23.09.2019

Волонтерство: история возникновения и становления. Мероприятия волонтерского движения. Просто друзья. Рассказ о волонтерах, которые работают в психоневрологическом интернате


(уход за детьми в больницах и детдомах для детей с инвалидностью):

Помимо всего сказанного, волонтеры — это целый коллектив. Это новые интересные знакомые, которые поддержат, поделятся опытом. Здесь есть психологи, к которым можно обратиться за помощью в случае какой-то трудной ситуации. Проходят различные тренинги и семинары.

Алла, проект« Волонтерский уход »

(уход за детьми в больницах и детдомах для детей с инвалидностью)

Сначала было страшно. Прийти на первую встречу в фонд, оставить свой номер телефона: а вдруг я не смогу, разочаруюсь, перегорю, надоест, не справлюсь… Страшно было идти на собеседование с психологом.

Внутри был огромный, тугой пучок сомнений и страхов. Но так всегда: самое желанное — пугает больше всего. Я решила идти за желанием, идти туда, куда зовёт сердце.

Популярное

И в первый день в больнице было страшно. Несмотря на то что с новичком выходит опытный волонтер и необязательно тут же с порога проводить ребенку сложные медицинские процедуры — было страшно. Было больно и трудно.

Но только когда я начала приходить к детям в больничные палаты, мне раз за разом становилось легче. Я поняла, насколько мне не хватало этого в жизни, как много мне дают эти дети, как меняют моё отношение ко всему происходящему вокруг. Как я становлюсь спокойнее, терпимее, мудрее. Как открывается сердце и наполняется теплом, любовью…

Я вывела для себя свою волонтерскую миссию: главное — чтобы дети со мной улыбались и получали хоть немного столь недостающей, ценной и нужной для них любви взрослого. Своего личного взрослого! А остальное блестяще делают врачи.

Анна, волонтер проекта« Близкие люди »

(помощь приемным семьям, которые берут детей с особенностями развития)

Я являюсь куратором одной семьи вот уже 3 года. Сперва название проекта« Близкие люди» меня немного путало, и мне казалось, что я должна быть для них кем-то вроде родственника. Потом на семинаре я поняла, что ни в коем случае не должна сама активно внедряться в жизнь семьи, а должна быть готова оперативно откликнуться на ее просьбу, но не навязывать своих позиций и помощи, даже если я считаю, что надо для ребенка что-то делать иначе. Эта работа учит меня не только помогать приемной маме, которой бывает нужна помощь фонда и моя помощь как куратора семьи, но и лучше чувствовать баланс в отношениях людей. И, конечно, наполняет мою жизнь дополнительным смыслом.

Полина, волонтер команды по мероприятиям

Сложно сказать, когда у меня появилось желание помогать людям. Кажется, я с ним родилась, и еще в детстве стремилась помочь, где только могла. С возрастом узнала о таком явлении, как волонтерство. Сначала не понимала, как к этому делу подступиться. Потом, осмелев, хваталась абсолютно за все, старалась быть везде, перечисляла деньги, ездила в детдома, отправляла посылки малообеспеченным семьям и делала еще тысячу вещей… Однако скоро пришло понимание, что успеть везде невозможно. Сейчас у меня 2 основных направления волонтерской работы: проведение творческих мастерских в фонде« Волонтеры в помощь детям-сиротам» и работа по поддержке неофициального благотворительного движения в подмосковной Дубне. Я рада, что мои умения приносят пользу: игрушки, созданные на мастерских, реализуются за пожертвования на мероприятиях и приносят средства в фонд, мои тексты на интернет-площадках помогают волонтерскому движению« Добрая Дубна» информировать людей о своей деятельности, собирать средства для помощи, привлекать внимание к проблемам.

Анна, волонтер программы« Профилактика социального сиротства »

(помощь кровным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на грани отказа или изъятия ребенка)

Я пришла в фонд полтора года назад. Получила рассылку как слушатель курсов повышения квалификации в Институте перинатальной психологии. Меня пригласили в команду психологов, занимающуюся профилактикой отказов от новорожденных в родильных домах. В течение месяца мы проходили обучение, которое дало мне не только новые знания, но и возможность общения с коллегами-единомышленниками и принесло кучу положительных эмоций. За время моей волонтерской деятельности я выезжала в родильные дома больше 10 раз. В мои дежурства часто случаются вызовы в роддома. Наверное, это действительно« мое». Если даже не удается предотвратить отказ от ребенка, я все равно считаю свою работу не напрасной. Ведь оказать женщинам психологическую поддержку в такой сложный момент — это уже очень важно, а в их окружении обычно нет людей, способных это сделать. Мой самый счастливый случай — это мамочка, которая обратилась за помощью в наш фонд 31 декабря. Ей некуда было идти из роддома с новорожденным, и если бы не помощь фонда, она вынуждена была бы отказаться от ребенка. 1 января мы забирали ее в наш приют:) Сейчас я потихоньку втягиваюсь в еще один вид профессиональной деятельности — начинаю проводить собеседования с волонтерами, поступающими в различные программы нашего фонда. Я очень благодарна за подаренную мне возможность профессионального обучения, роста и развития.

Мария Федулова, проект« Быть рядом »

(поддержка детей в детских домах, наставничество, помощь в учебе и выборе профессии)

Очень трудно однозначно ответить, почему уже шестой год свое свободное время я посвящаю поездкам к детям. Наверное, потому что дети — это моя жизнь, потому что я получаю от них в сотни раз больше, чем отдаю, потому что дети — это наше будущее. При этом я отчетливо представляю, что мои(хоть и регулярные поездки) вряд ли кардинальным образом изменят их жизнь сейчас. Но есть пара« но», которые заставляют меня не опускать руки и ехать в интернат снова и снова, несмотря ни на что. Отношения с детьми выстраивались очень долго, кропотливо, и только по прошествии более трех лет я наконец поняла, что дети по‑настоящему приняли меня и я стала для них близка, стала их другом. За это время я, как волонтер, не прогуляла
ни одной поездки к ним, и дети всегда меня встречали тепло и радостно, но не было чего-то. И вот оно появилось — появилась дружба, доверие. И я просто не могу предать эту дружбу, обмануть их ожидания. Иногда так случается, что чья-то мимолетная фраза, поступок или пример может изменить жизнь или отношение к каким-то вещам. И пока есть вероятность, что мои — пусть и не очень идеальные — пример, совет, мнение да и просто мои слова, поступки могут направить их в жизни, я буду продолжать поездки.

Если ты хочешь помогать детям, но не знаешь, как это сделать — заходи на страницу благотворительного фонда«

Сочинение на тему «Волонтерство в современном мире» Вы можете написать используя представленный вариант.

Сочинение «Если бы я был волонтером»

Волонтерство — это зов души. Понятие волонтерства появилось достаточно давно. Сначала так называли добровольную военную службу в некоторых Европейских странах. На сегодня это слово применяют мирные жители в значении «безвозмездно».

Я хочу стать волонтером, потому что хочу помогать другим. Последние несколько лет наша страна находится в тяжелом положении. Поэтому ей, безусловно, нужна поддержка со стороны простого народа. А такими народными посланниками является именно волонтеры — люди, которые добровольно взялись за это нелегкое дело. Они помогают вещами, продуктами, необходимыми медикаментами. И они действительно нужны.

И волонтеры важны не только в этом деле. Медицина, образование, социальные службы, литература, культура — везде нужны такие помощники. Но зачем люди тратят свое время без всякой финансовой выгоды? К счастью, мир наш еще не совсем пришел в упадок. И остались люди, которые готовы помогать не словом, а делом. Их мотивацией является помощь другим, чтобы этот мир стал лучше.

Будучи волонтером можно научиться чему-то новому, найти полезные связи или просто подружиться с приятным человеком. Особенно это полезно для молодежи. Работа волонтера научит их ответственности, терпимости и профессионализма в определенных областях.

Я считаю, что волонтерство является зовом души. И если вы наделены таким чувством, то вы счастливый человек во этом мире. Помните: сделать жизнь лучше может каждый из нас. Каждый из нас может отдать старые книги, игрушки или вещи в детский дом, каждый может помочь приюту животных, каждый может собрать продукты или деньги для нуждающихся.

В Минске одна группа волонтеров уже несколько лет регулярно приезжает в гости к проживающим в интернате на улице Ваупшасова 35. Устраивают дискотеки, просто гуляют и общаются. Для чего они это делают и почему самая лучшая помощь не стоит денег, читайте в нашем репортаже.

Пришли с праздником

Команда молодых девушек бодро идет от остановки автобуса к желтому дому, в котором расположен психоневрологический интернат № 2. «Психоневрологический» звучит страшновато. Вначале чувствуешь себя неуютно в казенных коридорах. Запахи и звуки тоже непривычны для пришедшего сюда впервые.

Это ощущение снимает веселый настрой девушек. В рюкзаках у них костюмы и реквизит для самодеятельного концерта. Все они студентки педагогического университета, будущие педагоги-дефектологи. Их учат работать с людьми с особенностями развития. Проживающие в этом интернате относятся именно к таким.

«Прийти с улицы в интернат и начать что-то хорошее там делать особо-то и не получится. Некоторые проживающие могут быть непредсказуемы, нужно иметь багаж знаний хоть небольшой, чтобы помогать людям. Ничего страшного тут нет, достаточно знать, как себя вести», – рассказывает Яна, руководитель волонтеров.

Работники интерната встречают девочек с улыбкой – они тут частые посетители. Маленькая комната культработника становится гримеркой для всей команды волонтеров. Зеленое боа, воздушные шарики, шапочка для плавания – и Катя становится проводницей Веркой. Яркий образ сразу же зажигает местную публику.

Девочки поют вживую. Действительно стараются, волнуются перед выходом на сцену, репетируют в коридоре. Всем весело, хороводы, объятия, селфи. Для проживающих в интернате такой концерт – настоящее событие в череде однообразных дней. Местные обитатели с нетерпением его ждут, а потом долго вспоминают, просматривая фото на телефонах.



Приезд волонтеров – классный способ познакомиться с красивой девушкой. Обитатели интерната просят у гостей номера телефонов. Девушки не отказывают, а местные жители любят звонить друзьям в «большой мир». Поздравляют с праздниками, рассказывают о событиях в своей интернатской жизни. Простое общение порой важнее веселых концертов.

– Представьте: живете вы в своей квартире и выйти погулять можете только вокруг дома. Выезжаете в большой мир редко. Соседи не меняются – всегда одни и те же люди. Вот в похожих условиях живут люди в интернате. Им не хватает простого нормального общения, – говорит Яна.
Я в первый приезд оставила свой номер одному из проживающих. Оказалось, у них есть чем похвастаться. В интернате работает театральная студия и единственный в СНГ оркестр людей с особенностями психоневрологического развития. Эти коллективы периодически ездят с гастролями на конкурсы и фестивали. Каждое выступление – радость и гордость «особенных» артистов, они обожают звонить и рассказывать друзьям о своих достижениях. Достаточно просто выслушать – и человеку приятно.

«Мы не можем не приезжать»

Следующий визит в интернат прошел без музыки и зеленого боа. Яна приехала одна, проведать давних знакомых. Идем в комнату к Андрею, они с Яной знакомы семь лет. Теплые тапочки, коляска, разрешение санитаров – двигаемся на прогулку. Выехать на улицу сам Андрей не может, а санитары не всегда могут уделить внимание каждому проживающему.

Андрей живет в интернате с 1990 года. До этого он жил в детском интернате. Можно сказать, типичная история для обитателей подобных учреждений. Вся жизнь так и проходит. Мама Андрея жива, но перестала его навещать. А во дворе интерната яблони цветут. По очереди везем Андрея по дорожке вокруг интерната и разговариваем с Яной о волонтерстве.

– Когда мы начинали с моей командой, с девочками, ездить, у нас всегда какая-то акция, концерт. После пар мы собирались и все ехали в интернат дружно. Минимум раз в неделю бывали. Постепенно эта деятельность переросла в дружбу. Когда можно просто пообщаться. Распределялись по интернату, знакомились и подолгу болтали.
У каждого тут своя история, у кого-то из них мама умерла. У кого-то мама не приезжает и бросила. Для каждого человека это очень важно, а поговорить о таких проблемах в интернате, по большому счету, не с кем.

Андрей понемногу участвует в нашем диалоге. Речь у него затруднена, мне трудно его понимать, а у Яны это получается без проблем. Разговор о жизни плавно переходит к воспоминаниям о том, как все начиналось.

– Сначала было психологически тяжело. Я сидела, слушала и плакала порой. Такая жизнь тяжелая. Потом привыкаешь, рассказываешь в ответ о своих проблемах – и всем становится легче.

Сейчас учеба закончилась, появилась работа, у кого-то уже семьи. Стало тяжелее выбираться сюда. Но мы не можем перестать ездить вообще. Пусть редко, но мы должны здесь бывать. Просто перестать ездить – означает бросить. А для людей в интернате это сильный удар. Волонтерство для меня теперь – это когда ты приедешь, с кем-то поплачешь, погуляешь, выпьешь кофе.

Людей немало ездит в интернат. Ездят ребята из Военной академии с хорошими концертами, приезжают священники, мы делаем концерты и дискотеки. Каждая такая движуха – яркое событие. Но без простого общения все равно очень тяжело.

А зачем?

– Мы не преследуем какой-то большой цели, не пытаемся что-то кардинально изменить. Просто общаемся и все. Хоть здесь живут люди с особенностями, но они тоже люди. Также хотят дружить и любить. Пока они не включены в жизнь общества, мы приносим им свое общество.

Наш подход не требует ни денег сильно больших, ни каких-то очень серьезных знаний. Было бы желание. Но излишнее внимание – тоже плохо. Когда ездят толпы волонтеров, интернат начинает напоминать музей. Приедут люди, поохают, поахают и уедут. Многих проживающих такой подход раздражает. Интернаты – закрытые учреждения, и они должны оставаться закрытыми и допускать только серьезно заинтересованных в такой работе людей. Волонтерство – это ответственная дружба.
Директор психоневрологического интерната № 2 считает, что деятельность волонтеров важна для «особенных» людей.

– Мы обеспечиваем людям в нашем интернате полноценную жизнь. Работаем для того, чтобы они не чувствовали себя какими-то ущербными или выброшенными за борт. И красивые молодые люди, готовые дарить свое общество нашим проживающим, только помогают нам – рассказала директор интерната Эльмира Шерметова.

Добрый день, дорогие друзья! Стартовал знаковый для добровольческого сообщества год. И я продолжаю составлять посты по этой теме. Небольшие, поскольку обрабатываю информацию частями, «дробно». Зачем? Наверное, прежде всего, для того, чтобы самой основательно разобраться в этой теме.

ОФИЦИАЛЬНО

6 декабря 2017 года, на церемонии вручения премии «Доброволец России 2017», Президент РФ Владимир Путин объявил 2018-й годом добровольца и волонтера. Глава государства отметил, что 2018-й станет годом "всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России". По его мнению, примеров гражданского участия и солидарности становится больше с каждым годом. Также Путин подчеркнул, что волонтерское и добровольческое движение объединило людей разного возраста и профессий, которые стремятся делать добро, "быть там, где нужны их знания, опыт, участие и бескорыстная помощь". Также, в конце ноября президент России подписал указ об учреждении Дня добровольца, который будут отмечать 5 декабря.

Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева подчеркнула, что волонтёрское движение обладает большим потенциалом. - Волонтёрскому движению сегодня необходимо формировать социально-значимый заказ на массовую подготовку лидеров-волонтёров, которые смогут привлечь в добровольчество креативных и мыслящих людей. Для этого нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтёрской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтёров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику, – считает Министр.

СПРАВОЧНО

По данным Росстата, число волонтёров в III квартале 2017 года составило 1,4 млн человек. Это на 20% больше, чем в тот же период 2016 года.

Росстат фиксирует, что на волонтёрскую работу россияне в среднем тратят около девяти часов в месяц. Большинство помогают детям, старикам, инвалидам. Волонтёры также занимаются уборкой мусора и озеленением в своих населённых пунктах, сбором средств на благотворительность, оказывают бесплатную медицинскую или юридическую помощь, помогают животным.

Подробная информация о добровольческом движении, проведении конкурсов и проектов публикуется на портале Единой информационной системы «Добровольцы России»

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий».

Волонтер (доброволец) – это человек, который по доброй воле принял решение посвятить своё время, опыт, знания, умения и навыки работе общественного блага, помощи другим или проведению какого-либо мероприятия на безвозмездной основе.

ПОЧЕМУ СТАНОВЯТСЯ ДОБРОВОЛЬЦАМИ?

1. Идея , отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности;

2. Психологическая потребность быть нужным . Добровольческое (волонтерское) движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою потребность;

3. Потребность в общении . Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом;

4. Интерес. Работа волонтером зачастую связана не стандартными подходами и новыми возможностями;

5. Антураж . Начинающих добровольцев чаще интересует внешняя привлекательность движения (единая форма одежды, значки и т.д.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков;

6. Карьера и самореализация . Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной и межличностной сфере. Иногда карьера психолога или педагога начинается именно в волонтёрском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, организаторские;

7. Творческие возможности . Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от имеющейся профессии - журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн;

8. Досуг . Время можно тратить двумя способами - с пользой и без. Первый вариант – это волонтерское движение;

9. Подтверждение своей самостоятельности и взрослости . Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою зрелость и самостоятельность;

10. Ресурсные возможности . Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, возможности участия в интересных мероприятиях и т.д.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа в детских домах и приютах

Помощь ветеранам и пожилым людям

Охрана окружающей среды и защита животных

Молодежные патрули

Восстановление и уход за воинскими могилами и памятниками времен Отечественной войны

Экскурсионная деятельность

Участие в акциях и мероприятиях, пропагандирующих семейные ценности, здоровый образ жизни, активную жизненную позицию, патриотизм, добровольческую деятельность и т.д.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- Профессиональное добровольчество . Направлено на получение опыта работы по избранной специальности.

Например, будущие социологи, психологи, юристы, медицинские и социальные работники, педагоги выбирают волонтёрское движение для приобретения профессиональных навыков.

- Общественное волонтерство . Нам очень известна массовая полезная работа: уборка клумб и парков, очистка водоемов, посадка саженцев и т.д. Цель такой работы – знакомство с новыми людьми, общение и помощь обществу.

- Виртуальное добровольчество . Бесплатная Интернет работа в домашних условиях. В отличие от других видов волонтерства виртуальная деятельность не ограничена временными рамками. Онлайн помощь может осуществляться в течение 24 часов в сутки, в выходные и праздничные дни, в любых погодных условиях.

- Семейное добровольчество . Это деятельность нескольких членов семьи (взрослые, дети)

ВОЛОНТЕРСТВО В РОССИИ

Российская история знает множество примеров добровольного благотворительного труда людей на благо нуждающихся в помощи. Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей.

Основанные императрицами благотворительные заведения, послужили основой к созданию российской системы социального патронажа. Наиболее важным общественным занятием дам придворного круга и жен государственных деятелей стало патронирование благотворительных заведений.

Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Её многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества. Княгиня Мария Михайловна активно сотрудничала с ведомством императрицы Марии Федоровны. Получив после смерти деда большое наследство, использовала его на благотворительность.

Но добровольная помощь была уделом не только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и сборы пожертвований на строительство школ, больниц, возведение храмов и помощь в сборе урожая.

В структуру Русского женского взаимно благотворительного общества в начале века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро по приисканию мест и занятий для женщин, совет по устройству общежитий, юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века Высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге. За свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно благотворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.

В одной из крупнейших московских благотворительных организаций - «Обществе попечения нуждающихся детей» - добровольцы были сборщиками пожертвований и посещали бедных. Опять же в Москве в 1894 году по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской Городской Думой было создано учреждение «Городских попечительств о бедных». На обязанности попечительства была возложена задача по изучению потребностей нуждающегося населения, сбору средств и оказанию индивидуальной помощи. Уже в 1899 году было рекомендовано «распространить опыт Москвы в другие города». И таких организаций было множество. На рубеже XIX-XX века в России было 14854 благотворительных учреждения по вопросам общественного патронажа и частной благотворительности.

Термин «добровольчество» в современном понимании или тем более термин «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов ХХ века.


«Добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военное время, не дожидаясь повестки на военную службу, шли защищать свою Родину, так было и в Первую мировую войну, и в Великую Отечественную войну. В советское время – они ехали на Целину, строительство БАМа.

Современное понятие волонтерства в России начало формироваться в 90-е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. В ФЗ РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, принятом в 1995 году, дается юридическое определение волонтера: “Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации” .

Волонтерство является показателем уровня гражданской активности, установки на общественную деятельность и уровня развития демократии в стране.

Одним из наиболее удачных решений, популяризующих добровольческое движение в России, можно считать внедрение на государственном уровне «Личных книжек волонтёра» .


Она предназначена для учета волонтерской деятельности и содержит сведения о «трудовом» стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке; выдается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов РФ по месту жительства волонтера на основании его письменного заявления и личного идентификационного номера, который можно получить, разместив электронную заявку на ресурсе «Добровольцы России» .

В целом добровольческий сектор состоит из сотен тысяч разнообразных объединений и некоммерческих организаций. Наличие свободного времени, желание развиваться, в том числе и в профессиональном плане, привели многих людей к участию в добровольческой деятельности.

«Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают.

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого спа-си-бо не ждут.»

Генрих Акулов

Новое явление – волонтёрство – или для нашей страны оно уже традиционно? Может быть, просто называлось такое движение у нас по-другому? Занимаются волонтёрством только взрослые – или ребята тоже? На эти вопросы может дать ответ классическая детская литература.

Итак, слово «волонтёр» в переводе означает «доброволец». Очень скоро оно стало обозначать не тех, кто ушёл добровольцем на войну, а тех, кто бескорыстно, безвозмездно делает добрые дела, помогает людям или животным, бесплатно трудится на благо нуждающихся.

Первая организация волонтёров возникла в Англии в 1844 году, она всемирно известна и работает до сих пор в разных странах мира. Это - «Христианская ассоциация молодых людей» (Young Men"s Christian Association - YMCA). Она ставит своей целью развитие здоровых «тела, ума и души», утверждённых на христианской вере.

В России в постсоветские времена первые волонтёрские ассоциации начали появляться в 2000-х годах. Их деятельность приветствуется правительством. В ноябре 2017 г., Указом Президента РФ, учреждён День добровольца (волонтёра) – 5 декабря. Волонтёрский труд не оплачивается, но организаторы работ могут оплачивать волонтёрам питание, проживание, проезд, орудия труда и средства индивидуальной защиты. Среди волонтёров выделяются менеджеры (организуют работу), помощники (не прикрепляются к одному человеку) и волонтёры прямой помощи (работают постоянно с конкретным человеком).

Волонтёры:

Помогают социально незащищённым группам населения (дети-сироты или беспризорные, люди с ограниченными возможностями здоровья, престарелые и др.), в том числе защищают их права;

Просвещают людей, пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, распространяют литературу на эти темы;

Помогают спасателям и медикам, например, ищут пропавших людей, прочёсывают местность, опрашивают людей;

Организуют благотворительные концерты, фестивали, театральные выступления (в том числе мероприятия в библиотеке);

Заботятся об экологии (очищают от мусора зелёные зоны, благоустраивают дворы и улицы), а также помогают животным (бездомным зверям, приютам, зоопаркам и т.д.).

Известные акции современных волонтёров в России и Тюмени:

На Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи было задействовано 25 тысяч волонтёров, после чего была создана Ассоциация волонтёрских центров. Волонтёры помогают при проведении всех крупных соревнований.

Крайнюю северную точку Тюменской области – остров Белый очистили от мусора также волонтёры. Им, как и многим волонтёрам, это занятие помогло не только испытать себя, но и оказалось хорошим подспорьем в профессиональной деятельности – изучение флоры и фауны Крайнего Севера.

В 2017 г. волонтёры поискового отряда «Белая сова» (Тюмень) нашли 46 пропавших тюменцев, в том числе детей.

Бездомных животных Тюмени спасает фонд «Потеряшки» .

Поисковики многих регионов (в том числе и нашего) ищут на полях сражений останки погибших солдат и реликвии времён Великой Отечественной войны.

В XX веке (после 1917 года) детские организации активно привлекались к помощи взрослым – их работа делала привлекательной коммунистические идеи и власть в глазах народа. И это были часто по-настоящему благородные дела! Если мы откроем книги А. Богданова или А. Рыбакова (), то прочтём, как пионеры учили грамоте неграмотных взрослых, поддерживали трудовые почины (например, субботники).

Но реально волонтёрской, во многом неформальной (не зависимой от официальных властей) организацией детей стали в 1940 г. (и остаются по сей день) – тимуровцы.

Своих любимых героев Аркадий Гайдар не случайно назвал именами собственных детей – Тимур и Женя. В повести дети попадали в любимую ими завораживающую атмосферу игры и тайны. Так Женя, приехав в деревню, попадает на таинственный чердак с поразительной самодельной системой связи и сигнализации. А это - штаб Тимура Гараева и его друзей, которые втайне помогают семьям военнослужащих (тогда говорили: Красноармейцев) и не дают распоясаться местным хулиганам.

Мы не шайка и не банда,
Не ватага удальцов.
Мы весёлая команда,
Пионеров-молодцов!

Удивительно, но за повесть «Тимур и его команда» А. Гайдара чуть было не репрессировали. Как это – самостоятельность детей, не санкционированное властью? Но, к счастью, обошлось. Книга стала любимой для многих ребят, а её герои – примером.


Писатель тоже не мог расстаться с героями, и появились два продолжения: киносценарии «Комендант снежной крепости» и «Клятва Тимура». Повесть «Тимур и его команда» была дважды экранизирована – уже в 1940 г., вторая экранизация – 1976 г.

Ребята захотели подражать героям полюбившейся книги! Первый тимуровский отряд был создан в том самом городе, где А. Гайдар написал свою повесть – Клин Московской области. Первыми тимуровцами стали 6 учеников школы №2. С 1982 г. в школе работал знаменитый тимуровский штаб «Красный Конник», а теперь называется он «Данко» и названия операций этой детской организации говорят сами за себя – «Ветеран всегда рядом», «Соберём макулатуру», «Молодой солдат» и др. Девиз штаба «Данко» - «Дарим сердце людям».

Наступили суровые военные годы. В своём обращении к детям А. Гайдар учил их вести себя в военной обстановке. Писатель сражался с врагом и погиб. Так же, как многие его читатели – совсем юные и успевшие вырасти.

В годы Великой Отечественной войны тимуровские отряды были в школах, детских домах, при Домах пионеров… Только в РСФСР было более 2 миллионов тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями офицеров и солдат, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. После войны тимуровцы помогали ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов. Появились тимуровцы и в странах Восточной Европы, и даже во Вьетнаме.

Вообще Великая Отечественная война вызвала всплеск детского и подросткового благотворительного добровольчества. Дети помогали ухаживать за ранеными и выступали с концертами в госпиталях. Ребята постарше организовывали в блокадном Ленинграде обогревательные комнаты, в которых поднимали силы изнемогших от холода и голода горожан. В Ленинград приходили из Средней Азии посылки с фруктами, а для бойцов дети вязали носки и варежки, посылали их на фронт.

Тюменский писатель Александр Константинович Тараданкин написал документальную повесть «Тайна ЯМ-5». ЯМ – это ящики для мин. Их делали на заводе тюменские школьники (школы №13, 23 и 25), по своей инициативе пришли они на завод и помогали вооружению армии.

В послевоенной жизни России (СССР) большое значение имела поисковая работа. Вот где предшественники поисковиков сегодняшнего дня!

Благодаря поисковой деятельности тимуровцев были восстановлены многие страницы, биографии А.П. Гайдара, открыты мемориальные музеи писателя.

Вскоре о себе заявила ещё одна детская организация. Это были «Красные следопыты» - пионеры, собиравшие материалы о героях (в том числе не известных широкому кругу людей). Они ходили в походы по местам боёв, создавали в школах музеи. Родственники погибших часто не знали, где лежат их сёстры, братья, отцы, деды. Им сообщали об этом ребята. Инициатором движения выступила во второй половине 1960-х годов ленинградская газета «Ленинские искры», а именно журналист Анна Лазаревна Мойжес.

Много неизвестных страниц войны открыли эти ребята. Разыскали первых исполнителей «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича 9 августа 1942 г. в блокадном городе. Восстановили захоронение ополченцев в Пулково. Уже в наши дни следопытская организация 79-й школы в Санкт-Петербурге «Память сердца» стала инициатором акции «Ленинградские дети», создания мемориала и парка Памяти на месте трагедии у разъезда Лычкова – там был в 1941 году разбомблен эшелон с эвакуированными детьми детских садов Ленинграда. О питерских следопытах, об их находках – упомянутых и прочих – книга Татьяны Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает».

О том, как ребята изучают военные события, узнают о подвигах и подтверждают слова «никто не забыт, ничто не забыто» - рассказывают такие книги, как повесть из цикла о Кроше А. Рыбакова – «Неизвестный солдат» и повесть Юрия Яковлева «Зимородок».

Чуть старше Василя, Зои и Марата был парнишка невысокого роста (Зимородок), свистевший иволгой, носивший пиджак, застёгнутый на две пуговицы.

Это он прыгнул с парашютом в тыл врага, взорвал мост… А потом узнал, что если его не найдут, то расстреляют заложников – практически половину деревни. И сам отдал себя в руки фашистов, которые его расстреляли… но, может быть, он всё-таки остался жив? И, может быть, это собственный учитель ребят – Сергей Иванович? Экранизация повести осуществлена в 1972 году.

Большим уважением пользовались «Красные следопыты». В Мигуля и Л. Ошанин написали о них песню. А Александра Пахмутова – целую кантату.

Но в позднее советское время во многих детских добровольных организациях появились ростки формализма. Главное для ненастоящего горе-следопыта – прославиться, принести экспонат в музей… но что будет с теми, для кого последнее письмо родного человека с фронта – всё, что осталось, бесценная реликвия? Об этом рассказ Б. Васильева «Экспонат №…».

Но давайте будем говорить о тех, кто действительно заслуживает внимания!

Волонтёром может быть любой человек, даже не принадлежащий ни к какой добровольной организации. И помогать он может тем, кто о помощи и вообще попросить-то не может – в отличие от людей. Например, много рассказов Юрия Яковлева о детях, которые бескорыстно помогают другим. Но рассказ «Багульник» выделяется среди всех. Отчего это Коста – средний ученик средних классов средней школы засыпает во время урока?

Оказывается, он гуляет с собаками – всё время разными. С чужими. У сеттера хозяин ходит с костылём, не может много двигаться. За боксёром вообще ухаживать некому – хозяева уехали, а собака на балконе живёт, ещё и покормить беднягу надо. Мальчик – хозяин таксы – болеет. А четвёртая подопечная собака Косты ждёт на морском берегу. Ждёт хозяина, который погиб. Вот такая история доброго мальчика-молчальника, который любит животных и знает природу (например, когда багульник зацветает).

И этой историей писатель словно подсказывает нам – любой из нас может стать волонтёром. А значит, Год волонтёра – самый, что ни на есть, наш с Вами год. Всегда рядом есть кто-то, кто ждёт нашей помощи и нуждается в ней.

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь
Детской библиотеки имени Константина Яковлевича Лагунова



© 2024
alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции