20.09.2019

Характеристика папа из повести детство толстого. Яркие события из детства Л. Н. Толстого


Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

Я иду на урок: 5–7-й классы

Наталья ШИШКИНА

Наталья Геннадьевна ШИШКИНА - учитель русского языка и литературы школы № 32, г. Самара.

Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

К ак показывает опыт, повесть Толстого - достаточно сложное для восприятия пятиклассников произведение. Но когда ещё читать «Детство»? Может быть, страницы повести откроют ребятам и удержат в их памяти “счастливую невозвратную пору”. Но куда важнее другое: как можно раньше разбудить в них вкус к страницам Л.Н. Толстого с их глубочайшим и вместе с тем доступным даже пятиклассникам психологизмом.

В результате долгой работы над рукописью первоначальный сюжет лишился всякой внешней событийности и занимательности и был до такой степени упрощён, что в самом подробном пересказе укладывается в несколько строк. При этом нужно будет упомянуть такие, например, события: учитель-немец Карл Иваныч над головой спящего Николеньки прихлопнул муху, mаmаn за завтраком отложила шесть кусочков сахару для любимых слуг, отец разговаривает с приказчиком, Иртеньевы собираются на охоту.

Интересны не события сами по себе, интересны контрасты и противоречия чувств, которые, собст­венно, и являются предметом повествования. Вся картина пронизывается личным отношением рассказчика. С образом Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Толстого - мысль о громадных духовных возможностях человека, рождённого для движения, для нравственного и духовного роста. Новое в герое и в открывающемся ему день за днём мире особенно занимало Толстого, слово “новый” - едва ли не самый распространённый и характерный эпитет книги: оно вынесено в названия глав («Новый взгляд», «Новые товарищи») и стало одним из ведущих мотивов повести.

Автор стремится “на биографии определённого человека выявить общие законы становления человеческой личности”. Задача учителя - помочь школьникам понять, как через восприятие Николеньки раскрывается сложный внутренний мир ребёнка, его представления о мире.

Корень счастливого и доброго состояния в детстве видится Толстому в состоянии некоей рассосредоточенности и ясной любовной созерцательности. Ребёнок всё время устремлён в окружающее, а не в себя. Ему совсем не присуща конкретность желаний, которая, устремляя взрослого в одну какую-нибудь сторону, мешает ему видеть голубое небо, бабочку, трепещущую крылышками на солнце, и всю прочую радующую и заставляющую любить красоту мира. Ребёнок по духовной природе своей раскрыт для всего мира, всем интересуется, всему радуется, всё любит.

Этой мысли служит в повести, например, эпизод на охоте, когда Николенька упускает зайца. Придя на место, указанное отцом, Николенька сидит с собакой и ждёт зайца, чтобы затравить его. Но детская натура его не может долго оставаться в этом состоянии неестественной напряжённости. Николенька отвлекается созерцанием муравьёв, которые один за другим торопятся по пробитым ими торным дорожкам. Николенька подставляет им препятствие и любуется, как они его преодолевают. Потом его внимание привлекает бабочка с жёлтыми крылышками. Он с удовольствием смотрит, как она, пригретая солнцем, прижимается к цветку. Погружённый в это изумлённо-любовное созерцание жизни природы, Николенька совершенно забывает об охоте и в результате упускает зайца.

Т олстой подчёркивает характерную для ребёнка невозможность долгой сосредоточенности на одном чувстве и желании, быстрое перемещение его внимания с одного предмета на другой. Благодаря отсутствию страстей ребёнок живёт, как живёт природа, не жалея об уходящем, радуясь новому, в постоянном развитии и обновлении.

На этом светлом, преобладающем фоне пока только лёгкими штрихами намечаются предпосылки для образования той ложной стороны души, развития эгоистического чувства, которое будет иметь такое большое значение впоследствии. Писатель следит за проявлениями в Николеньке самолюбивого чувства личности, обусловливающими некоторые его чувства и поступки, как-то противоречащие естественному, светлому существу ребёнка.

С этой стороны, например, имеет значение злое чувство Николеньки к Карлу Ивановичу, когда тот его нечаянно будит, ударив хлопушкой по мухе. “Положим, - думает проснувшийся Николенька, - я маленький. Но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьёт мух около Володиной постели? Вон их сколько. Нет. Володя старше меня; а я меньше всех, оттого он меня и мучит”. Но это чувство обиды моментально проходит. Ведь Николенька знает, что Карл Иванович любит его. Мальчик начинает испытывать досаду на самого себя. Уже с первых страниц повести мы наблюдаем в Николеньке стремление разобраться в мыслях и поступках людей, проанализировать свои мысли и действия. Для Толстого это очень важно, поэтому на протяжении всей повести писатель фиксирует способность к рефлексии у мальчика. Развитием эгоистического чувства объясняется досада Николеньки на несносные башмаки с бантиками. Он завидует брату и хочет поскорее надеть такие сапоги, как у Володи, которые свидетельствовали бы, что он уже “большой”, и внушали бы уважение к его личности.

Дети бывают счастливы не только там, где их любят, но прежде всего в семье, где родители любят друг друга. Любовь родителей друг к другу - крыша над головой ребёнка, над которой он чувствует себя защищённым от любых невзгод. В повести Льва Толстого мы не найдём страниц, где бы впрямую говорилось о взаимоотношениях супругов Иртеньевых. Но достаточно прочитать предсмертное письмо матери, обращённое к мужу, исполненное такой возвышенной и самоотверженной любви, чтобы понять: именно это её чувство и определило нравственный дух семьи. Потому-то с её смертью так резко меняется весь семейный уклад: “Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…”

Мать самого Льва Николаевича Толстого скончалась, когда будущему писателю не было ещё и двух лет. Он не помнил её и даже портрета её никогда не видел. В 1906 году есть такая дневниковая запись Льва Николаевича: “Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление - желание ласки - любви. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю её себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл, ещё не умея говорить. Да, она моё высшее представление о чистой любви, но не холодной божеской, а земной, тёплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты, приласкай меня…”

Мир, в который вступает Николенька Иртеньев, полон тревог и неожиданностей, он сталкивается с разными проявлениями жизни, которые не только озадачивают его, но порой ставят в тупик. Естественное стремление к гармонии нарушается, и нарушения эти весьма болезненны. Детские раны затягиваются быстро - такова сила детского восприятия мира. Но затягиваются они лишь внешне, навсегда оставаясь в глубинах человеческой души. Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а то, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, то, что составляет его внутреннюю жизнь.

Л.Н. Толстой впервые в русской литературе сказал о том, как трудно быть ребёнком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить и тем самым сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья. Детский мир очень хрупок, и его легко разрушить. Каждый поступок для ребёнка - большая и сложная проблема. А родители очень часто не осознают этого, поглощённые ежедневными заботами.

Т рилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» уделено небольшое место в методических исследованиях. Основательных и значительных работ по изучению повести «Детство» в школе в методической литературе нет. Однако следует отметить ряд статей, посвящённых этой проблеме .

Рассмотрев эти работы, можно сделать некоторые выводы:

  • авторы исследований советуют изучать повесть «Детство» в 6–7-м классах, руководствуясь тем, что произведение Л.Н. Толстого несёт в себе огромный нравственный потенциал, заряд добра и любви, которые необходимы растущему ребёнку;
  • методисты отмечают, что у каждого ребёнка есть свой собственный, неповторимый внутренний мир, богатый радостями и переживаниями, и именно такой детский мир изобразил в своей повести Л.Н. Толстой, сумев приоткрыть перед читателями частичку души мальчика, показать её диалектику;
  • повесть Толстого «Детство» может помочь современным детям понять самих себя, научиться отличать в жизни хорошее от дурного, заставить увидеть окружающий их светлый мир детства - самой прекрасной поры человеческой жизни.

Мы предлагаем отвести изучению повести четыре или (если удается) пять уроков.

Урок 1. «Учитель Карл Иванович»

1. Слово учителя. На доске перед вами фоторепродукции знаменитых картин Валентина Серова. Первая картина называется «Дети», а другая «Мика Морозов». По­смотрите внимательно на эти картины.

Кого вы видите на этих картинах?

Подумайте, кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртеньевым? Почему?

Опишите этого мальчика. (Какого он возраста, какие у него волосы, какие глаза, как художник изобразил удивление мальчика, что может означать его жест.)

Пофантазируйте: о чём может думать этот мальчик? Что чувствовать?

Где он находится? Что его окружает?

Как цвета картины влияют на ваше настроение? Как вы опишете это настроение?

2. Комментированное чтение учителем главы «Учитель Карл Иваныч» (эпизод с хлопушкой).

3. Беседа с учащимися по содержанию главы.

Почему Николенька раздосадован на своего учителя?

Почему Николенька сначала злился и досадовал на Карла Ивановича, а потом начал плакать?

Как меняется настроение мальчика? Найдите подтверждение в тексте.

О чём думает и что переживает Николенька, когда приносят башмаки с бантиками?

Как относится мальчик к Карлу Ивановичу? Прочитайте.

Что ещё мы узнаём о Николеньке в этой главе?

Какое влияние оказал Карл Иванович на мальчика?

4. Устное словесное рисование «Детская комната».

5. Рефлексия.

Похож ли Николенька в чём-нибудь на вас?

В чём похож или не похож?

Размышляете ли вы над своими мыслями и поступками, как Николенька? Приведите примеры, объяснив, почему вы об этом думаете.

Были ли в вашей жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к кому-нибудь?

7. Ведение дневника. Какие бы мысли мог записать Николенька в свой дневник? Что бы его интересовало и беспокоило?

Урок 2. Образы матери и отца Николеньки в повести «Детство»

(Работа над главами «Maman» и «Что за человек был мой отец»)

1. Пересказ учащимися второй и десятой глав.

2. Проверка составленного плана главы «Классы».

3. Беседа по прочитанному материалу.

С каких событий начинается глава «Maman»?

О чём в ней рассказывается?

Какой мы видим мать Николеньки? Прочитайте.

Как мать Николеньки относится к Карлу Ивановичу?

О какой черте её характера это говорит?

Мать Николеньки сразу заметила, что он плакал. О чём это говорит?

4. Глава «Что за человек был мой отец?». Прочитайте отрывок, в котором нарисован портрет отца Николеньки.

Как относится отец мальчика к людям?

Любили ли его окружающие?

Удалось ли ему сделать карьеру?

Что отец Николеньки любил в жизни?

Для чего он жил? Прочитайте.

Одинаково ли относится Николенька к матери и к отцу? Почему? Докажите примерами.

5. Чтение по ролям отрывка из главы «Maman».

Вопрос к учащимся в конце урока:

Какое влияние оказали на Николеньку его родители?

7. Ведение дневника. Ответить на вопросы: “Что бы Николенька записал в свой дневник по прошествии этих событий? О чём бы он думал?”

Урок 3. «Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!»

1. Прослушивание составленного диалога (сцена за столом).

2. Беседа по прочитанному материалу.

Расскажите, как жила Наталья Савишна.

Почему у неё не было семьи?

Чем же она наполнила свою жизнь? Прочитайте.

Почему она не захотела принять вольную от матери Николеньки?

Как Николенька вспоминает о няне? Прочитайте.

3. Беседа.

О чём было письмо матери Николеньки?

Что она говорит в нём о своих детях? Прочитайте.

Меняется ли жизнь мальчика со смертью матери?

4. Домашнее задание. Чтение и художественный пересказ главы 15; выразительное чтение отрывков «Счастливая, счастливая… лучших наслаждений» и «Вернутся ли… детскому воображению»; инсценировка одного из эпизодов повести.

Урок 4. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

1. Художественный пересказ главы 15, выразительное чтение.

2. Вопросы к учащимся.

Как вспоминает о своём детстве Николенька?

Какие моменты детства ему дороги?

3. Инсценировка.

4. Рефлексия.

Похожи ли воспоминания о детстве Николеньки на ваши?

Какие самые яркие впечатления, эпизоды вы можете вспомнить? Расскажите о них.

5. Домашнее задание. Ведение дневника: «Какие воспоминания о детстве остаются у Николеньки», сочинение-миниатюра «Яркий эпизод в моей жизни».

) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Предметом воспроизведения в данном случае служил для себя сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания собственной детской жизни, очень ярко сохранившаяся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого . И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, натур ему совершенно чуждых, совершая так называемое чудо художественного перевоплощения, силой творческого воображения представляя себе события душевной жизни людей так, как они происходят на самом деле, со всеми характерными их деталями.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.

Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.

Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.

Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.

Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).

Глава I. Описание живущего в семье дворян-Иртеньевых пожилого-учителя, немца Карла Ивановича Мауера. Николенька Иртеньев (мальчик, от лица которого ведётся повествование «Детства») испытывает к этому одинокому, чудаковатому человеку чувство сострадания и жалости.

Глава II. Литературный портрет тихой и доброй матери Николеньки.

Глава III. Николенька слышит разговор своего отца с приказчиком имения, Яковом Михайловым. Отец сообщает Николеньке и его брату Володе, что собирается поехать в Москву, к бабушке, и взять их с собой, а мать останется в имении. Из слов отца Николенька понимает, что Карла Ивановича в связи с этим переездом собираются уволить.

Глава IV. На уроке у Карла Ивановича Николенька не может удержаться от слёз при мысли о предстоящей разлуке с матерью. Карл Иванович уже знает о своём увольнении. Он горько жалуется дядьке-воспитателю детей, Николаю, на то, что господа не ценят его заслуг. Последней фразой в тетрадях мальчиков старый учитель велит написать: «Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность».

Глава V. В имении появляется юродивый странник Гриша, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри и говорит загадочные слова, принимаемые некоторыми за предсказания. В этот раз Гриша как будто предчувствует, что дом Иртеньевых вскоре посетит беда.

Отец Николеньки относится к Грише скептически, считая его шарлатаном. Мать же очень уважает нищего странника.

Глава VI. По приказу отца дворовые псари готовят выезд семьи Иртеньевых на охоту.

Глава VII. Семейство едет охотиться вдоль осеннего поля. Отец велит Николеньке стать с собакой Жираном в засаду на зайца, которого выгонят к ним другие псы. Николенька так волнуется, что, увидев зайца, спускает на него Жирана прежде времени – и упускает добычу.

Глава VIII. После охоты семья Иртеньевых обедает в тени берёз. Сёстра Николеньки, Любочка, и дочь гувернантки, Катенька, предлагают мальчикам поиграть в Робинзона, но повзрослевший Володя уже не хочет заниматься «детскими глупостями».

Лев Толстой. Детство. Аудиокнига

Глава IX. Наклонившись с другими детьми рассмотреть червячка, Николенька вдруг замечает, как хороша шейка Катеньки. Охваченный чем-то вроде первой влюблённости он целует её, а на обратном пути к дому старается вихрем пронестись перед Катей верхом на лошади.

Глава X. Описание характера отца Николеньки. Самоуверенный и статный мужчина, он более всего предан в жизни двум страстям: карточной игре и женщинам. Не быв никогда человеком очень большого света , он, тем не менее, своей гордостью умел внушить там уважение к себе. Человек практичный, он не следовал твёрдым нравственным правилам и мог тот же поступок рассказать как самую милую шалость и как низкую подлость.

Глава XI. Николенька видит, как в кабинет отца в большом волнении и с мрачным лицом входит учитель Карл Иванович. Через некоторое время он выходит оттуда, утирая слёзы. Затем отец Николеньки сообщает матери, что после разговора с Карлом Ивановичем решил не увольнять этого старика, к которому сильно привязаны дети, и взять его вместе с ними в Москву.

Глава XII. Спрятавшись в чулане, дети-Иртеньевы следят за горячей молитвой, которую читает перед сном юродивый Гриша, оставшийся у них ночевать. Сердечная религиозность странника производит на Николеньку незабываемое впечатление.

Глава XIII. История старой няни Иртеньевых, крестьянки Натальи Савишны. Трогательное описание её заботливости, доброты, деловитости и преданности господам, от которых она не хочет уходить, даже получив вольную и перестав быть крепостной.

Глава XIV. После трогательного прощания с матерью и дворовыми Николенька, Володя и их отец уезжают из имения в Москву.

Глава XV. Размышления Толстого о детстве в его судьбе: это пора, «когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни».

Глава XVI. В Москве Николенька, Володя и отец останавливаются в доме у бабушки по матери. Через месяц она празднует свой день рождения. Учитель Карл Иванович дарит ей искусно сделанную коробочку, оклеенную золотыми каёмками, Володя – нарисованную им картинку с головой турка, а Николенька (страшно волнуясь) – стихи собственного сочинения.

Глава XVII. На день рождения бабушки приезжает неприятная, сухопарая княгиня Корнакова, которая рассказывает, что в воспитательных целях сечёт своих детей.

Глава XVIII. Приходит на день рождения и князь Иван Иванович, человек очень знатный, но простой и великодушный. Случайно оставшись наедине с Иваном и Ивановичем и бабушкой, Николенька слышит бабушкин рассказ о том, что его отец нарочно оставил мать в имении, чтобы самому удобнее развлекаться в Москве.

Глава XIX. Поздравлять бабушку приходят и три находящихся с ней в родстве мальчика-брата Ивиных. Один из них, красивый и самоуверенный Серёжа, очень нравится Николеньке, который стремится близко подружиться с ним. Но эта симпатия слабеет, когда Серёжа и другие его братья безжалостно насмехаются над Иленькой Граппом, тихим и робким сыном бедного иностранца.

Глава XX. Вечером у бабушки ожидаются танцы. На них приезжает госпожа Валахина, привозя очень красивую 12-летнюю дочку, Сонечку. Николенька очарован ею и втайне ревнует её к Серёже Ивину за одно то, что тот её увидит. Вновь появляется и княгиня Корнакова с несколькими неприятными дочерьми и нагловатым, пустым сыном Этьеном. Тот имеет как раз такой вид, какой и должен иметь мальчик, которого секут розгами.

Глава XXI. В жажде понравиться Сонечке Николенька ищет танцевальные перчатки, но находит лишь старую перчатку Карла Ивановича с одним отрезанным пальцем. Увидев её у него на руке, гости смеются. Смеётся и Сонечка, однако это добродушное веселье лишь ободряет Николеньку: он убеждается, что все хорошо относятся к нему. Начинаются танцы. Николенька приглашает Сонечку на кадриль. Она улыбается ему. Он после танцев садится с нею рядом и пробует завести разговор по-французски.

Глава XXII. Николенька хочет пригласить Сонечку и на мазурку, однако на сей раз ему приходится танцевать с одной из уродливых княжон Корнаковых. С расстройства он путает танцевальные фигуры и едва не становится посмешищем бала.

Глава XXIII. После танцев Николенька провожает Сонечку к карете. Она предлагает ему подружиться, перейти на ты и приглашает его гулять на Тверской бульвар, куда родители часто её возят.

Глава XXIV. Николенька ложится в постель, весь в мыслях о Сонечке. Вместе с ним в комнате не спит и его брат Володя, тоже обворожённый девочкой.

Глава XXV. Через полгода, весной, к Иртеньевым в Москву приходит письмо от матери. Она сообщает, что заболела, простудившись во время прогулки, и лежит с сильным жаром. Мать выражает надежду на скорое своё выздоровление, однако во французской приписке к письму, предназначенной для одного отца, убеждает: ей не избежать скорой смерти, поэтому пусть он поторопится обратно в имение.

Глава XXVI. Николенька с отцом и братом возвращается в имение. Маменька уже так плоха, что даже не узнаёт детей. За ней помогает ухаживать приехавшая как раз погостить родственница – «Прекрасная фламандка». На следующий день маменька умирает в ужасных страданиях.

Глава XXVII. Страшное горе Николеньки. Печальные похороны, на которые собираются все деревенские крестьяне. Когда одна из крестьянок подходит к гробу проститься с покойницей, пятилетняя дочь у неё на руках пронзительно кричит в испуге от вида бледного лица усопшей. Николенька в страшном смятении выбегает из комнаты. «Мысль, что то лицо, которое за несколько дней было исполнено красоты и нежности, лицо той, которую я любил больше всего на свете, могло возбуждать ужас, как будто в первый раз открыла мне горькую истину и наполнила душу отчаянием».

Столкновение со смертью разрушает в Николеньке светлую безмятежность детства, открывая новый период его жизни.

Детство - счастливая пора в жизни каждого человека. Ведь в детстве все кажется светлым и радостным, а любые огорчения быстро забываются, как и короткие обиды на родных и близких людей. Не случайно этой теме посвящены многие произведения русских писателей: «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, «Детство Тёмы» Гарина-Михайловского, «Как росли мальчишки» Е. Морозова и многие другие произведения.

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Льва Николаевича Толстого - Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало» . Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство» Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали «диалектикой души» . Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя - диалектику души - и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Такой же мучительной становится для него и ссора с Натальей Савишной, которая посвятила всю свою жизнь воспитанию maman, а потом всех ее детей. Получив вольную, она расценила это как знак немилости, как незаслуженное для нее наказание и порвала документ. Только матушкино заверение, что все будет как раньше, примирило ее с дальнейшей жизнью в семье Иртеньевых. Наталья Савишна верой и правдой служила этой семье и за все эти годы скопила всего 25 рублей ассигнациями, хотя «жила скупо и над всякой тряпкой тряслась» , по выражению ее брата. Умерла она через год после кончины maman, ведь твердо была уверена, что «бог ненадолго разлучил её с тою, на которой столько лет была сосредоточена вся сила её любви» . Потерявший двух дорогих для него людей, Николенька, сразу повзрослевший и посерьёзневший, постоянно думал о том, что провидение для того только соединило его с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них.

Конечно, мир русского барчука (а именно так называли дворянских детей) связан с миром взрослых: это и охота, в которой принимают участие Николенька и его братья; это и балы, где нужно не просто уметь танцевать мазурку и все остальные полагающиеся по этикету танцы, но и вести светские беседы. Ради того, чтобы понравиться Сонечке Валахиной с русыми милыми кудряшками и крошечными ножками, Николай, в подражание взрослым, хочет надеть перчатки, но находит только старую и грязную лайковую перчатку, что вызывает всеобщий смех окружающих и стыд и досаду главного героя.

Познает Николай и первое разочарование в дружбе. Когда Сережа Ивин, его бесспорный кумир, унизил в присутствии других мальчиков Иленьку Грапа, сына бедного иностранца, Николенька испытал сочувствие к обиженному мальчику, но не нашел пока в себе силы защитить и утешить его. После любви к Сонечке чувство к Сереже остыло окончательно, и герой почувствовал, что и Сережина власть над ним тоже утрачена.

Так заканчивается эта беззаботная пора в жизни Николеньки Иртеньева. После смерти maman жизнь героя изменится, что найдет отражение уже в другой части трилогии - в «Отрочестве». Теперь его будут называть Nikolas, а сам он поймет, что мир может обернуться совсем другой стороной.

  • «После бала», анализ рассказа Льва Толстого

Отец Николеньки – Петр Александрович, является второстепенным героем произведения Льва Николаевича Толстого «Детство». Несмотря на то, что отец не является главным персонажем в рассказе, он сыграл значительную роль в жизни своего сына Николеньки и в значительной мере повлиял на его мировоззрение и дальнейшую жизнь.

Отец главного героя повести – дворянин и помещик. У семьи маленького Николая во владении несколько имений. Его звание – отставной поручик гвардии и автор повести говорит, что он остался им навсегда.

Что касается внешности персонажа, то Толстой описывает его большой рост, большие руки и большой орлиный нос. На этом сильном телосложении выделяется описание маленьких глаз и странная походка – маленькими шажками. Автор также подчеркивает, что герой одевается не по последней моде, но с изяществом и оригинальностью.

Отец Николая – очень самоуверенный человек, ему присущ характер «любезности и разгула». Самые любимые на свете вещи, которые любит отец Николеньки – это карты и женщины. За свою жизнь он выигрывал миллионы и имел, наверное, также миллион связей с самыми разными женщинами. Он прослыл удачливым человеком, но, помимо фортуны и крупных выигрышей, частенько к нашему персонажу приходит неудача, и тогда он проигрывает довольно крупные суммы.

Персонаж врет своей доверчивой жене. А она ему верит. Кроме того, ее почему-то совсем не огорчают потери крупных сумм денег, которые зачастую проигрывает в карты ее любимый и честный (по ее мнению) муж.

В обществе персонажа считают очень порядочным и благородным человеком, добрым и очень хорошим мужем. Он просто умеет нравиться людям, независимо от их положения в обществе. Если уж ему хотелось кому-то понравиться, то это для него было проще простого. Несмотря на то, что он не относился к большому свету, среди людей того общества он был очень уважаем.

У Петра Александровича есть связи в обществе. Часть он приобрел в молодости, а часть ему досталась благодаря своей матери.

Петр Александрович – очень чувствительный человек. Зачастую, читая книгу, он мог прослезиться на каком-нибудь особенном моменте.

Отец маленького Николая очень любит музыку, он иногда поет и подыгрывает себе на фортепиано. Ему нравятся песни, романсы и некоторые мотивы из опер, а от Бетховена его клонит в сон.

Герой, в отличие от матери Николеньки, не любит помогать юродивым и говорит своей жене, что все они «на один покрой».

2 вариант

Пётр Александрович приходится отцом Николеньке. Он персонаж второстепенный, но от этого не менее важный, чем мать Николая. Он оказал большое влияние на воспитания своего сына, а также на его мировоззрение и дальнейший образ жизни.

Отец - помещик и дворянин. Под его надзором находится некоторое количество имений и деревней. В армии он дослужился до отставного гвардейского поручика. С этим званием он остался на всю жизнь.

Описывая его внешность, автор выделяет могучее телосложение, высокий рост, крепкие руки и нос как у орла. На этом фоне сильного человека выделены небольшие глаза и странная поступь маленькими шагами. Толстой также отмечает, что Пётр хоть и не соответствует последнему крику моды, но одевается со вкусом и как-то по-особенному.

Пётр человек самонадеянный. В его жизни есть две самые излюбленные вещи. Таковыми являются женщины и игра в карты. За всё своё время существования он наверное выиграл не один миллион, а также связывался с множеством женщин. В общественных кругах он удачливый игрок. Фортуна часто приходила ему на помощь. Но бывало и наоборот, и тогда уже он проигрывал очень большие суммы денег.

Свою жену он постоянно обманывает. Но она ему вполне доверяет и даже не догадывается, что муж нагло врёт. И её совсем не заботит то, что Пётр время от времени проигрывает крупные деньги. Она уверена в том, что её муж честный человек.

Общество же, считает Петра Александровича добропорядочным и хорошим человеком. А как мужа, его относят к доброму, верному и честному. По своей природе он может понравиться человеку вне зависимости от того, какое общественное положение он занимает. Для него нет ничего более простого, чем просто быть приятным для какого-либо человека. Конечно, он не был известен в кругах высшего светского общества. Но зато в тех кругах, в которых он пребывал, его полностью уважали и почитали. Помимо этого у Петра есть прочные общественные связи, коих немало. Некоторые из них он приобрёл ещё будучи молодым, а другие достались ему после матери.

Он человек чувствительный. Например, когда он читал какое-либо произведение, он мог не сдержать своих эмоций.

В отличие от своей жены, он не собирается помочь юродивым. Петр считает, что все они одинаковые попрошайки.

Сочинение Отец в произведении Детство

В данном произведении отец мальчика Николеньки, это Петр Александрович. Он ранее служил в армии, был военным, сейчас в отставке. Это немолодой мужчина с большой залысиной на голове, еще одна из его отличительных характеристик привычка подергивать плечом, тихий разговор, переходящий на шепот. Кроме этого у Петра был орлиный нос и маленькие глаза.

Вся внешность смотрелась незаурядно, выглядит он как все люди, особое внимание к себе привлекал умением общаться с людьми. Так же благодаря тому, что в его владении было несколько имений, он был достаточно богатым человеком. Поэтому часто бывал на балах и различных светских мероприятиях.

Одежда была подобрана добротно и аккуратно, вся фигура Петра Александровича выражала аристократическую сдержанность и изящность. Костюмы не были модными, но выглядели очень элегантно, манера держать себя и общаться с другими людьми, сразу выдавала в нем истинного дворянина.

В характере этого персонажа собраны рыцарские качества и разгульный образ жизни золотой молодежи. Он любит азартные игры, особенно карты, общается с разными женщинами, хотя и женат. Его жена не подозревает об изменах мужа, она верит, что он искренний и честный семьянин.

Играя в карты, Петр проиграл огромные суммы денег, но выигрыши тоже есть, поэтому они живут не бедствуя. Репутация при этом у него великолепная, его уважают в обществе. Его ценят, любят жена и дети, в обществе высказываются как о порядочном семьянине и гражданине своей страны.

Кроме того, что состояние Петра Александровича, является внушительным, он обладает еще и большим количеством связей. Эти связи он получило по каналам отца и от друзей, с которыми познакомился во время учебы.

В то же врем герой очень сентиментален и чувствителен, во время чтения романов, в некоторых сюжетных линиях его пробирает слеза. Так же он умеет играть на фортепиано и петь. Любит песни, которые написал его друг, цыганские мотивы, некоторые романсы. К классической музыке совершенно безразличен, играет сам и поет.

Петр Александрович очень любит общество, он постоянно, где то в центре внимания, любит шумные сборы и полные залы людей. Его эпицентр, это общество, он постоянно на виду, любит все, что предлагают на званых балах и раутах. Он живет ради того, чтоб получать от жизни больше удовольствий и приятных вещей.

Своего мнения у него нет, он любит все то, что все любят. Так же и с семьей, она у него есть потому, что есть у всех. Характер героя непонятен и изменчив, все плохое он прячет глубоко внутри, а наружу выставляет красивую внешность и свои тонкие манеры. Его главная любовь в жизни, это публичность, он один из тех, кто не может жить без одобрения общества.

Кохання це велике почуття, яке може охопити кожного, але не всі зможуть відчути справжню силу кохання. Кохати – це значить розуміти кохану людину лише за поглядом, бажання бути поряд.

  • Сочинение Утро изменившее жизнь После бала для 8 класса

    Иногда случается так, что один небольшой эпизод может изменить мнение о человеке и дальнейшую жизнь. Так случилось и в рассказе Л.Н.Тольстого «После бала»

  • Твір Характер людини

    Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю


  • © 2024
    alerion-pw.ru - Про лекарственные препараты. Витамины. Кардиология. Аллергология. Инфекции