29.09.2019

Конспект НОД в старшей группе «Осеннее путешествие» (Познание). Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Познание»Тема: «Осень золото роняет


Деятельность: познавательная, коммуникативная.

Форма: проблемная ситуация.

ОО «Познание»

  • Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их.
  • Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.

ОО «Коммуникация»

  • Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему.

ОО «Социализация»

Материалы к НОД: осенние листья березы, тополя, рябины. Плоды деревьев: сережки березы, ягоды рябины, еловая шишка. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка белочка.

Словарная работа:

(На окошке в группе дети замечают осенний листочек.)

Иду я сегодня в детский сад и слышу, как что-то шуршит под ногами. Вот так (пошуршать фантиком). Остановилась, посмотрела по сторонам – тишина. Пошла дальше, опять какое-то шуршание. И тут я догадалась: это листочки под ногами шуршат! Иду и слушаю песенку осенних листьев. (Пошуршать фантиками вместе с детьми, послушать «песенку».) Один листочек шуршал лучше всех. Подняла я его с земли и принесла вам. А листочек ожил и заговорил: «Жил я на маме-дереве вместе со своими братьями-листочками. Все мы были зелёными. На улице стало холодать, поменяли мы, листочки, свой наряд, стали разноцветными и стали улетать от дерева в разные стороны. Почему это случилось? Что произошло в природе?» Поможем листочку объяснить, что такое осень?

  1. «Погода осенью»

Работа с календарем погоды.

Выберите картинку, которая подходит к осени. Почему выбрали эту? (Небо хмурое, часто идет дождь, а иногда снег.)

2. «Осеннее дерево». (На столе разложены кружочки разных цветов – красные, желтые, оранжевые, зеленые, силуэт дерева.)

Возьмите те листики-кружочки, которые бывают осенью, украсим дерево.

Физминутка.

Ребята, превратимся в осенние листики. (Раздаю каждому ребенку листочки.)

Мы – листочки,

Мы – листочки. (Дети стоят свободно, руки вверх.)

Мы – осенние листочки.

Мы – на веточки сидели, (Покачиваются.)

Ветер дунул – полетели. (Разбегаются.)

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали. (Бегают, кружатся.)

Перестал дуть ветерок

Мы присели все в кружок. (Приседают.)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Вновь разбегаются, помахивая руками.)

3. «Птицы» (фонограмма: «Крики птиц).

Кто так кричит? (птицы). (Иллюстрация: «Стаи птиц улетают в теплые края».)

Ребята, почему птицы так разволновались, куда они собираются? (В теплые края.)

Как называются птицы, которые улетают? (Перелетные.)

А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

  1. «Животные»

Листочек хочет приглашает нас в осенний лес погулять. Чтобы туда отправиться, надо вспомнить правила поведения в лесу. (См. моделирование: «Правила поведения в лесу».)

Послушайте загадку и узнаете кто спрятался под кустиком:

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы? (Заяц.)

Кто это?

Вот где зайка спрятался. Тихонько понаблюдаем за ним, чтобы не напугать. Заяц готовится к зиме. Интересно, как он это делает?

Осенью заяц линяет.

Какая шерсть у него вырастает? (Белая, теплая.)

Почему у зайца зимой шерстка белая? Теплая?

Зайчик кого-то испугался, кто это?

Кто-то косолапый

По лесу идет.

И мохнатой лапой

Он кору дерёт. Кто это? (Медведь.)

Как медведь готовится к зиме? Что он делает зимой? (Спит, впадает в спячку.)

Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же умрёт с голоду.

(Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Вот какой он толстый, посмотрите.)

Где медведь спит зимой? (В берлоге.)

До свидания, мишка, до весны!

Посмотрите, какая картина у нас получилась. Расскажите листочку, что такое осень? (Ребенок поочередно выкладывая картинки составляет рассказ.)

Рефлексия: - Кому мы сегодня помогли?

О чем попросил нас листочек?

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область «Познание»

Тема «Осень»

для детей 4-5 лет (средняя группа)

Воспитатель:

Лихацкая Е.А.

с.Благодатное

2012 г.

НОД - Образовательная область «Познание»

Тема «Осень»

Цель: Систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе учить самостоятельно, находить их.

Задачи:

Образовательная:

Продолжать вызывать приятные воспоминания, связанные с восприятием красоты осенней природы.

Развивающая:

Закреплять знания детей об осенних изменениях в природе. Уточнять представление о цветовой гамме осеннего леса, о разных породах деревьев.

Воспитывающая:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, эмоционально-эстетические чувства, отзывчивость, доброту.

Материалы: осенние листья березы, клена, дуба, тополя. Картинки с изображением леса осенью. Игрушка – кукла Катя, макеты деревьев, корзинки, листики тополя, березы, клена, дуба.

Методы и приемы : словесный, наглядный, практический, игровой. (Показ предметных картинок и иллюстраций с изображением осенней природы. Рассказ воспитателя. Использование художественного слова. Проведение дидактических игр: «Собери картинку», «Так не бывает», «Покажи и назови части дерева»,«Что лишнее» , «С какого дерева листок?». Подвижная игра «Собери листики в корзинку». Пояснения. Сюрпризный момент.)

Предварительная работа: Экскурсия вокруг детского сада. Рассматривание деревьев разных пород. Упражнения на узнавание деревьев по форме листьев. Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина. Чтение стихов об осени и заучивание их наизусть. Проведение дидактических игр «Найди свое место», «На что похожее», «Скажи ласково» и др.

Игровая мотивация. В гости к детям приходит кукла Катя.

Воспитатель:

Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Посмотрите, группа украшена разноцветными листьями. Давайте вспомним какое сейчас время года?(Осень) Такие пестрые листья – один из признаков осени. Назовите, пожалуйста, другие признаки осени. (Осенью становится холоднее. День становится короче, а ночь – длиннее. Насекомые погибают или прячутся от холода. Перелетные птицы улетают на юг и т.д.)

Рассматривание картин с изображением признаков осени.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь стихотворения об осени!

Дети: рассказывают знакомые им стихотворения

Кукла катя дарит детям конвертики, дети пытаются отгадать что в них, проводится игра

Игра «Собери картинку»

Воспитатель предлагает детям собрать картинки на тему «Осень»

Игра «Так не бывает»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку и ответить: что может быть и чего не может быть осенью.

Воспитатель: Какие красивые картинки вы собрали, молодцы! Осень чудесное время года. Природа дарит деревьям разные краски .

В лесу растут деревья, кустарники, грибы, ягоды, живут разные звери.

Давайте вместе все отправимся в лес.

Ребята посмотрите что я нашла. Это корзина с осенними листиками и рассыпает листики на полу.

Скажите листики с каких деревьев вы видите?

Дети: С березы, тополя, дуба, клена.

Упражнение «Покажи и назови части дерева»

Воспитатель показывает на картинке корни, ствол, ветки, листья, плоды дети называют их

Упражнение «Что лишнее»

Воспитатель предлагает картинки где необходимо найти лишний предмет, и объяснить почему он лишний

Воспитатель: Давайте немного поиграем с ними, берите их в ручки. Представьте, что вы – листочки! Сейчас мы будем летать, кружиться и медленно опускаться на землю.

Проводиться речь с движениями «Листики»

Мы листики осенние, покачивание руками над головой

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели. бег, и руки в стороны

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. присесть

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю снова сели присесть

Воспитатель: Посмотрите, ребята, когда мы пришли в лес, на деревьях были листочки, а сейчас они опали, деревья стоят голые. Подул ветер, и листья оторвались от своих веточек.

  • Как называется это явление?

Дети : листопад.

Воспитатель:

А давайте устроим листопад, подбросим листики вверх. Смотрите, на осенней полянке много опавших листьев. Я предлагаю их собрать.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель дает задание каждому ребенку задание собрать листья определенного дерева:

Алеша, собери листья березы.

Даша, собери листья клена.

Денис, собери листья дуба.

Вика, собери листья тополя.

Пока дети собирают листья, педагог читает отрывок из стихотворения Н. Найденовой «Листопад»:

День осенний так хорош!

Сколько листьев соберешь!

Золотой большой букет –

Нам от осени привет.

Алеша, ты собрал листочки с березы, значит, какие листочки у тебя в руке?

(Березовые листочки.)

Воспитатель: Какие они?

Дети: желтые, березовые.

Воспитатель: Верно. Они с березы. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев?

Дети: б елая кора.

Воспитатель: конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветви.

Воспитатель: - А у тебя, Даша, какие листики?

(У меня кленовые листочки.)

Воспитатель: на что похож листочек?

Дети: на ладошку.
Воспитатель: Как он называется?

Дети : кленовый листочек

Воспитатель: какого цвета осенние кленовые листочки?

Дети: красные, рыжие.

Воспитатель:

Денис, какие листья ты собрал? (Я собрал дубовые листья.)

Воспитатель: Какие они?

Дети: д убовые, желтые.

Воспитатель: - А какие листочки собрала Вика? (Я собрала тополиные листочки.)

Проводиться игра «Собери листики в корзинку»

Дети раскладывают каждый вид листиков в отдельную корзинку. Высыпим листики под каждое деревце вместе с куклой Катей, чтобы корни были в тепле всю зиму.

Итог ОД, кукла Катя дарит детям памятные медальки, похвала детей.

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

Данная НОД, была построена, мною в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей среднего возраста.

Были поставлены образовательные и воспитательные цели с учетом особенностей и места данного занятия в теме «Осень». Уровень подготовленности детей соответствует их возрасту.

При подготовке занятия использовались методические материалы по обучению дошкольников. Основная задача ТРИЗ – технологии – это привить ребенку радость творческих открытий. При разработке НОД я решила внедрить специальную игрушку – героя занятия (в нашем занятии – кукла Катя), которая « помогала» воспитателю. От лица куклы Кати, задавались проблемные вопросы, с ней проводились диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражала свое мнение, спрашивала и уточняла непонятное. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивало активность и заинтересованность детей. При этом был обеспечен естественный переход детей от одного вида деятельности к другому.

В работе с детьми соблюдались общие дидактические принципы: последовательность, наглядность, оптимальность, учет возрастных особенностей. Для реализации этих принципов применяла разнообразные виды детской деятельности: познавательно-развивающую, исследовательскую, игровую. Использование таких приемов и методов как: введение в игровую ситуацию, знакомство с игровым персонажем, сюрприз, показ, пояснение, демонстрация изображений объектов, обыгрывание макетов, пальчиковая гимнастика, дидактические и подвижные игры, использование ТСО поддерживало интерес детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Материал подавался эмоционально с соблюдением педагогической этики и такта. Морально-психологический климат в процессе всей образовательной деятельности был комфортным для детей. Санитарно-гигиенические условия соответствовали нормам.

Вывод: Сочетание разных методов и приемов, применяемых мною, рациональное использование пособий способствовало достижению поставленных целей образовательного и воспитательного процесса.


Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием личностно - ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных технологий.

Программные задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, работа с календарём природы, отгадывание загадок, рассматривание осенних листочков, подвижные и дидактические игры по данной теме.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:

Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель : Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре? (Золотая), а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель : Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги).
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель : Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали!!! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки), какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей). (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель : А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая-то записочка от него. Прочитаем ее. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает):
«Освобожу я вашу Осень, если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.»
Воспитатель : Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень. Рефлексия: Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей. Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!

Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Осень». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект итогового познавательного занятия, направленного на закрепление знаний детей о времени года осень.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Осень»

Форма проведения : КВН.

Интеграция образовательных областей : «Познание». «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».

Цель ; продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.

Задачи : образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.

Развивающие : развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Речевые : развивать диалогическую, связную речь, закрепить словарь детей: вереница, моросящие, сварливые, спячка.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, коллективизм, уважение к товарищам по команде.

Демонстрационный материал : иллюстрации осеннего пейзажа, уборки хлеба, перелетных и зимующих птиц, кружочки зеленые и красные по 10 штук.

Раздаточный материал : эмблемы для команд, сладкие призы.

Методические приёмы: игровая ситуация, соревнование, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов, награждение.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, экскурсия в парк, беседа о птицах, наблюдение за работой колхозников.

Ход НОД:

Воспитатель . Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Вот как поэтесса И.Михайлова рассказывает в своём произведении про разноцветные осенние листья.

Ребенок читает стихотворение И. Михайловой «Как обидно».

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золото,

Как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на деревья мокрые

Подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно:

Листьев нет - лишь ветки видно.

Воспитатель. Сегодня мы с вами проведём КВН, посвященный времени года - осень. У нас две команды, которые называются «Рябинки» и «Осенние листочки». Поприветствуем друг друга.

Капитан команды «Рябинка».

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

Мы, рябинки, осень празднуем,

Бусы красные надев.

Капитан команды «Осенние листочки».

Листья мы зеленые,

С липы мы и с клена мы,

Мы на веточках сидели,

А потом мы пожелтели.

Воспитатель . Чтобы оценить результаты конкурсов, нам необходимо выбрать жюри, которое будет оценивать команды. Зеленые кружки будет получать команда «Осенние листочки», а красные кружки команда «Рябинки».

(Заходит Буратино)

Буратино . Здравствуйте, дети. Как у вас красиво, прямо как в осеннем лесу, в котором я нашёл вот эти волшебные листья. На них написаны загадки, а читать я не умею, помогите, пожалуйста, разгадать их.

Воспитатель. Да, Буратино, плохо, когда не умеешь читать. Давай, для разминки отгадаем твои загадки.

(Загадки читаются по очереди, сначала команде «Рябинки», потом команде «Осенние листочки»)

1. Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

2. Под сосною у дорожки,

Кто стоит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы? (Гриб)

3 .Вот кто-то важный

На белой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор)

4 .Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь гладко,

Откусишь - сладко. (Яблоко)

5. Летом вырастают,

А осенью опадают (Листья)

6. Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю. (Осень)

7. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст,

Покапай немножко,

Под кустом… (картошка)

8. Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

(оценивается конкурс)

Буратино: Спасибо, вам, дети. Вы очень умные на свете. Я тоже хочу так отгадывать загадки.

Воспитатель . Буратино, оставайся у нас мы тебя многому научим.

Буратино. Я согласен, буду учиться вместе с вами.

Воспитатель . Дети, а теперь давайте расскажем Буратино по каким признакам можно определить время года осень.

Команды по очереди называют признаки осени:

солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай, шьют тёплую одежду. (оценка конкурса)

Воспитатель: Сейчас будут соревноваться капитаны команд. Им надо из имеющихся иллюстраций птиц, выбрать: капитану команды « Рябинки» - перелетных птиц, а капитану команды «Осенние листочки»- зимующих птиц. (Капитаны располагают картинки на доске).

Буратино . Дети, пока капитаны команд соревнуются, я предлагаю вам поиграть в игру «Перелёт птиц».

Воспитатель . Давайте проверим, как справились с заданием наши капитаны. (Оценка конкурса).

Воспитатель . Следующий конкурс «Разгадай ребус».

(Команды поочерёдно разгадывают ребусы).

Воспитатель . Конкурс эрудитов «Умники и умницы».

Вопросы для команды «Осенние листочки»

1. Какими словами можно сказать ласково о лесе? (лесок, лесочек)

2. Кто разносит семена растений? (люди, птицы, животные, насекомые)

3. Какие звери линяют в осенний период? (белки, зайцы, лисы)

4. Как называются грибы, растущие на пнях? (опята)

5. Какие птицы летят вереницей? (утки, гуси, лебеди)

6. Как готовятся звери к зиме? (строят норы, делают запасы, впадают в спячку)

Вопросы для команды «Рябинки»

1. Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? (лесник, лесничий)

2. Какие осенние месяца вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

3. Какие звери впадают в спячку? (медведи, ежи, барсуки)

4. Какой гриб носит имя дикого животного? (лисичка)

5. Какие птицы улетают стаей?(ласточки, стрижи, грачи, скворцы)

6.Как называется дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (зимний)

(оценка конкурса)

Буратино. Дети, посмотрите какие у меня замечательные картинки. На одной нарисован лес, на другой - хлеб. Давайте придумаем для них красивые слова. Команда «Осенние листочки» придумывает к слову «ЛЕС». Команда «Рябинки» к слову «ХЛЕБ».

(ЛЕС- большой, зеленый, красивый, родной, богатый, молодой, живой, сосновый, дубовый, светлый, осенний, дремучий, хвойный, смешанный).

(ХЛЕБ - пшеничный, ржаной, свежий, вкусный, хрустящий, ароматный, аппетитный, поджаристый, румяный, белый, пышный, душистый).

(оценка конкурса)

Буратино. Дети, какие вы молодцы. Много всего знаете и умеете. Я тоже буду читать, заниматься и стану таким же умным, как и вы.

Воспитатель : Буратино, пока жюри оценивает конкурсы, дети назовут приметы и пословицы об осени.

2. Быстрый дружный листопад - на суровую зиму.

3. Холодный сентябрь да сыт.

4. Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей об осени;
  • развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью;
  • развивать обобщённые представления о птицах;
  • развитие речи;
  • обогащение словарного запаса детей.

Словарная работа: перелётные, зимующие, кочующие

Оборудование: иллюстрации птиц, картины осени, шапочки животных, карандаши

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

Дети: С весёлым, хорошим

В: Покажите мне ваше хорошее настроение. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.

В: Послушайте стихотворение.

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

В: По каким приметам вы догадались, что это осень?

Д: Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее, и т.д.

В: Какие приметы осени ещё вы знаете? (называют )

В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?

Д: Мало света, тепла

В: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?

Д: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т.д.

В: Ребята! Вся ли осень одинаковая?

В: Какая бывает осень?

Д: Ранняя и поздняя?

В: Что бывает ранней осенью?

Д: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают и т.д.

В: Что бывает поздней осенью?

Д: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели и т.д.

3. В: Ребята, каких зверей можно встретить в лесу осенью? (называют ) А сейчас мы узнаем чем они занимаются осенью в лесу. (дети в масках рассказывают о себе )

Ёж: Деревья готовятся к зиме, и я тоже готовлюсь. Всё лето я накапливал жир, ведь мне предстоит долгая спячка. Спать я буду в укромном месте, в сухих листьях и в траве. Я собираю листочки, чтобы сделать тёплую постельку на зиму.

Медведь: Закружился листопад в лесу, пора пришла мне подыскать место для берлоги. Место должно быть надёжным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоёй и сухим мхом, чтобы было тепло. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.

Лиса: А мы, лисы, к зиме шубку меняем на тёплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки тёплые. А каким пушистым хвост становится! Нора моя в глухом лесу. Зимой мышки от голода спасают.

Заяц: Сейчас я линяю: вместо серой вырастает белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю я полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади.

Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдём добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.

Целый день я всё скакала,
Осенью ведь дел не мало:
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нём тепло,
Застелить его ковром -
Тёплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну, а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите -
Непременно угощу.
Лист осенний облетает,
Льётся с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый -
Серенький, пушистый.

4. В: А сейчас отдохнём.

5. В: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Д: Улетели в тёплые края

В: Почему они от нас улетели?

Д: Стало холодно и голодно

В: Как называются птицы, которые улетели?

Д: Перелётные

В: Назовите этих птиц?

Д: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т.д.

В: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Д: Зимующие

В: Назовите зимующих птиц?

Д: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст и т.д.

В: Я хочу вам сказать, что с наступлением холодов с севера перекочёвывают к нам чижи, свиристели, чечётки, снегири - это кочующие птицы. Как вы думаете, почему их назвали кочующие? (отвечают )

В: Кочующие, потому, что отлетают на небольшие расстояния. Привыкли жить в холоде.

6. Игра "Помести птицу в свой дом".

В: Ребята, где живут птицы?

Д: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т.д.

Соедините линиями какая птица где живёт, поместите её в свой дом.

7. Итог занятия

Понравилось ли вам занятие?

Что запомнилось?

Что запомнили интересного?


© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции