24.10.2019

Отличие интеллектуального поведения животных от человеческого. Различия людей и животных: интеллект, физиология и психология Свойства живых организмов


На нашей планете живет огромное количество прекрасных животных. Ученые и специалисты уже на протяжении долгого времени пытаются определить, кто же из них самый умный .

Сегодня первая часть нашего большого обзора по версии Animal Planet.

10 место: Крысы

Да, да, мы не ошиблись. Обычно при слове «крыса» сразу возникает облик серого, неприятного существа с длинным хвостом. В уголовном жаргоне «крысой» называют человека, ворующего у своих. Но прочитайте несколько следующих абзацев и, возможно, вы перемените свое мнение об этих очень умных животных.

Они всегда там, где мы. Они питаются тем, что мы оставили. Мы можем даже не замечать их, но они здесь и строят свои темные царства прямо у нас под ногами. Они находятся на всех континентах, кроме Антарктиды. И они никуда не собираются уходить. Это отлаженная машина по завоеванию мира.


О том, что крысы относятся к наиболее умным животным, известно давно. Для примера приведем рассказ начальника одного из отделений знаменитого московского Елисеевского магазина Ларисы Дарковой.

Все началось с того, что крысы умудрялись красть яйца, не разбивая их. Долгое время велось незаметное для этих серых грызунов наблюдение в подвалах Елисеевского. И вот что выяснилось. «Чтобы не повредить хрупкую скорлупку, - рассказывает Лариса Даркова, - эти умницы придумали следующее: одна крыса ложится на спинку и в образовавшуюся на животе ложбинку закатывает мордочкой куриное яйцо. В это время другая «сообщница» хватает ее за хвост, и таким образом они перетаскивают яйцо в нору».

Человечество веками ведет с крысами войну, но нам не победить. Некоторые биологи уверены, что серые крысы обладают коллективным разумом, который управляет действиями каждой отдельной особи. Эта гипотеза объясняет многое: и быстроту, с которой серые грызуны расправились с другими разновидностями, и успех в их борьбе с людьми.

Именно коллективный разум помогает крысам избежать неминуемой гибели. Известная фраза «крысы бегут с тонущего корабля» имеет за собой многочисленные, официально зарегистрированные случаи, когда крысы заблаговременно покидают обреченные судна. Другой пример - землетрясения, которые, по словам ученых, точно предвидеть нельзя. А крысы просто покидают город за день-два до толчков, способных разрушить здания. Возможно, крысиный коллективный разум способен видеть будущее лучше нас, людей.

У крыс есть четкая иерархия. Кроме вожака и подчиненных, есть в крысином обществе и так называемые «разведчики». Благодаря этому все усилия человечества в изобретении хитроумных мышеловок и крысиных ядов сводятся на нет. «Назначенные» вожаком «смертники» идут в разведку и пробуют отравленные приманки. Приняв сигнал SOS, остальные члены крысиной стаи перестают обращать внимание на ядовитые продукты. А «камикадзе» сидят в своих норах и пьют воду, пытаясь промыть себе желудок. Точно так же обстоит дело и с ловушками. Если крысы заметят своего сородича в капкане, то стая тут же уйдет из опасного места.

Все дело в том, что в отличие от человека, крыса никогда не наступает дважды на одни и те же грабли , и потому она практически неистребима.

Мы можем ненавидеть этих серых грызунов, но когда узнаешь их способности, то непроизвольно возникает чувство уважения. Крыса - это настоящий суперорганизм, способный жить и процветать практически в любых условиях, живучесть которого отрабатывалась на протяжении 50 миллионов лет.

Они прекрасно лазают практически по любым поверхностям, трубам и деревьям, могут взбираться по отвесным кирпичным стенам, пролезть в отверстие размером с пятирублёвую монету, бегают со скоростью до 10 км/ч, хорошо плавают и ныряют (известен случай, когда крыса проплыла 29 километров).

При укусе зубы крысы развивают давление 500 кг/кв.см. Этого достаточно, чтобы перегрызть прутья решетки. Дикая крыса в агрессивном состоянии может прыгнуть на высоту до 2 метров. Крысы могут выживать в абсолютно экстремальных условиях, при которых другие животные наверняка погибли бы. Так, эти, в общем-то, теплолюбивые животные могут жить в холодильных камерах при температуре минус 17 градусов и при этом даже размножаться.

Крысам, этим практически невидимым, юрким и умным созданиям, не страшен неповоротливый двуногий человек, который за многие тысячелетия войны не придумал ничего более умного, чем простая мышеловка.

9 место: Осьминог

№ 9 в нашем списке самых умных животных является осьминог - одно из самых умных морских существ . Они умеют играть, различать различные формы и узоры (например, цветные лампочки), решать головоломки, ориентироваться в лабиринтах и обладают кратковременной и долгосрочной памятью. В знак уважения ума осьминогов, в некоторых странах мира даже были приняты законы, предписывающие использовать наркоз перед тем, как делать им операции.

Осьминоги относятся к беспозвоночным, а наиболее близкими к ним видами являются кальмары и каракатицы. Всего в мире существует более 200 видов различных осьминогов, которые населяют моря и океаны Земли.

Осьминоги являются искусными охотниками, действуя из засады. Открытое сражение не для них. Такая тактика нападения выполняет и функцию защиты самого осьминога. При необходимости осьминог выбрасывает облако чернил, которое дезориентирует нападающего на него хищника. Осьминожьи чернила не только позволяют хозяину скрыться из виду, но и на время частично лишают хищника обоняния. Максимальная скорость передвижения осьминога - чуть более 30 км/час, однако они могут удерживать такой темп очень короткий промежуток времени.

Осьминоги очень любопытны, что обычно ассоциируется с интеллектом. В природе они иногда строят свои дома-укрытия из камней - это тоже свидетельствует об определенном интеллектуальном уровне.

Однако, осьминоги не могут сообразить, что стекло прозрачно. Это доказывает следующий простой эксперимент: даем осьминогу угощение в виде его любимого краба, но в «упаковке» - стеклянном цилиндре без верхней крышки. Он может очень долго продолжать бесплодные попытки достать пищу, стучась телом о стенки прозрачного сосуда, хотя всего-навсего ему стоило подняться по стеклу на 30 сантиметров, и он свободно проник бы через открытый верх цилиндра к крабу. Но достаточно один раз случайно его щупальцу перескочить через верхний край стеклянного сосуда, и у него вырабатывается условный рефлекс. Достаточно всего одной удачной попытки, и теперь осьминог точно знает, как достать краба из за стекла.

Щупальца осьминога выполняют незаменимые функции:

  • они ползают на щупальцах по дну;
  • переносят тяжести;
  • строят щупальцами гнезда;
  • открывают раковины моллюсков;
  • прикрепляют свои яйца к камням;
  • несут еще и сторожевую службу.

Для ощупывания и обследования окружающих предметов предназначена верхняя пара рук. Более длинные щупальца осьминоги используют в качестве атакующего оружия. При нападении на добычу или защищаясь от врага они стараются ими схватить противника. В «мирное» время «боевые» руки превращаются в ноги и служат ходулями при передвижении по дну.

Развитие у животных таких органов, которые они могут использовать в качестве простейших орудий, приводит к образованию более сложного мозга.

Различные эксперименты показывают, что у осьминогов отличная память . А «интеллигентность» животного в первую очередь определяется способностью его мозга к запоминанию опыта. Когда с памятью все в порядке, следующий шаг - сообразительность, которая помогает делать выводы из полученного опыта.

За последние 10 лет наиболее совершенные эксперименты над поведением осьминогов произвели на морской станции в Неаполе. Ученые установили, что осьминоги поддаются дрессировке . Они не хуже слонов и собак различают геометрические фигуры - маленький квадрат от более крупного, прямоугольник, показанный вертикально и горизонтально, белый круг от черного, крест и квадрат, ромб и треугольник. За правильно сделанный выбор осьминогам давали вкусности, за ошибку они получали слабый удар током.

Осьминоги легко поддаются гипнозу , что говорит о достаточно высокой организации его мозга. Один из способов гипноза - держать какое-то время осьминога на ладони ртом кверху, щупальца должны свешиваться вниз. Когда осьминог загипнотизирован, с ним можно делать все что угодно - он не просыпается. Его можно даже бросить, и он упадет безжизненно, как кусок веревки.

Эти умные морские животные до сих пор плохо изучены, но ученые постоянно открывают все новые впечатляющие способности осьминогов.

8 место: Голубь

Голубей в большом количестве можно встретить во всех крупных городах, и большинство из нас считает этих птиц «дурными» созданиями, путающимися под ногами. Но многочисленные научные эксперименты показывают, что это очень умные птицы. Например, голуби могут запомнить и узнать сотни различных изображений спустя многие годы.

Самым распространенным и всем известным голубем является сизый голубь (лат. columba livia) - птица, родиной которой считается Европа. Группа ученых из японского университета Keio University в результате экспериментов показала, что сизые голуби способны узнавать себя в зеркале лучше, чем маленькие дети. До этих исследований считалось, что такими способностями обладают лишь человек, приматы, дельфины и слоны.

Эксперименты проводились следующим образом. Голубям показывали одновременно 3 видео. Первое видео показывало их в режиме реального времени (т.е. зеркало), второе показывало их движения несколько секунд назад, а третье было записано за несколько часов до настоящего момента. Птицы делали выбор своим клювом, указывая в определенную сторону. По результатам этих тестов оказалось, что голуби помнят свои действия с задержкой до 5-7 секунд.

Голубей можно научить выполнять последовательность движений и различать два объекта с небольшими отличиями - довольно впечатляющими для простого вредителя.

В царской России голуби ценились не меньше крупных хозяйственных животных. В дворянских семьях выводились собственные породы голубей, и эти птицы были предметом особой гордости и передавались по наследству.

Всегда ценились и полезные навыки голубей. Например, способность этих птиц находить путь домой и быстрый полет сделало возможным их использование для передачи почты.

7 место: Белка

У этого юркого зверька мозг размером с крупную горошину. Однако исследования показывают, что белки прекрасно ориентируются в пространстве, обладают незаурядным интеллектом и феноменальной памятью, могут думать и анализировать.

Благодаря своему интеллекту и умению выживать, белок можно встретить везде. Они проникли почти во все уголки земного шара. Белки повсюду. От альпийских сурков на заснеженных горных вершинах, до белок, живущих в жаркой пустыне Калахари в Южной Африке. Подземные белки - луговые собачки и бурундуки - проникли в подземное пространство. Белки проникли во все города. И самая известная из белок - серая.

Одной из широко известных отличительных особенностей белок является их способность запасать на зиму орехи. Белки не впадают в спячку, и чтобы выжить должны найти до 3 000 спрятанных орешков. Некоторые виды орехов они закапывают в землю, другие прячут в дуплах деревьев. Эта работа требует неимоверных усилий.

Благодаря своей феноменальной памяти, белки могут вспомнить местонахождения ореха спустя 2 месяца после того, как его зарыли. Фантастика! Попробуйте спрятать 3 000 монеток. Гарантируем, что через месяц вы сможете отыскать только ту, что лежит в вашем кошельке.

У белок есть и свои воры, которые решают не добывать орехи, а ждут и наблюдают из засады, пока другие белки не начнут зарывать свой зимний рацион. Но на каждое действие есть контрдействие. Если белка замечает, что за ней начинают следить, она делает вид, что зарывает пишу. Пока вор тратит время на пустую дырку, белка переносит свой орех в другое, более секретное место. Это ли не лучшее доказательство наличия у белок интеллекта?

Планирование и запоминание правильного маршрута к пище является жизненно важным. Испытание на ум и память: на вершине стены находятся 2 круглых отверстия, оба имеют дверку, открывающуюся в одну сторону. Одна ведет к тупику, который заставит белку начать заново, а витая трубка - более сложный путь - ведет к орехам. Вопрос: выберет ли белка верное отверстие?

Исследования показывают, что у белок отличная пространственная ориентация, и уже с земли они видят, какое отверстие ведет к орехам. Белки без колебаний влезают в нужное отверстие, ведущее к пище.

Умение прокладывать дорогу, ловкость, феноменальная смекалка, пространственная ориентация и молниеносная скорость - вот секрет успеха белок на нашей планете.

Очень часто белок считают вредителями. Ведь они грызут всё что можно и нельзя.

6 место: Свиньи

Несмотря на репутацию прожорливых и вечно грязных существ (везде грязь найдет), свиньи, на самом деле, являются очень умными животными. Домашние или дикие, свиньи известны своей способностью приспосабливаться к различным внешним условиям.

Американский зоолог Э. Менцель считает, что по развитию собственного языка свиньи занимают среди животных 2-е место после обезьян. Свиньи хорошо реагируют на музыку, например, могут похрюкивать в такт мелодии.

Благодаря высокому интеллекту свиньи сильно подвержены стрессам . Поросята очень привязаны к матерям, и если их разлучить, особенно в раннем возрасте, они это переживают очень болезненно: поросенок плохо ест и сильно теряет в весе.

Сильнейшим стрессом для свиней является переезд из одного места в другое. Недаром академик Павлов заявлял, что самым нервным из окружающих человека животных является именно свинья.

Некоторые ученые утверждают, что интеллект свиньи примерно соответствует интеллекту трехлетнего ребенка . По обучаемости свиньи находятся, по крайней мере, на уровне кошек и собак, а нередко и превосходят их. Даже Чарльз Дарвин считал, что по интеллекту свиньи как минимум не уступают собакам.

Проводились различные исследования на сообразительность среди свиней. В одном из тестов кормушка была соединена с компьютером. На экране монитора выводился курсор, который можно было передвигать с помощью джойстика. Также, на мониторе была изображена специальная область: если попасть в нее курсором, автоматически открывается кормушка и высыпается корм. Поразительно, но свиньи отлично управлялись с джойстиком пятачком и двигали курсор в нужное место ! Собаки не могут повторить этот эксперимент и проигрывают здесь свиньям в сообразительности.

Свиньи обладают фантастическим обонянием! Именно их, например, используют в качестве искателей трюфелей - подземных грибов - во Франции. Свиней использовали для нахождения мин во время войны, обученные поросята-ищейки легко справляются с поисками различных наркотиков.

По составу крови, физиологии пищеварения и некоторым другим физиологическим особенностям свиньи очень близки человеку. Ближе только обезьяны. Именно поэтому в трансплантологии часто используется донорский материал, взятый от свиней. Многие органы свиней прямо или косвенно используются при лечении опасных заболеваний человека, а их желудочный сок используют при изготовлении инсулина. Свинья часто болеет теми же болезнями, что и человек, и лечить ее можно почти такими же препаратами в тех же дозах.

5 место: Вороны

Вороны - это необычайно умные животные. Ученые полагают, что их способности к аналитическому мышлению не уступает аналогичным способностям высших приматов.

Вороны чрезвычайно адаптивны и исключительно приспособились к жизни рядом с людьми. Наши действия заставляют их каждый раз адаптироваться по-новому. Вороны с нами не выживают, они процветают. На планете они есть повсюду, кроме Антарктики и части Южной Америки. И на всей территории вы вряд ли встретите ворон дальше, чем в 5 км от человеческого жилища.

Мы находим все больше доказательств, что вороны очень и очень умны. Размер их мозга имеет ту же пропорцию, что и мозг шимпанзе. Есть масса примеров различных проявлений их сообразительности.

лучше многих людей понимают , что означает красный и зеленый свет при переходе улицы. Живущие в городе вороны собирают орехи с деревьев и кладут их на проезжую часть под колеса проезжающих машин, чтобы вскрыть скорлупу. Затем они терпеливо ждут, ожидая нужно света, возвращаются на дорогу и забирают свои очищенные орешки. Впечатляющий пример инноваций в животном мире! Важно не то, что вороны научились делать это, важно другое. Впервые этот метод был замечен у ворон около 12 лет назад в Токио. После этого все вороны в окрестностях переняли этот метод. Вороны учатся друг у друга - это факт!

Другое невероятное исследование проводилось с вороной из Новой Каледонии. На этом острове вороны используют веточки, чтобы выковыривать насекомых из коры деревьев. В поставленном эксперименте ворона пыталась достать кусочек мяса из узкой стеклянной трубки. Но вороне дали не привычную палочку, а кусок проволоки. Ей раньше никогда не приходилось иметь дело с таким материалом. На глазах у изумленных исследователей, ворона самостоятельно согнула проволоку в крючок при помощи лап и клюва, а затем этим приспособлением достала приманку. В этот момент экспериментаторы впали в экстаз! А ведь использование орудий - одна из высших форм поведения животных , указывающая на их способность к разумной деятельности.

Другой пример из Швеции. Исследователи заметили, что вороны ждут, пока рыбаки забросят в воду удочки, а когда они удаляются, вороны слетаются, сматывают удочку и поедают рыбу, которая была приманкой.

Об интеллекте ворон можно говорить бесконечно. Данные наблюдения были сделаны в университете Вашингтона и говорят о удивительной памяти у ворон . Здесь исследователям надо было поймать пару ворон, летающих по территории. Студенты вышли, поймали птиц сеткой, измерили, взвесили, а потом отпустили обратно. И те не могли простить такого отношения к себе! Впоследствии вороны подлетали именно к тем студентам, когда они шли по кампусу, и гадили на них, летали вокруг стаей, короче, всячески портили им жизнь. Это продолжалось в течение недели. Затем это продолжилось месяц. И после летних каникул…

Писатель Джошуа Клейн более 10 лет изучает ворон. Для подтверждения наличия интеллекта у этих птиц, он решил поставить довольно сложный эксперимент. Вкратце, он создал специальный торговый автомат и поставил его в поле, а вокруг разбросал монеты. Автомат был наполнен орехами, и чтобы их получить, нужно бросить монетку в специальную щель. Удивительно, но вороны достаточно быстро разобрались с этой задачей, подбирали монетки, опускали их в щель и получали орехи.

Мы много знаем о тех видах, которые исчезают с планеты в результате расширения среды обитания людей, но никто не обращает внимание на те виды, которые живут и процветают. В одной только Москве находится около 1 миллиона ворон. Эти умнейшие представители пернатых идеально приспособились к среде обитания человека.

4 место: Слон

Это не просто неуклюжие гиганты с большими ушами и хорошей памятью. Философ Аристотель однажды сказал, что слон - «это животное, которое превосходит других в остроумии и уме».

С массой более 5 кг, мозг слона больше чем у любого другого наземного животного, но мал по сравнению с общей массой тела: всего ~ 0.2% (у шимпанзе - 0.8%, у человека около 2%). Исходя из этого, можно было бы подумать, что слоны являются достаточно глупыми животными. Но факты говорят о том, что относительный размер мозга не может являться точным показателем разумности.

Слоны - животные, которые хорошо умеют демонстрировать свои эмоции , как положительные, так и отрицательные. Их «мимика» складывается из движений головы, ушей и хобота, которыми слон может выражать всевозможные, зачастую тонкие, оттенки хорошего или плохого настроения.

Слоны чрезвычайно заботливо и чутко относятся к другим членам своей группы, а также к другим видам животных, что считается весьма продвинутой формой интеллекта . Например, слоны очень глубоко переживают потерю кого-либо из стада. Они могут собираться возле мертвого тела на протяжении нескольких дней. Зафиксированы случаи «похорон», когда слоны прикрывали своих умерших товарищей слоем растительности.

У слонов невероятно хорошая память . Человека, который хорошо или плохо с ними обходился, слоны помнят всю жизнь. Известно много примеров, когда хозяин обижал слона, и только спустя годы слон мстил ему, а иногда даже убивал.

Как мы уже знаем, использование орудий животными прямо указывает на способность к разумной деятельности . Чтобы определить это, в зоопарке Вашингтона проводились следующие исследования. В вольере со слонами высоко на дереве были подвешены фрукты и молодые побеги бамбука. Животные, стоя на земле, не могли их достать даже хоботом. Недалеко от этого места исследователи положили подставку в виде куба и начали наблюдать…

Сначала слон просто передвигал куб по вольеру, и справедливости ради надо отметить, что он не сразу сообразил что делать: эксперимент пришлось повторить 7 раз. И вдруг на слона снизошло озарение : он встал, пошел прямо к кубу, дотолкал его до места, где висело угощение и, встав на него передними ногами, достал хоботом. После этого, даже когда куб был вне досягаемости, слон использовал другие предметы - автомобильную шину и большой мяч.

Считается, что слоны обладают неплохим музыкальным слухом и музыкальной памятью , а также способны различать мелодии из трёх нот. Вообще, эти огромные животные - потрясающие артисты. Они хорошо известны и своей способностью рисовать на земле, держа палку хоботом. В Таиланде даже сделали аттракцион, когда несколько тайских слонов рисовали абстрактные рисунки на виду у зрителей. Правда, неизвестно, понимали ли в действительности слоны, что они они делали.

3 место: Орангутаны

Человекообразные обезьяны считаются самыми умными существами на Земле после человека. Конечно, люди предвзяты в этом вопросе, но умственные возможности человекообразных обезьян трудно отрицать. Итак, на 3 месте в списке самых умных животных идет орангутан или «лесной человек» (orang - «человек», hutan - «лес»).

Они имеют высокую культуру и прочные социальные связи. Самки остаются со своими детьми на протяжении многих лет, обучая их всему необходимому для выживания в лесу. Например, орангутаны ловко используют листья в качестве зонтиков от дождя, или запоминают места, где в разное время года плодоносят деревья. К возрасту 10 лет орангутан умеет различать на вкус и идентифицировать более 200 видов различных съедобных растений.

Высшие приматы, такие, как шимпанзе и орангутаны, способны узнавать себя в зеркале, в то время как большинство животных реагируют на своё изображение в зеркале как на другую особь.

Если интеллект определять, как способность решать различные проблемы, то орангутанам в этом смысле нет равных в животном мире.

Исследователи часто наблюдали, как орангутаны используют инструменты в дикой природе. Так, один самец догадался использовать оставленную человеком «жердь» в роли копья. Он взобрался на ветки, свисающие над водой, и попытался протыкать палкой рыбу, плавающую внизу.

Правда, добыть рыбу таким способом ему не удалось, но этот впечатляющий пример использования копья для поимки рыбы - лишь одна из иллюстраций высокого интеллекта орангутанов.

2 место: Дельфины

Дельфины появились на Земле на несколько десятков миллионов лет раньше людей, и они умнее практически любого существа на планете.

Как и другие самые умные животные, самки дельфинов остаются со своими детьми на протяжении долгих лет, передавая им свои знания и опыт. Многое в поведении дельфинов передается «через поколения».

Дельфины умеют использовать орудия, что, как мы уже знаем, является признаком наличия интеллекта. Так, исследователи наблюдали за самкой дельфина, которая учила своих дельфинят искать пищу, предварительно надев на нос морскую губку, чтобы не пораниться и не получить ожог от рыбы-камня, имеющей ядовитые шипы на спине.

Дельфины очень социальные животные. Им присущи самосознание и деление на отдельные личности, которые, к тому же, задумываются о будущем. Исследования показывают, что «общество» дельфинов имеет сложную социальную структуру и состоит из индивидуумов, которые сотрудничают друг с другом для решения сложных проблем, добычи пищи и т.д. Кроме того, дельфины передают друг другу новые черты поведения и приобретенные навыки.

У дельфинов очень хорошо развито имитационное поведение. Они легко запоминают и повторяют действия как своих собратьев, так и других особей из животного мира.

Дельфины одни из немногих животных, которые не просто узнают себя в зеркале, но и могут использовать его для «исследования» частей своего тела. Эта способность раннее была обнаружена только у людей, обезьян, слонов и свиней. Соотношение между размерами мозга и тела у дельфина уступает лишь человеческому и является гораздо большим, чем у шимпанзе. У дельфинов есть извилины, аналогичные извилинам человеческого мозга, что также свидетельствует о наличии интеллекта.

Дельфины любят исследовательский подход ко всему, они быстро оценивают ситуацию и подстраивают под нее свое поведение, хорошо ориентируясь в происходящем.

При подготовке различных аттракционов с дельфинами было замечено, что они не только способны выполнять команды, но и могут творчески подходить к процессу, и кроме необходимых движений придумывать, добавлять свои трюки с предметами (мячами, обручами и т.д.).

Дельфины намного лучше запоминают звуки, нежели картинки. Благодаря этому они хорошо различают друг друга по свисту. Диапазон звуков, в котором может общаться дельфин, очень широк - от 3 000 Гц до 200 000 Гц. Каждый дельфин знает по голосам особей из своей стаи и обладает своим личным «именем». С помощью свистов разной длины, тональности и мелодичности дельфины общаются между собой. Так, один дельфин, не видя другого, может «сообщить», на какую педаль нужно нажать, чтобы открыть кормушку и получить рыбу.

Широко известна способность дельфинов к звукоподражанию. Они могут сымитировать и щебет птиц, и скрип ржавой двери. Дельфины даже могут повторять некоторые слова или смех за человеком.

Факт, который не все знают: японцы до сих пор едят умных дельфинов, убивая их тысячами.

1 место: Шимпанзе

Эти человекообразные обезьяны являются лидерами по использованию орудий. Так, во время наблюдений за шимпанзе в саванне на юго-востоке Сенегала, было зарегистрировано более 20 случаев применения этими животными 26 различных орудий, от каменных молотков, до палочек для выковыривания термитов.

Но самым поразительным было наблюдать за изготовлением и применением полуметровых копий. Шимпанзе не просто отламывали ветки нужной длины и толщины, но и очищали их от листьев и веток помельче, обдирали кору и даже иногда заостряли наконечник орудия зубами.

Антропологи из университетов Айовы и Кембриджа во время исследований в 2005-2006 годах впервые обнаружили, как шимпанзе с помощью копий охотились на других позвоночных животных, а всё это поразительно напоминает ранние шаги человека разумного на его пути превращения в ловкого охотника.

Так же как и орангутаны, дельфины, слоны, шимпанзе способны узнавать себя в зеркале, а не видеть в нем другую особь.

Еще один впечатляющий пример наличия интеллекта у шимпанзе. Когда ученые поставили перед обезьянами задачу - достать орех со дна прочно закрепленной пластиковой пробирки – часть обезьян (14 особей из 43) догадалась, что если набрать в рот воды из крана и выплюнуть ее в узкое горлышко, то орех поднимется на поверхность. 7 шимпанзе довели это задание до победного конца и добрались до ореха. Кроме шимпанзе, исследователи, работавшие на территории заповедника для обезьян в Уганде и в Лейпцигском зоопарке, ставили аналогичные эксперименты на гориллах. Однако, ни одной из горилл не удалось поднять орех на поверхность путем переноса воды во рту из крана в пробирку.

Более того, в этом вопросе шимпанзе оказались сообразительней детей . Тот же самый эксперимент ученые провели с несколькими группами детей: 24 ребенка четырехлетнего возраста и по столько же шести и восьми лет. Только вместо крана детям выдали лейки, чтобы им не пришлось переносить воду ртом. Результаты четырехлетних детей оказались хуже, чем у шимпанзе: только двое из 24 справились с задачей. Самый высокий процент успеха ожидаемо оказался у детей 8-ми лет: 14 из 24.

Впрочем, не будем и переоценивать способности этих обезьян, хотя генетическое сходство человека с шимпанзе настолько велико, что предлагалось даже объединить их в один род Homo.

На этом наш обзор 10 самых умных животных на Земле по версии Animal Planet подошел к концу.

Продолжил изучение, результатом которых стала книга «Ум животных». Подход Роменса отличается антропоморфизмом и недостаточным вниманием к строгости методологии. «Ум животных» основан на отдельных случаях, которые показались достойными внимания автору, его читателям или друзьям, а не на систематическом целенаправленном наблюдении. Несмотря на сомнительную научность этот подход получил распространение. Среди его приверженцев можно отметить Максимилиана Перти (нем. Maximilian Perty ) и Уильяма Лодера Линдсея (англ. William Lauder Lindsay ) .

Автор неоднократно наблюдал проявление изрядной сообразительности у зубра в зоологическом парке в Кингстон Хиллс. Поскольку упомянутое животное отличалось скверным нравом, в его нос было вдето кольцо, к которому крепилась цепь около двух футов длиной. На свободном конце цепи находилось кольцо дюйма четыре в диаметре. Когда животное паслось, цепь свободно волочилась по земле, в опасной близости от копыт. Стоило животному наступить на это кольцо, оно испытало бы весьма сильную боль. Оно нашло весьма остроумный способ избавиться от подобного неудобства, надев цепь на рог. Я много раз видел, как умное животное проделывало этот трюк, сначала осторожно продевая рог в отверстие, потом тряся головой, пока кольцо надёжно не встанет на место!

Оригинальный текст (англ.)

This author also says that he has "frequently observed the buffalo at the Zoological Farm on Kingston Hill" display the following proof of intelligence. Being of a ferocious disposition, a strong iron ring was fixed through the septum of his nose, to which a chain about two feet long was attached. At the free end of the chain there was another ring about four inches in diameter. "In grazing the buffalo must have put his feet on this ring, and in raising his head the jerk would have produced considerable pain. In order to avoid this the animal has the sense to put his horn through the lower ring, and thus avoid the inconvenience he is put to. I have seen htm do this in a very deliberate manner, putting his head on one side while he got his horn through the ring, and then shaking his head till the ring rested at the bottom of the horn."!

- Дж.-Дж. Роменс . Ум животных.

Результаты, полученные на основании подобного «анекдотического подхода» не выдержали проверки и были опровергнуты экспериментами. В начале XX века в науках о поведении животных получил широкое признание прямо противоположный подход. Это было связано с возникновением научной школы бихевиоризма . Бихевиористы придавали большое значение научной строгости и точности используемых методов. Но вместе с тем, они в принципе исключали возможность изучения психики животных. Одним из основателей бихевиоризма является Конви Ллойд Морган, британский психолог.

Ему, в частности, принадлежит знаменитое правило, известное как «Канон Моргана» .

… то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале

Близкой по духу к бихевиоризму была концепция нервной деятельности советского физиолога И. П. Павлова . В лаборатории Павлова даже существовал запрет на антропоморфизмы . Не все бихевиористы разделяли идеи радикального, «редукционистского» бихевиоризма, сводившего всё многообразие поведения к схеме «стимул-реакция». К числу таких учёных относится Эдвард Толмен, американский психолог.

По мере накопления эмпирического материала касательно поведения животных, натуралистами и зоопсихологами , обнаружилось, что не все поведенческие акты могут быть объяснены инстинктами или научением .

Интеллектуальные способности животных

«…чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно говорить об интеллектуальном поведении, а по поводу каких – нет. Очевидно, речь может идти лишь о высших позвоночных, но явно не только о приматах, как это до недавнего времени принималось . "

К.Э. Фабри

К интеллектуальным способностям животных, отличных от человека , относятся способность к решению нетривиальных поведенческих задач (мышление). Интеллектуальное поведение тесно связано с другими формами компонентами поведения, такими как восприятие, манипулирование, научение и инстинкты . Сложность поведенческого акта не является достаточным основанием для признания наличия интеллекта у животного. Сложное гнездостроительное поведение некоторых птиц обуславливается врождёнными программами (инстинктами). Основным отличием интеллектуальной деятельности является пластичность, позволяющая значительно повысить шансы на выживание в условиях быстро изменяющихся условий среды.

О развитии интеллекта могут свидетельствовать как поведение, так и строение головного мозга. Большую популярность приобрели тесты на интеллект для приматов, аналогичные тем, что используются в широко распространённых тестах на интеллект для человека. В качестве примера применения второго подхода можно привести коэффициент энцефализации и число Данбара , связывающее развитие новой коры и размеры стада у приматов .

Интеллект является вершиной развития психики животных. В настоящее время имеются свидетельства наличия зачатков интеллектуальной деятельности у широкого числа позвоночных животных. Тем не менее интеллект в животном мире представляет собой довольно редкое явление. Отдельные исследователи определяют разум как свойство сложных саморегулирующихся систем.

Способность муравьёв решать сложные задачи связана с эмерджентными свойствами муравейника как «сверхорганизма», отдельные же муравьи для описания дороги к еде могут передать 6 бит за 200 секунд.

Предпосылки

Память и научение

Дрессировка является строго контролируемой разновидностью научения.

Научение объединяет всё разнообразие форм модификации поведения под действием факторов внешней среды - образование условных рефлексов, запечатление, привыкание, тренировку (Даже врождённые формы поведения требуют определённой доработки.) и латентное научение. Способность к научению свойственна почти всем животным, за исключением самых примитивных.

Научение обеспечивает гибкость поведения и является одной из предпосылок формирования интеллекта.

Манипулирование

Проявления двигательной активности, охватывающие все формы активного перемещения животными компонентов среды в пространстве (в противоположность локомоции - перемещению самих животных в пространстве). У высших животных манипулирование осуществляется преимущественно при помощи ротового аппарата и передних конечностей (обследование предметов, питание, защита, конструктивные действия и др.). Манипулирование и манипуляционное решение задач дают животному наиболее глубокие, разнообразные и существенные для психического развития сведения о предметных компонентах среды и происходящих в ней процессах. В ходе эволюции прогрессивное развитие манипулирования играло решающее роль в развитии познавательных способностей животных и легло в основу формирования их интеллекта. У ископаемых приматов - предков человека манипулирование, особенно «биологически нейтральными» предметами, явилось основой зарождения трудовой деятельности.

Высшие психические функции

Язык

Ключевыми признаками языка как коммуникативной системы являются развитие в процессе социализации, произвольный характер знаков, наличие грамматики и открытость . Коммуникативные системы животных соответствуют отдельным признакам языка. В качестве примера можно привести широко известный пчелиный танец . Форма его элементов (виляние, перемещение по кругу) отделены от содержания (направление, расстояние, характеристики источника корма).

Хотя и имеются свидетельства о том, что некоторые говорящие птицы способны использовать свои подражательные способности для нужд межвидовой коммуникации, действия говорящих птиц (майны , попугаи ара) не отвечают этому определению.

Одним из подходов к изучению языка животных является экспериментальное обучение языку-посреднику. Большую популярность приобрели подобные эксперименты с участием человекообразных обезьян . Поскольку, из-за анатомо-физиологических особенностей, обезьяны не способны воспроизводить звуки человеческой речи, первые попытки обучения их человеческому языку потерпели неудачу.

Первый эксперимент с использованием жестового языка посредника был предпринят супругами Гарднерами. Они исходили из предположения Роберта Йеркса о неспособности шимпанзе к артикуляции звуков человеческого языка. Шимпанзе Уошо проявила способность к комбинированию знаков наподобие «ты» + «щекотать» +«я», «дать»+«сладкий» . Обезьяны из зоопарка при университете Невады в Рино использовали амслен для общения друг с другом . Язык сусликов достаточно сложен и состоит из разнообразных свистов, щебетов и щелчков различной частоты и громкости. Также у животных возможна межвидовая коммуникация.

Широко распространена совместная стайная охота у млекопитающих и некоторых птиц, существуют также случаи межвидовой скоординированной охоты.

Орудийная деятельность

Горилла использует палку в качестве опоры при сборе водных растений

Долгое время считалось, что способность создавать и использовать орудия труда свойственна только человеку. В настоящее время имеется большое количество свидетельств активного и целенаправленного использования животными орудий труда.

Мышление

Особый интерес к проблемам мышления животных наблюдался на заре становления сравнительной психологии. Основная литература по этой теме принадлежит классикам, наиболее известным из которых является Вольфганг Кёлер . В то время эксперименты проводились преимущественно на приматах. Кёлер, например, использовал шимпанзе. Сейчас уже достоверно установлено, что мышление свойственно не только приматам. В последнее время были получены данные о способности новокаледонских ворон к установлению причинно-следственных связей. Самка африканского серого попугая показала способность к выводу путём исключения.

Абстрагирование

Классификация и обобщение

Продукт мыслительной деятельности, в котором представлены отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Виды обобщения соответствуют видам мышления. Обобщение выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное обобщение, при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям.

Математические способности

Согласно современным представлениям, основы математических способностей у человека и животных имеют общее основание. Хотя животные и неспособны оперировать абстрактными математическим понятиями, они могут уверенно оценивать и сравнивать количество различных объектов. Подобные способности отмечены у приматов и некоторых птиц, в частности, воронов . Более того, приматы способны производить арифметические операции

Справедливость канона Моргана, как и важность скрупулёзной оценки методов, хорошо иллюстрирует история Умного Ганса - лошади, демонстрировавшей исключительные математические способности. Умный Ганс был способен производить математические вычисления и выстукивать ответ копытом. Тринадцать лет Ганс публично демонстрировал свои способности (в том числе и в отсутствие хозяина, исключавшее возможность дрессировки), пока в 1904 году Оскар Пфюнгст нем. Oskar Pfungst не установил, что лошадь реагировала на незаметные движения экзаменаторов .

Самосознание

Под самосознанием понимается наличие представления о себе как индивиде, своих действиях и состоянии. Высшие приматы, такие, как шимпанзе и орангутаны, способны узнавать себя в зеркале, в то время как большинство животных реагируют на своё изображение в зеркале как на другую особь . При этом следует принимать во внимание, что отсутствие "самоузнавания" в данном случае не может служить основанием для вывода об отсутствии самосознания. Скорее, это может говорить о неимении большинством животных когнитивных способностей, необходимых для интерпретации факта существования устройства, воспроизводящего изображения находящихся перед ним объектов.

Распространённые заблуждения

Интеллект животного тесно связан с другими формами поведения и особенностями биологии. Распространённым заблуждением при рассмотрении поведения животных, является антропоморфизм - наделение животных человеческими чертами. Антропоморфизм был характерен для ранних исследователей.

Нужно обратить внимание, что нет никакого отношения между индустрией животного и ступенью, занимаемой им в общей лестнице существ. У пресмыкающихся и земноводных гадов мы не встречаем никакой индустрии, которую можно было бы сопоставить с индустрией насекомых, организация которых, однако, гораздо ниже…

По-видимому, теория эволюции лишается своей правильности относительно индустрии животных.

- «Искусства и ремёсла у животныхъ», 1907 год

Открытые вопросы

Искусство

В прессе широко рекламируется слоны и другие животные, пишущие картины в стиле абстрактного экспрессионизма. Композиции из больших пузырей воздуха, стабилизируемых быстрым вращением воды на время в несколько минут, которые создают дельфины, рассматриваются как искусство.

См. также

Литература

  • Д. Мак-Фарленд. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция/перев. с англ.-М.:"Мир", 1988
  • Резникова Ж. И. «Интеллект животных: от индивидуума до социума»
  • З. А. Зорина, А. А. Смирнова. О чем рассказали «говорящие» обезьяны: способны ли высшие животные оперировать символами? / науч. ред. И. И. Полетаева. - М .: Языки Славянских Культур, 2006. - 424 с. - ISBN 5-9551-0129-2

Примечания

  1. Резникова Ж. И. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии . - М .: Академкнига, 2005.
  2. Животные: Рефлексы, эмоции, мотивы
  3. Обезьяны и птицы умеют строить предположения
  4. Есть ли интеллект у братьев наших меньших?
  5. Петров П. Н. Дарвин и смысл биологии . - Синопсис статьи: Петров Н. П. Памятные даты. Дарвин и смысл биологии // Журнал общей биологии. - Т. 70. - 2009. - № 5 (сентябрь-октябрь). - С. 356-358. - «Эволюционная теория составляет фундамент всей современной биологии. Ее появление внесло смысл в науку о жизни, бывшую до Дарвина лишь совокупностью множества фактов, не поддающихся согласованию в рамках единой теории.» Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 22 апреля 2010.
  6. Ступина С. Б., Филипьечев А. О. Зоопсихология:Конспект лекций. - М .: Высшее образование. - С. 4. - «Традиционно принято разделять историю зоопсихологии на два периода: 1) до создания Ч. Дарвином эволюционного учения в 1859 году; 2) период после Дарвина. К последнему периоду часто применяют ещё термин „научная зоопсихология“ подчёркивая тем самым, что до развития эволюционного учения эта наука не имела под собой серьёзной базы и поэтому не могла считаться самостоятельной».
  7. Jenkins T. N., Warden C. J., Warner L. H, Comparative Psychology: A Comprehensive Treatise. - N. Y. : The Ronald Press Co, 1935. - Т. 1. Principles and Methods. - С. 12. Scores of anecdotal collections appeared in which the tendency to humanize and eulogize the mental powers of higher animals reached the ridiculous… The collections of Romanes, Buchner, Lindsay and Perty are among the most extensive and dependable of those which have survived to our own day.
  8. Перевод выдержки с английского участника Томми Нёрд. Цитируется по: Romanes G.-J. Animal intelligence . - L. : Kegon Paul, Trench, & Co, 1882. - С. 336.
  9. Павлов И. П. Рефлекс свободы. - Питер. - С. 84. . Мы совершенно запрещали себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала и т. д. Наконец, нам все явления, которыми мы интересовались, стали представляться в другом виде.
  10. Цитируется по Фабри К. Э. ISBN 5-89573-051-5
  11. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений,. - 3-е. - М .: Российское психологическое общество, 1999. - 464 с. - ISBN 5-89573-051-5
  12. Bernardo A. Huberman, «The Social Mind», in Origins of the Human Brain, ed. Jean-Pierre Changeux and Jean Chavaillon (Oxford: Clarendon Press, 1995), 250. Цитируется по Говард Рейнгольд. ISBN 5-8183-1004-3
  13. Говард Рейнгольд. Умная толпа: новая социальная революция / Пер. с англ. А. Гарькавого. - ФАИР-ПРЕСС, 2006. - С. глава 7. - 416 с. - ISBN 5-8183-1004-3
  14. возможность неограниченного расширения репертуара
  15. Ж. И. Резникова. Анализ современных методологических подходов к изучению языка животных // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология . - 2007. - В. 2. - Т. 1. - С. 3-22.
  16. Learn to Sign with Koko англ.
  17. Юджин Линден. Обезьяны, человек и язык = Eugen Linden Apes, Men, and Language/ N.Y 1974 / под. ред. к. б. н. Е. Н. Панова. - перев. с англ. Е.П. Крюковой. - М .: Мир, 1981. - С. 35. - 272 с. - 50 000 экз.
  18. Юджин Линден. Обезьяны, человек и язык / под. ред. к. б. н. Е. Н. Панова. - перев. с англ. Е.П. Крюковой. - М .: Мир, 1981. - С. 126. - 272 с. - 50 000 экз. - «Бруно и Буи разговаривают между собой совсем немного; в их диалогах преобладают в основном «гастрономические» темы»
  19. Биологи расшифровали язык сусликов
  20. Учёные обнаружили, что птицы понимают язык животных
  21. Гигантская мурена нашла сообщника в лице хищного окуня
  22. Шимпанзе ломают копья для охоты на спящих симпатяг
  23. Орангутаны Борнео проявляют удивительные способности
  24. Учёные застали гориллу за измерением глубины
  25. Приматологи засекли шимпанзе с набором инструментов
  26. MEMBRANA | Мировые новости | Грачи удивили учёных своими умственными способностями
  27. DOI :10.1098/rspb.2008.1107
  28. Попугай впервые показал способность к логическому выбору
  29. Jessica F. Cantlon, Elizabeth M. Brannon Basic math in monkeys and college students . PLos Biology (18 декабря, 2007). - «Our results indicate that monkeys perform approximate mental addition in a manner that is remarkably similar to the performance of the college students. These findings support the argument that humans and nonhuman primates share a cognitive system for nonverbal arithmetic, which likely reflects an evolutionary link in their cognitive abilities.» Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 23 апреля 2010.

Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач.

Под интеллектом животных понимают высшую форму форму психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

Интеллект животных проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается в практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями и предметами, непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиально качественное отличие гот мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей.

«Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян».

В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно специфические формы. Основной «скачок» в развитии интеллекта, первые зачатки или биологические предпосылки которого появляются у приматов, у человекоподобных обезьян, связан с переходом от биологических форм существования к историческим и развитием у человека общественно-трудовой деятельности: воздействуя на природу и изменяя ее, он начинает по-новому ее познавать; в процессе этой познавательной деятельности проявляется и формируется специфически человеческий интеллект; будучи предпосылкой специфических форм человеческой деятельности, он является вместе с тем и ее результатом. Это развитие человеческого интеллекта, мышления, неразрывно связано с развитием у человека сознания. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями и всегда носит целенаправленный и активный характер.

Таким образом, интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного индивидуального опыта в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения и абстракции. Развитие интеллекта у животных подчинено только биологическим законам, тогда как у человека оно носит общественный характер.

Введение

Сравнительный анализ предполагает определение того, что такое психичка вообще, и психика человека и животных.

В психологической литературе даются следующие определения:

Психика - высшая форма взаимосвязи живых существ и предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Психика животных - внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т.п., включающие такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.

Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии ХХ столетия. Основой разработки этой проблемы явилась эволюционная теория Ч. Дарвина. Его последователем был А.Н. Северцов. Проблему развития психики рассматривал так же Л.А. Орбели.

Поскольку психику животных, в отличие от психики человека, нельзя изучать на основе интроспективных отчетов, то исследование ее развития в филогенезе предполагает определение некоего объективного критерия (внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, позволяющий утверждать, что у организма есть психика). Среди имеющихся в психологической науке гипотез относительно этого признака наибольшее признание и развитие получила гипотеза А.Н. Леонтьева. В ней в качестве объективного критерия психики предлагается рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. В разработанной Леонтьевым периодизации развития психики, охватывающей весь процесс эволюции животного мира, выделяются три стадии: стадия сенсорной элементарной психики; стадия перцептивной психики; стадия интеллекта.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных, но, согласно теории Л.С. Выготского, у человека возникает особый вид функций психических - функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных.

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память) животных и человека)

Развитие психики в животном мире связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношения животного с окружающей средой.

На стадии элементарной чувствительности животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира. На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных - и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. - с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие - предметностью, константностью, осмысленностью, а память - произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

2. Интеллект человека и животных

Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач.

Под интеллектом животных понимают высшую форму форму психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта.

«Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян».

В действительности на каждой ступени развития интеллект приобретает качественно специфические формы. Основной «скачок» в развитии интеллекта, первые зачатки или биологические предпосылки которого появляются у приматов, у человекоподобных обезьян, связан с переходом от биологических форм существования к историческим и развитием у человека общественно-трудовой деятельности: воздействуя на природу и изменяя ее, он начинает по-новому ее познавать; в процессе этой познавательной деятельности проявляется и формируется специфически человеческий интеллект; будучи предпосылкой специфических форм человеческой деятельности, он является вместе с тем и ее результатом. Это развитие человеческого интеллекта, мышления, неразрывно связано с развитием у человека сознания. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями и всегда носит целенаправленный и активный характер.

Таким образом, интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного индивидуального опыта в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения и абстракции. Развитие интеллекта у животных подчинено только биологическим законам, тогда как у человека оно носит общественный характер.

3. Мотивация и эмоции у человека и животных

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности.

Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.

Философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании детерминации (причинности) поведения человека. Однако их рационализм как философское течение обладал и крупными недостатками. Человек представлялся уникальным существом, не имеющим ничего общего с животными. Только он, наделенный разумом, мышлением и сознанием, обладает свободой выбора действий. Мотивация, детерминация поведения с этих позиций связывалась только с разумом и волей.

В отличие от объяснения поведения человека с позиций рационалистов как исключительно разумного, на поведение животных распространялись взгляды иррационалистов: оно несвободно, неразумно, управляется неосознаваемыми биологическими силами, проистекающими из органических потребностей. Неслучайно стоиками, представителями одного из философских течений, введено понятие «инстинкт».

Различия в воззрениях на сущность и происхождение мотивации поведения человека и животных сохранялись вплоть до середины XIX века. Постепенно произошло сближение позиций рационализма и иррационализма в изучении причин поведения человека и животных. И произошло это благодаря эволюционному учению Ч. Дарвина, позволившему ученым свести к минимуму различия между человеком и животными.

С одной стороны, стали изучаться разумные формы поведения у животных, с другой - инстинкты и рефлексы у человека, рассматривавшиеся в качестве мотивационных факторов. Сближение понимания механизмов поведения у животных и человека привело к тому, что, например, английский философ Джозеф Пристли (вторая половина XVIII века) считал, что животные обладают зачатками всех способностей человека без исключения, причем отличие их от человека только «в степени, а не вроде». Он приписывал животным волю, рассудок и даже способность к абстрагированию.

До сих пор в философской, биологической и психологической литературе принято говорить о мотивации и мотивах не только человека, но и животных. При этом под мотивацией понимается любая причина, вызывающая ту или иную реакцию животных и человека. Предложенная П.К. Анохиным (1975) схема функциональной системы, в частности та ее часть, которая касается принятия решения, приложима как для произвольного, так и непроизвольного поведения, и это вроде бы дает основание сблизить мотивационные механизмы человека и животного. Действительно, у того и другого присутствует пусковая афферентация (стимул, сигнал, раздражитель), обстановочная афферентация (оценка и учет собственного состояния и ситуации), память (какая прежде была реакция на данный стимул) и потребность, называемая П.К. Анохиным мотивацией. У животных и у человека имеется предвосхищение будущих результатов, описываемых в различных схемах поведения как «акцептор действия», «установка», «ожидание», «экстраполяция», «антиципация».

У высших животных возможна и «борьба мотивов», например потребности в пище с инстинктом самозащиты (животное хочет схватить пищу, но боится). Наконец, у них проявляется и сила воли: они настойчиво требуют от хозяина пищу, которую он ест (бьют его лапой), или не мочатся, находясь дома или в транспорте (при этом, как и люди, испытывают мучительные ощущения).

Таким образом, поведение животных может быть не только целесообразным, но в определенной степени разумным, произвольным. И если поставить вопрос о том, можно ли говорить о мотивации поведения животных, то ответ следует дать такой это поведение в такой степени мотивированно, в какой оно носит произвольный характер. Такая позиция означает признание эволюционного развития мотивации как произвольного способа управления поведением.

В основном поведение человека связано с произвольной регуляцией, а значит и с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физиологическим, а психологическим механизмам, так как сознательно осуществляются анализ ситуации, выбор цели и построение плана действия. Таким образом, у человека в отличие от животного мотивация может быть осознанной.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды также, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя» - той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

По мнению С.Л. Рубинштейна, все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления к среде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. В отличие от животных, человек способен к волевой регуляции проявления эмоций и их осознанию.

4. Биосоциальная природа психологии и поведения человека

«Мы должны теперь более подробно рассмотреть качественные особенности психики человека, которые решительно выделили его из животного мира. Эти особенности возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания».

В настоящее время единой теории сознания нет. Поэтому существуют различные подходы к его рассмотрению. Среди них доминировали два: «биологический» и «идеальный».

С точки зрения идеального подхода человек имеет божественное происхождение, а с позиции биологического - человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен И.П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека. Поэтому бытовало мнение, которое и сегодня разделяют некоторые физиологи; оно заключается в том, что физиология высшей нервной деятельности, или наука о мозге в целом, рано или поздно заменит собой психологию. Но тогда вполне закономерно возникает предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных, а если мы говорим о сознании как качественно новом образовании, то необходимо вводить совсем другие понятия и искать совсем другие законы.

На фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению псмхики человека - биологической, «божественной» (идеальный подход) или социальной, появилась теория культурно-исторического происхождения высших психических функций человека, основоположником которой стал Л.С. Выготский.

Он предположил, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый - тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.

Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных - психологических. Эти психологические орудия он называл знаками. Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами, т.е. знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса.

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны. Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества.

Заключение

Таким образом, сравнительный анализ психики человека и животных показал, что все поведение животных является «инстинктивным» в том широком смысле, в котором иногда употребляют это слово, противопоставляя инстинктивное сознательному. Сознательное поведение, которое выражается в изменении природы и регулируется на основе осмысления, осознания существенных связей, познания закономерностей, предвидения, имеется только у человека; это продукт истории, формирующийся в ходе развития общественно-трудовой практики. Все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления к среде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. Но в «инстинктивном» в широком смысле поведении животных выделяются инстинктивные формы поведения в более специфическом смысле слова.

Согласно теории Л.С. Выготского, у человека присутствует особый вид функций психических - функции психические высшие, полностью отсутствующие у животных. Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Список литературы

1.Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.

2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1982.

.Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 1988.

.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М., 2000.

.Краткий психологический словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д., 1999.

.Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 Т.-Т.1. - М., 1983.

.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000.

.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн. - М., «Владос», 1999. - Кн. 1. Общие основы психологии.

1. Общая характеристика интеллектуального поведения животных

3. Характерные особенности и формы мышления у человекообразных обезьян

4. Экспериментальные методы его изучения. Биологическая ограниченность интеллекта животных

Так же диалектически совершалось развитие научных взглядов на интеллект животных. Мы можем отчетливо отметить и проследить три этапа, которые прошло в своем развитии это учение в последнее время.

Первый этап - те антропоморфические теории, которые, обманываясь внешним сходством поведения животных и человека в известных случаях приписывали животному взгляды, мысли и намерения человека, переносили на животное человеческий образ действий и полагали, что в сходных ситуациях животное достигает таких же результатов, что и человек, при помощи тех же самых психологических процессов и операций. В эту пору животному приписывалось человеческое мышление в его самых сложных формах.

Второй этап - реакцией против такой точки зрения стало объективное научное исследование поведения животных, которому путем тщательных наблюдений и экспериментов удалось установить, что значительная доля тех операций, которые прежняя теория склонна была рассматривать как разумные действия, принадлежит просто к числу инстинктивных, врожденных способов деятельности, а другая часть - видимо разумных способов поведения - обязана своим появлением способу случайных проб и ошибок.

Э. Трондайку - этому отцу объективной психологии - в исследовании интеллекта животных удалось экспериментально показать, что животные, действуя по способу случайных проб и ошибок, вырабатывали сложные формы поведения, которые по виду оказывались сходными с такими же формами у человека, но по существу были глубоко отличны от них...

Прежде, по словам Торндайка, все очень охотно говорили об уме животных и ни кто не говорил об их глупости. Основной целью нового направления сделалась задача показать, что животные, будучи поставлены в ситуацию, сходную с той, в которой человек обычно размышляет, обнаруживают именно глупость, неразумное поведение, по существу не имеющее ничего общего с поведением размышляющего человека, и, следовательно, для объяснения этого поведения нет никакой надобности приписывать животным разум.

Таков важнейший итог исследований, создавших, как уже сказано, целую эпоху в нашей науке...

Исследования Келера, как ряд других исследований в этой области, знаменует новый, третий этап в развитии проблемы. Келер задается тем же самым вопросом, что и Торндайк, и хочет исследовать, существует ли у высших животных, человекоподобных обезьян интеллект в собственном смысле слова, т.е. тот тип поведения, который издавна считается специфическим отличием человека.

Главное и важнейшее значение работы Келера, основной вывод, который ему удалось сделать, состоит в научном оправдании наивного ожидания, что человекоподобная обезьяна не только в отношении некоторых морфологических и физиологических признаков стоит к человеку ближе, чем к низшим видам обезьян, но и так же и в психологическом отношении является ближайшим родственником человека. Таким образом, исследования Келера приводят впервые к фактическому обоснованию Дарвинизма в психологии в самом критическом, важном и трудном пункте. К данным сравнительной анатомии и физиологии они прибавляют данные сравнительной психологии и восполняют этим прежде не достававшее звено эволюционной цепи.

Можно сказать без всякого преувеличения, что этими исследованиями впервые дано точное фактическое обоснование и подтверждение эволюционной теории в области развития высшего поведения человека. Эти исследования преодолели тот разрыв между поведением человека и поведением животного, который создался в теории благодаря работам Торндайка. Они перекинули мост через бездну, разделявшую разумное и неразумное поведение. Они показали ту - с точки зрения дарвинизма - несомненную истину, что зачатки интеллекта, зачатки разумной деятельности человека заложены уже в животном мире."

Рассмотрим:

условия возникновения и проявления "разумного" поведения животных;

характерные черты интеллектуального поведения животных;

на примере работы выдающегося советского биолога Северцова А.Н. "Эволюция и психика".

А.Н. Северцов пишет:

"... Существуют два способа приспособления организмов к изменениям окружающих условий:

наследственные изменения организации, способ, посредством которого достигаются весьма значительные количественно приспособленные изменения строения и функций животных; способ весьма медленный, посредством которого животные могут приспособиться только к очень медленно протекающим и весьма постепенным изменениям среды;

способ ненаследственного функционального изменения строения, посредством которого животные могут приспособляться к незначительным, но быстро наступающим изменениям окружающих условий. И в том и другом случае строение организмов изменяется. Оба эти способа существуют и у животных и у растений.

Кроме них существуют еще два способа приспособления, которые встречаются только у животных и которые мы могли бы обозначить как способы приспособления посредством изменения поведения животных без изменения их организации. Они являются для нас особенно интересными, и этот вопрос приводит нас к рассмотрению различных типов психической деятельности в широком смысле этого слова. Мы знаем три основных типа психической деятельности у животных, а именно:

рефлекторную деятельность,

инстинктивную,

деятельность, которую мы условно обозначим как "деятельность разумного типа".

... "Деятельность разумного порядка" является так же целесообразной, но в отличие от предыдущих типов психической деятельности не наследственной и не машинообразной. Наследственной является способность к деятельности данного типа, но не самые действия, и животные являются наследственно весьма различными в этом отношении: одни способны к сложным действиям "разумного" порядка, другие к весьма элементарным, но самые действия не предопределены наследственно и в индивидуальной жизни не являются готовыми, как рефлексы и инстинкты: для производства определенного действия требуется определенная выучка. Далее эти действия не являются "машинообразными": за определенными раздражением могут следовать весьма разнообразные действия. Сопоставляя эти три типа приспособительной деятельности животных, мы видим вполне ясно, что мы можем распределить их по основному сходству между ними на две группы: к одной будут относиться рефлексы и инстинкты, которые отличаются друг от друга только количественно, к другой - действия "разумного типа": первые наследственны (как действия), не требуют выучки и машинообразны, вторые не наследственны, требуют выучки и в общем не машинообразны. Совершенно ясно, что при сравнении с приспособительными изменениями строения животных, инстинкты и рефлексы будут соответствовать наследственным изменениям строения органов, действия "разумного" типа - функциональным изменениям органов.

В различных группах животных преимущественное значение имеет либо тот либо другой тип деятельности. Суживая нашу задачу... мы находим, что в типе членистоногие преимущественное значение приобрела деятельность типа инстинкта, в типе хордат - психика "разумного" типа; мы говорим, конечно, только о преимущественном значении, а не об исключительном значении, так как несомненно и у членистоногих психика "разумного" типа играет известную роль... ". Таким образом в ходе многовековой эволюции психика животных приобрела качества, которые можно отнести к проявлениям действий "разумного" типа - "интеллектуального поведения" .

2. Манипуляционная активность как основа высших познавательных способностей животных

"Способность изготавливать и использовать орудия в течение долгого времени рассматривалась как чисто человеческая, - пишет в своей работе "Шимпанзе в природе: поведение." (М., Мир, 1992. С.546-583) английская исследовательница Гудолл Дж. . - Появление орудийной деятельности у наших древнейших предков ознаменовало собой решающий шаг в нашей эволюции: когда обезьяноподобное существо впервые начало регулярно изготовлять орудия определенной "конструкции", оно стало, по определению, человеком (Leakey, 1961) по этой причине орудийная деятельность у животных всегда привлекала внимание исследователей.

Чтобы какой-либо предмет можно было счесть орудием, нужно, чтобы его держали в руке (ноге, во рту) и использовали для достижения определенной ближайшей цели (Gooball, 1970). Если принять это определение, многие животные, в т. ч. и некоторые насекомые войдут в число видов, использующих орудия. Шимпанзе превосходит их всех, т.к использует больше предметов и достигает с их помощью более разнообразных целей, чем любое другое существо, кроме самого человека. Но простое использование предмета в качестве орудия само по себе еще не столь поразительно. Главное же здесь - познавательные аспекты орудийной деятельности. Шимпанзе с его развитым пониманием отношением между вещами может видоизменять предметы, делая их пригодными для данной цели. И он способен до некоторой степени придавать им определенную "конструкцию". Шимпанзе может прихватить и даже изготовить предмет, которым позднее воспользуется как орудием в месте, пока еще скрытом от его глаз. Но еще важнее то, что он может использовать предмет в качестве орудия для решения совершенно новой задачи.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции