29.09.2019

Активные методы в работе с дошкольниками


Активные методы обучения как условие формирования готовности педагогов к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы).

В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Современным детям необходим современный педагог. В соответствии с требованиями новых нормативных документов в области дошкольного образования специалист должен обладать теоретическими психолого-педагогическими знаниями, умением организовать и осуществлять образовательный процесс, реализуя принцип интеграции, а так же систематически повышать свой профессиональный уровень.

По мнению многих авторов (М. М. Бирштейна, А. И. Васильевой, П.И. Третьякова и др.) повышение профессионального мастерства педагога — это непрерывный, комплексный и творческий процесс. Л. И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно-образовательной работы в педагогических системах.

Все исследователи едины в том, что методическая работа - это основной путь повышения профессионального мастерства педагога и его компетентности.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию методических мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы:

  • формы организации методической работы страдают однообразием, слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога;
  • недостаточна практическая направленность методической работы, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям;
  • недостаточно изучаются возможности педагогов;
  • недостаточное осуществление педагогического анализа, зачастую происходит отождествление его с контролем.

Поэтому необходимость создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе организации методической работы в ДОУ выдвигается на первый план. Так, например, Центр дистанционного обучения «АВС-Центр» организует и проводит обучение по различным, наиболее востребованным программам и направлениям.

Сегодня необходимо вовлекать педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения». Пристальное внимание этим методам ученые и практики стали уделять в 60-е годы 20 века, что было связано с поиском путей активизации обучаемых в образовательном процессе. Познавательная активность обучаемых выражается в устойчивом интересе к знанию, разнообразных самостоятельных учебных действиях.

Традиционная технология обучения слабо развивает познавательную активность, т.к. направлена на то, чтобы обучаемый слушал, запоминал, воспроизводил сказанное. Психологами так же доказано существование зависимости усвоения материала от метода его сообщения. При чтении лекции слушатели усваивают лишь пятую часть информации, при использовании наглядного материала, ТСО и проведении дискуссий - до половины, а при разборе конкретных ситуаций - почти всю информацию. Кроме того, если слушатели воспринимают не готовый материал, а участвуют в выработке единого мнения, «открывают новое», то оно становится их собственной позицией, которую они поддерживают и реализуют в педагогической практике.

Цели активных методов обучения:

  • развитие информационной компетентности;
  • развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии;
  • развитие умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат;
  • проявление активности и самостоятельности;
  • развитие чувства командного единства.

Классификация активных методов обучения.

Активные методы обучения в зависимости от направленности на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками классифицируются на:

Неимитационные методы

Имитационные методы

  • проблемная лекция;
  • эвристическая беседа;
  • дискуссия;
  • исследовательский метод;
  • консультация - диалог;
  • консультация парадокс или консультация с запланированными ошибками;
  • экспресс-опрос;
  • педагогическая викторина;
  • педагогический кроссворд;
  • и др.

Цель: обучение профессиональным умениям и навыкам через моделирование профессиональной деятельности.

  • решение ситуационных задач;
  • деловая игра;
  • ролевая игра;
  • игровая командная диагностика;
  • эстафета передового опыта;
  • и др.

Для формирования готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста были использованы следующие формы работы:

  • традиционные: консультации, семинар-практикум;
  • методические мероприятия с применением активных методов обучения: метод игрового моделирования (организационно-деятельностная игра «педагогический пробег» (приложение 1) , педагогический КВН);
  • педагогическая викторина;
  • мастер-класс;
  • смотр - конкурс.

Приложение 1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОБЕГ»

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: повышать эффективность процесса организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • способствовать формированию у педагогов готовности к эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
  • обогащать и систематизировать знания в области организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
  • развивать умение дискутировать, выступать, отстаивать свою точку зрения.

План подготовки игры.

1. Определение цели и задач игры.

2. Разработка сценария игры - определение «станций».

4. Продумывание методического обеспечения игры: конкретных рекомендаций по прохождению группами каждой «станции», критериев оценки результатов, разработка оценочных листов и др.

5. Разработка правил игры.

6. Определение комплекта ролей: «Лидер группы», «Аналитик группы», «Эксперты»

7. Оформление наглядности.

8. Подбор педагогической и методической литературы по теме.

Ход игры:

1. Выступление зав. зам. по ВМР «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ».

2. Обсуждение правил, хода игры, регламента.

3. Работа в группах по «станциям»:

  • «Методическая»

а) Перечислите структурные компоненты познавательно-исследовательской деятельности.

б) Перечислите виды познавательно-исследовательской деятельности.

в) Дайте характеристику видов познавательно-исследовательской деятельности (сформулируйте понятия).

  • «Диагностическая» - По каким показателям и критериям можно судить об уровне сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста?
  • «Аналитическая» - Как можно в ходе анализа предметно-пространственной развивающей среды определить ее направленность на решение задач формирования познавательно-исследовательской деятельности дошкольников?

4. Выступление «экспертов» с анализом и оценкой эффективности работы всех участников и игры в целом.

5. Подведение итогов игры.

6. Рефлексия - заполнение анкеты участника методического мероприятия. Цель: определение эффективности мероприятия.

Литература:

1. Волобуева, Л. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. Волобуева. - М.: Сфера, 2003.

2. Голицына, Н. Использование методов активного обучения в работе с кадрами / Н. Голицына // Ребенок в детском саду. - 2003. - №№ 2,3.

3. Савенков, А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании / А.И. Савенков // Управление ДОУ. - 2004. - №2.

Сегодня мы продолжаем говорить о качественно новом взаимодействии дошкольных организаций, основанном на специально организованной совместной деятельности, в результате которой формируется единая точка зрения на сущность проблемы преемственности и пути её решения.

Перед администрацией нашей ДОО и начальной школы встала задача: организовать работу по обеспечению взаимодействия без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, с учетом развития дошкольников на основе педагогических технологий ДОО.

Возникает вопрос: Какие же педагогические технологии непрерывного (дошкольного и начального) образования являются актуальным средством обеспечения преемственности?

В соответствии с ФГОС среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.

«Наибольшее значение имеет не то, что
ученик использует новые технологии,
а то, как это использование способствует
повышению его образования».

С. Эрманн

Многие из представленных технологий нам знакомы и часто применимы в работе, но как показывает опыт недостаточно эффективны:

  • здоровьесберегающие технологии
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии
  • личностно-ориентированные технологии
  • технология портфолио
  • игровая технология

Достаточно долгое время, находясь в поиске новых технологий и форм работы, мы все-таки нашли…

Как говориться: пока все искали принцев… а мы нашли Короля!

А именно, современную технологию АМО ориентированную на стандарт дошкольного и начального общего образования, позволяющей эффективно управлять образовательным процессом.

Вы слышали о технологии АМО?

Подробно изучив технологию АМО, Вы сможете управлять АКТИВНО МОБИЛЬНО, как Вы думаете чем? Конечно же ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ процессом!

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения развивающего материала.

В чем преимущества АМО?

Прежде всего АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта воспитатнников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии, что и требуют от нас ФГОС ДО и НОО.

У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности, Вы видите их на слайде:

  • групповая форма организации работы участников образовательного процесса;
  • использование деятельностного подхода к обучению;
  • практическая направленность деятельности участников образовательного процесса;
  • игровой и творческий характер обучения;
  • интерактивность образовательного процесса;
  • включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
  • использование знаний и опыта обучающихся;
  • задействование в процессе обучения всех органов чувств;
  • рефлексия процесса обучения его участниками.

В технологии АМО выделяют две основные составляющие – структуру и содержание.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы, Вы видите их на слайде:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы:

  • Инициация (приветствие, знакомство)
  • Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия)
  • Определение ожиданий, опасений обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

  • Закрепление изученного материала (повторение пройденного, обсуждение домашнего задания)
  • Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
  • Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы:

  • Эмоциональная разрядка (разминка)
  • Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объём и содержание этапа определяется темой и целями образовательного мероприятия. Каждый этап несёт свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, и помимо этого вносит вклад в достижение общих целей образовательного мероприятия. Будучи логически связанными и взаимно дополняя друг друга, фазы и этапы образовательного мероприятия обеспечивают целостность и системность всего образовательного процесса, придают законченный вид занятию.

На каждом этапе образовательного мероприятия используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа.

Так, например педагоги нашего ДОУ в практике применения метода проекта используют АМО как средства активизации, разнообразия, интеракции познавательной деятельности детей. С помощью активных методов обучения развивают способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

С целью получения более качественных образовательных эффектов педагогами группы составлен план поэтапного внедрения активных методов на занятиях.

Каждое образовательное мероприятие наши воспитанники с удовольствием начинают с приветствия, за счёт чего создаётся позитивная атмосфера в группе, настрой на образовательную деятельность. Для этого мы используем методы «Круг приветствия» , «Улыбайся, улыбайся!» , «Пожелания» и др.

Плавный переход к непосредственному содержанию занятия происходит на этапе определения целей занятия. Для наших воспитанников это очень важный момент, так как определение целей позволяет понять каждому ребёнку, каких результатов он может достигнуть к концу занятия и сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам. С помощью активных методов «Угадай-ка!» , «Путанка» этап целеполагания, достаточно трудный для дошкольников, проходит легко и непринуждённо.

Выяснение имеющихся ожиданий и опасений в успехе собственной деятельности у воспитанников помогает нам, отметить детей с заниженной самооценкой для последующей индивидуальной работы. При этом мы используем методы «Дерево ожиданий» , «Кинолента» , «Рюкзак и портфель» и др.

Работа над темой у нас происходит по-разному. Это зависит от реализуемой образовательной области, конкретного занятия, его целей и задач. Используемые активные методы на этом этапе позволяют нам удерживать внимание детей, активизировать их мыслительную деятельность, вовлекать в командную работу по практическому освоению изученного материала.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности мы учитываем психофизические и индивидуальные особенности наших воспитанников и не забываем о восстанавливающей силе релаксации, физминуток. Смена умственной работы весёлой разминкой (физминуткой) позволяет снять психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения обучения.

Активные методы, используемые нами на этапе подведения итогов, такие как «Кинолента» , «Круг» позволяют всем участникам ещё раз как бы пропустить через себя всё прошедшее на занятии. У наших детей появляется осознанность своих действий, ясное понимание того, как вложенные усилия содействовали личным достижениям и успехам на занятии. Это укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах.

В процессе внедрения чего-то нового всегда возникают трудности. Для нас трудности составляет подбор активных методов обучения к каждому этапу занятия, так как готовых методов, разработанных для детей дошкольного возраста очень мало. Учитывая то, что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия, часто мы разрабатываем свои авторские активные методы или адаптируем уже имеющиеся АМО под цели, задачи занятия и особенности наших воспитанников.

Наш опыт показывает, что при взаимодействии с семьями воспитанников технология АМО является хорошим помощником в организации и проведении мероприятий. Организуя различные мероприятия для родителей (родительские собрания, консультации, гостиные) , мы используем данную технологию с целью активизации родителей, вовлечения их в процесс сопровождения ребёнка.

При проведении интегрированных занятий технология АМО является незаменимым дидактическим инструментом. Эти методы позволяют развивать мышление дошкольников, способствуют вовлечению их в решение проблем в соответствии с возрастными возможностями, развивают практические навыки и умения, побуждают к практической и мыслительной деятельности.

С помощью технологии АМО мы эффективно корректируем недостатки и формируем психологический базис для полноценного развития личности ребенка. При организации комплексного и системного обучения дети усваивают формы коммуникации, овладевают учебными и социальными навыками. Это придает детям относительную независимость и максимально возможную самостоятельность в окружающем их мире.

Таким образом, использование педагогами группы технологии АМО создаёт оптимальные условия для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению.

Литература:

  1. Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение) , 12. 11. 2009г.
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”. / Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1999.

То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас

Методическая работа в нашем учреждении - часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на нормирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения".

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.

Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. При планировании консультаций стараюсь ориентироваться на возможности дошкольного учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. Отбираю темы консультаций, которые помогают педагогам расширить и углубить свои знания. Содержание консультации прежде всего зависит:

  • от годовых задач;
  • интересов педагогов;
  • трудностей, которые испытывают педагоги в работе.

Воспитатели условно делятся на небольшие группы:

  • опытные воспитатели и молодые специалисты;
  • с высшим или средним специальным дошкольным образованием;
  • без специального образования.

Для каждой группы определяются свои формы и методы. Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования, или экспресс-опрос. Для его проведения предлагаю педагогам следующее задание:

работа с перфокартами или тестовыми заданиями, чтобы оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Такую же работу с перфокартами провожу на педсовете и семинарах-практикумах. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: зачитываются поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе "Проверка" отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.

КВН. Этот методможет быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. Его организация предполагает наличие двух команд с капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвящается одной тематике, что позволит более полно охватить разные аспекты проблемы. В нашем дошкольном учреждении этот метод использовался на педагогическом совете по теме "Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка" Приложение 1.

В работе с педагогами я использую такой метод, как педагогический ринг. Здесь предлагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ: "да" или "нет". Такая форма используется, конечно, только среди опытных педагогов. Цель ринга - уточнить и систематизировать знания педагогов или провести мини-диагностику их знаний по целому комплексу вопросов.

При проведении педагогических советов используется один из методов активной деятельности педагогов - деловые игры . Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Структура деловой игры достаточно проста:

  • 1 этап. Организационно-подготовительная работа.
  • 2 этап. Сама игра.
  • 3 этап. Исследовательский (может отсутствовать).
  • 4 этап. Заключительный (подведение итога).

Вашему вниманию предлагаю одну из деловых игр, проводимых мною в нашем ДОУ № 171 на тему: "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми" Приложение 2

Следующим активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с кроссвордами осуществляется по обычному принципу - отгадать слово по его значению или дать определение понятию, явлению. Предлагаю кроссворд, используемый на педсовете, посвящённому речевому этикету. Приложение 3

Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.

Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.


Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.




Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.


Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.


Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.


В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.


Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай! »


К активным методам обучения относятся: - проблемные ситуации, -обучение через деятельность, -групповая и парная работа, -деловые игры, -драматизация, театрализация, -творческая игра «Диалог», -«Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, -метод проектов, -методы удивления, любования, уверенности, успеха, -метод эвристических вопросов, -игровое проектирование и другие.


Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность




Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.




Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.




Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.


У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это: -групповая форма организации работы участников образовательного процесса; -использование деятельностного подхода к обучению; -практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; -игровой и творческий характер обучения; -интерактивность образовательного процесса; -включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; -использование знаний и опыта обучающихся; -активизация в процессе обучения всех органов чувств; -рефлексия процесса обучения его участниками.


АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: -активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;


Развивают партнерские отношения; - повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки; - обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся


Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.


Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

Алена Румянцева
Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками .

На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования : внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, что в свою очередь вносит свои коррективы в содержание образовательной программы, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие социально-коммуникативных, художественно-эстетических, познавательных, речевых способностей детей, а также физической сферы; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания , направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Новая образовательная ситуация требует использования методов , обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности , самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения .

По определению Российской энциклопедии активные методы обучения (АМО) - методы , позволяющие активизировать учебный процесс , побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.

Суть активных методов обучения , направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах :

Формирование положительной учебной мотивации;

Повышение познавательной активности детей ;

активное вовлечение детей в образовательный процесс;

Стимулирование самостоятельной деятельности;

Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

Эффективное усвоение большого объема информации;

Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;

Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;

Развитие навыков самостоятельного умственного труда;

Развитие универсальных навыков.

Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах : Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. А. Данилова, В. П. Есипова, М. В. Кларина, М. Крулехта, С. Л. Рубенштейна, А. М. Смолкина, и др. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности» , разработанная академиком А . Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения , так и воздействия на него.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности . Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста .

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в совместно детско-взрослой деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения , объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы.

Активные методы обучения

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент : они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному : «ДИД - думай и делай!» .

Метод проектов - это один из методов обучения , способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения , когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий . Это обучение через деятельность .

Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

Еще один активный метод – «Мозговая атака» . Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем . Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы , развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966.-№6. – С. 13-15.

3. Леонтьев А. Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии : проблемы и перспективы. - М., 1990

4. Лернер И. Я. Проблемное обучение . - М., 1974.

5. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание . -1983. - № 10. - С. 38-46.

6. Российская энциклопедия по охране труда : В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2007. Т. 1 : А-К. - 440 с.

7. Смолкин А. М. Методы активного обучения : Науч. -метод . пособие. - М.: Высш. шк., 1991.-176 с.


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции