26.11.2019

Нормальное состояние психики. Виды и характеристики эмоциональных состояний. Что такое психические состояния


Место и роль психических состояний в структуре психических явлений

Психические состояния относятся к основным категориям психических явлений, наряду с психическими процессами и психическими свойствами.

Изучением психических состояний занимается психология состояний – относительно новая отрасль психологической науки, изучающая природу, механизмы, закономерности протекания психических состояний, осознаваемых или неосознаваемых личностью в процессе деятельности, общения, поведения. Психология состояний как научная отрасль позволяет рассматривать психические, функциональные и эмоциональные состояния не сами по себе, а в теснейшей взаимосвязи с психическими процессами и свойствами личности.

По параметрам «ситуативность – долговременность» и «изменчивость

– постоянство» психические состояния находятся между психическими процессами и устойчивыми чертами личности и характера. Психические состояния, в силу их большего постоянства и продолжительности, служат фоном для психических процессов, которые более изменчивы. Еще медленнее, чем состояния, изменяются свойства личности. Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности.

Психические процессы в определенных условиях могут восприниматься как психическое состояние. Так, кратковременная, быстро меняющаяся установка – это процесс внимания, который может закрепляться, превращаясь в установку как состояние, которое долго сохраняется. Установка, становясь свойством личности, переходит в направленность. Формирование устойчивых свойств личности идет через повторение и закрепление временных состояний. Например, развитие воли происходит через повторение и закрепление волевых состояний, часто повторяющаяся тревога, как правило, приводит к появлению

соответствующего свойства тревожности, многократно проживаемое состояние решимости – к формированию решительности как черты характера и т.п. Этот механизм является основой возникновения и формирования свойств личности.

Понятие и общая характеристика психического состояния

Психическое состояние является общим функциональным уровнем психической деятельности, фоном, на котором развиваются психические процессы. Н.Д. Левитов определял психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Ключевыми словами этого определения являются «целостное», «промежуток времени», «своеобразие», «психические процессы».

Всякое психическое состояние – это целостное явление, которое состоит из множества элементов (мотивов, эмоциональных реакций, волевых актов, когниций, поведенческих проявлений и пр.), но они существуют не сами по себе, а в интеграции и взаимосвязи, т.е. образуют целостную структуру.

Психические состояния имеют начало и конец, они изменяются. Действительно, ни один объект не может бесконечно долго находиться в одном и том же состоянии, оно неизменно перейдет в другое. Изменчивость, периодичность, смена во времени – важные характеристики состояний.

Каждое психическое состояние своеобразно , поскольку вызывается и сопровождается специфичными ощущениями, процессами восприятия памяти, мышления, воображения, определенной волевой активностью, характерными эмоциональными переживаниями. Кроме того, своеобразие психических состояний обусловлено индивидуально-психологическими особенностями человека, определяется его прошлым опытом, представлениями о будущем, зависит от ситуации, в которую человек

попадает, и т.д. При этом необходимо разводить категории «состояние» и «черта личности». Психическое состояние не всегда соответствует чертам характера человека. Так, состояние тревоги может переживаться человеком в определенных условиях (ситуативно), но при этом тревога может не являться характерной чертой личности этого человека.

Психические состояния неразрывно связаны с психическими процессами . Психический процесс может сопровождаться различными, сменяющими друг друга психическими состояниями. Например, длительный процесс решения сложной задачи может вызвать состояния, сменяющие друг друга: любопытство, воодушевление, утомление, возмущение и, наконец, радость в случае верного решения. Без психических процессов психических состояний быть не может. Психические состояния определяют своеобразие психических процессов.

Таким образом, психическое состояние – это временное отражение личностью ситуации, целостное явление, которое характеризуется своеобразием психической деятельности, неразрывно связано с психическими процессами и свойствами личности, проявляется в единстве переживания и поведения и имеет временные границы.

Психические состояния имеют структуру , которая включает в себя четыре уровня. Самый нижний – физиологический уровень включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения. Второй уровень – психофизиологический - содержит вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики. Более высокий – психологический – характеризует изменения психических функций и настроения человека. Самый высокий уровень – социально -психологический - содержит характеристики поведения, деятельности и отношения человека в том или ином состоянии. Для стресса, например, на физиологическом уровне характерны биохимические изменения (увеличение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), на психофизиологическом уровне наблюдается ощущение напряжения, на психологическом –

расстройство внимания, на социально-психологическом – изменение поведения в условиях стресса (заторможенное либо возбужденное).

Психические состояния характеризуются следующими основными

свойствами:

Активностью – доминированием отдельных компонентов целостного состояния и их влияния на эффективность психической деятельности;

- воспроизводимостью в сходных ситуациях (по типу условного рефлекса) и возможностью при условии особой значимости и повторяемости переходить в устойчивые характеристики личности;

Управляемостью – личностной регуляцией состояний в форме самоорганизации, самоуправления, саморегуляции;

Автономностью – дифференциацией психического состояния от других психических явлений, а также определенным промежуточным положением состояний между процессами и свойствами;

Эффективностью – организацией психических процессов и свойств личности для достижения целей деятельности, обеспечения результата;

Наблюдаемостью – возможностью изучения психических состояний и их специфики различными эмпирическими методами.

В психической деятельности состояния выполняют определенные

Функция адаптации , обеспечения взаимодействия субъекта с жизненной средой (внутренней и внешней), сохранения равновесия между постоянно меняющимися внешними условиями и внутренними ресурсами человека.

Функция регуляции психических процессов и психических свойств, организации деятельности и поведения человека. Психические состояния задают диапазон, границы, уровень и возможности проявлений других психических явлений (процессов и свойств). Они отражают сформированные черты личности, свойства, акцентуации характера, их трансформации. Они согласовывают потребности и устремления индивида с его возможностями и

ресурсами. Регулятивная функция заключается также в обеспечении адекватных для текущей ситуации поведения и деятельности.

Функция опосредования. Психические состояния являются звеном, связующим психические процессы и свойства личности для обеспечения адекватной реакции.

Функция дифференциации. Психические состояния связаны с психическими процессами и свойствами в разной степени, одни связаны с состояниями больше, другие – меньше.

Функция интеграции. Психические состояния объединяют психические процессы и свойства. Через повторение психических состояний образуется целостная иерархическая совокупность психических процессов и свойств, формируется и закрепляется психологическая структура («строй») личности, идет овладение саморегуляцией. Все это обеспечивает неразрывность целостной психической деятельности, ее эффективность и продуктивность в разных сферах жизни.

Функция развития психических свойств и процессов в ходе изменяющейся жизнедеятельности. Благодаря этой функции психологическая организация личности приходит в соответствие с требованиями профессионального характера деятельности.

Существует множество различных психических состояний. Исчерпывающей универсальной классификации психических состояний не существует, поскольку большинство состояний не удается отнести к тому или иному виду, они могут входить в разные подразделы классификации. Отнесенность психического состояния к тому или иному виду осуществляется по принципу доминирования того или иного компонента в структуре сознания.

По степени продолжительности различают состояния продолжительные (длящиеся годы, месяцы), малопродолжительные (недели, дни), кратковременные (часы, минуты).

По степени распространенности выделяют состояния, замкнутые внутри системы (общие и локальные), выраженные вовне (яркие и латентные), по месту системы в пространстве (природно-биологическом либо социальном).

По степени напряженности состояния различают по общему тонусу (высокий или низкий), по напряженности различных компонентов (одинаковой либо различной).

По степени адекватности ситуации выделяют состояния адекватные и неадекватные.

По степени адекватности нормам морали различают состояния корректные и некорректные.

По степени осознанности ситуации и времени различают осознанные и неосознанные.

В зависимости от уровня психической активности выделяют

равновесные и неравновесные психические состояния.

Таблица 2

(В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко, 1991; А.О. Прохоров, 1998)

Уровень психической активности

Состояния психической активности

Состояния

повышенной

Счастье, восторг, экстаз, тревога, страх, гнев, ярость, ужас, паника,

психической

активности

восхищение, страсть, ненависть, дистресс, воодушевление,

(неравновесные состояния)

мобилизация, негодование и др.

Состояния

Спокойствие, симпатия, сострадание, эмпатия, готовность, борьба

(оптимальной)психической

мотивов, сосредоточенность, озарение (инсайт), заинтересованность,

активности

(равновесные

сомнение, удивление, размышление, озадаченность и др.

состояния)

Состояния

пониженной

Грезы, подавленность, грусть, печаль, тоска, горе, скука, страдание,

психической

активности

усталость, утомление, монотония, прострация, рассеянность,

(неравновесные состояния)

релаксация, кризисное состояние и др.

Равновесные состояния – состояния средней или оптимальной психической активности, являются основой адекватного, предсказуемого поведения. К таким состояниям относятся состояние спокойствия, сосредоточенности, заинтересованности и др. Неравновесные состояния – неустойчивые состояния с более высоким или низким уровнем активности, возникающие при нарушении баланса между организмом и средой. В

результате психическая активность либо повышается (радость, восторг, страх) либо понижается (печаль, утомление). Неравновесные состояния являются причиной нерационального, неадекватного, агрессивного, а иногда и трагического поведения.

В.А. Ганзеном и В.Д. Юрченко была предложена классификация состояний, составленная на основе анализа 187 слов-терминов, в результате чего были выделены три группы состояний (табл. 3):

1. Волевые состояния, описываются в категориях «напряжениеразрешение». Включают праксические состояния человека (на различных этапах трудовой деятельности) и мотивационные, отражающие степень удовлетворенности потребностей.

2. Аффективные состояния, отражают категории «удовольствиенеудовольствие». Разделяются на гуманитарные и эмоциональные.

3. Состояния сознания-внимания , стержневые особенности «сонактивация». Состояния этой группы являются фоновыми, создают условия для всей психической жизни человека.

До настоящего времени нет единой и полной классификации состояний, поэтому мы охарактеризуем кратко те из них, которые чаще всего встречаются в психологической литературе и имеют наиболее важное значение для практической деятельности психолога.

Прежде всего, нужно сказать о функциональных состояниях. Функциональное состояние определяется как фоновая активность

нервной системы, является характеристикой работы мозга. Примером функционального состояния является гипноз, т.е. состояние внушения. Функциональное состояние является необходимой составляющей любого вида деятельности и поведения. В психологии труда функциональные состояния изучаются с точки зрения эффективности выполняемой человеком деятельности.

Таблица 3

Классификация психических состояний человека (В.А. Ганзен, В.Д. Юрченко)

Психические состояния

Волевые состояния

Аффективные состояния

Состояния сознания

Праксические

Мотивационные

Гуманизация

Эмоциональные

органические

состояния

состояния

Состояния внимания

положительные

отрицательные

ориентиро

положитель

отрицатель

положитель

отрицатель

Гипоксия

Прострация

Сенсорная

Симпатия

Антипатия

Атараксия

Волнение

Рассеянность

(вдохновение)

Переутомление

депривация

Синтония

Асинтония

Воодушевление

Утомление

спокойствие)

(сосредоточенность)

Монотония

Сексуальное

Заинтересованность

Ненависть

Гиперпрозексия

Мобилизация

Пресыщение

напряжение

Любопытство

Восхищение

Возмущение

Наслаждение

(повышенное

Врабатывание

Усталость

Удивление

Страдание

внимание)

Готовность

Сомнение

Негодование

(установка)

Озадаченность

Активация

А.Б. Леонова, С.Б. Величковская как отдельную категорию выделяют группу состояний сниженной работоспособности (ССРс). В ее состав входят четыре основных вида состояний:

утомление – состояние истощения в протекании основных процессов, реализующих деятельность, развивающееся вследствие продолжительного и интенсивного воздействия рабочих нагрузок, с доминирующей мотивацией на завершение работы и отдых;

психическое пресыщение – состояние неприятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которые проявляются в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения;

напряжение/стресс – состояние повышенной мобилизации ресурсов личности в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности с доминированием мотивации на преодоление затруднений, продуктивной или деструктивной (мотивы психологической защиты или самосохранения) форм;

монотония – состояние сниженного сознательного контроля за исполнением деятельности, возникающее в ситуациях однообразной («конвейерной») работы с частым повторением стереотипных действий и обедненной внешней средой, сопровождающееся переживаниями скуки/сонливости и доминирующей мотивацией на смену деятельности. Субъективно переживается как чувство апатии, скуки, вялости и сонливости (дремоты). Из психических проявлений отмечается притупление остроты восприятия, ослабление способности к переключению внимания, уменьшение бдительности, переоценка временных интервалов (время длится долго) и т.д. На психофизиологическом уровне фиксируется снижение мышечного тонуса, снижение возбудимости и чувствительности анализаторов. Монотония, как отмечает А.И. Фукин, снижает уровень работоспособности и препятствует производительности труда.

Особое внимание в психологической литературе уделяется стрессу.

Стресс (по определению Л.В. Куликова, О.А. Михайловой) –

психическое состояние сильного напряжения, возникающее под влиянием экстремальных либо особо сильных внешних воздействий, требующее активизации адаптивных ресурсов и защитных свойств психики и организма. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение. К наиболее частым проявлениям относятся следующие:

ощущение потери контроля над собой;

дезорганизация деятельности (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость);

вялость, апатия, повышенная утомляемость;

расстройство сна (долгое засыпание, раннее пробуждение). Другие симптомы стресса:

раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность);

повышенный аппетит или его отсутствие;

увеличение количества выпиваемого алкоголя;

увеличение потребления психоактивных средств (успокаивающих, стимулирующих);

расстройство половой функции;

неблагополучное физическое состояние (головная боль, изжога, повышение давления).

Г. Селье рассматривал стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения – приятна или неприятна ситуация, в которой человек оказался.

Стрессовые проявления обнаруживаются во всех сферах психики. В эмоциональной – чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации. В когнитивной – восприятие угрозы, опасности, ситуации неопределенности. В мотивационной – мобилизация сил либо, наоборот,

капитуляция. В поведенческой – изменение активности, привычных темпов деятельности, появление «зажатости» в движения.

Работа, трудовая деятельность часто связаны со стрессом. Наиболее частыми причинами являются влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жар, холод и т.п.); нагрузки: физические (мышечные), информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно переработать, запомнить), эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный для индивида уровень насыщения); монотония; значительные изменения на работе, конфликты в трудовой среде; ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.

Различают кратковременный и длительный стресс. Кратковременный стресс сопровождается яркими проявлениями симптомов, бурным расходованием «поверхностных» адаптационных резервов и наряду с этим началом мобилизации «глубоких». Не очень значительный по своей силе стресс способствует мобилизации нервной системы, повышает общий тонус человека. При длительном стрессе происходит постепенная мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Симптоматика длительного стресса напоминает начальные общие симптомы соматических, а иногда психических болезненных состояний. Такой стресс может переходить в болезнь. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор.

Выделяют группу стрессов, связанных с трудовой деятельностью. Рабочий стресс – возникает из-за причин, связанных с работой (условиями труда, местом работы). Профессиональный стресс – возникает из-за стрессового характера профессии, независимо от места работы. Организационный стресс – возникает вследствие негативного влияния на субъекта особенностей организации, в которой он работает (неблагоприятный психологический климат, неумелое руководство, нерациональное распределение должностных обязанностей, плохо

организованные информационные потоки, неопределенность целей организации и перспектив развития и др.).

Как отдельную группу выделяют эмоциональные состояния – психические состояния, имеющие ярко выраженную субъективную окраску, они являются переживаниями от радости до страданий.

Эмоциональные состояния, как пишет В.С. Агавелян, могут быть хорошими и плохими (например, настроение), полезными и вредными (переживание боли), положительными и отрицательными (радость, страх), могут быть стеническими, астеническими и амбивалентными.

Стенические состояния являются побудителями и вдохновителями к деятельности, они имеют мобилизирующее влияние на человека (он подготавливается к возможным действиям, например, к бегству при опасности, силе удара при агрессии). Астенические состояния расслабляют, дезорганизуют, вводят в депрессию, агрессию, панику, страх, парализуют волю, искажают деятельность. Амбивалентные состояния (например, переживание страха и радости) наименее изучены, считается, что они могут быть устойчивыми.

Настроение рассматривается как длительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве общего эмоционального фона психической жизни человека (приподнятое, подавленное и т.д.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, или напротив, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.). Настроение проявляется в активности человека, в его общем жизненном тонусе, психологическом настрое и связано с общим состоянием дел, жизненными планами, интересами, здоровьем, самочувствием, степенью удовлетворенности основных жизненных потребностей.

Одним из видов эмоциональных состояний является фрустрация – психическое состояние, которое возникает в результате противодействия каких-либо факторов, блокирующих удовлетворение потребностей человека, препятствующих исполнению его намерений и действий. Иными словами,

фрустрация вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению желаемой цели или к решению задачи. Вследствие этого возникает конфликт между актуально значимой потребностью и невозможностью ее реализации, следует срыв желаемого поведения.

Для состояниия фрустрации характерны острые отрицательные переживания: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения». Сильное переживание фрустрации может приводить к дезорганизации сознания, деятельности и поведения человека.

Фрустрация может вызываться объективными и субъективными причинами. Объективными причинами могут быть неудовлетворенность собственным профессиональным трудом, его содержанием и результатами, когда человек понимает, что не реализовал большую часть своих возможностей. Субъективные факторы проявляются при изменении жизненных стереотипов, когда нарушается привычный порядок удовлетворения потребностей. Многие события в жизни (перемена места жительства, призыв в армию, свадьба, путешествие и др.) могут стать фрустрирующими, если в результате происходит нарушение сложившихся ранее привычных связей, форм поведения.

Состояния выраженной фрустрации может вызываться внутриличностными конфликтами. Все внутриличностные конфликты В.Н. Панкратов разделяет на четыре типа:

1. Конфликт типа «желаемое-желаемое», когда необходимо выбрать одну из равно желаемых возможностей.

2. Конфликт типа «нежелаемое-нежелаемое», вызванный необходимостью выбора между двумя равно нежелательными возможностями.

3. Конфликт типа «желаемое-нежелаемое», обычно представляет собой ситуацию, в которой стремление индивидуума к какой-либо цели

удерживает страх или другой отрицательный момент, связанный с реализацией желаемого.

4. «Двойной» конфликт, возникает при одновременном существовании двух тенденций: влечения и избегания. Он происходит в ситуациях, когда одна из возможных линий поведения представляет собой желаемый путь к нежелательному результату, а другая – нежелаемый путь к желаемому результату. В итоге обе линии поведения можно оценивать либо как в равной мере привлекательные, либо как одинаково неблагоприятные.

Действие фрустраторов не всегда вызывает фрустрацию. В этих случаях речь идет о состоянии толерантности – терпеливости, выносливости, отсутствии тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов. Существуют разные формы толерантности. Наиболее здоровым и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя, что уже означало бы не толерантность, а фрустрацию. Толерантность может быть выражена, однако, не только в совсем спокойном состоянии, но и в известном напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций. Как считает Н.Д. Левитов, есть толерантность типа бравирования с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние. Толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Психическое здоровье человека собственно и означает сознательное и эффективное управление своим поведением в экстремальных условиях.

Страх – состояние, возникающее в ситуации реальной или мнимой опасности для жизни человека и сопровождаемое переживанием боязни, тревоги, а также стремлением человека избежать или устранить соответствующую угрозу.

Существуют разные виды страхов. Известной является классификация страхов, предложенная Б.Д. Карвасарским: боязнь пространства (клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства, агорафобия – боязнь открытых пространств, страх глубины, страх воды); социофобии , связанные с общественной жизнью (страх покраснеть в присутствии людей, страх публичных выступлений, страх невозможности совершить какое-либо действие в присутствии посторонних); нозофобии , страхи заболеть какимлибо заболеванием (присутствует в обществе всегда, но особенно обостряется во времена эпидемий); танатофобия , страх смерти; сексуальные страхи; страх нанести вред себе или близким; «контрастные » фобии (например, страх у благовоспитанного человека громко произнести нецензурные слова или совершить что-то непристойное в обществе); фобофобии (страхи бояться чего-либо).

Существует деление страхов на конструктивные – представляющие естественный защитный механизм, помогающие лучше приспособиться к экстремальным ситуациям, и патологические – неадекватные стимулу по интенсивности или длительности состояния, часто приводящие к ситуации психического нездоровья.

Паника – проявление страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. Паника – одна из форм повеления толпы, однако паника может проявляться и на индивидуальном уровне.

Панику, с точки зрения В.А. Моляко, можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и пр. По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая – от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрознены), а массовая – тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле,

в здании и пр.) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.

Под глубиной охвата различают легкую, среднюю и полную панику. Легкую панику можно испытать, когда задерживается транспорт, при спешке, при внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке и пр.). При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Средняя паника характеризуется значительным искажением сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям, например, скупка товаров в магазинах при циркуляции в обществе слухов о повышении цен, об исчезновении товаров их продажи и т.д. Паника средней глубины часто возникает при проведении военных учебных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре (если он близко, но непосредственно не угрожает). Полная паника – паника с отключением сознания, аффективная, характеризуется полной невменяемостью – наступает при чувстве большой, смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль над своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие их оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники – на корабле «Титаник», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в больших зданиях и т.д.

По длительности паника может быть кратковременной, от секунды до нескольких минут (паника в автобусе, на секунды потерявшем управление); достаточно длительной, от десятков минут до нескольких часов (паника при землетрясениях, непродолжительных и не очень сильных); пролонгированной, от нескольких дней до нескольких недель (паника после взрыва на ЧАЭС, во время длительных боевых операций).

Аффект – очень сильное, и относительно кратковременное состояние, сопровождаемое взрывными эмоциями, возникающее в резко изменившихся

важных жизненных обстоятельствах либо в критических условиях при неспособности человека найти выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может быть как отрицательным , вызывающим отрицательные эмоции (агрессия, гнев и др.), так и положительным , вызывающим положительные эмоции (восторг, экстаз и др.). Отрицательный аффект может возникать вследствие многократного повторения травмирующих событий, создающего у человека впечатления безысходности. Для состояния аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания, как пишет В.К. Вилюнас, могут привести к заметному притуплению чувствительности к боли, к неспособности регулировать и управлять своим поведением, представлять последствия совершаемых действий, к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды своего поведения и развития событий.

Особую категорию, по мнению П.В. Яньшина, составляют эмоциональные состояния группы , которые складываются из состояния всех ее членов с учетом влияния внутригрупповых процессов. Эмоциональное состояние группы является характеристикой внутригрупповых взаимоотношений, социально-психологического климата группы, эмоционального единства группы, групповой сплоченности и других социально-психологических феноменов.

Эмоциональные состояния зависят от множества факторов , как внешних, так и внутренних. Выделяют следующие факторы: изменения, происходящие в окружающей природе, в обществе, в самом человеке (в его организме); влияние индивидуальных особенностей человека; влияние предшествующих эмоциональных состояний; влияние другого человека; информативность.

Особым психическим состоянием является депрессия . Это психическое состояние сильной эмоциональной подавленности, уныния, сопровождается

резким снижением внутренней (психической) и внешней (поведенческой) активности человека. В состоянии депрессии человек чувствует себя бессильным и беспомощным что-либо делать для того, чтобы выйти из этого состояния (сложившейся ситуации). Депрессия может пониматься как нормальное, относительно кратковременное и нередко встречающееся у многих людей состояние. Оно может вызываться разными причинами: жизненными неприятностями, усталостью, болезнью и др. Если в состоянии человека обозначенные выше симптомы проявляются наиболее отчетливо и являются продолжительными, принимают хроническую форму, то такая депрессия понимается уже как нервно-психическое расстройство.

измененные состояния сознания (ИСС), малоизученные современной наукой. ИСС возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуаций; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации; изменения дыхания; острых психических заболеваний; в когнитивно-конфликтных ситуациях, содержащих парадоксальные изречения и инструкции, не выполнимые в логике обычного состояния сознания; в гипнозе и медитации и др. В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин относят к ИСС гипнотические,

трансовые, медитативные состояния.

Распространенным феноменом ИСС является потеря ощущения границ личности, нарушение восприятия тела, его пропорций, а также нарушения восприятия времени. Субъективно оно может ускоряться, замедляться, могут возникать эффекты перемещения в прошлое и будущее.

По классификации, которую предлагает С. Кардаш, ИСС делятся на расширенные (РСС) и суженные (ССС). РСС сопровождаются расширением поля сознательного внимания. К ним можно отнести состояние сверхбодрствования и озарения, трансперсональные переживания.

Характеристикой ССС является сужение поля зрения, так называемое туннельное зрение.

Основным способом организации эффективной и оптимальной жизнедеятельности человека является регуляция психических состояний, осуществлять которую можно разными методами (способами). Г.Ш. Габдреева выделяет три группы методов регуляции психических состояний: методы прямой регуляции, методы опосредованного влияния и методы самоуправления психическими состояниями.

1. Методы прямой регуляции психических состояний:

Применение фармакологических средств , так называемых психотропных препаратов. Они используются для коррекции эмоциональных состояний здоровых людей, однако их употребление приводит к нежелательным последствиям: привыканию к препарату, к нарушениям свойственных человеку адекватных эмоциональных реакций, к чрезмерному возбуждению или сонливости. При длительном приеме вероятно изменение структуры личности.

Функциональная музыка. Музыка сама по себе не несет конкретной информации, но ее влияние на эмоциональную сферу огромно, что дает основание использовать музыку как лечебное средство. Экспериментально установлено, что музыка способна воздействовать на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, она повышает чувствительность периферического зрения, изменяет тонус мышц, настроение человека, повышает его работоспособность.

Чтение художественной литературы. Библиотерапия – метод психотерапии, предложенный еще В.М. Бехтеревым. Исследования И.П. Павлова, К.И. Платонова показали огромное воздействие сказанного и прочитанного слова на человека. Читая, человек вовлекается в мир, созданный писателем, становится как бы участником событий, радуется, волнуется, восторгается, смеется, мыслит, переживает, забывая о собственных трудностях и огорчениях.

2. Методы опосредованного влияния на психическое состояние:

– Трудотерапия . Труд является источником положительных эмоций, создает бодрое настроение, держит человека в тонусе, укрепляет волю, характер, воспитывает моральные качества, отвлекает от навязчивых мыслей, ощущений. Труд является главным условием человеческого долголетия.

Имитационные игры (ролевые, деловые). Они позволяют изменять структуру личности путем формирования определенных черт характера. Участнику предлагается играть роль такого человека, каким ему хотелось бы быть (стеснительному стать более общительным, неуверенному – более уверенным и т.д.). «Игровое» поведение постепенно становится все более продолжительным, переносится в обычные сферы общения, деятельности, превращается в привычное и естественное поведение человека.

3. Методы самоуправления психическим состоянием. В основе этих методов лежит внушение и самовнушение. Внушение – психическое воздействие, которое осуществляется при сниженной степени осознанности и критичности с помощью речи и неречевых средств и отличается малой аргументацией. Внушение становится внутренней установкой, которая направляет, регулирует и стимулирует психическую и физическую активность. Специфическим способом воздействия является самовнушение или аутосуггестия (саморазъяснение, самоубеждение, самоприказ и др.). Способность человека к самовоздействию получила обоснование в учении о мозге и его деятельности. Самовнушением и внушением можно добиться объективно фиксируемых изменений в организме (меняется состав крови и т.д.). При значительных тренировках можно научиться управлять многими функциями своего организма. Принцип самовнушения лежит в основе многих методов регуляции состояний (Е.С. Жариков, 1990):

Аутогенная тренировка – тренировка, проводимая самим человеком. Метод разработал И. Шультц. Модификации метода используются в клинической, спортивной психологии, в психологии экстремальных ситуаций, в педагогике и других областях.

Метод полной рационализации предстоящего события, которое вызывает волнение, страх, тревогу и др. Он состоит в многократном осмыслении события с такой степенью детализации, что неопределенность ситуации уменьшается, это создает ощущение привычности будущей ситуации и действий в будущих условиях.

Метод предельного мысленного усиления возможности неудачи.

Усиление негативного переживания (страха, тревоги) до максимально возможной степени, в результате чего оно исчезает, и в реальной ситуации человек не испытывает негативных эмоций.

– Чувство юмора . Это эмоциональная реакция, которая превращает потенциально отрицательную эмоцию в ее противоположность, в источник положительных эмоций. Функция юмора состоит и в том, чтобы обеспечить удовлетворительное самочувствие в неудовлетворительной ситуации. Способность увидеть смешное в том, что на первый взгляд смешным не является – мощное средство поддержания психики в равновесном состоянии, независимо от трудностей, которые приходится переживать человеку.

Объективация стрессов. Суть метода в умении отличать неудачи от катастрофы, неурядицу от беды, частную неудачу от крушения всех жизненных планов и т.д. Это способность объективно оценивать то, что в первом выражении представляется катастрофическим.

Переоценка того, чего не смог достичь . Это способ принизить значимость потери, снизив ценность того, к чему человек стремился. Малые потери легче переносить, чем значительные. Часто этот механизм срабатывает автоматически, но иногда необходимо научить человека принижать ценность потери до терпимой.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое психическое состояние?

2. Как соотносятся понятия «психические процессы», «психические состояния» и «психические свойства»?

3. В чем различия между психическими состояниями и психическими

свойствами?

4. Какие виды психологических состояний вы знаете?

5. Каковы функции психических состояний? Приведите примеры проявления функции адаптации.

6. Какие виды психических состояний вы знаете?

7. В чем различие между понятиями «стресс» и «фрустрация»?

8. Какова структура психического состояния?

9. Какие методы регуляции психических состояний вы знаете?

10. Какими из них вы пользуетесь в жизни? Какова их эффективность?

Основная литература

1. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб пособие для студ. вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.

2. Психология [Текст] : учеб. по дисциплине «Психология» цикла «Общепрофессиональные дисциплины» для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / под ред. Б.А. Сосновского. – М. : Юрайт, 2010. – 660 с.

3. Психология [Текст] : учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 656 с.

Дополнительная литература

1. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса [Текст] / Л. А. Китаев-Смык. – М. :

Наука, 1983. – 367 с.

2. Куликов, Л. В. Психология настроения [Текст] / Л. В. Куликов. – СПб.: Издво С.-Петербург. ун-та, 1997. – 228 с.

3. Кучеренко, В. В. Измененные состояния сознания: психологический анализ [Текст] / В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко, А. В. Россохин // Вопросы психологии. – 1998.

– № 3. – С. 70-78.

4. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н. Д. Левитов.

М. : Просвещение, 1964. – 344 с.

5. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст] / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 118-129.

6. Леонова, А. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности [Текст] / А. Б. Леонова, С. Б. Величковская // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. проф. А. О. Прохорова. – Казань: Изд-во «Центр информационных технологий», 2002. – Вып. 4. – С. 326-342.

7. Моляко, В. А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере чернобыльской атомной катастрофы) [Текст] / В. А. Моляко // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – № 2. – С. 66-74.

8. Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе [Текст] / А. О. Прохоров. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1991. – 168 с.

9. Психология состояний [Текст] : хрестоматия; сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под ред. проф. А. О. Прохорова. – М. : ПЕР СЭ; СПб. : Речь, 2004. – 608 с.

10. Селье, Г. Что такое стресс? [Текст] / Г. Селье // Стресс жизни: сборник. –

СПб. : ТОО «Лейла», 1994. – С. 329-333.

11. Фукин, А. И. Монотония и ее динамика у работников конвейерного производства [Текст] / А. И. Фукин // Психология психических состояний: сб. статей / под ред. проф. А. О. Прохорова. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1999. – Вып. 2. – С. 292-305.

12. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова // Психология личности и образ жизни / отв. ред. Е. В. Шорохова. – М. :

Наука, 1987. – 219 с.

13. Щербатых, Ю. В. Психология страха [Текст] : популярная энциклопедия / Ю. В. Щербатых. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 416 с.

23. Психические состояния

Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности.

Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долго-временность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.

На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека. Исходя из этого можно дать и такое определение состояний: психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации.

На основе приведенных выше определений можно выделить свойства психических состояний.

Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.

Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.

Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительной меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Психологические особенности и психические состояния Гнев глупого – в его словах, гнев умного – в его делах. Арабская пословица Индивидуальные особенности психикиНекоторые люди имеют повышенную склонность к приступам гнева. Это явление наиболее характерно для

Из книги Общая психология: конспект лекций автора Дмитриева Н Ю

Лекция № 6. Психические состояния Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Н. Д. Левитова, написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

Беседа по теме «Психические состояния» Любое психическое состояние, – говорит психотерапевт, – это относительно устойчивое и в то же время динамическое образование. К нему больше всего подходит понятие «состояние, продолжающееся в данный момент времени». Этот момент

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В античном мире зарождалось множество мнений о природе и процессах душевных проявлений.Одно из первых представлений имело гносеологический смысл, оно выражало способы познания окружающего мира. Деятельность органов чувств определялась

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ И ЕЕ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ В любой форме психотерапии психотерапевт выступает всегда в качестве модели коммуникации. Начиная работу с какой-то семьей, особенно важно и полезно, как показывает наша практика, прямо определить цели

Из книги Психология масс автора Ольшанский Дмитрий Вадимович

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Применение: эмоциональные состояния, психические расстройства и терапия фиксированной роли Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая его исследователем. Подобно

Из книги Практическая интуиция в любви автора Дэй Лора

Глава 1. Развитие состояния любви из состояния удовольствия Вернёмся назад: вспомним первое упражнение.Помните упражнение, предложенное в самом начале книги? Возможно, когда вы только приступили к его выполнению, оно показалось вам слишком простым. Что может быть проще –

автора Дмитриева Н Ю

23. Психические состояния Согласно определению Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

25. Положительные и отрицательные психические состояния Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и

автора Еникеев Марат Исхакович

Глава 6 Психические состояния § 1. Понятие психических состояний Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний. В них проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 3. Пограничные психические состояния Психические состояния, находящиеся между нормой и патологией (слабые формы психических расстройств), называются пограничными состояниями. К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния;

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Из книги Бытие и сознание автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

4.2 Психические состояния людей, потерявших работу «Когда Бог закрывает одну дверь, Он открывает другую; но мы часто не замечаем её, уставившись взглядом в закрытую дверь…» Хелен Келлер (Helen Keller, 1880-1968 гг.) слепоглухая американская писательница, преподаватель и

Каждый человек на планете в каждую секунду своей жизни переживает определенное душевное или же психическое состояние – радость, тревогу, печаль, умиротворение. Все эти состояния, чередуясь одно за другим, и составляют человеческую жизнь.

Психическое состояние человека – это весьма устойчивое, но в то же время, динамическое явление, которое отображает особенности работы психики личности в конкретный отрезок времени.

Понятие и характеристика психического состояния


Психическое состояние — многокомпонентное объединённое отражение внутренних и внешних факторов в психике личности без четкого осознания их предметного значения (раздражительность, творческое вдохновение, скука, меланхолия, бодрость и др.). В науке душевное психическое состояние рассматривают как динамическое понятие, конкретное лишь в определенный временной промежуток.

Психическое состояние – это не только душевные переживания как реакция на событие или др. факторы, но также и физиологическое состояние организма, отображающееся на нервной, гормональной и др. системах.

Психика личности очень восприимчива к разного рода раздражителям, изменчива и подвижна. И поведение индивида на конкретном отрезке времени во многом зависит от особенностей проявления психических свойств и процессов в данный момент. Очевидно, что грустный человек отличается от счастливого, раздражительный — от спокойного. И душевное психическое состояние – это то, что характеризует эти сами особенности психики личности в конкретный момент. Подобные состояния воздействуют на психические процессы, а часто повторяясь, имеют свойство закрепляться и становиться индивидуальной чертой характера.

В науке понятие «психическое свойство» относят к устойчивым, закрепившимся особенностям, а «процесс психики» характеризуют как динамический момент, тогда как психологические состояние – это относительно устойчивая часть структуры личности, то есть та, которая устойчива лишь в какой-то промежуток времени.

Говоря об этом понятии, психологи часто указывают на определенную энергетическую особенность, которая влияет на человеческую активность или же, наоборот, пассивность в процессе деятельности. Например, усталость-бодрость, раздражение-спокойствие и т. д. Также рассматривается такой компонент, как состояние человеческого сознания: сон или бодрствование. Особые психические состояния, которые возникают на фоне стресса, экстремальных событий, представляют большой интерес для современной науки.

Компоненты психологического состояния и их характеристика


Психические состояния имеют многокомпонентную структуру. В неё входят поведенческие, эмоциональные, волевые и физиологические компоненты психики и организма в целом.

На уровне физиологии и моторики душевное состояние может проявляться учащенным или замедленным пульсом, изменениями в артериальном давлении, в мимике лица, звучании голоса, дыхании.

В познавательной и эмоциональной сфере разные состояния проявляют и определяют чувства с положительной или негативной окраской, способ мышления и пр.

Коммуникативный и поведенческий уровни определяют характер в социуме, правильность или неправильность осуществляемых действий.

Определенное душевное состояние возникает из актуальных потребностей личности, где они являются, как правило, системообразующим стимулом. Из этого следует, что если внешние условия позволяют удовлетворить свои желания, возникает состояние с позитивной окраской. Если же вероятность удовлетворения своих желаний и потребностей низкая или же вовсе отсутствует возникают отрицательные психические состояния.

Вследствие того или иного переживания изменяются многие мотивационные установки личности, его эмоции, характеристики психоэмоциональной сферы.

Человек, переживающий какое-то душевное состояние, начинает взаимодействовать с предметами или субъектами, которые, собственно говоря, и вызвали у него это состояние. После чего приходит к определенному результату:

  • если этот результат удовлетворительный, то его душевное состояние сходит на нет, сменяясь новым;
  • негативный же результат приводит к фрустрации и вызывает другие отрицательные психические состояния.

Фрустрация запускает новые мотивационные механизмы психики личности для того, чтобы понизить уровень негативных эмоций. И человек начинает действовать с новым напором и силами для достижения положительного результата. Если же и в дальнейшем не удаётся достичь собственных целей, тогда включаются механизмы психологической самозащиты для того, чтобы снизить уровень напряженности.

Психические состояния и его виды


Душевное состояние является целым комплексом разных процессов: эмоциональных, поведенческих, когнитивных, которые являются реакцией на определенную жизненную ситуацию. При этом каждое такое состояние имеет ярко выраженную индивидуальную особенность.

Сложность и динамичность структуры психических состояний и определяют разветвлённую их классификацию. К тому же часто состояния тесно пересекаются и даже накладываются друг на друга. Например, нервно-психическое состояние может возникать на фоне усталости, агрессии и др.

Классифицируются психические состояния по следующим признакам.

По источнику возникновения:

  • на ситуативные (связанные с повседневной жизнью или профессиональной деятельностью);
  • и личностные (связанные с особенностями психики и характера конкретного индивида, например, бурная эмоциональная реакция холерика).

В свою очередь личностные делятся на:

  • кризисные и оптимальные;
  • пограничные (невроз, психопатия);
  • состояния нарушенного сознания.

По уровню интенсивности:

  • слабо выраженные (настроение);
  • глубокие (ненависть, страсть).


По степени эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • негативные (астенические);
  • позитивные (стенические).

По структуре психики:

  • эмоциональные;
  • волевые;
  • мотивационные;
  • когнитивные.

По уровню длительности:

  • сиюминутные (состояние аффекта);
  • продолжительные (депрессия);
  • средней продолжительности (эйфория, страх).

По степени проявления:

  • физиологические (сон, голод);
  • душевные (радость).
  • психофизиологические (страх, возбуждение).

По уровню осознанности:

  • сознательные;
  • несознательные.

Учитывая все вышеизложенные критерии, дается полная четкая характеристика тем или иным состояниям психики индивида.

Наряду с психическими состояниями личности рассматриваются и социальные. Так, изучаются общественное мнение и настроение, характерные в данный отрезок времени для той или иной группы населения.

Кризисные психологические состояния


В личностной или профессиональной сфере жизни каждого человека случаются такие события, которые становятся для него глубокой психологической травмой, источником сильной душевной боли.

Такая уязвимость личности носит субъективный характер, который зависит от жизненных ценностей, их иерархии, моральной структуры. У некоторых индивидов бывает часто несбалансированная иерархия этических ценностей, одни приобретают сверхценный характер, сильно преобладая над остальным. Так образуется этическая акцентуация. Простыми словами – «уязвимое место» характера.

Некоторые болезненно реагируют на ущемления их прав, достоинства, несправедливость. Другие – на стеснение их материальных благ, социального статуса.

В процессе воздействия психотравмирующего раздражителя включаются адаптивные механизмы – перестройка личностных установок. Собственная иерархия жизненных принципов и ценностей направляется на то, чтобы нейтрализовать этот раздражитель. Вследствие психологической самозащиты основательно меняются личностные отношения. Вызванный травмирующим фактором, беспорядок в душе замещается организованной структурой и порядком. Однако эта упорядоченность может носить и ложный характер – социальное отчуждение, погружение в мир собственных иллюзий, пристрастие к алкоголю или наркотикам.

Дезадаптация на уровне социума может проявляться в различных формах. Это:

  • Психическое состояние негативизма — преобладание негативных личностных реакций, потеря позитивных контактов и ощущений.
  • Резкая оппозиция индивида – острая отрицательная характеристика отдельной личности, её поведения, проявление агрессии по отношению к ней.
  • Общественная отчужденность — продолжительная самоизоляция человека вследствие острого конфликта с окружающими.


Социальная отрешенность как одна из негативных форм психического состояния проявляется только в особом самоощущении – чувстве отверженности, одиночества, озлобленности. При этом другие люди и их действия воспринимаются как враждебные. А в крайней форме отчужденности – мизантропии – как ненавистные. Продолжительная или резкая отчужденность может привести к личностным девиациям: снижается, а иногда и полностью пропадает рефлексия, способность сопереживать другим, в тоже время теряется собственная социальная отождествленность.

Сложно переносимые конфликты или нагрузки, особенно длительные, вызывают такое душевное состояние как депрессия. Человек начинает испытывать острую подавленность, тревогу, разочарование, тоску. Во время депрессии снижается самооценка личности, а люди вокруг воспринимаются как враждебные ему. Может происходить деперсонализация или дереализация личности. Пассивность, чувство невыполненного долга, своих обязательств приводит к болезненному отчаянию.

Соотношение между различного рода психическими состояниями, ход их развития влияет на характер и психику человека в целом, а также играет важнейшую роль в личностной и профессиональной сфере каждого.

Состояние невозмутимости. В греческой этике им обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, смерти, обществе) и высказывать какие-либо суждения о них. Стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию и способная принять форму аффекта патологического. Также под аффектом в общей психологии понимается в целом эмоционально-чувственная сфера человека. Психические состояния, характеризующиеся заметной эмоциональной окрашенностью: эмоциональные состояния, состояние аффекта, настроение и т.п. Психическое состояние, характеризующееся перевозбуждением, препятствующим возникновению здорового сна. Психическое состояние, высшая степень концентрации внимания, резкое увеличение производительности в действиях. Нормальное психическое состояние человека, характеризующееся адекватной работой сознания как психического интегратора; способность адекватно воспринимать слова и поступки окружающих людей. Особое психическое состояние, промежуточное между сном и бодрствованием, обычно сопровождающееся повышенной внушаемостью. Психическое состояние "сна наяву", развитое фантазирование. Психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи. Состояние угрюмого ворчливо-раздражительного, злобного настроения, сопровождающееся повышенным беспокойством в ответ на любой внешний раздражитель. Дисфории могут длиться часами и днями и отличаются злобно-тоскливой окраской настроения. Состояние нервно-психического напряжения, отличающееся разнообразными нарушениями в сфере вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения, и является его личностным свойством. Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут иметь место конверсионные или диссоциативные проявления. Первое более-менее систематическое изучение ПС начинается в Индии 2-3 тысячелетия до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему ПС. Настроенность на выполнение повторяющихся, ритуальных действий, невыполнение которых приводит к тревожности, расстроенности. Неустойчивое психическое и физиологическое состояние человека. Функциональное состояние человека, возникающее как следствие однообразной работы: снижение тонуса и восприимчивости, ослабление сознательного контроля, ухудшение внимания и памяти, стереотипизация действий, появление ощущений скуки и потери интереса к работе. Состояние "грез наяву", возникающее в периоды мечтательной рассеянности.Направленность мышления определяется аффективно окрашенными воспоминаниями и желаниями. Характерна скачкообразность мышления. Протекает в форме допущений и возражений, вопросов и ответов. Наблюдаются включения, близкие к галлюцинаторным, типа иллюзии и галлюцинаций воображения. Такого рода состояния непроизвольного мышления протекают при постоянно меняющемся уровне сознания. Психическое состояние, при котором у человека появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (навязчивые идеи). Особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью физиологических и психических процессов в результате воздействия стресса. Сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами. Психическое состояние, характеризующееся тоской по чему-либо или кому-либо, неудовлетворенностью текущим положением вещей. Психическое состояние, характеризующееся уверенностью в себе, в завтрашнем дне, стремлением ощутить всю полноту бытия. Устойчивое состояние, при котором болезненная тревога поражает одного человека или группу лиц, которым передается паническое состояние. Группа не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений. Психическое состояние, характеризующееся лёгкими депрессивными проявлениями: снижением настроения, низкой физической активностью, низкой целеустремлённостью и подавленной волей. Состояние готовности спортсмена к участию в спортивном состязании. Психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи, и негативно влияющее на деятельность (разрущающее деятельность). Психическая напряженность оказывает понижающее влияние на устойчивость психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности. Психическое состояние, вызванное однообразной, лишенной смысла деятельностью. Признаки: потеря интереса к работе и неосознанное стремление к варьированию способов исполнения. Самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. Состояние сильного и продолжительного сокращения мышц, обусловленное изменением тонуса нервных центров, иннервирующих данные мышцы. Временное психическое состояние, характеризующееся довольно резким снижением интегративной функции внимания. Психическое состояние: неуверенность, часто тревожность и фрустрированность, дезориентация, пересмотр ценностно-смысловой сферы, стратегических и тактических принципов деятельности. Состояние, развивающееся преимущественно у астеников и эмотивно-лабильных людей, в связи с неосторожно сообщенным им серьезным диагнозом или из-за собственных предположений. Психопатологические состояния, обусловленные достаточно локальным по времени действием психической травмы. Виды: реактивная депрессия и аффективно-шоковые реакции. Состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Состояние высокой настроенности человека, сочетающейся с высоким тонусом, готовностью совершать спонтанные (произвольные, волевые) поступки. (от лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Кратковременный обморок, потеря сознания, вызванный нарушением мозгового кровотока. Смятение возникает в ситуациях, когда признание факта поступка сопровождается внутренними колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного выбора, возвратом отвергнутого и вновь утверждением своей правоты. Это состояние человека, для которого любой выбор оказывается недостаточно внутренне мотивированным, любой отказ-неоправданным. Состояние высокой настроенности, отсутствия внутренних конфликтов. Состояние довольно резкого повышения интегративной функции внимания. Состояние временного повышения критического отношения к действительности. Качественно разные состояния сознания: нормальное состояние, сон, транс, медитация и другие. Психическое состояние, характеризующееся нормальным тонусом, уравновешенностью, достаточной критичностью. Положительное эмоциональное состояние, связанное с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующееся возникновением ощущения возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Термин, используемый с целью обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Бодрость, способность в единицу времени сделать больше действий, активность. Один из основных параметров психического состояния человека: переходное состояние, переживание новых ощущений, новых смыслов; более или менее значительное изменение внутреннего мира. Эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации это опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет.

На человеческое поведение влияют факторы, которые проявлялись в определенный период времени. Они связываются с особенностями психических процессов и таких же свойств личности, которые имели место в конкретный час. Несомненно, что человек, пребывающий в бодрствующем состоянии, существенно отличается от находящегося во сне. Аналогично следует отделять трезвых людей от пьяных, а счастливых от несчастных. Поэтому психологическое состояние человека носит весьма подвижный и динамичный характер.

Оно полностью зависит от психических процессов и психических свойств, так как такие параметры психики наделены тесной взаимосвязью. Психические состояния оказывают сильное влияние на выполнение психических процессов. Если им свойственна частая повторяемость, то они приобретают более устойчивые качества, становясь свойством личности.

Определение психического состояния

В современной психологии психическое состояние выступает относительно самостоятельным аспектом, характеризующим психологию личности. Под психическим состоянием следует понимать определение, которое используется психологией для определения психического состояния индивидуума как относительно устойчивого компонента. Понятие «психический процесс» создает своеобразную грань между динамическим моментом психики и «психическим свойством». Оно характеризуется устойчивым проявлением психики индивида и ее утверждением в структуре личности.

В связи с этим психологическое состояние человека выступает устойчивой на определенном этапе времени характеристикой его психической деятельности. Обычно под этим понятием подразумевается своеобразная энергетическая характеристика, показатели которой зависят от активности человека, которую он проявляет в процессе своей деятельности. К ним можно отнести бодрость, эйфорию, усталость, апатию и депрессию.

«Не будет лишним выделить состояние сознания, которым в основном определяется уровень бодрствования. Это может быть сон, гипноз, дремота и бодрствование».

Нынешняя психология внимательно подходит к психологическому состоянию человека, который пребывает в стрессовых условиях при экстремальных ситуациях, которые требуют необходимость быстрого принятия решений, например, в военной обстановке, на экзаменах. Также она проявляет повышенный интерес к ответственным ситуациям, которыми можно считать предстартовые состояния спортсменов.

Многокомпонентность структуры психологических состояний

Каждое психологическое состояние наделено своими физиологическими, психологическими и поведенческими аспектами. Поэтому структура психологических состояний состоит из многих разнокачественных компонентов:

  • физиологический уровень определяется частотой пульсации и артериальным давлением;
  • моторная сфера выражается усиленным ритмом дыхания, изменением мимики, повышением тона и темпа голоса при ведении разговора;
  • эмоциональная область наделена положительными или отрицательными переживаниями;
  • когнитивная сфера устанавливает определенную степень логичности мышления, точный прогноз предстоящих событий и возможность контролирования состояния организма;
  • поведенческий уровень влияет на точность и правильность осуществляемых действий, а также их соответствие существующим потребностям;
  • коммуникативный уровень определенного состояния психики зависит от характера общения, в котором участвуют другие люди, способность прислушиваться к своему собеседнику и влиять на него путем установления и достижения адекватных целей.

На основании результатов проведенных исследований можно утверждать, что те или иные психологические состояния возникают на основании актуальных потребностей, которые выступают как системообразующийся фактор.

Из этого следует, что благодаря оптимальным условиям внешней среды можно достичь быстрого и легкого удовлетворения потребностей. Оно спровоцирует возникновение позитивного состояния, такого как радость, воодушевление, восторг и восхищение. В свою очередь психологические болезни могут возникнуть по причине низкого удовлетворения (либо его отсутствия), определенного желания, что приведет к пребыванию психики человека в негативном состоянии.

В зависимости от характеристики возникшего состояния кардинально изменяются и основные показатели психологического настроя человека, куда входит его установка, ожидание, чувства. Так, любящий человек обожествляет и идеализирует свой объект привязанности, хотя на самом деле он не отвечает таким показателям. В другом случае человек, находящийся в гневном состоянии, видит другого человека исключительно в черных тонах, и даже определенные логические доводы не способны повлияет на его состояние.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции