05.11.2019

Понятие функциональной пробы. Функциональные пробы и методы контроля при физической реабилитации больного. Модифицированная ортостатическая проба


Во время врачебного контроля чаще всего используются функциональные пробы с задержкой дыхания, пробы с изменениями положения тела в пространстве и пробы с физической нагрузкой.

1. Пробы с задержкой дыхания

Проба с задержкой дыхания во время вдоха (проба Штанге). Проба выполняется в положении сидя. Исследуемый должен сделать глубокий вдох и задержать дыхание как можно дольше (сжимая нос пальцами). Длительность времени перерыва в дыхании отсчитывают секундомером. В момент выдоха секундомер останавливают. У здоровых, но нетренированных лиц время задержки дыхания колеблется в пределах 40-60 сек. у мужчин и 30-40 сек. у женщин. У спортсменов это время увеличивается до 60-120 сек. у мужчин и до 40-95 сек. у женщин.

Проба с задержкой дыхания во время выдоха (проба Генчи). Сделав обычный выдох, исследуемый задерживает дыхание. Длительность перерыва в дыхании отмечается секундомером. Секундомер останавливают в момент вдоха. Время задержки дыхания у здоровых нетренированных лиц колеблется в пределах 25-40 сек. у мужчин и 15-30 сек. – у женщин. У спортсменов наблюдают значительно высшие показатели (до 50-60 сек. в мужчин и 30-50 сек. у женщин).

Следует отметить, что функциональные пробы с задержкой дыхания характеризуют в первую очередь функциональные способности сердечно-сосудистой системы, проба Штанге к тому же отображает стойкость организма к недостаточности кислорода. Способность к длительной задержке дыхания зависит определенным образом от функционального состояния и мощности дыхательных мышц.

2. Пробы с изменениями положения тела в пространстве

Функциональные пробы с изменениями положения тела позволяют оценить функциональное состояние вегетативной нервной системы: симпатического (ортостатическая) или парасимпатического (клиностатическая) ее отделов.

Ортостатическая проба. После пребывания в положении лежа на протяжении не менее чем 3-5 мин. у исследуемого подсчитывают частоту пульса за 15 сек. и результат умножают на 4. Тем самым определяют исходную частоту сердечных сокращений за 1 мин. После чего исследуемый медленно (за 2-3 сек.) встает. Сразу после перехода в вертикальное положение, а затем через 3 мин. стояния (то есть когда показатель ЧСС стабилизируется) у него снова определяют частоту сердечных сокращений (по данным пульса за 15 сек., умноженными на 4).

Нормальной реакцией на пробу является увеличение ЧСС на 10-16 ударов за 1 мин. сразу после подъема. После стабилизации этого показателя через 3 мин. стояние ЧСС несколько уменьшается, но на 6-10 ударов за 1 мин. выше чем в горизонтальном положении. Более сильная реакция свидетельствует о повышенной реактивности симпатической части вегетативной нервной системы, что присуще недостаточно тренированным лицам. Более слабая реакция наблюдается в случае сниженной реактивности симпатической части и повышенного тонуса парасимпатической части вегетативной нервной системы. Более слабая реакция, как правило, сопровождает развитие состояния тренированности.

Клиностатическая проба. Данную пробу проводят в обратном порядке: ЧСС определяется после 3-5 мин. спокойного стояния, потом после медленного перехода в положение лежа, и, наконец, после 3 мин. пребывание в горизонтальном положении. Пульс подсчитывают также при 15-ти секундных интервалах времени, умножая результат на 4.

Для нормальной реакции характерно снижения ЧСС на 8-14 ударов за 1 мин. сразу после перехода в горизонтальное положение и некоторое повышение показателя после 3 мин. стабилизации, но ЧСС при этом на 6-8 ударов за 1 мин. ниже, чем в вертикальном положении. Большее снижение пульса свидетельствует о повышенной реактивности парасимпатической части вегетативной нервной системы, меньше – о сниженной реактивности.

Во время оценки результатов орто- и клиностатической проб необходимо учитывать, что непосредственная реакция после изменения положения тела в пространстве указывает главным образом на чувствительность (реактивность) симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, тогда как реакция, измеряемая через 3 мин. характеризует их тонус.

3. Пробы с физической нагрузкой

Функциональные пробы с физической нагрузкой используются преимущественно для оценки функционального состояния и функциональных способностей сердечно-сосудистой системы.

Функциональные пробы на восстановление :

При проведении функциональных проб на восстановление используется стандартная физическая нагрузка. Как стандартная нагрузка у нетренированных лиц чаще всего применяется проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 сек.); у тренированных лиц – комбинированную пробу Летунова.

Проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 сек.).

У исследуемого перед началом пробы определяют исходный уровень АД и ЧСС в положении сидя. Для этого налагают манжету тонометра на левое плечо и через 1-1,5 мин. (время, необходимое для исчезновения рефлекса, который может появиться при наложении манжеты) измеряют АД и ЧСС. Частоту пульса подсчитывают за 10-ти сек. интервал времени до тех пор, пока не будет получено три одинаковых цифры подряд (например, 12-12-12). Результаты исходных данных записывают во врачебно-контрольную карту (ф.061/у).

Потом, не снимая манжеты, исследуемому предлагают выполнить 20 приседаний за 30 сек. (руки должны быть вытянутые вперед). После нагрузки исследуемый садится и на 1-й минуте восстановительного периода на протяжении первых 10 сек. у него подсчитывают частоту пульса, а на протяжении следующих 40 сек измеряют АД. В последние 10 сек. 1-й мин. и на 2-й и 3-й минутах восстанавливаемого периода за 10-ти сек. интервалы времени опять подсчитывают частоту пульса до тех пор, пока он не вернется до исходного уровня, причем одинаковый результат должен повториться три раза подряд. Вообще рекомендуется подсчитывать частоту пульса не менее 2,5–3-х минут, поскольку существует возможность возникновения “негативной фазы пульса” (то есть уменьшение его величины ниже от исходного уровня), который может быть результатом избыточного повышения тонуса парасимпатической нервной системы или следствием вегетативной дисфункции. Если пульс не вернулся к исходному уровню на протяжении 3-х минут, (то есть за период, который считается нормальным) восстановительный период следует считать неудовлетворительным и подсчитывать пульс в дальнейшем нет смысла. После 3-х мин. измеряют последний раз АД.

Комбинированная проба Летунова.

Проба состоит из 3-х последовательных многообразных нагрузок, которые чередуются с интервалами отдыха. Первая нагрузка – 20 приседаний (используется в качестве разминка), второе – бег на месте на протяжении 15 сек. с максимальной интенсивностью (нагрузка на скорость) и третье – бег на месте на протяжении 3-х мин. в темпе 180 шагов в 1 мин. (нагрузка на выносливость). Длительность отдыха после первой нагрузки, на протяжении которого измеряют ЧСС и АД, составляет 2 мин., после второго – 4 мин. и после третьего — 5 мин.

Таким образом, данная функциональная проба позволяет оценить приспособленность организма к физическим нагрузкам разнообразного характера и разнообразной интенсивности.

Оценка результатов вышеприведенных проб осуществляется путем изучения типов реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Возникновение того или другого типа реакции связано с изменениями гемодинамики, которые происходят в организме при выполнении мышечной работы.

На днях моя коллега рассказала, что ее "пытал" спортивный врач. И одна из проб была проба с приседаниями. Сегодня сама сделала. Хм, восстановилось все как-то даже за первые две минуты. Погрешность допускаю. Но, все равно приятно:)
Если очень интересно, то под катом смотрим, как это все делается.


и очень
Оценка функциональных способностей организма человека с помощью функциональных проб.

Функция органов и систем, в первую очередь сердца, которое играет ведущую роль жизнедеятельности организма, в большинстве случаев оценивают на основе обследований в состоянии покоя. В то же время, резервные возможности сердца могут проявляться лишь во время работы, которая по интенсивности превышает привычные нагрузки. Это относится как к спортсменам, дозирование нагрузки у которых невозможно без определения физической работоспособности, так и к лицам, которые не занимаются физической культурой и спортом. Скрытая коронарная недостаточность у них может не проявляться клинически и электрокардиографически в условиях ежедневного режима. Физические нагрузки являются тем физиологическим стрессом, который дает возможность определить уровень резервных возможностей организма.
Задание нагрузочных тестов:
а) определение функциональных возможностей организма;
б) определение работоспособности и способности к занятиям разными видами спорта;
в) оценка резервов сердечно-сосудистой, дыхательной и проч. систем;
г) определение вероятности развития сердечно-сосудистых заболеваний, в первую очередь выявление доклинических форм коронарной недостаточности, а также прогнозирование этих заболеваний;
д) объективная оценка в динамике эффективности тренировочных программ у студентов;
е) разработка на основе функционального обследования оптимальных профилактических, терапевтических, хирургических и реабилитационных мероприятий при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
є) оценка функционального состояния и эффективности физической реабилитации после перенесенных травм, острых и хронических заболеваниях
Классификация функциональных проб
1. По типу нагрузки (физические упражнения, изменение положения тела, задержка дыхания и проч. Все они должны четко дозироваться. Чаще всего используются физические упражнения.
2. По количеству нагрузок:
а) одномоментные: проба с 20 приседаниями (проба Мартине);
2-х, 3-х моментные, комбинированные пробы, например проба Летунова (20 приседаний за 30 секунд, 15-секундный бег с максимальной скоростью на месте и 3-х минутный бег в умеренном темпе, 180 шагов на минуту) (видео 3).
3. По типу показателей, которые подлежат изучению: система кровообращения, дыхательная, вегетативная нервная, эндокринная системы и проч.
4. По времени регистрации исходного сигнала, то есть по времени изучения реакции на нагрузку:
а) непосредственно во время нагрузки (например, субмаксимальный тест РWC170) при этом изучается непосредственная реакция на нагрузку во время выполнения (тестирование мощности);
б) после нагрузки (проба с 20 приседаниями, Гарвардская степь-тест), когда показатели изучаются по окончании нагрузки, то есть при этом исследуется характер восстановительных процессов в организме (тестирование восстановления)
5. По виду нагрузки:
а) стандартные (приседание, бег, подскоки, поднятие грузов и проч.), которые выполняются в определенном темпе;
б) дозированные (измеряемые Вт, кгм/мин, 1 Вт/мин = 6,12 кгм/мин);
6. По характеру нагрузки:
а) равномерная нагрузка (восхождение на ступеньки при проведении Гарвардского степ-теста);
б) постепенно нарастающей нагрузки с интервалами (субмаксимальный тест PWC170);
в) непрерывно нарастающая нагрузка (тест Навакки)
7. По интенсивности нагрузки:
а) субмаксимальный тест (субмаксимальный тест PWC170);
б) максимальный тест - пробы с максимальной нагрузкой (тест Навакки), они используются лишь для высококвалифицированных спортсменов

Правила проведения функциональных проб
1. Изучать функцию организма в целом, отдельных функциональных систем или органов в состоянии покоя. Полученные результаты оценивают и сопоставляют с необходимыми стандартными показателями, характерными для соответствующего возраста, пола, вырасту, массе тела и проч. В этих случаях оценку нужно делать очень осторожно в связи с большой индивидуальной разницей и вариабельностью нормальных величин.
2. Исследуют функцию всего организма, отдельных функциональных систем или органов в условиях стандартной или дозированной физической нагрузки.
3. Оценивают результаты полученных исследований. Полученная информация необходима как для выбора физических упражнений и их дозирования, так и для изучения функциональной способности обследуемого, его резервных возможностей.
4. Подобранные нагрузки должны отвечать двигательному статусу обследуемого
5. Комплексы показателей, которые регистрируются, должны быть сравнительно доступны для наблюдения, достаточно чувствительны к физическим нагрузкам и отображать интегральные функции организма обследуемого.
При проведении нагрузочных тестов обычную оценку их результатов проводят, регистрируя частоту сердечных сокращений, реже - артериальное давление. При необходимости эти показатели дополняют регистрацией ЭКГ, ФКГ, измерением газообмена, легочной вентиляции, некоторых биохимических констант и проч.

ПРОБЫ С ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ
Во время массовых профилактических осмотров, этапного врачебного контроля физкультурников и спортсменов низших разрядов используют пробы с умеренной физической нагрузкой: пробы с 20 приседаниями или 60 поскоками за 30 сек; 15-секундный бег на месте с максимальной скоростью, высоко поднимая бедра; бег на месте на протяжении 3 минут в темпе 180 шагов за 1 мин и проч. Каждая из них может использоваться как самостоятельно, так и в разных комбинациях. Например, комбинированная проба Летунова включает 20 приседаний, 15-секундный бег с максимальной скоростью и 3-х минутный бег в темпе 180 шагов за минуту.
В последнее время используется проба Руфье - 30 приседаний за 45 сек. .

Проба с 20 приседаниями (проба Мартине)
Характеристики пробы с 20 приседаниями за 30 секунд согласно классификации функциональных проб: это проба в которой используются физические упражнения, одномометная, изучается состояние сердечно-сосудистой системы, показатели собираются после выполнения нагрузки, нагрузки стандартное, равномерные, средней интенсивности.
Методика проведения пробы с 20 приседаниями за 30 секунд. Проба Мартине проводится практически здоровым лицам. Потому после исключения противопоказаний (наличие жалоб, заболеваний, снижения функциональных возможностей и проч.) приступают к проведению пробы.

Сбор исходных данных. Обследуемый садится левой стороной к врачу, кладет левую руку на стол. На левое плечо ему накладывают манжету тонометра по общепринятым правилам. Через 1,5-2 мин подсчитывается у пациента на лучевой артерии пульс за 10 секунд до тех пор, пока он не стабилизируется, то есть одна и та же цифра не повторится 2-3 разы. После этого измеряют артериальное давление. Полученные показатели заносят во врачебно-контрольную карточку.

Оценка исходных данных. В норме частота сердечных сокращений (ЧСС) колеблется в пределах 72±12 ударов за минуту. ЧСС ниже 60 уд. За 1 мин, то есть брадикардия, может оцениваться по разному. У тренированных спортсменов брадикардия свидетельствует об экономизации сердечной деятельности, но она может быть при перетренированости и некоторых заболеваниях сердца. Отсутствие жалоб на перетренированость и болезни сердца дают возможность оценивать брадикардию как результат повышения тонуса парасимпатического звена вегетативной нервной системы, которое возникает у тренированных.
ЧСС больше 84, в состоянии покоя оценивается как отрицательное явление. Это может быть результатом заболеваний сердца, интоксикации, состояния перетренированости у спортсменов.
Пульс в состоянии покоя должен быть ритмичным. Может быть дыхательная аритмия, то есть учащение пульса во время вдоха и урежение его во время выдоха. Это явление оценивается как физиологичное. Оно зависит от рефлекторного влияния со стороны рецепторов на центр блуждающего нерва. Это не является противопоказанием для проведения пробы. Нередко после пробы дыхательная аритмия не регистрируется. Непостоянные цифры пульса (10,12,12,11,12,12) могут свидетельствовать о лабильности нервной системы в случае отсутствия нарушений ритма сердечной деятельности в анамнезе.

Оценка показателей артериального давления. Артериальное давление выше 129/79 мм рт.ст. оценивается как повышенное, ниже 100/60 мм рт.ст. - как пониженное. Повышенные цифры артериального давления могут быть проявлением заболевания (гипертоническая болезнь, хронический нефрит и другие), симптомами переутомления или нарушений режима (курение, употребление алкоголя и проч.)

Пониженное артериальное давление у спортсменов может быть физиологическим (гипотония высокой степени тренированности), а может быть проявлением заболевания (гипотонический синдром, интоксикация из очага хронической инфекции - кариесные зубы, хронический тонзиллит и проч.). Гипотонические состояния могут быть при переутомлении, о чем свидетельствуют жалобы спортсмена на слабость, утомляемость, головную боль и проч.
Проведение пробы. При отсутствии противопоказаний приступают к проведению пробы. Студентам на практическом занятии прежде, чем проводить пробу, необходимо научиться проводить подсчет и беспрерывную регистрацию пульса за каждые 10 с на протяжении
1 минуты и быстро измерять артериальное давление (за 30-40 с).
Перед проведением пробы пациенту объясняют, как он должен выполнять приседание: глубокие приседания выполняются в темпе
2 приседания за 3 с (ритм задается метрономом или врачом), приседая нужно поднимать руки вперед, вставая - опускать.
После выполнения 20 приседаний за 30 секунд: за первые 10 секунд подсчитывают пульс и записывают его под первой минутой на уровне 10 сек. Потом - до конца первой минуты измеряют и на уровне АД под первой минутой регистрируют его. Необходимо также подсчитать частоту дыханий за 15 сек и, умножив это число на 4 записывают ее под первой минутой на уровне дых.

Начиная со 2 минуты подсчитывают и регистрируют пульс беспрерывным методом до тех пор, пока он не вернется к исходному и не стабилизируется на этом уровне (повторится 2-3 раза). После восстановления и стабилизации пульса измеряют артериальное давление и записывают на уровне АД под той минутой, на которой его закончили измерять. Если АД не вернулось к исходному, то его продолжают измерять и регистрировать каждую минуту до тех пор, пока не восстановится. По окончании пробы подсчитывают частоту дыханий и регистрируют в таблице (методика - как на 1 минуте после нагрузки).

Оценка результатов пробы. Критериями оценки является изменение частоты сердечных сокращений, реакция артериального давления и время их восстановления до исходных показателей. Именно они дают возможность оценить адаптационную способность системы кровообращения к физической нагрузке. Сердце на физическую нагрузку реагирует увеличениям минутного объема. Адаптация к нагрузке сердца тренированного лица в большей мере происходит за счет увеличения ударного объема и в меньшей - за счет увеличения частоты сердечных сокращений (ЧСС). У нетренированного или недостаточно тренированного - наоборот: преимущественно за счет увеличения частоты сердечных сокращений и в меньшей мере за счет увеличения ударного объема.
Для оценки пробы используются следующие показатели: возбудимость пульса, время восстановления пульса, реакция артериального давления, время восстановления артериального давления, изменение частоты дыхания.

Возбудимость пульса, то есть процент учащения пульса после нагрузки, определяется путем вычитания разницы между показателями пульса до нагрузки и после нее, которую определяют в процентах. Для этого составляем пропорцию, где пульс до нагрузки принимают за 100 % в нашем случае 10), а на сколько увеличился пульс после нагрузки (то есть 16-10=6) за Х
10 = 100%
16-10 = х% х=60 %
Таким образом, пульс после нагрузки увеличился на 60 % относительно исходного. Нормальной реакцией на пробу из 20 приседаниями считается учащение пульса в пределах 60-80 % от исходной величины. Чем более работоспособное сердце, тем более совершенна деятельность его регулярных механизмов, тем меньше учащается пульс в ответ на дозированную физическую нагрузку. Учащение пульса выше нормы свидетельствует о нерациональной деятельности сердца, которая может быть обусловлена заболеваниями (в первую очередь сердца), детренированностью, переутомлением у спортсменов или физкультурников.
Время восстановления пульса дает возможность выяснить ход восстановительных процессов после нагрузки. Он определяется по первому показателю возобновленного и стабильного пульса. В нашем случае это
1 мин 50 сек, то есть, обязательно необходимо указать количество минут и секунд, на которых наступило стабильное возобновление пульса. В норме - время восстановления пульса не больше 2 мин 40 сек. Увеличение времени восстановления пульса свидетельствует о замедлении восстановительных процессов деятельности сердца. Чаще всего это сочетается с увеличением возбудимости пульса, который свидетельствует о снижении резервных возможностей сердца и оценивается как неблагоприятная реакция. Увеличения одного из этих показателей не является обязательным признаком снижения резервных возможностей системы кровообращения, может быть результатом нарушения функции регуляторных механизмов деятельности системы кровообращения (при нейроциркуляторной дистонии, детренированости, перетренированости и проч.).
Кроме времени восстановления пульса необходимо следить за тем, как протекает восстановление - постепенно или волнообразно и к каким цифрам.
В процессе восстановления пульса может возникнуть так называемая “отрицательная фаза пульса”, когда пульс на первых 2-3 минутах становится ниже исходного на 1-3 удара за 10 сек. Такое замедление пульса длится не менее трех 10-ти секундных отрезков, а затем опять учащается и постепенно возвращается к норме. “Отрицательную фазу” пульса связывают с недостаточностью деятельности разных отделов нервной системы, в первую очередь, симпатичного и парасимпатического звеньев вегетативной нервной системы, которая приводит к изменению последовательности процессов восстановления. Такие отклонения регистрируются у лиц с лабильной нервной системой, при нейроциркуляторной дистонии, у спортсменов при перетренированости, после нервно-психических перенапряжений. Если после нагрузки негативная фаза пульса сохраняется больше 3 минут, то реакция оценивается как неудовлетворительная.
Во время изучения процесса восстановления пульса может случиться такая ситуация, когда пульс до нагрузкии был выше (например 14,14,14 за 10 сек), а после нагрузки он снизился к более низким цифрам (например 12,12,12 за 10 сек) и стабилизировался на этой величине.. Такие случаи могут регистрироваться у лиц с лабильной нервной системой, в данном случае - это повышение тонуса симпатичного звена вегетативной нервной системы. Физическая нагрузка способствует нормализации ее функционального состояния и пульс возобновляется до истинных показателей частоты сердечных сокращений обследующего.

Оценка реакции артериального давления (АД) на пробу Мартине. При этом нобходимо оцениватиь отдельно изменения систолического, диастолического и пульсового давлений. Могут возникнуть разные сочетания изменений этих показателей. Наиболее рациональная реакция АД характеризуется увеличениям систолического на 15-30 % (при исходном систолическом АД 120 мм рт. ст. это не больше, чем на 40 мм рт.ст). Диастолическое давление остается неизменным или снижается на 10-15 процентов (не больше, чем на 10 мм рт.ст при средних его показателях).
В результате увеличения систолического и снижения диастолического АД увеличивается пульсовое давление, что является наиболее благоприятной реакцией. Это свидетельствует об увеличении сердечного выброса и снижения сопротивления периферических сосудов, что является наиболее благоприятной реакцией, потому что увеличивается минутный объем кровообращения.
Процент увеличения пульсового давления определяется так, как и возбудимость пульса. Согласно примера АД до нагрузки было
120/80 мм рт.ст., пульсовое - 40 (120-80). АД после нагрузки 140/75 мм рт.ст., пульсовое - 65 (140-75), то есть пульсовое давление увеличилось на 25 мм рт. ст. (65-40). Составляем пропорцию: 40 - 100 %
25 - х % Х = 62 %.
Таким образом, возбудимость пульса 60 %, повышение пульсового давления - на 62%. Синхронность изменения этих показателей свидетельствует о хорошей адаптации организма к выполненной нагрузке. Уменьшение пульсового давления свидетельствует о нерациональной реакции АД на физическую нагрузку и снижение функциональной способности организма.
Время восстановления артериального давления определяется минутой, на которой он вернулся к исходному после выполненной нагрузки. В нашем примере это 3 мин. Норма - 3 мин.
Повышение артериального давления больше нормы и удлинение времени его восстановления может регистрироваться у лиц, больных гипертонической болезнью, нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу, у практически здоровых лиц с потенциальной способностью к возникновению гипертензий (стадия предболезни), после значительных физических нагрузок, после злоупотреблений алкоголем и курения. Наши исследования показали, что после употребления алкоголя у практически здоровых молодых людей 18-20 лет регистрируется повышенное артериальное давление в состоянии покоя на протяжении 2-3 дней, а отклонение реакции артериального давления на пробу Мартине в сторону повышения - на протяжении 4-6 дней.
Заключение по результатам пробы с 20 приседаниями. При оценке реакции на функциональную пробу Мартине необходимо сопоставлять изменения пульса и АД, с целью выявления механизмов, за счет которых происходит приспособление к нагрузке.
Сравнение возбудимости пульса с увеличением пульсового давления дает возможность определять синхронность этих изменений. Рациональная реакция на физическую нагрузку характеризуется синхронностью динамики: возбудимость пульса должна совпадать с повышением систолического давления, выраженного в процентах. Это свидетельствует об адекватной реакции на физическую нагрузку.
За характером изменений исследуемых показателей после выполнения - 20 приседаний за 30 сек выделяют: благоприятный, неблагоприятный и переходные типы реакции. Согласно классификации выделяют 5 основных типов реакции сердечно-сосудистой системы на пробу Мартине:
- нормотонический,
- гипертонический,
- дистонический,
- гипотонический (астенический)
- ступенчатый.
Типы реакции, которые какими-то из показателей не укладываются в 5 основных типов относят к переходным.

Нормотонгический тип. К благоприятным типам реакции относятся нормотонический тип. Для него характерно то, что адаптация к нагрузке происходит за счет повышения пульсового давления, которое свидетельствует об увеличении ударного объема сердца. Подъем систолического давления отображает усиление систолы левого желудочка, снижения минимального - уменьшение сопротивления тонуса артериол, что обеспечивает лучший доступ крови на периферию. Частота сердечных сокращений увеличивается синхронно с пульсовым давлением. При нормотоническом типе реакции:
1. Возбудимость пульса - до 80 %
2. Время восстановления пульса - до 2 мин. 40 сек
3. Изменения АД: систолического (САД) - до + 40 мм рт.ст
диастолического (ДАД) - 0 или до - 10
4. Время восстановления АД - до 3 мин.

Неблагоприятные типы реакции на пробу Мартине. Для всех неблагоприятных типов общим является то, что адаптация сердечно-сосудистой системы к нагрузке происходит преимущественно за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Поэтому для всех неблагоприятных типов характерно увеличение возбудимости пульса больше, чем на 80 %, соответственно и время восстановления пульса будет большим нормы (более 3 минут).
К неблагоприятным типам реакции относятся гипертонический, дистонический, гипотонический (астенический), ступенчатый типы реакции. Как сказано выше, первые два пункта оценки пробы (возбудимость пульса и время его восстановления) при всех неблагоприятных типах реакции высшие нормы, поэтому разница между ними будет проявляться в реакции артериального давления на нагрузку.
При гипертоническом типе: САД повышается значительно больше нормы, ДАД тоже повышается.
При дистоническом типе: САД значительно повышается, ДАД значительно снижается, может возникать “феномен бесконечного тона” когда при измернии АД чувствуется пульсация даже тогда, когда стрелка манометра опускается к нулевой отметке.
При гипотоническом (астеническом) типе: САД и ДАД изменяются незначительно, уменьшается пульсовое давление или же остается неизменным.
Для ступенчатого типа характерно ступенчатое повышение артериального давления, когда сразу после нагрузки оно не изменяется (или изменяется ли незначительно), а на следующих минутах после нагрузки повышается.
Частота дыхания после проведения пробы должна изменяться синхронно пульсу: в норме одному дыхательному движению отвечает 3-4 удара сердца. Эта же закономерность должна сохраняться и после пробы Мартине.
Форма 061/у унифицированная. Каждый показатель в разделе “Функциональные пробы сердца и легких” имеет свое место и измеряются в общепринятых для пробы Мартине единицах: частота пульса - за 10 с., частота дыханий - за 1 мин., артериальное давление (АД) - в мм рт. ст. Потому при регистрации пробы необходимо указывают лишь цифры, без единиц измерения.
После пробы необходимо отмечать характер пульса (ритмичный, удовлетворительного наполнения, аритмичный) и аускльтативные данные сердца в положении стоя, а при необходимости - лежа.
Таким образом, алгоритм выполнения функциональной пробы с 20 приседаниями включает такую последовательность действий:
1. Сбор и оценка исходных данных.
2. Объяснение пациенту техники выполнения пробы.
3. Выполнение пациентом пробы с 20 приседаниями за 30 сек.
4. Изучение и регистрация исследуемых показателей на первой минуте после нагрузки.
5. Изучение и регистрация исследуемых показателей в восстановительный период.
6. Оценка полученных результатов.
7. Заключение по результатам проведения пробы.
Использование пробы с 20 приседаниями в практической медицине. Проба Мартине используется при массовых обследованиях лиц, которые занимаются физической культурой и спортсменов низших разрядов. В клинической практике она может использоваться для изучения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы лиц разных возрастных категорий. Практический опыт показал, что лицам до 40 лет без выраженных отклонений в состоянии здоровья можно давать 20 приседаний за 30 сек, до 50 лет - 15 приседаний за 22 сек, больше 50 лет- 10 приседаний за 15 сек. Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы считаются как удовлетворительные, если при оценке пробы ее результаты укладываются в нормотонический тип реакции, описанный выше.
Можно использовать пробу Мартине с диагностической целью: для определения причины тахикардии в состоянии покоя. Если после пробы показатели укладываются в неблагоприятный тип реакции, то тахикардия предопределена заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Иногда до нагрузки пульс лабильный и восстановление его идет волнообразно, может возникнуть негативная фаза пульса, а нередко - пульс после нагрузки стабилизируется на показателях более низких, чем до нагрузки. Это дает возможность предположить, что тахикардия в состоянии покоя предопределена нарушениям функционального состояния нервной системы. Если же до нагрузки показатели ЧСС выше нормы, после пробы все показатели укладываются в нормотонический тип реакции, но пульс восстанавливается до исходных цифр (как до нагрузки, повышенный) - можно предположить, что тахикардия в покое предопределена гиперфункцией щитовидной железы. Последующие целенаправленные углубленные обследования дадут возможность исключить, а чаще - подтвердить результаты функциональных проб.

ПРОБА РУФЬЕ
Широкого распространения в спортивной медицине получила проба Руфье. Она дает возможность оценить функциональные резервы сердца.
Методика проведения. У обследуемого, который находится в положении лежа в течение 5 минут подсчитывают число пульсаций за 15 сек (Р1). Потом ему предлагают выполнить 30 приседаний за 45 сек (приседая - руки вперед, вставая - опускать их). После этого обследуемый ложится и ему подсчитывают пульс за первые 15 сек (Р1) и последние 15 сек (Р3) 1-й минуты после нагрузки. Полученные результаты подставляют у формулу:

Индекс Руфье = 4 /Р1 + Р2 + Р3 /- 200
10

Оценку функциональных резервов сердца проводят за таблицей:

Оценка функциональных резервов сердца
Значение индекса Руфье
Атлетическое сердце
0,1 <
Сердце среднего человека:
очень хорошо
хорошо

0,1-5,0
5,1-10,0
Сердечная недостаточность

средней степени
10,1-15,0
высокой степени
15,1-20,0

Например: Р1 = 16, Р2 = 26, Р3 = 20

Индекс Руфье = 4 (16+26+20) - 200
10
Вывод: Индекс Руфье = 5,8 . Сердце среднего человека: хорошо

Для оценки пробы используется также индекс Руфье-Диксона, который является вариантом предыдущего:
Индекс Руфье-Диксона = /4Р2 - 70/ + /4Р3 - 4Р1/
Оценка результатов: функциональные возможности сердца:

от 0 - 2,9 - хорошие 6,0-8,0 -нижео средних
3,0-5,9 - средние 8,0 - больше - плохие.
Использование пробы Руфье в практической медицине. Результаты пробы дают возможность определить резервные функциональные возможности сердца. При этом учитывается исходный уровень частоты сердечных сокращений, которая (при отсутствии заболеваний) свидетельствует об экономности работы сердца в состоянии покоя. Частота пульса сразу после нагрузки - дает характеристику адаптационной способности сердца к физической нагрузке, а его частота в конце первой минуты - о скорости восстановительных процессов сердечно-сосудистой системы после нагрузки. Проба может использоваться с диагностической целью, она простая, доступная, высокоинформативная.

ПРОБЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА
До функциональных проб с изменением положения тела относят ортостатическую и клиностатическую пробы.
Ортостатическая проба заключается в изучении изменений частоты сердечных сокращений после перехода из положения лежа в положение стоя.
Методика проведения. Обследуемому после 5-минутного пребывания в положении лежа подсчитывают частоту пульса за 15 сек, потом предлагают медленно встать и уже в положении стоя дважды подсчитывают пульс за
15 с:
Оценка пробы. Каждый из полученных показателей умножают на 4, определяя частоту пульса за 1мин.
Увеличение частоты пульса на 10-16 ударов за минуту после вставания и стабилизация его на уровне, большем на 5-8 ударов от исходного через 3 минуты стояния свидетельствует об удовлетворительном функциональном состоянии симпатичного звена вегетативной нервной системы. Более высокий уровень частоты пульса непосредственно после изменения положения свидетельствует о повышенной чувствительности, а через 3 минуты - о повышенном тонусе ее. Последнее наблюдается у недостаточно тренированных лиц и у лиц с лабильной нервной системой.
Низший уровень ЧСС указывает на понижение чувствительности и тонуса симпатического и повышение чувствительности и тонуса парасимпатического звена вегетативной нервной систем. Более слабая реакция, как правило, сопровождает развитие тренированности. Такие лица менее чувствительны к негативному влиянию экстремальных ситуаций внутреннего и внешнего характера.
Клиностатическая проба. Ее проводят в обратной последовательности относительно ортостатической. После 5 минут стояния подсчитывают частоту пульса за 15 сек, потом обследуемый медленно переходит в положение, лежа, и в этом положении 2 раза подсчитывают пульс за 15 сек: сразу же и через 3 минуты пребывания в положении лежа.
Оценка пробы: каждый из полученных показателей умножают на 4 и сравнивают между собой. Нормальная реакция - снижение частоты сердечных сокращений на 8-14 ударов за минуту сразу после перехода в положении лежа и уменьшение этой реакции на 6-8 ударов через 3 мин. Большее снижение сразу после изменения положения свидетельствует о повышенной возбудимости, а через 3 мин - о повышенном тонусе парасимпатического звена вегетативной нервной системы. Повышение частоты сердечных сокращений свидетельствует о снижении реактивности и тонуса парасимпатического звена вегетативной нервной системы
Практическое использование. Пробы с изменением положения тела чаще всего используется для изучения функционального состояния вегетативной нервной системы. Повторные проведения проб в процессе тренировок дают возможность предупредить возникновение состояния перетренирванности при котором нарушение функционального состояния вегетативной нервной системы является одним из первых признаков. У ослабленных лиц пробы с изменением положения тела могут использоваться для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы в тот период, когда другие (более интенсивные) нагрузки противопоказаны.

ПРОБЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ
Из проб на задержку дыхания чаще всего используют пробы Штанге и Генчи-Сабразе.
Проба Штанге. Методика проведения: обследуемый в положении сидя делает глубокий (не максимальный) вдох, зажимает нос пальцами и сколько может задерживает дыхание. Время задержки отмечается секундомером, который остановят в момент начала выдоха. Максимальный глубокий вдох делать не рекомендуется, потому что это способствует розтяженнию легких, раздражению блуждающего нерва, который может привести к ускоренному раздражению дыхательного центра и сокращения времени задержки дыхания.
Оценка пробы. У здоровых, но не тренированных лиц время задержки дыхания (инспираторное апноэ) колеблется в пределах 40-60 с у мужчин и 30-40 с у женщин. Тренированные спортсмены могут задерживать дыхание: на 60-120 с мужчины и 40-95 с женщины, а некоторые из них - на несколько минут.

Проба Генчи-Сабразе. Методика проведения: после обычного (не избыточного) выдоха исследуемый зажимает нос пальцами и м максимально задерживает дыхание. Длительность задержки дыхания отмечается секундомером, который остановят при начале вдоха.
Оценка пробы. Длительность задержки дыхания у здоровых нетренированных лиц при проведении пробы Генчи-Сабразе (экспираторное апноэ) колеблется в пределах 25-40 с у мужчин и 15-30 с - у женщин. У спортсменов 50-60 с у мужчин и 30-50 с у женщин.
Использование в практической медицине. Сердечно-легочные апнотические пробы дают информацию о функциональном состоянии кардио-респираторной системы. При этом необходимо обращать внимание на зависимость результатов пробы от волевых качеств исследуемого. Соотношение между инспираторной и экспираторной апнотической паузой равняется 1:2. При наличии отклонений в состоянии сердечно-сосудистой системы длительность задержки дыхания сокращается на 50 и больше процентов. Соотношение между этими паузами может достичь у них 1:1. Ухудшаются показатели апнотических проб при заболеваниях дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Описание: algorutm fynkcionalnuh prob v sportivn med

2.2 Функциональные пробы и методы контроля при физической реабилитации больного

Эффективность занятий ЛФК находится в прямой связи с адекватностью применяемых физических нагрузок, соответствующих функциональному состоянию организма больного, лечебной гимнастики, базирующейся на целенаправленном воздействии на поврежденный орган или систему.

Для оценки функционального состояния организма большое значение имеет опрос больного, который позволяет определить его двигательные возможности и выявить признаки хронической коронарной или сердечной недостаточности на основании переносимости им повседневных нагрузок.

Вольным, у которых повседневные физические нагрузки, медленная ходьба вызывают боль в сердце, одышку, слабость и сердцебиения, тесты с физической нагрузкой не проводятся и их двигательные возможности оцениваются как низкие - по данным опроса. Больным, которые легко выполняют весь объем нагрузок в пределах повседневной жизни, а боли в сердце, одышка и слабость появляются лишь при быстрой ходьбе или беге средней интенсивности либо же отсутствуют при любых физических нагрузках, для оценки функционального состояния и резервов кардиореспираторной системы проводятся тесты с физической нагрузкой.

Тесты с физической нагрузкой позволяют определить физическую работоспособность и решить вопрос о допустимой общей нагрузке при занятиях различными видами ЛФК. Функциональные тесты выявляют степень нарушения функции того или иного органа, с помощью функциональных тестов выбирают частную методику лечебной гимнастики, дозируют специальные упражнения.

Выбор функционального теста и модели нагрузки определяется:

1) характером заболевания, степенью нарушения функции пораженного органа или системы;

2) наличием сопутствующих заболеваний;

3) степенью физической тренированности;

4)возрастом и полом;

5)этапом физической реабилитации (стационар, поликлиника);

6) конечными целями ЛФК, курса физических тренировок.

Тесты с физической нагрузкой.

В основе тестирования с использованием физических нагрузок в ЛФК лежат различные принципы. Программа физического тестирования предназначена: I) для оценки функционального состояния и резервов сердечнососудистой и дыхательной системы с целью определения общей нагрузки при назначении ЛФК и выбора программы физической тренировки; 2) оценки физической работоспособности для определения пригодности больного к различным видам деятельности; 3) оценки эффективности программ физической реабилитации у выздоравливающих после перенесенных острых заболеваний и у больных с хроническими заболеваниями внутренних органов.

Применяют 2 вида тестов с физической нагрузкой: 1) тесты, при проведении которых изменения и сроки восстановления показателей кардиореспираторной системы определяют после стандартной физической нагрузки; 2) субмаксимальные тесты, при использовании которых данные о сердечнососудистой и дыхательной системах могут быть получены непосредственно во время ли дозированных нагрузок, а также в восстановительном периоде.

К первому виду тестов относят различные динамические пробы с подскоками, приседаниями, бегом и ходьбой на месте, при проведении которых учитывают изменения и сроки восстановления частоты пульса, дыхания, АД. Хотя эти тесты и не решают ни одну из перечисленных выше задач физического тестирования, однако из-за простоты их и доступности широко используются в практике.

Основная задача тестов на восстановление - определение реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку. Наиболее стандартизирована проба Мартине с 20 приседаниями за 30 с. Эту пробу проводят у лиц с заболеваниями внутренних органов в стадии полной компенсации, при определении медицинской группы для занятий физкультурой в учебных заведениях, при допуске к занятиям в группах общей физической подготовки и в группах «Здоровье». С помощью пробы удается определить время восстановления функций системы кровообращения и дыхания после конкретной нагрузки. При этом более короткий восстановительный период (до 3 мин) свидетельствует о лучшей физической подготовке, при выполнении нагрузки у физически подготовленного больного частота пульса меньше. Частоту пульса и АД сравнивают с исходными показателями: чем незначительнее расхождение, тем лучше функция сердечнососудистой системы. Проба с 20 приседаниями оценивается с учетом изменений частоты сердечных сокращений (ЧСС) в первые 10 с первой минуты после нагрузки и АД в процентах к исходной величине, а также сравнивается соответствие процента учащения сердечных сокращений со степенью изменений всех основных параметров, характеризующих АД.

Типы реакции больных на физическую нагрузку принято делить на физиологические, промежуточные и патологические (неблагоприятные). Патологические реакции на нагрузку при регулярной физической тренировке могут переходить в физиологические. Учащение пульса в пределах 50-75%, повышение систолического давления не более чем на 15-30% с уменьшением минимального на 10-25% и увеличением пульсового давления не более чем на 50-70% характеризует нормотонический тип реакции. Эта реакция физиологическая и она расценивается как благоприятная. Процент учащения пульса при этой реакции соответствует пульсовому давлению, которое отражает изменение систолического и диастолического давления и косвенно характеризует увеличение ударного объема сердца.


Заключение

Лечебная физическая культура - научная дисциплина. ЛФК как раздел клинической медицины изучает рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений.

Интеграция социальных, биологических, физиологических, гигиенических и педагогических знаний с современными достижениями клинической медицины легла в основу теоретических позиций ЛФК и логически объединяется с дифференцированной разработкой ее методов.

Биологической основой ЛФК является движение - важнейший естественно-биологический стимул организма. Роль социального фактора в ЛФК обусловлена влиянием на здоровье человека. Учитывается влияние научно-технического прогресса и урбанизации, роль болезней цивилизации и др. ЛФК способствует созданию оптимального экологического окружения, находящегося в соответствии с биологическими, психическими и эстетическими потребностями людей. При применении ЛФК расширяется непосредственная связь человека с природой.

Физиологическая основа ЛФК предусматривает нозологический подход при наиболее важных заболеваниях и органно-системный при дифференциации частных вопросов. Она отражает задачи профилактического и гигиенического направления медицины и имеет широкие показания к применению.

Гигиенические основы ЛФК определяются ее оздоровительным воздействием на больных. При этом учитывают достижения гигиены физических упражнений и спорта, а также" гигиенических основ тренировки. Гигиенические аспекты ЛФК усиливают связь ее с формированием здорового образа жизни.

Педагогические и методические принципы обучения в ЛФК применяют с учетом состояния больных. Используют основы обучения физическим упражнениям, развитие двигательных навыков и воспитание физических качеств. Учитывают значение дозированной физической тренировки и ее направленность (общая и специальная тренировка).

В оценке терапевтического влияния физических упражнений следует учитывать, что их лечебное действие основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее влияние физических упражнений на больного осуществляется через нервный и гуморальный механизмы. Нервный механизм характеризуется усилением тех нервных связей, которые развиваются между функционирующей мышечной системой, корой головного мозга и подкоркой и любым внутренним органом. Эти связи рецепторного аппарата с центральной нервной системой определяются не только функциональным состоянием ее, но и состоянием гуморальной среды.

Именно поэтому так важно осуществлять индивидуальный подбор физических упражнений на основе результатов проведённых функциональных проб.


Список литературы

1. Лечебная физическая культура: Справочник/Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. и др.; Под ред. В.А. Епифанова. – М. Медицина, 1987.

2. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей/Под редакцией В.А. Епифанова. - М. Медпресс-информ, 2008.


Информация о работе «Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры с указанием примерной дозировки»




Развития физических качеств является эффективнее общепринятой методики развития физических качеств. Таким образом, можно сказать, что сюжетные игры-упражнения являются важным видом деятельности в развитии физических качеств у детей дошкольных групп. Список литературы 1. Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 ...

Совершенствуя его. Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания детей дошкольного возрасте осуществляются...

Чем выше моторная плотность тренировки или чем больше затрачено времени на отработку специализированных упражнений, упражнений на развитие основных физических качеств или упражнений соревновательной направленности. На начальном этапе обучения, наряду с изучением основных элементов волейбола, тренер должен прививать детям любовь к этому виду спорта, постараться «зацепить» учеников. Поэтому выбор...

Диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии инженера-нефтяника, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в целях и задачах ППФП как раздела учебной дисциплины "Физическая культура". Целью ППФП...

По характеру воздействия

1. Функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой.

Эти пробы позволяют получить объективные данные о функциональном состоянии сердечно - сосудистой системы и полезны в практическом отношении: они характеризуют восстановительные процессы, что дает информацию для оценки функциональной готовности спортсмена. Кроме того, по сдвигам частоты сердечных сокращений (ССС), артериального давления (АД) можно косвенно судить о характере реакции на нагрузку и даже выявить ранние нарушения работоспособности. Динамические исследования с использованием проб позволяют наблюдать за тренированностью, а также изучать характер адаптации ССС к меняющимся условиям среды, что позволяет тренеру дозировать нагрузку индивидуально каждому спортсмену.

Функциональные пробы с дозированной нагрузкой подразделяются на одномоментные, двухмоментные и трехмоментные.

К одномоментным пробам относятся:

  • - проба Мартинэ -Кушелевского
  • - проба Котова - Дешина
  • - проба Руфье
  • - Гарвардский степ - тест

Одномоментные пробы обычно применяют при массовых исследованиях лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Выбор нагрузки обусловлен степенью подготовленности испытуемого.

Двухмоментные функциональные пробы состоят из двух нагрузок и выполняемые с небольшим интервалом отдыха. Например, тест PWC 170 или 15 секундный бег в максимальном темпе дважды с интервалом отдыха в 3 минуты, применяемый для спринтеров, боксеров.

Трехмоментная комбинированная проба С.П.Летунова позволяет разносторонне исследовать функциональную способность ССС у спортсменов.

  • 2. Пробы с изменением условий внешней среды:
    • - гипоксические пробы (пробы Штанге, Генчи);
    • - проба с вдыханием воздуха с различным содержанием кислорода и углекислого газа;
    • - пробы в условиях измененной температуры внешней среды (в термокамере) или атмосферного давления (в барокамере);
    • - пробы при воздействии на организм линейного или углового ускорения (в центрифуге).
  • 3. Пробы с изменением положения тела в пространстве:
    • - ортостатические пробы (простая ортостатическая проба, активная ортопроба по Шеллонгу, модифицированная ортопроба по Стойде, пассивная ортопроба);
    • - клиностатическая проба.
  • 4. Пробы с использованием фармакологических и пищевых средств.

Используют с целью дифференциальной диагностики между нормой и патологией. По принципу фармакологического тестирования эти пробы принято делить на нагрузочные и пробы выключения.

К нагрузочным относятся те пробы, в которых применяемый фармакологический препарат оказывает стимулирующее действие на исследуемый физиологический или патофизиологический механизм.

Пробы выключения основаны на ингибирующих (блокирующих) эффектах целого ряда препаратов.

  • 5. Пробы с натуживанием:
    • - проба Флека;
    • - проба Бюргера;
    • - проба Вальсальвы - Бюргера;
    • - проба с максимальным натуживанием.
  • 6. Специфические пробы, имитирующие спортивную деятельность.

Применяются при проведении врачебно - педагогических наблюдений с использованием повторных нагрузок.

По критерию оценки пробы

  • 1. Количественные - нагрузка и оценка пробы выражается в какой -либо величине;
  • 2. Качественные - оценка пробы ведется путём определения типа реакции сердечно - сосудистой системы на нагрузку.

По характеру физической нагрузки

  • 1. Аэробные - позволяющие судить о параметрах системы транспорта кислорода;
  • 2. Анаэробные - позволяющие оценивать способность организма функционировать в условиях двигательной гипоксии, возникающей при интенсивной мышечной работе.

В зависимости от времени регистрации показателей

  • 1. Рабочие - показатели регистрируются в покое и непосредственно во время выполнения нагрузки;
  • 2. Послерабочие - показатели фиксируются в покое и после прекращения нагрузки в период восстановления.

По интенсивности применяемых нагрузок

  • 1. С малой нагрузкой;
  • 2. Со средней нагрузкой;
  • 3. С большой нагрузкой:
    • - субмаксимальной;
    • - максимальной.

Для определения функционального состояния организма весьма важны функциональные пробы. Можно рекомендовать наиболее простые из них, которые школьник среднего и старшего возраста может провести самостоятельно.

Ортостатическая проба - после 3-5-минутного отдыха производится переход из положения лежа в положение стоя с подсчетом ЧСС лежа и после вставания. В норме пульс при этом учащается на 6-12 уд/мин, у детей с повышенной возбудимостью больше. Большая степень учащения характеризует снижение функции сердечно-сосудистой системы.

Проба с дозированной физической нагрузкой - 20 приседаний в течение 30 с, бег на месте в темпе 180 шагов в минуту в течение 3 мин для школьников среднего и старшего возраста и 2 мин для младшего. ЧСС при этом подсчитывается до нагрузки, непосредственно после ее окончания и ежеминутно на протяжении 3-5 мин восстановительного периода по 10-секундным отрезкам с перечетом на минуту. Нормальной реакцией на 20 приседаний является учащение пульса на 50-80% по сравнению с исходным, но с восстановлением в течение 3-4 мин. После бега - не более 80-100% с восстановлением через 4-6 мин.

С ростом тренированности реакция становится более экономной, восстановление ускоряется. Пробы лучше проводить утром в день занятий и, по возможности, на следующий день.

Самостоятельно можно пользоваться и пробой Руфье - в положении лежа находиться 5 мин, затем подсчитать ЧСС в течение 15 с (P 1), после этого выполнить 30 приседаний за 45 с и определить ЧСС в течение 15 с, за первые 15 с (Р 2) и за последние 15 с первой минуты восстановления (Р 3). Оценку работоспособности производят по так называемому индексу Руфье (ИР) по Формуле

ИР = (Р 1 + Р 2 + Р 3 – 200) / 10

Реакция считается хорошей при индексе от 0 до 2,9, средней - от 3 до 6, удовлетворительной - от 6 до 8 и плохой - выше 8.

В качестве пробы с физической нагрузкой можно использовать и подъем на 4-5-й этаж в среднем темпе. Чем меньше при этом учащение пульса и дыхания и быстрее восстановление, тем лучше. Использование более сложных проб (проба Летунова, степ-тест, велоэргометрия) возможно лишь при врачебном обследовании.

Проба с произвольной задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Взрослый человек может задержать дыхание на вдохе на 60-120 с и более, без неприятных ощущений. Мальчики 9-10 лет задерживают дыхание на вдохе 20-30 с, 11-13 лет - 50-60, 14-15 - 60-80 с (девочки на 5-15 с меньше). С ростом тренированности время задержки дыхания увеличивается на 10-20 с.

В качестве простых проб для оценки функционального состояния центральной нервной системы и координации движения можно посоветовать следующие:

Сдвинув пятки и носки вместе, простоять 30 с, не качаясь и не теряя равновесия;

Поставить ноги на одном уровне, вытянуть руки вперед, простоять 30 с с закрытыми глазами;

Руки в стороны, закрыть глаза. Стоя на одной ноге, приставить пятку одной ноги к колену другой, простоять 30 с, не качаясь и не теряя равновесия;

Простоять с закрытыми глазами, руки вдоль туловища. Чем больше времени простоит человек, тем выше оценивается функциональное состояние его нервной системы.

Из большого арсенала перечисленных выше проб каждый школьник должен, посоветовавшись с врачом или учителем физкультуры, выбрать для себя самые подходящие (желательно одну с физической нагрузкой, одну дыхательную и одну для оценки нервной системы) и проводить их регулярно, не реже одного раза в месяц в одинаковых условиях.

В порядке самоконтроля надо следить также за функцией желудочно-кишечного тракта (регулярный стул без слизи и крови) и почек (прозрачная соломенно-желтая или слегка красноватая моча). При болях в животе, запорах, мутной моче, появлении крови и других нарушениях следует обратиться к врачу.

Школьникам нужно также следить за своей осанкой , поскольку это во многом определяет красоту фигуры, привлекательность, нормальную деятельность организма, умение непринужденно держаться. Осанка обусловлена взаимным расположением головы, плеч, рук, туловища. При правильной осанке оси головы и туловища расположены на одной вертикали, плечи опущены и слегка отведены назад, хорошо выражены естественные изгибы спины, нормальная выпуклость груди и живота. Внимание развитию правильной осанки надо уделять с младшего возраста и на протяжении всей учебы в школе. Способ проверки правильности осанки очень прост - стать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Стараться так держаться и далее, отойдя от стены (сохранять осанку).

К перечисленным показателям девушки должны добавить специальный контроль за течением овариально-менструального цикла. Женский организм и процесс его формирования отличаются от мужского. У женщин легче скелет, меньше рост, длина тела и мышечная сила, больше подвижность в суставах и позвоночнике, эластичность связочного аппарата, больше жировая прослойка (мышечная масса по отношению к общей массе тела составляет 30-33% против 40-45% у мужчин, жировая масса – 28-30% против 18-20% у мужчин), уже плечи, шире таз, ниже расположен центр тяжести. Меньше функциональные возможности кровообращения (меньше вес и размеры сердца, ниже артериальное давление, чаще пульс) и дыхания (меньше все дыхательные объемы). Физическая работоспособность женщин на 10-25% ниже, чем у мужчин, а также меньше сила и выносливость, способность к длительным статическим напряжениям. Для организма женщин более опасны упражнения с сотрясением внутренних органов (при падениях, столкновениях); хорошо переносятся упражнения на ловкость, гибкость, координацию движений, равновесие. И хотя с ростом тренированности организм женщин-спортсменок по ряду параметров приближается к мужскому, существенные различия между ними сохраняются. Мальчики до 7-10 лет опережают девочек в росте и развитии, далее - их до 12-14 лет опережают девочки, половое созревание у них начинается раньше. К 15-16 годам по росту и физическому развитию юноши выходят вновь вперед. Отличительной особенностью женского организма являются процессы, связанные с овариально-менструальным циклом, - менструации наступают в 12-13 лет, редко раньше, происходят через каждые 27-30 дней и длятся 3-6 дней. В это время повышается возбудимость, учащается пульс, повышается артериальное давление. Наивысшая работоспособность бывает обычно в постменструальный период и очень редко (у 3-5% спортсменок) во время менструации. Необходимо следить за собой в это время и отмечать в дневнике характер менструации, самочувствие, работоспособность. Отмечается также время появления первой менструации и установление постоянного цикла. Многие школьницы во время менструации стараются избегать физических нагрузок. Это неправильно! Режим нагрузок в это время выбирается индивидуально, в зависимости от самочувствия и течения цикла при нормальном состоянии, без неприятных ощущений, занятия нужно продолжать с некоторым ограничением скоростных, силовых упражнений, натуживания. Если самочувствие ухудшается, при обильных, болезненных менструациях в первые 1-2 дня можно ограничиться легкой зарядкой и прогулками, далее заниматься, как девушки с нормальным течением процесса. Особое внимание к своему состоянию необходимо в период от первой менструации до установления цикла. У спортсменок нередко половое созревание (в том числе менструации) наступают позже, но это не представляет никакой опасности в дальнейшем.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции