27.11.2019

Клинико-психологические характеристики детей с конституциональной формой задержки психического развития. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения Основные признаки зпр


Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них . Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, и ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных . Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

— они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

— их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Здравствуйте! Первые 25 лет своей жизни я прожил в коммуналке с цыганами, что несомненно нанесло вред моей психике. В возрасте 2-х лет, они меня отравили, так что я полгода провалялся в больнице, моя мама же, всю жизнь проработала на заводе, иногда совмещая это с подработками, и не могла в полной мере участвовать в моём воспитании. В период, когда я там лечился, она меня не посещала в больнице из-за занятости, таким образом, когда меня наконец выписали, я представлял собой ужасающее зрелище. Стоит упомянуть хотя бы гниющую и отваливающуюся кожу на теле. Поскольку семья была неполная, и мама всегда была на работе, в детстве мало кто мог положительно влиять на мое развитие. Соседи в других комнатах постоянно дрались и ругались между собой, я никогда не видел в их семьях любви или какой-то доброты, нормальных взаимоотношений. Мало того- примерно когда мне было 12 лет, их главный куда-то ушел, а заместо него притащили какого-то зловонного инвалида. Их бабушка-цыганка с ним воевала до самой смерти. Причем умерла она от того, что не могла питаться самостоятельно из-за общего паралича- причем её сожитель кормить её не смог или не стал- то есть она умерла от голода. И это за стеной от меня. В 14 лет, мама устроилась на подработку сторожем в библиотеку- и я стал её помогать- постоянно работать после уроков в школе сторожем и гардеробщиком. Окончил обычную школу, причем в старших классах демонстрировал высокий уровень интеллекта- занимался в клубе интеллектуальных игр и даже несколько лет играл в профессиональной команде знатоков. Поскольку дома было лучше не находиться- я много времени проводил в библиотеках, очень много читал.После школы сменил несколько мест учебы- среди них был педагогический университет. Там готовили будущих чиновников в сфере образования, руководителей образовательных учреждений, преподавателей педагогики и психологии. Казалось бы, там должны были мне помочь. Но не тут-то было. Под крышей государственного педагогического университета расположился коммерческий институтик, созданный с единственной целью- набрать детей богатых родителей и получить с них максимальную выгоду. Меня туда приняли по нескольким причинам, и экзамены сданные на отлично были вовсе не главной из них.Когда мама работала на заводе, и одновременно числилась сторожем в библиотеке, её любил гендиректор этого завода,человек очень влиятельный в нашем городе, а учитывая то, что я с рождения не знал отца- то для всех я был приёмным сыном этого босса. Опять же сыграли роль успехи в хобби- что? где? когда? Туда набирали как раз ребят, проявивших себя в общественной деятельности. А учитывая, что это заведение только что открылось- то принимали вообще всех подряд, парней зачисляли на бюджет поначалу вообще с двойками за экзамен. Конечно же, эта вольница объясняется приманкой или первым набором, когда нужно набрать полный курс. Следующие наборы конечно же происходили среди отличников, медалистов и самых разных талантов. Я никогда не был коллективистом, ни в школе, ни в клубе, ни в институтах. До сих пор есть некоторые странности памяти и внимания. Но тогда мало кого это интересовало. Я надеялся, что мои проблемы психологического плана там решат- и ошибся. Когда первая волна романтики студенчества сошла на нет, открылось истинное лицо окружающих. Администрация под любыми предлогами вымогала взятки, которые правда на нашем курсе платили не все. Те, кто не мог- и я в том числе- никогда не блистали в учебе и общественной жизни. Иногда проводились праздники, приемы гостей. Но меня беспокоило другое. Меня не уважали не студенты, ни преподаватели.Сейчас мне 33 года- и я ощущаю себя законченным маньяком. Продолжение следует.

Здравствуйте! Очень необходима помощь! Мой сын с рождения очень хорошо развивался физически и умственно. Так было примерно до 4-5 лет. Потом папа (видимо из ревности) подключился к его обучению и тут началось… Сначала ребенок почти напрочь забыл многие буквы (буквы знал почти все, т.к. мы играли с буквами по-своему и ему эта игра очень нравилась, но еще не читал, т.к. цели такой не ставили) и начал их с трудом запоминать и путать — это итог папиного обучения ребенка чтению. Следом постепенно затормозились мышление и логика. Это только то, что касается области образования. Про остальные психо-эмоциональные проблемы очень долго рассказывать.

Сейчас ему 8,5 лет. Из одного из лучших он превратился, пожалуй, в худшего ученика в классе, не может запомнить и понять элементарного, а если понял, редко может применить свои знания в самостоятельных и практических работах. В одном и том же задании может ошибаться бесконечное количество раз, выполняя каждый раз его как новое. Почти не проявляет познавательной активности, не пытается, а порой сопротивляется учиться чему-то новому, отрабатывать какие-то навыки. Такое желание может быть лишь вспышкой, до дела редао доходит.

Я подозреваю у него задержку психического развития, проявившуюся на фоне эмоционального давления со стороны отца, который исходится гневом за любую ошибку ребенка, орет и всячески оскорбляет его.

Обращалась к школьному психологу в надежде, что он сможет помочь нам скорректировать возникший недостаток и поможет нашему папе научиться вести себя по-другому, а не так деспотично, как он это делает, покажет отцу, что возникшие проблемы — это не недостаток ребенка, не его лень и нежелание, а следствие неверного и чрезмерно грубого обращения с ребенком.
Часто возникают мысли о том, чтобы забрать детей и уйти. Но детям нужен отец. Тем более, что он очень хороший отец, когда не испытывает приступов гнева. Дети любят его, он хорошо и грамотно может рассуждать, прекрасно организовывает досуг детей. Когда ходил к школьному психологу, то произвел на последнего очень хорошее впечатление. Может, поэтому педагог не увидел проблем? Но проблема есть, и она усугубляется.
Я в отчаянии и не знаю, что делать. Вчера сын несколько раз сказал, что повесится, если папа снова станет так кричать.
Я вижу, что он очень старается понять и, выполняя школьные упражнения, уверен, что делает все правильно и так как надо. Но выходит, что нет: то он забудет отступить нужное количество строчек (это симтематически) между уроками, хотя во втором классе этого не должно быть, ну или хотя бы не носить систематический характер. То же самое касается таких элементарных вещей, как проставление точек в конце предложений, подчеркиваний с помощью карандаша и линейки, выполнения заданий по образцу и проч. Проблемы со счетом. При списывании допускает массу ошибок. Дома пишем с ним диктанты со словарными словами — ни одной ошибки, либо 1 в довольно большом объеме слов для его возраста (10-20 слов); в школе — ошибка на ошибке, причем в тех же словах. Если раньше учителя говорили, что он может быть отличником, только аккуратности не хватает, то теперь не знают как подтянуть его на тройку. Это не по всем предметам, а только там, где требуется четкое и быстрое мышление, логика, внимание.

Я много пишу об учебе не потому, что меня очень волнуют его оценки и хочу сделать из него отличника, а потому, что это самые наглядные примеры, которые проще и лучше всего демонстрируют проблемы и недостатки, с которыми мы столкнались. Это: низкий уровень внимания, запоминания, возможно концентрации и переключения. Ему нужно все говорить, что делать, сам он редко проявляет инициативу, очень медлительный. Иногда случаются проблески, но лишь как краткосрочные озарения. Иногда мой сын начинает производить впечатление умственно-отсталого. Педагоги, работавшие с ним в д/саду (до подготовительной группы) не верят в то, что он может плохо учиться и плохо усваивать программу. Но это факт, который сильно беспокоит меня, потому что я связываю его именно с психическим развитием, а точнее теми факторами, которые на это повлияли: деспотическое, жестокое обращение отца, завышенные требования с его стороны, его желание скорее сделать ребенка взрослым и проч.
Муж ко мне плохо прислушивается. Вот и надеялась на школьного психолога. Может, в его профессиональные обязанности не входит подобного рода работа? Тогда подскажите, пожалуйста, куда обратиться? И верно ли вижу, что у ребенка ЗПР?

  • Здравствуйте, у меня ситуация очень похожа на вашу. Читаю как про своего ребенка. Напишите мне пожалуйста, очень хочу узнать что вы делали и произошли ли изменения какие-то.
    Olya90sherban(собака)gmail.com

Добрый день, а есть ли подобный диагноз у взрослых. Мне 30 лет. Друзей практически нет, девушки нет и не было. После окончания школы общался практически только с мамой. Ни в вузе учился долго периодически отчисляли и заново поступал. В итоге закончил ВУЗ только в 27 лет. После этого устроился на работу и начались подвижки в коммуникативных навыках. Тем не менее не ощущаю себя на 30 лет, а скорее подростком-юношей лет на 20 максимум. Очень застенчив в общении до сих пор. Не может ли это быть связано с задержкой психического развития? Насколько это критично и есть ли какой-то шанс что это пройдет (застенчивость).

Добрый день! Помогите советом, куда можно обратиться. У нас внук возраст 2 года, не разговаривает, сидеть и ходить начал с большим опозданием. Очень любознательный и общительный мальчик, но в 2 года не реагирует на вопросы, т.е. почти на все. Например может показать собачку, может не показать. Не реагирует на имена, просьбу показать что-то, сделать что-то. Тревогу начали бить с 6 месяцев, сначала невролог в поликлинике успокаивала, говорила, что все в норме. А сейчас говорят ждите, может быть все нормализуется. Но ведь время уходит! Проехали всех врачей в Самаре, всех целителей в Самарской области и не только. Не смогли попасть на прием только к доктору остеопату Еремину. С уважением, Владимир.

  • Добрый день, Владимир. Рекомендуем обратиться за помощью к неврологу, психологу, нейропсихологу, дефектологу-логопеду.
    Вы правильно делаете, что пассивно не дожидаетесь, когда ваш малыш сам заговорит. Необходимо, чтобы с ребенком дома занимались и проводили занятия для стимуляции развития и формирования скоординированной работы различных структур мозга. Например, развивая мелкую моторику рук можно добиться речевой активности у ребенка. Упражнения достаточны просты: следует давать малышу разминать пластилин, тесто, глину; нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха; мять бумагу или ее рвать; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком; играть с конструктором (чтобы принцип соединения деталей был различным); собирать пазлы, играть в мозаику, нанизывать бусины на шнурок, расстегивать и застегивать липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии и прочее.

Здравствуйте! Большое спасибо за статью! Мы хотим взять девочку 6 лет из приюта под опеку. Психологи там говорят, что у неё задержка эмоционального развития, то есть сейчас она как в 4 года. Можно ли ей помочь и со временем развить, улучшить ситуацию при условии её жизни в семье?
С уважением,
Светлана

  • Здравствуйте, Светлана.
    Задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – боязливостью, неуверенностью, плаксивостью, несамостоятельностью и прочее.
    Оздоровительно-коррекционная работа с таким ребенком включает следующие направления:
    — лечебно-оздоровительные мероприятия, включающие медикаментозное лечение;
    — строгое чередование отдыха и учебы, лишний день отдыха от занятий; в течение занятий давать ребенку отдыхать, меняя виды деятельности;

    Добрый вечер, Nergui. То что Ваша внучка не разговаривает — это еще не означает, что у нее аутизм.
    Обычно речь у аутичного ребенка проявляется довольно рано, а уже в дальнейшем сходит на нет.
    Старайтесь больше эмоционально общаться с девочкой, читайте детские книги, рассматривайте вместе картинки, играйте с ней, давайте возможность лепить из пластилина, песка, глины, рисовать красками. Это позволит развить мелкую моторику рук, что напрямую связано с развитием речевой функции и она обязательно заговорит.

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой.

Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным.

У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций.

Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже.

Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений.

Работа с детьми с ЗПР

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

Обучение детей с ЗПР

К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!


Задержка психического развития относится к нарушениям темпа психического развития. Со временем у ребенка наблюдается отставание от сверстников в психическом развитии. Задержка психического развития неоднородна по своей сути, так как имеет различные причины.

По этиологии выделяют 4 типа ЗПР:

  • конституционального происхождения;
  • психогенного характера;
  • соматогенного характера;
  • церебрально-органического характера.

Все типы ЗПР имеют свои особенности, которые проявляются в эмоциональной незрелости и нарушениях познавательной сферы. Некоторые типы ЗПР сопровождаются осложнениями в соматической и неврологической сферах. Но главное отличие типов задержек в особенностях развития психических функций.

Особенности ЗПР конституционального происхождения

Задержка психического развития конституционального происхождения в медицине называется гармоническим психофизическим инфантилизмом. При его диагностике выявляется семейная обусловленность инфантилизма, то есть он встречается и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня.

Гармонический психофизический инфантилизм затрагивает не только психическое, но физическое развитие ребенка. Дети по росту и физической форме отстают от сверстников на 1,5-2 года.

Такие дети характеризуются проявлениями живой мимики, выразительной жестикуляции, резкими выразительными движениями. Дети имеют круг интересов, суженный до игровой деятельности. При этом, сама игра очень развитая, сюжетно-ролевая, наполненная массой мелких сюжетов и добавочных персонажей. В процессе игры ребенок проявляет творчество и выдержку.

Наряду с развитой игровой деятельностью нужно констатировать, что учебно-познавательная деятельность для этих детей мало привлекательна. Учебные задания вызывают быструю пресыщаемость.

Получается парадокс: дети неутомимы в игре, но очень быстро устают в учебной деятельности. Особенно трудно им даются однообразные задания, требующие удержания внимания на продолжительное время: чтение, рисование, письмо.

Дети эмоционально нестабильны. Они могут плакать по пустякам, но быстро переключаются на игру или другие приятные для них предметы или виды деятельности. При этом следов предыдущей «истерики» просто не наблюдается.

Дети с ЗПР конституционного происхождения любят фантазировать. Причем фантазия для них является средством психической стабилизации. Они вытесняют фантазиями и вымыслами неприятные жизненные ситуации.

Гармонический психофизический инфантилизм затрагивает эмоционально-волевую сферу, которая приводит к недостаточности произвольной регуляции деятельности, а также психических процессов: мышления, внимания, запоминания.

При правильной организации учебного процесса, с обязательным использованием методов поощрения дети с гармоническим инфантилизмом демонстрируют высокие результаты. В дальнейшем возможно максимальное приближение таких детей к уровню сверстников, благодаря классам выравнивания.

Причины инфантилизма

Причинами инфантилизма могут быть:

  • поражение центральной нервной системы в результате черепно-мозговых травм или инфекций;
  • эндокринные нарушения, хронические заболевания, поражения внутренних органов (почки, сердце, печень);
  • ментальный метаболизм.

Особого внимания заслуживает ментальный метаболизм как ситуация выявления необходимости в определенных веществах в процессе развития.

Коррекция задержки психического развития конституционного происхождения

Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизится в своем развитии к требованиям нормы.

Трудности построения коррекционных программ обусловлены многообразием проявления ЗПР. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих незрелость эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми условно подразделяется на два блока:

  1. Образовательный;
  2. Развивающий.

Начинать коррекционную работу нужно дошкольного возраста, чтобы на момент начала школьного обучения уровень развития ребенка был четко определен, и вместе с ним было принято решение о типе класса для обучения ребенка.

Индивидуальные коррекционные программы учитывают следующие особенности ребенка:

  • уровень интеллекта;
  • эмоциональное и личностное развития;
  • сенсомоторное развитие детей,
  • формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы;
  • развитие перцептивных действий;
  • формирование структуры мыслительной деятельности.

Родителям и педагогам нужно знать, что не существует общих программ. Коррекционно-педагогические программы могут быть только индивидуальными. Для их обработки нужно обратиться к специалистам в медицинские, психологические и психиатрические центры.

В широком смысле задержка психического развития у детей представляет собой незрелость эмоционально-волевой сферы у детей . При своевременной терапии данную патологию удается излечить полностью или частично.

Ключевыми факторами является степень прогрессирования недуга и причины его проявления. Лечение заболевания включает в себя прием определенных медикаментов, занятия с профильными специалистами и специальные медицинские процедуры . О симптомах и лечении задержки психического развития у детей поговорим в статье.

Понятие и характеристика

В медицинской практике термином ЗПР обозначается темповое развитие отставания психических процессов у ребенка.

Происходящие нарушения имеют обратимый характер. У таких детей на протяжении длительного времени преобладают игровые предпочтения, мышление отличается специфической незрелостью и нехваткой базовых знаний.

По сравнению со сверстниками дети с ЗПР отличатся ограниченностью представлений и низким уровнем интеллектуальной деятельности .

Чем вызывается?

Причины ЗПР включают в себя многочисленные факторы, которые создают угрозу эмоционально-волевого развития ребенка. Возникать такая опасность может на фоне наследственности, осложнений в период вынашивания плода , сложных родов и индивидуальных особенностей организма ребенка.

Внешние факторы могут спровоцировать задержку психического развития у ребенка только при наличии внутренних предпосылок.

Воздействие окружающей среды в данном случае становится причиной прогрессирования патологии и усиления интенсивности ее симптоматики.

Причинами задержки нервно-психического развития у ребенка могут стать следующие факторы:


Классификация и виды

Классификация задержки психического развития детей осуществляется в зависимости от причин, которые спровоцировали данную патологию. В педиатрии чаще всего встречается четыре типа заболевания.

Каждая из его форм имеет свои характерные черты и является ключевым фактором для определения комплекса лечебных действий. Прогнозы при разных формах ЗПР отличаются.

В большинстве случаев нарушения являются обратимыми, но и исключением может стать патология, возникшая на фоне генетических предпосылок.

Основная классификация ЗПР у детей:

ЗПРР с элементами аутизма

Задержка психо-речевого развития у детей может сопровождаться элементами аутизма. Данное сочетание патологий является осложнением ЗПР и подразумевает специальные методы лечения.

Опасностью ЗПРР в таком случае становится развитие . В медицинской практике эффективных способов терапии этой патологии не существует. Полностью вылечить аутизм невозможно.

На риск развития аутизма указывают следующие дополнительные симптомы при ЗПРР:

  • скудная мимика;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • постоянное выполнение действий, не имеющих смысловой нагрузки;
  • частичное или полное отсутствие речи;
  • аномальная речь.

О причинах развития ЗПР и способах выхода из ситуации в этом видео:

Осложнения и последствия

При ЗПР возникает риск нарушения речевого развития ребенка.

Последствиями сочетания таких патологий могут стать дисграфия или дислексия .

Результатом прогрессирования данных состояний может стать критично низкий уровень успеваемости в школе.

Адаптироваться в обществе детям с задержкой психического развития крайне сложно. Попытки сверстников найти к ним подход спровоцируют не только замкнутость ребенка, но и приступы агрессии.

Осложнениями ЗПР могут стать следующие состояния:

  • развитие сложных психических расстройств;
  • значительное нарушение элементарных навыков;
  • серьезные проблемы с социальной адаптацией;
  • развитие сопутствующих заболеваний (ЗПРР, ЗРР и пр.).

Как выявить?

Отчетливо симптоматика задержки психического развития у ребенка проявляется к пяти или шести годам .

Такие дети в значительной степени отличаются от сверстников по имеющимся навыкам и некоторым чертам поведения.

Например, элементарные действия им даются с трудом (завязывание шнурков, самостоятельное одевание, употребление пищи и пр.). Дополняется клиническая картина отклонениями психо-эмоциональными нарушениями.

Симптомами ЗПР в большинстве случаев являются следующие факторы:

Характерные качества

При задержке психического развития интеллект у детей практически не нарушается, но происходят серьезные отклонения в процессе восприятия определенной информации.

Ребенку с таким диагнозом сложно запоминать учебный материал и проанализировать его. Восприятие у таких детей осуществляется фрагментарно.

Для детей с ЗПР характерны следующие качества:


Методы диагностики

Диагноз ЗПР может быть установлен детям, достигшим четырехлетнего возраста. В большинстве случаев выявление данной патологии осуществляется у дошкольников.

Тревожным сигналом становится плохая успеваемость ребенка в школе и трудности с усвоением учебного материала.

Подтверждается диагноз комплексным обследованием детей и заключением специальной комиссии (ПМПК).

Диагностика проводится следующими методами:

  • обследование профильными специалистами (логопед, детский психолог, невролог, педиатр, психиатр и пр.);
  • нейропсихологическое тестирование;
  • исследование интеллектуальных процессов;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ и ЭЭГ;
  • обязательная дифференциальная диагностика с аутизмом и олигофренией.

Лечение и коррекция

Методы лечения ЗПР всегда назначаются в соответствии с индивидуальной клинической картиной состояния здоровья ребенка.

Детям с таким диагнозом должна быть оказана помощь не только психологов и педагогов, но и со стороны родителей.

Медикаментозная терапия используется только при отсутствии результатов других методик или замедленной тенденции к выздоровлению.

Микротоковая рефлексотерапия

Использование микротоковой рефлексотерапии при лечении ЗПР у детей показывает хорошие результаты и ускорение тенденции к выздоровлению. Суть данной процедуры заключается в воздействии на определенные участки головного мозга сверхмалыми электрическими импульсами .

При своевременном применении данной методики поврежденные функции центральной нервной системы восстанавливаются. Процедура разрешена для детей с шестимесячного возраста.

Занятия с дефектологом и логопедом

Проведение занятий с логопедом и дефектологом входят в число обязательных методов лечения ЗПР у детей. Упражнения и обучающий материал подбираются каждому ребенку индивидуально .

Логопеды дополнительно могут использовать технику точечного массажа (на область кончика носа, между глаз, в центре подбородка, в уголках губ и под ушными раковинами оказывается легкое воздействие массажными движениями).

В большинстве случаев необходимость занятий с такими специалистами возникает при достижении ребенком пятилетнего возраста.

Цель логопедических и дефектологических занятий:

  • развитие памяти ребенка;
  • улучшение моторики;
  • нормализация артикуляции;
  • улучшение адаптационных качеств;
  • устранение ;
  • улучшение мышления.

Лекарственная терапия

Выявить необходимость использования медикаментозной терапии при ЗПР может только невролог или невропатолог .

Применяются лекарственные препараты в первую очередь для восстановления определенных функций головного мозга и нервной системы ребенка.

Самостоятельно принимать такие медикаменты нельзя ни в коем случае . Для лекарственной терапии должны быть определенные основания, выявленные путем комплексного осмотра малыша и проведения специальных процедур исследования его ЦНС и отделов головного мозга.

При задержке психического развития у детей могут быть использованы следующие препараты:

  • ноотропы (Пирацетам, Кортексин);
  • витаминные комплексы, соответствующие возрасту ребенка.

Семейная атмосфера играет ключевую роль в лечении ЗПР у ребенка. Дети с таким диагнозом требуют особого подхода.

От поведения родителей во многом зависит тенденция к выздоровлению и результативность проводимых способов коррекции. Взрослым необходимо помнить о том, что с ребенком придется постоянно заниматься (даже во время игр и общения).

При воспитании детей с ЗПР важно учитывать следующие рекомендации :

  1. Ускорить процесс лечения ребенка могут дельфинотерапия и иппотерапия (считается, что лошади и дельфины помогают детям в значительной степени нормализовать психическое состояние).
  2. Ребенка надо всегда хвалить за успехи и подбадривать (поддержка родителей придаст ему уверенности в себе и поможет развить адаптационные навыки).
  3. Если малышу сложно выполнять элементарные действия (например, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и пр.), ни в коем случае нельзя его критиковать, наказывать или оставлять без внимания (обучение надо осуществлять постепенно).
  4. Ссоры между членами семьи, нервные срывы на ребенке и другие негативные факторы должны быть исключены .
  5. С ребенком надо как можно больше общаться (надо стараться обсуждать с малышом все, что его окружает).
  6. Во время игр или прогулок ребенку надо преподносить важную информацию в игровой форме (описание флоры, фауны, окружающих предметов, зачем они нужны и пр.).
  7. Не стоит ставить перед ребенком сложно-выполнимые задачи (родители должны учитывать, что причиной отсутствия определенных навыков у ребенка является не лень, а имеющаяся патология).

Где лечить в России?

При наличии осложнений, отсутствия результатов терапии или определенных медицинских показаний, ребенку может быть назначено специализированное лечение задержки психического развития.

В медицинской практике в последние годы стали широко использоваться хирургические методы исправления недуга. В России клиники, предлагающие спектр процедур по устранению ЗПР, находятся в основном в Москве .

Примеры столичных клиник, занимающихся лечением ЗПР у детей:

  • Клиника восстановительной неврологии;
  • Медикор плюс;
  • Александрия.

Прогнозы

При своевременном и правильном лечении задержка психического развития у детей в значительной степени снижает свою интенсивность .

Если патология сопровождается осложнениями, то возникает необходимость определения ребенка в специализированную школу или коррекционные классы. Общая программа обучения будет для него слишком сложной.

Кроме того, не стоит прекращать занятия даже при наличии тенденций к улучшению состояния здоровья. Заболевание имеет высокий риск регресса.

При правильном и своевременном лечении возникает вероятность следующих факторов:

  • ребенок хорошо адаптируется среди сверстников;
  • функции головного мозга и нервной системы в значительной степени восстанавливаются;
  • развиваются определенные таланты (музыкальные, хореографические и пр.);
  • диагноз не мешает получить высшее образование и добиться успехов в профессиональной деятельности.

Можно ли предупредить болезнь?

Профилактикой ЗПР рекомендуется заниматься на этапе планирования беременности. Если у родителей выявлены патологии, повышающие риск задержки психического развития у ребенка, то в первую очередь необходимо максимально снизить их проявление.

Медики отмечают, что психическое формирование снижается у детей к восьмилетнему возрасту. Если до этого периода заболевание не будет диагностировано, то риск его развития минимален.

Меры профилактики ЗПР включают в себя следующие рекомендации :

  • внимательное отношение родителей к этапу планирования ребенка;
  • предотвращение воздействия на плод любых неблагоприятных факторов;
  • профилактика и своевременное лечение соматических и инфекционных заболеваний у детей с самого раннего возраста;
  • при подозрении на ЗПР у ребенка необходимо в кратчайшие сроки пройти обследование;
  • обеспечение благоприятных условий воспитания ребенку.

При наличии у ребенка любых симптомов задержки психического развития, необходимо в кратчайшие сроки провести его обследование в медицинском учреждении.

Если диагноз подтверждается, то начало терапии должно быть осуществлено незамедлительно. Раннее выявление патологии и правильный подход к ее лечению увеличивают шансы возникновения благоприятной тенденции и хороших прогнозов.

Эмоциональная сфера ребенка при ЗПР. Все что надо знать родителям в этом видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Иногда учащиеся трудно поддаются обучению и воспитанию, и главной причиной тому служит особое, в отличие от нормы, состояние психического развития личности, получившее название в дефектологии «задержка психического развития» (ЗПР). У каждого второго хронически неуспевающего ребёнка — ЗПР.

Сущность заболевания

В общем виде это состояние характеризуется замедленным развитием мышления, памяти, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевого аспекта. Из-за ограничения в психических и познавательных возможностях ребенок не способен успешно выполнить задачи и требования, предъявляемые ему обществом. Впервые эти ограничения чётко проявляются и замечаются взрослыми, когда дите приходит в школу. Он не может вести устойчивую целенаправленную деятельность, в нем преобладают игровые интересы и игровая мотивация, при этом возникают выраженные трудности при распределении и переключении внимания. Такой ребенок не способен прилагать умственные усилия и напрягаться при выполнении серьёзных заданий, что быстро приводит к школьной неуспеваемости по одному или многим предметам.

Изучение учащихся с ЗПР показало, что в основе школьных затруднений лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушенная умственная работоспособность. Это проявляется в трудностях долгого сосредоточивания на познавательных заданиях, в низкой продуктивности деятельности в период учебы, в излишней суетливости или заторможенности, в нарушениях переключения внимания. Дети с ЗПР имеют качественно иную структуру дефекта, в отличие от ребят, в их нарушении нет тотальности в недоразвитии психических функций. Дети с ЗПР лучше принимают помощь взрослых и способны осуществить перенос показанных умственных приёмов на новое, подобное задание. Таким детям нужно оказывать комплексную помощь психологов и педагогов, что включает индивидуальный подход при обучении, занятия с сурдопедагогом, психологом вместе с медикаментозной терапией.


Задержка развития имеет форму, которую определяет наследственность. Для детей с этим видом ЗПР характерна гармоничная незрелость телосложения и одновременно психики, что свидетельствует о наличии гармонического психофизического инфантилизма. Настроение такого ребенка преимущественно положительное, он быстро забывает обиды. Вместе с тем из-за незрелой эмоционально-волевой сферы не получается формирования учебной мотивации. Дети быстро осваиваются в школе, но не принимают новых правил поведения: опаздывают на уроки, на уроках играют и вовлекают в игры соседей по парте, превращают буквы в тетради в цветы. Такой ребёнок не разделяет оценки на «хорошие» и «плохие», он радуется наличию их в тетради.

С самого начала учебы ребёнок превращается в стойко неуспевающего ученика, на что есть причины. В силу незрелой эмоционально-волевой сферы он выполняет лишь то, что связано с его интересами. А из-за незрелости интеллектуального развития у детей такого возраста недостаточно сформированы мыслительные операции, память, речь, они обладают малым запасом представлений о мире и знаний.

Для конституциональной ЗПР прогноз будет благоприятным при целенаправленном педагогическом воздействии в доступной игровой форме. Работа по коррекции развития и индивидуальный подход снимут вышеописанные проблемы. Если нужно оставлять детей на второй год учебы, это их не травмирует, они легко примут новый коллектив и безболезненно привыкнут к новому учителю.

Детей этого вида заболевания рожают здоровые родители. Задержка развития случается вследствие перенесённых заболеваний, которые влияют на мозговые функции: хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия. Первично интеллект ребенка не был нарушен, но из-за своей рассеянности он становится непродуктивным в процессе учебы.

В школе дети данного вида ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, долго не могут освоиться в новом коллективе, скучают и часто плачут. Они пассивны, бездеятельны и безынициативны. Всегда вежливы с взрослыми, адекватно воспринимают ситуации, но если на них не оказывать руководящего воздействия, они будут не организованны и беспомощны. У таких детей в школе большие трудности с обучением, возникающие из-за пониженной мотивации достижения, отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, есть неумение и нежелание преодолевать трудности при их выполнении. В состоянии утомления ответы ребёнка необдуманные и нелепы, часто возникает аффективное торможение: дети боятся ответить неверно и предпочитают молчать. Также при сильном утомлении нарастает головная боль, понижается аппетит, возникают боли возле сердца, что дети используют как повод для отказа от работы при возникновении трудностей.

Детям с соматогенной ЗПР нужна систематическая лечебно-педагогическая помощь. Лучше всего их помещать в школы санаторного типа или в обыкновенных классах создать медикаментозно-педагогический режим.

Дети этого вида ЗПР отличаются нормальным физическим развитием, они соматически здоровы. Как стало ясно из исследований, многие дети имеют мозговую дисфункцию. Причина их психического инфантилизма — социально-психологический фактор – неблагоприятные условия воспитания: однообразные контакты и среда обитания, эмоциональная депривация (недостаток материнского тепла, эмоциональных отношений), обделённость, плохая индивидуальная мотивация. В результате у ребенка снижается интеллектуальная мотивация, наблюдается поверхностность эмоций, несамостоятельность в поведении, инфантильность в отношениях.

Данная детская аномалия часто формируется в неблагополучных семьях. В асоциально-попустительской семье за ребёнком нет должного надзора, здесь присутствует эмоциональное отторжение наряду с вседозволенностью. Из-за образа жизни родителей у малыша возникают импульсивные реакции, непроизвольность в поведении, его интеллектуальная активность гасится. Это состояние часто становится благоприятной почвой для появления устойчивых асоциальных установок, ребенок педагогически запущен. В авторитарно-конфликтной семье атмосфера ребёнка пропитана конфликтами между взрослыми. Родители воздействуют на малыша посредством подавления и наказания, систематически травмируя психику ребёнка. Он становится пассивным, несамостоятельным, забитым, чувствует повышенную тревожность.

не интересуются продуктивной деятельностью, имеют неустойчивое внимание. В их поведении проявляется необъективность, индивидуализм, или же чрезмерная покорность и приспособленность.

Учитель должен проявлять заинтересованность в таком ребенке, кроме того, необходимо наличие индивидуального подхода и интенсивного обучения. Тогда дети легко заполнят пробелы в познаниях в обычной школе-интернате.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции