоги могут использовать самый разный дидактический материал для работы со слуховым вниманием. И даже обыкновенный голос с разными интонациями поможет научить ребенка не только слушать, но и слышать.

Деткам постарше

Если ребенок еще находится в детсадовском возрасте, развивайте его слуховое внимание все так же в игровой форме:

  • Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и хлопать всякий раз, как он услышит ошибку. И произносит звукоряд из слов с несложным звуковым составом, например: «слово-слого-слофо-слово-стово-сгово». Дальнейший этап такой игры предполагает еще большую концентрацию внимания: ребенку нужно поднимать красный кружок при неверном звучании, а зеленый – при верном.
  • Взрослый предлагает ребенку послушать серию слогов и выбрать неправильный, к примеру: «ла-ла-ла-ла-ма», «ко-ко-ку-ко-ко» и пр. В дальнейшем также лучше перейти к применению кружков.
  • Взрослый подготавливает серию простых картинок с поездом, ребенком, птичкой и объясняет соответствие картинки звуку. В частности, поезд гудит «уууу», ребенок плачет «ааааа», а птичка пищит «иии». После взрослый несколько раз проговаривает звуки, чередуя их, а ребенок поднимает соответствующее изображение. Затем каждая картинка заменяется кружком разного цвета, к примеру, зеленый соответствует звуку «а», желтый – звуку «и», а красный – звуку «у». Взрослый произносит звуки – ребенок поднимает цветовые кружки. Наконец, из кружков складываются простые звукосочетания «ау», «иу», «аи» и пр.

Применение разноцветных знаков, которые соответствуют звукам, помогает развитию новых межполушарных связей.

Такой метод обучает ребенка быть еще более внимательным, что в дальнейшем очень пригодится в учебе.

Для взрослых

На самом деле, многие взрослые обладают не слишком хорошим слуховым вниманием, что, безусловно, отрицательно сказывается на их способности воспринимать информацию и запоминать новые данные. Чтобы развить такое умение, рекомендуется выполнять несложные упражнения:

  • Прогуливаясь по улице, стоит прислушаться к разговору прохожих и удержать в памяти пару их фраз (на максимально возможный период). Со временем, количество зафиксированной информации стоит увеличивать.
  • Распознавать людей по звуку голоса, интонациям и пр. Обращать внимание на характерные черты, особенности произношения, привычки делать ударение в определенных местах.
  • Не видя говорящих, пытаться составить их портрет по голосу.
  • Пытаться понять разницу в походке людей на слух.
  • Прослушивать мелодии (вначале простые), после чего воспроизводить их по памяти.
  • Прослушивать всевозможные лекции, после чего проговаривать запомненную информацию.
  • Слушать аудиокниги, вдумчиво продумывая услышанный текст.

Слуховое внимание крайне важно для полноценного обучения детей, и его развитие является первым шагом к успешному обучению навыкам письма и чтения.

Ребенок не слышит родителей и учителей – когда начинать беспокоиться, всегда ли это связано со слухом и как докопаться до причины – рассказывает Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз».

Одна мама говорила, что живет как будто среди глухих

– Какие проблемы со слухом могут возникать у детей?

– Буквально со слухом проблемы часто не связаны. Но у 5-7% детей школьного возраста отмечаются нарушения обработки слуховой информации. Они не могут обрабатывать информацию так, как это делают обычные дети – выглядит это так, как будто они нас не слышат или слышат через шумовую толщу, прислушиваются или игнорируют. Иногда ребенку нужно видеть нас, чтобы расшифровать нашу речь.

– А из-за чего так происходит?

Пока ученому сообществу неизвестно, что именно влияет на мозг человека, лишая его возможности различать информацию с помощью органов слуха. Хотя иногда врачи относят проблемы обработки слуховой информации к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Я не сторонник таких обобщений, но тем не менее стоит говорить и о детях с СДВГ, так как именно у них часто отмечается высокая костная проводимость.

– Как это может мешать ребенку в жизни?

– Любой шум может нарушить привычный ход жизни, событий. Ребенок, сидя в классе, слышит, что происходит в конце длинного коридора, или треск экрана компьютера в соседней комнате. В классе, где учатся тридцать человек, шумят все и всё. Шумят падающие линейки, карандаши, шуршат листы.

Все эти звуки не просто мешают ребенку, а забирают всё его внимание, не дают возможности сосредоточиться. При этом, например, я целый день нахожусь в кабинете, где работает компрессор в аквариуме, который выдувает воздух, – для меня такой шум не является проблемой.

Также ребенок с нарушением обработки слуховой информации без визуального подкрепления может не начать работу в классе. Некоторым детям нужно видеть лицо, губы взрослого, тогда только он начнет говорить. Таким детям нужно многократное повторение инструкции, важных моментов урока, при переходе к новому заданию, виду деятельности нужно сделать дополнительный акцент и получить обратную связь, чтобы ребенок услышал вас и понял.

Одна мама мне говорила, что живет как будто среди глухих. У нее два сына и муж. Ей приходится их звать по нескольку раз, повторять просьбы. «Я понимаю, что ребенок слышит меня, если я поймала его взгляд или он повернулся ко мне, когда я его зову», – говорила она мне.

Дети с нарушениями обработки слуховой информации чаще других делают пометки на полях, визуализируют то, что говорит учитель.

Таким детям трудно с учителями, которые как говорящие головы, потому что они редко используют визуальные подсказки, схемы, рисунки, а этим детям они необходимы как воздух. В школах как раз таких учителей, которые любят больше говорить, чем опираться на визуализацию, большинство. Среди учителей больше женщин, которые чаще мало пишут, дают мало схем, мало визуальных подсказок, да еще и говорят высокими тонкими голосами.

– Куда обращаться, если у ребенка подобные проблемы?

Обозначить эти проблемы может грамотный невролог, который подскажет, какое именно обследование нужно сделать ребенку, к какому специалисту обратиться дальше.

Он может направить к специалисту по сенсорной интеграции, логопеду, психологу или нейропсихологу. Возможно, ребенку понадобится отоларинголог или отоларинголог-сурдолог.

Нужно ли обследовать ребенка “на всякий случай”

Как определить нарушения обработки слуховой информации?

– Исследований много, выбор зависит от того, что именно интересует врача – острота слуха, слуховая чувствительность или еще какие-то параметры.

Слуховая аудиометрия – это измерение остроты слуха, определение слуховой чувствительности к звуковым волнам различной частоты. Исследование проводит врач-сурдолог.

Речевая аудиометрия – субъективный метод исследования слуха, с использованием речевых стимулов. Речевая аудиометрия позволяет выявить социальную пригодность слуха у данного обследуемого.

Импедансометрия (тимпанометрия) – определение акустического импеданса, оно основано на измерении звуковой энергии, проходящей через среднее ухо.

Акустический импеданс – измерение сопротивления, которое встречает звуковая энергия, проходящая через структуры уха.

Отоакустическая эмиссия выступает в роли акустического ответа, который является отражением естественной работы рецептора, отвечающего за слуховую активность. Это очень слабые по частоте колебания звука, которые генерирует улитка.

Метод дихотического прослушивания психологический метод, направленный на изучение селективного внимания и функциональной асимметрии полушарий мозга. Основан на одновременном предъявлении различных звуковых стимулов в правое и левое ухо.

И, конечно, передовые и модные стволовые вызванные слуховые потенциалы – это ответ слухового нерва и участков головного мозга (его стволовой части) на слуховые раздражения.

– Что, если родители решат обследовать ребенка “на всякий случай”?

Такой совет я не даю ни в коем случае. В том-то и дело, что чаще всего – нет. Или, вернее, – не всем.

Повторяю, сначала нужно получить грамотную консультацию невролога, который подскажет, нужно ли ребенку обследование, или той информации, которой поделился родитель, и наблюдений врача достаточно. Нужно уметь слушать родителей – запрос, жалобы, внимательно наблюдать за ребенком во время консультации. Нельзя во главу угла ставить принцип «до кучи».

В итоге приходят на прием родители с пухлыми папками обследований, а проблема так и не решена. Конечно, сейчас и сами родители инициируют этот забег по врачам – «мы записались сразу в три центра». Их понять можно – тревога за детей. Но совсем непрофессионально то, что исследования продают пакетом, без первичной консультации доктора.

Мне недавно очень профессиональный человек, который в теме многих сенсорных нарушений, замечательно озвучил вопрос – расскажите про диагностику, что нужно спрашивать у специалистов, чтобы получить подробную информацию про центральные нарушения слуха.

Родитель уже приходит с запросом, что ребенок плохо понимает обращенную к нему речь, отвлекаемый, двигательно расторможенный, плохо обрабатывает слуховую информацию, испытывает проблемы со слуховой памятью, трудности в запоминании инструкций, путает при чтении и на письме близкие по звучанию звуки и так далее.

Современные родители тревожны. Заручившись информацией в интернете, они хотят докопаться до истины, до причины. И часто самостоятельно принимают решение о том, чтобы пройти целый ряд обследований, в которых в целом нет необходимости.

«Что в этом плохого?» – спросите вы. Плохого ничего, кроме того, что эти исследования не приносят радости детям, а малышам, про которых мы чуть позже поговорим подробнее, приносят еще и слезы. Тратится уйма детских, родительских сил и денег.

Чаще всего, чтобы получить ответ, например, на стволовых вызванных слуховых потенциалах, нужно провести не обследование за несколько минут, а многочасовое исследование, по сути научное. Когда сравнивается огромное количество параметров, анализируется текущая информация на протяжении времени.

Даже слуховую аудиограмму, чтобы определить снижение слуха, приходится одному и тому же ребенку делать не один раз. И я думаю, что специалисты могут подтвердить, что степень снижения слуха у разных специалистов может получиться разная, именно поэтому данные перепроверяются.

– Когда стоит обращать внимание, что есть проблема, и обращаться к специалистам, обследовать ребенка?

– Если речь о тех 5-7 процентах детей, то, в основном, – это школьники, которым трудно учиться, ведь в школе много речи, отвлекающих звуковых факторов. У дошкольников это не так заметно.

Так что важно называть возраст детей и только тогда определяться с исследованием.

Если это школьник, то слуховые вызванные потенциалы, которые проводят тщательно и не торопятся, возможны. У нас в центре на такое исследование уходит не менее часа. При этом специалист по функциональной диагностике заранее звонит пациентам, выясняя, насколько долго сможет с ним работать ребенок, возраст, включенность, или просит администраторов собрать эту информацию.

Иногда сразу понятно, что ребенок не сможет качественно участвовать в исследовании, и его отменяют, вернее переносят, когда ребенок повзрослеет. Но расстраиваться не нужно, потому что как раз этому ребенку можно будет провести аудиотест, где исследуют воздушную и костную проводимости.

Если это маленький ребенок, то хороши методы, где оценивается физиологический слух: «слышу – не слышу» и степень снижения слуха. Можно пробовать проводить и более серьезные исследования, но ключевое слово здесь будет “пробовать”, потому что объективную картину пока получить трудно.

Особая категория – это дети с аутизмом, у которых достаточно часто отмечается повышенная чувствительность к звукам (гиперакузия) и нарушение понимания речи. Здесь проведение исследования еще больше усложняется особенностями поведения, гиперчувствительностью. Обычно таким детям мы начинаем снимать аудиотесты после нескольких этапов слуховой терапии по методу Альфреда Томатиса.

– Для чего проводятся аудиотесты? Что такое костная проводимость, у каких детей она повышена?

– На аудиотестах можно посмотреть, сохранен ли физический слух, но прежде всего они нужны для того, чтобы посмотреть слуховое восприятие и насколько ребенок подвержен костной проводимости (передаче звука через кости).

Так, у детей с СДВГ на низких частотах (от 125 до 1000 Гц) костное проведение преобладает над воздушным восприятием. Родители жалуются на двигательную расторможенность, отвлекаемость, утомляемость, снижение концентрации внимания.

У детей с нарушением обработки слуховой информации как раз на высоких частотах (1000-3000 Гц) костное восприятие преобладает над воздушным. Родители жалуются на нарушение обработки слуховой информации, слуховой памяти, запоминания инструкций.

Когда нарушен не слух, а смыслоразличение

– Есть разница между нарушением фонематического слуха и нарушением обработки слуховой информации?

Конечно! Общее только то, что и там, и там присутствует слово «слух». На самом деле у детей с нарушением фонематического слуха речь идет совсем не о нем.

Сначала расскажу про само нарушение «фонематического слуха». Вот мы взяли его в кавычки, потому что в буквальном смысле слух не нарушается, а нарушается смыслоразличение. Фонему буквально ведь мы не можем слышать. Это лингвистическая единица, от нее зависит значение слова в квазиомонимах (это похожие по звучанию слова или в этих словах разный лишь один звук, например, «бочка» – «почка»).

Есть четыре этапа развития: физический слух (наиболее элементарный уровень слуховой функции), неречевой, включая музыкальный (височная кора правого полушария), он дает возможность различать звуки природы и шумы, далее речевой слух – это уровень фонетики (височные поля левого полушария), при его нарушении можно иметь абсолютный слух, но плохо понимать речь (это касается детей с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации), и, наконец, фонематический слух – предназначен для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных. Например, это слова, которые различаются по глухости-звонкости, по твердости-мягкости, различаются также по признаку “шипящий-свистящий” и дифференциации сонорных ([р], [л], [j]).

Если совсем коротко, то сначала ребенок как бы разворачивает свою физиологию – младенец спит, все разговаривают, а он нас «не слышит», потом, наоборот, появляется на двери записка «Не звонить, спит маленький ребенок», еще позже ребенок начинает различать голоса – вот папа, а это мамочка, потом появляется слух «на речь», то есть это речь – а это не речь, и только когда кора станет еще более зрелой, то начинают формироваться фонематические дифференцировки, вот это и есть сформированный фонематический слух.

– Логопед сможет определить нарушение фонематического слуха у маленьких детей?

– А у маленьких детей нет нарушения фонематического слуха. Он начинает формироваться, когда ребенок, а вернее, его мозг, начинает готовиться к обучению грамоте – после четырех лет. Давайте этот вопрос перенесем в раздел мифов и реальности.

– Расскажите о повышенной чувствительности к звукам при аутизме.

– Несколько ученых пришли к выводу, что у детей с аутизмом мышцы уха имеют более высокую чувствительность к звукам, чем у нейротипичных детей. Некоторые из них даже говорят о том, что оценка порога чувствительности мышц среднего уха к звукам – это биомаркер аутизма.

В среднем ухе находятся две мышцы, которые должны рефлекторно сокращаться в ответ на громкий звук. У детей этот порог повышен и отмечаются трудности с чувствительностью к звукам или проблемы внимания.

Проводилось уже много исследований с использованием наушников, «звуковых вызванных потенциалов» – ЭЭГ и другие, в которых были получены данные о повышенной слуховой чувствительности у некоторых детей с аутизмом.

Исследований достаточно много, многие спорные, для некоторых есть возражение по малой выборке участников эксперимента, но в любом случае уже много информации к размышлению.

Как практик, я могу сказать, что эмпирическим путем можно установить, что многие дети с аутизмом испытывают повышенную чувствительность к звукам, у многих детей отмечается желание закрыть уши, а дети, которые уже умеют говорить, могут рассказывать, что в классе за партой ощущения – как на оживленном перекрестке.

Наконец Паша стал понимать, что говорили учителя

– Как решать проблему детей с нарушением обработки слуховой информации и с нарушением фонематического слуха?

– Стивен Порджес, исследователь в области нейронаук, в научной статье говорит о гиперчувствительности к звуку у детей с аутизмом, а также о слуховой терапии для уменьшения звуковой гиперчувствительности у детей с расстройством аутистического спектра. Поскольку гиперчувствительность к звуку есть у детей с нарушениями обработки слуховой информации, то данный метод можно применять и у них.

В основе метода лежат “нейроупражнения” с использованием акустической стимуляции и нервной регуляции мышц среднего уха. Метод использует специфические для понимания речи частоты. По сути, на этом принципе организованы разные слуховые терапии.

Часть из них стремится к «слушанию» высоких частот, потому что именно так происходит тренировка мозга. Так, метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). От напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга. Мы как бы учим «ухо=мозг» работать, взаимодействовать, «открываем» ухо для понимания речи. Но прибор многофункционален.

За счет программы, в которой используются разные диски (файлы), тренируется слуховое внимание, его концентрация, слуховая память, фонематический слух, у маленьких детей – усидчивость. Но нужно помнить, что терапия должна проводиться на качественном приборе с использованием аналогового звука. Мы используем аппарат “Бессон” швейцарского производства.

Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребенок прослушивает определенные диски с записью классической музыки, григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга.

– Есть мнение, что это метод с недоказанной эффективностью.

– Этот метод входит в группу В по уровню доказательной базы – условно одобрены. Наш центр ведет свою статистику. Оценочный анализ разных психических функций свидетельствует о положительных результатах и очень хорошей динамике. А если удается провести аудиотесты, то картина еще более впечатляющая.

Особенно интересно узнать мнение школьников, которые сами могут рассказать о результативности. Так, например, Паша в 14 лет после двух этапов метода Томатиса рассказал мне о том, что стал наконец-то «слышать» голос, до конца понимать то, о чем говорили учителя по истории и английскому. Я спросила, что с их речью было не то. Высоко говорили. То есть Паша плохо воспринимал именно высокие частоты. Знаете, есть такие верещащие женские голоса, вот их трудно слушать. При этом Паша был обычным ребенком, который учился в гимназии на «4» и «5», но прикладывал много усилий в обучении.

Мифы и реальность:

Миф 1. Говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах

В реальности: так уж устроен человек – хотелось бы, чтобы все функции можно было измерить, то есть получить достоверный результат. Слуховые вызванные потенциалы – очень передовой метод, с помощью которого можно провести длительное исследование и, проанализировав полученные данные, сделать вывод о нарушениях, связанных со слуховым речевым восприятием.

Почему говорят, что нарушение фонематического слуха не определяется на слуховых вызванных потенциалах, и это действительно миф?

Фонематический слух – это наиболее высокий по иерархии, предназначенный для дифференциации фонем, в том числе и оппозиционных (по глухости-звонкости – «дочка-точка», твердости-мягкости – «банка-банька», дифференциации шипящих-свистящих – «крыса-крыша» и сонорных – «лак-рак»). Более того, это и не совсем «слух», потому что фонему как смыслоразличительную единицу звукового строя языка слышать нельзя, ее нужно анализировать, выделять из звучащего потока мыслью. Обследование проводит логопед.

Миф 2. Аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка

В реальности: органы зрения напрямую связаны с нервной системой и с мозгом человека, которые обрабатывают поступающие сигналы. На эти сигналы и реагирует зрачок, который в зависимости от ряда ситуаций может сужаться или расширяться. Для расширения зрачков есть немало естественных причин: изменение степени освещенности, поступление в кровь большого количества адреналина – это основные.

Почему говорят, что аудиотест можно сделать «по глазам» ребенка, и это миф?

Вслушайтесь в название – АУДИО, значит «слышу». Да, мы можем пользоваться репрезентативной системой человека для подкрепления самого теста, но никак не для получения достоверных данных и тем более для того, чтобы речь шла о снятии аудиотеста, как воздушного, так и костного. Особенно нелепо звучит это выражение, когда ребенку дают в руки планшет или телефон, в уши подают сигнал. Что смотрят у этого ребенка, данные о чем пытаются получить? Добавлю еще и то, что низкие частоты часто не слышит даже мама ребенка, которой также снимают аудиотест. Сам аудиотест требует достаточного слухового внимания и произвольности, то есть участия самого человека. . Общепринято, что это музыка Моцарта, Штрауса, григорианские и православные песнопения.

Проходите слуховые терапии в проверенных местах , при наличии сертификатов на аппаратуру, метод Томатиса должен проводиться на аппаратуре с аналоговым звуком.

2. Мероприятия по организации жизненного пространства:

– Давайте подкрепления – зрительные (рисунки, схемы, пометки на полях), повторяйте инструкцию сами и просите повторить ребенка, говорите медленно и четко.

Продумайте, где организовать рабочий уголок дома . Это должно быть максимально тихое место, с отсутствием предметов, которые издают те или иные звуки, даже если они нам кажутся незначительными. В школе ребенок должен уметь уединяться. Если возможно в учебном заведении организовать комнату релакса, то научите ребенка посещать ее.

У ребенка должны быть как время для отдыха, так и поручения , обязанности.

Организация режима . Придерживайтесь четкого расписания, с соблюдением временных рамок. Можно первое время подключать таймеры, чтобы ребенок научился чередовать интервалы отдыха и занятий. Следите за тем, чтобы ребенок в одно и то же время ложился спать и высыпался.

– Следите за питанием (детский стол). Возможно, нужно будет сдать анализы на непереносимость продуктов, следите за регулярностью стула.

Если ребенок не занимается спортом, то должны быть организованы физические нагрузки.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции