27.09.2019

Нравственное воспитание детей с овз. Доклад на тему: "Особенности работы по развитию духовно - нравственного воспитания детей с ОВЗ"


Коробкова Ирина Константиновна,

заместитель директора по ВР, учитель технологии

МБОУ Ульяновской СШ с. Ульянова

Нижегородской области Лукояновского района

1. Краткая аннотация:

Работа может представлять интерес классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе при работе с детьми с ОВЗ.

2. Содержание

2.1. Введение

2.2 Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ.

2.3 Методы нравственного воспитания

2.4 Диагностический инструментарий

2.5 Заключение

3. Список использованных источников и литературы.

Добро творить,

Как воздухом дышать, -

Потребность, людям

Данная от Бога.

Лучами сердца

Мир отогревать,

Что отдал много …”

Марианна Озолиня

Нравственное воспитание детей с ОВЗ.

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). В сфере образования отказываются от уничижительных формулировок, указывающих на функциональные недостатки людей. Вводятся новые термины: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с проблемами здоровья, дети со специальными потребностями, дети с особыми образовательными потребностями (предложенный еще в конце 70-х гг. английскими специалистами – Специальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов/Под редакцией Н.М.Назаровой. – 10-е изд., стер.-М.: Академия, 2010.) и так далее. Эти нововведения дают возможность таким детям получать образование наравне с другими детьми.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Это же диктует и федеральный государственный стандарт и призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества. (Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года) Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети, обучающиеся в С(К)ОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Методы нравственного воспитания

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Так, классные руководители нашего образовательного учреждения используют в своей практике:

    проведение мероприятий совместно с родителями, причём родители являются не сторонними зрителями, а активными участниками действа;

    включение в деятельность классного руководителя такой формы как «час общения»;

    привлечение к деятельности в данном направлении специалистов школы, города и района: сотрудников полиции, священнослужителей, педагога-психолога, социального педагога, медицинских сотрудников и другие;

    участие детей в общественной жизни школы (например, совместные «линейки» по подведению итогов четверти или школьных (районных) мероприятий; недели наук; конкурсов рисунков);

    проведение родительских собраний вместе с детьми;

    просмотр видеофильмов;

    экскурсии.

На уровне образовательного учреждения проводятся ряд мероприятий, направленные на социальную адаптацию личности для комфортного пребывания ребёнка в любой социальной среде как во время обучения в школе, так и по окончании её.

Важно, чтобы личность ребёнка была сформирована под воздействием не только педагогической теории, но и практической направленности. С этой целью мы проводим не только классические мероприятия, такие как: беседы, диспуты, встречи и так далее, но и экскурсии на предприятия города, участие в фестивалях профессионального мастерства, азы которого ученики получают на уроках и во внеурочное время.

В связи с тем, что учащиеся посещают группу продлённого дня, организация объединений дополнительного образования является общепринятой. В школе действует для таких ребят объединения по обработке древесины, металла, текстильных и поделочных материалов. Получив серьёзный профессиональный навык, ребята больше начинают ценить не только результаты своего труда, но и профессиональную деятельность окружающих людей. Нравственное воспитание ребёнок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий, что ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ.

Диагностический инструментарий

Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова?

Мудрость

· Добро

· Зло

· Совесть

· Душа

· Любовь

· Гордыня

· Счастье

· Свобода

· Дружба

· Милосердие

· Долг

· Вина

Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова

Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.

Методика №1: диагностика нравственной самооценки

Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».

Методика №2: Диагностика этики поведения

«Незаконченные предложения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос : отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос : Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос : Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос : Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос : Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень

Заключение

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

Опираясь на многолетний опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ, можно уверенно констатировать правильность применения вышеперечисленных методов, опираясь на результативность совместной работы. Выпускники нашей школы относительно легко адаптируются в окружающем мире современных нравственных устоев, а значит мы выбрали правильный путь.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост и задача школы помочь ему в этом.

Список использованных источников и литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года

2. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с. б) дополнительная литература: 1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г.Банч // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-67.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

4. Марьенко И. С. Организация и руководство воспитательной работой в школе / И. С. Марьенко . - М. : Просвещение, 1974. - 223 с. - (Библиотека директора школы).

5. ФГОС с ОВЗ

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., Педагогика, 1971. - 351 с.
Педагогика школы. (Учебное пособие для студентов пед. институтов) / Под. ред. Г.И. Щукиной. - М., Просвещение, 1977. - 383 с.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«КУВИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Особенности работы по развитию

духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ»

доклад подготовила:

Истомина С.Н.

2012 - 2013

2 «Самый лучший учитель для ребенка тот,

кто, духовно общаясь с ним, забывает,

что он учитель, и видит в своем ученике друга,

единомышленника. Такой учитель знает

самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника,

и слово в его устах становится могучим орудием

воздействия на молодую, формирующуюся личность.

От чуткости учителя к духовному миру воспитанников

как раз и зависит создание обстановки,

побуждающей к нравственному поведению,

нравственным поступкам»

- В.А.Сухомлинский

3 Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

4Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

5Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

6Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Основой воспитания, определяющей духовно-нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

Настоящее время – это эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человеческое общество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. И самое страшное сегодня – это потеря нравственно-духовных устоев ребенка: его отношения к труду, его мышления, веры, совести, этики и эстетики.

Не секрет, что большинство родителей заботится в первую очередь о материальной стороне, что отодвинуло на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, утратили свою приоритетность, потеряли этическую значимость, поэтому вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся падает на педагогов.

Считается, что каждому ребенку вне зависимости от тяжести инвалидности дается возможность реализовать свое право на образование в учреждениях любого типа с использованием необходимой специализированной помощи. Вводятся более гибкие формы получения образования: альтернативой специальным учреждениям становится обучение в специализированных классах массовых школ, обучение на дому с посещением педагогов, дистанционное обучение.

Услугами специальных учреждений пользуются далеко не все дети-инвалиды. Большинство из них учатся в массовых школах, где для них не предусмотрено необходимых условий, заперты в квартирах, обучаясь «надомно», или не учатся совсем.

7 Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей области 1,6 млн. человек.

Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.

8 Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

    Недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

    Дети, обучающиеся в МСКОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

    Семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем, и психоактивными веществами не уменьшается.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

    Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности, можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика. 9Поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.

В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению.

10 Нравственные чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у нормально развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте. У умственно отсталых детей, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт с взрослыми часто оказывается нарушенным.

Не лучше обстоит дело и с нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного воздействия умственно отсталые дети их не усваивают.

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.

Так, во время одевания детей на прогулку воспитатель учит их действовать спокойно, не мешать друг другу, при необходимости ждать товарищей, обращаться за помощью и оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а затем и вместе.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.

Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений.

Они связаны с правильной оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.

Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.

Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти не замеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, все дети будут готовы к выходу на прогулку, необходимо в двух–трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы друг другу и т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.

При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

«Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».

МСКОУ и все ОУ, где есть классы для детей ОВЗ, ставят перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество.

11 Основные направления духовно-нравственного

развития и воспитания

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям. Ценности: толерантность; представление о вере, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения.

Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 4 . Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 6 . Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; духовной культуре и светской этике.

Нравственное воспитание детей с ОВЗ должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

Литература

1. Колесникова, И. А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком / И. А. Колесникова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. трудов / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 32-33.

2. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: дис. … доктора пед. наук: 13.00.01 / Соловцова Ирина Афанасьевна. – Волгоград, 2006. – 330 с.

3. Шеняк, Л. Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Шеняк Людмила Гурьевна. – Ростов н/Д, 2000. – С. 66.

Светлана Тушкова
Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были , есть и будут самым важным и актуальным для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

В современном мире отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах Российской Федерации. Педагогу коррекционной школы в современном образовании отводится особая роль в воспитании , становлении учащегося как самостоятельной, нравственно развитой личности .

Множество повседневных и глобальных вопросов крутится в голове педагога. Главный из этих вопросов – как научить детей с ОВЗ жить по-человечески? Ответ на этот вопрос дает нравственное воспитание .

Что включает в себя понятие «нравственный человек » ? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, т. е. трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество. Он правдивый и честный.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности . Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер . Они узнают правила морали от учителей, от воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими.

Темперамент и характер у детей с ограниченными возможностями здоровья различны. Некоторые из них уравновешены, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Эти дети могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности.

Часто у детей такой категории наблюдаются двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда такой ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок.

Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка , но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима.

Правильное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Несмотря на то, что эти дети особенные , они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.

Основная задача школы – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятых норм поведения , воспитать достойных граждан своей страны.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах и при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.

Формы и методы воспитания могут быть различны :

1. Учебно – познавательная деятельность.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей , детей между собой . Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями . Учебная деятельность должна стать коллективным трудом, когда для решения общей задачи нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу как общую, так и относящуюся лично к ним.

2. Тематические беседы по нравственной тематике .

Это одно из средств, направленных на формирование нравственных суждений , оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений . Особенность проведения бесед о морали будет заключаться в том, что они не переходили в назидательность, содержали больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка, который помогает открывать человеку глаза на самого себя.

3. Общественно - полезный труд.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С. Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

4. Родительские собрания.

Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей . Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением социального педагога, педагога-психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение , отношение к окружающему миру.

Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства , но главное - включить их в различные виды деятельности. Так Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения : «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения , в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст]:, 1956.- С. 87.

2. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной

школы. [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1997. – С. – 112.

3. Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С (К) ОУ [Текст]: теоретические основания и практические аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. - Челябинск, 2010. - 187с.

4. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие для классного руководителя /С. Г. Молчанов. - Челябинск : ООО «Энциклопедия» , 2010. - 36с.

5. Соколова, Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании [Текст]: монография / Н. А. Соколов. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. –С. 252

6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://beloomutintlmr.edumsko.ru . – Загл. с экрана.

Пути и средства формирования духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

Нельзя недооценивать роль духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку оно способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует воспитанию трудолюбия (добровольное отношение к труду и честность); позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

    недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

    низким образовательным статусом семей детей с ОВЗ, которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.

    ростом количества детей с ОВЗ.

    недостаточной методической и практической базой для духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

Мы ставим перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации в обществе. Эта задача решается путём разработки и реализации системы воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности. Применяемые нами формы, методики позволяют создать воспитательное пространство, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.

При подборе методического сопровождения необходимо опираться на жизненный опыт детей; использовать материал доступный для восприятия и осознания; применять те формы работы, которые позволят ребёнку на практике применять полученные навыки.

Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ:

- принцип следования нравственному примеру . Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, пробудить в нём нравственную рефлексию, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

- п ринцип идентификации

(персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей, неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Средством духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ является введение их в православную культуру и народные традиции через посещение музеев, историческими зданиями через электронные презентации, встречи с гостями, создание элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России; привитие интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России; формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться.

Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи, поэтому важно обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи . Большую роль играет совместная работа воспитателей и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы они могли активно участвовать в школьной жизни своих детей. Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением социального педагога, психолога.

Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.

Важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек , формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку, нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ ведётся согласно рабочей программы нашей группы во всех видах деятельности: ценностно – ориентировочная деятельность (встречи, игры, праздники посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), трудовая и общественно-полезная деятельность ( дежурство по школе, организация и проведение генеральных уборок и субботников, выставки технического творчества, посещение промышленных предприятий и т.д.), спортивно-оздоровительная (воспитание потребности в ЗОЖ, охрана жизни детей, профилактика табакокурения и наркомании), художественно-эстетическая, деятельность в области формирования правовой культуры (знакомство с законами РФ, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности, изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ, работа с материалами выборов, формирование толерантности), профориентационная деятельность ( формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения, создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся, построение профессиональной и личной перспективы).


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции