01.05.2021

Сочинение на тему Зачем беречь родной язык и от кого ее защищать? Советы для создания текста - рассуждения Как мы можем беречь русский язык


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

ЭССЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

НА ТЕМУ:

ЯЗЫК НАДО БЕРЕЧЬ!

Выполнила:

студентка I курса

музыкального отделения ГОУ СПО СОКИ

Мигунова Анастасия Витальевна

Проверила:

преподаватель ГОУ СПО СОКИ

ЦК «Общеобразовательные дисциплины»

Цветкова Елена Алексеевна

Саратов

2014

«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».

А.М. Горький

Язык – средство общения людей, средство их воспитания и восприятия окружающего мира. Без хорошего знания русского языка, который для нас является ещё и родным, без умения грамотно писать, говорить, нельзя считать себя образованным человеком, нельзя достичь успеха в жизни. Но все ли стремятся к тому, чтобы хорошо владеть родным языком?

Следуя модным веяниям в среде молодёжи, многие из нас начинают вытеснять родной язык, замусоривая его жаргонизмами, англицизмами, новомодным интернет-сленгом. С определённого возраста молодые люди и девушки окунаются в стихию молодежного сленга, и если не осознают вреда от такого купания, то вскоре вообще разучиваются говорить по-русски. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются» и тому подобное. Таким образом, разучиваются говорить русским литературным языком и, соответственно, утрачивают способность грамотно излагать свои мысли, способность полноценно общаться и понимать друг друга.

Но одно дело, когда мы сознательно лишаем себя возможности умело владеть языком. И совсем другое – когда убиваем родной язык. Ведь наш язык живой, развивающийся. И именно мы являемся его хранителями и создателями на современном этапе. Обидно становится оттого, что мы даже не осознаём того, что так жестоко поступаем с языком. Мы с юных лет губим в себе не только любовь к родному слову, но и способность чувствовать язык, видеть его красоту и богатство. И губим себя, потому что в речи, как в зеркале, отражается весь человек, его сущность, глубина души.

Если язык современников перестанет развиваться, то лет через двести-триста наш он оскудеет, утратит свою красоту. А наши потомки не смогут понять произведений классиков русской литературы. Да и сами мы постепенно утратим способность понимать друг друга – это можно наблюдать уже сейчас: разве может понять пожилой культурный человек молодёжный сленг?

На протяжении веков русский язык изменялся, развивался, совершенствовался. Но как говорится, совершенству нет предела: многие поколения будут дополнять, способствовать развитию языка. Будут, если мы сейчас образумимся, если начнём бережно относиться к родному языку, если будем беречь и любить его. Поэтому главная задача для нас – сохранить русский язык, не дать ему умереть. Ведь если исчезнет язык, то вскоре прекратит своё существование и нация.

Материал к уроку чтения и развития речи в 7 классе

«Почему нужно беречь родной язык»

Цель урока: Способствовать развитию интереса к изучению предметов языкового цикла.

Задачи: 1) Воспитывать бережное и уважительное отношение к родному языку.

2) Корригировать процессы логического мышления, памяти, произвольное внимание с помощью занимательных упражнений развивающего характера.

3) Развивать общий кругозор, коммуникативную речь; повышать общеязыковую культуру.

4) Содействовать воспитанию морально-волевых качеств учащихся через коллективную работу, создание ситуации успеха.

Оборудование: для оформления – плакаты с пословицами, высказываниями писателей о родном языке.

Для конкурсов – компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией.

Материал к уроку:

Учитель : Каждый народ - это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности - очень важная задача.
В революционной России до 1917 года насчитывалось 193 языка, а в декабре 1991 года - только 40. Ежегодно исчезало в среднем два языка.
Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро, как в 20 веке.

С целью привлечь внимание к проблеме в 1999 году был утверждён Международный день родного языка, который, прежде всего, направлен на защиту исчезающих языков. И задача эта важная и актуальная, потому что и сейчас, по статистике, каждый месяц в мире исчезают примерно два языка.
Международный день родного языка отмечается ежегодно 21 февраля.

Каждый из языков уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать. Наш родной язык – РУССКИЙ.

(СЛАЙД № 1)

Сегодня мы поговорим о родном языке. Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что Родина - это не только огромная территория и природное богатство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладает магической властью и необыкновенной силой, вот как об этом написал поэт Вадим Шефнер (СЛАЙД №2 ):

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

По тому, как человек умеет выражать свои мысли, о нём судят окружающие. И, даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться - учиться упорно и терпеливо. (СЛАЙД № 3 ) Писатель Л.Н.Толстой отмечал, что «обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Высказывания о языке других известных людей вы можете прочесть на плакатах, которыми украшен наш класс.

Значение языка, речи, слова отмечено с давних времён и самим народом в русских пословицах и поговорках. Давайте прочитаем их, а заодно и начнём наши командные соревнования.

КОНКУРС «Четвёртая лишняя» ( Слайд №4 , 5)

Прочитайте пословицы, поговорки. Выберите ту, которая отличается от трёх по смыслу. Выбранный ответ кратко обоснуйте.

    От доброго слова язык не усохнет.

    Каков разум, таковы и речи.

    Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

    Что написано пером, того не вырубишь топором.

    Ученье – красота, а неученье – простота.

    Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Слово – серебро, молчанье – золото.

За каждый правильный ответ команды получают по 5 баллов.

КОНКУРС «Чем похожи» (Слайд № 6, 7)

Пословиц и поговорок очень много в нашем языке, они обо всём. Прочитайте пословицы и поговорки и определите, какой общей темой они объединены. Кратко сформулируйте тему.

1-й команде:

Всякое дело начинай с головы.

У умной головы сто рук.

Голова б не думала, ноги б не пошли.

Нога споткнётся, а голове достаётся.

У всякого голова, да не всякая умна.

Эти пословицы о том, что прежде, чем дело начинать, надо подумать, спланировать свою работу.

2-й команде:

Без детей – горе, а с ними - вдвое.

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Любовь да совет, так и горя нет.

Где мир да лад, там и божья благодать

КОНКУРС «Поговорки в кроссвордах» (Слайд № 8)

По горизонтали:

3. Мал …, да дорог.

4. Волки сыты, и …. целы.

5. … дурака видит из далека.

7. Дома и … помогают.

8. … - не рукавица: с белой ручки не стряхнёшь, да за пояс не заткнёшь.

9. Делу - … , а потехе – час.

11. Живут как … с собакой.

По вертикали:

    1. Дуракам …. не писан.

      В чужой … со своим уставом не ходят.

5. …. в пятки ушла.

6. Береги платье снову, а … смолоду.

10. Выеденного … не стоит.

Команды одновременно разгадывают кроссворд – кто быстрее и правильнее – оценивается максимально – 15 баллов.

КОНКУРС « Какое слово лишнее?» (Слайды № 9-18)

Язык, слова нужны нам не только, чтобы говорить. В слова можно и поиграть. Например вот так: «распутайте» слова, прочтите их и определите, какое из них лишнее.

Задания выполняются одновременно. Кто быстрее + 1 балл.

Д д ь ж о, х и а п т, л ь т о о п, к р е д (дождь , пихта, тополь, кедр).

К и ж ё, л е к б а, к о л в, л а а к у (ёжик, белка, волк, акула ).

К о р о м в ь, л о я к о б, л ё к в а с, р у г е ц о (морковь, яблоко , свёкла, огурец).

М у н а т, з а г о р, л е м е т ь, в е з д а з (туман,гроза, метель, звезда ).

Ч у к р а, к у л а к, н е л а п, т а д ь р е т (ручка, кукла , пенал, тетрадь).

КОНКУРС «Загадки» (Слайд № 19-22)

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета.)

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

(Книжный шкаф.)

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
(Сказка.)

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?
(Пословицы.)

Заповеди речевого поведения (Слайд №23)

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

4. Говори просто, четко, понятно.

5.Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

Итог. Слово учителя. У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается наша Родина.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А. Ахматова.

Что значит «беречь язык»? «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» - призывал замечательный знаток и мастер языка И.С.Тургенев. Что значит «беречь язык»?От кого или от чего беречь? Разве у языка есть враги или ему грозят какие – то опасности? Да. Первая опасность – это искажение в результате невежества, невладения языком. Недостаточная культура. Слабое знание языка. Искажения возникают из – за неверного употребления слов. Искалеченные слова сильно засоряют наш язык. Изгнать их из языка бывает очень трудно. Пример. Многие малограмотные люди произносили слово «молодежь» (портфель, процент) С этим боролись педагоги в школах, об этом писали языковеды и мастера языка. Все напрасно. Но чудо произошло: поэт Л.Ошанин написал известный «Гимн молодежи»: Эту песню запевает молодежь! Эту песню не задушишь, не убьешь! Тут уж никак не произнесешь неверно: этому мешает и ритм песни, и рифма. К сожалению, есть и противоположные примеры. Вы, наверное, помните песню, которую исполняет Марина Хлебникова: «Чашку кофею я тебе бодрящего налью и по – настоящему спою новую песню…» Мало того, что в некоторых последних орфографических словарях разрешено, допускается слово «кофе» употреблять и в среднем роде…, так здесь это слово еще и склоняется, хотя по литературной норме слово «кофе» принадлежит к несклоняемым существительным. Вторая опасность – варваризмы, иностранные слова, их засилье, неоправданное употребление. Но наш родной русский язык – один из самых совершенных, отточенных, гибких языков мира.(Л.Успенский) М.Ломоносов находил в нем соединенные вместе «великолепие ишпанского, живостьфранцузского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Слайд 37 из презентации «Состояние русского языка» к урокам русского языка на тему «Русский язык»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке русского языка, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Состояние русского языка.ppt» можно в zip-архиве размером 208 КБ.

Скачать презентацию

Русский язык

«Особенности русского языка» - Лексические особенности русского языка. Русский национальный язык. Система знаковых единиц. Распространение. Статус. Федеральный закон. Фонетические особенности русского языка. Великий язык. Языкознание. Законы развития языка. Вариантность нормы. Гостиница. Связь языкознания с другими науками. Государственные и официальные языки в РФ.

«Технология диалога культур» - Разговорное выражение. Подготовка к сочинению. Киргизский эпос. Киргизский эпос «Манас». Творческая работа. Русская литература. Анализ рассказа. Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Примеры пословиц. Нарт. Добрым молодцам урок. Аналитическая работа по тексту. Домочадцы. Встреча с горцами.

«Диалог культур» - Актуализация проблем. Бить баклуши. Пословицы. Диалог культур как методический принцип. Диалог культур. Примеры использования методики. Беседа о значении слов. Свой хлеб. Обучение школьников. Сравнительно-сопоставительный метод. Термин «диалог культур». Принципы методики РКН. Концептный метод. Включение данного слова в словосочетание.

«Русский язык в современном мире» - На всей земле был один язык и одно наречие. Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом. Выводы. Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов. Эмоции, образы и понятия. Положение английского языка в мире. Русский язык в современном мире. Число русскоязычного населения в бывшем СССР.

«Русский литературный язык» - Русский язык. Язык межнационального общения. Процесс формирования русского национального языка. Русский язык является языком межнационального общения. Место русского языка. Кодификация. Русский литературный язык. Роль в развитии языков. Термин. Лексика. Норма. Исторические закономерности. Фонетика. Место русского языка среди славянских языков.

«Состояние русского языка» - Образуйте множественное число от существительных. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Что значит «беречь язык». Открытый урок «Родное слово». Чемпионат мира. Задание. Что значит любить свой язык. Русская речь. Каковы критерии отбора слов. Перепишите предложения. Финальный турнир по русскому языку.

Зачем беречь родной язык и от кого ее защищать?
История сообщает, что были времена, когда знание родного языка считалось немодным, непрестижным. Когда даже малограмотные люди пытались отдать своих детей в школы с русским обучением, думая, что тогда их дети станут умнее, культурнее.
Обратите внимание, как говорят в нашем городе. Большинство просто "эмигранты" собственного языка, пользующихся суржике и одолженной напивскаличеною русском языке. И как тут не вспомнить талантливого писателя Н. В. Гоголя и его повесть "Тарас Бульба": "Свой со своим не желает разговаривать, свой своего продает … Перенимают неизвестно какие обычаи, брезгуют языку своему". Именно от таких людей и следует защищать родной язык. ее следует оберегать от безумной количества заимствованных слов (если у нас есть собственные аналоги). Надо ограничить их количество.
Национальная глухота и бодрость и доказали язык и культуру в Украине до позорного состояния, из которого теперь смеется весь мир.
Пренебрежение к украинской культуре густым бурьяном растет в душах и украинским, и русским. Сегодня украинский язык, которому предоставлен статус государственного, развиваться и процветать. Это очень важно.
Украинский язык — один из популярнейших славянских языков. Она привлекает внимание ученых и языковедов мира не только мелодичностью, но и глубоким смыслом. Ею восхищаются, ее изучают, исследуют не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Итак, украинский язык мы должны беречь, ибо:
Наша мово незабываемая,
Ты — прошлое и будущее!
Чистая, как вода из колодца,
Ты — знамя и сокровищница!
Наш язык и наша слава,
Язык есть — то есть и государство!


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции