15.10.2019

Методика раннего развития детей. Методика Николая Зайцева. Кто такой николай зайцев


Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать . Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.


Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать) - обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. "Письмо. Чтение. Счет" (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу - Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).


Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы


Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода


  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

До новых встреч!

Пишите комменты и заходите в соц. сети!

Методика Николая Александровича Зайцева сегодня считается одной из лучших развивающих систем для обучения дошкольников чтению, письму и счету. Этот метод универсален - он прекрасно подходит для работы и с полуторагодовалыми детьми, и с трёхлетками, и с ребятами постарше. Более того, система Зайцева дает очень хорошие результаты и при работе с малышами с задержкой развития, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухим детишками.

Также кубики и таблицы Зайцева с успехом применяют для обучения иностранцев русскому языку.

Учиться, играя

Методика занятий по кубикам Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте Николая Александровича. Её создатель - не теоретик. В течение многих лет он работал в различных детских учреждениях и наблюдал как за нормально развивающимися малышами, так и за теми, у кого были какие-либо проблемы или отставания. В результате этого возникла целая система раннего развития детей, основанная на следующих базовых принципах:

  • Принцип первый - отсутствие принуждения. Дети учатся, играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке - как им больше нравится. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом - всё происходит только на добровольных началах.
  • Принцип второй - чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу по складам. Только не путайте со слогами! Склад - это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква. Все склады записаны в таблицах и на гранях кубиков.
  • Принцип третий - начинаем с «письма». Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки - а, ведь, это и есть письмо! Суть метода Зайцева в том, чтобы показывать ребёнку слова, а не объяснять, как отдельные буквы сливаются в слоги, а потом в слова.
  • Принцип четвёртый - использование нескольких органов чувств. При обучении задействуются слух, зрение и осязание, кубиков очень много - большие и маленькие; лёгкие и тяжёлые; «золотые», «железные», «деревянные» и белые; с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше. Надписи на кубиках яркие, чёткие, разноцветные - их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей, начиная месяцев с шести.

Эти принципы - основа обучения по методу Зайцева. Ведь развитие интеллекта у детей до года происходит не так, как у семилетних. Маленькие дети не умеют мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств. Поэтому кубики помогают различать разные звуки - гласные и согласные, мягкие и твёрдые.

Когда и сколько заниматься

Кубики Зайцева и методика обучения чтению может применяться практически везде - в детских садах, в школах или в домашних условиях, конечно, лучшие результаты дают групповые занятия под руководством опытного педагога. При правильном подходе и выполнении всех правил методики, шестилетние дети начинают читать уже через несколько занятий, четырёхлетние малыши - примерно после 16–20 занятий, а двух-трёхлетние - через шесть-девять месяцев.

Методика Зайцева предусматривает два занятия в неделю по 30–60 минут. Если вы занимаетесь дома, то можете выделять для обучения столько времени, сколько посчитаете нужным. Если ребенку это будет действительно интересно, можно заниматься ежедневно по 30 минут в день. Причём, совершенно не обязательно придерживаться какого-то строгого графика - главное, чтобы у ребёнка было хорошее настроение и желание! Ни в коем случае не нужно его заставлять или отрывать от любимых занятий. Обучение должно быть интересной игрой и не должно вызывать отрицательных эмоций.

Знакомить детей с кубиками Зайцева можно с трёх месяцев. Конечно, сначала их нужно использовать просто в роли погремушек. А вот начиная с 6-ти месяцев из кубиков можно иногда составлять простейшие слова, называть и показывать их. Например, шкаф, стол, стул, мишка…

С двух-трёх лет можно уже начинать обучение чтению.

Занятия по методу Зайцева

Сегодня «Кубики Зайцева» можно купить в очень многих магазинах детских товаров. В набор, как правило, входят:

  • 6 картонных листов с таблицами, формат 520×720 мм;
  • 4 листа с таблицами, формат 360×520 мм;
  • 61 кубик из картона (50×50 мм и 60×60 мм);
  • аудио CD-диск;
  • цветной «Учебник для родителей, воспитателей, учителей»;
  • упаковочная коробка.

Таблицы

Перед началом занятий нужно склеить таблицы и повесить их на стену. Высота, на которой располагаются таблицы, зависит от того, сколько малышей будет заниматься одновременно.

  • Для групповых занятий. В классах, как правило, таблицы вешают на расстоянии 160–170 сантиметров от пола - так всем будет хорошо видно. Под таблицами располагают три полки - на них малыши складывают из кубиков слова. В классе обязательно должна быть длинная указка - ею педагог и дети будут показывать склады и «писать» слова. Кубики не нужно сортировать - малыши должны научиться сами быстро находить нужные склады.
  • Для домашних занятий. Для одного ребёнка таблицы крепятся таким образом, чтобы они располагались чуть выше его роста. Ну, а складывать кубики можно просто на столе.

Кубики

Если вы купили заготовки, то их предварительно придется собрать или склеить. Даже если малыш изъявил желание сделать это самостоятельно, лучше проконтролировать процесс - тогда у него не возникнет соблазн «распотрошить» «звенящий» кубик и изучить его начинку.
Бумажные кубики имеет смысл укрепить картоном изнутри и скотчем по рёбрам. Самые часто употребляемые склады лучше всего «продублировать». Перед сборкой просто скопируйте изображения и сделайте несколько одинаковых кубиков - тогда малыш, без проблем, сможет складывать любые слова.

Аудио-диск

Занятия по кубикам Зайцева обычно проводятся с музыкальным сопровождением. В комплект входит аудио CD-диск, на котором записано 35 мелодий. Под них дети на каждом занятии будут «пропевать» все склады. Это очень важная часть обучения, т. к. малыши учатся внятно и чётко проговаривать звуки. Игровой принцип делает этот процесс весёлым и неутомительным - как правило, дети с огромным удовольствием поют вместе со взрослыми. Кстати, многие воспитатели и родители отмечают, что после обучения по методу Зайцева речь у ребёнка становится гораздо чище.

Пособие

В набор «Кубики Зайцева» входит методическое пособие, конечно, лучше, чтобы ваш ребёнок учился у опытного воспитателя, хорошо освоившего метод Зайцева, например, в садике или в детском развивающем центре. Но вы можете и сами заниматься с малышом. Честно говоря, здесь нет ничего сложного, просто внимательно прочитайте пособие - весь процесс там расписан доступным языком и очень подробно, также имеются описания множества игр и интересных заданий, с которых вы можете начать обучение. Позже вы сможете сами придумывать игры, которые будут интересны вашему малышу.
Если по каким-либо причинам пропевание складов для вас проблема - проговаривайте их речитативом. Пропевая или проговаривая склады, показывайте их по таблице указкой или на кубике, поворачивая его перед ребёнком - это очень важно! Одновременное воздействие звука и зрения резко увеличивает эффективность обучения. Кроме того, ребёнок тренирует зрение и память, а также учится вниманию.

Достоинства методики Зайцева

Их немало! Приверженцы этой системы обучения отмечают, что:

  • Дети достаточно быстро начинают бегло читать. Причем, чтение не воспринимается как что-то сложное и требующее дополнительных усилий - всё происходит в игре, как будто «само собой».
  • Улучшается память, развивается способность к логическому мышлению.
  • Дети подсознательно запоминают правильное написание слов.
  • Регулярное проговаривание слов выправляет недостатки речи, ребёнок начинает говорить более чисто и внятно.
  • Резко расширяется словарный запас.
  • Тренируется - а иногда даже улучшается! - зрение, т. к. глаза постоянно должны следить за указкой.
  • Занятия не вредят здоровью - дети много двигаются, они вынуждены поднимать голову, что очень полезно для осанки.
  • Формируется способность к концентрации, ребёнок учится работать самостоятельно.
  • Метод Зайцева универсален, он подходит детям любого возраста, может применяться для обучения детей с различными отклонениями.
  • Методика достаточно проста, при определенном упорстве ее могут использовать даже «неподготовленные» родители, в домашних условиях.

Недостатки методики

Впрочем, отзывы о кубиках Зайцева не только положительные - у некоторых родителей и педагогов имеется множество претензии к данной методике. И не сказать о них - просто не честно:

  • Главным недостатком метода Зайцева является его несовместимость с официальной школьной программой.
  • В школе детям приходится переучиваться с чтения по складам на чтение по слогам. И иногда этот процесс проходит очень болезненно.
  • Цветовая гамма кубиков не соответствует цветовой гамме, которая принята в школе для обозначения согласных, гласных, звонких и глухих звуков.
  • Дети, выучившиеся по методу Зайцева, с трудом осваивают разбор слова по составу и фонетический разбор - ведь они привыкли делить слова только по складам.
  • Пособия для занятий стоят дорого, они довольно громоздкие и требуют много времени на сборку.
  • Не у всех родителей получается быстро научить ребёнка чтению. Метод больше подходит для занятий с опытным педагогом.

Вывод

Как видите, обучение по кубикам Зайцева - несомненно, очень интересный и достойный внимания метод. Он хорош тем, что подходит любым детям, независимо от возраста, способностей и темперамента. Пользоваться же кубиками или положиться на классические способы обучения - решать только вам.


Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева - методика обучения чтению с самого раннего возраста.

Особенности методики

Буквально с каждым днем кубики Зайцева приобретают все больше последователей. В чем уникальная особенность данной методики? Почему дети, еда вышедшие из грудного возраста, начинают читать самостоятельно буквально после нескольких занятий?

Методика обучения чтению Н.А.Зайцева подразумевает чтение по складам. За одну единицу здесь принимается не буква, как принято в обычных методиках обучения, а именно склад. Он представляет собой естественное усилие, которое производит при произношении. Т.к. склад является естественным усилием, произносить его не составит труда ребенку практически любого возраста.

На основе чтения по складам и разработана такая методика обучения, как кубики Зайцева. Они представляют собой целое учебное пособие, способствующее гармоничному развитию личности ребенка.

Кубики Зайцева - это и обучение чтению, и общее развитие, и развитие логического мышления, и логопедические упражнения. Многие мамы уверены, что их дети, занимающиеся по данной методике, в будущем добьются очень многого.

Великий педагог Николай Александрович Зайцев

Практически каждый взрослый слышал такое словосочетание, как «кубики Зайцева». Методика обучения чтению на основе складов с каждым днем завоевывает все больше последователей. Однако мало кто знает, кто же стал автором уникальной методики.

Николай Александрович Зайцев - великий российский педагог-новатор. Рожденный в семье педагогов, с раннего детства он мечтал дарить знания детям.

Идея создания особой методики обучения чтению у него зародилась еще в годы студенчества, когда будущий педагог для прохождения преддипломной практики был распределен в Индонезию. Там ему предстояло учить основам и особенностям русского языка местное население.

Основы своих разработок Николай Александрович стал применять во время работы в школе. Постепенно свои труды он внедрял в детские сады.

Когда эффективность созданных педагогом методик была подтверждена несколькими поколениями детей, на свет появились знаменитые кубики Зайцева, методика обучения по которым принципиально отличалось от общепринятой.

Уникальной авторской методике уже более 20 лет. Однако педагог-новатор не стоит на месте. Он улучшает кубики Зайцева. Методика обучения по ним постоянно совершенствуется. На сегодняшний день создано большое количество дополнительных методик и игровых упражнений, в основе которых лежат занятия по таким необычным кубикам.

Как выглядят кубики Зайцева?

Что такое кубик? Одна из самых любимых детских игрушек. Каждый из нас может вспомнить, с какой радостью в далеком детстве складывал с их помощью замки и башни. Зная, как дети любят подобные игры, автор при создании своей методики взял за основу именно обычные детские кубики.

Однако они совсем не похожи на привычные нам. На каждой из их граней изображены склады. Что они представляют собой?

Склады могут состоять:

  • Из одной буквы.
  • Из двух букв (согласная - гласная).
  • Из двух букв (согласная - мягкий знак).
  • Из двух букв (согласная - твердый знак).

Кроме того, все кубики окрашены в разные цвета. Это помогает детям быстрее понять принципы чтения:

  • Кубики золотистого цвета с В методике Зайцева они имеют название «золотые».
  • Серые кубики - склады со звонким звучанием. Так называемые «железные» кубики.
  • Коричневые кубики - глухой склад, «деревянные» кубики.
  • Кубики белого и зеленого цветов - знаки препинания.

Чтение по кубикам Зайцева развивает и тактильные ощущения детей, музыкальные способности, способствует развитию органов слуха. Чтобы этого добиться, к каждому виду добавлено определенное содержимое. Они не пустотелые, как привычные кубики. Благодаря своему содержимому, они имеют определенное звучание.

Кубики Зайцева могут быть наполнены:

  • деревянными палочками;
  • колокольчиками;
  • камушками;
  • песком;
  • мелкими металлическими предметами;
  • крышками;
  • пробками.

Благодаря своему наполнению кубики также различают и по весу.

Каждый ребенок с самого начала занятий буквально влюбляется в кубики Зайцева. Методика обучения по ним представляет собой не привычную учебную деятельность, а игровую. В процессе игры дети незаметно переходят от просматривания кубиков к самостоятельному чтению.

Для ускорения процесса обучения для каждого кубика был разработан собственный размер.

  • Сдвоенные кубики имеют большой размер. Они представляют собой твердые склады.
  • На кубиках стандартного размера изображены мягкие склады.

На что оказывает влияние методика Зайцева?

Благодаря уникальной структуре, цвету и размеров кубиков, разработанная методика способствует не только обучению чтению детей любого возраста, но и влияет на их всестороннее развитие.

Занятия по кубикам Зайцева затрагивают следующие сферы:

  • зрительную;
  • слуховую;
  • тактильную.

Кроме того, во время занятий по методике Зайцева происходит музыкальное, физическое, эмоциональное развитие детей.

Как заниматься по методике Зайцева?

Во время занятий дети не сидят за партами, как в школе. Они бегают, прыгают, танцуют, лежат, играют. Благодаря свободе действий игра им не надоедает.

Для организации процесса обучения используются не только кубики. В состав методического оборудования также входят и таблицы, где отображены все склады. Во время занятий таблицы находятся перед глазами у детей. Это способствует повышению эффективности обучения.

С какого возраста можно начинать занятия?

Автор рекомендует знакомить детей со своей методикой как можно раньше. Малыши до двух лет могут просто играть с кубиками, изучать склады на гранях. Так ребенок будет подготовлен к процессу чтения в более старшем возрасте.

Оптимальный период для начала занятий - время, когда ребенок начинает самостоятельно разговаривать. Обычно это происходит к 2 годам. В этот период ребенок готов начать обучение.

Если малыш начинает заниматься по методике Зайцева в возрасте до трех лет, то самостоятельно читать он сможет примерно через полгода. Данный период считается наиболее благоприятным для обучения чтению, т.к. происходит одновременное развитие речевого аппарата ребенка и закладываются основы обучения чтению.

Занятия с детьми 4 лет принесут положительные результаты после проведения 16-20 "уроков".

Дети в возрасте от 5 до 6 лет научатся самостоятельно читать за 5-8 занятий. Этот возрастной период также считается одним из наиболее благоприятных для начала обучения чтению, т.к. уровень умственного развития ребенка наиболее способствует началу занятий.

Если ребенок стал заниматься по методике Зайцева в 6 лет, для начала самостоятельного чтения ему потребуется всего лишь 5-6 занятий.

Учимся играя

Кому из детей нравится постоянно учиться? Основной род деятельности для дошкольного возраста - игра. Поэтому занятия по кубикам также должны быть построены в форме игры.

Какие существуют игры с кубиками Зайцева? На сегодняшний день разработано множество данных методик. Рассмотрим наиболее популярные типы заданий, основанных на игровой деятельности:

  1. Веселый паровоз. Составляем из понравившихся кубиков с гласными складами паровозик. Чтобы он начал «движение по рельсам», склады на гранях кубиков необходимо пропеть.
  2. Колобок. Бросаем кубик - «колобок» в какую-либо часть комнаты. Ребенок догоняет «колобок» и читает склад на верхней его грани.
  3. Найдем пары. Для игры потребуются кубики и таблицы. Выбираем любой кубик. Читаем склад на его верхней грани. Находим такой же склад в таблице.
  4. Голоса животных. Вспоминаем, какие звуки произносят домашние животные (кошка, собака, корова и т.д.). Ребенок должен найти кубики со складами, соответствующими голосам животных (мяу, му, ав и т.п.).

Что говорят родители?

Эффективность использования кубиков Зайцева доказана временем. На протяжении 2 десятилетий растет число последователей уникальной методики.

А что говорят родители про кубики Зайцева? Отзывы взрослых, чьи по данной методике:

  • За период обучения по методике Зайцева дети буквально влюбляются в процесс чтения.
  • Гармоничное развитие детей в области обучения, воспитания, искусства.
  • Занятия по кубикам Зайцева учат ребятишек не только чтению. Они их дисциплинируют, развивают заставляют мыслить критически.
  • Процесс обучения достаточно легкий. В процессе игры дети даже не замечают, как переходят к самостоятельному чтению.

Однако не все родители хвалят и одобряют кубики Зайцева. Отзывы взрослых, когда обучение не дало результатов:

  • Многие дети не усваивают суть чтения по складам.
  • После обучения по кубикам Зайцева детям сложно перейти на слоговое чтение.
  • При индивидуальных занятиях по данной методике у ребенка могут возникнуть трудности с пониманием принципов чтения. Коллективная методика обучению более приемлема.

Чтение - основа для гармоничного развития человека в детском возрасте. Занятия с детьми по методике Зайцева - наиболее короткий и естественный путь к миру букв. Кубики Зайцева - настоящий кладезь мудрости, доступный каждому.

Николай Александрович Зайцев, известный новатор-педагог, родился в1939 году в семье учителей. Учился на русской филологии в институте им. Герцена. Хотя диплом так и не получил – уже в студенческие годы Николай Зайцев проявлял свои нестандартные подходы, его дипломная работа имела всего 18 страниц, а должно было быть не менее 200.Поражает широта педагогической деятельности Зайцева – он работалвоспитателем в садике, учителем в колонии и в интернате для особенных деток, учителем русского языка и литературы в общеобразовательной школе, учителем английского языка. А также преподавал русский язык для иностранцев. Неудивительно, что имея такой богатый педагогический опыт Николай Зайцев сумел создать новаторский метод обучения детей.

Суть методики Зайцева по обучению чтению – это складовое чтение . Ведь человеческое существо не общается отдельными звуками, с младенчества человек издает склады – «ма», «ва», «уа», «бы», «ко» - я думаю, что все мамочки слышали такие звуки-склады от своих малышей. Но когда малыш подрастает и родители начинают обучать его грамоте, они учат его отдельным буквам. И ребенку сложно научиться читать именно потому, что отдельные буквы сложить в слово каторжный труд. А вот для того чтобы обучение чтению было не каторжным трудом, а увлекательной игрой, и была разработана методика Николая Зайцева.

Суть методики сводиться не только к тому, что ребенок учиться читать по кубикам со складами. Важно еще то, что все эти кубики разные по цвету, весу и звучанию. А также важно то, что все занятия «по Зайцеву» проходят в веселой игровой атмосфере. Ведь Зайцев разработал не только методику для обучения чтению. У него есть интересные методики и по математике и по обучению английскому языку. Но игра – это главное. Еще один важный момент – это забота о здоровье ребенка. Ведь как отметил известный украинский педиатр Евгений Комаровский «счастливый ребенок – это здоровый ребенок». Поэтому все методики Николая Зайцева и все его пособия нацелены еще и на то, чтобы сохранить здоровье малыша. Во время занятий дети могут свободно размещать в комнате, сидеть, лежать, стоять или даже выполнять гимнастические упражнения. Согласитесь, что для детского зрения и осанки это гораздо полезнее, чем сидеть в одной позе за партой. Также уделяется много внимания развитию музыкального слуха – это пособия , «Музыкальная математика». Это ведь очень здорово, когда ребенок изучает буквы и счет просто распевая веселые звонкие песенки.

Сейчас Николай Александрович Зайцев руководит центром "Нестандартные технологии в образовании". Мы уверены, что его деятельность принесет еще много пользы идетям, и их родителям, и педагогам. Потому что то образование, которое дает сейчас среднеобразовательная школа – уже не очень эффективно, жизнь идет вперед и чтобы за ней успевать, нужны другие методики. И такие методики уже есть, главное не лениться их использовать.

Рассмотрим основные принципы Николая Зайцева. Предложим методику проведения урока по Зайцеву, а также дадим ответ на вопрос: В чем состоит уникальность волшебных кубиков Николай Зайцева?

В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а между тем 80 % информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч раз... Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. (Н. Зайцев)

Новое — забытое старое

Методика Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Более известен Зайцев, конечно, благодаря своим кубикам, которые применяют в работе многие преподаватели и воспитатели детских садов. Но обучение по методике Зайцева — не только таблицы слогов, складов и арифметических действий. Это и забавные игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, карточки, пазлы, строительные наборы и т. д.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году в Новгородской области в семье сельских учителей. После войны приехал в Ленинград. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Затем поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет, специалист со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал на практике в Индонезии. Обучая местных жителей русскому языку, будущий педагог уже тогда задумывался об оригинальной образовательной программе.

Вернувшись в СССР, Зайцев начал преподавать, продолжая заниматься собственными разработками. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, преподавателем русского языка и литературы, английского языка, русского как иностранного.

За время работы в школе Зайцев определил для себя направление педагогической деятельности — обучающие программы для самых маленьких.

В те годы (а это был конец 70-х) официальная педагогика не признавала никаких отклонений от традиционных форм обучения. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева увидели свет, а его методика стала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. Зайцев, между тем, продолжает читать лекции, у него много учеников и последователей, по-прежнему выходят его новые пособия и разработки по раннему обучению.

Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.

Здесь уместно вспомнить, что традиционная педагогика располагала учебный материал по неизменному принципу: правило — упражнение. Кроме того, весь материал не собирался в определенном месте. Не использовался он и по системе «от частного — к общему, от общего — к частному».

Вот на эти изъяны и обратил внимание Зайцев. Он предложил новый способ обучения, приняв за единицу строения языка не слог, а склад, пользуясь которым малыш начинает составлять отдельные слова. Эти склады расположены на разных сторонах кубиков Зайцева. Данная методика используется не только для ускоренного обучения детей русскому языку: с ее помощью точно так же быстро можно выучить английский и любой другой язык.

Между прочим, складовой метод известен еще со времен Л. Н. Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и так далее. Младенец начинает говорить

МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественнее научить его читать. Так что Николаю Зайцеву было на что опираться в своей программе.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию (кубики наполнены разными материалами). Благодаря этому ребенок без труда усваивает разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Другими словами, ребенок не идет от простого к сложному (буква — слог — слово), а получает сразу доступ ко всем складам, которые запоминает через многократное повторение и складовые припевки.

Весь материал тоже предъявляется ребенку целиком, т. е. если это кубики — то сразу все, если таблицы — то все, которые можно усвоить. Все продумано так, чтобы малыши не испытывали на занятиях напряжения и дискомфорта. Таблицы располагаются на высоте 170 см от пола. Ребенок учится стоя, что благотворно сказывается на его осанке. Буквы изображены крупно, не нужно напрягать зрение, ребенок все время в движении, занятие идет в игровой форме, ничего не заучивается и не зазубривается.

Однако в таком подходе есть и свои сложности. Первое: складов более 200, а букв, как известно, всего 33. Поэтому ребенок, который обучается по Зайцеву, получает в 10 раз больше информации, чем тот, которого учат читать как обычно. И наконец, навык чтения по складам не соответствует школьной системе чтения по буквам. А это значит, что ребенку придется учиться читать заново. И выполнять такие обязательные виды разборов, как фонетический, словообразовательный, по составу, ему вначале будет намного труднее.

Принципы методики Зайцева

♦ От общего к частному и от частного к общему.

♦ От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.

♦ Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

♦ Системная подача материала.

♦ Алгоритмизация учебных действий.

♦ Учет физиологии восприятия учебной информации.

♦ Охрана здоровья учащихся.

➠ Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т. е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. (Н. Зайцев)

Урок обучения чтению по Зайцеву

К сожалению, готовые пособия методик Николая Зайцева (кубики , таблицы) достаточно дорогостоящие, поэтому не каждая мама может ими пользоваться. Но выход есть: изготовить своими руками одно из пособий, которое представляет собой карточки с буквами. Это будут домик короля, домик королевы и карточки-согласные.

Домик короля: А, О, У, Ы, Э.

Домик королевы: Я, Ё, Ю, И, Е.

Карточки из домиков короля и королевы надо вырезать и соединить вертикально (т. е. в столбик в том порядке, в котором они напечатаны). Затем (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны оклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант — приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс — лист фанеры или плотный картон — и обтянуть фланелью. Теперь домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске.

Как играть с малышом?

Придумайте сказку о короле и королеве, о буквах, живущих в домиках. К примеру: «Жили-были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы — в домике поменьше. Эти слуги были непростыми, все они очень любили петь» и т. д.

Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз).

Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не надо бояться, что у вас нет слуха, малыш все равно считает, что мама поет лучше всех.

Когда эти гласные в домиках усвоены, нужно вырезать и изготовить карточки-согласные: Б, К, М, П.

Можно взять, например, Б и распределить ее по домикам: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — бя, бё, бю, би, бе. Затем так же распределить и остальные буквы: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ — мя, мё, мю, ми, ме и т. д.

После можно подставлять буквы справа и слева от домиков: БАМ, БОМ, БУМ и т. д., то же самое проделывать и с остальными согласными буквами (изготавливать карточки, «катать» их по домикам, подставлять к другим складам). Это вроде бы на первый взгляд простая, но достаточно эффективная методика, по которой можно научиться читать за несколько уроков. Малышам, естественно, для усвоения материала потребуется больше времени.

Творец программ — ребенок

Как объяснить ребенку, почему сегодня нужно изучать эту букву, а завтра — другую? Просто: легко, в виде игры или сказочной истории. Во всяком случае, как считает Зайцев, это наилучший способ определить направление учебы, поскольку весь объем изучаемого языка предлагается детям сразу: берите, сколько сможете! По его методике, нет трудных слов или легких, нет четко составленной программы и жестких сроков. Учитель работает по программе ребенка — делать то, что хочется, всегда интереснее, чем то, что надо. Он просто спрашивает детей, чем бы они хотели заняться.

Если девочке нравится буква Ю, потому что ее зовут Юля, не надо ждать, пока до этой буквы дойдет очередь. Если мальчик интересуется машинами и хочет узнать, как пишется слово «карбюратор», — пожалуйста. А может, ребенку сегодня прочитали сказку и ему запали в душу какие-то причудливые имена? Учитель с детьми вооружаются кубиками, таблицами, картинками и начинают играть с теми словами, которые они вместе выбрали. Это и есть сотрудничество.

Методика совершенно не агрессивна по отношению к детям. В группе нет отстающих и неудачников. Материал могут освоить даже те, кто, казалось бы, не способен на это. Занятия построены так, что у ребенка нет страха перед ошибкой, — ведь это игра, в которой каждый занят своим делом. Даже пишут все только карандашом, чтобы всегда оставалась возможность исправить, не испортив красивую тетрадку.

Занятия Зайцева вообще невозможно назвать уроком. Дети бегают наперегонки, прыгают, поют, танцуют, возятся на полу, висят на спортивных снарядах и т. д. Так что сколиоза, быстрой утомляемости, ухудшения зрения, стрессов и прочих атрибутов традиционной учебы здесь опасаются меньше всего. В результате даже молчаливые дети начинают говорить, расширяется словарный запас, речь становится более правильной, чем у ровесников. А главное — у детей появляется масса интересов. Им хочется иллюстрировать сочинения и подписывать картинки, читать стихи и петь.

Методику Зайцева можно применять разными способами. Можно устроить ребенка в детский сад, где общение строится именно по этой системе. Можно найти и частного преподавателя.

Учитель может приходить домой, но лучше все же, чтобы ребенок занимался вне дома. Во-первых, на чужой территории ему проще собраться и сосредоточиться. Во-вторых, он сможет общаться с другими детьми (в группе и материал усваивается лучше). В-третьих, ребенок привыкнет к процессу сборов, подготовки домашних заданий — всему тому, что ожидает его в школе.

Вообще, проверять задания и неотлучно сидеть с ребенком — занятие не очень полезное, другое дело — соучаствовать с ним в учебных делах. В конце концов, можно заниматься развитием ребенка и самостоятельно, воспользовавшись советами «зайчистов», хотя это и не гарантирует более высоких результатов.

Конечно, на этом пути трудности неизбежны, тем более что, как уже говорилось, методика до сих пор не утверждена официально (нет нужды напоминать об инертности госучреждений, препятствиях, с которыми сталкивается все новое, и т. д.). Но это не повод отступать. Как считают последователи Зайцева, его методика — одна из самых прогрессивных, а значит, за ней будущее.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции