22.09.2019

Большая энциклопедия нефти и газа. Что такое идеалы? Нравственный идеал


(от греч. idea - вид, образ, представление, понятие; англ. ideal, moral; нем. Ideal, sittliches; фр. ideal moral; чешск. ideal mravni)

1. Недостижимый первообраз, который никогда не может стать действительностью.

2. Понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели).

3. Представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

4. Представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец.

5. Представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.

6. Фокус, организационный центр и одновременно форма нравственности.

Пояснения:

В основе Идеала нравственного лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности.

Содержание Идеалов нравственных прошлого изменчиво. Они содержали общечеловеческие ценности и всегда воплощали в себе определенные потребности и устремления людей, живших в разные исторические эпохи, выражали их неудовлетворенность моральными пороками, бытующими в обществе социальной несправедливости. Идеалы нравственные отражали социально-экономическое положение класса, соответствовали его критерию нравственности и идеалу общественному.

В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки разработать Идеал нравственный - от первых кодексов возникшей в античности этики до «морального кодекса строителя коммунизма». Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание.
В одних случаях в Идеале нравственном преобладаланекоторая культурная утопия царства божьего на земле, царство Правды, в других, наоборот, делалась попытка выдвинуть на первый план некоторые реалии, например, в локальных мирах среднего уровня, т.е. вотчину феодального типа (этап застоя), самоуправление на предприятиях, которые и должны диктовать содержание Идеала нравственного в целом, и т.д.
Однако апелляция к реальным социальным отношениям может быть не меньшей утопией, чем к царству Правды, так как сами эти отношения могут либо не вписываться в большое общество, либо сами быть результатом предшествующих нарушений социокультурного закона, представлять собой патологический результат прошлых инверсионных ловушек (например, промышленное предприятие, развившееся как технологический, но не как экономический феномен; колхоз как компромисс между стремлением государства упорядочить «жидкий элемент» и наладить производство и т.д.).

«Строители Коммунизма» в качестве Идеала нравственного выдвигали представление о всесторонне развитой и гармоничной личности.

Понятие Идеала нравственного является более сложным по сравнению с понятиями нормы и морального качества. В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, Идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.
Обычно Идеал нравственный содержит и общечеловеческие ценности.

Идеал нравственный задаёт модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло).

Возможно большее приближение к Идеалу нравственному - цель нравственного воспитания.

В процессе индивидуального воспитания и самовоспитания личности представление об Идеале нравственном может играть решающую роль. Молодежь часто берет себе за образец какого-либо подлинного или литературного героя, следует примеру человека, который является для неё моральным авторитетом.

Нравственный идеал личности.

Нравственный идеал личности - это воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всех добродетелей, необходимых для конкретной эпохи, и служащим образцом для подражания. Во-первых, через нравственный идеал моральное сознание оценивает существующую действительность и людей как несовершенных, признает отсутствие каких-либо важных нравственных качеств. И, во-вторых, посредством нравственного идеала моральное сознание эти качества пытается восполнить, сделав наглядным примером поведения.

В разное время нравственный идеал находил и сейчас находит свое воплощение в конкретных персонах. Прежде всего это были и есть религиозные образы - Будды, Христа, а также вымышленные литературные, художественные, исторические герои или реальные личности. Именно они позволяют оценивать человеку свои качества и поведение, стимулируют его активность, указывают человеку перспективу и цели саморазвития и самосовершенствования. Моральные идеалы объединяют воедино моральные нормы, принципы, моральные качества человека относительно более высокой цели, которой они служат.

Следует помнить, что моральный идеал не должен быть слишком отдален от простых людей и не должен быть слишком недосягаемым. Иначе свою функцию ориентира он выполнить не сможет. Неслучайно воплощение нравственного совершенства и безупречности для христиан - Иисус Христос - богочеловек, соединяющий в себе как божественную, так и человеческую природу.

Одновременно с нравственным идеалом рисуются антигерои и антиидеалы. Это воплощение несправедливости, зла, бесчестья и т.д. Безнравственное содержание качеств и поступков антигероев и антиидеалов может играть и позитивную роль, убедительно показывая, как не следует поступать и каким не стоит быть.

Китайский философ Конфуций нравственный идеал соотнес с понятием «благородного мужа» («цзюнь - цзы»). Оно предполагает два взаимодополняемых смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе еще не является гарантом человеческого совершенства, ибо для этого необходима упорная духовная работа над самим самой. Однако и для простого простолюдина не закрыта дорога к человеческому совершенству. И в то же время более высокое положение в человеческой и социальной иерархии требует более высокого уровня нравственной ответственности.

Благородный муж - соединение всех высоких качеств, идеальная личность. В первую очередь благородный муж имеет «жень» - «человеческое начало», означающее «милосердие», «человеколюбие», «гуманность».

«Благородный муж» стремится познать правильный путь - «дао».

«Благородный муж» всегда соблюдает принцип «сяо» и ритуал «ли» (церемонии) - конкретные нормы и образцы общественно достойного и ответственного поведения. Они являются нравственным мерилом поведения, оптимальной дистанцией во взаимоотношениях между разными по возрасту и социальному статусу людьми, обеспечивающим их согласное существование в обществе.

«Благородный муж» имеет высокий уровень воспитанности «вэнь», культуры и образованности. Это нравственно самостоятельная личность, целью которой является постоянное самосовершенствование и упорный труд над собой.

«Благородный муж» имеет ровные отношения с людьми, не судит их и заимствует у окружающих только лучшее.

«Благородный муж» заботится о том, чтобы его слова не расходились с поступками. Поэтому он сначала осуществляет задуманное, а потом говорит об этом.

В учении Конфуция идеальной личности противостоит «низкий человек» («сяо жень»).Он думает только о том, как бы извлечь собственную выгоду - представления о человеческом приличии и достоинстве, необходимость следования ритуалу не стали для него определяющими мотивами поведения. «Низкий человек» своевольный, грубый и невоспитанный, он судит других людей и предъявляет к ним требования, а в общении склонен к раздорам и даже может дойти до разбоя.

Вопросы для самопроверки

Дайте определение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Сформулируйте «золотое правило нравственности» и моральный закон И. Канта.

Что такое моральное сознание? Посредством каких элементов раскрывается его содержание?

Что такое нравственная практика и нравственное самосознание?

Какие функции мораль выполняет в современном обществе?

Что такое нравственный идеал личности? Почему для человека важно иметь нравственный идеал?

фокус, организационный центр и одновременно форма нравственности. Каждый из них существует как полюс дуальной оппозиции: либеральный идеал - традиционный, соборный - авторитарный идеал и т. д.

Особое место занимают гибридные идеалы. в частности, псевдо синкретизм.

Полюса оппозиции находятся между собой в состоянии амбивалентности. Один из идеалов на определенном этапе может быть господствующим, тогда как другой - оттесненным на второй план, возможно даже - формой катакомбной культуры.

Полярности могут переходить друг в друга по законам инверсии, т. е. через логически моментальную смену одного полюса другим. На инверсию оказывает давление существующая на заднем плане медиация, требующая амбивалентного перехода, взаимопроникновения полюсов. В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего Н. и., однородные Н. и.

соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего Н. и. характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего Н. и. обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и т. д. Эта волна утверждения Н. и. доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего Н. и.

приводит к господству нового Н. и. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного Н. и.

Основные Н. и. страны, т. е. вечевой и вышедший из него соборный и авторитарный, а также идеал всеобщего согласия, возникают в абстрактной форме как элементы массовой инверсии, несущей иллюзию, что все назревшие проблемы общества будут автоматически разрешены при ликвидации господства существующего Н.

и. и утверждении противоположного. Эта утопия ведет общество в инверсионную ловушку, что выявляется с очевидностью после начала модернизации.

Движение инверсионной волны требует от всех групп общества и в первую очередь от первого лица, от правящей элиты постоянного труда по интерпретации нового Н. и., что выражается в соответствующих сдвигах в гибридном идеале, в идеологии, в конкретной политике, которая есть непосредственный результат этой интерпретаций, в повседневном решении медиационной задачи. Конфликт этой - интерпретации с массовым сознанием может привести к катастрофическим последствиям.

При изучении каждого Н. и., разнообразия его версий большое значение имеет выявление в нем некоторого, социокультурного ядра, дающего импульс идеалу. Таким ядром может быть, например, локальное древнее сообщество: патриархальная семья, род и т. д., идеальный образ которого может быть экстраполирован на все общество, в той или иной степени отождествлен с идеалом машинной цивилизации и стать основой идеала общины - общества - машины. Этот идеал господствовал в той или иной форме на первых этапах второго глобального периода. В одних случаях в идеале преобладает некоторая культурная утопия царства божьего на земле, царство Правды, в других, наоборот, делается попытка выдвинуть на первый план некоторые реалии, например, в локальных мирах среднего уровня, т. е. вотчину феодального типа (этап застоя), самоуправление на предприятиях, которые и должны диктовать содержание Н. и. в целом, и т. д. Однако апелляция к реальным социальным отношениям может быть не меньшей утопией, чем к царству Правды, так как сами эти отношения могут либо не вписываться в большое общество, либо сами быть результатом предшествующих нарушений социокультурного закона, представлять собой патологический результат прошлых инверсионных ловушек (например, промышленное предприятие, развившееся как технологический, но не как экономический феномен; колхоз как компромисс между стремлением государства упорядочить "жидкий элемент" и наладить производство и т. д.

Контрольная работа

"Понятие нравственного идеала"


Введение

В рамках каждого глобального периода возникают этапы, что превращает его в глобальный модифицированный инверсионный цикл. На каждом этапе господствует своя специфическая версия господствующего нравственного идеала, однородные нравственные идеалы соответствуют аналогичным этапам другого глобального периода. Каждая версия господствующего нравственного идеала характеризуется новым консенсусом и может рассматриваться как этап пульсации. Появление каждого нового господствующего нравственного идеала обычно знаменуется определенным ростом социальной энергии, укреплением дисциплины, некоторым улучшением показателей экономики, уменьшением прямого разгильдяйства и другое. Эта волна утверждения нравственного идеала доходит до своего апогея, но постепенно выявляется его утопичность как программы устройства общества, оказывается, что его приход был фактически уходом от одного предкатастрофического состояния, от одного порога и переходом к другому порогу, предкатастрофическому состоянию.

В результате начинается его ослабление, рост дезорганизации в обществе, рост дискомфортного состояния; инверсионное падение господствующего нравственного идеала, что приводит к господству нового нравственного идеала. В рамках каждого глобального модифицированного инверсионного цикла, пока существует сложившееся соотношение между инверсией и медиацией, возможно семь этапов, семь версий господствующего нравственного идеала.

Задачи данной работы:

1. Изучить понятие нравственного идеала.

2. Рассмотреть нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина.

Целью данной работы является изучение понятие нравственного идеала.


1. Понятие нравственного идеала

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность – есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα – образ, идея) – высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

2. Нравственный идеал в творчестве А.С. Пушкина

Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя Александра Сергеевича Пушкина. У каждого человека своя жизнь, своя судьба, но существует что-то, что объединяет всех людей. Прежде всего человеческие чувства и стремления, поиски самого себя. Вот об этом, близком каждому из нас, и писал Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях, пытался достучаться до сердец своих читателей, пытаясь донести до них всю красоту и глубину человеческих чувств. Когда читаешь Пушкина, возникает много вопросов, но главное, что волнует читателя, – это вечные проблемы добра и зла, любви и дружбы, чести, порядочности, благородства.

Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений, но к сожалению мы сможем рассмотреть только 2 из них «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка». Каждому свойственно найти что-то свое дорогое, уникальное, иногда понятное только ему в произведениях А.С. Пушкина, но какие нравственные идеалы самого автора можно здесь найти?

Нравственным идеалом в романе «Евгений Онегин «для Пушкина является Татьяна Ларина. С первых строк, посвященных ей, мы ощущаем авторскую симпатию к ней, ее доброму и чуткому сердцу:

Я так люблю

Татьяну милую мою.

Мы не встретим в романе описание внешности Татьяны, автор говорит лишь о ее чистой и прекрасной душе, ему важен лишь внутренний мир героини. Он создает Татьяну милой и чуткой, для него важна ее привязанность к родным и близким, понимание красоты природы. Только окружающий нас мир способен дать человеку вдохновение и спокойствие.

Татьяна влюбляется в Евгения Онегина. «Татьяна любит не шутя», – рассказывает Пушкин о своей героине. Эту любовь она проносит через всю жизнь, но пожертвовать счастьем мужа для любимого человека она не может. Татьяна объясняет свой отказ Евгению Онегину так:

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Добром отвечают на добро – вот вечная истина. Татьяне близка эта народная мудрость. И, наверное, поэтому Пушкин называет ее «русская душою».

«Береги честь смолоду» – вот эпиграф повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Такое же наставление дает отец своему сыну Петру Андреевичу Гриневу, отправляя его на службу. Сам отец пытается не сбить своего сына с верной дороги, отправляя его не в Петербург, где молодой человек мог бы сбиться с пути, начав пить, играть в карты, а посылает его в маленькую крепость, где он мог бы честно служить отечеству, окрепнуть душою, ведь Петру Андреевичу Гриневу всего семнадцать лет. Пушкин в отце Гринева показывает те черты, которые ценятся в людях старой закалки, в людях XVIII века. Смысл жизни Андрея Петровича Гринева в том, чтобы человек при любых испытаниях не пошел на сделку со своей совестью. Он считает, что цель жизни каждого мужчины – честная служба на благо Отечества.

В «Капитанской дочке» мы встречаем очень много героев, для которых принцип «Береги честь смолоду» является главным в жизни. Для Пушкина понятие «честь» ассоциируется с верностью друзьям, долгу. Мы видим, как Гринев, находясь в плену у Пугачева, прямо говорит ему в глаза: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Мария Ивановна, невеста Гринева, падающая в обморок при выстреле пушки в честь именин матери, не идет на сделку со своей совестью, она отвергает предложение предателя Швабрина, который пользуется случаем и предлагает вывести ее из крепости, если она выйдет за него замуж.

Мы видим, как во всех героях Пушкин воплощает свой нравственный идеал: верность долгу и слову, неподкупность, стремление помочь другу или любимому человеку.

Как мне кажется, Александр Сергеевич Пушкин считает, что принцип «на добро отвечают добром» является одной из множества народных мудростей. Эта мудрость ему очень близка. Гринев, пытаясь спасти свою невесту, приезжает в стан Пугачева. Пугачев помнит добро (Гринев встречал Пугачева еще до начала восстания и подарил ему овечий тулуп) и отпускает его с Марьей Ивановной. Находясь в плену у Пугачева, Гринев слышит песню о царе и разбойнике. Разбойник, как и Гринев, честно признается царю в том, что он сделал, Гринев рассказывает Пугачеву о своем намерении служить Екатерине П. Царь казнит преступника, а Пугачев отпускает пленника.


Заключение.

Подходя к итогу, мы выяснили, что нравственный идеал – понятие морали, в котором выражаются требования общества к людям в виде конкретного образа нравственно совершенной личности, воплотившей лучшие моральные качества, одобряемые обществом представления об образце поведения и отношений между людьми, которые становятся побудителем и целью нравственного развития общества и личности. Каждое поколения имеет свои представление о нравственном идеале, но есть качества которые не покалебимы не людьми, не временем.

У Пушкина как и у каждого человека, был свой взгляд на происходящее, он стремился найти ответ на вопросы, волновавшие его современников, но для пушкинских произведений не существует временных рамок, он интересен всем возрастам. Нравственные идеалы Александра Сергеевича Пушкина – верность долгу, друзьям, чистота души, честность, доброта – это общечеловеческие ценности, на которых держится мир.

«Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина», – писал В.Г. Белинский. Он считал, что «никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин». По этой причине, я рассматривала, творчество А.С. Пушкина он был творцом слова.


Список литературы

1. Словарь по этике – М. 1989.

2. Этика. Энциклопедический словарь/ Ред. Апрересян Р.Г. Гусейнов А.А. – М., 2001.

3. Основы этических знаний: Учебное пособие / Отв. ред. Росенко М.Н. – СПб. 2002.

4. Кондрашов В.А. Этика. Учебное пособие – Ростов на Дону, 2000.

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА СОЦИУМА: ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИИ, МНЕНИЯ

H.H. Епифанова НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

КАК ОСНОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

еномен жизненного мира - это не столько явление западной культуры, сколько мировоззренческая схема целой эпохи - Нового времени. Для нее характерен принцип европоцентризма, отсутствие внимания к плюрализму культур. Современное понимание жизненного мира не может не учитывать тех подходов, которые сложились во второй половине XX в. в границах различных философских направлений. Идея жизненного мира как понятия (Lebenswelt) указывает не только на общность европейской культуры, но и подчеркивает уникальность отдельных культурных образований.

Происходившие в XX в. философские дискуссии не разрешили проблемной ситуации, требующей всестороннего рассмотрения данного явления. Так или иначе, но современное его понимание требует критического подхода, поскольку «тотальность» жизненного мира предполагает некое определенное социально-культурное сообщество, в то время как «повседневность» диктует новый взгляд на мир: диалог культур, коммуникация между сообществами разрушают привычные взгляды и сформированные в прошлом стереотипы, задают новый горизонт восприятия жизненного мира в многообразии культур.

В контексте жизненного мира приобретает особую значимость акт культуро-созидания, принцип культурного образования (Kulturbildung), своего рода жизненная возможность культурного постижения субъектом новых реалий, несущих с собой духовно-этический смысл. «Личная жизнь, - определяет основоположник трансцендентальной феноменологии жизненного мира Э. Гуссерль, - означает обобществленную жизнь как «я» и «мы» в горизонте сообщества, а это - сообщества различных простых и стратифицированных форм, подобных семье, нации, наднациональной общности» .

Жизненный мир - это пространственный и временной мир, и к его собст-

венному, бытийному смыслу как смыслу жизненного мира принадлежит установка только на временной модус настоящего. В качестве феномена культуры жизненный мир подвержен культурно-исторической трансформации: в плане своего собственного горизонта культуры он сам отсылает к временным модусам морального сознания - духовно-нравственным ориентирам прошлого и будущего. Таким образом, не удивительно, что содержательный смысл жизненного мира человека как явления определенной конкретной повседневности, духовнонравственную созидающую сущность которого еще предстоит выявить в горизонте современной культуры, следует строго определять реальной системой воспитания и образования. Иными словами, духовный жизненный мир - это не только индивидуальный опыт человека, но и то «общее», объединяющее всех и каждого основание, в котором отдельный человек - «единичное» и «уникальное» явление - вписывается в духовную общность, имеющую свою собственную языковую, национальную и религиозную, одним словом, культурно-историческую особенность.

Жизненный мир содержит не только внутреннее духовное ядро моральной жизни, но и является материальной формой проявления саморазвивающегося этноса, тождественного миру нравственных ценностей реального сознания. А это означает, что осмысление окружающего мира у каждого человека начинается с чувства реальной причастности к идеальным константам: к родному языку, семейной традиции, сфере образования и воспитания души и тела. Жизненный мир человека, следовательно, вырастает из единого неисчерпаемого «корня» - духовно-нравственного отношения человека к материальному миру, Богу и самому себе.

Генезис понятия «жизненный мир» в современной философии показал, что интерес к феномену жизненного мира человека в XX столетии не замыкается в рамках только сугубо феноменологических потребностей, но задает более широкий контекст экзистенциональной проблематики. Теоретическая реконструкция экзистенциалистами индивидуального жизненного мира показала, что данное понятие само по себе может выступать в качестве альтернативы «наличных условий» социального бытия человека.

Еще ранние неокантианцы баденской школы в лице В. Виндельбанда и Г. Рик-керта усмотрели в кризисе социального значения наук необходимость восполнения существующей действительности ценностным отношением человека к миру и самому себе. «Царство этических ценностей» высветило имеющееся противоречие в обосновании феноменологического концепта «жизненного мира», что породило необходимость в новом осмыслении феномена нравственного сознания как основы основ жизненного мира человека. Выявление проблем нравственно-психологического порядка выступает важнейшей теоретической задачей, порождающей возможность поиска духовно-нравственных ресурсов жизненного мира человека. Формулировка гносеологической составляющей раскрывает возможности для определения исходного нравственного идеала жизненного мира -специфического предмета анализа современного идеализма.

Нравственные ценности являются движущей силой созидания многообразия культурных феноменов. Жизненный мир человека наполнен ценностными

представлениями. Мир материальный и духовный обладает для каждого отнюдь не одинаковой значимостью. В границах ценностного сознания формируются и идеалы будущего, ибо, как чистое сознание, ценность является некоторым «идеальным бытием». В качестве системообразующего элемента, ценностного ядра жизненного мира выступает «духовная матрица» - человеческая жизнь. Человек сам создает свой ценностный мир: «идеальные образы блага, счастья, гармонии без должной институциализации не являются абсолютными гарантами положительной стабильности ценностного бытия человека» . В связи с этим ценностное отношение человека к миру имеет в основе познавательные константы, укорененные в принципах и правилах жизненного мира. Не только акты познания имеют аксиологическое измерение , но и этическое отношение к миру обладает ценностью. Оно коренится в сфере чистого сознания и проявляется различным образом в сфере жизненного мира человека.

В русской традиции трансцендентальной феноменологии Г.Г. Шпет в работе «Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы» впервые определил этот вопрос как сущностный, поскольку, по его мнению, исходной точкой феноменологии является «идея», адекватная греческому «эйдосу». <...> А при таком обновленном идеалистическом взгляде «платоновское царство идей раскрывается нам как наше царство» . «Действительный мир, -пишет Г.Г. Шпет, - как и всякий возможный иной мир, мыслим только в коррелятивном отношении к сознанию» . «Воплощением», «обнаружением» духа являются осмысленные, телеологические «связи», которые «мы не построяем, а действительно находим» . Тем самым различные формы духа (язык, искусство, философия, право) он определяет в качестве онтологических конструкций любой телеологически организованной системы. Понимание единства мира «естественного» и мира «социального» возможно только при «уразумении» единой цели.

В современных условиях обращение к понятию нравственного идеала приобретает особый смысловой и ценностный характер. Термины «нравственные ценности» «нравственная жизнь», «духовно-нравственное совершенство», «нравы» не только имеют теоретическое значение, но и в большей мере обладают практическим и прикладным значением. Идеал есть основа причастности к миру духовного, фундаментальная основа жизненного мира человека. Он выступает как модель, ориентир, высшая цель, ориентирующая на будущее. Дух придает смысл бытию. Утрата же идеала духовности оборачивается утратой смысла, потерей нравственных ориентиров и воли . Следовательно, усиление моральной жизни связано не только с нравственным сознанием, но и многообразием форм проявления духовного содержания, заповедей и норм.

Русский философ И.А. Ильин определяет «дух» в качестве силы самоопределения к лучшему, он считает, что путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитание. Христианский священник А. Мень за понятием «духовность» видит «жизнь духа», которая остается совершенно непостижимой и независимой от человека. В русле основных идей нравственной философии «всеединства» проблемы нравственности В. Соловьев развивает в фунда-

ментальном труде «Оправдание добра». Добрая нравственность, указывает он, пронизывает и природу, и общество, и каждого человека в отдельности, поэтому нравственное зло философ относит к врожденным задаткам человека и связывает с плотским характером деторождения, «плотским актом». Однако это естественное, «природосообразное зло» выступает одновременно и элементом исходного нравственного добра. В связи с этим идея возможности достижения каждым последующим поколением большего нравственного совершенства - залог духовной культуры, основа искусства общения. Духовная любовь, которая обращена и к телу и к душе человека, есть основной путь духовно-нравственного совершенствования. Этот высший вид любви воспитывает такое качество личности как стремление к абсолютному добру. Именно идея личности - нравственнодействующей силы определяет подтекст положений В. Соловьева о нравственном субъективизме . Феноменология ценностей «жизненного мира» должна быть дополнена трансцендентальной аксиологией нравов.

В современной дискуссии, которая ведется вокруг философии образования, вопрос об определении «нравственных ценностей» и «моральных задатков» в деле воспитания является главнейшим. В качестве нравственных целей образования определяются «сверхличностные культурные ценности», «воспитание сердца и характера», «самоценность каждого индивида» . Социализация сегодня требует иных ориентиров и ценностей и, стало быть, диктует свои особые и конкретные цели: «конструктивный конформизм», «плюрализм мнений», «стратегия выживания», «любовь - семья - здоровье». Однако в стороне остаются важнейшие вопросы «этической» стороны жизни.

По справедливому замечанию А.Г. Мясникова, «этические ценности» в современной философии образования понимаются как «разновидность натуралистической этики», имеющей своей конечной целью не моральное поведение человека, а «достижение общественного успеха, признания и благоденствия» . Тем самым современная этика ценностей есть превращенная форма отчужденного морального сознания: на месте одной формы сознания в качестве предшествующей истинной формы появляется другая, более сложная, отчего предшествующая форма обнаруживает для нас свою неистинность, и каждая последующая форма опровергает предшествующую.

Следует исходить из того, что сознание - не данность, а заданность: оно может состояться, а может и не состояться. Это относится и к моральному сознанию человека. Движение по отчужденным формам сознания - от отчужденного самосознания к иррациональному разуму и далее к духу, религии - не только стирает и уничтожает ценность и значимость морального сознания, но и требует тройной рефлексии: принцип свободного духа состоит не столько в том, что он способен сущее познания полагать как душевное, а духовное превращать в объективное, но в том, что сфера субъективного духа не преодолевается обществом, но исключительно созидается исходя из своего внутреннего принципа, масштабным измерением которого является нравственные начала в жизненном мире человека.

Культура сама по себе не может быть духовной основой, она лишь внешняя среда для взращивания и развития добрых задатков. Культура есть не только

возможность еще большей культуры, а и «приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще», ее следует понимать как «пригодность и умение осуществлять всевозможные цели, для чего природа... могла бы быть использована человеком» .

«Закон культуры» - не просто интеллектуальное отвлеченное понятие ума или абстрактная идея, а личный, ответственный поступок, изначально имеющий нравственное измерение. Идеал культуры И. Кант связывает с «умопостигаемым моральным миром», возможность которого реализуется в «мире природы» человека. Идеал культуры есть своего рода априорный этический принцип, поскольку он связан с идеей о высшем благе в «моральном мире» людей. Стремление к доброй воле, к высшему благу - не только высшая, практическая максима разума, но и «разумная цель человечества».

Закон культуры - это поворот человека к нравственности, знаменуемый утверждением в «жизненном мире» практического принципа свободы воли. Благородство и ответственность, доверие и искренность, долженствование и воление возникают в момент личного и свободного преодоления собственной индивидуальной культуры, и, каким бы это не показалось парадоксальным, необходимым условием для свободы как преодоления выступают возможности существующей культуры воспитания и образования. Именно в данном плане феномены духовно-нравственного отношения человека становятся не только философской или педагогической проблемой, но необходимым образом должны стать трансцендентальным предметом философской и педагогической аксиологии нравов.

Библиографический список

1. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию [Текст] / Э. Гуссерль; пер. с нем. Д. В. Скляднева. -

2. Устъянцев, В. Б. Человек, жизненное пространство, риски: ценностный и институциональный аспекты [Текст] / В. Б. Устьянцев. - Саратов, 2006.

3. Риккерт, Г. Введение в трансцендентальную философию: Предмет познания [Текст] / Г. Риккерт. - Киев, 1904.

4. Барышков, В. П. Аксиология личности [Текст] / В. П. Барышков; под ред. В. Б. Устьянце-ва. - М., 2005.

5. Шпет, Г Г Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы [Текст] / Г. Г. Шпет. - Томск, 1996.

6. Ханова, О. В. Ценности современного человека [Текст] / О. В. Ханова // Человек в современных философских концепциях: мат-лы IV Междунар. конф., г. Волгоград, 28-31 мая 2007 г. : в 4 т. / отв. ред. Н. В. Омельченко. - Волгоград, 2007. - Т. 3.

7. Белов, В. Н. История русской философии [Текст] / В. Н. Белов, В. П. Рожков. -Саратов, 2006.

8. Биби, Р Образование в третьем тысячелетии [Текст] / Р. Биби // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: мат-лы III Российского философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) : в 3 т. - Ростов н/Д, 2002. - Т. 1.

9. Мясников, А. Г. Педагогическое учение И. Канта и современная философия образования [Текст] / А. Г. Мясников // Кантовский сборник. - Калининград, 2004. - Вып. 24.

10. Кант, И. Соч. [Текст] : в 6 т. / И. Кант. - М., 1964. - Т. 5.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции